Канадэйр Норт Стар
Полярная звезда | |
---|---|
![]() BOAC DC-4M-4 Argonaut G-ALHS «Астра» в лондонском аэропорту (Хитроу) в сентябре 1954 года. | |
Общая информация | |
Тип | Пассажирские и грузовые перевозки |
Производитель | Канадэйр |
Основные пользователи | Трансканадские авиалинии |
Количество построенных | 71 |
История | |
Изготовлено | 1946 - 1950 |
Дата введения | 1946 |
Первый полет | 15 июля 1946 г. |
Ушедший на пенсию | 1960-е (RCAF), 1975 (последний гражданский оператор) |
Разработано на основе | Дуглас DC-4 |
Canadair North Star — канадская разработка 1940-х годов для Trans-Canada Air Lines (TCA) Douglas DC-4 . [ 1 ] Вместо радиально -поршневых двигателей, используемых в конструкции Дугласа, Canadair использовала Rolls-Royce Merlin двигатели V12 для достижения более высокой крейсерской скорости - 325 миль в час (523 км/ч). [ 2 ] по сравнению со скоростью 246 миль в час (396 км/ч) стандартного DC-4. Прототип, заказанный TCA в 1944 году, поднялся в воздух 15 июля 1946 года. Этот тип использовался различными авиакомпаниями и Королевскими ВВС Канады (RCAF). Он оказался надежным, но шумным в эксплуатации в 1950-х и 1960-х годах. Некоторые экземпляры продолжали летать и в 1970-е годы, переоборудованные в грузовые самолеты. [ 3 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Компания Canadair Aircraft Ltd. взяла на себя операции Canadian Vickers Ltd. 11 ноября 1944 года. Помимо существующих в производстве летающих патрульных катеров Consolidated PBY Canso, все еще действовал контракт на разработку нового варианта транспортного самолета Douglas DC-4. Новый самолет Canadair DC-4M с двигателями Rolls-Royce Merlin, установленными на установках Rolls-Royce Universal Power Plant (UPP). [ 4 ] появился в 1946 году как «Полярная звезда». Это больше, чем просто замена двигателя: у North Star были носовая часть, шасси и фюзеляж Douglas DC-6 (укороченный на 80 дюймов (6,7 футов; 2,0 м)); DC-4 хвостовое оперение , хвостовая часть фюзеляжа, закрылки и законцовки крыла ; Средние секции фюзеляжа C-54, центральные и внешние панели крыла, герметизация кабины и стандартизированная компоновка кабины с другой электрической системой.
Canadair построила 71 экземпляр того, что официально называлось Canadair Four под обозначениями: North Star, DC-4M, C-4 и C-5. За исключением единственного C-5 (который имел двигатели Pratt & Whitney R-2800 , установленные на Douglas DC-6 ), все эти варианты были оснащены двигателями Rolls-Royce Merlin, и 51 серийный экземпляр находился под давлением.
Операционная история
[ редактировать ]Trans-Canada Air Lines (TCA), Королевские ВВС Канады (RCAF), Canadian Pacific Airlines (CPA) и British Overseas Airways Corporation (BOAC) были основными операторами « Полярной звезды », примеры CPA, известные как Примеры « Canadair Four » и BOAC, известные как « Аргонавт ».
служба РКАФ
[ редактировать ]RCAF North Stars не находились под давлением и использовались для выполнения различных транспортных задач. Как и другие North Stars, они были известны высоким уровнем шума в кабине, вызываемым двигателями Merlin, поскольку, в отличие от радиальных двигателей DC-4, выхлопы из отдельных цилиндров не собираются и не выводятся через одно выпускное отверстие, а вместо этого выходят отдельные отдельные патрубки эжектора-выхлопа в всплесках высокого давления.

Чтобы снизить шум в кабине, единственный вариант C-5 был оснащен двигателями Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp , которые были значительно тише. [ 5 ] Единственный C-5 был доставлен в RCAF в 1950 году и поступил на вооружение 412-й транспортной эскадрильи RCAF в Упландсе, Оттава, специально оборудованной для перевозки VIP-пассажиров. Он использовался для перевозки премьер-министра Канады, королевы и множества других высокопоставленных лиц в различных высокопоставленных миссиях, прослужив верой и правдой 17 лет, а затем стал инструктором экипажа, прежде чем был отправлен на пенсию и продан в Соединенные Штаты.
