Jump to content

Исламский фундаментализм

Исламский фундаментализм определяется как возрожденческое и реформаторское движение мусульман , стремящихся вернуться к основополагающим писаниям ислама . [1] Этот термин использовался взаимозаменяемо с аналогичными терминами, такими как исламизм , исламское возрождение, кутбизм , исламский активизм, но также подвергался критике как уничижительный термин, используемый посторонними, которым вместо этого следовало бы использовать более позитивные термины, такие как исламский активизм или исламское возрождение. [2]

Некоторые из убеждений, приписываемых исламским фундаменталистам, заключаются в том, что основные источники ислама ( Коран , хадисы и Сунна ) следует интерпретировать буквально и оригинально; [3] что развращающее неисламское влияние должно быть устранено из каждой сферы жизни мусульман; и что общества, экономика и управление стран с мусульманским большинством должны вернуться к основам ислама, системе ислама и стать исламскими государствами . [1] [4]

Определения и описания

[ редактировать ]

Термин «фундаментализм» был сочтен вводящим в заблуждение теми, кто предполагает, что все основные мусульмане верят в буквальное божественное происхождение и совершенство Корана и поэтому являются «фундаменталистами». [5] и другие, которые считают, что этот термин используется посторонними для описания предполагаемых тенденций в исламе. [6] Профессор религиоведения университета Джорджтаунского Джон Л. Эспозито раскритиковал использование термина «исламский фундаментализм» из-за его двусмысленного характера; утверждая, что на лингвистическое применение этого термина сильное влияние оказали западноцентричные христианские предпосылки. По его мнению, более подходящими терминами были бы « исламское возрождение » и « исламский активизм », поскольку традиции Тадждида (возрождения) и Ислаха (реформы) уходят корнями в историю исламской религии, от ранних исламских веков до наших дней. . В 1990-е годы постсоветские государства использовали термин «исламский фундаментализм» как синоним « ваххабизма ». [7] [8]

Некоторые проповедники и писатели 20-го века, которых иногда называют исламскими фундаменталистами, включают Сайида Кутба , Ибн Сауда , Абула Ала Маудуди , [9] и Исрар Ахмед . [10] Движение ваххабитов и его финансирование Саудовской Аравией часто называют причиной популярности современного исламского фундаментализма.

Определения относительно того, что такое исламский фундаментализм и чем он отличается от исламизма (или политического ислама) или исламского возрождения, различаются .

  • Форма исламизма. Грэм Фуллер считает, что исламский фундаментализм - это разновидность исламизма, а не его особая форма, и для него исламские фундаменталисты являются «наиболее консервативным элементом среди исламистов». Его «самая строгая форма» включает « ваххабизм , который иногда называют салафией … Для фундаменталистов закон является наиболее важным компонентом ислама, и это приводит к подавляющему акценту на юриспруденцию , обычно понимаемую узко». [11] Автор Оливье Рой придерживается аналогичной линии, описывая «неофундаменталистов» (т.е. современных фундаменталистов) как более страстных, чем более ранние исламисты, в их противостоянии предполагаемому «развращающему влиянию западной культуры», избегающих западной одежды, «галстуков, смеха, использование западных форм приветствия, рукопожатий, аплодисментов», препятствуя, но не запрещая другие виды деятельности, такие как спорт, в идеале ограничивая мусульманское общественное пространство «семьей и мечетью». [12] При этом фундаменталисты «отошли» от позиций исламистов 1970-х и 1980-х годов, таких как [Абул А'ла Маудуди], который:

...без колебаний посещал индуистские церемонии. Хомейни никогда не предлагал предоставить иранским христианам и евреям статус зимми (защищенных общин), предусмотренный шариатом: армяне Ирана остаются иранскими гражданами, обязаны нести военную службу и платить те же налоги, что и мусульмане, и имеют право голосовать (с отдельными коллегиями выборщиков). Аналогичным образом, афганский Джамаат в своем уставе объявил законным нанимать немусульман в качестве экспертов с точки зрения ислама. [4]

  • Общий термин. Другой американский наблюдатель, Роберт Пеллетро-младший , помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока, считает наоборот: исламизм является подмножеством мусульман «с политическими целями… внутри» «более широкого фундаменталистского возрождения». . [13] Американский историк Айра Лапидус рассматривает исламский фундаментализм как «объединяющее понятие для очень широкого спектра движений, некоторых нетерпимых и эксклюзивистских, некоторых плюралистических; некоторых, благоприятствующих науке, некоторых антинаучных; некоторых преимущественно религиозных, а некоторые преимущественно политических; некоторых демократических, некоторых авторитарный; некоторые мирные, некоторые жестокие». [14]
  • Синоним. Еще один, Мартин Крамер , не видит большой разницы между этими двумя терминами (по крайней мере, в использовании в одной стране): «По сути, исламский фундаментализм и исламизм стали синонимами в современном американском использовании». [15]
  • Библейский буквализм. По мнению другого ученого, Натаны Дж. Делонг-Бас , современное использование термина «исламский фундаментализм» применимо к мусульманам, которые стремятся не просто «вернуться к первоисточникам», но и используют «буквальную интерпретацию этих источников». . [3]
  • Использование иджтихада в исламском праве. По мнению академика Джона Эспозито , одной из наиболее определяющих особенностей исламского фундаментализма является вера в «открытие» врат иджтихада («независимое рассуждение», используемое при принятии юридического решения в суннитском праве). [16]

Различия с исламизмом

[ редактировать ]

По мнению Роя, различия между фундаментализмом и исламизмом (или, по крайней мере, исламизмом до 1990 года) заключаются в следующих областях:

