Jump to content

Ипостась Архонтов

(Перенаправлено из «Реальность правителей »)

Ипостась Архонтов , также называемая Реальностью Правителей или Природой Правителей , [ 1 ] это гностическое письмо. [ 2 ] Единственная известная сохранившаяся рукопись написана на коптском языке. [ 3 ] как четвертый трактат Кодекса II библиотеки Наг-Хаммади . Он имеет некоторое сходство с «О происхождении мира» , который следует сразу за ним в кодексе. [ 1 ] [ 4 ] Коптская версия представляет собой перевод греческого оригинала, возможно, написанного в Египте в третьем веке нашей эры. [ 4 ] Текст начинается как толкование Бытия 1–6 и завершается беседой, объясняющей природу злых властей мира. [ 4 ] Он применяет христианские гностические верования к истории еврейского происхождения. [ 4 ] а переводчик Бентли Лейтон считает, что намерения носят антиеврейский характер. [ 1 ] [ 5 ]

Заголовок

[ редактировать ]

Коптское название ⲧⲑⲩⲡⲟⲥⲧⲁⲥⲓⲥ ⲛ̄ⲛ̄ⲁⲣⲭⲱⲛ [ 6 ] был переведен несколькими способами, включая «Реальность правителей» . [ 7 ] В переводе « Ипостась Архонтов» сохранились два греческих слова. Архонт — греческое слово, обозначающее политического правителя. [ 8 ] В тексте упоминаются как «архонты», так и «власти» (έξουσία или exsousia); неясно, являются ли эти термины взаимозаменяемыми. [ 9 ] [ 10 ]

Греческое слово «ипостась» , употребленное в тексте четыре раза, [ 11 ] описывает как реальность, так и процесс ее становления. [ 12 ] Стоики использовали это слово в значении «становление». [ 13 ] Никола Дензи Льюис интерпретирует ипостась как воплощение концептуального в реальность. [ 14 ] Бентли Лейтон переводит ипостась как «Реальность»; он считает, что название подчеркивает, что архонты не вымышлены. [ 15 ] Энн Макгуайр конкретно интерпретирует ипостась как означающую «продолжающуюся реальность», все еще актуальную для читателей текста. [ 16 ] Ингвильд Гилхус интерпретирует ипостась как родственную Аристотеля формальной причине . [ 17 ] Она переводит это слово как «Природа», отмечает немецкий перевод, в котором оно переводится как Wesen . [ 13 ] архонтов и отмечает, что, когда Норея спрашивает Элелет об ипостаси , Элелет описывает их характеристики. [ 18 ] Напротив, Роджер Буллард утверждает, что текст не подчеркивает природу архонтов, а вместо этого фокусируется на том, как они появились. он интерпретирует Ипостась как «Начало». [ 19 ]

«Ипостась Архонтов» считается сифианским гностическим текстом. [ 20 ]

По словам Эйнара Томассена , ключевые элементы гностической веры включают резко негативный взгляд на материальный мир, различие между ошибочным создателем материального мира и трансцендентным высшим Богом, а также сотериологию, основанную на знании. [ 21 ] Сифианские гностики считали себя потомками Сифа , одного из сыновей Адама и Евы . [ 22 ] Сифианские религиозные тексты изображают Сифа как открывателя знаний, а более поздние сифианские тексты отождествляют его с Иисусом . Это может представлять собой попытку сифиан быть принятыми в христианские общины. [ 23 ]

Гностическая экзегеза подчеркивала эзотерические значения, скрытые в священных текстах. [ 24 ] В частности, многие гностические верования и истории дают новое толкование первым трем главам Книги Бытия, которую христиане обычно считают историей первородного греха Адама . [ 25 ]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Архонты . видят божественный образ, отраженный в воде Они не могут уловить отраженное изображение, [ 26 ] и вместо этого попытайтесь создать человечество по его форме. [ 27 ] Они создают человека из земли, но не могут заставить его стоять. [ 28 ] Божественный женский Дух (ⲡⲛⲉⲩⲙⲁ) спускается и входит в мужчину, давая ему жизнь и позволяя ему идти. [ 29 ] Дух называет его Адамом .

Архонты удаляют Дух, открыв бок Адама, а затем пытаются ее изнасиловать. Она избегает их, превращаясь в дерево. [ 30 ] оставив после себя «тень» по имени Ева . [ 31 ] Затем Дух входит в Змея и велит Адаму и Еве вкусить от дерева познания добра и зла . [ 32 ] [ 33 ] Она настаивает на том, что, несмотря на предупреждения архонтов, они не умрут. [ 34 ] Адам и Ева съели плод, осознав, что они духовно наги, [ 35 ] и прикрыть свои гениталии. [ 36 ] [ 34 ] Архонты изгоняют их из своего сада [ 37 ] и проклянем человечество, заставив его жить полной отвлечений и тяжелой работы. Ева рождает Каина и Авеля , [ 38 ] в то время как «совместный образ» Адама (ϢⲂⲢⲈⲒⲚⲈ) рождает Сета и Норею . [ 39 ] [ 40 ]

По мере того, как люди размножаются, архонты решают затопить мир . Небесный персонаж Саваоф велит Ною построить ковчег . [ 41 ] на который Норея просит сесть на борт. Когда Ной отказывается впустить ее в ковчег, она сжигает его. [ 42 ] Архонты пытаются изнасиловать Норею, [ 43 ] который просит о помощи, и его спасает Элелет, божественное светило . Элелет риторически спрашивает, имеют ли над ней власть архонты, и обещает, что она не будет осквернена. [ 44 ]

