Ислам в Грузии (стране)
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
грузины грузины |
---|
![]() |
Нация |
Грузия |
Древний картвельский народ |
Подгруппы |
Культура |
Языки |
Религия |
Символы |
История Грузии |

Ислам в Грузии ( грузинский : Ислами горгија , латинизированный : ислами сакартвелоши ) был введен в 654 году, когда армия, посланная третьим халифом ислама Усманом , завоевала Восточную Грузию и установила мусульманское правление в Тбилиси . В настоящее время мусульмане составляют примерно 9,9%. [ 2 ] населения Грузии. По другим данным, мусульмане составляют 10-11% населения Грузии. [ 3 ]
В июле 2011 года парламент Грузии принял новый закон, разрешающий регистрироваться группам религиозных меньшинств, имеющим «исторические связи с Грузией». В проекте закона конкретно упоминается ислам и еще четыре религиозные общины. [ 3 ]
Мечети в Грузии действуют под контролем Управления мусульман Грузии, созданного в мае 2011 года. До этого делами мусульман Грузии управляло из-за границы Управление мусульман Кавказа, базирующееся в Баку . [ 4 ]
В 2010 году Турция и Грузия подписали соглашение, согласно которому Турция предоставит финансирование и экспертные знания для восстановления трех мечетей и восстановления четвертой мечети в 2010 году. Грузии, а Грузия восстановит четыре грузинских монастыря в Турции. [ 5 ] Соглашение между Грузией и Турцией позволит восстановить историческую мечеть Азизе в Батуми , (Аджария) снесенную в середине прошлого века. Турция восстановит мечети в Самцхе-Джавахетском и Ахалцихском районах, Кобулетском районе , построит сгоревшую в 1940 году мечеть Азизе и восстановит турецкую баню в Батуми.
История
[ редактировать ]Контекст
[ редактировать ]Преобладающей верой в современной Грузии является православие, несмотря на то, что страна географически окружена исламским миром . В то же время в Средние века и раннее Новое время наблюдалось существенное взаимодействие с исламским миром, что создавало условия, способствующие распространению ислама в Грузии. [ 6 ]
Эмират Тбилиси
[ редактировать ]Арабы впервые появились в Грузии в 645 году . Однако только в 735 году им удалось установить свой прочный контроль над значительной частью страны. В том же году Марван II захватил Тбилиси и большую часть соседних земель и поставил там арабского эмира должен был утвердить халиф Багдада или, иногда, остикан Арминии , которого . После образования Тбилисского эмирата арабские исторические источники свидетельствуют об использовании терминов нисбас ат-Тифлиси или ат-Тафлиси. [ 6 ]
В арабский период Тбилиси ( ат-Тефелис ) превратился в центр торговли между исламским миром и Европой на севере. Помимо этого, он функционировал как ключевой арабский форпост и буферная провинция, противостоящая византийским и хазарским владениям. После возвращения Тбилиси грузинским царем Давидом IV в 1122 году он был восстановлен в качестве столицы воссоединенного грузинского государства при династии Багратиони . Тем не менее, в городе сохранилось заметное мусульманское меньшинство. [ 6 ]
Тимуриды
[ редактировать ]Между 1386 и 1404 годами Грузия подвергалась вторжениям армий тюрко-монгольского завоевателя Тимура , чья обширная империя простиралась в наибольшей степени от Средней Азии до Анатолии . В первом из семи вторжений Тимур разграбил столицу Грузии Тбилиси и захватил царя Баграта V в 1386 году. В конце 1401 года Тимур снова вторгся на Кавказ. Царю Грузии пришлось просить мира, и он послал своего брата с контриатами. Тимур готовился к крупной конфронтации с османской династией и, очевидно, хотел заморозить сложившуюся в настоящее время ситуацию в Грузии до тех пор, пока он не сможет вернуться и разобраться с ней более решительно и тщательно на досуге. Таким образом, он заключил мир с Георгием при условии, что царь Грузии снабдит его войсками. [ 7 ]
Османская империя и иранский период
[ редактировать ]
Династия Сефевидов находилась в постоянном конфликте с османами за полный контроль и влияние на Кавказе . С начала XVI до начала второй половины XVIII века Сефевидам приходилось иметь дело с несколькими независимыми царствами и княжествами, поскольку Грузия в то время не была единым государством. Эти образования часто следовали разными политическими курсами. Интересы Сефевидов были в основном направлены на Восточную (царства Картли и Кахети) и Южную (царства Самцхе-Саатабаго) Грузию, тогда как Западная Грузия попала под влияние Османской империи. Эти независимые королевства стали вассалами Персии еще в 1503 году. [ 8 ]

29 мая 1555 года Сефевиды и Османская империя заключили договор в Амасье после османско-сефевидской войны (1532–1555 гг.), По которому Кавказ был разделен между ними. Западная Грузия и западная часть южной Грузии перешли к османам, в то время как Восточная Грузия (включающая царства Картли и Кахетия ) и (самая большая) восточная часть южной Грузии перешла к Сефевидскому Ирану. Таким образом, основная часть Грузии и региона, который исторически всегда был наиболее доминирующим, остались в иранской сфере. Этот раздел Кавказа и, следовательно, включение Грузии под исламское правление было снова подтверждено в 1639 году .
