Тиша бе-Ав
Тиша бе-Ав | |
---|---|
Официальное название | Иврит : תשעה באבТиша Бав Русский : Девятое Ава |
Тип | Еврейская религиозная и национальная |
Значение | Оплакивая разрушение древних Храмов и Иерусалима и другие крупные бедствия, постигшие еврейский народ. |
Обряды | Пост , траур , молитва , воздержание от телесных удовольствий. |
Дата | 9-й день Ава (если Шаббат , то 10-е Ава) |
Дата 2023 года | Закат, 26 июля – наступление ночи, 27 июля [ 1 ] |
Дата 2024 года | Закат, 12 августа – ночь, 13 августа [ 1 ] |
Дата 2025 года | Закат, 2 августа – наступление ночи, 3 августа [ 1 ] |
Дата 2026 г. | Закат, 22 июля – ночь, 23 июля [ 1 ] |
Частота | ежегодный |
Связано с | Посты Гедалии , десятого тевета и семнадцатого таммуза , трех недель и девяти дней. |
Тиша бе-Ав ( ивр .: Тиша бе-Ав) [ а ] Тиша Баав ; ВЛИЯНИЕ: [tiʃʕa beˈʔav] , букв. « девятое ава » ) — ежегодный день поста в иудаизме . В память о ряде катастроф в еврейской истории , в первую очередь о разрушении Храма Соломона Нововавилонской империей и Второго Храма Римской империей в Иерусалиме . [ 2 ]
Тиша бе-Ав предшествует окончанию трех недель между тяжелыми трудностями . Этот день считается самым печальным днем в еврейском календаре . Этот день считается днем, обреченным на трагедию. [ 3 ] [ 4 ] Тиша бе-Ав выпадает на июль или август по григорианскому календарю .
Соблюдения этого дня включают в себя пять запретов , наиболее заметным из которых является 25-часовой пост. Книга Плача , оплакивающая разрушение Иерусалима, читается в синагоге, после чего читается киннот , литургические панихиды , оплакивающие потерю Храмов и Иерусалима. Поскольку этот день стал ассоциироваться с воспоминанием о других крупных бедствиях, постигших еврейский народ, некоторые люди также вспоминают такие события, как убийство Десяти мучеников римлянами; изгнание из Англии , Испании и других стран; многочисленных средневековых еврейских общин крестоносцами ; резня Холокост ; [ 2 ] и террористическое вторжение Хамаса в Израиль 7 октября 2023 года . [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Пять бедствий
[ редактировать ]Согласно Мишне ( Таанит 4:6), девятого ава произошли пять конкретных событий, которые требуют поста:
- Двенадцать соглядатаев, посланных Моисеем для наблюдения за землей Ханаанской, вернулись со своей миссии. Только двое из соглядатаев, Иисус Навин и Халев , принесли положительный отчет, остальные же отзывались о земле пренебрежительно. Сообщение большинства вызвало у Детей Израиля плач, панику и отчаяние от возможности когда-либо войти в « Землю Обетованную ». За это они были наказаны Богом , что их поколение не вошло в землю. [ 7 ] Мидраш цитирует слова Бога об этом событии: «Ты плакал предо Мною бессмысленно, Я устрою для тебя [этот день как день] плача для поколений». [ 8 ] намекая на будущие несчастья, произошедшие в тот же день.
- Первый Храм, построенный царем Соломоном, был разрушен Навуходоносором в 586 году до нашей эры, а население Иудейского царства было отправлено в вавилонское изгнание . [ 9 ] Согласно Библии, разрушение Первого Храма началось 7 ава (4 Царств 25:8) и продолжалось до 10 числа (Иеремия 52:12). Согласно Талмуду , [ 10 ] фактическое разрушение Храма началось девятого ава, и он продолжал гореть в течение всего десятого ава.
- Второй Храм , построенный Зоровавелем и восстановленный Иродом Великим , был разрушен римлянами 9 Ава 70 г. н.э. [ б ] рассеять народ Иудеи и начать изгнание евреев со Святой Земли. [ 9 ]
- Впоследствии римляне подавили восстание Бар-Кохбы и разрушили город Бетар , убив более 500 000 мирных евреев (приблизительно 580 000) 9 ава 135 г. н. э. [ 11 ]
- После восстания Бар-Кохбы римский полководец Квинт Тиней Руф вспахал территорию Храма в Иерусалиме и его окрестностях. [ 12 ]
Другие бедствия
[ редактировать ]Со временем Тиша бе-Ав стал еврейским днем траура не только по этим событиям, но и по более поздним трагедиям, произошедшим 9 ава или около него. Ссылки на некоторые из этих событий встречаются в литургии, составленной к Тиша бе-Ав (см. ниже). Обратите внимание, что даты до 1582 года указаны по юлианскому календарю , а не по григорианскому календарю .