  • Политика и экономика. Исламисты часто говорят о «революции» и верят, что «общество будет исламизировано только посредством социальных и политических действий: необходимо покинуть мечеть…» Фундаменталисты в первую очередь интересуются исламской практикой, меньше интересуются «современностью или западным модели политики или экономики» и менее склонны общаться с немусульманами. [17]
  • Шариат . Хотя и исламисты, и фундаменталисты привержены осуществлению законов шариата, исламисты «склонны рассматривать его скорее как проект, чем как свод законов». [18]
  • Вопрос женщин. «Исламисты в целом склонны отдавать предпочтение образованию женщин и их участию в общественной и политической жизни: исламистская женщина воюет, учится и имеет право работать, но в чадре . Исламистские группы включают в себя женские объединения». В то время как фундаменталисты проповедуют, что женщины должны вернуться в свои дома, исламизм считает, что достаточно «публичного разделения полов». [19]
  • Разнообразие и разнообразие внутри исламских социальных движений было подчеркнуто Хуснулом Амином в его работе, ссылаясь на плюрализм внутри этих движений. [20]

Любопытно, что историк Ерванд Абрамян (который, по сути, посвятил книгу «Хомейнизм: Очерки Исламской Республики» ) тому, почему аятолла Рухолла Хомейни , лидер иранской революции, был не фундаменталистом, а популистом, и называет термин «исламский фундаментализм» вообще «не только сбивает с толку, но и вводит в заблуждение и даже совершенно неправильно»), отмечает, что в Исламской Республике Иран сторонники аятоллы Рухоллы Хомейни, «не найдя эквивалента в персидском или арабском языке» для слова «фундаменталист», «с гордостью придумали новое слово, боньядегар , буквально переведя английский термин «фундаменталист». [21]

Различия с христианским фундаментализмом

[ редактировать ]

Различия между христианским фундаментализмом и исламским фундаментализмом включают (по мнению Бернарда Льюиса ): [22]

«В западном использовании эти слова [Возрождение и Фундаментализм] имеют довольно специфический смысл; они предполагают определенный тип религиозности – эмоциональный, даже сентиментальный; не интеллектуальный, возможно, даже антиинтеллектуальный; и в целом аполитичный и даже антиполитический. Фундаменталисты Выступают против либеральной теологии и библейской критики и за возврат к основам, то есть к божественному безошибочному тексту Священных Писаний . Для так называемых фундаменталистов ислама это не является и никогда не было проблемой. Либеральная теология до сих пор не занималась большим вниманием. прогресс в исламе, а божественность и непогрешимость Корана по -прежнему остаются центральными догмами веры... В отличие от своих христианских однофамильцев, исламские фундаменталисты не отбрасывают в сторону, а наоборот, принимают большую часть постбиблейской схоластической традиции своей веры. , как в теологическом, так и в правовом аспектах».

Исламский фундаментализм (по крайней мере, среди мусульман- суннитов ) традиционно имеет тенденцию впадать в «традиционалистские» и «реформистские» тенденции:

Критика термина

[ редактировать ]

Термин «исламский фундаментализм» подвергся критике со стороны Бернарда Льюиса , Халеда Абу Эль Фадла , Эли Бермана и Джона Эспозито , среди других. Многие предлагали заменить его другим термином, таким как «пуританский», «исламское возрождение» или «активизм» и «радикальный ислам».

Льюис, ведущий историк ислама, считает, что, хотя «использование этого термина устоялось и должно быть принято»:

Это по-прежнему прискорбно и может ввести в заблуждение. «Фундаменталист» — христианский термин. Судя по всему, оно вошло в употребление в первые годы прошлого века и обозначает определенные протестантские церкви и организации, в частности те, которые поддерживают буквальное божественное происхождение и непогрешимость Библии . В этом они противостоят либеральным и модернистским богословам, которые склонны иметь более критический, исторический взгляд на Священное Писание. Среди мусульманских богословов пока нет такого либерального или модернистского подхода к Корану, и все мусульмане в своем отношении к тексту Корана в принципе являются как минимум фундаменталистами. Чем так называемые мусульманские фундаменталисты отличаются от других мусульман, да и от христианских фундаменталистов, так это их схоластикой и законничеством. Они основываются не только на Коране, но и на Преданиях Пророка, а также на совокупности переданных богословских и юридических знаний. [25]

Джон Эспозито раскритиковал этот термин за его связь «с политическим активизмом , экстремизмом , фанатизмом , терроризмом и антиамериканизмом », заявив: «Я предпочитаю говорить об исламском возрождении и исламском активизме». [2]

Халед Абу Эль Фадл из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, критик тех, кого называют исламскими фундаменталистами, также критикует этот термин, потому что:

[М]аждые либеральные, прогрессивные или умеренные мусульмане назвали бы себя усулисами или фундаменталистами, не думая, что это несет в себе негативный оттенок. В исламском контексте имеет гораздо больше смысла описывать фанатичный редукционизм и ограниченный буквализм некоторых групп как пуританский (термин, который на Западе отсылает к конкретному историческому опыту). [26]

Эли Берман утверждает, что «радикальный ислам» — лучший термин для многих движений после 1920-х годов, начиная с « Братьев-мусульман» , поскольку эти движения считаются практикующими «беспрецедентный экстремизм », поэтому их нельзя квалифицировать как движения, возвращающиеся к этой практике. исторических основ. [27]

Напротив, американский писатель Энтони Дж. Деннис признает широкое использование и актуальность этого термина и называет исламский фундаментализм «сегодня больше, чем религией, это всемирное движение». Он отмечает переплетение социальных, религиозных и политических целей внутри движения и заявляет, что исламский фундаментализм «заслуживает серьезного изучения и обсуждения со светской точки зрения как революционная идеология». [28]

По крайней мере, два мусульманских учёных, сирийский философ Садик Джалал аль-Азм и египетский философ Хасан Ханафи , выступили в защиту использования этой фразы. Исследуя доктрины новых исламских движений, Аль-Азм обнаружил, что они заключаются в «немедленном возврате к исламским «основам» и «фундаментальным принципам»… Мне кажется вполне разумным называть эти исламские движения «фундаменталистскими» (и в строгом смысле этого слова) является адекватным, точным и правильным». [29]

