Главный вокзал Берлина
Hbf | |||||
Общая информация | |||||
Другие имена | Лертер железнодорожная станция | ||||
Расположение | Европаплац 1 10557 Берлин Митте , Берлин, Берлин Германия | ||||
Координаты | 52 ° 31'30 "N 13 ° 22'10" E / 52,52500 ° N 13,36944 ° E | ||||
Владелец | БД ИнфраГО | ||||
Линия(и) | |||||
Платформы |
| ||||
Треки |
| ||||
Операторы поездов | |||||
Соединения | |||||
Строительство | |||||
Тип структуры |
| ||||
Велосипедные удобства | Вызов велосипеда | ||||
Доступный | Да | ||||
Архитектор | Мейнхард фон Геркан из Gerkan, Marg and Partners | ||||
Другая информация | |||||
Код станции | 1071 | ||||
Код ДС100 | BLS (основная линия, верхний уровень), BL (основная линия, нижний уровень), BHBF (городская железная дорога) [ 1 ] | ||||
РНР | 8011160 | ||||
Категория | 1 [ 2 ] | ||||
Создать зоны | : Берлин A/5555 [ 3 ] | ||||
Веб-сайт | www.bahnhof.de | ||||
История | |||||
Открыто | 26 мая 2006 г | ||||
Пассажиры | |||||
300 000 в день [ 4 ] | |||||
| |||||
|
Центральный вокзал Берлина ( [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] — главный железнодорожный вокзал Берлина ) , Германия. [ 11 ] Он вступил в полную эксплуатацию через два дня после торжественного открытия 26 мая 2006 года. Он расположен на месте исторического вокзала Лертер Банхоф и на Берлина пригородной железной дороге . Станция принадлежит DB InfraGO , дочерней компании Deutsche Bahn AG, и классифицируется как станция категории 1 , одна из 21 [ 12 ] в Германии и четыре в Берлине, остальные — Berlin Gesundbrunnen , Berlin Südkreuz и Berlin Ostbahnhof .
) (английский: Центральный вокзал БерлинаLehrter Bahnhof (станция Лерте) открылась в 1871 году как конечная станция железной дороги, соединяющей Берлин с Лерте , недалеко от Ганновера , которая позже стала самой важной магистральной линией Германии с востока на запад. В 1882 году, с завершением строительства Stadtbahn (Городской железной дороги, четырехпутной центральной надземной железнодорожной линии Берлина, по которой обслуживаются как местные, так и магистральные линии), к северу от станции, была открыта меньшая пересадочная станция под названием Lehrter Stadtbahnhof для обеспечения сообщения. с новой линией. Позже эта станция стала частью Берлинской городской железной дороги. В 1884 году, после закрытия близлежащего вокзала Гамбургер Банхоф (вокзал Гамбурга), Лертер Банхоф стал конечной станцией для поездов, следующих в Гамбург и обратно .
После серьезного ущерба во время Второй мировой войны ограниченное сообщение с главным вокзалом было возобновлено, но затем приостановлено в 1951 году. В 1957 году, когда железные дороги в Западный Берлин находились под контролем Восточной Германии , Лертер Банхоф был снесен, но Лертер Штадтбанхоф остался как остановиться на городской железной дороге. В 1987 году он был капитально отремонтирован в честь 750-летия Берлина. После воссоединения Германии было решено улучшить железнодорожную сеть Берлина путем строительства новой магистральной линии с севера на юг в дополнение к городской железной дороге с востока на запад. Лертер Штадтбанхоф считался логичным местом для нового центрального вокзала.
Расположение
[ редактировать ]Станция расположена в районе Моабит , в избирательном округе Митте. На севере находится Европаплац и Инвалиденштрассе , а на юге — Вашингтонплац и Шпрее . К югу от станции находятся Шпреебогенпарк , Бундессканцлерамт и Пауль-Лёбе-Хаус. На востоке находится район Митте и Гумбольдтафен.
Функция
[ редактировать ]Berlin Hauptbahnhof является частью концепции гриба в Берлине, в которой станция образует соединительную точку для сходящихся и пересекающихся линий различных видов общественного транспорта.
Длина станции составляет 430 метров (1411 футов), хотя длина некоторых платформ составляет 80 метров (260 футов).
Конструктивно весь вокзальный комплекс представляет собой башенную станцию, а функционально – пересадочную, аналогичную всем центральным станциям. Комплекс состоит из нескольких независимых рабочих точек:
- Пути с 1 по 8 находятся под землей и используются для региональных и междугородних перевозок на магистрали Берлин-Север-Юг .
- Пути 9 и 10 находятся под землей и будут использоваться для будущей S21 . линии городской железной дороги
- Пути с 11 по 14 находятся над землей и используются для региональных и междугородних перевозок на Берлинской городской железной дороге .
- Пути 15 и 16 подняты над землей и используются для движения городской железной дороги на городской железной дороге.
- Пути U1 и U2 отделены от главной станции и используются для метро линии U5 .
Строительство и техника
[ редактировать ]Здание
[ редактировать ]Здание вокзала имеет два платформенных уровня и три соединительных и бизнес-уровня. По сравнению со станцией метро Raffles Place и главной станцией Тайбэя , это одна из самых густонаселенных станций. Верхний уровень платформы обслуживает Берлинскую городскую железную дорогу и состоит из шести надземных путей на четырех мостовых конструкциях, обслуживаемых тремя островными платформами высотой 10 метров (33 фута). На внешних мостах по одной колеи, а на внутренних — по две. Нижний уровень платформы обслуживает магистраль Берлина Север-Юг и состоит из восьми подземных путей, обслуживаемых четырьмя островными платформами глубиной 15 метров (49 футов 3 дюйма). На востоке находятся два пути и островная платформа, обслуживающая метро линию U5 (ранее линия U55 ). Дальше на восток аналогичная двухпутная платформа строится в рамках проекта S21 .
Мосты, по которым проходит Stadtbahn, имеют длину около 680 метров (2231 фут) и охватывают не только территорию вокзала, но и прилегающий Гумбольдтафен. Из-за особенностей расположения Stadtbahn они изогнуты, а за счет расширения с четырех до шести путей и дополнительных платформ общая ширина увеличилась с 39 до 66 метров (от 128 до 217 футов). Мост Гумбольдтафена пересекает Гумбольдтафен, его пролет составляет 60 метров (197 футов). Он состоит из дуги со стальными трубами и балки из предварительно напряженного бетона в качестве верхней полки.
