Дирижизм
Часть серии о |
Экономические системы |
---|
Основные типы |
Часть серии о |
Капитализм |
---|
Дирижизм или дирижизм (от французского diriger «направлять») — это экономическая доктрина, в которой государство играет сильную директивную (политическую) роль , в отличие от просто регулирующей интервенционистской роли в рыночной экономике . [1] Как экономическая доктрина, дирижизм является противоположностью невмешательства , подчеркивая положительную роль государственного вмешательства в сдерживании производственной неэффективности и сбоев рынка . Дирижистская политика часто включает в себя индикативное планирование , государственные инвестиции и использование рыночных инструментов (налогов и субсидий) для стимулирования рыночных субъектов к выполнению государственных экономических задач.
Этот термин появился после Второй мировой войны для описания экономической политики Франции , которая включала значительные государственные инвестиции, использование индикативного экономического планирования в дополнение к рыночному механизму и создание государственных предприятий в стратегических внутренних секторах. Это совпало как с периодом значительного экономического и демографического роста, известным как «Славный Трент», который последовал за войной, так и с замедлением, начавшимся с нефтяного кризиса 1973 года .
Впоследствии этот термин использовался для классификации других стран, проводивших аналогичную политику, таких как , восточноазиатские экономики-тигры Гонконг Япония , Сингапур , Южная Корея и Тайвань ; и в последнее время экономика ( Китайской Народной Республики КНР) после ее экономических реформ , [2] Малайзия , Индонезия [3] [4] и Индия после открытия своей экономики в 1991 году. [5] [6] [7]
Большинство современных экономик можно в некоторой степени охарактеризовать как дирижистские, поскольку государство может осуществлять директивные действия, выполняя или субсидируя исследования и разработки новых технологий посредством государственных закупок (особенно военных ) или через государственные исследовательские институты. [8]
Франция
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2013 г. ) |
До Второй мировой войны Франция имела относительно фрагментированную капиталистическую экономическую систему. Многие небольшие компании, зачастую семейные, зачастую не были динамичными и эффективными. [ нужна ссылка ] по сравнению с крупными промышленными группами Германии или США . Вторая мировая война опустошила Францию. Железные дороги и промышленность были разрушены бомбардировками и диверсиями с воздуха ; промышленность была захвачена нацистской Германией; В первые послевоенные годы навис призрак долгих лет нормирования (например, системы, действовавшей в тот период в Соединенном Королевстве ). Некоторые слои французского делового и политического мира потеряли авторитет после сотрудничества с немецкими оккупантами .
Послевоенные французские правительства, независимо от политической стороны, обычно стремились к рациональному и эффективному экономическому развитию с долгосрочной целью соответствовать высокоразвитой и технологически продвинутой экономике Соединенных Штатов . Развитие французского дирижизма совпало с развитием меритократической технократии : Национальная школа управления снабжала государство администраторами высокого уровня, а руководящие должности в промышленности занимались государственными инженерами Горного корпуса и другим персоналом, прошедшим обучение в Политехнической школе .
В период 1945–1975 годов Франция пережила беспрецедентный экономический рост (в среднем 5,1%) и демографический бум, что привело к появлению термина Trente Glorieuses («Славные тридцать [лет]»).
Дирижизм процветал при консервативных правительствах Шарля де Голля и Жоржа Помпиду . В те времена эта политика рассматривалась как средний путь между американской политикой небольшого участия государства и советской политикой тотального государственного контроля. В 1981 году -социалист был избран президент Франсуа Миттеран , обещавший более активное государственное предпринимательство в экономике; его правительство вскоре национализировало промышленность и банки. Однако в 1983 году первоначальные плохие экономические результаты вынудили правительство отказаться от дирижизма и начать эпоху rigueur («строгости»). Это произошло в первую очередь из-за инфляции французского франка и кейнсианской политики, проводимой Франсуа Миттераном . Дирижизм остался в немилости у последующих правительств, хотя некоторые его черты остались.
