Тай Чи
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() | |
![]() | |
Также известен как | См. этимологию |
---|---|
Фокус | даосизм |
Твердость | Формы:
|
Страна происхождения | Китай |
Дата образования | Даоинь |
Создатель | Чэнь Вантин или Чжан Саньфэн |
Известные практики | |
олимпийский вид спорта | Показательный спорт |
Тай Чи | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Тай Чи | ||
Упрощенный китайский | Тай Чи | ||
Буквальный смысл | «Тайцзи-бокс» | ||
|
Часть серии о |
Китайские боевые искусства (ушу) |
---|
![]() |
Тай-чи – древнее китайское боевое искусство . Первоначально разработанный для боя и самообороны, он превратился в вид спорта и форму упражнений . Тай-чи — это мягкая, малоэффективная форма упражнений, в которой практикующие выполняют серию преднамеренных, плавных движений, сосредотачиваясь на глубоких и медленных вдохах. Тай-чи, часто называемый « медитацией (жизненной энергии) тела в движении», направлен на концентрацию и балансировку ци , принося пользу психическому и физическому здоровью. [1]
Практикуются многие формы тай-чи, как традиционные, так и современные. Хотя точное происхождение неизвестно, самая ранняя задокументированная практика происходит из деревни Чэнь , Хэнань . Большинство современных стилей ведут свое развитие от пяти традиционных школ: Чэнь , Ян , У (Хао) , У и Сунь . Такие практикующие, как Ян Чэнфу и Сунь Лутан, в начале 20 века пропагандировали это искусство из-за его пользы для здоровья. [2] Тай-чи был включен в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2020 году. [3]
Этимология
[ редактировать ]Название «тай-чи», наиболее распространенное английское написание, не является стандартной латинизацией китайского названия этого искусства (упрощенный китайский: 太极拳 ; традиционный китайский: 太極拳 ; букв. « Тайцзи -бокс»). Китайское имя впервые было написано на английском языке с использованием системы Уэйда-Джайлза как « tʻai chi chʻüan ». Но носители английского языка сократили это слово до « тай-чи » и отказались от знака стремления. С конца двадцатого века пиньинь заменила Уэйда-Джайлза как самую популярную систему латинизации китайского языка. На языке пиньинь тайцзи пишется как тайцзицюань ( tàijíquán ). [4] [5] По-английски тай-чи иногда называют « боем с тенью ». [6]
Персонажи | Уэйд-Джайлз | Пиньинь | Значение |
---|---|---|---|
Тай Чи | тай-чи | рано | Тайцзи , космологическое соотношение Инь и Ян. |
кулак | Чуань | магазин | кулак или бокс |
Этимология китайского названия тай-чи несколько неопределенна из-за отсутствия записей об устном использовании. Похоже, что до середины девятнадцатого века посторонние описывали это искусство в общих чертах как чжанцюань ( 沾拳 , «прикосновенный бокс»), «длинный бокс» ( 長拳 ), [примечание 1] mianquan («Мягкий/Хлопок/Нейтрализующий бокс»; мягкий/хлопок/хуабокс ) [ нужна ссылка ] или сисан-ши ( 十三式 , «тринадцать техник»). [7] В середине девятнадцатого века искусство стало ассоциироваться с философией тайцзи (см. Концептуальные предпосылки ). [8] Эта ассоциация, возможно, возникла в трудах основателей тайцзи стиля У (Хао) , возможно, вдохновленных классическим произведением тайцзи, приписываемым полумифическому Ван Цзунъюэ , которое начинается со слов: « Тайцзи рождается от Уцзи ; мать Инь и Ян ». [примечание 2] Однако, поскольку у основателей У (Хао) не было финансовой необходимости в продвижении своего искусства, их вклад в «классику тай-чи» не получил широкого распространения в течение многих лет. Первой публичной ассоциацией между тайцзи и искусством стало стихотворение ученого императорского двора Вен Тунхэ, в области тайцзи описывающее выступление Ян Лучаня . [10] [11] [12] [13] Неясно, устанавливал ли Вэн новую связь или новое имя уже использовалось. Письменные свидетельства принятия семьей Ян имени тайцзи впервые появились в более позднем тексте, возможно, завершенном в 1875 году сыном Ян Лучаня, Ян Баньхоу , или не позднее первого десятилетия двадцатого века одним или несколькими учениками Ян Баньхоу. [14] [15] [16] [12] Ко второму десятилетию двадцатого века Ян Чэнфу ученики и Сунь Лутан использовали термин тайцзицюань в своих публикациях, в том числе в названиях некоторых классических произведений тайцзи. Затем оно появилось в книге члена семьи Чэнь, Чэнь Синя, опубликованной после его смерти в 1929 году. [10] [17]
Философская подоплека
[ редактировать ]
Китайская философия , особенно даосская и конфуцианская мысль , формирует концептуальную основу тай-чи. [18] Ранние тексты тай-чи включают в себя цитаты из ранних китайских классиков, таких как « И Цзин» , «Великое учение» , «Книга документов» , «Записи великого историка» и «Чжуанцзы» , а также из известных китайских мыслителей, таких как Чжу Си , Чжоу Дуньи и Мэн-цзы . [18]