Верхний платформенный зал, идущий с востока на запад, имеет длину 321 метр (1053 фута) и представляет собой арочную конструкцию со стеклянной крышей без колонн, которую поддерживают две внешние конструкции железнодорожного путепровода. В стеклянную поверхность была интегрирована фотоэлектрическая система площадью 2700 квадратных метров (29 000 квадратных футов) мощностью 330 киловатт. Зал имеет ширину от 46 до 66 метров (от 151 до 217 футов) и высоту максимум 16 метров (52 фута 6 дюймов). Он состоит из трех секций: западного сегмента длиной 172 метра (564 фута) и восточного сегмента 107 метров (351 фута). Между ними находится крыша шириной 50 метров (164 фута) и длиной 180 метров (591 фут) с севера на юг, цилиндрические своды которой вместе с основной крышей образуют плоский виадук. Параллельно крыше с севера на юг две «гладильные конструкции» охватывают главную крышу платформенного зала и несут крышу с севера на юг. Эти гладильные конструкции занимают 42 000 квадратных метров (450 000 квадратных футов) офисных помещений.
На северо-восточной части двух противоположных по диагонали террас вокзала скульптура «Качающаяся лошадь», установленная в 2007 году Юргеном Гёрцем, искусственно дополняет здание и напоминает Lehrter Bahnhof и Lehrter Stadtbahnhof. Есть интегрированные искусственные элементы, которые можно рассмотреть через четыре иллюминатора.
С юго-западной террасы поднимается замаскированный дымоход, расположенный под туннелем Тиргартен Шпреебоген .
Во время циклона Кирилл 18 января 2007 года горизонтальная стойка длиной 8,4 метра (27 футов 7 дюймов) и массой 1,35 тонны (2976 фунтов) высотой 40 метров (131 фут 3 дюйма) врезалась в решетчатую внешнюю часть лестницы. , на юго-западной части здания, от крепления оторвалась еще одна стойка. Эти декоративные элементы были только подвешены и должны выдерживать только собственный вес. В качестве меры защиты над носителем помещали небольшие листы, чтобы предотвратить дальнейшее растворение носителя.
История
[ редактировать ]Лертер Банхоф с 1871 по 1958 год.
[ редактировать ]Между 1868 и 1871 годами железная дорога длиной 239 километров (149 миль) была построена между Ганновером и Берлином через Лерте железнодорожной компанией Magdeburg Halberstädter. Лертер Банхоф был построен как конечная остановка Берлина. Он находился рядом с Гамбургским вокзалом , недалеко от тогдашней границы Берлина, в порту Гумбольтафен на реке Шпрее . Его архитекторами были Альфред Лент , Бертольд Шольц и Готлиб Анри Лапьер .
В отличие от более ранних железнодорожных вокзалов, построенных с кирпичными фасадами и в соответствии с современными тенденциями, Lehrter Bahnhof был спроектирован в стиле французского неоренессанса . Первоначально запланированный каменный фасад в целях экономии был заменен глазурованной плиткой. Благодаря своей великолепной архитектуре вокзал был известен как «дворец среди вокзалов».
Навес для поезда имел длину 188 метров (617 футов) и ширину 38 метров (125 футов). Его крыша представляла собой длинный цилиндрический свод со стальными опорами. Как это было принято в то время, станция была разделена на сторону прибытия на западе и сторону отправления на востоке. Первоначально путей было пять, четыре из которых заканчивались у боковой и центральной платформы; пятый путь не имел платформы и служил разворотом для локомотивов. На рубеже веков эту дорогу убрали, чтобы расширить центральную платформу.
Хотя фасад здания был богато украшен и имел парадный вход, большинство пассажиров входили и выходили через восточную сторону, где могли останавливаться конные экипажи.
В 1882 году столичная железная дорога, предшественница городской железной дороги , начала движение по двум путям Штадтбана; Междугороднее движение началось в 1884 году по двум другим. С расширением Lehrter Bahnhof он смог взять на себя функции Hamburger Bahnhof. Была построена соединительная линия длиной 300 м (984 фута); 14 октября 1884 года движение в сторону Гамбурга , северо-восточной Германии и Скандинавии было перенаправлено на Лертер-Банхоф, а Гамбургский Банхоф закрыт.
В 1886 году железная дорога Берлин-Лерте, а вместе с ней и Лертер Банхоф, была национализирована и впоследствии перешла под контроль Прусских государственных железных дорог . [ нужна ссылка ]
Даже в первые годы своего существования линия была известна как одна из самых быстрых в стране: в 1872 году экспрессы могли развивать скорость 90 км/ч (56 миль в час). 19 декабря 1932 года состоялся первый рейс знаменитого дизельного самолета Fliegender Hamburger («Летающий гамбургер»), который доставил пассажиров в Гамбург со скоростью 160 км/ч (99 миль в час).
Во время Второй мировой войны станция сильно пострадала. После войны снаряд отремонтировали, чтобы его можно было использовать временно. В конце 1940-х годов он стал частым местом, где Группы советских оккупационных войск в Германии солдаты совершали сексуальное насилие над пассажирами . [ 13 ] Однако послевоенное разделение Германии положило конец большинству Западного Берлина магистральных станций . 28 августа 1951 года последний поезд отправился из Лертер-Банхоф, направляясь в Вустермарк и Науэн . 9 июля 1957 г. начался снос, а 22 апреля 1958 г. был взорван главный вход. Самой большой проблемой при сносе станции было сохранение виадуков городской железной дороги, идущих прямо над головой. Работы завершились летом 1959 года.
Лертер Штадтбанхоф с 1882 по 2002 год.
[ редактировать ]Stadtbahn 15 мая 1882 года открылся Lehrter Stadtbahnhof, расположенный на виадуке в северной части вестибюля Lehrter Bahnhof. Эта четырехпутная станция Stadtbahn использовалась в основном пригородными поездами. Основная цель Stadtbahn заключалась в том, чтобы соединить центральные районы Берлина с Lehrter Bahnhof, конечной станцией Schlesischer Bahnhof с близлежащим Шарлоттенбургом , который тогда еще был отдельным городом. Он также обеспечивал железнодорожное сообщение с востока на запад через центр Берлина.
