Jump to content

Традиционная африканская медицина

Ганские продукты , используемые в традиционной медицине, 2014 г.

Традиционная африканская медицина представляет собой ряд традиционной медицины, дисциплин и включающих в себя травничество африканскую духовность , обычно включая прорицателей , акушерок и травников . Практикующие традиционную африканскую медицину заявляют, в основном без каких-либо доказательств, что они способны вылечить множество разнообразных состояний, включая рак, психические расстройства, высокое кровяное давление, холеру , большинство венерических заболеваний, эпилепсию , астму , экзему , лихорадку, тревогу, депрессию, доброкачественные заболевания. гиперплазия предстательной железы , инфекции мочевыводящих путей, подагра, заживление ран и ожогов, а также вирус Эбола . [ 1 ] [ 2 ]

Диагноз ставится духовными средствами, и назначается лечение, обычно состоящее из лекарственных трав, которые, как считается, обладают не только целительными способностями, но также символическим и духовным значением. Традиционная африканская медицина, с ее верой в то, что болезни возникают не в результате случайных происшествий, а в результате духовного или социального дисбаланса, сильно отличается от современной научной медицины , которая основана на техническом и аналитическом подходе. В 21 веке современные фармацевтические препараты и медицинские процедуры остаются недоступными для большого числа африканцев из-за их относительно высокой стоимости и концентрации медицинских учреждений в городских центрах. [ 3 ]

Традиционная медицина была доминирующей медицинской системой для миллионов людей в Африке до прихода европейцев , которые внедрили доказательную медицину , что стало заметным поворотным моментом в истории этой традиции и культуры. [ 4 ] Лекарственные травы в Африке, как правило, недостаточно исследованы и слабо регулируются. [ 5 ] Отсутствует подробная документация традиционных знаний , которые обычно передаются устно. [ 6 ] Серьезные побочные эффекты могут возникнуть в результате неправильной идентификации или неправильного использования целебных растений. [ 1 ]

Географический охват этой статьи — страны Африки к югу от Сахары . Однако соседние медицинские традиции оказали влияние на традиционную африканскую медицину.

Колониальная эпоха

[ редактировать ]

Современная наука считает методы традиционных знаний примитивными. [ 7 ] а при колониальном правлении некоторые традиционные медицинские практики были объявлены вне закона. [ 1 ] В это время также предпринимались попытки контролировать продажу лекарственных трав. [ 1 ] Например, после обретения Мозамбиком независимости в 1975 году попытки контролировать традиционную медицину дошли до отправки прорицателей-целителей в лагеря перевоспитания. [ 1 ] По мере того как колониализм и христианство распространялись по Африке, колонизаторы строили больницы общего профиля, а христианские миссионеры строили частные, в надежде добиться успехов в борьбе с широко распространенными болезнями. Однако мало что было сделано для исследования законности традиционной медицинской практики, несмотря на очевидную роль, которую традиционные целители играли в удовлетворении основных медицинских потребностей своих сообществ; колониальные власти, а также врачи и практикующие врачи продолжали избегать своих пожертвований. [ 7 ] Также считалось, что во время конфликтов люди чаще прибегали к сверхъестественным объяснениям и обращались за лечением, связанным со сверхъестественным. [ 1 ]

Современный период

[ редактировать ]
Медсестра в больнице Койду в Сьерра-Леоне консультирует пациентов.

По разным причинам в конце 20 века традиционные системы медицинской помощи в развивающихся странах претерпели серьезное возрождение. [ 7 ] Эти страны также осознали, что современные системы здравоохранения и технологии, от которых они зависят, не производятся и не обслуживаются на месте, что делает их дорогими и делает население зависимым от цепочек поставок, которые могут быть нестабильными. [ 7 ] или политизированный. [ 8 ] В связи с этим возрос интерес к интеграции традиционной африканской медицины в национальные системы здравоохранения континента. [ 1 ] в некоторых странах поощряется использование традиционных лекарственных растений. [ 7 ]

Диагностика

[ редактировать ]

Медицинские диагнозы и выбранные методы лечения в традиционной африканской медицине во многом основываются на духовных аспектах, часто основанных на убеждении, что психодуховные аспекты следует рассматривать прежде медицинских аспектов. Среди практикующих традиционное целительство существует убеждение, что способность диагностировать и лечить болезни — это дар Божий. Вместо того, чтобы искать медицинские или физические причины болезни (или периода невезения), традиционные целители пытаются определить первопричину, лежащую в ее основе, которая, как полагают, возникает из-за отсутствия баланса между пациентом и его социальным окружением или духовный мир. Другими словами, болезням приписывают сверхъестественные, а не естественные причины. В зависимости от типа дисбаланса, который испытывает человек, будет использоваться подходящее целебное растение, которое ценится за свое символическое и духовное значение, а также за его лечебный эффект. [ 1 ]

Когда человек заболевает, традиционный практик использует заклинания , чтобы поставить диагноз. Считается, что заклинания создают атмосферу мистических и космических связей. [ 9 ] Гадание обычно используется, если болезнь трудно определить, в противном случае болезнь можно быстро диагностировать и назначить лекарство. Иногда практикующий врач советует пациенту проконсультироваться с прорицателем, который сможет поставить диагноз и порекомендовать лечение. Считается, что контакт с духовным миром посредством гадания часто требует не только лекарств, но и жертвоприношений . [ 9 ]

Традиционные врачи используют самые разные методы лечения, от стандартных медицинских методов до псевдонаучных и «магических». Лечение может включать голодание , диету, лечение травами, купание, массаж и хирургические процедуры. [ 7 ] Примеры псевдонаучных методов лечения включают в себя: [ 9 ]

  • Использование «кровоточащих банок» (также называемых «влажными банками») с последующим применением травяных мазей и растительных препаратов для лечения мигрени , кашля, абсцессов и плеврита .
  • В некоторых культурах веки пациента натирают горячей травяной мазью для лечения головной боли .
  • Дымящуюся смесь трав употребляют в пищу и вдыхают при лечении малярии . Лихорадку часто лечат с помощью паровой бани.
  • Рвоту, вызванную рвотными средствами, используют для лечения алкоголизма .
  • Жир удава используется для лечения подагры и ревматизма и, как полагают, облегчает боль в груди при местном применении .
  • Животные также иногда используются для переноса болезни на потом или для изготовления лекарств для зоотерапии. Например, кости павианов используются для лечения артрита .
  • Терпеноиды (Mylabris sp нарывника . ) втирают в кожу для лечения кожных заболеваний. [ 10 ]

Консенсус между торговцами компонентами лекарств, используемых практиками традиционной африканской медицины, относительно того, что следует использовать для лечения различных заболеваний, значительно различается даже на такой небольшой территории, как рынок на улице Фарадей в Йоханнесбурге , Южная Африка. [ 10 ] Однако примерно 60–80% жителей Африки полагаются на традиционные средства лечения различных заболеваний. [ 6 ] [ 11 ] [ 12 ] По оценкам систематического обзора 2018 года, около 60% населения в странах Африки к югу от Сахары регулярно используют для себя продукты традиционной и дополнительной медицины. [ 13 ] и лечить своих животных от различных болезней. [ 14 ] Недавно сообщалось, что выжившие после Эболы в Сьерра-Леоне используют традиционную медицину отдельно или вместе с традиционной медициной. [ 15 ]

Лекарственные растения

[ редактировать ]
Prunus africana с ободранной корой.

