Группа Б

Группа B представляла собой набор правил для автомобилей класса Grand Touring (GT), используемых в гонках спортивных автомобилей и ралли, введенный в 1982 году Международной автомобильной федерацией (FIA). Несмотря на то, что группе B разрешено участвовать в чемпионате мира по спортивным автомобилям в классе GT вместе с более популярными гоночными прототипами группы C , группа B обычно ассоциируется с международной раллийной сценой в период с 1982 по 1986 год в популярной культуре, когда они были высшим классом, используемым в ралли. включая чемпионат мира по ралли , региональные и национальные чемпионаты.
Правила группы B породили одни из самых быстрых, мощных и сложных раллийных автомобилей, когда-либо созданных, и их эпоху обычно называют золотой эрой ралли. [ 1 ] Однако в серии крупных аварий, некоторые со смертельным исходом, виноваты их чрезмерная скорость и отсутствие контроля над толпой на мероприятиях. [ 2 ] После смерти Анри Тойвонена и его штурмана Серджио Кресто на 1986 года Тур де Корс FIA запретила группе участвовать в соревнованиях WRC со следующего сезона, отказалась от своих предыдущих планов по представлению группы S и назначила A группу топовая формула с объемом двигателя 2000 куб.см и мощностью 300 л.с. [ 3 ]
В последующие годы автомобили бывшей раллийной группы B нашли свою нишу в чемпионате Европы по ралли-кроссу, пока в 1993 году их не исключили . классы, такие как новая группа GT . Последние автомобили были омологированы в группе B в 1993 году, хотя FIA предусмотрела проведение национальных чемпионатов и внутренних гонок вплоть до 2011 года. [ 4 ] [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]Новые группы FISA
[ редактировать ]
В 1982 году FISA реструктурировала категорию серийных автомобилей Приложения J, включив в нее три новые группы. Исходящие группы 1 и 2 были заменены группой N и группой A для немодифицированных и модифицированных серийных туристических автомобилей соответственно. Эти автомобили должны были иметь четыре сиденья (хотя минимальный размер задних сидений был достаточно мал, чтобы соответствовать требованиям некоторых автомобилей 2+2) и производиться в больших количествах. Их потребность в омологации составляла 5000 единиц в течение 12 месяцев с 1982 по 1992 год. С 1993 года потребность сократилась до 2500 единиц. [ 6 ] [ 7 ]
Группа B предназначалась для автомобилей класса Grand Touring (GT) с минимум двумя сиденьями, которые в 1986 году были переименованы в спортивные автомобили класса Grand Touring. Она объединила и заменила Группу 3 и Группу 4 , две группы Grand Touring, уже используемые в ралли, а также созданные на базе производства специальные автомобили. сборки Группы 5, используемые в кольцевых гонках. [ 8 ] Группа 5 никогда не допускалась к участию в чемпионате мира по ралли среди производителей.
Омологация
[ редактировать ]Количество автомобилей, необходимых для омологации, 200, составляло всего 4% от требований других групп и половину того, что ранее было принято в Группе 4. [ 9 ] Поскольку периоды омологации можно было продлить, производя только 10% от первоначальной потребности каждый последующий год, 20 в случае группы B по сравнению с 500 для A и N, группа сделала автоспорт и чемпионаты более доступными для производителей автомобилей, прежде чем приступить к техническим вопросам группы. и производительность во внимание. «Эволюции» могут быть включены в первоначальную омологацию без необходимости выпуска новой первоначальной партии, что позволяет производителям настраивать различные аспекты своего конкурирующего автомобиля в рамках требования о производстве только 20 «эволюционированных» автомобилей. В совокупности эти правила омологации привели к тому, что «специальные омологационные модели» группы B (автомобили, которые производились только для удовлетворения групповой квоты, а не для продажи) были чрезвычайно редкими, если они продолжали существовать после представления официальным лицам FIA.

Группа B могла использоваться для омологации серийных спортивных автомобилей, которые не могли быть омологированы в группах N или A, потому что у них не было четырех сидений или они производились в недостаточно больших количествах (например, такие автомобили, как Ferrari 308 , Porsche 911 и т. д.). ). Кроме того, низкие производственные требования побудили производителей использовать шасси с пространственной рамой вместо кузовов, которые обычно используются в большинстве серийных дорожных автомобилей. [ 8 ]
Существующие автомобили, имеющие омологацию группы 2, группы 3 и группы 4, могут быть переведены в группу B, причем многие из них будут автоматически переданы секретариатом FISA. [ 10 ]
Правила
[ редактировать ]
Особые правила
[ редактировать ]Группа B следовала статьям 252 и 253, которые охватывали такие вещи, как каркасы безопасности или детали автомобиля, такие как ветровые стекла или зеркала заднего вида. [ 9 ] Статья 256 охватывает конкретные правила для группы B и состоит из 5 параграфов площадью более половины страницы и включает большую часть из 7 страниц статьи 255 (группа A). Первые два параграфа из 256 охватывают определение (спортивных) автомобилей класса Grand Touring (минимум с двумя сиденьями) и требования к омологации.