Хасан Ханафи пришел к такому же выводу: «Трудно найти более подходящий термин, чем тот, который недавно использовался на Западе, «фундаментализм», чтобы охватить значение того, что мы называем исламским пробуждением или возрождением». [30]

В 1988 году Чикагский университет при поддержке Американской академии искусств и наук запустил «Проект фундаментализма» , посвященный исследованию фундаментализма в основных мировых религиях: христианстве , исламе , иудаизме , индуизме , буддизме и конфуцианстве . Он определил фундаментализм как «подход или набор стратегий, с помощью которых осажденные верующие пытаются сохранить свою самобытную идентичность как народа или группы... путем выборочного извлечения доктрин, верований и практик из священного прошлого». [31] Исследование Wissenschaftszentrums Berlin für Sozialforschung, проведенное в 2013 году, показало, что исламский фундаментализм широко распространен среди европейских мусульман , при этом большинство считает, что религиозные правила важнее гражданских законов, а три четверти отвергают религиозный плюрализм внутри ислама. [32] Недавнее исследование показывает, что некоторые европейские мусульмане воспринимают западные правительства как изначально враждебные по отношению к исламу как источнику идентичности. Однако это восприятие значительно снизилось после появления ИГИЛ, особенно среди молодых и образованных европейских мусульман. [33]

Происхождение

[ редактировать ]

Современные исламские фундаменталистские движения берут свое начало в конце 19 века. [34] По словам арабского поэта Адуниса , в конце девятнадцатого века исламский мир испытал приток европейских идей, ценностей и мыслей. Мыслители мусульманского мира реагировали на современность тремя основными способами. Секуляристы, такие как Мирза Ака Хан Кермани , Мустафа Кемаль Ататюрк и т. д., считали ислам ответственным за отсталость мусульман; постепенно отказавшись от религии и переняв западные идеи. Тем временем модернисты, такие как Мухаммад Абду в Египте, выступали за реформы, направленные на примирение с современностью; подчеркивая при этом приверженность основным исламским идеалам. Третий ток; Широко известный как исламский фундаментализм, пионером которого стали Рашид Рида в арабском мире и Абул Аала Маудуди (1903–1979 гг. н.э.) в Южной Азии , он утверждал, что ислам актуален во все времена и должен господствовать безраздельно. Они идеализировали эпоху Мухаммеда и его сподвижников и стремились возродить ее «чистоту» и раннюю исламскую власть . По их мнению, экономические, политические и военные проблемы исламского мира возникают из-за небрежного отношения мусульман к строгому соблюдению принципов исламского мира. шариат . [35]

Траектория исламского фундаментализма состояла из четырех этапов. Первая фаза протофундаментализма возникла в конце 19 века в результате негативной реакции на западное колониальное натиск. Его основными представителями были улемы движения Ахли Хадис в Южной Азии и религиозные возрожденцы арабской салафии и различных антиколониальных течений. Антиколониальные религиозные активисты состояли из двух фракций: реформистов , которые придерживались библейского религиозного дискурса, и модернистов , которые выступали за принятие западных идеалов и институтов. Религиозные усилия сирийско-египетского -салафита ученого Рашида Риды (1865–1935 гг. н.э.) знаменуют собой переход от протофундаментализма ко второй фазе исламского фундаментализма. [36] Рида стал первым крупным богословом, всесторонне разъяснившим основополагающие принципы исламского государства в его современной версии, и эти доктрины были с готовностью приняты более поздними исламскими фундаменталистами. [37] Ваххабитское движение, арабское фундаменталистское движение , зародившееся в 18 веке, также набрало обороты и распространилось в 19 и 20 веках. [38]

После Первой мировой войны Рашид Рида находился под сильным влиянием ханбалитских пуританских и возрожденческих доктрин ханбалитского богослова 13 века Ибн Таймийи и ваххабитского движения; и начал яростно выступать против западного влияния и модернистских идей. [39] Идеи Рашида Риды, которого многие считают духовным отцом движения Салафия , знаменуют собой подъем исламских фундаменталистских движений. Он защищал фундаменталистские идеи через ранний исламский журнал «Аль-Манар» , который действовал около тридцати пяти лет, и популяризировал свою политическую теорию исламского государства после Первой мировой войны ; как альтернативная модель против растущих течений секуляризма и национализма . [40] Под влиянием идеалов Риды, которые выступали за создание исламского государства после отмены Османского халифата , популярные исламистские движения, такие как « Братья-мусульмане» и «Джамаат-и Ислами», несли знамя фундаментализма в межвоенный период . «Братья» включили послание Салафии во всеобъемлющую политическую программу, в то время как Джамаат предусматривал тотальную борьбу против западного влияния и культуры. Сочетание религии и политики, предложенное этими движениями, установило современный исламский фундаментализм. [41]

Появление следующего этапа произошло в контексте эпохи деколонизации после Второй мировой войны , во время которой исламские фундаменталисты подвергались преследованиям со стороны авторитарных режимов и радикализировались. Радикально новое учение было воплощено в трактатах египетского исламистского ученого Сайида Кутба , в которых разъяснялись такие понятия, как возвращение джахилии ( доисламского варварства). Под влиянием Кутба возник ряд авангардных группировок, которые в борьбе против «отступнических» режимов обратились к насилию и террору. В Иране радикальная шиитская комбинация вилаят доктрины -и факих (попечительства над юристом) Хомейни и Шариати модернистских социальных реинтерпретаций Корана Али сформировала идеологическую основу иранской революции 1979 года . [41]