Из-за неуклонного увеличения трафика на Лертер Штадтбанхоф и его расположения на мосту, пересекающем северную часть Лертер Банхоф, в структуру путей были внесены серьезные изменения в 1912 и 1929 годах. 1 декабря 1930 года недавно электрифицированные пригородные поезда получили обозначение S-Bahn , что делает Lehrter Stadtbahnhof S-Bahnhof.
Во время войны, в апреле 1943 года, станция была разбомблена польским диверсионно-диверсионным отрядом « Загра-лин ».
Штадтбанхоф пережил Вторую мировую войну в целости и сохранности, но потерял свое довоенное значение из-за разделения Берлина; Поскольку Лертер Банхоф был закрыт, Штадтбанхоф обслуживал только относительно малонаселенный район недалеко от границы с Восточным Берлином . Это была конечная остановка в Западном Берлине ; следующая станция, Berlin Friedrichstraße , находилась в Восточном Берлине , хотя она служила остановкой в системах S- и U-Bahn Западного Берлина; эти части вокзала были изолированы и недоступны для жителей Восточного Берлина. S-Bahn, как и магистрали, ведущие в Западный Берлин , находилась в ведении Восточногерманской железной дороги Deutsche Reichsbahn . Строительство Берлинской стены в 1961 году еще больше изолировало станцию и привело к бойкоту городской железной дороги в Западном Берлине, который продолжался до 1980-х годов, когда эксплуатация линий городской железной дороги Западного Берлина была передана транзитному управлению Западного Берлина. БВГ .
На праздновании 750-летия Берлина в 1987 году станция, которая сейчас находится под контролем Западного Берлина, была отремонтирована стоимостью около 10 миллионов немецких марок . Поскольку оно в значительной степени сохранилось в своем первоначальном состоянии, оно стало памятником архитектуры .
Однако в 2002 году Лертер Штадтбанхоф был снесен, чтобы освободить место для нового центрального вокзала, несмотря на его статус в списке. Аргументом было то, что станции Bellevue и Hackescher Markt архитектурно схожи. Хакешер Маркт в бывшем Восточном Берлине был восстановлен в 1994–1996 годах, после воссоединения Германии .
Планируем новую станцию
[ редактировать ]Вскоре после падения Берлинской стены в 1989 году градостроители начали работу над транспортным планом воссоединенного Берлина. Одним из элементов этого стал «Pilzkonzept» (концепция гриба), в рамках которой должна была быть построена новая железнодорожная линия с севера на юг, пересекающая Stadtbahn. Название произошло от формы, образованной новой линией и существующими линиями, отдаленно напоминающей гриб.
В июне 1992 года федеральное правительство решило, что новая станция должна быть построена на месте Лертер Банхоф. Несмотря на близость к центру Берлина и правительственным зданиям, этот район все еще не был густонаселен. В следующем году был проведен конкурс дизайнеров проекта, который выиграла гамбургская архитектурная фирма Gerkan, Marg and Partners .
Дизайн предусматривал пять уровней. На самом высоком уровне, на мосту на высоте 10 метров (33 фута) над уровнем улицы, должны были быть платформы для поездов дальнего следования и городской железной дороги на существующей городской железной дороге. На самом нижнем уровне, 15 метров (49 футов) под землей, должны были быть платформы, обслуживаемые новыми туннелями до Потсдамской площади под Шпрее и Тиргартеном , образуя новую линию с севера на юг, идущую к северной части кольца скоростной железной дороги вокруг центральной части. Берлин. Также были включены платформы для запланированного расширения 5- й линии метро .
Утверждение планирования станции и сообщения с севера на юг было дано 12 сентября 1995 года. В 1997 году было подписано соглашение о финансировании между Перлебергерштрассе и Шпреебогеном, между федеральным правительством и железной дорогой на общую сумму 700 миллионов евро. Федеральная доля составила 500 млн евро. Любое дополнительное увеличение затрат должно было быть разбито по определенному ключу.
Компания Bahn AG поручила нью-йоркской компании Tishman Speyer Properties построить станцию. Планирование реализации и надзор за строительством осуществляли инженерные консультанты из Штутгарта Schlaich, Bergermann and Partner.
На 8-м пути Центрального вокзала планировалось разместить платформы для отмененного поезда на магнитной подвеске Transrapid . Позже его заменили обычные железнодорожные пути.
Строительство новой станции
[ редактировать ]Строительные работы проходили в несколько этапов. В 1995 году началось строительство туннелей Тиргартен, а завершились эти работы в 2005 году завершением строительства последнего станционного туннеля. В туннелях предусмотрены четыре трубы для междугородных и региональных перевозок и две трубы на отдельной трассе для метро, в дополнение к автодорожному туннелю, вентилируемому башней высотой 60 м (197 футов), построенному в 2004 году. Во время его строительства пришлось изменить ход Шпрее (1996–1998 гг.). Утечки воды в туннелях привели к задержке строительных работ более чем на год.
В 1998 году началось строительство собственно станции. Около 1 500 000 кубических метров (53 000 000 куб. футов) материала было выкопано для ям площадью 90 000 м . 2 (970 000 квадратных футов) и глубиной около 20 метров (65 футов 7 дюймов). На их месте 227 000 м 3 (8 000 000 куб. футов) бетона и 13 000 тонн стальной арматуры было установлено. С помощью якорей плавучести длиной 27 метров (89 футов) (всего 250 километров (160 миль)) и наклонных якорей длиной 180 километров (110 миль) фундамент был закреплен против выталкивающего давления грунтовых вод (200 килоньютон на квадратный метр). ).
9 сентября 1998 года первый камень символически заложили федеральный министр транспорта Виссманн, директор железной дороги Людвиг и правящий мэр Берлина Эберхард Дипген в яму глубиной 17 метров (56 футов). Дата ввода в эксплуатацию была в 2003 году. Затраты на строительство оценивались в 800 миллионов немецких марок (409 миллионов евро). Планировалось, что ежегодно станцией будут пользоваться более 50 миллионов пассажиров дальнего следования и 86 миллионов региональных пассажиров.