В разделе «3) РАЗРЕШЕНЫ МОДИФИКАЦИИ И МОДИФИКАЦИИ» указано: «Все, что разрешено для группы А...». Эти правила содержат базовые наборы правил о том, что разрешено изменять, как это можно изменить и что можно удалить. из омологационных дорожных автомобилей.
Максимальная мощность двигателя | Минимальный вес | Максимальная ширина шины |
---|---|---|
1000 куб.см | 580 кг | 8 дюймов |
1,300 | 675 | 8.5 |
1,600 | 750 | 9 |
2,000 | 820 | 10 |
2,500 | 890 | 11 |
3,000 | 960 | 11 |
4,000 | 1,100 | 12 |
5,000 | 1,235 | 13 |
более 5000 | 1,300 | 14 |
(Конкретная ширина шин для 2500 куб.см не указана, но она попадает в категорию 3000 куб.см)
Если автомобиль имеет нагнетатель (сюда входят и турбокомпрессоры), то объем двигателя считается в 1,4 раза больше при других его ограничениях, указанных выше. Если двигатель роторный или аналогичный, то мощность считается «удвоенной по объему, определяемому между максимальной и минимальной мощностью камеры сгорания». Эквивалентная мощность, , для газотурбинного двигателя гораздо сложнее, выводится по формуле (1982) или (1986), где - «площадь сопла высокого давления» (см 2 ), и / это «степень давления» компрессора. [ 9 ] [ 10 ]
Итоговые сборки
[ редактировать ]
В конечном итоге было мало ограничений на разрешенные технологии, дизайн и материалы. Например, кузов из стекловолокна использовался в случае Ford RS200 , автомобиля, не имеющего коммерчески доступного аналога, хотя гоночные автомобили с силуэтом, использующие шасси с пространственной рамой, все еще были распространены, даже когда аналоги потребительских автомобилей производились массово, например, в случае с Ford RS200. Пежо 205 Т16 или Лансия Дельта S4. [ 11 ]
Правила предусматривали участие производителей, желающих соревноваться в ралли со среднемоторными и заднеприводными или полноприводными автомобилями , но их заднеприводные модели постепенно заменялись переднеприводными аналогами. Снизив минимальное количество омологации с 400 в группе 4 до 200, FISA позволило производителям разрабатывать специализированные модели для раллийных автомобилей с задним или полным приводом, омологируемые без финансовых обязательств по производству их серийных аналогов в таких больших количествах. [ 12 ]
Не было никаких ограничений на наддув , в результате чего мощность автомобилей-победителей увеличилась с 250 л.с. в 1981 году до как минимум двух автомобилей, производящих более 500 л.с. к 1986 году, последнему году группы B в ралли. [ 13 ] [ 14 ] Двигатели с турбонаддувом не были распространены в коммерческих автомобилях и были представлены только с начала 1960-х годов. [ 2 ] но в начале и середине 1980-х инженеры научились извлекать невероятную мощность из турбодвигателей. Некоторые производители группы B пошли еще дальше, например, Peugeot установили на свой двигатель систему Turbo Lag, заимствованную из Формулы-1, хотя технология была новой и не очень эффективной. [ 1 ] Lancia оснастила свой Delta S4 двойным наддувом , добавив к своему двигателю как нагнетатель, так и турбонагнетатель. Когда были определены правила групп N, A и B, ограничения по весу/объему двигателя считались единственным способом контроля скорости. В настоящее время мощность турбодвигателей ограничивается установкой ограничителя на впуске, и группового ралли , например, в иерархии есть ограничения по весу/мощности двигателя (кг/л.с.).
Внутри всех групп было 15 классов по объему двигателя с коэффициентом эквивалентности 1,4, применяемым для двигателей с наддувом . В каждом классе были ограничения по весу и размерам колес. Примечательными классами для группы B были класс 3000 куб.см (2142,8 куб.см с турбонаддувом или нагнетателем), минимальный вес 960 кг ( Audi Quattro , Lancia 037 ); и 2500 куб.см (1785 куб.см), 890 кг ( Peugeot 205 T16 , Lancia Delta S4 ).


Оригинальный Renault 5 Turbo имел двигатель объемом 1,4 л, поэтому относился к классу 2000 куб.см. Позже Renault несколько увеличила размер двигателя для Turbo Maxi, чтобы можно было устанавливать шины большего размера (за счет несколько большего веса). [ 15 ] Ferrari 288 GTO и Porsche 959 относились к классу 4000 куб.см (2857 куб.см) и массой 1100 кг, который, вероятно, стал бы обычным классом для трековых гонок, если бы группа B нашла там большое применение.

