EMD F3
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
EMD F3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
EMD F3 мощностью 1500 л.с. (1100 кВт) BB — это грузовой и пассажирский тепловоз кузовом с , выпускавшийся в период с июля 1945 по февраль 1949 года подразделением General Motors Electro -Motive . Окончательная сборка производилась на заводе GM-EMD в Ла-Грейндже, штат Иллинойс . Всего 1111 ведущих агрегатов A с кабиной и 696 бескабельных бустерных агрегатов B. было построено
F3 был третьей моделью в очень успешной F-unit серии тепловозов с кабиной компании GM-EMD и второй по объему производства в этой серии. F3 существенно отличался от EMD F2 тем, что в нем использовался «новый» генератор D12 для выработки большей мощности, а от более позднего EMD F7 — в электрооборудовании. Некоторые поздние модели F3 имели те же тяговые двигатели называл их моделью F5 D27, а также более прочные электрические кабели, которые использовались в F7, и инженерный отдел EMD .
Двигатель и силовая установка
[ редактировать ]На F3 использовался 16-цилиндровый дизельный двигатель серии 567B мощностью 1500 л.с. (1,1 МВт) при 800 об/мин. Модель 567 была разработана специально для железнодорожных локомотивов: двигатель с механической очисткой или «продувкой», двухтактный 45 градусов V, с рабочим объемом 567 куб. Дюймов (9,29 л) на цилиндр, всего 9 072 куб. Дюймов (148,66 л). Генератор постоянного тока приводил в действие четыре тяговых двигателя, по два на каждом грузовике Blomberg B. EMD производит все свои основные компоненты с 1939 года. [ 1 ] [ 2 ]
Идентификация
[ редактировать ]В исходном состоянии единственным способом отличить F2 от F3 были панели с носовыми номерами на агрегатах A, которые были маленькими на F2 и большими на F3 и последующих локомотивах. Однако железная дорога могла и часто меняла их. Однако F2 было построено немного.
Ранние версии F3 имели решетки из проволочной сетки вдоль верхнего края кузова. Более позднее производство отличалось характерной решеткой из нержавеющей стали .
Все F-блоки, представленные после FT, имеют сдвоенные выхлопные трубы и четыре вентилятора радиатора с электрическим приводом, расположенные близко друг к другу на крышах, в отличие от четырех труб FT и отдельных пар вентиляторов с ременным приводом.
F3 phases
[ редактировать ]Идентификация локомотивных «фаз» — это творение железнодорожных вееров . EMD не использовала такую идентификацию, а вместо этого отслеживала только маркетинговое название (например, F2, F3, F7 и т. д.) и серийные (серийные) номера отдельных локомотивов. В ходе производственного цикла конкретной модели, по мере совершенствования конструкции и технологий производства, все производители неизменно вносили незначительные изменения. Чтобы лучше отслеживать заметные и не очень заметные различия во внешнем виде, которые модель локомотива приобретала в процессе производства, историки локомотива начали документировать любые тонкие или незначительные изменения, внесенные в конкретную модель тепловоза, как «фазы», и ссылаясь на них как таковых. Эта практика на протяжении многих лет оказалась очень популярной среди моделистов тепловозов, стремящихся создать максимально «реалистичные» модели.
Несмотря на то, что описания фаз не являются официальными обозначениями, они весьма полезны для корректировщиков дизельных двигателей и регистраторов, но иногда сложны, поскольку многие из описанных изменений являются в основном косметическими и легко изменяемыми элементами локомотива - вентиляторами на крыше, панелями кузова, решетками и т. д., которые могли быть – и часто были – обновлены или взаимозаменяемы во время производства.
Следующие этапы обычно обозначаются как фазы F3:
Фаза I
[ редактировать ]Построен с июля 1945 года. Высокие крышные вентиляторы диаметром 36 дюймов (914 мм) с плоской верхушкой. Верхняя третья панель кузова имела «проволочную сетку» только в отверстиях. Короткая задняя дефлекторная панель. Центральная третья панель кузова с тремя равноотстоящими друг от друга иллюминаторами и тяговыми двигателями Д17. Построенные блоки Phase I F3 идентичны F2, они отличаются только электрооборудованием и размером номерного знака. Из этой серии сохранились три сильно модифицированных локомотива, перестроенных как FP10 , все для Metro-North Railroad .