После того, как грунтовые воды в результате протечки проникли в котлован, дата завершения строительства была отложена весной 1999 года. Инцидент потребовал радикального изменения концепции безопасности на этапе строительства, чтобы сохранить грунтовые воды в примерно на 3 метра (9 футов 10 дюймов) под землей. По новому графику корпус станции должен был быть закончен в 2003 году, а опытная эксплуатация должна была начаться в 2004 году. В середине 2001 года ожидался ввод в эксплуатацию в 2006 году.
Строительство мостов для нового маршрута городской железной дороги началось в 2001 году. Они должны были охватывать не только всю длину станции, но и прилегающий порт Гумбольдтафен, а их длина составляла 450 м (1480 футов). Из-за расположения городской железной дороги они изогнуты, и каждая пара путей имеет отдельный мост. Мосты такого типа ранее никогда не строились и представляли собой особую задачу для египетского инженера Хани Азера , главного инженера-строителя с 2001 года.
Главный зал вокзала перекрыт такой же изогнутой стеклянной крышей площадью около 85 м (279 футов) на 120 м (390 футов), которая была установлена в феврале 2002 года. фотоэлектрическая В стеклянную поверхность была интегрирована система. Конструкция из стали и стекла оказалась сложной задачей для инженеров, особенно потому, что стеклянные крыши были укорочены примерно на 100 метров (330 футов), чтобы ускорить строительство.
В первые выходные июля 2002 года были введены в эксплуатацию мосты и главный вокзал, чтобы можно было перенаправить движение транспорта на новую трассу. Старая станция городской железной дороги Lehrter Stadtbahnhof была закрыта и быстро снесена, чтобы освободить место для дальнейшего строительства. 9 сентября 2002 года станция была переименована в «Berlin Hauptbahnhof – Lehrter Bahnhof».
Главный вестибюль, поддерживаемый двумя башнями, имеет площадь около 44 000 м. 2 (470 000 кв. футов) коммерческих площадей. Строительство башен началось в 2005 году. В два отдельных выходных, 29 июля и 13 августа 2005 года, были установлены структурные каркасы, поддерживающие конструкцию над путями с востока на запад. Он был построен с использованием новой технологии: рамы, каждая весом 1250 т (2755778 фунтов), опускались с помощью стальных тросов со скоростью 6 м (19 футов 8 дюймов) в час; оставшийся зазор в 20 мм (0,79 дюйма) между носовыми шпангоутами после завершения процесса опускания был впоследствии закрыт.
сенатора по городскому развитию и дорожному движению Питера Стридера и директора Deutsche Bahn Хартмута Медорна среди жителей Берлина был проведен опрос Летом 2003 года по заказу берлинского с целью выбора названия для станции. Из трех вариантов, перечисленных в опросе, большинство участников выбрали Lehrter Bahnhof; тем не менее, станция осталась «Berlin Hauptbahnhof – Lehrter Bahnhof», вариант, которого не было в списке. В начале 2005 года было решено, что станция будет переименована в «Berlin Hauptbahnhof » в день ее открытия, 28 мая 2006 года, чтобы не вводить в заблуждение железнодорожных пассажиров. В тот же день станция Berlin Papestraße, которая была перестроена как вторая по величине станция города, официально открылась под новым названием Berlin Südkreuz (Южный Крест), аналогично существующим станциям Ostkreuz и Westkreuz . Он также находится на новом маршруте север-юг. Хотя предполагалось открыть еще одну станцию под названием Берлин-Нордкройц (Северный Крест), название Берлин-Гесундбруннен был сохранен для того, что стало четвертой по величине железнодорожной станцией Берлина для пригородных и дальних поездов, расположенной в более северной части Берлина, где кольцо и линия городской железной дороги с севера на юг пересекают друг друга.
В 2005 году были спущены сегменты моста, пересекающие крышу станции. Впервые был применен этот уникальный метод строительства более поздних офисных помещений.
Архитектор Мейнхард фон Геркан подал жалобу на Deutsche Bahn в октябре 2005 года после того, как Deutsche Bahn без надлежащего разрешения изменила график строительства станции. [ 14 ] Жалоба была удовлетворена в конце 2006 года. Таким образом, в будущем возможно дальнейшее строительство станции.
Кроме того, Deutsche Bahn решила реализовать несколько иную версию «Pilzkonzept», запустив междугородние поезда через новые туннели Тиргартен, а не через Stadtbahn. Этот шаг был непопулярен из-за того, что он повлиял на два предыдущих главных вокзала Берлина; Bahnhof Berlin Zoologischer Garten (станция зоопарка) была понижена до уровня региональной железнодорожной станции, а количество магистральных рейсов до берлинского Ostbahnhof (восточного вокзала) было резко сокращено. [ 15 ]
Церемония открытия
[ редактировать ]26 мая 2006 года станцию торжественно открыла канцлер Ангела Меркель , прибывшая вместе с министром транспорта Вольфгангом Тифензее на специально зафрахтованном междугороднем экспрессе из Лейпцига . [ 16 ] Сразу после посвящения была исполнена «Симфония света». Reamonn и BAP выступили на станции, а также были мероприятия на других новых станциях: Gesundbrunnen , Potsdamer Platz и Südkreuz . Главный железнодорожный вокзал Берлина официально вступил в эксплуатацию 28 мая 2006 года.
Церемония открытия была омрачена нападением пьяного 16-летнего подростка с ножом , который нанес ножевые ранения людям, покидавшим церемонию. Ранен сорок один человек. [ 17 ] шесть серьезно, прежде чем юноша был арестован. [ 18 ] По данным полиции, молодой человек сказал, что не помнит своего акта насилия, и отрицал это. Одна из первых жертв ножевого ранения была ВИЧ -положительной, что вызвало опасения, что другие жертвы могли быть инфицированы, хотя это оказалось не так. Молодому человеку предъявлено обвинение в покушении на убийство. [ 19 ] и был приговорен к семи годам тюремного заключения за покушение на непредумышленное убийство в 33 случаях в 2007 году.