Во время холодной войны , последовавшей за Второй мировой войной , некоторые правительства стран НАТО , особенно правительства США и Великобритании, начали тайные и явные кампании по поощрению и укреплению фундаменталистских группировок на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Эти группы рассматривались как защита от потенциальной экспансии Советского Союза и как средство предотвращения роста националистических движений, которые не обязательно были благоприятны для интересов западных стран. [42] К 1970-м годам исламисты стали важными союзниками в поддержке правительств, таких как Египет, которые были дружественны интересам США. Однако к концу 1970-х годов некоторые фундаменталистские группы стали милитаристскими, что привело к угрозам и изменениям существующих режимов. Свержение шаха в Иране и приход к власти аятоллы Хомейни стало одним из наиболее значительных признаков этого сдвига. [43] Впоследствии фундаменталистские силы в Алжире вызвали гражданскую войну , вызвали почти гражданскую войну в Египте и привели к падению советской оккупации в Афганистане . [44]

В современную эпоху термин «фундаментализм» обычно применяется для обозначения этих воинствующих исламистских авангардов; хотя историки, такие как Ицхак Вейсман, утверждают, что правильнее было бы назвать их радикальными ответвлениями. Усама б. Ладин и Аль-Каида принадлежат к четвертой фазе исламского фундаментализма, известной как салафитский джихадизм , движению, которое стремится вывести борьбу с « неверностью » на международный уровень; с начала XXI века. [41]

Мусульманские критики исламского фундаментализма часто проводят параллель между современным фундаменталистским движением и сектой хариджитов VII века . Исходя из своей по существу политической позиции, хариджиты разработали крайние доктрины, которые отличали их как от основных мусульман-суннитов, так и от мусульман-шиитов. Хариджиты были особенно известны радикальным подходом к такфиру , согласно которому они объявляли других мусульман неверующими и, следовательно, считали их достойными смерти. [45] [46] [47]

Интерпретация текстов

[ редактировать ]

Исламские фундаменталисты или, по крайней мере, «реформистские» фундаменталисты считают, что ислам основан на Коране, хадисах и Сунне , и «критикуют традиции, комментарии, популярные религиозные практики ( марабутизм , культ святых), отклонения и суеверия. .Они стремятся вернуться к основополагающим текстам». [23] Примерами людей, придерживающихся этой тенденции, являются шах Валиулла XVIII века в Индии и Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб на Аравийском полуострове. [23] Сегодня эта точка зрения обычно ассоциируется с салафизмом .

Социально-политический

[ редактировать ]

Наряду с приверженцами других фундаменталистских движений, [48] Исламские фундаменталисты придерживаются мнения, что мировые проблемы проистекают из светского влияния.

Некоторые исследователи ислама, такие как Басам Тиби , полагают, что, вопреки их собственному мнению, исламские фундаменталисты на самом деле не являются традиционалистами. Он ссылается на фетвы , изданные фундаменталистами, такие как фетва, в которой говорится, что «каждый мусульманин, выступающий за приостановление действия шариата, является отступником и может быть убит. Убийство этих отступников не может преследоваться по закону ислама, поскольку это убийство оправдано», поскольку выходит за рамки Корана и не подтверждается им. Тиби утверждает: «Приказ убивать разумных мусульман неисламский, это изобретение исламских фундаменталистов». [49] [50]

Конфликты со светским государством

[ редактировать ]

Стремление исламского фундаментализма к шариату и исламскому государству вступило в противоречие с концепциями светского , демократического государства , такими как международно-поддерживаемая Всеобщая декларация прав человека . Энтони Дж. Деннис отмечает, что «западные и исламские взгляды на государство, личность и общество не только расходятся, они часто полностью противоречат друг другу». [51] Среди прав человека [52] Мусульмане-фундаменталисты выступают против:

Исламские фундаменталистские государства

[ редактировать ]

Исламскую революцию 1979 года в Иране. Некоторые ученые видят [ ВОЗ? ] как успех исламского фундаментализма. [63] [64] [65] Некоторые ученые [ ВОЗ? ] утверждают, что Саудовская Аравия также в значительной степени управляется фундаменталистскими принципами (см. Ваххабитское движение ). [66] но Йоханнес Дж. Янсен не согласен, утверждая, что это больше похоже на традиционное мусульманское государство, где существует разделение власти между «князьями» ( умара ) и «учеными» ( улама ). [67] Напротив, Янсен утверждает, что Хомейни пришел к власти, выступая за формирование системы исламского правительства, в которой высший уровень власти находится в руках улемов ( см. Вилаят аль-Факих ). [68]

Исламские фундаменталистские группы

[ редактировать ]

Исламские фундаменталистские группы включают «Аль-Каиду» , « Талибан» , «Абу Сайяф» , «Ансар аль-Ислам» , «Вооруженную исламскую группу Алжира » , «Армию ислама» , «Боко Харам» , «Египетский исламский джихад» , « Лашкар-и-Тайба» , «Джайш-и-Мохаммед» , «Джемаа Исламия». , ХАМАС , Харкат-уль-Джихад аль-Ислами , Харкат-уль-Муджахеды , Индийские моджахеды , Исламское государство , Техрик-и-Талибан Пакистан , Тахрир аш-Шам , Хизб-ут Тахрир и многие другие. [ нужна ссылка ]

ИГИЛ/ИГИЛ/ДАИШ

[ редактировать ]

Кавказский Эмират

[ редактировать ]

«Имарат Кавказ» — фундаменталистская исламская террористическая группа, проживающая в основном на Кавказе России Северном . Созданная из остатков Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) в октябре 2007 года, она придерживается идеологии салафитско-такфиристского джихада. [69] целью которого является создание исламского халифата на территории Северного Кавказа и Поволжья (прежде всего в республиках Татарстан и Башкортостан ). Многие из их бойцов также присутствуют на полях сражений джихадистов, таких как Сирия, Афганистан, Ирак и по всей Центральной Азии. Многие заговоры с участием чеченцев и других коренных народов Северного Кавказа в последние годы также были пресечены в Европе.

