Jump to content

Накадзима Ки-84

(Перенаправлено с Накадзима Ки-84 Хаяте )
Ки-84 Хаяте
Общая информация
Тип боец
Национальное происхождение Япония
Производитель Авиационная компания Накадзима
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь ВВС Императорской армии Японии
Количество построенных 3,514 [ 1 ]
История
Дата введения июнь 1944 г.
Первый полет февраль 1943 г.
Ушедший на пенсию сентябрь 1945 г.
Варианты Накадзима Ки-116

Накадзима Ки-84 Хаяте ( キ84 疾風 , букв. «Гейл») — одноместный истребитель, использовавшийся ВВС Императорской армии Японии в последние два года Второй мировой войны . Отчетное союзников имя было « Франк »; Обозначение японской армии было армейским истребителем типа 4 ( 四式戦闘機 , yon-shiki-sentō-ki ) . Ki-84 обычно считается лучшим японским истребителем, действовавшим в больших количествах во время конфликта. Самолет обладал высокой скоростью и отличной маневренностью, а вооружение (до двух 30-мм и двух 20-мм пушек) придавало ему огромную огневую мощь. [ 2 ] [ 3 ] Характеристики Ki-84 соответствовали характеристикам любого одномоторного истребителя союзников, с которым он столкнулся, а его эксплуатационный потолок позволял ему перехватывать высоколетящие бомбардировщики B-29 Superfortress . [ 4 ] Пилоты и экипажи в полевых условиях научились обращаться с требовательным в обслуживании двигателем Накадзима Хомаре и склонным к короблению шасси. [ 4 ] Трудности положения Японии в конце войны сказались на полевых характеристиках самолета, поскольку производственные дефекты множились, топливо хорошего качества было трудно достать, а опытных пилотов становилось все меньше. Тем не менее, в хорошем состоянии Ки-84 был самым быстрым истребителем Японии. Всего было построено 3514 самолетов. [ 2 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Прототип Nakajima Ki-84 с уникальной выхлопной трубой, похожей на Ki-43.

Проектирование Ki-84 началось в начале 1942 года для удовлетворения требований ВВС Императорской армии Японии по замене более раннего истребителя Ki-43 , который тогда только поступал на вооружение. В спецификации признавалась необходимость сочетать маневренность Ki-43 с характеристиками, соответствующими лучшим западным истребителям, и большой огневой мощью. [ 5 ] Ки-84 совершил первый полет в марте 1943 года. [ 6 ] а поставки с завода Накадзимы в Оте начались в следующем месяце. [ 7 ] Хотя конструкция сама по себе была надежной, растущие трудности с обеспечением квалифицированных пилотов, подходящего топлива и строительных материалов, а также адекватного производства часто не позволяли самолету полностью раскрыть свой потенциал в полевых условиях.

В конструкции Ки-84 были учтены наиболее распространенные претензии к популярному и высокоманевренному Ки-43: недостаточная огневая мощь, плохая защитная броня и недостаточная скорость набора высоты. Ки-84 представлял собой свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции, за исключением полотняных рулей, с обычным шасси . [ 8 ] Вооружение состояло из двух установленных на фюзеляже синхронных 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметов (их оказалось сложно синхронизировать с четырехлопастным винтом Hayate ) и двух крыльевых 20-мм пушек, что является значительным улучшением по сравнению с двумя 12,7-мм пушками ( .50 дюйма) пулеметы, используемые на Ki-43 Hayabusa . Защитная броня обеспечивала Хаяте пилотам лучшую защиту, чем негерметичные крыльевые баки и легкосплавный планер Ки-43. Кроме того, Ки-84 использовал 65-мм (2,56 дюйма) бронестекло , 13-мм (0,51 дюйма) головную и заднюю броню, а также несколько переборок в фюзеляже , которые защищали как бак для метанола -воды (использовался для повышения эффективности нагнетателя ) и центрально расположенного топливного бака .

Именно разработанный фирмой Накадзима с рабочим объемом 35,8 литра (2180 куб. дюймов) Ха-45 Homare восемнадцатицилиндровый радиальный двигатель («Похвала» или «Честь») с воздушным охлаждением, впервые принятый на вооружение в 1941 году, дал Хаяте своей высокой скоростью и боевым мастерством. Созданный на основе двигателей Nakajima Homare, обычных для многих японских самолетов, Hayate использовал несколько версий двигателя Homare, включая карбюраторную модель 21 и с впрыском топлива версию двигателя 23 . В большинстве двигателей Homare использовался впрыск воды , чтобы помочь нагнетателю обеспечить Ki-84 номинальную мощность 1491 кВт (2000 л.с.) на взлете. Эта комбинация теоретически давала ему скороподъемность и максимальную скорость, примерно конкурентоспособные с лучшими истребителями союзников. При первых испытаниях Хаяте в Татикаве в начале лета 1943 года летчик-испытатель лейтенант Фунабаси достиг максимальной горизонтальной скорости 624 км/ч (387 миль в час) на втором прототипе. В 1946 году техническая разведка США провела стендовые испытания двигателя Homare 45, Model 21 и подтвердила максимальную мощность двигателя при использовании бензина AvGas с октановым числом 96 и впрыска метанола. [ 9 ]