- Первый крестовый поход официально начался 15 августа 1096 года (24 апреля, 4856 года), убив 10 000 евреев за первый месяц и уничтожив еврейские общины во Франции и Рейнской области . [ 11 ] [ 13 ]
- Евреи были изгнаны из Англии 18 июля 1290 года (9 Ава, 5050 утра). [ 11 ]
- Евреи были изгнаны из Франции 22 июля 1306 г. (10 Ава, 5066 г.). [ 14 ]
- Евреи были изгнаны из Испании 31 июля 1492 года (7 Ава, 5252 утра). [ 12 ]
- Германия вступила в Первую мировую войну 1–2 августа 1914 г. (9–10 апреля, 5674 г.), что вызвало массовые потрясения в европейском еврействе и последствия которых привели ко Второй мировой войне и Холокосту . [ 11 ]
- 2 августа 1941 года (9 апреля, 5701 утра) командующий СС Генрих Гиммлер официально получил одобрение нацистской партии на « Окончательное решение », которое ознаменовало начало Холокоста, во время которого была убита почти треть еврейского населения мира. [ 15 ]
- 23 июля 1942 года (9 апреля, 5702 утра) началась массовая депортация евреев из Варшавского гетто в Треблинку . [ 15 ]
- еврейского В результате взрыва AMIA общинного центра в Буэнос-Айресе 18 июля 1994 года (10 ава, 5754 утра) погибло 85 и было ранено 300 человек. [ 16 ]
- в 2005 году Уход Израиля из сектора Газа , по мнению некоторых религиозных сионистских раввинов, таких как Яаков Ариэль и Дов Лиор . [ 17 ] [ 18 ] Киннот написал об уходе, [ 19 ] [ 20 ] а связь с Тиша бе-Ав была подчеркнута на празднованиях 10-летия. [ 21 ] [ 22 ] Время размежевания поддалось символической интерпретации как религиозными сионистами, так и более широкой еврейской культурой. [ 23 ] Однако даже внутри религиозного сионизма Хаим Навон считает, что размежевание не дошло до уровня катастрофы. [ 24 ] а Шломо Авинер написал, что оплакивать размежевание в Тиша бе-Ав запрещено, поскольку оно провоцирует политический раскол. [ 25 ] Йона Мецгер , тогдашний главный ашкеназский раввин Израиля , постановил в 2006 году, что размежевание было трагедией, но траурные ритуалы не должны быть интегрированы в Тиша бе-Ав. [ 26 ] в то время как Говард Джахтер допускает это в узком смысле. [ 27 ]
Хотя Холокост длился несколько лет, религиозные общины используют Тиша бе-Ав, чтобы оплакивать 6 миллионов еврейских жертв, либо в дополнение, либо вместо светских Дней памяти Холокоста, таких как Йом ха-Шоа . В Тиша бе-Ав общины, которые иначе не меняют традиционную молитвенную литургию, добавили чтение особых киннот, связанных с Холокостом . [ 2 ]
Аналогичным образом, киннот был добавлен к литургии тиша бав в связи с нападением Хамаса на Израиль в 2023 году . [ 5 ] [ 6 ]
Связанные обряды
[ редактировать ]В связи с падением Иерусалима одновременно с девятым днем ава были установлены еще три поста: это был десятый тевета , когда началась осада Иерусалима вавилонянами; семнадцатого Таммуза , когда римляне проделали первую брешь в стене; и третий Тишрея, известный как Пост Гедалии , день, когда Гедалия был убит во времена вавилонян после разрушения Первого Храма. [ 28 ] Три недели, предшествующие Тиша бе-Ав, известны как «Три недели» , а девять дней, предшествующие Тиша бе-Ав, известны как «Девять дней» . [ 2 ]
Законы и обычаи
[ редактировать ]Тиша бе-Ав выпадает на июль или август по григорианскому календарю . Когда Тиша бе-Ав выпадает на Шаббат (субботу), это нидче («отсрочка» на иврите). Таким образом, соблюдение Тиша бе-Ав может состояться на следующий день (то есть в воскресенье). Это произошло в 2022 году и произойдет в 2029 году. Никакой траур не может нарушать субботу. Обычно субботняя еда и питье заканчиваются незадолго до захода солнца в субботу вечером, а не с наступлением темноты. [ 29 ]
Этот пост длится чуть более 25 часов, начиная с захода солнца накануне вечером и продолжаясь до наступления темноты следующего дня. Приятные занятия запрещены. [ 30 ]
Основные запреты
[ редактировать ]Тиша бе-Ав имеет строгий характер, как и Йом Кипур . Продолжительность поста, который длится более 25 часов, начинается перед заходом солнца накануне Тиша бе-Ав и заканчивается с наступлением темноты следующего дня, Тиша бе-Ав требует следующих пяти запретов: [ 31 ]
- Не есть и не пить;
- Никакого мытья и купания;
- Никакого применения кремов и масел;
- Запрещено носить (кожаную) обувь;
- Никаких супружеских (сексуальных) отношений.