Аль-Шабааб

[ редактировать ]

Аль-Шабааб , что означает «Молодежь», — это базирующаяся в Сомали ячейка воинствующей исламистской группировки «Аль-Каида» , официально признанной в 2012 году. [70] «Аш-Шабааб» признана террористической группировкой в ​​таких странах, как Австралия, Канада, Норвегия, Швеция, Великобритания, [71] и США.

Боко Харам

[ редактировать ]

Конгрегация людей традиций прозелитизма и джихада ( арабский : جماعة اهل السنة للدعوة والجهاد Джамаа Ахл ас-сунна ли-да'ва ва аль-джихад ), более известная под своим хауса-названием Боко Харам (произносится [bōːk] òː харам] «Западное образование греховно») — джихадистская боевая организация, базирующаяся на северо-востоке Нигерии. Это исламистское движение, которое решительно выступает против искусственных законов и вестернизации. Основанная Мохаммедом Юсуфом в 2001 году, организация стремится установить в стране законы шариата. Группа также известна нападениями на христиан и взрывами мечетей и церквей.

Движение разделено на три фракции. В 2011 году Боко Харам ответственна за по меньшей мере 450 убийств в Нигерии. Сообщалось также, что на их счету более 620 смертей за первые 6 месяцев 2012 года. С момента своего основания в 2001 году джихадисты несут ответственность за от 3000 до 10 000 смертей.

Группа стала известна на международном уровне после межконфессионального насилия в Нигерии в июле 2009 года, в результате которого погибло более 1000 человек. У них нет четкой структуры и четкой цепочки подчинения. Более того, до сих пор остается предметом споров, имеет ли Боко Харам связи с террористическими группировками за пределами Нигерии, и ее боевики часто вступали в столкновения с центральным правительством Нигерии. Командующий США заявил, что «Боко Харам», вероятно, связана с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» (АКИМ), хотя профессор Пол Любек отмечает, что не представлено никаких доказательств каких-либо заявлений о материальной международной поддержке.

Ансар Дин

[ редактировать ]

«Ансар Дин» — исламистская боевая группировка в Мали, которая выступает за законы шариата в Мали. [72] [73] Он выступает против суфийских святынь. [74] Его основная поддержка исходит от племени туарегов Ифора . [75] Группа связана с Аль-Каидой в странах исламского Магриба . [73]

Принимал участие в восстании туарегов 2012 года . [76] Они разрушили могилу суфийского святого, которая была объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . [77] Ему удалось взять под контроль Северное Мали. [78] и они заключили договор с НДОА, образовав Исламскую Республику Азавад. [79]

признал ее террористической группой. Госдепартамент США [80] и Совет Безопасности ООН . [81]

Ансар аль-Шариа

[ редактировать ]

Ансар аш-Шариа или Ансар аш-Шариа — это название, используемое группой радикальных или воинственных исламистских группировок или ополчений как минимум в восьми странах. Хотя они имеют общие имена и идеологию, у них нет единой командной структуры. Восемь стран, в которых действовали группы, — это Пакистан , Йемен , Ливия , Тунис , Мали , Египет , Мавритания и Сирия .

Споры о правах человека

[ редактировать ]

Некоторые государства и движения, которые воспринимаются или утверждаются как исламские фундаменталисты, подвергаются критике со стороны международных организаций за их репутацию в области прав человека . Принятие международного права в области прав человека было несколько ограничено даже в мусульманских странах, которые не считаются фундаменталистскими. Энн Элизабет Майер пишет, что государства с преимущественно мусульманским населением, даже когда они принимают законы по европейскому образцу, находятся под влиянием исламских правил и предписаний шариата , которые вызывают конфликт с международным правом в области прав человека. По словам Майера, к особенностям конфликта относятся серьезные недостатки уголовного судопроизводства, суровые уголовные наказания, вызывающие большие страдания, дискриминация женщин и немусульман, а также запрет на отказ от исламской религии. В 1990 году под руководством Саудовской Аравии Организация исламского сотрудничества , группа, представляющая все страны с мусульманским большинством, приняла Каирскую декларацию о правах человека в исламе , которая существенно отличается от Декларации 1948 года. Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ). В Каирской декларации отсутствуют положения о демократических принципах, защите свободы вероисповедания, свободы объединений и свободы прессы, а также равенства в правах и равной защиты перед законом. Далее в нем оговаривается, что «все права и свободы, предусмотренные в настоящей Декларации, подчиняются исламскому шариату ». [82]

Каирская декларация последовала за годами ограниченного принятия Всеобщей декларации преимущественно мусульманскими государствами. Например, в 1984 году представитель Ирана в ООН Саид Раджаи Хорасани на фоне обвинений в нарушениях прав человека заявил следующее: «[Иран] не признавал никакой власти... кроме исламского права.... Конвенции, декларации и резолюции или решения международных организаций, противоречащие исламу, не имели юридической силы в Исламской Республике Иран... Всеобщая декларация прав человека, которая представляла собой светское понимание иудео-христианской традиции, не могла быть реализована мусульманами и не соответствует системе ценностей, признанной Исламской Республикой Иран, поэтому эта страна без колебаний нарушит ее положения». [82] Эти отклонения, как теоретические, так и практические, привели к появлению множества практик и случаев, подвергшихся критике со стороны международных правозащитных групп. См. права человека в Иране , права человека в Саудовской Аравии и обращение Талибана с женщинами конкретные примеры: .

Опрос общественного мнения

[ редактировать ]

По данным опроса Института международной политики Лоуи, проведенного в 2005 году , 57% австралийцев заявили, что обеспокоены ростом исламского фундаментализма. [83] [84] [85] Амос Н. Гиора отметил, что это эквивалентно числу австралийцев, которые воспринимали американскую внешнюю политику как угрозу. Он также отметил, что не только мусульманские страны имеют неблагоприятное мнение о Соединенных Штатах, но и большое количество западных стран, таких как: Франция , Германии, Великобритании и Испании и пришли к выводу, что Австралия не является исключением в этом отношении. [86] Институт Лоуи заявил, что результат «вызвал удивление».

