Тибетский календарь

Тибетский календарь ( тибетский : ལོ་ཐོ , Wylie : Lo-tho ), или тибетский лунный календарь , представляет собой лучевой календарь , то есть тибетский год состоит из 12 или 13 лунных месяцев , каждый из которых начинается и заканчивается новолуние . Тринадцатый месяц добавляется каждые два или три года, так что средний тибетский год равен солнечному году . [ 1 ] Календарь Phukpa является основным тибетским календарем, а календарь Tsurluk Karma Kagyu также в настоящее время используется.
Тибетский Новый год празднования - Лосар ( Тибетский : ལོ་གསར་ , Wylie : Lo-GSAR ), который падает либо в февраль или март, в григорианском календаре . В Тибете было много разных традиций, чтобы установить дату первого дня нового года. Первый день Нового года также совпадает с третьим (монгольским) месяцем в других альманахах, в то время как даты монгольского календаря совпадают с тибетским календарем. [ 2 ]
Каждый месяц определенные даты в тибетском календаре имеют особое значение для тибетских буддийских практик. [ 3 ] [ 4 ] , как и определенные месяцы тибетского календарного года, когда соответствуют годовщины событий из жизни Шакьямуни Будды , такие как сага Дава из Тибетского четвертого месяца.
Годы
[ редактировать ]
Были разные традиции именования лет ( тибетский : ལོ་ , Wylie : Lo ) в Тибете. С 12 века мы наблюдаем использование двух шестидесятилетних циклов. 60-летний цикл известен как цикл Врихаспати и впервые был введен в Тибет индийским буддистом по имени Чандранат и Цилу Пандит в 1025 году. [ 5 ] Первый цикл - Рабджён ( тибетский : རབ་བྱུང༌། , Wylie : Rab Byung ) цикл. Первый год первого цикла Рабьюн начался в 1027 году. Этот цикл был принят из Индии. Второй цикл был получен из Китая и назывался Drukchu Kor ( тибетский : དྲུག་ཅུ་སྐོར། , Wylie : Drug Cu Skor , Sanskrit vrhaspati ). Первый год первого цикла Drukchu Kor начался в 1024 году. Циклы были подсчитаны по порядковым числам , но годы в циклах никогда не учитывались, но упоминались специальными именами. Структура Drukchu Kor была следующей: Каждый год ассоциируется с животным и элементом , аналогичным китайскому зодиаку . [ 6 ] У животных есть следующий заказ:
У элементов есть следующий заказ:
Огонь Земля Железо Вода Древесина
Каждый элемент связан с двумя последовательными годами, сначала в его мужском аспекте, затем в своем женском аспекте. Например, земли- дракона за годом за землей-драконом за годом земли- змеи , а затем мужским годом железной лошади . Пол может быть опущен, как это можно сделать из животного.
животновому элементу повторяются в циклах 60 лет ( цикл сексагена ), начиная с (мужского) древесного Обозначения по года. Эти большие циклы пронумерованы, первый цикл, начинающийся в 1024 году. Следовательно, 2005 год примерно соответствует (женскому) древесины году 17-го цикла. Первый год шестидесятилетнего цикла индийского происхождения (1027) называется Rab-Byung (так же название как обозначение цикла) и эквивалентен (женскому) году пожарного кролика .
Год (григорианский) Год, по словам Рабьюнга Уайли Элемент Животное Секс 2008 Рабджё 17 Ло 22 В Моланге Земля Крыса мужской 2009 Рабджё 17 Ло 23 как фо Земля Бык женский 2010 Рабджё 17 Ло 24 LCAGS PHO STAG Железо Тигр мужской 2011 Рабджё 17 ло 25 LCAGS MO YOS Железо заяц женский 2012 Рабджё 17 Ло 26 Чу По 'Бруг Вода Дракон мужской 2013 Рабджё 17 Ло 27 Чу Мо Сбрул Вода Змея женский 2014 Рабджё 17 Ло 28 Шинг Фо РТА Древесина Лошадь мужской 2015 Рабджё 17 Ло 29 Shing Mo Lug Древесина Овца женский
Годы с кардинальными числами
[ редактировать ]Три относительно современных обозначения кардинальных чисел используются в течение тибетских лет.
На тибетских банкнотах с первой половины чисел кардиналов 20 -го века можно увидеть, с 1 -го класса в 255 году, что является ссылкой на легендарного 28 -го императора Тибета , Тотори Ньянтсена .
