Jump to content

Теория границ

(Перенаправлено из теории маргинала )

Маргинальная теория — это идея или точка зрения, которая значительно отличается от общепринятых научных исследований того времени в своей области. Маргинальные теории включают модели и предложения маргинальной науки , а также аналогичные идеи в других областях науки, таких как гуманитарные науки . В более узком смысле термин « теория маргинальности» обычно используется как уничижительный , примерно синоним термина «псевдоученость» . Точные определения, позволяющие провести различие между широко распространенными точками зрения, маргинальными теориями и псевдонаучными взглядами, трудно построить из-за проблемы демаркации . Проблемы ложного баланса или ложной эквивалентности могут возникнуть, когда маргинальные теории представляются как равные широко принятым теориям.

Определения

[ редактировать ]
Сегмент таблицы Менделеева, переформулированный в соответствии с маргинальной теорией «циркулонов», предложенной Джимом Картером.
Часть таблицы Менделеева , согласно Джима Картера . маргинальной теории

Маргинальные теории — это идеи, которые существенно отличаются от преобладающей или основной теории. Маргинальная теория не является ни мнением большинства, ни мнением уважаемого меньшинства. [1] [2] В целом термин «маргинальная теория» ближе к популярному пониманию слова «теория» гипотезе , догадке или неопределенной идее — чем к концепции устоявшейся научной теории . [3] Хотя маргинальные теории часто используются в контексте маргинальной науки , они обсуждались в таких областях науки, как библейская критика , [4] история, [5] [6] финансы, [7] закон, [8] лекарство, [9] [10] и политика. [11] Они существуют даже в областях исследований, которые сами по себе находятся за пределами основного направления, таких как криптозоология. [12] и парапсихология . [13]

Маргинальные теории встречают разный уровень академического признания. [14] Финансовый журналист Александр Дэвидсон охарактеризовал маргинальные теории как «пропагандируемые небольшой группой стойких сторонников», но не обязательно безосновательные. [7] Дэниел Н. Робинсон описал их как находящихся в «подвешенном состоянии между решающим тупиком и в конечном итоге заслуживающей доверия продуктивной теорией». [15] Однако этот термин также используется уничижительно ; Сторонников маргинальных теорий отвергают как чудаков или сумасшедших, оторванных от реальности. [16] [17] В этом смысле есть некоторое совпадение с другими пренебрежительными ярлыками, такими как псевдоархеология , [6] [18] псевдоистория , [6] и псевдонаука . [19] [20] Описание идей как маргинальных теорий может быть менее уничижительным, чем описание их как псевдонаучных ; [21] хотя маловероятно, чтобы кто-то назвал свою собственную работу лженаукой, [22] астролог Дэвид Кокрейн «гордится тем, что является маргинальным теоретиком». [23]

Этот термин также используется для описания теорий заговора . Такие теории «объясняют» исторические или политические события как работу могущественной секретной организации — «обширной, коварной, сверхъестественно эффективной международной заговорщической сети», по словам Ричарда Хофштадтера . [24] Заговорщики обладают «почти сверхчеловеческой силой и хитростью», как описывает историк Эстер Вебман . [25]

Маргарет Вертхайм предположила, что маргинальные теории следует рассматривать так же, как и искусство аутсайдеров . В 2003 году она курировала выставку в Художественном музее Санта-Моники , посвященную работам псевдоученого Джима Картера . [26]

Проблема демаркации

[ редактировать ]

Вертхайм писал, что «дипломированный физик… обычно может распознать маргинальную теорию в лицо», когда она представляет собой рукопись эксцентричного формата. [16] Однако трудно отличить маргинальные теории от теорий уважаемого меньшинства. Работоспособное определение того, что представляет собой маргинальная теория, на самом деле может оказаться невозможным. [1] [2] Это один из аспектов проблемы демаркации , которая возникает как в науке , так и в гуманитарных науках . [27]

Геолог Стивен Датч подошел к проблеме демаркации, разделив научные идеи на три категории: периферия, граница и центр, основываясь на их приверженности научной методологии и уровне их принятия. [28] Более поздние авторы, в том числе Ричард Душл , расширили эти категории. Согласно системе Душля, маргинальная теория представляет собой смесь законных новых идей и лженауки; он ожидает анализа, чтобы определить, перейдет ли он на «границу» или будет полностью отвергнут. [29]

Широкое признание маргинальных теорий

[ редактировать ]
Альфред Вегенер
Альфред Вегенер выдвинул теорию дрейфа континентов, маргинальную теорию, которая позже была принята основной наукой.

