Jump to content

Консервация и реставрация металлов

(Перенаправлено с консервации металлов )
Кратер Дервени, бронза, 350 г. до н.э., высота: 90,5 см (35 1/2 ), инв дюйма . B1, Археологический музей Салоник , после чистки и консервации.

Консервация и реставрация металлов — деятельность, направленная на защиту и сохранение исторических (религиозных, художественных, технических и этнографических) и археологических объектов, частично или полностью изготовленных из металла . В него включены все мероприятия, направленные на предотвращение или замедление порчи предметов, а также улучшение доступности и читабельности объектов культурного наследия . Несмотря на то, что металлы обычно считаются относительно постоянными и стабильными материалами, при контакте с окружающей средой они постепенно разрушаются, кто-то быстрее, кто-то гораздо медленнее. Особенно это касается археологических находок.

Персей с головой Медузы в галерее Лоджии Ланци на краю площади Синьории во Флоренции; Фотография сделана после чистки и реставрации статуи.

Металлы и агенты порчи

[ редактировать ]
Пост-средневековый колокольчик, высота: 14,33 мм, диаметр: 14,80 мм, вес: 0,8 г. Пример физического повреждения металлических предметов.
Средневековые фрагменты металлических сосудов с возможными пятнами сажи (черный цвет) и корродированной патиной.
Ржавчина и грязь на металле в результате коррозии и загрязнения.

Существенной причиной износа является коррозия металлических предметов или ухудшение состояния объектов в результате взаимодействия с окружающей средой. В качестве наиболее влиятельных факторов ухудшения исторических объектов следует указать относительную влажность и загрязнение воздуха, тогда как в археологических объектах решающую роль имеет состав, глубина, влажность и количество газов в почве. В случае находок в морской или пресной воде важнейшими факторами разложения являются количество и состав растворимых солей, глубина воды, количество растворенных газов, направление водных потоков и роль как микроскопических, так и макроскопических живых организмов. [ 1 ]

Разрушение материалов, связанное с металлами

Сопутствующие материалы портятся в зависимости от происхождения, являются ли они органическими или неорганическими материалами. Органические материалы обычно выходят из строя за относительно короткий период времени, в первую очередь из-за биоразложения. С неорганическими материалами эти процессы значительно более длительны и сложны. Большое значение имеют количество газов, влажность, глубина и состав почвы. В случае находок соленой и пресной воды важными являются количество растворенных в воде газов, глубина воды, направление течений, а также микроскопические и макроскопические живые организмы.

Агенты ухудшения

[ редактировать ]

Физическая сила

[ редактировать ]

Физическая сила является одним из наиболее распространенных средств повреждения металлических предметов, которые «считаются прочными и устойчивыми, но при определенных условиях проявляют слабость и хрупкость». [ 2 ] Сюда входят поломки, вмятины и царапины, возникающие в результате несчастных случаев, неправильного хранения и монтажа, неправильного обращения и чрезмерной полировки.

Сплавы с низкой температурой плавления, такие как олово или свинец-олово, подвержены риску повреждения в результате пожара, хотя другие металлы подвержены риску не от самого пожара, а от загрязняющих веществ, вызванных дымом.

Контакт с водой или полное погружение в воду приведет к некоторой степени коррозии . Чем более насыщена кислородом вода или чем больше в ней соли, тем быстрее и агрессивнее будет коррозия металла. Кратковременное воздействие воды «может привести к быстрой поверхностной коррозии, например, когда быстрое ржавление возникает на железных или стальных предметах, которые были хотя бы на мгновение намочены». [ 3 ] Железо и сталь больше всего страдают от воды.

Загрязнители

[ редактировать ]

Загрязнители атмосферы являются одними из наиболее распространенных факторов разрушения металлов, причем больше всего страдают олово и оловянные сплавы, что приводит к коррозии. Наиболее распространенными загрязнителями являются грязь, сажа, пыль и химические вещества. [ 2 ] Отпечатки пальцев, соли, жирные кислоты и остатки политуры также могут вызвать коррозию. [ 3 ]

Неправильная температура и относительная влажность.

[ редактировать ]

Более высокие температуры увеличивают скорость химических реакций и коррозии. Температура также влияет на относительную влажность, поэтому ее следует контролировать и контролировать. Чем выше относительная влажность (65% и выше), тем выше риск коррозии. Свинец меньше всего подвержен воздействию повышенной влажности. [ 4 ]

Планирование консервации металлов

[ редактировать ]

Как и при консервационно-реставрационных работах на любом другом материале, здесь представлены основные принципы консервации-реставрации, основанные на качестве исполнения и максимальном сохранении культурной, исторической и технологической самобытности и целостности объектов. Важны минимальное вмешательство, обратимость и повторяемость предпочтительного лечения, а также возможность легкой идентификации восстановленных частей. [ 1 ] В последнее время нетоксичность материалов и процедур, используемых при консервации, стала важной как по отношению к объектам и реставратору-реставратору как исполнителю, так и по отношению к окружающей среде.

Исследовать

[ редактировать ]
Техническое описание теста Одди со всеми необходимыми деталями: запечатанной банкой, металлическими купонами, водой и образцом.
рамановской спектроскопии Устройство

В настоящее время научные исследования являются неотъемлемой частью консервационной обработки металлов, при которой различные научные методы и приемы помогают определить, что следует делать при сохранении объекта и уходе за ним. Реставраторы исследуют материалы и методы, использованные при создании объекта, чтобы лучше понять и диагностировать состояние объекта, а также составить план эффективного лечения. [ 5 ]

Идентификация металлов и сплавов
Идентификация коррозионных процессов и продуктов
  • Простой метод – визуальный осмотр, выборочные тесты.
  • Тест Одди – на медь, серебро и свинец.
  • Научные методы – рентгеновская дифракция, СЭМ, металлография.
Идентификация материалов, связанных с металлами
Идентификация технологии, используемой для производства предметов

Принятие решений

[ редактировать ]

При подготовке стратегии проекта по сохранению металлов необходим междисциплинарный подход. Это предполагает участие и тесное сотрудничество как можно большего числа экспертов. В проекте должны быть задействованы как минимум куратор (археолог, историк или искусствовед), ученый, специализирующийся на коррозии металлических предметов культурного наследия, и реставратор или реставратор.