В Африке много растений, которые можно использовать в лечебных целях, а в тропических регионах Африки с этой целью используется более 4000. [ 16 ] Лекарственные растения используются при лечении многих заболеваний и недугов, применение и воздействие которых вызывают растущий интерес в западном обществе. Растения используются и выбираются не только из-за их целебных способностей, но они также часто имеют символическое и духовное значение. Например, листья, семена и ветки белого, черного и красного цветов считаются особенно символическими или магическими и, как полагают, обладают особыми свойствами. [ 1 ]

Приготовление и сушка свежевыкопанных традиционных лекарств ( мути )

Одним из примеров лекарственного растения является пигеум ( Prunus africana ), который используется для лечения легкой доброкачественной гиперплазии предстательной железы в Европе с 1970-х годов. [ 1 ] Несмотря на то, что он широко используется в Африке, недостаточно доказательств его эффективности при лечении лихорадки, воспалений, заболеваний почек, малярии, болей в животе и других состояний. [ 17 ] В традиционной африканской практике из коры делают чай, тогда как в других странах мира ее добавляют в порошки, настойки и таблетки. [ 1 ]

В исследовании 2007 года изучалась эффективность 16 растений, растущих в регионе Квазулу-Натал в Южной Африке , в снижении артериального давления, «действуя в качестве ингибитора АПФ». [ 18 ] Из 16 растений только одно (Tulbaghia violacea) показало себя перспективным. Затем он был протестирован на крысах и «продемонстрировал гипотензивную активность», то есть снижение артериального давления. [ 18 ] Растения, включенные в исследование:

  1. Amaranthus dubius , цветущее растение, также известное как селезеночный амарант.
  2. Амарант гибридный , широко известный как гладкий свиной сорняк или тонкий амарант.
  3. Amaranthus spinosus , также известный как колючий амарант.
  4. Асистазия гангетика — декоративное почвопокровное растение, известное как китайская фиалка.
  5. Центелла азиатская — небольшое травянистое однолетнее растение, обычно называемое азиатским пеннивором.
  6. Ceratotheca triloba , высокое однолетнее растение, цветущее летом, иногда называемое маком.
  7. Chenopodium album , также называемый бараньей четвертью, это сорное однолетнее растение.
  8. Emex australis , широко известный как южный трехугольный домкрат.
  9. Galinsoga parviflora , обычно называемый доблестным солдатом.
  10. Justicia flava , также известная как желтая юстиция.
  11. Момордика бальзамина , также известная как бальзамическое яблоко.
  12. Oxygonum sinuatum — инвазивный сорняк, не имеющий общего названия.
  13. Физалис вискозный , известный как звездчатая земляная вишня.
  14. Сенна западная , тропический кустарник с очень листвой, также называемый септическим сорняком.
  15. Solanum nodiflorum , также известный как паслен белый.
  16. Tulbaghia violacea , луковичное растение с голыми листьями, часто называемое обществом или черемшой.

В 2008 году был проведен обзор литературы для оценки ботанических знаний и использования в традиционной медицине Южной Африки рода Aloe семейства Asphodeloideae . Наиболее распространенным медицинским применением было лечение «инфекций, внутренних паразитов, пищеварительных заболеваний и травм». В социальном плане растения используются в качестве ингредиентов в нюхательном табаке . [ 19 ] Обзор литературы, проведенный в 2014 году, показал, что по крайней мере 12 видов пальм в странах Африки к югу от Сахары используются в различных ритуальных практиках, включая использование пальмового масла в лечебных смесях. [ 20 ]

В 2016 году исследование in vitro эфирного масла Erigeron floribundus , используемого в качестве лекарственного растения в Камеруне, продемонстрировало хорошую активность против Staphylococcus aureus , «цитотоксичность в отношении клеток карциномы толстой кишки » и «снижение антиоксидантной способности железа». В состав эфирного масла входят спатуленол и лимонен . [ 21 ]

В результате исследования, проведенного с 2011 по 2016 год, было обнаружено, что средство народной медицины из тропического дерева Олон и другого вида рода Zanthoxylum содержит синергические соединения, которые убивают как комаров, так и их паразитов-плазмодий. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

В 2000 году было проведено исследование тридцати трех видов растений, обнаруженных в Восточно-Капской провинции Южной Африки, которые считаются сорняками, инопланетными захватчиками или проблемными растениями, на предмет их использования в традиционной медицине. В состав растений вошли: [ 25 ]

