Ипостась Архонтов
![]() |
Ипостась Архонтов , также называемая Реальностью Правителей или Природой Правителей , [ 1 ] это гностическое письмо. [ 2 ] Единственная известная сохранившаяся рукопись написана на коптском языке. [ 3 ] как четвертый трактат Кодекса II библиотеки Наг-Хаммади . Он имеет некоторое сходство с «О происхождении мира» , который следует сразу за ним в кодексе. [ 1 ] [ 4 ] Коптская версия представляет собой перевод греческого оригинала, возможно, написанного в Египте в третьем веке нашей эры. [ 4 ] Текст начинается как толкование Бытия 1–6 и завершается беседой, объясняющей природу злых властей мира. [ 4 ] Он применяет христианские гностические верования к истории еврейского происхождения. [ 4 ] а переводчик Бентли Лейтон считает, что намерения носят антиеврейский характер. [ 1 ] [ 5 ]
Заголовок
[ редактировать ]Коптское название ⲧⲑⲩⲡⲟⲥⲧⲁⲥⲓⲥ ⲛ̄ⲛ̄ⲁⲣⲭⲱⲛ [ 6 ] был переведен несколькими способами, включая «Реальность правителей» . [ 7 ] В переводе « Ипостась Архонтов» сохранились два греческих слова. Архонт — греческое слово, обозначающее политического правителя. [ 8 ] В тексте упоминаются как «архонты», так и «власти» (έξουσία или exsousia); неясно, являются ли эти термины взаимозаменяемыми. [ 9 ] [ 10 ]
Греческое слово «ипостась» , употребленное в тексте четыре раза, [ 11 ] описывает как реальность, так и процесс ее становления. [ 12 ] Стоики использовали это слово в значении «становление». [ 13 ] Никола Дензи Льюис интерпретирует ипостась как воплощение концептуального в реальность. [ 14 ] Бентли Лейтон переводит ипостась как «Реальность»; он считает, что название подчеркивает, что архонты не вымышлены. [ 15 ] Энн Макгуайр конкретно интерпретирует ипостась как означающую «продолжающуюся реальность», все еще актуальную для читателей текста. [ 16 ] Ингвильд Гилхус интерпретирует ипостась как родственную Аристотеля формальной причине . [ 17 ] Она переводит это слово как «Природа», отмечает немецкий перевод, в котором оно переводится как Wesen . [ 13 ] архонтов и отмечает, что, когда Норея спрашивает Элелет об ипостаси , Элелет описывает их характеристики. [ 18 ] Напротив, Роджер Буллард утверждает, что текст не подчеркивает природу архонтов, а вместо этого фокусируется на том, как они появились. он интерпретирует Ипостась как «Начало». [ 19 ]
Фон
[ редактировать ]«Ипостась Архонтов» считается сифианским гностическим текстом. [ 20 ]
По словам Эйнара Томассена , ключевые элементы гностической веры включают резко негативный взгляд на материальный мир, различие между ошибочным создателем материального мира и трансцендентным высшим Богом, а также сотериологию, основанную на знании. [ 21 ] Сифианские гностики считали себя потомками Сифа , одного из сыновей Адама и Евы . [ 22 ] Сифианские религиозные тексты изображают Сифа как открывателя знаний, а более поздние сифианские тексты отождествляют его с Иисусом . Это может представлять собой попытку сифиан быть принятыми в христианские общины. [ 23 ]
Гностическая экзегеза подчеркивала эзотерические значения, скрытые в священных текстах. [ 24 ] В частности, многие гностические верования и истории дают новое толкование первым трем главам Книги Бытия, которую христиане обычно считают историей первородного греха Адама . [ 25 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Архонты . видят божественный образ, отраженный в воде Они не могут уловить отраженное изображение, [ 26 ] и вместо этого попытайтесь создать человечество по его форме. [ 27 ] Они создают человека из земли, но не могут заставить его стоять. [ 28 ] Божественный женский Дух (ⲡⲛⲉⲩⲙⲁ) спускается и входит в мужчину, давая ему жизнь и позволяя ему идти. [ 29 ] Дух называет его Адамом .