С момента открытия
[ редактировать ]18 января 2007 года две стальные балки юго-западного фасада были вырваны во время европейского урагана Кирилл . Одна из них, балка длиной 8,4 метра (27 футов 7 дюймов) и весом 1,35 тонны (2976 фунтов), упала с высоты 40 метров (130 футов) на лестницу внизу, а другая врезалась в третью балку и повредила ее. Станция пострадала от наводнения и была эвакуирована из-за полной отмены движения поездов в Германии. В результате никто не пострадал, и станцию разрешили открыть на следующий день. Балки не были приварены или закреплены болтами. [ 20 ] но лежали, как полки в книжном шкафу. [ 21 ] В последующие дни к оставшимся балкам были приварены дополнительные проушины, чтобы закрепить их на месте. [ 22 ] а 23 января станция была объявлена штормоустойчивой. [ 23 ]
Линия берлинского метро U55 открылась в августе 2009 года и соединила главный вокзал со станцией Бранденбургские ворота . В декабре 2020 года линия была продлена до Александерплац и стала частью линии U5 .
Экспресс-линия аэропорта была соединена с новым аэропортом Берлин-Бранденбург в 2020 году. Время в пути по-прежнему составляет 30 минут.
Конструкция железнодорожного моста, ведущего на верхний уровень станции, образует изогнутую форму, и некоторые винты, удерживающие его на месте, ослабли. Для этого потребовалась реконструкция стоимостью 25 миллионов евро, которая включала закрытие железнодорожных путей верхнего уровня в течение трехмесячного периода летом 2015 года. [ 24 ]
В 2022 году вокзал стал ключевыми воротами для десятков тысяч беженцев, бежавших из Украины в Германию. Подвал станции стал импровизированным пунктом обработки, где беженцы получали припасы и направлялись во временное жилье или в следующий пункт назначения. [ 25 ]
Оперативное использование
[ редактировать ]Верхний уровень станции имеет шесть путей (два из которых используются для берлинской городской железной дороги ), обслуживаемых тремя островными платформами. На нижнем уровне есть восемь путей, обслуживаемых четырьмя островными платформами для магистральных поездов, а также еще одной островной платформой для берлинской метрополитена . Нижний уровень часто обозначается «tief» в путеводителях и т. д. (таким образом, точкой вызова может быть «Berlin Hbf (tief)»). Между верхними и нижними путями на территории станции (или где-либо еще поблизости) нет железнодорожного сообщения. В день на станцию заходит 1800 поездов, а ежедневное количество пассажиров оценивается в 350 000 человек.
Верхняя часть станции с путями с востока на запад является частью Берлинской городской железной дороги, поезда которой идут в такие места, как Ганновер и Кельн . Подземная станция, расположенная в туннеле Тиргартен с севера на юг, предлагает междугородние рейсы в Гамбург , Лейпциг или Мюнхен .
метро
[ редактировать ]Пути метро обслуживает линия U5 , идущая от Центрального вокзала до Хёнова через Александерплац. Он был открыт 8 августа 2009 года как линия U55, курсирующая до Бранденбургских ворот через Бундестаг, единственную промежуточную станцию. Эта линия эксплуатировалась как однопутный челнок, и использовалась только одна из двух гусениц платформы, а другая находилась за металлическим ограждением, вмонтированным в землю. Строительство подъезда к линии U5 протяженностью 2,2 км (1,4 мили) началось в апреле 2010 года и открылось для публики 4 декабря 2020 года. [ 26 ] В долгосрочной перспективе планируется продлить линию U5 от главного вокзала на запад до Турмштрассе и Юнгфернхайде. Из-за нехватки средств со стороны земли Берлин продолжение строительства на северо-западе в ближайшем будущем не ожидается.
Станция метро находится на втором уровне главного вокзала, к востоку от глубоких железнодорожных платформ с севера на юг (пути 1–8). Он имеет центральную платформу, покрытую гранитом. Для выхода на платформу предусмотрены три лестницы, эскалатор и лифт. Кроме того, станция оборудована тактильным покрытием для обеспечения доступности.
Зал-платформа имеет длину 140 метров (460 футов), высоту 11 метров (36 футов 1 дюйм) и ширину 19 метров (62 фута 4 дюйма). Облицовка стен состоит из эмалевых пластин, украшенных фотографиями бывших главных вокзалов Берлина. Кроме того, цветное освещение освещает потолочное пространство над платформой.
Поскольку это конечная остановка U5, на севере была построена короткая двусторонняя ветка. Один из двух подметальных путей расположен у запираемого люка, через который при необходимости вагоны метро можно заменить краном.
На станции предусмотрено зонирование линии метро U11 под Инвалиденштрассе, но строительство этой линии еще не началось. [ нужна ссылка ]
Трамваи
[ редактировать ]В 2009 году был начат процесс утверждения строительства трамвайного пути, соединяющего Hauptbahnhof с существующей трамвайной сетью . После некоторых юридических препятствий со стороны жителей, [ 27 ] [ 28 ] Строительство началось весной 2011 года. [ 29 ] 14 декабря 2014 года линия M5 была продлена от S Hackescher Markt до Hauptbahnhof. [ 30 ]
29 августа 2015 года линии M8 и M10 также были продлены от S Nordbahnhof до Hauptbahnhof.
Планируется расширить трамвайную сеть и линию M10 дальше на запад, до станции метро Turmstraße на линии U9.