С момента второй половины 20 -го века была использована еще одна нотация, где год, например, 2024 г. CE совпадает с тибетским годом 2151 года. Эта относительно современная нотация называется Bö Gyello ( Bod Rgyal LO ). В эту эпоху первый год составляет 127 г. до н.э., датируемый легендарным прародителем династии Ярлунг , Ньятри Ценпо .
В тибетских календарях второй половины 20 -го века и на тибетских монетах. Количество кардинальных лет обнаружено с указанием рапло , где первый год совпадает с первым годом рабжён -цикла, то есть 1027. Rab lo 928, для Пример, год 1954 года в западном григорианском календаре .
Год (григорианский) Эпоха
127 г. до н.э.Эпоха
255Эпоха
1027Примерно с февраля/марта 2009 г. 2136 1755 983 Примерно с февраля/марта 2010 года 2137 1756 984 Примерно с февраля/марта 2011 года 2138 1757 985 Примерно с февраля/марта 2012 года 2139 1758 986
Месяцы
[ редактировать ]Во время Тибетской империи (7-9 века) Тибетские месяцы ( тибетские : ཟླ་བ་ , Wylie : Zla Ba , Thl : Dawa ) были названы в соответствии с Four Seasons:
- Первый весенний месяц ( dpyid zla ra ba ), средний весенний месяц ( dpyid zla 'raving po ), прошлый весенний месяц ( dpyid zla mtha' chung ),
- Первый летний месяц ( Dbyar zla ra ba ), средний летний месяц ( Dbyar Zla 'Bring Po ), прошлый летний месяц ( Dbyar Zla Mtha' Chung ),
- Первая осенняя месяц ( Ston Zla Ra Ba ), средняя осенняя месяц ( Ston-Zla 'raving-po ), прошлый осенний месяц ( Ston Zla Mtha' Chung ),
- Первый зимний месяц ( Dgun zla ra ba ), средний зимний месяц ( Dgun-Zla 'raving-po ) и прошлый зимний месяц ( Dgun zla mtha' Chung ).
С 12 века каждый месяц был назван 12 животными китайского зодиака :
- Олен , ( тигр ), Йос ( Заяц ), ( Дракон ) Бруг Сбрул ( змея , ), RTA ( лошадь ), Lug ( овца ), сплель ( обезьяна ), Bya ( птица ), кхии ( собака ), фаг ( кабан ) , byi ba ( крыса ) и glang ( ox ).
С введением календаря Калакакратантра во второй половине 11 -го века месяцы были также названы через лунные особняки, в которых, грубо говоря, каждый месяц полная луна: каждый месяц: каждый месяц:
|
Во второй половине 13-го века знаменитый правитель Дрогён Чёгьял Фагпа представил систему подсчета месяца по порядковым числам, так называемый HOR "Монгольский месяц:
|
|
Все эти системы подсчета или именования были использованы до современного времени.
Дни
[ редактировать ]
Существует три разных типа дней ( Zhag ), Khyim zhag , Tshes Zhag и Nyin Zhag .
Первые два дня - астрономические дни. Время, необходимое для того, чтобы среднее солнце проходило через один из двенадцати традиционных признаков зодиака (двенадцати кхим ), называется Khyim Zla (солнечный месяц). Одно тридцать солнечного месяца ( Khyim zla )-это один хим-Zhag , который можно назвать зодиакальным днем, потому что в западной терминологии нет эквивалентного названия.
Время, необходимое Луне, удлинить 12 градусов от солнца и каждые 12 градусов после этого - один тити ( TSHES ZHAG , «Лунный день»). Длина таких лунных дней значительно варьируется из -за изменений в движениях Луны и Солнца.
Тридцать лунных дней образуют один лунный или синодический месяц ( TSHES ZLA ), период от новолуния до новолуния. Это равно времени, необходимому для луны, чтобы удлинить 360 градусов от солнца (солнце до солнца). Естественный день ( NYIN ZHAG ) определяется тибетцами как период от рассвета до рассвета. Строго говоря, месяцы, появляющиеся в тибетском альманахе, называемых американскими тибетскими календарными месяцами, не совпадают с лунными или синодическими месяцами ( TSHES ZLA ), которые могут начать и заканчиваться в любое время дня. В Тибетском не существует специального срока для календарного месяца, содержащего целые дни. Эти календарные месяцы называются Zla BA (месяц).