Архонты удаляют Дух, открыв бок Адама, а затем пытаются ее изнасиловать. Она избегает их, превращаясь в дерево. [ 30 ] оставив после себя «тень» по имени Ева . [ 31 ] Затем Дух входит в Змея и велит Адаму и Еве вкусить от дерева познания добра и зла . [ 32 ] [ 33 ] Она настаивает на том, что, несмотря на предупреждения архонтов, они не умрут. [ 34 ] Адам и Ева съели плод, осознав, что они духовно наги, [ 35 ] и прикрыть свои гениталии. [ 36 ] [ 34 ] Архонты изгоняют их из своего сада [ 37 ] и проклянем человечество, заставив его жить полной отвлечений и тяжелой работы. Ева рождает Каина и Авеля , [ 38 ] в то время как «совместный образ» Адама (ϢⲂⲢⲈⲒⲚⲈ) рождает Сета и Норею . [ 39 ] [ 40 ]
По мере того, как люди размножаются, архонты решают затопить мир . Небесный персонаж Саваоф велит Ною построить ковчег . [ 41 ] на который Норея просит сесть на борт. Когда Ной отказывается впустить ее в ковчег, она сжигает его. [ 42 ] Архонты пытаются изнасиловать Норею, [ 43 ] который просит о помощи, и его спасает Элелет, божественное светило . Элелет риторически спрашивает, имеют ли над ней власть архонты, и обещает, что она не будет осквернена. [ 44 ]
Норея спрашивает Элелет, как появились архонты. [ 44 ] Он объясняет, что София пыталась произвести потомство без своего коллеги-мужчины, что произвело «аборт» Ялдабаофа . [ 45 ] [ 46 ] Ялдабаоф высокомерно заявлял, что он единственный бог [ 47 ] и получил имя Самаэль, что означает «Бог слепых». [ 48 ] София ответила введением Света в мир, [ 49 ] [ 50 ] а дочь ее Зоя упрекнула Ялдабаофа и сослала его в Тартар . [ 51 ] [ 52 ] Увидев это, сын Ялдабаофа Саваоф раскаялся, [ 53 ] а София и Зоя вознаградили его за раскаяние, поставив его ответственным за седьмое небо. [ 54 ] [ 55 ] Ялдаваоф завидовал Саваофу, и его зависть создала Смерть , которая, в свою очередь, породила архонтов. [ 56 ]
Элелет говорит Норее, что, в отличие от архонтов, она происходит из Света свыше. [ 57 ] Он предсказывает, что семя внутри нее проявится через три поколения и что грядущий Истинный Человек откроет дальнейшие знания, свергнет архонтов и предложит потомкам Сета вечную жизнь. [ 58 ] [ 59 ] Книга заканчивается трисвятением : «Свят-Свят-Свят, аминь». [ 60 ]
Рукопись и датировка
[ редактировать ]Известен только один экземпляр « Ипостаси Архонтов» . [ 61 ] хотя он хорошо сохранился. [ 7 ] Этот экземпляр находится в Кодексе II библиотеки Наг-Хаммади , где он появляется рядом с Апокрифом Иоанна , Евангелием от Фомы , Евангелием от Филиппа , «Происхождение мира» , «Толкование о душе » и « Книгой Фомы Претендент . [ 6 ] Этот кодекс, вероятно, был составлен последователями Валентина . [ 62 ] Кодекс написан на сахидском и субахмимическом диалектах коптского языка. [ 62 ] возможно, говорящим на субахмимическом языке, пытающимся писать на сахидском языке. [ 63 ] Этот коптский текст представляет собой перевод ныне утерянного греческого оригинала. [ 64 ] [ 65 ]
Сама рукопись Наг-Хаммади была написана около 400 г. н.э. [ 66 ] Ученые расходятся во мнениях относительно даты первоначального текста. Лейтон относит его к третьему веку нашей эры, основываясь на философском платонизме и истории мифологического развития, отраженного в тексте. [ 67 ] [ 68 ] Гилхус соглашается, что этот текст, вероятно, более поздний, чем многие другие гностические тексты, поскольку история Нореи предполагает развитую мифологию вокруг Сифа. [ 69 ] Льюис полагает, что текст был написан в конце второго века либо в Александрии , либо в Сирии . [ 7 ] Тернер предполагает, что оно было написано в 185–200 гг. н.э. и основано на более ранней еврейской версии 100–125 гг. н.э. [ 70 ] Ван ден Брук соглашается, что объединенное произведение могло быть написано во втором веке. [ 71 ] Фрэнсис Фэллон считает, что материал о Саваофе, скорее всего, относится к середине второго века. [ 72 ]
Состав
[ редактировать ]«Ипостась» представляет собой компиляцию как минимум двух источников. Первый представляет собой гностическую интерпретацию первых шести глав Книги Бытия , представленную как повествование от третьего лица. Второй — диалог откровения или апокалипсис , иногда называемый «апокалипсисом Нореи». [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] Этот диалог откровения мог быть использован в качестве катехизиса . [ 76 ] Эти источники, вероятно, были отредактированы христианскими гностиками и дополнены христианскими элементами, предназначенными для аудитории, знакомой как с Ветхим , так и с Новым Заветом . [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] Текст содержит четыре междометия, утверждающие, что события были по воле Отца свыше. Возможно, это были дополнения христианского редактора, который пытался сделать политеистический текст более монотеистическим. [ 80 ]
