Jump to content

Группа Б

(Перенаправлено из группы S )

Audi Sport Quattro S1 E2 , один из самых мощных автомобилей группы B.

Группа B представляла собой набор правил для автомобилей класса Grand Touring (GT), используемых в гонках спортивных автомобилей и ралли, введенный в 1982 году Международной автомобильной федерацией (FIA). Несмотря на то, что группе B разрешено участвовать в чемпионате мира по спортивным автомобилям в классе GT вместе с более популярными гоночными прототипами группы C , группа B обычно ассоциируется с международной раллийной сценой в период с 1982 по 1986 год в популярной культуре, когда они были высшим классом, используемым в ралли. включая чемпионат мира по ралли , региональные и национальные чемпионаты.

Правила группы B породили одни из самых быстрых, мощных и сложных раллийных автомобилей, когда-либо созданных, и их эпоху обычно называют золотой эрой ралли. [ 1 ] Однако в серии крупных аварий, некоторые со смертельным исходом, виноваты их чрезмерная скорость и отсутствие контроля над толпой на мероприятиях. [ 2 ] После смерти Анри Тойвонена и его штурмана Серджио Кресто на 1986 года Тур де Корс FIA запретила группе участвовать в соревнованиях WRC со следующего сезона, отказалась от своих предыдущих планов по представлению группы S и назначила A группу топовая формула с объемом двигателя 2000 куб.см и мощностью 300 л.с. [ 3 ]

В последующие годы автомобили бывшей раллийной группы B нашли свою нишу в чемпионате Европы по ралли-кроссу, пока в 1993 году их не исключили . классы, такие как новая группа GT . Последние автомобили были омологированы в группе B в 1993 году, хотя FIA предусмотрела проведение национальных чемпионатов и внутренних гонок вплоть до 2011 года. [ 4 ] [ 5 ]

Новые группы FISA

[ редактировать ]
Rothmans Rally Team команды Prodrive под управлением Porsche 911 SC RS .

В 1982 году FISA реструктурировала категорию серийных автомобилей Приложения J, включив в нее три новые группы. Исходящие группы 1 и 2 были заменены группой N и группой A для немодифицированных и модифицированных серийных туристических автомобилей соответственно. Эти автомобили должны были иметь четыре сиденья (хотя минимальный размер задних сидений был достаточно мал, чтобы соответствовать требованиям некоторых автомобилей 2+2) и производиться в больших количествах. Их потребность в омологации составляла 5000 единиц в течение 12 месяцев с 1982 по 1992 год. С 1993 года потребность сократилась до 2500 единиц. [ 6 ] [ 7 ]

Группа B предназначалась для автомобилей класса Grand Touring (GT) с минимум двумя сиденьями, которые в 1986 году были переименованы в спортивные автомобили класса Grand Touring. Она объединила и заменила Группу 3 и Группу 4 , две группы Grand Touring, уже используемые в ралли, а также созданные на базе производства специальные автомобили. сборки Группы 5, используемые в кольцевых гонках. [ 8 ] Группа 5 никогда не допускалась к участию в чемпионате мира по ралли среди производителей.

Омологация

[ редактировать ]

Количество автомобилей, необходимых для омологации, 200, составляло всего 4% от требований других групп и половину того, что ранее было принято в Группе 4. [ 9 ] Поскольку периоды омологации можно было продлить, производя только 10% от первоначальной потребности каждый последующий год, 20 в случае группы B по сравнению с 500 для A и N, группа сделала автоспорт и чемпионаты более доступными для производителей автомобилей, прежде чем приступить к техническим вопросам группы. и производительность во внимание. «Эволюции» могут быть включены в первоначальную омологацию без необходимости выпуска новой первоначальной партии, что позволяет производителям настраивать различные аспекты своего конкурирующего автомобиля в рамках требования о производстве только 20 «эволюционированных» автомобилей. В совокупности эти правила омологации привели к тому, что «специальные омологационные модели» группы B (автомобили, которые производились только для удовлетворения групповой квоты, а не для продажи) были чрезвычайно редкими, если они продолжали существовать после представления официальным лицам FIA.

Феррари 308 GTB группа B (1984)

Группа B могла использоваться для омологации серийных спортивных автомобилей, которые не могли быть омологированы в группах N или A, потому что у них не было четырех сидений или они производились в недостаточно больших количествах (например, такие автомобили, как Ferrari 308 , Porsche 911 и т. д.). ). Кроме того, низкие производственные требования побудили производителей использовать шасси с пространственной рамой вместо кузовов, которые обычно используются в большинстве серийных дорожных автомобилей. [ 8 ]

Существующие автомобили, имеющие омологацию группы 2, группы 3 и группы 4, могут быть переведены в группу B, причем многие из них будут автоматически переданы секретариатом FISA. [ 10 ]

с поперечным расположением двигателя и средним расположением двигателя Peugeot 205 Turbo 16 E2 завоевал Peugeot 1985 и 1986 годов WRC титулы производителей .

