Витрувианский человек
Витрувианский человек | |
---|---|
Русский : Витрувианский человек | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | в. 1490 г. |
Тип | , перо, коричневые туши и акварель поверх металлического карандаша . Бумага |
Размеры | 34,4 см × 24,5 см (13,5 × 9,6 дюйма) |
Расположение | Галереи Академии , Венеция |
Витрувианский человек ( итал . L’uomo vitruviano ; [ˈlwɔːmo vitruˈvjaːno] ) — рисунок итальянского эпохи Возрождения художника и учёного Леонардо да Винчи , датированный ок. 1490 . Вдохновленный произведениями древнеримского архитектора Витрувия , рисунок изображает обнаженного мужчину в двух наложенных позициях с разведенными руками и ногами и вписанным как в круг, так и в квадрат. Историк искусства Кармен К. Бамбах всех времен описала его как «справедливо причисленное к числу культовых изображений западной цивилизации ». [1] Хотя это не единственный известный рисунок человека, вдохновленный произведениями Витрувия, эта работа представляет собой уникальный синтез художественных и научных идеалов и часто считается архетипическим изображением Высокого Возрождения .
Рисунок представляет собой концепцию идеальных пропорций тела Леонардо , первоначально заимствованную у Витрувия, но под влиянием его собственных измерений, рисунков его современников и «De pictura» трактата Леона Баттисты Альберти . Леонардо создал « Витрувианского человека» в Милане, и работа, вероятно, была передана его ученику Франческо Мельци . Позднее оно перешло во владение Венанцио де Пагаве, который убедил гравера Карло Джузеппе Герли включить его в книгу рисунков Леонардо, что дало широкое распространение ранее малоизвестному изображению. Позже он принадлежал Джузеппе Босси , который написал о нем раннюю стипендию, и в конечном итоге был продан Галерее Академии Венеции в 1822 году, где и остается с тех пор. Из-за своей чувствительности к свету рисунок редко выставляется на всеобщее обозрение, но в 2019 году его позаимствовал Лувр для выставки, посвященной 500-летию со дня смерти Леонардо.
Имя
[ редактировать ]Рисунок описан в записках Леонардо как «Пропорции человеческого тела по Витрувию» , [2] по-разному переводится как «Пропорции человеческой фигуры» по Витрувию , [3] или Пропорциональное исследование человека в манере Витрувия . [4] Он гораздо более известен как Витрувианский Человек . [2] Историк искусства Карло Педретти называет его Homo Vitruvius, исследование пропорций человеческой фигуры, вписанной в круг и квадрат , а позже просто Homo Vitruvius . [5]
Описание
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Рисунок выполнен преимущественно пером и светло -коричневой тушью, присутствуют следы коричневой размывки (акварель). [6] [n 1] Размер бумаги составляет 34,4 × 25,5 см (13,5 × 10,0 дюйма), что больше, чем у большинства листов рукописи фолио Леонардо . [n 2] при этом сама бумага изначально была сделана несколько неровно, учитывая ее неровные края. [1] При внимательном рассмотрении рисунка выясняется, что он был тщательно подготовлен и лишен «схематичных и неуверенных» линий. [8] Леонардо использовал металлическое острие и , штангенциркуль циркуль , чтобы проводить точные линии, а для измерений использовались небольшие деления. [6] [8] Эти отметки компаса демонстрируют внутреннюю структуру «измеренных интервалов», которая отображается в тандеме с общей структурой, созданной геометрическими фигурами. [9]
Витрувианский человек изображает обнаженного мужчину, обращенного вперед и окруженного квадратом, наложенного на круг. [2] Мужчина изображен одновременно в разных позах: руки вытянуты над плечами, а затем перпендикулярно им, ноги вместе и также разведены вдоль основания круга. [2] Ученый Карло Вечче отмечает, что этот подход отображает одновременно несколько фаз движения, подобно фотографии. [10] Пальцы рук и ног мужчины расположены аккуратно, чтобы не нарушать окружающие формы. [9] Комментаторы часто отмечают, что Леонардо приложил все усилия, чтобы создать художественное изображение человека, а не простое изображение. [11] [12] По словам биографа Уолтера Айзексона , использование тонких линий, интимного взгляда и замысловатых завитков волос «сплетает воедино человеческое и божественное». [11] Педретти отмечает близкое сходство между человеком и ангелом на ранней картине Леонардо «Благовещение» . [12]
Текст
