Виды трамваев
Трамваи используются с 19 века, и с тех пор по всему миру трамваи использовались по-разному и имели различные конструкции. В этой статье рассматриваются многие типы конструкций, в первую очередь сочлененные , двухэтажные , с откидным центром, с низким полом , односторонние, двусторонние, с резиновыми шинами и трамвайные поезда ; а также различные виды использования трамваев, как исторических, так и современных, в первую очередь грузовых трамваев, вагонов для собак, трамваев-катафалков, трамваев для технического обслуживания, мобильных библиотечных служб, детских трамваев, трамваев-ресторанов, туристических трамваев и в качестве мобильных офисов.
Типы
[ редактировать ]шарнирно-сочлененный
[ редактировать ]Сочлененные трамваи, изобретенные и впервые использованные Бостонской надземной железной дорогой в 1912–1913 годах. [ 1 ] При общей длине около двенадцати метров (40 футов) каждый новаторский образец двухсекционного сочлененного трамвайного вагона имеет две или более секции кузова, соединенные гибкими шарнирами и круглой платформой в их поворотной средней части (-ах). Как и сочлененные автобусы , они имеют увеличенную пассажировместимость. На практике эти трамваи могут иметь длину до 56 метров (184 футов) (например, CAF Urbos 3 в Будапеште, Венгрия). [ 2 ] а обычный трамвай должен быть намного короче. В этом типе сочленение подвешивается между секциями кузова.
В Škoda ForCity , первом в мире трамвае со 100% низким полом и поворотными тележками, тележка Jacobs поддерживает сочленение между двумя или более секциями кузова. Сочлененный трамвай может быть низкопольным или высокопольным (обычным). Трамваи новых моделей могут иметь длину до 72 метров (236 футов) и вмещать 510 пассажиров при комфортной скорости 4 пассажира на м. 2 . При раздавливающих нагрузках этот показатель будет еще выше. [ 3 ]
Двухэтажный
[ редактировать ]Двухэтажный трамвай — это трамвай, имеющий два уровня . Некоторые двухэтажные трамваи имеют открытый верх. Первые двухэтажные трамваи были конными. Первые электрические двухэтажные трамваи были построены для Блэкпульского трамвая в 1885 году, один из них сохранился в Национальном трамвайном музее .
Двухэтажные трамваи были обычным явлением в Великобритании и Дублине в Ирландии до того, как большинство трамваев было разрушено в 1950-х и 1960-х годах. В 1912 году компания New York Railways экспериментировала с двухэтажным бесступенчатым центральным входным вагоном Hedley-Doyle Brill , получившим прозвище «Бродвейский линкор» - термин, который распространился на другие большие трамваи. [ 4 ] В Хобарте , Тасмания, Австралия, широко использовались двухэтажные трамваи. Самый необычный двухэтажный трамвай курсировал между изолированным западно-австралийским и близлежащим городком Леонора поселением Гвалиа .
Двухэтажные трамваи по-прежнему курсируют в Александрии , Блэкпуле , Гонконге , Дубае и Ораньестаде .
Дроп-центр
[ редактировать ](грузовиками) использовалась заниженная центральная часть Во многих трамваях начала 20 века между тележками . Это облегчило доступ пассажиров и уменьшило количество шагов, необходимых для доступа внутрь автомобиля. Эти автомобили часто называли «центрами сброса». Считается, что эта конструкция впервые возникла в Крайстчерче , Новая Зеландия, в 1906 году, когда компания Boon & Co Ltd. построила двадцать шесть таких трамваев в трех сериях. [ 5 ] Несколько таких трамваев сохранилось. Они пользовались популярностью в Австралии и Новой Зеландии было построено не менее 780 таких трамваев : только в Мельбурне . Трамваи, построенные с 1970-х годов, имели обычные высокие или низкие полы.