Сложный карбюраторный двигатель Ha-45-21 имел компактную конструкцию (всего на 3 см (1,18 дюйма) в диаметре больше, чем Ki-43 объемом 27,9 л (1700 куб. Дюймов) 14-цилиндровый радиальный двигатель Nakajima Sakae и требовал большого ухода. в строительстве и обслуживании, и по мере продвижения союзников к Японии становилось все труднее поддерживать проектные характеристики этого типа. Проблемы с надежностью усугублялись тем, что блокада подводных лодок союзников помешала доставке важнейших компонентов, таких как шасси . Многие узлы шасси были повреждены из-за некачественной термообработки японской стали конца войны. В результате у многих Хаяте при приземлении сломались стойки. Дальнейший ущерб был причинен недостаточно подготовленными пилотами в конце войны, которым иногда было трудно перейти на относительно «горячий» Ки-84 со сравнительно послушного Ки-43, имевшего значительно меньшую посадочную скорость.

Оперативное обслуживание

[ редактировать ]

Первое крупное оперативное вмешательство произошло во время битвы при Лейте в конце 1944 года, и с этого момента и до конца Тихоокеанской войны Ки-84 использовались везде, где боевые действия были интенсивными. [ 8 ] 22-й Сентай перевооружен на серийные Hayates. Хотя ему не хватало достаточных характеристик на большой высоте , он хорошо себя показал на средних и малых высотах. Увидев действия против 14-й воздушной армии США , он быстро завоевал репутацию боевого самолета, с которым нужно считаться. истребителей-бомбардировщиков На вооружение также поступили модели . 15 апреля 1945 года 11 Хаяте атаковали американские аэродромы на Окинаве, уничтожив множество самолетов на земле.

В последний год войны Ki-84, Ki-100 с радиальным двигателем (по сути, радиально-моторная версия Kawasaki Ki-61 Каваниси ) и N1K2-J были тремя японскими истребителями, лучше всего подходящими для борьбы с новыми истребителями союзников. бойцы.

Варианты

[ редактировать ]
Тачикава Ки-106, модификация Ки-84.
  • Ки-84-а : Прототип.
  • Ки-84-б : Оценочная модель.
  • Ki-84-c : Предсерийная модель.
  • Ки-84-И Ко : вооружен двумя 12,7-мм пулеметами Хо-103.
    и 2 × 20-мм пушки Хо-5 в крыльях (наиболее массовая версия).
  • Ki-84-I Otsu : Вооружен 4 × 20-мм пушками Хо-5 .
    (Ограниченный тираж, возможно, не будет полной комплектации Sentai)
  • Ki-84-I Hei : вооружен двумя 20-мм пушками Ho-5 и двумя 30-мм пушками Ho-155 в крыльях.
  • Ki-84-I Tei : вариант ночного истребителя Ki-84 Otsu. Оснащен дополнительной 20-мм пушкой Хо-5 (300 снарядов), расположенной под углом 45 градусов за кабиной в конфигурации Schräge Musik . Редкий вариант, построено 2 экземпляра.
  • Ki-84-I Ko — Manshu Тип : Изготовлено в Маньчжоу-Го для Manshūkoku Hikōki Seizo KK по лицензии Nakajima.
  • Ki-84-II : иногда известный как «Хаяте-Кай», на Ки-84-II некоторые дюралюминиевые компоненты были заменены на деревянные и фанерные, в основном это касалось задней части фюзеляжа, элементов хвостового оперения, законцовок крыла, толкателей. тяги и другие мелкие детали. Эта модель выпускалась с обозначениями Ko, Otsu и Hei в зависимости от вооружения.
  • Ki-84-III : запланированное переоборудование Ki-84 в высотный перехватчик после разработки прототипа Ki-87 было отложено. Двигатель «Хомаре» заменили на Nakajima Ha-44 12 Ru мощностью звездообразный двигатель воздушного охлаждения 2450 л.с. с турбонагнетателем, установленным под фюзеляжем. Планер остался неизменным, за исключением опор двигателя для поддержки двигателя большего диаметра. Дальше стадии проектирования самолет не продвинулся.
  • Ki-84 Sa Go : система впрыска кислорода, заменяющая традиционную систему впрыска воды и метанола, для улучшения характеристик высокого положения. Прототипы не были построены.
  • Ки-84-Н : первый вариант высотного перехватчика Ки-84 с звездообразным двигателем воздушного охлаждения Nakajima Ha-219 мощностью 2500 л.с. и увеличенной до 249,19 квадратных футов площадью крыла. Серийная модель Ки-84-Н была присвоена китайскому Ки -117. Ни один из самолетов не вышел из стадии проектирования до окончания войны.
  • Ки-84-П : 2-й вариант высотного перехватчика Ки-84 с звездообразным двигателем воздушного охлаждения Nakajima Ha-219 мощностью 2500 л.с. и увеличенной до 263,4 квадратных футов площадью крыла. Отменено в пользу дальнейшего развития Ki-84-R, который оказался менее амбициозным проектом.
  • Ki-84-R : третий вариант высотного перехватчика Ki-84 с двигателем Nakajima Ha-45-44 мощностью 2000 л.с. и двухступенчатым трехскоростным нагнетателем с механическим приводом. К концу войны прототип был готов на 80%.
  • Ki-106 : прототип, построенный в основном из дерева. 3 Построено.
  • Ki-113 : создан на основе Ki-84 Otsu, с некоторыми стальными компонентами в разных частях самолета. Этот проект был попыткой поддержать легкие сплавы, которые в конце войны стали очень дефицитными. В нем использовалась обшивка из стальных листов, а секция кабины, нервюры и переборки были изготовлены из углеродистой стали.
  • Ki-116 : пробная модель, оснащенная двигателем Mitsubishi Ha-112-II (Ha-33-62), мощностью 1120 кВт (1500 л.с.). 1 Построен.
  • Ки-117 : серийное обозначение Ки-84Н.