Занятия в группе Б: [ 16 ]
Смещение | Масса | Ширина колеса (спереди и сзади) |
Автомобили | |
---|---|---|---|---|
Безнаддувный | С наддувом или турбонаддувом | |||
4000 куб.см | 2857 куб.см | 1100 кг | 12 дюймов | Феррари 288 ГТО , Порше 959 |
3000 куб.см | 2142,8 куб.см | 960 кг | 11 дюймов | Audi Quattro , Lancia 037 , MG Metro 6R4 , Ford RS200 |
2500 куб.см | 1785 куб.см | 890 кг | 11 дюймов | Пежо 205 Т16 , Лансия Дельта S4 |
2000 куб.см | 1397 куб.см | 820 кг | 10 дюймов | Рено 5 Турбо |
Сплочение
[ редактировать ]
1982–1983
[ редактировать ]Существующие группы 1–4 по-прежнему допускались к участию в чемпионате мира по ралли в течение первого года существования новых групп. [ 17 ] Хотя некоторые недавно омологированные автомобили группы B были заявлены с первого этапа в Монте-Карло, ни один автомобиль из группы не поднялся на подиум ни на одном из 12 ралли сезона.
Хотя Audi Quattro по сути все еще оставался автомобилем группы 4, в 1983 году он принес Ханну Микколе титул пилота. Lancia разработала новый автомобиль в соответствии со спецификациями группы B, но Lancia 037 по-прежнему имела задний привод и, следовательно, была менее стабильной, чем Audi на разных поверхностях (как правило, Lancia имела преимущество на асфальте , но Audi сохраняла превосходство на более рыхлых поверхностях, таких как снег и гравий). Тем не менее, модель 037 показала себя достаточно хорошо, чтобы Lancia завоевала титул производителя, который в то время считался более престижным, с запасом на ралли. Фактически, Lancia настолько низко относилась к чемпионату пилотов, что они не представили ни одну машину в финале сезона RAC Rally, несмотря на то, что гонщик Вальтер Рёрль все еще боролся за титул. Возможно, отчасти это произошло потому, что Рёрль «никогда не мечтал стать чемпионом мира». [ 18 ]

Низкие требования к омологации быстро привлекли производителей в группу B. Opel заменил серийную Ascona группы B на Manta 400 , а Toyota построила новый автомобиль на базе своей Celica . Как и Lancia 037, обе машины были заднеприводными, и, хотя они и оказались успешными в национальных ралли в различных странах, они были менее успешны на уровне чемпионата мира, хотя Toyota выиграла ралли Кот-д'Ивуара в 1983 году после найма шведского специалиста по вождению в пустыне, покойного Бьорн Вальдегорд .
1984–1985
[ редактировать ]В 1984 году Audi обыграла Lancia как в чемпионате производителей, так и в чемпионате пилотов, последний из которых выиграл Стиг Бломквист , но в середине года получил неожиданное новое соревнование: Peugeot присоединился к раллийной сцене со своей группой B 205. Т16 . T16 также имел полный привод и был меньше и легче Audi Quattro. За рулем находился чемпион 1981 года Ари Ватанен , а Ferrari Формулы-1 будущий менеджер команды и президент FIA Жан Тодт за работой наблюдал . Авария помешала T16 выиграть свое первое ралли, но Audi уже знала об этом.


Несмотря на масштабные изменения в Quattro, включая укороченную колесную базу , Peugeot доминировал в сезоне 1985 года. Хотя и не без происшествий: Ватанен вылетел с дороги в Аргентине и получил серьезные травмы, когда в результате аварии крепления его сиденья сломались. Тимо Салонен завоевал титул чемпиона 1985 года, одержав пять побед.
Хотя авария была признаком того, что автомобили группы B уже стали опасно быстрыми (несмотря на то, что Ватанен постоянно терпел аварии, будучи лидером), в 1985 году в мир ралли появилось несколько новых автомобилей группы B:
- В конце года Lancia заменила свой превзойденный 037 на Delta S4 , который имел как турбонагнетатель , так и нагнетатель для оптимальной выходной мощности.
- Форд вернулся после нескольких лет отсутствия с Ford RS200 и Ford Sierra RS Cosworth (хотя последний продолжал выступать в группе A).
- Citroën разработал и представил BX 4TC , который оказался слишком тяжелым и громоздким, чтобы добиться успеха.
- Компания Rover создала отличительный Metro 6R4 с квадратным кузовом и большим спойлером, установленным в передней части автомобиля.
1986
[ редактировать ]В сезоне 1986 года действующий чемпион Тимо Салонен владел новой версией Peugeot 205 T16 Evolution 2 вместе с бывшим водителем Toyota Юхой Канккуненом . Новый Audi Sport Quattro S1 мог похвастаться мощностью более 600 л.с. (450 кВт) и огромной передней частью, напоминающей снегоочиститель. Lancia Delta S4 должна была оказаться в руках финских гениев Анри Тойвонена и Маркку Алена , а Ford был готов со своим высокотехнологичным RS200 вместе со Стигом Бломквистом и Калле Грюнделем .