Эти ограничения отменяются в случае проблем со здоровьем. с компетентным посеком , раввином, который принимает решения по еврейскому закону Необходимо проконсультироваться . Больным разрешат есть и пить. В другие дни поста нарушение поста может быть оправдано практически любым заболеванием; на практике проконсультироваться с раввином . лучше всего [ 30 ] Разрешается ритуальное мытье рук до костяшек пальцев. Разрешено также мытье для очищения тела от грязи и грязи. [ 30 ]
Дополнительные таможни
[ редактировать ]Изучение Торы запрещено в Тиша бе-Ав (поскольку оно считается приятным занятием), за исключением изучения тревожных текстов, таких как Книга Плача , Книга Иова , отрывки из Иеремии и главы Талмуда , в которых обсуждаются законы траура и те, которые обсуждают разрушение Храма в Иерусалиме . [ 32 ] [ 33 ]
В синагоге перед началом вечерней службы парочет , который обычно покрывает и украшает ковчег Торы , снимается или отодвигается до Минха . молитвы [ 34 ] Испанские и португальские евреи , которые не вешают занавеску перед ковчегом в остальное время года, на Тиша бав накрывают ковчег черной занавеской. [ 35 ]
По словам Моисея Иссерлеса , принято сидеть на низких табуретках или на полу, как это делается во время Шивы , от еды непосредственно перед постом ( сеуда хамафсекет ) до полудня (чатцот хайом) самого поста. принято съедать сваренное вкрутую яйцо, Во время этой предпостной трапезы обмакнутое в золу, и кусок хлеба, обмакнутый в золу. Бейт Йосеф гласит, что обычай сидеть низко на земле сохраняется и после полудня, пока человек не совершает минху (послеобеденную молитву). [ 36 ]
По традиции приглушают освещение и читают киннот при свечах. Некоторые спят на полу или меняют свой обычный режим сна, например, спят без подушки (или с одной подушкой меньше, чем обычно). В этот день люди воздерживаются от приветствий друг друга и отправки подарков. старые сиддуримы и свитки Торы . В этот день часто хоронят [ 30 ]
принято не надевать тфилин и талит Во время службы Шахарит . Мужчины носят только талит катан без благословения. На службах минча надевают цицит и тфилин, предварительно благословив их. [ 37 ]
Конец поста
[ редактировать ]Хотя пост заканчивается с наступлением темноты, по традиции Первый Храм продолжал гореть всю ночь и большую часть следующего дня, десятого ава. [ 33 ] Поэтому принято сохранять все ограничения в течение девяти дней до полудня ( чатзо ) следующего дня. [ 38 ]
Когда Тиша бе-Ав выпадает на субботу и, следовательно, отмечается в воскресенье, 10-го Ава, нет необходимости ждать до полудня понедельника, чтобы снять ограничения девяти дней. Однако до утра понедельника следует воздерживаться от деятельности, которую можно было бы считать «радостной», например, от еды мяса, питья вина, прослушивания музыки и произнесения благословения «шехечейону». Стирать белье и бриться можно сразу после окончания отложенного Тиша бе-Ав. [ 39 ]
Когда в субботу вечером начинается Тиша бе-Ав, ритуал Авдала откладывается на 24 часа, поскольку нельзя было пить сопутствующее вино. Кто-то произносит «Атта Чонатану» в субботней вечерней «Шмоне Эсрей» молитве и/или произносит «Барух Хамавдил» , заканчивая таким образом Шаббат. Освящение делается на свечу в субботу вечером. После окончания Тиша бе-Ав в воскресенье вечером проводится церемония Авдала с вином (без свечей и специй). [ 40 ]
Законы Тиша бе-Ав записаны в Шулхан Арух Орах Хаим 552–557.