Особые правила

[ редактировать ]

Группа B следовала статьям 252 и 253, которые охватывали такие вещи, как каркасы безопасности или детали автомобиля, такие как ветровые стекла или зеркала заднего вида. [ 9 ] Статья 256 охватывает конкретные правила для группы B и состоит из 5 параграфов площадью более половины страницы и включает большую часть из 7 страниц статьи 255 (группа A). Первые два параграфа из 256 охватывают определение (спортивных) автомобилей класса Grand Touring (минимум с двумя сиденьями) и требования к омологации.

В разделе «3) РАЗРЕШЕНЫ МОДИФИКАЦИИ И МОДИФИКАЦИИ» указано: «Все, что разрешено для группы А...». Эти правила содержат базовые наборы правил о том, что разрешено изменять, как это можно изменить и что можно удалить. из омологационных дорожных автомобилей.

Особые уникальные правила 1982 года по весу, ограничению мощности двигателя и ширине шин для группы B. [ 10 ]
Максимальная мощность двигателя Минимальный вес Максимальная ширина шины
1000 куб.см 580 кг 8 дюймов
1,300 675 8.5
1,600 750 9
2,000 820 10
2,500 890 11
3,000 960 11
4,000 1,100 12
5,000 1,235 13
более 5000 1,300 14

(Конкретная ширина шин для 2500 куб.см не указана, но она попадает в категорию 3000 куб.см)

Если автомобиль имеет нагнетатель (сюда входят и турбокомпрессоры), то объем двигателя считается в 1,4 раза больше при других его ограничениях, указанных выше. Если двигатель роторный или аналогичный, то мощность считается «удвоенной по объему, определяемому между максимальной и минимальной мощностью камеры сгорания». Эквивалентная мощность, , для газотурбинного двигателя гораздо сложнее, выводится по формуле (1982) или (1986), где - «площадь сопла высокого давления» (см 2 ), и / это «степень давления» компрессора. [ 9 ] [ 10 ]

Итоговые сборки

[ редактировать ]
Форд РС200

В конечном итоге было мало ограничений на разрешенные технологии, дизайн и материалы. Например, кузов из стекловолокна использовался в случае Ford RS200 , автомобиля, не имеющего коммерчески доступного аналога, хотя гоночные автомобили с силуэтом, использующие шасси с пространственной рамой, все еще были распространены, даже когда аналоги потребительских автомобилей производились массово, например, в случае с Ford RS200. Пежо 205 Т16 или Лансия Дельта S4. [ 11 ]

Правила предусматривали участие производителей, желающих соревноваться в ралли со среднемоторными и заднеприводными или полноприводными автомобилями , но их заднеприводные модели постепенно заменялись переднеприводными аналогами. Снизив минимальное количество омологации с 400 в группе 4 до 200, FISA позволило производителям разрабатывать специализированные модели для раллийных автомобилей с задним или полным приводом, омологируемые без финансовых обязательств по производству их серийных аналогов в таких больших количествах. [ 12 ]

Не было никаких ограничений на наддув , в результате чего мощность автомобилей-победителей увеличилась с 250 л.с. в 1981 году до как минимум двух автомобилей, производящих более 500 л.с. к 1986 году, последнему году группы B в ралли. [ 13 ] [ 14 ] Двигатели с турбонаддувом не были распространены в коммерческих автомобилях и были представлены только с начала 1960-х годов. [ 2 ] но в начале и середине 1980-х инженеры научились извлекать невероятную мощность из турбодвигателей. Некоторые производители группы B пошли еще дальше, например, Peugeot установили на свой двигатель систему Turbo Lag, заимствованную из Формулы-1, хотя технология была новой и не очень эффективной. [ 1 ] Lancia оснастила свой Delta S4 двойным наддувом , добавив к своему двигателю как нагнетатель, так и турбонагнетатель. Когда были определены правила групп N, A и B, ограничения по весу/объему двигателя считались единственным способом контроля скорости. В настоящее время мощность турбодвигателей ограничивается установкой ограничителя на впуске, и группового ралли , например, в иерархии есть ограничения по весу/мощности двигателя (кг/л.с.).

Внутри всех групп было 15 классов по объему двигателя с коэффициентом эквивалентности 1,4, применяемым для двигателей с наддувом . В каждом классе были ограничения по весу и размерам колес. Примечательными классами для группы B были класс 3000 куб.см (2142,8 куб.см с турбонаддувом или нагнетателем), минимальный вес 960 кг ( Audi Quattro , Lancia 037 ); и 2500 куб.см (1785 куб.см), 890 кг ( Peugeot 205 T16 , Lancia Delta S4 ).

Рено 5 Турбо .
Порше 959 .

Оригинальный Renault 5 Turbo имел двигатель объемом 1,4 л, поэтому относился к классу 2000 куб.см. Позже Renault несколько увеличила размер двигателя для Turbo Maxi, чтобы можно было устанавливать шины большего размера (за счет несколько большего веса). [ 15 ] Ferrari 288 GTO и Porsche 959 относились к классу 4000 куб.см (2857 куб.см) и массой 1100 кг, который, вероятно, стал бы обычным классом для трековых гонок, если бы группа B нашла там большое применение.

