Маулана Азад
Бесплатно | |
---|---|
1-й министр образования | |
В офисе 15 августа 1947 г. - 2 февраля 1958 г. | |
премьер-министр | Джавахарлал Неру |
Предшественник | Офис открыт |
Преемник | КЛ Шримали |
Член парламента Лок Сабха | |
В офисе 21 февраля 1952 г. - 22 февраля 1958 г. | |
избирательный округ | Рампур , Уттар-Прадеш |
В офисе 14 марта 1957 г. - 22 февраля 1958 г. | |
избирательный округ | Гургаон , Пенджаб (современная Харьяна ) |
Член Учредительного собрания Индии | |
В офисе Ноябрь 1946 г. - 26 января 1950 г. | |
Провинция | Соединенные провинции |
Президент Индийского национального конгресса | |
В офисе 1940–1946 | |
Предшественник | Раджендра Прасад |
Преемник | Дж. Б. Крипалани |
В офисе 1923–1924 | |
Предшественник | Мохаммад Али Джаухар |
Преемник | Махатма Ганди |
Личные данные | |
Рожденный | [ 1 ] Мекка , Хиджаз , Османская империя (современная Саудовская Аравия ) | 11 ноября 1888 г.
Умер | 22 февраля 1958 г. Дели , Индия | (69 лет)
Причина смерти | Гладить |
Место отдыха | Джама Масджид, Дели |
Политическая партия | Индийский национальный конгресс |
Супруг | Зулайха Бегум |
Занятие | Богослов, учёный, политический деятель |
Награды | Бхарат Ратна (посмертно в 1992 г.) |
Подпись | |
Абул Калам Гулам Мухиюддин Ахмед бин Хайруддин Аль- Хусайни Азад ( ( ; 11 ноября 1888 — 22 февраля 1958) — индийский ) активист за независимость , писатель и старший лидер Индийского национального конгресса . После обретения Индией независимости он стал первым министром образования в индийском правительстве. Его обычно помнят как Маулана Азад ; слово «Маулана» имеет почетное значение «Наш Мастер», и он взял себе «Азад» ( «Свободный» псевдоним ). Его вклад в создание фонда образования в Индии отмечен празднованием его дня рождения как Национального дня образования по всей Индии. [ 2 ] [ 3 ]
В молодости Азад сочинял стихи на урду , а также трактаты по религии и философии. Он приобрел известность благодаря своей журналистской работе, публикуя работы, критикующие британское владычество , и поддерживая причины индийского национализма . Азад стал лидером движения Халифат , в ходе которого он вступил в тесный контакт с индийским лидером Махатмой Ганди . После провала движения Халифат он стал ближе к Конгрессу. [ 4 ] Азад стал горячим сторонником идей Ганди о ненасильственном гражданском неповиновении и работал над организацией движения отказа от сотрудничества в знак протеста против законов Роулатта 1919 года . Азад посвятил себя идеалам Ганди, включая продвижение продуктов свадеши (местных народов) и идеи свараджа ( самоуправления ) в Индии. В 1923 году, в возрасте 35 лет, он стал самым молодым человеком, занявшим пост президента Индийского национального конгресса .
В октябре 1920 года Азад был избран членом учредительного комитета по созданию Джамия Миллия Исламия в Алигархе , штат УП, без помощи британского колониального правительства. Он участвовал в переносе кампуса университета из Алигарха в Нью-Дели в 1934 году. Главные ворота (ворота № 7) в главный кампус университета названы в его честь.
Азад был одним из главных организаторов Дхарасана Сатьяграхи в 1931 году и стал одним из самых важных национальных лидеров того времени, активно возглавляя дела индуистско-мусульманского единства, а также поддерживая секуляризм и социализм. Он занимал пост президента Конгресса с 1940 по 1945 год, во время которого «Выход из Индии» началось восстание . Азад был заключен в тюрьму вместе со всем руководством Конгресса. Он также работал над единством индуистов и мусульман через газету «Аль-Хилал» . [ 5 ]
Биография
Ранний период жизни
Азад родился 11 ноября 1888 года в Мекке , которая тогда входила в состав Османской империи , а теперь является частью Саудовской Аравии . Его настоящее имя было Сайид Гулам Мухиюддин Ахмед бин Хайруддин Аль-Хусайни, но со временем он стал известен как Маулана Абул Калам Азад. [ 6 ] Предки Азада пришли в Индию из Герата . Его отец был мусульманским ученым, который жил в Дели со своим дедом по материнской линии, поскольку его отец умер в очень молодом возрасте. [ 7 ] Во время индийского восстания 1857 года он покинул Индию и поселился в Мекке. Его отец Мухаммад Хайруддин бин Ахмед Аль-Хусайни написал двенадцать книг, имел тысячи учеников и заявлял о благородном происхождении. [ 8 ] в то время как его матерью была шейха Алия бинт Мохаммад, дочь шейха Мохаммеда бин Захера аль-Ватри, известного ученого из Медины , репутация которого распространялась даже за пределы Аравии. [ 6 ] [ 7 ]
Азад поселился в Калькутте со своей семьей в 1890 году. [ 9 ] [ 10 ]
Образование и влияние
Азад учился на дому и был самоучкой. [ 11 ] После свободного владения арабским языком в качестве родного, Азад начал осваивать несколько других языков, включая бенгальский , хиндустани , персидский и английский. [ 6 ] Он также обучался мазахибам Ханафи , Малики , Шафии и Ханбали фикху , , шариату , математике, философии, всемирной истории и естественным наукам у наставников, нанятых его семьей. Заядлый и целеустремленный студент, не по годам развитый Азад еще до двенадцати лет руководил библиотекой, читальным залом и дискуссионным кружком; хотел написать о жизни Аль-Газали в двенадцать лет; в четырнадцать лет писал научные статьи в «Махзан» (литературный журнал); [ 12 ] когда ему было пятнадцать, он преподавал в классе студентов, большинство из которых были вдвое старше его; и закончил традиционный курс обучения в шестнадцать лет, на девять лет раньше своих сверстников, и в том же возрасте выпустил журнал. [ 13 ] В тринадцать лет он женился на молодой мусульманке Зулайхе Бегум. [ 10 ] Азад составил множество трактатов, интерпретирующих Коран , хадисы и принципы фикха и калама . [ 9 ]
Ранняя журналистская карьера
Азад начал свою журналистскую деятельность в раннем возрасте. В 1899 году, в возрасте одиннадцати лет, он начал издавать поэтический журнал «Найранг-э-Аалам» в Калькутте и уже в 1900 году был редактором еженедельника « Аль-Мисбах» . [ 14 ] Он публиковал статьи в журналах и журналах на урду, таких как Makhzan , Ahsanul Akhbar и Khadang e Nazar . [ 14 ]
