Самарканд
Самарканд
Самарканд | |
---|---|
Город | |
Координаты: 39 ° 39'17 "N 66 ° 58'33" E / 39,65472 ° N 66,97583 ° E | |
Страна | Узбекистан |
Вилайет | Самаркандская область |
Поселенный | 8 век до нашей эры |
Правительство | |
• Тип | Администрация города |
• Тело | Судья (мэр) |
Область | |
• Город | 120 км 2 (50 квадратных миль) |
Высота | 705 м (2313 футов) |
Население (1 января 2019 г.) | |
• Город | 513,572 [1] |
• Метро | 950,000 |
Демоним | Ты отдохнул / Ты отдохнул |
Часовой пояс | UTC+5 |
Почтовый индекс | 140100 |
Веб-сайт | samarkand.uz |
Официальное название | Самарканд – перекресток культур |
Критерии | Культурный: i, ii, iv |
Ссылка | 603 |
Надпись | 2001 г. (25-я сессия ) |
Область | 1123 га |
Буферная зона | 1369 га |
Самарканд или Самарканд ( / ˈ s æ m ər k æ n d / SAM -ər-kand ; узбекский и таджикский : Самарканд/Самарканд, произносится [sæmærqænd, -ænt] ; ) — город на юго-востоке Узбекистана и один из старейших постоянно населенных городов Центральной Азии . Самарканд — столица Самаркандской области и город районного значения, в состав которого входят посёлки городского типа Кимёгарлар , Фарход и Хишрав . [2] С населением 551 700 человек (2021 г.), [3] это третий по величине город Узбекистана .
Есть свидетельства человеческой деятельности на территории города, относящиеся к эпохе позднего палеолита . Хотя прямых доказательств того, когда был основан Самарканд, нет, некоторые теории предполагают, что он был основан между 8-м и 7-м веками до нашей эры. Процветая благодаря своему расположению на Шелковом пути между Китаем , Персией и Европой , Самарканд временами был одним из крупнейших городов мира. [4] города Средней Азии , [5] и был важным городом империй Великого Ирана . [6] Ко времени Персидской империи Ахеменидов он был столицей Согдийской сатрапии . Город был завоеван Александром Македонским переводилось в 329 году до нашей эры, когда он был известен как Марканда, что по -гречески как Μαράκανδα . [7] Городом правили череда иранских и тюркских правителей, пока он не был завоеван монголами под предводительством Чингисхана в 1220 году.
Город известен как центр исламских научных исследований и место зарождения Тимуридского Возрождения . В 14 веке Тимур сделал его столицей своей империи и местом своего мавзолея Гур-Эмир . Мечеть Биби-Ханым , перестроенная в советские времена, остается одной из самых примечательных достопримечательностей города. в Самарканде Площадь Регистан была древним центром города и ограничена тремя монументальными религиозными зданиями. В городе бережно сохранены традиции старинных ремесел: вышивка, золотое шитье, шелкоткачество, резьба по меди, керамика, резьба по дереву, роспись по дереву. [8] В 2001 году ЮНЕСКО включила город в список всемирного наследия под названием «Самарканд – перекресток культур» .
Современный Самарканд разделен на две части: старый город и новый город, застроенный во времена Российской Империи и Советского Союза . Старый город включает в себя исторические памятники, магазины и старые частные дома; В новый город вошли административные здания, культурные центры и образовательные учреждения. [9] 15–16 сентября 2022 года в городе прошел саммит ШОС-2022 .
Самарканд имеет многокультурную и многоязычную историю, которая была существенно изменена процессом национального разграничения в Центральной Азии . Многие жители города являются носителями или двуязычными носителями таджикского языка . [10] [11] тогда как узбекский язык является официальным языком, а русский также широко используется в общественной сфере в соответствии с языковой политикой Узбекистана .
Этимология
[ редактировать ]Название происходит от согдийского самар «камень, скала» и канд «крепость, город». [12] В этом отношении Самарканд имеет то же значение, что и название узбекской столицы Ташкент , где таш – тюркский термин, обозначающий «камень», а –кент – тюркский аналог канда . [13]
По словам ученого XI века Махмуда аль-Кашгари , город был известен в Караханиде как Самизкенд ( СМЕЗКАНД ), что означает «толстый город». [14] Император Великих Моголов XVI века Бабур также упоминал город под этим названием, а кастильский путешественник XV века Руй Гонсалес де Клавихо заявил, что Самарканд был просто искаженной его формой. [15]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
Ранняя история
[ редактировать ]Наряду с Бухарой , [16] Самарканд — один из старейших населенных городов Центральной Азии , процветающий благодаря своему расположению на торговом пути между Китаем и Европой. Прямых данных о том, когда он был основан, нет. Исследователи Института археологии Самарканда относят основание города к VIII–VII векам до нашей эры.
Археологические раскопки, проведенные в черте города (Сиоб и центр города), а также в пригородных районах (Ходжамазгил, Сазагон), обнаружили 40 000-летние свидетельства человеческой деятельности, относящиеся к верхнему палеолиту . Группа археологических памятников эпохи мезолита (XII–VII тыс. до н. э.) обнаружена в окрестностях Сазагон-1, Замичатоша и Охалика. Сёб и Даргъом Каналы , снабжающие водой город и его пригороды, появились примерно в VII–V веках до нашей эры (ранний железный век ).
Самарканд с первых дней своего существования был одним из главных центров согдийской цивилизации. Ко времени правления династии Ахеменидов в Персии город стал столицей Согдийской сатрапии .
Эллинистический период
[ редактировать ]Александр Македонский завоевал Самарканд в 329 году до нашей эры. называли город Мараканда (Μαράκανδα). Греки [17] Письменные источники дают небольшие подсказки относительно последующей системы правления. [18] В них упоминается некий Орепий, ставший правителем «не от предков, а в дар Александра». [19]
Хотя Самарканд понес значительный ущерб во время первоначального завоевания Александра, город быстро восстановился и процветал под новым эллинским влиянием. Появились также важные новые строительные технологии. Продолговатые кирпичи были заменены квадратными, более совершенные методы кладки и штукатурки . были введены [20]
Завоевания Александра принесли классическую греческую культуру в Среднюю Азию, и какое-то время греческая эстетика сильно влияла на местных ремесленников. Это эллинистическое наследие продолжалось, поскольку в течение столетий после смерти Александра город стал частью различных государств-преемников, Империи Селевкидов , Греко-Бактрийского царства и Кушанской империи (хотя сами Кушаны возникли в Центральной Азии). После того, как Кушанское государство потеряло контроль над Согдианой в III веке нашей эры, Самарканд пришел в упадок как центр экономической, культурной и политической власти. Он не возродился значительно до V века.