Фаза II (ранняя)
[ редактировать ]Построен с февраля 1947 года. Верхняя третья панель кузова теперь имела «проволочную сетку» во всю длину. Длинная задняя вентиляционная панель. Центральная третья панель кузова теперь имела два иллюминатора; область между покрытой проволочной сеткой и четырьмя прямоугольными отверстиями меньшего размера.
Фаза II (поздняя)
[ редактировать ]Построен с декабря 1947 года. Крышные вентиляторы радиатора заменены на низкие, блинные.
Фаза III
[ редактировать ]Построен с марта 1948 года (бывшие самолеты F3 компании Bangor and Aroostook Railroad: 44 и 46 были перестроены для консервации, чтобы напоминать F3 фазы 2). Центральная третья панель кузова теперь не имеет проволочной сетки между иллюминаторами; четыре прямоугольных проема теперь имеют жалюзи.
Фаза IV
[ редактировать ]Построен с августа 1948 года. Верхняя треть панели из проволочной сетки заменена горизонтальной решеткой из нержавеющей стали во всю длину.
"Ф5"
[ редактировать ]Первый демонстратор EMDX № 59 "F5A" был построен в марте 1948 года. Производство "F5" началось в августе 1948 года и закончилось производством F3 в феврале 1949 года. Разница между "F5" и F3 заключалась в тяговых двигателях D27. с более прочными кабелями и вентиляторами тяговых двигателей большей мощности. К 1955 году почти все ранее построенные F3 получили такие же модернизации. Всего было произведено 381 F5A и 238 F5B. В примечании к справочным данным по локомотивам отдела обслуживания EMD от 1 января 1959 года говорится: «Все локомотивы F5 были поставлены как единицы F3». Все тяговые двигатели постоянного тока EMD обратно совместимы, поэтому, когда стали доступны более качественные двигатели D37, D47, D57, D67 и D77, все их можно было найти в агрегате F.
Первоначальные владельцы
[ редактировать ]железная дорога | Количество единицы |
Количество Б единицы |
Номера дорог единицы |
Номера дорог Б единицы |
Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Электромоторная дивизия (демонстраторы) | 2 |
2 |
291А1, 291А2 |
291Б1, 291Б2 |
291A1 до Толедо, Пеории и Западной железной дороги 100A, 291A2 потерпел крушение, 291B1 до TP&W 100B, 291B2 до EMD 754B1, до Монона 65C |
Электромоторная дивизия (демонстраторы) | 2 |
— |
754А1, 754А2 |
— |
к Монону 85 А,В |
Электромоторная дивизия (демонстраторы) | 1 |
— |
951 |
— |
до Южной железной дороги Канзас-Сити (железная дорога Луизианы и Арканзаса) 59A |
Железная дорога Абердина и Рокфиша | 2 |
— |
200–201 |
— |
201 до Ричмонда, Фредериксбурга и Потомака 1111 |
Железная дорога Атлантического побережья | 12 |
12 |
336–347 |
336Б–347Б |
|
Железная дорога Атланты и Сент-Эндрюс-Бей | 1 |
— |
1501 |
— |
|
Атчисон, Топика и железная дорога Санта-Фе | 46 |
47 |
16,С–36,С, 200,С–201,С |
16А, Б – 36А, Б, 32А: 2-й 200А,Б–201А,Б |
Пассажирские единицы, 32A возвращены в EMD и заменены на 32A (2-й), 32A (1-й), перестроенный как F7B, позже проданный ATSF как 48A. Грузовые единицы |
Бангорская и Арустукская железная дорога | 8 |
4 |
500А–507А |
600Б–603Б |
Единицы A изменили нумерацию на 40–47, а единицы B даже были перенумерованы на Пенсильванскую железную дорогу 9530B-9536B. № 44 и № 46 перекрашены в Лакаванну и являются старейшими действующими немодифицированными F3A по состоянию на май 2015 г. |
