Jump to content

Чемпионат мира по ралли

(Перенаправлено с WRC Promoter GmbH )

Чемпионат мира по ралли
Категория Сплочение
Страна Международный
Первый сезон 1973
Производители 3
Поставщики шин Пирелли
Чемпион среди водителей Финляндия Калле Рованперя
Чемпион штурмана Финляндия Йонне Халттунен
Чемпион производителей Япония Тойота
Официальный сайт WRC.com
Текущий сезон

Чемпионат мира по ралли (сокращенно WRC ) — международная серия ралли , принадлежащая и управляемая FIA . Открытый в 1973 году, это второй старейший чемпионат мира FIA после Формулы-1 . Каждый сезон длится один календарный год , при этом отдельные чемпионские звания присуждаются водителям, штурманам и производителям. Есть также два вспомогательных чемпионата, WRC2 и WRC3 , которые проводятся на тех же соревнованиях и этапах, что и WRC, но с постепенно снижающимися максимальными характеристиками и эксплуатационными расходами разрешенных автомобилей. Юниорский WRC также участвует в пяти этапах календаря чемпионата мира по ралли. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Сезон WRC обычно состоит из 13 трех-четырехдневных раллийных соревнований, проводимых на различных покрытиях: от гравия и асфальта до снега и льда. Каждое ралли обычно делится на 15–25 специальных этапов , которые проводятся на время по закрытым дорогам протяженностью до 350 километров (220 миль). [ 5 ] [ 6 ]

, включали Ралли Монте-Карло , Тур де Корси , Сан-Ремо , Акрополь , Ралли Сафари , а также национальные ралли Великобритании , Финляндии , Новой Зеландии , Португалии , Австралии и Аргентины. Ралли, которые часто участвовали в чемпионате Hyundai , Toyota и M-Sport Ford в настоящее время являются конкурирующими производителями. В число их пилотов входят Себастьян Ожье , Тьерри Невиль , Адриен Фурмо , Отт Танак , Дани Сордо , Элфин Эванс , Такамото Кацута , Грегори Мюнстер , Эсапекка Лаппи и Калле Рованпера .

Чемпионаты

[ редактировать ]
Volkswagen, чемпионы WRC среди производителей, 2014 г.

Чемпионат мира по ралли среди производителей

[ редактировать ]

Производители должны зарегистрироваться, чтобы иметь право участвовать в чемпионате мира по ралли среди производителей, и должны участвовать в каждом ралли сезона на Group Rally1 автомобилях спецификации ( World Rally Car в период с 1997 по 2021 год).

Поскольку производители используют автомобили с самыми высокими характеристиками и обычно нанимают лучших водителей, обычно именно эти экипажи и автомобили набирают большинство очков чемпионата водителей/штурманов. Таким образом, в сочетании с деньгами, вложенными командами-производителями, продвижение WRC, как правило, включает в себя только экипажи производителей и каперов, участвующих в автомобилях Rally1 или World Rally Car. Этим экипажам предоставляется статус Приоритета 1 (P1) на ралли и они оспаривают этапы раньше других экипажей. Однако нередко участники соревнований на автомобилях с более низкими характеристиками набирают очки в чемпионатах среди водителей или штурманов. [ 7 ]

Чемпионат мира по ралли среди водителей и штурманов

[ редактировать ]

Любой экипаж, участвующий в любом ралли WRC, имеет право набирать очки в общем зачете чемпионата мира по ралли среди пилотов и чемпионата мира по ралли среди штурманов. Это не зависит от технического класса автомобиля, количества заявленных ралли или участия в чемпионатах поддержки. Хотя штурманам разрешено управлять автомобилем в любой момент ралли, они должны делать это только в случае «форс-мажорных обстоятельств».

Поддержка чемпионатов

[ редактировать ]

Чемпионат мира по ралли также включает чемпионаты поддержки под названием WRC2 и WRC3 . Эти чемпионаты проводятся на тех же соревнованиях и этапах, что и календарь WRC, и имеют более жесткие ограничения по критериям участия в автомобилях.

В WRC2 используются только автомобили Rally2, проводятся чемпионаты для пилотов, штурманов и команд. Пилоты и штурманы могут участвовать максимум в 7 соревнованиях, и их лучшие 6 результатов будут учитываться в их зачете в чемпионате. Команды должны заявить две машины максимум на 7 гонок, только 5 из 6 гонок, заявленных в Европе, будут засчитаны, при этом очки за 7-е ралли, проведенные за пределами Европы, также приносят очки в счет чемпионата. Также начисляются баллы за этап мощности. Пилоты, штурманы и команды должны подать заявку, если они хотят иметь право на получение чемпионских очков перед ралли, и могут сделать это самостоятельно. По этой причине одна и та же пара экипажей в одной команде может участвовать во всех соревнованиях в сезоне, но при этом номинироваться и набирать очки в разных соревнованиях. Экипажи, участвующие в WRC2, получают статус Priority 2 и проходят этапы сразу после экипажей P1. WRC2 заменил SWRC , когда в 2013 году была введена группа R и правила отбора были смягчены.

В 2023 году чемпионат WRC2 Challenger среди водителей и штурманов будет проводиться для гонщиков WRC2, которые ранее не выигрывали серию или которые не участвовали в заявках производителей в течение предыдущих 5 лет.

В WRC3 используются только автомобили Group Rally3 (Group Rally2 в 2020 и 2021 годах), а также проводятся чемпионаты для водителей и штурманов. WRC3, предназначенный для частных водителей, имеет более низкую стоимость участия, чем WRC2, и существуют ограничения на количество участников, тестирование и получение профессиональной поддержки. Пилоты и штурманы могут участвовать до 5 ралли, набрав 4 лучших результативных чемпионата, при этом результативные этапы также должны быть назначены заранее. В период с 2013 по 2018 год в чемпионате разыгрывались двухколесные автомобили классов R1, R2 и R3 группы R. он был восстановлен в нынешнем формате В 2019 году чемпионат не проводился, но в 2020 году . Экипажам, участвующим в WRC3, предоставляется статус Приоритета 3, чтобы они могли бежать за экипажами WRC2.

Юниорский WRC

[ редактировать ]
Деннис Родстрем, юниор WRC, Ралли Швеции 2020

Junior WRC — чемпионат в формате «приезжай и езди», в котором участвуют 5 этапов календаря WRC на автомобилях Ford Fiesta Rally3, предоставленных компанией M-Sport . Водители должны быть моложе 29 лет и должны зарегистрироваться. Чемпионские звания присуждаются водителям и штурманам, при этом возрастных ограничений для штурманов нет.

Юниорский чемпионат мира по ралли ранее был открытым чемпионатом для молодых водителей на автомобилях S1600 с 2001 года. В 2011 году он стал закрытым чемпионатом, санкционированным FIA, проводимым либо M-Sport, либо Citroën в текущем формате. Каждому участнику предоставлялись, обслуживались и обслуживались автомобили Ford Fiesta R2/Rally4 или Citroën DS3 R3. Чемпионаты были присуждены водителям, штурманам и странам. Было проведено только 5 этапов календаря WRC, и четыре лучших результата засчитывались в чемпионские очки, хотя финальный этап приносил двойные очки. Пилот с самым высоким результатом из каждой страны набрал очки на чемпионате страны. Уникально для этой серии, очки также начислялись за победы на этапах.

