Железная дорога Долины Рейдола
Железная дорога Долины Рейдола Железная дорога долины Рейдол | |
---|---|
Локомотив № 8 Лливелин на подъеме на Конечная остановка «Мост Дьявола» | |
Местный | Кередигион , Уэльс |
Конечная остановка | Аберистуит Дьявольский мост |
Координаты | 52 ° 24'40 "N 4 ° 04'45" W / 52,41114 ° N 4,07909 ° W |
Коммерческие операции | |
Имя | Легкая железная дорога Долины Рейдола |
Построено | Инженер: Джеймс Шлампер |
Оригинальный манометр | 1 фут 11 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 597 мм ) |
Сохранившиеся операции | |
Владелец | Фонд узкоколейной железной дороги Филлис Рэмптон |
Управляется | Vale of Rheidol Railway Limited |
Станции | 4 станции и 5 остановок |
Длина | 11 + 3 ⁄ мили (18,91 км) |
Сохранившийся манометр | 1 фут 11 + 3 ⁄ дюйма ) ( 603 мм |
Коммерческая история | |
Открыто | Август 1902 г. (только грузовые перевозки) 22 декабря 1902 г. (пассажир) |
1913 | Принята Кембрийскими железными дорогами |
1922 | Великих Западных железных дорог Группа |
1948 | Стал частью Британских железных дорог. |
1968 | Стал последней паровой действующей линией на British Rail. |
История сохранения | |
1989 | Приватизирован |
Штаб-квартира | Аберистуит |
Веб-сайт | |
www.rheidolrailway.co.uk |
Долина Рейдола железная дорога | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Железная дорога Долины Рейдола ( валлийский : Reilffordd Cwm Rheidol ) — это 1 фут 11 + 3/4 дюйма ; 603 ( мм ) узкоколейная историческая железная дорога в Кередигионе , Уэльс между Аберистуитом и Дьявольским мостом , путешествие 11 + 3/4 мили ( 18,9 км). [ 1 ]
Он открылся в 1902 году и с момента вывода из эксплуатации магистральных паровых линий British Rail в 1968 году до приватизации в 1989 году [ 2 ] это была единственная паровая линия в национализированной в 1948 году сети British Rail . Это была одна из первых частей British Rail, которая была приватизирована. В отличие от большинства других сохранившихся железных дорог в Соединенном Королевстве, у железной дороги Долины Рейдол не было периода закрытия между тем, как она стала частью национальной железнодорожной системы, и до того, как она стала железной дорогой наследия, и поэтому она обеспечивала непрерывное обслуживание жителей и туристов.
История
[ редактировать ]Компания легкорельсового транспорта Vale of Rheidol
[ редактировать ]Железная дорога стандартной колеи в долине Рейдол к востоку от Аберистуита была запланирована как часть маршрута Манчестерской и Милфордской железной дороги от Лланидлоэса до Страты Флориды через Дьявольский мост . [ 3 ] будет ветка Также планировалось, что от этой линии от Моста Дьявола до Аберистуита для перевозки древесины (для опор карьеров в долинах Южного Уэльса) и руды из долины Рейдол к морю и к главной железной дороге в Аберистуите. Многие свинцовые рудники в долине Рейдол добывали руду в конце 19 века, но не имели средств для транспортировки больших количеств руды в гавань в Аберистуите .
Из-за финансовых и строительных трудностей маршруты из Страты Флориды в Лланидлоэс через Дьявольский мост и ответвление на Аберистуит не были построены, вместо этого в 1865 году Манчестерско-Милфордская железная дорога построила более простой маршрут через долину Иствит в Аберистуит . остались В результате долина Рейдол и свинцовые рудники без железной дороги.
