Jump to content

Tupolev Tu-95

(Перенаправлено с Ту-95 Медведь )
Ту-95
Ту-95 пролетает над Москвой в 2014 году.
Роль Стратегический тяжелый бомбардировщик
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Aviakor
Дизайнерская группа Туполев
Первый полет 12 ноября 1952 г .; 71 год назад ( 1952-11-12 )
Введение 1956
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Воздушно-космические силы России
Советские ВВС (исторический)
Советский ВМФ (исторический)
ВВС Украины (исторический)
Произведено 1952–1993
Количество построенных >500
Варианты Tupolev Tu-114
Tupolev Tu-142
Tupolev Tu-95LAL
Tupolev Tu-116

Туполев Ту-95 ( русский : Туполев Ту-95 ; кодовое название НАТО : « Медведь ») — это большой четырехмоторный стратегический бомбардировщик с турбовинтовым двигателем платформой и ракетной . впервые совершивший полет Ту-95, в 1952 году, поступил на вооружение Дальней авиации ВВС СССР в 1956 году и впервые был применен в боевых действиях в 2015 году. Ожидается, что он будет служить ВКС России как минимум до 2040 года.

Разработка бомбардировщика для морского патрулирования получила обозначение Ту-142 , а модификация пассажирского авиалайнера получила название Ту-114 .

На самолете установлены четыре двигателя Кузнецов НК-12 с воздушными винтами встречного вращения . Это единственный стратегический бомбардировщик с винтовым двигателем, который до сих пор находится в эксплуатации. Ту-95 — один из самых громких военных самолетов, в частности потому, что кончики лопастей воздушного винта движутся быстрее скорости звука. [1] Его характерные стреловидные крылья расположены под углом 35°. Ту-95 — единственный винтовой самолет со стреловидным крылом, выпускаемый серийно.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Вид сверху на Ту-95 со стреловидным крылом и противоударными корпусами.
Ту-95МС имитирует дозаправку в воздухе самолета Ил-78 во время парада Победы в Москве 9 мая 2008 г.

Конструкторское бюро под руководством Андрея Туполева спроектировало первый в Советском Союзе межконтинентальный бомбардировщик Ту-85 1949 года — увеличенную версию Ту-4 , копию Boeing B-29 Superfortress . [2] было предъявлено новое требование В 1950 году к конструкторским бюро Туполева и Мясищева : предлагаемый бомбардировщик должен был иметь дальность полета без дозаправки 8000 км (5000 миль), что достаточно для того, чтобы угрожать ключевым целям в Соединенных Штатах. Другие цели включали возможность нести груз массой 11 000 кг (24 000 фунтов) над целью. [3]

Туполев столкнулся с выбором подходящего типа силовой установки: Ту-4 показал, что поршневые двигатели недостаточно мощны для столь крупного самолета, а реактивные двигатели АМ-3 для предполагаемого межконтинентального реактивного бомбардировщика Т-4 потребляли слишком много топлива, чтобы дать необходимый диапазон. [4] Турбовинтовые двигатели были более мощными, чем поршневые, и обеспечивали большую дальность полета, чем турбореактивные двигатели, доступные в то время, а также обеспечивали максимальную скорость между ними. Турбовинтовые двигатели также изначально были выбраны для Boeing B-52 Stratofortress , чтобы удовлетворить его требования к дальним полетам. [5] а для британских транспортных самолетов дальнего действия — Saunders-Roe Princess , Bristol Brabazon Mk 2 и Bristol Britannia .

Туполев предложил турбовинтовую установку, и проект Ту-95 с этой конфигурацией был официально одобрен правительством 11 июля 1951 года. В нем использовались четыре Кузнецова. [6] спаренные турбовинтовые двигатели , каждый из которых оснащен двумя воздушными винтами противоположного вращения с четырьмя лопастями каждый, номинальной мощностью 8900 кВт (12000 л.с.). Двигатель, усовершенствованный для своего времени, был разработан немецкой командой бывших Юнкерса инженеров-заключенных под руководством Фердинанда Бранднера . Фюзеляж был обычным, со среднерасположенным крылом стреловидности 35 градусов - углом, который обеспечивал прохождение основного лонжерона через фюзеляж перед бомбовым отсеком. Было установлено убирающееся трехопорное шасси , при этом все три узла стоек шасси убирались назад, а узлы главной передачи убирались назад в продолжения внутренних мотогондол . [3]

Ту-95/И с двигателями 2ТВ-2Ф впервые поднялся в воздух в ноябре 1952 года под летчика-испытателя Алексея Перелета . управлением [7] После шести месяцев испытательных полетов у этого самолета вышел из строя редуктор винта и он разбился, в результате чего Перелет погиб. На втором самолете, Ту-95/II, использовались четыре турбовинтовых двигателя Кузнецова НК-12 мощностью по 12 000 л.с., которые оказались более надежными, чем спаренные 2ТВ-2Ф. После успешных летных испытаний в январе 1956 года началось серийное производство Ту-95. [6]

Ту-20/Ту-95 "Медведь-Б" Бомбардировщик- разведчик с носовым обтекателем и зондом дозаправки в воздухе .