На этапе «Лагоа Азул» португальского ралли недалеко от Синтры португальский гонщик Хоаким Сантос преодолел подъем, повернув направо, чтобы избежать встречи с небольшой группой зрителей. Это привело к тому, что он потерял контроль над своим RS200. Автомобиль свернул вправо и вылетел с дороги на другую группу зрителей. Тридцать один человек был ранен, трое убиты. Все лучшие команды немедленно сошли с дистанции, и группа B оказалась под угрозой.

В начале мая на Тур де Корс снова произошла катастрофа . из Lancia Тойвонен был фаворитом чемпионата, и как только ралли началось, он стал задавать темп. Через семь километров после начала 18-го этапа S4 Тойвонена вылетел за пределы незащищенного края крутого левого поворота и рухнул вниз по крутому лесистому склону. Автомобиль приземлился перевернутым, от удара топливные баки были разорваны. Сочетание раскаленного турбокомпрессора, кевларового кузова и разорванного топливного бака привело к возгоранию автомобиля и поджогу сухого подлеска. Тойвонен и штурман Серджио Кресто погибли на своих местах. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] В отсутствие свидетелей аварии невозможно было определить причину аварии, кроме того, что Тойвонен вылетел с дороги на высокой скорости. Некоторые ссылаются на плохое здоровье Тойвонена в то время (сообщается, что он болел гриппом); [ 22 ] другие предполагают механическую неисправность или просто трудности с управлением автомобилем, хотя карьера Тойвонена, как и Ватанена, была полна неудач, когда он возглавлял ралли. До этого этапа он лидировал в ралли с большим отрывом, и ни один другой гонщик не бросил ему вызов. [ 22 ]
Авария произошла через год после того, как водитель Lancia Аттилио Беттега разбился и погиб в своем 037. Хотя в этой гибели во многом виноваты неумолимые корсиканские пейзажи (и невезение, поскольку его штурман Маурицио Периссино не пострадал), Тойвонен и Кресто смертельные случаи в сочетании с трагедией в Португалии и транслируемой по телевидению аварией пилота Формулы-1 Марка Зурера на другом RS200, в результате которой погиб штурман Мишель Уайдер. , вынудило FIA немедленно запретить все автомобили группы B в 1987 году. Audi решила полностью выйти из группы B после ралли на Корсике.
Последние дни группы B также были неоднозначными. Итальянские инспекторы дисквалифицировали Peugeot от участия в ралли Сан-Ремо , поскольку «юбки» вокруг нижней части автомобиля были признаны незаконными. Peugeot тут же обвинил итальянцев в благосклонности Lancia. [ нужна ссылка ] Их аргументы были подтверждены на следующем мероприятии, ралли RAC , когда британские инспекторы признали Peugeot законными в идентичной комплектации. FISA аннулировала результат ралли Сан-Ремо через одиннадцать дней после финального тура в США. В результате чемпионский титул перешел от Маркку Алена из Lancia к Юхе Канккунену из Peugeot. Тимо Салонен выиграл еще два ралли в сезоне 1986 года и стал самым успешным гонщиком группы B, одержав в общей сложности семь побед.
За пределами WRC
[ редактировать ]

Хотя в 1987 году развитие раллийных автомобилей Группы B завершилось и их появление на мировой раллийной арене, они не исчезли. Их по-прежнему допускали к участию в региональных чемпионатах при условии, что они соответствовали пределу в 1600 куб.см для полного привода или были омологированы до 1984 года. [ 3 ] Будущий президент FIA Мохаммед Бен Сулайем был одним из каперов , участвовавших в этапах чемпионата Ближнего Востока по ралли 1987 года на Audi Quattro A2 и Opel Manta 400. [ 23 ] Независимые команды также будут участвовать в чемпионате Европы, хотя ограниченный выбор разрешенных автомобилей группы B не был таким конкурентоспособным и повсеместным, как более новые автомобили группы A. [ 24 ] [ 25 ]
Porsche 959 никогда не участвовал в соревнованиях WRC, хотя он участвовал в чемпионате Ближнего Востока и выиграл ралли Париж-Дакар в 1986 году. Peugeot адаптировала свой T16 для участия в ралли Дакар . Ари Ватанен выигрывал соревнования в 1987, 1989 и 1990 годах. Усовершенствованные автомобили Peugeot и Audi также участвовали в гонке Pikes Peak Hillclimb в Колорадо . Автомобиль Вальтера Рерля S1 Rally выиграл международный подъем на холм Пайкс-Пик в 1987 году и установил новый рекорд того времени. Audi использовала свой опыт Группы B для разработки серийного гоночного автомобиля для серий Trans-Am и IMSA GTO в 1988 и 1989 годах соответственно.
Многие бывшие раллийные автомобили нашли свое применение в европейских соревнованиях по ралли-кроссу с начала 1987 года до конца 1992 года. MG Metro 6R4 и Ford RS200 стали частыми участниками национальных чемпионатов. В 1993 году FIA заменила модели группы B на чемпионате Европы по ралли-кроссу прототипами, которые должны были быть основаны на существующих моделях группы A.
