Путь пяти кусочков риса
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( октябрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
даосизм |
---|
Путь пяти кусков риса ( китайский : 五斗米道 ; пиньинь : Wǔ Dǒu Mǐ Dào ) или Путь Небесного Мастера , обычно сокращенно просто «Небесные Мастера» , был китайским даосским движением, основанным первым Небесным Мастером Чжан Даолином в 142 г. н.э. На пике своего развития движение контролировало теократическое государство в долине Ханьчжун , к северу от провинции Сычуань . включил это государство В 215 году Цао Цао в состав того, что позже стало Королевством Вэй , а последователи Небесного Мастера были рассеяны по всему Китаю.
Небесные Мастера считали, что ци пронизывает все, и для достижения бессмертия в теле должен присутствовать правильный баланс ци. Недостаток ци в организме может привести к болезни и, в конечном итоге, к смерти. Медитацию можно было использовать для восстановления ци в организме, но следует избегать секса, так как это могло привести к потере ци. Если после смерти в теле был правильный баланс ци, приверженец мог «притвориться мертвым» и возродиться заново. В противном случае приверженца переправляли в земную тюрьму, где его ждали вечные муки.
Государство Ханьчжун было разделено на 24 региона, которыми руководил чиновник. В каждом районе имелся реестр актов гражданского состояния, в котором записывались имена и звания людей. Три раза в год реестры обновлялись одновременно с важным праздником. В то время как ранг ребенка повышался автоматически, взрослым приходилось повышать свой собственный ранг посредством религиозных достижений или брака. Люди с более высоким рангом имели в своем распоряжении больше божественных генералов, которых можно было использовать для борьбы с демонами, вызывающими неудачи или болезни. В государстве существовала правовая система, которая поощряла исповедь и доброжелательность, а не строгое наказание. Преступников просили признаться в своих преступлениях и медитировать, а в качестве наказания им давали общественную работу. Лишь немногие тексты, написанные Небесными Мастерами Ханьчжун, сохранились, наиболее важным из которых является комментарий Сянъэр к Дао Дэ Цзин . Хотя государство Ханьчжун просуществовало всего двадцать пять лет, их верования повлияли на все последующие даосские движения.
История
[ редактировать ]В 142 году н. э. Чжан Даолин объявил, что ему явился Лао-цзы и приказал избавить мир от упадка и основать новое государство, состоящее только из «избранного народа». Чжан стал первым Небесным Мастером и начал распространять свое недавно основанное движение по всей провинции Сычуань. [1] Первоначально движение называлось « Путь пяти кусков риса» , потому что каждый человек, желающий присоединиться, должен был пожертвовать пять кусков риса (на самом деле пять дау , равных 13,6 галлонов США или 5,9 кусков риса ). [2] Движение быстро распространилось, особенно при его сыне Чжан Хэне ( 張衡 ) и внуке Чжан Лу . [3] Чжанам удалось обратить на свою сторону многие группы, такие как Бандун Ман (принадлежащий народу Ба ), что усилило их движение. [4] В 184 году Чжан Сю ( 張脩 , не родственник Чжан Лу) восстал против династии Хань. В 191 году Чжан Лу и Чжан Сю были отправлены на завоевание долины Ханьчжун, к северу от Сычуани, которая находилась под Су Гу (蘇固). контролем [5] В ходе последовавшего сражения Чжан Сю был убит, а Чжан Лу основал теократическое государство Чжанхань, пользующееся полной независимостью. [3] [6]
В 215 году военачальник Цао Цао напал на государство Ханьчжун и вынудил Чжан Лу бежать в Восточную Сычуань, где он позже сдался. [7] Чжан получил титул и землю, как и несколько других членов семьи и генералов. [8] Его последователи были вынуждены переселиться в другие районы Китая, при этом одну группу отправили в район Чанъань , а другую — в Лоян . Чжан и его семья переехали в административный штаб Цао Цао в Е , расположенном на территории сегодняшних провинций Хэбэй и Хэнань . [9] Затем он использовал свою популярность как религиозного лидера, чтобы придать Вэй легитимность, заявив, что двор Вэй унаследовал божественную власть от даосской церкви, а также от конфуцианских законов. Вскоре после капитуляции Чжан Лу умер, и ему наследовал его сын Фу. После этого момента существует мало исторических источников до 255 г. н.э., когда в тексте указывается, что сообщество Небесных Мастеров распадалось в результате политических беспорядков в Королевстве Вэй. [10] [11]
Крах Королевства Вэй в 260 году н.э., а также падение Северного Китая перед гуннами в 317 году еще больше рассеяли приверженцев Небесного Мастера. [12] Небесные Мастера позже вновь появились в IV и V веках как два отдельных ответвления: Северные и Южные Небесные Мастера. [13]
