Экспериментальный музыкальный инструмент
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2012 г. ) |
Экспериментальный музыкальный инструмент (или инструмент, изготовленный на заказ ) — это музыкальный инструмент , который модифицирует или расширяет существующий инструмент или класс инструментов, а также определяет или создает новый класс инструментов. [ нужна ссылка ] Некоторые из них создаются путем простых модификаций, например, треснувших тарелок или металлических предметов, вставленных между струнами в подготовленное фортепиано . Некоторые экспериментальные инструменты создаются из предметов домашнего обихода, например, самодельная сурна для духовых инструментов, таких как пробки для ванны. Другие экспериментальные инструменты создаются из электронных запчастей или путем смешивания акустических инструментов с электрическими компонентами.
Инструменты, созданные первыми создателями экспериментальных музыкальных инструментов 20-го века, такими как Луиджи Руссоло (1885–1947), Гарри Партч (1901–1974) и Джон Кейдж (1912–1992) не были хорошо приняты публикой на момент их изобретения. Даже строители середины 20-го века, такие как Айвор Даррег , Пьер Шеффер и Пьер Анри, не снискали большой популярности. Однако к 1980-м и 1990-м годам экспериментальные музыкальные инструменты получили более широкую аудиторию, когда их использовали такие группы, как Einstürzende Neubauten и Neptune .
Типы
[ редактировать ]Экспериментальные музыкальные инструменты изготавливаются из самых разных материалов с использованием различных методов звукоизвлечения. Некоторые из самых простых инструментов — это ударные инструменты, сделанные из металлолома, например, созданные немецкой группой Einstürzende Neubauten. Некоторые экспериментальные гидроулофоны были изготовлены с использованием канализационных труб и сантехнической арматуры. [ 1 ]
С конца 1960-х годов многие экспериментальные музыкальные инструменты включали в себя электрические или электронные компоненты, такие как самодельные синтезаторы Fifty Foot Hose 1967 года, Вольфганга Флюра и Флориана Шнайдера электронные перкуссионные пэды , а также самодельная драм-машина Future Man , сделанная из запасные части и его электронный Synthaxe Drumitar .
Некоторые экспериментальные музыкальные инструменты создаются мастерами, обученными изготовлению струнных инструментов. Некоторые струнные инструменты, изготовленные на заказ, имеют три моста . [ 2 ] вместо обычных двух (считая гайку перемычкой). Добавив третий мост, можно создать ряд необычных звуков, напоминающих звон курантов , колокольчиков или арф. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] «Третий бридж-инструмент» может представлять собой « подготовленную гитару », модифицированную с помощью какого-либо предмета, например отвертки, помещенного под струны в качестве импровизированного моста, или это может быть инструмент, изготовленный на заказ .
Одним из первых гитаристов, начавших создавать инструменты с дополнительным бриджем, был Фред Фрит . Гитарист и композитор Гленн Бранка создал похожие инструменты, которые он называет гармоническими гитарами или молотковыми гитарами. С 1970-х годов немецкий гитарист и мастер Ханс Райхель создавал гитары с качествами, подобными третьему мосту.
История
[ редактировать ]1900–1950-е годы
[ редактировать ]Луиджи Руссоло (1885–1947) — итальянский футурист художник и композитор- , автор манифестов «Искусство шума» (1913) и «Музыка футуриста» . Руссоло изобрел и построил инструменты , в том числе интонарумори («интонеры» или «шумовые машины»), для создания «шумов» для исполнения. Хотя ни один из его оригинальных интонарумори не пережил Вторую мировую войну, его копии изготавливаются.
Леон Термен — русский изобретатель, наиболее известный благодаря изобретению терменвокса ( около 1919–1920 годов), одного из первых электронных музыкальных инструментов . Ondes Martenot — еще один ранний образец электронного музыкального инструмента.
Лютеаль Джорджем — это разновидность подготовленного фортепиано, созданная Клотенсом в конце 1890-х годов и использованная Морисом Равелем в его «Цигане» для лютеаля и скрипки. Инструмент может издавать звуки, похожие на гитару или губную гармошку , со странными тикающими звуками. У него было несколько регистров тонально-цветовых (не только «высотных») регистров , которые можно было активировать, потянув стопоры над клавиатурой. Один из этих регистров имел звучание, напоминающее цимбалы , что хорошо соответствовало цыганской идее композиции.