Феррари 288 ГТО

Занятия в группе Б: [ 16 ]

Смещение Масса Ширина колеса
(спереди и сзади)
Автомобили
Безнаддувный С наддувом или турбонаддувом
4000 куб.см 2857 куб.см 1100 кг 12 дюймов Феррари 288 ГТО , Порше 959
3000 куб.см 2142,8 куб.см 960 кг 11 дюймов Audi Quattro , Lancia 037 , MG Metro 6R4 , Ford RS200
2500 куб.см 1785 куб.см 890 кг 11 дюймов Пежо 205 Т16 , Лансия Дельта S4
2000 куб.см 1397 куб.см 820 кг 10 дюймов Рено 5 Турбо

Сплочение

[ редактировать ]
Лансия 037 .

Существующие группы 1–4 по-прежнему допускались к участию в чемпионате мира по ралли в течение первого года существования новых групп. [ 17 ] Хотя некоторые недавно омологированные автомобили группы B были заявлены с первого этапа в Монте-Карло, ни один автомобиль из группы не поднялся на подиум ни на одном из 12 ралли сезона.

Хотя Audi Quattro по сути все еще оставался автомобилем группы 4, в 1983 году он принес Ханну Микколе титул пилота. Lancia разработала новый автомобиль в соответствии со спецификациями группы B, но Lancia 037 по-прежнему имела задний привод и, следовательно, была менее стабильной, чем Audi на разных поверхностях (как правило, Lancia имела преимущество на асфальте , но Audi сохраняла превосходство на более рыхлых поверхностях, таких как снег и гравий). Тем не менее, модель 037 показала себя достаточно хорошо, чтобы Lancia завоевала титул производителя, который в то время считался более престижным, с запасом на ралли. Фактически, Lancia настолько низко относилась к чемпионату пилотов, что они не представили ни одну машину в финале сезона RAC Rally, несмотря на то, что гонщик Вальтер Рёрль все еще боролся за титул. Возможно, отчасти это произошло потому, что Рёрль «никогда не мечтал стать чемпионом мира». [ 18 ]

Опель Манта 400 .

Низкие требования к омологации быстро привлекли производителей в группу B. Opel заменил серийную Ascona группы B на Manta 400 , а Toyota построила новый автомобиль на базе своей Celica . Как и Lancia 037, обе машины были заднеприводными, и, хотя они и оказались успешными в национальных ралли в различных странах, они были менее успешны на уровне чемпионата мира, хотя Toyota выиграла ралли Кот-д'Ивуара в 1983 году после найма шведского специалиста по вождению в пустыне, покойного Бьорн Вальдегорд .

В 1984 году Audi обыграла Lancia как в чемпионате производителей, так и в чемпионате пилотов, последний из которых выиграл Стиг Бломквист , но в середине года получил неожиданное новое соревнование: Peugeot присоединился к раллийной сцене со своей группой B 205. Т16 . T16 также имел полный привод и был меньше и легче Audi Quattro. За рулем находился чемпион 1981 года Ари Ватанен , а Ferrari Формулы-1 будущий менеджер команды и президент FIA Жан Тодт за работой наблюдал . Авария помешала T16 выиграть свое первое ралли, но Audi уже знала об этом.

Специальная омологация Porsche 911 SC RS для ралли группы B; Разработан для WRC 1984 года .
Metro 6R4 был разработан для участия в чемпионате WRC 1986 года .

Несмотря на масштабные изменения в Quattro, включая укороченную колесную базу , Peugeot доминировал в сезоне 1985 года. Хотя и не без происшествий: Ватанен вылетел с дороги в Аргентине и получил серьезные травмы, когда в результате аварии крепления его сиденья сломались. Тимо Салонен завоевал титул чемпиона 1985 года, одержав пять побед.

Хотя авария была признаком того, что автомобили группы B уже стали опасно быстрыми (несмотря на то, что Ватанен постоянно терпел аварии, будучи лидером), в 1985 году в мир ралли появилось несколько новых автомобилей группы B:

  • В конце года Lancia заменила свой превзойденный 037 на Delta S4 , который имел как турбонагнетатель , так и нагнетатель для оптимальной выходной мощности.
  • Форд вернулся после нескольких лет отсутствия с Ford RS200 и Ford Sierra RS Cosworth (хотя последний продолжал выступать в группе A).
  • Citroën разработал и представил BX 4TC , который оказался слишком тяжелым и громоздким, чтобы добиться успеха.
  • Компания Rover создала отличительный Metro 6R4 с квадратным кузовом и большим спойлером, установленным в передней части автомобиля.

В сезоне 1986 года действующий чемпион Тимо Салонен владел новой версией Peugeot 205 T16 Evolution 2 вместе с бывшим водителем Toyota Юхой Канккуненом . Новый Audi Sport Quattro S1 мог похвастаться мощностью более 600 л.с. (450 кВт) и огромной передней частью, напоминающей снегоочиститель. Lancia Delta S4 должна была оказаться в руках финских гениев Анри Тойвонена и Маркку Алена , а Ford был готов со своим высокотехнологичным RS200 вместе со Стигом Бломквистом и Калле Грюнделем .