В 1903 году он издал ежемесячный журнал « Лиссан-ус-Сидк» . Он издавался с декабря 1903 г. по май 1905 г. до закрытия из-за нехватки средств. [ 15 ] Затем он присоединился к «Аль-Надва» , исламскому богословскому журналу Надвату-ль-Улама, по Шибли Номани . приглашению [ 16 ] С апреля 1906 по ноябрь 1906 года он работал редактором газеты «Вакиль » из Амритсара. На короткое время он переехал в Калькутту, где был связан с Дар-уль-Салтунат . Через несколько месяцев он вернулся в Амритсар и возобновил работу в качестве редактора «Вакиля» , продолжая работать там до июля 1908 года. [ 17 ]
Борьба за независимость Индии
В 1908 году он совершил поездку по Египту, Сирии, Турции и Франции, где вступил в контакт с несколькими революционерами, такими как последователи Камаля Мустафы-паши, члены младотурецкого движения и иранские революционеры. [ 18 ] Азад развил политические взгляды, которые считались радикальными для большинства мусульман того времени, и стал полноценным индийским националистом. [ 9 ] В своих произведениях Азад оказался яростным критиком как британского правительства, так и мусульманских политиков; первый за расовую дискриминацию и отказ удовлетворить нужды индийского общества, а второй за то, что он сосредоточил внимание на общинных вопросах, а не на вопросах общих интересов (Азад демонстративно отверг мусульманской лиги общинный сепаратизм Всеиндийской ). Однако его взгляды значительно изменились, когда он встретил этнически ориентированных суннитских революционных активистов в Ираке. [ 19 ] и находился под влиянием их пылкого антиимпериализма и арабского национализма . [ 9 ] Вопреки распространенному мусульманскому мнению того времени, Азад выступил против раздела Бенгалии в 1905 году и стал всё активнее участвовать в революционной деятельности , с которой его познакомили видные индуистские революционеры Ауробиндо Гош и Шьям Сундар Чакраварти . Поначалу Азад вызвал удивление у других революционеров, но Азад завоевал их похвалу и доверие, тайно работая над организацией революционных мероприятий и собраний в Бенгалии , Бихаре и Бомбее (ныне Мумбаи). [ 9 ]
Аль-Хилал и движение Халифат
В 1912 году он основал еженедельную газету на урду под названием «Аль-Хилал» из Калькутты и открыто критиковал британскую политику, одновременно исследуя проблемы, с которыми сталкиваются простые люди. Поддерживая идеалы индийского национализма, публикации Азада были направлены на поощрение молодых мусульман к борьбе за независимость и индуистско-мусульманское единство. [ 20 ] С началом Первой мировой войны британцы ужесточили цензуру и ограничения на политическую деятельность. Азада В результате в 1914 году «Аль-Хилал» был запрещен в соответствии с Законом о прессе . [ 21 ]
В 1913 году он стал одним из основателей организации Анджуман-и-Улама-и-Бангала , которая в 1921 году стала филиалом Джамиат Улема-е-Бангала Джамиат Улема-е-Хинд. Его работа помогла улучшить отношения между индуистами и Мусульмане в Бенгалии, которое было омрачено спорами вокруг раздела Бенгалии и вопроса об отдельных общинных электоратах .
В этот период Азад также стал активно поддерживать агитацию Халифата по защите положения султана Османской Турции , который считался халифом или халифом для мусульман во всем мире. Султан встал на сторону британцев в войне, и непрерывность его правления оказалась под серьезной угрозой, вызвав беспокойство среди мусульманских консерваторов. возможность придать энергии индийским мусульманам Азад увидел в этой борьбе и добиться крупных политических и социальных реформ.
Азад основал новый журнал « Аль-Балаг» , который также был запрещен в 1916 году. [ 21 ] в соответствии с Законом о защите Индии , и он был арестован. Правительства президентства Бомбея , Соединенных провинций , Пенджаба и Дели запретили ему въезд в провинции, и Азад был переведен в тюрьму в Ранчи , где он находился в заключении до 1 января 1920 года. [ 22 ]
Движение за отказ от сотрудничества
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2021 г. ) |
После освобождения Азад вернулся в политическую атмосферу, наполненную настроениями возмущения и восстания против британского правления. Индийская общественность была возмущена принятием в 1919 году законов Роулатта , которые жестко ограничивали гражданские свободы и права личности. В результате были арестованы тысячи политических активистов, а многие публикации запрещены. Убийство безоружных мирных жителей в Джаллианвала Баге в Амритсаре 13 апреля 1919 года вызвало сильное возмущение по всей Индии, оттолкнув большинство индийцев, включая давних сторонников Великобритании, от властей. Борьба Халифата также достигла пика с поражением Османской империи в Первой мировой войне и бушующей турецкой войной за независимость , что сделало положение халифата шатким. Главная политическая партия Индии, Индийский национальный конгресс, возглавил Махатма Ганди, который вызвал волнение по всей Индии, когда возглавил успешное восстание фермеров Чампарана и Кхеды против британских властей в 1918 году. Ганди организовал население региона. и стал пионером в искусстве Сатьяграха — сочетание массового гражданского неповиновения с полным ненасилием и уверенностью в своих силах.
Возглавив Конгресс, Ганди также поддержал борьбу Халифата, помогая преодолеть политические разногласия между индуистами и мусульманами. Азад и братья Али – Маулана Мохаммад Али и Шаукат Али – тепло приветствовали поддержку Конгресса и начали совместную работу над программой отказа от сотрудничества, предложив всем индийцам бойкотировать школы, управляемые британцами, колледжи, суды, государственные службы, гражданские учреждения. служба, полиция и армия. Повсеместно подчеркивались ненасилие и единство индуистов и мусульман, а также был организован бойкот иностранных товаров, особенно одежды. Азад присоединился к Конгрессу и был также избран президентом Всеиндийского комитета Халифата . Хотя Азад и другие лидеры вскоре были арестованы, движение привлекло миллионы людей к мирным шествиям, забастовкам и протестам.
