Васудева
Васудева | |
---|---|
Оружие | Сударшана Чакра Каумодаки |
Генеалогия | |
Рожденный | |
Родители | Деваки (мать) Васудева Анакадундубхи (отец) |
Братья и сестры | Самкаршана (брат) Субхадра (сестра) |
Дети | Прадьюмна , Самба |
Вришни герои |
---|
Васудева ( санскрит : वासुदेव , IAST : Васудева ), позже преобразованный как Васудева-Кришна ( Васудева-Кришна , « Кришна , сын Васудевы »), [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Кришна-Васудева или просто Кришна , был сыном Васудевы Анакадундубхи , царя Вришни в области Матхуры . [ 8 ] Он был одним из ведущих представителей легендарных героев Вришни и вполне мог быть историческим правителем региона Матхура. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Васудевизм возник вместе с упадком ведизма в Индии, который произошел в 8-6 веках до нашей эры. [ 12 ] Затем Васудева стал объектом одной из самых ранних форм поклонения личному божеству в Индии, и это засвидетельствовано примерно в 4 веке до нашей эры. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] В то время Васудева уже считался божеством, поскольку он появляется в трудах Панини вместе с Арджуной как объект поклонения, поскольку Панини объясняет, что васудевака — это преданный ( бхакта ) Васудевы. [ 16 ] [ 17 ]
К концу II века до нашей эры Васудева считался Девадевой , «Богом богов», Верховным Божеством, эмблемой которого была мифическая птица Гаруда , как известно из надписи на столбе Гелиодора . [ 18 ] [ 19 ] Этот столб, предложенный греческим послом и преданным Гелиодором , также показывает, что Васудева даже получил посвящения от индо-греков , которые также представляли его на чеканке Агафокла Бактрийского (190–180 гг. до н.э.). Считается, что столб Гелиодора , соединяющий землю, космос и небо, символизирует «космическую ось» и выражает космическую целостность Божества. [ 18 ] Рядом с колонной был обнаружен большой храм Васудевы, где его праздновали вместе со своими обожествленными родственниками, героями Вришни. [ 18 ]
Культ Васудевы был одним из крупнейших независимых культов наряду с культами Нараяны , Шри и Лакшми , которые позже объединились и образовали вайшнавизм . [ 1 ] После установления культа Васудевы племя Вришни слилось с племенем Ядавов , имевшим своего бога-героя по имени Кришна . [ 7 ] Ранний Кришна известен из Махабхараты , где он описан как вождь царства Ядавов в Двараке (современная Дварака в Гуджарате ). [ 7 ] Слитый культ Васудевы-Кришны стал одной из важных традиций ранней истории кришнаизма , став основным компонентом объединенного поклонения Кришне, 8-му воплощению Вишну . [ 9 ] Согласно вайшнавской доктрине аватаров , Вишну принимает различные формы , чтобы спасти мир, и Васудева-Кришна стал пониматься как одна из этих форм, и одна из самых популярных. [ 20 ] Этот процесс длился с 4 века до нашей эры, когда Васудева был независимым божеством, до 4 века нашей эры, когда Вишну стал гораздо более заметным как центральное божество интегрированного вайшнавского культа, а Васудева-Кришна теперь стал лишь одним из его проявлений. [ 20 ]
«Всудева» — это первое имя, которое появляется в эпиграфических записях и в самых ранних литературных источниках, таких как сочинения Панини . [ 5 ] Неизвестно, в какой момент именно Васудева стал ассоциироваться с «Кришной». [ 6 ] Связь между именами «Васудева» и «Кришна» начинает проявляться в « Махабхарате» и « Харивамсе» , оба из которых завершены в III веке н.э., где «Васудева» выступает как отчество Кришны, а его отца зовут Васудева Анакадундубхи. в этих писаниях . [ 5 ] «Васудева-Кришна» относится к «Кришне, сыну Васудевы », «Всудева» в удлиненной форме является вриддхи , производным от краткой формы «Васудева», обозначающей Васудеву Анакадундубхи, тип образования, очень распространенный на санскрите, означающий «из , принадлежащий, произошедший от». [ 21 ]
Эволюция
[ редактировать ]Первоначально объектом поклонения Васудеве был герой-воин из клана Вришни по имени Васудева. Васудева позже стал известен как Кришна , который является «Васудевой» (т.е. «сыном Васудевы», т.е. Васудевой Анакадундубхи ), царем клана Вришни в районе Матхуры . Исторически считается, что Васудева был частью племени Вришни или Сатвата, и, согласно им, его последователи называли себя Бхагаватами . м и 2-м веками до нашей эры (временами Патанджали ), согласно свидетельствам Мегасфена и Артхашастры Каутильи , Эта религия сформировалась между 4 - когда Васудеве поклонялись как верховному Божеству в строго монотеистическом формате, где верховное Существо было совершенный, вечный и полный благодати. [ 23 ] Во многих источниках, не относящихся к культу, преданный или бхакта определяется как Васудевака . [ 24 ]
Эволюция как божество
[ редактировать ]Культ Васудевы, возможно, развился из поклонения исторической личности, принадлежащей клану Вришни в районе Матхуры . [ 1 ] Он известен как член пяти « героев Вришни ». [ 1 ]
Считается, что божество-герой Васудева, возможно, постепенно превратилось в вайшнавское божество:
1. обожествление героев Вришни , предводителем которых был Васудева
2. общение с Богом Нараяной – Вишну.