Кубок WRC Мастерс

[ редактировать ]

В 2023 году впервые пройдёт Кубок FIA WRC Masters Cup. В кубке могут принять участие водители и штурманы старше 50 лет, и они могут участвовать на любом автомобиле, подходящем для участия в WRC, кроме Rally1. Кубок фактически заменяет WRC2 Masters Cup, который проводился в 2022 году для участников WRC2 с теми же критериями.

Прекращенная поддержка чемпионатов

[ редактировать ]
  • Академия WRC была альтернативным названием Junior WRC в период с 2011 по 2012 год, в первые годы чемпионат стал моносерией, а затем вернулся к названию Junior WRC.
  • Женский кубок чемпионата мира по ралли проводился с 1990 по 1995 год, и его могла выиграть машина любого класса. Луиза Эйткен-Уокер стала первой победительницей. [ 8 ]
  • Кубок мира по ралли с 2-литровым двигателем проходил с 1993 по 1999 год с использованием переднеприводных автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб.см. При смягчении правил автомобили часто могли опережать автомобили Группы А и World Rally Cars в основной категории. Серия была заброшена из-за высокой стоимости, а автомобили спецификаций Super 2000 и Super 1600, вдохновленные этой серией, позже стали основой для SWRC и JWRC.
  • WRC Trophy проводился в 2017 году для частных лиц, выступающих на старых автомобилях World Rally Cars, когда был представлен новый WRC +. Экипажи имели право участвовать в семи этапах чемпионата мира по ралли, причем шесть лучших результатов засчитывались в итоговый подсчет очков в трофее. [ 13 ] [ 14 ] Участники WRC Trophy по-прежнему имели право набирать очки чемпионата мира по ралли отдельно от WRC Trophy. [ 15 ] Выпуск Трофея был прекращен после сезона 2017 года.
  • WRC 2 Pro проводился только в 2019 году и был открыт для команд, поддерживаемых производителем, которые выставляли автомобили, соответствующие правилам группы R5 . [ 16 ] В 2020 году он был заменен на WRC3 на базе Rally2.

Турниры одной серии также проводятся в отдельных раундах календаря WRC. Это были частные раллийные турниры, но им разрешалось участвовать в ралли вместе с WRC. Примеры включают Ford Fiesta Sporting Trophy (2006, 2007 и 2009 годы) и DMACK Fiesta Trophy (2014–2016), проводимые M-Sport, и Citroën Top Driver (2013), проводимые Citroën. Ни одна из команд не проводила эти турниры в те годы, когда у них были права управлять JWRC от имени FIA.

Эволюция чемпионата WRC
1970 1980 1990 2000 2010 2020
3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4
Overall Championships Manufacturers
FIA Cup Drivers and Co-Drivers
Support Championships PWRC WRC 3 (2WD) WRC 3
JWRC JWRC
2 Litre Cup SWRC WRC 2
Группа 4 Lancia Stratos HF

Чемпионат мира по ралли образовался из известных международных ралли, девять из которых ранее были частью Международного чемпионата производителей (IMC), который проводился с 1970 по 1972 год. Чемпионат мира по ралли 1973 года стал первым сезоном WRC и началось с ралли Монте-Карло 19 января.

Alpine-Renault выиграла первый чемпионат мира среди производителей на своем Alpine A110 , после чего Lancia три года подряд завоевала титул с Ferrari V6 с двигателем Lancia Stratos HF , первым автомобилем, разработанным и изготовленным специально для ралли. Первый чемпионат мира среди пилотов не проводился до 1979 года , хотя сезоны 1977 и 1978 годов включали Кубок FIA среди пилотов , выигранный итальянцем и Сандро Мунари финном Маркку Аленом соответственно . Швед Бьерн Вальдегард стал первым официальным чемпионом мира, опередив на одно очко финна Ханну Микколу . Fiat завоевал титул производителя с Fiat 131 Abarth в 1977, 1978 и 1980 годах , Ford со своим Escort RS1800 в 1979 году и Talbot со своим Sunbeam Lotus в 1981 году . За Вальдегардом последовали немец Вальтер Рёрль и финн Ари Ватанен в качестве чемпионов мира среди пилотов.

Группа B эпохи

[ редактировать ]
Группа B Audi Quattro S1

В 1980-х годах заднеприводные автомобили Группы 2 и более популярные автомобили Группы 4 были заменены более мощными полноприводными Группы B. автомобилями FISA легализовала полный привод в 1979 году, но большинство производителей считали, что это слишком сложно, чтобы добиться успеха. Однако после того, как Audi начала с немедленным успехом выставлять Микколу и новый полноприводный Quattro на ралли в целях тестирования, другие производители начали свои полноприводные проекты. Правила группы B были введены в 1982 году и с небольшими ограничениями предоставляли почти неограниченную власть. Audi завоевала титул производителя в 1982 и 1984 годах и титул пилота в 1983 (Миккола) и 1984 годах ( Стиг Бломквист ). Audi Французская пилотка Мишель Мутон и ее штурман Фабриция Понс были близки к завоеванию титула в 1982 году, но им пришлось довольствоваться вторым местом после соперника Opel Рёрля. Титул 1985 года, казалось, достался Ватанену и его Peugeot 205 T16, но из-за серьезной аварии на ралли Аргентины ему пришлось наблюдать за соотечественником и товарищем по команде Тимо Салоненом. вместо этого возьми титул. Итальянец Аттилио Беттега попал в еще более серьезную аварию на своей Lancia 037 на Тур де Корс и погиб мгновенно.

Сезон 1986 года начался с впечатляющих выступлений финнов Анри Тойвонена с турбонаддувом и Алена на новом автомобиле Lancia Delta S4 , который, как сообщается, мог разгоняться до 0–60 миль в час (96 км/ч) за 2,3 секунды на гравийной дороге. [ 17 ] Однако вскоре сезон принял драматический поворот. На Ралли Португалии трое зрителей погибли и более 30 получили ранения после того, как Хоаким Сантос потерял контроль над своим Ford RS200 . На Тур де Корс фаворит чемпионата Тойвонен и его штурман Серджио Кресто погибли в результате несчастного случая с огненным шаром после падения со скалы. Всего через несколько часов после аварии Жан-Мари Балестр и FISA решили заморозить разработку автомобилей группы B и запретить им участвовать в соревнованиях в 1987 году. Еще больше споров последовало, когда Юха Канккунен из Peugeot выиграл титул после того, как FIA аннулировала результаты гонки в Сан-Ремо. Ралли , завоевавшее титул у соотечественника-финна Маркку Алена .

Группа А эпохи

[ редактировать ]
Группа А Lancia Delta HF Integrale . Имея 10 чемпионских титулов среди производителей, в том числе 6 выигранных подряд, Lancia имеет больше, чем любая другая марка.

Поскольку запланированная группа S также была отменена, правила группы A стали стандартом в WRC до 1997 года. Отдельный чемпионат группы A был организован в рамках WRC уже в 1986 году, когда швед Кеннет Эрикссон завоевал титул на Volkswagen Golf GTI. 16В . [ 18 ] Lancia быстрее всех адаптировалась к новым правилам и контролировала мировое ралли с Lancia Delta HF , выиграв титул производителя шесть лет подряд с 1987 по 1992 год и оставаясь самой успешной маркой в ​​истории WRC. Канккунен и Мики Биасион завоевали по два чемпионских титула на Lancia Delta HF . В 1990-е годы фаворитами титула стали японские производители Toyota , Subaru и Mitsubishi . Испанец Карлос Сайнс, выступающий за команду Toyota Team Europe, выиграл титулы в 1990 и 1992 годах на Toyota Celica GT-Four . Канккунен перешел в Toyota на сезон 1993 года и выиграл свой рекордный четвертый титул, а Toyota завоевала свою первую корону среди производителей. француз Дидье Ориоль Дальнейший успех команде принес в 1994 году , а вскоре успех японских производителей продолжили Subaru и Mitsubishi. Шотландец Колин Макрей выиграл чемпионат мира среди пилотов в 1995 году , а Subaru три года подряд становилась чемпионом среди производителей. Финн Томми Мякинен за рулем Mitsubishi Lancer Evolution четыре раза подряд выигрывал чемпионат пилотов, с 1996 по 1999 год . Mitsubishi также выиграла титул производителя в 1998 году . Еще одним примечательным автомобилем стал Ford Escort RS Cosworth , специально разработанный для ралли. Это был первый серийный автомобиль, создававший прижимную силу как спереди, так и сзади.