Сасанидская эпоха
[ редактировать ]Самарканд был завоеван персидскими сасанидами ок. 260 г. н.э. Под властью Сасанидов этот регион стал важным местом манихейства и способствовал распространению религии по всей Центральной Азии. [21]
Эфталиты и эпоха Тюркского каганата
[ редактировать ]В 350–375 гг. н.э. Самарканд был завоеван кочевыми племенами хионитов , происхождение которых остается спорным. [22] Переселение кочевых групп в Самарканд подтверждает археологический материал IV века. культура кочевников бассейна Средней Сырдарьи . В регионе распространяется [23] В 457–509 гг. Самарканд входил в состав Кидаритского государства. [24]
После того как эфталиты («белые гунны») завоевали Самарканд, они контролировали его до тех пор , пока гектюрки в союзе с сасанидскими персами не завоевали его в битве при Бухаре , ок. 560 г. н.э. [27]
В середине VI века на Алтае образовалось тюркское государство, основанное династией Ашина. Новое государственное образование получило название Тюркский каганат по имени народа тюрков, во главе которого стоял правитель – каган. В 557–561 гг. империя эфталитов была разгромлена совместными действиями тюрков и Сасанидов, что привело к установлению общей границы между двумя империями. [28]
В раннем средневековье Самарканд был окружен четырьмя рядами оборонительных стен и имел четверо ворот. [29]
На территории Самарканда исследовано древнетюркское захоронение с лошадью. Оно датируется VI веком. [30]
В период правления Западно-Тюркского каганата Тонг Ябгу кагана (618–630) с правителем Самарканда установились родственные связи – Тонг Ябгу каган подарил ему свою дочь. [31]
Некоторые части Самарканда были христианскими с IV века. В V веке несторианская в Самарканде была установлена кафедра. В начале VIII века он был преобразован в несторианскую митрополию. [32] Между согдийскими последователями христианства и манихейства возникли дискуссии и полемика , нашедшие отражение в документах. [33]
Ранняя исламская эпоха
[ редактировать ]Армии халифата Омейядов под командованием Кутайбы ибн Муслима захватили город времен династии Тан ок. 710 г. н.э. [21]
В этот период Самарканд представлял собой разнообразную религиозную общину и был домом для ряда религий, включая зороастризм , буддизм , индуизм , манихейство , иудаизм и несторианское христианство , при этом большая часть населения исповедовала зороастризм. [35]
Кутайба вообще не селил арабов в Средней Азии; он заставил местных правителей платить ему дань, но в основном предоставил их самим себе. Самарканд был главным исключением из этой политики: Кутайба основал арабский гарнизон в городе и арабскую правительственную администрацию, его зороастрийские храмы огня были снесены и мечеть . построена [36] Большая часть населения города приняла ислам. [37]
В долгосрочной перспективе Самарканд превратился в центр исламского и арабского обучения. [36] В конце 740-х годов в Арабском халифате возникло движение недовольных властью Омейядов во главе с аббасидским полководцем Абу Муслимом , который после победы восстания стал правителем Хорасана и Мавераннахра (750 г. –755). Своей резиденцией он выбрал Самарканд. С его именем связано строительство многокилометровой оборонительной стены вокруг города и дворца. [38]
Легенда гласит Аббасидов , что во времена правления [39] Секрет изготовления бумаги был получен от двух китайских пленников в битве при Таласе в 751 году, что привело к основанию первой бумажной фабрики в исламском мире в Самарканде. Затем изобретение распространилось на остальной исламский мир, а затем и на Европу. [ нужна ссылка ]
Контроль Аббасидов над Самаркандом вскоре рассеялся и был заменен контролем Саманидов ( 875–999), хотя Саманиды все еще оставались номинальными вассалами халифа во время своего контроля над Самаркандом. Под властью Саманидов город стал столицей династии Саманидов и еще более важным узлом многочисленных торговых путей. Саманиды были свергнуты Караханидами около 999 года. В течение следующих 200 лет Самаркандом будет управлять череда тюркских племен, включая сельджуков и хорезмшахов . [40]
Персидский автор X века Истахри , путешествовавший по Трансоксиане , дает яркое описание природных богатств региона, который он называет «Смаркандским Согдем»:
Я не знаю ни в нем, ни в самом Самарканде места, где, поднявшись на какую-нибудь возвышенность, не увидишь зелени и приятного места, и нигде рядом нет гор, лишенных деревьев, или пыльной степи... Самакандский Согд... [расширяется ]восемь дней пути по сплошной зелени и садам... . Зелень деревьев и посевной земли простирается по обеим сторонам реки [Согд]... а за этими полями — пастбища для стад. В каждом городе и поселении есть крепость... Это самая плодородная из всех стран Аллаха ; в нем лучшие деревья и плоды, в каждом доме сады, водоемы и текущая вода.
Караханидский (Илек-Ханидский) период (11–12 вв.)
[ редактировать ]После падения государства Саманидов в 999 году на смену ему пришло Государство Караханидов, где правила тюркская династия Караханидов. [41] После раскола государства Караханидов на две части Самарканд вошел в состав Западно- Караханидского каганата и в 1040–1212 годах был его столицей. [41] Основателем Западно-Караханидского каганата был Ибрагим Тамгач-хан (1040–1068). [41] Впервые на государственные средства он построил в Самарканде медресе и поддержал развитие культуры в регионе. При его правлении в Самарканде были созданы государственная больница (бемористан) и медресе, где также преподавали медицину.
Мемориальный комплекс Шах-и-Зинда был основан правителями династии Караханидов в 11 веке. [42]
Самым ярким памятником эпохи Караханидов в Самарканде стал дворец Ибрагима ибн Хусейна (1178–1202), построенный на территории цитадели в XII веке. В ходе раскопок были обнаружены фрагменты монументальной живописи. На восточной стене был изображен тюркский воин, одетый в желтый кафтан и держащий лук. Здесь также были изображены лошади, охотничьи собаки, птицы и женщины того времени. [43]
Монгольский период
[ редактировать ]Монголы завоевали Самарканд в 1220 году. Джувайни пишет, что Чингисхан убил всех, кто укрывался в цитадели и мечети, полностью разграбил город и призвал 30 000 молодых людей и 30 000 ремесленников. Самарканд подвергся по крайней мере еще одному монгольскому грабежу хана Барака , чтобы получить сокровища, необходимые для оплаты армии. Он оставался частью Чагатайского ханства (одного из четырех монгольских царств-преемников) до 1370 года.
«Путешествиях В Марко Поло» , где Поло описывает свое путешествие по Шелковому пути в конце XIII века, Самарканд описывается как «очень большой и великолепный город...» [44]
в районе Енисея проживала община ткачей китайского происхождения , а в Самарканде и Внешней Монголии проживали ремесленники китайского происхождения. Как сообщает Чанчунь , [45] После того, как Чингисхан завоевал Среднюю Азию, иностранцы были выбраны правительственными администраторами; Китайцы и кара-китаи (кидани) были назначены соуправляющими садами и полями в Самарканде, которыми мусульманам не разрешалось управлять самостоятельно. [46] [47] Ханство разрешило создание христианских епископств (см. ниже).
Правление Тимура (1370–1405 гг.)
[ редактировать ]Ибн Баттута , посетивший Самарканд в 1333 году, назвал Самарканд «одним из величайших и прекраснейших городов и самым совершенным из них по красоте». Он также отметил, что вода в сады поступает через нории . [48]
В 1365 году в Самарканде произошло восстание против монгольского контроля Чагатая. [49] В 1370 году завоеватель Тимур (Тамерлан), основатель и правитель империи Тимуридов , сделал своей столицей Самарканд. Тимур использовал различные инструменты для легитимации, в том числе городское планирование в своей столице Самарканде. [50] В течение следующих 35 лет он перестроил большую часть города и заселил его великими ремесленниками и мастерами со всей империи. Тимур приобрел репутацию покровителя искусств, а Самарканд превратился в центр региона Трансоксиана . Приверженность Тимура искусству очевидна в том, как, в отличие от безжалостности, которую он проявлял к своим врагам, он проявлял милосердие к людям с особыми художественными способностями. Жизни художников, ремесленников и архитекторов были сохранены, чтобы они могли улучшить и украсить столицу Тимура. [ нужна ссылка ]
Тимур также принимал непосредственное участие в строительных проектах, и его замыслы часто превосходили технические возможности его рабочих. Город находился в состоянии постоянного строительства, и Тимур часто приказывал быстро достроить и переделать здания, если его не устраивали результаты. [51] По его приказу до Самарканда можно было добраться только по дорогам; были вырыты глубокие рвы, а стены диаметром 8 км (5 миль) отделяли город от окружающих соседей. [52] В то время в городе проживало около 150 000 человек. [53]
Генрих III Посол Кастилии Руй Гонсалес де Клавихо , который находился в Самарканде между 1403 и 1406 годами, засвидетельствовал нескончаемое строительство, которое велось в городе. «Мечеть, которую построил Тимур, показалась нам самой благородной из всех, которые мы посетили в городе Самарканде». [54]
Период Улугбека (1409–1449 гг.)
[ редактировать ]В 1417–1420 годах внук Тимура Улугбек построил в Самарканде медресе , ставшее первым зданием в архитектурном ансамбле Регистана. Улугбек пригласил в это медресе большое количество астрономов и математиков исламского мира. При Улугбеке Самарканд стал одним из мировых центров средневековой науки. В первой половине XV века вокруг Улугбека возникла целая научная школа, объединившая выдающихся астрономов и математиков, в том числе Джамшида аль-Каши , Кади Зада ар-Руми и Али Кушджи . Основным интересом Улугбека в науке была астрономия, и в 1428 году он построил обсерваторию. Ее основным инструментом был настенный квадрант , уникальный в мире. [55] Он был известен как «Секстант Фахри» и имел радиус 40 метров. [56] Как видно на изображении слева, дуга была тщательно сконструирована с лестницами с обеих сторон, обеспечивающими доступ ассистентам, выполнявшим измерения.
16–18 вв.