3. Включение в концепцию Вьюхи последовательных эманаций Бога. [ 25 ]
В литературе герои Вришни и Васудева упоминаются Панини в стихе 6.2.34 Астадхьяи примерно в 4 веке до нашей эры, а Кришна упоминается как Кришна Варшнея в стихе 3.187.51 Махабхараты . [ 26 ] Эпиграфически обожествленный статус Васудевы подтверждается его появлением на монетах Агафокла Бактрийского (190–180 гг. до н. э.) и религиозным характером надписи на столбе Гелиодора . [ 27 ] Позже связь с Нараяной ( Вишну ) подтверждается надписями Хатибады Госунди I века до нашей эры. [ 27 ] Принято считать, что «к началу христианской эры культ Васудевы, Вишну и Нараяны объединился». [ 28 ] Ко II веку нашей эры « концепция аватары находилась в зачаточном состоянии», и изображение четырех эманаций Вишну ( Чатур-вьюха ), состоящих из героев Вришни, включая Васудеву и минус Самбу, начинает становиться видимым в искусстве. Матхуры в конце кушанского периода . [ 29 ]
Харивамса описывает сложные отношения между Кришной Васудевой, Санкаршаной, Прадьюмной и Анируддхой , которые позже сформировали вайшнавскую концепцию первичной четверной экспансии, или чатур вьюха . [ 30 ]
Васудева также ассоциируется с мягкостью и силой. [ 31 ]
Слияние с другими традициями
[ редактировать ]Традиция Васудевы-Кришны считается отдельной от других древних традиций, таких как традиция Гопала-Кришны , с которой она объединилась на более позднем этапе исторического развития. [ 9 ] Некоторые ранние учёные приравнивали это к Бхагаватизму . [ 32 ] Культ Кришны Васудевы в конечном итоге слился с различными традициями, такими как бхагаватизм , культ Гопала-Кришны или культ Бала-Кришны , чтобы сформировать основу нынешней традиции монотеистической религии Кришны :
«Сегодняшнее поклонение Кришне представляет собой смесь различных элементов. Согласно историческим свидетельствам, поклонение Кришне-Всудеве уже процветало в Матхуре и вокруг нее за несколько столетий до Рождества Христова. Вторым важным элементом является культ Кришны-Говинды. Еще позже – поклонение Бала- Кришна, Божественное дитя. Кришна – весьма выдающаяся черта современного кришнаизма. Последним элементом, по-видимому, был Кришна Гопиджанаваллабха, Кришна, возлюбленный гопи, среди которых Радха. занимает особое положение. В некоторых книгах Кришна представлен как основатель и первый учитель религии Бхагаваты».
Индийский Геракл
[ редактировать ]Арриан в своей работе «Индика » цитирует более раннюю одноименную работу Мегасфена , в которой утверждается, что Геракл , сын Зевса, пришел в Индию и почитался местными жителями как «коренное» индийское божество. Под этим подразумевается Васудева. [ 35 ]
Но Геракла, который, по преданию, достиг Индии, сами индейцы называли «туземцем». Этого Геракла почитали главным образом сурасенцы, индейское племя, среди которого есть два великих города, Мефора и Клисобора, и по их территории протекает судоходная река Иобарес.
Однако сам Арриан не считает рассказы о Геракле достоверными, заявляя:
Если кто-то верит в это, то, по крайней мере, это должен быть какой-нибудь другой Геракл, не из Фив, а из Тира или Египта, или какой-нибудь великий царь из более высокой населенной страны близ Индии.