  • Опрос New York Times показал, что 33% американцев считают, что американские мусульмане «более сочувствуют террористам, чем другие граждане». Рик Кулсет проанализировал это как свидетельство высокого уровня недоверия к американской мусульманской общине. [87] The Times провела этот опрос во время инцидента с мечетью Park51 Ground Zero. The Times назвала результаты «ужасающими», а также проанализировала данные, показывающие очень высокий уровень недоверия к американским мусульманам и решительное неодобрение предложения о строительстве мечети Park51 . [88] The New Republic заявила, что не доверяет опросу, проведенному New York Times, и что цифры будут выше 33%. Они также утверждали, что жители Нью-Йорка толерантны, и если в Нью-Йорке эта цифра составляет 33%, то «сограждане, не являющиеся жителями Нью-Йорка, гораздо более предвзяты и извращены, чем местные жители Готэма». [89]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Арджоманд, Саид А. (1995). «В поисках основ и исламский фундаментализм» . Ин ван Вухт Тейссен, Лиетеке; Бертинг, Ян; Лехнер, Франк (ред.). В поисках основ: процесс модернизации и поиск смысла . Дордрехт : Springer Verlag . стр. 27–39. дои : 10.1007/978-94-015-8500-2_2 . ISBN  978-0-7923-3542-9 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Джон Л. Эспозито, Исламская угроза: миф или реальность? (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1992), с. 8.
  3. ^ Перейти обратно: а б Делонг-Бас, Натана Дж. (2004). Ваххабитский ислам: от возрождения и реформы к глобальному джихаду (Первое изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета , США. п. 228 . ISBN  0-19-516991-3 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Рой, Провал политического ислама , 1994 : с. 215
  5. ^ Бернард, Льюис, Ислам и Запад, Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993.
  6. ^ «Зеленая опасность: создание исламской фундаменталистской угрозы», Леон Т. Хадар, Анализ политики, Институт Катона, 27 августа 1992 г.
  7. ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
  8. ^ Л. Эспозито, Джон (1992). Исламская угроза: миф или реальность? . Нью-Йорк: Oxford University Press Inc., стр. 7–8. ISBN  0-19-510298-3 .
  9. ^ «Исламский фундаментализм» . Мусульманская философия.com . Проверено 16 мая 2013 г.
  10. ^ Эспозито, Голоса возрождающегося ислама ISBN   0-19-503340-X
  11. ^ Фуллер, Грэм Э., Будущее политического ислама , Пэлгрейв Макмиллан, (2003), стр. 48
  12. ^ Рой, Провал политического ислама , 1994 : стр. 83
  13. Высказывания Роберта Х. Пеллетро-младшего, Совет по политике Ближнего Востока , 26 мая 1994 г., «Симпозиум: Возрождение ислама на Ближнем Востоке», Политика Ближнего Востока , осень 1994 г., стр. 2.
  14. ^ Лапидус, Ира М. (2002). История исламских обществ . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 823. ИСБН  9780521779333 . Проверено 23 декабря 2015 г.
  15. ^ Приходим к соглашению, фундаменталисты или исламисты? Мартин Крамер первоначально был опубликован в журнале Middle East Quarterly (весна 2003 г.), стр. 65–77.
  16. ^ Эспозито, Джон, Голоса возрождающегося ислама ISBN   0-19-503340-X
  17. ^ Рой, Провал политического ислама , 1994 : стр. 82–3, 215.
  18. ^ Рой, Провал политического ислама , 1994 : стр. 59
  19. ^ Рой, Провал политического ислама , 1994 : стр. 38, 59.
  20. ^ Амин, Хуснул (2014). «Осмысление исламских социальных движений: критический обзор основных теоретических подходов» . Журнал Пакистанского исторического общества . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 19 января 2020 г.
  21. ^ Хомейнизм: Очерки Исламской Республики , Ерванд Абрамян, Калифорнийский университет Press, 1993, стр. 13.
  22. ^ Льюис, Бернард (1993) Ислам в истории: идеи, люди и события на Ближнем Востоке: 398
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Рой, Провал политического ислама , 1994 : стр. 30–31.
  24. ^ М. Беннетт, Эндрю (2013). «История ислама и Аль-Каида: учебник для понимания роста исламистских движений в современном мире» . Онлайн-обзор международного права Пейс . 3 (10). ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА УНИВЕРСИТЕТА ПАСЕ: 344 – через DigitalCommons.
  25. ^ Бернард Льюис, Политический язык ислама (Чикаго: University of Chicago Press, 1988), стр. 117–118, n. 3.
  26. ^ о эль-Фадле, Великая кража: борьба с исламом от экстремистов , Harper San Francisco, 2005, стр. 19
  27. ^ Эли Берман, Хамас, Талибан и еврейское подполье: взгляд экономиста на радикальные религиозные ополчения , Национальное бюро экономических исследований Калифорнийского университета в Сан-Диего. Август 2003 г., с. 4
  28. ^ Деннис, Энтони Дж. Расцвет исламской империи и угроза Западу (Огайо: Wyndham Hall Press, 1996), pi
  29. ^ Садик Дж. аль-Азм, «Переосмысленный исламский фундаментализм: критический обзор проблем, идей и подходов», Бюллетень Южной Азии, Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока , 1 и 2 (1993), стр. 95 –7.
  30. ^ Цитируется Бассамом Тиби, «Мировоззрение арабских фундаменталистов-суннитов: отношение к современной науке и технологиям», в книге Мартина Э. Марти и Р. Скотта Эпплби, ред., « Фундаментализм и общество» (Чикаго: University of Chicago Press, 1993), п. 85.
