Законодательная власть
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2023 г. ) |
Из серии «Политика». |
Политика |
---|
Политический портал |
Законодательная власть |
---|
Чемберс |
Парламент |
Парламентская процедура |
Типы |
|
Законодательные органы по странам |
Законодательный орган — это совещательное собрание , наделенное юридическими полномочиями принимать законы для политического образования, такого как страна , нация или город. Их часто противопоставляют исполнительной и судебной власти правительства . Законодательные органы могут существовать на разных уровнях управления: национальном, государственном/провинциальном/региональном, местном и даже наднациональном (например, Европейский парламент ). Страны различаются в том, в какой степени они наделяют совещательные собрания субнациональными законотворческими полномочиями, а не чисто административными обязанностями.
Законы, принятые законодательными органами, обычно называются первичными законами. Кроме того, законодательные органы могут наблюдать за действиями правительства и управлять ими, имея право вносить поправки в соответствующий бюджет.
Члены законодательного органа называются законодателями. В условиях демократии законодатели чаще всего избираются всенародно , хотя непрямые выборы также используются и назначение исполнительной властью, особенно для двухпалатных законодательных органов с верхней палатой .
Терминология
[ редактировать ]Название, используемое для обозначения законодательного органа, варьируется в зависимости от страны.
Общие имена включают:
- Сборка (от старофранцузского asemblee , ср. собирать)
- Конгресс (от лат. congressum — «пойдя вместе»)
- Совет (от лат. concilium — «вызов, объединение»)
- Диета (от древнегреческого díaita — «образ жизни, обсуждение, решение»).
- Поместья или штаты (от старофранцузского estat , «состояние, штат, государство»)
- Парламент (от старофранцузского parlement , «говорящий»)
По именам:
- Палата депутатов
- Палата представителей
- Дом собрания
- Палата вождей
- Палата представителей
- Законодательное собрание
- Законодательный совет
- Национальное собрание
- Сенат
По языкам:
- Кортес (от испанского cortes — «суды»)
- Дума (от русского «дума» , «мысль»).
- Кнессет (от иврита k'néset «встреча»)
- Меджлис (от арабского majlis — «гостиная»)
- Oireachtas (от ирландского airecht/oireacht , «совещательное собрание свободных людей»)
- Рада (от польского rada «совет, решение»)
- Рейхстаг (от немецкого Reichstag — «собрание империи»)
- Ландтаг (от немецкого Landtag — «собрание страны»)
- Сансад (от санскрита самсада , «собрание»)
- Сейм (от польского sejm «взять с собой, собрание»)
- Советский (от русского sovet «совет»)
- Вещь (от прагерманского *þingą , «встреча, вопрос, обсуждаемый на собрании»)
- Хустинг (от древнескандинавского húsþing — «домашнее собрание»)
- Вече (от старославянского věče «совет, соглашение»)
Хотя конкретные роли каждого законодательного органа различаются в зависимости от местоположения, все они преследуют одну и ту же цель: назначать должностных лиц, которые будут представлять своих граждан для определения соответствующего законодательства для страны.
История
[ редактировать ]Среди первых признанных официальных законодательных органов была Афинская Экклесия . [1] В средние века европейские монархи проводили собрания дворянства, которые позже превратились в предшественников современных законодательных органов. [1] Их часто называли поместьями . Старейшим сохранившимся законодательным органом является исландский Альтинг , основанный в 930 году нашей эры.
Функции
[ редактировать ]Демократические законодательные органы имеют шесть основных функций: представительство, обсуждение, законодательство, санкционирование расходов, формирование правительства и надзор. [1]
Представительство
[ редактировать ]Существует пять способов достижения представительства в законодательном органе: [1]
- Формально: как правила законодательной власти обеспечивают представительство избирателей;
- Символически: как избиратели воспринимают своих представителей;
- Описательно: насколько хорошо состав законодательного органа соответствует демографии общества в целом;
- По существу: насколько хорошо представители на самом деле реагируют на потребности своих избирателей;
- Коллективно: насколько хорошо представители представляют интересы общества в целом.
Обсуждение
[ редактировать ]Одной из основных функций законодательного органа является обсуждение и обсуждение вопросов, имеющих большое значение для общества. [1] Эта деятельность может осуществляться в двух формах. При дебатах в законодательных органах, таких как Парламент Соединенного Королевства , в законодательном органе часто происходят оживленные дебаты. [1] Напротив, в законодательных органах, основанных на комитетах, таких как Конгресс США , обсуждение происходит в закрытых комитетах. [1]
Законодательство
[ редактировать ]Хотя номинально законодательные органы имеют единоличное право создавать законы, реальный объем этих полномочий зависит от деталей политической системы. В законодательных органах Вестминстерского типа исполнительная власть (состоящая из кабинета министров) по существу может принимать любые законы, которые пожелает, поскольку за ней обычно стоит большинство законодателей, контролируемых партийным кнутом, в то время как законодательные органы, основанные на комитетах, в континентальной Европе и других странах Президентские системы стран Америки имеют больше независимости в разработке и внесении поправок в законопроекты. [2]
Утверждение расходов
[ редактировать ]Истоки финансовой власти , которой обычно обладают законодательные органы при принятии или отклонении государственных бюджетов, восходят к европейским дворянским собраниям, с которыми монархам приходилось консультироваться перед повышением налогов. [3] Чтобы эта власть была действительно эффективной, законодательный орган должен иметь возможность вносить поправки в бюджет, иметь эффективную систему комитетов, достаточно времени для рассмотрения, а также доступ к соответствующей справочной информации. [3]
надзор
[ редактировать ]Законодательный орган может привлечь правительство к ответственности несколькими способами, включая допросы , запросы и вотум доверия .