Группа С
[ редактировать ]Отмена Группы B в сочетании с трагедией 1986 года привела к отмене предложенной замены Группы B: Группы S.
Правила группы S ограничивают мощность двигателя автомобиля до 300 л.с. (225 кВт). потребовалось бы десять экземпляров автомобиля Чтобы стимулировать инновационные разработки, для омологации вместо 200, необходимых для группы B. К моменту ее отмены было построено как минимум четыре прототипа группы S: Lancia ECV , Toyota MR2. на базе 222D, Opel Kadett Rallye 4x4 (он же Vauxhall Astra 4S) и Lada Samara S-proto, а также новые автомобили планировались как Audi ( 002 Quattro) и Ford (модификация RS200 группы S). Отмена группы S разозлила многих участников ралли, которые считали, что новая спецификация безопаснее, чем группа B, и более интересна, чем группа A.
Концепция группы S была возрождена FIA в 1997 году как спецификация World Rally Car , которая действовала до 2021 года. Автомобили WRC были ограничены мощностью 380 л.с. (280 кВт) и требовали 2500 экземпляров модели, но, в отличие от группы S, также должны были использовать определенные детали со своими базовыми производственными моделями.
Кольцевые гонки
[ редактировать ]

С момента своего появления в 1982 году группа B нашла дом в чемпионате мира по гонкам на выносливость , новом названии чемпионата мира по спортивным автомобилям, хотя и второстепенном по сравнению с гоночными прототипами автомобилей группы C. В сезоне 1983 года появился первый значительный список участников, включавший автомобили Porsche 930 , BMW M1 и Ferrari 308 GTB LM . Porsche выиграл Кубок FIA GT в 1983 году, передав его BMW в 1984 и 1985 годах. С 1986 года чемпионат удалил группу B в пользу автомобилей, регулируемых IMSA , и в том же году чемпионат стал известен как чемпионат мира по спортивным прототипам.
Прототип Porsche 961 , который должен был стать основой для омологации группы B, выиграл класс GTX в гонке «24 часа Ле-Мана» 1986 года, но разбился и загорелся в 1987 году. Ferrari 288 GTO был построен и продан в минимальном количестве автомобилей. для публики, но никогда не видел действий в своей категории. Сетки WSPC , для которых он предназначался, были заполнены партией автомобилей группы C (до 1993 года он использовался ограниченно. IMSA GTO в европейских гонках, включая Ле-Ман, не было серийных гонщиков на базе спортивных автомобилей), но в гонках в 1989 году.
Наследие
[ редактировать ]Эпоху группы B часто считают одним из самых конкурентных и захватывающих периодов в ралли. [ 26 ] Сочетание легкого шасси, сложной аэродинамики и огромного количества лошадиных сил привело к созданию класса автомобилей, характеристики которых до сих пор не превзошли в своей категории даже три десятилетия спустя. [ 27 ] Из-за сомнительных показателей безопасности этот класс также получил среди энтузиастов сомнительное прозвище: «Убийцы Б». [ 27 ] В отличие от этого, многие энтузиасты называют эпоху Группы B Золотым веком ралли. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Во многих гоночных видеоиграх игрок может управлять автомобилями группы B. В видеоигре Gran Turismo Sport 2017 года представлена категория раллийных автомобилей, известная как «Gr. B», что является явной данью уважения Группе B. В этой конкретной категории представлены преимущественно вымышленные раллийные автомобили, основанные на более новых моделях, таких как Mitsubishi Lancer Evolution X и Subaru. WRX STI , хотя он включает в себя версию Audi Quattro в Пайкс-Пике. [ 32 ] В сиквеле игры Gran Turismo 7 к классу был добавлен настоящий автомобиль группы B (Peugeot 205).
Автомобили
[ редактировать ]Группа Б
[ редактировать ]



![]() |
В этот список входят незавершенные разработки и автомобили-прототипы, не получившие омологацию.