— Para V, ibid [ 36 ]
Было высказано предположение, что Мегастен ошибочно расслышал слова «Хари-Кришна» как «Геракл». [ 35 ] По словам Упиндера Сингха , «Васудева-Кришна был индийским богом, наиболее похожим на греческого бога Геракла». [ 1 ]
Столп Гелиодора и храм Васудевы (около 115 г. до н.э.)
[ редактировать ]Культ Васудевы вскоре распространился далеко за пределы Матхуры, о чем свидетельствует столб Гелиодора , установленный индо-греческим послом при дворе индийского царя в Видише во имя Васудевы. [ 1 ]
В колонне Гелиодора Васудева описывается как Дева дева , «Бог богов», Верховное Божество. [ 39 ] По мнению Гарри Фалька , посвящение чуждым богам было для греков логичной практикой с целью присвоить себе свою власть: «Почитание Васудевы, как это делал Гелиодор во времена Антиалкида, не должно рассматриваться как «обращение» в индуизм, а скорее в результате поиска наиболее полезных местных сил, поддерживающих собственные традиции в чужом обличии». [ 40 ]
Рядом со столбом Гелиодора в Видише был также обнаружен большой храм, вероятно, посвященный Васудеве или героям Вришни . [ 18 ] [ 41 ] Размеры Храма составляли 30х30 метров, а толщина стен составляла 2,4 метра. Находки керамики подтвердили, что Храм датируется II веком до нашей эры. [ 42 ] Более ранняя и меньшая по размеру эллиптическая храмовая конструкция под ней, вероятно, датируется концом III века до нашей эры. [ 43 ]
Надпись Нанегат (I век до н.э.)
[ редактировать ]В надписи Нанегхат, датируемой I веком до нашей эры, упоминаются как Самкаршана , так и Васудева, а также ведические божества Индра , Чандра и четыре Локапалы стража Яма , Варуна , Кубера и Васава . [ 44 ] Это обеспечило связь между ведической традицией и традицией вайшнавов . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] он высечен на камне и датирован I веком до н Учитывая, что . 1-е тысячелетие нашей эры. Надпись представляет собой надежную историческую запись, дающую имя и цвет династии Сатавахана . [ 44 ] [ 46 ] [ 48 ]
В первом посвятительном предложении надписи упоминается:
Хвала ( Сидхам ) Дхарме , поклонение Индре , поклонение Самкаршане и Васудеве, потомкам Луны (« Чандра »), наделенным величием, и четырем хранителям мира (« Локапала »), Яме, Варуне, Кубере и Васава ; хвала Ведисри, лучшему из царских принцев («кумара»)!
Надпись Госунди
[ редактировать ]Васудева и Самкаршана также упоминаются в надписях Хатибады Госунди I века до нашей эры : [ 1 ]
(Эта) окружающая стена вокруг камня (объекта) поклонения, называемого Нараяна-ватика (Комплекс) для божеств Самкаршана-Васудевы, которые непобедимы и являются повелителями всего (была создана) (царем) Сарвататой, Гаджаяна и сын (женщины) Парасараготры, который является преданным Бхагавата ( Вишну ) и совершил Жертвоприношение Ашвамедха.
- Надписи Госунди Хатибады, I век до н.э. [ 50 ]
Петроглифы Чиласа
[ редактировать ]На археологическом памятнике Чилас II, датируемом первой половиной I века нашей эры, на северо-западе Пакистана , недалеко от границы с Афганистаном, выгравированы два мужчины, а также множество буддийских изображений поблизости. Более крупный из двух самцов держит в двух руках плуг и дубину. На произведении также есть надпись письмом Кхарости, которое ученые расшифровали как Рама-Кришна и интерпретировали как древнее изображение двух братьев Баларамы и Кришны. [ 51 ] [ 52 ]
Храм Васудевы в Матхуре (около 15 г. н.э.)
