Jump to content

Караван-сарай

(Перенаправлено с Караван-сарая )

Караван -сарай Изадхаст (начало 17 века), провинция Фарс , Иран.

( Караван-сарай или караван-сарай ; / k ær ə ˈ v æ n s ə ˌ r / ) [ 1 ] был придорожной гостиницей , где путешественники ( караванщики ) могли отдохнуть и восстановить силы после дневного пути. [ 2 ] Караван-сараи поддерживали потоки торговли, информации и людей по сети торговых путей, охватывающих Азию, Северную Африку и Юго-Восточную Европу , особенно по Шелковому пути . [ 3 ] [ 4 ] Городские версии караван-сараев, часто расположенные вдоль сельских дорог в сельской местности, также были исторически распространены в городах по всему исламскому миру и часто назывались другими именами, такими как хан , викала или фундук . [ 5 ]

Термины и этимология

[ редактировать ]
Караван-сарай Гянджали -хана (1598 г.) в Кермане , Иран.

Караван-сарай

[ редактировать ]

Караван-сарай ( персидский : کاروانسرای , латинизированный : kārvānsarāy ) — вариант персидского сложного слова, сочетающий kārvān « караван » с -sarāy «дворец», «здание с закрытыми дворами». [ 6 ] Здесь «караван» означает группу торговцев, паломников или других путешественников, совершающих дальние путешествия. Это слово также переводится как караван-сарай , караван-сарай , караван-сарай , караван-сарай и караван-сарай . [ 4 ] В научных источниках он часто используется как общий термин для нескольких связанных типов коммерческих зданий, таких как гостиницы или общежития, тогда как фактические экземпляры таких зданий имели различные названия в зависимости от региона и местного языка. [ 5 ] Однако этот термин обычно предпочитали для сельских гостиниц, построенных вдоль дорог за пределами городских стен. [ 7 ]

Хан Асад Паша , караван-сарай, построенный в 1752 году в Дамаске , Сирия.

Слово хан ( خان ) происходит от вырезки из среднеперсидского языка : 𐭡𐭩𐭲𐭠 , латинизированного: xānag , букв. 'дом'. [ 8 ] [ 5 ] Это может относиться к городскому караван-сараю, построенному в городе или городе. [ 5 ] [ 9 ] или вообще в любой караван-сарай, в том числе построенный в сельской местности и вдоль пустынных дорог. [ 10 ]

На турецком языке это слово переводится как хан . [ 5 ] То же самое слово использовалось в боснийском и болгарском языках, пришедших в результате османского завоевания . Помимо турецкого и персидского языка, этот термин также широко использовался в арабском языке, и примеры таких зданий можно найти по всему Ближнему Востоку еще во времена халифата Омейядов . [ 5 ] [ 9 ] Термин хан также используется в румынском языке и заимствован из османского турецкого языка. [ нужна ссылка ]

Фундук ан-Наджарин в Фесе , Марокко

Термин «фундук» ( араб . فندق ; иногда пишется «фундаук» или «фондук» из французской транслитерации) часто используется для обозначения исторических гостиниц в Марокко и странах Магриба . [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ] : 116 

Слово происходит от греческого языка койне : πανδοκεῖον , латинизированного: приветствуя всех; гостиница [ 13 ] [ 5 ] на иврите : פונדק , латинизировано : пундак , фундаментако в Венеции , фондако в Генуе и альхондига. [ 14 ] или фонда по-испански. В городах этого региона такие здания также часто использовались как жилье для ремесленных мастерских. [ 15 ] [ 11 ] [ 16 ] : 318 

говорить

[ редактировать ]
Викала Султана аль-Гури (1504-05), один из наиболее хорошо сохранившихся образцов в Каире.

Арабское слово викала ( وكالة ), иногда записываемое как вакала или векала , — это термин, часто встречающийся в историческом Каире для обозначения городского караван-сарая, в котором размещались купцы и их товары и который служил центром торговли, хранения, транзакций и другой коммерческой деятельности. [ 17 ] Слово викала примерно означает «агентство» на арабском языке , в данном случае коммерческое агентство. [ 17 ] что также могло быть ссылкой на таможни , которые могли быть расположены здесь для обработки импортируемых товаров. [ 18 ] Термин «хан» также часто использовался для обозначения зданий этого типа в Египте. [ 5 ]

Термин окелле или окалле , итальянизированный перевод арабского слова викала , используется для обозначения типа крупных городских зданий в Египте 19-го века, особенно в Александрии . Здесь старая египетская викала была переосмыслена в итальянском стиле итальянским архитектором Франческо Манчини . Под руководством Мухаммеда Али он спроектировал и построил ряд окелле , очерчивающих площадь Консулов ​​(главную площадь европейского квартала Александрии), которые, помимо других функций, служили консульскими особняками, отелем в европейском стиле и фондовой биржей. [ 19 ]