Переход между этими источниками отмечен переходом от повествования от третьего лица к первому, что Буллард называет «поразительным». [ 81 ] Рул ван ден Брук также считает, что сборник оказался «не совсем успешным». [ 82 ] Однако Бентли Лейтон отмечает, что включение повествования от первого лица в текст от третьего лица было популярным литературным приемом в то время: [ 83 ] и редактор мог бы легко переписать текст, чтобы избежать этого, предполагая, что это не просто артефакт редактирования. [ 84 ] В своей окончательной форме история начинается in medias res ; читатель узнает предысторию истории только от Элелет. [ 85 ] Выявленная предыстория не является исчерпывающей; в нем опущены многие детали создания и падения Ялдабаофа. Это был обычный литературный прием в гностических произведениях, и он подразумевал, что авторы не делились своими знаниями в полной мере. [ 86 ] Энн Макгуайр отмечает, что эта структура ставит борьбу Нореи в более широкий контекст: [ 44 ] и позволяет второй половине решать темы, которые были ранее установлены в первой половине. [ 38 ] Ингвильд Гилхус предполагает, что эти две части представляют собой две отдельные стадии гнозиса. [ 87 ]
Окончательный текст содержит повествовательные несоответствия. Ялдабаоф, кажется, помогает создать человечество после того, как он был заключен в тюрьму в Тартаре. Норея изображается современницей Сифа и Ноя, хотя в Бытии говорится, что эти двое родились с разницей в столетия. Норея говорит архонтам, что она из верхнего мира, а позже, кажется, узнает об этом от Элелет. Эти несоответствия могут представлять собой места, где были включены дополнительные источники. [ 88 ] [ 89 ]
«Ипостась Архонтов» имеет много общего с «О происхождении мира» , которое встречается в том же кодексе. [ 90 ] Это единственные два сохранившихся текста, в которых описывается покаяние Саваофа и получение небесного престола. [ 91 ] Ученые не пришли к единому мнению относительно причины этого сходства. Эти две работы могут быть независимыми редакциями одного общего текста. [ 90 ] или отдельные компиляции одних и тех же источников. [ 71 ] Происхождение также может быть более поздней редакцией «Ипостаси» . [ 92 ]
Влияния
[ редактировать ]Египетский
[ редактировать ]Образы Зои, выдыхающей огненного ангела и отправляющей Ялдабаофа в Тартар, возможно, были вдохновлены египетскими текстами о гробах, такими как Заклинания 575 и 937. [ 93 ] Язык, который Норея использует в разговоре с архонтами, также напоминает магические заклинания из египетских источников. [ 94 ] Слова Адама Еве напоминают аретологии вокруг Исиды . [ 95 ] [ 96 ] У архонтов головы животных, подобные египетским божествам. [ 15 ]
еврейский
[ редактировать ]Помимо Книги Бытия, «Ипостась» во многом опирается на традиции Еноха, особенно на Книгу Еноха . Согласно 1 Еноху, Великий Потоп был ответом на то, что Сыны Божьи занимались сексом с человеческими женщинами и оскверняли человечество. «Ипостась» основывается на этой традиции в своем центральном мотиве: архонты пытаются изнасиловать Норею и Еву. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ] Ипостась предсказывает падение архонтов, используя язык, напоминающий 1 Еноха 12:6: [ 102 ] и его описание пылающего ангела, изгоняющего Ялбаофа в Тартар, отражает аналогичные образы в 1 Еноха. [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ]
Идентификация Каина как сына архонтов, возможно, была вдохновлена еврейскими традициями мидрашей, которые считали его сыном Евы и сатаны. Эти традиции записаны в таких источниках, как более поздний Таргум Псевдо-Ионатан . [ 106 ] [ 107 ]
греко-римская
[ редактировать ]Ипостась Архонтов отражает платоническое мировоззрение. Духовная Ева оставляет после себя тень плоти, отражая платоническую веру в то, что материальные субстанции являются тенями вечных Форм . [ 108 ] [ 109 ] История адаптирует миф о Демиурге Платона из «Тимея» , реконтекстуализируя его для объяснения частей Бытия. [ 110 ] Элелет также описывает Норею как имеющую корень в верхнем мире, перекликаясь с метафорой Тимея. [ 111 ] Подразумевается, что Адам был создан как гермафродит, а духовная Ева называется его «сообразом» (ϢⲂⲢⲈⲒⲚⲈ). Это может отражать миф о сотворении мира, представленный на Симпозиуме , в котором люди представляют собой неполные половинки удвоенных сущностей, которые ранее были объединены. [ 112 ] [ 39 ] Описание Ялдабаофа как львиноголового может отсылать к «Государству» Платона , где один из аспектов страстной души описывается как львиный. [ 113 ]
Гилхус отмечает, что вопросы Нореи об архонтах следуют четырем причинам Аристотеля . [ 17 ] Аристотеля В книге «Поколение животных» выкидыши связывались как с андрогинностью, так и с чудовищностью, которые характерны как для Ялдабаофа (который описывается как аборт), так и для архонтов. [ 114 ]