Производство

[ редактировать ]
Ki-84 Производство: Ота и Уцуномия, Накадзима Хикоки К.К. [ 10 ]
Год
Ян. фев. Мар. апрель Может Июнь Июль август Сентябрь Октябрь. Ноябрь декабрь. Ежегодный
1943 1 1 3 11 8 24
1944 9 25 25 97 86 138 145 121 261 301 323 373 1,904
1945 357 129 216 185 198 168 194 48 1,485
Общий 3,413

Не включено:

  • Предварительное производство началось с двух прототипов, построенных в марте и апреле 1943 года. [ 1 ]
  • Еще 94 Ки-84-И Ко были собраны на Mansyu Hikoki Seizo KK в Харбине. авиазаводе [ 1 ]
Общий объем производства
По данным отчета USSBS: 3413. [ 10 ] В рисунок входят: 3413 сборок Ki 84-I и Ki-84 II.
По данным Франсильона: 3514. [ 1 ] В рисунок входят: 3509 сборок Ki 84-I и Ki-84 II, включая 1 прототип Ki-106, 1 Ki-113, 3 прототипа Ki-106.

Операторы

[ редактировать ]

военное время

 Япония

Пост-был

 Китайская Народная Республика
 Китай
 Индонезия
  • ВВС Индонезии . В 1945 году Народные силы безопасности Индонезии (IPSF) (индонезийские партизаны, выступающие за независимость) захватили небольшое количество самолетов на многочисленных японских авиабазах, включая авиабазу Бугис в Маланге (репатриирована 18 сентября 1945 года). Большинство самолетов было уничтожено в военных конфликтах между Нидерландами и недавно провозглашенной Республикой Индонезия во время Индонезийской национальной революции 1945–1949 годов.

Выживший самолет

[ редактировать ]

После войны несколько самолетов прошли испытания союзными войсками: два в Союзном техническом подразделении воздушной разведки - Юго-западная часть Тихого океана (ATAIU-SWPA) как S10 и S17, а еще два в Соединенных Штатах как FE-301 и ФЭ-302 (позже Т2-301 и Т2-302). [ нужна ссылка ]

Один экземпляр, захваченный в Кларк-Филд в 1945 году, серийный номер 1446, был перевезен на борту USS Long Island авианосца в Соединенные Штаты. В 1952 году он был продан как излишки Эдварду Мэлони, владельцу Музея авиации Онтарио ( Музей авиации «Самолеты славы» ), и восстановлен до летного состояния, а затем возвращен в Японию для показа в музее Арасияма в Киото в 1973 году. Доступ без присмотра разрешен. к самолету у Ки-84 были украдены детали, и в сочетании с многолетним запустением он уже не мог летать. После закрытия музея в 1991 году самолет был передан в музей Токко Хейва Кинен-кан в префектуре Кагосима, где он экспонируется и по сей день. Это единственный сохранившийся Ки-84. [ 12 ] [ 13 ]