Катра ( бенгальский : কাটরা ) — это название караван-сараев, построенных Империей Великих Моголов в Бенгалии . Бара Катра (бенгальский: বড় কাটরা , : Baṛa Kāṭrā , букв. « Малый караван-сарай » ) относится латинизированный , букв. «Великий караван-сарай») и Чхота Катра (бенгальский: ছোট কাটট কাট় ক াট় কাটঁ к двум великолепным могольским катрам в Дакке , Бангладеш . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Входной портал султана Хана (13 век) возле Аксарай , Турция.

Караван-сараи были обычным явлением не только на Шелковом пути, но и на Ахеменидов империи Королевской дороге , древней дороге длиной 2500 километров (1600 миль), которая, простиралась от Сард до Суз по словам Геродота, : «Теперь истинная история о дороге, о которой идет речь, следующее: на всей ее длине существуют королевские станции и превосходные караван-сараи, и на всем протяжении она пересекает населенную территорию и свободна от опасностей». [ 25 ] Другие значительные городские караван-сараи были построены вдоль Великой магистральной дороги на Индийском субконтиненте , особенно в районе Могол- Дели и Бенгальского Субаха .

На протяжении большей части исламского периода (седьмой век и позже) караван-сараи были распространенным типом сооружений как в сельской местности, так и в густонаселенных городских центрах на Ближнем Востоке , в Северной Африке и Османской Европе. [ 5 ] 12-13 веков несколько караван- сараев было построено По всей империи Сельджуков , многие образцы которых сохранились по всей Турции сегодня. [ 26 ] [ 27 ] (например, большой Султан Хан в провинции Аксарай ), а также в Иране (например, Рибат Шарафа в провинции Хорасан ). Городские версии караван-сараев также стали важными центрами экономической деятельности в городах в этих различных регионах мусульманского мира, часто концентрируясь вблизи основных базарных районов, причем многие примеры до сих пор стоят в исторических районах Дамаска , Алеппо , Каира , Стамбула , Феса , и т. д. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 16 ]

Ибн Баттута , мусульманский путешественник XIV века, так описал функцию каравен-сарая в районе Китая:

Китай – самая безопасная и лучшая страна для путешественника. Мужчина путешествует девять месяцев один с огромным богатством и ему нечего бояться. За это ответственно то, что на каждой почтовой станции в их стране есть фундук , у которого живет директор с конным и пешим отрядом. После захода солнца или наступления темноты директор приходит к фундуку со своим секретарем и записывает имена всех путешественников, которые проведут там ночь, запечатывает его и запирает дверь фундука . Утром он и его секретарь приходят, называют всех по имени и записывают запись. Он посылает кого-то с путешественниками проводить их до следующей почтовой станции и приносит обратно справку от директора фундука, подтверждающую , что все они прибыли. Если он этого не сделает, он за них ответит. Это процедура на каждой почтовой станции в их стране от Син аль-Сина до Хан-Балика. В них есть все необходимое путешественнику из провизии, особенно куры и гуси. Овцы среди них редки. [ 32 ]

Во многих частях мусульманского мира караван-сараи также приносили доходы, которые использовались для финансирования благотворительных или религиозных мероприятий или строительства. Эти доходы и функции управлялись через вакф , защищенное соглашение, которое придавало определенным зданиям и доходам статус посмертных пожертвований, гарантированных исламским законодательством . [ 33 ] [ 34 ] Многие крупные религиозные комплексы в Османской империи и империи Мамлюков , например, либо включали в себя здание караван-сарая (как, например, кюллие мечети Сулеймание в Стамбуле), либо получали доходы от одного из них в этом районе (например, Викала аль-Гури в Каире, который был построен для обеспечения доходов близлежащего комплекса Султан аль-Гури ). [ 31 ] [ 30 ] [ 35 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Пример плана этажа караван-сарая эпохи империи Сефевидов в Карадже, Иран.