Молебен
[ редактировать ]Библейские чтения
[ редактировать ]«Утеши, Господи, сетующих Сиона и Иерусалима и города опустошенного, презренного и опустошенного. В трауре о бездетности ее, жилища ее опустошены, презираемы при падении славы ее и опустошены потерей жителей ее… Легионы пожрали ее, поклонники чужих богов овладели ею. Они предали народ Израиля мечу… Поэтому пусть Сион горько плачет, и Иерусалим издает свой голос… Ибо Ты, Господи, пожрал его огнем и с. огнем Ты в будущем восстановишь ее… Благословен Ты, Господи, утешающий Сион и созидающий Иерусалим».
Сокращенно от молитвы Нахем .
Книга Плача читается в синагоге во время вечерних служб. [ 41 ]
Во многих сефардских общинах Книгу Иова читают утром Тиша бе-Ав. [ 42 ] [ 43 ] [ нужен неосновной источник ]
Призванных на чтение Торы в Тиша бе-Ав не поздравляют с этой честью, как обычно. [ 44 ] Существует также традиция, согласно которой тех, кого призвали читать Тору или Хафтару на утренней службе Тиша бе-Ав, также призывают читать и на дневной службе, потому что утренние чтения наполнены бедствиями, а дневные чтения содержат слова утешение. [ 45 ]
Kinnot
[ редактировать ]Большую часть утра мы проводим воспевая или читая «Киннот» , оплакивая потерю Храмов и последующие преследования, многие другие ссылаются на бедствия после изгнания. Позднее кинноты были составлены различными поэтами (часто видными раввинами), пострадавшими в упомянутых событиях. Важные кинноты были составлены Элазаром ха-Калиром и раввином Иудой ха-Леви . После Холокоста Шимоном кинноты были составлены раввином немецкого происхождения Швабом (в 1959 году по просьбе раввина Йозефа Брейера ) и раввином Соломоном Хальберштамом , лидером бобовских хасидов (в 1984 году). После одностороннего ухода Израиля из сектора Газа некоторые сегменты религиозного сионистского сообщества начали читать киннот в память об изгнании еврейских поселенцев из Гуш-Катифа и северной части Западного берега на следующий день после Тиша бе-Ав в 2005 году. [ 46 ]
Нахем
[ редактировать ]добавляется абзац, начинающийся с Нахема К заключению благословения Боне Йерушалаим («Кто строит Иерусалим»), читаемого во время Амиды (для ашкенази , только на службе Минха ), («Утешение...»). Молитва раскрывает скорбное состояние Храма и города Иерусалима . Заключительная подпись благословения также дополнена словами: «Благословен Ты, Господи, утешающий Сион и созидающий Иерусалим».
Различные современные ортодоксальные и консервативные раввины предложили внести поправки в Нахем , поскольку его формулировка больше не отражает существование восстановленного Иерусалима под суверенитетом Израиля. Главный раввин Шломо Горен , например, опубликовал пересмотренную формулировку молитвы, а раввин Хаим Давид Ха-Леви предложил поставить глаголы молитвы, относящиеся к разрушению Храма, в прошедшее время. Однако подобные предложения не получили широкого распространения. [ 47 ]
История соблюдения
[ редактировать ]В течение длительного периода, отраженного в талмудической литературе, соблюдение Тиша бе-Ав приняло характер постоянно растущей печали и аскетизма.
Два независимых отчета в нееврейских источниках, написанные в IV и V веках нашей эры (н. э.), описывают, как евреи каждый год совершали паломничество в Иерусалим, чтобы оплакивать свой разрушенный Храм. В то время Византийская империя , недавно принявшая христианство в качестве государственной религии, контролировала Иерусалим и запрещала евреям въезд в город. [ 48 ] Единственным исключением, очевидно, был день траура, предположительно ежегодное празднование Тиша бе-Ав.
Первый отчет принадлежит анонимному паломнику из Бордо в его латинском путеводителе Itinerarium Burdigalense , датированном 333 годом нашей эры. Бордоский паломник описал «дырчатый камень» на Храмовой горе в Иерусалиме, который евреи «помазывают», то есть натирают маслом, один раз в год. [ 49 ] Стоя перед камнем, бордоский паломник услышал плач евреев и увидел, как они рвали на себе одежду.