North Stars также использовались 412-й эскадрильей RCAF для выполнения различных VIP-перевозок, и в целом самолеты предоставляли ценные и надежные транспортные услуги на большие расстояния для RCAF. С 1950 по 1952 год, во время Корейской войны , самолеты RCAF North Star использовались для переправки грузов в Корею через Тихий океан . Они совершили 599 рейсов туда и обратно через Тихий океан и доставили семь миллионов фунтов груза и 13 000 человек личного состава на обратном пути. Они пролетели 1,9 миллиона миль без фатальных аварий. После 1967 года оставшиеся North Stars были приписаны к 426-й транспортной эскадрилье RCAF, первоначально дислоцированной в Дорвале, Квебек , а затем в Трентоне, Онтарио . Постепенно в 1970-х годах срок их службы сократился, и большинство из них были объявлены излишними.
Операции TCA и BOAC
[ редактировать ]

TCA получила свой парк из двадцати самолетов DC-4M-2 North Stars в 1947 и 1948 годах и эксплуатировала их на маршрутах внутри Канады и в США до 1961 года. Начиная с 1954 года North Stars были заменены на маршрутах TCA в Европу самолетами Lockheed Super Constellations . Чтобы справиться с жалобами пассажиров на шум, инженеры TCA разработали кроссовер для боковых выхлопных труб фюзеляжа, который снизил шум в салоне на 6-8 децибел. [ 6 ] [ 7 ] «В салоне шум снижен до 102 децибел возле окон и 93 у прохода». [ 8 ]
BOAC заказал 22 DC-4M-4 и назвал их « классом Аргонавт », причем классическое название каждого самолета начиналось с буквы «А». «Аргонавты» были доставлены в период с марта по ноябрь 1949 года; они летали в Южную Америку, Африку, на Ближний и Дальний Восток из лондонского аэропорта Хитроу до 1960 года.
1 февраля 1952 года BOAC Argonaut Atalanta G-ALHK перевез принцессу Елизавету и герцога Эдинбургского в Кению, чтобы начать турне по Содружеству. [ 9 ] Несколько дней спустя, 6 февраля, именно «Аталанта G-ALHK» снова вернула в Англию недавно вошедшую в престол королеву Елизавету II после смерти ее отца, короля Георга VI. [ 10 ] [ 11 ]
Компания Rolls-Royce также разработала для DC-4M более тихую «перекрестную» выхлопную систему, причем модификации поставляются в комплекте, позволяющем устанавливать ее на самолет самим эксплуатантом. Модифицированный таким образом двигатель стал «Merlin TMO» в отличие от немодифицированного двигателя Merlin TML - Transport Merlin L. Модифицированный выхлоп обеспечил увеличение мощности по сравнению с немодифицированной системой на 38 л.с., что привело к улучшению скорости истинного воздуха на 5 узлов. скорость. Уровень шума был снижен на 5–8 децибел. Тем не менее, дальность полета самолета также была увеличена примерно на 4 процента. Первоначально BOAC Argonauts , из-за того, что график нельзя было изменить, модифицировали только внутренние двигатели, а остальные внешние двигатели заменялись на новую выхлопную систему, когда было время. [ 12 ]
Позднее обслуживание
[ редактировать ]После службы в TCA и BOAC излишки North Stars и Argonauts сделали долгую карьеру у второстепенных операторов, таких как British Midland Airways , Overseas Aviation и других чартерных компаний. Переоборудование имеющихся планеров также продлило срок службы «Аргонавтов» и «Полярных звезд». CF-UXA, бывший RCAF 17510 , был последним DC-4M в эксплуатации авиакомпаний, завершивший свой последний полет 19 июня 1975 года в Майами , Флорида . Несмотря на появление реактивных авиалайнеров в 1950-х годах, прочный самолет Canadair North Star нашел свою нишу как для военного, так и для гражданского использования. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]Canadair построила 71 экземпляр под обозначениями: North Star, DC-4M, C-4 и C-5. За исключением единственного C-5 (который имел двигатели Pratt & Whitney R-2800 , установленные на Douglas DC-6 ), все эти варианты были оснащены двигателями Rolls-Royce Merlin, и 51 серийный экземпляр находился под давлением.
- ДЦ-4М.1
- Первоначальный вариант, разработанный для Trans Canada Airlines (TCA); не менее 5 построено для TCA.
- ДЦ-4М.2
- Герметичная версия с увеличенной взлетной массой.
- Полярная звезда
- Название для сериала.