Железная дорога Бостона и штата Мэн | 2 |
2 |
4227А–4228А |
4227Б–4228Б |
4227AB-4228AB были самолетами F3 фазы IV, построенными с тяговыми двигателями D17. |
Железная дорога Балтимора и Огайо | 67 |
7 |
82,А–86,А, 88 (четный), 113,А–171,А (нечетный) |
82X,AX–86X,AX, 88X (четный) |
|
Железная дорога Чикаго, Берлингтона и Куинси | 58 |
52 |
116А,Д–138А,Д, 160А,С–162А,С, 9960А,С–9962А,С |
116Б,С–138Б,С, 160Б–162Б, 9960Б–9962Б |
9960–9962 пассажирских единиц |
Железная дорога Чикаго и Восточного Иллинойса | 16 |
7 |
1200–1205, 1400–1409 |
1300–1301, 1500–1504 |
пассажирские единицы грузовые единицы (как локомотивы двойного назначения) |
Чикаго Грейт Вестерн Железная дорога | 33 |
16 |
101–115А,С, 150–152 |
101Б–112Б, 101Д–104Д |
150–152 пассажирских единицы |
Железная дорога Чикаго, Индианаполиса и Луисвилля («Монон») | 22 |
5 |
51А,Б-52А,Б 61А,Б–64А,Б 81А,Б–84А,Б, 62Б:2-й, 64А:2-й |
61C–64C, 64C: 2-й |
62B: 2-й, 64A: 2-й и 64C: 2-й - это замена обломков, 81A, B – 84A, B пассажирские единицы. |
Чикаго, Милуоки, Сент-Пол и Тихоокеанская железная дорога («Милуоки-роуд») | 8 |
8 |
80А,Д-83А,Д |
80Б,С-83Б,С |
81D,C-83D,C изменена нумерация на 84A,B-86A,B |
Канадская национальная железная дорога | 4 |
2 |
9000, 9002, 9003, 9005 |
9001, 9004 |
|
Центральная железная дорога Джорджии | 9 |
— |
901–909 |
— |
|
Центральная железная дорога Нью-Джерси | 10 |
5 |
50–59 |
А – Е |
|
Чикаго и Северо-Западная железная дорога | 28 |
11 |
4051C–4054C, 4055A,C–4066A,C |
4055Б–4063Б, 4065Б–4066Б |
|
Клинчфилдская железная дорога | 6 |
3 |
800–805 |
850–852 |
Впоследствии все они были переоборудованы в F7. 800 сохранены в рабочем состоянии компанией CSX. 852 хранится как VLIX # 852 в TVRM с августа 1994 года. |
Делавэр, Лакаванна и Западная железная дорога | 24 |
16 |
605А,С–606А,С, 621А,С, 655А–662А, 801А,С–805А,С |
605Б–606Б, 622Б, 655Б–662Б, 801Б–805Б |
|
Западная железная дорога Денвера и Рио-Гранде | 8 |
8 |
5521/4–5541/4, 5561/4 |
5522/3–5542/3, 5562/3 |
D&RGW № 5561-5564 указаны в данных о продукции EMD на 1 января 1959 года как F7, построенные в ноябре 1948 года. |
Эри Железная дорога | 24 |
17 |
706А,Д–710А,Д, 800А,Д–806А,Д |
706Б,С–710Б,С, от 800Б до 806Б |
|
Железная дорога восточного побережья Флориды | 8 |
4 |
501–508 |
551–554 |
|
Железная дорога Джорджии | 1 |
— |
1001 |
— |
|
Железная дорога Галф, Мобил и Огайо | 32 |
8 |
800А,Б–810А,Б, 811А, 880А,Б-882А,Б, 883А–885А |
В60–В64, В80–В82 |
|
Великая Северная железная дорога | 53 |
24 |
225–231, 259А,Б, 260А–261А, 262А,Б–265А,Б, 266А–267А, 306А,С, 350А,С–358А,С, 375С–376С, 430А,Г–438А,Д (четные) |
260Б–261Б, 266Б–267Б, 306Б, 350Б–358Б, 430Б,С–438Б,С (четные) |
350–358 пассажирских мест |
Западная железная дорога Гранд Транк | 22 |
— |
9006–9027 |
— |
№ 9016-9027 - агрегаты Фазы IV, построенные с тяговыми двигателями D17. |
Южная железная дорога Канзас-Сити | 12 |
12 |
30А–31А, 50А,Д–54А,Д |
30Б–31Б, 50Б,С–54Б,С |
|
Южная железная дорога Канзас-Сити ( Железная дорога Луизианы и Арканзаса ) | 8 |
8 |
55А,Д–58А,Д |
55Б,С–58Б,С |
|
Луисвилл и Нэшвиллская железная дорога | 2 |
3 |
2500–2501 |
2550–2552 |
|
Железная дорога Лихай-Вэлли | 10 |
10 |
510–528 (четный) |
511–529 (нечетное) |
|