Тексты
[ редактировать ]Единственный значимый текст Небесного Мастера, сохранившийся от периода Ханьчжун, - это комментарий Сянъэр к Дао Дэ Цзин . Этот текст дает представление о физиологических убеждениях, практиках медитации и ритуалах Небесных Мастеров. Кроме того, комментарий дает новую интерпретацию Дао Дэ Цзин, чтобы его целевой аудиторией было все человечество, а не только мудрец. [14] « Тайпин Цзин» , текст, приписываемый Желтым Тюрбанам , не был текстом Небесного Мастера, но отражает, по крайней мере частично, некоторые мысли и практики Небесного Мастера. [15] Более поздний текст, написанный в 255 году нашей эры, известный как « Приказы и наставления для семей Великого Дао», был составлен для разделенного сообщества Небесных Мастеров после расселения населения Ханьчжун. Хотя этот текст написан от лица Чжан Лу, вполне вероятно, что этот текст был написан не им, поскольку он, вероятно, умер к 255 году нашей эры. [16]
Верования и практики
[ редактировать ]Небесные Мастера верили, что приближается апокалипсис, который почти уничтожит человечество. Только 18 000 приверженцев Небесного Мастера, у которых был правильный баланс ци, переживут катастрофу. [4] Это были люди-семена, которые заселят землю после разрушения. [17]
Ци
[ редактировать ]В основе веры Небесного Мастера лежит существование источника энергии, известного как ци , который рождается из Дао и является источником жизни. В человеческом теле содержатся духи, которые необходимо питать за счет правильного баланса ци. [18] Существует три типа ци: инь ци, ян ци и смешанная ци, которая представляет собой смесь инь и ян ци. [19] Цель даоса – достичь трансцендентности на более высокий план. Для этого они должны сохранить и гармонизировать свой внутренний дух. Только посредством медитации, которая правильно направляет ци по всему телу, можно правильно гармонизировать духи. Хотя известно, что Небесные Мастера медитировали, чтобы получить ци, не сохранилось никаких свидетельств, описывающих их практику медитации. [20]
Бессмертие
[ редактировать ]Одной из общих целей раннего даосизма было продление жизни путем достижения бессмертия. [21] Небесные Мастера считали, что для достижения бессмертия нужно не продлевать жизнь в текущем мире, а «притвориться смертью» в этом мире и переродиться на другой стороне. Чтобы симулировать смерть, адепт должен был иметь идеально гармонизированный внутренний дух. Когда кто-то с утонченным внутренним духом умирал в этом мире, его дух отправлялся во Дворец Великой Тьмы, где его форма была усовершенствована, а затем возрождалась в совершенном состоянии на другой стороне. Текстов, описывающих, что это за место было на «другой стороне», не сохранилось. Те, кому не удалось гармонизировать свой внутренний дух перед смертью, переродятся в подземных земляных тюрьмах, где им предстоят вечные муки и труд. [22]
Болезнь
[ редактировать ]В общине Ханьчжун каждого считали больным в той или иной степени. [23] Это произошло потому, что грех заставил ци покинуть тело, а ци была необходима для жизни. Чтобы вылечить любую болезнь, покаяние было решающим фактором, гарантирующим прекращение потери ци. Покаяния можно было достичь, проведя время в «Комнате молчания» и размышляя о своих грехах, или ударив себя в грудь и преклонившись перед небом. [24] [25] Болезнь можно вылечить и другими способами, например, использованием лекарственных трав и прослушиванием ритуальной музыки. [26] Крайне важно было очень мало есть, и идеальная диета вообще не должна была состоять из еды, а только из нетелесных вещей, таких как воздух, который человек мог поглощать посредством медитации. [27]
Сексуальность
[ редактировать ]Практика правильных сексуальных практик была одним из методов совершенствования внутреннего духа тела. Небесные Мастера считали, что семя является воплощением ци. Если бы кто-то эякулировал слишком часто, его жизнь сократилась бы. [28] Фактически, Сянъэр указывает, что людям не следует даже заниматься сексом в целях воспроизводства. [29] Небесные Мастера не одобряли практику Хэци («Союз Дыханий») или Хуаньцзин Бунао («возвращение семени/эссенции для пополнения мозга») и выступали за отсутствие эякуляции просто как способ избежать потери ци. Кроме того, Небесные Мастера считали, что метод кражи ци женщины для пополнения собственной ци мужчины совершенно неправильный и его не следует практиковать. [30] Несмотря на их противодействие «хэци» и репродуктивному сексу, существует вероятность того, что Небесные Мастера поддерживали секс для целей, отличных от воспроизводства, а текст Небесных Мастеров примерно V века описывает сложный сексуальный ритуал. [31] См. Калиновский (1985) для полного описания ритуала.