Автомобиль переведен из омологации группы 4 | |
Автомобиль был повторно омологирован для группы А. |
Машина | Сорт | № | Начинать | Примечание | Источник |
---|---|---|---|---|---|
Альфа Ромео GTV 2000 Турбодельта | Б/12 | Б-238 | 1 марта 1983 г. | [ 33 ] | |
Альфа Ромео Альфасуд Спринт 6C | Прототип | ||||
Альфа Ромео СЗ | Б/12 | Б-297 | 1 ноября 1992 г. | [ 34 ] | |
Альпийский А310 V6 | Б/12 | Б-204 | 1 февраля 1982 г. | [ 35 ] | |
Альпийский А610 | Б/12 | Б-299 | 1 апреля 1993 г. | [ 36 ] | |
Audi Quattro A1 | Б/12 | Б-229 | 1 января 1983 г. | [ 37 ] | |
Ауди 80 Кватро А2 | Б/12 | Б-231 | 1 января 1983 г. | [ номер 1 ] | [ 37 ] |
Audi Quattro A1 | Б/12 | Б-242 | 1 мая 1983 г. | [ номер 2 ] | [ 37 ] |
Audi Quattro A2 | Б/12 | Б-243 | 1 мая 1983 г. | [ 37 ] | |
Audi Sport Quattro S1 | Б/12 | Б-243 | 1 мая 1984 г. | [ 37 ] | |
Audi Sport Quattro E2 | Б/12 | Б-264 | 1 июля 1985 г. | [ 38 ] | |
БМВ М1 | Б/12 | Б-240 | 1 марта 1983 г. | [ 39 ] | |
Ситроен БХ 4TC | Б/12 | Б-279 | 1 октября 1986 г. | [ 40 ] | |
Ситроен Виза Трофи | Б/9 | Б-201 | 1 января 1982 г. | [ 40 ] | |
Ситроен Виза Хроно II | Б/10 | Б-219 | 1 октября 1982 г. | [ 40 ] | |
Ситроен Виза 1000 трасс | Б/10 | Б-258 | 1 марта 1984 г. | [ 40 ] | |
Дайхатсу Шарада 926 Турбо | Б/9 | Б-268 | 1 января 1985 г. | [ 41 ] | |
Daihatsu Шарада ДеТомасо 926R | Менее 1300 куб.см | Прототип | [ 41 ] | ||
Феррари 308 GTB Микелотто | Б/12 | Б-220 | 1 октября 1982 г. | [ 42 ] | |
Феррари 308 GTB Микелотто | Б/12 | Б-236 | 1 января 1983 г. | [ 42 ] | |
Феррари 308 Кваттровалволе | Б/12 | Б-241 | 1 апреля 1983 г. | [ 42 ] | |
Феррари 288 ГТО | Б/12 | Б-273 | 1 июня 1985 г. | [ 42 ] | |
Феррари 288 ГТО Эволюция | Прототип | [ номер 3 ] | [ 42 ] | ||
Феррари Ф40 | Б/12 | Б-293 | 1 декабря 1989 г. | [ 34 ] | |
Форд РС200 | Б/12 | Б-280 | 1 февраля 1986 г. | [ 43 ] | |
Форд Эскорт RS 1700T | Прототип | [ номер 4 ] | [ 43 ] | ||
Форд Эскорт РС Турбо | Б/12 | Б-270 | 1 апреля 1985 г. | [ кол. 5 ] | |
Форд Сьерра РС Косворт | Б/12 | Б-286 | 1 августа 1986 г. | [ номер 6 ] | |
ФСО Полонез 2500 Racing | Прототип | 1 апреля 1985 г. | |||
Ралли ФСО Польша 2000 | Б/11 | Б-261 | 1 апреля 1984 г. | ||
Польский FSO 2000 Turbo | Менее 2000cc | Прототип | |||
Группа игрушек Б | Прототип | ||||
Ягуар XJS | Б/12 | Б-292 | 1 февраля 1988 г. | [ 44 ] | |
Лада 2105 ВФТС | Б/10 | Б-222 | 1 октября 1982 г. | [ 45 ] | |
Лада Самара ЭВА | Прототип | [ 45 ] | |||
Ламборджини Каунтах 5000QV | Б/12 | Б-291 | 1 января 1988 г. | [ 46 ] | |
Лансия Ралли 037 | Б/12 | Б-210 | 1 апреля 1982 г. | [ 47 ] | |
Лансия Дельта S4 | Б/12 | Б-276 | 1 ноября 1985 г. | [ 47 ] | |
Мазда RX-7 | Б/12 | Б-255 | 1 февраля 1984 г. | [ 48 ] | |
Мерседес-Бенц 190Е Косворт | Прототип | [ номер 7 ] | [ 49 ] | ||
МГ Метро 6Р4 | Б/12 | Б-277 | 1 ноября 1985 г. | [ 50 ] | |
Митсубиси Лансер 2000 Турбо | Б/12 | Б-230 | 1 января 1983 г. | [ 51 ] | |
Митсубиси Старион 4WD | Прототип | [ номер 8 ] | |||
Moskvitch-Aleko 2141-KR | Прототип | [ 52 ] | |||
Ниссан 240РС | Б/12 | Б-233 | 1 января 1983 г. | [ 53 ] | |
Опель Аскона 400 | Б/12 | Б-221 | 1 ноября 1982 г. | ||
Опель Манта 400 | Б/12 | Б-237 | 1 марта 1983 г. | [ 54 ] | |
Пежо 205 Т16 | Б/12 | Б-262 | 1 апреля 1984 г. | [ 55 ] | |
Пежо 305 V6 | Прототип | [ номер 9 ] | |||
Пежо 504 с турбонаддувом | Б/12 | Б-252 | 1 ноября 1983 г. | ||
Пежо 504 Пикап | Б/11 | Б-228 | 1 декабря 1982 г. | [ 55 ] | |
Porsche 924 Carrera GT | Б/12 | Б-203 | 1 января 1982 г. | [ 56 ] | |