Низкопольный
[ редактировать ]Примерно с 1990-х годов легкорельсовый транспорт, не предназначенный для периодических систем легкорельсового транспорта с высокой платформой, обычно имел конструкцию с частичным или полностью низким полом, с полом на 300–360 мм (от 11,8 до 14,2 дюйма) над верхней частью рельса, что позволяло не встречается в старых автомобилях. Это позволяет им загружать пассажиров, в том числе в инвалидных колясках или с колясками, непосредственно с невысоких платформ, представляющих собой не что иное, как приподнятые пешеходные дорожки/тротуары. Это удовлетворяет требованиям по обеспечению доступа пассажиров с ограниченными возможностями без использования дорогостоящих подъемников для инвалидных колясок , в то же время ускоряя и упрощая посадку для других пассажиров. Пассажиры ценят удобство посадки и выхода из низкопольных трамваев и передвижение внутри стопроцентно низкопольных трамваев. Удовлетворенность пассажиров низкопольными трамваями высока. [ 6 ] В некоторых юрисдикциях это даже стало обязательным с 1990-х годов, например, Железнодорожной инспекцией Ее Величества в Великобритании и Законом о дискриминации инвалидов в Соединенном Королевстве и других странах Содружества .
Различные компании разработали конструкции с низким полом, начиная от частично низкопольных (с внутренними ступеньками между низкопольной секцией и высокопольными секциями над тележками), например Citytram. [ 7 ] и Siemens S70 со стопроцентно низким полом, где пол проходит через коридор между ведущими колесами, тем самым поддерживая постоянный (бесступенчатый) уровень от конца до конца трамвая.
До появления ForCity Škoda [ нужна ссылка ] , что влекло за собой механическое наказание в виде требования, чтобы тележки были зафиксированы и не могли поворачиваться (за исключением угла менее 5 градусов в некоторых трамваях), что, таким образом, уменьшало проходимость поворотов . Это приводит к чрезмерному износу гусениц и колес.
Низкопольные трамваи сейчас курсируют во многих городах мира, в том числе в Аделаиде , Амстердаме , Братиславе , Дублине , Голд-Косте , Хельсинки , Хиросиме , Хьюстоне , Стамбуле , Мельбурне , Милане , Праге , Сиднее , Львове и многих других.
Трамвай со сверхнизким полом или (ULF) — это тип трамвая с низким полом, работающий в Вене , Австрия , с 1997 года и в Ораде , Румыния , с самой низкой высотой пола среди всех подобных транспортных средств. В отличие от других низкопольных трамваев, пол в салоне ULF находится на высоте тротуара (около 18 см или 7 дюймов над поверхностью дороги), что облегчает доступ к трамваям пассажирам в инвалидных колясках или с детскими колясками. Такая конфигурация требовала новой ходовой части. Оси пришлось заменить на сложное электронное управление тяговыми двигателями . Вспомогательные устройства устанавливаются под крышей автомобиля.
Большинство трамваев с низким полом несут механическое наказание, заключающееся в том, что тележки должны быть зафиксированы и не иметь возможности поворачиваться. [ 8 ] Это приводит к чрезмерному износу гусениц и колес и снижает скорость, с которой трамвай может проезжать поворот. [ 9 ] Некоторые производители, такие как Alstom, решают эту проблему, внедряя трамваи с частично высоким полом. Другие, такие как Škoda поворотные тележки на концах и тележки Jacobs между сочленениями , разработали для Škoda 15 T , но это решение оказалось дорогим.
Односторонние и двусторонние трамваи
[ редактировать ]Двухсторонний трамвай имеет кабину машиниста и органы управления на каждом конце транспортного средства, что позволяет легко двигаться на полной скорости в любом направлении на непрерывном участке пути. Обычно в конце пробега машинист трамвая идет от одного конца трамвая к другому, а затем начинает движение трамвая в другом направлении. Трамвай обычно переключается на другой путь с помощью точек пересечения или точек Y. Эта конструкция также позволяет размещать перекрестки вдоль маршрута, чтобы обеспечить возможность переключения направления в середине маршрута.