- Аргонавт
- Название BOAC для Полярной звезды
- С-4
- С-5
- Оснащен четырьмя Pratt & Whitney R-2800. радиальными двигателями
- CL-29
- Предложение 1949 года о морском патрульном самолете, сделанном в преддверии требований RCAF, с удлиненным фюзеляжем и новым двигателем с тремя вариантами двигателей. Однако в конечном итоге спецификации RCAF 1952 года предназначались для гораздо более мощного самолета, и Bristol Britannia . вместо этого в качестве основы будет использоваться [ 13 ]
Операторы
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]
8 апреля 1954 года Королевских ВВС Канады канадский автомобиль и литейный завод Harvard Mk.II 3309 столкнулся с самолетом Trans-Canada Airlines North Star CF-TFW над Мус-Джо, Саскачеван , в результате чего погибли 36 человек на борту самолета и один человек на земле. [ нужна ссылка ] [ 14 ] В результате этой катастрофы тренировочные полеты ограничены к югу от Трансканадского шоссе, а транзит гражданской авиации к северу от шоссе.
21 сентября 1955 года: BOAC Argonaut G-ALHL, следовавший из Рима в Триполи, разбился при четвертой попытке приземления в условиях плохой видимости и сильного ветра. Пятнадцать из 40 пассажиров погибли, когда самолет снизился слишком низко, врезался в деревья на расстоянии примерно 1200 футов от взлетно-посадочной полосы 11 и впоследствии врезался в землю. [ 15 ]
24 июня 1956 года: BOAC Argonaut G-ALHE разбился вскоре после взлета из аэропорта Кано, Нигерия, во время грозы, в результате чего погибли 29 из 38 пассажиров и трое из семи членов экипажа.
9 декабря 1956 года: рейс 810 Trans-Canada Air Lines врезался в гору Слесс во время полета из Ванкувера в Калгари , в результате чего погибли все 62 человека, находившиеся на борту самолета. Среди погибших были пять игроков Канадской футбольной лиги , в том числе четыре члена Saskatchewan Roughriders и один член Winnipeg Blue Bombers , а также представитель CFL, вернувшийся домой с ежегодного Матча всех звезд, состоявшегося накануне на стадионе Empire Stadium в Ванкувере.
11 октября 1966 года самолет CF-TFM/HP925 разбился недалеко от Гаруа, Камерун, с поддельной регистрацией I-ACOA, предположительно перевозивший партию пулеметов, направлявшуюся в Бурунди. Бывший самолет Overseas Aviation, купленный в Гатвике Майком Киганом, был переправлен в Ковентри для дальнейшей продажи; под новым владельцем, доставлен самолетом в Ньюкасл (Великобритания) с последующим долгосрочным пребыванием на стоянке рядом с деревянной диспетчерской вышкой и подлежит запретительному постановлению суда. В конце концов, перерегистрированный под панамскую маркировку, он был доставлен в Лимбург, Нидерланды, но в конечном итоге участвовал в различных рейсах по доставке оружия в Западную Африку. После катастрофы перемещения этого самолета были расследованы и подробно освещены, как полагают, газетой Sunday Times . История перерегистрации и перемещения после ухода из NCL предоставлены Propliner . сайтом журнала [ 16 ] [ нужна проверка ]
4 июня 1967 года самолет Argonaut G-ALHG , принадлежавший British Midland Airways , разбился недалеко от центра Стокпорта , Большой Манчестер , Великобритания . Среди погибших 72 человека из 84, находившихся на борту; Еще 12 получили серьезные ранения.
Выживший самолет
[ редактировать ]
Единственный уцелевший планер — экземпляр RCAF C-54GM ( 17515 ), который в настоящее время проходит реставрацию в Канадском музее авиации и космонавтики , Оттава , Онтарио . [ 17 ] [ не удалось пройти проверку ]
Технические характеристики (С-4)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1951–52 гг. [ 18 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 7
- Вместимость: 55 пассажиров
- Длина: 93 фута 7 + 1 ⁄ 2 дюйма (28,54 м)
- Размах крыльев: 117 футов 6 дюймов (35,81 м)
- Высота: 27 футов 6 + 5 ⁄ 16 дюймов (8,39 м)
- Площадь крыла: 1457 кв. футов (135,4 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 9,48:1
- Профиль крыла : NACA 23016/23012
- Пустой вес: 46 832 фунта (21 243 кг)
- Максимальный взлетный вес: 82 300 фунтов (37 331 кг)
- Запас топлива: 3226 имп галлонов (3874 галлонов США; 14670 л)
- Силовая установка: 4 Rolls-Royce Merlin 626 V-12 жидкостного охлаждения двигателя мощностью 1760 л.с. (1310 кВт) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hamilton Standard с постоянной скоростью , диаметр 13 футов 1 дюйм (3,99 м).