Документация

[ редактировать ]

Систематическая и хорошо управляемая документация является важной предпосылкой качественной консервации и реставрационной обработки, поскольку «больше не считается приемлемым проведение консервационной обработки без регистрации объекта и вмешательства». [ 6 ] Консервационная документация должна включать состояние объекта до, во время и после обработки. Любая методика, используемая для оценки состояния объекта, также должна быть задокументирована. Сохранение «документацию также можно рассматривать как «суррогатный объект» и, следовательно, может составлять часть стратегий превентивной консервации, направленных на расширение доступа к информации при одновременном сокращении количества операций с объектами». [ 6 ] Хотя требования к документации различаются в разных учреждениях, большинство записей имеют один и тот же общий формат, включая:

  • Данные объекта , такие как записи о местоположении, владении и присоединении.
  • Данные о ходе выполнения , например дата получения объекта на лечение и время завершения лечения.
  • Технические данные , такие как результаты проверки и анализа.
  • Данные о состоянии объекта и обработке , включая материалы и оборудование, использованные при обработке.
  • Рекомендации , такие как советы по хранению и демонстрации или повторному осмотру и дальнейшему уходу за объектом.
  • Ссылки, фотографии и диаграммы [ 7 ]

Этика и этические проблемы консервации металлов

[ редактировать ]

Этическая концепция консервации металлических предметов в принципе такая же, как и в других областях консервации-реставрации культурного наследия.

Однако есть несколько специфических проблем, которые можно обнаружить только при консервации металлов; проблемы термической обработки археологических объектов, а также проблемы радикальной реставрации исторических, технических и архитектурных объектов.

В то время как в первом случае проблема заключается в первую очередь в уничтожении ценных научных данных, проблемы в случае технических, архитектурных и исторических объектов заключаются в том, что радикально восстановленные объекты лишь имитируют первоначальный внешний вид объекта, поэтому этот объект можно считать более или менее меньше подделок, которые лишь поверхностно имитируют давно утраченное или никогда не существовавшее состояние объекта. По возможности предпочтение отдается сохранению реальной исторической сути.

Сюда же можно отнести и этические проблемы, связанные с сохранением сакральных металлических объектов наследия. [ 8 ]

Профилактическая консервация

[ редактировать ]
Инженеры прикрепили беспроводные датчики, чтобы отслеживать малейшие изменения в знаменитой трещине Колокола, когда Колокол Свободы был перенесен в новый дом 9 октября 2003 года. Эндрю Линс (сидит), главный реставратор Филадельфийского художественного музея и консультант по сохранению металлов Служба национальных парков, занимающаяся сохранением Колокола Свободы, вместе со Стивеном Манделлом из MicroStrain тщательно прикрепила сенсорные устройства к иконе.

Профилактическая консервация, также известная как уход за коллекциями или управление рисками , включает в себя все действия, предпринимаемые для продления срока службы объекта». [ 9 ] и является важным элементом музейной политики. Представителям музейной профессии поручено создавать и поддерживать защитную среду для коллекций, находящихся на их попечении. Хорошая программа профилактической консервации сводит к минимуму необходимость консервационной обработки, блокируя, избегая или сводя к минимуму факторы порчи. [ 10 ] Чрезвычайное планирование, экологические меры безопасности и мониторинг — все это виды превентивной консервации. Научные исследования продолжают открывать новые способы защиты коллекций. Сегодня различные устройства мониторинга помогают наблюдать за изменениями в факторах ухудшения состояния и другими изменениями, которые могут помочь в диагностике деструктивной деятельности до того, как она перерастет в катастрофу. На изображении справа к Колокола Свободы прикреплено устройство, позволяющее отслеживать любые изменения в трещине. Металлические объекты наследия чувствительны к условиям окружающей среды, таким как воздействие света и ультрафиолетового света, температуры, относительной влажности, воды и влаги, а также различных загрязняющих веществ, особенно хлоридных солей. Необходимо спланировать меры защиты от угроз стихийных бедствий, таких как наводнение или пожар, а поддержание окружающей среды, которая удерживает все факторы разрушения в безопасных пределах и контролирует их колебания, будет способствовать сохранению металлов.

Независимо от того, при хранении, на витрине или при транспортировке металлы лучше всего сохраняются в «умеренном климате, который позволяет избежать экстремальных температур и колебаний относительной влажности, исключает дневной свет и/или фильтрует ультрафиолетовый свет и инфракрасное излучение, а загрязнение воздуха обеспечивает подходящую среду для хранения коллекций». ." [ 11 ] Контролируемая среда может защитить металлы от загрязненного воздуха, пыли, ультрафиолетового излучения и чрезмерной относительной влажности – идеальные значения – температура 16–20 °C (61–68 °F) и до 40 % (35–55 % по последним данным). Рекомендации Канадского института охраны природы) относительной влажности, отметив, что если металл сочетается с органическими материалами , относительная влажность не должна быть ниже 45%. Археологические объекты лучше всего хранить в помещениях (или пластиковых ящиках) с очень низкой относительной влажностью, за исключением случаев, когда они происходят из болота или многоводной среды, и в этом случае необходимо найти правильное равновесие с окружающей средой. Особо ценные предметы можно поместить в герметичные микроклиматические контейнеры с инертным газом, например, азотом или аргоном . Металлы с активной коррозией лучше себя чувствуют при более низкой относительной влажности: предметы из меди или медных сплавов с относительной влажностью до 35% и железные предметы с относительной влажностью 12–15%.

Чистые и хорошо организованные складские помещения важны, но также учитываются материалы, находящиеся в окружающей среде. Древесина и изделия из древесины ( ДСП , фанера ) могут выделять газы и вызывать разрушение металлов. Полки в кладовых лучше всего изготавливать из нержавеющей стали , пластика, не содержащего хлора и ацетата, или стали с порошковым покрытием. Металлы могут быть повреждены при попадании на кожу резины , войлока , шерсти или масла, поэтому при работе с металлическими предметами рекомендуется надевать хлопчатобумажные перчатки. Другие материалы, хранящиеся вместе с металлическим предметом или его частью, могут воздействовать на окружающую среду или подвергаться ее воздействию. Например, органические материалы могут удерживать влагу или быть более подвержены порче, чем металлы. Это может повлиять на стабильность металлов.