Религиозный подход османов и иранцев к управлению Грузией различался. В то время как османы склонялись к полной исламизации населения Юго-Западной Грузии или к невмешательству в некоторых западных провинциях, иранцы сосредоточились на преобразовании элитного класса в восточном регионе, не влияя на преобладающее христианское большинство среди населения. [ 6 ] На протяжении нескольких столетий грузинские цари и аристократы принимали ислам и служили придворными иранским династиям Сефевидов , Афшаридов и Каджаров . правившим ими [ 9 ]
В регионах южной и западной Грузии, где османское правление имело непосредственное влияние, разворачивался особый сценарий. Триумф османского господства над Южной Грузией (называемой по-грузински Самцхе-Саатабаго/Месхети ) стал значительным поражением для феодальной Грузии. Этот исторический период стал свидетелем постепенного распространения ислама среди различных слоев сельского населения. Его первоначальное проникновение произошло в вышеупомянутый юго-западный регион Грузии, особенно с основанием османского пашалика Ахалцихе (Чилдир) . Этнолингвистические меньшинства внутри страны также приняли ислам, и это явление еще больше усугубилось притоком тюркоязычных мусульманских общин. [ 10 ]
Благодаря перемирию 1639 года османы распространили ислам в западной Грузии, особенно в Имерети. Западный сектор этого региона, обозначенный как Аджария , подвергся сложному процессу исламизации. В шестнадцатом веке, согласно османской переписи населения горной Аджарии, большинство жителей придерживались христианства и облагались религиозными налогами. Примечательно, что первоначальное обращение в ислам касалось в первую очередь дворянства. Однако всеобъемлющая исламизация всего населения достигла результатов только к последним годам восемнадцатого века. [ 10 ]
Под Российской Империей
[ редактировать ]Девятнадцатый век стал важным поворотным моментом во взаимоотношениях Грузии с исламским миром, прежде всего обусловленным ее интеграцией в Российскую империю. Этот переход постепенно ослабил влияние Османской империи в западной Грузии и Ирана на востоке. Несмотря на эти сдвиги, Грузия продолжала сохранять стратегическое значение во внешней политике как Ирана, так и Османской империи, что является следствием территориальных изменений, вызванных русско-иранским и русско-турецким конфликтами, в результате которых значительная часть Южного Кавказа была поглощена Россией. Российская Империя. [ 11 ]
Историк Георгий Саникидзе поясняет, что понимание демографического состава Грузии девятнадцатого века сопряжено с трудностями, особенно в определении точного количества мусульман, их этнического происхождения и динамики демографических изменений. Исторические записи часто затрудняют различие между этническими персами , тюркоязычными мусульманами (позже известными как азербайджанцы ) и другими мусульманскими группами. Первоначально мусульман называли «татарами (татарами)», а иногда упоминали «тюрко-татарское» население. Однако, поскольку русско-турецкая и русско-персидская войны привели к увеличению мусульманского населения в Российской империи, появилось более тонкое различие. Термин «татар» сохранился по отношению к азербайджанцам. Например, известный русский поэт Александр Пушкин отмечал, что хозяин знаменитой персидской бани в Тбилиси был персом, а банщиком был татарин. [ 11 ]
Демография
[ редактировать ]Мусульмане составляют от 9,9% (463 062). [ 2 ] до 11% [ 3 ] населения Грузии.
