Чачапоя культура
![]() Карта культуры Чачапоя | |
Географический диапазон | Амазонас, Перу |
---|---|
Период | Поздний промежуточный |
Даты | в 800 - 1470 |
Предшествует | Ты был |
С последующим | ![]() |


Чачапоя Перу , также называемые «Воинами облаков», были культурой Анд, в облачных лесах южной части Департамента Амазонаса современного живущих . Империя инков завоевала их цивилизацию незадолго до испанского завоевания в 16 веке. Во время прибытия конкистадоров чачапоя были одной из многих стран, которым управляли инки, хотя их включение было трудным из -за их постоянного сопротивления войскам инков.
Поскольку инки и конкистадоры были основными источниками информации о чахапоя, из первых рук есть мало знаний о чахапоя. Писания главных летописцев того времени, таких как Inca Garcilaso de La Vega , были основаны на фрагментарных подержанных счетах. Многое из того, что известно о культуре Чачапоя, основано на археологических данных из руин, керамики, гробниц и других артефактов. Испанский хрониклер Педро Чиза де Леон отметил, что после их аннексии к империи инков они приняли обычаи, навязанные инков , базирующиеся в Куско . К 18 веку чахапоя были опустошены; Тем не менее, они остаются отчетливым напряжением в коренных народах современного Перу.
Этимология
[ редактировать ]Имя Чачапоя было дано этой культуре инков; Имя, которое эти люди могли на самом деле использовать для себя, не известно. Значение слова Чачапоя может быть получено из кечуа -сах'а phuyu ( sach'a = дерево, [ 1 ] Cloud = Cloud [ 2 ] ) означает «облачный лес». Другая возможность состоит в том, что он может происходить из Sach'a-p-qulla ( sach'a = дерево, p = of the, qulla = название царства до инков из Пуно ), что инки, используемые в качестве коллективного термина для Многие королевства вокруг озера Титикака , эквивалент « народ Куллы , которые живут в лесу».
География
[ редактировать ]
Территория Чачапоя была расположена на восточных склонах Анд, в современном северном Перу. [ 3 ] Он охватывал треугольную область, образованную слиянием реки Мараньон и Уткубамбы в провинции Багуа , вплоть до бассейна реки Абайзео, где грани -пижатен расположен . Эта территория также включала землю на юг до реки Чунтаяку, превышая границы нынешнего региона Амазонаса к югу. Но центром культуры Чачапоя был бассейн реки Уткубамба. Из -за большого размера реки Мараньон и окружающей гористой местности, регион был относительно изолирован от побережья и других районов Перу, хотя есть археологические доказательства некоторого взаимодействия между чахапоя и другими культурами.
Современный перуанский город Чачапояс, Перу, получает свое название из слова для этой древней культуры, как и определенный архитектурный стиль. Inca garcilaso de la Vega отметил, что территория Chachapoyas была обширной:
Их территория, которая составила пятьдесят к двадцати лигам, не считая региона Мюпампа , где он был еще шире на тридцать лиг шире, вполне может быть названа королевством, а не провинцией. [ 4 ]
Площадь чахапоя иногда называют «амазонскими Андами» из -за того, что она является частью горного хребта, покрытого плотным тропическим лесом. Амазонские Анды составляют восточный фланг Антов, которые когда -то были покрыты плотной растительностью Амазонки. Регион простирался от «Кордильеры» до высот, где все еще стоят первичные леса, обычно выше 3500 метров (11 500 футов). Культурная сфера амазонской Анд занимала землю, расположенную на высоте 2000–3000 метров (6600–9 800 футов).