Закон о долине Рейдол (легкой) железной дороги 1897 г. |
---|
Постепенно была разработана альтернативная схема использования узкоколейной линии для обслуживания долины Рейдол . Первоначально 2 фута 3 дюйма ( 686 мм планировалось использовать колею ), аналогично близлежащему трамваю Плинлимон и Хафан . После закрытия этого трамвая ширина колеи была изменена на этого 1 фут 11 + 3 ⁄ дюйма Вместо ( 603 мм ). После получения парламента акта Закон о железной дороге долины Рейдол (легкая железная дорога) 1897 года ( 60 и 61 Vict. c. clxxiv), собрать финансирование не удалось так быстро, как ожидалось, и строительство началось в 1901 году. Чтобы сэкономить деньги, камень вытесывали вручную, а не подвергали взрывной обработке. . Строительством руководил главный инженер сэр Джеймс Шлумпер , хотя он оставил повседневные дела в руках нанятого генерального подрядчика. Именно во время строительства бывший компании Plynlimon and Hafan Tramway локомотив Talybont был изменен с 2 футов 3 дюймов ( 686 мм ) на 1 фут 11 + 3 ⁄ дюйма Rheidol ( 603 мм ), переименованный в , прибыл на линию, где и останется до конца своей жизни.
В Daily News от 9 августа 1901 года сообщалось, что строительство линии должно было быть завершено к марту 1902 года. [ 4 ] и директора надеялись на бесплатный грант от Казначейства на расширение Аберайрона.
К моменту открытия железной дороги в 1902 году добыча свинца в Кередигионе резко пришла в упадок. Однако наблюдался значительный рост туризма, и вскоре пассажирские перевозки стали основным видом движения железной дороги. Он открылся для движения полезных ископаемых в августе 1902 года и для пассажиров 22 декабря 1902 года. [ 5 ] с использованием двух локомотивов 2-6-2T, построенных Дэвисом и Меткалфом, и вышеупомянутого Райдола , построенного Бэгналлом . [ 6 ]
Первоначальными станциями были Аберистуит (расположенный рядом с Месирафоном и Парк-авеню), Лланбадарн, Капель-Бангор, Нантиронен и Дьявольский мост (Понтарфинах). Ветка вела к гавани Аберистуита , проходя вдоль реки Рейдол рядом с Риверсайд-Террас, под мостом Трефечан и за Саут-роуд, ведущей к гавани. Окончательная стоимость строительства составила 60 000 фунтов стерлингов. [ 7 ] (эквивалент 8 230 000 фунтов стерлингов в 2023 году). [ 8 ]
Линия имела умеренный успех в качестве туристической железной дороги, хотя местные пассажирские и грузовые перевозки оставались ограниченными до такой степени, что портовая ветка на протяжении всего своего существования использовалась очень мало. Тем не менее, были предприняты усилия по развитию туристических услуг в летние сезоны за счет строительства открытых вагонов, и уровень туристической торговли был таков, что локомотив Пальмерстону пришлось нанимать на железной дороге Фестиниог в течение нескольких довоенных лет. (1912, 1913 и 1914 гг.) и вновь послевоенное (1921 и 1922 гг.).
К концу существования независимой компании полугодовой доход компании, как сообщалось в феврале 1911 года, составил 3660 фунтов стерлингов. [ 9 ] (эквивалент 471 000 фунтов стерлингов в 2023 году). [ 8 ]
Как филиал Кембрийских железных дорог.
[ редактировать ]В 1912 году рассматривались планы использования электроэнергии из реки, но, скорее всего, они так и не были реализованы из-за нехватки капитала, и от них отказались, когда линия была поглощена Кембрийскими железными дорогами . 1 июля 1913 года [ 10 ] Кембрийские железные дороги приобрели компанию по, казалось бы, выгодной цене в 27 311 фунтов стерлингов. [ 11 ] (эквивалент 3 390 000 фунтов стерлингов в 2023 году), [ 8 ] по сравнению со стоимостью строительства в 69 267 фунтов стерлингов (что эквивалентно 9 500 000 фунтов стерлингов в 2023 году). [ 8 ] С началом войны в 1914 году была закрыта свинцовая шахта, а пассажирские перевозки были сокращены, что забило последний гвоздь в гроб любых запланированных улучшений. [ 12 ] Сокращение пассажирских перевозок и потребность в древесине для военных действий привели к тому, что грузовые перевозки на короткое время стали основным источником дохода. [ 12 ] Линия также обслуживала армейские тренировочные лагеря в долине.