Норея спрашивает Элелет, как появились архонты. [ 44 ] Он объясняет, что София пыталась произвести потомство без своего коллеги-мужчины, что произвело «аборт» Ялдабаофа . [ 45 ] [ 46 ] Ялдабаоф высокомерно заявлял, что он единственный бог [ 47 ] и получил имя Самаэль, что означает «Бог слепых». [ 48 ] София ответила введением Света в мир, [ 49 ] [ 50 ] а дочь ее Зоя упрекнула Ялдабаофа и сослала его в Тартар . [ 51 ] [ 52 ] Увидев это, сын Ялдабаофа Саваоф раскаялся, [ 53 ] а София и Зоя вознаградили его за раскаяние, поставив его ответственным за седьмое небо. [ 54 ] [ 55 ] Ялдаваоф завидовал Саваофу, и его зависть создала Смерть , которая, в свою очередь, породила архонтов. [ 56 ]

Элелет говорит Норее, что, в отличие от архонтов, она происходит из Света свыше. [ 57 ] Он предсказывает, что семя внутри нее проявится через три поколения и что грядущий Истинный Человек откроет дальнейшие знания, свергнет архонтов и предложит потомкам Сета вечную жизнь. [ 58 ] [ 59 ] Книга заканчивается трисвятением : «Свят-Свят-Свят, аминь». [ 60 ]

Рукопись и датировка

[ редактировать ]

Известен только один экземпляр « Ипостаси Архонтов» . [ 61 ] хотя он хорошо сохранился. [ 7 ] Этот экземпляр находится в Кодексе II библиотеки Наг-Хаммади , где он появляется рядом с Апокрифом Иоанна , Евангелием от Фомы , Евангелием от Филиппа , «Происхождение мира» , «Толкование о душе » и « Книгой Фомы Претендент . [ 6 ] Этот кодекс, вероятно, был составлен последователями Валентина . [ 62 ] Кодекс написан на сахидском и субахмимическом диалектах коптского языка. [ 62 ] возможно, говорящим на субахмимическом языке, пытающимся писать на сахидском языке. [ 63 ] Этот коптский текст представляет собой перевод ныне утерянного греческого оригинала. [ 64 ] [ 65 ]

Сама рукопись Наг-Хаммади была написана около 400 г. н.э. [ 66 ] Ученые расходятся во мнениях относительно даты первоначального текста. Лейтон относит его к третьему веку нашей эры, основываясь на философском платонизме и истории мифологического развития, отраженного в тексте. [ 67 ] [ 68 ] Гилхус соглашается, что этот текст, вероятно, более поздний, чем многие другие гностические тексты, поскольку история Нореи предполагает развитую мифологию вокруг Сифа. [ 69 ] Льюис полагает, что текст был написан в конце второго века либо в Александрии , либо в Сирии . [ 7 ] Тернер предполагает, что оно было написано в 185–200 гг. н.э. и основано на более ранней еврейской версии 100–125 гг. н.э. [ 70 ] Ван ден Брук соглашается, что объединенное произведение могло быть написано во втором веке. [ 71 ] Фрэнсис Фэллон считает, что материал о Саваофе, скорее всего, относится к середине второго века. [ 72 ]

«Ипостась» представляет собой компиляцию как минимум двух источников. Первый представляет собой гностическую интерпретацию первых шести глав Книги Бытия , представленную как повествование от третьего лица. Второй — диалог откровения или апокалипсис , иногда называемый «апокалипсисом Нореи». [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] Этот диалог откровения мог быть использован в качестве катехизиса . [ 76 ] Эти источники, вероятно, были отредактированы христианскими гностиками и дополнены христианскими элементами, предназначенными для аудитории, знакомой как с Ветхим , так и с Новым Заветом . [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] Текст содержит четыре междометия, утверждающие, что события были по воле Отца свыше. Возможно, это были дополнения христианского редактора, который пытался сделать политеистический текст более монотеистическим. [ 80 ]

Переход между этими источниками отмечен переходом от повествования от третьего лица к первому, что Буллард называет «поразительным». [ 81 ] Рул ван ден Брук также считает, что сборник оказался «не совсем успешным». [ 82 ] Однако Бентли Лейтон отмечает, что включение повествования от первого лица в текст от третьего лица было популярным литературным приемом в то время: [ 83 ] и редактор мог бы легко переписать текст, чтобы избежать этого, предполагая, что это не просто артефакт редактирования. [ 84 ] В своей окончательной форме история начинается in medias res ; читатель узнает предысторию истории только от Элелет. [ 85 ] Выявленная предыстория не является исчерпывающей; в нем опущены многие детали создания и падения Ялдабаофа. Это был обычный литературный прием в гностических произведениях, и он подразумевал, что авторы не делились своими знаниями в полной мере. [ 86 ] Энн Макгуайр отмечает, что эта структура ставит борьбу Нореи в более широкий контекст: [ 44 ] и позволяет второй половине решать темы, которые были ранее установлены в первой половине. [ 38 ] Ингвильд Гилхус предполагает, что эти две части представляют собой две отдельные стадии гнозиса. [ 87 ]

Окончательный текст содержит повествовательные несоответствия. Ялдабаоф, кажется, помогает создать человечество после того, как он был заключен в тюрьму в Тартаре. Норея изображается современницей Сифа и Ноя, хотя в Бытии говорится, что эти двое родились с разницей в столетия. Норея говорит архонтам, что она из верхнего мира, а позже, кажется, узнает об этом от Элелет. Эти несоответствия могут представлять собой места, где были включены дополнительные источники. [ 88 ] [ 89 ]