Долгое время Ту-95 был известен разведке США/НАТО как Ту-20 . Хотя это было первоначальное обозначение самолета в советских ВВС, к моменту его поставки в оперативные части он уже был более известен под обозначением Ту-95, используемым внутри компании «Туполев», а обозначение Ту-20 быстро вышло из употребления. в СССР. Поскольку обозначение Ту-20 использовалось во многих документах, полученных агентами американской разведки, это название продолжало использоваться за пределами Советского Союза. [3] Первоначально Министерство обороны США оценило Ту-95 как имеющую максимальную скорость 640 км/ч (400 миль в час) и дальность полета 12 500 км (7800 миль). [8] Эти цифры приходилось неоднократно пересматривать в сторону увеличения. [3]

Как и его американский аналог В-52, Ту-95 продолжал эксплуатироваться в ВКС России, хотя появилось и исчезло несколько последующих версий конструкции бомбардировщика. Частично причиной такого долголетия была его пригодность, как и B-52, для модификации для различных задач. Хотя Ту-95 изначально предназначался для сброса свободнопадающего ядерного оружия, впоследствии он был модифицирован для выполнения широкого спектра задач, таких как развертывание крылатых ракет, морское патрулирование (Ту-142) и даже гражданский авиалайнер ( Ту -142). -114 ). Платформа ДРЛО ( Ту-126 ) была разработана на базе Ту-114. Символ холодной войны , Ту-95 служил не только платформой вооружения, но и символом советского, а затем и российского национального престижа. В результате работ по модернизации ВВС России получили первые образцы ряда модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-95МС . Усовершенствования коснулись электронного вооружения и систем наведения бомбардировщика. [9] Модернизация первой партии завершилась в марте 2020 года. [10]

Ту-116 хранится в Ульяновском авиационном музее

В качестве временного решения на случай, если Ту-114А не будет построен в срок, два бомбардировщика Ту-95 были оснащены пассажирскими салонами. Оба самолета имели одинаковую компоновку: служебные помещения, пассажирский салон, состоящий из двух секций, каждая из которых могла разместить по 20 человек на VIP-креслах, а остальная часть салона длиной 70 м. 3 (2500 куб. футов) кабина, сконфигурированная как обычный авиалайнер. Оба самолета в конечном итоге использовались в качестве переправочных машин различными эскадрильями Ту-95. [11] Одна из таких машин сохранилась в Центральном аэропорту Ульяновска .

Модернизация

[ редактировать ]

Начиная с 2000-х годов ВВС России начали прорабатывать различные варианты модернизации своего парка Ту-95МС. Еще до начала программы модернизации в 2003 году самолеты были совместимы с ракетой Х-555 . Затем была начата соответствующая программа модернизации. Официально разработка началась, когда на НИОКР выдало компании «Туполев» контракт 23 декабря 2009 года Министерство обороны России . Модернизация применяется только к Ту-95МС16 с использованием системы инициализации ракет К-016 «Спрут» , а не к самолетам, использующим систему инициализации ракет К-016 «Спрут». более старая К-012 «Осина» (К-016 позволяет использовать ракеты Х-55СМ большей дальности); иными словами, модернизируются только самолеты, выпущенные с 1986 года. В общей сложности это представляет собой парк из 30-35 самолетов. Программа разделена на два этапа: первый заключается в обеспечении совместимости самолета с крылатыми ракетами Х-101/102 . Они слишком велики, чтобы поместиться во внутренний ракетный отсек; следовательно, добавляются новые внешние узлы оборудования. Всего под четырьмя двойными ракетными пилонами можно разместить восемь Х-101/102, а также шесть Х-55/55СМ/555 во внутренней поворотной ракетной установке. На этом первом этапе модернизации также заменяется несколько единиц оборудования, в том числе система приема спутникового сигнала, система посадки по приборам и другие навигационные системы. [12] Первым Ту-95, модернизированным под ракеты Х-101/102, стал Ту-95МС «Саратов» , выпущенный на имени Бериева авиазаводе в Таганроге в начале 2015 года. [13] Он был передан ВВС России в марте 2015 года. [14] С 2015 года серийную модернизацию проводит также «Авиакор» авиазавод самарский темпом три самолета в год. [13] [15] Первым Ту-95, модернизированным «Авиакором», стал Ту-95МС «Дубна» , переданный ВКС России 18 ноября 2015 года. [16] В перспективе Ту-95МС планируется модернизировать прицельно-вычислительным комплексом СВП-24 российской компании «Гефест и Т». [17]

Второй этап программы модернизации также является самым масштабным и известен как Ту-95МСМ . Он включает в себя установку новой РЛС с пассивной решеткой электронного сканирования «Новелла» НВ1.021 взамен нынешних «Обзор-МС», новой навигационной системы С021 и бортового комплекса обороны «Метеор-НМ2». [12] Кроме того, самолет, модернизированный до варианта «МСМ», будет оснащен модернизированными Кузнецова НК-12МПМ . турбовинтовыми двигателями [13] [18] вместе с новыми винтами АВ-60Т, снижающими уровень вибрации на 50%. Наконец, хвостовая турель была удалена. [12] Первый Ту-95МСМ совершил первый полет 22 августа 2020 года. [19] Новый контракт на модернизацию стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС до уровня Ту-95МСМ был подписан в августе 2021 года. [20]

Операционная история

[ редактировать ]

Советский Союз

[ редактировать ]
Ту-95МС « Калуга », названный в честь одного из старейших городов России.