  31. ^ Мартин Э. Марти и Р. Скотт Эпплби, «Введение», в книге Мартина и Эпплби, ред., «Фундаментализм и государство» (Чикаго: University of Chicago Press, 1993), стр. 3.
  32. ^ «Исламский фундаментализм широко распространен» . Берлинский научный центр социальных исследований. 9 декабря 2013 г.
  33. ^ Хекматпур, Пейман; Бернс, Томас Дж. (2019). «Восприятие враждебности западных правительств к исламу среди европейских мусульман до и после ИГИЛ: важная роль сегрегации по месту жительства и образования». Британский журнал социологии . 70 (5): 2133–2165. дои : 10.1111/1468-4446.12673 . ISSN   1468-4446 . ПМИД   31004347 . S2CID   125038730 .
  34. ^ Дрейфус (2006), с. 2
    Купер (2008), с. 272
  35. ^ Мурад, Сулейман (27 августа 2021 г.). «Адонис и ислам: ошибки и неточности». ОРИЕНТXXI . Архивировано из оригинала 27 августа 2021 года.
  36. ^ Риджон, Ллойд; Вейсманн, Ицхак (2015). «1: Современность изнутри: исламский фундаментализм и суфизм». Суфии и салафиты в современную эпоху . Бедфорд-сквер, 50, Лондон, WC1B 3DP, Великобритания: Bloomsbury. стр. 12–13. ISBN  978-1-4725-2387-7 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  37. ^ Энаят, Хамид (1982). Современная исламская политическая мысль: ответ мусульман-шиитов и суннитов на двадцатый век . Лондон: The Macmillan Press Ltd., с. 69. ИСБН  978-0-333-27969-4 .
  38. ^ Купер (2008), с. 272
  39. ^ М. Беннетт, Эндрю (2013). «История ислама и Аль-Каида: учебник для понимания роста исламистских движений в современном мире» . Онлайн-обзор международного права Пейс . 3 (10). ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА УНИВЕРСИТЕТА ПАСЕ: 345 – через DigitalCommons.
  40. ^ Риджон, Ллойд (2015). Суфии и салафиты в современную эпоху . Бедфорд-сквер, 50, Лондон, WC1B 3DP, Великобритания: Bloomsbury Academic. п. 13. ISBN  978-1-4725-2387-7 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  41. ^ Перейти обратно: а б с Риджон, Ллойд; Вейсманн, Ицхак (2015). «1: Современность изнутри: исламский фундаментализм и суфизм». Суфии и салафиты в современную эпоху . Бедфорд-сквер, 50, Лондон, WC1B 3DP, Великобритания: Bloomsbury. п. 13. ISBN  978-1-4725-2387-7 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  42. ^ Дрейфус (2006), стр. 1–4.
  43. ^ Дрейфус (2006), с. 4
  44. ^ Дрейфус (2006), с. 5
  45. ^ Хан, Шима (29 сентября 2014 г.). «Еще одна битва с «истинно верующими» ислама » . Глобус и почта .
  46. ^ Мохамад Джебара Подробнее Мохамад Джебара. «Имам Мохамад Джебара: Плоды дерева экстремизма» . Гражданин Оттавы .
  47. ^ Хасан, Усама (июль 2012 г.). «Баланс ислама в борьбе с экстремизмом» (PDF) . Квиллиам. Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2014 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  48. ^ Мэтьюз, Терри Л. «Фундаментализм» . Лекции по религии 166: Религиозная жизнь в Соединенных Штатах . Университет Уэйк Форест. Архивировано из оригинала 6 октября 2009 года . Проверено 29 августа 2009 г.
  49. ^ Басам Тиби , Вызов фундаментализма: политический ислам и новый мировой беспорядок. Обновленное издание. Лос-Анджелес, Калифорнийский университет Press : 2002. Отрывок доступен в Интернете под названием « Исламская фундаменталистская идеология: контекст и текстовые источники». Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine в Ближневосточном информационном центре .
  50. Дуглас Пратт, «Терроризм и религиозный фундаментализм: перспективы прогнозирующей парадигмы». Архивировано 27 декабря 2008 г. в Wayback Machine , Marburg Journal of Religion , Philipps-Universität Marburg , Том 11, № 1 (июнь 2006 г.)
  51. ^ Деннис, Энтони Дж. Расцвет исламской империи и угроза Западу (Огайо: Wyndham Hall Press, 1996), с. 26
  52. ^ См. Деннис, Энтони Дж. «Фундаменталистский ислам и права человека», стр. 36–56 в книге «Расцвет исламской империи и угроза Запада» (Огайо: Wyndham Hall Press, 1996).
  53. ^ См. Деннис, Энтони Дж. «Нападение на права женщин», стр. 40–44, в книге « Расцвет исламской империи и угроза Западу» (Огайо: Wyndham Hall Press, 1996).
  54. ^ См . Деннис, Энтони Дж. «Странные товарищи по постели: фундаменталистский ислам и демократия», стр. 31–33 в книге « Расцвет исламской империи и угроза Западу» (Огайо: Wyndham Hall Press, 1996).
  55. ^ См. Деннис, Энтони Дж. «Атака на свободу выражения мнений», стр. 47–56 в книге « Расцвет исламской империи и угроза Запада» (Огайо: Wyndham Hall Press, 1996).
  56. См. Деннис, Энтони Дж. «Нападение на другие религии», стр. 44–47 в книге « Расцвет исламской империи и угроза Западу» (Огайо: Wyndham Hall Press, 1996).
  57. ^ «Муртад», Энциклопедия ислама.
  58. Великий аятолла Хосейн-Али Монтазери: «Не каждое обращение является отступничеством» , Махди Джами, на персидском языке, BBC Permanent, 2 февраля 2005 г. Проверено 25 апреля 2006 г.
  59. Что ислам говорит о свободе вероисповедания , Магди Абдельхади, 27 марта 2006 г. Проверено 25 апреля 2006 г.
  60. Фетва об интеллектуальном отступничестве. Архивировано 25 апреля 2009 г. в Wayback Machine , текст фетвы шейха Юсуфа Аль-Кардави.
  61. ^ С.А. Рахман в «Наказании за отступничество в исламе», Институт исламской культуры, Лахор, 1972, стр. 10–13.