Превращение Евы в дерево напоминает греческий миф о Дафне . [ 115 ] [ 116 ] и Пана влечение к гамадрилам . Сексуальная агрессия архонтов может отражать аналогичные истории о Зевсе . Льюис связывает изнасилование архонтами саркастической Евы с мифическим изнасилованием сабинянок ; Сабинский миф объяснял происхождение римлян, а миф о Еве объясняет происхождение рода Каина. [ 117 ]
Переосмысление Книги Бытия
[ редактировать ]
«Ипостась Архонтов» пересказывает первые главы Книги Бытия, хотя и меняет хронологию Адама, дающего имена животным. [ 118 ] и не упоминает ни о сотворении мира, ни о детях Каина. [ 119 ] Он не цитирует напрямую Книгу Бытия. [ 120 ] но он имитирует стиль письма Септуагинты . [ 121 ]
Ипостась — это экзегеза , добавляющая новый контекст к оригинальной истории. Оно объясняет тьму в Бытие 1:2 как тень, отбрасываемую творением в Бытие 1:1. [ 122 ] Дух Божий, движущийся над водой, интерпретируется как София, смотрящая на воду. [ 123 ] и создание света становится ответом Софии на высокомерие Ялдабаофа. [ 50 ] Создание Евы из ребра Адама переписано как возвращение Духа из ребра Адама. [ 124 ] Семь сыновей Ялдабаофа напоминают семь дней творения; [ 125 ] в частности, престол Саваофа на седьмом небе дает новое толкование Божьего покоя в седьмой день. [ 126 ] Роли Духа отражают серию игр слов на арамейском имени Евы Хавва. Ее называют повивальной бабкой (хаййа), древом жизни (хайяйя), змеей (хьюья) и наставником (хаве). [ 127 ] [ 128 ] Имя Адама также интерпретируется как игра слов на тему «адамантиновая Земля». [ 129 ]
Бентли Лейтон называет «Ипостась » «радикальной инверсией моральных ценностей Ветхого Завета». [ 130 ] В отличие от Книги Бытия, создатели человечества изображены ущербными и невежественными, высший бог хочет, чтобы люди ели от дерева познания, а результаты еды от дерева приносят пользу. [ 131 ] Знание связано со спасением, а не с проклятием, [ 32 ] и наводнение – это реакция на то, что люди улучшаются, а не деградируют. [ 132 ] [ 133 ] [ 134 ]
Роль Бога в Бытии разделена между четырьмя фигурами: Ялдаваофом, Саваофом, Софией и Зоей. [ 135 ]
Ялдабаоф
[ редактировать ]Ялдабаоф, также называемый Самаэль (от арамейского « слепой » ) и Саклас (арамейское « глупец» ), [ 136 ] [ 137 ] представляет собой насмешливую карикатуру на ветхозаветного Бога. [ 138 ] Будучи «абортом», он состоит из бесформенной материи. В тексте он описан как андрогинный, слепой и львиный. [ 139 ] Он хвастается тем, что является единственным богом, используя язык Исайи 45:6, но это утверждение изображается высокомерным и кощунственным. [ 140 ] В тексте подчеркивается, что его утверждение не является искренней ошибкой; он повторяет это даже после того, как Софья раскрывает свой свет. [ 141 ] Он представлен как нарушивший Десять Заповедей ; он совершает прелюбодеяние, желая Еву, лжет людям и позорит свою мать, заявляя о своем превосходстве. [ 142 ] Имя Самаэль также было именем Сатаны в иудаизме. [ 143 ] [ 144 ] а Ялдабаоф сочетает в себе элементы Бога и Сатаны. [ 145 ] Его наказание в Тартаре отражает связывание сатаны, описанное в Откровении 20:2-3. [ 104 ]
Саваоф
[ редактировать ]Саваоф (на иврите «армии» или «силы») было традиционным именем еврейского Бога. [ 146 ] Согласно Ипостаси , Саваоф — Бог евреев и источник еврейского закона. [ 147 ] [ 148 ] Саваоф строг, но не злой; он изображен гораздо более позитивно, чем его отец Ялдабаоф. [ 149 ] [ 150 ] [ 151 ] Это более благоприятный взгляд на Бога Ветхого Завета, чем в других гностических источниках. [ 92 ] Возможно, это была попытка обратиться к еврейским читателям и продемонстрировать, что евреи, как и сам Саваоф, могут быть спасены. [ 72 ] [ 71 ]
В Бытии Бог создает великий потоп и спасает Ноя. В «Ипостаси» эти роли разделены: Ялдаваоф приказывает потопу, а Саваоф приказывает Ною построить ковчег. [ 94 ] [ 149 ] [ 41 ] [ а ] В этом пересказе Ной представляет евреев и христиан-немогностиков. Саваоф противостоит злому Ялдабаофу, но он и Ной не признают гностического спасения, предлагаемого Нореей. [ 153 ] [ 150 ] Хотя Саваоф восседает на небесах, в конечном счете он все еще находится под космической завесой. [ 154 ] и гностики не подчиняются его правлению. [ 155 ]
София
[ редактировать ]В отличие от других гностических текстов, София не представлена как падшее божество. Вместо этого она остается небесной фигурой над космической завесой. [ 156 ] Хотя София, вероятно, является тем голосом, который упрекает богохульство Ялдабаофа, [ 157 ] [ 158 ] ее дочь Зоя накажет его. София не считается ответственной за действия Ялдабаофа или материального мира, и ей не нужно каяться или искупаться. [ 159 ]
