Династия Конбаунг
Империя Конбаунг | |
---|---|
1752–1885 | |
Гимн: ( ок принадлежит весь Южный остров ) . 1805—1885 Ему [ 6 ] | |
Капитал | |
Общие языки | бирманский |
Религия | Буддизм Тхеравады (официальный) |
Демон(ы) | бирманский |
Правительство | Абсолютная монархия |
Монарх | |
• 1752–1760 | Алаунгпая (первый) |
• 1763–1776 | Синбюшин |
• 1782–1819 | Бодавпайя |
• 1853–1878 | Миндон Мин |
• 1878–1885 | Тибо (последний) |
Законодательная власть | Законодательное собрание |
Историческая эпоха | Ранний современный период |
• Основание династии | 29 февраля 1752 г. |
• Воссоединение Бирмы | 1752–1757 |
1759–1812, 1849–1855 | |
1765–1769 | |
• Завоевание Аракана | 1785 |
1824–1826, 1852, 1885 | |
• Конец династии | 29 ноября 1885 г. |
Область | |
1824 [ 7 ] | 794 000 км 2 (307 000 квадратных миль) |
Население | |
• 1824 | 3,000,000 [ 8 ] |
Валюта | кят (с 1852 г.) |
Сегодня часть |
История Мьянмы |
---|
|
|
|
|
Портал Мьянмы |
Династия , Конбаунг Третья , известная как Бирманская империя также [ 9 ] была последней династией, правившей Бирмой/Мьянмой с 1752 по 1885 год. Она создала вторую по величине империю в истории Бирмы. [ 10 ] и продолжил административные реформы, начатые династией Таунгу , заложив основы современного государства Бирма. Реформ, однако, оказалось недостаточно, чтобы остановить наступление британцев , которые победили бирманцев во всех трех англо-бирманских войнах за шесть десятилетий (1824–1885) и положили конец тысячелетней бирманской монархии в 1885 году. Династия заявляет о своем происхождении от Мьят Пхая Лат , одной из дочерей Тибо. [ 11 ]
Экспансионистская династия, короли Конбаунг вели кампании против Манипура, Ассама , Аракана , Мон королевства Пегу , Сиама ( Аюттхая , Тонбури , Раттанакосин ) и династии Цин в Китае – таким образом основав Третью Бирманскую империю . С учетом последующих войн и договоров с британцами современное государство Мьянма может проследить свои нынешние границы до этих событий.
На протяжении всей династии Конбаунг столица несколько раз переносилась по религиозным, политическим и стратегическим причинам.
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]Династия была основана главой деревни, который позже стал известен как Алаунгпая , в 1752 году, чтобы бросить вызов восстановленному королевству Хантавадди , которое только что свергло династию Таунгу . К 1759 году силы Алаунгпая воссоединили всю Бирму (и Манипур ) и изгнали французов и британцев, которые снабжали Хантавади оружием. [ 12 ]
Второй сын Алаунгпая, Синбюшин , взошел на престол после непродолжительного правления его старшего брата Наунгдауги (1760–1763). Он продолжил экспансионистскую политику своего отца и, наконец, захватил Аюттхая в 1767 году, после семи лет боев.
Отношения с Сиамом
[ редактировать ]В 1760 году Бирма начала серию войн с Сиамом , которая продлилась до середины XIX века. К 1770 году разрушили наследники Алаунгпая Аюттхая Сиам (1765–1767) , подчинили большую часть Лаоса (1765) и отразили четыре вторжения Цинского Китая (1765–1769). [ 13 ] Поскольку бирманцы еще два десятилетия были озабочены очередным надвигающимся вторжением китайцев, [ 14 ] Сиам воссоединился в 1771 году и к 1776 году захватил Лан На . [ 15 ] Бирма и Сиам воевали до 1855 года , но после десятилетий войны две страны обменяли Тенассерим (Бирме) и Лан На (Сиаму).
Отношения с Китаем
[ редактировать ]Защищая свое королевство, династия успешно провела четыре войны против китайской династии Цин, которая видела угрозу расширения бирманской власти на Востоке. В 1770 году, несмотря на победу над китайскими армиями, король Синьбюшин запросил мира с Китаем и заключил договор о поддержании двусторонней торговли со Поднебесной, что было очень важно для династии в то время. Затем династия Цин открыла свои рынки и восстановила торговлю с Бирмой в 1788 году после примирения. С тех пор между Китаем и Бирмой долгое время царили мирные и дружественные отношения.
Отношения с Вьетнамом
[ редактировать ]прибыли бирманские эмиссары во главе с Джорджем Гибсоном, который был сыном английского наёмника В 1823 году во вьетнамский город Сайгон . Бирманский король Багидо очень хотел завоевать Сиам и надеялся, что Вьетнам может стать полезным союзником. Вьетнам тогда только что аннексировал Камбоджу. Вьетнамским императором был Минь Монг , только что вступивший на престол после смерти своего отца Гиа Лонга (основателя династии Нгуен ). Коммерческая делегация из Вьетнама недавно побывала в Бирме, стремясь расширить торговлю птичьими гнездами (tổ yến) . Однако Багидо был заинтересован в отправке ответной миссии в целях обеспечения военного союза. [ 16 ] [ 17 ]
Западная экспансия, Первая и Вторая англо-бирманские войны
[ редактировать ]Столкнувшись с могущественным Китаем и возрождающимся Сиамом на востоке, династия Конбаунгов имела амбиции по расширению Империи Конбаунгов на запад.
Бодавпая приобрел западные королевства Аракан (1784 г.), Манипур (1814 г.) и Ассам (1817 г.), что привело к созданию длинной нечеткой границы с Британской Индией . [ 18 ] Двор Конбаунгов нацелился на потенциальное завоевание Британской Бенгалии к началу Первой англо-бирманской войны .
европейцы начали создавать торговые посты в районе дельты Иравади В этот период . Конбаунг пытался сохранить свою независимость, балансируя между французами и британцами . В конце концов, это не удалось, британцы разорвали дипломатические отношения в 1811 году, а династия вела и проиграла три войны против Британской империи , кульминацией которых стала полная аннексия Бирмы британцами.
Британцы победили бирманцев в Первой англо-бирманской войне (1824–1826 гг.) после огромных потерь с обеих сторон, как с точки зрения живой силы, так и с точки зрения финансовых средств. Бирме пришлось уступить Аракан, Манипур, Ассам и Тенассерим и выплатить крупную контрибуцию в один миллион фунтов стерлингов .
В 1837 году брат короля Багидо , Тарравади , захватил трон, поместил Багидо под домашний арест и казнил главную королеву Ме Ну и ее брата. Тарравади не предпринял никаких попыток улучшить отношения с Великобританией.
Его сын Пэган , ставший королем в 1846 году, казнил тысячи (по некоторым данным, до 6000) своих более богатых и влиятельных подданных по сфабрикованным обвинениям. [ 19 ] Во время его правления отношения с британцами становились все более натянутыми. В 1852 году Вторая англо-бирманская война разразилась . На смену Пэгану пришел его младший брат, прогрессивный Миндон .
Реформы
[ редактировать ]Понимая необходимость модернизации, правители Конбаунгов пытались провести различные реформы, но без особого успеха. Король Миндон со своим способным братом, наследным принцем Канаунгом, основали государственные заводы по производству современного оружия и товаров ; в конце концов, эти фабрики оказались более дорогостоящими, чем эффективными в предотвращении иностранного вторжения и завоеваний.
Короли Конбаунг расширили административные реформы, начатые в период Восстановленной династии Таунгу (1599–1752), и достигли беспрецедентного уровня внутреннего контроля и внешней экспансии. Они ужесточили контроль в низменностях и сократили наследственные привилегии шанских вождей . Они также провели коммерческие реформы, которые увеличили государственные доходы и сделали их более предсказуемыми. Денежная экономика продолжала укрепляться. В 1857 году корона ввела полноценную систему денежных налогов и заработной платы, чему способствовала первая в стране стандартизированная чеканка серебряных монет. [ 20 ]
Миндон также попытался снизить налоговое бремя, снизив высокий подоходный налог и введя налог на имущество , а также пошлины на зарубежный экспорт. Эта политика имела обратный эффект в виде увеличения налогового бремени, поскольку местные элиты использовали возможность ввести новые налоги, не снижая старые; они смогли это сделать, поскольку контроль из центра был слабым. Кроме того, пошлины на иностранный экспорт душили бурно развивающуюся торговлю и коммерцию.
Миндон попытался обеспечить более тесный контакт Бирмы с внешним миром и провел Пятый Великий буддийский синод в 1872 году в Мандалае , завоевав уважение британцев и восхищение своего народа.
Миндон избежал аннексии в 1875 году, уступив Кареннийские Штаты .
Тем не менее масштабы и темпы реформ были неравномерными и в конечном итоге оказались недостаточными, чтобы остановить развитие британского колониализма. [ 21 ]
Третья англо-бирманская война и свержение монархии
[ редактировать ]Он умер, не успев назвать преемника, и Тибау , меньший принц, был взведен на трон Синбюмашин , одной из королев Миндона, вместе со своей дочерью Супаялат . ( Редьярд Киплинг упоминает ее как королеву Тибо и заимствует ее имя в своем стихотворении « Мандалай »). Новый король Тибо приступил под руководством Супаялата к резне всех вероятных претендентов на трон. Эту резню устроила королева. [ нужна ссылка ]
Династия прекратила свое существование в 1885 году с насильственным отречением и изгнанием короля и королевской семьи в Индию. Британцы, встревоженные консолидацией французского Индокитая , аннексировали оставшуюся часть страны во время Третьей англо-бирманской войны в 1885 году. Об аннексии было объявлено в британском парламенте как новогодний подарок королеве Виктории 1 января 1886 года.
