Петроглиф , — это изображение созданное путем удаления части поверхности камня путем надрезания, выемки, резьбы или шлифования , как форма наскального искусства . За пределами Северной Америки ученые часто используют такие термины, как «резьба», «гравировка» или другие описания техники для обозначения таких изображений. Петроглифы, возраст которых оценивается в 20 000 лет, классифицируются как охраняемые памятники и были добавлены в предварительный список ЮНЕСКО объектов всемирного наследия . Петроглифы встречаются по всему миру и часто связаны с доисторическими народами. Слово происходит от греческого префикса петро- , от πέτρα petra , означающего « камень », и γλύφω glýphō, означающего «вырезать», и первоначально было придумано во французском языке как петроглиф .
В научных текстах петроглиф — это наскальная гравюра, тогда как петрограф (или пиктограмма ) — это наскальная живопись. [1] [2] В обычном использовании слова иногда используются как взаимозаменяемые. [3] [4] Оба типа изображения относятся к более широкой и общей категории наскального искусства или париетального искусства . Петроформы , или узоры и формы, образованные множеством больших камней и валунов над землей, также весьма различны. Инуксуит – это не петроглифы, а рукотворные скальные образования, найденные в Арктике.
Композитное изображение петроглифов из Скандинавии (Хельеста, Вестманланд в Швеции). Северный бронзовый век. Глифы были нарисованы, чтобы сделать их более заметными. Петроглиф каравана снежных баранов недалеко от Моава, штат Юта , США; общая тема в глифах юго-запада пустыни и Большого Бассейна.
Петроглифы были найдены во всех частях земного шара, кроме Антарктиды , с самой высокой концентрацией в некоторых частях Африки, Скандинавии и Сибири. Многие примеры петроглифов, найденных по всему миру, датируются примерно границей неолита и позднего верхнего палеолита (примерно 10 000–12 000 лет назад). .
Примерно от 7000 до 9000 лет назад, после появления ряда предшественников систем письма , существование и создание петроглифов начали страдать и затихать, и их место заняли различные формы искусства, такие как пиктограммы и идеограммы . Однако петроглифы продолжали создаваться и оставались в некоторой степени обычным явлением, причем различные культуры продолжали использовать их в течение разного периода времени, включая культуры, которые продолжали создавать их до тех пор, пока контакт с западной культурой . в 19 и 20 веках не был установлен [ нужна ссылка ]
Существует множество гипотез относительно назначения петроглифов в зависимости от их местоположения, возраста и тематики. Некоторые петроглифы, скорее всего, имели глубокое культурное и религиозное значение для обществ, создавших их. Считается, что многие петроглифы представляют собой тип символического или ритуального языка или стиля общения, который до сих пор до конца не изучен. Другие, такие как геоконтурглифы , более четко изображают или представляют форму рельефа или окружающую местность, например, реки и другие географические объекты. [ нужна ссылка ]
Существуют некоторые карты-петроглифы, изображающие тропы, а также содержащие символы, обозначающие время и расстояния, пройденные по этим тропам; другие карты-петроглифы действуют как астрономические маркеры. Помимо того, что они имели географическое и астрономическое значение, другие петроглифы, возможно, также были побочным продуктом различных ритуалов: например, в Индии были обнаружены некоторые петроглифы, идентифицированные как музыкальные инструменты или « каменные гонги ». [5]
Некоторые петроглифы, вероятно, образовывали типы символической коммуникации, например, типы протописьма . [6] Более поздние глифы скандинавского бронзового века в Скандинавии, похоже, относятся к некоторой форме территориальной границы между племенами , а также несут возможное религиозное значение. Было признано, что стили петроглифов имеют местные или региональные «диалекты» аналогичных или соседних народов. Сибирские надписи во многом напоминают раннюю форму рун , хотя прямой связи не установлено.