Уровень освещенности для консервации металла лучше всего поддерживать ниже 300 люкс (до 150 люкс для лакированных или окрашенных предметов, до 50 люкс для объектов из светочувствительных материалов). [ 12 ] Доступно множество вариантов освещения, включая светодиодные фонари и фильтры, блокирующие вредные ультрафиолетовые лучи. [ 13 ]

Мониторинг состояния металлов помогает определить, когда и если необходимы другие меры по консервации, включая восстановительные консервационные работы и/или услуги квалифицированного реставратора . Независимо от того, написана ли она, нарисована или сфотографирована, документация о металлическом объекте будет фиксировать изменения объекта с течением времени. Это позволяет распознать и смягчить медленное ухудшение, которое может остаться незамеченным. [ 14 ]

Интервенционная консервация

[ редактировать ]
Адмиралтейская латунная статуя Иосифа I Португальского на Торговой площади в Лиссабоне с поверхностным слоем зеленой патины, возникшей в результате сильного окисления (2011 г.)
Та же статуя в 2015 году, после удаления патины (2012–2013 годы), демонстрирующая первоначальную отделку 1775 года. Темный цвет статуи заставил английских моряков назвать площадь, на которой она расположена, «Площадью Черной Лошади».

Превентивная консервация или обработка – это вторжение и преднамеренная попытка изменить физические и/или химические аспекты объекта в попытке сохранить и/или восстановить объект. «В соответствии с Политикой управления АПЛ, консервационные обработки проводятся в крайнем случае, сводятся к минимуму и должны быть обратимыми». [ 15 ] Один из главных сторонников этики сохранения — ничего не делать. Сохранение оригинальных материалов и минимизация инвазивных методов лечения снижают «шансы поставить под угрозу эстетическую, археологическую, культурную, историческую, физическую, религиозную или научную целостность объектов». [ 16 ] Интервенционное лечение необходимо, когда объект распадается или становится хрупким, и лечение защитит объект и/или остановит распад. Также возможна реставрация объекта для визуального показа и презентации, которая может потребовать предварительного обсуждения и переговоров с участвующими сторонами. Планирование поможет принять лучшее решение о восстановительном, интервентивном лечении объекта и ситуации. Как и многие другие бронзовые статуи, статуя Иосифа Португальского прошла консервационную обработку. Решение консерваторов удалить патину, скорее всего, было принято по двум причинам. Во-первых, это улучшает визуальное впечатление от статуи; а во-вторых, патина – это коррозийный процесс, медленно разрушающий металл.

Обучение консерватора по металлу

[ редактировать ]

Известные реставраторы металла и организации

[ редактировать ]
Реконструкция элитного захоронения Варненского некрополя (фрагмент)

С консервацией металлов связано много безымянных людей.

Древние цивилизации использовали семь металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото в качестве предметов украшений, религиозных артефактов и оружия. Металлы играли важную роль, и защитные меры по сохранению, принятые в качестве медного кулона из северного Ирака, датируемого 8700 г. до н.э., и золотых артефактов 4450 г. до н.э. из болгарского Варненского некрополя, скорее всего, были отполированы и оценены как драгоценный металл. [ 17 ]

Статуя Марка Аврелия (фрагмент) в Риме

Римский бронзовый памятник Марку Аврелию имеет несколько признаков консервации, проводившейся с момента его постройки примерно в 176 году нашей эры. [ 18 ]

1800-е и начало 1900-х годов

[ редактировать ]

До конца 1800-х годов обработка заключалась в реконструкции и ремонте мастерами, знакомыми с материалами объекта, а коррозия считалась разновидностью бактерий. В конце 1800-х годов ученые начали изучать причины разрушения и коррозии. В 1888 году: Флиндерс Петри (1853-1942) опубликовал статью о раскопках и консервации небольших предметов, а немецкий химик Фридрих Ратген (1862-1942) стал не только первым директором химической лаборатории Королевских музеев Берлина. но первый учёный работал в музейной лаборатории. Ратген использовал электролитическое восстановление , чтобы удалить коррозионную патину с коллекции египетской бронзы в Королевском музее, чтобы удалить хлоридные соли. На рубеже веков французский химик Марселлен Бертело (1827-1907) представил перед Французской академией наук несколько статей, в которых утверждалось, что разрушение бронзовых и серебряных артефактов происходит из-за циклического процесса, вызываемого коррозийными хлоридными солями. Ратген продолжил научные исследования по Бронзовая болезнь – это химическое превращение металла, вызванное наличием влаги. Ратген применил научный метод для сохранения музейных экспонатов и, продолжая исследовать, разрабатывать, применять и публиковать свои выводы о своих физических и химических методах, а также формулировать рекомендации по их применению, он стал основной силой в принятии стандарта. Его считают основоположником современной науки о химической консервации, написавшим первое опубликованное полностью исчерпывающее руководство по консервации. Книга «Сохранение древностей» была впервые опубликована в 1898 году, переведена на английский язык в 1905 году и издается до сих пор. [ 19 ]

Середина 1900-х годов

[ редактировать ]

Во время бомбардировок Первой мировой войны музеи защищали свои коллекции, перемещая их в разные места. Многие ушли в сырые лондонские туннели. После войны Британский музей , которому посчастливилось не подвергнуться бомбардировке, заново собрал коллекцию. После двух лет хранения в условиях повышенной влажности предметы серьезно пострадали от коррозии металла, плесени и высолов соли. Великобритании Департамент научных и промышленных исследований (DSIR) нанял шотландца Александра Скотта (1853–1947) на должность директора научных исследований в том, что в 1920 году стало Британской исследовательской лабораторией. В 1922 году реставратор и археолог Гарольд Плендерлейт (1898–1997) , стал первым химиком, работающим полный рабочий день в музейной лаборатории. Вместе они начали первую научную консервацию в Соединенном Королевстве, изучая нестабильность быстрого разрушения. В 1934 году Гарольд Плендерлейт опубликовал «Сохранение древностей» , в котором содержится жизненно важная информация о консервации металлов и агентах разрушения, которые мы знаем сегодня. [ 20 ]