Листья Анредеры сердцелистной
  • Анредера сердцелистная ( iDlula ). Опухшие ноги из-за плохого кровообращения и/или проблем с печенью и почками лечат припарками из листьев, а сок используют для лечения сыпи, вызванной контактом с грязной водой. [ 25 ]
Растение каннабис сатива
  • Араукария бидвиллия ( iNdiyandyiya ). Тертую кору, смешанную с водой, употребляют для лечения аменореи, вызванной врожденными проблемами, туберкулезом и недоеданием. [ 25 ]
  • Bidens pilosa ( uMhlabangubo ). Воду из вареных корней употребляют для лечения бесплодия у женщин. Считается, что купание в воде, в которой были замочены листья, защищает от злых духов ( имойя эмдака ), недоброжелательности, ревности или враждебности. Также используется для лечения диареи, колик, ревматизма, сифилиса, боли в ушах, запоров, глистов, малярии, стригущего лишая, желтухи и кашля. [ 25 ]
Чертополох – растение с тонкими цветками.
  • Каннабис сатива ( инцанго ). Различные части растения используются для лечения астмы , бронхита, головной боли, эпилепсии, болей, простуды, гриппа, родовых схваток, гипертонии, диабета, малярии, черноводной лихорадки, заражения крови, сибирской язвы, дизентерии, столбняка, менструальных спазмов и бешенства. [ 25 ]
  • Carduus tenuiflorus ( uMhlakavuthwa ). Пациенту дают рвотное средство и просят его вырвать на растение. Считается, что растение «высасывает причину болезни». [ 25 ]
Растение дурман страмониум
  • Дурман дурман ( uQhwangu-qhwangu ). Листья используются для лечения боли и отеков (в том числе после обрезания), фурункулов и абсцессов, кори, астмы и головных болей, столбняка, заболеваний ног и респираторных заболеваний. [ 25 ]
Завод Эмекс Южный
  • Эмекс южный ( Инкунзане ). Отвар . корня применяют при запорах, желчности и других заболеваниях желудка, а также для стимуляции аппетита [ 25 ]
  • Галения секунда ( умвеньяти ). Корни смешивают с Emex australis , варят и используют для лечения болей в почках у взрослых и колик у младенцев. [ 25 ]
Растение Лантана Камара
  • Лантана Камара ( iQunube ). Корни варят, а жидкость употребляют при болях в пояснице или животе или используют в качестве клизмы для лечения гонококковых инфекций и инфекций мочевыводящих путей. Его также используют для лечения кашля, простуды, желтухи, ревматизма и в качестве противозачаточного средства. [ 25 ]
  • Опунция фикус-индика ( иТолофия ). Припарки из приготовленных листьев используются для лечения язв между пальцами ног и пальцев, вызванных грибковыми инфекциями. Считается, что эти язвы вызваны «грязной кровью» ( игази элимдака ). [ 25 ]
Растение Rumex Sagittatus
  • Румекс стрелец ( iBhathatha ). Холодный водный настой корней используют для мытья тела, поскольку считается, что он очищает тело от несчастий и зла. [ 25 ]
Завод Шинус Молле
  • Schinus molle ( iPepile или Peperboom ). Лихорадку и грипп лечат употреблением отвара листьев или распариванием. Комбинацию листьев и коры используют для лечения ран. [ 25 ]
  • Арауджа серицифера ( iQuwa ). Его применяют для лечения амафуфуньяны , [ 25 ] которое описывается Нгубане как крайняя форма депрессии в сочетании с психотическими симптомами, такими как бред, истерия, вспышки насилия и мысли о самоубийстве. Корни смешивают с другими лекарствами для лечения. [ 26 ]
  • Аргемона мексиканская ( ихахахаха ). Этот отвар корня смешивают с корнями рубуса перистого (iqunube) и вводят через клизму для лечения болей в почках. [ 25 ]

Духовность

[ редактировать ]
Прорицатель- бедик возле Ивола, юго-восток Сенегала (Западная Африка). Он делает предсказания на основе цвета органов принесенных в жертву кур.

Некоторые целители могут использовать в своем лечении чары, заклинания и наложение заклинаний. существует убеждение Например, среди народа Ибо в Нигерии , что знахари могут имплантировать что-то человеку на расстоянии, чтобы вызвать у него болезнь, в процессе, называемом egba ogwu. Для удаления злокачественного объекта обычно требуется вмешательство второго знахаря, который затем удаляет его, делая надрез на теле пациента. Также используется форма симпатической магии , при которой из жертвы изготавливается модель и считается, что действия, выполненные над моделью, передаются жертве, подобно знакомой кукле вуду . Эксплуатируются также суеверные поверья относительно духов и люди убеждены, что «духи умерших родственников тревожат живых и вызывают болезни». [ 9 ] В этих случаях «знахари прописывают лекарства, часто в форме умилостивительной жертвы, чтобы успокоить их и больше не беспокоить живых, особенно детей». [ 9 ]

По словам Онвуанибе, африканцы придерживаются религиозного мировоззрения, которое включает божественное или духовное вмешательство в медицинскую практику. [ 9 ] Например, народ !кунг из пустыни Калахари верит, что великий Бог Хише создал все сущее и, следовательно, контролирует все болезни и смерть. Хише представляет себя этим знахарям во снах и галлюцинациях, давая им целебную силу, и этот бог достаточно щедр, чтобы дать эту силу знахарям; ожидается, что они будут свободно практиковать целительство. Знахари !кунг проводят лечение, исполняя племенной танец . [ 9 ]

Специалисты традиционной медицины

[ редактировать ]
Иньянга/Сангома из Йоханнесбурга, Южная Африка.
Успешное кесарево сечение, выполненное местными целителями в Кахуре, Уганда. Как заметил Р. В. Фелкин в 1879 году.

Многие практикующие традиционные врачи – это люди без формального образования, которые получили знания о лекарственных растениях и их влиянии на организм человека от своих предков и путем наблюдений. [ 1 ] Традиционные практики и их практики различаются, но общими чертами среди них являются личное участие в процессе исцеления; защита терапевтических знаний путем сохранения их в секрете; и получать вознаграждение за свои услуги. [ 7 ]

Подобно ортодоксальной медицинской практике , практикующие традиционную медицину специализируются в определенных областях своей профессии. Некоторые, такие как иньянги Эсватини , являются экспертами в области траволечения, в то время как другие, такие как южноафриканские сангомы , являются экспертами в духовном исцелении и являются прорицателями , а третьи специализируются на сочетании обеих форм практики. Есть также традиционные костоправы и повитухи. [ 7 ] Травники становятся все более популярными в Африке, где развивается рынок торговли травами в Дурбане , который, как говорят, привлекает от 700 000 до 900 000 торговцев в год из Южной Африки, Зимбабве и Мозамбика . Меньшие торговые рынки существуют практически в каждом сообществе. [ 1 ] Их знания о травах были неоценимы в африканских общинах, и они были одними из немногих, кто мог собирать их в большинстве обществ. Акушерки также широко используют местные растения для облегчения родов. Африканские целители обычно «описывают и объясняют болезни с точки зрения социального взаимодействия и действуют, исходя из убеждения, что религия пронизывает все аспекты человеческого существования». [ 7 ]

Народные целители, как и любая другая профессия, получают вознаграждение за свои услуги. В африканских обществах оплата лечения зависит от его эффективности. Они не требуют оплаты до тех пор, пока не будет проведено лечение. Это еще одна причина, по которой многие предпочитают традиционных целителей западным врачам, которые требуют оплаты до того, как пациент оценит эффективность лечения. [ 27 ] Способы оплаты со временем изменились: многие практикующие теперь просят денежную оплату, особенно в городских условиях, а не получают товар взамен, как это было раньше. [ 7 ] Также растет число мошенников , которые заинтересованы только в зарабатывании денег, особенно в городских районах. [ 28 ] [ 29 ]