История
[ редактировать ]Период принятия керамической технологии до завоевания, около 1400–1450 гг. Н., называется «начальным периодом фаза Маначаки». [ 5 ]
После завоевания инков есть несколько доступных источников, указывающих на то, как Chachapoya отреагировал на указанное завоевание. В то время как археологические данные показывают, что в этом районе поселения инков и Чачапоя, предполагая, что они приняли правило инков над своими землями, исторические источники говорят, что у Чачапоя было больше мятежного отношения к своим завоевателям . [ 6 ]
Археологические места
[ редактировать ]Основные городские центры, такие как великая крепость Кулапа , с более чем четырьмя сотнями внутренних зданий и массивными внешними каменными стенами, достигающими более 60 футов (18 м) в высоту, и, возможно, Gran Pajatén служил защищать от культуры Вари около 800 , культура среднего горизонта , которая покрывала большую часть побережья и нагорья. Называемый « Мачу -Пикчу на севере», Куэлап получает мало посетителей из -за его удаленного места.
Другие археологические места в регионе включают в себя поселение Gran Saposoa , комплекс Atumpucro и места захоронения в Revash и Laguna de Las Momias («Озеро Мумия»), среди прочих. По оценкам, только 5% участков чахапоя были раскопаны в соответствии с документальным фильмом BBC с января 2013 года.
Инков оккупация и принудительное переселение
[ редактировать ], во второй половине 15 -го века произошло завоевание чахапоя, империя инков По словам Гарциласо , во время правительства Тупак Инк Юпанки во второй половине 15 -го века. Он рассказывает, что воинственные действия начались в PIAS, сообществе на горе на краю территории Чачапоя, вероятно, к юго -западу от Гран -Паджатен .
По словам де ла -Вега, чахапояс предвидели вторжение инков и начали подготовку к тому, чтобы противостоять его как минимум двумя годами ранее. Хроника Педро Сиза де Леон также документирует сопротивление Чачапоя. Во время режима Хуайны Капак Чачапояс восстал:
Все его губернаторы и министры были убиты вместе с большим количеством солдат, а другие, взятые в рабство. [ 7 ]
В ответ Хуайна Капак, которая Эквадорской Каньарис в то время находилась на земле , послала посланников для договоренности о мире. Но снова «его посланники были встречены с угрозами смерти». [ 7 ] Затем Хуайна Капак заказал атаку. Он пересек Мараньон над мостом деревянных плотов [ 7 ] То, что он приказал построить, вероятно, недалеко от района Балсас недалеко от Селендина .
Отсюда войска инков отправились в Каджамарквиллу (в настоящее время в провинции Боливар, Перу ), с намерением «разрушить всю страну» [ 7 ] Чачапоя. Из Cajamarquilla, делегация женщин пришла на встречу с ними во главе с матроной, которая была бывшей наложной Tupac Inca Yupanqui, отца Хуайны Капак. Они попросили о милости и прощении, которое им предоставили SAPA Inca . В память об этом событии мирного соглашения, место, где состоялись переговоры, было объявлено священным и закрытым, поэтому с этого момента «Нет существ, человек или зверь, когда -либо сталкивались с ним». [ 8 ]
Чтобы убедить умиротворение чахапоя, инки установили гарнизоны в регионе. Они также организовали передачу групп жителей деревни под системой MITMA (принудительное переселение):
Это дало им территорию работы и места для домов, недалеко от холма, находящегося рядом с городом ( Куско ) под названием Carmenga . [ Цитация необходима ]
Присутствие инков на территории Чачапоя оставило структуры в Кучапампе, Амазонас, на окраине Уткубамбы в нынешнем районе Леймбамба , а также на других участках.
В пятнадцатом веке империя инков расширилась, чтобы включить регион Чачапоя. Хотя укрепления, такие как цитадель в Куелапе, могли быть адекватной защитой от вторгающихся инков, возможно, что к этому времени поселения Чачапояс стали децентрализованными и фрагментированными после того, как угроза вторжения Вари рассеялась. Чачапоя были завоеваны инков Tupac Inca Yupanqui около 1475 года. Поражение Chachapoyas было довольно быстро; Тем не менее, меньшие восстания продолжались в течение многих лет. Используя систему этнической дисперсии MITMA , инки пытались подавить эти восстания, заставив большое количество людей Чачапоя переехать в отдаленные места империи.