В 1930-х и 1940-х годах учреждения Западной Европы и США осознали необходимость предотвращения появления артефактов перед ремонтом и провели обширные исследования. Несколько крупных музеев добавили к своим учреждениям исследовательские лаборатории. В 1931 году Управление международных музеев Лиги Наций провело в Риме свою первую конференцию по консервации, посвященную применению научных методов. Предзнаменование Международного совета музеев (ИКОМ) в 1946 году с его первой генеральной конференцией, состоявшейся в Париже в 1948 году. [ 20 ] [ 21 ]

При подготовке ко Второй мировой войне музеи снова поместили произведения искусства в подземные туннели, но на этот раз ящики были сложены друг на друга, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха. Британский музей заказал секретный туннель с климат-контролем в Аберистуите для хранения произведений искусства во время войны. Перемещение произведений искусства и артефактов в стабильные и здоровые условия окружающей среды позволило свести ухудшение состояния к минимуму по сравнению с Первой мировой войной. Плендерлейт, который обрабатывал артефакты после Первой мировой войны, не обнаружил никаких повреждений коллекции Британского музея, когда они вернулись из контролируемой туннельной среды. [ 22 ]

Усилия Соединенных Штатов по сохранению после взрыва в Перл-Харборе были неорганизованными и бессистемными. Несколько директоров музеев верили в сохранение памятников. Джордж Л. Стаут , основатель первой консервационной лаборатории в США и один из специалистов по памятникам в Европе, был полон решимости создать стандарт долговременной консервации. В 1949 году его лекция «Дальняя консервация» на конференции Американской ассоциации музеев в Чикаго подняла вопрос «Почему?» не «Что ? а ICC опубликовал обновленное издание книги Х. Дж. Плендерлифа «Сохранение древностей и произведений искусства». Одно из первых систематических объяснений механизмов разрушения, включая металлы. [ 20 ] [ 23 ]

Конец 1900-х годов

[ редактировать ]

В 1951 году на шестой сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) правительство Швейцарии предложило создать глобальное учреждение для поощрения исследований и повышения осведомленности о сохранении природы. В 1959 году Плендерлейт стал первым директором Международного центра изучения сохранения и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ). [ 21 ]

Коллективный подход к консервации изменил подход музеев и их директоров к коллекциям. Двумя другими консерваторами металлургии являются:

  • Роберт М. Орган (1920–2011), ученый-реставратор, специализирующийся на металлах, в Британском музее, чья работа по восстановлению металлов, особенно в области археологической коррозии бронзы и серебра, имеет важное значение для профессии современного консерватора. [ 24 ]
  • Отто Недбал, ювелир, реставратор и консерватор металлов, преподавал в Венском университете, основав в 1964 году первый класс по реставрации металла и эмали. [ 25 ]

В результате научных исследований, проведенных за последние 100 лет, консервация стала более сосредоточена на: сохранении коллекции, контроле окружающей среды и факторах порчи. Конференции рабочей группы ICOM-CC по металлам в 1995 г., [ 26 ] 1998, [ 27 ] 2001 , 2004, [ 28 ] 2007, 2010, [ 29 ] 2013, 2016 и 2019 годы посвящены консервации металлов. Эти конференции проливали и будут продолжать проливать свет на ухудшение состояния металлов. Предоставление информации о новейших исследовательских инновациях в области консервации и консервации металлов и их взаимодействии с окружающей средой.

Последние тридцать с лишним лет также подчеркивались минималистские меры по сохранению, но эти методы лечения часто могут вступать в противоречие с использованием объекта(ов) посетителями, а иногда и исследователями. Уход за коллекцией сложен, и теперь необходим междисциплинарный подход, уступки и компромиссы, учитывающий все критерии и с участием каждого. [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Основная литература