Ранние источники тай-чи основаны на космологии Тайцзи . Космология Тайцзи появляется как в даосской , так и в конфуцианской философии , где она представляет собой единый источник или мать Инь и Ян (представленный Тайдзиту ). символом ). [19] [18] Тай-чи также опирается на китайские теории тела, в частности даосские учения нэйдань (внутренняя алхимия), учения о ци (жизненной энергии) и трёх даньтянях . Чэн Мань-цзин подчеркивает даосскую основу тайцзи и утверждает, что она «позволяет нам достичь стадии недифференцированного чистого Ян, что в точности то же самое, что Лаоцзы ». «концентрация ци и развитие мягкости» [18]
Таким образом, тай-чи считает себя «внутренним» ( нэйцзя ) боевым искусством, ориентированным на развитие ци . [18] В Китае тай-чи относится к Удан . группе китайских боевых искусств [20] — то есть искусства, применяемые с внутренней силой. [21] Хотя термин Удан предполагает, что эти искусства зародились в горах Удан , он используется только для того, чтобы отличить навыки, теории и применения нэйцзя от таковых из шаолиньской группы, или вайцзя (жесткие/внешние стили). [18]
Тайцзи также принимает даосские идеалы мягкости, преодолевающей твердость, у вэй (действие без усилий) и подчинения технике боевого искусства, сохраняя при этом даосские идеи духовного самосовершенствования. [18]
Путь тай-чи – это путь развития естественности посредством расслабления, внимания внутрь себя и замедления ума, тела и дыхания. [18] Это позволяет практикующему стать менее напряженным, отказаться от обусловленных привычек, отпустить мысли, позволить ци течь плавно и, таким образом, течь вместе с Дао . Таким образом, это своего рода движущаяся медитация, которая позволяет нам отпустить свое «я» и ощутить не-ум ( усинь ) и спонтанность ( цзиран ). [18]
Ключевым аспектом философии тай-чи является работа с потоками элементов инь (мягкость) и ян (твердость) . Когда две силы толкают друг друга с одинаковой силой, ни одна из сторон не движется. Движение не может произойти, пока одна сторона не уступит. Поэтому ключевой принцип тай-чи – избегать применения силы непосредственно против силы (твердость против твердости). Лао-цзы представил архетип этого в « Дао Дэ Цзин» , когда написал: «Мягкое и податливое победит твердое и сильное». [22] И наоборот, обладая рычагами воздействия, можно использовать твердость, чтобы заставить противника стать мягким. Традиционно в тай-чи используются как мягкие, так и жесткие упражнения. Говорят, что Инь является матерью Ян, используя мягкую силу для создания жесткой силы.
Традиционные школы также подчеркивают, что от человека ожидается проявление вуде («боевая добродетель / героизм»), защита беззащитных и проявление милосердия к своим противникам. [2]
В декабре 2020 года 15-я очередная сессия Межправительственного комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия включила тай-чи в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. [23]
Упражняться
[ редактировать ]Традиционно основная практика тай-чи состоит из изучения и практики определенных сольных форм или упражнений ( таолу ) . [18] Это влечет за собой изучение рутинной последовательности движений, которые подчеркивают прямой позвоночник, брюшное дыхание и естественный диапазон движений. Тайцзи полагается на знание соответствующих изменений в ответ на внешние силы, а также на уступку и перенаправление атаки, а не на встречу с противодействующей силой. [24] Физическая подготовка также рассматривается как важный шаг на пути к эффективной самообороне .
Движения тай-чи были вдохновлены животными, особенно птицами и леопардами. [25]
Есть также множество других вспомогательных сольных практик, таких как: [18]
- Сидячая медитация: Пустота фокусирует и успокаивает ум, помогает открыть микрокосмическую орбиту .
- Стоячая медитация ( чжан чжуан ) для поднятия Ян ци.
- Цигун для мобилизации ци
- Акупрессурный массаж для развития осознанности ци каналов
- Традиционная китайская медицина преподается студентам старших курсов в некоторых традиционных школах. [26]
Научных доказательств существования ци нет. [27] ни каких-либо доказательств эффективности точечного массажа [28] [29] [30] или традиционная китайская медицина [31] [32] помимо лечения плацебо .
Дальнейшее обучение включает в себя изучение туйшоу (толкающих рук) , саньшоу (техники ударов), свободного спарринга, тренировки по борьбе и тренировки с оружием. [18]
В « классике тай-чи », сочинениях мастеров тай-чи, отмечается, что физиологические и кинезиологические аспекты движений тела характеризуются круговыми движениями и вращениями таза, исходя из метафоры таза как узла и руки и ноги как спицы колеса. Более того, дыхание координируется с физическими движениями в состоянии глубокого расслабления, а не мышечного напряжения, чтобы привести практикующих к состоянию гомеостаза .