И наоборот, транспортному средству с односторонним движением необходим метод поворота на конечной станции, чтобы кабина машиниста находилась перед трамваем при движении задним ходом. Обычно для этого требуется поворотная петля или треугольник. С другой стороны, единая кабина, органы управления и меньшее количество дверных проемов делают трамвай легче, увеличивают количество пассажиров (включая гораздо больше сидений) и приводят к снижению оборудования, веса, первоначальных затрат, затрат на техническое обслуживание и эксплуатационных расходов.
Трамвай с односторонним движением имеет органы управления оператором только на одном конце, и его можно безопасно передвигать на скорости в прямом направлении, но он также способен двигаться назад, обычно на более медленной скорости, с использованием небольшого набора органов управления сзади. Конфигурация дверей обычно асимметрична, отдавая предпочтение той стороне, которая, как ожидается, будет ближе всего к тротуару и пешеходной дорожке . В конце пробега трамвай необходимо развернуть с помощью воздушной петли или каким-либо другим способом, чтобы повернуться в противоположном направлении для обратного пути.
Кроме того, если воздушная электроэнергия подается от опоры троллейбуса , направление опоры троллейбуса должно быть изменено на противоположное в конце пробега, чтобы гарантировать, что опора «тянется» за транспортным средством или «волочится за ним», чтобы избежать демонтаж». Это достигалось за счет того, что член экипажа разворачивал шест на 180 градусов (если шест был только один) или опускал один шест и поднимал другой, если их было два. двунаправленный пантограф В настоящее время для подачи энергии чаще используется , что устраняет необходимость в дополнительных процедурах при изменении направления.
Два односторонних трамвая с дверями с обеих сторон могут быть соединены в (полу)постоянно соединенную супружескую пару или сдвоенный комплект с органами управления оператором на каждом конце комбинации. Такая установка работает так же, как если бы это был двусторонний трамвай, за исключением того, что оператор должен выйти из одного транспортного средства и войти в другое при движении задним ходом в конце пробега.
Резиновый трамвай
[ редактировать ]Трамвай с резиновыми колесами представляет собой управляемый автобус , который движется по неподвижному рельсу на земле и использует подвесные тросы, как и обычный трамвай. Это позволит транспортным средствам соответствовать вместимости обычных трамваев и справляться с уклонами до 13% благодаря резиновым шинам. Эту технологию используют две системы: Guided Light Transit (GLT) и Translohr . «Трамваи» GLT по закону считаются автобусами, поскольку они имеют рулевые колеса и могут покидать фиксированный рельс, когда этого требуют требования, например, при поездке в депо, в то время как «трамвай» Translohr не может работать без направляющего рельса и обычно не считается автобусами. [ 10 ]
Автономный железнодорожный скоростной транспорт
[ редактировать ]Этот вид трамваев похож на автобусы и может передвигаться по дорогам без рельсов. [ 11 ] Этот вид трамваев разрабатывался уже почти 20 лет, с 2000-х годов. В 2017 году Китайская железнодорожная корпорация представила трамвай с автономным управлением, который дешевле, чем у других конкурентов. [ 12 ] Вместо того, чтобы бежать по рельсам, они следуют нарисованным линиям на резиновых шинах, используя GPS-позиционирование и лазерные технологии — с точностью до сантиметра. [ 13 ] Аккумуляторы заряжаются на станциях за 30 секунд. Он может двигаться со скоростью 70 км/ч. [ 14 ]
Другие конструкции
[ редактировать ]Современный стиль
[ редактировать ]Серия Socimi Eurotram была разработана компанией Socimi итальянской . Его используют Страсбург , Милан и Порту . Евротрам имеет современный дизайн, который делает его похожим не только на трамвай, но и на поезд, а также имеет большие окна по всей длине. [ 15 ]
Модульная конструкция