[ редактировать ]
  1. Коррозия и металлические артефакты: диалог между реставраторами, археологами и учеными-коррозионистами, Вашингтон, 1977 г. (онлайн)
  2. Консервация и реставрация металлов: материалы симпозиума, состоявшегося в Эдинбурге, 30–31 марта 1979 г., Эдинбург, 1979 г.
  3. Стамболов, Т. Коррозия и консервация металлических древностей и произведений искусства – предварительное исследование, Амстердам, 1985.
  4. Ингибиторы коррозии в консервации: материалы конференции, проведенной UKIC совместно с Лондонским музеем, Лондон, 1985 г.
  5. Пирсон, К. Сохранение морских археологических объектов, Лондон, 1987.
  6. Реставрация металлической скульптуры и архитектурного декора на открытом воздухе: симпозиум, Париж, 6. - 8.
  7. Таунсенд, Дж. Х.; Чайлд, Р.Э. Современные металлы в музеях, Кардифф, 1988.
  8. Консервация металлов: 7-й международный семинар реставраторов, Веспрем, Веспрем, 1989.
  9. Браун, Б.; Бернетт, Х.; Чейз, Вашингтон ; Гудвей, М., Коррозия и металлические артефакты: диалог между реставраторами, археологами и учеными-коррозионистами, Хьюстон, 1991 г.
  10. METAL 95, Материалы Международной конференции по консервации металлов, Лондон, 1997.
  11. METAL 98, Материалы Международной конференции по консервации металлов, Лондон, 1999 г.
  12. METAL 01, Материалы Международной конференции по консервации металлов, Перт, 2002 г.
  13. METAL 04, Материалы Международной конференции по консервации металлов, Канберра, 2005 г. (онлайн). Архивировано 3 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
  14. METAL 07, Материалы международной конференции по консервации металлов, Амстердам, 2007 г.
  15. МЕТАЛЛ 2010, Материалы Международной конференции по консервации металлов, Чарльстон, 2011 г.
  16. МЕТАЛЛ 2013. Материалы Международной конференции по консервации металлов, Эдинбург, 2013.
  17. МЕТАЛЛ 2016. Материалы Международной конференции по консервации металлов, Нью-Дели, 2017.
  18. МЕТАЛЛ 2019. Материалы международной конференции по консервации металлов, Невшатель, 2019.
  19. МЕТАЛЛ 2022. Материалы международной конференции по консервации металлов, Хельсинки, 2022.
  20. Скотт, Д.А. Металлография и микроструктура древних и исторических металлов, Санта-Моника, 1991. (онлайн)
  21. Скотт, Д.А. Древние и исторические металлы – сохранение и научные исследования, Санта-Моника, 1994. (онлайн)
  22. Скотт, Д.А. Медь и бронза в художественной коррозии, красителях, консервации, Лос-Анджелес, 2002 г. (онлайн)
  23. Скотт, Д.А. Железо и сталь в области художественной коррозии, красителей, консервации, Лондон, 2009 г.
  24. Скотт, Д.А. Древние металлы: микроструктура и металлургия, том I, Лос-Анджелес, 2011.
  25. Скотт, Д. А. Металлургия золота и платины древней Колумбии и Эквадора.: Древние металлы: микроструктура и металлургия, том II, Лос-Анджелес, 2012.
  26. Скотт, Д.А. ДРЕВНИЕ МЕТАЛЛЫ: МИКРОСТРУКТУРА И МЕТАЛЛУРГИЯ Том III КАТАЛОГ ДАННЫХ ДРЕВНЕЙ КОЛУМБИИ., Лос-Анджелес, 2012.
  27. Скотт, Д.А. Древние металлы: микроструктура и металлургия Том. IV: Железо и сталь. Лос-Анджелес, 2013.
  28. Скотт, Д.А., Шваб, Р. Металлография в археологии и искусстве, Нью-Йорк, 2019.
  29. ДЖАЙН КАМАЛЬ К., НАРАИН Шьям, История железных артефактов, металлургия, коррозия и консервация, Дели, Агам Кала Пракашан, 2009, XXII-165 стр.
  30. Селвин, Л. Металлы и коррозия – Справочник для специалистов по консервации, Оттава, 2004 г.
  31. Дрейманн-Вайзер, Т. Позолоченные металлы: история, технологии, охрана, Лондон, 2000.
  32. Драйманн-Вайзер, Т. Диалог / 89 - Сохранение бронзовой скульптуры на открытом воздухе: диалог между реставраторами, кураторами, учеными-экологами и инженерами по коррозии, Хьюстон, 1992.
  33. Диллман, П.; Беранже, Г.; Пиккардо, П.; Маттисен, Х. Коррозия металлических артефактов наследия – Исследование, сохранение и прогнозирование долгосрочного поведения, Кембридж, 2007.
  34. Кронин, Дж. М. Элементы археологической консервации, Лондон, 1990.
  35. Тернер-Уокер, Дж. Практическое руководство по уходу и консервации металлов, Тайбэй, 2008 г.
  36. Роджерс, Б. Руководство археолога по консервации – Руководство по нетоксичной стабилизации артефактов с минимальным вмешательством, Нью-Йорк, 2004 г.
  37. Стюарт, Б. Аналитические методы сохранения материалов, Чичестер, 2007.
  38. Мэй, Э.; Джонс, М. Материалы по сохранению научного наследия, Кембридж, 2006 г.
  39. Унтрахт, О. Техника обработки металла для мастеров, Нью-Йорк, 1968.
  40. Племянница, С.; Крэддок, П. Металлическое покрытие и патинирование: культурное, техническое и историческое развитие, Бостон, 1993.
  41. Анхойзер, К.; Вернер, К. (ред.) Средневековые реликварии-святыни и изделия из драгоценных металлов / Châsses-reliquaires et Orfèvrerie Médiévales, Лондон, 2006.
  42. Хори, резюме «Материалы для консервации», Оксфорд, 2010 г.
  43. Смит, Р.Д. Будьте уверены: сохранение и восстановление оружия и доспехов, Лидс, 2006 г.
  44. Аппельбаум, Б. Методология консервативного лечения, Нью-Йорк, 2007 г.
  45. Практическая консервация зданий! Металлы и стекло, Фарнхэм, 2012 г.
  46. Диллманн П., Уоткинсон Д., Анджелини Э., Адрианс А. (ред.) Коррозия и сохранение металлических артефактов культурного наследия, Кембридж, 2013.
  47. Риссер Э.; Сондерс Д. Реставрация древней бронзы – Неаполь и за его пределами, Лос-Анджелес, 2013 г. (онлайн)
  48. Гонием, М.А. Ингибиторы коррозии археологической меди – концепция, механизм и испытания, Саарбрюккен, 2012.
  49. Ю.Дж.;Ли.Х.;Го.И. Консервация металлических предметов, Тэджон, 2012 г.
  50. Митчелл, Д.С. Консервация архитектурных железных изделий, Лондон, 2016 г.
  51. Коста, В. Современные металлы в культурном наследии – понимание и характеристика, Лос-Анджелес, 2019.
  52. Алюминий: история, технологии и охрана, Вашингтон, 2019. (онлайн)
  53. Бранч, Л. Бронза ведет себя плохо: принципы сохранения бронзы, Лондон, 2020.
  54. Уильямс А.; Дауэн К. (ред.) История, консервация и анализ оружия и доспехов, Очерки в честь Дэвида Эджа, Лондон, 2021.

Некоторые важные книги по консервации металлов на других языках, кроме английского.