Обучение торговле

[ редактировать ]

Некоторые целители учатся этому ремеслу на личном опыте, когда их лечат как пациентов, которые решают стать целителями после выздоровления. Другие становятся традиционными практикующими врачами благодаря «духовному призванию», и поэтому их диагнозы и методы лечения определяются верой в сверхъестественное вмешательство. [ 7 ] Другой путь – получить знания и навыки, передаваемые неформально от близкого члена семьи, например, от отца или дяди, или даже от матери или тети в случае акушерок. Ученичество у признанного практикующего врача, который официально преподает это ремесло в течение длительного периода времени и получает оплату за обучение, является еще одним путем к тому, чтобы стать целителем. [ 7 ]

Важность

[ редактировать ]

В Африке традиционные целители и средства, изготовленные из местных растений, играют решающую роль в здоровье миллионов, поскольку до 85% африканцев регулярно пользуются этими услугами для первичной медико-санитарной помощи в странах Африки к югу от Сахары . [ 16 ] Относительное соотношение традиционных практиков и врачей с высшим образованием по отношению ко всему населению африканских стран подчеркивает эту важность. В странах Африки к югу от Сахары, от Ганы до Эсватини , на каждого врача, получившего университетское образование, в среднем приходится почти 100 практиков традиционной медицины. [ 7 ] Это соответствует одному традиционному целителю на каждые 200 человек в южноафриканском регионе, что представляет собой гораздо большее соотношение врачей и пациентов, чем в Северной Америке. [ 16 ] Во многих частях Африки мало практикующих врачей, обученных современной медицине, а традиционные целители представляют собой большую и влиятельную группу в сфере первичной медико-санитарной помощи и являются неотъемлемой частью африканской культуры. Без них многие люди остались бы без лечения. [ 7 ]

Лекарства и методы лечения, которые производят западные фармацевтические компании , слишком дороги и недостаточно доступны для большинства африканцев. Многие сельские африканские общины не могут позволить себе высокие цены на фармацевтические препараты и не могут легко получить их, даже если бы они были доступными; поэтому целители являются для них единственным средством врачебной помощи. Поскольку эта форма медицины является «наиболее доступной и доступной системой здравоохранения для большинства сельского населения Африки», Африканский Союз объявил 2001–2010 годы Десятилетием африканской традиционной медицины с целью создания «безопасных и эффективных , качественные и доступные традиционные лекарства, доступные подавляющему большинству людей». [ 16 ]

Чрезмерное использование растений представляет экологический риск, так как может привести к их исчезновению. [ 30 ]

По отношению к женщинам

[ редактировать ]

Женщины в сельских общинах Африки к югу от Сахары почти полностью несут ответственность за домашнюю работу в своих семьях. Эти женщины часто подвергаются более высокому риску болезней и бедности, чем их коллеги-мужчины, и имеют меньший контроль над своей повседневной жизнью, чем они. Обзор литературы, проведенный в 2001 году, показал, что эти женщины определяют «хорошее здоровье» как способность выполнять домашние обязанности и состояние отсутствия болезней. Более того, исследование показало, что плохое здоровье они приписывают сверхъестественным злым силам, а болезнь рассматривают как форму наказания со стороны духов. [ 31 ] В другом исследовании, изучавшем эпидемию ВИЧ/СПИДа в Гане, женщины отождествляли ВИЧ/СПИД с нечестивым поведением, таким как «проституция, распущенность и внебрачные отношения», или поездками в районы за пределами общины. [ 32 ]

Эти женщины переносят тяжелые условия, и народный целитель играет важную роль в их повседневной жизни. Традиционный целитель оказывает медицинскую помощь сельским общинам и представляет себя как уважаемый культурный лидер и просветитель. Преимущество традиционных целителей в сельской местности состоит в том, что они удобно расположены внутри общины. Современная медицина обычно не так доступна в сельской местности, поскольку она намного дороже. Сельские женщины старшего возраста особенно склонны обращаться к традиционным целителям в своих общинах. Было обнаружено, что молодые женщины и урбанизированные жители отказываются от использования традиционных целителей. [ 33 ]

Исследование, проведенное в 2001 году среди сельских эфиопских женщин, у которых был обнаружен ВИЧ, показало, что они отвергли наличие ВИЧ в сельских деревнях и заявили, что это городская болезнь, несмотря на присутствие ВИЧ в сельских общинах. Однако эти женщины также утверждали, что их общины не выступают за профилактику, а скорее лечат болезнь, если она уже появилась. [ 34 ]

Традиционные африканские целители и эпидемия ВИЧ/СПИДа

[ редактировать ]

Для пациентов с ВИЧ/СПИДом традиционные целители предоставляли местный, знакомый и доступный вариант по сравнению с биомедицинским персоналом, который обычно был переполнен и находился дальше. Считалось, что традиционные целители играют авторитетную роль в физических, психологических и духовных аспектах здоровья. [ 35 ] В начале 1980-х годов на юго-западе Уганды сообщалось, что многие местные жители, зараженные этой болезнью («Слим»), после появления симптомов диареи и потери веса, обращались за помощью к традиционным целителям из-за своей веры в связь между болезнью и колдовством. [ 36 ]

Во время эпидемии ВИЧ/СПИДа методы традиционных целителей подверглись критике со стороны практикующих врачей современной медицины, в частности, использование некоторых методов лечения ВИЧ/СПИДа травами. По словам Эдварда Миллса, растительные лекарственные средства используются в качестве терапии симптомов ВИЧ, таких как «дерматологические расстройства, тошнота, депрессия, бессонница и слабость». Хотя некоторые из этих средств оказались полезными, лечение травами гипоксией и сузерландией «может подвергнуть пациентов риску неэффективности антиретровирусного лечения, устойчивости к вирусам или токсичности лекарств». [ 37 ] поскольку они взаимодействуют с антиретровирусной терапией и предотвращают экспрессию CYP3A4 и P-гликопротеина . Это приводит к ингибированию метаболизма и транспорта лекарств. [ 38 ] Пельтцер и др. также обнаружили, что важная проблема с лекарственными травами, используемыми в традиционной медицине, заключается в том, что когда пациент решает обратиться к врачу в дополнение к традиционному целителю, он не всегда упоминает, что он или она принимает лекарственные травы. Лекарственные травы могут взаимодействовать с современными лекарствами, назначенными врачом для лечения ВИЧ, и негативно влиять на пациента. Пельтцер и др. упоминает, что «IGM-1, по-видимому, эффективен в улучшении симптомов, но, как правило, не наблюдалось значительного влияния на противовирусное действие или повышение иммунитета среди рассмотренных трав» для лечения ВИЧ. [ нужна ссылка ] Поскольку ВИЧ — столь изменчивое заболевание, крайне важно постараться повысить иммунитет пациента, а не просто облегчить симптомы.