«Ипостась Архонтов» имеет много общего с «О происхождении мира» , которое встречается в том же кодексе. [ 90 ] Это единственные два сохранившихся текста, в которых описывается покаяние Саваофа и получение небесного престола. [ 91 ] Ученые не пришли к единому мнению относительно причины этого сходства. Эти две работы могут быть независимыми редакциями одного общего текста. [ 90 ] или отдельные компиляции одних и тех же источников. [ 71 ] Происхождение также может быть более поздней редакцией «Ипостаси» . [ 92 ]

Египетский

[ редактировать ]

Образы Зои, выдыхающей огненного ангела и отправляющей Ялдабаофа в Тартар, возможно, были вдохновлены египетскими текстами о гробах, такими как Заклинания 575 и 937. [ 93 ] Язык, который Норея использует в разговоре с архонтами, также напоминает магические заклинания из египетских источников. [ 94 ] Слова Адама Еве напоминают аретологии вокруг Исиды . [ 95 ] [ 96 ] У архонтов головы животных, подобные египетским божествам. [ 15 ]

еврейский

[ редактировать ]

Помимо Книги Бытия, «Ипостась» во многом опирается на традиции Еноха, особенно на Книгу Еноха . Согласно 1 Еноху, Великий Потоп был ответом на то, что Сыны Божьи занимались сексом с человеческими женщинами и оскверняли человечество. «Ипостась» основывается на этой традиции в своем центральном мотиве: архонты пытаются изнасиловать Норею и Еву. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ] Ипостась предсказывает падение архонтов, используя язык, напоминающий 1 Еноха 12:6: [ 102 ] и его описание пылающего ангела, изгоняющего Ялбаофа в Тартар, отражает аналогичные образы в 1 Еноха. [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ]

Идентификация Каина как сына архонтов, возможно, была вдохновлена ​​еврейскими традициями мидрашей, которые считали его сыном Евы и сатаны. Эти традиции записаны в таких источниках, как более поздний Таргум Псевдо-Ионатан . [ 106 ] [ 107 ]

греко-римская

[ редактировать ]
В «Ипостаси архонтов » Ева избегает похоти архонтов, становясь деревом. В греческом мифе Дафна стала деревом, чтобы избежать похотливого Аполлона (слева), а Пан вожделел древесных нимф, называемых гамадриадами (справа).

Ипостась Архонтов отражает платоническое мировоззрение. Духовная Ева оставляет после себя тень плоти, отражая платоническую веру в то, что материальные субстанции являются тенями вечных Форм . [ 108 ] [ 109 ] История адаптирует миф о Демиурге Платона из «Тимея» , реконтекстуализируя его для объяснения частей Бытия. [ 110 ] Элелет также описывает Норею как имеющую корень в верхнем мире, перекликаясь с метафорой Тимея. [ 111 ] Подразумевается, что Адам был создан как гермафродит, а духовная Ева называется его «сообразом» (ϢⲂⲢⲈⲒⲚⲈ). Это может отражать миф о сотворении мира, представленный на Симпозиуме , в котором люди представляют собой неполные половинки удвоенных сущностей, которые ранее были объединены. [ 112 ] [ 39 ] Описание Ялдабаофа как львиноголового может отсылать к «Государству» Платона , где один из аспектов страстной души описывается как львиный. [ 113 ]

Гилхус отмечает, что вопросы Нореи об архонтах следуют четырем причинам Аристотеля . [ 17 ] Аристотеля В книге «Поколение животных» выкидыши связывались как с андрогинностью, так и с чудовищностью, которые характерны как для Ялдабаофа (который описывается как аборт), так и для архонтов. [ 114 ]

Превращение Евы в дерево напоминает греческий миф о Дафне . [ 115 ] [ 116 ] и Пана влечение к гамадрилам . Сексуальная агрессия архонтов может отражать аналогичные истории о Зевсе . Льюис связывает изнасилование архонтами саркастической Евы с мифическим изнасилованием сабинянок ; Сабинский миф объяснял происхождение римлян, а миф о Еве объясняет происхождение рода Каина. [ 117 ]

Переосмысление Книги Бытия

[ редактировать ]
«Ипостась Архонтов» пересказывает историю Адама и Евы из Книги Бытия, но переворачивает ее послание. Неподчинение архонтам и поедание плодов с древа познания приносит людям пользу, а не проклятие.

«Ипостась Архонтов» пересказывает первые главы Книги Бытия, хотя и меняет хронологию Адама, дающего имена животным. [ 118 ] и не упоминает ни о сотворении мира, ни о детях Каина. [ 119 ] Он не цитирует напрямую Книгу Бытия. [ 120 ] но он имитирует стиль письма Септуагинты . [ 121 ]

Ипостась — это экзегеза , добавляющая новый контекст к оригинальной истории. Оно объясняет тьму в Бытие 1:2 как тень, отбрасываемую творением в Бытие 1:1. [ 122 ] Дух Божий, движущийся над водой, интерпретируется как София, смотрящая на воду. [ 123 ] и создание света становится ответом Софии на высокомерие Ялдабаофа. [ 50 ] Создание Евы из ребра Адама переписано как возвращение Духа из ребра Адама. [ 124 ] Семь сыновей Ялдабаофа напоминают семь дней творения; [ 125 ] в частности, престол Саваофа на седьмом небе дает новое толкование Божьего покоя в седьмой день. [ 126 ] Роли Духа отражают серию игр слов на арамейском имени Евы Хавва. Ее называют повивальной бабкой (хаййа), древом жизни (хайяйя), змеей (хьюья) и наставником (хаве). [ 127 ] [ 128 ] Имя Адама также интерпретируется как игра слов на тему «адамантиновая Земля». [ 129 ]