[ редактировать ]Трамвай Alstom Citadis , флагман французского производителя Alstom, отличается инновационным дизайном, сочетающим в себе более легкие тележки с модульной концепцией вагонов, обеспечивающей больший выбор типов окон, количества вагонов и дверей. [ 16 ] Последний Citadis-Dualis, рассчитанный на скорость до 100 км/ч (62 мили в час), подходит для расстояния между остановками от 500 м (1600 футов) до 5 км (3,1 мили). Dualis — это строго модульный частично низкопольный вагон, все двери которого расположены в низкопольных секциях. [ 17 ]
Использование
[ редактировать ]Плата за трамвай
[ редактировать ]С 19 века товары перевозились на железнодорожном транспорте по улицам, часто возле доков и сталелитейных заводов, например, трамвая Уэймут-Харбор в Уэймуте, Дорсет . [ 18 ] маршруты Бельгии Пригородные трамвайные использовались для перевозки сельскохозяйственной продукции, древесины и угля с угольных шахт Блегни, в то время как некоторые междугородные поезда США перевозили грузы. В Австралии в Мельбурне работали три разных «грузовых вагона». с 1927 по 1977 год [ 19 ] а в городе Кисловодске в России существовала грузовая трамвайная система, состоящая из одной линии, которая использовалась исключительно для доставки бутилированной минеральной воды «Нарзан» на железнодорожную станцию. [ 20 ]
До декабря 2020 года в немецком городе Дрезден действовало регулярное сообщение CarGoTram , которым управляли самые длинные в мире трамвайные составы (59,4 метра [194 фута 11 дюймов]), доставляющие автомобильные детали через центр города на завод Volkswagen . [ 21 ] [ 22 ] Кроме того, в городах Вена и Цюрих в прошлом трамваи использовались в качестве передвижных депо по переработке отходов. [ 23 ]
На рубеже XXI века возник новый интерес к использованию городских трамвайных систем для перевозки грузов. В настоящее время мотивация состоит в том, чтобы уменьшить загрязнение воздуха, пробки на дорогах и повреждение дорожного покрытия в центрах городов.
Одним из недавних предложений по возвращению грузовых трамваев в более широкое использование стал план City Cargo Amsterdam вновь ввести их в эксплуатацию в городе Амстердам . Весной 2007 года город провел пилотную эксплуатацию грузового трамвая, одной из целей которого было снижение твердыми частицами загрязнения города на 20% за счет сокращения вдвое количества грузовиков (5000), разгружающихся в центре города в разрешенный период времени с 07:00. до 10:30. трамваев В пилотном проекте задействованы два грузовых трамвая, которые курсируют из распределительного центра и доставляют товар в «хаб», где специальные электрические грузовики доставляют небольшие контейнеры в конечный пункт назначения. Испытание прошло успешно, и к 2012 году были запланированы инвестиции в размере 100 миллионов евро в парк из пятидесяти двух грузовых трамваев, которые будут доставляться от четырех периферийных «перекрёстных доков» до пятнадцати городских узлов. Длина этих специально построенных транспортных средств будет составлять 30 футов (9,14 м). ) длинный, с двенадцатью осями и грузоподъемностью 30 тонн (33,1 коротких тонн ; 29,5 длинных тонн ). В будние дни трамваи планируют осуществлять 4 доставки в час с 7:00 до 11:00 и две в час с 11:00 до 23:00. Каждая операция по разгрузке занимает в среднем 10 минут, это означает, что каждый участок будет активен в течение 40 минут. каждого часа в утренний час пик. В начале 2009 года схема была приостановлена из-за финансовый кризис, препятствующий сбору средств. [ 24 ] [ 25 ]
Автомобиль для собак
[ редактировать ]В 1937 году мельбурнский пассажирский трамвай С-класса № 30 был переоборудован для перевозки собак и их владельцев на Королевский Мельбурнский выставочный комплекс . Он был известен как «автомобиль для собак» и был списан в 1955 году. [ 19 ] [ 26 ]
Катафалк трамвай
[ редактировать ]Специально оборудованные трамваи- катафалки или похоронные троллейбусы использовались для похоронных процессий во многих городах конца 19 - начала 20 века, особенно в городах с большой трамвайной системой. Самым ранним известным примером в Северной Америке был Мехико , где в 1886 году уже эксплуатировалось двадцать шесть похоронных машин. [ 27 ] В США похоронным машинам часто давали имена. На рубеже веков «почти в каждом крупном городе [США] был один или несколько» [ 27 ] : 93 такие автомобили в эксплуатации.