[ редактировать ]— Надпись Васу Дверного косяка важная ранняя санскритская надпись из Матхуры. Упоминание о временах Содасы , который, как утверждает Саломон, «с разумной уверенностью датируется первыми годами первого века нашей эры». [ 54 ] Упоминание Васу, храма, Ведики и Тораны (ворот) имеет важное значение, поскольку подтверждает, что традиция строительства больших храмов была в моде в регионе Матхура, по крайней мере, к началу нашей эры. Кроме того, это также свидетельствует о популярности традиции Васудевы в этот период. [ 55 ] [ 56 ] Надпись Васу Дорджамб в Содасе в Уттар-Прадеше, рассматриваемая вместе с другими эпиграфическими свидетельствами, такими как колонна Беснагара Гелиодора в Мадхья-Прадеше , надписи Хатибада Госунди в Раджастхане и надписи Нанегхат в Махараштре, позволяют предположить, что культ Васудевы распространился на обширный регион благодаря I век до нашей эры до начала нашей эры. [ 56 ] [ 57 ]
По словам Кинтанильи, дверной косяк Васу и надпись являются «одним из самых важных и красивых предметов» времен Содасы, вероятно, из «храма Васудевы». [ 58 ] Резьба на косяке представляет собой три тканые композиции. Вдоль косяка из красного песчаника тянется лиственная лоза. Вдоль стебля виноградной лозы расположены вьющиеся листья и цветы, которые обвиваются, как те, что встречаются в природе, а в месте соединения переплетающихся лоз добавлена розетка. [ 59 ] [ 60 ] На более широкой полосе вырезано корневище лотоса с тонкими натуралистическими вариациями, где цветы лотоса показаны на всех стадиях цветения, утверждает Кинтанилья. [ 59 ]
Васудева в скульптуре II века н.э.
[ редактировать ]Некоторые скульптуры этого периода предполагают, что концепция аватаров начала появляться, когда изображения « Чатур-вьюхи » (четырех эманаций Вишну ). появляются [ 29 ] Знаменитая статуя «Чатурвьюха Вишну» в Музее Матхуры — попытка показать в одной композиции Васудеву (аватара Вишну ) вместе с другими членами клана Вришни системы Панчаратры : Самкаршаной , Прадьюмной и Анируддхой , при этом Самба отсутствует, а Васудева — центральное божество, от которого исходят остальные. [ 10 ] На обратной стороне рельефа вырезаны ветви дерева кадамба , что символически показывает взаимоотношения между различными божествами. [ 10 ] Изображение Вишну стилистически заимствовано из образа богато украшенных бодхисаттв с богатыми украшениями и богато украшенным головным убором. [ 61 ]
В честь Васудевы были названы два императора Кушанской империи : Васудева I (191–232 гг. Н. Э.) и Васудева II (275–300 гг. Н. Э.). [ 62 ]
Васудева на рельефе Кондамоту (4 век н.э.)
[ редактировать ]Васудева занимает видное место на рельефе из Кондамоту, района Гунтур в Андхра-Прадеше , датируемом 4 веком нашей эры, на котором изображены герои Вришни, стоящие в генеалогическом порядке вокруг Нарасимхи . [ 63 ] [ 64 ] Васудева следует за Санкаршаной, будучи вторым слева по старшинству, с рукой в абхая мудре и другой рукой на бедре, держащей раковину. [ 63 ] У Васудевы также есть корона, которая отличает его от других. [ 65 ] Затем следуют Прадьюмна , держащий лук и стрелы, Самба , держащий кубок с вином, и Анируддха , держащий меч и щит. [ 63 ] Тот факт, что они стоят вокруг Нарасимхи, предполагает слияние культа Сатваты с культом Вришни в этот момент. [ 63 ]
Переход от Васудевы к Вишну (4–5 века н.э.)
[ редактировать ]Иконографический переход
[ редактировать ]Различные ранние статуи, изображающие божество с атрибутами Васудевы, издавна приписывались Вишну. [ 66 ] Но сейчас считается, что статуи, посвященные поклонению Вишну, начали появляться только в IV веке нашей эры, в период Империи Гуптов, и они заимствованы из атрибутов Васудевы и используют их, но с добавлением ореола, начинающегося с плеч: Вишну Катуранана. Статуи («Четырехрукого Вишну»). [ 66 ] Статуи, созданные до 4-го века нашей эры, были повторно приписаны Васудеве, периоду, в течение которого Васудева, кажется, был гораздо более важным, чем Вишну. [ 66 ]
Другие статуи Вишну изображают его трехголовым (с подразумеваемой четвертой головой сзади), типа Вишну Вайкунтха Чатурмурти или Чатурвьюха («Четыре эманации»), где у Вишну человеческая голова, окруженная мордой кабана. (его аватар Вараха ) и голова льва (его аватар Нарасимха ), два из его самых важных и древних аватаров, лежали на его ореоле. [ 66 ] Недавние исследования считают, что эти статуи «Вишну» по-прежнему показывают эманацию Васудевы Кришны как центрального божества в форме человека, а не самого Верховного Бога Вишну. [ 67 ] [ 66 ]
Теологический переход
[ редактировать ]На протяжении веков культ Васудевы трансформировался в вайшнавизм . [ 68 ] В целом, «считается, что вайшнавский индуизм зародился в 4 веке до нашей эры в культе Васудевы-Кришны, который затем во 2 веке нашей эры был привит к культу Нараяны . К 4 веку известность Вишну значительно возросла. теперь считается членом Тримурти , космической триады Богов, Брахмы, Вишну и Шивы». [ 20 ]
С 4–5 веков Васудева-Кришна отождествляется с Вишну и Нараяной и сливается с Гопалой-Кришной : [ 69 ]
В Кавьясах Калидаса мы находим не только Васудеву-Кришну, отождествляемого с Вишну и Нараяной, но Кришну также называют Гопала-Кришной. Он получил драгоценный камень Каустубха от змея Калии из Джамуны, «носит павлиньи перья, напоминающие облако, украшенное радугой», а его жена - Рукмини и его брат Баларама.