Вариант Ту-95РТ, в частности, был настоящей иконой холодной войны, поскольку он выполнял задачи по морскому наблюдению и наведению на цель других самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. Его можно было узнать по большой выпуклости под фюзеляжем , в которой, как сообщается, размещалась радиолокационная антенна, которая использовалась для поиска и обнаружения надводных кораблей. [21]

Серия ядерных надводных испытаний была проведена Советским Союзом в начале-середине 1960-х годов. 30 октября 1961 года модифицированный Ту-95 доставил и сбросил устройство АН602 под названием «Царь-бомба» , самое мощное термоядерное устройство, когда-либо взорвавшееся. [22] Существует видеозапись этого конкретного испытания. [23] поскольку событие было снято на видео в целях документирования. На кадрах виден специально адаптированный самолет Ту-95В, окрашенный в белый цвет с антибликовым покрытием. [24] на его брюшной поверхности – взлет, ношение бомбы, полетные сцены интерьера и экстерьера самолета, детонация. Бомба была прикреплена под самолетом, который нес оружие полувнешне, поскольку его нельзя было переносить внутри бомбового отсека стандартного Ту-95, аналогично тому, как это делала специальная версия B.1 Avro Lancaster с десятитонным самолетом. » турнира Большого шлема « Землетрясение . Наряду с « Царь-бомбой » Ту-95 показал себя универсальным бомбардировщиком, способным нести РДС-4 «Татьяна» (бомба деления мощностью сорок две килотонны), термоядерную бомбу РДС-6С , РДС-37 2,9- мегатонная термоядерная бомба и 200-килотонная бомба РП-30-32. [25]

В ранних версиях бомбардировщика не было удобств для экипажа, а в сырых и грязных салонах не было туалета или камбуза. [25] Хотя летать на Ту-95 было неудобно, особенно во время рутинных 10-часовых вылетов два раза в неделю, постоянная подготовка обеспечивала высокую степень боевой готовности и около 1200 часов налета в год. [26]

По характеру выполняемых задач экипажи бомбардировщиков Ту-95 зачастую были одними из лучших в советских ВВС. В рамках миссии по нанесению ядерного удара экипажи бомбардировщиков будут часто совершать вылеты в Арктику для отработки трансполярных ударов по Соединенным Штатам. Однако, в отличие от своих американских аналогов , самолеты Ту-95 не выполняли полеты с «живым» ядерным оружием. Эта практика, связанная с размещением боевых боеприпасов в специальных бункерах на базах и длительным процессом погрузки (осуществляемым через траншею обслуживания под бомбовым отсеком и занимающим до двух часов), рассматривалась как препятствие для общей готовности к миссии. [27]

Во время Фолклендской войны Ту-95 выполняли разведывательные полеты в районе острова Вознесения . [28]

Ту-95МС «Медведь-H» в сопровождении истребителя RAF Eurofighter Typhoon F.2 в 2008 году над Северной Атлантикой.

В 1992 году новый независимый Казахстан начал возвращать в Российскую Федерацию самолеты Ту-95 79-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии на Долон . авиабазе [29] Бомбардировщики присоединились к тем, кто уже находится на дальневосточной авиабазе "Украинка" . [30]

17 августа 2007 года президент России Владимир Путин объявил, что Россия возобновляет полеты стратегической авиации, отправляя свои бомбардировщики на дальнее патрулирование - практика, которая прекратилась с распадом Советского Союза в 1991 году. [31] [32] Истребители стран -членов НАТО часто отправляются для перехвата и сопровождения Ту-95, выполняющих свои задачи по периферии воздушного пространства НАТО, зачастую близко друг к другу. [33] [34] [35] [36]

Ту-95МС на авиабазе Энгельс , 2006 г.

Сообщается, что российские Ту-95 приняли участие в военно-морских учениях у берегов Франции и Испании в январе 2008 года вместе со стратегическими бомбардировщиками Ту-22М 3 «Бэкфайр» и Бериева А-50 «Основной». самолетами дальнего радиолокационного обнаружения [37]

Во время российских «Стабильность-2008» военных учений произвели стрельбу боевыми крылатыми ракетами воздушного базирования. в октябре 2008 года самолеты Ту-95МС впервые с 1984 года Большая дальность полета крылатой ракеты Х-55 означает, что Ту-95МС снова может служить в качестве система стратегических вооружений. [38]

В июле 2010 года два российских Ту-95МС установили мировой рекорд беспосадочного полета для самолетов этого класса, проведя в воздухе более 43 часов. Они пролетели через Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий океаны, а также Японское море, преодолев в общей сложности более 30 000 км (19 000 миль) с четырьмя дозаправками в воздухе. Основная цель полета на выносливость заключалась в оценке характеристик самолета во время такого длительного полета, в частности, в мониторинге двигателей и других систем. [39]