В Милане, Италия, трамваи-катафалки использовались с 1880-х годов (первоначально конные) по 1920-е годы. Главные кладбища, Cimitero Monumentale и Cimitero Maggiore, включали остановки траурного трамвая. Дополнительные похоронные бюро были расположены на площади Флоренции и у Порта Романа. [ 28 ] В середине 1940-х годов в Турине, Италия, использовался как минимум один специальный трамвай-катафалк. Его ввели из-за нехватки автомобильного топлива в военное время. [ 29 ] Ньюкасл , Австралия, также эксплуатировал два трамвая-катафалка. [ 30 ] между 1896 и 1948 годами.
Технический трамвай
[ редактировать ]В большинстве систем были автомобили, которые были переоборудованы для конкретных целей в системе, а не просто для перевозки пассажиров. В качестве одного из примеров системы Мельбурн использовал или использует следующие «технические» автомобили: балластный двигатель, балластные прицепы, продувочные машины, аварийные машины, машины для обучения кондукторов или водителей, машина для лабораторных испытаний, линия разметки. вагон, вагон для испытания токоприемников, попутные локомотивы, локомотив для упрочнения рельсов, скреперный вагон, скрубберы, шпаловозы, очистители пути, сварочный вагон, вагон для перевозки колес. Некоторые из них были построены новыми для конкретных целей, в том числе: рельсошлифовальные машины, скрубберы/очистители путей и локомотив для мастерских. [ 19 ] [ 26 ]
Мобильная библиотечная служба
[ редактировать ]Мюнхенский трамвай № 24, поставленный в 1912 году, был переоборудован в передвижную библиотеку в 1928 году. Известный как «Städtische Wanderbücherei München», он находился на государственной службе до 1970 года. Он сохранился и сейчас выставлен на всеобщее обозрение в железнодорожном музее в Ганновере. . [ 31 ] [ нужен лучший источник ] Эдмонтон , Альберта , использовал трамвай-букмобиль с 1941 года. [ 32 ] до 1956 года. [ нужна ссылка ]
Детский трамвай
[ редактировать ]После Второй мировой войны в Варшаве и Вроцлаве (Польша) появились так называемые «трамвайные ясли». [ 33 ] действовали, забирая детей с рабочих мест родителей (часто работников трамвая). Эти мобильные детские сады либо возили детей по всей системе, либо доставляли их в детский сад, которым управляет транспортная компания. [ 34 ]
Ресторан-трамвай
[ редактировать ]В ряде систем введены трамваи-рестораны, особенно в качестве туристической достопримечательности. Это конкретно современная тенденция. Системы, в которых есть или были трамваи-рестораны, включают Аделаиду , Бендиго и Мельбурн в Австралии; Брюссель в Бельгии; Гаага в Нидерландах; Крайстчерч в Новой Зеландии; [ 35 ] Милан , Рим и Турин в Италии; Москва, Россия; Алматы , Казахстан [ 36 ] [ 37 ] и Цюрих , Швейцария.