Эпоха мировых раллийных автомобилей

[ редактировать ]
Ричард Бернс на своем Subaru Impreza WRC после финского этапа

Для чемпионата мира по ралли 1997 года правила World Rally Car были введены в качестве предполагаемой замены для группы A (только последующие работы Mitsubishi, все еще соответствующие последней формуле; пока они также не омологировали Lancer Evolution WRC с ралли Сан-Ремо 2001 года). . После успеха Мякинена и японских производителей французский Peugeot очень успешно вернулся на чемпионат мира по ралли. Финн Маркус Грёнхольм завоевал титул пилота в свой первый полный год в серии, а Peugeot завоевала корону производителей. Англичанин Ричард Бернс выиграл титул в 2001 году на Subaru Impreza WRC , но Грёнхольм и Peugeot вернули себе оба титула в 2002 году . 2003 году В норвежец стал Петтер Сольберг чемпионом среди пилотов Subaru, а Citroën продолжил успех французских производителей. из Citroën Себастьян Лёб продолжал управлять гонкой в ​​следующих сезонах на своем Citroën Xsara WRC . Citroën трижды подряд становился чемпионом среди производителей, а Леб превзошел рекорд Мякинена, завоевав четыре чемпионских титула подряд, заработав свой девятый чемпионский титул подряд в 2012 году. Suzuki и Subaru отказались от участия в WRC в конце чемпионата 2008 года , сославшись на экономический спад, который тогда повлиял на автомобильную промышленность. [ нужна ссылка ] Mini и Ford вышли из WRC в конце чемпионата 2012 года из-за аналогичного экономического спада, затронувшего европейский рынок, хотя Ford продолжал оказывать техническую поддержку M-Sport . Volkswagen Motorsport вступил в чемпионат в 2013 году, а Себастьен Ожье доминировал в серии, завоевав шесть титулов подряд. Hyundai также вернулась в серию в 2014 году. В 2017 году были введены новые правила World Rally Car, которые позволили создать более быстрые и агрессивные автомобили.

В 2018 году Toyota Gazoo Racing WRT выиграла чемпионат мира по ралли, что принесло Toyota первый титул производителя с 1999 года . [ 19 ] Возглавив команду Томми Мякиненом, он стал первым человеком в истории ралли, выигравшим чемпионат как в качестве гонщика, так и в качестве руководителя команды. [ 20 ] В конце следующего года Citroën снялся с чемпионата после того, как Ожье покинул команду. Отт Тянак завоевал титул пилота, преодолев доминирование француза Себастьяна (Леба и Ожье) в спорте с 2004 года. Тем временем Hyundai завоевала титул чемпиона производителей и повторила успех в 2020 году. Ожье вернулся к победам в чемпионатах в 2020 и 2021 годах на Toyota. Однако Ярис поклялся, что новая эра Rally1 не будет полностью оспорена им самим. WRC попрощалась с World Rally Car в 2021 году спустя 25 лет.

Формат и структура

[ редактировать ]

Календарь

[ редактировать ]

Каждый сезон WRC состоит из нескольких этапов в течение одного календарного года и обычно должен включать ралли как минимум на 3 континентах. [ 21 ] В прошлом чемпионат посетил все континенты, кроме Антарктиды. из-за пандемии COVID-19 их было всего 7 Совсем недавно было проведено около 13 митингов, хотя, например, в 2020 году . Ралли обычно проводятся на различных покрытиях: от гравия и асфальта до снега и льда.

Ford Focus RS WRC на участке дороги, Ралли Франции, Эльзас, 2010 г.

Соревновательные спецучастки проходят по закрытым дорогам, которые соединены неконкурентными участками дорог, известными как связующие. Эти дороги открыты для общественности, и необходимо соблюдать все дорожные законы этой страны. Маршруты связи подробно описаны в дорожной книге, выдаваемой каждому экипажу, и их также необходимо соблюдать в течение определенного срока для прибытия на следующий этап или точку контроля времени , иначе им грозят штрафы. Чтобы это организовать, экипажи имеют при себе табели учета рабочего времени , которые заполняются официальным лицом на каждом контрольном времени или спецучастке. Средний день состоит из 400 километров (250 миль) езды. [ 22 ]

Суперспециальный этап стадиона «Кардифф Миллениум», ралли Уэльса, Великобритания, 2006 г.

В нынешнюю эпоху каждое ралли обычно состоит из пятнадцати-тридцати спецучастков на дистанции от менее 2 км (1,2 мили) до более 50 километров (31 мили), что в сумме не превышает 350 километров (220 миль). [ 7 ] Любой этап, который отличается от характера ралли или обычного забега специального этапа, называется суперспециальным этапом . Они часто короткие и предназначены для зрителей или в рекламных целях и могут проводиться на другом покрытии, например, на асфальте на гравийном ралли, или это может быть забег лицом к лицу, когда две машины стартуют одновременно в разных точках трассы. формат цикла.

С 2021 года ралли должны состоять только из одного типа покрытия, за исключением случаев, когда разрешены короткие суперспецучастки, не требующие изменения настройки автомобиля. В прошлом на некоторых ралли, таких как Сан-Ремо или Ралли Испании, один день гравийных участков следовал за другим днём асфальтовых этапов, что требовало существенных изменений в настройке автомобиля. Асфальтовые установки имеют 18-дюймовые колеса по сравнению с 13-дюймовыми на гравии или снегу, а также изменения, необходимые для дифференциалов, хода подвески и геометрии.

Мероприятие WRC начинается с рекогносцировки ( рекогносцировки ) во вторник и среду, что позволяет экипажам проезжать этапы и создавать или обновлять свои заметки о темпе . В четверг команды смогут пройти этап шейкдауна , чтобы попрактиковаться и протестировать свои настройки. Соревнования обычно начинаются либо в четверг вечером, либо в пятницу утром и заканчиваются в воскресенье Power Stage. Автомобили стартуют на этапах с двухминутными интервалами в ясную погоду или с трехминутными интервалами, если решено, что видимость может стать проблемой для участников.

Сервисный парк Mitsubishi на ралли Кипра 2005 г.

Каждое ралли имеет один центральный сервисный парк, где автомобили подготавливаются и ремонтируются при необходимости в конце каждого круга и этапа , однако на некоторых ралли может быть организована зона удаленного обслуживания и/или шиномонтажа ближе к этапам во время этапа. Сколько времени можно потратить на ремонт автомобиля после начала ралли, указано в маршруте ралли. Между днями, после окончания дневного обслуживания, автомобили запираются в закрытом парке . [ 22 ] карантинная среда, где командам не разрешается получать доступ к своим машинам или работать на них.