Услуги поездов
[ редактировать ]Станция обслуживается следующими службами: [ 31 ]
Большое расстояние
[ редактировать ]Линия | Маршрут | Уровень | Интервал | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ЛЕД 8 | ( Берлин-Гесундбруннен – ) Берлин Hbf – Берлин Зюдкройц – Галле – Эрфурт – Нюрнберг – Мюнхен | Низкий | Каждые 2 часа | |||
ЛЕД 9 | Берлин Остбанхоф – | Главный вокзал Берлина – Берлин-Шпандау – Кёльн – Бонн | Высокий | 3 пары поездов | ||
Берлин Южный Крест – | ||||||
ЛЕД 10 | Берлин Восточный вокзал – Берлин Hbf – Ганновер – Билефельд – ( Хамм –) | Дортмунд – Дуйсбург – Дюссельдорф (– Кельн / Мёнхенгладбах ) | Низкий | Ежечасно ( порция через Вупперталь каждые 2 часа) | ||
Хаген – Вупперталь – Кёльн | ||||||
ЛЕД 11 | Берлин Гезундбруннен – Берлин Hbf – Лютерштадт Виттенберг – Лейпциг – Эрфурт – Фульда – Франкфурт – Мангейм – Штутгарт – Аугсбург – Мюнхен (– Инсбрук ) | Каждые 2 часа | ||||
ЛЕД 13 | Берлин Восточный вокзал – Берлин Hbf – Брауншвейг – Геттинген – Кассель-Вильгельмсхёэ – Фульда – аэропорт Франкфурта | Высокий | ||||
ЛЕД 14 | Берлин Восточный вокзал – Берлин Hbf – Ганновер – | Билефельд – Гютерсло – Дортмунд – | Эссен – Дюссельдорф – | Менхенгладбах – Ахен | Каждые 2 часа
(одна пара поездов) | |
Оснабрюк – Мюнстер – Реклингхаузен | Кёльн ( -Аахен ) | |||||
ЛЕД 15 | Гамбург-Альтона – Людвигслуст – | Главный вокзал Берлина – Галле – Эрфурт – Айзенах – Франкфурт – Дармштадт | Некоторые поезда | |||
Курорт Балтийского моря Бинц – Штральзунд – | ||||||
ЛЕД 16 | Берлин Восточный вокзал – Берлин Hbf – Берлин Шпандау – Франкфурт | Каждые 2 часа | ||||
ЛЕД 17 | Варнемюнде – Росток – Варен – Нойштрелиц – Ораниенбург – Берлин Гезундбруннен – Берлин Hbf – Берлин Зюдкройц – Аэропорт BER – Эльстерверда – Дрезден (– Хемниц ) | Низкий | Каждые 2 часа | |||
ЛЕД 18 | ( Киль - / Гамбург - / Берлин Гезундбруннен -) Берлин Hbf - Биттерфельд - Галле - Эрфурт - Эрланген - Нюрнберг - Ингольштадт / Аугсбург - Мюнхен | |||||
ЛЕД 19 | Берлин Восточный вокзал – Берлин Hbf – Ганновер – Билефельд – Хамм – Хаген – Вупперталь – Кёльн (– Бонн – Кобленц – Штутгарт) | Высокий | две пары поездов | |||
ЛЕД 20 | Берлин Гезундбруннен – Берлин Hbf – Лейпциг – Франкфурт – Карлсруэ – Фрайбург – Базель SBB – Цюрих | Низкий | Каждые 2 часа | |||
ЛЕД 21 | Главный вокзал Берлина – Эберсвальде – Пренцлау – Грайфсвальд – Штральзунд – Остзеебад Бинц | три пары поездов | ||||
ЛЕД 22 | Берлин Восточный вокзал – Берлин Hbf – Вольфсбург – Брауншвейг – Хильдесхайм – Геттинген – Кассель-Вильгельмсхёэ
Франкфурт |
Некоторые поезда | ||||
ICE 27 IC 27 EC 27 | Гамбург – Берлин – Дрезден ( – Прага – Брно – Будапешт / Грац ) | Каждые 2 часа | ||||
ЛЕД 28 | Курорт Балтийского моря Бинц – Штральзунд – | Берлин – Лейпциг – Эрфурт – Бамберг – Нюрнберг – (Ингольштадт –) Аугсбург – Мюнхен | Одна пара поездов | |||
Гамбург-Альтона – | Каждые 2 часа | |||||
ЛЕД 29 | (Гамбург-Альтона – Гамбург Hbf –) Берлин Гезундбруннен – Берлин Hbf – Галле – Эрфурт – Нюрнберг – Мюнхен | 5 пар поездов | ||||
ИК 29 | Дагебюлль-Моле – Нибюлль – Хузум – Итцехо – Гамбург – Людвигслуст – Берлин Hbf | 1 пара поездов | ||||
ЛЕД 32 | Берлин Восточный вокзал – Берлин Hbf – Кассель-Вильгельмсхёэ – Вюрцбург – Штутгарт – Ульм – Равенсбург – Линдау-Ройтин – Брегенц – Инсбрук | Высокий | ||||
ЛЕД 48 | Берлин Восточный вокзал – Берлин Hbf – Потсдам – Магдебург – Ганновер – Дортмунд – Эссен – Кельн – аэропорт Франкфурта – Штутгарт – Аугсбург – Мюнхен | |||||
ИК 56 | Норддайх Моле / внешняя гавань Эмдена – Ольденбург – Бремен – Магдебург – Берлин | – Котбус | Индивидуальные поезда | |||
– Росток – Варнемюнде / Берген на Рюгене | ||||||
Дрезден – Эльстерверда – аэропорт Берлина – Берлин | ||||||
ДВС 77 ИК 77 | Берлин Восточный вокзал – Берлин Hbf – Стендаль – Ганновер – Оснабрюк | – Мюнстер (ICE) | ||||
– Рейне – Амерсфорт – Амстердам (IC) | Каждые 2 часа | |||||
ЛЕД 91 | Гамбург-Альтона – Берлин Шпандау –) Берлин Hbf – Галле – Эрфурт – Нюрнберг – Пассау – Линц – Вена | Низкий | 1 пара поездов | |||
ЕС 95 | Берлин-Варшава-Экспресс ( PKP : EIC ): Берлин Hbf – Берлин Восточный вокзал – Франкфурт – Познань – Варшава Гедания ( ПКП : IC ): |
Высокий | Четыре пары поездов в день (Варшава) Одна пара поездов в день (Гдыня) Одна пара поездов в день (Пшемысль) | |||
Нью-Джерси | ÖBB Найтджет
Берлин-Шарлоттенбург – Берлин Hbf – Восточный вокзал Берлина – Франкфурт – Вроцлав – Острава – Вена |
Одна пара поездов в день | ||||
Нью-Джерси | ÖBB Найтджет Гамбург-Альтона – Берлин – Галле – Южный Франкфурт – Карлсруэ – Фрайбург – Базель – Цюрих | |||||
300/301 | Хороший поезд
Берлин Hbf – Гамбург – Копенгаген – Мальмё – Стокгольм |
Один поезд в день (сезонно) | ||||