17 ноября 2015 года Ту-95 совершили свой боевой дебют, впервые применившись для нанесения дальних авиаударов в рамках российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну . [40] 17 ноября 2016 года Ту-95МС выполнили первое боевое развертывание, выполнив пуск крылатых ракет Х-101 по нескольким боевикам. [ указать ] позиции в Сирии. [41]

5 декабря 2017 года два Ту-95МС и два транспортных самолета Ил-76МД впервые приземлились на авиабазе Биак в Индонезии. Бомбардировщики преодолели более 7000 км (4300 миль) с дозаправкой в ​​воздухе перед приземлением на авиабазе. В ходе визита экипажи Ту-95 совершили первые патрульные полеты над южной частью Тихого океана, находясь в воздухе более восьми часов. [42] [43]

Сообщается, что бомбардировщики Ту-95МС/МСМ приняли участие в первом нападении на Украину на начальном этапе российского вторжения в Украину 24 февраля 2022 года. [44] 6 марта 2022 года, по данным украинских источников, стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 произвели пуск восьми крылатых ракет, предположительно Х-101, по международному аэропорту "Гавришевка Винница" из акватории Черного моря . [45] 26 июня 2022 года официальный представитель ВВС Украины Юрий Игнат сообщил, что от четырех до шести крылатых ракет Х-101 были запущены Ту-95МС и Ту-160 по Киеву из района Каспийского моря . Сообщается, что бомбардировщики вылетели из Астрахани . [46]

5 декабря 2022 года сообщалось о взрывах на двух российских авиабазах: по сообщениям, взрыв на Энгельс-2 повредил два Ту-95. Впоследствии, на спутниковых фотографиях, сделанных 6 декабря, видно, что один Ту-95МС BEAR-H загорелся, и его пришлось залить пеной. Ту -22М Также был поврежден . Атака была осуществлена ​​модернизированными беспилотниками Ту-141 . [47]

Инциденты

[ редактировать ]

Варианты

[ редактировать ]
Ту-95К22 Медведь-Г с большим обтекателем наведения Х-22 ракет
Продолжительность: 29 секунд.
Ту-95 выполняет облет с Ил-78 и двумя МиГ-29, имитируя дозаправку в воздухе на параде Победы в Москве 9 мая 2008 г.
Ту-95РЦ Медведь Д (дверь номер 17) советской морской авиации в полете в мае 1983 года.
Tupolev Tu-95LL
Ту-95/1
Первый прототип с турбовинтовыми двигателями Кузнецова 2ТВ-2Ф.
Ту-95/2
Второй прототип с турбовинтовыми двигателями Кузнецова НК-12.
Ту-95
Базовый вариант дальнего стратегического бомбардировщика и единственная модель самолета, не оснащенная носовой дозаправочной станцией. Известен в НАТО как Bear-A.
Ту-95К
Экспериментальный вариант десантирования реактивного самолета МиГ-19 СМ-20.
Ту-95К22
Модификации старых бомбардировщиков «Медведь», переконфигурированные для перевозки ракет «Радуга Х-22» и оснащенные современной авионикой. Известен в НАТО как Bear-G.
Ту-95К/Ту-95КД
Предназначен для перевозки Х-20 ракет класса «воздух-поверхность» . Первыми носовыми зондами были оснащены самолеты Ту-95КД. Известен в НАТО как Bear-B.
Ту-95КМ
Модифицированные и модернизированные версии Ту-95К, наиболее примечательные усовершенствованными системами разведки. Они, в свою очередь, были преобразованы в конфигурацию Bear-G. Известен в НАТО как Bear-C.
Ту-95ЛАЛ
Проект экспериментального атомного самолета. [49]
Ту-95М
Модификация серийного Ту-95 с двигателями НК-12М. было построено 19.
Ту-95М-55
Ракетоносец.
Ту-95МР
Медведь-А модифицирован для фоторазведки и производился для советской морской авиации . Известен в НАТО как Bear-E.
Ту-95МС/Ту-95МС6/Ту-95МС16
Совершенно новая платформа-носитель крылатых ракет на базе планера Ту-142 . Этот вариант стал стартовой платформой Х-55 «Радуга» крылатой ракеты и запущен в серийное производство в 1981 году. [50] Известен в НАТО как Bear-H и некоторое время в 1980-х годах именовался американскими военными как Ту-142, прежде чем стало известно его истинное обозначение. В настоящее время модернизируется для размещения крылатых ракет-невидимок Х-101/102 . По состоянию на апрель 2019 года модернизирован 21 самолет. [51] [52] [53] [54] [55] [56] В 2019–2020 годах парк пополнился 10 модернизированными самолетами Ту-95МС. [57] [58] В 2021 году поставлено 4 самолета. [59]
Ту-95МС6
Способен нести шесть крылатых ракет Х-55, Х-55СМ или Х-555 на поворотной пусковой установке в отсеке вооружения самолета. было построено 32. [60]
Ту-95МС16
Оснащен четырьмя подкрыльевыми пилонами в дополнение к поворотной пусковой установке в фюзеляже, что дает максимальную нагрузку 16 Х-55 или 14 Х-55СМ. было построено 56. [60]
Ту-95МСМ
Модернизация бомбардировщиков «Ту-95МС16», оснащенных новой РЛС «Новелла-НВ1.021», системой отображения информации СОИ-021, бортовым комплексом обороны «Метеор-НМ2» и модернизированными НК-12МПМ «Кузнецов» турбовинтовыми двигателями . Первый полет запланирован на конец 2019 года. [61]
Ту-95Н
Экспериментальный вариант для десантирования самолета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем РС.
Ту-95РЦ
Вариант базовой конфигурации «Медведь-А», переработанный для морской разведки и целеуказания, а также радиотехнической разведки для службы в советской морской авиации . Известен в НАТО как Bear-D.
Ту-95У
Тренировочный вариант, модифицированный на основе уцелевших Bear-As, но теперь все они сняты с вооружения. Известен в НАТО как Bear-T.
Ту-95В
Специальный самолет-носитель для испытания самого мощного термоядерного оружия из когда-либо созданных — « Царь-бомбы» .
Ту-96
Прототип межконтинентального высотного стратегического бомбардировщика дальнего действия, рассчитанный на высоту до 16 000–17 000 м (52 000–56 000 футов). [62] Это был высотный вариант самолета Ту-95 с высотными турбовинтовыми двигателями ТВ-16 и новым крылом увеличенной площади. Заводские испытания самолета проводились с небогатыми двигателями ТВ-12 в 1955–1956 годах. [63]