Гарри Партч (1901–1974) был американским композитором и производителем инструментов. Он был одним из первых композиторов двадцатого века, которые широко и систематически работали с микротональными гаммами , сочиняя большую часть своей музыки для изготовленных на заказ инструментов, которые он построил сам, настроенных на 11- предельную интонацию . Его адаптированные инструменты включают адаптированный альт, три адаптированные гитары и 10-струнную безладовую гитару. Кроме того, он перенастроил язычки нескольких язычковых органов , а также спроектировал и изготовил множество инструментов из необработанных материалов, в том числе «Алмазную маримбу», «Чаши облачной камеры», «Военные трофеи» и «Тыквенное дерево».
Джон Кейдж (1912–1992) был американским композитором , который был пионером в области случайной музыки , электронной музыки и неортодоксального использования музыкальных инструментов . В подготовленных Кейджем фортепианных пьесах использовалось фортепиано, звук которого изменялся путем размещения различных предметов на струнах. Он был первым, кто использовал граммофонные пластинки в качестве музыкальных инструментов (в композиции 1939 года « Воображаемый пейзаж № 1 »). Кейдж также разработал способы исполнения, используя почти неслышимые звуки, используя фотокартриджи и контактные микрофоны (его композиция 1960 года Cartridge Music ). Айвор Даррег 1917–1994) был ведущим сторонником и композитором микротональной ( или « ксенгармонической » музыки. Он также создал серию экспериментальных музыкальных инструментов. В 1940-х годах Даррег построил усиленную виолончель, усиленный клавикорд и электрический клавишный барабан.
1950–1960-е годы
[ редактировать ]Kraftwerk известны своими самодельными синтезаторами начала 70-х. В 1960-х годах Мишель Вайсвис и Герт Хамельберг разработали Kraakdoos (или Cracklebox), изготовленное на заказ шумовое электронное устройство с батарейным питанием. Это небольшая коробочка с шестью металлическими контактами сверху, которые при нажатии пальцами издают целый ряд необычных звуков и тонов. Человеческое тело становится частью контура и определяет возможный диапазон звуков; разные люди будут издавать разные звуки.
Джесси Фуллер разработал Fotdella , ножной струнный бас-инструмент, в начале 1950-х годов. Это была большая вертикальная коробка с закругленным верхом, по форме напоминающая верх контрабаса, с коротким грифом наверху. Шесть басовых струн крепились к грифу и натягивались на корпус. Фуллер использовал этот инструмент в своих выступлениях одного человека .
Вальтер Сметак был швейцарско-бразильским композитором, виолончелистом, скульптором и изобретателем инструментов, имевшим большое влияние в Бразилии и других странах. По приглашению Ханса-Иоахима Кёлльройтера он был назначен профессором Федерального университета Баии в Сальвадоре. Он открыл мастерскую, где создавал музыкальные инструменты из тыкв, кусков дерева, труб и пластин из ПВХ и других нетрадиционных материалов. Многие из его инструментов представляют собой нечто большее, чем просто полезные звуковые инструменты: это скульптуры, вдохновленные его мистическим подходом к жизни и искусству. С 1957 по 1984 год, когда он умер, Сметак изобрел и построил ок. 150 инструментов, которые он обычно называл «plasticas sonoras».
1970–1980-е годы
[ редактировать ]Неола — теноровый струнный музыкальный инструмент, изобретенный в 1970 году Горонви Брэдли Дэвисом, Лланбедр , Уэльс. В конструкции использовались пластик и алюминий, а изобретение было признано британским патентом. [ 7 ] и награда Совета по дизайну. Для инструмента было зарегистрировано название «Неола». [ 8 ] Изобретение задумано как тенор, заменяющий инструмент в семействе скрипок , который был превзойден более поздним семейством скрипок . Струны настроены на G2, D3, A3 и E4, на октаву ниже скрипки, и инструмент можно исполнять аналогично виолончели . «Игрокам на виолончели придется адаптировать свою технику, чтобы приспособить ее к более короткой струне и длине тела, и положение большого пальца будет другим. Технические характеристики конструкции хорошо подходят для промышленного производства, сохраняя стабильное качество. Это не относится к традиционным инструментам, поскольку выбор качественных материалов и навыки мастера имеют важное значение для производства инструментов с превосходными звуковыми качествами.