Тай-чи — это комплексная система боевых искусств с полным спектром наборов движений голыми руками и форм оружия, таких как меч тай-чи и копье тай-чи, которые основаны на динамических отношениях между Инь и Ян . Хотя для тай-чи характерны медленные движения, многие стили (включая три самых популярных: Ян , У и Чэнь ) имеют вторичные, более быстрые формы. Некоторые традиционные школы обучают боевому применению поз различных форм ( таолу ).
Сольные практики
[ редактировать ]
Таолу (сольные «формы») — это хореографические наборы движений, выполняемые в одиночку или в унисон в группе. Тай-чи в практике Таолу часто характеризуется медленными движениями, и одна из причин – развитие осознания тела. Говорят, что точная, повторяющаяся практика сольных упражнений переучивает осанку, стимулирует кровообращение во всем теле учеников, поддерживает гибкость и знакомит студентов с боевыми последовательностями, подразумеваемыми этими формами. Сольные формы, обычно исполняемые стоя, также были адаптированы для занятий сидя. [33]
Практика с оружием
[ редактировать ]Также существуют практики тай-чи с использованием оружия. При обучении владению оружием и фехтовании часто используются:
- цзянь ; , прямой обоюдоострый меч, практикуемый тайцзицзянь как
- дао ; , более тяжелая изогнутая сабля, иногда называемая палашом
- тешань и практиковавшийся , складной веер, также называемый шань как тайцзишань ;
- ружье ; , деревянное посох длиной 2 метра, практикуемое тайцзигун как
- Цян — длиной 2 метра копье длиной 4 метра или копье .
Более экзотическое оружие включает в себя:
- большие дадао и подао ; сабли
- джи ; , или алебарда
- трость ;
- шэн бяо , или веревочный дротик;
- санджиегун ; , или три штабных сотрудника
- фэн хо лунь , или колеса ветра и огня;
- аркан ;
- кнут . , цепной кнут и стальной кнут
История
[ редактировать ]
Раннее развитие
[ редактировать ]Формирующее влияние Тайцзи пришло из практик, проводимых в даосских и буддийских монастырях, таких как Удан , Шаолинь и Храм Тысячи лет в провинции Хэнань . [34] Раннее развитие собственно тай-чи связано с Тысячелетним храмом Хэнани и связкой близлежащих деревень: деревни Чэнь, деревни Тан, деревни Ванбао и города Чжаобао. Эти деревни были тесно связаны между собой, разделяли интерес к боевым искусствам, и многие пошли учиться в Храм Тысячи Лет (который представлял собой синкретический храм с элементами трех учений ). [34] Новый [ объяснить ] документы из этих деревень, в основном датируемые 17 веком, являются одними из самых ранних источников практики тай-чи. [34]
Некоторые традиционалисты утверждают, что тай-чи — чисто китайское искусство, пришедшее из древнего даосизма и конфуцианства . [18] Эти школы считают, что теория и практика тай-чи были сформулированы даосским монахом Чжан Саньфэном в 12 веке. Эти рассказы часто наполнены легендарным и агиографическим содержанием и лишены исторической поддержки. [18] [34]
Современные историки отмечают, что самым ранним упоминанием, указывающим на связь между Чжан Саньфэном и боевыми искусствами, на самом деле является произведение 17 века под названием «Эпитафия Ван Чжэннаня» (1669 г.), написанное Хуан Цзунси (1610–1695). [8] [18] Помимо этого единственного источника, другие утверждения о связи между тайцзи и Чжан Саньфэном появились не ранее 19 века. [8] [18] По словам Дугласа Уайла, «нет никаких упоминаний о Чжан Саньфэне во времена династии Сун (1368–1644) или агиографиях Чжан Саньфэна нет упоминаний (960–1279), а в историях Мин о какой-либо связи между бессмертным и боевые искусства». [18]
Другая распространенная теория происхождения тай-чи состоит в том, что он был создан Чэнь Вантином (1580–1660), когда он жил в деревне Чэнь (陳家溝), Хэнань. [35] Остальные четыре современных традиционных стиля тай-чи (Ян, Сунь, У и У/Хао) берут свое начало в деревне Чэнь в начале 1800-х годов. [2] [36]
Ян Лучан (1799–1872), основатель популярного стиля Ян , обучался у семьи Чэнь в течение 18 лет, прежде чем начал преподавать в Пекине , что убедительно свидетельствует о том, что на его творчество сильно повлияло искусство семьи Чэнь . Историк боевых искусств Сюй Чжэнь утверждал, что на тайцзи деревни Чэнь повлиял стиль Тайцзу чанцюань, практиковавшийся в соседнем монастыре Шаолинь , в то время как Тан Хао считал, что он был заимствован из трактата династии Мин генерала Ци Цзигуана Цзисяо Синьшу («Новый трактат о боевых искусствах»). Военная эффективность»), в котором обсуждались несколько стилей боевых искусств, включая Тайцзу чанцюань . [37] [38]
Стандартизация
[ редактировать ]
В 1956 году китайское правительство спонсировало Китайский спортивный комитет (CSC), который объединил четырех учителей ушу , чтобы сократить форму рук семьи Ян до 24 поз . Это была попытка стандартизировать тай-чи для турниров по ушу , поскольку они хотели создать программу, которую было бы гораздо проще выучить, чем классические соло-формы рук от 88 до 108 поз.