— Радхакамал Мукерджи [ 69 ]
-
Васудева с четырьмя атрибутами и без ореола, терракота. [ 66 ]
-
Печать Вишну Николо может изображать Васудеву, обладающего атрибутами булавы гада , диска чакры , колеса и лотоса , а не Вишну . IV век нашей эры, Гандхара. [ примечание 1 ]
-
Четырехликий, четырехрукий Вишну Вайкунтха Чатурмурти , все еще изображающий Васудеву Кришну как центральную человеческую фигуру, 4–5 века, Матхура. [ 67 ] [ 66 ]
-
Четырехрукий Сидящий Вишну (с ореолом) в медитации, Средневековый период.
Васудева в Деогархе (6 век н.э.)
[ редактировать ]Храм Дашаватара в Деогархе тесно связан со знаковой архитектурной храмовой структурой, описанной в Вишнудхармоттара-пуране , и может быть интерпретирован как архитектурное представление концепции Чатурвьюхи и доктрины Панчаратры , основанное на изображениях четырех основных эманаций Вишну : Васудевы. , Самкаршана , Прадьюмна и Анируддха . [ 71 ] По мнению Лубоцкого, вполне вероятно, что вход посвящен Васудевскому аспекту Вишну; сторона Ананташаяны — это его роль творца (Анируддха); мудрая форма стороны Нара-Нараяны символизирует его роль сохранения и хранителя в космическом существовании (Прадьюмна); а сторона Гаджендрамокши представляет его роль разрушителя (Самкаршана). [ 71 ]
Васудева
[ редактировать ]По сей день группа религиозных нищих, известных как Васудевы, считается воплощением Кришны. [ нужна ссылка ]
«Васудевы, деревенские нищие, также живут за счет милостыни, которую они получают от жителей деревни. Религиозный культ, из которого зародился этот вид искусства, - это культ Васудэва-Кришны, существовавший в четвертом веке до нашей эры. Он приобрел популярность только после первого веке до нашей эры, а в последующие века оно было поглощено более широкой религиозной структурой вайшнавизма».
— Нараяна Менон [ 72 ]
Преданность
[ редактировать ]Популярная короткая молитва для поклонения Васудеве — ( Двадасакшари «двенадцатислоговая мантра»), состоящая в произнесении фразы « Ом Намо Бхагавате Васудевайа » ( ) (на деванагари : ॐ नमो भगवते वासुदेवाय), которая является одной из самых популярных индуистских мантр и одной из самых важных мантр в вайшнавизме . Это означает « Ом , я склоняюсь перед Господом Васудевой», которого по-разному понимают как Кришну или Вишну . [ 73 ] [ 74 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
Вьюх | Изображение | Атрибуты | Символ [ 78 ] [ 79 ] | Направление | Лицо | Концепция | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нараяна Вишну |
Васудева | Чакры Колесо В Мейсе Шанкха Конч |
Гаруда Орел | Восток | Саумья (Спокойный/доброжелательный) |
Джнана Знание | |||
Самкаршана | Лангала плуг Мусала Пестик Бокал для вина |
Говори веерную ладонь | Юг | Симха Лев | Бала Сила | ||||
Прадьюмна | Капа Лук Бана Стрела |
Макара Крокодил | Запад | Раудра Капила | Айшварии Суверенитет | ||||
Анируддха | Карма Щит Кханга Меч |
Рсия (ऋष्य) Белоногая антилопа | Север | Вараха Кабан | Шакти Сила |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–438. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Осмунд Бопеараччи , Появление изображений Вишну и Шивы в Индии: нумизматические и скульптурные свидетельства , 2016.