[ редактировать ]В 1500 году кочевые воины- узбеки . Самарканд взяли под свой контроль [53] стали Примерно в это же время Шейбаниды лидерами города. В 1501 году Самарканд был окончательно захвачен Мухаммадом Шайбани из узбекской династии Шайбанидов , и город вошел в состав вновь образованного «Бухарского ханства». Столицей этого государства был выбран Самарканд, в котором был коронован Мухаммад Шайбани-хан. В Самарканде Мухаммад Шайбани-хан приказал построить большое медресе, где впоследствии принимал участие в научных и религиозных диспутах. Первые датированные известия о медресе Шайбани-хана относятся к 1504 году (оно было полностью разрушено в годы советской власти). Мухаммад Салих писал, что Шейбани-хан построил в Самарканде медресе, чтобы увековечить память своего брата Махмуда Султана. [57]
Узунллах ибн Рузбихан [ ВОЗ? ] в «Михмон-намеи Бухара» выражает восхищение величественным зданием медресе, его позолоченной крышей, высокими худжрами, просторным двором и приводит восхваляющий медресе стих. [58] Зайн ад-дин Васифи, посетивший медресе Шейбани-хана несколько лет спустя, писал в своих воспоминаниях, что веранда, зал и двор медресе просторны и великолепны. [57]
Абдулатиф-хан, сын внука Мирзо Улугбека Кучкунджи-хана, правившего в Самарканде в 1540–1551 годах, считался знатоком истории Мавераннахра и династии Шибанидов. Он покровительствовал поэтам и учёным. Сам Абдулатиф Хан писал стихи под литературным псевдонимом Хуш. [59]
Во времена правления аштарханидского имама Кули-хана (1611–1642) в Самарканде были построены знаменитые архитектурные шедевры. В 1612–1656 годах правитель Самарканда Ялангтуш Бахадур построил соборную мечеть, медресе Тилля-Кари и медресе Шердор. [ нужна ссылка ]
Зарафшанский водный мост — кирпичный мост, построенный на левом берегу реки Зарафшан , в 7–8 км к северо-востоку от центра Самарканда, построенный Шайбани-ханом в начале 16 века. [60] [61]
После нападения афшар- шаханшаха Надир-шаха город был заброшен в начале 1720-х годов. [62] С 1599 по 1756 год Самаркандом управляла Аштраханидская ветвь Бухарского ханства .
-
Медресе Улугбека
-
Медресе Шер-Дор
-
Медресе Тиля Кори
-
Двор медресе Улугбека
-
Тигр на медресе Шер-Дор Иван
Вторая половина XVIII–XIX веков.
[ редактировать ]С 1756 по 1868 год ею правили мангудские эмиры Бухары . [63] Возрождение города началось во времена правления основателя узбекской династии мангытов Мухаммада Рахима (1756–1758), прославившегося своими волевыми качествами и военным искусством. Мухаммад Рахимби предпринял несколько попыток возродить Самарканд. [64]
Период Российской Империи
[ редактировать ]Город перешел под власть Российской империи после того, как цитадель была взята войсками под командованием полковника Константина Петровича фон Кауфмана в 1868 году. Вскоре после этого небольшой русский гарнизон из 500 человек сам был осаждён . Штурм, которым руководил Абдул-Малик Тура, мятежный старший сын бухарского эмира , а также Баба- , был с отбит бек Шахрисабзский и Джура-бек Китабский большими потерями. Генерал Александр Константинович Абрамов стал первым губернатором военного округа , созданного русскими на берегу реки Зеравшан с Самаркандом в качестве административного центра. Русская часть города была построена после этого момента, в основном к западу от старого города.
В 1886 году город стал столицей недавно образованной Самаркандской области Русского Туркестана и приобрел еще большее значение, когда в 1888 году к нему подошла Транскаспийская железная дорога .
Советский период
[ редактировать ]Самарканд был столицей Узбекской ССР с 1925 по 1930 год, прежде чем его заменил Ташкент . Во время Второй мировой войны , после нацистской Германии нападения на Советский Союз , ряд самаркандцев были отправлены в Смоленск для борьбы с врагом . Многие были взяты в плен или убиты нацистами . [65] [66] Кроме того, в город бежали тысячи беженцев из оккупированных западных районов СССР, и он служил одним из основных центров бегства мирного населения в Узбекской ССР и Советском Союзе в целом. [ нужна ссылка ]
Европейское изучение истории Самарканда началось после завоевания Самарканда Российской империей в 1868 году. Первые исследования истории Самарканда принадлежат Н. Веселовскому, В. Бартольду и В. Вяткину. В советский период обобщение материалов по истории Самарканда нашло отражение в двухтомной « Истории Самарканда» под редакцией академика Узбекистана Иброхима Моъминова . [67]
По инициативе академика АН Узбекской ССР И. Муминова и при поддержке Шарафа Рашидова в 1970 году широко отмечалось 2500-летие Самарканда. В связи с этим был открыт памятник Улугбеку , музей был основан «Истории Самарканда», подготовлен и издан двухтомник «История Самарканда». [68] [69]
После обретения Узбекистаном независимости было издано несколько монографий по древней и средневековой истории Самарканда. [70] [71]
География
[ редактировать ]Самарканд расположен на юго-востоке Узбекистана, в долине реки Зарефшан , в 135 км от Карши . Дорога М37 соединяет Самарканд с Бухарой , расположенной в 240 км. Дорога М39 соединяет его с Ташкентом , находящимся в 270 км. Граница Таджикистана находится примерно в 35 км от Самарканда; Столица Таджикистана Душанбе находится в 210 км от Самарканда. Дорога М39 соединяет Самарканд с Мазари-Шарифом в Афганистане , который находится в 340 км.
Климат
[ редактировать ]В Самарканде холодный полузасушливый климат ( классификация климата Кеппена : BSk ) с жарким сухим летом и относительно влажной, изменчивой зимой, в которой периоды теплой погоды чередуются с периодами холодной погоды. Июль и август — самые жаркие месяцы в году, температура достигает и превышает 40 °C (104 °F). Осадки выпадают редко с июня по октябрь, но увеличиваются до максимума с февраля по апрель. Январь 2008 года был особенно холодным; температура упала до -22 ° C (-8 ° F). [73]
Климатические данные для Самарканда (1991–2020 гг., крайности с 1891 г. по настоящее время) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 23.2 (73.8) |
26.7 (80.1) |
32.2 (90.0) |
36.2 (97.2) |
39.5 (103.1) |
41.6 (106.9) |
42.4 (108.3) |
41.0 (105.8) |
38.6 (101.5) |
35.2 (95.4) |
31.5 (88.7) |
27.5 (81.5) |
42.4 (108.3) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 7.3 (45.1) |
9.5 (49.1) |
15.2 (59.4) |
21.4 (70.5) |
27.0 (80.6) |
32.4 (90.3) |
34.5 (94.1) |
33.3 (91.9) |
28.6 (83.5) |
22.0 (71.6) |
14.4 (57.9) |
9.1 (48.4) |
21.2 (70.2) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 2.3 (36.1) |
4.0 (39.2) |
9.3 (48.7) |
15.2 (59.4) |
20.4 (68.7) |
25.4 (77.7) |
27.2 (81.0) |
25.6 (78.1) |
20.6 (69.1) |
14.1 (57.4) |
8.0 (46.4) |
3.7 (38.7) |
14.7 (58.4) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | −1.3 (29.7) |
−0.2 (31.6) |
4.6 (40.3) |
9.7 (49.5) |
14.1 (57.4) |
18.0 (64.4) |
19.5 (67.1) |
17.9 (64.2) |
13.5 (56.3) |
7.8 (46.0) |
3.2 (37.8) |
−0.2 (31.6) |
8.9 (48.0) |
Рекордно низкий °C (°F) | −25.4 (−13.7) |
−22 (−8) |
−14.9 (5.2) |
−6.8 (19.8) |
−1.3 (29.7) |
4.8 (40.6) |
8.6 (47.5) |
7.8 (46.0) |
0.0 (32.0) |
−6.4 (20.5) |
−18.1 (−0.6) |
−22.8 (−9.0) |
−25.4 (−13.7) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 41 (1.6) |
53 (2.1) |
73 (2.9) |
64 (2.5) |
41 (1.6) |
7 (0.3) |
2 (0.1) |
2 (0.1) |
3 (0.1) |
16 (0.6) |
40 (1.6) |
39 (1.5) |
381 (15) |
Среднее количество дождливых дней | 8 | 10 | 13 | 11 | 9 | 3 | 2 | 1 | 2 | 6 | 8 | 9 | 82 |
Среднее количество снежных дней | 9 | 7 | 3 | 0.3 | 0.1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0.3 | 2 | 6 | 28 |
Средняя относительная влажность (%) | 76 | 74 | 70 | 63 | 54 | 42 | 42 | 43 | 47 | 59 | 68 | 74 | 59 |
Средняя точка росы °C (°F) | −2 (28) |
−1 (30) |
2 (36) |
6 (43) |
9 (48) |
9 (48) |
10 (50) |
9 (48) |
6 (43) |
4 (39) |
2 (36) |
−1 (30) |
4 (40) |
Среднемесячное количество солнечных часов | 119.2 | 130.9 | 172.2 | 228.8 | 297.7 | 345.5 | 373.1 | 358.9 | 305.9 | 242.6 | 150.7 | 120.2 | 2,845.7 |
Средний индекс ультрафиолета | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | 6 | 4 | 3 | 2 | 2 | 4 |
Источник 1: Pogoda.ru.net [74] | |||||||||||||
Источник 2: Атлас погоды (УФ). [75] Время и дата (точки росы, 1985–2015 гг.), [76] НОАА [77] |
Люди
[ редактировать ]По официальным данным, большинство жителей Самарканда составляют узбеки , хотя во многих источниках город считается преимущественно таджикским . [78] [79] [80] [81] до 70 процентов населения города. [82] Таджики особенно сконцентрированы в восточной части города, где расположены основные архитектурные достопримечательности.