Другая форма 1950-х годов - это «комбинированная форма тай-чи из 97 движений», которая сочетает в себе стили Ян, У, Сунь, Чен и Фу.
В 1976 году они разработали немного более длинную демонстрационную форму, которая не требовала памяти, равновесия и координации традиционных форм. Это стали «48 комбинированных форм», созданных тремя тренерами по ушу во главе с Мэн Хуэй Фэном. Комбинированные формы упростили и объединили классические формы оригинальных стилей Чен, Ян, У и Сунь. Другие конкурсные формы были рассчитаны на заполнение в течение шести минут.
В конце 1980-х годов CSC стандартизировал больше форм соревнований для четырех основных стилей, а также для комбинированных форм. Эти пять наборов форм были созданы разными командами и позже одобрены комитетом тренеров по ушу в Китае. Эти формы были названы в честь их стиля: «Национальная форма соревнований в стиле Чэнь» - это «56 форм». Комбинированные формы — это «Форма 42» или просто «Форма конкурса».
На 11-х Азиатских играх 1990 года ушу впервые было включено в соревнование с 42-мя формами, представляющими тай-чи. Международная федерация ушу (IWUF) подала заявку на ушу включение в программу Олимпийских игр . [39]
Тай-чи был добавлен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2020 году для Китая. [40]
Стили
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2021 г. ) |
Китайское происхождение
[ редактировать ]
Пять основных стилей тай-чи названы в честь китайских семей, которые их создали:
- Чэньский стиль Чэнь 1580–1660 Вантина ( ).
- Янский стиль ( 楊氏 ) Ян Лучаня (1799–1872)
- Стиль У / Хао стиле У в ( Юйсяна 1812–1880) и Хао Вэйчжэня (1842–1920).
- Стиль У У 1834–1902 Цюанью ( ) и его сына У Цзяньцюаня (1870–1942)
- Солнечный стиль Сунь Лутана ) ( 1861–1932
Самым популярным является Ян, за ним следуют У, Чен, Сунь и У/Хао. [18] Стили имеют общую теорию, но их обучение различается.
За этим последовали десятки новых стилей, гибридных стилей и ответвлений, хотя семейные школы приняты международным сообществом в качестве стандарта. Другими важными стилями являются Чжаобао тайцзи , близкий родственник стиля Чэнь, признанный западными практиками; Стиль Фу, созданный Фу Чжэнсуном , который развился из стилей Чэнь, Сунь и Ян и включает в себя движения багуачжана ; [ нужна ссылка ] и стиль Чэн Мань-цзин , который упрощает стиль Ян.
По всему миру в 20-м и 21-м веках некоторые китайские эмигранты, изучившие тай-чи в Китае, продолжали практиковать его вместе в своих новых общинах. [ нужна ссылка ]
Северная Америка
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Чой Хок Пан , ученик Ян Чэнфу , был первым известным сторонником тай-чи, который открыто преподавал в Соединенных Штатах, начиная с 1939 года. Его сын и ученик Чой Кам Ман эмигрировал в Сан-Франциско из Гонконга в 1949 году, чтобы преподавать тай-чи. в Чайнатауне . Чой Кам Ман преподавал до своей смерти в 1994 году. [41] [42]
София Дельза , профессиональная танцовщица и ученица Ма Юэляна , провела первую известную публичную демонстрацию тай-чи в Соединенных Штатах в Нью-Йоркском музее современного искусства в 1954 году. Она написала первую англоязычную книгу по тай-чи «Т'». Ай-чи Цюань: Тело и разум в гармонии , в 1961 году. Она преподавала регулярные занятия в Карнеги-холле , Актерской студии и Организации Объединенных Наций . [43] [44]
Чэн Мань-цзин открыл свою школу Шри Юнг тайцзи после того, как переехал в Нью-Йорк из Тайваня в 1964 году. В отличие от старшего поколения практикующих, Чэн был культурным и образованным по-американски. [ нужны разъяснения ] и, таким образом, смог расшифровать диктовку Янга в письменную рукопись, которая стала фактическим руководством по стилю Ян. Ченг чувствовал, что традиционная форма Янга из 108 движений была излишне длинной и повторяющейся, что затрудняло ее изучение. [ нужна ссылка ] Таким образом, он создал сокращенную версию из 37 частей, которую преподавал в своих школах. Форма Ченга стала доминирующей формой на востоке Соединенных Штатов, пока в 1990-х годах другие учителя не иммигрировали в больших количествах. Он преподавал до своей смерти в 1975 году. [45]
Канада
[ редактировать ]Мой Линь-син прибыл в Торонто, Канада , из Китая в 1970 году, где начал преподавать тай-чи и связанные с ним внутренние искусства. [46]
Европа
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]Норвежец Питт Геддес был первым европейцем, который преподавал тай-чи в Великобритании, проводя занятия в The Place в Лондоне в начале 1960-х годов. Она впервые столкнулась с тай-чи в Шанхае в 1948 году и училась у Чой Хок Панга и его сына Чой Кам Мана (которые оба также преподавали в Соединенных Штатах), когда жила в Гонконге в конце 1950-х годов. [47]