Большинство маргинальных теорий никогда не становятся частью устоявшихся научных исследований. [17] Отвергнутые идеи могут помочь усовершенствовать господствующую мысль. [30] но большинство внешних теорий просто неверны и не имеют более широкого влияния. [17] Тем не менее, некоторые идеи постепенно получают более широкое признание, пока их больше не рассматривают как маргинальные теории, а иногда такие теории даже становятся господствующей точкой зрения.

Широко известным примером является Альфреда Вегенера теория дрейфа континентов , которая в конечном итоге послужила основой принятой модели тектоники плит . [17] [31] Другие идеи, совершившие переход, включают микробную теорию болезней , [32] Биркеландом Объяснение полярного сияния . [33] прионы , [17] и теория сложности в управлении проектами . [34] Поведенческие финансы были описаны в журнальной статье 2002 года как «на окраине… современной финансовой теории». [35] но с тех пор он широко применяется во многих сферах бизнеса. [36]

Иногда изменения не происходят постепенно, а представляют собой смену парадигмы . В своей статье для New York Law Journal Эндрю Блустоун описал, как одно судебное дело в Нью-Йорке изменило использование неясного закона общего права, касающегося неправомерных действий адвокатов , с «маргинальной теории права» на признанное, общепринятое основание для судебного иска в Нью-Йорке. состояние. [8]

И наоборот, бывшие основные теории, такие как флогистон и светоносный эфир, могут быть вытеснены и отодвинуты на второй план. [37]

Такие сдвиги между маргинальной теорией и общепринятыми теориями не всегда очевидны. В 1963 году Рубен Файн писал, что основная психология переняла некоторые аспекты Зигмунда Фрейда , психоанализа но многие исследователи этой дисциплины считали психоанализ «безумной маргинальной теорией, имеющей мало общего с научной психологией». [38] а психоанализ в настоящее время обычно считается дискредитированным, по словам автора Фредерика Крюса , который заявил: «Если вы проконсультируетесь на факультетах психологии в ведущих американских университетах, вы почти не найдете сейчас никого, кто верил бы в фрейдистскую систему мышления. Как исследовательская парадигма это в значительной степени мертвый." [39]

Ложный баланс

[ редактировать ]

Средства массовой информации могут играть роль в распространении и популяризации маргинальных теорий. Средства массовой информации иногда сводят сложные темы к двум сторонам и формулируют проблемы с точки зрения аутсайдера , борющегося с господствующей теорией. Библеист Мэтью Коллинз писал, что это упрощение может быть «как искаженным, так и вводящим в заблуждение, особенно когда надуманная маргинальная теория во имя нейтралитета и справедливости возводится в роль столь же законного соперника». [4] Эта ложная эквивалентность может стать ожидаемым поведением СМИ. Когда газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью, в которой решительно поддерживалась основная научная позиция в отношении тиомерсала и вакцин , [40] другие в средствах массовой информации осудили « Таймс» за то, что она изображает предполагаемую связь между вакцинацией и аутизмом как маргинальную теорию, назвав статью «хитом». [41]

Проблемы ложного баланса также возникают в образовании, особенно в контексте спора о сотворении и эволюции . Креационизм был дискредитирован как маргинальная теория, родственная ламаркизму или космологии « Иммануила Великовского Миров в столкновении» . Поскольку сторонники креационизма хотят, чтобы школы представляли только предпочитаемую ими альтернативу, а не все разнообразие взглядов меньшинств, они попытались изобразить научные исследования по этому вопросу как поровну разделенные только между двумя моделями. [42] [43]