В Грузии существуют две основные мусульманские группы. Этнические грузинские мусульмане являются суннитами- ханафитами и сконцентрированы в Аджарской Автономной Республике Грузии, граничащей с Турцией . Этнические азербайджанские мусульмане - преимущественно шииты- исна ашарии и сконцентрированы вдоль границы с Азербайджаном и Арменией . Чеченцы Панкисском Грузии, проживающие в ущелье, также являются суннитами, но в основном являются суфиями ордена Накшбанди .
Турки -месхетинцы , также принадлежащие к суннитской ханафитской группе, являются бывшими жителями Месхетинского региона Грузии, расположенного вдоль границы с Турцией. Они были депортированы в Среднюю Азию 15–25 ноября 1944 года Иосифом Сталиным и расселены на территории Казахстана , Кыргызстана и Узбекистана . Из 120 000 насильственно депортированных в скотовозах всего 10 000 погибли. [ 12 ] Сегодня они рассредоточены по ряду других стран бывшего Советского Союза . От 500 000 до 700 000 турок-месхетинцев находятся в изгнании в Азербайджане и Центральной Азии . [ 13 ] [ 14 ]
В Грузии также меньше мусульман, принадлежащих к другим этническим группам Южного Кавказа , таким как осетины , армяне и понтийские греки (разделенные на кавказских греков и тюркоязычных урумов ). В основном они происходят от христианских православных христиан, принявших ислам в эпоху Османской империи . Многие из мусульман Грузии, которых определили как «османов» после кавказской кампании Лалы Мустафы-паши , которая привела к османскому завоеванию Грузии в 1570-х годах, на самом деле были армянами или понтийскими греками, чьи предки в Восточной Анатолии приняли ислам . Одним из ярких примеров османского мусульманина из Грузии кавказского греческого происхождения был Резид Мехмед-паша , сыгравший важную роль в подавлении греческой войны за независимость 1822-33 годов (см. Также «Греческие мусульмане» и «Армянские мусульмане» ).
Географическое распространение
[ редактировать ]Согласно переписи населения Грузии 2014 года, проживало 398 677 мусульман в Грузии по сравнению с 433 784 мусульманами по данным переписи населения Грузии 2004 года. Однако доля мусульман явно выросла с 9,9 процента в 2004 году до 10,7 процента в 2014 году. Мусульманское население проживает в основном в сельской местности (298 668 человек, или около 75% от общей численности населения).
Регионы/Муниципалитеты | Население (2014 г.) | Количество мусульман | % |
---|---|---|---|
Квемо Картли | 423,986 | 182,216 | 43.0% |
Марнеули | 104,300 | 86,777 | 83.2% |
Аджария | 333,953 | 132,852 | 39.8% |
Батуми | 152,839 | 38,762 | 25.4% |
Кахетия | 318,583 | 38,683 | 12.1% |
Гуардабани | 81,876 | 35,145 | 42.9% |
Болниси | 53,590 | 33,716 | 62.9% |
Хелвачаури | 51,189 | 28,841 | 56.3% |
Пастбище | 23,327 | 22,072 | 94.6% |
Кобулети | 74,794 | 21,573 | 28.8% |
Тбилиси | 1,108,717 | 16,268 | 1.5% |
Сагареджо | 51,761 | 15,804 | 30.5% |
Гурия | 113,350 | 12,951 | 11.4% |
Дманиси | 19,141 | 12,340 | 64.5% |
Шуахеви | 15,044 | 11,193 | 74.4% |
ВОЗ | 16,760 | 10,411 | 62.1% |
Лагодехи | 41,678 | 9,662 | 23.2% |
Озургети | 48,078 | 7,649 | 15.9% |
Цалка | 18,849 | 7,375 | 39.2% |
Самцхе-Джавахети | 160,504 | 6,060 | 3.8% |
Ахмета | 31,461 | 5,950 | 18.9% |
Шида Картли | 263,382 | 5,650 | 2.1% |
Телави | 38,721 | 4,893 | 12.6% |