Порше 911 СК РС | Б/12 | Б-207 | 1 марта 1982 г. | [ 56 ] | |
Порше 911 Турбо | Б/12 | Б-208 | 1 января 1982 г. | [ 56 ] | |
Порше 928 С | Б/12 | Б-209 | 1 января 1982 г. | [ 56 ] | |
Порше 911 Каррера | Б/12 | Б-282 | 1 июня 1986 г. | [ 56 ] | |
Порше 911 Каррера 2 | Б/12 | Б-294 | 1 сентября 1990 г. | [ 57 ] | |
Порше 911 Каррера 4 | Б/12 | Б-295 | 1 сентября 1990 г. | [ 58 ] | |
Порше 911 Каррера РС | Б/12 | Б-296 | 1 марта 1992 г. | [ 59 ] | |
Порше 911 Турбо | Б/12 | Б-298 | 1 апреля 1993 г. | [ 60 ] | |
Порше 928 С | Б/12 | Б-283 | 1 июня 1986 г. | [ 56 ] | |
Порше 944 Турбо | Б/12 | Б-284 | 1 июня 1986 г. | [ 56 ] | |
Порше 959 | Прототип | [ 56 ] | |||
Порше 961 | Прототип | ||||
Премьер 118НЭ | Б/9 | Б-290 | 1 ноября 1988 г. | [ 61 ] | |
Рено 5 Турбо «Севенны» | Б/11 | Б-205 | 1 февраля 1982 г. | [ 62 ] | |
Рено 5 Турбо "Тур де Корс" | Б/11 | Б-234 | 1 января 1983 г. | ||
Рено 5 Макси Турбо | Б/12 | Б-267 | 1 декабря 1984 г. | ||
Сиденье Фура Кроно 1.6 | Б/10 | Б-244 | 1 мая 1983 г. | ||
Шкода 130 ЛР | Б/9 | Б-269 | 1 января 1985 г. | [ 63 ] | |
Субару МП-1 Утилита | Б/11 | Б-259 | 1 марта 1984 г. | [ 64 ] | |
Субару XT 4WD Турбо | Б/12 | Б-275 | 1 октября 1985 г. | [ 65 ] | |
Талбот Санбим Лотос | Б/12 | Б-227 | 1 декабря 1982 г. | [ 66 ] | |
Талбот Горизонт | Прототип | [ номер 2 ] | [ 66 ] | ||
Талбот Самба Ралли | Б/9 | Б-232 | 1 января 1983 г. | [ 66 ] | |
Toyota Celica Твин-Кам Турбо | Б/12 | Б-239 | 1 марта 1983 г. | [ 67 ] |
Примечания
- ^ Повторно омологирован как группа A, номер омологации 5156.
- ^ Перейти обратно: а б Модернизация двигателя 2145cc
- ^ Автомобиль построен в соответствии с правилами группы B, но не омологирован; от проекта отказались в пользу F40
- ^ Автомобиль построен в соответствии с правилами группы B, но не омологирован; проект заброшен в пользу RS200
- ^ Повторно омологирован как группа A, номер омологации 5272.
- ^ Повторно омологирован как группа A, номер омологации 5323.
- ^ Заброшен, когда стала известна Audi Quattro.
- ^ Не омологирован вовремя до окончания группы B, использовался как прототип.
- ^ Автомобиль построен в соответствии с правилами группы B, но не омологирован; от проекта отказались в пользу 205 Т16
Группа С
[ редактировать ]- Ауди Спорт Кватро РС 002 [ 37 ]
- Форд РС200
- Лада Самара С-прото
- Лансия ЭКВ
- Мазда RX7S [ 68 ]
- Опель Кадетт Ралли 4х4 / Опель Астра 4S
- Пежо 405 Т16 ГР
- SEAT Ibiza с двумя двигателями [ 69 ]
- Шкода 130LR Эволюция
- Тойота 222Д (на базе МР2)
Известные драйверы
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Веб-сайт Top Gear : Угол, который убил группу B. Архивировано 7 июня 2013 года в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Журналы, Hearst (1 августа 1987 г.). Популярная механика . Журналы Херста.
- ^ Перейти обратно: а б «FISA вносит изменения для повышения безопасности автомобилей» . Скенектади Газетт / AP.
- ^ «Историческая база данных ФИА» .
- ^ «Статья 251 – Классификация и определения 2011 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2014 года.
- ^ «Приложение J 1992» (PDF) .
- ^ «Приложение J 1993» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б «Анатомия раллийного автомобиля группы B – история и технологии золотой эры ралли» . эво . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Приложение J к Международному спортивному кодексу 1986 года» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б с «Приложение J к Международному спортивному кодексу 1982 года» (PDF) .