Этот период ознаменовал трансформацию в жизни самого Азада. Вместе с другими лидерами Халифата Мухтаром Ахмадом Ансари , Хакимом Аджмал Ханом и другими, Азад лично сблизился с Ганди и его философией. Эти трое мужчин основали Джамию Миллиа Исламия в Дели как высшее учебное заведение, полностью управляемое индийцами без какой-либо британской поддержки или контроля. И Азад, и Ганди разделяли глубокую страсть к религии, и Азад подружился с ним. Он принял идеи исламского пророка Мухаммеда, живя просто, отвергая материальные блага и удовольствия. Став глубоко приверженным ахимсе ( ненасилию ), Азад сблизился с такими националистами, как Джавахарлал Неру , Читтаранджан Дас и Субхас Чандра Бос . [ 22 ] Он резко раскритиковал сохраняющуюся подозрительность к Конгрессу среди мусульманских интеллектуалов из Мусульманского университета Алигарха и Мусульманской лиги.
В 1921 году он начал еженедельник «Пэйгам» , который также был запрещен к декабрю 1921 года. [ 23 ] Он вместе с редактором Paigham Абдулом Раззаком Махилабади был арестован правительством. [ 24 ] и приговорен к одному году лишения свободы. [ 25 ]
В течение 1922 года и Халифат, и движение отказа от сотрудничества пострадали, пока Азад и другие лидеры, такие как братья Али, находились в тюрьме. [ 26 ] Движение внезапно пришло в упадок из-за роста числа случаев насилия; толпа националистов убила 22 полицейских в Чаури-Чаура в 1922 году. Опасаясь перерастания в насилие, Ганди попросил индийцев приостановить восстание и провел пятидневный пост, чтобы покаяться и побудить других остановить восстание. Хотя движение прекратилось по всей Индии, несколько лидеров и активистов Конгресса разочаровались в Ганди. К 1923 году братья Али отдалились и начали критиковать Ганди и Конгресс. Близкий друг Азада Читтаранджан Дас стал соучредителем партии Сварадж , оторвавшись от руководства Ганди. Несмотря на обстоятельства, Азад оставался твердо приверженным идеалам и лидерству Ганди.
В 1923 году он стал самым молодым человеком, избранным президентом Конгресса . Азад возглавил усилия по организации Сатьяграхи Флага в Нагпуре . Азад был президентом Конференции единства 1924 года в Дели, используя свое положение для воссоединения свараджистов и лидеров Халифата под общим знаменем Конгресса. В годы после движения Азад путешествовал по Индии, активно работая над продвижением видения Ганди, образования и социальных реформ.
Лидер Конгресса
Азад много раз работал в рабочем комитете Конгресса , а также на посту генерального секретаря и президента. Политическая обстановка в Индии активизировалась в 1928 году, когда националистическое возмущение против Комиссии Саймона, назначенной для предложения конституционных реформ. В состав комиссии не входили индийские члены, и она даже не консультировалась с индийскими лидерами и экспертами. В ответ Конгресс и другие политические партии назначили комиссию под руководством Мотилала Неру, чтобы предложить конституционные реформы с учетом мнений Индии. В 1928 году Азад поддержал доклад Неру , который подвергся критике со стороны братьев Али и политика Мусульманской лиги Мухаммеда Али Джинны . Азад поддержал отмену разделения электоратов по религиозному признаку и призвал к тому, чтобы независимая Индия была привержена секуляризму . На сессии Конгресса 1928 года в Гувахати Азад поддержал призыв Ганди предоставить Индии статус доминиона в течение года. В противном случае Конгресс примет цель полной политической независимости Индии. Несмотря на свою близость к Ганди, Азад также сблизился с молодыми радикальными лидерами Джавахарлалом Неру и Субхашем Босом, которые критиковали задержку с требованием полной независимости. Азад подружился с Неру и начал поддерживать социализм как средство борьбы с неравенством, бедностью и другими национальными проблемами. Азад определился с названием мусульманской политической партии Маджлис-э-Ахрар-уль-Ислам . Он также был другом Сайеда Ата Уллы Шаха Бухари , основателя Всеиндийского Маджлис-э-Ахрара. Когда Ганди предпринял Соляной марш Данди , который открыл Соляную Сатьяграху в 1930 году, Азад организовал и возглавил националистический рейд, хотя и ненасильственный, на соляные заводы в Дхарасане в знак протеста против налога на соль и ограничения ее производства и продажи. Это самый крупный националистический переворот за десятилетие. Азад был заключен в тюрьму вместе с миллионами людей, и с 1930 по 1934 год его часто заключали в тюрьму на длительные периоды времени. После пакта Ганди-Ирвина в 1931 году Азад оказался среди миллионов освобожденных политических заключенных. Когда в соответствии с Законом о правительстве Индии 1935 года были назначены выборы , Азад был назначен для организации избирательной кампании в Конгресс, сбора средств, выбора кандидатов и организации волонтеров и митингов по всей Индии. [ 22 ] Азад раскритиковал закон за включение высокой доли неизбранных членов в центральный законодательный орган, и сам не претендовал на место. Он снова отказался участвовать в выборах в 1937 году и помог возглавить усилия партии по организации выборов и сохранению координации и единства среди правительств Конгресса, избранных в разных провинциях. [ 22 ]
На сессии Конгресса 1936 года в Лакхнау Азад был втянут в спор с Сардаром Валлабхаем Пателем , доктором Раджендрой Прасадом и К. Раджагопалачари относительно поддержки социализма как цели Конгресса. Азад поддержал избрание Неру президентом Конгресса и поддержал резолюцию в поддержку социализма. При этом он присоединился к социалистам Конгресса, таким как Неру, Субхаш Бос и Джаяпракаш Нараян . Азад также поддержал переизбрание Неру в 1937 году, к ужасу многих консервативных конгрессменов. Азад поддерживал диалог с Джинной и Мусульманской лигой в период с 1935 по 1937 год по поводу коалиции Конгресс-Лига и более широкого политического сотрудничества. Менее склонный клеймить Лигу как препятствующую, Азад, тем не менее, присоединился к яростному неприятию Конгрессом требования Джинны о том, чтобы Лига рассматривалась исключительно как представитель индийских мусульман.