В середине 1970-х годов Аллан Гиттлер (1928–2003) изготовил экспериментальный инструмент, изготовленный на заказ, под названием «гитара Гиттлера» . Гитара Гиттлера имеет 6 струн, каждая струна имеет свой звукосниматель . Более поздние версии имеют пластиковый корпус. Стальные лады придают инструменту ощущение ситара . Шесть отдельных датчиков могут быть подключены к разделенным выходам.
Z'EV и Einstürzende Neubauten сделали из мусора несколько ударных инструментов. No Wave Художник Гленн Бранка начал создавать цитры третьего моста с дополнительным подвижным мостом, расположенным на только что произнесенных узловых позициях гармонической серии . Ханс Райхель (род. 1949) — немецкий гитарист- импровизатор , мастер и изобретатель. Райхель сконструировал и изготовил несколько вариантов гитар и бас-гитар, большинство из которых имеют несколько грифов и уникальное расположение звукоснимателей , а также ту же технику непрямой игры, что и инструменты Бранки. Получаемые звуки выходят за пределы диапазона обычной настройки и добавляют эффекты от странных обертонов до металлических тонов. Позже он изобрел даксофон, которым он наиболее известен. Он состоит из одного деревянного лезвия или «язычка», закрепленного в блоке с контактным микрофоном. Обычно в нее играют, наклоняя свободный конец, но по нему также можно ударять или щипать. Расположение язычка, где на нем играют, будет определять частоту его вибрации, подобно деревянной линейке, прижатой к краю стола. Эти вибрации передаются на деревянное основание, которое, в свою очередь, усиливается контактным микрофоном(ами). Широкий диапазон тембров тембры могут создаваться в зависимости от формы язычка, породы дерева, места, где на нем играют, и места по его длине, остановленного отдельным бруском дерева ( с резьбой на одной стороне), называемым «дакс».
Американский композитор Эллен Фуллман (1957 г.р.) в начале 1980-х годов разработала инструмент с длинными струнами , который настраивается только по интонации и на котором можно играть, проходя по длинным струнам, потирая их канифольными руками и создавая продольные вибрации.
Брэдфорд Рид изобрел карандашину , струнный инструмент, изготовленный на заказ, в 1980-х годах. Это гитара с двойным грифом третьего бриджа, по конструкции похожая на две длинные тонкие цитры, соединенные подставкой. Над и под струнами в каждом грифе вклинивается регулируемый стержень, деревянная барабанная палочка для гитарных струн и металлический стержень для басовых струн. Кроме того, есть четыре колокола . На карандашине играют, ударяя палочками по струнам и колокольчикам. Струны также можно перещипывать или смыкать .
Uakti (WAHK-chee) — бразильская инструментальная музыкальная группа, действовавшая в 1980-х годах и известная тем, что использовала инструменты, изготовленные на заказ. Марко Антонио конструировал в своем подвале различные инструменты из труб ПВХ , дерева и металла.
Ремо Сарасени создал ряд инструментов типа синтезаторов с необычными интерфейсами, наиболее известным из которых является «Ходячее пианино», ставшее известным в фильме «Большой» .
В 1980-х годах фольгерфон был разработан . Это духовой инструмент (или аэрофон ), который можно классифицировать как деревянный духовой, а не медный инструмент, несмотря на то, что он сделан из металла, поскольку у него есть трость (ср. саксофон ). Он сделан из мундштука альт-саксофона с медной трубкой и банкой для кофе. Хотя в нем используются части саксофона, это инструмент с цилиндрическим отверстием и, следовательно, принадлежит к семейству кларнетов .
В Индии новый инструмент, основанный на стиле фисгармонии, был разработан Пт. Manohar Chimote с комбинацией клавиш и приятных струн для создания тона, наиболее подходящего для сольной игры. Это было названо «Самвадини». Он основан на системе интонационной настройки и играется в одной тональности. Это эксклюзивный сольный инструмент с огромным потенциалом. Его последователь Джитендра Гор теперь играет на этом сольном инструменте.