Второе сообщение принадлежит христианскому святому Иерониму , который провел время в Иерусалиме после переезда из Рима в Вифлеем в конце 4 века нашей эры. Джером был плодовитым писателем. В начале V века он написал комментарии к Двенадцати малым пророкам , включая Софонию . В своем комментарии к Софонии 1:16 Иероним описал траурные обычаи евреев на Храмовой горе, в том числе то, как евреям приходилось подкупать римских солдат, чтобы получить разрешение скорбеть там. [ 50 ] Он также описал римских солдат, требующих дополнительных денег от пожилых евреев, которые плакали, имели растрепанные волосы и носили одежду, которая выглядела изношенной и порванной. [ 51 ]
С течением веков соблюдение этого дня утратило большую часть своей мрачности. [ 52 ]
Растущая строгость в соблюдении траурных обычаев в связи с Тиша бе-Ав стала ярко выражена в постталмудические времена, и особенно в один из самых мрачных периодов еврейской истории, с XV по XVIII век. [ 9 ]
Маймонид (XII век) говорит, что ограничения на употребление мяса и употребление вина относятся только к последнему приему пищи перед постом в восьмой день Ава, если он принимается после полудня, но до полудня можно есть что угодно. [ 53 ] Раввин Моисей из Куси (13 век) (он же Смаг) писал, что это универсальный обычай воздерживаться от мяса и вина в течение всего дня, предшествующего девятому ава. [ 54 ] Раввин Джозеф Каро (16 век) говорит, что некоторые привыкли воздерживаться от мяса и вина с начала недели, на которую приходится девятый день Ава; а третьи воздерживаются в течение трех недель, начиная с семнадцатого таммуза. [ 55 ]
Постепенное расширение запретов прослеживается в воздержании от браков в это время года и в других знаках траура. Так, раввин Моисей из Куси говорит, что некоторые не используют тфилин («филактерии») утром девятого дня ава, обычай, который позже стал соблюдаться повсеместно (теперь он отложен до полудня). Таким образом, многие обычаи, первоначально считавшиеся признаком необычайного благочестия, в конечном итоге стали правилом почти для всех евреев. [ 9 ]
Современное соблюдение
[ редактировать ]В Израиле
[ редактировать ]Опрос, проведенный в Израиле в 2010 году, показал, что около 22% израильских евреев постятся в Тиша бе-Ав, а 52% заявили, что отказываются от развлекательной деятельности в этот день, хотя и не постятся. Еще 18% израильских евреев ответили, что, если разрешено открыть места для отдыха, они бы вышли туда накануне постного дня, и назвали нынешний правовой статус «религиозным принуждением». Последние 8% отказались отвечать. [ 56 ]
В Израиле рестораны и развлекательные заведения закрыты накануне Тиша бе-Ав и на следующий день по закону. [ 57 ] Учреждения, нарушающие закон, подлежат штрафам. За пределами Израиля этот день не соблюдается большинством светских евреев , в отличие от Йом Кипура , в который многие светские евреи постятся и ходят в синагогу . Согласно Галахе , воины освобождаются от поста в Тиша бе-Ав на том основании, что это может поставить под угрозу их жизнь. Последний пример такого решения был вынесен во время операции «Защитная скала» главными раввинами Израиля: раввинами Давидом Лау и Ицхаком Йосефом . [ 58 ]
Когда Менахем Бегин стал премьер-министром , он хотел объединить все памятные дни и дни траура на Тиша бе-Ав, чтобы День памяти жертв Холокоста и День памяти также приходились на этот день, но это не было принято. [ 59 ]
Относительно создания Государства Израиль
[ редактировать ]Поскольку основной темой дня является разрушение двух Храмов в Иерусалиме и последующее появление еврейской диаспоры , современное восстановление еврейского государства на Святой Земле вызвало в иудаизме различные взгляды на уместность поста и других видов траура. обычаи, связанные с этим днем. Некоторые соблюдающие евреи, не являющиеся православными, сокращают некоторые траурные обычаи в знак признания чуда восстановления еврейского суверенитета спустя почти две тысячи лет. [ нужна ссылка ]