Движение «Выход из Индии»
В 1938 году Азад служил посредником между сторонниками и фракцией Конгресса во главе с президентом Конгресса Субхашем Босом, который критиковал Ганди за то, что он не начал новое восстание против британцев, и стремился отодвинуть Конгресс от руководства Ганди. Азад поддерживал Ганди вместе с большинством других лидеров Конгресса, но неохотно поддержал выход Конгресса из ассамблей в 1939 году после включения Индии во Вторую мировую войну. Националисты были в ярости из-за того, что вице-король лорд Линлитгоу вступил в войну с Индией, не посоветовавшись с национальными лидерами. Хотя Азад был готов поддержать британские усилия в обмен на независимость, он встал на сторону Ганди, когда британцы проигнорировали предложения Конгресса. Критика Азадом Джинны и Лиги усилилась, когда Джинна назвал правление Конгресса в провинциях «индуистским раджем», назвав отставку министерств Конгресса «Днем избавления » для мусульман. Сепаратистская программа Джинны и Лиги получала общественную поддержку среди мусульман. Мусульманские религиозные и политические лидеры раскритиковали Азада за то, что он слишком близок к Конгрессу и ставит политику выше благосостояния мусульман. [ 22 ] в 1940 году приняла резолюцию, призывающую к созданию отдельного мусульманского государства ( Пакистан Когда Мусульманская лига на своей сессии в Лахоре ) , Азад был избран президентом Конгресса на своей сессии в Рамгархе . Джинны Яростно выступая против теории двух наций — представления о том, что индуисты и мусульмане представляют собой отдельные нации, — Азад раскритиковал религиозный сепаратизм и призвал всех мусульман сохранять единую Индию, поскольку все индуисты и мусульмане были индийцами, которых разделяли глубокие узы братства и государственности. В своем президентском обращении Азад сказал:
«С тех пор прошло целых одиннадцать столетий. Ислам теперь имеет такое же большое право на землю Индии, как и индуизм. Точно так же, как индус может с гордостью сказать, что он индиец и следует индуизму, так и мы можем с такой же гордостью сказать, что мы индийцы и следуем исламу. Я еще больше расширим эту сферу, на которую имеет такое же право. сказать с гордостью, что он индиец и исповедует религию Индии, а именно христианства». [ 22 ]
Перед лицом растущего разочарования населения в британцах по всей Индии Ганди и Патель выступили за тотальное восстание с требованием немедленной независимости. Азад относился к этой идее настороженно и скептически, понимая, что мусульмане Индии все чаще обращались к Джинне и поддерживали войну. Чувствуя, что борьба не приведет к выводу Великобритании, Азад и Неру предупредили, что такая кампания разделит Индию и сделает военную ситуацию еще более опасной. Интенсивные и эмоциональные дебаты происходили между Азадом, Неру, Ганди и Пателем на заседаниях Рабочего комитета Конгресса в мае и июне 1942 года. В конце концов Азад пришел к убеждению, что необходимо предпринять решительные действия в той или иной форме, как это сделал Конгресс. обеспечить руководство народом Индии, и в противном случае он потерял бы свое положение.
Поддерживая призыв британцев « покинуть Индию », Азад начал призывать тысячи людей на митингах по всей стране готовиться к решительной, тотальной борьбе. В качестве президента Конгресса Азад путешествовал по Индии и встречался с местными и провинциальными лидерами Конгресса и низовыми активистами, произнося речи и планируя восстание. Несмотря на предыдущие разногласия, Азад тесно сотрудничал с Пателем и доктором Раджендрой Прасадом, чтобы сделать восстание максимально эффективным. 7 августа 1942 года на танке «Говалиа» в Мумбаи президент Конгресса Азад открыл борьбу громкой речью, призывающей индийцев к действию. Всего через два дня британцы арестовали Азада и все руководство Конгресса. В то время как Ганди находился в заключении во Дворце Ага Хана в Пуне , Азад и Рабочий комитет Конгресса были заключены в тюрьму в форте в Ахмеднагаре , где им предстояло оставаться в изоляции и строгой безопасности в течение почти четырех лет. Внешние новости и общение были в значительной степени запрещены и подвергнуты полной цензуре. Хотя Азад и его товарищи были разочарованы своим заключением и изоляцией, они подтвердили, что испытывают глубокое удовлетворение от выполнения своего долга перед своей страной и народом. [ 27 ]
Азад занимался игрой в бридж и выступал в качестве арбитра в теннисных матчах, которые играли его коллеги. Рано утром Азад начал работать над своим классическим произведением на урду «Губхар-и-Хатир» . Разделяя повседневные обязанности, Азад также обучал нескольких своих товарищей персидскому и урду, а также истории Индии и мировой истории. Лидеры обычно избегали разговоров о политике, не желая приводить какие-либо аргументы, которые могли бы усугубить боль их заключения. Однако каждый год 26 января , который тогда считался Днем Пурна Сварадж (Полная независимость), лидеры собирались, чтобы вспомнить свое дело и вместе помолиться. Азад, Неру и Патель кратко расскажут о нации и будущем. Азад и Неру выдвинули инициативу по заключению соглашения с британцами в 1943 году. Утверждая, что восстание было несвоевременным, Азад попытался убедить своих коллег, что Конгресс должен согласиться на переговоры с британцами и призвать к прекращению неповиновения, если британцы согласился на передачу власти. Хотя его предложение было отвергнуто подавляющим большинством голосов, Азад и некоторые другие согласились, что Ганди и Конгресс сделали недостаточно. Когда они узнали о Ганди проводил переговоры с Джинной в Мумбаи в 1944 году. Азад раскритиковал действия Ганди как контрпродуктивные и опрометчивые. [ 28 ]
Раздел Индии
После окончания войны британцы согласились передать власть в руки Индии. Все политические заключенные были освобождены в 1946 году, и Азад возглавил Конгресс на выборах в новое Учредительное собрание Индии , которое должно было разработать конституцию Индии. Он возглавлял делегацию для переговоров с миссией британского кабинета министров на шестом году своего пребывания на посту президента Конгресса. Нападая на требование Джинны о Пакистане и предложение миссии от 16 июня 1946 года, предусматривавшее раздел Индии, Азад стал решительным сторонником более раннего предложения миссии от 16 мая. Предложение защищало федеральную систему с ограниченным центральным правительством и автономией провинций. Центральное правительство будет иметь оборону, иностранные дела и связь, в то время как провинции получат все остальные предметы, если они добровольно не отдадут отдельные предметы центральному правительству. Кроме того, предложение призывало к «группировке» провинций по религиозному признаку, что неофициально объединило бы провинции с мусульманским большинством на Западе в группу B, провинции Бенгалии и Ассам с мусульманским большинством в группу C, а остальную часть Индии в качестве группы C. Группа А. Хотя Ганди и другие выразили скептицизм по поводу этого пункта, Азад утверждал, что требования Джинны о Пакистане будут похоронены, а опасения мусульманской общины будут смягчены. [ 29 ] При поддержке Азада и Пателя [ нужна ссылка ] Рабочий комитет одобрил резолюцию вопреки совету Ганди. Азаду также удалось добиться согласия Джинны на это предложение, сославшись на большее благо всех индийских мусульман. [ 7 ]