В | Москва – Берлин – Париж Москва – Вязьма – Смоленск – Орша – Минск – Барановичи – Брест – Тересполь – Варшава – Познань – Жепин – Франкфурт – Берлин-Лихтенберг – Берлин-Хбф – Эрфурт – Франкфурт Южный – Карлсруэ – Страсбург – Париж Восток |
Пн, Сб (прекращено с 1 февраля 2021 г.) [ 32 ] ) | ||||
ЯВЛЯЕТСЯ | Европейский шпал
Брюссель – Роттердам – Амстердам – Амерсфорт – Бад-Бентхайм – Берлин Hbf – Дрезден – Бад-Шандау – Прага |
1 пара поездов трижды в неделю | ||||
ФЛКС 10 | Главный вокзал Берлина – Берлин-Зюдкройц – Галле (Заале) – Эрфурт – Гота – Айзенах – Фульда – Южный Франкфурт – Дармштадт – Вайнхайм – Гейдельберг – Штутгарт | Низкий | 1–2 пары поездов ежедневно | |||
ФЛХ 30 | Берлин Зюдкройц – Берлин Hbf – Берлин-Шпандау – Ганновер – Билефельд – Дортмунд – Эссен – Дуйсбург – Дюссельдорф – Кёльн | |||||
ФЛХ 35 | Гамбург – центральный вокзал Берлина – Лейпциг | до 3 пар поездов ежедневно |
Региональные службы
[ редактировать ]Линия | Маршрут | Уровень | Интервал в пике | ||
---|---|---|---|---|---|
HBX | Гарц-Берлин Экспресс Берлин Остбанхоф – Берлин Hbf – Потсдам – Магдебург – Хальберштадт (разделение поездов) – Кведлинбург – Тале /Вернигероде – Гослар |
высокий | 2 пары поездов | ||
ФЕКС | Экспресс в аэропорт (Берлин Шарлоттенбург –) Берлин Hbf – Берлин Гезундбруннен – Берлин Осткройц – Аэропорт BER |
низкий | 30 мин. | ||
РЭ 1 | Магдебург – Бранденбург – Потсдам – Берлин Hbf – Эркнер – Фюрстенвальде (Шпрее) – Франкфурт-на-Одере (– Котбус ) | высокий | 20 мин. | ||
РЭ 2 | Науэн – Берлин-Шпандау – Берлин Hbf – Берлин Осткройц – Кёнигс Вустерхаузен – Люббенау (Шпревальд) – Ветшау – Котбус | высокий | 60 мин. | ||
РЭ 3 | Лютерштадт Виттенберг – Ютербог – Людвигсфельде – Берлин Hbf – Эберсвальде – Ангермюнде – | Шведт (Ор) | низкий | 60 мин. | |
Пренцлау – Грайфсвальд – Штральзунд | |||||
РЭ 4 | Фалькенберг (Эльстер) – Ютербог – Людвигсфельде – Берлин Hbf – Берлин-Шпандау – Даллгоу-Дёбериц – Вустермарк – Ратенов | низкий | 60 мин. | ||
РЭ 5 | Берлин Зюдкройц – Берлин Hbf – Берлин Гезундбруннен – Ораниенбург – Нойштрелиц – | Гюстров – Росток | низкий | 60 мин. | |
Нойбранденбург – Штральзунд | |||||
РЭ 7 | Дессау – Бад-Бельциг – Михендорф – Берлин-Ванзее – Берлин-Хбф – Кенигс-Вустерхаузен – Люббен (Шпревальд) – Зенфтенберг | высокий | 60 мин. | ||
РЭ 8 | Висмар – Шверин – Виттенберге – Науэн – Берлин-Шпандау – Берлин Hbf – Берлин Осткройц – Аэропорт BER | высокий | 60 мин. | ||
РЭ 8 | Главный вокзал Берлина – Берлин Потсдамская площадь – Берлин Зюдкройц – Вюнсдорф-Вальдштадт – Лукау-Укро – | Доберлуг-Кирххайн – Эльстерверда | низкий | 60 мин. | |
Финстервальде (Нидерлаузиц) | |||||
РБ 10 | Берлин Южный Кройц – Берлин Потсдамская площадь – Берлин Hbf – Берлин Юнгфернхайде – Берлин-Шпандау – Фалькензее – Науэн | низкий | 60 мин. | ||
РБ 14 | Берлин Южный Кройц – Берлин Потсдамская площадь – Берлин Hbf – Берлин Юнгфернхайде – Берлин-Шпандау – Фалькензее – Науэн | низкий | 60 мин. | ||
РБ 23 | Гольм – Потсдам – Потсдам Грибницзее – Берлин-Ваннзее – Берлин Hbf – Берлин Осткройц – Аэропорт BER | высокий | 60 мин. | ||
По состоянию на 12 декабря 2022 г. |
S-Bahn и U-Bahn
[ редактировать ]Линия | Маршрут |
---|---|
Шпандау – Весткройц – Центральный вокзал – Александерплац – Остбанхоф – Карлсхорст – Кёпеник – Эркнер | |
Весткройц – Центральный вокзал – Александерплац – Остбанхоф – Лихтенберг – Штраусберг Норд | |
Потсдам – Ванзее – Весткройц – Центральный вокзал – Александерплац – Остбанхоф – Лихтенберг – Аренсфельде | |
Шпандау – Весткройц – Центральный вокзал – Александерплац – Остбанхоф – Шеневайде – аэропорт Бранденбурга | |
Центральный вокзал – Бундестаг – Бранденбургские ворота – Унтер-ден-Линден – Музейный остров – Красная ратуша – Александерплац – Франкфуртер-аллее – Лихтенберг – Вулеталь – Хёнов |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Eisenbahnatlas Deutschland (Атлас железных дорог Германии) (изд. 2017 г.). Шверс + Стена. 2017. ISBN 978-3-89494-146-8 .
- ^ «Stationspreisliste 2024» [Прайс-лист станций на 2024 год] (PDF) (на немецком языке). Станция БД и Сервис . 24 апреля 2023 г. Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ «Все направления» (PDF) . Транспортное объединение Берлин-Бранденбург . 1 января 2021 г. с. 61. Архивировано (PDF) из оригинала 22 августа 2021 года . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Каждый день ожидается 300 000 путешественников и посетителей» (на немецком языке). Немецкие железные дороги . Архивировано из оригинала 12 марта 2010 года . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Завтра в планах. Планирование общественных работ и проекты на транспорте в Германии. Архивировано 7 ноября 2017 года в публикации Wayback Machine DB для Международного транспортного семинара, май 2012 года. «Центральный вокзал Берлина» является примером проекта станции. По состоянию на 14 августа 2013 г.