Центральная железная дорога штата Мэн | 8 |
2 |
671А–672А, 681–686 |
671Б–672Б |
|
Железная дорога Миссури-Канзас-Техас | 14 |
7 |
201А,С–207А,С |
201Б–207Б |
|
Миссури Тихоокеанская железная дорога | 28 |
16 |
513–524, 561–576 |
513Б–518Б, 561Б–570Б |
|
Миссури-Тихоокеанская железная дорога ( Международная-Великая северная железная дорога ) | 12 |
6 |
525–528, 553–560
|
525Б–526Б, 553Б–556Б |
|
Миссури-Тихоокеанская железная дорога ( железная дорога Сент-Луиса, Браунсвилля и Мексики ) | 24 |
— |
529–552 |
— |
|
Железная дорога Миннеаполиса и Сент-Луиса | 6 |
— |
248А,С, 348А,С, 448А,С |
— |
|
Нэшвилл, Чаттануга и железная дорога Сент-Луиса | 9 |
12 |
800–808 |
900–911 |
|
Северо-Тихоокеанская железная дорога | 25 |
24 |
6011А,Д–6017А,Д, 6500А-6506А, 6503С-6506С (2-й) |
6011Б,С–6015Б,С, 6500Б,С–6506Б,С |
Грузовые единицы 6000 (как локомотивы двойного назначения), пассажирские единицы 6500, многие из которых перенумерованы. |
Центральная железная дорога Нью-Йорка | 34 |
18 |
1606–1635 3500–3503 |
2404–2419 3600–3601 |
Грузовые единицы (как локомотивы двойного назначения) Пассажирские единицы |
Нью-Йорк, Онтарио и Западная железная дорога | 5 |
2 |
821–822, 501–503 |
821Б–822Б |
|
Пенсильванская железная дорога | 80 |
40 |
9500А–9561А, 9563А–9567А, 9677А–9689А |
9500Б–9528Б, 9540Б–9546Б, 9548Б–9554Б (четные) |
|
Читающая компания | 6 |
6 |
260А–265А |
260Б–265Б |
|
Приморская воздушная линия, железная дорога | 11 |
— |
4022–4032 |
— |
|
Железная дорога Сент-Луис – Сан-Франциско («Фриско») | 18 |
18 |
5000–5017 |
5100–5117 |
|
Получить онлайн | 10 |
— |
200А,Б–204А,Б |
— |
|
Су Лайн ( Центральная железная дорога Висконсина ) | 2 |
1 |
2200А,Б |
2200С |
|
Южная железная дорога | 79 |
65 |
4128–4206 |
4320–4384 |
|
Южная железная дорога ( Цинциннати, Новый Орлеан и Техасская Тихоокеанская железная дорога ) | 8 |
4 |
6106–6113 |
6153–6159 |
|
Южная железная дорога ( Великая южная железная дорога Алабамы ) | 12 |
6 |
6702–6713 |
6750–6755 |
|
Южная железная дорога ( Новый Орлеан и Северо-Восточная железная дорога ) | 3 |
1 |
6804–6806 |
6829 |
|
Южно-Тихоокеанская компания | 80 |
80 |
6100А,Д–6139А,Д |
6100Б,С–6139Б,С |
6100A,D-6117A,D в Техас и Новый Орлеан 300-337, 6100B,C-6117B,C в Техас и Новый Орлеан 500-537, 6118A,D-6139A,D перенумерованы на 6138-6179, 6118B,C-6139B, Номер C изменен на 8038-8079. |
Спокан, Портленд и Сиэтл железная дорога | 3 |
— |
800А1, 800А2, 802 |
— |
Перенумерованы на 800–801. 801-802 по БН 9750,9752 |
Юнион Пасифик Железная дорога | 89 |
90 |
905–910, 964А–968А, 1400А–1441А, 1442–1463, 1550–1563 |
905B,C–909B,C (нечетные), 969B–978B, 1442B–1471B, 1430B,C–1458B,C (четные) |
964A-968A изменена нумерация на 900-904, 1400A-1441A изменена нумерация на 1400-1441, 969B-978B изменена нумерация на 900B,C-904B,C, 1442B-1471B изменена нумерация на 1400B,C-1428B,C (четные) |
Западная железная дорога Алабамы | 1 |
— |
501 |
— |
|
Железная дорога Западного Мэриленда | 2 |
— |
51–52 |
— |
|
Западно-Тихоокеанская железная дорога | 4 |
6 |
801А–803А, 801Д |
801Б,С–803Б,С |
|
Итоги | 1,112 | 695 |
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]Двенадцать F3 сохранились сегодня в различных музеях; десять - это единицы A, а два - это единицы B.