[ редактировать ]Текст над изображением гласит:
Ветрувий, архитектор, упоминает в своей работе по архитектуре, что размеры человека распределены природой таким образом, то есть что 4 пальца составляют 1 ладонь, а 4 ладони составляют 1 ступню, 6 ладоней составляют локоть, 4 локтя составляют 1 человек, 4 фута составляют 1 шаг, 24 ладони составляют 1 человек, и эти размеры указаны в ваших зданиях. Settu ap(r)i ta(n)to le ga(m)be chettu chali da chapo 1/14 вашего роста(z)ae ap(r)ie поднимите руки настолько, чтобы длинными пальцами коснуться линии сомита чапо, знай, что слепота конечностей ap(er)te me(m)bras будет воинственной. Пространство Элло, которое находит нижнюю часть ga(m)be fia tria(n)golo равносторонней [13] | Архитектор Витрувий в своей архитектурной работе говорит, что размеры человека в природе распределены таким образом, то есть 4 пальца составляют ладонь, 4 ладони составляют ступню, 6 ладоней составляют локоть, 4 локтя составляют человека, 4 локти составляют шаг, 24 ладони составляют человека, и такие меры есть в его строениях. Если вы раздвинете ноги настолько, что голова опустится на 1/14 вашего роста, и поднимете руки настолько, чтобы вытянутые пальцы коснулись линии макушки, дайте вам знать, что центр концов раскрытых конечностей будет пупок, а пространство между ногами будет равносторонним треугольником [13] |
И ниже:
Итак, ап(р)е мужчина в руках, вот в его росте. От макушки до низа подбородка оно составляет одну десятую роста человека. Расстояние от подбородка до макушки составляет восьмую часть роста мужчины. От верха груди до макушки головы проходит сексто мужчины. От верха груди до низа головы это седьмая часть всего человека. От сисек до верхушки чапо — четвертая часть мужчины. Большая ширина (h)ez(z)a плеч содержит в себе [октябре] четвертую часть человека. От локтя до кончика руки это четвертая часть человека, от локтя до конца плеча — восьмая часть человека; вся рука — это десятая часть человека. Бирите менб(ро)о рождается в середине человека. Стопа – седьмая часть человека. Ниже ступни и ниже колена это четвертая часть человека. Ниже колена и до талии член составляет одну четвертую часть мужчины. Части, находящиеся между носом и носом, а также затылком и ресницами в каждом промежутке, подобны той, которая составляет треть лица. [14] | Длина раскинутых рук равна росту мужчины. От линии роста волос до нижней части подбородка составляет одну десятую роста человека. Снизу подбородка до макушки составляет одну восьмую роста человека. От груди до макушки составляет одну шестую роста человека. От груди до линии роста волос составляет одну седьмую роста мужчины. От груди до головы четверть роста человека. Максимальная ширина плеч вмещает четверть мужчины. От локтя до кончика руки — четверть роста мужчины; расстояние от локтя до подмышки составляет одну восьмую роста мужчины; длина руки составляет одну десятую длины человека. Мужской член находится на половине роста мужчины. Стопа составляет одну седьмую часть человека. От стопы до колена — четверть человека. Ниже колена до корня члена — четверть мужчины. Расстояния от подбородка до носа, линии роста волос и бровей равны ушам и одной трети лица. [14] |
Фон
[ редактировать ]Исторический контекст
[ редактировать ]Умеренно успешный архитектор и инженер Витрувий жил с ок. 80 – ок. 20 г. до н.э., преимущественно в Римской республике . [15] Он наиболее известен как автор книги «О архитектуре» ( «Об архитектуре» ), позже названной « Десять книг по архитектуре» , которая является единственным существенным архитектурным трактатом, сохранившимся с древности. [16] Третий том работы включает обсуждение пропорций тела . [1] где фигуры человека в круге и квадрате называются соответственно homo ad circulum , homo adquaratum . [15] Витрувий объяснил, что:
В храме должна быть гармония в симметричном отношении различных частей к целому. В человеческом теле центральной точкой является пупок. Если человека положить на спину, с вытянутыми руками и ногами и с центром в пупке, его пальцы рук и ног коснутся окружности описанного таким образом круга. И как человеческое тело образует круговой контур, так и из него можно получить квадрат. Ибо если мы измерим расстояние от подошв ног до макушки головы, а затем приложим эту меру к вытянутым рукам, то окажется, что ширина равна высоте, как в случае совершенного квадрата. .