[ редактировать ]
  1. Мури, В. Сохранение металлических древностей: от места раскопок до музея, Драгиньян, 1987.
  2. Стамболов Т.; Блек, Р.Д.; Эйхельманн, Н. Коррозия и сохранение произведений искусства и культурных ценностей из металла, Веймар I/1987. ( онлайн) , II/1988. ( онлайн)
  3. Шемаханская, М.С. РЕСТАВРАЦИЯ МЕТАЛЛА. Методические рекомендации (1989), Moscow 1989.( online )
  4. Никитин, М.К., Мельникова,Е.П. ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ.; Leningrad 1990 (chapter on metals conservation) ( online) Archived 2012-11-11 at the Wayback Machine
  5. Борн, Х. Реставрация старинного бронзового оружия, Майнц, 1993 г.
  6. Генрих П. (ред.) Реставрация металла, Мюнхен, 1994.
  7. Кателло, К. Древнее серебро: реставрация, технология консервации: новоделы и фальсификации, Неаполь, 1994 г.
  8. Марабелли, М. Консервация и реставрация художественных металлов, Рим, 1995.
  9. Марабелли, М. Консервация и реставрация художественных металлов. Том 2, Рим, 2007 г.
  10. Краузе, Дж. Оловянные саркофаги: технологические проблемы в мастерской и консервации, Торунь, 1995.
  11. Дольчини, Л. Реставрация ювелиров: обновления, Милан, 1996.
  12. Мах, М. Реставрация металла/Реставрация металла, Мюнхен, 1997. (онлайн)
  13. Фишер, А. Остатки органических материалов на металлических археологических находках – идентификация и сохранение для археологических исследований, Мюнхен, 1997.
  14. Минжулин, ОИ Реставрация творений из металла, Киев 1998.
  15. Анхойзер, К. Позолоченный в огне, серия публикаций CoR по технологиям реставрации и раскопок, Том 4 / 1998.
  16. Мах, М.; Мётннер, П. Цинкгусс, Сохранение памятников из цинка, Мюнхен, 1999.
  17. Баррандон, Дж. Н.; Мейер-Рудэ, Х. В поисках утраченного металла: новые технологии реставрации археологических металлов, Париж, 1999 г.
  18. Мейснер, Б.; Доктор, А.; Мах, М. Бронза и история гальваники, анализ материалов и реставрация, Дрезден, 2000. ( онлайн )
  19. Вольфовский, К.; Филиппон, Дж. Сохранение металлов, Париж, 2001 г.
  20. Брюггерхофф, С.; Кенигфельд, П. Цветные железные решетки периода барокко: вклад в историю и функционирование, коррозию и сохранение, Бохум, 2002.
  21. Мелукка Ваккаро, А.; Де Пальма, Г. Бронзы из Риаче: реставрация как знание: 1: археология, реставрация, сохранение / том 1, Рим, 2003.
  22. Гаомез Мораль, Ф. Сохранение металлов, представляющих культурный интерес, Кито, 2004 г.
  23. Летарди, П.; Трентин, И.; Кутуньо, Г. Наружные бронзовые памятники. Опыт сохранения и сравнения. Генуя, 2004 г.
  24. Рональд Гобиет (ред.), Зальцбургская колонна Марии - О сохранении монументальных свинцовых скульптур / Sulla conservazione dei Monumenti in Piombo, Зальцбург, 2006 г.
  25. Феррейра да Силва, AC; Менино Хомем, П. (ред.) Ligas Metalicas Pesquisa e Conservacao, Порту, 2008 г. ( (онлайн)
  26. Сальви А. Погода и металлы. Консервация и реставрация уличных скульптур. От Персея к современному искусству , Флоренция, 2007.
  27. Кателло Д. Реставрация серебряных изделий. Реставрация серебряных изделий, Неаполь, 2008 г.
  28. Шлепфер, Б. Р. Метайс: Реставрация и консервация, Рио-де-Жанейро, 2009 г.
  29. Соседство, Дж.; Кано, Э. (редакторы). MetalEspaña '08. Конгресс по сохранению и реставрации металлического наследия. UAM-CSIC, Мадрид, 2009 г.
  30. Крист, Г. Реставрация металла и сохранение металла: история, метод и практика, Вена, 2009 г.
  31. Сафажинский, С.; Векер, В. Введение в искусство консервации металла, Варшава, 2010 г.
  32. Шмидт-Отт, К. Плазма в консервации металла – возможности и ограничения, Цюрих, 2010 г. ( онлайн- архивировано 6 сентября 2015 г. на Wayback Machine )
  33. Брюке, Д. Сохранение старых пигментированных покрытий на стальных зданиях, Саарбрюккен, 2011 г.
  34. Диас Мартинес, С.; Гарсия Алонсо, Э. Методологические методы, применяемые к консервации и реставрации металлического наследия, Мадрид, 2011 г. ( онлайн )
  35. Баррио Мартин, Дж.; Шамон Френандес, Проект Х. Дорадоса: технология, консервация и реставрация средневековых позолоченных металлов, Мадрид, 2011 г.
  36. Радиографическая техника исторических металлов (включая перевод на английский язык), Мадрид, 2011 г. ( онлайн )
  37. Консервация и реставрация металлов. Охрана объектов культурного наследия из металлов и их сплавов, Брно, 2011 г.
  38. Кнаут, М.; Джебериен А. (ред.): Дворянство обязывает - исследования и результаты по консервации и реставрации гробов периода барокко на площади Шлоссплац Берлин-Митте, Берлин, 2012 г.
  39. Сохранение металлических предметов, Национальный исследовательский институт культурного наследия, Тэджон (Южная Корея), 2012 г.
  40. Диртлер, Б. Спасение от ржавчины, Раден, 2012.
  41. Государственное управление по охране памятников и археология Саксония-Анхальт (редактор): История княжеского склепа Мерзебурга, церемониал, реставрация, Галле, 2013.
  42. Кун, Х.; Эмерлинг Э. Работы из меди, бронзы и латуни, Мюнхен, 2014.
  43. Проект Кореманса: Критерии вмешательства

в металлических материалах/Критерии вмешательства в отношении металлических материалов, Мадрид, 2015 г. ( онлайн)

  1. Протокол II Конгресса по сохранению и реставрации металлического наследия. МеталлИспания 2015

( онлайн)

  1. Крак, Э. Наука о консервации пишет историю Реставрация объектов в Ангеванте – вклад в историю развития науки о консервации и реставрации, Вена, 2012 г.

( онлайн) Архивировано 15 сентября 2016 г. в Wayback Machine.