Организация
[ редактировать ]Регион, управляемый Небесными Мастерами, был разделен на 24 региона как по административным, так и по религиозным причинам. Каждая из этих 24 областей была связана с одной из Пяти Фаз , одним из 24 периодов года и с одним из созвездий зодиака 28 . В зависимости от признаков рождения каждый приверженец принадлежал к одному из этих округов. Каждой из 24 областей управляли 24 чиновника, имевшие под своим командованием 240 армий духов, состоявших из 2400 генералов, 2400 офицеров и 240 000 солдат. Эта система управления отражала утопическую систему управления, описанную в Чжоули . [32]
В системе Небесных Мастеров администрация и религия были тесно связаны. Приверженцы группировались по семьям, и каждый был прикреплен к округу. Семьи, округа и боги имели копии записей актов гражданского состояния. [33] Реестры представляли собой подробные записи о людях и записывали звание, личность и местонахождение каждого человека. [34] Любые изменения в зарегистрированных должны были сопровождаться денежным взносом, известным как «зарплата за веру». Обращения к богам имели бюрократическую модель и оформлялись в соответствии с определенными административными кодексами. Эффективность этих запросов зависела от точности записей, которые вели боги. [35]
Новые члены секты были разделены на группы под руководством инструкторов. Неофиты обучались катехизису , подобному тому, который был найден в Сянъэр , который, вероятно, был типом прото-медитации, которая позже получила широкое распространение в таких движениях, как Шанцин школа даосизма . Эти наставники выполняли религиозные и административные обязанности, получали налоги и открывали придорожные гостиницы для путешественников. [36]
Ранг каждого человека определялся тем, сколько божественных генералов он имел в своем распоряжении, и количеством полученных им божественных писаний. [37] Этих божественных полководцев использовали для борьбы с бродячими демонами , которые могли навлечь на кого-то несчастье или болезнь. [38] Человек получал своего первого генерала в возрасте шести лет, а на последующих церемониях ему давали больше генералов и достигали более высокого ранга, пока в возрасте девятнадцати лет не был достигнут полный состав. [39] Брак объединил бы две группы генералов, таким образом давая паре возможность использовать 150 божественных генералов. После брака дальнейшее повышение рейтинга могло быть достигнуто только благодаря религиозным достижениям. [17]
В определенные дни года, например, в дни равноденствия, проводились групповые церемонии, на которых мастера распространяли свои учения. Во время этих церемоний часто проводились общие пиры, на которых еда елася и предлагалась богам. Праздники также устраивались в случае рождения или смерти или для того, чтобы принести счастье и предотвратить зло. Участники такого праздника были организованы на основе их религиозного положения, при этом определяющими факторами были заслуги и старшинство. [40] В течение трех важных дат, известных как Саньюань , проводились самые важные праздники. Во время этих трижды ежегодных праздников проводилась перепись населения, регистрирующая рождения, смерти и перемещения людей. [41] В это время ожидалось, что приверженцы также пожертвуют пять кусков риса, которые дали движению название. [42]
Закон
[ редактировать ]В государстве Ханьчжун грех и преступное поведение не различались. Чтобы устранить грех, приверженец сначала должен был признать свое преступление, а затем отправиться в «тихую комнату» для медитации. Там ему придется написать три исповеди, которые будут предложены Владыке Неба, Владыке Земли и Владыке Воды. [43] За публичные преступления обвиняемый трижды прощался за свои действия, а затем выносился приговор. Приговор зависел от вида преступления, но всегда предусматривал общественные работы. За мелкое преступление обычно приговаривали к ремонту дороги. Повторного нарушителя могут попросить пожертвовать строительные материалы для улучшения местных зданий. Другие законы запрещали употребление алкоголя и запрещали убийство животных весной и летом. [44]
Наследие
[ редактировать ]Вера и практика Небесных Мастеров Ханьчжун оказали глубокое влияние на будущую даосскую веру. Это движение ознаменовало собой значительное изменение по сравнению с более ранними философскими даосскими движениями. Даосизм больше не был философским развлечением для грамотных и богатых; теперь оно было распространено на все классы общества, включая неграмотных и некитайцев. Кроме того, Небесные Мастера были первой даосской группой, сформировавшей организованное духовенство, которое помогало распространять свои убеждения. Будучи первыми организованными религиозными даосами, первые Небесные Мастера являются предками всех последующих даосских движений, таких как движения Шанцин и Линбао , а также средневековых даосов Чжэнъи , которые заявляли о своей близости к первым Небесным Мастерам. [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Грег Вульф (2007). Древние цивилизации: иллюстрированный справочник по вере, мифологии и искусству . Барнс и Ноубл. п. 218. ИСБН 978-1-4351-0121-0 .