Инь и Ян
[ редактировать ]этого искусства Более традиционные практикующие считают, что два аспекта здоровья и боевых искусств составляют Инь и Ян . «Семейные» школы представляют свои учения в контексте боевых искусств, независимо от намерений своих учеников. [48]
Здоровье
[ редактировать ]
Оздоровительная тренировка тай-чи направлена на снятие стресса с тела и ума. В 21 веке занятия тай-чи, направленные исключительно на здоровье, популярны в больницах, клиниках, общественных центрах и центрах для престарелых. Метод тренировок тай-чи с низким уровнем стресса для пожилых людей стал более известен. [49]

Клинические исследования, изучающие влияние тай-чи на конкретные заболевания и состояния здоровья, существуют, хотя исследований с последовательными подходами недостаточно, чтобы сделать исчерпывающий вывод. [50]
Тай-чи пропагандируется для лечения различных заболеваний и поддерживается , среди прочего, Фондом Паркинсона и Австралийской организацией по борьбе с диабетом . Однако медицинские доказательства эффективности отсутствуют. [51] [52] Систематический обзор 2017 года показал, что это уменьшает количество падений у пожилых людей. [53]
Всесторонний обзор систематических обзоров тай-чи 2011 года рекомендовал тай-чи пожилым людям из-за его физических и психологических преимуществ. Было обнаружено положительное влияние на предотвращение падений и общее психическое здоровье . Никакие убедительные доказательства не показали пользы при большинстве исследованных заболеваний, включая болезнь Паркинсона , диабет , рак и артрит . [51]
Систематический обзор 2015 года показал, что тай-чи может выполняться людьми с хроническими заболеваниями, такими как хроническая обструктивная болезнь легких , сердечная недостаточность и остеоартрит , без негативных последствий, и было обнаружено благоприятное влияние на функциональные способности к физическим нагрузкам. [54]
В 2015 году Департамент здравоохранения правительства Австралии опубликовал результаты обзора альтернативных методов лечения, в ходе которого была предпринята попытка выявить те из них, которые подходят для покрытия медицинским страхованием . Тай-чи был одним из 17 оцененных методов лечения. Исследование пришло к выводу, что доказательства низкого качества свидетельствуют о том, что тай-чи может иметь некоторые положительные последствия для здоровья по сравнению с контролем в ограниченном числе групп населения и с ограниченным числом результатов. [52]
Обзор 13 исследований, проведенный в 2020 году, показал, что тай-чи оказывает положительное влияние на качество жизни и симптомы депрессии у пожилых людей с хроническими заболеваниями, которые живут в общественных местах. [55]
В 2022 году агентство США, Национальные институты здравоохранения, опубликовало анализ различных заявлений, исследований и выводов о здоровье. Они пришли к выводу, что доказательства низкого качества, но, по-видимому, оказывают небольшое положительное влияние на качество жизни. [56]
Спорт и самооборона
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2021 г. ) |
Как боевое искусство, тай-чи делает упор на защиту, а не на атаку, и на жесткое отвечает мягким. Способность использовать тай-чи как форму боя является проверкой понимания учеником этого искусства. Обычно это демонстрируется через соревнование с другими.
Практикующие проверяют свои навыки против учеников других школ и стилей боевых искусств в соревнованиях туйшоу («толкающие руки») и саньшоу .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Длинный», как «Непрерывный»; не путать с внешним боевым искусством, также известным как «Длинный кулак» или «Чанцюань» .
- ↑ Оригинальный текст: Тай Чи, рожденный без крайностей. [9]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Медленно и верно: польза тайцзи для здоровья , Клиника Кливленда, 5 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Вайле 1996 .
- ^ «Тай Чи теперь в списке нематериального наследия ЮНЕСКО» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ Бахер, Боб (2022). «Тай Чи? Тай Чи? Или Тайцзи?» . Ван Сиань Тайцзи Интернэшнл . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 года . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Маргалит Фокс (14 января 2017 г.). «Чжоу Югуан, который сделал китайское письмо простым, как азбука, умер в возрасте 111 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 января 2017 года . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Дефорт, Карин (2001). «Существует ли в китайской философии аргументы неявной дискуссии» . Философия Востока и Запада . 51 (3): 404. doi : 10.1353/pew.2001.0039 . S2CID 54844585 .