Модификации Ту-95

[ редактировать ]
Ту-114
Авиалайнер, модификация Ту-95.
Ту-116
Ту-95 был оснащен пассажирскими салонами в качестве временной меры на время разработки Ту-114. 2 были преобразованы. [64]
Ту-126
ДРЛО, производная от Ту-114, сама по себе производная от Ту-95.
Ту-142
Морская разведка/противолодочная модификация Ту-95. Известен в НАТО как Bear-F.

Существовало несколько других модификаций базового планера Ту-95/Ту-142, но они по большей части не были признаны западной разведкой или так и не достигли боевого статуса в советских вооруженных силах.

Операторы

[ редактировать ]
Состав на закате Ту-95МС на авиабазе Энгельс в декабре 2005 года.
 Россия

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз
Tu-95 Veliky Novgorod
 Украина

Технические характеристики (Ту-95МС)

[ редактировать ]
Вид справа на Туполев Ту-95МС.

Данные боевых самолетов с 1945 года. [86]

Общие характеристики

  • Экипаж: 6–7 человек; пилот, второй пилот, бортинженер, оператор системы связи, штурман, хвостовой стрелок, а также дополнительный штурман, в зависимости от профиля миссии. [87]
  • Длина: 46,2 м (151 фут 7 дюймов)
  • Размах крыла: 50,1 м (164 фута 4 дюйма)
  • Высота: 12,12 м (39 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 310 м 2 (3300 кв. футов)
  • Вес пустого: 90 000 кг (198 416 фунтов)
  • Полная масса: 171 000 кг (376 990 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 188 000 кг (414 469 фунтов)
  • Силовая установка: 4 двигателя Кузнецов НК-12 турбовинтовых мощностью 15 000 л.с. (15 000 л.с., 11 000 кВт)
  • Гребные винты: 8-лопастные гребные винты противоположного вращения с полным флюгированием и постоянной скоростью.