Трамваи-рестораны особенно популярны в Мельбурне, где они работают как ресторан Colonial Tramcar Restaurant . В 1983 году три знаковых трамвая W-класса были переоборудованы в трамваи-рестораны. Все три часто курсируют в тандеме, и обычно в трапезе можно посидеть несколько раз. Бронирование часто закрывается за несколько месяцев вперед. С середины октября 2018 года трамваи-рестораны Мельбурна были временно сняты с дороги после того, как не прошли оценку безопасности Yarra Trams из-за сильного износа основных конструкций. Пока трамваи снова не будут соответствовать стандартам безопасности, в трамваях будут работать стационарные рестораны. [ 38 ] По состоянию на октябрь 2019 года они все еще не работают. [ 39 ]
Трамваи-бистро со шведским столом курсировали на обычных маршрутах в период с 1924 по 2014 год на маршруте U76 Rheinbahn между Крефельдом и Дюссельдорфом в Германии. [ 40 ] и на короткий период в 1911 году на линии Амстердам-Зандворт.
Туристический трамвай
[ редактировать ]Во многих системах сохранились исторические трамваи, которые часто проезжают по частям системы для туристов и любителей трамвая.
В Мельбурне, Австралия, несколько знаковых трамваев W-класса курсируют по городу по заданному маршруту, огибающему центральный деловой район. Они предназначены в первую очередь для туристов, хотя часто ими пользуются и обычные пассажиры.
Трамвай-поезд
[ редактировать ]Трамвай -поезд — это система легкорельсового общественного транспорта , в которой трамваи курсируют от городской трамвайной сети до магистральных железнодорожных линий, которые используются совместно с обычными поездами. Это позволяет пассажирам путешествовать из пригородных районов в центр города, не пересаживаясь с поезда на трамвай.
Для работы трамвайных поездов используются такие транспортные средства, как Flexity Link и Regio- Alstom Citadis , которые подходят для использования на городских трамвайных линиях, а также отвечают необходимым требованиям по индикации, мощности и прочности для работы на магистральных железных дорогах.
В основном он был разработан в германских странах, в частности в Германии и Швейцарии. Карлсруэ - выдающийся пионер трамвая.
Мобильный офис подрядчиков
[ редактировать ]Два бывших легковых автомобиля из системы Мельбурна были переоборудованы и использовались в качестве мобильных офисов в мастерских Престона в период с 1969 по 1974 год персоналом Commonwealth Engineering и ASEA , который был связан с производством автомобилей Z-класса в Мельбурне. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ МБТА (2010). «Об МБТА-Эль » . МБТА. Архивировано из оригинала 26 ноября 2010 года . Проверено 8 декабря 2010 г.
- ^ «Самый длинный трамвай введён в эксплуатацию в Будапеште — Железнодорожный вестник» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ [1] Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Бейн, Джордж. «Новый двухэтажный трамвай – Нью-Йорк» Служба новостей Bain. Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года.
- ^ «Историческое общество трамвая – добро пожаловать» . www.ferrymeadtramway.org.nz . Архивировано из оригинала 6 апреля 2017 года.
- ^ «В этом году трамвайное сообщение до Гран-при снова прошло гладко и успешно, несмотря на то, что несколько лесовозов заблокировали движение по Бурк-стрит рано утром в четверг, 1 марта» (PDF) . www.yarratrams.com.au . Архивировано из оригинала (PDF) 1 сентября 2007 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ «Дом TRAM Power | Трамвай городского класса и железнодорожная система LR55» . Trampower.co.uk. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ «Зелингр, Гептнер» (PDF) . Проверено 12 мая 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ "ČVUT.cz – Чапек, Коларж" (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 июля 2011 года . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ «Проверено 21 сентября 2013 г.» .
- ^ Бушвик, Софи. «Наберут ли безрельсовые трамваи популярность в США?» . Научный американец . Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ «Как безрельсовые трамваи могут помочь оживить городские пригороды» . Всемирный экономический форум . 13 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2023 года . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Чемберлен, Лиза. «Является ли безрельсовый трамвай новым равноправным вариантом общественного транспорта в Нью-Йорке?» . АИА Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Ньюман, Питер (19 марта 2019 г.). «Что такое безрельсовые трамваи?» . Журнал «Инфраструктура» . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Порту: Метро с сайта NYCsubway.org . Проверено 15 февраля 2009 г.