На этапе «Лагоа Азул» португальского ралли недалеко от Синтры португальский гонщик Хоаким Сантос преодолел подъем, повернув направо, чтобы избежать встречи с небольшой группой зрителей. Это привело к тому, что он потерял контроль над своим RS200. Автомобиль свернул вправо и вылетел с дороги на другую группу зрителей. Тридцать один человек был ранен, трое убиты. Все лучшие команды немедленно сошли с дистанции, и группа B оказалась под угрозой.

Лансия Дельта S4 .

В начале мая на Тур де Корс снова произошла катастрофа . из Lancia Тойвонен был фаворитом чемпионата, и как только ралли началось, он стал задавать темп. Через семь километров после начала 18-го этапа S4 Тойвонена вылетел за пределы незащищенного края крутого левого поворота и рухнул вниз по крутому лесистому склону. Автомобиль приземлился перевернутым, от удара топливные баки были разорваны. Сочетание раскаленного турбокомпрессора, кевларового кузова и разорванного топливного бака привело к возгоранию автомобиля и поджогу сухого подлеска. Тойвонен и штурман Серджио Кресто погибли на своих местах. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] В отсутствие свидетелей аварии невозможно было определить причину аварии, кроме того, что Тойвонен вылетел с дороги на высокой скорости. Некоторые ссылаются на плохое здоровье Тойвонена в то время (сообщается, что он болел гриппом); [ 22 ] другие предполагают механическую неисправность или просто трудности с управлением автомобилем, хотя карьера Тойвонена, как и Ватанена, была полна неудач, когда он возглавлял ралли. До этого этапа он лидировал в ралли с большим отрывом, и ни один другой гонщик не бросил ему вызов. [ 22 ]

Авария произошла через год после того, как водитель Lancia Аттилио Беттега разбился и погиб в своем 037. Хотя в этой гибели во многом виноваты неумолимые корсиканские пейзажи (и невезение, поскольку его штурман Маурицио Периссино не пострадал), Тойвонен и Кресто смертельные случаи в сочетании с трагедией в Португалии и транслируемой по телевидению аварией пилота Формулы-1 Марка Зурера на другом RS200, в результате которой погиб штурман Мишель Уайдер. , вынудило FIA немедленно запретить все автомобили группы B в 1987 году. Audi решила полностью выйти из группы B после ралли на Корсике.

Последние дни группы B также были неоднозначными. Итальянские инспекторы дисквалифицировали Peugeot от участия в ралли Сан-Ремо , поскольку «юбки» вокруг нижней части автомобиля были признаны незаконными. Peugeot тут же обвинил итальянцев в благосклонности Lancia. [ нужна ссылка ] Их аргументы были подтверждены на следующем мероприятии, ралли RAC , когда британские инспекторы признали Peugeot законными в идентичной комплектации. FISA аннулировала результат ралли Сан-Ремо через одиннадцать дней после финального тура в США. В результате чемпионский титул перешел от Маркку Алена из Lancia к Юхе Канккунену из Peugeot. Тимо Салонен выиграл еще два ралли в сезоне 1986 года и стал самым успешным гонщиком группы B, одержав в общей сложности семь побед.

За пределами WRC

[ редактировать ]
Модель 205 T16 Ари Ватанена на ралли Дакар .
Три Ford RS200 E2, Audi Sport quattro S1, MG Metro 6R4 и Peugeot 205 T16 E2 на этапе Rallycross EC 1989 года в Мельке .

Хотя в 1987 году развитие раллийных автомобилей Группы B завершилось и их появление на мировой раллийной арене, они не исчезли. Их по-прежнему допускали к участию в региональных чемпионатах при условии, что они соответствовали пределу в 1600 куб.см для полного привода или были омологированы до 1984 года. [ 3 ] Будущий президент FIA Мохаммед Бен Сулайем был одним из каперов , участвовавших в этапах чемпионата Ближнего Востока по ралли 1987 года на Audi Quattro A2 и Opel Manta 400. [ 23 ] Независимые команды также будут участвовать в чемпионате Европы, хотя ограниченный выбор разрешенных автомобилей группы B не был таким конкурентоспособным и повсеместным, как более новые автомобили группы A. [ 24 ] [ 25 ]

Porsche 959 никогда не участвовал в соревнованиях WRC, хотя он участвовал в чемпионате Ближнего Востока и выиграл ралли Париж-Дакар в 1986 году. Peugeot адаптировала свой T16 для участия в ралли Дакар . Ари Ватанен выигрывал соревнования в 1987, 1989 и 1990 годах. Усовершенствованные автомобили Peugeot и Audi также участвовали в гонке Pikes Peak Hillclimb в Колорадо . Автомобиль Вальтера Рерля S1 Rally выиграл международный подъем на холм Пайкс-Пик в 1987 году и установил новый рекорд того времени. Audi использовала свой опыт Группы B для разработки серийного гоночного автомобиля для серий Trans-Am и IMSA GTO в 1988 и 1989 годах соответственно.

