Осетинская мифология
Часть серии о |
Культура Южной Осетии |
---|
![]() |
История |
Люди |
Языки |
Мифология |
Кухня |
Религия |
Литература |
Музыка |
Осетинская мифология или аланская мифология ( осет .: Ирон мифологи, Дигорон митологи , латинизированное: Ирон мифологи, Дигорон митологи ) — собирательный термин для верований и обычаев осетинского народа Кавказского региона , который содержит несколько богов и сверхъестественных существ. Считается, что сама религия имеет скифское происхождение, но содержит много более поздних элементов христианства , причем осетинских богов часто отождествляют с христианскими святыми. Боги играют роль в известных историях о расе полубожественных героев, называемых нартами .
Божества
[ редактировать ]- Хуцау или Сюцау ( осет . Хуыцау, Хуцау , латинизированное: Xwycaw, Xucaw ). Глава богов.
- Уастырджи или Васгерги ( осет .: Уастырджи, Уасгерги , романизированное: Вастырджи, Васгерги ), также известное как Лагтыдзуар или Лагдзуар, реже как Уастылаг. Названный в честь Святого Георгия , он является покровителем мужчин и путешественников, а также гарантом клятв. Главный покровитель Северной Осетии – Алании.
- Уацилла ( осет . Уацилла, Уацелла, Елиа , латинизированные: Вацилла, Вачелла, Элия ). Назван в честь святого Илии , также пишется как Ватсилла . Бог дождя, грома и молнии. Как защитник урожая он известен как Хоры Уацилла ( Hory Uacilla , «Уацилла пшеницы»). Любой, кого ударила молния, считался избранником бога, и если он выживал, в его честь приносили в жертву овцу. Его праздник отмечался летом жертвоприношением ягненка и быка и распитием специально сваренного пива. В этот день женщины молча пекли хлеб в знак почтения. [ 1 ]
- Сафа ( осет . Сафа , латинизированное: Сафа ). Бог очаговой цепи. Самое главное домашнее божество для осетин.
- Донбеттыр ( осет . Донбеттыр, Донбеттэр , латинизированное: Донбеттыр, Донбеттэр ). Владыка вод. Он назван в честь святого Петра и представляет собой смесь осетинских слов «дон» (что означает «вода») и «Петр». Он использует свою цепь, чтобы утащить тех, кто по неосторожности слишком поздно идет купаться, в его царство на дне моря. У него много прекрасных дочерей, сравнимых с русалками славянской мифологии . отмечали в субботу после Пасхи . Вплоть до XIX века его день молодые девушки
- Дзерассае ( осет . Дзерассэ , романизированное: Дзерассэ ), одна из дочерей Донбеттыра, мать многих нартских героев.
- Тутыр ( осет . Тутыр, Тотур , романизированное: Тутыр, Тотур ). Назван в честь святого Феодора Тирского. Лорд волков.
- Фэлвэра ( осет . Фэлвэра , латинизировано: Фэлвэра ). Возможно, назван в честь Флоруса и Лавра . Фэльвара был защитником овец, и его праздник отмечался перед стрижкой овец в сентябре. [ 1 ] У него только один глаз. Он часто является врагом Тутыра.
- Эфсати ( осет . Эфсати , латинизированное: Эфсати ). Возможно, названный в честь святого Юстаса , он — бог-охотник мужского пола. [ 2 ]
- Курдалэгон ( осет . Куйрдалэгон, Курдалэгон , латинизированное: Квирдалэгон, Курдалэгон ). Небесный кузнец . Близкий друг нартов.
- Сатана (Сатана). Богиня-мать, мать нартов.
- Саубараг ( осет . Саубарег или Сау бэрэгы дзуар, Сау бэрэги дзиварэ , латинизированное: Саубарег или Сау барэджи дзвар, Сау бэрэги дзиварэ , букв. «черный всадник»), бог тьмы и воров. [ 3 ]
- Хуйендон Эльдар (Хуйендон Эльдар). Повелитель рыб. Великий маг и дух, ведущий себя как земной вождь («Эльдар»). Его имя, по словам Абаева, означает «владыка пролива»; скорее всего, это Киммерийский Босфор, современный Керченский пролив .
- Барастыр ( осет . Барастыр, Барастэр , латинизированное: Барастыр, Барастэр ) Осетинский психопомп . Правитель подземного мира , который направляет прибывшие мертвые души либо в рай , либо в свое царство. [ 4 ]
- Аминон ( осет . Аминон , латинизированное: Аминон ). Хранитель подземного мира.
