Jump to content

Дирижизм

(Перенаправлено с Dirigisme во Франции )

Дирижизм или дирижизм (от французского diriger «направлять») — это экономическая доктрина, в которой государство играет сильную директивную (политическую) роль , в отличие от просто регулирующей интервенционистской роли в рыночной экономике . [1] Как экономическая доктрина, дирижизм является противоположностью невмешательства , подчеркивая положительную роль государственного вмешательства в сдерживании производственной неэффективности и сбоев рынка . Дирижистская политика часто включает в себя индикативное планирование , государственные инвестиции и использование рыночных инструментов (налогов и субсидий) для стимулирования рыночных субъектов к выполнению государственных экономических задач.

Этот термин появился после Второй мировой войны для описания экономической политики Франции , которая включала значительные государственные инвестиции, использование индикативного экономического планирования в дополнение к рыночному механизму и создание государственных предприятий в стратегических внутренних секторах. Это совпало как с периодом значительного экономического и демографического роста, известным как «Славный Трент», который последовал за войной, так и с замедлением, начавшимся с нефтяного кризиса 1973 года .

Впоследствии этот термин использовался для классификации других стран, проводивших аналогичную политику, таких как , восточноазиатские экономики-тигры Гонконг Япония , Сингапур , Южная Корея и Тайвань ; и в последнее время экономика ( Китайской Народной Республики КНР) после ее экономических реформ , [2] Малайзия , Индонезия [3] [4] и Индия после открытия своей экономики в 1991 году. [5] [6] [7]

Большинство современных экономик можно в некоторой степени охарактеризовать как дирижистские, поскольку государство может осуществлять директивные действия, выполняя или субсидируя исследования и разработки новых технологий посредством государственных закупок (особенно военных ) или через государственные исследовательские институты. [8]

До Второй мировой войны Франция имела относительно фрагментированную капиталистическую экономическую систему. Многие небольшие компании, зачастую семейные, зачастую не были динамичными и эффективными. [ нужна ссылка ] по сравнению с крупными промышленными группами Германии или США . Вторая мировая война опустошила Францию. Железные дороги и промышленность были разрушены бомбардировками и диверсиями с воздуха ; промышленность была захвачена нацистской Германией; В первые послевоенные годы навис призрак долгих лет нормирования (например, системы, действовавшей в тот период в Соединенном Королевстве ). Некоторые слои французского делового и политического мира потеряли авторитет после сотрудничества с немецкими оккупантами .

Послевоенные французские правительства, независимо от политической стороны, обычно стремились к рациональному и эффективному экономическому развитию с долгосрочной целью соответствовать высокоразвитой и технологически продвинутой экономике Соединенных Штатов . Развитие французского дирижизма совпало с развитием меритократической технократии : Национальная школа управления снабжала государство администраторами высокого уровня, а руководящие должности в промышленности занимались государственными инженерами Горного корпуса и другим персоналом, прошедшим обучение в Политехнической школе .

В период 1945–1975 годов Франция пережила беспрецедентный экономический рост (в среднем 5,1%) и демографический бум, что привело к появлению термина Trente Glorieuses («Славные тридцать [лет]»).

Дирижизм процветал при консервативных правительствах Шарля де Голля и Жоржа Помпиду . В те времена эта политика рассматривалась как средний путь между американской политикой небольшого участия государства и советской политикой тотального государственного контроля. В 1981 году -социалист был избран президент Франсуа Миттеран , обещавший более активное государственное предпринимательство в экономике; его правительство вскоре национализировало промышленность и банки. Однако в 1983 году первоначальные плохие экономические результаты вынудили правительство отказаться от дирижизма и начать эпоху rigueur («строгости»). Это произошло в первую очередь из-за инфляции французского франка и кейнсианской политики, проводимой Франсуа Миттераном . Дирижизм остался в немилости у последующих правительств, хотя некоторые его черты остались.

Индикативное планирование

[ редактировать ]

Основным французским инструментом дирижизма было индикативное планирование на основе планов, разработанных Генеральным комиссариатом плана («Комиссия по плану»). Индикативное планирование использовало различные стимулы, чтобы побудить государственных и частных субъектов вести себя оптимальным образом, при этом план служил общим руководством для оптимальных инвестиций. В этот период Франция никогда не переставала быть капиталистической экономикой, ориентированной на накопление капитала , максимизацию прибыли и рыночное распределение производственных товаров.

В отличие от централизованного планирования советского типа, практиковавшегося в бывшем советском блоке , где экономическое планирование заменяло частную прибыль , стимулировало инвестиции и управляло факторами производства в соответствии с обязательным планом, французское государство никогда не владело более чем меньшинством промышленности и не стремилось заменить частную прибыль централизованным планированием. Идея дирижизма состоит в том, чтобы дополнить и повысить эффективность рынка посредством косвенного планирования, призванного предоставить участникам рынка более качественную информацию. Эта концепция противопоставляется плановой экономике, целью которой является замена рыночного распределения производства и инвестиций обязательным планом производства, выраженным в единицах физических величин.