- ↑ Жорж Добиас, «Городской транспорт во Франции». Архивировано 11 октября 2017 года в Wayback Machine Japan Railway & Transport Review , 16 июня 1998 года. Проверено 15 февраля 2009 года.
- ↑ Dualis расширяет сферу деятельности семейства Citadis. Архивировано 21 декабря 2009 года в Wayback Machine , Railway Gazette International , 2 июня 2007 года. Проверено 15 февраля 2009 года.
- ^ «Транспортный магазин диверсий - ТРАМАЙ УЭЙМУТ-ХАРБОР» . Transportdiversions.com. Архивировано из оригинала 27 марта 2014 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Город назначения. Электрический подвижной состав Мельбурнского и городского трамвайного управления», различные издания, Австралийская ассоциация электрической тяги, Мельбурн.
- ^ [2] Архивировано 8 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ [3] Архивировано 30 августа 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ [4] Архивировано 22 января 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Арвидссон, Никлас; Браун, Майкл (2013). «Обзор успехов и неудач трамвайных систем для перевозки городских грузов: последствия для интермодального решения с низким уровнем выбросов с использованием электромобилей в трамваях» (PDF) . Европейский транспорт . 54:5 .
- ^ "Samenwest" 5 декабря 2006 г., телевизионные новости NOS3 7 марта 2007 г., Амстердамский Stadblad 4 июня 2008 г.
- ^ «Доставка тематических исследований – товаров Eltis грузовым трамваем в Амстердаме (Нидерланды)» . www.eltis.org . Архивировано из оригинала 20 августа 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Кингс, Кейт С. «Транскрипции карточек трамвая мастерских Престона», разные стр.
- ^ Jump up to: а б Миддлтон, Уильям Д. (1967). Время троллейбуса , стр. 93–97. Милуоки: Издательство Калмбах. ISBN 0-89024-013-2 .
- ^ Журнал Королевского итальянского общества гигиены, сессия от 5 февраля 1882 г., Archive.org
- ^ «GTT – Краткая история компании от банкомата до наших дней» . Tramditorino.it. Архивировано из оригинала 24 февраля 2015 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ «Трамвай-катафалк, используемый в Ньюкасле, Новый Южный Уэльс» . Правительство Нового Южного Уэльса . Архивировано из оригинала 6 апреля 2011 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ↑ Мюнхенский трамвай , дата обращения 11 февраля 2012 г.
- ^ Грабарь, Генри (5 апреля 2013 г.). «Потерянное сокровище дня: трамвай-книгомобиль Эдмонтона» . Bloomberg.com . Проверено 13 августа 2022 г. .
- ^ «Трамвай Варшавские – вагон-жлобек» . Tramwar.republika.pl. Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ «Трамвай-ясли возил только малышей в ясли МПК» . Вроцлав.gazeta.pl. Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Служба снова работает после приостановки на несколько лет после землетрясения в Крайстчерче в 2010 году.
- ^ Жантайкызы, Марал (10 декабря 2016 г.). «Алматинское кафе-трамвай — любимое место для романтики» . Астана Таймс . Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года . Проверено 10 декабря 2016 г. .
- ^ «Кафе «Алматы Трамвай»» (на русском языке). Архивировано из оригинала 25 сентября 2014 года.
- ^ Работа ресторана Colonial Tramcar остановлена. Железнодорожный дайджест , декабрь 2018 г., стр. 54.
- ^ Знаменитый трамвайный ресторан Мельбурна подает в суд на Yarra Trams The Age, 15 октября 2019 г.
- ^ «Линия D – Текущие новости – Использование вагонов-ресторанов Rheinbahn прекращается» . www.linied.net . Проверено 22 июля 2019 г.