Хотя династия завоевала огромные территории, ее прямая власть ограничивалась столицей и плодородными равнинами Иравади . речная долина. Правители Конбаунгов ввели суровые сборы и с трудом справлялись с внутренними восстаниями. государства в разное время Шанские платили дань династии Конбаунгов, но в отличие от земель Мон никогда не находились под прямым контролем бирманцев.
Правительство
[ редактировать ]Династия Конбаунгов была абсолютной монархией . Как и в остальной части Юго-Восточной Азии, традиционная концепция королевской власти стремилась к тому, чтобы Чакравартины (Вселенские монархи) создали свою собственную мандалу или поле власти во вселенной Джамбудипа , а также обладание белым слоном, что позволило им принять титул Синбюшин. или Синьбюмяшин (Повелитель Белых Слонов), сыграл значительную роль в их начинаниях. Более земное значение имела историческая угроза периодических набегов и помощи внутренним восстаниям, а также вторжения и установления господства со стороны соседних королевств Мон, Тай-Шань и Манипури. [ 22 ]
Административное деление
[ редактировать ]Королевство было разделено на провинции, называемые мио ( город ). [ 23 ] [ 24 ] Этими провинциями управлял Миоса ( герцог ), которые были членами королевской семьи или высшими должностными лицами законодательного собрания. [ 25 ] Они собирали доходы для королевского правительства, подлежавшие уплате в Шведайк (Королевское казначейство) фиксированными частями, и оставляли себе все, что оставалось. [ 25 ] Каждое мио было разделено на районы, называемые которые йва , содержали группы называемых деревень, тайк . [ 23 ]
Периферийные прибрежные провинции королевства ( Пегу , Тенассерим , Мартабан и Аракан ) находились под управлением вице-короля по имени Мьовун , который назначался королем и обладал гражданской, судебной, финансовой и военной властью. [ 25 ] Провинциальные советы ( мёён ) состояли из мио сайе (городских писцов), накхандо (получателей королевских приказов), ситке (военачальников), хтаунгхму (надзирателя), аятгаунга (начальника квартала) и дагахму (сторожа ворот). . [ 26 ] Каждая провинция была разделена на округа, называемые мио , каждый из которых возглавлялся мио ок (если он был назначен) или мио туги (если должность передавалась по наследству). [ 26 ] Вице-королю Пегу помогали несколько дополнительных чиновников, в том числе ахунвун (налоговый инспектор), акауквун (сборщик таможенных пошлин) и евун (хранитель порта). [ 27 ]
Внешние подчиненные вотчины на окраинах королевства на практике были автономными и номинально управлялись королем. [ 28 ] В их число входили тайскоязычные королевства (которые стали штатами Шан во время британского правления), королевства Палаунг, Качин и Манипури . Принцы-данники этих вотчин регулярно присягали на верность и предлагали дань королям Конбаунгов (посредством ритуалов, называемых гадо пведо ). [ 29 ] им были предоставлены королевские привилегии и назначены савбва (от Шан саофа, «повелитель неба»). [ 28 ] [ 30 ] В частности, семьи Шан -саубва регулярно вступали в брак с бирманской аристократией и имели тесные контакты с двором Конбаунгов. [ 28 ]
Королевские агентства
[ редактировать ]Правительство централизованно управлялось несколькими консультативными королевскими агентствами по образцу, установленному во времена династии Таунгу . [ 31 ]
Законодательное собрание ( букв. «место королевского освобождения», ср. Государственный совет) [ 32 ] выполнял законодательные, министерские и судебные функции, управляя королевским правительством по поручению короля. [ 32 ] Сессии законодательного собрания проводились по 6 часов ежедневно, с 6 до 9 утра и с полудня до 15 часов. [ 33 ] В зависимости от ранга законодательное собрание состояло из:
- Глава Совета - король, его наследник или высокопоставленный принц, председательствовавший в законодательном собрании в качестве его номинального главы. [ 34 ]
- Вуншиндо ( премьер- министр ) - занимал должность главного министра законодательного собрания, офиса, созданного во время правления Миндона Мина и, в первую очередь, обслуживаемого Кинвуном Минги У Каунгом. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
- Четыре Вунги ( ဝန်ကြီး , министр) - совместно управляли административным портфелем законодательного собрания и разделяли совместную ответственность за управление королевством. [ 32 ] [ 37 ]
- Четыре Вундаука ( заместитель министра , заместитель министра) - были заместителями Вунги .
- Мьинзуги Вун ( букв. «Министр кавалерийских полков») — как высшая должность в регулярной армии, курирует Татмадау . [ 38 ]
- Ати Вун ( အသည်ဝန် , букв. «Министр Ати » ) - отвечает за распределение барщинных трудовых ресурсов и мобилизацию простых людей, платящих налоги, называемых ати , во время войны. [ 32 ] [ 38 ]
Бьедайк . ( ဗြဲတိုက် , букв. «Холостяцкие палаты», где Бай происходит от Мон Блай ( мон : ဗ္ကဲာ , «холостяк») служил Тайным советом , занимаясь внутренними делами двора, а также служил собеседником между королем и другими королевскими особами агентства. [ 38 ] Бёдайк состоял из:
- Восемь Атвинвун ( အတွင်းဝန် , ср. «Министры внутренних дел») — сообщали королю деловые дела законодательного собрания, управляли внутренними делами общего характера, касающимися королевского двора. [ 39 ]
- Тандаузин ( သံတော်ဆင့် , «Вестники») - выполнял секретарские обязанности и присутствовал на аудиенциях короля, чтобы отмечать приказы короля и пересылать их в законодательное собрание для записи. [ 40 ]
- Симихтунхму ( Зажигалки ) – вел список всех людей, спящих во дворце. [ 41 ]
- Hteindeinyanhmu ( « смотрители королевских назначений») - выполняли черную работу, такую как уход за дворцовой мебелью, драпировками и другие назначения. [ 42 ]
Шведайк . ( ရွှေတိုက် ) был королевской казной и, как таковой, служил хранилищем драгоценных металлов и сокровищ государства [ 43 ] Более того, Шведайк хранил государственные архивы и вел различные записи, включая подробные генеалогии потомственных чиновников и отчеты переписи населения. [ 43 ] [ 42 ] В состав Шведайка входили:
- Шведайк Вун ( Шве Тайвань ) – министр финансов [ 42 ]
- Шведайк Со - управляющий казначейством [ 42 ]
- Шведайк Кьят ( Голдсмит ) – суперинтендант [ 42 ]
- Сайе Шведайк - секретарь казначейства [ 42 ]
- Токаинг Шведайк – Хранитель ключа от сокровищницы [ 42 ]
Королевская служба
[ редактировать ]Каждое королевское агентство включало в себя большую свиту чиновников среднего и низшего звена, ответственных за повседневные дела. В их число вошли:
- Накхандо ( слушатель ) – отвечает за передачу сообщений королю и законодательному собранию и обратно. [ 44 ] Также служил посредником между королевскими агентствами, а также между королем и министрами. [ 43 ] Собирал, сортировал, интерпретировал отчеты, читал прокламации на официальных собраниях, передавал приказы губернским советам. [ 43 ]
- Сайедавги ( великие старшие секретари) - выполнял работу на исполнительном уровне и предварительное расследование для судебных процессов. [ 44 ]
- Сайе ( служащие )
- Амейндавги ( ស្រ្រ្រ្រ ; авторы великих приказов) – готовил и издавал королевские приказы после того, как были предприняты необходимые предварительные шаги. [ 44 ]
- Атонсай ( зданий. работники) - наблюдают за строительством и ремонтом всех общественных [ 44 ]
- Ахмадави ( ក្រ្រ្រ ; регистраторы приказов) - проекты приказов и писем, которые будут изданы законодательным собранием. [ 44 ]
- Авайяук ( အဝေးရောက် ; далекие прибытия) – получал и читал письма, приходящие издалека, прежде чем передать их министрам. [ 44 ]
- Тандавган короля. - церемониальные офицеры , получившие письма от имени [ 45 ]
и 3 класса парадных офицеров:
- Letsaungsaye (продавцы подарков) – читайте списки подношений, сделанных королю на королевских приемах. [ 45 ]
- Йонзо (церемониймейстер) - устраивал королевские приемы и аудиенции короля. [ 45 ]
- Thissadawge (регистраторы великих клятв) - приносил клятву верности тем, кто поступает на королевскую службу. [ 45 ]
Королевский двор
[ редактировать ]Общество Конбаунг было сосредоточено на короле, который взял много жен и стал отцом множества детей, создав огромную расширенную королевскую семью, которая сформировала основу власти династии и боролась за влияние при королевском дворе. Это также создавало проблемы с преемственностью и в то же время часто приводило к королевской резне.