Производительность

  • Максимальная скорость: 925 км/ч (575 миль в час, 499 узлов)
  • Крейсерская скорость: 710 км/ч (440 миль в час, 380 узлов)
  • Дальность действия: 15 000 км (9 300 миль, 8 100 миль)
  • Практический потолок: 13 716 м (45 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 10 м/с (2000 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 606 кг/м 2 (124 фунта/кв. футов)
  • Мощность/масса : 0,235 кВт/кг (0,143 л.с./фунт)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ «Русский Медведь вернулся» . Russia Today через youtube.com . 24 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 г. Проверено 23 января 2011 г. [ ненадежный источник? ]
  2. ^ «Ту-4 «Бык» » . Монино Авиационный . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Справочник ВВС России, том 1 Системы стратегической информации и вооружения . Вашингтон, округ Колумбия: International Business Publications, США, 7 февраля 2007 г. (обновлено в 2011 г.). 7 февраля 2007 г., стр. 157–9. ISBN  978-1-4330-4115-0 .
  4. ^ «Туполев Ту-95 Медведь» . Федерация американских ученых . Архивировано из оригинала 28 декабря 2010 года . Проверено 23 января 2011 г.
  5. ^ https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015059171325;view=1up;seq=3 . Архивировано 4 ноября 2020 г. в Wayback Machine , стр. 40.
  6. ^ Перейти обратно: а б Соболев Д.А.; Хазанов Д.Б. «Создание турбовинтового двигателя ТВ-2 (НК-12)» . airpages.ru . Архивировано из оригинала 17 сентября 2010 года . Проверено 5 июня 2010 г.
  7. ^ «Ту-95МС» [Ту-95МС]. Туполев (на русском языке). Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
  8. ^ «Ту-20/95/142 Медведь: Самый быстрый винтовой самолет». Архивировано 11 декабря 2008 г. на сайте Wayback Machine Aviation.ru. Проверено: 5 июня 2010 г.
  9. ^ Перри, Доминик (19 декабря 2014 г.). «Российские ВВС принимают первые модернизированные бомбардировщики Туполев» . Флайтглобал . Лондон. Архивировано из оригинала 27 сентября 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
  10. ^ «Туполев» завершает модернизацию стратегических бомбардировщиков Ту-95МС . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 г. Проверено 03 апреля 2020 г.
  11. ^ «Туполев Ту-116» . Авиастар. Архивировано из оригинала 24 июля 2014 года . Проверено 9 июля 2014 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с «[Акту] Модернизация Ту-95МС» . Красный Самовар . 22 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с "Модернизация российских стратегических бомбардировщиков" . bmpd.livejournal.com . 17 April 2016. Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
  14. ^ "Модернизированный Ту-95МС в Энгельсе" . bmpd.livejournal.com . 7 March 2015. Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
  15. ^ " "Авиакор" возвращается к работам по стратегическим бомбардировщикам Ту-95МС" . bmpd.livejournal.com . 22 October 2015. Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
  16. ^ "Модернизированный бомбардировщик Ту-95МС "Дубна" " . bmpd.livejournal.com . 20 November 2015. Archived from the original on 23 November 2015 . Retrieved 21 April 2015 .
  17. ^ "Новые возможности Ту-95МС с системами управления от "Гефеста" " . bmpd.livejournal.com . 29 June 2017. Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
  18. ^ «Новые двигатели позволят увеличить дальность полета стратегических бомбардировщиков Ту-95МС» . ТАСС . 23 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 года . Проверено 21 апреля 2019 г.
  19. ^ Олпорт, Дэйв (октябрь 2020 г.). «Первый полет модернизированного Ту-95МСМ». Эйр Интернешнл . Том. 99, нет. 4. с. 12. ISSN   0306-5634 .
  20. ^ «Российское высшее руководство подписывает ряд соглашений о поставке современного вооружения российским войскам» . Архивировано из оригинала 04.11.2021 . Проверено 27 августа 2021 г.
  21. ^ «Туполев Ту-95РТ «Мишка Д» » . Архивировано из оригинала 5 ноября 2010 г. Проверено 23 апреля 2017 г.
  22. ^ «Большой Иван, Царь-бомба («Король бомб»): крупнейшее в мире ядерное оружие». Архивировано 17 июня 2016 г. на сайте Wayback Machine Nuclearweaponarchive.org, 3 сентября 2007 г. Дата обращения: 5 июня 2010 г.
  23. ^ «RDS 202: Царь-бомба, самая большая бомба в истории» . Ютуб . 17 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
  24. ^ «RDS 202: Царь-бомба, самая большая бомба в истории» . Ютуб . 17 июля 2009 г. Событие происходит с 1:15 до 1:50. Архивировано из оригинала 7 декабря 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б Залога, Стив (17 февраля 2002 г.). Ядерный меч Кремля: взлет и падение стратегических ядерных сил России . п. 29.
  26. ^ Semyonov. Raketno-Kosmicheskaya korporatsia Energia . p. 131.
  27. ^ Проосков Н. (14 июля 1997 г.). Резервы боеготовности: РВСН .
  28. ^ Мастный, Войтех (июнь 1983 г.). «Советский Союз и Фолклендская война» . Обзор военно-морского колледжа . 36 (3): 48. JSTOR   44636371 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2020 года . Проверено 16 марта 2023 г.
  29. ^ «Все стратегические бомбардировщики из Казахстана; переговоры о тех, кто находится в Украине». Сводки новостей RFE/RL , Vol. 3, № 9, 21–25 февраля 1994 г., через Инициативу по борьбе с ядерной угрозой.
  30. ^ Бухарин и др. 2004, с. 385 .
  31. ^ «Россия заказала патрулирование бомбардировщиков дальнего действия» . США сегодня . 17 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. . Проверено 12 января 2020 г.