Этическая проблема, которую представляет современная медицина, заключается в полном отсутствии клинических испытаний для проверки любого традиционного африканского лекарства перед его применением на публике. Современная медицина в Соединенных Штатах подчиняется Нюрнбергскому кодексу и связанной с ним Хельсинкской декларации, которые являются основой Кодекса федеральных правил, изданного Министерством здравоохранения и социальных служб США , обязывающего гуманное поведение при проведении экспериментов на людях в целях благо общества. [ 39 ] Поскольку традиционные африканские целители не обязаны соблюдать Нюрнбергский кодекс , существует потенциальная опасность для общества, если целители не практикуют медицину гуманно.

Во время эпидемии ВИЧ/СПИДа народные целители также находились под пристальным вниманием из-за антисанитарной медицинской практики. «Повторное использование медицинских инструментов и отсутствие гигиенических привычек, таких как мытье рук», способствовали распространению инфекционных заболеваний традиционными целителями. Исследование традиционных целителей в Нигерии показало, что 60% населения подвергались риску из-за заражения, распространяемого традиционными целителями. [ 40 ]

Женщины испытывают наиболее фатальные последствия эпидемии ВИЧ/СПИДа. Когда промышленное развитие требовало труда мужчин из сельских общин, мужчины часто покидали эти общины, и, находясь в миграционных лагерях, многие из этих мужчин занимались сексом с проститутками, заражались ВИЧ и возвращались с ним домой. [ 31 ] Кроме того, поскольку традиционная медицина не имеет методов раннего выявления, инфекционные заболевания часто распространяются неосознанно. [ 41 ] что позволит 3,1 миллиона человек, инфицированных ВИЧ в странах Африки к югу от Сахары, вырасти в геометрической прогрессии до 25,4 миллиона в 2004 году. [ 41 ] Патриархальная культура, определяющая традиционные браки в сельской местности, ставит женскую сексуальность под мужской контроль и запрещает женщинам обсуждать и практиковать безопасный секс со своими партнерами, что приводит к более высокому риску заражения ВИЧ для женщин в сельской местности. [ 42 ]

Современная медицина

[ редактировать ]

Страны к югу от Сахары нашли способы объединить современную медицину с традиционной медициной из-за неотложности эпидемии ВИЧ/СПИДа. В Южной Африке Фонд Кундалии предоставил финансирование для обучения традиционных целителей по вопросам ВИЧ/СПИДа. [ нужна ссылка ] Обучение включало профилактику, безопасный секс и знания о вирусе.

Связь с современной медициной

[ редактировать ]

В последнее время возрос интерес к воздействию некоторых лекарственных растений Африки. « Фармацевтическая промышленность стала рассматривать традиционную медицину как источник для выявления биологически активных веществ, которые можно использовать при приготовлении лекарств». [ 7 ] Фармацевтическая промышленность изучает лечебные эффекты наиболее часто и широко используемых растений для изготовления лекарств. Сравнивая методы африканских целителей и западные методы, нигерийский психиатр Т. Адеоз Ламбо заявил в 1979 году: «Около трех лет назад мы провели оценку, программу их работы, сравнили ее с нашей собственной и мы обнаружили, что на самом деле они добились успеха в лечении неврозов почти на шестьдесят процентов , а мы — на сорок процентов — на самом деле, менее сорока процентов». [ 9 ]

Эффективность

[ редактировать ]

Лекарственные травы в Африке, как правило, недостаточно исследованы и слабо регулируются. [ 5 ] Отсутствует подробная документация традиционных знаний , которые обычно передаются устно. [ 6 ] Обзор литературы, проведенный в 2014 году, показал, что некоторые африканские лекарственные растения содержат биологически активные антитрипаносомные соединения, которые можно использовать для лечения африканского трипаносомоза («сонной болезни»), но клинических исследований по ним не проводилось. [ 43 ] Обзор литературы, проведенный в 2008 году, показал, что лишь небольшая часть этноветеринарных лекарственных растений в Южной Африке была исследована на предмет биологической активности. [ 14 ] Обзор литературы, проведенный в 2013 году, выявил несколько соединений (в основном глюкозиды , стерины и стеролины ), содержащихся в видах Hypoxis (известных на местном уровне как инкомфе или африканский картофель ), которые были выделены и протестированы с «многообещающими перспективами, о которых сообщалось в некоторых исследованиях». [ 44 ] Южноафриканские сангомы уже давно и активно защищают местное традиционное растение под названием унвеле или канкербос ( Sutherlandia frutescens ), утверждая, что оно помогает в лечении ВИЧ/СПИДа , рака и туберкулеза . [ 45 ] Обзор доклинических данных Sutherlandia frutescens не выявил токсичности и обосновал контролируемые клинические исследования. [ 46 ] Однако при использовании в сочетании с антиретровирусным лечением травяные препараты гипоксис и сузерландия «могут подвергнуть пациентов риску неэффективности антиретровирусного лечения, устойчивости к вирусам или токсичности лекарств». [ 37 ] поскольку они взаимодействуют с антиретровирусной терапией и предотвращают экспрессию CYP3A4 и P-гликопротеина .