- Аларды или Алаурди ( осет . Аларды, Алаурди , латинизированное: Аларды, Алаврди ). Повелитель оспы , которого нужно было умилостивить. [ 5 ]
Приставка уак- в языках Уастырджи и Уацилла не имеет синхронного значения в осетинском языке и обычно понимается как означающая «святой» (применяется также к Тутыру, Уаку Тутыру , возможно, Святому Феодору , и к Святому Николаю , Уаку Никкола ). Однако синхронным термином для слова «святой» является сыхдаег (родственный авестийскому Язата ). Гершевич (1955) связывает uac со словом, обозначающим «слово» (санскрит vāc , ср. латинский vox ) в смысле Логоса .
Путешествие мечты в страну мертвых
[ редактировать ]Есть среди них и некоторые старики и женщины, которые накануне дня святого Сильвестра впадают в своего рода экстаз, оставаясь неподвижными на земле, как бы спящими. Проснувшись, они говорят, что видели души умерших, иногда в большом болоте , либо верхом на свиньях, собаках или баранах. Если они видят душу, собирающую пшеницу на полях и приносящую ее в деревню, они видят предзнаменование обильного урожая. [ 6 ] [ 7 ]
Юлиус Клапрот 1823 г.
Курыс (Дигор Бурку ) – страна грез, луг, принадлежащий умершим, который могут посещать определенные личности ( шаманы типа Курысдзаута/Буркудзаута) во сне. Посетители могут принести чудесные семена удачи и удачи, иногда преследуемые мертвыми. Вместо этого неопытные души могут вернуть лихорадку и болезнь. Гершевич (совместно с В.И. Абаевым ) сравнивает имя Курыс с горой Каоирис в Яште 19.6 (авестийское *Karwisa указывать на то, что название является ложным остатком легенд о происхождении Айрианем Ваеджи алан ), что может .
Фольклор
[ редактировать ]Осетинский фольклор включает также несколько мифологических персонажей, в том числе фигурирующих в нартских сагах , таких как богатыри-воины Батраз , Ахшар и Ахсартаг .
См. также
[ редактировать ]Мифология |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Арысь-Джанаева 2004 , с. 163.
- ^ Чаудри, Анна (1996), «Кавказское охотничье божество, мужское и женское: следы богини охоты в осетинском фольклоре», в Биллингтоне, Сандра; Грин, Миранда (ред.), Концепция богини , Routledge, стр. 167–168, ISBN 9781134641529
- ^ Сау Бараджи Дзуар (на русском языке)
- ^ Люркер, Манфред (1987), Словарь богов и богинь Рутледжа, Дьяволов и демонов , Рутледж , стр. 30, ISBN 0-415-34018-7
- ^ Арыс-Джанаева 2004 , с. 165.
- ^ Клапрот, Юлиус Путешествие по Мон-Кавказу и в Георгии , 2 тома, Париж, 1823 г., том. II стр. 223 и далее.
- ^ Гинзбург, Карло (2004). Экстази: расшифровка шабаша ведьм . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Источники
[ редактировать ]- Арыс-Джанаева, Лора (2004), Parlons ossète , Париж: Harmattan
- Дюмезиль, Жорж, изд. (1965), Книга героев: легенды о Нартах , Париж: Галлимар.
- Фольц, Ричард (2019). «Скифское неоязычество на Кавказе: осетинский Уацдин как «природная религия», « Журнал по изучению религии, природы и культуры ». Том 13, № 3. С. 314–332.
- Гершевич, Илья (1955), «Слово и дух по-осетински», Бюллетень Школы востоковедения и Африки , 17 (3): 478–489, doi : 10.1017/S0041977X0011239X .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Миллер, Всеволод , Осетинские этюды [ Ossetian Studies ] (in Russian) , published in 3 volumes
- Осетинские тексты , т. I, 1881 , фольклорные тексты
- Исследования , vol. II, 1882 , phonetics and grammar of Ossetian; religious beliefs
- Исследования , vol. III, 1887 , history and ethnography, proverbs
- Хюбшманн, Х. (1887), «Осетинское номинальное образование», Журнал Немецкого восточного общества (на немецком языке), 41 (2), Harrassowitz Publisher: 319–346, JSTOR 43361867 , на основе работы Миллера 1881 года.
- Dumézil, Georges, ed. (1976), Осетинский Эпос И Мифология [ Ossetian Epics and Mythology ] (in Russian)
- Дзадзиев, Александр Борисович; Караев, Солтан Михайлович; Дзуцев, Хасан Владимирович, eds. (1994), Этнография и мифология осетин [ Ossetian ethnography and mythology ] (dictionary) (in Russian)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мелетинский, Е. М. (1990), МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ [ Mythological Dictionary ] (e-text) (in Russian) , e-text based on the ru:Мифологический словарь (1990) with articles on various figures from Ossetian myth