Чаще всего караван-сарай представлял собой здание с квадратными или прямоугольными стенами снаружи и с единственным порталом, достаточно широким, чтобы в него могли крупные или тяжело нагруженные животные, такие как верблюды войти . Двор почти всегда был открыт небу, а внутренние стены ограды были оборудованы множеством одинаковых стойл для животных , ниш, ниш или камер для размещения торговцев и их слуг, животных и товаров. [ 36 ]

Караван-сараи предоставляли воду для потребления людьми и животными, омовения и ритуального очищения, такого как вуду и гусль . Иногда у них были сложные общественные бани ( хаммамы ) или другие сопутствующие удобства, такие как фонтан или сабиль/себил . Они хранили корм для животных и имели магазины для путешественников, где они могли приобрести новые припасы. Некоторые магазины покупали товары у странствующих торговцев. [ 37 ] Многие караван-сараи были оборудованы небольшими мечетями, как, например, возвышенные образцы караван-сараев сельджуков и османов в Турции. [ 31 ] [ 38 ] [ 30 ]

В Каире, начиная с периода Бурджи-Мамлюка , викалы (городские караван-сараи) часто были высотой в несколько этажей и часто включали в себя раб' , жилой комплекс для малообеспеченных сдаваемых внаем квартир, который располагался на верхних этажах, в то время как купеческие помещения занимали нижние этажи. полы. [ 39 ] [ 29 ] Максимально используя ограниченное пространство в многолюдном городе, это обеспечило зданию два источника дохода, которыми управляли через систему вакфов . [ 34 ] [ 40 ]

Вид на типичную планировку двора караван-сарая Шах-Аббаси в Карадже , Иран.

Известные караван-сараи

[ редактировать ]

По алфавиту, без учета артикля (ал-, эл- и т.д.).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Словарь.com – караван-сарай» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 года . Проверено 31 января 2016 г. )
  2. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Караван-сарай» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  3. ^ «Караван-сараи: перекресток торговли и культуры на Шелковом пути | Программа «Шелковый путь»» . ru.unesco.org . Архивировано из оригинала 29 мая 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Караван-сарай» . Национальное географическое общество. 23 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Караван-сарай». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-530991-1 .
  6. ^ «Караван-сарай | Происхождение и значение караван-сарая по данным онлайн-словаря этимологии» . www.etymonline.com . Архивировано из оригинала 18 июня 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  7. ^ «Караван-сарай | здание» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  8. ^ Маккензи, DN (1971), «xān», в кратком словаре Пехлеви , Лондон, Нью-Йорк, Торонто: Oxford University Press, стр. 93.
  9. ^ Jump up to: а б «Хан | архитектура» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  10. ^ Петерсен, Эндрю (1996). «хан». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 146–147. ISBN  9781134613663 .
  11. ^ Jump up to: а б Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие искусства жизни (на французском языке) (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN  978-3902782311 .
  12. ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. ISBN  2747523888 .
  13. ^ "Греческий Стронга: 3829. πανδοχεῖον (пандохейон) — гостиница" . biblehub.com . Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 года . Проверено 19 февраля 2015 г.
  14. ^ «альхондига в Diccionario de la Real Academia Española» . Архивировано из оригинала 6 августа 2017 года . Проверено 25 апреля 2015 г.
  15. ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
  16. ^ Jump up to: а б Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе (на французском языке). Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
  17. ^ Jump up to: а б Хэтэуэй, Джейн (2008). Арабские земли под властью Османской империи: 1516-1800 гг . Рутледж. п. 141. ИСБН  9780582418998 .
  18. ^ АльСайяд, Незар (2011). Каир: истории города . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. стр. 100-1 143 . ISBN  978-0-674-04786-0 .
  19. ^ Паллини, Кристина (2006). «Итальянские архитекторы и современный Египет». Исследования в области архитектуры, истории и культуры: статьи приглашенных постдокторантов AKPIA@MIT за 2003–2004 гг. (PDF) . Программа Ага Хана по исламской архитектуре в Массачусетском технологическом институте. стр. 39–50.
  20. ^ Мамун, Мунтасир. Дакка: Смрити Бисмритир Нагари Дакка: город памяти и забвения [ Дакка: Город воспоминаний и забвения ] (на бенгали) (3-е изд.). стр. 100-1 201–206. ISBN  984-412-104-3 .
  21. ^ Рахман, Махбубур. Город архитектора Дакка: Фонд Делвистаа. ISBN  978-984-33-2451-1 .
  22. ^ Ахмед, Назимуддин (1980). Исламское наследие Бангладеш . Дакка: Министерство информации и радиовещания, правительство Народной Республики Бангладеш. стр. 50–51. OCLC   8476199 .
  23. ^ Ашер, Кэтрин Б. (1984). Инвентаризация ключевых памятников. Исследования по искусству и археологии: Исламское наследие Бенгалии . Париж: ЮНЕСКО .
  24. ^ Хасан, С. Махмудул (1980). Мусульманские памятники Бангладеш . Дакка: Исламский фонд .
  25. ^ «История - Геродот» - http://classics.mit.edu/Herodotus/history.mb.txt. Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  26. ^ «Сельджукский караван-сарай» . Архнет . Архивировано из оригинала 18 июня 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  27. ^ «Сельджукские караван-сараи на пути из Денизли в Догубеязит» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 22 июня 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  28. ^ «Ханы Дамаска» . Архнет . Архивировано из оригинала 18 июня 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  29. ^ Jump up to: а б Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
  30. ^ Jump up to: а б с Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Клуб коллекционеров антиквариата.
  31. ^ Jump up to: а б с Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу: классический путеводитель по городу . Таурис Парк в мягкой обложке.
  32. ^ Гибб 2010 , с. 894.
  33. ^ «Вакф». Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. 2012.
  34. ^ Jump up to: а б Беренс-Абусейф, Дорис. 2007. Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Каир: Американский университет в Каире Press.
  35. ^ «Вакала Кансух аль-Гаври» . АрхНет . Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 2 января 2018 г.
  36. ^ Симс, Элеонора. 1978. Торговля и путешествия: рынки и караван-сараи. В: Мичелл, Джордж. (ред.). 1978. Архитектура исламского мира - ее история и социальное значение. Лондон: Thames and Hudson Ltd, 101.
  37. ^ Чиолек, Т. Мэтью. 2004-настоящее время. Каталог караван-сараев/ханов с географической привязкой. Архивировано 7 февраля 2005 г. в Wayback Machine . Проект «Торговые пути Старого Света» (OWTRAD). Канберра: www.ciolek.com – Интернет-исследования Азиатско-Тихоокеанского региона.
  38. ^ Свободно, Джон (2008). Буря верхом: Воины-сельджуки Турции . ИБ Таурис.
  39. ^ Йоманс, Ричард (2006). Искусство и архитектура исламского Каира . Чтение: Гранат. стр. 230-231 . ISBN  978-1-85964-154-5 .
  40. ^ Денуа, Сильви; Деполь, Жан-Шарль; Тушерер, Мишель, ред. (1999). Хан аль-Халили и его окрестности: торговый и ремесленный центр в Каире с 13 по 20 века (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии.
  41. ^ Владимир Брагинский. Туристические достопримечательности СССР: Путеводитель. Издательство «Радуга», 1982. 254 страницы. Страница 104.