- Витрувий в «О архитектуре» , книга третья, глава первая. [17]
Историки XIX века часто постулировали, что Леонардо не имел существенного вдохновения из древнего мира, пропагандируя свою позицию «современного гения», отвергающего весь классицизм. [18] Это было в значительной степени опровергнуто многими задокументированными сообщениями коллег Леонардо или записями о том, что он владел, читал и находился под влиянием античных сочинений. [18] Трактат Витрувия был давно утерян, но вновь открыт в 15 веке Поджо Браччолини среди таких произведений, как De Rerum natura . [16] Многие художники пытались создать фигуры, которые удовлетворяли бы требованиям Витрувия, самым ранним из которых были три таких изображения Франческо ди Джорджио Мартини примерно в 1470-х годах. [19] [2] Леонардо, возможно, находился под влиянием архитектора Джакомо Андреа , с которым, по его словам, он обедал в 1490 году. [20] В том же году Андреа создал свой собственный рисунок Витрувианского человека, который был неизвестен ученым до 1980-х годов. [20]
- Витрувианского человека в издании De Architectura Витрувия Изображение ; иллюстрированное издание Чезаре Чезариано (1521 г.)
- Одна из трех попыток Франческо ди Джорджо Мартини создать идеального «Витрувианского человека».
- Прототип «Витрувианского человека», Джакомо Андреа , 1490 год.
Создание
[ редактировать ]Леонардо, Версия Витрувианского человека, предложенная исправила неточности в рассказе Витрувия, особенно связанные с головой, из-за использования второй книги « De pictura» Леона Баттисты Альберти . [1] Более ранние рисунки того же предмета «предполагали, что круг и квадрат должны быть сосредоточены вокруг пупка», что сродни описанию Витрувия, в то время как Леонардо заставил схему работать, используя гениталии мужчины в качестве центра квадрата, а пупок в качестве центра. круга. [9] Вполне вероятно, что рисунки Леонардо, датированные 1487–1490 годами, и озаглавленные «Пропорции руки» , были связаны с Витрувианским человеком и, возможно, служили подготовительными набросками. [21]
Некоторые комментаторы предположили, что Леонардо включил золотое сечение в рисунок Луки Пачоли » , возможно, из-за его иллюстраций к «Божественной пропорции , в значительной степени заимствованной у Пьеро делла Франческа . [22] [n 3] по поводу соотношения. [23] [24] Однако Витрувианский человек , вероятно, был нарисован до того, как Леонардо встретил Пачоли, и были сомнения в точности такого наблюдения. [25] Как объясняет ученый-архитектор Витор Муртиньо, круг, касающийся основания квадрата, радиус которого и стороны квадрата связаны золотым сечением, пройдет точно через два верхних угла квадрата, в отличие от рисунка Леонардо. Вместо этого он предлагает конструкции, основанные на правильном восьмиугольнике или vesica piscis . [25]
Рисунок Леонардо почти всегда датируется примерно 1490 годом, во время его Первого миланского периода . [15] [26] Точная датировка не полностью согласована, и предыдущие поколения историков искусства, в том числе Артур Э. Пофэм , часто датировали произведение где-то между 1485 и 1490 годами. [1] Два ведущих искусствоведа расходятся в этом отношении; Мартин Кемп дает c. 1487 , [4] [n 4] в то время как Кармен К. Бамбах утверждает, что самая ранняя возможная дата, которую «нельзя полностью сбрасывать со счетов», - это 1488 год. [1] Бамбах, помимо Педретти, Джованна Непи Скире и Анналиса Перисса Торрини дают несколько более широкий диапазон ок. 1490–1491 . [7] Бамбах объясняет, что этот диапазон «лучше всего сочетается с манерой точной, похожей на гравировку параллельной штриховки, содержащейся в четких контурах, нанесенных пером и чернилами, поверх следов свинцовой краски, линейки стилуса и композиции циркуля». [1]