По данным различных независимых источников, таджики являются основной этнической группой Самарканда. Этнические узбеки – вторая по численности группа. [83] и наиболее сконцентрированы на западе Самарканда. Точные демографические данные получить трудно, поскольку некоторые люди в Узбекистане идентифицируют себя как «узбеки», хотя они говорят на таджикском языке как на своем родном языке, часто потому, что они зарегистрированы центральным правительством как узбеки, несмотря на их таджикский язык и идентичность. Как объяснил Пол Бергне :
Во время переписи 1926 года значительная часть таджикского населения была зарегистрирована как узбеки. Так, например, по переписи 1920 года в городе Самарканде таджиков было зафиксировано 44 758 человек, а узбеков - только 3301. По переписи 1926 года численность узбеков была зафиксирована как 43 364 человека, а таджиков - всего 10 716 человек. В ряде кишлаков [сел] Ходжандского округа, население которых было зарегистрировано как таджики в 1920 году, например, в Аште, Калаче, Акжаре и Таджике и других, по переписи 1926 года они были зарегистрированы как узбеки. Аналогичные факты можно привести и в отношении Ферганской, Самаркандской и особенно Бухарской областей. [83]
Самарканд также является домом для крупных этнических общин « иранцев » (старое, персоязычное , шиитское население города Мерва и оазиса, массово депортированное в этот район в конце 18 века), русских , украинцев , белорусов , армян , азербайджанцев. , татары , корейцы , поляки и немцы , все они живут в основном в центре и западных районах города. Эти народы эмигрировали в Самарканд с конца XIX века, особенно в советское время; по большому счету они говорят на русском языке .
На крайнем западе и юго-западе Самарканда проживает среднеазиатские арабы , говорящие в основном на узбекском языке; лишь небольшая часть старшего поколения говорит на среднеазиатском арабском языке . В восточном Самарканде когда-то существовала большая махалля бухарских (среднеазиатских) евреев , но начиная с 1970-х годов сотни тысяч евреев покинули Узбекистан и уехали в Израиль , США , Канаду , Австралию и Европу . Сегодня в Самарканде осталось всего несколько еврейских семей.
Также в восточной части Самарканда есть несколько кварталов, где проживают среднеазиатские «цыгане». [84] ( Люли , Джуги, Парья и другие группы) живут. Эти народы начали прибывать в Самарканд несколько столетий назад из нынешних Индии и Пакистана . В основном они говорят на диалекте таджикского языка, а также на своих собственных языках, в первую очередь на парийском .
Язык
[ редактировать ]Государственным и официальным языком в Самарканде, как и во всем Узбекистане, является узбекский язык . Узбекский язык — один из тюркских языков и родной язык узбеков , туркмен , самаркандских иранцев и большинства самаркандских арабов , проживающих в Самарканде.
Как и в остальной части Узбекистана, русский язык является де-факто вторым официальным языком в Самарканде, и около 5% вывесок и надписей в Самарканде выполнены на этом языке. Русские , белорусы , поляки , немцы , корейцы , большинство украинцев , большинство армян , греки , некоторые татары и некоторые азербайджанцы в Самарканде говорят по-русски. издается несколько русскоязычных газет, самая популярная из которых — Самаркандский » вестник « В Самарканде . Самаркандский телеканал СТВ ведет часть вещания на русском языке.
Де-факто наиболее распространенным родным языком в Самарканде является таджикский , который является диалектом или вариантом персидского языка . Самарканд был одним из городов, в которых развивался персидский язык. Многие классические персидские поэты и писатели жили или посещали Самарканд на протяжении тысячелетий, наиболее известными из которых были Абулкасем Фирдоуси , Омар Хайям , Абдурахман Джами , Абу Абдулла Рудаки , Сузани Самарканди и Камаль Худжанди .
Хотя официальная позиция заключается в том, что узбекский язык является наиболее распространенным языком в Самарканде, некоторые данные показывают, что только около 30% жителей говорят на нем как на родном языке. Для остальных 70% таджикский язык является родным, вторым языком является узбекский, а третьим – русский. Однако, поскольку с 1989 года в Узбекистане не проводилась перепись населения, точных данных по этому вопросу нет. Несмотря на то, что таджикский язык является вторым по распространенности языком в Самарканде, он не имеет статуса официального или регионального языка. [85] [79] [80] [86] [81] [87] Тем не менее, в Самаркандском государственном университете десять факультетов предлагают курсы таджикского языка, а на факультете таджикского языка и литературы обучается более 170 студентов. [88] Только одна газета в Самарканде издается на таджикском языке, используя таджикскую кириллицу : «Овози Самарканд» (таджикский: Овоزي Саمرқанд — «Голос Самарканда» ). Местные самаркандские телеканалы СТВ и «Самарканд» ведут некоторые передачи на таджикском языке, а также одна региональная радиостанция. ежеквартальный литературный журнал на таджикском языке « Дурдонай Шарк ». В 2022 году в Самарканде запустился [88]
Помимо узбекского, таджикского и русского, родными языками в Самарканде являются украинский , армянский , азербайджанский , татарский , крымскотатарский , арабский (для очень небольшого процента самаркандских арабов) и другие.
Современный Самарканд – динамичный город, а в 2019 году здесь прошел первый Самаркандский полумарафон. [89] В 2022 году сюда также впервые вошел полный марафон.
Религия
[ редактировать ]ислам
[ редактировать ]Ислам проник в Самарканд в VIII веке, во время вторжения арабов в Среднюю Азию ( Омейядский халифат ). До этого почти все жители Самарканда были зороастрийцами , немало несторианцев и буддистов также в городе проживало . С этого момента, на протяжении всего правления многих мусульманских правящих держав, многочисленные мечети , медресе , минареты , святыни и мавзолеи в городе были построены . Многие сохранились. Например, здесь находится Храм Имама Бухари , исламского ученого , который является автором сборника хадисов , известного как Сахих аль-Бухари , который мусульмане-сунниты считают одним из наиболее достоверных ( сахих ) сборников хадисов . Среди других его книг — «Аль-Адаб аль-Муфрад» . В Самарканде также находится храм имама Матуриди , основателя матуридизма , и мавзолей пророка Даниила , почитаемого в исламе , иудаизме и христианстве .
Большинство жителей Самарканда — мусульмане, в первую очередь сунниты (в основном ханафиты ) и суфии . Примерно 80–85% мусульман города — сунниты, включая почти всех проживающих в нем таджиков , узбеков и самаркандских арабов. Самые известные исламские священные линии Самарканда — потомки суфийских лидеров. такие как Ходжа Ахрор Вали (1404–1490) и Махдуми Азам (1461–1542), потомки Сайида Аты (первая половина 14 в.) и Миракони Ходжаса (Сайиды из Миракона, деревни в Иране). [90] Либеральная политика президента Шавката Мирзиёева открыла новые возможности для выражения религиозной идентичности. В Самарканде с 2018 года наблюдается рост числа женщин, носящих хиджаб. [91]
Мусульмане-шииты
[ редактировать ]Самаркандский вилаят — один из двух регионов Узбекистана (наряду с Бухарским вилаятом ), где проживает большое количество шиитов. Общая численность населения Самаркандского вилаята составляет более 3 720 000 человек (2019 г.).
Точных данных о численности шиитов в городе Самарканде нет, но в городе имеется несколько шиитских мечетей и медресе. Крупнейшие из них — Пенджабская мечеть, Пенджабское медресе и мавзолей Мурада Авлия. Ежегодно шииты Самарканда отмечают Ашуру , а также другие памятные шиитские даты и праздники.