Петроглифы с разных континентов имеют сходство. Хотя людей вдохновляет их непосредственное окружение, труднее объяснить общие стили. Это могло быть простым совпадением, указанием на то, что определенные группы людей широко мигрировали из какой-то первоначальной общей территории, или указанием на общее происхождение. В 1853 году Джордж Тейт представил Клубу натуралистов Бервика доклад, в котором Джон Коллингвуд Брюс согласился, что резные фигурки имеют «... общее происхождение и указывают на символическое значение, отражающее некоторые популярные мысли». [7] В своей каталогизации шотландских наскальных рисунков Рональд Моррис обобщил 104 различные теории их интерпретации. [8]
Научно-исследовательский институт наскального искусства (RARI) Университета Витватерсранда изучает современные связи между религией и наскальным искусством среди народа сан в пустыне Калахари . [10] Хотя произведения искусства народа сан представляют собой преимущественно картины, лежащие в их основе верования, возможно, могут быть использованы в качестве основы для понимания других типов наскального искусства, включая петроглифы. Цитата с сайта РАРИ:
Используя знания о верованиях сан, исследователи показали, что это искусство играло фундаментальную роль в религиозной жизни художников. Искусство запечатлело вещи из мира Сан за скалой: другого мира, населенного духовными существами, куда танцоры могли путешествовать в форме животных и куда люди в экстазе могли черпать силу и приносить ее обратно для исцеления, вызывания дождя и захват игры. [11]
Вади Хаммамат в Кифте , множество резных фигурок и надписей, датируемых периодом до самых ранних египетских династий и до современной эпохи, в том числе единственный раскрашенный петроглиф, известный из Восточной пустыни, и рисунки египетских тростниковых лодок, датированные 4000 годом до нашей эры.
Скала Надписей на Южном Синае — это большая скала с резьбой и надписями, начиная от набатейской и заканчивая латинской, древнегреческой и крестоносной эпохами, расположенная в нескольких милях от оазиса Айн-Худра. Вторая скала находится примерно в 1 км от основной скалы рядом с набатейскими гробницами Навами с резными изображениями животных, включая верблюдов, газелей и других. Первые археологи, исследовавшие их в 1800-х годах, также оставили свои имена, вырезанные на этой скале.
Петроглифы с жирафами найдены в районе Гебель-эль-Сильсила . Скалы использовались для обширной добычи материалов для строительства храмов, особенно в период, называемый Новым Царством . Изображения жирафов расположены возле стелы царя Аменхотепа IV . Изображения не датированы, но, вероятно, датированы додинастическим периодом.
Ратнагири Махараштры Петроглифы . Петроглиф длиной восемь футов в деревне Деваче Готане в районе Раджапур, Махараштра. [29] Богиня Ладжа Гаури, которую изображают аналогичным образом, сидящей на корточках и с ногами наружу. .
Кетхайюрумпу, Тамил Наду. Расположенный в 28 км к северо-западу от Диндигала, штат Тамил Наду, недалеко от Идайякоттаи и в шести км к юго-западу от Одданчартама, было обнаружено несколько петроглифов, в основном представляющих собой абстрактные символы на двух скалах, которые выглядят как временное каменное убежище, были замечены рядом с храмом Муруган, который находится в руинах на острове вершина холма Котайюрумбу.
За последние годы в разных частях Ирана было обнаружено большое количество наскальных рисунков. Подавляющее большинство изображают козерогов . [30] [31] Наскальные рисунки были найдены в декабре 2016 года недалеко от Гольпайегана , Иран , и это могут быть самые старые из обнаруженных рисунков, возраст одной группы, возможно, составляет 40 000 лет. Точные оценки были недоступны из-за санкций США. [32]
Петроглифы — древнейшие произведения искусства, оставленные человечеством, которые открывают путь к прошлым эпохам жизни и помогают нам открыть для себя различные аспекты доисторической жизни. Инструменты для создания петроглифов можно классифицировать по возрасту и исторической эпохе; это мог быть кремень, бедренная кость из добытых карьеров или металлические инструменты. Самые старые пиктограммы в Иране можно увидеть в пещере Яфте в Лорестане, они датируются 40 000 годом, а самый старый обнаруженный петроглиф принадлежит Тимаре и датируется 40 800 лет назад.