После Шестидневной войны национальное религиозное сообщество рассматривало территориальные завоевания Израиля почти с мессианским подтекстом. Завоевание географических территорий, имевших огромное религиозное значение, включая Иерусалим, Стену Плача и Храмовую гору, считалось знаменательным; однако только полное восстановление Храма даст достаточно оснований для того, чтобы перестать отмечать этот день как день траура и вместо этого превратить его в день радости. [ 60 ]
Прогрессивный иудаизм
[ редактировать ]Поскольку разрушению древних храмов не отводится центральная религиозная роль в прогрессивных конфессиях иудаизма, соблюдение Тиша бе-Ав не имеет смысла для прогрессивных евреев. [ 61 ]
Некоторые евреи-реформисты соблюдают Тиша бе-Ав, однако многие этого не делают. Раввин-реформатор Стивен Льюис Фукс утверждал, что Тиша бе-Ав может быть «одновременно днем траура и днем радости» для евреев-реформаторов, поскольку этот день может отмечать как оплакивание еврейских страданий, так и прославление еврейской стойкости. [ 62 ] Хотя классическая реформистская позиция не поощряет соблюдение Тиша бе-Ав, и хотя многие реформистские храмы до сих пор его не соблюдают, некоторые неотрадиционные реформистские синагоги начали соблюдать Тиша бе-Ав. Реформист Лоуренс А. Хоффман охарактеризовал современную позицию реформ в отношении Тиша бе-Ав как «двойственную и сложную». Некоторые евреи-реформисты, соблюдающие Тиша бе-Ав, рассматривают свое соблюдение через призму социальной справедливости или прогрессивного сионизма . [ 63 ]
Некоторые евреи-реконструктивисты соблюдают Тиша бе-Ав, а веб-сайт «Реконструкция иудаизма» предлагает ресурсы для евреев-реконструктивистов, желающих соблюдать его. [ 64 ]
Создание Государства Израиль сыграло важную роль в формировании консервативного подхода к Тиша бе-Ав. Исторически сложилось так, что Тиша бе-Ав редко обсуждался и соблюдался в консервативном движении до 1940-х годов, когда лагерь Рама основала Еврейская теологическая семинария Америки . Сионистская позиция лагеря Рама подчеркивала важность соблюдения Тиша бе-Ав. [ 65 ] Некоторые консервативные евреи испытывают двойственное отношение к Тиша бе-Ав или отказались от него, потому что современный город Иерусалим процветает и не находится в руинах. Однако подавляющее большинство консервативных синагог соблюдают Тиша бе-Ав. [ 66 ]
Другие традиции
[ редактировать ]Классические еврейские источники [ 67 ] утверждают, что еврейский Мессия родится в Тиша бе-Ав, хотя многие объясняют эту идею метафорически, поскольку надежда на еврейского Мессию родилась в Тиша бе-Ав с разрушением Храма. [ 68 ]
Иранские евреи называют этот праздник Ной (произносится «Но-и»), что, вероятно, происходит от персидского слова «но», означающего девять. Канун Тиша бе-Ав также называют Шаб-э Ной, что означает ночь девятого числа. [ 69 ]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Также написано Т. Баб , используя еврейские цифры .
- ^ В светской хронологии указан 70 год нашей эры. В некоторых версиях раввинской хронологии год указан как 68 г. н.э. Более подробную информацию см. в разделе «Отсутствующие годы (еврейский календарь)#Двухлетняя разница в еврейском календаре» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Даты Тиша бе-Ав» . Hebcal.com Дэнни Садинова и Майкла Дж. Рэдвина (CC-BY-3.0) . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Тиша бе-Ав – еврейская традиция» . yahadut.org . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Элозор Барклай; Ицхок Йегер (2003). Рекомендации: более четырехсот наиболее часто задаваемых вопросов о трех неделях . Таргум Пресс. п. 65. ИСБН 978-1-56871-254-3 .
Всевышний обрек этот день на то, что он станет обреченным на национальные бедствия на протяжении всей истории...
- ^ Пинчос Иегошуа Эллис (2005). Времена года в Галахе . Таргум Пресс. п. 267. ИСБН 978-1-56871-369-4 .
Тиша бе-Ав изначально был обречен на трагедию...
- ^ Перейти обратно: а б Хайденберг, Джеки (9 августа 2024 г.). «В первый Тиша бе-Ав после 7 октября новые литургии и традиции оплакивают новую трагедию» . Еврейское телеграфное агентство основано в 1917 году . Йерухам, Израиль . Проверено 15 августа 2024 г.
Каждый год, в день поста Тиша бе-Ав, еврейские общины по всему миру поют серию панихид, называемых «киннот», которые в стихах воспевают трагедии еврейской истории, от разрушения храмов до крестовых походов и Холокоста.