Когда в Империи инков разразилась гражданская война, чахапоя были расположены на середине северной столицы в Кито , управляемой Атаауальной , и южной столицей в Куско , которым управляет брат Атауалпа Хускар . Многие из чахапоя были призваны в армию Хуаскара, и последовали тяжелые жертвы. После возможной победы Atahualpa было казнено или депортировано гораздо больше чахапоя.
Это было связано с резким обращением с чахапояями в течение годов подчинения, что многие из чахапоя и первоначально выбрали в сторону испанских конкистадоров, когда они прибыли в Перу. Хуаман , местный правитель из Кучапампы, пообещал свою верность Конкистадору Франциско Писарро после захвата Атаауальпы в Каджамарке . Испанцы переехали и заняли Кочабамбу, вымогая из местных жителей, любые богатства, которые они могли найти.
Во время Manco Inca Yupanqui восстания против испанской империи его эмиссары заручились помощью группы чахапоя. Тем не менее, сторонники Хуамана оставались верными испанцам. К 1547 году в город Чачапояс прибыла большая фракция испанских солдат, эффективно заканчивая независимость Чачапоя. Жители были перемещены в города в испанском языке, часто с членами нескольких различных Айллу, занимающих одно и то же поселение. Болезнь, бедность и истощение привели к серьезному снижению населения; По некоторым отчетам население региона Чачапояс снизилось на 90% в течение 200 лет после прибытия испанцев.
Чокекирао , участок инков в юге Перу, недалеко от Мачу -Пикчу , был частично построен Митмаккуной из Чачапоянского происхождения во время режима Тупак Инк Юпанки.
Внешний вид и происхождение
[ редактировать ]Cieza de León отметил, что среди коренных перуанцев чачапоя были необычайно честными и классными красивыми:
Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, и их жены были настолько красивыми, что из -за их мягкости многие из них заслуживают того, чтобы быть жены инков, а также быть доставленными в храм Солнца ( ...) Женщины и их мужья всегда одеты в шерстяную одежду, а в их головы они носят свои llautos , которые являются знаком, которую они носят, чтобы быть известными повсюду. [ 9 ]
- «Инки», Педро из Леона Сизы, глава
Тем не менее, в то время других путешественников в регион не существует других аккаунтов, в которых упоминается конкретная «белизна» Чачапоя. Эти комментарии привели к претензиям, не поддерживаемым Хроникой Чизы де Леон, что чахапоя были белокуренными и европейскими по внешности . Использование хроники термина «белое» здесь предшествует его появлению как расовую классификацию. Другой испанский автор, Педро Писарро , назвал всех коренных перуанцев как «белых». Хотя некоторые авторы цитируют Писарро, сказав, что чахапоя были белокудными, эти авторы не цитируют его напрямую; Вместо этого они цитируют замечания, приписываемые ему и другим ученым -расовым ученым Жаком де Махиу в поддержку его тезиса о том, что викинги принесли цивилизацию в Америку. [ 10 ] [ 11 ] В соответствии с этими утверждениями, антрополог Инг Шеллерп изучил останки Чачапоя и нашел их в соответствии с другими древними перуанцами. Например, она обнаружила, что универсальное появление верхних резцов в форме лопаты и почти полного отсутствия порога карабелли на верхних молярах-характеристики, согласующиеся с другими коренными народами и несовместимыми с европейцами. [ 12 ]

Согласно анализу объектов Chachapoya, сделанных антисусюо экспедициями Института Аркеолога, амама , чачапоя, не демонстрируют культурной традиции Амазонки, но еще один напоминает андеи. Учитывая, что ландшафт облегчает перипатрическое видообразование , о чем свидетельствует высокое биоразнообразие Андского региона, физические атрибуты чачапоя, скорее всего, отражают эффекты основателя , ассортативное спаривание и/или связанные явления в первоначально небольшом населении. предок с другими коренными группами.