Иран демонстрирует формирование письменности из пиктограммы, идеограммы, линейной (2300 г. до н. э.) или протоэламской письменности, геометрической старой эламской письменности, письменности Пехлеви, арабской письменности (906 лет назад), куфийской письменности и письменности фарси, существовавшей как минимум 250 лет назад. Обнаружено более 50 000 петроглифов, простирающихся по всем государствам Ирана. [33] [31] [34]
Самый старый достоверно датированный наскальный рисунок в Америке известен как «Возбужденный маленький человечек». Это петроглиф, изображающий фигурку с огромным фаллосом, вырезанный в Лапа-ду-Санту , пещере в центрально-восточной Бразилии и датируемый 12 000–9 000 лет назад. [43]
^ Вишхофф, Генрих Альберт (1945). Африка . Издательство Пенсильванского университета. Среди памятников раннего периода Африки наиболее примечательны наскальные рисунки (петрографы) и наскальные рисунки (петроглифы), обнаруженные во многих частях континента.
^ Т. Дуглас Прайс (2012). Европа до Рима: экскурсия по каменному, бронзовому и железному векам по местам . Издательство Оксфордского университета. п. 116. Это искусство делится на две категории в зависимости от того, как оно выполнено: петроглифы вырезаны в скале и пиктограммы нарисованы на скале.
^ «петрограф» . Мерриам-Вебстер . Британская энциклопедия . Проверено 26 ноября 2020 г.
^ Полный словарь английского языка Вебстера . Случайный дом. 2001. с. 1449. ИСБН 0-681-31723-Х .
^ Моррис, Рональд (1979) Доисторическое наскальное искусство Галлоуэя и острова Мэн , Blandford Press, ISBN 978-0-7137-0974-2 .
^ [См.: Д. Льюис-Уильямс, Космос в камне: интерпретация религии и общества посредством наскального искусства (Уолнат-Крик, Калифорния: Altamira Press, 2002).]
^ Гонсало де Салазар, «Колесницы Сахары», Adoranten, Tanum: Скандинавское общество доисторического искусства, 2000.
^ Паркингтон, Дж. Моррис, Д. и Раш, Н. 2008. Наскальные гравюры Кару. Кланвильям: Кракаду Траст; Моррис Д. и Бомонт П. 2004. Археология в Северном Кейпе: некоторые ключевые места. Кимберли: Музей МакГрегора.
^ Хечоян, Анна (январь 2007 г.). «Наскальные рисунки системы горы Арагац | Анна Хечоян» . Xxii Международный симпозиум Valcamonica «Наскальное искусство в рамках культурного наследия человечества» l'Arte Rupestre Nel Quadro del Patrimonioculturale dell'umanità, Centro Congressi - Darfo Boario Terme (Bs), Италия, 18-24 мая . Академия.edu . Проверено 18 августа 2013 г.
^ Доисторические петроглифы, найденные в районе Баян-Овоо (приблизительно 42,2379 с.ш., 105,5360 в.д.), как описано и опубликовано Де Салазаром Серантесом в 1998 году (« Открытие доисторических руин в пустыне Гоби », Гонсало де Салазар Серантес) , Adoranten 1998. Танум: Скандинавское общество доисторического искусства, 1998, стр. 66-69).
Сикман, Лоуренс , в: Сикман Л. и Сопер А., Искусство и архитектура Китая , История искусства Пеликана, 3-е изд. 1971 г., Penguin (ныне Йельский университет истории искусства), LOC 70-125675.
Бекенсолл, Стэн и Лори, Тим, Доисторические наскальные рисунки графства Дарем, Суэлдейл и Уэнслидейл , Книги графства Дарем, 1998 г. ISBN 1-897585-45-4
Бекенсолл, Стэн, Доисторические наскальные рисунки в Нортумберленде , Tempus Publishing, 2001 г. ISBN 0-7524-1945-5
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: d51e6e681055f555b1eeb9e2da1fcc02__1718139480 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/02/d51e6e681055f555b1eeb9e2da1fcc02.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Petroglyph - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)