Многие бывшие раллийные автомобили нашли свое применение в европейских соревнованиях по ралли-кроссу с начала 1987 года до конца 1992 года. MG Metro 6R4 и Ford RS200 стали частыми участниками национальных чемпионатов. В 1993 году FIA заменила модели группы B на чемпионате Европы по ралли-кроссу прототипами, которые должны были быть основаны на существующих моделях группы A.

Группа С

[ редактировать ]
Lancia ECV для группы S на фото на Legendy 2014.

Отмена Группы B в сочетании с трагедией 1986 года привела к отмене предложенной замены Группы B: Группы S.

Правила группы S ограничивают мощность двигателя автомобиля до 300 л.с. (225 кВт). потребовалось бы десять экземпляров автомобиля Чтобы стимулировать инновационные разработки, для омологации вместо 200, необходимых для группы B. К моменту ее отмены было построено как минимум четыре прототипа группы S: Lancia ECV , Toyota MR2. на базе 222D, Opel Kadett Rallye 4x4 (он же Vauxhall Astra 4S) и Lada Samara S-proto, а также новые автомобили планировались как Audi ( 002 Quattro) и Ford (модификация RS200 группы S). Отмена группы S разозлила многих участников ралли, которые считали, что новая спецификация безопаснее, чем группа B, и более интересна, чем группа A.

Концепция группы S была возрождена FIA в 1997 году как спецификация World Rally Car , которая действовала до 2021 года. Автомобили WRC были ограничены мощностью 380 л.с. (280 кВт) и требовали 2500 экземпляров модели, но, в отличие от группы S, также должны были использовать определенные детали со своими базовыми производственными моделями.

Кольцевые гонки

[ редактировать ]
Феррари 288 GTO Эволюционе (1985)
Феррари Ф40 ЛМ

С момента своего появления в 1982 году группа B нашла дом в чемпионате мира по гонкам на выносливость , новом названии чемпионата мира по спортивным автомобилям, хотя и второстепенном по сравнению с гоночными прототипами автомобилей группы C. В сезоне 1983 года появился первый значительный список участников, включавший автомобили Porsche 930 , BMW M1 и Ferrari 308 GTB LM . Porsche выиграл Кубок FIA GT в 1983 году, передав его BMW в 1984 и 1985 годах. С 1986 года чемпионат удалил группу B в пользу автомобилей, регулируемых IMSA , и в том же году чемпионат стал известен как чемпионат мира по спортивным прототипам.

Прототип Porsche 961 , который должен был стать основой для омологации группы B, выиграл класс GTX в гонке «24 часа Ле-Мана» 1986 года, но разбился и загорелся в 1987 году. Ferrari 288 GTO был построен и продан в минимальном количестве автомобилей. для публики, но никогда не видел действий в своей категории. Сетки WSPC , для которых он предназначался, были заполнены партией автомобилей группы C (до 1993 года он использовался ограниченно. IMSA GTO в европейских гонках, включая Ле-Ман, не было серийных гонщиков на базе спортивных автомобилей), но в гонках в 1989 году.

Наследие

[ редактировать ]

Эпоху группы B часто считают одним из самых конкурентных и захватывающих периодов в ралли. [ 26 ] Сочетание легкого шасси, сложной аэродинамики и огромного количества лошадиных сил привело к созданию класса автомобилей, характеристики которых до сих пор не превзошли в своей категории даже три десятилетия спустя. [ 27 ] Из-за сомнительных показателей безопасности этот класс также получил среди энтузиастов сомнительное прозвище: «Убийцы Б». [ 27 ] В отличие от этого, многие энтузиасты называют эпоху Группы B Золотым веком ралли. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]

Во многих гоночных видеоиграх игрок может управлять автомобилями группы B. В видеоигре Gran Turismo Sport 2017 года представлена ​​категория раллийных автомобилей, известная как «Gr. B», что является явной данью уважения Группе B. В этой конкретной категории представлены преимущественно вымышленные раллийные автомобили, основанные на более новых моделях, таких как Mitsubishi Lancer Evolution X и Subaru. WRX STI , хотя он включает в себя версию Audi Quattro в Пайкс-Пике. [ 32 ] В сиквеле игры Gran Turismo 7 к классу был добавлен настоящий автомобиль группы B (Peugeot 205).

Автомобили

[ редактировать ]

Группа Б

[ редактировать ]
БМВ М1
счетчик ВФТС
Мазда RX-7
Toyota Celica Coupé GT-TS TwinCam Turbo 1986 года выпуска

В этот список входят незавершенные разработки и автомобили-прототипы, не получившие омологацию.