« Кьян» Лавка Бьюха является самым ранним , также известный как « , Садан» Иньон из сохранившихся трудов по бирманским судебным протоколам и обычаям. [ 46 ] Произведение было написано Иньоном Вунги Тири Узаной, также известным как Иньон Иваза, во время правления Алаунгпая , основателя династии Конбаунг. [ 47 ]
Жизнь королевского двора в династии Конбаунг состояла как из систематизированных ритуалов и церемоний, так и из тех, которые обновлялись по мере развития династии. Многие церемонии состояли из индуистских идей, локализованных и адаптированных к существующим традициям как бирманского, так и буддийского происхождения. Эти ритуалы также использовались для узаконивания правления бирманских королей, поскольку монархи Конбаунгов заявляли о своем происхождении от Маха Самматы через клан Сакьян (членом которого был Готама Будда ) и Дом Виджая . [ 48 ] Жизнь при королевском дворе была строго регламентирована. Евнухи ( မိန်းမဆိုး ) присматривали за дамами царского двора и покоев. [ 49 ] Низшие королевы и наложницы не могли проживать в главных дворцовых зданиях. [ 49 ]
Брамины, широко известные как понна ( ပုဏ္ဏား ) на бирманском языке, служили специалистами в ритуальных церемониях, астрологии и обрядах поклонения индуистским божествам при дворе Конбаунгов. [ 50 ] Они играли важную роль в ритуалах установления царей, церемониях освящения и омовения, называемых абхисека ( ဗိဿိတ် ). [ 51 ] Придворные брахманы ( ပုရောဟိတ် , parohita ) были хорошо включены в повседневную жизнь при дворе, давая советы и консультации королю по различным вопросам. [ 52 ] Социальная иерархия среди брахманов определяла их обязанности и функции. [ 52 ] Астрологи-брамины, называемые хуйя ( ဟူးရား ), отвечали за определение астрологических расчетов, таких как определение благоприятного момента для основания новой столицы, нового дворца, пагоды или вступления в королевскую резиденцию, объявления о встрече, выхода из места, посещения пагода или начало военной кампании. [ 53 ] Они также установили религиозный календарь, подготовили альманах ( သင်္ကြန်စာ ), рассчитали предстоящие солнечные и лунные затмения, определили основные праздничные дни на основе лунного цикла и сообщили благоприятные времена и даты. [ 53 ] Особая группа браминов, выполнявших ритуалы абхисека, также была выбрана в качестве пьиннья ши ( ပညာရှိ ), назначенных королевскими советниками. [ 54 ]
Военный
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2013 г. ) |
Королевские ритуалы
[ редактировать ]Роскошные мероприятия были также организованы вокруг жизненных церемоний членов королевской семьи. [ 55 ] Брамины председательствовали на многих из этих благоприятных церемоний, включая строительство новой королевской столицы; освящение нового дворца, царская церемония пахоты; церемонии наречения, первого кормления рисом и убаюкивания; ритуалы помазания головы абхисека и участие короля в праздновании бирманского Нового года (Тингьян). [ 56 ] Во время Тингьяна группа из 8 брахманов окропила водой, благословленной группой из 8 буддийских монахов, территорию дворца, законодательное собрание , различные дворы, главные городские ворота и 4 угла столицы. [ 56 ] Король присутствовал на многих церемониях с участием членов королевской семьи: от церемоний убаюкивания ( ပုခက်မင်္ဂလာ ) до скучных церемоний, от свадеб до похорон. [ 55 ]
Отдельные здания царского дворца служили местом проведения различных жизненных церемоний. Например, в Большом зале аудиенций юные принцы проходили синбю церемонию совершеннолетия и были посвящены в монахи-послушники . [ 57 ] Это также было место, где молодым принцам торжественно завязывали волосы в пучок . [ 57 ] В Хманнандавги (Зеркальном дворце) проходили изысканные бирманские новогодние пиры: на третий день Нового года король и главная королева ели рис Тингьян, приготовленный рис, смоченный в холодной ароматной воде, сидя на своем троне. [ 58 ] В этом комплексе также проводились музыкально-драматические представления и другие праздники. [ 58 ]
Церемония освящения ( абхисека )
[ редактировать ]Наиболее важными придворными функциями во время правления короля были абхишека или ритуалы освящения, проводившиеся в разное время на протяжении правления короля, чтобы укрепить его место как покровителя религии ( Сасана ) и праведности. [ 55 ] Все ритуалы Абхисека включали выливание воды из раковины на голову кандидата (обычно царя), указание ему, что делать или не делать, из любви к своему народу и предупреждение его, что, если он не выполнит свои обязательства, он может пострадать от определенных страдания. [ 56 ] За ритуалы омовения отвечала группа из 8 элитных браминов, обладающих уникальной квалификацией для проведения ритуала. [ 56 ] Они должны были оставаться целомудренными до церемонии. [ 56 ] Другая группа брахманов отвечала за посвящение наследного принца. [ 56 ]
было 14 видов церемоний абхисека : Всего [ 56 ]
- Раджабхишека короля коронация –
- Муддхабхисека Будды ( - формальный обет короля работать над распространением Сасаны учения ); проводится через пять лет после присоединения [ 59 ] [ 56 ]
- Упараджабхишека назначение - наследного принца [ 59 ]
- Махесибхисека - королевы коронация главной [ 59 ]
- Мангалабхисека слонами . - проводится в честь обладания белыми [ 59 ]
- Сириябхисека ( Сириябхисека ) - проводится для возобновления славы короля, проводится время от времени. [ 59 ]
- Аюдигабхисека ( Аюдигабхисека ) - проводится для продления жизни, проводится время от времени. [ 59 ]
- Джаябхишека - проводится для обеспечения победы и успеха в войне. [ 59 ]
- Махабхисека ( မဟာဘိသေက ) - проводится с целью повышения экономического процветания, проводится через семь лет после присоединения. [ 59 ]
- Сакалабхисека - проводится для обеспечения мира в королевстве. [ 59 ]
- Виджаябхисека над врагами. – предназначен для победы [ 56 ]
- Мандабхисека ( Manda beittheit ) - проводится для женитьбы кандидата на королеве королевского происхождения. [ 60 ]
- Сингабхисека ( Thenga beittheit ) - проводится для того, чтобы вновь обязать короля соблюдать законы, после чего ему передаются все полномочия правительства и администрации страны. [ 60 ]
Коронация
[ редактировать ]Раджабхисека ( ရာဇဘိသိက် ) – коронация короля под председательством брахманов была самым важным ритуалом королевского двора. [ 59 ] [ 61 ] Церемония обычно проводилась в бирманский месяц Касон , но не обязательно происходила в начале правления. [ 61 ] [ 59 ] Сасаналинкайя утверждает , что Бодавпая , как и его отец, был коронован только после установления контроля над администрацией королевства и очищения религиозных институтов. [ 61 ] Наиболее важными особенностями этого ритуала были: получение воды для помазания; церемониальная баня; помазание; и королевская клятва. [ 62 ]
Именно к этой церемонии велась тщательная подготовка. три церемониальных павильона ( Сихасана или Львиный трон ; Гаджасана или Слоновий трон; и Марасана или Павлиний трон). По этому случаю на специально отведенном участке земли (называемом «павлиньим садом») были построены [ 63 ] Также делались подношения божествам и буддийские паритты . пелись [ 59 ] Специально назначенным лицам, обычно дочерям высокопоставленных лиц, включая торговцев и брахманов, было поручено добыть воду для помазания в середине реки. [ 64 ] Воду разместили в соответствующих павильонах. [ 65 ]
В благоприятный момент царь был одет в костюм Брахмы , а царица — в костюм царицы Девалоки . [ 66 ] К павильонам пару провожали процессией в сопровождении белой лошади или белого слона. [ 67 ] [ 66 ] Царь сначала омыл свое тело в павильоне Морасана, затем голову в павильоне Гаджасана. [ 68 ] Затем он вошел в павильон Сихасана и занял свое место на коронационном троне, напоминающем цветущий цветок лотоса , сделанный из фигового дерева и украшенный золотым листом. [ 68 ] Брамины вручили ему пять предметов коронационных регалий ( Мяук Мин Таза ):
- зонтик ( Белый хти бю ) [ 69 ]
- Корона, в виде хохлатого головного убора ( မကိုဋ် , магаик ) [ 69 ]
- Скипетр Танлиет ( ) [ 69 ]
- Sandals (ခြေနင်း, che ninСандалии [ 69 ]
- Муха-метелка из хвоста яка ( тхамы ят ) [ 69 ]
На его троне восемь принцесс помазали короля, выливая специально добытую воду на его голову, каждая из которых использовала раковину, украшенную белыми драгоценными камнями, торжественно заклиная его в формулах править справедливо. [ 68 ] [ 67 ] Затем брахманы подняли белый зонтик над головой короля. [ 67 ] Это помазание повторили восемь чистокровных браминов и восемь торговцев. [ 70 ] После этого король повторил слова, приписываемые Будде при рождении: «Я первый во всем мире! Я самый превосходный во всем мире! Я несравненный во всем мире!» и совершил заклинание, вылив воду из золотого кувшина. [ 67 ] Ритуал закончился тем, что король нашел убежище в Трех Драгоценностях . [ 67 ]
В рамках коронации заключенные были освобождены. [ 70 ] Король и его представление вернулись во дворец, а церемониальные павильоны были разобраны и брошены в реку. [ 71 ] Через семь дней после церемонии король и члены королевской семьи совершили инаугурационную процессию, обойдя городской ров на позолоченной государственной барже под праздничную музыку и зрителей. [ 60 ]
Инсталляция наследного принца
[ редактировать ]Упараджабхисека ( принца — установление Упараджи наследного ), по-бирмански Эйнше Мин ( наследный принц ), было одним из самых важных ритуалов во время правления короля. Церемония установки состоялась в Бьедаике (Тайном совете). [ 72 ] Наследный принц был инвестирован, получил атрибуты и знаки отличия и одарен множеством подарков. [ 73 ] Король также официально назначил свиту домашнего персонала для наблюдения за государственными и частными делами принца. [ 74 ] После этого наследного принца провели в его новый дворец, чтобы выразить сочувствие своему новому званию. [ 75 ] Затем началась подготовка к королевской свадьбе с принцессой, специально подготовленной, чтобы стать супругой нового короля. [ 75 ]
Кормление первым бетелем