Так же, как на Западе имеет успех бой с тенью (тайцзицюань)
«Боевые искусства Удан» . Китайская газета . 17 июня 2010 г.Бокс в Удане включает в себя такие разновидности бокса, как Тайцзи (бой с тенью).
Бай Шупин (白淑萍) (2009). Тайцзи-цюань (бой с тенью), двуязычный английский-китайский . Перевод Ло Биня (罗斌). Издательство Пекинского университета. ISBN 9787301053911 . - ^ Майкл П. Гарофало (2021). «Тринадцать поз тайцзицюань» . Блог Cloud Hands . Архивировано из оригинала 16 апреля 2023 г. Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Хеннинг, Стэнли (1994). «Неведение, легенда и тайцзицюань» . Журнал Гавайской ассоциации исследований тайцзицюань стиля Чэнь . 2 (3). Архивировано из оригинала 1 января 2010 г. Проверено 23 ноября 2009 г.
- ^ Ван Цзунъюэ (приписывается) , Тайцзицюань Цзин Тай Чи Сутра
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2004, с. 38-40
- ^ Уайл 1996, с. 20
- ^ Jump up to: а б Ли Цзяньцин, стр. 37-38.
- ^ Ян Чжэньцзи ( 杨贞记 ) (1993). Тайцзицюань стиля Ян Чэнфу. Тайцзи стиля Ян Чэнфу. .Издательство Гуанси . Минцзу . ISBN 7-5363-1984-3 .
- ^ Дэвис 2004 , 3840.
- ^ Ян Баньхоу 1875 г.
- ^ Уайл 1996 , стр. 57–89, 135–153.
- ^ Плавающее Солнце, 1921 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Уайл, Дуглас (2007). «Тайцзицюань и даосизм: от религии к боевому искусству и от боевого искусства к религии» (PDF) . Журнал азиатских боевых искусств . Том. 16, нет. 4. Через СМИ. стр. 8–45. ISSN 1057-8358 .
- ^ Чэн Мань-цин (1993). Тринадцать трактатов Чэн-Цзы о Тайцзи-цюань . Североатлантические книги. п. 21. ISBN 978-0-938190-45-5 .
- ^ Сунь Лутан (2000) Син И Цюань Сюэ . Уникальные публикации. ISBN. 0-86568-185-6 .
- ^ Ранне, Набиль (2010). «Внутренняя сила в Тайцзицюань» (на немецком языке). КТНД. Архивировано из оригинала 07.11.2018 . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Лаоцзы (приписывается) (249) [400-е годы до н. э.]. « Семьдесят шесть глав ». В Ван Би ред.) ( .
Сильный внизу и слабый вверху
- ^ Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия (2020 г.), Решение Межправительственного комитета: 15.COM 8.b.21 , ЮНЕСКО, заархивировано из оригинала 30 мая 2023 г. , получено 4 июля 2023 г.
- ^ Вонг Кью Кит (1996). Полная книга тайцзи-цюань: подробное руководство по принципам . компании Element Books Ltd. ISBN 978-1-85230-792-9 .
- ^ Клэр, Аласдер (1985). Сердце Дракона (Первое американское изд.). Бостон: Хоутон Миффлин . п. 43. ИСБН 978-0-395-35336-3 .
- ^ Ву, Кунг-цао (2006). тайцзи- цюань семьи У Ассоциация Цзянь-цюань ISBN . 0-9780499-0-Х . [ нужна страница ]
- ^ Даннинг, Брайан . «Скептоид № 411: Предполагаемые энергетические поля вашего тела» . Скептоид . Проверено 3 сентября 2016 г.
- ^ Дент Х.Э., Дьюхерст Н.Г., Миллс С.Ю., Уиллоуби М. (июнь 2003 г.). «Непрерывный точечный массаж браслета PC6 для облегчения тошноты и рвоты, связанных с острым инфарктом миокарда: частично рандомизированное плацебо-контролируемое исследование». Дополнительные методы лечения в медицине . 11 (2): 72–7. дои : 10.1016/s0965-2299(03)00058-x . ПМИД 12801491 .
- ^ Колкухун Д., Novella SP (июнь 2013 г.). «Иглоукалывание – это театральное плацебо» . Анестезия и анальгезия . 116 (6): 1360–3. дои : 10.1213/ANE.0b013e31828f2d5e . ПМИД 23709076 . S2CID 207135491 .
- ^ Уильям Чи-Синг Чо (2013). Доказательные нефармакологические методы лечения паллиативного рака . Springer Science & Business Media. ISBN 9789400758339 .
- ^ Эйгеншинк, Майкл; Диринг, Люк; Дабландер, Том Э.; Майер, Джулиан; Ситте, Харальд Х. (май 2020 г.). «Критический анализ основных положений традиционной китайской медицины» . Венский клинический еженедельник . 132 (9–10): 260–273. дои : 10.1007/s00508-020-01625-w . ПМЦ 7253514 . ПМИД 32198544 .