Шииты в Самарканде – это в основном самаркандские иранцы , называющие себя иранцами . Их предки начали прибывать в Самарканд еще в XVIII веке. Некоторые мигрировали туда в поисках лучшей жизни другие были проданы в рабство туркменскими захватчиками, а третьи были солдатами , отправленными в Самарканд. В основном они прибыли из Хорасана , Мешхеда , Сабзевара , Нишапура и Мерва ; и, во вторую очередь, из иранского Азербайджана , Зенджана , Тебриза и Ардебиля . Самаркандские шииты также включают азербайджанцев , а также небольшое количество таджиков и узбеков.
Официальных данных об общей численности шиитов в Узбекистане нет, но она оценивается в «несколько сотен тысяч». Согласно просочившимся дипломатическим телеграммам , в 2007–2008 годах посол США по международной религиозной свободе провел серию встреч с суннитскими муллами и шиитскими имамами в Узбекистане. В ходе одной из бесед имам шиитской мечети в Бухаре сообщил, что около 300 тысяч шиитов проживают в Бухарском влияте и 1 миллион в Самаркандском вилаяте. Посол слегка усомнился в достоверности этих цифр, подчеркнув в своем докладе, что данные о численности религиозных и этнических меньшинств, предоставленные правительством Узбекистана, считаются очень "деликатной темой" из-за их способности провоцировать межэтнические и межрелигиозные конфликты. Все посланники посла старались подчеркнуть, что традиционный ислам, особенно суфизм и суннизм , в регионах Бухары и Самарканда характеризуется большой религиозной толерантностью по отношению к другим религиям и сектам, включая шиизм. [92] [93] [94]
христианство
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2024 г. ) |
Христианство пришло в Самарканд, когда он был частью Согдианы, задолго до проникновения ислама в Среднюю Азию. Город затем стал одним из центров несторианства в Средней Азии . [95] Большинство населения тогда составляли зороастрийцы , но поскольку Самарканд был перекрестком торговых путей между Китаем , Персией и Европой , он был религиозно толерантным. При Омейядском халифате зороастрийцы и несториане подвергались гонениям со стороны арабских завоевателей; [ нужна ссылка ] выжившие бежали в другие места или приняли ислам. В Самарканде было построено несколько несторианских храмов, но они не сохранились. Их останки были найдены археологами на древнем городище Афрасиаб и на окраине Самарканда.
За три десятилетия 1329–1359 годов Самаркандская епархия Римско -католической церкви обслуживала несколько тысяч католиков, проживавших в городе. По данным Марко Поло и Иоганна Элемосина, потомок Чагатай-хана , основатель династии Чагатай , Эльджигидей принял христианство и принял крещение. При содействии Эльджигидея в Самарканде была построена католическая церковь Святого Иоанна Крестителя . Однако через некоторое время ислам полностью вытеснил католицизм.
Христианство вновь появилось в Самарканде несколько столетий спустя, начиная с середины XIX века, после захвата города Российской империей . Русское православие было введено в Самарканде в 1868 году, было построено несколько церквей и храмов. В начале 20 века было построено еще несколько православных соборов, церквей и храмов, большинство из которых были снесены, когда Самарканд был в составе СССР .
В настоящее время христианство является второй по численности религиозной группой в Самарканде, преобладающей формой которой является Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) . Более 5% жителей Самарканда — православные, в основном русские , украинцы и белорусы , а также некоторые корейцы и греки . Самарканд — центр Самаркандского филиала (в который входят Самаркандская , Кашкадарьинская и Сурхандарьинская области Узбекистана) Узбекско-Ташкентской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви Московского Патриархата . В городе есть несколько действующих православных храмов: собор Святого Алексия Московского , церковь Покрова Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца . Есть также ряд недействующих православных церквей и храмов, например церковь Георгия Победоносца . [96] [97]
также есть несколько десятков тысяч католиков В Самарканде , в основном поляки , немцы и некоторые украинцы . В центре Самарканда находится католическая церковь Святого Иоанна Предтечи , построенная в начале 20 века. Самарканд входит в состав Апостольской администрации Узбекистана . [98]
Третьей по величине христианской сектой в Самарканде является Армянская Апостольская церковь , за которой следуют несколько десятков тысяч армянских самаркандцев. Армянские христиане начали эмигрировать в Самарканд в конце XIX века, причем этот поток особенно увеличился в советское время. [99] На западе Самарканда находится армянская церковь Сурб Аствацацин . [100]
В Самарканде также проживает несколько тысяч протестантов , в том числе лютеран , баптистов , мормонов , Свидетелей Иеговы , адвентистов и членов Корейской пресвитерианской церкви . Эти христианские движения появились в Самарканде в основном после обретения Узбекистаном независимости в 1991 году. [101]
Достопримечательности
[ редактировать ]Шелковый путь Самарканд (Вечный город)
[ редактировать ]Silk Road Samarqand — это современный мультиплекс, который откроется в начале 2022 года в восточном Самарканде. Комплекс занимает площадь 260 гектаров и включает в себя бизнес- и медицинские отели мирового уровня, рестораны, места отдыха, парковые зоны, этнографический уголок и большой конгресс-зал для проведения международных мероприятий. [102]
Вечный город, расположенный в комплексе Silk Road Samarqand. Этот участок, занимающий 17 гектаров, точно воссоздает для гостей Самарканда дух древнего города, подкрепленный историей и традициями узбекских земель и узбекского народа. На узких улочках здесь расположено множество магазинов художников, ремесленников и ремесленников. Павильоны Вечного города были вдохновлены реальными домами и живописными площадями, описанными в старинных книгах. Именно здесь можно окунуться в прекрасную восточную сказку: с бирюзовыми куполами, мозаикой на дворцах и высокими минаретами, пронзающими небо.
Посетители Вечного города смогут попробовать национальные блюда разных эпох и регионов страны, а также увидеть аутентичные уличные представления. Вечный город представляет собой уникальное сочетание парфянской, эллинистической и исламской культур, чтобы гости могли представить себе многостороннее наследие прошлых веков во всем великолепии. Проект был вдохновлен и разработан Бобуром Исмоиловым, известным современным художником. [103]
Архитектура
[ редактировать ]Тимур инициировал строительство Биби-Ханума после своего похода 1398–1399 годов в Индию. Первоначально в Биби-Ханум было около 450 мраморных колонн, которые были перевезены туда и установлены с помощью 95 слонов, привезенных Тимуром из Индостана. Купол мечети спроектировали ремесленники и каменщики из Индии, что придало ей особый вид среди других построек. Землетрясение 1897 года разрушило колонны, которые при последующей реконструкции не были полностью восстановлены. [51]
Самая известная достопримечательность Самарканда – мавзолей Гур-и Амир. Он демонстрирует влияние многих культур, прошлых цивилизаций, соседних народов и религий, особенно ислама. Несмотря на опустошение, нанесенное монголами дотимуридской исламской архитектуре Самарканда, при Тимуре эти архитектурные стили были возрождены, воссозданы и восстановлены. План и планировка самой мечети с их точными размерами демонстрируют исламскую страсть к геометрии . Вход в Гур-и Амир украшен арабской каллиграфией и надписями, что является обычным явлением в исламской архитектуре. Пристальное внимание Тимура к деталям особенно очевидно внутри мавзолея: облицованные плиткой стены представляют собой чудесный образец мозаичного фаянса — иранской техники, при которой каждая плитка вырезается, окрашивается и устанавливается на место индивидуально. [51] Плитки Гур-и Амира также были расположены так, что на них были написаны религиозные слова, такие как « Мухаммад » и «Аллах». [51]
Орнамент стен Гур-и Амира включает цветочные и растительные мотивы, обозначающие сады; напольная плитка украшена непрерывным цветочным узором. В исламе сады являются символами рая, поэтому их изображали на стенах гробниц и выращивали в самом Самарканде. [51] В Самарканде было два больших сада — Новый сад и Сад сердечной радости, которые стали центральными местами развлечений для послов и важных гостей. В 1218 году друг Чингисхана по имени Елю Чукай сообщал, что Самарканд был самым красивым городом из всех, так как «он был окружен многочисленными садами. В каждом доме был сад, и все сады были хорошо спроектированы, с каналами и фонтанами. который снабжал водой пруды круглой или квадратной формы. Пейзаж включал ряды ив и кипарисов, а плечом к плечу располагались персиковые и сливовые сады». [104] Персидские ковры с цветочными узорами также были найдены в некоторых постройках Тимуридов. [105]
Элементы традиционной исламской архитектуры можно увидеть в традиционных узбекских домах из сырцового кирпича, построенных вокруг центральных дворов с садами. [106] Большинство этих домов имеют окрашенные деревянные потолки и стены. Напротив, дома на западе города представляют собой в основном дома в европейском стиле, построенные в 19 и 20 веках. [106]
Тюрко-монгольское влияние заметно и в архитектуре Самарканда. Считается, что купола мавзолеев в форме дыни были созданы, чтобы перекликаться с юртами или герами , традиционными монгольскими палатками, в которых тела умерших выставлялись перед захоронением или другим захоронением. Тимур построил свои палатки из более прочных материалов, таких как кирпич и дерево, но их назначение практически не изменилось. [51] Камера, в которой было положено тело Тимура, включала в себя « буксиры » — шесты, вершины которых были увешаны круговым расположением волос из хвостов лошадей или яков. Эти знамена символизировали древнюю тюркскую традицию принесения в жертву лошадей, которые были ценным товаром, в честь умерших. [51] Буксиры также были разновидностью кавалерийского штандарта, использовавшегося многими кочевниками вплоть до времен турок-османов.