- У Metro-North Railroad три агрегата FP10 все еще было в эксплуатации , которые представляют собой восстановленные F3, до того, как на смену пришли Brookville BL20GH . Когда ConnDOT арендовала GE P40DC у Amtrak , их использование в коммерческих целях снизилось. Они отправились на Восточную береговую линию, когда к власти пришли BL20GH. Эти агрегаты изначально были построены для железной дороги Персидского залива, Мобила и Огайо и перестроены Illinois Central до статуса FP10 для MBTA. Metro North первоначально приобрела четыре единицы, но одна была приобретена Adirondack Scenic Railway для обслуживания из Ютики, штат Нью-Йорк . Другой был отправлен в Железнодорожный музей Дэнбери в 2019 году, а два других с тех пор списаны.
- в Железнодорожному музею Альберты Эдмонтоне , Альберта, принадлежит канадский национальный F3 № 9000. № 9000 был первым дизельным грузовым локомотивом, заказанным для канадской железной дороги, и одним из шести локомотивов F3, принадлежавших Канадской железной дороге. №9000 был построен в 1948 году и входил в заказ на шесть локомотивов (два комплекта АВА). [ 3 ]
- Национальный исторический комплекс Стимтаун в Скрэнтоне, штат Пенсильвания, является домом для бывших самолетов Bangor и Aroostook F3 44 (принадлежащих отделению NRHS трех штатов в Морристауне, штат Нью-Джерси ) и 46 (принадлежащих Историческому обществу Антрацитовых железных дорог). Оба двигателя первоначально были восстановлены как Jersey Central 56 и 57, но по состоянию на 2012 год были перекрашены в Lackawanna 663 и 664. Эти двигатели, наряду с BAR 42, являются старейшими из существующих F3 в стиле «проволочной сетки» и используются на большинстве дистанционные экскурсии из парка. ARHS также владеет бывшим самолетом Boston & Maine F7B (4268B), который был переделан, чтобы напоминать F3B. В настоящее время он также находится в Скрэнтоне и по состоянию на май 2014 года был косметически отреставрирован как DL&W 664B, а механическая реставрация еще впереди.
- Компания Montreal, Maine & Atlantic Railway , корпоративный преемник BAR, владела номером 42, номер которого был изменен обратно на первоначальный номер 502, когда он был перекрашен в первоначальную серо-желтую схему. После железнодорожной катастрофы Лак-Мегантик и последующего банкротства и ликвидации железной дороги этот локомотив был куплен вместе с большей частью остальных активов бывшей железной дороги Fortress Investment Group и преобразован в Центральную железную дорогу штата Мэн и Квебек .
- Железнодорожному музею Южных Аппалачей принадлежит Clinchfield Railroad F3A (модернизированная до F7A) № 800. перекрасила его в классический серый и желтый цвет CRR В 2017 году компания CSX и эксплуатировала в 2017 году поезд Santa Train и экскурсионные поезда в Орландо, штат Флорида, пока не уехала перевезти Чесапик и Огайо 2716 из Нью-Хейвена, штат Кентукки, в Равенну, штат Кентукки. Сейчас он находится в SARM более года спустя после его приобретения музеем. В то время, когда № 800 эксплуатировался компанией CSX, он имел действующую на тот момент схему окраски железной дороги YN2.
- хранится бывший агрегат F3B компании Clinchfield Railroad , первоначально номер 852 и переоборудованный в F7B. В Музее железной дороги Теннесси-Вэлли в Чаттануге, штат Теннесси, Это устройство наиболее известно благодаря использованию на железной дороге Хайси , где в 1972 году оно было оснащено радиоуправлением и импровизированной кабиной. Сейчас в грубом состоянии оно принадлежит компании Vintage Locomotive Inc., но хранится на территории, что делает его ТВРМ вряд ли сможет его восстановить.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пинкпанк, Джерри А. (1973). Руководство для второго дизельного корректировщика . Книги Кальмбаха. стр. 13, 26, 90–101. ISBN 0-89024-026-4 .