Очки чемпионата

[ редактировать ]

Очки начисляются по завершении каждого ралли и учитываются в классификации чемпионатов мира, а тем, кто наберет наибольшее количество очков в конце сезона, присваиваются чемпионские титулы. До сезона 2023 года очки начислялись за высшие позиции в общей итоговой классификации каждого ралли, а с 2011 года были введены дополнительные очки за Power Stage. была введена новая система начисления очков В сезоне 2024 года , которая не включала результаты в итоговую классификацию. [ 23 ]

Чемпионат пилотов и чемпионат производителей разделены, но основаны на одинаковой системе начисления очков. Производители должны номинировать до трех экипажей, чтобы иметь право на получение очков чемпионата производителей перед соревнованием. Два самых быстрых номинированных экипажа от каждого производителя формируют новую классификацию для присуждения очков производителя. Вышедшие на пенсию экипажи не могут набирать очки, если они не возобновили старт, и нередко экипаж финиширует далеко внизу в общей классификации, но при этом набирает очки производителей.

Водитель может выиграть чемпионат среди водителей за рулем одного автомобиля, но другой производитель может выиграть чемпионат производителя, что происходило несколько раз, последний раз в 2018, 2019 и 2020 годах.

Силовая ступень

[ редактировать ]

Впервые представленный в 2011 году , «Power Stage» является заключительным этапом ралли и обычно транслируется в прямом эфире, после чего сразу же следует празднование подиума ралли. Дополнительные очки чемпионата мира получают пять самых быстрых гонщиков и штурманов на этапе, независимо от того, где они фактически финишируют в ралли. Самая быстрая команда получает пять очков, вторая по скорости получает четыре очка и т. д., а пятая по скорости получает одно. В 2021 году производители начали набирать очки на силовом этапе по системе, аналогичной классификационным очкам, согласно которой право на участие могут иметь только два лучших номинанта от каждой команды. Обычные спецучастки хронометрируются с точностью до десятых долей секунды, хронометраж «Мощного этапа» — до тысячных долей секунды. [ 24 ]

Возобновление работы после выхода на пенсию

[ редактировать ]

Экипажам разрешается возобновить работу на следующий день, если они вынуждены сойти с дистанции. Однако за каждый незавершенный этап к общему времени добавляется десятиминутный штраф плюс время победного этапа в той же приоритетной группе. Правила, первоначально известные как SuperRally , а затем переименованные в Rally 2 , обеспечивают лучшую окупаемость инвестиций для участников и больше активности для зрителей. Название « Ралли было исключено в 2019 году, поскольку перезапуск стал нормой; действительно, ожидается и предполагается, что экипажи будут перезапускаться, если они не зарегистрируют постоянный выход на пенсию у секретаря трассы. Название также было исключено, чтобы избежать путаницы с новой Rally2 группой автомобилей . Перезапуск по-прежнему остается на усмотрение организаторов, например, при соблюдении стандартов безопасности после тяжелой аварии.

Автомобили

[ редактировать ]
Тьерри Невиль и Николя Жильсул на Тур де Корс 2018 на Hyundai i20 Coupe WRC

Правила использования автомобилей в WRC регулируются и утверждаются FIA . С момента создания WRC автомобили всегда следовали основному правилу: относиться к категории I: «Автомобили серийного производства» с минимальными производственными требованиями для получения омологации FIA. Это перестало быть так, когда автомобили Group Rally1 были представлены в сезоне 2022 года. Правила Rally1 отнесли их к категории II как «автомобили для соревнований», которые создаются в виде единичных экземпляров и предназначены исключительно для использования на соревнованиях.

Правила со временем менялись, чтобы соответствовать экономическим условиям, по соображениям безопасности, для развития технологий, для привлечения большего количества участников-производителей или для лучшего продвижения серии. Технические характеристики используемых автомобилей могут относиться только к одному типу, например, World Rally Car, или к группе схожих спецификаций, различающихся характеристиками, например, к группе R. В 2014 году FIA представила текущие спортивные классы, чтобы помочь в дальнейшей классификации различных классов. и группы по результатам. В RC1 представлены автомобили с самыми высокими характеристиками, а в RC5 — с самыми низкими, разрешенными на уровне WRC.

Для участия в ралли WRC 2022 года автомобили должны быть омологированы в одной из следующих групп или классов: World Rally Car 1.6L, любая из групп Rally и R3 или R-GT группы R. [ 7 ]

Мировой раллийный автомобиль 1,6 л.

[ редактировать ]

К участию допускаются автомобили с объемом 1,6 л с непосредственным впрыском топлива турбодвигателями и полным приводом, изготовленные в соответствии с правилами World Rally Car . Выходная мощность ограничена примерно 280 кВт (380 л.с.). Автомобили со статусом WRC+, включая Ford Fiesta WRC , Toyota Yaris WRC и Hyundai i20 Coupe WRC, не могут управляться теми, кто набрал очки производителя в период с 2017 по 2021 год. автомобили WRC, выпущенные ранее с 2011 года, такие как Volkswagen Polo R WRC. Разрешены без таких ограничений. 2021 год стал последним сезоном этой спецификации на вершине спорта, и в 2022 году его сменила Rally1 в чемпионате производителей.

Ралли групп

[ редактировать ]
Оливер Сольберг и Аарон Джонстон на Ралли Швеции 2020 на Škoda Fabia Rally2 evo

Групповое ралли состоит из шести спецификаций раллийных автомобилей, допущенных к участию в WRC.

  • Автомобили Rally1 были представлены в 2022 году и заменили World Rally Car как машину, допущенную в чемпионате производителя. Гибридные силовые агрегаты были впервые представлены в рамках инициатив по сокращению затрат, таких как централизованно разработанные трубчатые конструкции безопасности и упрощенная подвеска и трансмиссия.
  • Автомобили Rally2 , ранее R5 группы R , являются вторыми по производительности автомобилями и единственными автомобилями, имеющими право на участие в WRC-2.
  • Автомобили Rally2-Kit, ранее известные в группе R как R4-Kit, также имеют право на участие в общем зачете. Rally2 и Rally2-Kit относятся к одной спортивной категории — RC2.
  • Автомобили Rally3 были представлены в 2021 году и используются в WRC3 с 2022 года.
  • Автомобили Rally4 , ранее принадлежавшие R2 Группы R, не имеют конкретного чемпионата поддержки.
  • Автомобили Rally5 , ранее принадлежавшие R1 Группы R, не имеют конкретного чемпионата поддержки.

Группа Р

[ редактировать ]

Начиная с 2008 года, категория раллийных автомобилей, известная как Группа R, была введена в качестве замены категорий Группы А и Группы N, которые постепенно прекращали участие в соревнованиях. Автомобили были отнесены к одной из шести категорий в зависимости от мощности и типа двигателя, колесной базы и трансмиссии. Автомобили группы R по-прежнему должны были быть омологированы в группе A или N, но иметь соответствующее расширение группы R, одобренное вместе с другими раллийными формулами. В результате старые автомобили могут быть переведены в группу R при условии соответствия критериям.

Поскольку R5, R4, R2 и R1 группы R переименованы и включены в новое групповое ралли, с сезона 2021 года автомобили R3 и R-GT по-прежнему имеют право на участие в общем зачете. Однако автомобили R3 были понижены до спортивного класса RC4 с RC3, чтобы соответствовать автомобилям Rally4, а не заменять их. [ 7 ] Ни у R3, ни у R-GT нет конкретных чемпионатов поддержки WRC.