Провенанс
[ редактировать ]После смерти Леонардо рисунок, скорее всего, перешёл к его ученику Франческо Мельци (1491–1570). [1] которому была завещана большая часть имущества Леонардо. [27] С тех пор история происхождения рисунка почти определена: он попал к Чезаре Монти (1594–1650), был передан его наследнице Анне Луизе Монти, затем семье Де Паге, сначала Венанцио де Пагаве (в 1777), а затем его сын Гауденцио де Паж. [1] [28] Будучи владельцем Де Пажа-старшего, он убедил гравера Карло Джузеппе Герли опубликовать книгу рисунков Леонардо, которая стала бы первым широко распространенным распространением Витрувианского человека и многих других рисунков Леонардо. [29] Де Паж-младший продал рисунок Джузеппе Босси , который описал, обсудил и проиллюстрировал его в четвертой главе своей монографии 1810 года о «Тайной вечере » Леонардо « Del Cenacolo di Leonardo da Vinci» ( «О Тайной вечере Леонардо да Винчи» ). [30] Эта глава была опубликована как отдельное исследование в следующем году Delle Opinion di Leonardo da Vinci intorno alla simmetria de' corpi umani ( О мнениях Леонардо да Винчи относительно симметрии человеческих тел ). [30] После смерти Босси в 1815 году рисунок был продан аббату Луиджи Челотти в 1818 году, а в 1822 году поступил в коллекцию Венецианской галереи Академии , где и находится с тех пор. [1] Благодаря высокому художественному качеству и хорошо зафиксированной истории происхождения авторство Леонардо «Витрувианского человека» никогда не подвергалось сомнению. [1]
Витрувианский человек редко выставляется напоказ, поскольку длительное воздействие света может привести к выцветанию; он хранится на четвертом этаже Галереи Академии, в запертой комнате. [31] В 2019 году Лувр попросил одолжить рисунок для своей монументальной выставки Леонара де Винчи , приуроченной к 500-летию со дня смерти художника. [32] Они столкнулись с существенным сопротивлением со стороны группы наследия Italia Nostra , которая утверждала, что рисунок слишком хрупкий для транспортировки, и подала иск. [33] На слушании 16 октября 2019 года судья постановил, что группа не доказала свое утверждение, но установил максимальное количество света, которому должен подвергаться рисунок, а также последующий период отдыха, чтобы компенсировать общее воздействие света. [34] Лувр пообещал одолжить картины Рафаэля Италии к 500-летию его смерти; Министр по делам культуры Италии Дарио Франческини заявил: «Теперь между Италией и Францией может начаться большая культурная операция на двух выставках, посвященных Леонардо во Франции и Рафаэлю в Риме». [35]
Юридический спор
[ редактировать ]В 2022 году Gallerie dell'Accademia, владеющая рисунком, подала в суд на немецкого производителя пазлов Ravensburger за воспроизведение изображения в одном из пазлов компании. Ravensburger начал продавать пазл из 1000 деталей в Италии в 2009 году, а в 2019 году музей направил компании письмо о прекращении деятельности и потребовал 10% от выручки. Равенсбургер отказался подчиниться, и впоследствии музей предъявил ему иск в соответствии с Кодексом культурного наследия и ландшафтов который регулирует воспроизведение произведений, которые считаются культурным наследием Италии. В своих возражениях немецкая компания утверждала, что она имела право воспроизводить произведение искусства, поскольку оно уже на протяжении веков находилось в общественном достоянии и что воспроизведение происходило за пределами Италии и, следовательно, не подпадает под