Цвета зданий в Самарканде также имеют большое значение. Доминирующим архитектурным цветом является синий, который Тимур использовал для передачи широкого спектра концепций. Например, оттенки синего в «Гур-и Амире» — цвета траура; в ту эпоху синий был цветом траура в Центральной Азии, как и сегодня в различных культурах. Синий также считался цветом, защищающим от « сглаза » в Средней Азии; Об этом свидетельствует количество выкрашенных в синий цвет дверей в городе и его окрестностях. Кроме того, синий цвет символизировал воду, особенно редкий ресурс на Ближнем Востоке и в Центральной Азии; стены, окрашенные в синий цвет, символизировали богатство города.
Золото также имеет сильное присутствие в городе. Увлечение Тимура сводами объясняет чрезмерное использование золота в Гур-и Амире, а также использование вышитой золотой ткани как в городе, так и в его зданиях. Монголы очень интересовались золотыми шелковыми тканями в китайском и персидском стиле, а также насиджем. [107] ткут в Иране и Трансоксиане. Монгольские лидеры, такие как Угедей-хан, построили в своих городах текстильные мастерские, чтобы иметь возможность самостоятельно производить золотые ткани.
Пригород
[ редактировать ]Suburbs of the city include: Gulyakandoz, Superfosfatnyy, Bukharishlak, Ulugbek, Ravanak, Kattakishlak, Registan, Zebiniso, Kaftarkhona, Uzbankinty. [108]
Транспорт
[ редактировать ]Местный
[ редактировать ]В Самарканде развита система общественного транспорта. С советских времен и по сегодняшний день городские автобусы и такси ( ГАЗ-21 , ГАЗ-24 , ГАЗ-3102 , ВАЗ-2101 , ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 в Самарканде курсируют ). Автобусы, в основном SamAuto и Isuzu , — самый распространенный и популярный вид транспорта в городе. Такси, в основном это автомобили Chevrolet и седаны Daewoo , обычно желтого цвета. С 2017 года также действует несколько самаркандских трамвайных линий , в основном чешские трамваи Vario LF.S. С советских времен и до 2005 года самаркандцы также передвигались на троллейбусах . Наконец, в Самарканде есть так называемые « Маршрутки » — Daewoo Damas и «ГАЗель» микроавтобусы .
-
Много желтых такси на улицах Самарканда
-
Такси и трамвай на улице Рудаки в Самарканде
-
Трамвай в Самарканде
До 1950 года основными видами транспорта в Самарканде были экипажи и « арабы » с лошадьми и ослами . Однако в 1924–1930 годах в городе был паровой трамвай, а в 1947–1973 годах были более современные трамваи.
Воздушный транспорт
[ редактировать ]На севере города находится международный аэропорт Самарканда , открытый в 1930-е годы при Советском Союзе. По состоянию на весну 2019 года международный аэропорт Самарканда выполняет рейсы в Ташкент , Нукус , Москву , Санкт-Петербург , Екатеринбург , Казань , Стамбул и Душанбе ; Также доступны чартерные рейсы в другие города.
железная дорога
[ редактировать ]Современный Самарканд является важным железнодорожным узлом Узбекистана, через город проходят все национальные железнодорожные маршруты с востока на запад. Самый важный и длинный из них – Ташкент – Кунград . Высокоскоростные поезда Ташкент-Самарканд курсируют между Ташкентом, Самаркандом и Бухарой. Самарканд имеет также международное железнодорожное сообщение: Саратов -Самарканд, Москва -Самарканд и Астана -Самарканд.
-
Самаркандский железнодорожный вокзал
-
Скоростной поезд Афрасиаб (Тальго 250) на вокзале Самарканда
В 1879–1891 годах Российская империя построила Транскаспийскую железную дорогу , чтобы облегчить свою экспансию в Среднюю Азию. Железная дорога берёт своё начало в Красноводске (ныне Туркменбаши ) на побережье Каспийского моря . Первоначально ее конечной точкой был Самарканд, станция которого впервые открылась в мае 1888 года. Однако десять лет спустя железная дорога была продлена на восток до Ташкента и Андижана , а ее название было изменено на Среднеазиатские железные дороги. Тем не менее, Самарканд оставался одной из крупнейших и важнейших станций Узбекской ССР и советской Средней Азии .
Международные отношения
[ редактировать ]Самарканд является побратимом : [109]
- Агра , Индия
- Балх , Афганистан
- Банда Ачех , Индонезия
- Куско , Перу
- Юрмала , Латвия
- Кайруан , Тунис
- Худжанд , Таджикистан
- Krasnoyarsk , Russia
- Лахор , Пакистан
- Льеж , Бельгия
- Мары , Туркменистан
- Мерв , Туркменистан
- Мехико , Мексика
- Нью-Дели , Индия
- Нишапур , Иран
- Пловдив , Болгария
- Рио-де-Жанейро , Бразилия
- Самара , Россия
- Сиань , Китай
- Нара , Япония [110]
Самарканд поддерживает дружественные отношения с: [109] [111]
В литературе
[ редактировать ]В 2002 году нобелевский лауреат Воле Сойинка назвал свой сборник стихов «Самарканд и другие рынки, которые я знал». [112]
Известные люди
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2020 г. Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ «Система классификации территориальных единиц Республики Узбекистан» (на узбекском и русском языках). Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. июль 2020.
- ^ «Городское и сельское население по районам» (на узбекском языке). Самаркандское областное управление статистики. Архивировано из оригинала (PDF) 13 февраля 2022 г.
- ^ Варадараджан, Тунку (24 октября 2009 г.). «Столичная слава» . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ Путеводитель по истории Самарканда", ISBN 978-9943-01-139-7
- ^ НикТалаб, Попак (2019). От переулков Самарканда до побережья Средиземного моря (Эволюция мира детской и подростковой литературы) . Тегеран, Иран: Издательство Фарадид. стр. 18–27. ISBN 9786226606622 .
- ^ «История Самарканда» . Сезамтревел. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 1 ноября 2013 г.
- ^ Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.
- ^ «История Самарканда» . www.advantour.com . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 г. Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ «Пероязычные города Бухара и Самарканд, которые современные таджики по праву считают историческими центрами таджикской цивилизации» Фольц, Ричард. История таджиков: иранцы Востока. ИБ Таврида, 2019. стр.9
- ^ Д.И. Кертцер/Д. Арел, Перепись и идентичность. Архивировано 17 ноября 2022 г. в Wayback Machine , Cambridge University Press, 2001, стр. 186–188.
- ^ Комната, Адриан (2006). Топонимы мира: происхождение и значение названий 6600 стран, городов, территорий, природных объектов и исторических мест (2-е изд.). Лондон: МакФарланд. п. 330. ИСБН 978-0-7864-2248-7 .
Город Самарканд, юго-восточный Узбекистан. Город здесь уже назывался Мараканда , когда он был захвачен Александром Македонским в 329 году до нашей эры. Его собственное название происходит от согдийских слов самар — «камень, скала» и канд — «крепость, город».
- ^ Сачау, Индия Эдварда К. Альберуни: отчет о религии. Философия, литература, география, хронология, астрономия, обычаи, законы и астрология Индии около 1030 г. н.э., том. 1 Лондон: КЕГАН ПОЛ, ТРЕНЧ, TRtJBNBR & CO. 1910. стр. 298.