  32. ^ «Россия возобновляет патрулирование ядерными бомбардировщиками» . Нью-Йорк Таймс . 17 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2019 г. . Проверено 12 января 2020 г.
  33. ^ "Британские самолеты следят за российскими бомбардировщиками". Архивировано 25 сентября 2008 г. в Wayback Machine BBC News, 6 июля 2007 г. Проверено: 5 июня 2010 г.
  34. ^ «НОРАД преуменьшает значение перехвата российских бомбардировщиков» . Архивировано 28 августа 2010 г. в Wayback Machine CBC, 25 августа 2010 г. Дата обращения: 6 сентября 2010 г.
  35. ^ Лилли, Брайан. «Канадские самолеты отбивают российские бомбардировщики». Архивировано 31 июля 2010 г. в Wayback Machine Calgary Sun , 30 июля 2010 г.
  36. ^ «Португалия снова поднимает самолеты на перехват российских бомбардировщиков» . Рейтер . 31 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 марта 2015 г. Проверено 1 февраля 2017 г.
  37. ^ Халпин, Тони. «ВВС Великобритании находятся в боевой готовности, поскольку Россия проводит масштабные военно-морские учения в Бискайском заливе». Архивировано 14 февраля 2008 г. в Wayback Machine The Times , 17 августа 2007 г. Проверено: 5 июня 2010 г.
  38. ^ «Россия возрождает самолеты времен холодной войны». Архивировано 3 ноября 2008 г. в Wayback Machine Washington Times , 30 октября 2008 г. Проверено: 5 июня 2010 г.
  39. ^ "Рекорд Ту-95МС: "медведи" провели в воздухе более сорока часов" . vesti.ru . 30 July 2010. Archived from the original on 19 December 2018 . Retrieved 18 December 2018 .
  40. ^ Олифант, Роланд; Аккоч, Разие; Стифел, Элеонора (17 ноября 2015 г.). «Атаки в Париже: Кэмерон обосноват необходимость военных действий в Сирии, поскольку войска ЕС могут быть отправлены во Францию ​​– последние новости» . «Дейли телеграф» . Онлайн. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  41. ^ «Российский бомбардировщик Ту-95МСМ нанес первый в истории удар по Сирии» . ТАСС.com . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 1 февраля 2017 г.
  42. ^ "Российский самолет совершил рейс из Амурской области в Индонезию в рамках международного визита" . Министерство обороны России . 5 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 12 января 2020 г. Проверено 12 января 2020 г.
  43. ^ «Австралийские ВВС подняты по тревоге после того, как российские дальние бомбардировщики направились на юг» . Хранитель . 30 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 12 января 2020 года . Проверено 12 января 2020 г.
  44. ^ «Российское нападение на Украину продолжается. И это первый отчет о том, что произошло до сих пор» . theaviationist.com . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  45. ^ «Ракетные удары по винницкому аэродрому, нанесённые со стороны Чёрного моря» . Укринформ.нет . 6 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  46. ^ «Российские ракеты по Киеву запущены с бомбардировщиков Ту-95, Ту-160 – командование ВВС» . Укринформ.нет . 26 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  47. ^ ТОМАС НЬЮДИК (6 декабря 2022 г.). «Украина модифицированные реактивные дроны советской эпохи будут поражать базы бомбардировщиков, утверждает Россия (обновлено)» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
  48. ^ «Россия базирует 2-й флот истребителей на фоне череды катастроф» . «Москва Таймс» . 6 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2015 года . Проверено 2 августа 2015 г.
  49. ^ Тракимавичюс, Лукас. «Действительно ли малое красиво? Будущая роль малых модульных ядерных реакторов (ММР) в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Архивировано (PDF) из оригинала 31 июля 2022 г. Проверено 5 декабря 2020 г.
  50. ^ "Военная авиация — Туполев" . tupolev.ru . Archived from the original on 29 December 2016 . Retrieved 1 February 2017 .
  51. ^ "ОАК передала Минобороны РФ очередной стратегический ракетоносец Ту-95МС – Еженедельник "Военно-промышленный курьер" " . vpk-news.ru . Archived from the original on 2 September 2017 . Retrieved 1 February 2017 .
  52. ^ "ПАО "Туполев" передало Министерству обороны РФ модернизированный стратегический ракетоносец Ту-95МС — Туполев" . tupolev.ru . Archived from the original on 1 April 2017 . Retrieved 1 February 2017 .
  53. ^ "Компания "Туполев" продолжает работы по модернизации ракетоносцев Ту-95МС – Еженедельник "Военно-промышленный курьер" " . vpk-news.ru . Archived from the original on 3 January 2017 . Retrieved 1 February 2017 .
  54. ^ «Туполев» сдал модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160М, Ту-95МСМ . www.airrecognition.com . Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
  55. ^ «Российский стратегический бомбардировщик Ту-160 испытал 12 ракет» . ТАСС . Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
  56. ^ "ТАСС: Военные и оборонные ведомства - Воздушно-космические силы России получили два модернизированных стратегических бомбардировщика Ту-95МС" . Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 г. Проверено 20 апреля 2019 г.
  57. ^ «В 2020 году в состав Дальней авиации (FRA) войдут шесть модернизированных стратегических ракетоносцев» . Министерство обороны Российской Федерации . 5 января 2020 года. Архивировано из оригинала 16 марта 2022 года . Проверено 30 июня 2022 г.
  58. ^ «Воздушно-космические силы России получили пять модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-95МС» . ТАСС . Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 г. Проверено 23 декабря 2020 г.