действие Кодекса культурного наследия Италии. Итальянский суд отклонил доводы Равенсбургера и вынес решение в пользу музея. [36] Решением от 17 ноября 2022 года суд обязал компанию-разработчика головоломок прекратить производство продукта в коммерческих целях и наложил штраф в размере 1500 евро за каждый день неисполнения компанией требований. [37] [38] [39] В марте 2024 года немецкий суд вынес решение в пользу компании, заявив, что Кодекс культурного наследия не применим за пределами Италии и, следовательно, является нарушением суверенитета отдельных государств. В ответ представитель итальянского правительства утверждает, что они будут оспаривать это «ненормальное» решение Германии даже в европейских и международных судах. [40]
Лицензионные сборы за известные произведения искусства являются важным источником дохода для итальянских музеев, и итальянское законодательство гласит, что музеи, владеющие знаменитыми произведениями, являющимися общественным достоянием, навсегда сохраняют авторские права на эти произведения и могут контролировать, кому разрешено делать их копии и производные произведения. [36]
Наследие
[ редактировать ]Витрувианский человек часто считается архетипическим представителем Высокого Возрождения , точно так же, как сам Леонардо стал олицетворением архетипического « человека Возрождения ». [41] Он отличается уникальным сочетанием искусства, математики, науки, классицизма и натурализма. [42] Историк искусства Людвиг Генрих Гейденрайх , пишущий для Британской энциклопедии , утверждает: «Леонардо представлял великую схему человеческого тела, которую он создал с помощью своих анатомических рисунков и человека , как космографию дель минор мондо (« космографию микрокосма Витрувианского »). Он считал, что работа человеческого тела является в микрокосме аналогией работы Вселенной». [43]
Кемп называет рисунок «самым известным рисунком в мире». [9] в то время как Бамбах описывает его как «справедливо причисляемый к одним из знаковых образов западной цивилизации всех времен». [1] Размышляя о своей известности, Бамбах далее заявил в 2019 году, что «бесконечный недавний фетиш изображения со стороны современной коммерции посредством повсеместных репродукций (в популярных книгах, рекламе и монетах евро) похитил его из сферы рисования эпохи Возрождения, затруднив задачу. чтобы зритель оценил ее как произведение тонкого, творческого выражения». [1]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В более старых источниках, таких как Кемп (1981 , стр. 116) и Арассе (1998 , стр. 105), не упоминается никакая акварель, хотя об этом четко говорится в более новых исследованиях, таких как Бамбах (2019a , стр. 221) и Цёлльнер (2019) . , стр. 399).
- ^ Леонардо Размер большинства листов рукописи варьируется от 29 × 22 см (11,4 × 8,7 дюйма) до 31,5 см × 22 см (12,4 × 8,7 дюйма). [7] Бамбах отмечает, что многие из этих меньших листов фолио, вероятно, когда-то были больше, а позже уменьшились в размерах для переплетов. [1]
- ↑ Пачоли Третий раздел «Божественной пропорции» Делла Франчески. , по сути, представляет собой не указанный в титрах итальянский перевод « De quinque corporebus Regularibus» [22]
- ↑ Необъяснимая датировка рисунка 1497 годом у Кемпа (2019 , стр. 85) почти наверняка является опечаткой, которая должна была быть 1487 годом, который Кемп (1981 , стр. 116). приводит
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Бамбах 2019а , с. 224.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Палмер 2018 , с. 153.
- ^ Зёлльнер 2015 , с. 37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кемп 1981 , с. 116.