  1. Бергер, Д. Техники окрашивания металлических предметов бронзового века к северу от Альп, Галле, 2012 г. ( онлайн)
  2. Хорев, В. Антикварное оружие, экспертиза и ресторан, Ростов-на-Дону 2011.
  3. Аверин, А. В. «Реставрация древних металлических изделий», Moscow 2011.
  4. Цыбульская О.Н., Буравлев И.Ю., Юдаков А.А., Никитин Ю.Г. Сохранность археологического металла. Владивосток 2012.
  5. Яшке М., Стале Р.: Драгоценные переплетные приспособления для армянских рукописей, Висбаден, 2015.
  6. Ванчевска Д., Бозарошка Павловска Б. Консервация металлических археологических объектов, Скопье, 2013 г.
  7. Клербуа, С. Консервация-реставрация археологических металлов: от первой помощи к устойчивой консервации, Льеж, 2015.
  8. Шемаханская,М.С. Металлы и вещи.История. Свойства. Разрушение. Реставрация. Moscow 2015.
  9. Буршнева С.Г. Реставрация археологических и этнографических предметов из железа,Kazan 2019.( online )
  10. Росси, С. Реставрация ювелиров, Флоренция 2020.
  11. Баррио Мартин, Дж. (Ред.) Консервация и реставрация металлических материалов, Мадрид, 2021.

Важные старые книги и статьи

[ редактировать ]
  1. Восс, А. Записная книжка, раскопки и сохранение древностей. Инструкция по порядку раскопок, а также по сохранению доисторических и раннеисторических древностей. Грег. по инициативе министра духовных, образовательных и медицинских дел. Берлин: Миттлер и сын, 1888.
  2. Ратген, Ф. «О новом применении электрического тока для сохранения древней бронзы». Прометей1 (1889): стр. 196–198.
  3. Ратген, Ф. «О сохранении древней бронзы». Политехнический журнал Динглера7 (1896): стр. 44–45.
  4. Ратген, Ф. «О чистке окисленных старинных медных монет». Политехнический журнал Динглера7 (1896): стр. 45–46.
  5. Ратген, Ф. «Запон и его использование для консервации предметов коллекции (рукописи, сургучные печати, гипсовые слепки, камень и глина, стекло, металл)». Прометей15 (1903/1904): стр. 485–487, 499–502.
  6. Ратген Ф. «О сохранении древних металлических находок». П., Майнц, 1904 г.
  7. Русополулос О.А. «О чистке и сохранении антиквариата». Химический журнал 2 (1903): стр. 202–204.
  8. Бертло, М. «О медленном изменении медных предметов в земле и в музеях». Еженедельные отчеты сессий Академии наук118 (Париж, 1894 г.): стр. 768–770.
  9. Бертело, М. «Исследование металлов, из которых состоят предметы из меди, бронзы, олова, золота и серебра, обнаруженные М. ДеМорганом при раскопках Дахшура, золото из музея Гизы». Анналы химии и физики, серии 7, 4 (1895): стр. 546–574.
  10. Бертло, М. «Реакция щелочных хлоридов на серебро». Анналы химии и физики, серии 7, 14 (1898): стр. 205–206.
  11. Бертло, М. «О медленном изменении металлических сплавов, содержащих медь, при одновременном контакте с воздухом и хлоридами щелочных металлов». Анналы химии и физики, серия 7, 22 (1901): с. 457–460.
  12. Эпплгрен, Х. «Метод Крефтинга для очистки и консервации металлических предметов». Finska förnminnesföreningens Tidskrift17 (1897): стр. 333–347.
  13. Фрейзер, В. «Бронзовая язвенная болезнь, или «Бронзовый рак». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии8 (1898): стр. 61–62.
  14. Сетлик Б. «О натуральной и искусственной патине, а также очистке и сохранении древностей». Chemiker-Zeitung 27 (1903): стр. 454–455.
  15. Флиндерс Петри, WM «Обращение с небольшими древностями». Археологический журнал 65 (1888): стр. 85–89.
  16. Ратген, Ф. Консервация древних находок, Берлин, 1898 г. (глава о консервации металлов). ( английское издание онлайн )
  17. Флиндерс Петри, WM «Метод и цели археологии», Лондон, 1904 г. (глава о консервации) ( онлайн )
  18. Розенберг, Г. Железные и бронзовые древности: их трансформация в земле, содержащей угольную кислоту и хлориды, и их консервация, Копенгаген, 1917.
  19. Скотт, А. Очистка и реставрация музейных экспонатов (отчет о расследовании, проведенном в Британском музее, Отдел научных и промышленных исследований). Лондон 1921 год.
  20. Скотт, А. Очистка и реставрация музейных экспонатов, 2-й отчет. Британский музей, Отдел научных и промышленных исследований. Лондон 1923 год.
  21. Финк, К.Г.; Элдридж, CH. Реставрация древней бронзы и других сплавов, Нью-Йорк, 1925 г. ( онлайн )
  22. Galnbek, I.A. Ochistka i sokhranenie metallicheskikh predmetov drevnosti, Leningrad 1925 (first book dedicated to metals conservation/not only bronze and iron)
  23. Скотт, А. Очистка и реставрация музейных экспонатов, 3-й отчет. Британский музей, Отдел научных и промышленных исследований. Лондон, 1926 год. ( Русское онлайн-издание. Архивировано 3 декабря 2013 г. в Wayback Machine )
  24. Николс, Х.В. Реставрация древней бронзы и лечение злокачественной патины. Чикаго, 1930 год. ( онлайн )
  25. Лукас, А. Антиквариат: их реставрация и сохранение. Лондон, 1932 год. ( онлайн )
  26. Плендерлейт, Х.Дж. Сохранение древностей, Лондон, 1934 г. (Глава о консервации металлов)
  27. Ocherki po metodike tehnologicheskog issledovaniya restavracii i konservacii drevnih metalicheskih izdeliy, Moscow 1935. ( online Archived 2012-05-22 at the Wayback Machine )
  28. Farmakovskiy, M.V. Konservaciya i restavraciya muzeinih kollekciy, Moscow 1946 (chapter on metals conservation) ( online Archived 2014-07-14 at the Wayback Machine )
  29. Плендерлейт, Х.Дж. Сохранение древностей и произведений искусства, Лондон, 1956 г. (глава о консервации металлов)
  30. Франс-Ланор, А. Консервация металлических древностей, Париж, 1962.

Интернет-журналы

[ редактировать ]

Блоги о сохранении металлов

[ редактировать ]

Бесплатное программное обеспечение, которое можно использовать для консервации металлов.