1990-е и 2000-е годы
[ редактировать ]Базантар , представляет собой пятиструнный контрабас с 29 симпатическими и 4 гудящими струнами и имеет мелодический диапазон в пять октав изобретенный музыкантом Марком Дойчем, который работал над дизайном в период с 1993 по 1997 год. [ 9 ] Он спроектирован как отдельный корпус для симпатических струн (чтобы справиться с повышенным натяжением струн), устанавливаемый на контрабас или виолончель , модифицированный для удержания дроновых струн.
Кен Батлер делает инструменты странной формы, похожие на гитары, из мусора, винтовок и других материалов. Он также создает скрипки эксцентричной формы.
Кор Фюлер (1964) — голландско-австралийский музыкант-импровизатор, композитор и производитель инструментов, известный своей новаторской расширенной техникой игры на фортепиано. Он создал кейолин в 1990-х годах. Клавиатура — это двухструнная скрипка, на которой играют с помощью механической клавиатуры, которая управляет высотой звука, вибрато, глиссандо и частичными звуками. Специально настроенный смычок, на котором играют в перевернутом положении, регулирует тембр и громкость.
Инер Сустер (1971 г.р.) — изготовитель экспериментальных музыкальных инструментов, художник, музыкант, дизайнер искусственных роботов и кинорежиссер, живущий в Торонто, Онтарио, Канада. Соустер строит большую часть своих инструментов из мусора, найденных и утилизированных материалов. Некоторые из его инструментов представляют собой однострунные струнные инструменты или пианино для большого пальца . Один из его более сложных инструментов - «Bowafridgeaphone» (смыкнуть холодильник перед телефоном).
Лейла Бела — иранского происхождения американский авангардный музыкант и продюсер из Остина, штат Техас .
Японский мультиинструменталист и производитель экспериментальных музыкальных инструментов Юичи Оноуэ разработал двухструнную шарманку, похожую на безладовую скрипку, под названием Кайсацуко , а также электрогитару с глубокими зубцами для микротональной техники игры. [ 10 ]
Solmania из Японии и Neptune — группы шумовой музыки , создавшие свои собственные гитары и бас-гитары . Solmania модифицирует свои инструменты, добавляя дополнительные гудящие струны. Нептун строил гитары из металлолома и делал электрические ламеллофоны . Бас построен с использованием корпуса видеомагнитофона , а еще один из их инструментов имеет зазубренную косу на конце. Они также играют на изготовленных на заказ ударных инструментах и электрических ламеллофонах . «Нептун» зародился в 1994 году как студенческий художественный проект скульптора и музыканта Джейсона Сэнфорда. В 2006 году Нептун подписал контракт с Table of the Elements которого также есть такие исполнители, как Рис Чатем , Джон Кейл и Капитан Бифхарт , экспериментальным лейблом звукозаписи, в списке .
Группа Blue Man также экспериментировала с самодельными ударными инструментами, изготовленными из труб ПВХ и других материалов. Для записи первого альбома понадобилась специально построенная студия.
В середине 1990-х годов калифорнийская ню-метал группа Motograter изобрела одноименный инструмент вместо бас-гитары. Motograter состоит из двух больших промышленных пружин, установленных на металлической платформе, которые воспроизводят уникальные массивные гитарные и басовые тона с сильным звуком «RRRRRR». Звук Motograter можно сравнить со звуком медленно работающего устройства для резки/сверления.
Основанный в 1998 году, The Fruit Orchestra использует инструменты, полностью изготовленные из свежих овощей.
В 2000-х годах канадский мастер Линда Манзер создала гитару Пикассо — 42-струнную гитару с тремя грифами. Его популяризировал джазовый гитарист Пэт Метени , который использовал его в песне «Into the Dream» и на нескольких альбомах. Его название якобы происходит от внешнего сходства с кубистскими работами Пабло Пикассо .
В 2000 году Феликс Ронер и Сабина Шерер разработали склон в Берне , Швейцария .
В 2003 году Tritare Самюэль Годе и Клод Готье в Канаде создали . Художник-экспериментатор Юрий Ландман построил различные гитары с электрическим струнным резонансом Moodswinger и гитарами с 3-м бриджем, такие как , Moonlander и Springtime для инди -рока и нойз-рока , таких как Sonic Youth , Liars , Blood Red Shoes, а также электрические пианино и электрические барабаны. гитары и пружинные барабанные инструменты.