Тибетский календарный месяц обычно начинается с дня недели или естественного дня ( GZA ' или NYIN Zhag ), в котором заканчивается первый TITHI ( TSHES ZHAG ). Тибетский календарный месяц обычно заканчивается недельным днем или естественным днем ( GZA ' или Nyin Zhag ), в котором заканчивается 30 -й Tithi ( TSHES ZHAG ). В результате, тибетский календарный месяц ( ZLA BA ) состоит из 29 или 30 естественных дней. В последовательности естественных дней или недельных дней нет пропущенных дней или дней, которые встречаются дважды. Но поскольку эти дни также названы термином TSHS вместе с кардинальным номером, случается, что определенные числа или даты (соответствующие tithi) вообще не встречаются ( Chad ) или не появляются дважды ( LHAG ). Тти TSHES подсчитывается от 1 до 30, и может случиться так, что в понедельник с Лунным Днем № 1 ( GCIG ) сопровождается во вторник с Днем Луны № 3 ( TSHES GSUM ). С другой стороны, в понедельник с Лунным Днем № 1 ( TSHES GCIG ) может последовать вторник с Лунным Днем № 1 ( TSHES GCIG ). Другими словами, довольно часто случается, что определенные даты не появляются в тибетском альманаке, и определенные даты встречаются дважды. Но нет естественных дней или недельных дней, которые встречаются дважды или которые опущены.
Дни недели ( тибетский : གཟའ , Wylie : Gza ' ) названы в честь астрономических объектов . [ 7 ]
День Тибетский ( Wylie ) Фонетическая транскрипция Объект Воскресенье Воскресенье ( GZA 'NYI MA ). Останавливаться Солнце Понедельник Понедельник ( Gza 'zla w лекарство Луна Вторник Понедельник ( GZA 'MIG DMAR ). Микмар Марс Среда Среда ( GZA 'Lhak PA ). Лхакпа Меркурий Четверг Четверг ( GZA 'Phur Bu Purbu Юпитер Пятница Четверг ( GZA 'PA Sangs ) Установить Венера Суббота Суббота ( GZA 'Spen BA ) Клоб Сатурн
NYIMA "Sun", Dawa "Moon" и Lhakpa "Mercury" - общие личные имена для людей, родившихся в воскресенье, понедельнике или среду соответственно.
История
[ редактировать ]Во время Тибетской империи двенадцать месяцев были названы в соответствии с четырьмя сезонами года, а год начался весной. [ 8 ]
Тибетцы исторически использовали индийскую астрологическую систему, Tib. Кардтис , который разделил дни на ритмы, определяемые элементами и созвездиями, [ 8 ] а позже использовал китайскую астрологическую систему, Tib. Byung rtsis , который фокусируется на двенадцати животных и пять элементов для описания закономерностей событий. К индийским и китайским системам присоединились учения Будды , найденные в сутре Аватамсакра и Тантра Калачакра для развития тибетского астрологического календаря.
Начиная с 12 -го века, годы были названы в честь 12 животных, распространенных в китайском зодиаке .
Перевод тантры Калачакра в конце 11 -го века стал начало смены календаря Тибета. Эта тантра ссылается на индийскую астрономическую календарную систему с ее расчетами, которые следуют прогрессированию созвездий - пять планет и затмения Солнца и Луны.
Поскольку первоначальные учения Калачакры преподавали самим Буддой, двести лет спустя, календарь Калачакры был официально принят в качестве тибетского календаря «Королем» Дрогён Чогьял Фагпа во второй половине 13-го века. [ Цитация необходима ]
Отдельный тибетский календарь был разработан в 1284 году по происхождению Гьялванг Кармапа, календаря традиции Цурфу. Этот календарь Цурлук основан на 3 -м Кармапе , астрологическом трактате Рангджунг Дордже, называемом сборником астрологии (Тиб. Рцсис Кун Бсдус П.А. ), трактат, из которого многие позднее тракционировали, написанные последующими кармапами и Конгтрулом Джамгоном Календарь Цурлука все еще наблюдается Ципа Гелек Дхаргай, в 17 -м Кармапе , сиденье Огина Тринли Дорье в Румтеке , Сикким, Индия. [ 8 ]
В 1447 году тибетский астролог Phukpa Lhündrub Gyatso составил астрологический трактат, называемый устным учениям Пундарики (Tib. Pad Dkar Zhal Lung ). Его работа основала календарь Phukpa , который является основным календарем Тибета. [ 8 ] Этот основной тибетский календарь, Phukpa, был модифицирован много раз в течение последующих веков, и он остается лучевым календарем.
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Gyllenbok, J. (2018). Энциклопедия исторической метрологии, веса и мер: том 1 . Научные сети. Исторические исследования. Springer International Publishing. п. 402. ISBN 978-3-319-57598-8 Полем Получено 2024-05-13 .