Годы Великой Западной железной дороги
[ редактировать ]1 января 1922 года в составе Кембрийских железных дорог линия была объединена в Великую Западную железную дорогу (GWR). [ 12 ] Новая станция открылась рядом с главной станцией стандартной колеи в Аберистуите. [ 6 ] GWR вложила значительные средства в свой новый актив, отремонтировав один из двух локомотивов Davies & Metcalfe и построив в Суиндоне два совершенно новых локомотива, которые прибыли в 1923 году. Судя по заводским записям, GWR провела капитальный ремонт оригинального Prince of Уэльс, тогда как на самом деле локомотив был списан и на его замену построили новый локомотив. [ 13 ] Рейдол был выведен из движения в 1924 году. [ 14 ] Новые открытые вагоны были построены для замены самодельных экземпляров, использовавшихся на VoR и Cambrian, а в 1938 году закрытые вагоны были полностью заменены высококачественными современными аналогами, которые все еще находятся в эксплуатации.
GWR признало, что движение за пределами его туристической деятельности будет ограничено. После конца 1931 года линия стала работать только летом. [ 15 ] В 1932 году единственный оставшийся оригинальный локомотив был отправлен обратно на завод в Суиндоне и выставлен на продажу. Покупателя не нашлось, и в 1935 году локомотив был списан. [ 16 ] В 1933 году портовый филиал был официально заброшен. Вся линия была закрыта на время Второй мировой войны , хотя техническое обслуживание продолжалось. После закрытия более шести лет железная дорога вновь открылась в июне 1946 года. [ 17 ]
Национализация
[ редактировать ]1 января 1948 года Великая Западная железная дорога стала частью Западного региона Британских железных дорог , и линия продолжала оказывать туристические услуги. [ 18 ] В 1950-х годах местные менеджеры следили за тем, чтобы линия Долины Рейдола оставалась под хорошим присмотром. Вагоны были окрашены в экспресс-ливрею British Rail. Локомотивы получили названия в 1956 году и полностью окрашены в экспресс-ливрею на следующий сезон.
В 1960-х годах бывшая кембрийская сеть Западного региона была передана в регион Мидленд Лондона. Некоторое время будущее VoR висело под вопросом, пока министр транспорта Барбара Касл не подтвердила, что он останется открытым и будет находиться в руках British Rail. В 1968 году линия была изменена в Аберистуите, чтобы попасть на бывшие платформы Кармартенской линии стандартной колеи главной станции, которые были заброшены в 1964 году. Это означало, что маршрут линии больше не извилист и не должен был пересекать ее. Парк-авеню у железнодорожного переезда. [ 19 ] Бывшее депо для локомотивов стандартной колеи также было отремонтировано и приспособлено для использования в ВоР. [ 20 ] На месте бывшей станции сейчас расположен супермаркет, а бывший маршрут был продан под реконструкцию.
В конце 1960-х локомотивы и подвижной состав линии были (несколько спорно) окрашены в корпоративную синюю окраску British Rail со знаменитым логотипом British Rail с двойной стрелкой, красующимся на бортах локомотивов и вагонов. В 1970-х годах это постепенно улучшалось за счет подкладок и других украшений, пока в 1980-х годах не было одобрено возвращение к историческим ливреям. Это, а также периодические посещения альпинистами и железной дороги Ффестиниог специальных поездов, таких как специальные поезда Санта-Клауса, и даже имитация атак индейцев в стиле Дикого Запада, помогло сохранить привлекательность линии для публики, несмотря на сокращение инвестиций, что привело к недостаточному обслуживанию, что привело к недостаточному техническому обслуживанию. Кульминацией стал сход с рельсов (без травм) недалеко от Аберфруда в 1986 году.
По ТОРС паровозам было присвоено обозначение 98-го класса .