- ^ «Деловые поездки» (PDF) . Дойче Бан . Весна 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2013 г. . Проверено 14 августа 2013 г.
- ^ «Ваше идеальное сообщение из аэропорта прямо до пункта назначения» . Дойче Бан . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 14 августа 2013 г.
- ^ Центральный вокзал Берлина. Архивировано 7 февраля 2013 года в Wayback Machine в Structurae, международной базе данных и галерее сооружений. По состоянию на 14 августа 2013 г.
- ^ Эдвардс, Брайан (2011). Устойчивое развитие и проектирование транспортных развязок, Routledge, Оксфорд и Нью-Йорк, с. 149 и т. д. ISBN 978-0-415-46449-9
- ^ Паттерсон, Майкл Роберт (2008). Структурные стеклянные фасады: уникальная строительная технология , Pro Quest, Анн-Арбор, UMI 1454120 [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Бомба времен Второй мировой войны обезврежена возле главного железнодорожного вокзала Берлина» . Хранитель . 3 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2022 г. . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ «Bahnhofskategorieliste 2015» (PDF) . DB Station&Service AG. Архивировано из оригинала (PDF) 24 февраля 2015 года . Проверено 25 сентября 2015 г.
- ^ Наймарк, Норман М. (1995). Русские в Германии: история советской зоны оккупации, 1945–1949 гг . Кембридж: Белкнап Пресс. п. 89.
- ^ 16-й Верховный суд Берлина, AZ 16 O 240/05
- ^ Габриэль М. Альфельдт, «Поезд покинул станцию: ценят ли рынки внутригородской доступ к междугородним железнодорожным сообщениям». Архивировано 16 января 2023 года в Wayback Machine , март 2009 года.
- ^ «Меркель открывает главный железнодорожный вокзал Берлина» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . 1 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 г. . Проверено 2 июля 2013 г.
- ^ «Подозреваемый преступник просит прощения у жертвы» . РП онлайн . Архивировано из оригинала 26 мая 2012 года . Проверено 30 мая 2006 г.
- ^ Эрик Киршбаум и Клаудия Кейд. «Мужчина нанес ножевое ранение 28 человек после открытия берлинского вокзала» . Рейтер . Проверено 3 июня 2006 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Страхи ВИЧ после поножовщины, которую устроил подросток в Берлине» . Радио Новой Зеландии . 28 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г. Проверено 30 мая 2006 г.
- ^ «Аварийный железнодорожный вокзал Берлина – в будущем закроется из-за ветра силой восемь баллов» . Шпигель онлайн (на немецком языке). itz/AP/ddp/dpa. 19 января 2007 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2008 г. Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ Немецкий : "wie Regalbrette" , «Центральный вокзал Берлина снова закрыт» . sueddeutsche.de (на немецком языке). АП/дпа. 21 января 2007. Архивировано из оригинала 19 августа 2012 года . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Центральный вокзал Берлина – теперь защищен от штормов» . sueddeutsche.de (на немецком языке). АФП/ДПА/АП. 22 января 2007. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ КТ (23 января 2007 г.). «Центральная станция теперь защищена от штормов» . Тагесшпигель (на немецком языке). Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Новая беда для пассажиров поездов» . Berliner Zeitung (на немецком языке). 18 апреля 2013. Архивировано из оригинала 30 апреля 2013 года . Проверено 28 апреля 2013 г.
- ^ Гришабер, Кирстен (17 марта 2022 г.). «Берлинский вокзал превращается для украинцев в город беженцев» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 18 марта 2022 года . Проверено 26 марта 2022 г.
- ^ «Кратко о новостях городского транспорта – май 2010» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . Проверено 14 мая 2011 г.
- ^ Питер Нойманн (12 мая 2009 г.). «Neue Invalidenstraße - es wird geplant und geklagt» [Арендаторы и арендодатели опасались натиска автомобилей: Новая Инвалиденштрассе - запланировано и обжаловано]]. Berliner Zeitung (на немецком языке). Архивировано из оригинала 27 февраля 2016 года . Проверено 27 октября 2015 г.
- ^ tagesspiegel.de .: Трамвай до главного вокзала: Суд одобрил расширение Инвалиденштрассе. Архивировано 12 февраля 2021 года в Wayback Machine. В:. Der Tagesspiegel , 22 декабря 2010 г.
- ^ Центральный вокзал получил новую линию скоростной железной дороги и трамвай: быстро до поезда. Архивировано 12 января 2016 года в Wayback Machine . В:. Berliner Zeitung , 7 июня 2011 г.
- ^ tagesspiegel.de .: В декабре первый трамвай едет на главный вокзал. Архивировано 18 ноября 2015 года в Wayback Machine. В:. Der Tagesspiegel , 9 ноября 2014 г.
- ↑ Расписания центрального вокзала Берлина. Архивировано 14 октября 2013 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ «Российская Федерация: советы по путешествию и безопасности» (на немецком языке). Федеральное министерство иностранных дел . Проверено 14 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Текущее время отправления из Берлина Hbf» . Дойче Бан . Проверено 27 декабря 2013 г.
- Центральный вокзал Берлина | Deutsche Bahn AG — Официальный сайт БД (на английском языке).
- Центральный вокзал Берлина на Вашингтонплац, Берлин, Германия – Интерактивная панорама перед вокзалом
- Центральный вокзал Берлина в Structurae
- На фотографиях: новая станция в Берлине - фотографии станции и открытия BBC
- Открытие центрального вокзала Берлина - фотографии и видео открытия (на немецком языке)
- Станции U5 (метро Берлина)
- Железнодорожные вокзалы в Берлине
- Станции городской железной дороги Берлина
- Железнодорожные вокзалы в Германии открылись в 2006 году.
- Здания и сооружения в Митте
- Железнодорожные станции, расположенные под землей в Берлине
- Здания «Геркан, Марг и партнеры»
- Железнодорожные вокзалы в Германии открылись в 1871 году.
- Транзитные центры в Германии