Темы и анализ
[ редактировать ]Сотериология
[ редактировать ]Согласно тексту, Истинный Человек откроет высший гнозис, но только детям Нореи. [ 160 ] Неясно, означает ли это, что спасение предопределено. текста Гилхус интерпретирует сотериологию как говорящую, что читатели могут выбирать, становиться ли потомками Нореи, или что дети Нореи автоматически спасаются, в то время как дети Каина должны активно выбирать спасение. [ 161 ] Она отмечает, что Саваоф спасен, несмотря на то, что он сын Ялдабаофа, а это означает, что спасение не продиктовано генетикой. [ 162 ] Джерард Люттихейзен интерпретирует историю Ноя как еще одну притчу о спасении: подобно Ною, потомки Сифа могут выбирать, принимать или нет гностическое спасение, предложенное Нореей. [ 149 ]
Космология
[ редактировать ]В отличие от других гностических текстов, «Ипостась» не фокусируется на структуре верхнего мира. Вместо этого текст фокусируется на создании и истории материального мира. [ 163 ] Элелет описывает материальный и небесный миры как разделенные завесой. Ялдабаоф и архонты созданы из материи, которая формируется из теней, отбрасываемых этой завесой. [ 164 ] [ 165 ]
Семь потомков Саваофа представляют семь планет по Птолемею : Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. [ 166 ] [ 7 ] [ 51 ] Элелет идентифицируется как Светило, что было общим термином для небесных объектов, включавших как птолмаевские «планеты», так и звезды. [ 167 ]
Пол
[ редактировать ]В отличие от большинства греко-римских традиций, гностические тексты, такие как «Ипостась», представляют божественное прежде всего как женское, а не мужское или андрогинное. [ 168 ] Многие из раскрывающих персонажей текста, в том числе София, Ева, Норея и Зоя, — женщины. [ 169 ] Ева, в частности, представляет три женские роли: мать, дочь и жена. Она дарует Адаму жизнь, появляется с его стороны и позже становится его спутницей. [ 124 ] Напротив, Смерть персонифицируется как мужчина. [ 170 ] Архонты также представлены как андрогинные, так и мужские, и их сила исключительно мужская, поскольку они пытаются изнасиловать Норею и Еву. [ 171 ] Элелет и Истинный Мужчина являются исключениями из этого шаблона как мужские фигуры просветления. [ 172 ]
Отношение к иудаизму
[ редактировать ]Ипостась Архонтов во многом опирается на еврейские традиции и Священные Писания, но часто бросает им вызов или ниспровергает их. Его пересказ «характерно «переворачивает» смысл Книги Бытия». [ 173 ] Норея не упоминается в Книге Бытия, но Биргер А. Пирсон идентифицирует ее как новую интерпретацию Наамы , отмечая, что «ее роль соблазнительницы « сынов Божиих » фактически была перенесена в гностическую литературу, в типичную гностическая герменевтическая инверсия». [ 174 ] Самаэль берет на себя роль Бога , и его провозглашение божественности напрямую цитирует Исаию 45:6. Ипостась осуждает это заявление и, в более широком смысле, осуждает взгляд Исаии на Бога. [ 140 ]
Эти новые интерпретации можно интерпретировать как антиеврейские. [ 5 ] Однако Джон Тернер утверждает, что «Ипостась» отражает раннюю версию сифианского гностицизма, укорененную в «недовольном и неортодоксальном иудаизме». [ 175 ] Роджер Буллард соглашается, что эти инверсии «[не] обязательно придают документу какой-либо антиеврейский настрой, несмотря на то, что Исайя 46:9 цитируется как самопровозглашение ревнивого и низшего Бога Ветхого Завета . какая-то неортодоксальная традиция, например, переданная из общины в Элефантине , могла даже приложить руку к формированию этой традиции и, вероятно, так и сделала». [ 144 ] Рул ван ден Брук интерпретирует покаяние и вознесение Саваофа на небеса как «попытку сделать гностическую интерпретацию еврейской Библии более приемлемой для евреев». [ 71 ] Росс Кремер утверждает, что «Ипостась» тесно связана с «однозначно еврейским» текстом « Иосиф и Асенет » . [ 176 ]
Отношение к христианству
[ редактировать ]Автор «Ипостаси Архонтов» одобрительно цитирует Ефесянам и называет Павла «великим апостолом». [ 78 ] Хотя Иисус не упоминается явно, Элелет описывает Истинного Человека как «явно Иоанново ». [ 57 ] и, вероятно, относится к нему. [ 151 ]
Неясно, отражают ли эти элементы существенное христианское влияние. Чарльз Хедрик считает их «чрезвычайно тонким слоем христианизации» более позднего редактора. [ 177 ] Рул ван ден Брук утверждает, что цитата из Послания к Ефесянам — это просто «вступительное замечание последнего редактора текста». [ 178 ] а Роджер Буллард считает упоминание об Иисусе неуместным, отмечая, что «ни в каком другом месте этого раздела нет никаких упоминаний об эсхатологическом или пророческом значении рассказанных событий». [ 179 ]