Приватизация
[ редактировать ]В 1989 году линия была приватизирована и продана Питеру Рэмптону и Тони Хиллсу (покойному владельцу и генеральному директору Brecon Mountain Railway ). [ 21 ] В 1996 году Рэмптон и Хиллз разделили свое партнерство, при этом Хиллс сохранил контроль над Бреконом, а Рейдол был продан трасту, созданному Рэмптоном, Фонду узкоколейной железной дороги Филлис Рэмптон . [ 22 ] Необычно то, что ВоР действовал совершенно без добровольцев примерно в течение первых 20 лет своей приватизированной работы.
Сегодня
[ редактировать ]Маршрут
[ редактировать ]Аберистуит - главная конечная остановка, где расположены административный штаб и мастерская компании. Покидая Аберистуит, линия движется на восток в сторону деревни Лланбадарн Фаур. Есть остановка по запросу в Лланбадарне . Поезда, идущие к Мосту Дьявола, здесь ненадолго останавливаются, чтобы активировать железнодорожный переезд, прежде чем продолжить путь. Недалеко от Лланбадарна линия проходит через реку Рейдол по деревянному эстакаде, затем проходит через промышленную зону Гланирафон и выходит на открытую сельскую местность. Через 4,5 мили (7,2 км) Кейпел-Бангор достигается станция . Здесь есть разъезд и здание вокзала. Все поезда останавливаются здесь.
Покидая Капель-Бангор, линия проходит мимо центра верховой езды Рейдола, а затем начинает круто подниматься через лес в Танираллте. Примерно через 10 минут поезд достигает Нантюронен небольшой сельской станции и просит остановиться. Здесь локомотивы забирают воду из водной толщи, прежде чем поезд продолжит подъем на Аберфрвд.
Аберфруд Станция 7 + 1 ⁄ мили (12,1 км) от Аберистуита, время в пути около 40 минут. Здесь есть разъезд и здание вокзала. Все поезда останавливаются здесь. За Аберфрвдом линия поднимается с уклоном 1 к 50 вплоть до Моста Дьявола. Этот участок линии изолирован и не имеет доступа к дорогам. Трасса расположена на выступе, известном как Пант Маур, и повторяет контуры местности, проходя через две остановки по запросу у водопада Рейдол и Ривфрона , прежде чем добраться до Моста Дьявола. Когда разрабатывались свинцовые рудники, их с линией в Ривфроне соединяла воздушная канатная дорога.
У железной дороги была ветка, ведущая к гавани Аберистуита, в основном для грузовых перевозок. Портовый филиал стал ненужным из-за преобладания туристических пассажирских перевозок, был закрыт и поднят, сегодня по частям гусеничного полотна можно пройти пешком за Саут-роуд в гавань.
Железная дорога позиционируется как одна из «Великих маленьких поездов Уэльса» - совместная маркетинговая схема, запущенная в 1970 году и охватывающая одиннадцать узкоколейных железных дорог, в основном расположенных в Уэльсе. [ 23 ] Она продолжает работать как туристическая железная дорога, работающая с Пасхи до конца октября, с дополнительными услугами в период февральских каникул и на Рождество. В расписании указаны рабочие даты. [ 24 ] В летние месяцы железная дорога предлагает программу «Водитель на пятерку» на короткой демонстрационной линии на станции Чертов мост.
Проект восстановления станции
[ редактировать ]На железной дороге был реализован крупный проект реконструкции с целью улучшения инфраструктуры на многих промежуточных станциях маршрута. На главных переездах и конечных станциях были построены приподнятые платформы, впервые в истории железной дороги они появились. Кроме того, в некоторых местах были построены новые убежища для ожидания в стиле оригинальных зданий, утраченных в предыдущие десятилетия. [ 25 ]
Инженерный цех
[ редактировать ]В Аберистуите есть специально построенная реставрационная мастерская, которая обслуживает подвижной состав железной дороги, а также выполняет подрядные работы для других железных дорог. [ 26 ]
Операция
[ редактировать ]Оперативная база находится в Аберистуите, где есть машинный зал . Капитальный ремонт проводится в специально построенной мастерской на южной стороне линии.
На станциях Аберистуит и Дьявольский мост есть кассы. Пассажирам, присоединяющимся к поезду на любой промежуточной станции, билеты выдает охрана.