Государственная собственность

[ редактировать ]

Поскольку французская промышленность до Второй мировой войны была слабой из-за фрагментации, французское правительство поощряло слияния и формирование « национальных чемпионов »: крупных промышленных групп, поддерживаемых государством.

Две области, в которых французское правительство стремилось к большему контролю, - это инфраструктура и транспортная система. Французское правительство владело национальной железнодорожной компанией SNCF , национальной электроэнергетической компанией EDF , национальной газовой компанией GDF , национальной авиакомпанией Air France ; телефонные и почтовые услуги осуществлялись администрацией PTT . Правительство предпочло передать строительство большинства автострад (автострад) получастным компаниям, а не управлять ими самостоятельно. Другими областями, в которые непосредственно вмешалось французское правительство, были оборонная, атомная и аэрокосмическая промышленность ( Aérospatiale ).

Это развитие было отмечено волюнтаризмом , верой в то, что трудности (например, послевоенные разрушения, нехватка природных ресурсов) можно преодолеть с помощью силы воли и изобретательности. Например, после энергетического кризиса 1973 года была придумана поговорка: «Во Франции у нас нет нефти, но у нас есть идеи». Volontarisme сделал упор на модернизацию , результатом которой стало множество амбициозных государственных планов. Примеры этой тенденции включают широкое использование ядерной энергии (около 80% потребления электроэнергии во Франции), Minitel , раннюю онлайн-систему для масс, и TGV , сеть высокоскоростных железных дорог .

Дирижизм наблюдается в Индии после окончания британского правления с 1947 года, когда внутренняя политика имеет тенденцию к протекционизму, сильный акцент на импортозамещающую индустриализацию , экономический интервенционизм , крупный государственный сектор , управляемый государством , регулирование бизнеса и централизованное планирование . [9] в то время как торговая и иностранная инвестиционная политика была относительно либеральной. [10] Однако в отношении торговли и иностранных инвестиций другие авторы не согласны, заявляя, что высокие тарифные барьеры сохранялись, причем импортные пошлины в размере 350% не были редкостью. [11] а также существовали строгие ограничения на ввоз иностранных товаров, капитала и технологий. [11] Несмотря на смешанную экономику, доля инвестиций в предприятия государственного сектора составила 60%. [12] Экономическая политика Индии в этот период была больше похожа на советское экономическое планирование , чем на французскую модель дирижизма. [12] Социалистическое экономическое планирование было особенно распространено в форме Плановой комиссии и пятилетних планов . [13] [14]

После либерализации в 1991 году Индия перешла от плановой дирижистской экономики к рыночной дирижистской экономике. [15] [16] Индийское государство полностью контролирует и владеет железными и автомобильными дорогами ; контрольный пакет акций и доля в банковской сфере , [17] страхование , [18] сельское хозяйство , [19] молочные продукты , удобрения и химикаты, [20] аэропорты , [21] атомная , горнодобывающая, оцифровка , оборона , сталь , редкоземельные металлы, вода, электричество, нефтегазовая промышленность и электростанции, [22] и имеет существенный контроль над цифровизацией , широкополосной связью как национальной инфраструктурой , телекоммуникациями , суперкомпьютерами , космосом , портами и судоходством , [23] среди других отраслей промышленности, были фактически национализированы в середине 1950-х годов. [24] [13] [14] По сути, правительство Индии косвенно контролирует все сектора, кроме технологий и потребительских товаров.

Другие экономики с дирижистскими характеристиками

[ редактировать ]

Экономический дирижизм был описан как неотъемлемый аспект фашистской экономики венгерским писателем Иваном Т. Берендом в его книге «Экономическая история Европы двадцатого века» . [25] Однако фашистские системы, созданные в Италии , Португалии , Испании , Японии или Германии, представляли собой разнообразную смесь элементов многочисленных философий, включая национализм , авторитаризм , милитаризм , корпоративизм , коллективизм , тоталитаризм и антикоммунизм . [26]

Дирижизм был представлен как политико-экономическая схема, противоречащая капитализму невмешательства в контекст французских заморских владений. В той или иной степени на протяжении постколониального периода такие страны, как Ливан и Сирия, находились под влиянием этого мотива. [27]

См. также

[ редактировать ]