Антропоморфные обеспеченных деревянными масками, типичными саркофаги напоминают имитации похоронных пучков, для «среднего горизонта», доминирующей культуры на побережье и нагорье, также известной как культура Тиванаку - Вари . « Мавзолеумы » могут быть модифицированы формы чаллпы или пукулло , элементы похоронной архитектуры, наблюдаемые во всех Андах, особенно в культурах Тиванаку и Вари.
Похоже, что расширение населения в Амазонские Анды обусловлено желанием расширить аграрную землю, о чем свидетельствует обширная терраса по всему региону. Сельскохозяйственная среда как в Андах, так и прибрежного региона , характеризующаяся его обширными пустынными районами и ограниченной почвой, подходящей для сельского хозяйства, стала недостаточной для поддержания населения, как наследственные перуанцы, которая выросла в течение 3000 лет.
Эта теория была описана как «альпинизация тропического леса» как по географическим, так и по культурным причинам: во -первых, после падения тропических лесов пейзаж амазонских Анд изменился, чтобы напоминать бесплодные горы Анд; Во -вторых, люди, которые поселились там, принесли с собой свою андскую культуру. Это явление, которое до сих пор происходит сегодня, было повторено в южной амазонской Андах во время империи инков , которая проецировалась в гористую зону Вилькабамбы , поднимая примеры архитектуры инков, такую как Мачу -Пикчу .
Характеристики
[ редактировать ]
Архитектурная модель чахапоя характеризуется круговыми каменными конструкциями, а также поднятыми платформами, построенными на склонах. Их стены иногда были украшены символическими фигурами. Некоторые структуры, такие как монументальная крепость Кулапа и руины Серро Олана, являются основными примерами этого архитектурного стиля.
Конструкции Чачапоян могут быть датированы 9 -м или 10 веком; Эта архитектурная традиция все еще процветала во время испанского завоевания империи инков до последней части 16 -го века. Безусловно, инки ввели свой собственный стиль после того, как завоевали чачапоя, например, в случае руин Кучапампы в районе Леимбамба .
Присутствие двух похоронных моделей также типично для культуры Чачапоя. Один из них представлен саркофаги , расположенный по вертикали и расположен в пещерах, которые были раскопаны в самой высокой точке пропасти. Другим похоронным рисунком были группы мавзолей, построенные как крошечные дома, расположенные в пещерах, работающих в скалах.
Керамика ручной работы Chachapoyan не достигла технологического уровня культур Moche или Nazca . Их маленькие кувшины часто украшаются оцепленными мотивами. Что касается текстильного искусства , одежда обычно была окрашена красным. Монументальный текстиль из участков бабушки пижата был нарисован фигурами птиц. Чачапоя также использовали свои стены, как показывает существующий образец в туннелях Сан -Антонио в провинции Луя . Эти стены представляют этапы ритуального танца пар, держащих руки.
Культура Чачапояна указывала на эгалитарное не иерархическое общество из-за отсутствия археологических данных и отсутствия власти, выражающей архитектуру, которую можно ожидать для социальных лидеров, таких как королевская власть или аристократия. [ 13 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Во Индианы Джонс франшизе Золотой Идол Чачапоянцев является артефактом первой секции, который можно увидеть в фильме « Рейдеры Потерянного Ковчега» . [ 14 ] [ 15 ] Позже Индиана Джонс встречает вымышленное племя Ховитос, которое являются современными потомками региона Чачапоян. [ 14 ] В то время как храм и кумир полностью выдуман, сценарист Лоуренс Касдан описывает «храм воинов Чачапоян [которому] 2000 лет». [ 16 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Amazonas перед империей инков
- Вымершие языки бассейна реки Мараньон#Чача
- Старая стена
- Пурум Сити, Чето
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "ДИКСИОНАРЬ КВЕчуа - Аймара " www.kari.org испанском ( на Получено 2016-10-0
- ^ "ДИКСИОНАРЬ КВЕчуа - Аймара " www.kari.org испанском ( на Получено 2016-10-0
- ^ Купер, Джаго (ведущий) ; Маклаверти, Джон (директор и продюсер); Даунс, Мэри (сериал продюсер) (2013-01-14). «Люди облаков» . Потерянные королевства Южной Америки . Серия 1. Эпизод 1. Событие происходит в 5:44. Би -би -си . BBC Четыре . Получено 2018-07-30 .