[ редактировать ]Кун У Кхун Мингала - церемония кормления первого бетеля проводилась примерно через 75 дней после рождения принца или принцессы , чтобы укрепить здоровье, процветание и красоту новорожденного ребенка. [ 76 ] Церемония включала в себя кормление бетелем , смешанным с камфорой и другими ингредиентами. Назначенный чиновник ( ဝန် ) организовывал ритуалы, предшествующие церемонии. [ 76 ] Эти ритуалы включали определенный набор подношений Будде, местным духам ( йоккасо , акатхасо , бхуммасо и т. д.), хранителям Сасаны, а также родителям, бабушкам и дедушкам ребенка, и все это размещалось в комнате младенца. [ 77 ] Дополнительные подношения делались Сотне , Пхи , олицетворяемым фигурой из 100 сиамских духов во главе с Нанди куса группе брамина, сделанной из травы , которой левой рукой церемониально кормили черпаками приготовленного риса. [ 77 ] [ 78 ]
Церемония присвоения имени
[ редактировать ]Намакарана ( နာမကရဏ ) – церемония наречения происходила через 100 дней после рождения принца или принцессы. [ 77 ] Также было предложено угощение высокопоставленным лицам и артистам. [ 79 ] Имя младенца записывалось на золотой пластине или на пальмовом листе . [ 79 ] Накануне церемонии пве . для участников был проведен [ 79 ] На рассвете церемонии буддийские монахи произнесли перед судом проповедь. [ 78 ] После этого в апартаментах Главной Королевы младенца посадили на диван вместе с Главной Королевой, а соответствующие гости из королевского двора расселись в соответствии с рангом. [ 80 ] Затем министр внутренних дел председательствовал на церемониальных подношениях ( ကုဗ္ဘီး ), сделанных Тройной Драгоценности , 11 дэвам во главе с Тагьямином , 9 индуистским божествам, коренным натам и 100 Фи . [ 81 ] [ 80 ] Затем была произнесена защитная молитва. [ 82 ] После молитвы пюнняши приготовил и «накормил» Нанди. В благоприятный момент, рассчитанный астрологами, имя младенца трижды зачитал королевский глашатай. [ 82 ] После этого другой королевский герольд перечислил подарки, предложенные присутствовавшими сановниками. [ 82 ] По завершении церемонии последовал пир, на котором присутствующих кормили в порядке старшинства. [ 82 ] Подношения Будде доставлялись в пагоды, а Нанди — к жертвенным браминам. [ 82 ]
Королевская церемония пахоты
[ редактировать ]Лехтун Мингала ( Веселый плуг ) [ 83 ] – Церемония королевской пахоты представляла собой ежегодный фестиваль заделки земли плугами на королевских полях к востоку от королевской столицы, чтобы обеспечить достаточное количество осадков в течение года путем умилостивления Моэкхаунг Ната, который, как считалось, управлял дождем. [ 49 ] [ 84 ] Церемония традиционно была связана с событием из жизни Готамы Будды . Во время царем Суддходаной королевской вспашки полей младенец Будда поднялся, сел, скрестив ноги, и начал медитировать в тени розовой яблони . [ 85 ]
Церемония прошла в начале июня, во время прихода юго-западного муссона. [ 86 ] Для церемонии король был одет в государственные одежды ( пасо с эмблемой павлина ( даунгют )), длинный шелковый сюрко или тунику, инкрустированную драгоценностями, корону в форме шпиля ( тарафу ) и 24 нити сальве, пересекающие его грудь и золотая пластина или налобник на лбу) и его публика совершили процессию к леям (царским полям). [ 87 ] На ледавги , специально отведенном участке земли, к королевским плугам, покрытым сусальным золотом, были прикреплены молочно-белые волы, готовые к пахоте министрами, князьями и королями. [ 88 ] Волы были украшены золотыми и малиновыми лентами, поводья украшены рубинами и бриллиантами, а с позолоченных рогов свисали тяжелые золотые кисточки. [ 88 ] Король инициировал вспашку и разделил эту обязанность между собой, министрами и князьями. [ 89 ] После завершения церемониальной вспашки ледавги по всей королевской столице начались торжества. [ 89 ]
Церемония омовения головы
[ редактировать ]В Тингьяне и в конце буддийского поста голову короля торжественно омывали водой из Гаунгсай Гюн (букв. Остров омовения головы) между Мартабаном и Моулмейном , недалеко от устья реки Салуин . [ 90 ] После Второй англо-бирманской войны (в результате которой Гаунгсай Гюн перешел под владение Великобритании) очищенная вода из реки Иравади вместо этого стала добываться . Эта церемония также предшествовала церемониям надевания ушей , головного убора и свадебным церемониям королевской семьи. [ 91 ]
Церемония поклонения
[ редактировать ]Церемония поклонения представляла собой грандиозную церемонию, проводившуюся в Большом зале аудиенций трижды в год, на которой принцы-данники и придворные возлагали дань, воздавали дань уважения своему благодетелю, королю Конбаунгов, и присягали на верность монархии. [ 49 ] Церемония проводилась 3 раза в год:
- Хнит Тит Гадо ( Поркаем Новый год ) [ 92 ] – Начало бирманского Нового года (апрель) [ 57 ]
- Ва Гадо Вин - [ 92 ] – Начало буддийского поста (июнь или июль) – требуется присутствие князей, министров и городских чиновников. [ 57 ]
- - гют Гадо Ва [ 92 ] - Конец буддийского поста (октябрь) - требуется присутствие губернаторов провинций и принцев-данников ( саубва ). [ 57 ]
Во время этой церемонии король сидел на Львином троне вместе с главной королевой справа от него. [ 57 ] Наследный принц сидел непосредственно перед троном на сиденье, напоминающем колыбель, за ним следовали принцы крови (мин ньи мин тха). [ 57 ] Аудиенцию составляли придворные и высокопоставленные лица из вассальных государств, которые рассаживались в соответствии с рангом, известным на бирманском языке как Нея Нга Тве ( Пять мест ): [ 57 ]
- Тау Нея ( место Тау ); [ 93 ]
- Ду Нея ( область коленей ); [ 93 ]
- Сани ( начинает ); [ 93 ]
- Этвин Бавау ( «Внутренняя жизнь »); [ 93 ]
- Апьин အပြင်ဘဝေါБавав [ 93 ]
Там публика поклонилась монарху и подтвердила свою верность монарху. [ 57 ] Женщинам, за исключением главной королевы, не разрешалось появляться на этих церемониях. [ 57 ] Меньшие королевы, жены министров и другие чиновники сидели в комнате за троном: королевы сидели в центре, внутри перил, окружающих лестничный пролет, а жены министров и другие сидели снаружи. [ 57 ]
Поклонение предкам
[ редактировать ]На протяжении всей династии Конбаунг королевская семья совершала родовые обряды в честь своих непосредственных предков. Эти обряды проводились трижды в год в Зетавунсаунге ( Зал Джетавана или «Зал Победы»), где находился Гусиный трон ( ဟင်္သာသနပလ္လင် ), непосредственно перед церемонией поклонения. [ 94 ] На платформе в комнате к западу от зала король и члены королевской семьи поклонились изображениям монархов и супруг династии Конбаунг. К изображениям также были принесены подношения и палийские молитвы из книги од. [ 94 ] Изображения высотой от 6 до 24 дюймов (от 150 до 610 мм) были сделаны из чистого золота. [ 95 ] Изображения делались только для королей Конбаунгов после их смерти (если он умер на троне) или для королев Конбаунгов (если она умерла, когда ее супруг находился на троне), но не для короля, умершего после свержения, или королевы, пережившей своего мужа. . [ 95 ] Предметы, которыми пользовался умерший персонаж (например, меч, копье, шкатулка с бетелем), сохранились вместе с соответствующим изображением. [ 95 ] После британского завоевания Верхней Бирмы 11 изображений попали в руки суперинтенданта резиденции губернатора в Бенгалии , где они были переплавлены. [ 95 ]
Похороны
[ редактировать ]Когда король умирал, его королевский белый зонтик был сломан и ударили в большой барабан и гонг на дворцовой колокольне (у восточных ворот дворца). [ 69 ] Членов королевской семьи, включая короля, было принято кремировать: их прах складывали в бархатный мешок и бросали в реку. [ 96 ] Король Миндон Мин был первым, кто нарушил традицию; его останки не были кремированы, а были захоронены нетронутыми, согласно его желанию, на том месте, где сейчас стоит его могила. [ 96 ] Перед похоронами тело короля Миндона было положено перед его троном в Хманнандавги (Зеркальном дворце). [ 58 ] [ 57 ]
Жертва Фонда
[ редактировать ]Жертвоприношение Фонда — это бирманская практика, согласно которой человеческие жертвы, известные как миосаде ( မြို့စတေး ), церемониально приносились в жертву путем захоронения во время основания королевской столицы, чтобы умилостивить и умилостивить духов-хранителей . обеспечить неприступность столицы. [ 97 ] Жертвы были раздавлены насмерть массивными тиковыми столбами, установленными возле каждых ворот и по четырем углам городских стен, чтобы сделать город безопасным и неприступным. [ 98 ] Хотя эта практика противоречила фундаментальным принципам буддизма, она соответствовала преобладающим анимистическим верованиям, согласно которым духи людей, умерших насильственной смертью, становились натами (духами) и защищали и владели местами их смерти. [ 98 ] Предпочтительными местами таких казней были углы города и ворота — наиболее уязвимые точки обороны. [ 98 ]
Монархи Конбаунгов следовали древним прецедентам и традициям, чтобы основать новый королевский город. Браминам было поручено спланировать эти жертвенные церемонии и определить благоприятный день согласно астрологическим расчетам и знакам людей, наиболее подходящих для жертвоприношения. [ 98 ] Обычно жертвы выбирались из самых разных социальных классов или случайно задерживались против воли в день жертвоприношения. [ 98 ] Предпочтение отдавалось женщинам на последних стадиях беременности, поскольку в результате жертвоприношения можно было получить двух духов-хранителей вместо одного. [ 98 ]
Такие жертвоприношения имели место при основании дворца Вунбэ Ин в Аве в 1676 году и, возможно, имели место при основании Мандалая в 1857 году. [ 97 ] Чиновники королевского двора в то время утверждали, что от этой традиции вообще отказались, и вместо человеческих жертв предлагались цветы и фрукты. [ 98 ] В бирманских хрониках и современных записях упоминаются только большие кувшины с маслом, закопанные в определенных местах, что, по традиции, было сделано для того, чтобы выяснить, будут ли духи продолжать защищать город (т. е. до тех пор, пока масло оставалось нетронутым, духи были исполняют свой долг). [ 98 ] В книге Шве Йо «Бирманец » описываются 52 похороненных мужчины, женщины и ребенка, трое из которых похоронены под столбом возле каждых из двенадцати ворот городских стен, по одному в каждом углу этих стен, по одному в каждом углу тикового частокола, по одному под каждым из четырех входов во дворец и четырех под Львиным троном. [ 99 ] Тау Сейна Ко Археологической В годовом отчете службы Индии за 1902–03 годы упоминаются только четыре жертвы, похороненные по углам городских стен.