Индикативное планирование
[ редактировать ]Основным французским инструментом дирижизма было индикативное планирование на основе планов, разработанных Генеральным комиссариатом плана («Комиссия по плану»). Индикативное планирование использовало различные стимулы, чтобы побудить государственных и частных субъектов вести себя оптимальным образом, при этом план служил общим руководством для оптимальных инвестиций. В этот период Франция никогда не переставала быть капиталистической экономикой, ориентированной на накопление капитала , максимизацию прибыли и рыночное распределение производственных товаров.
В отличие от централизованного планирования советского типа, практиковавшегося в бывшем советском блоке , где экономическое планирование заменяло частную прибыль , стимулировало инвестиции и управляло факторами производства в соответствии с обязательным планом, французское государство никогда не владело более чем меньшинством промышленности и не стремилось заменить частную прибыль централизованным планированием. Идея дирижизма состоит в том, чтобы дополнить и повысить эффективность рынка посредством косвенного планирования, призванного предоставить участникам рынка более качественную информацию. Эта концепция противопоставляется плановой экономике, целью которой является замена рыночного распределения производства и инвестиций обязательным планом производства, выраженным в единицах физических величин.
Государственная собственность
[ редактировать ]Поскольку французская промышленность до Второй мировой войны была слабой из-за фрагментации, французское правительство поощряло слияния и формирование « национальных чемпионов »: крупных промышленных групп, поддерживаемых государством.
Две области, в которых французское правительство стремилось к большему контролю, - это инфраструктура и транспортная система. Французское правительство владело национальной железнодорожной компанией SNCF , национальной электроэнергетической компанией EDF , национальной газовой компанией GDF , национальной авиакомпанией Air France ; телефонные и почтовые услуги осуществлялись администрацией PTT . Правительство предпочло передать строительство большинства автострад (автострад) получастным компаниям, а не управлять ими самостоятельно. Другими областями, в которые непосредственно вмешалось французское правительство, были оборонная, атомная и аэрокосмическая промышленность ( Aérospatiale ).
Это развитие было отмечено волюнтаризмом , верой в то, что трудности (например, послевоенные разрушения, нехватка природных ресурсов) можно преодолеть с помощью силы воли и изобретательности. Например, после энергетического кризиса 1973 года была придумана поговорка: «Во Франции у нас нет нефти, но у нас есть идеи». Volontarisme сделал упор на модернизацию , результатом которой стало множество амбициозных государственных планов. Примеры этой тенденции включают широкое использование ядерной энергии (около 80% потребления электроэнергии во Франции), Minitel , раннюю онлайн-систему для масс, и TGV , сеть высокоскоростных железных дорог .
Индия
[ редактировать ]Дирижизм наблюдается в Индии после окончания британского правления с 1947 года, когда внутренняя политика имеет тенденцию к протекционизму, сильный акцент на импортозамещающую индустриализацию , экономический интервенционизм , крупный государственный сектор , управляемый государством , регулирование бизнеса и централизованное планирование . [9] в то время как торговая и иностранная инвестиционная политика была относительно либеральной. [10] Однако в отношении торговли и иностранных инвестиций другие авторы не согласны, заявляя, что высокие тарифные барьеры сохранялись, причем импортные пошлины в размере 350% не были редкостью. [11] а также существовали строгие ограничения на ввоз иностранных товаров, капитала и технологий. [11] Несмотря на смешанную экономику, доля инвестиций в предприятия государственного сектора составила 60%. [12] Экономическая политика Индии в этот период была больше похожа на советское экономическое планирование , чем на французскую модель дирижизма. [12] Социалистическое экономическое планирование было особенно распространено в форме Плановой комиссии и пятилетних планов . [13] [14]
После либерализации в 1991 году Индия перешла от плановой дирижистской экономики к рыночной дирижистской экономике. [15] [16] Индийское государство полностью контролирует и владеет железными и автомобильными дорогами ; контрольный пакет акций и доля в банковской сфере , [17] страхование , [18] сельское хозяйство , [19] молочные продукты , удобрения и химикаты, [20] аэропорты , [21] атомная , горнодобывающая, оцифровка , оборона , сталь , редкоземельные металлы, вода, электричество, нефтегазовая промышленность и электростанции, [22] и имеет существенный контроль над цифровизацией , широкополосной связью как национальной инфраструктурой , телекоммуникациями , суперкомпьютерами , космосом , портами и судоходством , [23] среди других отраслей промышленности, были фактически национализированы в середине 1950-х годов. [24] [13] [14] По сути, правительство Индии косвенно контролирует все сектора, кроме технологий и потребительских товаров.