Азад был президентом Конгресса с 1939 года, поэтому он вызвался уйти в отставку в 1946 году. Он назначил Неру, который заменил его на посту президента Конгресса, и возглавил Конгресс во временное правительство. Азад был назначен главой управления образования. Однако агитация Джинны в честь Дня прямых действий в поддержку Пакистана, начатая 16 августа, вызвала межобщинное насилие по всей Индии. Тысячи людей были убиты, когда Азад путешествовал по Бенгалии и Бихару, чтобы снизить напряженность и улучшить отношения между мусульманами и индуистами. Несмотря на призыв Азада к индуистско-мусульманскому единству, популярность Джинны среди мусульман резко возросла, и в декабре Лига вошла в коалицию с Конгрессом, но продолжала бойкотировать учредительное собрание. Позже в своей автобиографии Азад указал, что Патель стал более сторонником раздела, чем Мусульманская лига, во многом из-за того, что Лига не сотрудничала с Конгрессом во временном правительстве ни по одному вопросу. [ 7 ]
Азад становился все более враждебным по отношению к Джинне , который называл его «мусульманским лордом Хау-Хау » и «шоубоем Конгресса». [ 30 ] [ 31 ] Политики Мусульманской лиги обвинили Азада в том, что он позволяет мусульманам находиться под культурным и политическим доминированием индуистской общины. Азад продолжал заявлять о своей вере в единство индуистов и мусульман: [ 32 ]
«Я горжусь тем, что я индиец. Я являюсь частью неделимого единства, которым является индийская национальность. Я незаменим в этом благородном здании, и без меня эта великолепная структура будет неполной. Я являюсь важным элементом, который пошел на построение Индии. Я никогда не смогу отказаться от этого требования».
На фоне новых случаев насилия в начале 1947 года коалиция Конгресс-Лига изо всех сил пыталась функционировать. Провинции Бенгалия и Пенджаб должны были быть разделены по религиозному признаку, и 3 июня 1947 года британцы объявили о предложении разделить Индию по религиозному признаку, при этом княжества могли выбирать между любым доминионом. Это предложение горячо обсуждалось в комитете Всеиндийского конгресса , при этом мусульманские лидеры Сайфуддин Китчлью и хан Абдул Гаффар Хан выразили яростное сопротивление. Азад в частном порядке обсуждал это предложение с Ганди, Пателем и Неру, но, несмотря на свое противодействие, не смог отрицать популярность Лиги и неработоспособность какой-либо коалиции с Лигой. Столкнувшись с серьезной возможностью гражданской войны, Азад воздержался от голосования по резолюции, храня молчание и не выступая на протяжении всего заседания AICC, которое в конечном итоге одобрило план. [ 33 ]
Азад, который до своей последней попытки был приверженцем единой Индии, был осужден сторонниками Пакистана, особенно Мусульманской лигой. [ 34 ]
Карьера после обретения независимости
Раздел Индии и обретение независимости 15 августа 1947 года принесли с собой волну насилия, охватившую Пенджаб, Бихар, Бенгалию, Дели и многие другие части Индии. Миллионы индуистов и сикхов бежали из недавно созданного Пакистана в Индию, а миллионы мусульман бежали в Западный Пакистан и Восточный Пакистан , созданный на территории Восточной Бенгалии . Насилие унесло жизни примерно миллиона человек, почти полностью в Пенджабе. Азад взял на себя ответственность за безопасность мусульман в Индии, совершив поездку по пострадавшим районам в Бенгалии, Бихаре, Ассаме и Пенджабе, руководя организацией лагерей беженцев, снабжением и безопасностью. Азад выступил перед большой толпой с речами, призывая к миру и спокойствию в приграничных районах и призывая мусульман по всей стране оставаться в Индии и не опасаться за свою безопасность и безопасность. Сосредоточившись на восстановлении мира в столице Дели, Азад организовал усилия по обеспечению безопасности и оказанию помощи, но был втянут в спор с заместителем премьер-министра и министром внутренних дел Сардаром Валлаббхаем Пателем, когда тот потребовал увольнения комиссара полиции Дели, который был Мусульмане обвиняют сикхов в том, что они не заметили нападения и пренебрегли своей безопасностью. [ 35 ] Патель утверждал, что комиссар не был предвзятым, и если его увольнение будет вынужденным, это вызовет гнев среди индуистов и сикхов и расколет городскую полицию. На заседаниях кабинета министров и дискуссиях с Ганди Патель и Азад столкнулись по вопросам безопасности в Дели и Пенджабе, а также по распределению ресурсов для оказания помощи и восстановления. Патель выступил против предложения Азада и Неру оставить дома, оставленные мусульманами, уехавшими в Пакистан, для мусульман в Индии, перемещенных в результате насилия. [ 35 ] Патель утверждал, что светское правительство не может предложить преференциальный режим какой-либо религиозной общине, в то время как Азад по-прежнему стремился обеспечить реабилитацию мусульман в Индии, секуляризм , религиозную свободу и равенство для всех индийцев. Он поддержал положения, позволяющие гражданам-мусульманам пользоваться личным мусульманским законом в судах. [ 36 ]
Азад оставался близким доверенным лицом, сторонником и советником премьер-министра Неру и играл важную роль в разработке национальной политики. Азад руководил созданием национальных программ строительства школ и колледжей и расширением набора детей и молодежи в школы для содействия всеобщему начальному образованию. Он был избран в нижнюю палату индийского парламента , Лок Сабха, в 1952 году от Рампур Лок Сабха места . В 1957 году он повторно боролся за Рампур, а также дважды боролся за место Гургаона Лок Сабхи в Пенджабе (современная Харьяна), где он выиграл на обоих местах. В Гургаоне проживало значительное количество мусульман-мео, что делало его безопасным местом для Азада.