Преданные ритуалы
[ редактировать ]Брамины при дворе Конбаунгов регулярно совершали разнообразные великие ритуалы поклонения местным духам ( нат ) и индуистским божествам. [ 55 ] Следующие были наиболее важными религиозными культами:
- Ганеша ( Маха Пейнне на бирманском языке). Во время бирманского месяца Надав (с ноября по декабрь) проводился фестиваль Ганеши, бога благоразумия и хорошей политики. Зерно, впервые собранное с королевских полей, отправлялось в храм Будды Махамуни в качестве подношения Ганеше в трех огромных контейнерах в форме буйвола, быка и креветки, в которые помещались рис-сырец, просо и камышовое просо соответственно. [ 100 ] Ганеша, восседавший на павлине, был помещен в церемониальную процессию, а затем предстал перед королем, который, отдав дань уважения, разбросал среди бедняков куски серебра и одежду. [ 100 ] [ 101 ] Ганеша занимал видное место в королевских церемониях, тем более что его считали божеством-хранителем слонов. [ 102 ] Подношения Ганеше, совершаемые в бирманский месяц Тазаунгмон, были установлены во время правления Бодавпая. [ 103 ]
- Пхая Ко Зу ( ဘုရားကိုးဆူ , букв. «Девять божеств») - это был религиозный обряд, совершаемый браминами-хеттарами. Упомянутые божества были либо буддийскими: Будда и 8 арахатов , либо небуддийскими: 5 индуистских божеств, включая Чанди и Ганешу, и 4 физ . [ 104 ]
- Сканда ( Саканта или Саканта Таттика ) – король Бодавпайя реформировал ежегодную церемониальную процессию в честь Ганеши, чтобы вместо этого почтить Сканду, бога войны (и сына Шивы и Канди), следуя совету брамина из Бенареса . [ 105 ] [ 106 ] Это шествие проводилось в бирманский месяц Табаунг . [ 103 ] Сканда был тесно связан с божеством по имени Читрабали-мара (Читтарапали-мар[а]), оба из которых были связаны с ритуалами, упомянутыми в Раджаматтане , стандартном справочнике церемоний при королевском дворе, составленном во время правления Бодавпая. [ 103 ]
- Индуистские божества: Чанди (Канни), Индра ( Тагьямин ), Шива , Вишну , Асуры и 4 Локапала . Эти божества размещались в определенных местах, у входов в столицу, королевский дворец или в храмы, чтобы отогнать зло. [ 105 ]
- Другие духи ( нат ): Планеты, Небо, Солнце, Луна, Хон (дух огня) [ 103 ] [ 107 ]
Общество и культура
[ редактировать ]Социальные классы
[ редактировать ]Во времена династии Конбаунгов бирманское общество было сильно расслоено. построенное по образцу четырех индуистских варн Общество Конбаунг , , было разделено на четыре основных социальных класса ( အမျိုးလေးပါး ) по происхождению: [ 93 ]
- Правители или Khattiya (ခတ္တိယХаттия [ 108 ]
- Ритуалисты или Brahmana (ဗြာဟ္မဏбрахманы [ 108 ]
- Торговцы или Vessa (ဝေဿВесса [ 108 ]
- Простолюдины или Tudda (သုဒ္ဒТудда [ 108 ]
В обществе также различались свободные и рабы ( ကျွန်မျိုး ), которые были должниками или военнопленными (в том числе вернувшимися из военных походов в Аракане , Аютайе и Манипуре ), но могли принадлежать к одному из четырех классов. Также существовало различие между налогоплательщиками и неналогоплательщиками. Простолюдинов, платящих налоги, называли ати ( အသည် ), тогда как лиц, не платящих налоги, обычно связанных с королевским двором или находящихся на государственной службе, называли ахмухтанами ( အမှုထမ်း ).
Помимо наследственных должностей, было два основных пути влияния: вступление в армию ( မင်းမှုထမ်း ) и присоединение к буддийской Сангхе в монастырях.
Законы о роскоши
[ редактировать ]Законы о роскоши, называемые язагаинг, диктовали жизнь и потребление бирманских подданных в королевстве Конбаунг: все, от стиля дома до одежды, соответствующей социальному положению, от правил, касающихся погребальных церемоний и использования гроба, до использования различных речевых форм в зависимости от ранга. и социальный статус. [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] В частности, законы о роскоши в королевской столице носили чрезвычайно строгий и тщательно продуманный характер. [ 112 ]
Например, законы о роскоши запрещали рядовым бирманским подданным строить дома из камня или кирпича и диктовали количество ярусов на декоративной шпилевой крыше (так называемой пиаттат ), разрешенной над резиденцией — Большим залом аудиенций королевского дворца и четырьмя главными воротами королевского дворца. столице, а также монастырям было разрешено 9 уровней, в то время как у самых могущественных принцев-данников ( саубва ) было разрешено максимум 7 уровней. [ 113 ] [ 114 ]
Законы о роскоши предписывали 5 типов похорон и обрядов, предоставляемых каждому: королю, членам королевской семьи, лицам, занимающим министерские должности, купцам и тем, кто обладал титулами, а также крестьянам (которые не получали никаких обрядов после смерти). [ 115 ]
Правила роскоши, касающиеся одежды и украшений, тщательно соблюдались. Дизайн со знаками отличия павлина был строго предназначен для королевской семьи, а длиннохвостые куртки до бедер ( ထိုင်မသိမ်း အင်္ကျီ ) и сюрко были зарезервированы для чиновников. [ 116 ] Бархатные сандалии носили исключительно члены королевской семьи . [ 117 ] Золотые браслеты носили только королевские дети. [ 109 ] Шелковую ткань, расшитую золотыми и серебряными цветами и фигурками животных, разрешалось носить только членам королевской семьи и женам министров. [ 109 ] Аналогичным образом регламентировалось украшение драгоценностями и драгоценными камнями. Использование хинтхапады ( ဟင်္သပဒါး ), киноварного красителя, изготовленного из киновари, регулировалось. [ 109 ]
Демография
[ редактировать ]На протяжении всей династии Конбаунг продолжалась культурная интеграция. Впервые в истории бирманский язык и культура стали доминировать во всей долине Иравади , а мон к 1830 году язык и этническая принадлежность полностью вытеснились. Ближайшие княжества Шан приняли больше равнинных норм.