Другие экономики с дирижистскими характеристиками
[ редактировать ]Экономический дирижизм был описан как неотъемлемый аспект фашистской экономики венгерским писателем Иваном Т. Берендом в его книге «Экономическая история Европы двадцатого века» . [25] Однако фашистские системы, созданные в Италии , Португалии , Испании , Японии или Германии, представляли собой разнообразную смесь элементов многочисленных философий, включая национализм , авторитаризм , милитаризм , корпоративизм , коллективизм , тоталитаризм и антикоммунизм . [26]
Дирижизм был представлен как политико-экономическая схема, противоречащая капитализму невмешательства в контекст французских заморских владений. В той или иной степени на протяжении постколониального периода такие страны, как Ливан и Сирия, находились под влиянием этого мотива. [27]
См. также
[ редактировать ]- Кольбертизм
- Бланковый капитализм
- Состояние развития
- Экономическое планирование
- Французская Четвертая республика (1946–1958)
- Индикативное планирование
- Промышленная политика
- Меркантилизм
- Смешанная экономика
- Государственный капитализм
- Государственное предприятие
- Государственный капитализм
Экономики с дирижизмом или аналогичной политикой
[ редактировать ]- Американская школа (1790–1970-е гг.), американская модель.
- Пекинский консенсус , китайская модель
- Экономика Франции (1945–1975), часто известная как Trente Glorieuses.
- Экономика Сингапура
- Экономика Тайваня
- Четыре азиатских тигра
- Экономика Индонезии
- Немецкая модель , немецкая послевоенная экономическая модель.
- Экономика Японии
- Национальная политика (1876–1920), канадская модель
- Экономика Южной Африки (1948–1994) «Volkscapitalisme»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Дирижизм" . Оксфордские словари . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ Шмидт, Йоханнес Драгсбек (1996). «Модели дирижизма в Восточной Азии: перспективы для Восточной Европы». Последствия «реального существующего социализма» в Восточной Европе . стр. 196–216. дои : 10.1007/978-1-349-14155-5_13 . ISBN 978-1-349-14157-9 .
- ^ Ким, Кёнхун (2023). «Ключевые особенности государственного капитализма Индонезии при Джокови» . Джас (Журнал исследований АСЕАН) . 10 (2). дои : 10.21512/jas.v10i2.9075 .
- ^ Ким, Кёнхун (2021). «Сдержанный государственный капитализм Индонезии: проблемы развития и политики» . Журнал современной Азии . 51 (3): 419–446. дои : 10.1080/00472336.2019.1675084 . S2CID 211395480 .
- ^ «Индия далека от неолиберального экономического порядка в эпоху Моди» . 30 октября 2020 г.
- ^ «Взгляд: Добро пожаловать в государственный капитализм Моди 2.0» . Экономические времена . 2 февраля 2022 г.
- ^ Чаттерджи, Элизабет (2022). «Новый девелопментализм и его недовольство: государственный активизм в Гуджарате Моди и Индии» . Развитие и изменения . 53 : 58–83. дои : 10.1111/деч.12579 . S2CID 212790073 .