- ^ Перейти обратно: а б Харьков, Лахав (12 августа 2024 г.). «Раввины добавили 7 октября к своим скорбям Тиша бе-Ав» . Еврейский инсайдер (JI) . Соединенные Штаты . Проверено 15 августа 2024 г.
Некоторые общины в Израиле и диаспоре смогут прочитать новые тексты о недавних трагических событиях 7 октября, величайшей резне еврейского народа со времен Холокоста.
- ^ См. номера 13 ; Цифры 14 .
- ^ Числа Раба 16:20
- ^ Перейти обратно: а б с д «Ав, день девятый» . Еврейская энциклопедия . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Таанит 29а
- ^ Перейти обратно: а б с д Бехер, раввин Мордехай (1995). «История событий Тиша бе-Ав» . охрнет . Проверено 19 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Барклай, раввин Элозор; Йегер, раввин Ицхок (2003). Рекомендации: более четырехсот наиболее часто задаваемых вопросов о трех неделях . Таргум Пресс . ISBN 1-56871-254-5 . . Обратите внимание, что 31 июля — дата по юлианскому календарю ; с поправкой на григорианский календарь это будет 10 августа.
- ^ Эрбстессер, Мартин (1978). Крестовые походы . Великобритания: Дом Брюнеля. ISBN 978-0876633311 .
- ^ Грин, Дэвид Б. (22 июля 2016 г.). «Этот день еврейской истории, 1306 год: король Филипп «Красивый» изгоняет всех евреев Франции» . Гаарец .
- ^ Перейти обратно: а б «Три недели, Тиша бэв (9 ава) и месяц ава в целом» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 сентября 2021 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Крейман, Клаудия (15 сентября 2013 г.). «Горе и утешение в месяце Ава (Исаия 40:1–26)» . Хаффингтон Пост.
- ^ «Иудаизм, уроки, времена» . Сайт ешивы (на иврите) . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Гош Катиф и Т. Баб | Спросите раввина» . Кипа (на иврите) 5 октября 2006 года . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Кинот Гуш-Катиф к Тиша бе-Ав - Музей Гуш-Катифа» (на иврите) . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Плач по Гуш-Катифу • Еврейский голос» . • Еврейский голос (на иврите) . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ Бен-Порат, Идо (21 июля 2015 г.). « Размежевание стало частью пяти трагедий Тиша бе-Ав » . www.israelnationalnews.com . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Возвращаясь к выводу войск из сектора Газа, 10 лет спустя» . Форвард . 3 августа 2015 г. Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ Хорошо, Стивен (21 ноября 2016 г.). Менора: от Библии до современного Израиля . Издательство Гарвардского университета. стр. 221–222. ISBN 978-0-674-08879-5 .
- ^ «Иудаизм, уроки, времена» . Сайт ешивы (на иврите) . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Что делать в Т'Баве? – отвечает раввин Авинер» . Кипа (на иврите) 27 июля 2020 г. Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Установление поста и оплакивание разрушения Гуш-Катифа» . Перекресток (на иврите ) Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Серое вещество IV, Израиль, Гуш-Катиф Пост и Киннот 1» . www.sefaria.org . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Пост и постные дни» . www.jewishencyclepedia.com .
- ^ «Когда Тиша бе-Ав выпадает на субботу или воскресенье» . 14 июня 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Раввин Иеремия Ульман. «Законы Тиша бе-Ав» .
- ^ Шулхан Арух Орах Хаим 650:2
- ^ Джозеф бен Эфраим Каро . « Шулхан Арух , Орах Хаим, Симан 554» . Проверено 30 июля 2020 г.
В Тиша бе-Ав запрещено омовение, умащение, ношение кожаной обуви и супружеские отношения. Запрещено также читать Тору , Невиим и Ксувим и изучать Мишну , Мидраш , Гемару , Галаху и Агаду , потому что там сказано: «Заповеди Божии верны, веселят сердце» ( Теилим 19:9). ). Школьники бездельничают. Можно читать Иов и плохие вещи, которые есть в Йирмии , но если между ними есть отрывки утешения, их следует пропустить.
- ^ Перейти обратно: а б Донин, Хаим Халеви (1991). Быть евреем . Основные книги. стр. 264 . ISBN 0-465-08632-2 .