Азад поддерживал социалистическую экономическую и промышленную политику Неру, а также продвижение социальных прав и экономических возможностей для женщин и обездоленных индийцев. В 1956 году он был президентом Генеральной конференции ЮНЕСКО , проходившей в Дели. Азад провел последние годы своей жизни, сосредоточившись на написании своей книги «Индия побеждает свободу» , исчерпывающего отчета о борьбе Индии за свободу и ее лидеров, которая была опубликована в 1959 году.
Будучи первым министром образования Индии, он уделял особое внимание образованию сельской бедноты и девочек. В качестве председателя Центрального консультативного совета по образованию он уделял большое внимание повышению грамотности взрослых, всеобщему начальному образованию, бесплатному и обязательному для всех детей до 14 лет, образованию девочек, а также диверсификации среднего образования и профессиональной подготовки. [ 37 ] Выступая на конференции по всеиндийскому образованию 16 января 1948 года, Маулана Азад подчеркнул: [ 37 ]
Мы не должны ни на мгновение забывать, что каждый человек имеет право по рождению получить хотя бы базовое образование, без которого он не может полностью выполнять свои обязанности гражданина.
Он руководил созданием Центрального института образования в Дели, который позже стал отделом образования Делийского университета как «исследовательский центр для решения новых образовательных проблем страны». [ 38 ] Под его руководством Министерство образования учредило первый Индийский технологический институт в 1951 году и Комиссию по университетским грантам в 1953 году. [ 39 ] [ 40 ] Он также сделал акцент на развитии Индийского института науки в Бангалоре и технологического факультета Делийского университета . [ 41 ] Он предвидел большое будущее ИИТ для Индии: [ 41 ]
Я не сомневаюсь, что создание этого института станет важной вехой в развитии высшего технологического образования и исследований в стране.
Литературные произведения
Азад написал множество книг, в том числе «Индия побеждает свободу» , «Губар-э-Хатир» , «Тазкира», «Тарджуманул Коран» (урду تزخران القران) и т. д.
Губар-э-Хатир
Губар-э-Хатир ( «Вылазки разума ») ( урду : غُبارِخاطِر ) — одно из самых важных произведений Азада, написанное в основном в период с 1942 по 1946 год, когда он был заключен в тюрьму в форте Ахмеднагар в Махараштре британским владыкой , когда он был в Бомбее ( ныне Мумбаи) председательствовать на заседании рабочего комитета Всеиндийского конгресса . [ 34 ]
По сути, книга представляет собой сборник из 24 писем, которые он написал своему близкому другу Маулане Хабибуру Рахману Хану Шервани. Эти письма ему так и не были отправлены, поскольку во время заключения на это не было разрешения, а после освобождения в 1946 году он передал все эти письма своему другу Аджмал Хану, который впервые разрешил их опубликовать в 1946 году.
Хотя книга представляет собой сборник букв, за исключением одной или двух букв, все остальные буквы уникальны, и большинство букв посвящены сложным вопросам, таким как существование Бога, [ 42 ] происхождение религий, происхождение музыки и ее место в религии и т. д.
Книга в основном написана на языке урду; однако существует более пятисот куплетов, в основном на персидском и арабском языках. Это потому, что Маулана родился в семье, где арабский и персидский языки использовались чаще, чем урду. Он родился в Мекке, получил формальное образование на персидском и арабском языках, но его никогда не учили урду.
Часто говорят, что его книга «Индия побеждает свободу» посвящена его политической жизни, а Губар-э-Хатир - его социальной и духовной жизни. [ 43 ]
Наследие и влияние
Министерство по делам меньшинств центрального правительства Индии учредило Образовательный фонд Мауланы Азада в 1989 году по случаю столетия со дня его рождения для содействия образованию среди отсталых в образовании слоев общества. [ 44 ] Министерство также предоставляет национальную стипендию Мауланы Абул Калама Азада — комплексную пятилетнюю стипендию в форме финансовой помощи студентам из общин меньшинств для получения высшего образования, например, для получения степени магистра философии. и доктор философии [ 45 ] В 1992 году правительство Индии удостоило чести посмертно вручить Бхарат Ратну . [ 46 ]
В его честь также названы многочисленные учреждения по всей Индии. Некоторые из них — Медицинский колледж Мауланы Азада в Нью-Дели, Национальный технологический институт Мауланы Азада в Бхопале , Национальный университет урду Мауланы Азада в Хайдарабаде , Центр начального и социального образования Мауланы Азада ( Делийский университет MACESE ), Колледж Мауланы Азада. , Институт азиатских исследований Мауланы Абул Калама Азада и Технологический университет Мауланы Абул Калама Азада в Калькутте , Баб-э-Маулана Абул Калам Азад (ворота № 7), Джамия Миллия Исламия, Центральный университет (меньшинств) в Нью-Дели, библиотека Мауланы Азада в Мусульманском университете Алигарха в Алигархе и стадион Мауланы Азад в Джамму . В его доме раньше располагался Институт азиатских исследований Мауланы Абула Калама Азада , а сейчас это музей Мауланы Азада. [ 47 ] Национальный день образования (Индия) - ежегодное празднование в Индии в ознаменование годовщины рождения Мауланы Абул Калама Азада, первого министра образования независимой Индии, который занимал эту должность с 15 августа 1947 года по 2 февраля 1958 года. Национальный день образования Индии отмечается 11 числа. Ноябрь каждого года в Индии.
Он известен как один из основателей и величайших покровителей Джамия Миллия Исламия. Могила Азада находится рядом с Джама Масджид в Дели. В последние годы многие в Индии выразили большую обеспокоенность по поводу плохого ухода за гробницей. [ 34 ] 16 ноября 2005 года Высокий суд Дели постановил отремонтировать могилу Мауланы Азада в Нью-Дели и превратить ее в главный национальный памятник. Могила Азада является важной достопримечательностью и ежегодно принимает большое количество посетителей. [ 48 ]
Джавахарлал Неру называл его Мир-и-Караван (предводитель каравана), «очень храбрый и галантный джентльмен, законченный продукт культуры, которая в наши дни доступна немногим». [ 34 ] Махатма Ганди заметил об Азаде, назвав его «человеком уровня Платона, Аристотеля и Пифагора». [ 37 ]
Азад сыграл актер Вирендра Раздан в биографическом фильме 1982 года «Ганди » режиссера Ричарда Аттенборо . [ 49 ]
Телесериал «Маулана Абул Калам Азад » транслировался на канале DD National в 1990-х годах, и в главной роли Мангал Диллон сыграла главную роль. [ 50 ] [ 51 ] DD Urdu показал Seher Hone Tak , документальный телесериал Лавлина Тадани, основанный на его жизни и политической карьере, в котором Аамир Башир сыграл роль Азада. Позже он был сокращен и переиздан как фильм «Аашик-э-Ватан — Маулана Азад» . [ 52 ] Woh Jo Tha Ek Massiah Maulana Azad , биографический фильм 2019 года об Азаде, снятый Раджендрой Гуптой Санджаем и Санджаем Сингхом Неги, с Линеш Фансе в главной роли. [ 53 ]
Его день рождения, 11 ноября, отмечается в Индии как Национальный день образования . [ 54 ]
Памятные марки, выпущенные Почтой Индии (по годам) -
-
1966
-
1988
-
2015
См. также
- Кир Великий как Зул-Карнайн , теория, впервые предложенная Азадом
- Индийский совет по культурным связям , международная организация по развитию культуры, основанная Азадом.