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Уоткинсон, Д. (2010). «Сохранение металлического культурного наследия» (PDF) . elsevier.com .
  2. ^ Jump up to: а б «Металлы» . АИККМ . 9 апреля 2008 г. Проверено 28 апреля 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б Институт канадской охраны природы (16 мая 2018 г.). «Уход за металлическими предметами. Правила профилактической консервации коллекций» . эм . Проверено 28 апреля 2020 г.
  4. ^ Служба национальных парков. «Кураторский уход за металлическими предметами» (PDF) .
  5. ^ Ньюман, Ричард (2011). Основные направления МИД: Консервация и уход за музейными коллекциями . Бостон: Музей изящных искусств. п. 89. ИСБН  9780878467297 .
  6. ^ Jump up to: а б Истоп, Дина (2006). «Глава 32: Сохранение как материальная культура». В Тилли, Кристофер; Кин, Уэбб; Кюхлер, Сюзанна; Роулендс, Майкл; Спайер, Патрисия (ред.). Справочник материальной культуры . Лондон и Калифорния: Sage Publications Ltd/Inc. стр. 516–533. ISBN  1-4129-0039-5 .
  7. ^ Корфилд, Майкл (1992). «Консервационная документация». В Томпсоне, JMA (ред.). Руководство по кураторству (2-е изд.). Лондон: Баттерворт-Хинеманн. стр. 229–233.
  8. ^ Томпсон, Дж. К. (1998) О восстановлении священных объектов Conservation-us.org
  9. ^ NPS (2012) Служба национальных парков: Справочник музея. Глава 8: стр.8:2 «Консервативное лечение» Дата обращения 24 апреля 2020 г.
  10. ^ NPS (2012) Служба национальных парков: Справочник музея. Часть первая. Глава 3, стр.3:2 «Сохранение: начало работы», дата обращения 24 апреля 2020 г.
  11. ^ NPS, «Среда музейных коллекций», Справочник NPS, Часть 1, 4:9
  12. ^ Будия, Горан (декабрь 2010 г.) Загреб Чистка, защита и уход за металлическими предметами искусства и антиквариатом e-insitu.com
  13. ^ Джеймс Друзик (2004) «Альтернативы освещения: исследования музейного освещения» [ постоянная мертвая ссылка ] Информационный бюллетень Института охраны природы Гетти (весна 2004 г.)
  14. ^ Томсон, Гарри (1986) Музейная среда - «Будущие тенденции в контроле за окружающей средой», научный консультант, Национальная галерея Лондона, Robert Hartnoll Ltd, Бодмин, Корнуолл
  15. ^ NPS (2012) Служба национальных парков: Справочник музея. Глава 3: стр.3:3-4. «Сохранение: начало работы»
  16. ^ НПС (2012). Служба национальных парков: Справочник музея. Глава 3: стр.3:4. "Сохранение: начало работы" Дата обращения 24 апреля 2020 г.
  17. ^ Гаскойн, Бамбер (2001) «История металлургии» History World (2001) [1] Проверено 16 апреля 2020 г.
  18. ^ Фиорентино, Паола (1994) Реставрация памятника Марку Аврелию: факты и комментарии. стр.21, Скотт, Дэвид А., Джерри Подани и Брайан Б. Консидайн, ред. 1994. Древние и исторические металлы: консервация и научные исследования: материалы симпозиума, организованного Музеем Дж. Пола Гетти и Институтом консервации Гетти, ноябрь 1991. Марина дель Рей, Калифорния: Институт консервации Гетти. http://hdl.handle.net/10020/gci_pubs/ancientmetals
  19. ^ Гилберг, М. (1987) «Фридрих Ратген: отец современной археологической консервации». Журнал Американского института охраны природы 26 (2) 105–120. Дои: 10.2307/3179459
  20. ^ Jump up to: а б с Саймон Ламберт (2014) Ранняя история профилактической консервации в Великобритании и США (1850-1950), CeROArt 9/2014, онлайн с 13 января 2014 г., подключение 29 апреля 2020 г. URL: [2]
  21. ^ Jump up to: а б Уорд, Филип (1986) Природа сохранения: гонка со временем. с.1-4 Институт консервации Гетти
  22. ^ Саймон Ламберт (2014) Ранняя история профилактической консервации в Великобритании и США (1850-1950). CeROArt 9/2014, онлайн с 13 января 2014 г., подключение 29 апреля 2020 г. URL: [3]
  23. ^ Уорд, Филип. (1986) Природа сохранения: гонка со временем. стр.1-4 Институт консервации Гетти
  24. ^ Представлено Грэмом Восом. (16 ноября 2016 г.) Некролог: Роберт Орган. Международный институт консервации исторических и художественных произведений, 2020 г. [4] Дата обращения 21 апреля 2020 г.
  25. ^ OAPEN (2012) Наука о сохранении природы творит историю. ISBN   9783205788591 . OAPEN 2020, Бёлау [5] Дата обращения 21 апреля 2020 г.
  26. ^ Маклауд, Пеннек и Роббиола. (1997) Металл 95: Материалы Международной конференции по сохранению металлов 25-28 сентября 1995 г. ISBN   1-873936-67-2 . Джеймс и Джеймс (Science PublishersLtd)
  27. ^ Мури и Роббиола. (1998) Металл 98: Материалы Международной конференции по сохранению металлов, Франция, 27-29 мая 1998 г. ISBN   1-873936-82-6 . Джеймс и Джеймс (Science PublishersLtd)
  28. ^ Эштон и Халлам (2004) Металл 04: материалы Международной конференции по сохранению металлов. ISBN   1-876944-33-1 . Национальный музей Австралии https://www.nma.gov.au/__data/assets/pdf_file/0004/346027/NMA_metals_prelim_pages_and_contents.pdf
  29. ^ Metals WG (2011) Metal 2010: материалы Международной конференции по сохранению металлов. ИКОМ-CC. http://www.icom-cc.org/54/document/metal-2010-proceedings-available/?id=978#.Xq8TgGhKhqw
  30. ^ Мария Рубио Редондо (2008) Является ли минимальное вмешательство действительным руководящим принципом? Интернет-журнал e_conservation № 5, июнь 2008 г. [6] Дата обращения 23 апреля 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2cd24849eb109e74a485abf7fff111cb__1703152920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/cb/2cd24849eb109e74a485abf7fff111cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Conservation and restoration of metals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)