Бентли Лейтон называет «Ипостась » «радикальной инверсией моральных ценностей Ветхого Завета». [ 130 ] В отличие от Книги Бытия, создатели человечества изображены ущербными и невежественными, высший бог хочет, чтобы люди ели от дерева познания, а результаты еды от дерева приносят пользу. [ 131 ] Знание связано со спасением, а не с проклятием, [ 32 ] и наводнение – это реакция на то, что люди улучшаются, а не деградируют. [ 132 ] [ 133 ] [ 134 ]

Роль Бога в Бытии разделена между четырьмя фигурами: Ялдаваофом, Саваофом, Софией и Зоей. [ 135 ]

Ялдабаоф

[ редактировать ]

Ялдабаоф, также называемый Самаэль (от арамейского « слепой » ) и Саклас (арамейское « глупец» ), [ 136 ] [ 137 ] представляет собой насмешливую карикатуру на ветхозаветного Бога. [ 138 ] Будучи «абортом», он состоит из бесформенной материи. В тексте он описан как андрогинный, слепой и львиный. [ 139 ] Он хвастается тем, что является единственным богом, используя язык Исайи 45:6, но это утверждение изображается высокомерным и кощунственным. [ 140 ] В тексте подчеркивается, что его утверждение не является искренней ошибкой; он повторяет это даже после того, как Софья раскрывает свой свет. [ 141 ] Он представлен как нарушивший Десять Заповедей ; он совершает прелюбодеяние, желая Еву, лжет людям и позорит свою мать, заявляя о своем превосходстве. [ 142 ] Имя Самаэль также было именем Сатаны в иудаизме. [ 143 ] [ 144 ] а Ялдабаоф сочетает в себе элементы Бога и Сатаны. [ 145 ] Его наказание в Тартаре отражает связывание сатаны, описанное в Откровении 20:2-3. [ 104 ]

Саваоф (на иврите «армии» или «силы») было традиционным именем еврейского Бога. [ 146 ] Согласно Ипостаси , Саваоф — Бог евреев и источник еврейского закона. [ 147 ] [ 148 ] Саваоф строг, но не злой; он изображен гораздо более позитивно, чем его отец Ялдабаоф. [ 149 ] [ 150 ] [ 151 ] Это более благоприятный взгляд на Бога Ветхого Завета, чем в других гностических источниках. [ 92 ] Возможно, это была попытка обратиться к еврейским читателям и продемонстрировать, что евреи, как и сам Саваоф, могут быть спасены. [ 72 ] [ 71 ]

В Бытии Бог создает великий потоп и спасает Ноя. В «Ипостаси» эти роли разделены: Ялдаваоф приказывает потопу, а Саваоф приказывает Ною построить ковчег. [ 94 ] [ 149 ] [ 41 ] [ а ] В этом пересказе Ной представляет евреев и христиан-немогностиков. Саваоф противостоит злому Ялдабаофу, но он и Ной не признают гностического спасения, предлагаемого Нореей. [ 153 ] [ 150 ] Хотя Саваоф восседает на небесах, в конечном счете он все еще находится под космической завесой. [ 154 ] и гностики не подчиняются его правлению. [ 155 ]

В отличие от других гностических текстов, София не представлена ​​как падшее божество. Вместо этого она остается небесной фигурой над космической завесой. [ 156 ] Хотя София, вероятно, является тем голосом, который упрекает богохульство Ялдабаофа, [ 157 ] [ 158 ] ее дочь Зоя накажет его. София не считается ответственной за действия Ялдабаофа или материального мира, и ей не нужно каяться или искупаться. [ 159 ]

Темы и анализ

[ редактировать ]

Сотериология

[ редактировать ]

Согласно тексту, Истинный Человек откроет высший гнозис, но только детям Нореи. [ 160 ] Неясно, означает ли это, что спасение предопределено. текста Гилхус интерпретирует сотериологию как говорящую, что читатели могут выбирать, становиться ли потомками Нореи, или что дети Нореи автоматически спасаются, в то время как дети Каина должны активно выбирать спасение. [ 161 ] Она отмечает, что Саваоф спасен, несмотря на то, что он сын Ялдабаофа, а это означает, что спасение не продиктовано генетикой. [ 162 ] Джерард Люттихейзен интерпретирует историю Ноя как еще одну притчу о спасении: подобно Ною, потомки Сифа могут выбирать, принимать или нет гностическое спасение, предложенное Нореей. [ 149 ]

Космология

[ редактировать ]

В отличие от других гностических текстов, «Ипостась» не фокусируется на структуре верхнего мира. Вместо этого текст фокусируется на создании и истории материального мира. [ 163 ] Элелет описывает материальный и небесный миры как разделенные завесой. Ялдабаоф и архонты созданы из материи, которая формируется из теней, отбрасываемых этой завесой. [ 164 ] [ 165 ]

Семь потомков Саваофа представляют семь планет по Птолемею : Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. [ 166 ] [ 7 ] [ 51 ] Элелет идентифицируется как Светило, что было общим термином для небесных объектов, включавших как птолмаевские «планеты», так и звезды. [ 167 ]