- ^ «Трудно проглотить» . Природа . 448 (7150): 105–6. Июль 2007 г. Бибкод : 2007Natur.448S.105. . дои : 10.1038/448106a . ПМИД 17625521 .
Конструктивные подходы к определению потенциальной полезности традиционных методов лечения следует приветствовать. Но кажется проблематичным применять совершенно новую технику, по большей части непроверенную в клинике, для проверки достоверности традиционной китайской медицины, когда эта область настолько полна лженауки. Между тем, к заявлениям, сделанным от имени неизведанного массива знаний, следует относиться с обычным скептицизмом, который является основой как науки, так и медицины.
- ^ Кварта, Синтия В. (2001). Тай Чи на стуле (первое изд.). Пресса «Попутный ветер». ISBN 1-931412-60-Х . Архивировано из оригинала 20 августа 2018 г. Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уайл, Дуглас. 2016. « Боевые слова: четыре новых документа возобновили старые дебаты в историографии тайцзицюань », «Исследования боевых искусств», 4, 17–35.
- ^ Чен, Марк (2004). Старая рамка семьи Чэнь Тайцзицюань . Беркли, Калифорния: North Atlantic Books: распространяется в книжной торговле издательской группой West. ISBN 978-1-55643-488-4 .
- ^ Уайл, Дуглас (1983). Пробные камни тай-чи: тайные передачи семьи Ян . Сладкая Ци Пресс. ISBN 978-0-912059-01-3 .
- ^ Ярек Шимански (1999). «Происхождение и развитие Тайцзицюань» . Chinafrominside.com . Архивировано из оригинала 17 июня 2016 г. Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ Ярек Шимански (2000). «Тайцзицюань – Краткий анализ боксерских пособий семьи Чэнь» . Chinafrominside.com . Архивировано из оригинала 15 ноября 2016 г. Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ «Ушу, вероятно, станет «специально выбранным» видом спорта на Олимпийских играх» . Олимпийский комитет Китая . 17 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2007 г. Проверено 13 апреля 2007 г.
- ^ «Тайцзицюань» . Сектор культуры ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 18 декабря 2020 г. Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ Чой, Кам Ман (1985). Тайцзи-цюань . Сан-Франциско: Мемориальное издание 1994 г. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Ник Харви, изд. (1970). Тинг: Котел, китайское искусство и идентичность в Сан-Франциско . Сан-Франциско: Городской центр Glide. ISBN 9780912078144 .
- ^ Даннинг, Дженнифер (7 июля 1996 г.). «София Дельза Глассголд, 92 года, танцовщица и учительница» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ «Опись документов Софии Дельза, 1908–1996» (PDF) . Танцевальный отдел Джерома Роббинса Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств . Февраль 2006 г. Архивировано (PDF) из оригинала 16 июня 2016 г. Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Вулф Ловенталь (1991). Секретов нет: профессор Чэн Мань Цин и его тайцзи-цюань . Североатлантические книги. ISBN 978-1-55643-112-8 .
- ^ Скривенер, Лесли (9 сентября 2007 г.). «Похвала искусству тайцзи» . Торонто Стар . Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ «Питт Геддес (некролог)» . «Дейли телеграф» . 21 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2007 г. Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ Вулидж, Дуг (июнь 1997 г.). «ТАЙ ЧИ». Международный журнал Тайцзи-цюань . 21 (3). Публикации Путника. ISSN 0730-1049 .
- ^ Йип, Ю.Л. (осень 2002 г.). «Поворот – Ци». Журнал традиционного восточного здоровья и фитнеса . 12 (3). Издательство Insight Graphics. ISSN 1056-4004 .
- ^ Ян Г.И., Ван Л.К., Жэнь Дж., Чжан Ю., Ли М.Л., Чжу Ю.Т., Луо Дж., Ченг Ю.Дж., Ли В.И., Уэйн П.М., Лю Дж.П. (2015). «Доказательная база клинических исследований по тайцзицюань: библиометрический анализ» . ПЛОС ОДИН . 10 (3): e0120655. Бибкод : 2015PLoSO..1020655Y . дои : 10.1371/journal.pone.0120655 . ПМЦ 4361587 . ПМИД 25775125 .
- ^ Jump up to: а б Ли, MS; Эрнст, Э. (2011). «Систематические обзоры тай-чи: обзор». Британский журнал спортивной медицины . 46 (10): 713–8. дои : 10.1136/bjsm.2010.080622 . ПМИД 21586406 . S2CID 206878632 .
- ^ Jump up to: а б Бэгголи С. (2015). «Обзор скидок правительства Австралии на естественные методы лечения для частного медицинского страхования» (PDF) . Правительство Австралии – Министерство здравоохранения. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2015 года . Проверено 12 декабря 2015 г.
- Разместить резюме в: Скотт Гавура (19 ноября 2015 г.). «Австралийский обзор не обнаружил никакой пользы от 17 натуральных методов лечения» . Научная медицина .