Функция в авторитарных режимах
[ редактировать ]В отличие от демократических систем, законодательные органы при авторитаризме используются для обеспечения стабильности структуры власти путем кооптации потенциальных конкурирующих интересов внутри элит, чего они достигают путем: [4]
- Обеспечение легитимности;
- Включение оппонентов в систему;
- Обеспечение некоторого представительства внешних интересов;
- Предлагая возможность вербовать новых членов в правящую клику;
- Быть каналом, через который могут быть переданы ограниченные жалобы и уступки.
Внутренняя организация
[ редактировать ]Каждая палата законодательного органа состоит из ряда законодателей, которые используют ту или иную форму парламентской процедуры для обсуждения политических вопросов и голосования по предлагаемому законодательству. Для осуществления этой деятельности должно присутствовать определенное количество законодателей; это называется кворумом .
Некоторые обязанности законодательного органа, такие как предварительное рассмотрение вновь предлагаемого законодательства, обычно делегируются комитетам, состоящим из нескольких членов палаты (палат).
Члены законодательного органа обычно представляют различные политические партии ; Члены каждой партии обычно встречаются как фракция для организации своих внутренних дел.
Отношения с другими ветвями власти
[ редактировать ]Законодательные органы сильно различаются по объему политической власти, которой они обладают, по сравнению с другими политическими игроками, такими как судебные органы , военные и исполнительные органы . В 2009 году политологи М. Стивен Фиш и Мэтью Крениг составили индекс полномочий парламента, пытаясь количественно оценить различные степени власти среди национальных законодательных органов. Немецкий Бундестаг , итальянский парламент и Великий Государственный Хурал Монголии разделили самые влиятельные позиции, в то время как Палата представителей Сомали Мьянмы и Переходное федеральное собрание (которое заменило Федеральный парламент Сомали ) разделили наименее влиятельные позиции. [5]
Некоторые политические системы следуют принципу верховенства законодательной власти , согласно которому законодательный орган является высшей ветвью власти и не может быть связан другими институтами, такими как судебная власть или писаная конституция . Такая система делает законодательный орган более влиятельным.
В парламентской и полупрезидентской системах правления исполнительная власть подотчетна законодательному органу, который может отстранить ее от власти путем вотума недоверия . С другой стороны, согласно доктрине разделения властей , законодательная власть в президентской системе считается независимой и равноправной ветвью власти наряду с судебной и исполнительной властью. [6] Тем не менее, многие президентские системы предусматривают импичмент исполнительной власти за преступное или неконституционное поведение.
Законодательные органы иногда делегируют свои законодательные полномочия административным или исполнительным органам . [7]
Члены
[ редактировать ]Законодательные органы состоят из отдельных членов, известных как законодатели , которые голосуют по предлагаемым законам. Законодательный орган обычно состоит из фиксированного числа законодателей; поскольку законодательные органы обычно собираются в определенном зале, заполненном местами для законодателей, это часто называют количеством «мест», которые он содержит. Например, законодательный орган, имеющий 100 «мест», состоит из 100 членов. В более широком смысле, избирательный округ , который избирает одного законодателя, также может быть описан как «место», как, например, во фразах « безопасное место » и « маргинальное место ». [8]
После избрания члены могут быть защищены парламентской неприкосновенностью или парламентскими привилегиями либо в отношении всех действий в течение всего срока их полномочий, либо только в отношении тех, которые связаны с их законодательными обязанностями.
Чемберс
[ редактировать ]Законодательный орган может обсуждать и голосовать по законопроектам как единое целое, или он может состоять из нескольких отдельных собраний , называемых разными названиями, включая законодательные палаты , палаты для дебатов и палаты , которые обсуждают и голосуют отдельно и имеют разные полномочия. Законодательный орган, который действует как единое целое, является однопалатным , орган, разделенный на две палаты, является двухпалатным , а орган, разделенный на три палаты, является трехпалатным .
В двухпалатных законодательных собраниях одна палата обычно считается верхней палатой , а другая — нижней палатой . Эти два типа не сильно различаются, но члены верхних палат, как правило, избираются или назначаются косвенно, а не избираются напрямую, обычно распределяются по административным единицам, а не по численности населения, и, как правило, имеют более длительный срок полномочий, чем члены нижней палаты. В некоторых системах, особенно в парламентских системах , верхняя палата имеет меньшую власть и, как правило, играет более консультативную роль, но в других, особенно в федеральных президентских системах , верхняя палата имеет равную или даже большую власть.