Исторически подходящие автомобили

[ редактировать ]
Фиат Гранде Пунто Абарт S2000

Когда в 1973 году начался чемпионат WRC, FISA разрешила автомобилям из своей Группы 1 (серийные туристические автомобили), Группы 2 (туристические автомобили), Группы 3 (серийные туристические автомобили) и Группы 4 (модифицированные туристические автомобили) к национальным гонкам. занятия. Эти классы FISA также использовались в кольцевых гонках и других чемпионатах по автоспорту. Группы легли в основу новых групп в 1982 году: группа N заменила группу 1, группа A заменила группу 2, а группа B заменила группу 4. Из-за увеличения мощности, недостаточной надежности и серии несчастных случаев со смертельным исходом в сезоне 1986 года , Группа B была навсегда запрещена. В 1987 году группа A стала автомобилем с высочайшими характеристиками и выбором производителей, в то время как частники выбрали бюджетную группу N для использования в недавно созданном чемпионате мира по ралли серийных автомобилей . Автомобиль Группы N выиграл ралли WRC только один раз: Renault 5, которым управлял Ален Орей, выиграл Ралли Кот-д'Ивуара в 1989 году. Несмотря на то, что PWRC завершился в 2012 году, автомобилям Группы N было разрешено участвовать в WRC2 до 2016 года, а в ралли в целом - до 2016 года. конец 2018 года.

В 1997 году была введена спецификация World Rally Car, чтобы облегчить разработку новых автомобилей и привлечь к соревнованиям новые марки. Автомобили WRC, являющиеся продолжением группы A, использовались в чемпионате производителей, хотя Mitsubishi получила специальное разрешение на эксплуатацию своих моделей группы A в 1999 году и при этом выиграла три чемпионата пилотов и один чемпионат производителей. В 2011 году в World Rally Car были внесены изменения: объем двигателя был ограничен 1,6 л, а требования к минимальной длине были сняты, чтобы обеспечить возможность создания меньших по размеру и экономичных моделей. Дальнейшие изменения в 2017 году позволили улучшить аэродинамику, повысить требования к безопасности и увеличить ограничитель воздухозаборника, что увеличило эффективную мощность с 300 до 380 л.с.

Автомобили Super 2000 допускались к участию в общих ралли с 2007 по 2018 год. Они имели право участвовать в PWRC с 2007 по 2009 год, прежде чем в период с 2010 по 2012 год проводился чемпионат мира по ралли Super 2000. Они также принимались в WRC2 с 2013 по 2016 год. Автомобили Super 1600 допускались только к участию в JWRC и на мероприятиях, на которых чемпионат проводился до 2010 года, прежде чем R2 стал единственным автомобилем чемпионата.

Эволюция групп и классов автомобилей, используемых в чемпионате производителей WRC
1970 1980 1990 2000 2010 2020
3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4
Series Production Group 4 Group B
Group 3
Group 2 Group A World Rally Car 2.0L World Rally Car 1.6L
Group 1 Group N
Competition Car Rally1
Сводка групп и классов автомобилей, которым в противном случае разрешено участвовать в ралли или чемпионатах поддержки. [ 25 ]
1980 1990 2000 2010 2020
7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4
Group N N4 (>2.0L) PWRC WRC2
N1-N3 (<=2.0L) PWRC PWRC
2.0L Cup
PWRC PWRC
JWRC
PWRC WRC2
Group A A8 (>2.0L)
A5-A7 (<=2.0L) 2.0L Cup JWRC
Super 1600 JWRC Only
Super 2000 PWRC SWRC WRC2
WRC 1.6L
Group R
&
Groups Rally
R1 (Rally5) JWRC PWRC WRC3
R2 (Rally4) JWRC JWRC
PWRC
JWRC
WRC3
WRC3 JWRC
WRC3
JWRC
R3 JWRC PWRC WRC3 JWRC
WRC3
WRC3
RGT
R4 / (Rally2-Kit) SWRC
PWRC
WRC2 Excl-Europe
R5 (Rally2) WRC2 WRC2
WRC3
WRC2
Rally3 WRC3

Исторически сложилось так, что несколько брендов поставляли шины конкурентам. Pirelli была единственным поставщиком шин высшего класса с 2008 по 2010 год , затем Michelin с 2019 по 2020 год и снова Pirelli с 2021 по 2024 год . Hankook был объявлен эксклюзивным поставщиком шин с 2025 по 2027 год. [ 26 ]

Участники WRC используют разные шины для сухого и мокрого асфальта, гравия, снега и льда с шипами или без шипов, также доступны шины различной жесткости. [ 27 ] Ручное вырезание рисунка протектора не допускается.

В сезоне 2023 года участники Rally1 могут использовать максимум 28 шин за этап. [ 28 ]

Продвижение и освещение

[ редактировать ]
Аккредитованные фотографы WRC, Ралли Франции, Эльзас, 2010 г.

WRC Promoter GmbH владеет коммерческими правами на чемпионаты WRC и отвечает за все освещение в СМИ, спонсорскую деятельность и поддержку участников. WRC Promoter GmbH находится в совместной собственности Red Bull Media House и KW25 Beteiligungs GmbH. [ 29 ] Через Red Bull Content Pool WRC бесплатно предоставляет новости, статьи и изображения профессиональным новостным агентствам и средствам массовой информации. [ 30 ] На веб-сайте и в мобильных приложениях WRC.com представлены новости, время и результаты ралли в реальном времени, турнирная таблица и информация о ралли и чемпионатах.

Коммерческие права на чемпионат были впервые проданы в 1996 году компании International Sportsworld Communicators (ISC), принадлежащей Берни Экклстоуну , который в то время также занимал пост президента FIA. [ 31 ] ISC был продан в 2000 году группе, возглавляемой тогдашним руководителем команды Subaru Дэвидом Ричардсом , который позже продал компанию North One Television в 2007 году. В 2009 году ISC получила 10-летний контракт на выступление в качестве первого промоутера чемпионата. с 2010 года. Эти новые отношения включали передачу FIA таких обязанностей, как предложение новых мероприятий и привлечение новых спонсоров. [ 32 ] Контракт с North One Sports (переименованной в ISC) был расторгнут FIA перед сезоном 2012 года после того, как компания вошла в администрацию в прошлом году . Нынешний промоутер, WRC Promoter GmbH, был объявлен новым промоутером сезона 2013 года. [ 33 ]

Интернет-видео

[ редактировать ]

В 2014 году была запущена служба цифровой подписки под названием WRC+, обеспечивающая видеоклипы и прямую трансляцию некоторых этапов каждого ралли, включая силовой этап , а также бортовые кадры и отслеживание конкурентов на карте в реальном времени. [ 34 ] [ 35 ] С введением WRC+ All Live в 2018 году впервые в истории чемпионата каждый спецучасток каждого этапа был показан для выбранных автомобилей с комментариями на английском языке. [ 36 ] [ 37 ] В сезоне 2019 года комментарии на испанском языке были доступны на всех этапах. [ 38 ] Немецкий и японский языки были доступны после ралли Хорватии 2021 года . [ 39 ]

В сезоне 2023 года сервис WRC+ All Live был заменен новым сервисом Rally.tv , который объединил этот сервис с аналогичным предложением, охватывающим чемпионат мира по ралли-кроссу FIA . Помимо прямой трансляции всех этапов чемпионата Европы по ралли, линейный телеканал между этапами показывает кадры и документальные фильмы, освещающие три чемпионата. [ 40 ] [ 41 ]

Краткие и бесплатные видеоматериалы также предоставляются через платформы социальных сетей. Кроме того, первый запуск Shakedown часто показывают в прямом эфире на YouTube и Facebook .