- ^ «5 чудесных оружий группы Б» . www.goodwood.com . Проверено 24 мая 2022 г.
- ↑ Без ума от этого, Майк Гудбан, Classic Cars , декабрь 2006 г.
- ^ Chrysler Sunbeam Ti_and_Sunbeam_Lotus
- ^ Лансия Дельта S4
- ^ «La 5 Turbo da corsa» [5 моделей соревнований Turbo]. Renault5Turbo.it (на итальянском языке). МР Электроникс. Архивировано из оригинала 29 января 2013 года.
- ^ Правила FIA, Приложение J 1986 г., ст. 256 – Специальные правила для спортивных автомобилей (группа B): http://www.fia.com/resources/documents/991499716__Hist_App_J_86_Art_256_a.pdf . Архивировано 17 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Изменение правил juwra.com, 1982 г.» . juwra.com . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ «Обзор Porsche Рёрля – Porsche AG» . Porsche ГЛАВНАЯ – Porsche AG . Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ «Биография Анри Тойвонена» . www.thruxton.f9.co.uk . Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 года . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ «Угол, который убил группу Б» . topgear.com . 19 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2017 года . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Оагана, Алекс (22 ноября 2010 г.). «Раллийные автомобили группы B: Убийцы B» . autoevolution.com . Архивировано из оригинала 14 января 2018 года . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Toivonen e Cresto: appuntamento col destino» . Архивировано из оригинала 25 июля 2019 года . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ Шаки. «Ралли сезона 1987» . eWRC-results.com . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Шаки. «Окончательные результаты Ралли Гаррига – Лангедок-Руссильон 1988» . eWRC-results.com . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Шаки. «Окончательные результаты Букле де Спа Альфонс Делеттр 1988» . eWRC-results.com . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Оагана, Алекс (22 ноября 2010 г.). «Раллийные автомобили группы B: Убийцы B» . autoevolution.com . Архивировано из оригинала 24 марта 2013 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Либерман, Джонни (26 июня 2007 г.). «Коронование короля 1986 года: Audi Quattro S1 против Ford RS200 против Lancia Delta S4 против Peugeot 205 TI6» . jalopnik.com . Архивировано из оригинала 8 марта 2013 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ «Откройте для себя золотой век ралли с этим Peugeot 205 T16, имеющим омологацию группы B» . ГТПланет . 8 февраля 2018 года . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ «Владейте семью разными «пчелами-убийцами» из золотого века ралли» . Классный материал . 15 июня 2017 года . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ «Анатомия раллийного автомобиля группы B – история и технологии золотой эры ралли» . Эво . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ DCXMag.com (30 ноября 2016 г.). «Золотой век ралли» . Литье под давлением X. Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ «Описание классов автомобилей в Gran Turismo Sport» . ГТПланет . 6 октября 2017 г. Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ https://rallygroupbshrine.org/wp-content/uploads/2017/04/alfa_romeo_turbodelta_number_238_group_b.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Перейти обратно: а б «Историческая база данных ФИА» .
- ^ "Рено Альпин А310 V6 (Группа 4/В)" . 5 февраля 2016 г.
- ^ «Историческая база данных ФИА» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Audi. Архивировано 6 августа 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ «Опель Аскона Б 400 (Группа 4/Б)» . 5 февраля 2016 г.
- ↑ BMW . Архивировано 6 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Citroën. Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы B (1 января 1982 г.). Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Daihatsu. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ferrari. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ford. Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы B (1 января 1983 г.). Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ «Историческая база данных ФИА» .
- ^ Перейти обратно: а б Lada. Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ «Историческая база данных ФИА» .
- ^ Перейти обратно: а б Lancia. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы B (4 января 1982 г.). Проверено 2 мая 2012 г.
- ↑ Mazda . Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ↑ Mercedes . Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ↑ Остин / MG / Rover. Архивировано 6 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ↑ Mitsubishi . Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Москвич. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Nissan. Архивировано 15 августа 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ↑ Opel. Архивировано 15 августа 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы B (1 мая 1983 г.). Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Peugeot. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы B (4 января 1984 г.). Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Porsche. Архивировано 21 января 2010 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ «Историческая база данных ФИА» .
- ^ «Историческая база данных ФИА» .
- ^ «Историческая база данных ФИА» .
- ^ «Историческая база данных ФИА» .
- ^ «Историческая база данных ФИА» .
- ^ «Рено 5 Турбо и Макси Турбо (Группа Б)» . 20 января 2016 г.
- ↑ Skoda. Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ «Субару МП-1 Утилита (Группа Б)» . 9 февраля 2016 г.
- ^ «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ» (PDF) . Международная автомобильная федерация . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2010 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Талбот. Архивировано 6 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ↑ Toyota. Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ «Прототип Mazda RX7S группы B» . Ралли группы B. Храм . 22 декабря 2016 года . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «Seat Ibiza Bimotor — прототип группы S» . Ралли группы B. Храм . 16 января 2016 года . Проверено 17 октября 2020 г.