- ^ Росс, Дэвид, изд. (2003). Энциклопедия поездов и локомотивов . Барнс и Ноубл. стр. 261, 273. ISBN. 978-0-7607-9679-5 .
- ^ «Оборудование особого интереса | Железнодорожный музей Альберты» . www.railwaymuseum.ab.ca . Архивировано из оригинала 26 октября 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Историческое общество Берлингтон-Рут. Модель EMD F3. Историческое общество Берлингтон-Рут - Список. Получено 22 ноября 2021 г. с http://www.burlingtonroute.org/Qrailroad/roster/F3_diesel_locomotives.php .
- Бернс, А. Тепловозы EMD "F3". Американские рельсы. Получено 22 ноября 2021 г. с https://www.american-rails.com/291a2.html .
- Дорин, Патрик К. (1972). Чикаго и Норт-Вестерн Пауэр . Бербанк, Калифорния: Superior Publishing. стр. 119–121. ISBN 0-87564-715-4 .
- Фурман, Джим. Диаграмма фаз EMD F2-F3-F5 . Проверено 2 января 2005 г.
- Лэмб, Дж. Паркер (2007). Эволюция американского тепловоза . Железные дороги прошлого и настоящего. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-34863-0 .
- Марре, Луи А. (1995). Тепловозы: первые 50 лет: Справочник по дизелям, выпущенным до 1972 года . Справочная серия по железным дорогам. Уокеша, Висконсин: Kalmbach Publishing . ISBN 978-0-89024-258-2 .
- Историко-техническое общество железных дорог Монон. Список дизель-электрических двигателей Монон. Историко-техническое общество Monon Railroad, Inc. Получено 22 ноября 2021 г. с https://monon.org/documents/MononDieselRoster.pdf .
- Пинкпанк, Джерри А. (1973). Руководство для второго дизельного корректировщика . Милуоки, Висконсин: Kalmbach Publishing . стр. 7, 12, 26, 91–94. ISBN 978-0-89024-026-7 .
- Общество моделирования и истории Рио-Гранде. Состав DRGW F3. Общество моделирования и истории Рио-Гранде. Получено 22 ноября 2021 г. с https://www.rgmhs.org/data/diesels/f3.html . Архивировано 23 ноября 2021 г. в Wayback Machine .
- Рассел, Ларри Г. "The F5" Extra 2200 South № 96, страницы 19–22 и 28.
- Шафер, Майк (1998). Старинные тепловозы . Цветная серия «Энтузиаст». Оцеола, Висконсин: Издательство MBI. ISBN 978-0-7603-0507-2 .
- Соломон, Брайан (2000). Американский тепловоз . Оцеола, Висконсин: Издательская компания MBI . ISBN 978-0-7603-0666-6 .
- Соломон, Брайан (2005). Локомотивы EMD F-Unit . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-192-5 .
- Соломон, Брайан (2006). ЭМД Локомотивы . Св. Пол, Миннесота: Voyageur Press . ISBN 978-0-7603-2396-0 .
- Соломон, Брайан (2010). Винтажная дизельная мощность . Миннеаполис, Миннесота: Издательство MBI. ISBN 978-0-7603-3795-0 .
- Соломон, Брайан (2011). Электродвигатели E-Units и F-Units: Иллюстрированная история любимых локомотивов Северной Америки . Миннеаполис, Миннесота: Traveler Press. ISBN 978-0-7603-4007-3 .
- Соломон, Брайан (2012). Североамериканские локомотивы: фотоистория каждой железной дороги . Миннеаполис, Миннесота: Voyageur Press. ISBN 978-0-7603-4370-8 .
- Дизельный цех. EMD F3A и F3B. Паспорт ЭМС F3. Получено 22 ноября 2021 г. с https://www.thedieselshop.us/Data%20EMD%20F3.HTML .
- Уилсон, Джефф (1999). F Units: Дизели, которые сделали это . Золотые годы железной дороги. Уокеша, Висконсин: Kalmbach Publishing . ISBN 978-0-89024-374-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с локомотивами EMD F3, на Викискладе?