Перу примерно в пять раз больше, чем в Великобритании. Чачапоя были найдены на севере и на восточной стороне Андских гор
- ^ De La Vega, Garcilaso (1961). Gheerbrant, Alain (ed.). Инки: классический рассказ о взлете и падении великой американской цивилизации . Нью -Йорк: Avon Books. п. 297
- ^ Церковь, Уоррен Б.; Фон Хаген, Адриана. Андеан -облачный лесной перекресток " ResearchGate.net/
- ^ Муджика, Соня Альконини; Кови, Р. Алан (2018). Оксфордский справочник инков (1 -е изд.). Издательство Оксфордского университета. С. 435–436. ISBN 9780190219376 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый De La Vega, Garcilaso (1961). Gheerbrant, Alain (ed.). Инки: классический рассказ о взлете и падении великой американской цивилизации . Нью -Йорк: Avon Books. п. 322.
- ^ De La Vega, Garcilaso (1961). Gheerbrant, Alain (ed.). Инки: классический рассказ о взлете и падении великой американской цивилизации . Нью -Йорк: Avon Books. п. 324.
- ^ Cieza de Léon, Pedro (1959). Инки Педро Чиза де Леон . Норман: Университет Оклахома Пресс.
- ^ Ибарра Грассо, Дик Эдгар (1997). Мужчины Барбадос в до -колумбийской Америке с. 66
- ^ Llanos, Oscar Olmedo (2006) Паранойя Аймара с. 182
- ^ Schjellerup, Inge (1997) Инки и испанцы в завоевании Чачапоии
- ^ Доктор Яго Купер (ведущий) (2013). Потерянные королевства Южной Америки - люди облаков (видео). Перу: Би -би -си . Событие происходит в 39 минут. Архивировано из оригинала 2021-11-13.
- ^ Jump up to: а беременный Лусено, Джеймс (2008). Индиана Джонс: Ultimate Guide . Нью -Йорк: DK Pub. п. 58. ISBN 978-0-7566-3500-8 .
- ^ Берлин, Джереми. «Как Индиана Джонс действительно изменила археологию» . Nationalgeography.com . Архивировано из оригинала 4 мая 2020 года . Получено 31 декабря 2020 года .
- ^ Касдан, Лоуренс. «Рейдеры сценария Lost Ark» (PDF) . Dailyscripts.com . Medway Productions . Получено 31 декабря 2020 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- фон Хаген, Адриана. надзором Сайт является .
- Хемминг, Джон. Завоевание инков . Harcourt, 1970.
- Мускутт, Кит. Воины облаков . Университет Нью -Мексико Пресс, Альбукерке, 1998.
- Савой, Джин. Antisuyo: Поиск потерянных городов Анд . Simon & Schuster, 1970.
- Schjellerup, Inge R. Incas и испанцы в завоевании чахапоя . Гетеборгский университет, 1997.
- Новый Археологический участок Чачапоян, 16 сентября 2010 г. 20101009165074 | Новый археологический сайт Chachapoyan обнаружен
- Гиффхорн, Ганс. Что Америка обнаружила в древние времена? Полем CH Beck, 2013, 2 -е пересмотренное издание в марте 2014 года. Опубликовано на немецком языке, как и Америка, была обнаружена в древние времена? Carthakers, кельты и головоломка Чачапоя
- Секреты PBS TV Program of the Dead: Carthage's Lost Warriors . Одиночный DVD, на английском языке.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этнография и археология Chachapoyas Archived 2015-03-23 на The Wayback Machine
- Chachapoyas: культурное развитие на облачном лесном перекрестке
- Гробницы Рейдеров Эльдорадо: археологические дилеммы сохранения в чахапояях
- Северная карта Перу, включая чахапояс
- Вторая часть хроники Перу Педро де Сиза де Леон