Рустави | 125,103 | 4,566 | 3.6% |
Каспийский | 43,771 | 3,787 | 8.7% |
Адигени | 16,462 | 3,302 | 20.1% |
Ланчхути | 31,486 | 2,790 | 8.9% |
Чохатаури | 19,001 | 2,435 | 12.8% |
Тетрискара | 21,127 | 2,297 | 10.9% |
Мцхета-Мтианети | 94,573 | 2,296 | 2.4% |
Mtskheta | 47,711 | 2,287 | 4.8% |
Плед | 41,316 | 1,264 | 3.1% |
Они не будут | 10,372 | 1,207 | 11.6% |
Кварели | 29,827 | 1,041 | 3.5% |
Надеяться | 533,906 | 931 | 0.2% |
Они все еще там | 45,070 | 847 | 1.9% |
Дедоплисцкаро | 21,221 | 770 | 3.6% |
Самегрело-Земо Сванети | 330,761 | 766 | 0.2% |
Ниноцминда | 24,491 | 540 | 2.4% |
Khobi | 30,548 | 535 | 1.8% |
Худший | 77,549 | 523 | 0.7% |
Сигнахи | 29,948 | 367 | 1.2% |
Хони | 23,570 | 269 | 1.1% |
Снаружи | 24,512 | 211 | 0.9% |
Самтредиа | 48,562 | 203 | 0.4% |
Телави | 19,629 | 149 | 0.8% |
Ахалцихе | 17,903 | 140 | 0.8% |
Кутаиси | 147,635 | 104 | 0.1% |
ты можешь | 41,465 | 79 | 0.2% |
Озургети | 14,247 | 77 | 0.5% |
Начинать | 56,883 | 71 | 0.1% |
Худший | 48,143 | 69 | 0.1% |
Чхороцку | 22,309 | 47 | 0.2% |
Гурджани | 54,337 | 47 | 0.1% |
Они молоды | 22,341 | 45 | 0.2% |
Тержола | 35,563 | 43 | 0.1% |
Зугдиди | 62,511 | 34 | 0.1% |
Ахалцихе | 20,992 | 13 | 0.1% |
Багдати | 21,582 | 11 | 0.1% |
Боржоми | 25,214 | 11 | 0.0% |
Хашури | 52,603 | 7 | 0.0% |
Рача-Лечхуми и Квемо Сванети | 32,089 | 4 | 0.0% |
Грузия | 3,713,804 | 398,677 | 10.7% |
Свобода религии
[ редактировать ]Этнические азербайджанцы , большинство из которых являются мусульманами, составляют большинство населения юго-восточного грузинского региона Квемо Картли . Другие мусульманские группы включают этнических грузин в Аджарии (автономная область на юго-западе страны) и чеченцев на северо-востоке. [ 15 ]
В ноябре 2012 года православные священники и горожане не позволили мусульманам западной грузинской общины собраться на молитву; местный священник заявил, что местные жители «не допустят никаких минаретов и массовых молитв в этом селе», а полиция не вмешалась. [ 15 ] В июле 2013 года мусульманам в восточной грузинской деревне были прерваны службы, несмотря на усилия правительственных чиновников по примирению и личный призыв к терпимости Патриарха Илии II , главы ГПЦ, который осудил притеснение мусульман и заявил, что сам вырос. вырос в семье, в которой были соблюдающие мусульмане. [ 16 ]
В августе 2013 года правительственные власти разобрали и снесли 24-метровый (79-футовый) минарет из мечети в Челе (село на юго-западе Грузии) после того, как были высказаны возражения со стороны членов местной общины. Сообщается, что конфискация минарета была вызвана утверждениями о том, что металл, из которого он был изготовлен, возможно, не был должным образом задекларирован для таможенных целей при ввозе из Турции. Сообщается, что во время протестов против действий мусульманских жителей деревни полиция избила шестерых жителей и арестовала одиннадцать. В отличие от некоторых других населенных пунктов, где проживают как мусульмане, так и православные, жители Челы не выразили никаких протестов против мечети или ее минарета. [ 17 ] В конце концов минарет был возвращен мечети и переустановлен в конце ноября 2013 года. [ 18 ]Известные грузинские мусульмане
[ редактировать ]- Агсартан I Кахетинец — царь Кахетии с 1054 года в восточной Грузии до своей смерти в 1084 году.