Автомобиль переведен из омологации группы 4
Автомобиль был повторно омологирован для группы А.
Машина Сорт Начинать Примечание Источник
Альфа Ромео GTV 2000 Турбодельта Б/12 Б-238 1 марта 1983 г. [ 33 ]
Альфа Ромео Альфасуд Спринт 6C Прототип
Альфа Ромео СЗ Б/12 Б-297 1 ноября 1992 г. [ 34 ]
Альпийский А310 V6 Б/12 Б-204 1 февраля 1982 г. [ 35 ]
Альпийский А610 Б/12 Б-299 1 апреля 1993 г. [ 36 ]
Audi Quattro A1 [ nl ] Б/12 Б-229 1 января 1983 г. [ 37 ]
Ауди 80 Кватро А2 Б/12 Б-231 1 января 1983 г. [ номер 1 ] [ 37 ]
Audi Quattro A1 [ nl ] Б/12 Б-242 1 мая 1983 г. [ номер 2 ] [ 37 ]
Audi Quattro A2 [ nl ] Б/12 Б-243 1 мая 1983 г. [ 37 ]
Audi Sport Quattro S1 [ де ] Б/12 Б-243 1 мая 1984 г. [ 37 ]
Audi Sport Quattro E2 [ nl ] Б/12 Б-264 1 июля 1985 г. [ 38 ]
БМВ М1 Б/12 Б-240 1 марта 1983 г. [ 39 ]
Ситроен БХ 4TC Б/12 Б-279 1 октября 1986 г. [ 40 ]
Ситроен Виза Трофи Б/9 Б-201 1 января 1982 г. [ 40 ]
Ситроен Виза Хроно II Б/10 Б-219 1 октября 1982 г. [ 40 ]
Ситроен Виза 1000 трасс Б/10 Б-258 1 марта 1984 г. [ 40 ]
Дайхатсу Шарада 926 Турбо Б/9 Б-268 1 января 1985 г. [ 41 ]
Daihatsu Шарада ДеТомасо 926R Менее 1300 куб.см Прототип [ 41 ]
Феррари 308 GTB Микелотто Б/12 Б-220 1 октября 1982 г. [ 42 ]
Феррари 308 GTB Микелотто Б/12 Б-236 1 января 1983 г. [ 42 ]
Феррари 308 Кваттровалволе Б/12 Б-241 1 апреля 1983 г. [ 42 ]
Феррари 288 ГТО Б/12 Б-273 1 июня 1985 г. [ 42 ]
Феррари 288 ГТО Эволюция Прототип [ номер 3 ] [ 42 ]
Феррари Ф40 Б/12 Б-293 1 декабря 1989 г. [ 34 ]
Форд РС200 Б/12 Б-280 1 февраля 1986 г. [ 43 ]
Форд Эскорт RS 1700T [ де ] Прототип [ номер 4 ] [ 43 ]
Форд Эскорт РС Турбо Б/12 Б-270 1 апреля 1985 г. [ кол. 5 ]
Форд Сьерра РС Косворт Б/12 Б-286 1 августа 1986 г. [ номер 6 ]
ФСО Полонез 2500 Racing Прототип 1 апреля 1985 г.
Ралли ФСО Польша 2000 Б/11 Б-261 1 апреля 1984 г.
Польский FSO 2000 Turbo Менее 2000cc Прототип
Группа игрушек Б Прототип
Ягуар XJS Б/12 Б-292 1 февраля 1988 г. [ 44 ]
Лада 2105 ВФТС Б/10 Б-222 1 октября 1982 г. [ 45 ]
Лада Самара ЭВА Прототип [ 45 ]
Ламборджини Каунтах 5000QV Б/12 Б-291 1 января 1988 г. [ 46 ]
Лансия Ралли 037 Б/12 Б-210 1 апреля 1982 г. [ 47 ]
Лансия Дельта S4 Б/12 Б-276 1 ноября 1985 г. [ 47 ]
Мазда RX-7 Б/12 Б-255 1 февраля 1984 г. [ 48 ]
Мерседес-Бенц 190Е Косворт Прототип [ номер 7 ] [ 49 ]
МГ Метро 6Р4 [ фр ] Б/12 Б-277 1 ноября 1985 г. [ 50 ]
Митсубиси Лансер 2000 Турбо Б/12 Б-230 1 января 1983 г. [ 51 ]
Митсубиси Старион 4WD Прототип [ номер 8 ]
Moskvitch-Aleko 2141-KR Прототип [ 52 ]
Ниссан 240РС Б/12 Б-233 1 января 1983 г. [ 53 ]
Опель Аскона 400 [ оно ] Б/12 Б-221 1 ноября 1982 г.
Опель Манта 400 Б/12 Б-237 1 марта 1983 г. [ 54 ]
Пежо 205 Т16 [ фр ] Б/12 Б-262 1 апреля 1984 г. [ 55 ]
Пежо 305 V6 Прототип [ номер 9 ]
Пежо 504 с турбонаддувом Б/12 Б-252 1 ноября 1983 г.
Пежо 504 Пикап Б/11 Б-228 1 декабря 1982 г. [ 55 ]
Porsche 924 Carrera GT [ nl ] Б/12 Б-203 1 января 1982 г. [ 56 ]
Порше 911 СК РС Б/12 Б-207 1 марта 1982 г. [ 56 ]
Порше 911 Турбо Б/12 Б-208 1 января 1982 г. [ 56 ]
Порше 928 С Б/12 Б-209 1 января 1982 г. [ 56 ]
Порше 911 Каррера Б/12 Б-282 1 июня 1986 г. [ 56 ]
Порше 911 Каррера 2 Б/12 Б-294 1 сентября 1990 г. [ 57 ]
Порше 911 Каррера 4 Б/12 Б-295 1 сентября 1990 г. [ 58 ]
Порше 911 Каррера РС Б/12 Б-296 1 марта 1992 г. [ 59 ]
Порше 911 Турбо Б/12 Б-298 1 апреля 1993 г. [ 60 ]
Порше 928 С Б/12 Б-283 1 июня 1986 г. [ 56 ]
Порше 944 Турбо Б/12 Б-284 1 июня 1986 г. [ 56 ]
Порше 959 Прототип [ 56 ]
Порше 961 Прототип
Премьер 118НЭ Б/9 Б-290 1 ноября 1988 г. [ 61 ]
Рено 5 Турбо «Севенны» Б/11 Б-205 1 февраля 1982 г. [ 62 ]
Рено 5 Турбо "Тур де Корс" Б/11 Б-234 1 января 1983 г.
Рено 5 Макси Турбо Б/12 Б-267 1 декабря 1984 г.
Сиденье Фура Кроно 1.6 Б/10 Б-244 1 мая 1983 г.
Шкода 130 ЛР Б/9 Б-269 1 января 1985 г. [ 63 ]
Субару МП-1 Утилита Б/11 Б-259 1 марта 1984 г. [ 64 ]
Субару XT 4WD Турбо Б/12 Б-275 1 октября 1985 г. [ 65 ]
Талбот Санбим Лотос Б/12 Б-227 1 декабря 1982 г. [ 66 ]
Талбот Горизонт Прототип [ номер 2 ] [ 66 ]
Талбот Самба Ралли Б/9 Б-232 1 января 1983 г. [ 66 ]
Toyota Celica Твин-Кам Турбо Б/12 Б-239 1 марта 1983 г. [ 67 ]