- ^ аль-Кашгари, Махмуд (1074 г.). Сборник тюркских диалектов . Часть 1. Перевод Данкоффа, Роберта ; Келли, Джеймс Майкл. Типография Гарвардского университета (опубликовано в 1982 г.). п. 270 – через Archive.org .
sämiz känd, что означает «Толстый город (balda samina)», назван так из-за своих больших размеров; по-персидски это Самарканд.
- ^ Раганин, Элизабетта (2020). «О Марко Поло Самарканде» . Узбекистан: Язык и культура . 3 (3). Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы имени Алишера Навои : 79–87. ISSN 2181-922X .
- ^ Владимир Бабак, Демьян Вайсман, Арье Вассерман, Политическая организация в Центральной Азии и Азербайджане: источники и документы , с. 374
- ^ Справочник Columbia-Lippincott Gazetteer (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, перепечатка 1972 г.), стр. 1657 г.
- ^ Вуд, Фрэнсис (2002). Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шичкина, Г.В. (1994). «Древний Самарканд: столица Согда». Бюллетень Азиатского института . 8:83 .
- ^ Шичкина, Г.В. (1994). «Древний Самарканд: столица Согда». Бюллетень Азиатского института . 8:86 .
- ^ Перейти обратно: а б Дампер, Стэнли (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . Калифорния: ABC-CLIO. стр. 319–320.
- ^ Гренет Франц, Региональное взаимодействие в Центральной Азии и северо-западной Индии в периоды кидаритов и эфталитов в индоиранских языках и народах. Под редакцией Николаса Симса-Уильямса. Издательство Оксфордского университета, 2003. С.219–220.
- ^ Buryakov Y.F. Iz istorii arkheologicheskikh rabot v zonakh oroshayemogo zemledeliya Uzbekistana // Arkheologicheskiye raboty na novostroykakh Uzbekistana. Tashkent, 1990. pp. 9–10.
- ^ Этьен де ла Васьер, согдийские торговцы. История. Перевод Джеймса Уорда. Брилл. Лейден. Бостон, 2005, стр. 108–111.
- ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. п. 243. ИСБН 978-1-83860-868-2 .
- ^ Грене, Франц (2004). «Мараканда/Самарканд, домонгольский мегаполис» . Анналы. История, Общественные науки . 5/6 : Рис. б.
- ^ Бивар, Иранская энциклопедия ADH, Том XII, Fasc. 2 . Лондон и др. стр. 198–201.
- ^ История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг. Н.э. Том. 3. ЮНЕСКО, 1996. с. 332
- ^ Belenitskiy A.M., Bentovich I.B., Bolshakov O.G. Srednevekovyy gorod Sredney Azii. L., 1973.
- ^ Sprishevskiy V.I. Pogrebeniye s konem serediny I tysyacheletiya n.e., obnaruzhennoye okolo observatorii Ulugbeka. // Tr. Muzeya istorii narodov Uzbekistana. T.1.- Tashkent, 1951.
- ^ Klyashtornyy S. G., Savinov D. G., Stepnyye imperii drevney Yevrazii. Sankt-Peterburg: Filologicheskiy fakul'tet SPbGU, 2005 god, s. 97
- ^ Masson M.Ye., Proiskhozhdeniye dvukh nestorianskikh namogilnykh galek Sredney Azii // Obshchestvennyye nauki v Uzbekistane, 1978, №10, p. 53.
- ^ Симс-Уильямс Николас, Христианская согдийская полемика против манихейцев // Религиозные темы и тексты доисламского Ирана и Центральной Азии. Под редакцией Карло Дж. Черети, Мауро Магги и Элио Провази. Висбаден: Др. Издательство Людвига Райхерта, 2003, стр. 10-1. 399–407
- ^ Таджикистан: в стране золотых рек . Париж: Музей Гиме. 2021. с. 152. ИСБН 978-9461616272 .
- ^ Дампер, Стэнли (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . Калифорния.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Веллхаузен, Дж. (1927). Вейр, Маргарет Грэм (ред.). Арабское королевство и его падение . Университет Калькутты. стр. 437–438. ISBN 9780415209045 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 г. Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ Уитфилд, Сьюзен (1999). Жизнь на Шелковом пути . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 33.
- ^ Bartold V. V., Abu Muslim//Akademik V. V. Bartol'd. Sochineniya. Tom VII. Moskva: Nauka, 1971
- ^ Курайши, Силим «Обзор развития производства бумаги в исламских странах», Bookbinder , 1989 (3): 29–36.
- ^ Дампер, Стэнли (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . Калифорния. п. 320.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Kochnev B. D., Numizmaticheskaya istoriya Karakhanidskogo kaganata (991—1209 gg.). Moskva «Sofiya», 2006
- ^ Nemtseva, N.B., Shvab, IU. Ansambl Shah-i Zinda: istoriko-arkhitektymyi ocherk. Tashent: 1979.
- ^ Карев, Юрий. Настенные росписи Караханидов в цитадели Самарканда: Первый отчет и предварительные наблюдения в Мукарнасе 22 (2005): 45–84.
- ^ «Путеводитель по Самарканду» . Караванистан . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Жак Жерне (31 мая 1996 г.). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. стр. 377 –. ISBN 978-0-521-49781-7 . Архивировано из оригинала 15 июня 2016 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Мемориальная серия EJW Гибба . 1928. с. 451.
- ^ Э. Бретшнейдер (1888). «Путешествие Чан Чуня на Запад, 1220–1223 гг., Записанные его учеником Ли Чи Чангом». Средневековые исследования по восточноазиатским источникам . Барнс и Ноубл. стр. 37–108. Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 г. Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Баттута, Ибн (2002). Путешествие Ибн Баттуты . Лондон: Пикадор. п. 143. ИСБН 9780330418799 .
- ^ Британская энциклопедия , 15-е изд, стр. 204
- ^ Маликов Азим, Культурные традиции градостроительства Самарканда в эпоху Тимура. В: Баумер К., Новак М. и Рутисхаузер С. Культуры в контакте. Центральная Азия как фокус торговли, культурного обмена и передачи знаний. Харрасовиц. 2022, с.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Марефат, Ройя (лето 1992 г.). «Небесный город Самарканд». Ежеквартальный журнал Уилсона . 16 (3): 33–38. JSTOR 40258334 .
- ^ Вуд, Фрэнсис (2002). Шелковый путь: две тысячи колосьев в самом сердце Азии . Беркли. стр. 136–7.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Справочник Колумбии-Липпинкотта , стр. 1657 г.
- ^ Ле Стрэндж, Гай (транс) (1928). Клавихо: Посольство в Тамерлане 1403–1406 гг . Лондон. п. 280.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Улугбек – Биография» . История математики .
- ^ Улугбек. Словарь научной биографии .
- ^ Перейти обратно: а б Mukminova R. G., K istorii agrarnykh otnosheniy v Uzbekistane XVI veke. Po materialam «Vakf-name». Tashkent. Nauka. 1966
- ^ Fazlallakh ibn Ruzbikhan Isfakhani. Mikhman-name-yi Bukhara (Zapiski bukharskogo gostya). M. Vostochnaya literatura. 1976, p. 3
- ^ B.V. Norik. Rol' shibanidskikh praviteley v literaturnoy zhizni Maverannakhra XVI veka. Sankt-Peterburg: Rakhmat-name, 2008. p. 233.
- ^ «ЗАРАФШАНСКИЙ ВОДНЫЙ МОСТ» . uzsmart.uz Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ "МОСТ ШЕЙБАНИ-ХАНА" . www.centralasia-travel.com . Retrieved 2023-11-14 .
- ^ Британника . 15-е изд., с. 204
- ^ Справочник Колумбии-Липпинкотта . п. 1657 г.
- ^ Materialy po istorii Sredney i Tsentral'noy Azii X—XIX veka. Tashkent: Fan, 1988, рр. 270—271
- ^ "Советское Поле Славы" . www.soldat.ru . Archived from the original on April 13, 2020.
- ^ Рустам Кобил (09.05.2017). «Почему в 1942 году в Нидерландах был убит 101 узбек?» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 30 марта 2020 г. Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Монтгомери Дэвид. История Самарканда И.М.Муминова, The American Historical Review, том 81, № 8 (октябрь 1976 г.), стр. 107-1. 914–915
- ^ Istoriya Samarkanda v dvukh tomakh. Pod redaktsiyey I. Muminova. Tashkent, 1970
- ^ Монтгомери Дэвид, Обзор самаркандских таарихи И.М. Муминова и др. // Американский исторический обзор, том 81, вып. 4 (октябрь 1976 г.)