  1. ^ Перейти обратно: а б Ясанофф, Шейла (1992). «Что судьи должны знать о социологии науки». Юриметрика : 345–359.
  2. ^ Перейти обратно: а б Рундлетт 2013 , с. 5-88.
  3. ^ Моррисон, Дэвид (2005). «Только теория? Постановка проблемы эволюции/сотворения» . Скептический исследователь . 29 (6): 35–41.
  4. ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Мэтью А. (2011). «Изучение восприятия и воздействия свитков Мертвого моря: некоторые возможности для будущих исследований» (PDF) . Открытия Мертвого моря . 18 (2): 226–246. дои : 10.1163/156851711X582541 . hdl : 10034/613253 .
  5. ^ Джозеф, Саймон Дж. (2012). «Иисус в Индии? Преодоление социальных и религиозных границ». Журнал Американской академии религии . 80 (1): 161–199. дои : 10.1093/jaarel/lfr094 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Фрице, Рональд Х. (2009). «Об опасностях и удовольствиях противостояния псевдоистории». Исторически говоря . 10 (5): 2–5. дои : 10.1353/hsp.0.0067 . S2CID   144988932 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Дэвидсон 2002 , стр. 125–126.
  8. ^ Перейти обратно: а б Bluestone, Эндрю Лавут (25 сентября 2014 г.). «Судебный закон §487. Число дел после «Амальфитано» растет » . Нью-Йоркский юридический обзор .
  9. ^ Саббах, Карл (1985–86). «Психопатология маргинальной медицины». Скептический исследователь . 10 (2): 154–164.
  10. ^ Батт 1996 , с. 206.
  11. ^ Куинн 2012 , с. 143.
  12. ^ Шил 2013 , с. 157.
  13. ^ Стоукс, Дуглас М. (1999). «Обзоры научных книг — Кристин Харди; Смысловые сети: мост между разумом и материей ». Журнал Американского общества психических исследований . 93 (4): 366–372.
  14. ^ Абрамс, Элеонора; Вандерси, Джеймс Х. (1995). «Как внедрить практику научных исследований в преподавание естественных наук в классе». Международный журнал научного образования . 17 (6): 683–694. Бибкод : 1995IJSEd..17..683A . дои : 10.1080/0950069950170601 .
  15. ^ Робинсон, Дэниел Н. (2007). «Теоретическая психология: что это такое и кому это нужно?». Теория и психология . 17 (2): 187–188. CiteSeerX   10.1.1.1031.1373 . дои : 10.1177/0959354307075042 . S2CID   143248701 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Вертхайм 2011 , с. 4.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Тиммер, Джон (9 ноября 2009 г.). «Изучение науки на периферии: важно, но в целом неправильно» . Арс Техника . Проверено 25 сентября 2014 г.
  18. ^ Магнуссон, Магнус (2 февраля 1974 г.). «Мометный борт Кэгни» . Зритель (7597): 16–17.
  19. ^ Гордин, Майкл Д. (2017). «Проблема лженауки: лженаука не является противоположностью профессиональной науки, но процветает в ее тени» . Отчеты ЭМБО . 18 (9): 1482–1485. дои : 10.15252/эмбр.201744870 . ISSN   1469-221X . ПМЦ   5579391 . ПМИД   28794200 .
  20. ^ Четверги и числа 2013 , с. 138.
  21. ^ Фрице 2009 , с. 18.
  22. ^ Ханссон, Свен Уве (3 сентября 2008 г.). «Наука и псевдонаука» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2014 г.).
  23. ^ Кокрейн, Дэвид (9 июня 2011 г.). «Горжусь тем, что являюсь маргинальным теоретиком» . Космические узоры . Проверено 27 сентября 2014 г.
  24. ^ Хофштадтер, Ричард (1964). «Параноидальный стиль в американской политике». Журнал Харпера . 229 (1374): 77–86.
  25. ^ Вебман 2011 , с. 8.
  26. ^ Вертхайм 2011 , стр. 11–12, 44.
  27. ^ Ханссон 2013 , стр. 64–65.
  28. ^ Датч, Стивен И. (1982). «Заметки о природе периферийной науки». Журнал геологического образования . 30 (1): 6–13. Бибкод : 1982JGeoE..30....6D . дои : 10.5408/0022-1368-30.1.6 . ISSN   0022-1368 .
  29. ^ Эрдуран и Дагер 2013 , с. 117.
  30. ^ Ульманн-Маргалит 2006 , с. 20.
  31. ^ Белл 2005 , с. 138.
  32. ^ Веласкес-Манофф 2013 , с. 40.
  33. ^ Яго 2002 , стр. 270–272.
  34. ^ Керли и Гордон 2013 , с. 198.
  35. ^ Леонг, Клинт Тан Чи; Сейлер, Майкл Дж.; Лейн, Марк (2002). «Объяснение очевидных аномалий фондового рынка: иррациональное изобилие или архетипическая человеческая психология?». Журнал управления активами . 4 (4): 8–23. дои : 10.3905/jwm.2002.320422 . S2CID   155028711 .
  36. ^ Стеверман, Бен (7 апреля 2014 г.). «Манипулируйте мной: бурно развивающийся бизнес в области поведенческих финансов» . Блумберг . Проверено 25 сентября 2014 г.
  37. ^ Шермер 2013 , стр. 220–221.
  38. ^ Fine 2013 , с. 228.
  39. ^ PBS NewsHour: Профессор Фредерик Крюс , PBS, 6 января 1999 г., заархивировано из оригинала 24 июня 2016 г. , получено 26 мая 2016 г.
  40. ^ Харрис, Гардинер; О'Коннор, Анахад (25 июня 2005 г.). «Причина аутизма: родители против исследований» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 сентября 2014 г.
  41. ^ Оффит 2010 , с. 182.
  42. ^ Эдвордс, Фредерик (1980). «Почему креационизм не следует преподавать как науку». Журнал Сотворения/Эволюции . 1 (1): 2–23.
  43. ^ Векслер, Джей Д. (2006). «Разумный замысел и Первая поправка: ответ». Обзор права Вашингтонского университета . 84 : 63–98.