- ^ «Падшая слава - Послание Тиша бе-Ав • Torah.org» . 10 октября 2016 г. Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ Добринский, Герберт К. (1986). Сокровищница сефардских законов и обычаев: ритуальные практики сирийских, марокканских, иудео-испанских, испанских и португальских евреев Северной Америки (2-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Университет ешивы Ктав. п. 306. ИСБН 0-88125-032-5 .
- ^ «Избранные галахи дней Тиша бе-Ав | Бейт-Мидраш | Уроки Торы |yeshiva.co» . Сайт ешивы . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Джозеф бен Эфраим Каро . «Шулхан Арух/Орах Хаим/555» . Проверено 18 апреля 2016 г.
- ^ Шулхан Арух с Мишной Брура 558:1
- ^ «Когда празднуется Тиша бе-Ав в воскресенье» . Еврейские праздники . 24 июля 2015 года . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ Кицур Шулхан Арух 125:6
- ^ «Чтение Эйхи на Тиша бе-Ав (раввин Джош Флюг)» . www.yutorah.org . 22 мая 2023 г.
- ^ «Книга Иова (Иова)» . Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года.
- ^ «Йов (Иов) – Дерех а-Тора» .
- ^ Исраэль Абрахамс, Фестивальные исследования (1906, Лондон, Macmillan & Co.), стр. 81.
- ^ Шмуэль Пинхас Гелбард, Обряд и разум; 1050 еврейских обычаев и их источников (1998, Нью-Йорк, Фельдхайм), страницы 554–555.
- ^ «Тиша бе-Ав: Особый Гуш Катиф Кинна» . Махон Шило. 11 декабря 2008 г.
- ^ « Нахем»: менять или не менять? – спросите раввина . ОзТора. Август 2008.
- ^ «Традиция траура на Храмовой горе в Тиша бе-Ав» . www.jewishmag.com . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Бордоский паломник (ок. 333 г. н.э.), перевод Эндрю С. Джейкобса» . andrewjacobs.org . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ См. также Левенберг, Меир. «Покинули ли евреи Храмовую гору?» . www.academia.edu . Проверено 26 апреля 2023 г. Стипендия Ф. Меира Левенберга в этой области чрезвычайно полезна для непрофессионалов. Однако обратите внимание, что его цитирование (во многих статьях) комментариев Иеронима к «Софонии 1:6» неверно. Правильная цитата — это Софония, глава 1, стих 16, как указано выше.
- ^ Джером; Шек, Томас П. (2016). Комментарии к Двенадцати Пророкам: Том 1 . ИнтерВарсити Пресс . ISBN 9780830829163 . .
- ^ «АБ, ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ Мишне Тора Хилхот Таанит 5:8
- ^ Сефер Мицвот ха-Гадол , Венецианское издание, Законы Тиша бе-Ав , 249b
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим 551
- ^ Леви, Лави; Брэкман, Ривка Любич. «Опрос: 74% следуют традиции Тиша бе-Ав» . Еврейская сцена Израиля, Ynetnews . www.ynet.co.il. Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ «Тиша бе-Ав: оплакивая разрушение, но надеясь на искупление» . Аруц Шева. 8 августа 2011 г.
- ^ Фаркаш, Тали (4 августа 2014 г.). «Бойцы ЦАХАЛа освобождаются от поста Тиша бе-Ав» . Инет .
- ↑ Мечты о Третьем Храме в конфликтной Земле Израиля , «Гаарец» , 20 июля 2010 г.
- ^ Бен Меир, Иегуда (март 2005 г.). «Размежевание: идеологический кризис» . Стратегическая оценка . 7 (4). Институт исследований национальной безопасности . Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ «Тиша бе-Ав» . Союз реформистского иудаизма . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «Как евреям-реформаторам следует соблюдать Тиша бе-Ав?» . Союз реформистского иудаизма . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «Евреи-реформисты принимают Тиша бе-Ав» . Питтсбургские еврейские хроники . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «Тиша бе-Ав» . Реконструкция иудаизма . 6 июля 2023 г. Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «Тиша бе-Ав в наше время» . Атланта Еврей Таймс . 28 июля 2020 г. Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «Что такое Тиша беав и как его соблюдают?» . ИсследованиеJudaism.org. 20 июня 2022 г. Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ Иерусалимский Талмуд, Берахос 2:4;
- ^ Зильберберг, Нафтали. «Правда ли, что Мессия родится (или родился) в Тиша бе-Ав?» . AskMoses.com . Проверено 22 июля 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Забавные факты о еврейском языке» . Проверено 4 декабря 2023 г.