В отличие от большинства греко-римских традиций, гностические тексты, такие как «Ипостась», представляют божественное прежде всего как женское, а не мужское или андрогинное. [ 168 ] Многие из раскрывающих персонажей текста, в том числе София, Ева, Норея и Зоя, — женщины. [ 169 ] Ева, в частности, представляет три женские роли: мать, дочь и жена. Она дарует Адаму жизнь, появляется с его стороны и позже становится его спутницей. [ 124 ] Напротив, Смерть персонифицируется как мужчина. [ 170 ] Архонты также представлены как андрогинные, так и мужские, и их сила исключительно мужская, поскольку они пытаются изнасиловать Норею и Еву. [ 171 ] Элелет и Истинный Мужчина являются исключениями из этого шаблона как мужские фигуры просветления. [ 172 ]

Отношение к иудаизму

[ редактировать ]

Ипостась Архонтов во многом опирается на еврейские традиции и Священные Писания, но часто бросает им вызов или ниспровергает их. Его пересказ «характерно «переворачивает» смысл Книги Бытия». [ 173 ] Норея не упоминается в Книге Бытия, но Биргер А. Пирсон идентифицирует ее как новую интерпретацию Наамы , отмечая, что «ее роль соблазнительницы « сынов Божиих » фактически была перенесена в гностическую литературу, в типичную гностическая герменевтическая инверсия». [ 174 ] Самаэль берет на себя роль Бога , и его провозглашение божественности напрямую цитирует Исаию 45:6. Ипостась осуждает это заявление и, в более широком смысле, осуждает взгляд Исаии на Бога. [ 140 ]

Эти новые интерпретации можно интерпретировать как антиеврейские. [ 5 ] Однако Джон Тернер утверждает, что «Ипостась» отражает раннюю версию сифианского гностицизма, укорененную в «недовольном и неортодоксальном иудаизме». [ 175 ] Роджер Буллард соглашается, что эти инверсии «[не] обязательно придают документу какой-либо антиеврейский настрой, несмотря на то, что Исайя 46:9 цитируется как самопровозглашение ревнивого и низшего Бога Ветхого Завета . какая-то неортодоксальная традиция, например, переданная из общины в Элефантине , могла даже приложить руку к формированию этой традиции и, вероятно, так и сделала». [ 144 ] Рул ван ден Брук интерпретирует покаяние и вознесение Саваофа на небеса как «попытку сделать гностическую интерпретацию еврейской Библии более приемлемой для евреев». [ 71 ] Росс Кремер утверждает, что «Ипостась» тесно связана с «однозначно еврейским» текстом « Иосиф и Асенет » . [ 176 ]

Отношение к христианству

[ редактировать ]

Автор «Ипостаси Архонтов» одобрительно цитирует Ефесянам и называет Павла «великим апостолом». [ 78 ] Хотя Иисус не упоминается явно, Элелет описывает Истинного Человека как «явно Иоанново ». [ 57 ] и, вероятно, относится к нему. [ 151 ]

Неясно, отражают ли эти элементы существенное христианское влияние. Чарльз Хедрик считает их «чрезвычайно тонким слоем христианизации» более позднего редактора. [ 177 ] Рул ван ден Брук утверждает, что цитата из Послания к Ефесянам — это просто «вступительное замечание последнего редактора текста». [ 178 ] а Роджер Буллард считает упоминание об Иисусе неуместным, отмечая, что «ни в каком другом месте этого раздела нет никаких упоминаний об эсхатологическом или пророческом значении рассказанных событий». [ 179 ]

Напротив, Элейн Пейджелс выступает за более фундаментальное христианское влияние, полагая, что ссылки на Павла сигнализируют о «намерении автора прочитать Бытие глазами Павла (а не о поверхностной попытке христианизировать другие источники или прикреплённых к ним толкованиях, как предполагают другие). на нехристианский материал гипотетическим редактором . ) [ 180 ]

Отношение к сифианству

[ редактировать ]

«Ипостась» считается сифианским текстом. [ 181 ] Джон Тернер предполагает, что диалог между Нореей и Элелет, наряду с аналогичными диалогами в Апокрифе Иоанна , возможно, использовался в качестве катехизиса среди сифианских гностиков. [ 76 ]