Библиография

[ редактировать ]
  • Батт, Шэрон (1996) [1994]. Пациента больше нет: Политика рака молочной железы (австралийское издание). Спинифекс Пресс. ISBN  978-1-875559-39-8 .
  • Белл, Дэвид (2005). Наука, технологии и культура . Проблемы культурологии и медиаисследований. Издательство Открытого университета. ISBN  978-0-335-21326-9 .
  • Керли, Ванда; Гордон, Роберт Ли (2013). Успешное управление программой: теория сложности, коммуникация и лидерство . Серия «Лучший опыт и достижения в области управления программами». Ауэрбах. ISBN  978-1-4665-6879-2 .
  • Дэвидсон, Александр (2002). Как выиграть на нестабильном фондовом рынке: полное руководство по охоте за инвестиционными сделками (2-е изд.). Коган Пейдж. ISBN  978-0-7494-3803-6 .
  • Эрдуран, Сибель; Дагер, Зубейда (2013). Переосмысление природы науки для естественнонаучного образования: научные знания, практика и другие семейные категории . Современные тенденции и проблемы естественнонаучного образования. Спрингер. ISBN  978-94-017-9056-7 .
  • Хорошо, Рубен (2013) [1963]. Фрейд: критическая переоценка его теорий (переиздание). Рутледж. ISBN  978-0-415-71708-3 .
  • Фрице, Рональд Х. (2009). Изобретенные знания: ложная история, фальшивая наука и псевдорелигии . Книги реакции. ISBN  978-1-86189-430-4 .
  • Ханссон, Свен Уве (2013). «Определение лженауки и науки». В Пильуччи, Массимо ; Будри, Мартен (ред.). Философия лженауки: новый взгляд на проблему демаркации . Издательство Чикагского университета. стр. 61–78. ISBN  978-0-226-05196-3 .
  • Джаго, Люси (2002) [2001]. Северное сияние (переиздание). Винтаж. ISBN  978-0-375-70882-4 .
  • Оффит, Пол А. (2010). Лжепророки аутизма: плохая наука, рискованная медицина и поиск лекарства . Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-14637-1 .
  • Куинн, Пол (2012). «Антикатолицизм, исламофобия и современные христианские мультимедиа». В Ансари, Хумаюн; Хафез, Фарид (ред.). От крайне правых к мейнстриму: исламофобия в партийной политике и средствах массовой информации . Кампус Верлаг. стр. 130–153. ISBN  978-3-593-39648-4 .
  • Рундлетт, Эллсуорт Т. III (2013) [1991]. Максимизация ущерба в случаях небольших телесных повреждений (пересмотренная ред.). Джеймс Паблишинг. ISBN  978-0-938065-55-5 .
  • Шермер, Майкл (2013). «Наука и лженаука». В Пильуччи, Массимо ; Будри, Мартен (ред.). Философия лженауки: новый взгляд на проблему демаркации . Издательство Чикагского университета. стр. 203–224. ISBN  978-0-226-05196-3 .
  • Шил, Лиза А. (2013). Запретный снежный человек: раскрытие противоречивой правды о снежном человеке, знаках-палках, НЛО, происхождении человека и странных явлениях на наших задворках . Книги Джейкобсвилля. ISBN  978-1-934631-29-4 .
  • Четверг, Дэниел Л.; Числа, Рональд Л. (2013). «Наука, лженаука и ложно так называемая наука». В Пильуччи, Массимо ; Будри, Мартен (ред.). Философия лженауки: новый взгляд на проблему демаркации . Издательство Чикагского университета. стр. 121–144. ISBN  978-0-226-05196-3 .
  • Ульманн-Маргалит, Эдна (2006). Из пещеры: философское исследование исследования свитков Мертвого моря . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-02223-2 .
  • Веласкес-Манов, Мойзес (2013) [2012]. Эпидемия отсутствия: новый способ понимания аллергии и аутоиммунных заболеваний (переиздание). Скрибнер. ISBN  978-1-4391-9939-8 .
  • Вебман, Эстер (2011). «Введение — ненависть и абсурд: влияние «Протоколов сионских мудрецов ». В Вебмане, Эстер (ред.). Глобальное влияние Протоколов сионских мудрецов: миф столетней давности . Серия Рутледжа по еврейским исследованиям. Рутледж. стр. 1–24. ISBN  978-0-415-59892-7 .
  • Вертхайм, Маргарет (2011). Физика на грани: дымовые кольца, круги и альтернативные теории всего . Книги Уокера. ISBN  978-0-8027-7872-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2823ebf91ca9155bc2fd0401b2a2ac64__1717100580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/64/2823ebf91ca9155bc2fd0401b2a2ac64.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fringe theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)