Железная дорога однопутная с разъездами в Капель-Бангоре и Аберффруде, которыми обслуживают поездные бригады. Линия обрабатывается жетонами , которые разрешают водителю войти на один участок линии. Первоначально вся линия производилась на инструментах Tyer's Electric Staff. Токены предоставляются для: -
- Аберистуит — Капель-Бангор
- Крыша Бангорской часовни Аберфрвд
- От Аберфруда до Моста Дьявола
Дежурный офицер регистрируется при каждом пассажирском сообщении. Дежурный регулирует движение поездов, контролирует работу жетонной сигнализации и дает разрешение поездам на заход на однопутные участки, фиксирует движение поездов в Графике поездов и обеспечивает формирование поездов из соответствующего количества вагонов.
Специальные мероприятия
[ редактировать ]На железной дороге круглый год действует программа специальных мероприятий. К ним относятся джазовые вечера 1920-х годов, вечерние специальные предложения, поезда-призраки на Хэллоуин, поезда осенних цветов, специальные предложения Санта-Клауса на рождественские и свадебные мероприятия.
В 2014 году линия получила свой первый посещаемый локомотив с 1980-х годов, когда Пальмерстон вернулся с Ффестиниогской железной дороги впервые с момента ее первоначального использования во время Первой мировой войны, а в 2015 году линия провела свое первое гала-мероприятие, ориентированное на энтузиастов. .
Телевидение
[ редактировать ]Железную дорогу неоднократно видели по телевидению, в том числе в эпизоде сериала « Великие британские железнодорожные путешествия» , снятом в 2012 году, и в детективном сериале « И Гуилл» , снятом в 2016 году.
Награды
[ редактировать ]- TripAdvisor 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 , Сертификат качества
- 2015 Aber First Awards , Лучшее обслуживание клиентов.
- 2015 Aber First Awards , лучший опыт для посетителей.
- 2015, 2018 Национальная премия в области автобусного туризма , финалист конкурса «Железная дорога наследия, дружелюбная к автобусам».
- Национальная премия в области автобусного туризма 2016 г. , победитель в категории «Железная дорога наследия, дружелюбная к автобусам».
Галерея
[ редактировать ]-
У № 8 (как и родственных паровозов 7 и 9), вероятно, было самое странное применение железнодорожной синей окраски в 1970-х годах.
-
Поезд № 7 отправляется со станции Аберистуит.
-
№ 9 Принц Уэльский на Мосту Дьявола
-
Вид спереди на дом № 9 на Чертовом мосту.
-
№ 9 Принц Уэльский на пути к Мосту Дьявола
-
Нет. 8 Лливелин с логотипом BR (1980)
-
Станция Аберфруд (1974)
-
№ 7 Оуайн Глиндур в синем цвете BR дымится перед машинным депо Аберистуита.
-
Нет. 7. Оуайн Глиндур приближается к пешеходному переходу возле Коэда Тайникастелла.
-
№ 9 Принц Уэльский на Мосту Дьявола в Кембрийских железных дорог ливрее
См. также
[ редактировать ]- Британские узкоколейные железные дороги
- Большие маленькие поезда Уэльса
- Список британского наследия и частных железных дорог
- Туризм в Уэльсе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонсон 1999, стр. 15.
- ^ Джонсон 1999
- ^ Джонсон 2011, стр. 52.
- ^ «Легкая железная дорога долины Рейдола» . «Дейли Ньюс» (Великобритания) . Архив британской газеты. 9 августа 1901 года . Проверено 17 сентября 2016 г. - из Архива британской газеты.
- ^ «Новая железная дорога от Аберистуита до Дьявольского моста» . Ланкашир Ивнинг Пост . Архив британской газеты. 23 декабря 1902 года . Проверено 17 сентября 2016 г. - из Архива британской газеты.
- ^ Jump up to: а б «Долина Рейдолской железной дороги» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
- ^ «Легкая железная дорога до Чертова моста» . Глостерширское эхо . Архив британской газеты. 23 декабря 1902 года . Проверено 17 сентября 2016 г. - из Архива британской газеты.