В отличие от других сифианских текстов, сам Сиф в Ипостаси почти не появляется и идентифицируется лишь как сын Адама и Евы , а не как небесная фигура, как, например, в Священной Книге Великого Невидимого Духа . [ 181 ] Вместо этого гораздо больше внимания уделяется его сестре Норее, которую Биргер Пирсон называет «женским двойником» Сета. [ 182 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Ингвильд Гилхус не согласна с этим анализом. Читая текст, Ялдаваоф велит построить ковчег Ною, а не Саваофу. [ 152 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Кирби, Питер. «Ипостась Архонтов» . Раннехристианские сочинения . Проверено 17 февраля 2023 г.
  2. ^ Робинсон, Стивен Э. «Ипостась Архонтов» . Коптская энциклопедия, том 1 . Высший университет Клермонта. Школа религии . Проверено 17 февраля 2023 г.
  3. ^ Лейтон, Бентли (1974). " "Ипостась Архонтов, или "Реальность правителей"."" . Гарвардское теологическое обозрение . 67 (4): 351–425 . Проверено 17 февраля 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Буллард, Роджер А. (март 1981 г.). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке Сан-Франциско: Харпер и Роу. п. 152. ИСБН  9780060669294 . Проверено 17 февраля 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Лейтон, Бентли (1995). Гностические писания: новый перевод с аннотациями и введениями . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN  9780300140132 .
  6. ^ Jump up to: а б Лейтон 1989 , с. 3.
  7. ^ Jump up to: а б с д Льюис 2013 , с. 132.
  8. ^ Льюис 2013 , с. 135.
  9. ^ Буллард 1970 , стр. 43–46.
  10. ^ Гилхус 1985 , с. 36.
  11. ^ Гилхус 1985 , с. 6.
  12. ^ Лейтон 1976 , с. 44.
  13. ^ Jump up to: а б Гилхус 1985 , с. 5.
  14. ^ Льюис 2013 , стр. 134–135.
  15. ^ Jump up to: а б Лейтон 1989 , с. 221.
  16. ^ Макгуайр 2000 , с. 242.
  17. ^ Jump up to: а б Гилхус 1985 , с. 9.
  18. ^ Гилхус 1985 , стр. 6–8.
  19. ^ Буллард 1970 , с. 42.
  20. ^ Пирсон 1990 , с. 126.
  21. ^ Томассен 2019 , с. 8.
  22. ^ Пирсон 2000 , с. 271.
  23. ^ Пирсон 1990 , с. 9.
  24. ^ Пейджелс 2000b , стр. 189–190.
  25. ^ Пейджелс 2000a , стр. 413–417.
  26. ^ Буллард 1970 , с. 57.
  27. ^ Буллард 1970 , с. 59.
  28. ^ Пейджелс 1986 , стр. 269–270.
  29. ^ Халвгаард 2017 , с. 239.
  30. ^ Пейджелс 1986 , с. 269–271.
  31. ^ Халвгаард 2017 , с. 240.
  32. ^ Jump up to: а б Халвгаард 2017 , стр. 242.
  33. ^ Буллард 1970 , с. 85.
  34. ^ Jump up to: а б Гилхус 1985 , стр. 68–69.
  35. ^ Буллард 1970 , с. 88–89.
  36. ^ Пейджелс 2000b , с. 197.
  37. ^ Гилхус 1985 , стр. 43.
  38. ^ Jump up to: а б Макгуайр 2000 , с. 246.
  39. ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 64.
  40. ^ Макгуайр 2000 , стр. 246–247.
  41. ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 94.
  42. ^ Макгуайр 2000 , с. 250.
  43. ^ Пирсон 1990 , с. 85.
  44. ^ Jump up to: а б с Макгуайр 2000 , с. 254.
  45. ^ Буллард 1970 , с. 103.
  46. ^ Струмса 1984 , с. 67.
  47. ^ Макгуайр 2000 , с. 243.
  48. ^ Гилхус 1985 , стр. 7.
  49. ^ Буллард 1970 , с. 106.
  50. ^ Jump up to: а б Гилхус 1985 , стр. 32.
  51. ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 107.
  52. ^ Буллард 1970 , с. 54.
  53. ^ Струмса 1984 , с. 56.
  54. ^ Гилхус 1985 , стр. 34.
  55. ^ Буллард 1970 , с. 110.
  56. ^ Буллард 1970 , с. 112.
  57. ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 113.
  58. ^ Тернер 2001 , с. 107.
  59. ^ Макгуайр 2000 , с. 255.
  60. ^ Льюис 2013 , с. 148.
  61. ^ Луттихуизен 2006 , с. 91.
  62. ^ Jump up to: а б Лейтон 1989 , с. 6.
  63. ^ Лейтон 1974 , с. 374.
  64. ^ Льюис 2013 , стр. 2–3.
  65. ^ Лейтон 1989 , с. 28.
  66. ^ Буллард 1970 , с. 3.
  67. ^ Лейтон 1989 , стр. 220–222.
  68. ^ Лейтон 1974 , с. 373.
  69. ^ Гилхус 1985 , с. 87.
  70. ^ Тернер 2001 , с. 169.
  71. ^ Jump up to: а б с д ван ден Брук 2013 , с. 53.
  72. ^ Jump up to: а б Фэллон 1978 , с. 87.
  73. ^ Лейтон 1989 , с. 220.
  74. ^ Гилхус 1985 , стр. 12.
  75. ^ Пирсон 2000 , с. 273.
  76. ^ Jump up to: а б Тернер 2001 , с. 65.
  77. ^ Буллард 1970 , с. 115.
  78. ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 47.
  79. ^ Лейтон 1989 , с. 222.
  80. ^ Буллард 1970 , с. 66.
  81. ^ Буллард 1970 , с. 100.
  82. ^ ван ден Брук 2013 , с. 51.
  83. ^ Лейтон 1974 , с. 365.
  84. ^ Лейтон 1976 , стр. 66–67.
  85. ^ Льюис 2013 , с. 133.
  86. ^ Лейтон 1974 , с. 371.