Red Bull также производит полнометражные программы для Red Bull TV, используя сценические кадры с WRC TV в сочетании с собственной командой ведущих и мнениями приглашенных экспертов. Dirtfish.com также предоставляет аналогичный видеоконтент, хотя обычно не такой длинный.

Оператор камеры на крутом повороте на ралли Германии 2007 года.

WRC TV выпускает превью, ежедневные обзоры и обзоры событий для каждого ралли, а также другие журнальные передачи, такие как обзоры сезона для телевещания. Некоторые телеканалы также транслируют силовой этап и выбирают другие этапы в прямом эфире, обычно два этапа в субботу и первый показ того, что будет силовым этапом. Кроме того, телеканалы могут транслировать всю прямую трансляцию All Live, обычно через интерактивный канал. [ 42 ]

Состав и формат этих программ могут варьироваться от страны к стране в зависимости от местной телекомпании и известности местных водителей. В 2016 году совокупная мировая телеаудитория программ WRC TV составила более 700 миллионов человек, а в 2019 году она выросла до 836 миллионов. Программы доступны на более чем 150 рынках, и в 2016 году по всему миру было показано более 12 000 часов, а в 2016 году эта цифра сократилась до менее 10 000 часов. 2019. [ 43 ] [ 29 ]

Прямая радио- и аудиотрансляция митингов на английском языке осуществлялась бесплатной службой World Rally Radio, транслируемой через Интернет компанией Crown House Media. Служба включала отчеты об окончании этапов непосредственно от гонщиков и команд, актуальные результаты и время этапов, а также другие новости в сервисном парке. Он также выпускал подкасты и транслировал современную музыку в перерывах в освещении митингов. World Rally Radio прекратило свою работу в 2018 году, когда началась WRC+ All Live. [ 44 ]

Подкасты

[ редактировать ]

Часто выпускается официальный подкаст. В последней версии Backstories берутся интервью у водителей и штурманов с 2020 года. [ 45 ]

Рекорды и статистика

[ редактировать ]

Производители

[ редактировать ]

21 различный производитель выиграл чемпионат мира по ралли: Citroën , Ford , Lancia , Toyota , Peugeot , Subaru , Volkswagen , Mitsubishi , Audi , Fiat , Hyundai , Datsun / Nissan , Opel , Renault , Renault - Alpine , Saab , Mazda , BMW. , Mercedes-Benz , Porsche и Talbot . [ 46 ] Еще 11 финишировали на подиуме: Seat , Mini , Vauxhall , Alfa Romeo , Volvo , Ferrari , MG , Polski Fiat , Škoda , Triumph и Wartburg . [ 47 ] Lancia, выигравшая десять чемпионатов производителей, выиграла больше чемпионатов, чем любая другая марка.

Чемпионы

[ редактировать ]
Маркус Грёнхольм на Ралли Германии 2002 года на Peugeot 206 WRC
Петтер Сольберг на ралли Кипра 2006 года
Себастьен Лёб во время Ралли Каталонии 2008 за Citroën C4 WRC
Себастьян Леб на Ралли Португалии 2011 года на Citroën DS3 WRC
Себастьен Ожье на Ралли Португалии 2016 за рулем Volkswagen Polo R WRC
Сезон Чемпионат среди водителей Чемпионат для производителей
Водитель Машина Производитель Машина
1973 Нет чемпионата водителей [ а ] Франция Альпийский-Рено Альпийский-Рено А110
1974 Италия Лэнс Лансия Стратос ХФ
1975 Италия Лэнс Лансия Стратос ХФ
1976 Италия Лэнс Лансия Стратос ХФ
1977 Италия Сандро Мунари [ б ] Лансия Стратос ХФ Италия Фиат Фиат 131 Абарт
1978 Финляндия Маркку Ален [ б ] Фиат 131 Абарт [ с ] Италия Фиат Фиат 131 Абарт
1979 Швеция Бьёрн Вальдегард Форд Эскорт РС1800 [ д ] Великобритания Форд [ и ] Форд Эскорт РС1800
1980 Западная Германия Уолтер Рорл Фиат 131 Абарт Италия Фиат Фиат 131 Абарт
1981 Финляндия Ари Ватанен Форд Эскорт РС1800 Великобритания Талбот Талбот Санбим Лотос
1982 Западная Германия Уолтер Рорл Опель Аскона 400 Западная Германия Ауди Ауди Кватро
1983 Финляндия Ханну Миккола Ауди Кватро Италия Лэнс Лансия Ралли 037
1984 Швеция Стиг Бломквист Ауди Кватро Западная Германия Ауди Ауди Кватро
1985 Финляндия Тимо Салонен Пежо 205 Турбо 16 Франция Пежо Пежо 205 Турбо 16
1986 Финляндия Юха Канккунен Пежо 205 Турбо 16 Е2 Франция Пежо Пежо 205 Турбо 16 Е2
1987 Финляндия Юха Канккунен Лансия Дельта HF 4WD Италия Лэнс Лансия Дельта HF 4WD
1988 Италия Мики Биасион Лансия Дельта Интеграле Италия Лэнс Лансия Дельта Интеграле
1989 Италия Мики Биасион Лансия Дельта Интеграле Италия Лэнс Лансия Дельта Интеграле
1990 Испания Карлос Сайнс Тойота Селика ГТ-Четыре Италия Лэнс Лансия Дельта Интеграле 16В
1991 Финляндия Юха Канккунен Лансия Дельта Интеграле 16В Италия Лэнс Лансия Дельта Интеграле 16В
1992 Испания Карлос Сайнс Тойота Селика Турбо 4WD Италия Лэнс Lancia Delta HF Integrale
1993 Финляндия Юха Канккунен Тойота Селика Турбо 4WD Япония Тойота Тойота Селика Турбо 4WD
1994 Франция Дидье Ориоль Тойота Селика Турбо 4WD Япония Тойота Тойота Селика Турбо 4WD
1995 Великобритания Колин Макрей Субару Импреза 555 Япония Субару Субару Импреза 555
1996 Финляндия Томми Мякинен Митсубиси Лансер Эволюшн III Япония Субару Субару Импреза 555
1997 Финляндия Томми Мякинен Митсубиси Лансер Эволюшн IV Япония Субару Субару Импреза WRC
1998 Финляндия Томми Мякинен Митсубиси Лансер Эволюшн В Япония Мицубиси Митсубиси Лансер Эволюшн В
1999 Финляндия Томми Мякинен Митсубиси Лансер Эволюшн VI Япония Тойота Тойота Королла ВРК
2000 Финляндия Маркус Грёнхольм Пежо 206 ВРК Франция Пежо Пежо 206 ВРК
2001 Великобритания Ричард Бернс Субару Импреза WRC 2001 г. Франция Пежо Пежо 206 ВРК
2002 Финляндия Маркус Грёнхольм Пежо 206 ВРК Франция Пежо Пежо 206 ВРК
2003 Норвегия Петтер Сольберг Субару Импреза WRC 2003 г. Франция Ситроен Ситроен Ксара WRC
2004 Франция Себастьен Леб Ситроен Ксара WRC Франция Ситроен Ситроен Ксара WRC
2005 Франция Себастьен Леб Ситроен Ксара WRC Франция Ситроен Ситроен Ксара WRC
2006 Франция Себастьен Леб Ситроен Ксара WRC Великобритания Форд [ и ] Форд Фокус РС ВКР 06
2007 Франция Себастьен Леб Ситроен С4 ВРК Великобритания Форд [ и ] Форд Фокус РС ВКР 06/07
2008 Франция Себастьен Леб Ситроен С4 ВРК Франция Ситроен Ситроен С4 ВРК
2009 Франция Себастьен Леб Ситроен С4 ВРК Франция Ситроен Ситроен С4 ВРК
2010 Франция Себастьен Леб Ситроен С4 ВРК Франция Ситроен Ситроен С4 ВРК
2011 Франция Себастьен Леб Ситроен ДС3 ВРК Франция Ситроен Ситроен ДС3 ВРК
2012 Франция Себастьен Леб Ситроен ДС3 ВРК Франция Ситроен Ситроен ДС3 ВРК
2013 Франция Себастьен Ожье Фольксваген Поло Р ВКР Германия Фольксваген Фольксваген Поло Р ВКР
2014 Франция Себастьен Ожье Фольксваген Поло Р ВКР Германия Фольксваген Фольксваген Поло Р ВКР
2015 Франция Себастьен Ожье Фольксваген Поло Р ВКР Германия Фольксваген Фольксваген Поло Р ВКР
2016 Франция Себастьен Ожье Фольксваген Поло Р ВКР Германия Фольксваген Фольксваген Поло Р ВКР
2017 Франция Себастьен Ожье Форд Фиеста ВКР Великобритания М-Спорт [ ж ] Форд Фиеста ВКР
2018 Франция Себастьен Ожье Форд Фиеста ВКР Япония Тойота Тойота Ярис ВКР
2019 Эстония Отт Танак Тойота Ярис ВКР Южная Корея Хюндай Хендай i20 купе WRC
2020 Франция Себастьен Ожье Тойота Ярис ВКР Южная Корея Хюндай Хендай i20 купе WRC
2021 Франция Себастьен Ожье Тойота Ярис ВКР Япония Тойота Тойота Ярис ВКР
2022 Финляндия Калле Рованперя Toyota GR Yaris Rally1 Япония Тойота Toyota GR Yaris Rally1
2023 Финляндия Калле Рованперя Toyota GR Yaris Rally1 Япония Тойота Toyota GR Yaris Rally1