Сотнями и тысячами пленников из различных военных кампаний возвращали в королевство и расселяли в качестве потомственных слуг королевской семьи и знати или посвящали в пагоды и храмы; эти пленники привнесли новые знания и навыки в бирманское общество и обогатили бирманскую культуру. Их поощряли вступать в брак с принимающим сообществом, что обогащало генофонд . также [ 118 ] Пленники из Манипура сформировали кавалерию под названием Кате мьиндат (Кассайская лошадь), а также Кате а хмьяук тат (Кассайская артиллерия) в королевской бирманской армии. Даже пленные французские солдаты во главе с шевалье Миларом были вынуждены вступить в бирманскую армию. [ 119 ] Объединенные французские войска с их ружьями и мушкетами сыграли ключевую роль в последующих сражениях между бирманцами и монами. Они стали элитным корпусом, которому предстояло сыграть роль в сражениях бирманцев против сиамцев (нападения и захват Аюттайи с 1760 по 1765 год) и маньчжуров (бои против китайских армий императора Цяньлуна с 1766 по 1769 год). [ 119 ] Мусульманские евнухи из Аракана также служили при дворе Конбаунгов. [ 120 ] [ 121 ] [ 122 ] [ 123 ] [ 124 ]
В обществе Конбаунг также жила небольшая община иностранных ученых, миссионеров и торговцев. Помимо наемников и авантюристов, которые предлагали свои услуги с момента прибытия португальцев в 16 веке, несколько европейцев служили фрейлинами последней королевы Супаялат в Мандалае , миссионер основал школу, которую посещали несколько сыновей Миндона , включая последний король Тибау , и армянин служил королевским министром в Амарапуре .
Среди наиболее заметных небирманцев при королевском дворе были брахманы. Обычно они происходили из одного из четырех регионов:
- Манипур – приобретен после завоевания Манипура; возможно, из Бенгалии, поскольку Манипур был индуизирован бенгальскими браминами в 1700-х годах. [ 125 ]
- Аракан - приобретен после завоевания Аракана в 1785 году сыном короля Тадо Бодавпая Минсо. [ 125 ]
- Сагаинг - давно сложившиеся линии брахманов при королевских дворах Бирмы и Мона, которые ведут свое происхождение от Шри Кшетры девятого века или Сагаинга 14 века. [ 125 ]
- Бенарес - индийские брахманы из Бенареса, прибывшие в Верхнюю Бирму в период с конца 1700-х по начало 1800-х годов. [ 126 ]
Литература и искусство
[ редактировать ]Эволюция и рост бирманской литературы и театра продолжались, чему способствовал чрезвычайно высокий для того времени уровень грамотности взрослых мужчин (половина всех мужчин и 5% женщин). [ 127 ] Иностранные наблюдатели, такие как Майкл Саймс, отмечали широкое распространение грамотности среди простого населения, от крестьян до лодочников . [ 118 ]
Сиамские пленники, увезенные из Аюттхая во время бирманско-сиамской войны (1765–1767 гг.), оказали огромное влияние на традиционный бирманский театр и танец. В 1789 году бирманской королевской комиссии, состоящей из принцев и министров, было поручено переводить сиамские и яванские драмы с тайского на бирманский язык. С помощью сиамских художников, захваченных в Аюттхае в 1767 году, комиссия адаптировала два важных эпоса с тайского на бирманский язык: сиамскую Рамаяну и Энао, сиамскую версию яванских сказок Панджи , на бирманский Яма Заттау и Энаунг Заттау . [ 128 ] Один классический сиамский танец, называемый Йодая Ака (букв. «Танец в стиле Аюттхая»), считается одним из самых деликатных из всех традиционных бирманских танцев .
В период Конбаунг такие методы европейской живописи, как линейная перспектива , светотень и сфумато, стали более распространенными среди бирманского стиля живописи. [ 129 ] [ нужна страница ] В храмовых росписях этого периода использовались такие методы, как отбрасывание теней и дымка на расстоянии в традиционных бирманских стилях. [ 130 ] В период Конбаунг также были разработаны парабайк стили рукописей складных книг , в которых записывались придворные и королевские действия путем рисования на белом паракбайке. [ 131 ]
В начале правления династии, между 1789 и 1853 годами, развивался стиль Амарапуры, изображающий скульптурное искусство с изображением Будды. Ремесленники использовали уникальный стиль, используя позолоту дерева с сусальным золотом и красный лак. На изображение Будды с более круглым лицом этого периода, возможно, повлиял захват изображения Махамуни из Аракана . [ 132 ] После того, как Миндон Мин перенес столицу в Мандалай , развился новый мандалайский стиль изображений Будды, изображающий новое кудрявое изображение Будды и использующий в качестве материалов алебастр и бронзу . Этот более поздний стиль сохранялся в течение британского колониального периода. [ 133 ]
Архитектура
[ редактировать ]Бирманские династии имели долгую историю строительства регулярно планировавшихся городов вдоль долины Иравади в период с 14 по 19 века. Городское планирование в досовременной Бирме достигло своего апогея в период Конбаунг с появлением таких городов, как Мандалай . Алаунгпая руководил многими инициативами по градостроительству. Он построил множество небольших укрепленных городов с мощной защитой. Один из них, Рангун , был основан в 1755 году как крепость и морская гавань. Город имел неправильную планировку с частоколами из тиковых бревен на земляном валу . В Рангуне было шесть городских ворот, каждые из которых были окружены массивными кирпичными башнями с типичными зубцами и крестообразными амбразурами . Ступы Шведагон , Суле и Ботатаунг располагались за пределами городских стен. В городе были основные дороги, вымощенные кирпичом, с водостоками по бокам. [ 134 ]
В этот период также наблюдалось распространение ступ и храмов с развитием техники лепнины. Деревянные монастыри этого периода, замысловато украшенные резьбой по дереву из « Сказок Джатаки», являются одними из наиболее ярких самобытных примеров традиционной бирманской архитектуры, сохранившихся до наших дней. [ 130 ]
Религия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2013 г. ) |
Монашеская и мирская элита вокруг королей Конбаунгов, особенно во время правления Бодавпая, начала крупную реформацию бирманской интеллектуальной жизни, монашеской организации и практики, известную как Реформация Судхаммы. Это привело, среди прочего, к созданию первых настоящих государственных историй Бирмы. [ 135 ]
Правители
[ редактировать ]Нет | Официальное название
на Пали |
Название, используемое в летописях | Родословная | Царствование | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Заголовок | Буквальный смысл | |||||
1 | Сири Павара Виджая Нанда Джатха Махадхаммарадж | Алаунгпайя | Будущий Будда-Король | староста деревни | 1752–1760 | Основатель династии и Третьей Бирманской империи вторгся в Аюттайю. |
2 | Сирипаварадхаммарадж | Наунгдоги | Королевский старший брат | сын | 1760–1763 | Вторгся в Аюттайю вместе со своим отцом. |
3 | Сирисуриядхамма Махадхаммараджа Раджадхипати | Синбюшин | Лорд Белого Слона | брат | 1763–1776 | Вторглись и разграбили Аюттайю , вторглись в Чиангмай и Лаос , вторглись в Манипур , успешно отразил четыре китайских вторжения. |
4 | Махадхаммараджадхирайя | Сингу Мин | Сингу Кинг | сын | 1776–1781 | |
5 | - | Фаунгказа Маунг Маунг | Лорд Фаунгки, младший брат | двоюродный брат (сын Наунгдавги) | 1782 | Самое короткое правление в истории Конбаунгов - чуть более одной недели. |
6 | Сирипаваратилокапандит Махадхаммараджадхирадж | Бодавпайя | Королевский лорд-дедушка | дядя (сын Алаунгпая) | 1782–1819 | Вторгся и аннексировал Аракан , вторгся в Раттанакосин (Бангкок). |
7 | Сири Трибхаванадитья Паварапандит Махадхаммараджадхирадж | Багидо | Королевский старший дядя | внук | 1819–1837 | Вторгся в Аюттхаю со своим дедом, вторгся в Ассам и Манипур , разгромил Первая англо-бирманская война . |
8 | Сири Паварадитья Локадхипати Виджая Махадхаммараджадхираджа | Тарравади Мин | Тарравади Кинг | брат | 1837–1846 | Участвовал в Первой англо-бирманской войне как принц Тарравади. |
9 | Сири Судхамма Тилокапавара Махадхаммараджадхирадж | Пэган Мин | Языческий король | сын | 1846–1853 | Свергнут Миндоном после его поражения во Второй англо-бирманской войне . |
10 | Сири Паваравиджая Нантаясапандит Трибхаванадитья Махадхаммараджадхирадж | Миндон Мин | Миндон Кинг | сводный брат | 1853–1878 | Подал в суд на мир с британцами; едва избежал дворцового восстания двое его сыновей, кроме его брата, наследного принца Ка Наунга, были убиты. |
11 | Сирипавара Виджаянанта Яшатилока Дхипати Пандит Махадхаммараджадхирадж | Тибо Мин | Тибо Кинг | сын | 1878–1885 | Последний король Бирмы, вынужденный отречься от престола и сосланный в Индию после поражения в Третья англо-бирманская война . |
Примечание: Наунгдоги был старшим братом Синбюшина и Бодавпая, который приходился дедушкой Багидо, старшему дяде Миндона. Под этими именами они были известны потомкам, хотя официальные титулы при их коронации по обычаю были довольно длинными на пали ; Минтаяги пайя (Господь Великий Король) был эквивалентом Вашего/Его Величества, тогда как Хпондавги пайя (Господь Великая Слава) использовался королевской семьей.