  87. ^ Гилхус 1985 , стр. 19.
  88. ^ Гилхус 1985 , стр. 77–78.
  89. ^ Буллард 1970 , с. 55.
  90. ^ Jump up to: а б Тернер 2001 , с. 166.
  91. ^ Фэллон 1978 , с. 2.
  92. ^ Jump up to: а б Фэллон 1978 , с. 8.
  93. ^ Глейзер, Брайан (1991). «Богиня с огненным дыханием: египетское происхождение гностического мифологумена» . Новый Завет . 33 (1): 92–94. дои : 10.2307/1561200 . ISSN   0048-1009 .
  94. ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 95.
  95. ^ Лейтон 1989 , с. 223.
  96. ^ Буллард 1970 , с. 81.
  97. ^ Скопелло 2000b , с. 108.
  98. ^ Пирсон 2000 , стр. 266–267.
  99. ^ Луттихуизен 2006 , стр. 88–89.
  100. ^ Струмса 1984 , с. 63.
  101. ^ Bull 2017 , стр. 77–79.
  102. ^ Струмса 1984 , стр. 68–69.
  103. ^ Фэллон 1978 , с. 28.
  104. ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 109.
  105. ^ Бык 2017 , с. 90.
  106. ^ Струмса 1984 , с. 46–48.
  107. ^ Пирсон 1990 , с. 58.
  108. ^ Халвгаард 2017 , стр. 246.
  109. ^ Гилхус 1985 , стр. 60.
  110. ^ Льюис 2013 , стр. 140–141.
  111. ^ Лейтон 1976 , с. 66.
  112. ^ Буллард 1970 , с. 75.
  113. ^ Фишер-Мюллер 1990 , с. 84.
  114. ^ Фишер-Мюллер 1990 , с. 88.
  115. ^ Луттихуизен 2006 , с. 92.
  116. ^ Halvgaard 2017 , стр. 241–242.
  117. ^ Льюис 2013 , стр. 142–144.
  118. ^ Гилхус 1985 , стр. 21–22.
  119. ^ Гилхус 1985 , стр. 15.
  120. ^ Гилхус 1985 , стр. 23.
  121. ^ Бракке 2010 , стр. 71.
  122. ^ Гилхус 1985 , стр. 31.
  123. ^ Буллард 1970 , с. 56.
  124. ^ Jump up to: а б Гилхус 1985 , стр. 56.
  125. ^ Гилхус 1985 , стр. 33.
  126. ^ Гилхус 1985 , стр. 35.
  127. ^ Лейтон 1976 , стр. 55–56.
  128. ^ Пейджелс 2000b , с. 196.
  129. ^ Гилхус 1985 , стр. 55.
  130. ^ Лейтон 1976 , с. 58.
  131. ^ Буллард 1970 , с. 86.
  132. ^ Льюис 2013 , с. 137.
  133. ^ Луттихуизен 2006 , с. 99.
  134. ^ Гилхус 1985 , с. 25.
  135. ^ Гилхус 1985 , с. 27.
  136. ^ Фишер-Мюллер 1990 , с. 81.
  137. ^ Гилхус 1985 , с. 99.
  138. ^ Лейтон 1976 , с. 76.
  139. ^ Гилхус 1985 , стр. 10–11.
  140. ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 50.
  141. ^ Гилхус 1985 , с. 98.
  142. ^ Льюис 2013 , с. 138.
  143. ^ Лейтон 1976 , стр. 46–47.
  144. ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 53.
  145. ^ Пирсон 1990 , стр. 92–93.
  146. ^ Льюис 2013 , с. 146.
  147. ^ Фэллон 1978 , с. 77.
  148. ^ Фэллон 1978 , с. 68.
  149. ^ Jump up to: а б с Луттихуизен 2006 , стр. 94–95.
  150. ^ Jump up to: а б Лейтон 1976 , с. 62.
  151. ^ Jump up to: а б ван ден Брук 2013 , с. 52.
  152. ^ Гилхус 1985 , стр. 83–84.
  153. ^ Луттихуизен 2006 , стр. 103–105.
  154. ^ Фэллон 1978 , с. 79.
  155. ^ Фэллон 1978 , с. 54.
  156. ^ Гилхус 1985 , стр. 95–96.
  157. ^ Гилхус 1985 , стр. 44.
  158. ^ Буллард 1970 , с. 51.
  159. ^ Гилхус 1985 , стр. 100–103.
  160. ^ Гилхус 1985 , стр. 112.
  161. ^ Гилхус 1985 , стр. 116–118.
  162. ^ Гилхус 1985 , стр. 114–115.
  163. ^ ван ден Брук 2013 , с. 44.
  164. ^ Грюнвальд 1973 , с. 48.
  165. ^ Гилхус 1985 , стр. 10.
  166. ^ Фэллон 1978 , с. 26.
  167. ^ Лейтон 1976 , с. 68.
  168. ^ Кремер 2000 , с. 261.
  169. ^ ван ден Брук 2013 , стр. 188–189.
  170. ^ Гилхус 1985 , с. 59.
  171. ^ Макгуайр 2000 , с. 241–244.
  172. ^ Макгуайр 2000 , с. 253.
  173. ^ Макгуайр, Энн (1988). «Девственность и подрывная деятельность: Норея против сил в ипостаси Архонтов». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 240.
  174. ^ Пирсон 1988 , с. 266.
  175. ^ Тернер, Джон (1986). «Сифианский гностицизм: литературная история». В Хедрике, Чарльз; Ходжсон, Роберт (ред.). Наг-Хаммади, гностицизм и раннее христианство . Wipf и Stock Publishers. п. 57.
  176. ^ Кремер, Росс (1988). «Ответ на девственность и подрывную деятельность». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 263.
  177. ^ Хедрик, Чарльз; Ходжсон, Роберт (1986). Наг-Хаммади, гностицизм и раннее христианство . Wipf и Stock Publishers. п. 9.
  178. ^ ван ден Брук 2013 , с. 189.
  179. ^ Буллард 1970 , с. 91.
  180. ^ Пейджелс, Элейн (1988). «В поисках духовной кануны: образность и герменевтика в ипостаси Архонтов и Евангелие от Филиппа». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 192.
  181. ^ Jump up to: а б Уильямс, Майкл (1996). Переосмысление «гностицизма» : аргумент в пользу демонтажа сомнительной категории . Издательство Принстонского университета. п. 90.
  182. ^ Пирсон 1988 , с. 267.