- Аллахверди Хан — иранский сефевидский генерал и государственный деятель грузинского происхождения, христианин , принявший ислам . [ 19 ]
- Георгий XI Картлийский — грузинский царь, правивший Картлийским царством , а затем ставший наместником провинции Кандагар .
- Картли - вали Картли Кайхосро Сефевидов. Он был племянником Гургин-хана .
- Мемед Абашидзе
- Давид XI Картлийский - Сефевид, назначенный царем Картли.
- Иессеи Кахетинский - иранский Сефевид, назначенный правителем Кахетии , принявший ислам. [ 20 ]
- Коджа Юсуф-паша — великий визирь Османской империи , который также занимал должность губернатора Пелопоннеса . [ 21 ]
- Симон II Картлийский - иранский Сефевид, назначенный царем Картли.
- Двадцатикиз Мехмед Челеби - грузин [ 22 ] Османский государственный деятель
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рост мусульманского населения в Европе, Исследовательский центр Пью» . 10 июля 2024 г. Архивировано из оригинала 10 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Религия и образование в Европе: развитие, контекст и дебаты, Роберт Джексон, стр.67.
- ^ Jump up to: а б с Робия (8 июля 2011 г.). «Грузия принимает закон о статусе религиозных меньшинств» . crrc-caucasus.blogspot.com . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Грузия создает новый департамент по делам мусульман, независимый от Азербайджана. Архивировано 13 июня 2011 г. в Wayback Machine . Ислам сегодня. 13 мая 2011 г. По состоянию на 11 февраля 2012 г.
- ↑ Грузия профинансирует восстановление исторического монастыря на востоке Турции. Архивировано 29 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Саникидзе, Георгий (2018). «Мусульманские общины Грузии: старые проблемы и новые вызовы». Журнал исследований исламофобии . 4 (2): 248.
- ^ Сикер, Мартин (2000), Исламский мир в господстве: от арабских завоеваний до осады Вены , стр. 155. Прегер, ISBN 0-275-96892-8 .
- ^ Рэйфилд, Дональд (15 февраля 2013 г.). Край империй: История Грузии . ISBN 9781780230702 . Проверено 22 декабря 2014 г.
- ^ Ваал, Томас де (10 сентября 2010 г.). Кавказ: Введение . ISBN 9780199746200 . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Саникидзе, Георгий (2018). «Мусульманские общины Грузии: старые проблемы и новые вызовы». Журнал исследований исламофобии . 4 (2): 248–249.
- ^ Jump up to: а б Саникидзе, Георгий (2018). «Мусульманские общины Грузии: старые проблемы и новые вызовы». Журнал исследований исламофобии . 4 (2): 249.
- ^ Бреннан, Дэн (5 апреля 2003 г.). «Некролог: Гурам Мамулия» . Хранитель . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «К востоку от центра» Архив блога » Турки-месхетинцы прыгают из ссылки в ссылку» . Eastofcenter.tol.org . Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ «ECMI — Европейский центр по вопросам меньшинств: Публикации» . www.ecmi.de. Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2012 год: Грузия» . Государственный департамент США , Бюро демократии, прав человека и труда . Проверено 21 июля 2013 г.
- ^ «В селе Кахети снова сорвана пятничная молитва» . Наблюдение за демократией и свободой. 13 июля 2013 года . Проверено 25 июля 2013 г.
- ^ «Власти насильственно снесли минарет, что вызвало протест мусульманской общины» . Гражданская Грузия . 26 августа 2013 года . Проверено 26 августа 2013 г.
- ^ «Минарет в грузинском селе Чела» . Наблюдение за демократией и свободой. 28 ноября 2013 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Шах Аббас и искусство Исфахана, Энтони Уэлч, стр. 17
- ^ История грузинского народа, Уильям Эдвард Дэвид Аллен, стр. 153
- ^ Упадок и падение Османской империи Алан Палмер, стр. 52
- ^ Исмаил Хами Данишменд, Государственные чиновники Османской империи , Издательство Türkiye, Стамбул, 1971, стр. 60.
Внешние ссылки
[ редактировать ]