Генеалогическое древо
[ редактировать ]1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Алаунгпайя (1752–1760) | Юн Сан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 6 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я Хла | Синбюшин (1763–1776) | Бодавпайя (1782–1819) | Наунгдоги (1760–1763) | Шин Хпо Ю | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сингу Мин (1776–1781) | Тадо Минсо | Фаунгка (1782) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Багидо (1819–1837) | Тарравади (1837–1846) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языческий [ № 1 ] (1846–1853) | Миндон [ Н 2 ] (1853–1878) | Нецензурная лексика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тибо (1878–1885) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Претенденты
[ редактировать ]После отмены монархии титул королевского домоправителя династии Конбаунг номинально перешел к Мьят Пхая Лат , второй дочери Тибо, поскольку старшая дочь короля отказалась от своих королевских титулов, чтобы принадлежать индийскому простолюдину. [ 11 ]
Третья дочь Тибо Мьят Пхая Галай вернулась в Бирму и добивалась возвращения трона у британцев в 1920-х годах. Ее старший сын Тау Пхая Джи был захвачен Императорской Японией во время Второй мировой войны из-за его потенциала в качестве короля-марионетки. Усилия Японии провалились из-за отвращения Тау Пхая Джи к японцам и его убийства в 1948 году коммунистическими повстанцами. [ 136 ]
После смерти Мьят Пхая Лат ее внук Тау Пхая стал номинальным королевским домовладельцем. Тау Пхая был сыном Мят Пхая Галай, братом Тау Пхая Ги и мужем внучки Мьят Пхая Лат Хтейк Су Ги Пхая. [ 137 ] После смерти Тау Пхая в 2019 году неясно, кто является королевским домохозяином. Предполагается, что Сое Вин , старший сын Тау Пхая Ги, является королевским домохозяином, поскольку о детях Тау Пхайя мало общедоступной информации. [ 138 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Университет Сейн Тин (июнь 2005 г.). Король Тибо и Супаялат [ Король Тибо и Супаялат ]. Архивировано из оригинала 6 ноября 2022 года . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ Мистер Маунг Хмаинг (1914). Скачать комментарий [ Подробности о павлине ]. Архивировано из оригинала 6 ноября 2022 года . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Варазин (Земля учителя) (сентябрь 2011 г.). Исторические флаги Мьянмы и лидеры Мьянмы [ Исторические флаги Мьянмы и лидеры Мьянмы ]. Архивировано из оригинала 6 ноября 2022 года . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Страница 6. Архивировано 21 декабря 2022 года в Wayback Machine , Часть 2, Трактат о государственных печатях и государственных флагах, использовавшихся в последовательные периоды в Мьянме.
Докладчик = Йи Йи Ньюнт, директор Колледжа развития национальных молодежных ресурсов в Сагаинге, Департамент образования и практики, Министерство пограничных дел, Республика Союз Мьянма, 5 февраля 2014 г. - ^ Пан Мао Тин Аунг [на бирманском языке] . История государства Мьянма [ История государства Мьянма ]. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ «От острова Сан-Раунг до Му Ман Вай Кинга» . Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ ( Харви 1925 : 333)
- ^ ( Харви 1925 : 333)
- ^ Скотт, Пол (8 июля 2022 г.). «Собственность и прерогатива в конце империи: нефть Бирмы в ретроспективе» . papers.ssrn.com . дои : 10.2139/ssrn.4157391 . S2CID 250971749 . ССНН 4157391 . Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Ни, Ли Би (2013). Краткая история Мьянмы и Таиланда . Университет Малайзии Сабах. п. 7. ISBN 9781229124791 .
- ^ Перейти обратно: а б «Вторая принцесса, дочь короля Тибо» . Потерянные шаги (на бирманском языке). Тан Мьинт-У . Архивировано из оригинала 24 октября 2022 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Фэйр 1883 , с. 153.
- ^ Либерман 2003 , с. 184–187.
- ^ С 2004 г. , с. 145–189.
- ^ Вятт 2003 , с. 125.
- ^ Потерянные шаги. «Дипломатические отношения между Бирмой и Вьетнамом» . Архивировано из оригинала 18 октября 2020 года . Проверено 23 августа 2020 г. .
- ^ Чарни, Майкл В. (2000). «Китайский бизнес на Пенанге и Тенассериме (Бирма) в 1820-е годы: взгляд из вьетнамского путешествия» (PDF) . Журнал Общества Южных морей . 55 : 48–60. Архивировано (PDF) из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 23 августа 2020 г. .
- ^ Мьинт-У 2006 , с. 109.
- ^ Сандерсон Бек. «Бирма, Малайя и Сиам 1800–1950» . Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года . Проверено 22 апреля 2007 г.
- ^ Либерман 1996 , с. 184-187.
- ^ Мьинт-У 2001 .
- ^ Суракиат 2006 , с. 8, 11, 25.
- ^ Перейти обратно: а б Берд 1897 , с. 104.
- ^ Сикинс 2006 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с Нисбет 1901 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Нисбет 1901 , с. 154.
- ^ Нисбет 1901 , с. 154-155.
- ^ Перейти обратно: а б с Мьинт-У 2001 , с. 77.
- ^ Филипс 1951 , с. 117, 121.
- ^ Скотт 1882 , с. 102.
- ^ Сикинс 2006 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нисбет 1901 , с. 152.
- ^ Тау 1913 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Нисбет 1901 , с. 156.
- ^ Мьинт-У 2001 , с. 157-158.
- ^ Мьинт-У 2001 , с. 133.
- ^ Мьинт-У 2001 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с Мьинт-У 2001 , с. 66.
- ^ Нисбет 1901 , с. 159.
- ^ Нисбет 1901 , с. 160.
- ^ Нисбет 1901 , с. 160-161.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нисбет 1901 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мьинт-У 2001 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нисбет 1901 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нисбет 1901 , с. 158.
- ^ Ежедневник рабочих людей, 1988 год .
- ^ Мьинт-У 2001 , с. 70.
- ^ Хроники Стеклянного дворца королей Бирмы (PDF) . Перевод Пе Маунг Тина; Люс, Г. Х. Лондон: Хамфри Милфорд, Издательство Оксфордского университета. 1923. Архивировано (PDF) из оригинала 1 января 2019 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нисбет 1901 , с. 205.
- ^ К сожалению, 2005 г. , с. 160-161.
- ^ К сожалению, 2005 г. , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б К сожалению, 2005 г. , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б К сожалению, 2005 г. , с. 169.
- ^ К сожалению, 2005 г. , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мьинт-У 2001 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я К сожалению, 2005 г. , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л ДАС 1963 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с ДАС 1963 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Йи 1982 , стр. 136.
- ^ Перейти обратно: а б с Скотт 1882 , с. 450.
- ^ Перейти обратно: а б с К сожалению, 2005 г. , с. 174.
- ^ Йи 1982 , стр. 147.
- ^ Йи 1982 , стр. 137.
- ^ Йи 1982 , стр. 137-138.
- ^ Йи 1982 , стр. 138.
- ^ Перейти обратно: а б Йи 1982 , стр. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Харви 1925 , с. 325.
- ^ Перейти обратно: а б с Йи 1982 , стр. 140.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нисбет 1901 , с. 204.
- ^ Перейти обратно: а б Йи 1982 , стр. 141.
- ^ Йи 1982 , стр. 142.
- ^ Йи 1982 , стр. 129.
- ^ Йи 1982 , стр. 129-135.
- ^ Йи 1982 , стр. 131-135.
- ^ Перейти обратно: а б Йи 1982 , стр. 135.
- ^ Перейти обратно: а б Йи 1982 , стр. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с Йи 1982 , стр. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Йи 1982 , стр. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с Йи 1982 , стр. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Йи 1982 , стр. 109.
- ^ Йи 1982 , стр. 106-7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Йи 1982 , стр. 110.
- ^ Также известный как Mingala Ledaw ( фермерская свадьба ) или Ledwin Mingala .
- ^ Скотт 1882 , с. 257.
- ^ Скотт 1882 , с. 257-258.
- ^ Скотт 1882 , с. 258.
- ^ Скотт 1882 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б Скотт 1882 , с. 260.
- ^ Перейти обратно: а б Скотт 1882 , с. 261.
- ^ Нисбет 1901 , с. 206.
- ^ Йи 1982 , стр. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с Скотт 1900 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж МЛК 1993 года .
- ^ Перейти обратно: а б ДАС 1963 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д Харви 1925 , с. 327-328.
- ^ Перейти обратно: а б ДАС 1963 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Харви 1925 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час ДАС 1963 , с. 19.
- ^ Скотт 1882 , с. 482.
- ^ Перейти обратно: а б ДАС 1963 , с. 34.
- ^ Скотт 1900 , с. 103.
- ^ К сожалению, 2005 г. , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с д К сожалению, 2005 г. , с. 173.
- ^ К сожалению, 2005 г. , с. 170-171.
- ^ Перейти обратно: а б К сожалению, 2005 г. , с. 172.
- ↑ У Саида Брамина возникла следующая проблема: Говинда-махараджинда-аггамахадхаммараджагуру.
- ^ К сожалению, 2005 г. , с. 170.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мьинт-У 2001 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д Скотт 1882 , с. 411.
- ^ Скотт 1882 , с. 406-407.
- ^ Андрус 1947 , с. х.
- ^ Скотт 1882 , с. 406.
- ^ Нисбет 1901 , с. 15.
- ^ Кокс 1919 , с. 161.
- ^ Скотт 1882 , с. 411-412.
- ^ Скотт 1882 , с. 409.