- ^ Хендришке (2000), 139.
- ^ Jump up to: а б Хендришке (2000), 140.
- ^ Jump up to: а б Климан (1998), 74.
- ^ Бокенкамп (1997), 34.
- ^ Бокенкамп (1997), 34.
- ^ Климан (1998), 76.
- ^ Кран (1997), 55.
- ^ Климан (1998), 77.
- ^ Климан (1998), 78.
- ^ Бокенкамп (1997), 4.
- ^ Бокенкамп (1997), 150.
- ^ См. Никерсон (2000) и Кон (2000).
- ^ Бокенкамп (1997), 3.
- ^ Кран (1997), 70.
- ^ Бокенкамп (1997), 4.
- ^ Jump up to: а б Климан (1998), 73.
- ^ Бокенкамп (1997), 41-42.
- ^ Бокенкамп (1997), 43.
- ^ Бокенкамп (1997), 41.
- ^ Пенни (2000), 109.
- ^ Бокенкамп (1997), 47.
- ^ Бокенкамп (1997), 35.
- ^ Цучия (2002), 46.
- ^ Хендришке (1997), 154.
- ^ Кран (1997), 73.
- ^ Кран (1997), 73-74.
- ^ Бокенкамп (1997), 44.
- ^ Бокенкамп (1997), 45.
- ^ Бокенкамп (1997), 83.
- ^ Бокенкамп (1997), 45.
- ^ Кран (1997), 56-57.
- ^ Кран (1997), 57.
- ^ Климан (1998), 72.
- ^ Кран (1997), 57.
- ^ Кран (1997), 57-58.
- ^ Климан (1998), 72.
- ^ Климан (1998), 75.
- ^ Климан (1998), 72.
- ^ Кран (1997), 59.
- ^ Климан (1998), 72.
- ^ Бокенкамп (1997), 36.
- ^ Климан (1998), 70.
- ^ Климан (1998), 71.
- ^ Бокенкамп (1997), 14.
Библиография
[ редактировать ]- Бокенкамп, Стивен. Ранние даосские писания . Беркли: Калифорнийский университет, 1997.
- Хендришке, Барбара. «Ранние даосские движения» в Справочнике даосизма , под ред. Ливия Кон , 134–164. Лейден: Брилл, 2000.
- Калиновский, Марк. «Передача системы девяти дворцов при шести династиях». В издании Мишеля Стрикмана, «Тантрические и даосские исследования» (Брюссель: Бельгийский институт передовых китайских исследований, 1985), 773-811.
- Климан, Терри. Великое совершенство: религия и этническая принадлежность в тысячелетнем китайском королевстве . Гонолулу: Гавайский университет, 1998.
- Кон, Ливия. «Северные Небесные Мастера». в издании Ливии Кон, Справочник по даосизму (Лейден: Брилл, 2000), 283–308.
- Никерсон, Питер. «Южные Небесные Мастера». в издании Ливии Кон, Справочник по даосизму (Лейден: Брилл, 2000), 256–282.
- Пенни, Бенджамин. «Бессмертие и трансцендентность» в издании Ливии Кон, Справочник по даосизму (Лейден: Брилл, 2000), 109–133.
- Робине, Изабель. Даосизм: рост религии . Стэнфорд: Стэнфордский университет, 1997.
- Цучия Масаки. «Исповедь в грехах и самосознание в Тайпинцзин». Под ред. Ливии Кон и Гарольда Рота, Даосская идентичность: история, происхождение и ритуал (Гонолулу: Гавайский университет: 2002), 20–52.