В федерациях верхняя палата обычно представляет штаты, входящие в состав федерации. То же самое относится и к наднациональному законодательному органу Европейского Союза . Верхняя палата может либо содержать делегатов правительств штатов – как в Европейском Союзе и Германии, а до 1913 года – в Соединенных Штатах – либо избираться по формуле, которая обеспечивает равное представительство штатам с меньшим населением, как это происходит в верхней палате. дело в Австралии и США с 1913 года.
Трехпалатные законодательные органы редки; все Совет губернатора Массачусетса еще существует, но самый последний национальный пример существовал в последние годы правления белого меньшинства в Южной Африке . Четырехпалатных законодательных органов больше не существует, но раньше они использовались в Скандинавии. Единственным законодательным органом, в котором число палат превышало четыре, было Федеральное собрание Югославии ; Первоначально созданный как пятикамерный корпус в 1963 году, в 1967 году он был преобразован в шестикамерный корпус.
Размер
[ редактировать ]Законодательные органы сильно различаются по размеру. Среди национальных законодательных органов Всекитайское собрание народных представителей является крупнейшим и насчитывает 2980 членов. [9] в то время как Ватикана Папская комиссия является самой маленькой - 7 человек. [10] Ни один из законодательных органов не избирается демократическим путем: члены Папской комиссии назначаются Папой, а Всекитайское собрание народных представителей избирается косвенно в рамках однопартийного государства . [9] [11]
Размер законодательного органа – это компромисс между эффективностью и представительством; чем меньше законодательный орган, тем эффективнее он может работать, но чем больше законодательный орган, тем лучше он может представлять политическое разнообразие своих избирателей. страны, Сравнительный анализ национальных законодательных органов показал, что размер нижней палаты как правило, пропорционален кубическому корню ее населения ; то есть размер нижней палаты имеет тенденцию увеличиваться вместе с населением, но гораздо медленнее. [12]
См. также
[ редактировать ]- Список законодательных органов по странам
- Список законодательных зданий
- Диаграмма распределения на выборах
- Законодательство, основанное на фактических данных
- Высший орган государственной власти
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гаага, Род (14 октября 2017 г.). Политология: сравнительное введение . стр. 128–130. ISBN 978-1-137-60123-0 . ОСЛК 961119208 .
- ^ Гаага, Род (14 октября 2017 г.). Политология: сравнительное введение . стр. 130–131. ISBN 978-1-137-60123-0 . ОСЛК 961119208 .
- ^ Jump up to: а б Гаага, Род (14 октября 2017 г.). Политология: сравнительное введение . стр. 131–132. ISBN 978-1-137-60123-0 . ОСЛК 961119208 .
- ^ Гаага, Род (14 октября 2017 г.). Политология: сравнительное введение . ISBN 978-1-137-60123-0 . ОСЛК 961119208 .
- ^ Фиш, М. Стивен; Крениг, Мэтью (2009). Справочник национальных законодательных органов: глобальный обзор . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-51466-8 .
- ^ «Системы управления и исполнительно-законодательные отношения (президентская, парламентская и гибридная системы)» . Программа развития ООН. Архивировано из оригинала 17 октября 2008 года . Проверено 16 октября 2008 г.
- ^ Шенброд, Дэвид (2008). "Делегация". В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE ; Институт Катона . стр. 117–18. дои : 10.4135/9781412965811.n74 . ISBN 978-1-4129-6580-4 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 .
- ^ «Терминология» . Парламент Тасмании . Архивировано из оригинала 5 марта 2022 года . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «База данных МПС PARLINE: Модуль «Общая информация»» . База данных IPU Parline . Международный парламентский союз. Архивировано из оригинала 6 августа 2017 года . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ «Город-государство Ватикан» . Город-государство Ватикан. Архивировано из оригинала 25 ноября 2018 года . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ Папа Иоанн Павел II (26 ноября 2000 г.). «Основной закон государства-города Ватикан» (PDF) . Город-государство Ватикан. Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2008 года . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ Фредерик, Брайан (декабрь 2009 г.). «Не совсем полный зал: аргументы в пользу расширения Палаты представителей» . Обзор Бриджуотера . Архивировано из оригинала 28 апреля 2020 года . Проверено 15 мая 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бауман, Ричард В.; Кахана, Цви, ред. (2006). Наименее изученная отрасль: роль законодательных органов в конституционном государстве . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-85954-7 .
- Кэри, Джон М. (2006). «Законодательная организация» . Оксфордский справочник политических институтов . Издательство Оксфордского университета . стр. 431–454 . ISBN 978-0-19-927569-4 .
- Гарнер, Джеймс Уилфорд (1905). Гилмане, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM (ред.). Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид. . в
- Мартин, Шейн; Заальфельд, Томас; Стрём, Кааре В., ред. (2014). Оксфордский справочник по законодательным исследованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-191-01907-4 .
- Олсон, Дэвид М. (2015). Демократические законодательные институты: сравнительный взгляд . Рутледж. ISBN 978-1-317-47314-5 .