Напротив, Элейн Пейджелс выступает за более фундаментальное христианское влияние, полагая, что ссылки на Павла сигнализируют о «намерении автора прочитать Бытие глазами Павла (а не о поверхностной попытке христианизировать другие источники или прикреплённых к ним толкованиях, как предполагают другие). на нехристианский материал гипотетическим редактором . ) [ 180 ]
Отношение к сифианству
[ редактировать ]«Ипостась» считается сифианским текстом. [ 181 ] Джон Тернер предполагает, что диалог между Нореей и Элелет, наряду с аналогичными диалогами в Апокрифе Иоанна , возможно, использовался в качестве катехизиса среди сифианских гностиков. [ 76 ]
В отличие от других сифианских текстов, сам Сиф в Ипостаси почти не появляется и идентифицируется лишь как сын Адама и Евы , а не как небесная фигура, как, например, в Священной Книге Великого Невидимого Духа . [ 181 ] Вместо этого гораздо больше внимания уделяется его сестре Норее, которую Биргер Пирсон называет «женским двойником» Сета. [ 182 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кирби, Питер. «Ипостась Архонтов» . Раннехристианские сочинения . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Робинсон, Стивен Э. «Ипостась Архонтов» . Коптская энциклопедия, том 1 . Высший университет Клермонта. Школа религии . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Лейтон, Бентли (1974). " "Ипостась Архонтов, или "Реальность правителей"."" . Гарвардское теологическое обозрение . 67 (4): 351–425 . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Буллард, Роджер А. (март 1981 г.). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке Сан-Франциско: Харпер и Роу. п. 152. ИСБН 9780060669294 . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лейтон, Бентли (1995). Гностические писания: новый перевод с аннотациями и введениями . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 9780300140132 .
- ^ Jump up to: а б Лейтон 1989 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Льюис 2013 , с. 132.
- ^ Льюис 2013 , с. 135.
- ^ Буллард 1970 , стр. 43–46.
- ^ Гилхус 1985 , с. 36.
- ^ Гилхус 1985 , с. 6.
- ^ Лейтон 1976 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Гилхус 1985 , с. 5.
- ^ Льюис 2013 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б Лейтон 1989 , с. 221.
- ^ Макгуайр 2000 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б Гилхус 1985 , с. 9.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 6–8.
- ^ Буллард 1970 , с. 42.
- ^ Пирсон 1990 , с. 126.
- ^ Томассен 2019 , с. 8.
- ^ Пирсон 2000 , с. 271.
- ^ Пирсон 1990 , с. 9.
- ^ Пейджелс 2000b , стр. 189–190.
- ^ Пейджелс 2000a , стр. 413–417.
- ^ Буллард 1970 , с. 57.
- ^ Буллард 1970 , с. 59.
- ^ Пейджелс 1986 , стр. 269–270.
- ^ Халвгаард 2017 , с. 239.
- ^ Пейджелс 1986 , с. 269–271.
- ^ Халвгаард 2017 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б Халвгаард 2017 , стр. 242.
- ^ Буллард 1970 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Гилхус 1985 , стр. 68–69.
- ^ Буллард 1970 , с. 88–89.
- ^ Пейджелс 2000b , с. 197.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 43.
- ^ Jump up to: а б Макгуайр 2000 , с. 246.
- ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 64.
- ^ Макгуайр 2000 , стр. 246–247.
- ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 94.
- ^ Макгуайр 2000 , с. 250.
- ^ Пирсон 1990 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с Макгуайр 2000 , с. 254.
- ^ Буллард 1970 , с. 103.
- ^ Струмса 1984 , с. 67.
- ^ Макгуайр 2000 , с. 243.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 7.
- ^ Буллард 1970 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Гилхус 1985 , стр. 32.
- ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 107.
- ^ Буллард 1970 , с. 54.
- ^ Струмса 1984 , с. 56.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 34.
- ^ Буллард 1970 , с. 110.
- ^ Буллард 1970 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 113.
- ^ Тернер 2001 , с. 107.
- ^ Макгуайр 2000 , с. 255.
- ^ Льюис 2013 , с. 148.
- ^ Луттихуизен 2006 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Лейтон 1989 , с. 6.
- ^ Лейтон 1974 , с. 374.
- ^ Льюис 2013 , стр. 2–3.
- ^ Лейтон 1989 , с. 28.
- ^ Буллард 1970 , с. 3.
- ^ Лейтон 1989 , стр. 220–222.
- ^ Лейтон 1974 , с. 373.
- ^ Гилхус 1985 , с. 87.
- ^ Тернер 2001 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б с д ван ден Брук 2013 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Фэллон 1978 , с. 87.
- ^ Лейтон 1989 , с. 220.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 12.
- ^ Пирсон 2000 , с. 273.
- ^ Jump up to: а б Тернер 2001 , с. 65.
- ^ Буллард 1970 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 47.
- ^ Лейтон 1989 , с. 222.