Технические характеристики (Ки-84-Иа)

[ редактировать ]
Чертеж Накадзимы ки-84 в трех видах

Данные из отчета о Фрэнке 1 [ 9 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: Один
  • Длина: 9,92 м (32 фута 7 дюймов)
  • Размах крыла: 11,238 м (36 футов 10 дюймов)
  • Высота: 3,385 м (11 футов 1 дюйм)
  • Площадь крыла: 21 м 2 (230 кв. футов)
  • Профиль крыла : корень: НН-21(16,5%); совет: НН-21(8%)
  • Вес пустого: 2660 кг (5864 фунта)
  • Полная масса: 3601,5 кг (7940 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 4170 кг (9193 фунта)
  • Силовая установка: 1 Nakajima Homare 18-цилиндровый радиально-поршневой двигатель Model Ha-45-21 (или моделей 11, 12, 21, 23 или 25), мощностью 1522 кВт (2041 л.с.) на уровне моря и 1360 кВт (1820 л.с.) ) на высоте 5500 м (17900 футов)
  • Гребные винты: 4-лопастной металлический гребной винт постоянной скорости.

Производительность

  • Максимальная скорость: 687 км/ч (427 миль в час, 371 узел) на высоте 7000 м (23000 футов).
  • Дальность действия: 2168 км (1347 миль, 1171 миль)
  • Практический потолок: 11 826 м (38 800 футов)
  • Скорость набора высоты: 21,84 м/с (4300 футов/мин) на уровне моря.
18,29 м/с (3600 футов/мин) на высоте 3050 м (10010 футов)
  • Нагрузка на крыло: 171,47 кг/м 2 (35,12 фунтов/кв. футов)
  • Мощность/масса : 0,41 кВт/кг (0,25 л.с./фунт)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Авиационный персонал Aero Publishers Inc. Накадзима Ки-84 (Aero Series 2) . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, Inc., 1965. ISBN   0-8168-0504-0
  • Бюшель, Ричард М. (1971). Накадзима Ки. 84a/b Hayate: на вооружении ВВС Японии . Ричард Уорд. [Ридинг, Англия]: Оспри. ISBN  0-85045-044-6 . ОСЛК   7134997 .
  • Каруана, Ричард Дж. «Накадзима Ки-84 Хаяте» Статья и масштабные рисунки. Scale Aviation Modeller International. Том 10, выпуск 10 октября 2004 г. Бедфорд, Великобритания.
  • Этелл, Л. Джеффри (1995). Самолеты Второй мировой войны . Глазго: ХарперКоллинз. ISBN  0-00-470849-0 .
  • Франсильон, Рене Дж. Накадзима Хаяте (Самолет в профиль, номер 70) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации, 1966.
  • Франсильон, Рене Ж. Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Putnam & Company, 1970 (2-е издание, 1979 г.). ISBN   0-370-30251-6 .
  • Гланси, Джонатан (2006). Спитфайр: Биография . Лондон: Atlantic Books. ISBN  978-1-84354-528-6 .
  • Грин, Уильям (1961). Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Макдональда и Ко ISBN  0-356-01447-9 . OCLC   655407936 .
  • Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1976). Факты о самолетах JWW2: Истребители японской армии, Часть 1 . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN  0-356-08224-5 . OCLC   820486093 .
  • Хаггинс, Марк (май – июнь 1999 г.). «Заходящее солнце: японская ПВО Филиппин 1944–1945». Энтузиаст авиации (81): 28–35. ISSN   0143-5450 .
  • Монди, Дэвид (1996). Самолеты стран Оси Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN  1-85152-966-7 . OCLC   46705109 .
  • Сакаида, Генри. Асы ВВС японской армии 1937–45 гг . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1997. ISBN   1-85532-529-2 .
  • Симс, Эдвард Х. Тактика и стратегия истребителей 1914–1970 гг . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, 1980. ISBN   0-8168-8795-0 .
  • Подразделение самолетов разведки стратегических бомбардировок США. Nakajima Aircraft Company, Ltd. II, Вашингтон, округ Колумбия, 1947 год. Отчет корпорации
  • Величко, Лешек А. Накадзима Ки-84 Хаяте . Люблин, Польша: Кагеро, 2005. ISBN   83-89088-76-2 . (двуязычный польский/английский)
  • «Сильный ветер из Оты». Эйр Интернешнл . Том. 10, нет. 1. Январь 1976 г., стр. 22–28.
  • Различные авторы Ён-Сики Сентоки Хаяте (Тихоокеанская война № 46) Токио, Япония: Гаккен, 2004. ISBN   4-05-603574-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49806315e616839f56033742f70bc180__1725752340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/80/49806315e616839f56033742f70bc180.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nakajima Ki-84 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)