  59. ^ "Уровень модернизации российской ядерной тройки - самый высокий в истории", - заявил министр обороны . ТАСС . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 22 декабря 2021 г.
  60. ^ Перейти обратно: а б Mladenov Air International , август 2015 г., стр. 43, 45.
  61. ^ "Контракт на создание глубоко модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-95МСМ" . bmpd.livejournal.com . 15 August 2018. Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
  62. ^ "Стратегический бомбардировщик Ту-96. – Российская авиация" . Xn—80aafy5bs.xn—p1ai. 2015-10-03. Archived from the original on 2019-02-02 . Retrieved 2019-02-02 .
  63. ^ "Ту-96." Архивировано 13 марта 2008 г. на сайте Wayback Machine globalsecurity.org. Проверено: 5 июня 2010 г.
  64. ^ Даффи и Кандалов 1996, стр. 131–132.
  65. ^ Военный баланс 2017, стр.217
  66. ^ «Российские стратегические ядерные силы» . Russianforces.org. Архивировано из оригинала 3 октября 2022 г. Проверено 28 февраля 2022 г.
  67. ^ «Закрывая дверь конюшни – Россия перемещает стратегические бомбардировщики после ударов беспилотников» . 22 августа 2023 г.
  68. ^ Перейти обратно: а б «Рядом с Финляндией обнаружены российские бомбардировщики, способные нести ядерное оружие» . 30 сентября 2022 г.
  69. ^ «Россия начинает пятницу с масштабного воздушного нападения на Украину, активны бомбардировщики Ту-95 из Мурманска» .
  70. ^ «Россия направила против Украины 11 Ту-95, 4 Ту-22, Су-35 и Су-34» . 8 января 2024 г.
  71. ^ «Российские бомбардировщики возле Финнмарка перед учениями Nordic Response» .
  72. ^ «43-й Центр боевого применения и переподготовки личного состава ДА» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
  73. ^ «43-й Центр боевого применения и подготовки летного состава дальней авиации» . www.vitalykuzmin.net . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 29 января 2019 г.
  74. ^ «106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 29 января 2019 г.
  75. ^ Рукопись "SSM" от группы Yahoo TO&E
  76. ^ «79-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 9 октября 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
  77. ^ «73-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 7 августа 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
  78. ^ Перейти обратно: а б «Авиационный ВМФ» . airbase.ru . Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 29 января 2019 г.
  79. ^ «169-й гвардейский Рославльский тяжелый бомбардировочный авиационный полк» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 5 октября 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
  80. ^ Перейти обратно: а б с «Хронология вывода из эксплуатации и передачи украинских бомбардировщиков» (PDF) . Инициатива по ядерной угрозе. Апрель 2005 г. Архивировано (PDF) из оригинала 13 августа 2018 г. Проверено 29 января 2019 г.
  81. ^ "Во времена Лебедева чиновники Минобороны продали два самолета как лом" [Once Lebedev headed Ministry of Defence, its officials sold two aircraft as scrap] (in Russian). www.pravda.com.ua. 9 July 2015. Archived from the original on 20 February 2018 . Retrieved 19 February 2018 .
  82. ^ " Главной военной прокуратурой разоблачен факт продажи военных самолетов по цене металлолома". General Prosecutor's Office of Ukraine. 9 июля 2015 года. Archived from the original on 17 December 2018 . Retrieved 19 February 2018 .
  83. ^ "Российские Ту-95 будут ликвидировать в Белой Церкви" . zavtra.com.ua . 22 September 2004. Archived from the original on 30 January 2019 . Retrieved 29 January 2019 .
  84. ^ "Музей дальней авиации, Полтава" [Museum of long-range aviation, Poltava] (in Russian). Doroga.ua. 27 August 2012. Archived from the original on 18 August 2012 . Retrieved 9 November 2012 .
  85. ^ «51 — Туполев Ту-95 Медведь — Украина — ВВС — Саймон Де Руддер» . ДжетФото . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
  86. ^ Уилсон 2000, с. 137.
  87. ^ "Стратегический бомбардировщик Ту-95 Медведь" . Архивировано 28 декабря 2010 г. на сайте Wayback Machine Airforce-Technology.com. Проверено: 20 января 2011 г. [ ненадежный источник? ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Бухарин, Олег, Павел Л. Подвиг и Франк фон Хиппель. Стратегические ядерные силы России. Бостон: MIT Press, 2004. ISBN   978-0-262-66181-2 .
  • Даффи, Пол и Андрей Кандалов. Туполев: Человек и его самолет . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1996. ISBN   978-1-85310-728-3 .
  • Иден, Пол (редактор). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN   978-1-904687-84-9 .
  • Гордон, Ефим и Питер Дэвидсон. Туполев Ту-95 Медведь . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2006. ISBN   978-1-58007-102-4 .
  • Грант, Р.Г. и Джон Р. Дейли. Полет: 100 лет авиации . Харлоу, Эссекс: DK Adult, 2007. ISBN   978-0-7566-1902-2 .
  • Хили, Джон К. (январь – февраль 2004 г.). «Воины в отставке: наследие бомбардировщиков «холодной войны»». Любитель воздуха . № 109. С. 75–79. ISSN   0143-5450 .
  • Младенов, Александр. «Все еще сильна». Эйр Интернешнл . Том. 89, № 2, август 2015. С. 40–47. ISSN   0306-5634 .
  • Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN   978-1-875671-50-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3a55b2be46df3b3e91e3a4827cdf213__1722168300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/13/f3a55b2be46df3b3e91e3a4827cdf213.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev Tu-95 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)