  62. Наказание за отступничество в исламе. Архивировано 26 сентября 2009 года в Wayback Machine , Взгляд доктора Ахмада Шафаата на отступничество.
  63. ^ Эпплби (1993), с. 342
  64. ^ Ахмед (1993), с. 94
  65. ^ Гэри Ферраро (2007). Культурная антропология: прикладная перспектива . Cengage Обучение. п. 362. ИСБН  978-0495100089 . Проверено 14 ноября 2010 г.
  66. ^ Вызовы мусульманского мира: настоящее, будущее и прошлое . Издательство Изумрудной группы. 2008. с. 272. ИСБН  9780444532435 . Проверено 14 ноября 2010 г.
  67. ^ Йоханнес Дж. Янсен (1997). Двойная природа исламского фундаментализма . Издательство Корнельского университета. п. 8 . ISBN  9780801433382 . Проверено 14 ноября 2010 г.
  68. ^ Янсен, Двойная природа исламского фундаментализма , с. 69
  69. Дарион Роудс, Салафистско-такфирийский джихадизм: идеология Имарата Кавказ. Архивировано 21 апреля 2014 г. в Wayback Machine , Международный институт по борьбе с терроризмом , март 2014 г.
  70. ^ «Аль-Шабааб присоединяется к Аль-Каиде, сообщает группа наблюдателей – CNN.com» . CNN . 10 февраля 2012 г.
  71. ^ «Сомалийскую группу запретят в Великобритании» . Новости Би-би-си . 1 марта 2010 г.
  72. Вооружённая исламистская группировка утверждает контроль над северо-востоком Мали , AFP.
  73. ^ Перейти обратно: а б «Бойцы-исламисты призывают к введению законов шариата в Мали» . Агентство Франс-Пресс. 13 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2012 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
  74. Кризис в Мали: «Радость Тимбукту после жизни в страхе», получено 17 января 2013 г.
  75. ^ Ян Блэк (16 января 2013 г.). «Малийские боевики: кто есть кто среди исламистских повстанцев» . Хранитель .
  76. ^ Куамба Силла (4 апреля 2012 г.). «Альянс туарегов и джихадистов: Каида захватывает более половины Мали» . Middle-east-online.com. Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
  77. ^ «Повстанцы сжигают гробницу Тимбукту, внесенную в список Всемирного наследия ООН» . Си-Эн-Эн. 6 мая 2012 года . Проверено 4 мая 2012 г.
  78. ^ Тьемоко Диалло; Адама Диарра (28 июня 2012 г.). «Исламисты заявляют о полном контроле над севером Мали» . Рейтер . Проверено 29 июня 2012 г.
  79. ^ «Малийские туареги и исламистские повстанцы договорились о шариатском государстве» . Новости Би-би-си . 26 мая 2012 года . Проверено 27 мая 2012 г.
  80. ^ «Террористические обозначения Ансар ад-Дин» . Государственный департамент США. 21 марта 2013 года . Проверено 21 марта 2013 г.
  81. ^ «Комитет Совета Безопасности согласно резолюциям 1267 (1999) и 1989 (2011) относительно Аль-Каиды и связанных с ней физических и юридических лиц QEA.A.135.13. АНСАР ЭДДИН» . Объединенные Нации. 21 марта 2013 года . Проверено 21 марта 2013 г.
  82. ^ Перейти обратно: а б Энн Элизабет Майер, Исламское право и права человека: загадки и двусмысленности , глава 14 в книге Кэрри Густавсон, Питера Х. Джувилера (ред.), Религия и права человека: конкурирующие претензии? , Серия семинаров Колумбийского университета, М. Е. Шарп, 1999 г., ISBN   0-7656-0261-X
  83. ^ Гиора, Амос Н. (4 сентября 2008 г.). Десять лучших обзорных статей по глобальному законодательству в области правосудия 2007 года . Издательство Оксфордского университета. п. 406. ИСБН  9780195376586 .
  84. ^ The Economist, том 375, выпуски 8420–8428 . 2005. с. 58.
  85. ^ «Опрос, проведенный Институтом Лоуи, говорят австралийцы, 2005 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2016 года . Проверено 16 апреля 2016 г.
  86. ^ Гиора, Амос Н. (4 сентября 2008 г.). Десять лучших обзорных статей по глобальному законодательству в области правосудия 2007 года . Издательство Оксфордского университета. п. 406. ИСБН  9780195376586 .
  87. ^ Кулсает, профессор доктор Рик (28 апреля 2013 г.). Джихадистский терроризм и вызов радикализации: европейский и американский ... Ashgate Publishing. п. 113. ИСБН  9781409476450 .
  88. ^ «Мнение | Недоверие и мечеть (опубликовано в 2010 г.)» . Нью-Йорк Таймс . 3 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2022 г.
  89. The New York Times сожалеет о «прискорбно настороженном недопонимании американцев-мусульман». Но действительно ли это «к сожалению» или «недоразумение» вообще?

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кясехаге, Нина (2021). «На пути к ковид-джихаду – милленаризм в области джихадизма». В Кясехаге, Нина (ред.). Религиозный фундаментализм в эпоху пандемии . Религииwissenschaft. Том. 21. Билефельд : Стенограмма Verlag. стр. 81–106. дои : 10.14361/9783839454855-004 . ISBN  978-3-8376-5485-1 .
  • Сиканд, Йогиндер. Истоки и развитие Таблиги-Джамаат (1920–2000): сравнительное исследование между странами , ISBN   81-250-2298-8
  • Шепард, Уильям. «Что такое исламский фундаментализм?» Исследования в области религии . Зима 1988 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c5044d28ad8d03b924e4be949658f79__1721152860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/79/2c5044d28ad8d03b924e4be949658f79.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic fundamentalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)