В 2004 году бразильский акустик и мультиинструменталист Леонардо Фукс. [ 11 ] [ 12 ] (р. 1962) сформировал музыкальную группу CELLPHONICA. [ 13 ] использование мобильных телефонов в качестве музыкальных инструментов. Исследование мобильных телефонов как портативного инструмента стало результатом академического проекта. Это был первый задокументированный профессиональный ансамбль, использовавший мобильные телефоны таким образом: музыканты программировали музыку с помощью встроенного в аппарат модуля создания рингтонов. Громкоговорители располагались близко ко рту музыканта, чтобы звуки могли модулироваться голосовым трактом, создавая интересное музыкальное качество с несколькими эффектами тембра, амплитуды и тремоло. Инструменты были представлены в нескольких телешоу и использовались на музыкальных мероприятиях. Мобильные модели использовали технологию GSM, такие как Nokia 3310 , и в последующие два года были сняты с производства для недавно разработанных смартфонов тех же производителей. В смартфонах использовалась музыка и звуки в формате MP3.
В 2005 году архитектор Никола Башич построил Морской орган в Задаре , Хорватия , который представляет собой экспериментальный музыкальный инструмент, воспроизводящий музыку посредством морских волн и трубок, расположенных под большими мраморными ступенями. Под этими ступенями скрывается система полиэтиленовых трубок и резонирующая полость, превращающая это место в огромный музыкальный инструмент, на котором играют ветер и море. Волны создают несколько случайные, но гармоничные звуки.
По инициативе композитора-исследователя Георга Хайду в 2006 году Стивен Фокс (изготовитель кларнетов) из Торонто, Канада, начал создавать новый класс кларнетов, названный кларнетами BP, способными играть гамму Болена-Пирса со скоростью 146,3 цента за шаг. [ 14 ] На сегодняшний день на двух доступных размерах играет небольшое, но растущее число профессиональных кларнетистов в Канаде, США, Германии и Эстонии, и еще два размера находятся на рассмотрении.
Начиная с 2006 года, на фестивале ледяной музыки отмечают музыкальные инструменты, сделанные изо льда.
В 2010 году композитор Алексис Кирк и технолог Тим Ходжсон превратили здание Роланда Левиски Плимутского университета в своего рода музыкальный инструмент, на котором будет играть восходящее солнце, в рамках фестиваля современной музыки Peninsula Arts . Датчики света были размещены на семи этажах здания и по радиосети подавались на компьютерный музыкальный инструмент, аналог меллотрона . С восходом солнца в реверберирующем пространстве открытого фойе здания Роланда Левиски играла «Симфония солнечного света».
Для своего альбома Biophilia 2011 года исландская художница Бьорк разработала инструмент на основе катушки Теслы и второй инструмент, описанный как нечто среднее между гамеланом и челестой , получивший название «Gameleste».
В 2013 году исследовательская группа Университета Макгилла придумала цифровые музыкальные инструменты, выполненные в виде музыкальных протезов .
Строители, не упомянутые в тексте
[ редактировать ]Художники
[ редактировать ]- Пьер Бастьен
- Кен Батлер
- Мыс Сан-Роке
- Генри Дагг
- Хью Дэвис
- Констанс Демби
- Пятидесятифутовый шланг
- Фред Фрит
- Будущий человек
- Брюс Хаак
- Херби Хэнкок
- Мастера
- Микачу
- Лунный пес
- Музыкальные ленты
- Нептун
- Разрушение новых зданий
- Боб Остертаг - самодельная система источников звука в реальном времени, использованная в фильме « Getting a Head » (1980)
- Ганс Райхель
- Сложный
- Музей спящих горилл
- Этот 1 парень
- Томас Труакс
- Уакти
- Франко Вентурини
Организации
[ редактировать ]Logos Foundation , STEIM , Sonoscopia (Порту) и iii (Гаага) — организации, занимающиеся разработкой новых инструментов. Помимо производства самих инструментов, эти организации также проводят активные программы для художников-резидентов и приглашают художников для разработки новых произведений искусства, проведения мастер-классов и презентаций. проводится конкурс инструментов Гутмана Ежегодно в Технологическом институте Джорджии .
См. также
[ редактировать ]Публикации
[ редактировать ]- «Экспериментальные музыкальные инструменты » (EMI) — периодическое издание, издаваемое Бартом Хопкином , лидером в области дизайна и создания экспериментальной музыки 20-го века. Хотя он больше не издается, старые выпуски все еще доступны.