- ^ Ломас-Вега, Р.; Обреро-Гайтан, Э; Молина-Ортега, Ф.Дж.; Дель-Пино-Касадо, Р. (сентябрь 2017 г.). «Тай Чи против риска падений. Метаанализ». Журнал Американского гериатрического общества . 65 (9): 2037–2043. дои : 10.1111/jgs.15008 . ПМИД 28736853 . S2CID 21131912 .
- ^ Чен, И-Вэнь; Хант, Майкл А.; Кэмпбелл, Кристин Л.; Пейл, Кортни; Рид, В. Дарлин (17 сентября 2015 г.). «Влияние Тай Чи на четыре хронических заболевания – рак, остеоартрит, сердечную недостаточность и хроническую обструктивную болезнь легких: систематический обзор и метаанализ» . Британский журнал спортивной медицины . 50 (7): bjsports-2014-094388. doi : 10.1136/bjsports-2014-094388 . ISSN 1473-0480 . ПМИД 26383108 . Архивировано из оригинала 16 октября 2015 г. Проверено 9 октября 2015 г.
- ^ Чу, Ю.Т. (2020). «Эффективность тай-чи на качество жизни, симптомы депрессии и физическую функцию среди пожилых людей, живущих в сообществе, с хроническими заболеваниями: систематический обзор и метаанализ». Международный журнал сестринского дела . 111 . Elsevier: 103737. doi : 10.1016/j.ijnurstu.2020.103737 . ПМИД 32891966 . S2CID 221523402 .
- ^ Национальный центр дополнительного и комплексного здравоохранения (март 2022 г.). Инна Белфер; Ланай Мадд; Дэвид Шертлефф (ред.). «Тай Чи: что нужно знать» . Национальные институты здравоохранения. Архивировано из оригинала 12 октября 2022 г. Проверено 12 октября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Агар-Хаттон, Роберт (2018). Метаморфоза Тай Чи: Создан, чтобы убивать; эволюционировал, чтобы лечить; учит миру . Экс-Л-Энс Паблишинг. ISBN 978-1-9164944-1-1 .
- Блюстейн, Джонатан (2014). Исследования боевых искусств . CreateSpace. ISBN 978-1-4991-2251-0 .
- Бонд, Джоуи (1999). См. прыжок человека, см. падение Бога: Тай Чи против. Технология . Международные акции Promotion Pub. ISBN 978-1-57901-001-0 .
- Чой, Кам Ман (1985). Тайцзи-цюань . Сан-Франциско, Калифорния: Мемориальное издание 1994 г. [ ISBN отсутствует ]
- Дэвис, Барбара (2004). Классика тайцзицюань: аннотированный перевод . Североатлантические книги. ISBN 978-1-55643-431-0 .
- Эберхард, Вольфрам (1986). Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мысли . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-415-00228-1 .
- Францис, Брюс (2007). Сила внутренних боевых искусств и Ци: боевые и энергетические секреты багуа, тайцзи и син-и . Книги о Синей Змее. ISBN 978-1-58394-190-4 .
- Гаффни, Дэвид; Сим, Давидин Сиав-Вун (2014). Сущность Тайцзицюань . CreateSpace. ISBN 978-1-5006-0923-8 .
- Ло, Цзяньцин (2006). Хроники Юннянь Тайцзи [ Юнняньский справочник тайцзицюань ]. Народное спортивное издательство. ISBN 7-5009-3044-5 .
- Сун ( 孫 ), Лутан ( 祿堂 ) (1921). Магазин Тайцзи Сюэ Тай Чи [ Исследование бокса Тайцзи ].
- Сун ( 孫 ), Лутан ( 祿堂 ) (2018). Магазин Тайцзи Сюэ Тай Чи [ Исследование бокса Тайцзи ] (на традиционном китайском языке). Издательство Дажан. ISBN 978-986-346-201-9 .
- Коллекция боевых искусств Сунь Лутана посвящена тайцзи. [ Сборник теории боевых искусств Сунь Лутана: исследование бокса тайцзи ] (на упрощенном китайском языке). Пекин: Пекинская пресса науки и технологий. 2016. ISBN 9787530486252 .
- Уайл, Дуглас (1983). Пробные камни тайцзи: тайные передачи семьи Ян . Сладкая Ци Пресс. ISBN 978-0-912059-01-3 .
- Уайл, Дуглас (1996). Утерянная классика Та-Чи поздней династии Цин . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-2653-Х .
- Ян, Баньхоу ( 楊班侯 , 1875*), 太極法說 ( Объяснение принципов Тайцзи ), доступно онлайн на китайском и английском переводе на Scribd , а также включено в китайский и английский перевод в Wile, Douglas (1996) (*Ученые оценивают дата публикации должна быть между 1875 и 1910 годами, и предполагается, что автором(ами) является Ян Баньхоу и/или его ученики)
- Ян, Ян; Грубисич, Скотт А. (2008). Тайцзицюань: искусство воспитания, наука о силе (2-е изд.). Публикация Чжэньу. ISBN 978-0-9740990-1-9 .