- ^ Буллард 1970 , с. 66.
- ^ Буллард 1970 , с. 100.
- ^ ван ден Брук 2013 , с. 51.
- ^ Лейтон 1974 , с. 365.
- ^ Лейтон 1976 , стр. 66–67.
- ^ Льюис 2013 , с. 133.
- ^ Лейтон 1974 , с. 371.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 19.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 77–78.
- ^ Буллард 1970 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Тернер 2001 , с. 166.
- ^ Фэллон 1978 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Фэллон 1978 , с. 8.
- ^ Глейзер, Брайан (1991). «Богиня с огненным дыханием: египетское происхождение гностического мифологумена» . Новый Завет . 33 (1): 92–94. дои : 10.2307/1561200 . ISSN 0048-1009 .
- ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 95.
- ^ Лейтон 1989 , с. 223.
- ^ Буллард 1970 , с. 81.
- ^ Скопелло 2000b , с. 108.
- ^ Пирсон 2000 , стр. 266–267.
- ^ Луттихуизен 2006 , стр. 88–89.
- ^ Струмса 1984 , с. 63.
- ^ Bull 2017 , стр. 77–79.
- ^ Струмса 1984 , стр. 68–69.
- ^ Фэллон 1978 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 109.
- ^ Бык 2017 , с. 90.
- ^ Струмса 1984 , с. 46–48.
- ^ Пирсон 1990 , с. 58.
- ^ Халвгаард 2017 , стр. 246.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 60.
- ^ Льюис 2013 , стр. 140–141.
- ^ Лейтон 1976 , с. 66.
- ^ Буллард 1970 , с. 75.
- ^ Фишер-Мюллер 1990 , с. 84.
- ^ Фишер-Мюллер 1990 , с. 88.
- ^ Луттихуизен 2006 , с. 92.
- ^ Halvgaard 2017 , стр. 241–242.
- ^ Льюис 2013 , стр. 142–144.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 21–22.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 15.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 23.
- ^ Бракке 2010 , стр. 71.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 31.
- ^ Буллард 1970 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Гилхус 1985 , стр. 56.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 33.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 35.
- ^ Лейтон 1976 , стр. 55–56.
- ^ Пейджелс 2000b , с. 196.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 55.
- ^ Лейтон 1976 , с. 58.
- ^ Буллард 1970 , с. 86.
- ^ Льюис 2013 , с. 137.
- ^ Луттихуизен 2006 , с. 99.
- ^ Гилхус 1985 , с. 25.
- ^ Гилхус 1985 , с. 27.
- ^ Фишер-Мюллер 1990 , с. 81.
- ^ Гилхус 1985 , с. 99.
- ^ Лейтон 1976 , с. 76.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 50.
- ^ Гилхус 1985 , с. 98.
- ^ Льюис 2013 , с. 138.
- ^ Лейтон 1976 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б Буллард 1970 , с. 53.
- ^ Пирсон 1990 , стр. 92–93.
- ^ Льюис 2013 , с. 146.
- ^ Фэллон 1978 , с. 77.
- ^ Фэллон 1978 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с Луттихуизен 2006 , стр. 94–95.
- ^ Jump up to: а б Лейтон 1976 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б ван ден Брук 2013 , с. 52.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 83–84.
- ^ Луттихуизен 2006 , стр. 103–105.
- ^ Фэллон 1978 , с. 79.
- ^ Фэллон 1978 , с. 54.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 95–96.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 44.
- ^ Буллард 1970 , с. 51.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 100–103.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 112.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 116–118.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 114–115.
- ^ ван ден Брук 2013 , с. 44.
- ^ Грюнвальд 1973 , с. 48.
- ^ Гилхус 1985 , стр. 10.
- ^ Фэллон 1978 , с. 26.
- ^ Лейтон 1976 , с. 68.
- ^ Кремер 2000 , с. 261.
- ^ ван ден Брук 2013 , стр. 188–189.
- ^ Гилхус 1985 , с. 59.
- ^ Макгуайр 2000 , с. 241–244.
- ^ Макгуайр 2000 , с. 253.
- ^ Макгуайр, Энн (1988). «Девственность и подрывная деятельность: Норея против сил в ипостаси Архонтов». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 240.
- ^ Пирсон 1988 , с. 266.
- ^ Тернер, Джон (1986). «Сифианский гностицизм: литературная история». В Хедрике, Чарльз; Ходжсон, Роберт (ред.). Наг-Хаммади, гностицизм и раннее христианство . Wipf и Stock Publishers. п. 57.
- ^ Кремер, Росс (1988). «Ответ на девственность и подрывную деятельность». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 263.
- ^ Хедрик, Чарльз; Ходжсон, Роберт (1986). Наг-Хаммади, гностицизм и раннее христианство . Wipf и Stock Publishers. п. 9.
- ^ ван ден Брук 2013 , с. 189.
- ^ Буллард 1970 , с. 91.