- ^ Педретти 2006 , стр. 80–82.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бамбах 2019а , с. 221.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бамбах 2019b , с. 237.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , с. 155.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кемп 2019 , с. 85.
- ^ Вечче 2003 , с. 70.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , с. 156.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Педретти 2006 , с. 82.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Магазу, Колетта и Мильярдо 2019 , с. 759.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Магазу, Колетта и Мильярдо 2019 , с. 760.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Цёлльнер 2019 , с. 112.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , с. 149.
- ^ Исааксон 2017 , с. 150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марани 2003 , с. 210.
- ^ Исааксон 2017 , с. 151.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , стр. 152–153.
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккиннон 1993 , с. 165.
- ^ Бамбах 2019a , с. 225.
- ^ Бамбах 2019b , с. 238.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Муртиньо 2015 .
- ^ Арасс 1998 , с. 105.
- ^ Кемп 2003 , §1 «Жизнь и творчество».
- ^ Перисса Торрини 2009 , стр. 17.
- ^ Тернер 1993 , стр. 84–85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мара 2019 , с. 280.
- ^ Исааксон 2017 , с. 153.
- ^ Джуффрида 2019 , § пп. 1–3.
- ^ Джуффрида 2019 , § параграф. 2.
- ^ Приско 2019 , § пп. 5–6.
- ^ Приско 2019 , § параграф. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барри, Коллин (28 марта 2024 г.). «Борьба за защиту достоинства Давида Микеланджело поднимает вопросы о свободе выражения мнений» . АП Новости . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Дефо 2023 .
- ^ Галло 2023 .
- ^ Боргоньи 2023 .
- ^ Тейлор, Деррик Брайсон (10 апреля 2024 г.). «Да Винчи мертв уже 500 лет. Кто получит прибыль от его работы?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Холбертон 2003 , § параграф. 13.
- ^ Марани 2003 , с. 219.
- ^ Гейденрайх 2022 , § «Анатомические исследования и рисунки Леонардо да Винчи».
Источники
[ редактировать ]- Арасс, Даниэль [на французском языке] (1998). Леонардо да Винчи . Старый Сэйбрук: Конеки и Конеки. ISBN 978-1-56852-198-5 .
- Бамбах, Кармен К. (2019a). Леонардо да Винчи вновь открыт . Том. 2, Зрелость гения: 1485–1506 гг. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-19195-0 .
- Бамбах, Кармен К. (2019b). Леонардо да Винчи вновь открыт . Том. 4, «Научный аппарат» к первому, второму и третьему томам. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-19195-0 .
- Боргоньи, Даниэль (28 февраля 2023 г.). «Экстерриториальное применение Кодекса итальянского культурного наследия: Суд Венеции предписывает Ravensburger прекратить продажу своих головоломок с изображением Витрувианского человека» . Блог интеллектуальной собственности в Италии, автор Trevisan & Cuonzo . Лексология . Проверено 10 декабря 2023 г.
- Дефо, Тейлор (30 марта 2023 г.). «Итальянский музей, которому принадлежит «Витрувианский человек» Леонардо, успешно подал в суд на прекращение производства головоломки из 1000 деталей, основанной на этом произведении» . Новости Артнета . Проверено 10 декабря 2023 г.
- Галло, Кьяра (24 апреля 2023 г.). «Витрувианский человек» подчеркивает загадочные элементы итальянских законов о культурном наследии» . Институт искусства и права . Проверено 10 декабря 2023 г.
- Джуффрида, Анжела (8 октября 2019 г.). «Работы Леонардо да Винчи «слишком хрупкие», чтобы их можно было перевезти во Францию» . Хранитель . Проверено 12 октября 2019 г.
- Гейденрайх, Людвиг Генрих (23 августа 2022 г.). «Леонардо да Винчи | Биография, искусство и факты» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc.