Примечания

  1. ^ Повторно омологирован как группа A, номер омологации 5156.
  2. ^ Перейти обратно: а б Модернизация двигателя 2145cc
  3. ^ Автомобиль построен в соответствии с правилами группы B, но не омологирован; от проекта отказались в пользу F40
  4. ^ Автомобиль построен в соответствии с правилами группы B, но не омологирован; проект заброшен в пользу RS200
  5. ^ Повторно омологирован как группа A, номер омологации 5272.
  6. ^ Повторно омологирован как группа A, номер омологации 5323.
  7. ^ Заброшен, когда стала известна Audi Quattro.
  8. ^ Не омологирован вовремя до окончания группы B, использовался как прототип.
  9. ^ Автомобиль построен в соответствии с правилами группы B, но не омологирован; от проекта отказались в пользу 205 Т16

Группа С

[ редактировать ]
Opel Kadett Rallye 4x4 позже использовался британцем Джоном Уэлчем для ралли-кросса.
Мишель Мутон и ее Quattro в 2007 году.

Известные драйверы

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Веб-сайт Top Gear : Угол, который убил группу B. Архивировано 7 июня 2013 года в Wayback Machine.
  2. ^ Перейти обратно: а б Журналы, Hearst (1 августа 1987 г.). Популярная механика . Журналы Херста.
  3. ^ Перейти обратно: а б «FISA вносит изменения для повышения безопасности автомобилей» . Скенектади Газетт / AP.
  4. ^ «Историческая база данных ФИА» .
  5. ^ «Статья 251 – Классификация и определения 2011 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2014 года.
  6. ^ «Приложение J 1992» (PDF) .
  7. ^ «Приложение J 1993» (PDF) .
  8. ^ Перейти обратно: а б «Анатомия раллийного автомобиля группы B – история и технологии золотой эры ралли» . эво . Проверено 24 мая 2022 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с «Приложение J к Международному спортивному кодексу 1986 года» (PDF) .
  10. ^ Перейти обратно: а б с «Приложение J к Международному спортивному кодексу 1982 года» (PDF) .
  11. ^ «5 чудесных оружий группы Б» . www.goodwood.com . Проверено 24 мая 2022 г.
  12. Без ума от этого, Майк Гудбан, Classic Cars , декабрь 2006 г.
  13. ^ Chrysler Sunbeam Ti_and_Sunbeam_Lotus
  14. ^ Лансия Дельта S4
  15. ^ «La 5 Turbo da corsa» [5 моделей соревнований Turbo]. Renault5Turbo.it (на итальянском языке). МР Электроникс. Архивировано из оригинала 29 января 2013 года.
  16. ^ Правила FIA, Приложение J 1986 г., ст. 256 – Специальные правила для спортивных автомобилей (группа B): http://www.fia.com/resources/documents/991499716__Hist_App_J_86_Art_256_a.pdf . Архивировано 17 октября 2006 г. в Wayback Machine.
  17. ^ «Изменение правил juwra.com, 1982 г.» . juwra.com . Проверено 30 мая 2022 г.
  18. ^ «Обзор Porsche Рёрля – Porsche AG» . Porsche ГЛАВНАЯ – Porsche AG . Проверено 20 мая 2024 г.
  19. ^ «Биография Анри Тойвонена» . www.thruxton.f9.co.uk . Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 года . Проверено 14 января 2018 г.
  20. ^ «Угол, который убил группу Б» . topgear.com . 19 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2017 года . Проверено 14 января 2018 г.
  21. ^ Оагана, Алекс (22 ноября 2010 г.). «Раллийные автомобили группы B: Убийцы B» . autoevolution.com . Архивировано из оригинала 14 января 2018 года . Проверено 14 января 2018 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б «Toivonen e Cresto: appuntamento col destino» . Архивировано из оригинала 25 июля 2019 года . Проверено 25 июля 2019 г.
  23. ^ Шаки. «Ралли сезона 1987» . eWRC-results.com . Проверено 21 мая 2022 г.
  24. ^ Шаки. «Окончательные результаты Ралли Гаррига – Лангедок-Руссильон 1988» . eWRC-results.com . Проверено 21 мая 2022 г.
  25. ^ Шаки. «Окончательные результаты Букле де Спа Альфонс Делеттр 1988» . eWRC-results.com . Проверено 21 мая 2022 г.
  26. ^ Оагана, Алекс (22 ноября 2010 г.). «Раллийные автомобили группы B: Убийцы B» . autoevolution.com . Архивировано из оригинала 24 марта 2013 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Либерман, Джонни (26 июня 2007 г.). «Коронование короля 1986 года: Audi Quattro S1 против Ford RS200 против Lancia Delta S4 против Peugeot 205 TI6» . jalopnik.com . Архивировано из оригинала 8 марта 2013 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