Были попытки оценить некоторые традиционные лекарства посредством клинических испытаний , однако ни одна из них до сих пор не достигла фазы III . [ 47 ]

Безопасность

[ редактировать ]

Небольшая часть этноветеринарных растений в Южной Африке была исследована на предмет токсического воздействия. [ 14 ] Возможные побочные эффекты южноафриканских традиционных лекарств недостаточно документированы; были ограничены исследования мутагенных свойств и загрязнения тяжелыми металлами . [ 48 ] Неверное определение или неправильное использование целебных растений может привести к серьезным неблагоприятным последствиям, вплоть до смерти. [ 1 ] Например, алоэ в традиционной африканской медицине широко используются различные растения , но некоторые сорта, такие как Aloe globuligemma , токсичны и могут вызвать смерть. [ 1 ] Потенциал традиционной африканской медицины и фармакокинетических взаимодействий неизвестен, особенно взаимодействия между традиционными методами лечения и антиретровирусными препаратами для лечения ВИЧ/СПИДа. [ 49 ] Лечение травами часто используется в Африке в качестве основного лечения ВИЧ/СПИДа и проблем, связанных с ВИЧ. [ 5 ] Было рекомендовано сотрудничать с народными целителями, чтобы определить, какие методы лечения ВИЧ используются для лечения травами, и обучить людей, предоставляющих альтернативные методы лечения, противодействию небезопасным методам лечения. [ 5 ] Учитывая требования местного населения к использованию традиционной африканской медицины, было предложено, чтобы южноафриканские медицинские школы информировали студентов-медиков о традиционной, дополнительной и альтернативной медицине, а также о возможных конфликтах и ​​взаимодействиях с современной медициной. [ 50 ] Использование традиционных африканских лекарств в качестве противовирусных средств вместо использования конкретных антиретровирусных препаратов представляет особый риск в случае ВИЧ. [ 51 ] [ 52 ]

