Антитеизм
Часть серии о |
Неверие |
---|
Антитеизм , также пишется как антитеизм , — это философская позиция, согласно которой теизму следует противостоять. [1] [2] Этот термин имел ряд применений. В светском контексте это обычно относится к прямому противодействию вере в какое-либо божество .
Этимология
[ редактировать ]Слово антитеизм (или антитеизм через дефис ) встречается в английском языке с 1788 года. [3] Этимологические и корни слова греческие anti . theos —
Оксфордский словарь английского языка определяет антитеиста как «человека, выступающего против веры в существование бога». Самое раннее упоминание этого значения датируется 1833 годом. [4] [2] Этот термин, вероятно, был придуман Пьером-Жозефом Прудоном . [5]
Оппозиция теизму
[ редактировать ]Антитеизм был принят в качестве ярлыка теми, кто считает теизм опасным, разрушительным или поощряющим вредное поведение. Кристофер Хитченс (2001) [6] написал:
- «Я даже не столько атеист , сколько антитеист ; я не только утверждаю, что все религии являются версиями одной и той же лжи, но я считаю, что влияние церквей и влияние религиозных убеждений положительно вредны. " [6]
Оппозиция идее Бога
[ редактировать ]Другие определения антитеизма включают определение французского католического философа Жака Маритена (1953), для которого это «активная борьба против всего, что напоминает нам о Боге». [7]
Определение было ( Роберта Флинта 1877 г.), профессора богословия Эдинбургского университета, аналогичным. Флинта в Бэрде 1877 года Лекция называлась «Антитеистические теории» . [8] Он использовал «антитеизм» как очень общий термин для обозначения любой оппозиции его собственной форме теизма, которую он определил как
- «вера в то, что небеса, земля и все, что они содержат, обязаны своим существованием и продолжением мудрости и воле высшего, самосуществующего, всемогущего, всеведущего, праведного и доброжелательного Существа, отличного от и независимого от них». то, что Он создал». [8] (п 1)
Флинт написал [8]
- «Имея дело с теориями, которые не имеют ничего общего, кроме того, что они антагонистичны теизму, необходимо иметь общий термин для их обозначения. Антитеизм, по-видимому, является подходящим словом. означает, чем термин атеизм. Он применяется ко всем системам, которые противостоят теизму, следовательно, он включает в себя атеизм, но кроме атеизма существуют антитеистические теории».
- «Политеизм — это не атеизм, поскольку он не отрицает существования божества; но он антитеистичен, поскольку отрицает существование только одного бога. Пантеизм — это не атеизм, поскольку он утверждает, что есть бог; -теизм, поскольку он отрицает, что Бог является существом, отличным от творения и обладающим такими качествами, как мудрость, святость и любовь. Всякая теория, которая отказывается приписать богу атрибут, необходимый для достойного представления о его характере, является теизмом. Атеистическими являются только те теории, которые отказываются признать существование доказательств даже существования бога». [8] (стр. 23)
Однако Флинт также признал, что антитеизм обычно понимают иначе, чем он его определяет. В частности, он отмечает, что он использовался как подразделение атеизма , описывающее точку зрения, согласно которой теизм был опровергнут, а не как более общий термин, который предпочитал Флинт. Он отвергал альтернативную нетеистическую
- «Не только из-за его гибридного происхождения и характера, но также и потому, что он слишком всеобъемлющий. Теории физической и ментальной науки нетеистичны, даже если ни в какой степени, прямо или косвенно, они не противоречат теизму». [8] (с. 444–445)
Другие похожие термины
[ редактировать ]Оппозиция существованию бога или богов часто называется нетеизмом , дистеизмом или мизотеизмом .
- Дистеизм божество на самом деле будет означать «веру в недоброжелательное ».
- Мизотеизм , строго говоря, означает «ненависть к Богу».
Примеры систем верований, основанных на принципе противодействия существованию бога или богов, включают некоторые формы атеистического сатанизма и мальтеизма .
Различные определения понятия «антитеизм».
[ редактировать ]Кристофер Нью (1993) [9] предложил измененное определение слова «антитеизм» в рамках мысленного эксперимента. аргументы в пользу существования злого Он представляет, как выглядели бы бога, и пишет
- «Антеисты, как и теисты, верили бы во всемогущего, всеведущего, вечного творца; но в то время как теисты на самом деле верят, что высшее существо также совершенно добро, антитеисты поверили бы, что он совершенно злой». [9] [10]
Измененное определение Нью вновь появилось в работах У. А. Мерфри. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клайн, Остин. « Атеизм и антитеизм : в чем разница? Что такое «антитеизм»?» . О сайте.com . Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «антитеизм» . Бесплатный словарь .
- ^ «антитеизм» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ «антитеизм». The Shorter OED (переиздание). 1970. с. 78.
- ^ Носе, Август Дель (5 января 2022 г.). Проблема атеизма McGill-Queen's Press - MQUP. ISBN 9780228009382 .
- ^ Jump up to: а б Хитченс, К. (2001). «Письма молодому противоречию» (отрывок из книги). Архивировано из оригинала 15 сентября 2009 г.
См. также статью в Википедии «Письма молодому противнику». - ^ Маритен, Дж. (1953). Диапазон разума . Лондон, Великобритания: Джеффри Блес. п. 104. Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Флинт, Роберт (1894) [1877]. Антитеистические теории: лекция Бэрда за 1877 год (5-е изд.). Лондон, Великобритания: Уильям Блэквуд и сыновья.
- ^ Jump up to: а б Нью, К. (июнь 1993 г.). «Антеизм – отражение». Соотношение . 6 (1): 36–43. дои : 10.1111/j.1467-9329.1993.tb00051.x .
- ^ Дэниелс, Чарльз Б. (июнь 1997 г.). «Бог, демон, добро, зло». Журнал исследования стоимости . 31 (2): 177–181. дои : 10.1023/A:1004275010090 . S2CID 169336704 .
- ^ Мерфри, Уоллес А. (март 1997 г.). «Естественная теология: теизм или антитеизм». София . 36 (1): 75–83. дои : 10.1007/BF02786044 . S2CID 170924107 .
Источники
[ редактировать ]- Баркер, Дэн (1993). «Евангелистический атеизм: сбивает верующих с пути» . Свободомыслие сегодня . Архивировано из оригинала 26 ноября 2005 г. Проверено 26 ноября 2005 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Браун, Джанет (2002). Власть места , Том 2 биографии Чарльза Дарвина . Альфред Кнопф
- Хитченс, Кристофер (2001). Письма молодому противнику ( ISBN 0-465-03032-7 ) . Нью-Йорк: Основные книги.
- Маритен, Жак (1953). Диапазон разума. Лондон: Джеффри Блес. Электронный текст
- Примечание. Глава 8 « Значение современного атеизма» (стр. 103–117, Электронный текст ) перепечатана из Review of Politics , Vol. 11 (3) июля 1949 г., с. 267–280 Электронный текст . Также появляется версия The Listener , Vol. 43, № 1102, 9 марта 1950 г., стр. 427–429,432.
- Сигал, Дэвид (26 октября 2006 г.). «Атеист-евангелист» . Вашингтон Пост (статья). п. С01.
- Уитэм, Ларри (2003). Автор : Книги о встречах
- Вольф, Гэри (ноябрь 2006 г.). «Новый атеизм: Церковь неверующих» . Журнал Wired (репринт).
- Райт, Северная Каролина (2005). Последнее слово , Харпер Сан-Франциско