- ^ Перейти обратно: а б Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 215. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ Райчаудхури 1972 , с. 124
- ^ Перейти обратно: а б с «Хотя самые ранние свидетельства еще не используют имя Кришны...» в Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и сын Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 23. ISBN 978-0-19-005411-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Во время посвящения колонны Гелиодора Васудеве в 115 г. до н.э.: «Однако остается главный вопрос: отождествлялся ли уже Васудева с Кришной?» Пушкаш, Ильдико (1990). «Магастен и «индийские боги» Геракл и Дионис». Средиземноморские исследования . 2 : 43. ISSN 1074-164X . JSTOR 41163978 .
- ^ Перейти обратно: а б с Флуд, Гэвин Д. (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 119–120. ISBN 978-0-521-43878-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Васудева и Кришна «вполне могли быть также царями этой династии» в Розенфилд, Джон М. (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 151–152 и рис.51.
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН 978-90-04-06498-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 132–136, для фотографии стр.138. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756891 .
- ^ Смагур, Эмилия (2015). «Влияние вайшнавов на кушанскую чеканку» . Нумизматические заметки - Zapiski Numizmatyczne . Х : 67
- ^ «Теистический культ был сосредоточен на бхакти обожествленного героя Вришни Васудевы, который не упоминается ни в одном раннем тексте. С упадком ведизма культ стал значительной силой. Как ни странно, имеющиеся свидетельства показывают, что поклонение Васудеве, а не Вишну, знаменует собой начало того, что мы сегодня понимаем под вайшнавизмом». в Элиаде, Мирча; Адамс, Чарльз Дж. (1987). Энциклопедия религии . Макмиллан. п. 168. ИСБН 978-0-02-909880-6 .
- ^ Дорис Сринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 211–220, 236. ISBN. 90-04-10758-4 .
- ^ Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 119–120. ISBN 978-0-521-43878-0 .
- ^ Кристофер Остин (2018). Диана Димитрова и Татьяна Оранская (ред.). Обожествление в южноазиатских традициях . Тейлор и Фрэнсис. стр. 30–35. ISBN 978-1-351-12360-0 .
- ^ Мальпан, Варгезе (1992). Сравнительное исследование «Бхагавад-гиты» и духовных упражнений святого Игнатия Лойолы в процессе духовного освобождения . Григорианский библейский книжный магазин. стр. 57–58. ISBN 978-88-7652-648-0 .
- ^ «Аффикс vun появляется в значении «это его объект почитания» после слов «Васудева» и «Арджуна», давая Васудеваку и Арджунаку. Источник: Аштадхьяи 2.0 Панини 4-3-98.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Подходы к иконологии . Архив Брилла. 1985. с. 41. ИСБН 978-90-04-07772-0 .
- ^ Мальпан, Варгезе (1992). Сравнительное исследование «Бхагавад-гиты» и духовных упражнений святого Игнатия Лойолы в процессе духовного освобождения . Григорианский библейский книжный магазин. п. 58. ИСБН 978-88-7652-648-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Курта, Флорин; Холт, Эндрю (2016). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН 978-1-61069-566-4 .
- ^ Фортсон (2004 : 116f)
- ^ Гупта, Винай К. (январь 2019 г.). «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 70–72.
- ^ Гастингс 2003 , стр. 540–42.
- ^ СИНГХ, Р.Р. (2007). Бхакти и философия . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-1424-7 . :с. 10: «Термин [Панини] Васудевака, объясненный комментатором второго века до нашей эры Патанджали, как относящийся к« последователю Васудевы, Бога богов »».
- ^ Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:50 . JSTOR 20111096 .
- ^ Джоанна Готфрид Уильямс (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. стр. 127–131. ISBN 90-04-06498-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:51 . ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Суббурадж, ВВК (2004). Основные факты общего знания Книги Суры. п. 68. ИСБН 978-81-7254-234-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 439. ИСБН 978-81-317-1677-9 .
- ^ «Господь Баларама, источник Вишну Мурти» . ИСККОН Вриндаван . 8 августа 2019 года . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- ^ «Мягкость и сила связаны с Васудевой, знание - с Самкаршаной, женская сила (Нарасимха) - с Прадьюмной (Вараха), а свирепость и владычество - с Анируддхой (Капила)». Камалакар, Г.; Верендер, М. (1993). Вишну в искусстве, мысли и литературе . Бирлаский археолого-культурный научно-исследовательский институт. п. 92.
- ^ Гастингс 2003 , с. 540
- ^ КЛОСТЕРМАЙЕР, Клаус К. (2005). Обзор индуизма . Государственный университет Нью-Йорка Пресс; 3 издание. п. 206. ИСБН 0-7914-7081-4 .