Источники

[ редактировать ]
  • Бракке, Дэвид (2010). Гностики: миф, ритуал и разнообразие в раннем христианстве . Кембридж (Массачусетс): Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-04684-9 .
  • Булл, Кристиан Х. (2017). «Женщины, ангелы и опасные знания: миф о наблюдателях в апокрифе Иоанна и его монашеский рукописный контекст». В Тервахауте, Улла; Мирошников Иван; Лехтипуу, Оути; Дандерберг, Исмо (ред.). Женщины и знания в раннем христианстве . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN  978-90-04-35543-9 .
  • Буллард, Роджер (1970). Ипостась Архонтов: коптский текст с переводом и комментариями . Берлин: Вальтер Де Грюйтер и компания.
  • Фэллон, Фрэнсис Т. (1978). Воцарение Саваофа: еврейские элементы в гностических мифах о сотворении мира . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN  90-04-05683-1 .
  • Фишер-Мюллер Э. Идея (1990). «Ялдабаоф: гностический женский принцип в его падении » Новый Завет 32 (1): 79–95. дои : 10.2307/1560677 . ISSN   0048-1009 .
  • Гилхус, Ингвильд Салид (1985). Природа архонтов: исследование сотериологии гностического трактата из Наг-Хаммади . Висбаден: Харрасовиц. ISBN  9783447025188 .
  • Грюнвальд, Итамар (1973). «Еврейские источники гностических текстов из Наг-Хаммади?» . Труды Всемирного конгресса иудаистов . III : 45–56. ISSN   0333-9068 .
  • Халвгаард, Тильде Бак (2017). «Жизнь, знание и язык в классической гностической литературе: пересмотр роли женского духовного начала и эпинойи». В Тервахауте, Улла; Мирошников Иван; Лехтипуу, Оути; Дандерберг, Исмо (ред.). Женщины и знания в раннем христианстве . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN  978-90-04-35543-9 .
  • Кремер, Росс С. (2000). «Ответ на девственность и подрывную деятельность». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN  1-56338-331-4 .
  • Лейтон, Бентли, изд. (1989). Кодекс Наг-Хаммади II, 2–7 Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN  90-04-09019-3 .
  • Лейтон, Бентли (1976). «Ипостась Архонтов (Заключение)» . Гарвардское теологическое обозрение . 69 (1/2): 31–101. ISSN   0017-8160 .
  • Льюис, Никола Дензи (2013). Введение в «гностицизм»: древние голоса, христианские миры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199755318 .
  • Луттикхуизен, Джерард П. (2006). Гностические пересмотры историй из Книги Бытия и ранних традиций Иисуса . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN  90-04-14510-9 .
  • Макгуайр, Энн (2000). «Девственность и подрывная деятельность: Норея против сил в ипостаси Архонтов». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN  1-56338-331-4 .
  • Пейджелс, Элейн (1986). «Толкование и изложение сообщений о сотворении Книги Бытия в избранных текстах из Наг-Хаммади». В Хедрике, Чарльз; Ходжсон, Роберт (ред.). Наг-Хаммади, гностицизм и раннее христианство . Пибоди, Массачусетс: Издательство Хендриксон. ISBN  0-913573-16-7 .
  • Пейджелс, Элейн (2000a). «Адам, Ева и Змей в Бытие 1–3». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN  1-56338-331-4 .
  • Пейджелс, Элейн (2000b). «В поисках духовной кануны: образность и герменевтика в ипостаси Архонтов и Евангелие от Филиппа». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN  1-56338-331-4 .
  • Пирсон, Биргер (1988). «Возвращение к Норее». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 273.
  • Пирсон, Биргер А. (1990). Гностицизм, иудаизм и египетское христианство . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN  0-8006-3104-8 .
  • Пирсон, Биргер (2000). «Возвращение к Норее». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN  1-56338-331-4 .
  • Скопелло, Мадлен (2000a). «Еврейские и греческие героини в библиотеке Наг-Хаммади». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN  1-56338-331-4 .
  • Скопелло, Мадлен (2000b). «София как богиня в Кодексах Наг-Хаммади». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN  1-56338-331-4 .
  • Струмса, Гедалиаху А.Г. (1984). Другое семя: исследования гностической мифологии . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN  9789004074194 .
  • Томассен, Эйнар (2019). «Нет такой вещи, как гностицизм: но есть ли у нас вместо этого?». В Крегере, Эрик; Пеншо, Луи; Расимус, Туомас (ред.). Наг-Хаммади, 70 лет: чему мы научились? . Левен: Питерс. ISBN  978-90-429-3630-0 .
  • Тернер, Джон (2001). Сифианский гностицизм и платоническая традиция . Квебек: Les Presses de l'Université Laval.
  • ван ден Брук, Рулоф (2013). Гностическая религия в древности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139620413 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab71ecf92b8f0842c3934fbecbc4d98c__1719601800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/8c/ab71ecf92b8f0842c3934fbecbc4d98c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hypostasis of the Archons - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)