Культурные ожидания играют важную роль в лечении: исследование, проведенное в 1985 году среди народа менде в Сьерра-Леоне, показало, что решения о лечении принимались «в основном на основе традиционных представлений об эффективности лекарства определенного цвета, консистенции, вкуса, размера и предполагаемого успеха в лечении». лечение аналогичных заболеваний». [ 53 ] Это привело к ненадлежащему использованию Менде многих современных лекарств.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хельвиг, Дэвид (2005). «Традиционная африканская медицина» . Энциклопедия альтернативной медицины Гейла . Проверено 4 июня 2020 г.
  2. ^ «Народное средство от смертоносной Эболы» . 27 сентября 1999 года. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 22 мая 2020 г.
  3. ^ Убани, Лумумба Умунна (5 июля 2011 г.). Профилактическая терапия в дополнительной медицине . Корпорация Xlibris. ISBN  978-1-4628-7687-7 .
  4. ^ Абдуллахи, А.А. (2011). «Тенденции и проблемы традиционной медицины в Африке» . Африканский журнал традиционной, дополнительной и альтернативной медицины . 8 (5С): 115–23. doi : 10.4314/ajtcam.v8i5S.5 . ISSN   0189-6016 . ПМЦ   3252714 . ПМИД   22754064 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Миллс, Эдвард; Купер, Кертис; Сили, Дугалд; Канфер, Иззи (2005). «Африканские растительные лекарственные средства в лечении ВИЧ: гипоксис и сазерландия. Обзор фактических данных и фармакологии» . Журнал питания . 4:19 . дои : 10.1186/1475-2891-4-19 . ПМЦ   1156943 . ПМИД   15927053 .
  6. ^ Jump up to: а б с ван Вик, Бен-Эрик ; ван Оудсхорн, Босх; Герике, Найджел (1999). Лекарственные растения Южной Африки . Претория: Публикации Бризы. п. 10. ISBN  978-1-875093-37-3 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Сохраните Африку (4 мая 2002 г.). «Африка: обзор лекарственных растений и традиционной медицины» . Сохраните Африку . Новости Памбазуки. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 4 июня 2020 г.
  8. ^ «Законодатели США настаивают на возвращении цепочек поставок медицинских товаров из Китая» . Файнэншл Таймс . Лондон. 2 апреля 2020 г. Проверено 4 июня 2020 г. (требуется подписка)
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Онвуанибе, Ричард К. (1979). «Философия африканской медицинской практики». Выпуск: Журнал мнений . 9 (3): 25–28. дои : 10.2307/1166259 . JSTOR   1166259 .
  10. ^ Jump up to: а б Уильямс, Вивьен Линда; Уайтинг, Мартин Джон (2016). «Картина здоровья? Использование животных и рынок традиционной медицины Фарадея, Южная Африка». Журнал этнофармакологии (требуется подписка) . 179 : 265–273. дои : 10.1016/j.jep.2015.12.024 . ISSN   0378-8741 . ПМИД   26727647 .
  11. ^ Макунга, НП (июль 2009 г.). «Превращая фольклор в этномедицинский каталог» . Южноафриканский научный журнал (105): 250. doi : 10.4102/sajs.v105i7/8.120 .
  12. ^ «Стратегия ВОЗ в области традиционной медицины» (PDF) . ВОЗ. 2002. с. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2004 г. . Проверено 5 июня 2020 г.
  13. ^ Джеймс, ПБ; и др. (2018). «Использование традиционной, дополнительной и альтернативной медицины в странах Африки к югу от Сахары: систематический обзор» . Британский медицинский журнал Global Health . 3 (5): e000895. дои : 10.1136/bmjgh-2018-000895 . ПМК   6231111 . ПМИД   30483405 .
  14. ^ Jump up to: а б с Макгоу, LJ; Элофф, Дж. Н. (2008). «Этноветеринарное использование южноафриканских растений и научная оценка их лечебных свойств». Журнал этнофармакологии . 119 (3): 559–574. дои : 10.1016/j.jep.2008.06.013 . ISSN   0378-8741 . ПМИД   18620038 .
  15. ^ Джеймс, Питер (2019). «Использование и отношение к традиционной и дополнительной медицине среди выживших после Эболы в Сьерра-Леоне» . Медицина . 55 (7): 387. doi : 10.3390/medicina55070387 . ПМК   6681324 . ПМИД   31323758 .
  16. ^ Jump up to: а б с д Стэнли, Боб (13 февраля 2004 г.). «Признание и уважение африканской традиционной медицины» . Канадский центр исследований международного развития . Архивировано из оригинала 28 августа 2010 года . Проверено 5 июня 2020 г.
  17. ^ «Pygeum: использование, побочные эффекты, взаимодействие, дозировка и предупреждение» . ВебМД . 30 января 2019 года . Проверено 8 июня 2020 г.
  18. ^ Jump up to: а б Макрай, Ирен; Рамесар, Шамаль (1 апреля 2007 г.). «Ингибирующая активность АПФ пищевых растений в Ква-Зулу-Натале» . Журнал ФАСЭБ . 21 (6). Федерация американских обществ экспериментальной биологии. дои : 10.1096/fasebj.21.6.A1247-c . S2CID   82625789 .
  19. ^ Грейс, ОМ; Симмондс, MSJ; Смит, Г.Ф.; ван Вик, AE (2008). «Терапевтическое использование алоэ L. (Asphodelaceae) в южной Африке». Журнал этнофармакологии . 119 (3): 604–614. дои : 10.1016/j.jep.2008.07.002 . ISSN   0378-8741 . ПМИД   18682283 .
  20. ^ Грука, Марта; ван Андел, Тинде Р.; Балслев, Хенрик (2014). «Ритуальное использование пальм в традиционной медицине стран Африки к югу от Сахары: обзор» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 10 (1): 60. дои : 10.1186/1746-4269-10-60 . ISSN   1746-4269 . ПМЦ   4222890 . ПМИД   25056559 .
  21. ^ Петрелли, Риккардо; Орсомандо, Джузеппе; Сорчи, Леонардо; Магги, Филиппо; Ранджбариан, Фарахназ; Биапа Нья, Проспер К.; Петрелли, Деземона; Виталий, Лука А.; Лупиди, Джулио; Квасинти, Луана; Брамуччи, Массимо; Хофер, Андерс; Каппеллаччи, Лоредана (13 августа 2016 г.). «Биологическая активность эфирного масла Erigeron floribundus» . Молекулы . 21 (8): 1065. doi : 10,3390/molecules21081065 . ПМК   6274054 . PMID   27529211 – через mdpi.com.
  22. ^ Мусави, Настаран; Мальтеруд, Карл Эгиль; Миколо, Бертен; Доус, Даг; Чандре, Фабрис; Корбел, Винсент; Массамба, Дэниел; Овергаард, Ханс Дж.; Вангенстен, Хелле (1 октября 2015 г.). «Идентификация химических компонентов коры стебля Zanthoxylum heitzii и их инсектицидной активности против малярийного комара Anopheles gambiae» . Паразиты и переносчики . 8 (1). Springer Science and Business Media LLC: 503. doi : 10.1186/s13071-015-1113-x . ISSN   1756-3305 . ПМЦ   4591583 . ПМИД   26427956 .
  23. ^ Гудман, Кристофер Дин; Аустархейм, Ингвильд; Моллард, Ванесса; Миколо, Бертен; Мальтеруд, Карл Эгиль; Макфадден, Джеффри И.; Вангенстен, Хелле (20 сентября 2016 г.). «Натуральные продукты из Zanthoxylum heitzii с мощной активностью против малярийного паразита» . Журнал малярии . 15 (1). Springer Science and Business Media LLC: 481. doi : 10.1186/s12936-016-1533-x . ISSN   1475-2875 . ПМК   5029023 . ПМИД   27649682 .
  24. ^ Овергаард, Ганс; Сириус с Патчарой; Дэй, Бертен; Мальтеруд, Чарльз; Вангенстен, Хелле; Цзоу, Юань-Фэн; Полсен, Берит; Массамба, Дэниел; Дюшон, Стивен; Корбел, Винсент; Чандре, Фабрис (17 декабря 2014 г.). «Инсектицидная активность экстрактов коры, листьев и семян Zanthoxylum heitzii против переносчика африканской малярии Anopheles gambiae» . Молекулы . 19 (12). МДПИ АГ: 21276–21290. дои : 10.3390/molecules191221276 . ISSN   1420-3049 . ПМК   6270729 . ПМИД   25525826 .
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Долд, АП; Кокс, ML (сентябрь 2000 г.). «Лекарственное использование некоторых сорняков, проблемных и чужеродных растений в районах Грэмстаун и Педди Восточно-Капской провинции, Южная Африка» (PDF) . Южноафриканский научный журнал . 96 : 467–473. Архивировано из оригинала (PDF) 24 ноября 2020 года . Проверено 3 января 2018 г.
  26. ^ Мзимкулу, Канисва Г.; Симбайи, Лейкнесс К. (2006). «Перспективы и практика африканских традиционных целителей, говорящих на языке коса, при лечении психоза». Международный журнал инвалидности, развития и образования . 53 (4): 417–431. дои : 10.1080/10349120601008563 . ISSN   1034-912X . S2CID   145632279 .