Современное поклонение Кришне представляет собой смесь различных элементов. Согласно историческим свидетельствам, поклонение Кришне-Васудеве уже процветало в Матхуре и ее окрестностях за несколько столетий до Рождества Христова. Вторым важным элементом является культ Кришны Говинды. Еще позже — поклонение Бала-Кришне, Божественному Младенцу Кришне — весьма выдающаяся черта современного кришнаизма. Последним элементом, по-видимому, был Кришна Гопиджанаваллабха, Кришна, возлюбленный гопи, среди которых Радха занимает особое положение. В некоторых книгах Кришна представлен как основатель и первый учитель религии Бхагаваты.
- ^ БАШАМ, А.Л. «Обзор: Кришна: мифы, обряды и отношения. Милтона Сингера; Дэниел Х. Х. Ингаллс, Журнал азиатских исследований, том 27, № 3 (май 1968 г.), стр. 667-670». JSTOR 2051211 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. стр. 5–6. ISBN 978-0-19-803400-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Арриан, Тр. Э. Илифф Робсон (1933). Анабасис Александри, Книга VIII (Индика) . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ Гош, А. (1967). Индийская археология 1963–64, обзор . АСИ. п. 17. дои : 10.5281/zenodo.3416858 .
- ^ Археологическое исследование Индии (1965). Индийская археология -- обзор 1964-65 . стр. 19–20, БСН-3. дои : 10.5281/zenodo.1442629 .
- ^ Барнетт, Лайонел (2017). Индуистские боги и герои . Юпитер Пресс. п. 40. ИСБН 978-1-5378-1391-2 .
- ^ Фальк, Гарри. Посвящения в греческом стиле . п. 40.
- ^ Блёртон, Т. Ричард (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. п. 50. ISBN 978-0-674-39189-5 .
- ^ Гош, А. (1967). Индийская археология 1963–64, обзор . АСИ. п. 17. дои : 10.5281/zenodo.3416858 .
- ^ Археологическое исследование Индии (1965). Индийская археология -- обзор 1964-65 . стр. 19–20, БСН-3. дои : 10.5281/zenodo.1442629 .
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз Аллен 2017 , стр. 169–170.
- ^ Джоанна Готфрид Уильямс (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 129–130. ISBN 90-04-06498-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Мираши 1981 , стр. 131–134.
- ^ Эдвин Ф. Брайант (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. стр. 18, примечание 19. ISBN 978-0-19-972431-4 .
- ^ Винсент Лефевр (2011). Портретная живопись в ранней Индии: между быстротечностью и вечностью . БРИЛЛ Академик. стр. 33, 85–86. ISBN 978-90-04-20735-6 .
- ^ Берджесс, Джас (1883). Отчет о пещерных храмах Элура, брахманских и джайнских пещерах в Западной Индии . стр. 60–61.
- ^ Д. Р. Бхандаркар , Надпись Хати-бада Брахми в Нагари , Epigraphia Indica Vol. XXII, Археологическая служба Индии, стр. 198–205.
- ^ Дорис Сринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 214–215 со сносками. ISBN 90-04-10758-4 .
- ^ Джейсон Нилис (2010). Ранние буддийские сети передачи и торговли: мобильность и обмен внутри и за пределами северо-западных границ Южной Азии . БРИЛЛ Академик. стр. 271–272. ISBN 978-90-04-18159-5 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 171. ИСБН 978-90-04-15537-4 .
- ^ Ричард Саломон 1998 , стр. 87–88.
- ^ Рамапрасад Чанда 1920 , с. 170.
- ^ Перейти обратно: а б Упиндер Сингх 2008 , с. 437.
- ^ Рамапрасад Чанда 1920 , стр. 169–173.
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 205. ИСБН 978-90-04-15537-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Соня Ри Кинтанилья 2007 , стр. 205–206.
- ^ Рамеш Чандра Шарма 1994 , с. 72.
- ^ Баутце-Пикрон, Клодин (2013). «Забытый аспект иконографии Вишну и других богов и богинь» . Журнал Индийского общества восточных искусств . XXXVIII–XXIX: 81–92.
- ^ Монеты Индии Калькутты: Association Press; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1922 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гупта, Винай К. (январь 2019 г.). «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и сын Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 27. ISBN 978-0-19-005411-3 .
- ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 217. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Краткое содержание на английском языке см. на стр. 80. Шмид, Шарлотта (1997). «Гупта Вайкунтхи Матхуры: Вишну или Кришна?» . Азиатское искусство . 52 :60–88. дои : 10.3406/arasi.1997.1401 .