Победы в событиях

[ редактировать ]

Обновлено после Ралли Финляндии 2024 года . Пилоты и производители, принимавшие участие в чемпионате мира по ралли 2024 года, выделены жирным шрифтом.

Видеоигры и киберспорт

[ редактировать ]

Было создано множество видеоигр, основанных на чемпионате мира по ралли, а из-за отсутствия лицензий еще больше видеоигр основано только на определенных автомобилях, водителях или событиях. Sega Rally , выпущенная в 1995 году, а также V-Rally и Top Gear Rally в 1997 году были в основном аркадными гоночными играми с небольшим упором на реалистичные повреждения или физику. Серия Colin McRae Rally , представленная в 1998 году, была первой, которая включила в этот жанр более реалистичный гоночный симулятор . Rally Trophy , выпущенная в 2001 году для Microsoft Windows компанией Bugbear , сконцентрирована на исторических автомобилях, таких как Alpine A110 и Lancia Stratos . RalliSport Challenge , выпущенный в 2002 году для Windows и Xbox компанией Digital Illusions CE , включал в себя классические автомобили группы B и модели для горных лыж , а также современные автомобили WRC.

Первая полностью лицензированная FIA игра WRC: World Rally Championship была выпущена в 2001 году для PlayStation 2 компанией Evolution Studios . В 2005 году в серии видеоигр вышла пятая игра, WRC: Rally Evolved . Гоночный симулятор Richard Burns Rally , выпущенный в 2004 году для нескольких платформ, получил признание благодаря своему реализму. Среди последних самых продаваемых игр Colin McRae: DiRT 2 , Sega Rally Revo и Dirt 3 . В Gran Turismo 5 входят лицензированные WRC автомобили таких производителей, как Subaru и Ford. В октябре 2010 года Black Bean Games выпустила WRC: FIA World Rally Championship , в котором представлены автомобили, гонщики и события чемпионата мира по ралли 2010 года , в том числе из трех категорий поддержки. Был выпущен загружаемый патч, позволяющий игрокам ездить на автомобилях группы B, таких как Audi Quattro. [ 54 ] Различные автомобили, участвовавшие в WRC, такие как Mitsubishi Lancer WRC и Ford Fiesta RS WRC, также появились в на Facebook игре Car Town . Лицензия на видеоигру WRC была приобретена французской студией разработки игр Kylotonn у Milestone srl после выпуска WRC 4: FIA World Rally Championship в 2013 году. Первой игрой WRC от Kylotonn была WRC 5 , выпущенная в 2015 году, с последовательными релизами в ближайшем будущем. -на ежегодной основе, при этом выпуск WRC Generations должен состояться в 2022 году. Лицензия WRC перейдет к Codemasters на период 2023–2027 гг. [ 55 ]

eSports WRC — это онлайн-чемпионат, проводимый с помощью новейшей официальной видеоигры. Начиная с 2016 года чемпионат является бесплатным и открыт для всех, у кого есть копия игры. Каждый киберспортивный сезон заканчивается гранд-финалом, когда участники собираются на выездное мероприятие, чтобы соревноваться друг с другом, обычно в сервисном парке настоящего раллийного мероприятия. Предыдущий чемпион WRC по киберспорту Джон Армстронг также является гонщиком по ралли, а гоночная компания Williams руководит командой. [ 56 ]