- ^ Shirinov T.SH., Isamiddinov M.KH. Arkheologiya drevnego Samarkanda. Tashkent, 2007
- ^ Malikov A.M. Istoriya Samarkanda (s drevnikh vremen do serediny XIV veka). Tom. 1. Tashkent: Paradigma, 2017.
- ^ «Самарканд, Узбекистан» . Earthobservatory.nasa.gov. 23 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2015 г. Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Самарканд.инфо. «Погода в Самарканде» . Архивировано из оригинала 4 июня 2009 г. Проверено 11 июня 2009 г.
- ^ «Погода и климат-Климат Самарканда» (на русском языке). Погода и климат . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ «Самарканд, Узбекистан – Подробная информация о климате и прогноз погоды на месяц» . Погодный Атлас . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ «Климат и погода в Самарканде» . Время и дата . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ «Климатические нормы Самарканда 1991–2020 гг.» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Акинер, Ширин; Джалили, Мохаммад-Реза; Граре, Фредерик (2013). Таджикистан: Испытания независимости. Рутледж. ISBN 978-1-136-10490-9 стр. 78, «Бухара и Самарканд, населенные заметным таджикским большинством (...)»
- ^ Перейти обратно: а б Лена Джонсон (1976) «Таджикистан в новой Центральной Азии», IBTauris, с. 108: "По официальной узбекской статистике, в Узбекистане проживает чуть более 1 миллиона таджиков или около 3% населения. Неофициальная цифра - более 6 миллионов таджиков. Они сосредоточены в Сухандарьинской, Самаркандской и Бухарской областях".
- ^ Перейти обратно: а б "Узбекистан: Таджикский язык подавляется" . catoday.org — ИА "Озодагон" . Archived from the original on 22 March 2019 . Retrieved 22 March 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б "Таджики – иранцы Востока? Рецензия книги от Камолиддина Абдуллаева" . «ASIA-Plus» Media Group / Tajikistan — news.tj . Archived from the original on 27 March 2019 . Retrieved 22 March 2019 .
- ^ Ричард Фольц (1996). «Таджики Узбекистана». Центральноазиатское исследование . 15 (2): 213–216. дои : 10.1080/02634939608400946 .
- ^ Перейти обратно: а б Пол Бергне : Рождение Таджикистана. Национальная идентичность и истоки республики . Международная библиотека исследований Центральной Азии. ИБ Таурис . 2007. Стр. 106
- ^ Марусякова; Попов, Веселин (январь 2014 г.). Миграции и идентичность среднеазиатских «цыган» . Конференция Азиатско-Тихоокеанской социологической ассоциации (APSA) «Трансформация общества: противоречия и конвергенции в Азиатско-Тихоокеанском регионе». дои : 10.1057/ces.2008.3 . S2CID 154689140 . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Карл Корделл, «Этническая принадлежность и демократизация в Новой Европе», Routledge, 1998. с. 201: «Следовательно, количество граждан, считающих себя таджиками, определить сложно. Таджики внутри и за пределами республики, академические и международные обозреватели Самаркандского государственного университета (Самаркандского государственного университета) и международные обозреватели предполагают, что в Узбекистане может быть от шести до семи миллионов таджиков. , что составляет 30% от 22-миллионного населения республики, а не официальная цифра в 4,7% (Foltz 1996: 213; Carlisle 1995: 88).
- ^ "Статус таджикского языка в Узбекистане" . Лингвомания.info — lingvomania.info . Archived from the original on 29 October 2016 . Retrieved 22 March 2019 .
- ^ "Есть ли шансы на выживание таджикского языка в Узбекистане — эксперты" . "Биржевой лидер" — pfori-forex.org . Archived from the original on 22 March 2019 . Retrieved 22 March 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Фольц, Ричард (2023). История таджиков: иранцы Востока, 2-е издание . Издательство Блумсбери. п. 186. ИСБН 978-0-7556-4964-8 .
- ^ Самаркандский полумарафон .
- ^ Маликов Азим, Священные линии Самарканда: история и идентичность в антропологии Ближнего Востока, Том 15, Выпуск 1, Лето 2020 г., стр.36
- ^ https://www.ajol.info/index.php/ijma/article/view/218533 Маликов А. и Джураева Д. 2021. Женщины, ислам и политика в Самарканде (1991–2021), Международный журнал современной антропологии. . 2 (16): 561
- ^ "Шииты в Узбекистане" . www.islamsng.com . Archived from the original on October 3, 2017 . Retrieved April 3, 2019 .
- ^ "Ташкент озабочен делами шиитов" . www.dn.kz . Archived from the original on 2019-04-03 . Retrieved April 3, 2019 .
- ^ "Узбекистан: Иранцы-шииты сталкиваются c проблемами с правоохранительными органами" . catoday.org . Archived from the original on September 5, 2017 . Retrieved April 3, 2019 .
- ^ Диккенс, Марк «Несторианское христианство в Центральной Азии. стр. 17».
- ^ В. А. Нильсен. У истоков современного градостроительства Узбекистана (ΧΙΧ — начало ΧΧ веков). —Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1988. 208 с.
- ^ Голенберг В. А. «Старинные храмы туркестанского края». Ташкент 2011 год
- ^ Католичество в Узбекистане. Ташкент, 1990.
- ^ Армяне. Этнический атлас Узбекистана, 2000.
- ^ Назарьян Р.Г. Армяне Самарканда. Москва. 2007
- ^ Бабина Ю. Ё. Новые христианские течения и страны мира. Фолкв, 1995.
- ^ «Туристический комплекс «Шелковый путь Самарканд»» . www.advantour.com . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ «Вечный город» . www.silkroad-samarkand.com . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Лю, Синьру (2010). Шелковый путь в мировой истории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516174-8 .
- ^ Кон-Винер, Эрнст (июнь 1935 г.). «Неизвестное здание Тимуридов». Журнал Burlington для ценителей . 66 (387): 272–273+277. JSTOR 866154 .
- ^ Перейти обратно: а б «Самарканд – перекресток культур» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 г. Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ «Текстиль в «Мире Хубилай-хана» @ Метрополитен-музей, Нью-Йорк» . Ален Р.Труонг . 25 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2019 г. Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ "Superfosfatnyy · Uzbekistan" . Superfosfatnyy · Uzbekistan .
- ^ Перейти обратно: а б "Самарканд и Валенсия станут городами-побратимами" . podrobno.uz (in Russian). 2018-01-27 . Retrieved 2020-11-15 .
- ^ «Между городами Нара и Самарканд подписан договор о братстве» .
- ^ "Внешнеэкономическое сотрудничество" . bobruisk.by (in Russian). Babruysk . Retrieved 2020-11-15 .
- ^ «Самарканд и другие рынки, которые я знал | стихи Сойинки | Британника» . Британская энциклопедия . Проверено 17 сентября 2023 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Азим Маликов, «Культ святых и святынь в Самаркандской области Узбекистана». Международный журнал современной антропологии . № 4. 2010. С. 116–123.
- Азим Маликов, "Политика памяти в Самарканде в постсоветский период". Международный журнал современной антропологии . (2018) Том. 2. Выпуск № 11. С. 127–145.
- Азим Маликов, «Священные роды Самарканда: история и самобытность». Антропология Ближнего Востока , Том 15, Выпуск 1, Лето 2020, стр. 34–49.
- Александр Моррисон, Русское правление в Самарканде 1868–1910: сравнение с Британской Индией (Оксфорд, ОУП, 2008) (Оксфордские исторические монографии).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Форбс, Эндрю и Хенли, Дэвид: Наследие Тимура: Архитектура Бухары и Самарканда (CPA Media).
- Самарканд – Проект «Шелковый путь» в Сиэтле , Вашингтонский университет
- История Самарканда , согласно Энциклопедии Ираника Колумбийского университета (архивировано 11 марта 2007 г.).
- Самарканд – Перекресток культур , Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
- Кропоткин Петр Алексеевич ; Билби, Джон Томас (1911). . Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). стр. 112–113.
- GCatholic - бывшее латино-католическое епископство
- Самарканд: Фотографии, история, достопримечательности , полезная информация для путешественника
- О Самарканде в Узбекистане Последние новости (архивировано 18 августа 2018 г.)
- Медресе Тилля-Кори включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Самарканд
- Археологические памятники Узбекистана
- Города Узбекистана
- Бывшие столицы Ирана
- Бывшие национальные столицы
- Населенные пункты вдоль Шелкового пути
- Населенные пункты Самаркандской области
- Самаркандская область
- Сасанидские города
- Согдийские города
- Объекты всемирного наследия в Узбекистане
- Населенные пункты, основанные в I тысячелетии до н.э.