Ссылки
- ^ Фахад, Обайдулла (2011). «Отслеживание плюралистических тенденций в литературе Сира: исследование некоторых современных ученых». Исламские исследования . 50 (2): 238. JSTOR 41932590 .
- ^ «Международная конференция по урду от 10 ноября» . Индус . 7 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2010 г. . Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ Чавла, Мухаммед (2016). «Маулана Азад и спрос на Пакистан: переоценка» . Журнал Пакистанского исторического общества . 64 (3): 7–24.
- ^ Анил Чандра Банерджи (1981). Две нации: философия мусульманского национализма . Концептуальное издательство. п. 211.
- ^ «Биография Мауланы Абул Калама Азада - Индийский борец за свободу Мауланы Азад - Информация о Маулане Азаде - История Мауланы Абул Калама Азада» . www.iloveindia.com . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Вспоминая Маулана Абул Калам Азад: краткая биография» . Институт азиатских исследований . Проверено 1 января 2013 г.
Маулана Абул Калам Азад родился 11 ноября 1888 года в Мекке. Он вернулся в Калькутту со своей семьей в 1890 году.
- ^ Jump up to: а б с д Азад, Абул Калам (2003) [Впервые опубликовано в 1959 году]. Индия выигрывает свободу: автобиографический рассказ . Нью-Дели: Ориент Лонгман. стр. 1–2. ISBN 978-81-250-0514-8 .
- ^ Биография Мауланы Азада . Iccrindia.net. Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сираджул Ислам (2012). «Азад, Маулана Абул Калам» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ганди, Раджмохан (1986). Восемь жизней: исследование встречи индуистов и мусульман . США: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 219. ИСБН 978-0-88706-196-7 .
- ↑ Аюб, Мохаммед (25 мая 2018 г.) Вспоминая Маулана Азад . Индуист. Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Икрам, С.М. (1995). Индийские мусульмане и раздел Индии . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 139. ISBN 9788171563746
- ^ Маулана Абул Калам Азад – Строитель современной Индии . Indiaedunenews.net (11 ноября 2008 г.). Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Кайюм 2012 , стр. 678.
- ^ Кайюм 2012 , стр. 678, 679.
- ^ Кайюм 2012 , стр. 679.
- ^ Кайюм 2012 , стр. 679, 680.
- ^ Кайюм 2012 , стр. 680.
- ^ Османи, Ахмед. Политическая история Мауланы Азада . стр. 67–85
- ^ Кайюм 2012 , стр. 680, 681.
- ^ Jump up to: а б Кайюм 2012 , стр. 683.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хук, Муширул (23 июля 2006 г.). «Президент Азад» . Архивировано из оригинала (PHP) 9 апреля 2009 года . Проверено 23 июля 2006 г.
- ^ Пант 2010 , стр. 1314.
- ^ Дуглас 1993 , стр. 180.
- ^ Дуглас 1993 , стр. 189.
- ^ Дуглас 1993 , стр. 190.
- ^ Нандуркар. Персонаж Сардаршри (2) . п. 390.
- ^ Ганди , стр. 330–32.
- ^ Менон, вице-президент (1998). Передача власти в Индии . Ориент Блэксван. п. 235. ИСБН 9788125008842 .
- ^ Азад (2007). Слон, тигр и мобильный телефон: размышления об Индии в XXI веке . Пингвин Индия. ISBN 9780670081455 .
- ^ «Человек, который остался» . Индус . 11 ноября 2007 года . Проверено 6 июля 2015 г.
- ^ Хасан, Муширул (январь 2000 г.). «Сто человек, сформировавших Индию в 20 веке, Маулана Абул Калам Азад – II» . India Today, специальный выпуск тысячелетия, январь 2000 г. Архивировано из оригинала (PHP) 22 ноября 2008 г. . Проверено 14 июня 2007 г.
- ^ Ганди , с. 402
- ^ Jump up to: а б с д Азад, Абул Калам (2010). Губар-э-Хатир . Нью-Дели: Академия Сахитья. п. 5,7. ISBN 978-81-260-0132-3 .
- ^ Jump up to: а б Ганди , стр. 432–33.
- ^ Ганди , стр. 502–05.
- ^ Jump up to: а б с Речь достопочтенного министра человеческих ресурсов по случаю Национального дня образования 2009 года, Министерство по правам человека, правительство Индии. Архивировано 7 октября 2010 года в Wayback Machine.
- ^ «О нас Центральный институт образования» . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 1 апреля 2010 г.
- ↑ UGC Genesis. Архивировано 6 января 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ ИИТ Харагпур, История. Архивировано 13 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Протоколы 19-го заседания Центрального консультативного совета по образованию, Нью-Дели, 15 и 16 марта 1952 г. Архивировано 16 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Азад, Абул Калам (2010). Губар-э-Хатир . Нью-Дели: Академия Сахитья. п. 106. ИСБН 978-81-260-0132-3 .
- ^ Дуглас, Ян Х. (1972). « Абул Калам Азад и Пакистан» Постбангладешский пересмотр оппозиции индийского мусульманина разделу». Журнал Американской академии религии . 40 (4): 458–479. дои : 10.1093/jaarel/XL.4.458 . JSTOR 1460895 .
- ^ Веб-сайт Образовательного фонда Мауланы Азада . Maef.nic.in. Проверено 7 декабря 2018 г.
- ↑ Шри Салман Хуршид открывает национальное стипендию Мауланы Абул Калама Азада , Бюро информации для прессы, правительство Индии, 22 декабря 2009 г.