Экономики с дирижизмом или аналогичной политикой

[ редактировать ]
  1. ^ "Дирижизм" . Оксфордские словари . Проверено 25 мая 2013 г.
  2. ^ Шмидт, Йоханнес Драгсбек (1996). «Модели дирижизма в Восточной Азии: перспективы для Восточной Европы». Последствия «реального существующего социализма» в Восточной Европе . стр. 196–216. дои : 10.1007/978-1-349-14155-5_13 . ISBN  978-1-349-14157-9 .
  3. ^ Ким, Кёнхун (2023). «Ключевые особенности государственного капитализма Индонезии при Джокови» . Джас (Журнал исследований АСЕАН) . 10 (2). дои : 10.21512/jas.v10i2.9075 .
  4. ^ Ким, Кёнхун (2021). «Сдержанный государственный капитализм Индонезии: проблемы развития и политики» . Журнал современной Азии . 51 (3): 419–446. дои : 10.1080/00472336.2019.1675084 . S2CID   211395480 .
  5. ^ «Индия далека от неолиберального экономического порядка в эпоху Моди» . 30 октября 2020 г.
  6. ^ «Взгляд: Добро пожаловать в государственный капитализм Моди 2.0» . Экономические времена . 2 февраля 2022 г.
  7. ^ Чаттерджи, Элизабет (2022). «Новый девелопментализм и его недовольство: государственный активизм в Гуджарате Моди и Индии» . Развитие и изменения . 53 : 58–83. дои : 10.1111/деч.12579 . S2CID   212790073 .
  8. ^ Маццукато, Мариана (25 июня 2013 г.). «Миф о «вмешивающемся» государстве» . Фокус государственных финансов .
  9. ^ Королевство 2008 , стр. 107-1. 31–32
  10. ^ Королевство 2008 , с. 24
  11. ^ Перейти обратно: а б Тхарур 2003 , с. 242
  12. ^ Перейти обратно: а б Шарма и Динса 2005 , с. XXV
  13. ^ Перейти обратно: а б Чандрасекхар, CP (2012), Кён Суп, Чанг; Хорошо, Бен; Вайс, Линда (ред.), «От дирижизма к неолиберализму: аспекты политической экономии переходного периода в Индии» , Политика развития в переходный период: неолиберальная эра и за ее пределами , Серия международной политической экономии, Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 140–165, номер домена : 10.1057/9781137028303_8 , ISBN.  978-1-137-02830-3 , получено 4 сентября 2020 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Мазумдар, Сураджит (2012). «Индустриализация, дирижизм и капиталисты: крупный бизнес Индии от независимости к либерализации» . mpra.ub.uni-muenchen.de . Проверено 4 сентября 2020 г.
  15. ^ Бабонес, Сальваторе (27 июля 2011 г.). «Почему у Франции гораздо лучшая стратегия в отношении Индии, чем у Америки» . ФП .
  16. ^ Шривастава, Панкадж (27 июля 2011 г.). «Я считаю, что неолиберальный режим также зашел в тупик: Прабхат Патнаик» . УПРАВЛЕНИЕ СЕЙЧАС .
  17. ^ Д'Сильва, Джита (1 сентября 2007 г.). «История роста Индии привлекает таланты из государственных учреждений» . Живая мята .
  18. ^ Сикарвар, Дипшиха (27 июля 2011 г.). «Суверенная гарантия на все полисы, выданные LIC, будет продолжаться» . Экономические времена .
  19. ^ Нирмал, Раджалакшми (27 июля 2021 г.). «Конец монополии APMC: Центр наконец стиснул зубы» . Индус .
  20. ^ Фернандес, Люсия (27 июля 2021 г.). «Ведущие компании по производству удобрений в Индии по состоянию на февраль 2021 года по чистым продажам» . статистика .
  21. ^ «Новое грузовое агентство положит конец монополии AAI» . Бизнес-стандарт . 27 июля 2021 г.
  22. ^ «Энергетическая статистика 2017» (PDF) . Министерство статистики и реализации программ .
  23. ^ "О нас" . Официальный сайт Судоходной корпорации Индии . Архивировано из оригинала 6 ноября 2007 года . Проверено 3 июня 2009 г.
  24. ^ Стейли, Сэм (2006). «Взлет и падение индийского социализма: почему Индия приняла экономические реформы» . Причина . Архивировано из оригинала 14 января 2009 года . Проверено 17 января 2011 г.
  25. ^ Беренд, Иван Т. (2006). Экономическая история Европы двадцатого века: экономические режимы от невмешательства до глобализации . Издательство Кембриджского университета. п. 93 . ISBN  978-1-139-45264-9 .
  26. ^ Бейкер, Дэвид (июнь 2006 г.). «Политическая экономия фашизма: миф или реальность, или миф и реальность?». Новая политическая экономия . 11 (2): 227–250. дои : 10.1080/13563460600655581 . S2CID   155046186 .
  27. ^ Куилти, Джим (17 октября 2007 г.). «Сожительство, ведущее к неудачной свадьбе и горькому разводу» . Дейли Стар . [ постоянная мертвая ссылка ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e8322b13a7bea57cfd5ad3f487fd480__1721893320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/80/0e8322b13a7bea57cfd5ad3f487fd480.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dirigisme - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)