- ^ Маццукато, Мариана (25 июня 2013 г.). «Миф о «вмешивающемся» государстве» . Фокус государственных финансов .
- ^ Королевство 2008 , стр. 107-1. 31–32
- ^ Королевство 2008 , с. 24
- ^ Перейти обратно: а б Тхарур 2003 , с. 242
- ^ Перейти обратно: а б Шарма и Динса 2005 , с. XXV
- ^ Перейти обратно: а б Чандрасекхар, CP (2012), Кён Суп, Чанг; Хорошо, Бен; Вайс, Линда (ред.), «От дирижизма к неолиберализму: аспекты политической экономии переходного периода в Индии» , Политика развития в переходный период: неолиберальная эра и за ее пределами , Серия международной политической экономии, Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 140–165, номер домена : 10.1057/9781137028303_8 , ISBN. 978-1-137-02830-3 , получено 4 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мазумдар, Сураджит (2012). «Индустриализация, дирижизм и капиталисты: крупный бизнес Индии от независимости к либерализации» . mpra.ub.uni-muenchen.de . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ Бабонес, Сальваторе (27 июля 2011 г.). «Почему у Франции гораздо лучшая стратегия в отношении Индии, чем у Америки» . ФП .
- ^ Шривастава, Панкадж (27 июля 2011 г.). «Я считаю, что неолиберальный режим также зашел в тупик: Прабхат Патнаик» . УПРАВЛЕНИЕ СЕЙЧАС .
- ^ Д'Сильва, Джита (1 сентября 2007 г.). «История роста Индии привлекает таланты из государственных учреждений» . Живая мята .
- ^ Сикарвар, Дипшиха (27 июля 2011 г.). «Суверенная гарантия на все полисы, выданные LIC, будет продолжаться» . Экономические времена .
- ^ Нирмал, Раджалакшми (27 июля 2021 г.). «Конец монополии APMC: Центр наконец стиснул зубы» . Индус .
- ^ Фернандес, Люсия (27 июля 2021 г.). «Ведущие компании по производству удобрений в Индии по состоянию на февраль 2021 года по чистым продажам» . статистика .
- ^ «Новое грузовое агентство положит конец монополии AAI» . Бизнес-стандарт . 27 июля 2021 г.
- ^ «Энергетическая статистика 2017» (PDF) . Министерство статистики и реализации программ .
- ^ "О нас" . Официальный сайт Судоходной корпорации Индии . Архивировано из оригинала 6 ноября 2007 года . Проверено 3 июня 2009 г.
- ^ Стейли, Сэм (2006). «Взлет и падение индийского социализма: почему Индия приняла экономические реформы» . Причина . Архивировано из оригинала 14 января 2009 года . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ Беренд, Иван Т. (2006). Экономическая история Европы двадцатого века: экономические режимы от невмешательства до глобализации . Издательство Кембриджского университета. п. 93 . ISBN 978-1-139-45264-9 .
- ^ Бейкер, Дэвид (июнь 2006 г.). «Политическая экономия фашизма: миф или реальность, или миф и реальность?». Новая политическая экономия . 11 (2): 227–250. дои : 10.1080/13563460600655581 . S2CID 155046186 .
- ^ Куилти, Джим (17 октября 2007 г.). «Сожительство, ведущее к неудачной свадьбе и горькому разводу» . Дейли Стар . [ постоянная мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коэн, Эли (1992). «Высокие технологии» Кольбертизм: экономика телекома и Великого проекта . Париж: Хашетт. ISBN 2-01-019343-1 .
- Шарма, Андзю; Диндса, Канзас (2005). Экономические реформы и развитие . Концептуальное издательство. ISBN 978-8-180-69273-4 .
- Королевство, Арвинд (2008). Индия: новый гигант . Издательство Оксфордского университета. п. 514 . ISBN 978-0-19-531503-5 .
- Тхарур, Шаши (2003). Неру «Изобретение Индии» . Аркадный паб. ISBN 978-1-559-70737-4 .