- ^ Блунден Дж. (2008). Монголия . Брэдт направляет (на итальянском языке). Брэдт путеводителей. п. 69. ISBN 978-1-84162-178-4 Полем Получено 2024-05-13 .
- ^ Барнетт, Р.; Akiner, S. (1996). Сопротивление и реформа в Тибете . Motilal Banarsidass. п. 240. ISBN 978-81-208-1371-7 Полем Получено 2024-05-13 .
- ^ Гвинн П. (2011). Мировые религии на практике: сравнительное введение . Уайли. п. 304. ISBN 978-1-4443-6005-9 Полем Получено 2024-05-13 .
- ^ Сарат Чандра Дас, Тибетский английский словарь: с санскритскими синонимами , с. VIII (доступ: 25 октября 2009 г.).
- ^ Крамп, WD (2016). Энциклопедия новогодних праздников по всему миру . EBL-Schweitzer. McFarland, Incorporated, Publishers. п. 42. ISBN 978-1-4766-0748-1 Полем Получено 2024-05-13 .
- ^ Schlagintweit, E. (1863). Буддизм в Тибете: иллюстрируется литературными документами и объектами религиозного поклонения, с рассказом о буддийских системах, предшествующих им в Индии . FA Brockhaus. п. 289 Получено 2024-05-13 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Нитарта, «О тибетском календаре», https://nitartha.org/about-the-itibetan-calendar/
Первичные источники
[ редактировать ]- (Санскрит) Калакакратантра. (Тибетиш) MCHOG GI DANG-PO SANGS-RGYAS LAS PHYUNG-BA RGYUD KYI RGYAL-PO DUS KYI 'KHOR-L.
- Grags-Pa rgyal-mchaan: dus-tshod bzung-ba'i rtsis-yig
- SDE-SRID SANGS-RGYAS RGYA-MTSHO: PHUG-LUGS RTSIS KYI LEGS-BSAHAD MKHAS-PA'I MGUL-RGYAN VAIDUR DKAR-PO'I DO-SAL DPYD-LDAN SNYIN-NOR
- Карма НЕТ ЛОГ БСПАН-ДЖИН: КА МЕТС-ЛАГОВЫЙ РАЗРЕШЕНИЯ
Вторичные источники
[ редактировать ]- Сванте Янсон , тибетская календарная математика , доступ 16 декабря 2009 г.
- Норбу, Тубтен и Харрер, Генрих (1960). Тибет моя страна . Лондон: профсоюз читателей, Руперт Харт-Дэвис.
- но körős; Александр Ксома (1834). Грамматика тибетского языка . Калькутта.
- Хеннинг, Эдвард (2007). Калакакра и тибетский календарь . Сокровищница буддийских наук. Нью -Йорк: издательство Колумбийского университета. п. 408. ISBN 978-0-9753734-9-1 .
- Лауфер, Бертольд (1913). Применение тибетского цикла секс -генари . T´oung Pao, vol. 14, с. 569–596.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка ) CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Петри, Уинфрид (1966). Индо-тибетическая астрономия. Тезис об габилитации по получению Венеи Legendi для предмета истории естественных наук на высшей научной факультете Университета Людвига Максимилиан в Мюнхене . Мюнхен.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Пеллиот, Пол (1913). Цикл шестидесятых в тибетской хронологии . Париж: Азиатская газета 1, стр. 633–667.
- Schuh, Dieter (1973). Исследования по истории тибетского законопроекта о календаре . Висбаден: Штайнер Верлаг.
- Schuh, Dieter (1974). Основные особенности разработки тибетского законопроекта о календаре . Журнал немецкого общества Morge, Дополнение II. Немецкий восточный день с 1 по 5 октября 1972 года в Любеке. Лекции, с. 554–566.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка ) CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Цепон WD Shakabpa (1967). Тибет: политическая история . Нью -Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета.
- Tournadre, Nicolas & Sangda Dorje (2003). Руководство по стандартному тибетсу: язык и цивилизация . транс. Бэмбл, Чарльз. Итака: Snow Lion Publications. ISBN 1-55939-189-8 .
- Yamaguchi, Zuiho (1973). Хронологические исследования в Тибете . Chibetto no Rekigaku: Годовой отчет Академического фонда Zuzuki X, с. 77–94.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка ) CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Yamaguchi, Zuiho (1992). Значение интеркалярных констант в тибетском календаре и исторических таблицах интеркалярного месяца . Тибетские исследования: Материалы 5 -го семинара Международной ассоциации тибетских исследований, Vol. 2, с. 873–895: Нарита.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]