- ^ Скотт 1882 , с. 409-10.
- ^ Перейти обратно: а б Саймс 1800 .
- ^ Перейти обратно: а б Финдли и О'Рурк 2007 , с. 277.
- ^ Мьинт-У 2006 , с. 126.
- ^ Йегар 1972 , с. 10.
- ^ MHRJ 2007 , с. 57.
- ^ Флейшманн 1981 , с. 49.
- ^ Пелетц 2007 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с К сожалению, 2005 г. , с. 178.
- ^ К сожалению, 2005 г. , с. 182.
- ^ Либерман 2003 , с. 202–206.
- ^ Брэндон, с. 27
- ^ Фэйр 1883 .
- ^ Перейти обратно: а б Круче, Ричард. «Постязыческий период – с 14 по 20 века, часть 3» . Университет Северного Иллинойса.
- ^ Рагхаван, В. (1979). «Сохранение рукописей пальмового листа и парабайка и план составления Всесоюзного каталога рукописей» (PDF) . ЮНЕСКО.
- ^ «Период Амарапуры: 1789–1853» . Оригинальные Будды .
- ^ «Мандалайский период: 1853 – 1948» . Оригинальные Будды .
- ^ Хла, У Кан (1978). «Традиционное градостроительство в Бирме» . Журнал Общества историков архитектуры . 37 (2): 92, 97–98. дои : 10.2307/989177 . ISSN 0037-9808 . JSTOR 989177 . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Чарни 2006: 96–107.
- ^ «Памяти Тау Пая Галая, принца мужского» . Мьянма Таймс . 30 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 1 января 2022 г. Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Джим Поллард (10 февраля 2018 г.). «Право помнить последнего короля Мьянмы» . Азия Таймс . Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Зузакар Калаунг (2 ноября 2017 г.). «Мы были королями: потерянная королевская семья Бирмы» . Мьянма Таймс . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 24 октября 2022 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Печать под названием «Печать Государства Мьянма» на королевских приказах, изданных королем Тибо.
- ^ с Парусный хвост белым полем, на котором изображен павлин, кусающий цветочную ветку, на красном диске в центре поля.
Ссылки
[ редактировать ]- «Сводка прессы Бирмы» . Ежедневник трудящихся . 3 марта 1988 года. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 1 ноября 2013 г.
- Андрус, Джеймс Рассел (1947). Экономическая жизнь Бирмы . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804703154 .
- Берд, Джордж У. (1897). Странствия по Бирме . Ф. Дж. Брайт и сыновья.
- Чарни, Майкл В. (2006). Мощное обучение: буддийские литераторы и трон последней династии Бирмы, 1752–1885 гг . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
- Кокс, Сэмюэл Уильям (1919). Краткая история Бирмы . Макмиллан и компания, лимитед.
- Мандалайский дворец (PDF) . Рангун: Управление археологических исследований. 1963. Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2018 года . Проверено 29 октября 2013 г.
- Дай, Инцун (2004). «Замаскированное поражение: кампания династии Цин в Мьянме». Современные азиатские исследования . 38 . Издательство Кембриджского университета: 145–189. дои : 10.1017/s0026749x04001040 . S2CID 145784397 .
- Финдли, Рональд; О'Рурк, Кевин Х. (2007). Власть и изобилие: торговля, война и мировая экономика во втором тысячелетии . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691118543 .
- Флейшманн, Клаус (1981). Аракан, регион конфликта между Бирмой и Бангладеш: предыстория и последствия потока беженцев 1978 года (на немецком языке). Том 121. Институт азиатских исследований Гамбург: Объявления Института азиатских исследований. ISBN 9783921469804 .
- Холл, DGE (1960). Бирма (3-е изд.). Библиотека Университета Хатчинсона. ISBN 978-1-4067-3503-1 .
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Кениг, Уильям Дж. (1990). «Бирманское государство, 1752–1819: политика, управление и социальная организация в ранний период Кон-баунг». Мичиганские документы о Южной и Юго-Восточной Азии (34). 1990.
- Лейдер, Жак П. (2009). Золотое письмо короля Алаунгминтая королю Георгу II (7 мая 1756 г.) (PDF) . Ганновер: Библиотека Готфрида Вильгельма Лейбница. Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2018 года . Проверено 29 октября 2013 г.
- Лейдер, Жак П. (2005). «Специалисты по ритуалам, магии и преданности: придворные брахманы королей Конбаунгов» (PDF) . Журнал исследований Бирмы . 10 : 159–180. дои : 10.1353/jbs.2005.0004 . S2CID 162305789 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2019 года . Проверено 29 октября 2013 г.
- Либерман, Виктор Б. (1996). «Политическая консолидация в Бирме при ранней династии Конбаунг, 1752–1820 гг.». Журнал истории Азии . 30 (2): 152–168. JSTOR 41931038 .
- Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80496-7 .
- Летве Наврата и Твинтин Тайквун (1770 г.). Хла Тамейн (ред.). Алаунгпайя Айдобон (на бирманском языке) (изд. 1961 г.). Министерство культуры, Союз Бирмы.
- Маунг Маунг Тин, У (1905). Конбаунг Хсет Маха Язавин ( Konbaung Hset Maha Yazawin ) (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2004 г.). Янгон: Департамент исторических исследований университетов Янгонского университета.
- "Бирманская лексикография библиотеки SEAlang" . Мьянма-английский словарь . Комиссия по языку Мьянмы. 1993. ISBN 1-881265-47-1 .
- Мьинт-У, Тан (2001). Создание современной Бирмы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521799140 .
- Мьинт-У, Тан (2006). Река потерянных шагов — истории Бирмы . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-16342-6 .
- Нисбет, Джон (1901). Бирма под британским правлением и до этого . Том. 1. Арчбальд Констебль и компания.
- Пелетц, Майкл Г. (2007). Гендерный плюрализм: Юго-Восточная Азия с раннего Нового времени . Рутледж. ISBN 9780203880043 .
- Файр, Артур П. (1883). История Бирмы (изд. 1967 г.). Лондон: Сюсил Гупта.
- Поллак, Оливер Б. (1976). «Династицизм и восстание: кризис королевской власти в Бирме, 1837–1851». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 7 (2): 187–196. дои : 10.1017/s0022463400015009 . S2CID 154331466 .
- Суракиат, Памари (март 2006 г.). Изменение характера конфликта между Бирмой и Сиамом на примере роста и развития бирманских государств с 16 по 19 века (PDF) . Азиатский научно-исследовательский институт. стр. 8, 11, 25. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июля 2015 года.
- Филипс, Сирил Генри (1951). Справочник по истории Востока . Том. 6. Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. стр. 117, 121. ISBN. 9780901050168 .
- Скотт, Джеймс Джордж (1882). Бирманец, его жизнь и представления . Лондон: Макмиллан.
- Скотт, Дж. Джордж (1900). Справочник Верхней Бирмы и штатов Шан (PDF) . Том. 2. Суперинтендант государственной типографии. Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2019 года . Проверено 29 октября 2013 г.
- Тау, Шейн Ко (1913). Бирманские зарисовки . Британская бирманская пресса.
- Сикинс, Дональд М. (2006). Исторический словарь Бирмы (Мьянмы) . Пугало Пресс. ISBN 9780810864863 .
- Саймс, Майкл (1800). Отчет посольства в Королевстве Ава, отправленный генерал-губернатором Индии в 1795 году (PDF) . Лондон: SOAS Spring 2006. Архивировано (PDF) из оригинала 21 ноября 2016 года . Проверено 13 декабря 2011 г.
- Вятт, Дэвид К. (2003). История Таиланда (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08475-7 .
- «Журнал исторических исследований Мьянмы» . Журнал исторических исследований Мьянмы (на бирманском языке) (19). Историко-исследовательский отдел университетов . 2007.
- Йегар, Моисей (1972). Мусульмане Бирмы Отто Харрасовиц. ISBN 9783447013574 .
- Йи, Йи (1982). «Жизнь при бирманском дворе при королях Конбаунг» (PDF) . Серебряное издание юбилейное Рангун: Департамент исторических исследований: 100–147. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 28 октября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сорок лет в Бирме Джон Эбенезер Маркс, Лондон: Hutchinson & Co., 1917 г.
- Последняя королева Бирмы Кеннет Чампеон, Иравади , июль 2003 г.
- До и после колеса: доколониальные и колониальные государства и транспорт в материковой Юго-Восточной Азии и Западной Африке Майкл Чарни, HumaNetten 37 2016.
- Аютия и конец истории: пересмотр тайских взглядов на Бирму Мин Зин, Иравади , август 2000 г.
- Редкая встреча с последним из членов королевской семьи Бирмы The Daily Telegraph , 26 февраля 2008 г.
- Последний член королевской семьи Мьянмы оплакивает разваливающуюся страну Reuters , 10 марта 2008 г.
- Династия Конбаунг
- Бывшие страны в истории Бирмы
- бирманская монархия
- Буддийские династии
- 18 век в Бирме.
- XIX век в Бирме.
- Бывшие монархии Юго-Восточной Азии
- Штаты и территории, основанные в 1752 году.
- Штаты и территории упразднены в 1885 году.
- 1752 заведения в Азии
- Застой 1885 года в Азии
- Заведения 1750-х годов в Бирме
- Застой 1880-х годов в Бирме
- Бывшие монархии
- Бывшие монархии Азии