- Материалы Международной компьютерной музыкальной конференции (ICMC)
- Материалы конференции «Новые интерфейсы для музыкального выражения» (NIME)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гидраулофоны, удивительная коллекция инструментов Woodwater» . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 2 сентября 2009 г.
- ^ «Moodswinger — Экспериментальный электрический цитровый музыкальный инструмент, уникальный и необычный» . Oddmusic.com . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . 7 сентября 2013 года . Проверено 8 августа 2014 г.
- ^ Подготовленная техника игры на гитаре - Мэтью Элгарт/Питер Йейтс (гитарный дуэт Элгарт/Йейтс) ISBN 0-939297-88-4 , Калифорнийский гитарный архив, 1990 г.
- ^ «О карандашине» . Pencilina.com . Проверено 8 августа 2014 г.
- ^ "freesound :: просмотр тега :: подготовленная гитара" . Архивировано из оригинала 31 мая 2008 г. Проверено 19 марта 2008 г.
- ^ GB 1285542 , Дэвис, Горонви Брэдли, «Струнный музыкальный инструмент», опубликовано 16 августа 1972 г.
- ^ «Неола, Великобритания, идентификационный номер 1080371 — Горонви Брэдли Дэви» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 7 августа 2014 г.
- ^ US 5883318 , Deutsch, Марк Д., «Устройство для изменения тембра струнного инструмента», опубликовано 16 марта 1999 г.
- ↑ Кайсацуко Юичи Оноуэ на сайте Hypercustom.com. Архивировано 8 ноября 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Фукс, Леонардо; Фадл, Хайнц (18 апреля 2002 г.), «Духовые инструменты» , «Наука и психология музыкального исполнения » , Oxford University Press, стр. 318–334, doi : 10.1093/acprof:oso/9780195138108.003.0020 , ISBN 978-0-19-513810-8 , получено 26 октября 2021 г.
- ^ Фукс, Леонардо (8 августа 2010 г.). «Циклофоника должна идти туда, где люди» . Северо-восточный дневник .
- ^ Кота, ДЕНИС МАРТИНО (2016). МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИННОВАЦИЯХ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (PDF) (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: UniRio.
- ^ Мюллер, Нора-Луиза, Константина Орландату и Георг Хайду. «Начать заново – шансы, предоставляемые новой шкалой», стр. 127 и 171 в журнале «1001 микротон/1001 микротон», под редакцией Сарвеназа Сафари и Манфреда Станке. Ноймюнстер: Бокель Верлаг, 2015.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эпплбаум, Марк . « Отчет о ходе работы: современное состояние после шестнадцати лет разработки и использования электроакустических звуковых скульптур ». Электронный контакт! 12.3 – Прибор – Интерфейс (июнь 2010 г.). Монреаль: ЦИК .
- Кэти, ван Эк . Между воздухом и электричеством. Микрофоны и громкоговорители как музыкальные инструменты. Нью-Йорк: Bloomsbury Academic, 2017. ISBN 978-1-5013-2760-5 .
- Йенсениус, Александр Рефсум; Лайонс, Майкл, ред. (2017). Читатель NIME: пятнадцать лет новых интерфейсов для музыкального самовыражения . Спрингер . ISBN 978-3-319-47214-0 .
- Леонардсон, Эрик. « Трамплин: радость пьезодисковых звукоснимателей для усиленных винтовых пружин ». Электронный контакт! 10.3 – Электроакустический симпозиум в Торонто, 2007 г. Электроакустический симпозиум в Торонто (май 2008 г.). Монреаль: ЦИК .
- Ландман, Юрий - От Русолло до наших дней , история искусства экспериментальных музыкальных инструментов, июнь 2019
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Oddmusic — веб-сайт, посвященный уникальным, странным, этническим, экспериментальным и необычным музыкальным инструментам и ресурсам.
- Noisejunk , обширный список ссылок на экспериментальные музыкальные инструменты.
- EMI. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- Страница сообщества NAME
- www.siegelproductions.ca , картинная галерея необычных инструментов.
- Оглавление статей на Psychevanhetvolk об экспериментальных инструментах
- Plastic Sound , выставка музыкальных инструментов из ПВХ-трубы.
- Кейолин , кейолин.