  28. ^ «Откройте для себя золотой век ралли с этим Peugeot 205 T16, имеющим омологацию группы B» . ГТПланет . 8 февраля 2018 года . Проверено 30 декабря 2019 г.
  29. ^ «Владейте семью разными «пчелами-убийцами» из золотого века ралли» . Классный материал . 15 июня 2017 года . Проверено 30 декабря 2019 г.
  30. ^ «Анатомия раллийного автомобиля группы B – история и технологии золотой эры ралли» . Эво . Проверено 30 декабря 2019 г.
  31. ^ DCXMag.com (30 ноября 2016 г.). «Золотой век ралли» . Литье под давлением X. Проверено 30 декабря 2019 г.
  32. ^ «Описание классов автомобилей в Gran Turismo Sport» . ГТПланет . 6 октября 2017 г. Проверено 22 августа 2020 г.
  33. ^ https://rallygroupbshrine.org/wp-content/uploads/2017/04/alfa_romeo_turbodelta_number_238_group_b.pdf [ только URL-адрес PDF ]
  34. ^ Перейти обратно: а б «Историческая база данных ФИА» .
  35. ^ "Рено Альпин А310 V6 (Группа 4/В)" . 5 февраля 2016 г.
  36. ^ «Историческая база данных ФИА» .
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Audi. Архивировано 6 августа 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  38. ^ «Опель Аскона Б 400 (Группа 4/Б)» . 5 февраля 2016 г.
  39. BMW . Архивировано 6 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д Citroën. Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы B (1 января 1982 г.). Проверено 2 мая 2012 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б Daihatsu. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и Ferrari. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б Ford. Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы B (1 января 1983 г.). Проверено 2 мая 2012 г.
  44. ^ «Историческая база данных ФИА» .
  45. ^ Перейти обратно: а б Lada. Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  46. ^ «Историческая база данных ФИА» .
  47. ^ Перейти обратно: а б Lancia. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы B (4 января 1982 г.). Проверено 2 мая 2012 г.
  48. Mazda . Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  49. Mercedes . Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  50. Остин / MG / Rover. Архивировано 6 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  51. Mitsubishi . Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  52. ^ Москвич. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  53. ^ Nissan. Архивировано 15 августа 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  54. Opel. Архивировано 15 августа 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы B (1 мая 1983 г.). Проверено 2 мая 2012 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б Peugeot. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы B (4 января 1984 г.). Проверено 2 мая 2012 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Porsche. Архивировано 21 января 2010 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  57. ^ «Историческая база данных ФИА» .
  58. ^ «Историческая база данных ФИА» .
  59. ^ «Историческая база данных ФИА» .
  60. ^ «Историческая база данных ФИА» .
  61. ^ «Историческая база данных ФИА» .
  62. ^ «Рено 5 Турбо и Макси Турбо (Группа Б)» . 20 января 2016 г.
  63. Skoda. Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  64. ^ «Субару МП-1 Утилита (Группа Б)» . 9 февраля 2016 г.
  65. ^ «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ» (PDF) . Международная автомобильная федерация . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2010 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б с Талбот. Архивировано 6 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  67. Toyota. Архивировано 7 июля 2012 года в Wayback Machine . Ралли группы Б. Проверено 2 мая 2012 г.
  68. ^ «Прототип Mazda RX7S группы B» . Ралли группы B. Храм . 22 декабря 2016 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  69. ^ «Seat Ibiza Bimotor — прототип группы S» . Ралли группы B. Храм . 16 января 2016 года . Проверено 17 октября 2020 г.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8c50c89c0d9a00e78f8fa9ba2fe13ef__1724375340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/ef/c8c50c89c0d9a00e78f8fa9ba2fe13ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Group B - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)