  1. ^ Без титула водителя, 1973–1976 гг.
  2. ^ Jump up to: а б В 1977 и 1978 годах чемпионатом водителей был Кубок FIA среди раллиистов .
  3. Маркку Ален управлял Lancia Stratos HF в двух ралли в 1978 году.
  4. Бьорн Вальдегорд участвовал в двух ралли на Mercedes 450 SLC в 1979 году.
  5. ^ Jump up to: а б с д Победителем стала компания Ford Motor Company Limited, зарегистрированная в Великобритании. Ее автомобили были омологированы через британский ASN, RAC/MSA и, таким образом, считались британскими по правилам FIA, несмотря на то, что конечная собственность принадлежала Ford Motor Company из Дирборна, штат Мичиган, США, или история была связана с ней. [ 48 ] [ 49 ]
  6. ^ M-Sport не была официальной командой Ford с 2013 по 2017 год, входя в нее с отказом от правила, настаивающего на ассоциации производителей. [ 50 ]
  1. ^ «Что такое WRC? – Ралли Великобритании» . Проверено 20 апреля 2024 г.
  2. ^ «ТОТАЛ И ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО РАЛЛИ» . ТоталЭнерджис Малайзия . 29 августа 2019 года . Проверено 20 апреля 2024 г.
  3. ^ Нэсс, Ханс Эрик (2014). Социология чемпионата мира по ралли . Соединенное Королевство: Пэлгрейв Макмиллан.
  4. ^ Хоуп-Фрост, Генри; Давенпорт, Джон (2004). Полная книга чемпионата мира по ралли . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International. ISBN  978-0-7603-1954-3 .
  5. ^ «Что такое WRC?» . WRC.com .
  6. ^ «Часто задаваемые вопросы о чемпионате мира по ралли (WRC)» . Ралли СШАОфициальный . Проверено 20 апреля 2024 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д «Чемпионат мира по ралли FIA 2021 – Спортивный регламент» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 декабря 2020 года.
  8. ^ "rallybase.nl" . rallybase.nl. Архивировано из оригинала 8 января 2007 года . Проверено 14 октября 2011 г.
  9. ^ «Чемпионат мира по ралли серийных автомобилей FIA» . WRC.com . Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года . Проверено 26 января 2007 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Захватывающие изменения в WRC 2013» . www.nesterallyfinland.fi . Архивировано из оригинала 2 февраля 2018 года . Проверено 1 февраля 2018 г.
  11. ^ Jump up to: а б «Ралли – захватывающие изменения в WRC в 2013 году» . 29 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2018 г. . Проверено 1 февраля 2018 г.
  12. ^ «Чемпионат мира по ралли» . Wrc.com. Архивировано из оригинала 21 января 2010 года . Проверено 31 июля 2010 г.
  13. ^ Эванс, Дэвид (10 мая 2016 г.). «Будущее существующих автомобилей WRC оценивается FIA» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 10 мая 2016 г.
  14. ^ Эванс, Дэвид (30 ноября 2016 г.). «WRC утверждает изменение правил порядка выступлений и календарь на 2017 год» . autosport.com . Сеть автоспорта . Проверено 1 декабря 2016 г.
  15. ^ «Даты WRC 2017 подтверждены» . wrc.com . WRC Promoter GmbH . 28 сентября 2016 г. Проверено 29 сентября 2016 г.
  16. ^ Эрреро, Даниэль (13 октября 2018 г.). «Австралия остается финалом в календаре WRC 2019 года» . www.speedcafe.com . Спидкафе . Архивировано из оригинала 13 октября 2018 года . Проверено 13 октября 2018 г.
  17. ^ Биггс, Генри. «Топ-10: Раллийные автомобили группы Б» . MSN Автомобили Великобритания . Архивировано из оригинала 9 августа 2011 года . Проверено 18 декабря 2007 г.
  18. ^ «Чемпионат мира по ралли среди водителей-чемпионов» . РаллиБейс . Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года . Проверено 21 декабря 2007 г.
  19. ^ Ван Леувен, Эндрю (18 ноября 2018 г.). «Ралли Австралии: Латвала побеждает, Ожье, Toyota претендует на титулы WRC» . autosport.com . Сеть автоспорта . Архивировано из оригинала 29 ноября 2018 года . Проверено 8 декабря 2018 г.
  20. ^ «Томми Мякинен – Мидас ралли – именно так босс Пуупполы стал историческим чемпионом мира в качестве менеджера команды Toyota» . Утренняя газета (на финском языке). 18 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2020 г. . Проверено 8 декабря 2018 г.
  21. ^ «FIA может отказаться от требования «континента» для чемпионатов мира» . Спидкафе . 22 июня 2020 г. Проверено 5 апреля 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Что такое WRC?» . Ралли Ирландии . Архивировано из оригинала 21 апреля 2015 года . Проверено 28 августа 2008 г.
  23. ^ Ховард, Том (16 декабря 2023 г.). «FIA публикует новую систему очков WRC 2024 года» . Motorsport.com . Сеть автоспорта . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
  24. ^ «Правила Международной автомобильной федерации» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2018 года . Проверено 18 февраля 2018 г.
  25. ^ «Архив правил» . Архив мирового ралли . Проверено 8 апреля 2021 г.
  26. ^ «Hankook станет поставщиком шин WRC с 2025 года» . ГрязьФиш . 6 декабря 2023 г.
  27. ^ «Michelin возьмет на финал WRC зимние шины в качестве запасных» . ГрязьФиш . 24 ноября 2020 г.
  28. ^ «Pirelli представляет совершенно новые шины для WRC в Монте-Карло» . Motorsport.com . 19 января 2023 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Справочник WRC 2020» . www.wrc.com . Проверено 26 апреля 2021 г.
  30. ^ «WRC — Чемпионат мира по ралли» . WRC — Чемпионат мира по ралли . Проверено 26 апреля 2021 г.
  31. ^ Нэсс, Х. (23 сентября 2014 г.). Социология чемпионата мира по ралли: история, идентичность, воспоминания и место . Спрингер. ISBN  978-1-137-40544-9 .
  32. ^ «ISC подтвержден промоутером WRC» . www.autosport.com . Проверено 31 августа 2022 г.
  33. ^ «Red Bull становится промоутером чемпионата мира по ралли» . www.autosport.com . 28 сентября 2012 года . Проверено 31 августа 2022 г.
  34. ^ «WRC+ — это новый способ смотреть ралли» . www.redbull.com . 31 июля 2014 года . Проверено 11 декабря 2018 г.
  35. ^ «WRC+ | Официальный канал прямых трансляций и видео WRC» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 16 декабря 2020 г.
  36. ^ «Автоспорт: масштабное обновление телепередач в прямом эфире для освещения чемпионата мира по ралли» . www.nzherald.co.nz . Проверено 22 августа 2018 г.
  37. ^ «Чемпионат мира по ралли запускает сервис прямых трансляций» . www.sportmedia.com . Проверено 22 августа 2018 г.
  38. ^ «WRC+ All Live запускается на испанском языке» . www.wrc.com . 17 января 2019 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
  39. ^ «WRC+ All Live добавляет комментарии на немецком и японском языках» . www.wrc.com . 19 апреля 2021 г. Проверено 21 апреля 2021 г.
  40. ^ Пятница, Хизер Маклин; 30 июня; Сюжет, 2023 — 10:18 Распечатать. «Этим летом WRC Promotor запустит новый OTT-канал и линейный телеканал для любителей ралли с Rally.TV» . SVG Европа . Проверено 19 января 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  41. ^ Лингесваран, Сьюзен (29 ноября 2022 г.). «WRC запускает новую платформу Rally TV и представляет обновленный календарь на 2023 год» . Спорткал . Проверено 19 января 2024 г.
  42. ^ «Автоспорт | Последние новости автоспорта | BT Sport» . BT.com . Проверено 26 апреля 2021 г.
  43. ^ «Справочник WRC 16-17» . www.wrc.com . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 1 февраля 2018 г.
  44. ^ «Популярная служба раллийного радио прекратит свое существование после Тур де Корс» . 6 апреля 2018 года. Архивировано из оригинала 5 сентября 2018 года . Проверено 4 сентября 2018 г.
  45. ^ «WRC — Чемпионат мира по ралли» . WRC — Чемпионат мира по ралли . Проверено 26 апреля 2021 г.
  46. ^ «Делать победы» . Архив мирового ралли . Проверено 11 марта 2023 г.
  47. ^ «Сделать подиум» . Архив мирового ралли . Проверено 11 марта 2023 г.
  48. ^ «Историческая база данных ФИА» . historicdb.fia.com . Проверено 2 апреля 2023 г.
  49. ^ «Список омологаций FIA 2008» (PDF) . fia.com .
  50. ^ «ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО РАЛЛИ 2013 ГОДА ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ» . fia.com . 14 января 2013 г.
  51. ^ «Статистика – Водитель побеждает» . juwra.com . Проверено 11 марта 2023 г.
  52. ^ «Статистика – Победы пилотов по национальностям» . juwra.com . Проверено 11 марта 2023 г.
  53. ^ «Статистика – приносит победы» . juwra.com . Проверено 11 марта 2023 г.
  54. ^ «Игра WRC, официальная видеоигра Чемпионата мира по ралли FIA 2010, сегодня появится на прилавках!» . РаллиБазз . 8 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г. Проверено 29 октября 2010 г.
  55. ^ Codemasters восстанавливает лицензию WRC спустя 18 лет - IGN , июнь 2020 г. , дата обращения 26 апреля 2021 г.
  56. ^ «Киберспорт WRC» . WRC — Чемпионат мира по ралли . Проверено 26 апреля 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c455de36fb01a21c00233993c8c707b0__1723404600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/b0/c455de36fb01a21c00233993c8c707b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
World Rally Championship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)