- Холбертон, Пол (2003). «Ренессанс» . В Бригстоке, Хью (ред.). Оксфордский спутник западного искусства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-866203-7 . (требуется подписка)
- Исааксон, Уолтер (2017). Леонардо да Винчи . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 978-1-5011-3915-4 .
- Кемп, Мартин (1981). Леонардо да Винчи: Чудесные творения природы и человека . Лондон: JM Dent & Sons . ISBN 978-0-19-920778-7 .
- Кемп, Мартин (2003). «Леонардо да Винчи» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T050401 . ISBN 9781884446054 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Кемп, Мартин (2019). Леонардо да Винчи: 100 вех . Нью-Йорк: Стерлинг . ISBN 978-1-4549-304-26 .
- Маккиннон, Ник (июль 1993 г.). «Портрет фра Луки Пачоли». Математический вестник . 77 (479). Издательство Кембриджского университета ({CUP}): 130–219. дои : 10.2307/3619717 . JSTOR 3619717 . S2CID 195006163 .
- Магасу, Сальваторе; Колетта, Нелла; Мильярдо, Федерика (декабрь 2019 г.). «Витрувианский человек Леонардо да Винчи как изображение оперативного подхода к познанию». Основы науки . 24 (4): 751–773. дои : 10.1007/s10699-019-09616-5 . S2CID 198438727 .
- Мара, Сильвио (2019). «Леонардо и архитектура в критических взглядах Джузеппе Босси (1808–1810)». В Моффатте, Констанс; Тальялагамба, Сара (ред.). Леонардо да Винчи – Природа и архитектура . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-39844-3 .
- Марани, Пьетро К. (2003) [2000]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-3581-5 .
- Муртиньо, Витор (апрель 2015 г.). «Рисунок Витрувианского человека Леонардо: новая интерпретация геометрических построений Леонардо» . Сетевой журнал Nexus . 17 (2). Springer Science and Business Media {ООО}: 507–524. дои : 10.1007/s00004-015-0247-7 . hdl : 10316/43761 . S2CID 121033355 .
- Палмер, Эллисон Ли (2018). Леонардо да Винчи: Справочник его жизни и творчества (Значительные фигуры мировой истории) . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-5381-1977-8 .
- Педретти, Карло (2006). Леонардо да Винчи . Суррей: Taj Books International. ISBN 978-1-8440-6036-8 .
- Перисса Торрини, Анналиса, изд. (2009). Леонардо: Витрувианский человек между искусством и наукой [ Леонардо: Витрувианский человек между искусством и наукой ]. Венеция: Марсилио.
- Приско, Якопо (16 октября 2019 г.). «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи допущен к выставлению в Лувре» . Стиль CNN . Проверено 17 октября 2019 г.
- Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антони; Незерсол, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе . Лондон: Национальная галерея . ISBN 978-1-85709-491-6 .
- Тернер, А. Ричард (1993). Изобретение Леонардо . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . ISBN 978-0-520-08938-9 .
- Вечче, Карло (2003). «Слово и образ в произведениях Леонардо». В Бамбахе, Кармен К. (ред.). Леонардо да Винчи, мастер рисования . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . ISBN 978-0-300-09878-5 .
- Зёлльнер, Франк (2015). Леонардо (2-е изд.). Кёльн: Сумки . ISBN 978-3-8365-0215-3 .
- Зёлльнер, Франк (2019) [2003]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Кёльн: Сумки . ISBN 978-3-8365-7625-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Педретти, Карло ; Непи Скире, Джованна; Торрини, Анналиса Перисса, ред. (2003). Рисунки Леонардо да Винчи и его окружения в Кабинете рисунков и гравюр галерей Венецианской академии ( ] на итальянском языке). Флоренция: Giunti Editore . ISBN 978-88-09-03472-3 .
- Перисса Торрини, Анналиса, изд. (2019). Леонардо да Винчи, образцовый человек мира [ Леонардо да Винчи, Образцовый человек мира ] (на итальянском языке). Чинизелло Бальзамо: Silvana Editoriale. ISBN 978-88-366-4327-1 .