- ^ «Отмечается Национальный день образования» . Индус . Кришнагири. 14 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2014 года . Проверено 11 октября 2015 г.
- Шарма, Арун Кумар (7 ноября 2010 г.). «Визионерский педагог» . Трибуна . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ «Институт азиатских исследований Мауланы Абул Калама Азада --- Музей» . makaias.gov.in . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ «Восстановить могилу Мауланы Азада: ХК» . Служба экспресс-информации, Expressindia.com. 17 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала (PHP) 4 декабря 2007 г. . Проверено 6 ноября 2006 г.
- ^ «Вирендра Раздан мертва» . Деканский Вестник , Журнал Свободной прессы . Бюллетень Министерства информации и радиовещания (Индия) о фильмах, том XLVII, № 6. 15 июня 2003 г. Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ Мазахир Рахим (21 апреля 2016 г.). «Маулана Абул Калам Азад - Эпизод 1» . Ютуб . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года.
- ^ Национальный кинофестиваль . Дирекция кинофестивалей . 1993. с. 125.
- ^ «Аашик-е-Ватан Маулана Азад» . Explara.com .
- ^ Пуркаястха, Паллаби Дей (18 января 2019 г.). «Рецензия на фильм «Во Джо Тха Эк Массия Маулана Азад {2,5/5}» . Времена Индии .
- ^ «Маулана Абул Калам Азад вспоминает в Национальный день образования» . Индийский экспресс . 12 ноября 2008 года . Проверено 8 ноября 2019 г.
Цитируемые источники
- Ганди, Р. (1990). Патель: Жизнь . Навадживан, Ахмедабад .
- Пант, Виджай Пракаш (2010). «МАУЛАНА АБУЛ КАЛАМ АЗАД: Критический анализ жизни и творчества» . Индийский журнал политической науки . 71 (4): 1311–1323. ISSN 0019-5510 . JSTOR 42748956 .
- Кайюм, Нишат (2012). «Журналистский крестовый поход Мауланы Азада против колониализма» . Труды Индийского исторического конгресса . 73 : 678–685. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44156263 .
- Дуглас, Ян Хендерсон (1993). Абул Калам Азад: интеллектуальная и религиозная биография . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-563279-8 .
Дальнейшее чтение
- Ашраф, Мухаммад Арслан. Почему раздел Индии?: Ганди, Джинна, Неру, Азад - Конгресс и Мусульманская лига (2016) онлайн , 20 стр.
- Комментарий Мауланы Азада к Священному Корану - Тарджуман аль-Коран
- Формирование политической воли в Индии 1900–1960 гг .; 1965, Дитмар Ротермунд
- Жизнь и творчество Мауланы Абул Калама Азада , из Равиндры Кумара, опубликовано Atlantic Publishers & Distributors, 1991 г.
- Маулана Абул Калам Азад , автор Махадев Харибхай Десаи
- Образовательные идеи Мауланы Абул Калама Азада , автор Г. Расул Абдуху, опубликовано Sterling Publishers, 1973 г.
- Маулана Абул Калам Азад из Индии , авторы: Абулкалам Азад, Сиеда Сайидайн Хамид , Муджиб Ризви, Сугра Махди, опубликовано Индийским советом по культурным связям , 1990 г.
- Маулана Азад ек Муттала, Хаким Сайед Зиллур Рахман , Джавахар аур Азад , под редакцией профессора Абдула Кави Деснави , Колледж Саифия, Бхопал, 1990.
- Маулана Азад Аур Бхопал, автор Хаким Сайед Зиллур Рахман , Фикро Назар (Номер Мауланы Азад), Мусульманский университет Алигарха , Алигарх, 1989, стр. 107–112.
- Маулана Азад: Жизнь [1] , С. Ирфан Хабиб , Алеф , Нью-Дели, 2023. Паттабхи, Ситарамайя (1946). Перья и камни «Окна моего кабинета» . Публикации Падмы.
- Нандуркар, генеральный директор (1981). Письма Сардара, по большей части неизвестны . Сардар Валлабхбхай Патель Смарак Бхаван.
- «Краткий очерк жизни и мыслей Мауланы Азада» . Liveindia.com .
- «Жизнь Азада» . СНГ-ЦА . Архивировано из оригинала 19 апреля 2003 года . Проверено 26 ноября 2005 г.
- «Маулана Абул Калам Азад: странный секулярист» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 18 октября 2006 года . Проверено 6 ноября 2006 г.
Внешние ссылки
- Абул Калам Азад в Британской энциклопедии
- Стипендия APJ Абдула Калама. Архивировано 30 апреля 2019 г. в Wayback Machine.
- Карьера Азада – Пройденные и непройденные дороги – Происхождение настоящего: идеология и политика в современной Южной Азии Айджаз Ахмад
- Введение в Абул Калама Азада и сборник его цитат – Выдающиеся индийские борцы за свободу Том 2 Глава 11 стр. 310 от СК Шарма
- Абуль Калам Азад, глава 44, стр. 325–333, Модернистский ислам, 1840–1940: справочник Чарльз Курцман
- Национальный день образования 2012 года отмечается в Университете Сангам, Бхилвара, Раджастхан
- Некоторые редкие речи Мауланы Азада в аудиоархивах Bhatkallys.com
- Первое служение Неру
- 1888 рождений
- 1958 смертей
- Индийские активисты за независимость из Дели
- Индийские религиозные писатели
- Мусульманские ученые-исламоведы 20-го века
- Индийский народ арабского происхождения
- Почетный
- Президенты Индийского национального конгресса
- Лауреаты Бхарат Ратны
- Индийские мусульмане 20-го века
- Хашимиты
- Индийские националисты
- Депутаты Индии 1952–1957 гг.
- Члены Учредительного собрания Индии
- Депутаты Индии 1957–1962 гг.
- Заключенные и задержанные Британской Индии
- Основатели индийских школ и колледжей
- Индийские редакторы
- Индийские журналисты-мужчины
- Журналисты из Дели
- Люди из Мекки
- Писатели на языке урду
- Переводчики Корана на урду
- Министры образования Индии
- Члены Кабинета министров Индии
- Индийские журналисты XX века
- Активисты независимости Индии из Бенгалии
- Члены Лок Сабха из Уттар-Прадеша
- Люди из района Рампур
- Члены Совета генерал-губернатора Индии
- Политики Индийского национального конгресса из Уттар-Прадеша