    «Весь центр Шеки объявлен заповедником, охраняемым государством. Чтобы вернуть вас во времена караванов, сохранились два больших караван-сарая восемнадцатого века с просторными дворами, где раньше отдыхали верблюды, подвалами, где были склады товаров и комнаты для путников».

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брэннинг, Кэтрин. 2018.turkishhan.org . , Сельджукский хан в Анатолии Нью-Йорк, США.
  • Цитрин-Сильверман, Катя. 2010. Road Inns (Ханы) в Билад аш-Шаме . BAR ( Британские археологические отчеты ), Оксфорд. ISBN   9781407306711
  • Киани, Мохаммад-Юсуф; Кляйсс, Вольфрам (1990). «Караван-сарай» . Энциклопедия Ираника, Том. IV, Фаск. 7 . стр. 798–802.
  • Эрдманн, Курт, Эрдманн, Ханна. 1961. Анатолийский караван-сарай XIII века , 3 тома. Берлин: Человек, 1976, ISBN   3-7861-2241-5
  • Гибб, HAR (2010), Путешествия Ибн Баттуты, 1325–1354 гг. Н.э., Том IV
  • Хилленбранд, Роберт. 1994. Исламская архитектура: форма, функция и значение . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. (подробный обзор караван-сарая см. в главе VI).
  • Киани, Мохаммед Джозеф. 1976. Караван-сараи на Хорасанской дороге. Перепечатано из: «Архитектурные традиции в Иране» , Тегеран, вып. 2 и 3,
  • Шутизер, Том. 2012. Караван-сарай: следы, места, диалог на Ближнем Востоке . Милан: издания «5 континентов», ISBN   978-88-7439-604-7
  • Явуз, Айсил Тюкель. 1997. Концепции, формирующие анатолийскую сельджукскую караван-сару. В: Гюльру Неджипоглу (ред.). 1997. Мукарнас XIV: Ежегодник визуальной культуры исламского мира. Лейден: Э.Дж. Брилл, 80–95. [archnet.org/library/pubdownloader/pdf/8967/doc/DPC1304.pdf Доступно онлайн в виде PDF-документа, 1,98 МБ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 503024040b73bde8306dd38dca840765__1718430000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/65/503024040b73bde8306dd38dca840765.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Caravanserai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)