- ^ Jump up to: а б с д Великобритании Данные по инфляции в индексе розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Доходы компании легкорельсового транспорта Долины Рейдола» . Yorkshire Post и Leeds Intelligencer . Архив британской газеты. 16 февраля 1911 года . Проверено 17 сентября 2016 г. - из Архива британской газеты.
- ^ Грин 1986, стр. 26.
- ^ «Перекрестный допрос чиновников GWR» . Вестерн Дейли Пресс . Архив британской газеты. 31 мая 1924 года . Проверено 17 сентября 2016 г. - из Архива британской газеты.
- ^ Jump up to: а б с Грин 1986, стр. 28.
- ^ Грин 1986, стр. 189–190.
- ^ Грин 1986, стр. 205.
- ^ Джонсон 1999, стр. 125.
- ^ Грин, 1986, стр. 187.
- ^ «Рейдольская железная дорога» . Банбери Гардиан . Архив британской газеты. 20 июня 1946 года . Проверено 17 сентября 2016 г. - из Архива британской газеты.
- ^ Грин 1986, стр. 29.
- ^ Части маршрута можно проследить с помощью проекта Geograph Project , как, например, здесь .
- ^ Джонсон 2011, стр. 88.
- ^ «Великая распродажа британских железных дорог окончена», выпуск журнала Railway Magazine 1152, апрель 1997 г., страницы 24/25
- ^ Бойд-Хоуп, Гэри (январь 2009 г.). «Возрождение Рейдола: 20 лет частного предпринимательства». Паровая железная дорога . 358 : 91–5.
- ^ Ярборо, Брюс. «Сайт «Великие маленькие поезда Уэльса»» . Большие маленькие поезда Уэльса . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ «Расписание железной дороги долины Рейдол» . Железная дорога Долины Рейдола . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ «Название проекта: Развитие более ценного туризма в Кередигионе» . Совет графства Кередигион . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ «Денежные вливания в историческую железную дорогу долины Рейдол» . Новости Би-би-си . 24 июня 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]Книги:
- Бойд, Джеймс IC (1965). Узкоколейные железные дороги в Среднем Уэльсе . Оквуд Пресс. ISBN 0-85361-024-Х .
- Грин, CC (1986). Легкая железная дорога в долине Рейдол . Дикий лебедь. ISBN 0-906867-43-6 .
- Грин, CC (1993). Береговые линии Кембрийских железных дорог - Том 1 . Дикий лебедь. ISBN 1874103070 .
- Джонсон, Питер (1999). Уэльская узкоколейка: взгляд из прошлого . Издательство Иэна Аллана . ISBN 0-7110-2654-8 .
- Джонсон, Питер (2011). Иллюстрированная история великой западной узкоколейки . ОПК. ISBN 978-0-86093-636-7 .
- Джонсон, Питер (2013). Кембрийские железные дороги – новая история . Оксфордской издательской компании ISBN 978 0 86093 644 2 .
- Митчелл, Вик (2009). Коррис и Долина Рейдола . Миддлтон Пресс. ISBN 978-1-906008-65-9 .
- Уэйд, Э.А. (1997). Трамвай Плинлимон и Хафан (2-е изд.). Двенадцать голов Пресс. ISBN 090629438-Х .
Журналы:
- Информационный бюллетень Vale of Rheidol, публикуемый несколько раз в год железной дорогой Vale of Rheidol.
Мультимедиа:
- Легкая железная дорога Долины Рейдола - Через годы - опубликовано Видеотекой Оквуда, 2014 г.
- Железная дорога Долины Рейдола - Взгляд путешественника - опубликовано Ffestiniog Railway Company, 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Железная дорога Долины Рейдола
- Пассажирские перевозки British Rail
- Дочерние компании и подразделения British Rail
- Железнодорожные линии открыты в 1902 году.
- Аберистуит: транспорт
- Туристические достопримечательности Кередигиона
- Ширина колеи железных дорог 1 фут 11½ в Уэльсе
- 1 фут 11¾ колеи железных дорог в Уэльсе