- ^ Пейджелс, Элейн (1988). «В поисках духовной кануны: образность и герменевтика в ипостаси Архонтов и Евангелие от Филиппа». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 192.
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Майкл (1996). Переосмысление «гностицизма» : аргумент в пользу демонтажа сомнительной категории . Издательство Принстонского университета. п. 90.
- ^ Пирсон 1988 , с. 267.
Источники
[ редактировать ]- Бракке, Дэвид (2010). Гностики: миф, ритуал и разнообразие в раннем христианстве . Кембридж (Массачусетс): Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04684-9 .
- Булл, Кристиан Х. (2017). «Женщины, ангелы и опасные знания: миф о наблюдателях в апокрифе Иоанна и его монашеский рукописный контекст». В Тервахауте, Улла; Мирошников Иван; Лехтипуу, Оути; Дандерберг, Исмо (ред.). Женщины и знания в раннем христианстве . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-35543-9 .
- Буллард, Роджер (1970). Ипостась Архонтов: коптский текст с переводом и комментариями . Берлин: Вальтер Де Грюйтер и компания.
- Фэллон, Фрэнсис Т. (1978). Воцарение Саваофа: еврейские элементы в гностических мифах о сотворении мира . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 90-04-05683-1 .
- Фишер-Мюллер Э. Идея (1990). «Ялдабаоф: гностический женский принцип в его падении » Новый Завет 32 (1): 79–95. дои : 10.2307/1560677 . ISSN 0048-1009 .
- Гилхус, Ингвильд Салид (1985). Природа архонтов: исследование сотериологии гностического трактата из Наг-Хаммади . Висбаден: Харрасовиц. ISBN 9783447025188 .
- Грюнвальд, Итамар (1973). «Еврейские источники гностических текстов из Наг-Хаммади?» . Труды Всемирного конгресса иудаистов . III : 45–56. ISSN 0333-9068 .
- Халвгаард, Тильде Бак (2017). «Жизнь, знание и язык в классической гностической литературе: пересмотр роли женского духовного начала и эпинойи». В Тервахауте, Улла; Мирошников Иван; Лехтипуу, Оути; Дандерберг, Исмо (ред.). Женщины и знания в раннем христианстве . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-35543-9 .
- Кремер, Росс С. (2000). «Ответ на девственность и подрывную деятельность». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 1-56338-331-4 .
- Лейтон, Бентли, изд. (1989). Кодекс Наг-Хаммади II, 2–7 Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 90-04-09019-3 .
- Лейтон, Бентли (1976). «Ипостась Архонтов (Заключение)» . Гарвардское теологическое обозрение . 69 (1/2): 31–101. ISSN 0017-8160 .
- Льюис, Никола Дензи (2013). Введение в «гностицизм»: древние голоса, христианские миры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199755318 .
- Луттикхуизен, Джерард П. (2006). Гностические пересмотры историй из Книги Бытия и ранних традиций Иисуса . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 90-04-14510-9 .
- Макгуайр, Энн (2000). «Девственность и подрывная деятельность: Норея против сил в ипостаси Архонтов». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 1-56338-331-4 .
- Пейджелс, Элейн (1986). «Толкование и изложение сообщений о сотворении Книги Бытия в избранных текстах из Наг-Хаммади». В Хедрике, Чарльз; Ходжсон, Роберт (ред.). Наг-Хаммади, гностицизм и раннее христианство . Пибоди, Массачусетс: Издательство Хендриксон. ISBN 0-913573-16-7 .
- Пейджелс, Элейн (2000a). «Адам, Ева и Змей в Бытие 1–3». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 1-56338-331-4 .
- Пейджелс, Элейн (2000b). «В поисках духовной кануны: образность и герменевтика в ипостаси Архонтов и Евангелие от Филиппа». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 1-56338-331-4 .
- Пирсон, Биргер (1988). «Возвращение к Норее». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 273.
- Пирсон, Биргер А. (1990). Гностицизм, иудаизм и египетское христианство . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-3104-8 .
- Пирсон, Биргер (2000). «Возвращение к Норее». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 1-56338-331-4 .
- Скопелло, Мадлен (2000a). «Еврейские и греческие героини в библиотеке Наг-Хаммади». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 1-56338-331-4 .
- Скопелло, Мадлен (2000b). «София как богиня в Кодексах Наг-Хаммади». В Кинге, Карен (ред.). Образы Женского в гностицизме . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 1-56338-331-4 .
- Струмса, Гедалиаху А.Г. (1984). Другое семя: исследования гностической мифологии . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 9789004074194 .
- Томассен, Эйнар (2019). «Нет такой вещи, как гностицизм: но есть ли у нас вместо этого?». В Крегере, Эрик; Пеншо, Луи; Расимус, Туомас (ред.). Наг-Хаммади, 70 лет: чему мы научились? . Левен: Питерс. ISBN 978-90-429-3630-0 .
- Тернер, Джон (2001). Сифианский гностицизм и платоническая традиция . Квебек: Les Presses de l'Université Laval.
- ван ден Брук, Рулоф (2013). Гностическая религия в древности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139620413 .