Производительность
- Крейсерская скорость: 325 миль в час (523 км/ч, 282 узла) на высоте 25 200 футов (7700 м).
- Дальность: 3860 миль (6210 км, 3350 миль) (абсолютная дальность)
- Практический потолок: 29 500 футов (9 000 м)
- Скорость набора высоты: 840 футов/мин (4,3 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «Здесь и там: Skymasters с двигателями Merlin» . Полет . XLVI (1856): 60. 20 июля 1944 г. Проверено 29 ноября 2017 г.
- ^ Перл, Рой (25 марта 1948 г.). «Впечатления посетителя: канадское производство и планы на будущее». Полет . ЛIII (2048): 339–340.
- ^ Jump up to: а б Милберри 1982, стр. 213–214.
- ^ «Универсальные электростанции» . Рейс : 157–162. 13 февраля 1947 года . Проверено 29 ноября 2017 г.
- ^ "Canadair North Star 1 ST." Архивировано 10 января 2011 г. в Музее авиации Wayback Machine Canada . Проверено: 18 марта 2011 г.
- ^ «Канадаир C-54GM North Star 1 ST» . Канадский музей авиации и космонавтики . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ↑ Aviation Week, 7 сентября 1953 г., стр. 53: «Кроссоверы снижают уровень шума в салоне в звуковом диапазоне примерно на 6–8 децибел».
- ^ Американская авиация, 12 мая 1952 г., стр. 28.
- ^ «Король и королева видят королевский отъезд» , BBC TV (первая трансляция), 1 февраля 1952 г. Архив BBC
- ^ «Возвращение королевы» , Рейс (193), 15 февраля 1952 г., заархивировано из оригинала 13 февраля 2010 г.
- ^ «Королева Елизавета II, одетая в траур, спускается по ступеням самолета, который доставил ее из Африки в Лондон. Принц Филипп отстает на пять шагов». Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine San Francisco Sentinel.
- ^ «1952 | 0532 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 г.
- ^ Пиклер, 1995, стр.120.
- ^ «Авария самолета ASN Canadair C-4-1 North Star CF-TFW Moose Jaw, SK» .
- ^ «Авиация самолета ASN Canadair C-4 Argonaut G-ALHL, аэропорт Триполи-Идрис (TIP)». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 26 июня 2011 г.
- ^ Сайт "Проплайнер"; Санди Таймс
- ^ «Канадаир C-54GM North Star 1 ST» . Ингениум . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Бриджмен 1951, стр. 102c–103c.
- Библиография
- Берри, Питер и др. Дуглас DC-4. Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd, 1967.
- Блюетт, Р. Выжившие. Колсден, Великобритания: Aviation Classics, 2007. ISBN 978-0-9530413-4-3 .
- Бриджмен, Леонард. Джейн «Все самолеты мира», 1951–52 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, Ltd, 1951.
- Иствуд, Тони и Джон Роуч. Список производства авиалайнеров с поршневыми двигателями . Вест-Дрейтон, Великобритания: Магазин авиационных товаров для хобби, 1991. ISBN 0-907178-37-5 .
- Франсильон, Рене. Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Патнэм, 1979. ISBN 0-87021-428-4 .
- Милберри, Ларри. Канадэйр Полярная звезда . Торонто: Книги CANAV, 1982. ISBN 0-07-549965-7 .
- Пирси, Артур. Проплинеры Дугласа: DC-1 – DC-7. Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1995. ISBN 1-85310-261-X .
- Пиклер, Рон и Ларри Милберри. Canadair: первые 50 лет . Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN 0-921022-07-7 .
- Йенн, Билл. Макдоннелл Дуглас: Повесть о двух гигантах. Гринвич, Коннектикут: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Архивные кадры самолета Canadair North Star на вооружении RCAF.
- Проект Полярная звезда - восстановление Полярной звезды 17515
- Проект North Star - реставрация North Star 17515, веб-страница Канадского музея авиации и космонавтики
- Исторический фонд Берлинских воздушных перевозок - эксплуатирует C-54 «Дух свободы» как летающий Музей воздушных перевозок Берлина.
- "Canadair Four" 1947 года. - статья о полете DC-4M
- «Только компания Canadair-Four предлагает ...» реклама 1948 года в журнале Flight.
- «Звонок в Canadair», 1949 года - часть 1. статья о полете C4
- «Звонок в Canadair», 1949 года , часть 2. статья о полете C4
- «Тихий аргонавт» статья 1952 года - летная о выхлопной системе Rolls-Royce.