  27. ^ Мокаила, Аоне (2001). «Традиционная и западная медицина в африканском контексте» . Университет Друри, Спрингфилд, Миссури . Архивировано из оригинала 14 сентября 2006 года . Проверено 8 июня 2020 г.
  28. ^ «Традиционная медицина и народные целители». Психическое здоровье беженцев (PDF) . Всемирная организация здравоохранения. п. 89 . Проверено 8 июня 2020 г.
  29. ^ «Внутри храма фальшивых целителей» . Африканский Свидетель. 11 февраля 2011 года . Проверено 8 июня 2020 г.
  30. ^ Ннадозие, К.; Леттингтон, Роберт; Брух, Карл; Басс, Сьюзен; Кинг, Сара (2003). Африканские взгляды на генетические ресурсы: Справочник по законам, политике и институтам, регулирующим доступ и распределение выгод . Институт экологического права. ISBN  978-1-58576-068-8 . Проверено 8 июня 2020 г.
  31. ^ Jump up to: а б Нелмс, Линда В.; Горский, июнь (29 июня 2016 г.). «Роль африканского народного целителя в женском здоровье». Журнал транскультурного сестринского дела (требуется подписка) . 17 (2): 184–189. дои : 10.1177/1043659605285411 . ПМИД   16595407 . S2CID   39090402 .
  32. ^ Милл, Джуди Э. (2001). «Я не женщина из «басабасы»: объяснительная модель ВИЧ-инфекции у женщин Ганы». Клинические исследования сестринского дела . 10 (3). Публикации SAGE: 254–274. дои : 10.1177/c10n3r4 . ISSN   1054-7738 . ПМИД   11881942 . S2CID   20305430 .
  33. ^ Наур, Майя (13 августа 2012 г.). «Знания коренных народов и ВИЧ/СПИД: Гана и Замбия» . Открытый репозиторий знаний . Проверено 8 июня 2020 г.
  34. ^ Берхане, Ю; Госсей, Ю; Эммелин, М; Хогберг, У (2001). «Здоровье женщин в сельской местности в условиях социального перехода в Эфиопии» Социальные науки и медицина . 53 (11). Эльзевир Б.В.: 1525–1539. дои : 10.1016/s0277-9536(00)00441-x . ISSN   0277-9536 . ПМИД   11710427 .
  35. ^ Лидделл, Кристина; Барретт, Луиза; Байдавелл, Мойя (2005). «Коренные представления о болезни и СПИДе в странах Африки к югу от Сахары». Социальные науки и медицина . 60 (4). Эльзевир Б.В.: 691–700. doi : 10.1016/j.socscimed.2004.06.020 . ISSN   0277-9536 . ПМИД   15571888 .
  36. ^ Илифф, Дж.; Андерсон, Д.; Браун, К.; Клэпхэм, К.; Гомес, М.; Мэннинг, П.; Робинсон, Д. (1998). «10. СПИД». Восточноафриканские врачи: история современной профессии . Африканские исследования. Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-63272-0 . Проверено 8 июня 2020 г.
  37. ^ Jump up to: а б Миллс, Эдвард; Купер, Кертис; Канфер, Иззи (2005). «Традиционная африканская медицина в лечении ВИЧ». Ланцет инфекционных заболеваний . 5 (8): 465–467. дои : 10.1016/S1473-3099(05)70172-9 . ПМИД   16048713 .
  38. ^ Миллс, Эдвард; Фостер, Брайан С; Хесвейк, Рольф ван; Филлипс, Элизабет; Уилсон, Куманан; Леонард, Блэр; Косуге, Кадзухиро; Канфер, Исадор (2005). «Влияние африканских растительных лекарственных средств на метаболизм антиретровирусных препаратов» . СПИД . 19 (1): 95–97. дои : 10.1097/00002030-200501030-00013 . ISSN   0269-9370 . ПМИД   15627040 . S2CID   10051825 .
  39. ^ Хюррен, Элизабет (май 2002 г.). «Права пациентов: от Олдер-Хей до Нюрнбергского кодекса» . История и политика . Великобритания. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 8 июня 2020 г.
  40. ^ Питерс, Э.Дж.; Иммананага, КК; Эссьен, О.Э.; Экотт, Ю. (2004). «Практика традиционных целителей и распространение ВИЧ / СПИДа в юго-восточной Нигерии». Тропический доктор . 34 (2): 79–82. дои : 10.1177/004947550403400206 . ISSN   0049-4755 . ПМИД   15117130 . S2CID   28960279 .
  41. ^ Jump up to: а б Ньика, Ацеме (2007). «Этические и нормативные вопросы, связанные с африканской традиционной медициной в контексте ВИЧ/СПИДа». Развивающаяся мировая биоэтика . 7 (1): 25–34. дои : 10.1111/j.1471-8847.2006.00157.x . ISSN   1471-8731 . ПМИД   17355329 . S2CID   2637447 .
  42. ^ Теге, Бритта (декабрь 2009 г.). «Агентство сельских чернокожих женщин в рамках интимного партнерства в условиях эпидемии ВИЧ в Южной Африке». Африканский журнал исследований СПИДа . 8 (4): 455–464. дои : 10.2989/AJAR.2009.8.4.9.1046 . ISSN   1608-5906 . ПМИД   25875709 . S2CID   618555 .
  43. ^ Ибрагим, Мохаммед Аувал; Мохаммед, Амину; Иса, Муртала Биндава; Алию, Абубакар Бабандо (2014). «Противотрипаносомная активность африканских лекарственных растений: обновленный обзор». Журнал этнофармакологии . 154 (1): 26–54. дои : 10.1016/j.jep.2014.04.012 . ISSN   0378-8741 . ПМИД   24742753 .
  44. ^ Нкубе, Бхекумтето; Ндхлала, Эшвелл Р.; Окем, Амвросий; Ван Стаден, Йоханнес (2013). «Гипоксис (Hypoxyaceae) в традиционной африканской медицине». Журнал этнофармакологии . 150 (3): 818–827. дои : 10.1016/j.jep.2013.10.032 . ISSN   0378-8741 . ПМИД   24184189 .
  45. ^ «Лекарственное растение борется со СПИДом» . Новости Би-би-си. 30 ноября 2001 года . Проверено 25 сентября 2014 г.
  46. ^ ван Вик, Бельгия; Альбрехт, К. (2008). «Обзор таксономии, этноботаники, химии и фармакологии Sutherlandia frutescens (Fabaceae)». Журнал этнофармакологии . 119 (3): 620–629. дои : 10.1016/j.jep.2008.08.003 . ISSN   0378-8741 . ПМИД   18761068 .
  47. ^ Чакамба, Румби (28 января 2021 г.). «Попытка Африки регулировать традиционную медицину не увенчалась успехом» . Проверено 1 февраля 2021 г.
  48. ^ Улица, РА; Стирк, Вашингтон; Ван Стаден, Дж. (2008). «Торговля традиционными лекарственными растениями в Южной Африке. Проблемы регулирования качества, безопасности и эффективности». Журнал этнофармакологии . 119 (3): 705–710. дои : 10.1016/j.jep.2008.06.019 . ISSN   0378-8741 . ПМИД   18638533 .
  49. ^ Мюллер, Адриенн К.; Канфер, Исадор (2011). «Потенциальные фармакокинетические взаимодействия между антиретровирусными препаратами и лекарственными растениями, используемыми в качестве дополнительных, и традиционными африканскими лекарствами» . Биофармацевтика и распределение лекарств . 32 (8): 458–470. дои : 10.1002/bdd.775 . ISSN   0142-2782 . ПМИД   22024968 .
  50. ^ Читиндингу, Этель; Джордж, Гэвин; Гоу, Джефф (2014). «Обзор интеграции традиционной, дополнительной и альтернативной медицины в учебную программу южноафриканских медицинских школ» . Медицинское образование BMC . 14 (1): 40. дои : 10.1186/1472-6920-14-40 . ISSN   1472-6920 . ПМЦ   3939811 . ПМИД   24575843 .
  51. ^ Малангу, Н. (1 января 2007 г.). «Сообщения об использовании ВИЧ-инфицированными пациентами традиционных, дополнительных и безрецептурных лекарств, проходящих антиретровирусную терапию, в Претории, Южная Африка» . Африканский журнал традиционной, дополнительной и альтернативной медицины . 4 (3): 273–278. дои : 10.4314/ajtcam.v4i3.31219 . ПМК   2816484 . ПМИД   20161889 .
  52. ^ Пока, СН; Даттон, МФ (1991). «Ненадлежащее использование традиционных лекарств в Южной Африке». Журнал этнофармакологии . 34 (2–3): 253–259. дои : 10.1016/0378-8741(91)90044-E . ISSN   0378-8741 . ПМИД   1795529 .
  53. ^ Бледсо, Кэролайн Х.; Губо, Моника Ф. (1985). «Переосмысление западной фармацевтики среди Менде Сьерра-Леоне». Социальные науки и медицина . 21 (3): 275–282. дои : 10.1016/0277-9536(85)90101-7 . ISSN   0277-9536 . ПМИД   4035415 .
[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2eff21ba4c2c4d47e7eef1b7b2753d17__1720022160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/17/2eff21ba4c2c4d47e7eef1b7b2753d17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Traditional African medicine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)