- ^ Перейти обратно: а б «Поскольку они датируются периодом, когда секта Панчаратра была наиболее влиятельной, эти два изображения, вероятно, лучше всего идентифицировать как Чатурвьюха (или Четырехвьюха) Вишну. Центральное лицо — это лицо самой высшей, самой трансцендентной вьюхи, или эманации Вишну, известной как Васудева. Последующие, менее абстрактные вьюхи, в форме льва и вепря, появляются по обе стороны, а другая вьюха подразумевается в конце. на спине положение голов льва и кабана в этих двух произведениях различается, что указывает на некоторые разногласия по поводу того, как зрителю следует читать такую икону». «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org .
- ^ «Происхождение вайшнавизма как теистической секты ни в коем случае не может быть связано с ригведическим богом Вишну. На самом деле, вайшнавизм ни в каком смысле не имеет ведического происхождения. (...) Как ни странно, имеющиеся свидетельства показывают, что поклонение Васудева, а не Вишну, знаменует начало того, что мы сегодня понимаем под вайшнавизмом. Этот васудевизм, который представляет собой самую раннюю известную фазу вайшнавизма, должно быть, уже стабилизировался во времена Панини (шестой-пятый века до нашей эры)». в Элиаде, Мирча; Адамс, Чарльз Дж. (1987). Энциклопедия религии . Макмиллан. п. 168. ИСБН 978-0-02-909880-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Мукерджи, Радхакамал; Мадан, Гурмукх Рам; Гупта, Вишвапракаша (2006). История индийской цивилизации: древние и классические традиции . Публикации Радхи. п. 242. ИСБН 978-81-7487-402-3 .
- ^ Искусство и археология Шелкового пути: Журнал Института исследований Шелкового пути, Камакура . Институт. 1994. с. 170.
- ^ Перейти обратно: а б с Лубоцкий, Александр (1996). «Иконография храма Вишну в Деогархе и Вишудхармоттарапурана». Арс Ориенталис . 26 : 65–80. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629500 .
- ^ Менон, Нараяна (1983). Исполнительское искусство . Гуманитарная пресса. п. 112. ИСБН 978-0-391-02917-0 .
- ^ Свами Кришнананда. «Значение мантра-джапа садханы» . сайт swami-krishnananda.org . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Дж. Дональд Уолтерс (1 марта 2002 г.). Искусство и наука раджа-йоги: четырнадцать шагов к высшему осознанию: на основе учения Парамхансы Йогананды . Издательство Crystal Clarity. стр. 251–. ISBN 978-1-56589-166-1 . Проверено 24 июня 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . Брилл. п. 78. ИСБН 978-90-04-10789-2 .
- ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
- ^ Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN 978-2-84050-464-1 .
- ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с фигурой «рсьи» или белой антилопы на вершине, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
- ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 80–81.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чарльз Аллен (2017), «6», Коромандел: личная история Южной Индии , Литтл Браун, ISBN 978-1-4087-0539-1
- Мираши, Васудев Вишну (1981), История и надписи Сатаваханов: Западные кшатрапы , Совет штата Махараштра по литературе и культуре
- Фортсон, Бенджамин В. IV (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-0316-7 .
- Гастингс, Джеймс Родни (2003) [1908–26]. Энциклопедия религии и этики . Том. 4. Джон Селби (2-е изд.). Эдинбург: Kessinger Publishing, LLC. п. 476. ИСБН 0-7661-3673-6 . Проверено 3 мая 2008 г.
Энциклопедия будет содержать статьи обо всех религиях мира и обо всех великих этических системах. Целью его будет содержание статей о всех религиозных верованиях и обычаях, а также о каждом этическом движении, каждой философской идее, каждой моральной практике.
- Хейн, Норвин. «Революция в кришнаизме : Культ Гопалы: История религий, том 25, № 4 (май 1986 г.), стр. 296–317». JSTOR 1062622 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ПЕВИЦА, Милтон (1900). Мифы о Кришне, обряды и отношения . УНИВЕРСИТЕТ ЧИКАГО. ISBN 0-313-22822-1 .
- Дельмонико, Н. (2004). «История индийского монотеизма и современного чайтанья-вайшнавизма» . Движение Харе Кришна: постхаризматическая судьба религиозной трансплантации . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-12256-6 . Проверено 12 апреля 2008 г.
- Махони, WK (1987). «Перспективы различных личностей Кришны». История религий . 26 (3): 333–335. дои : 10.1086/463085 . JSTOR 198702 . S2CID 164194548 .
- БХАТТАЧАРЬЯ, Гурисвар: Ванамала Васудевы-Кришны-Вишну и Санкаршана-Баларамы . В: Ванамала. Фестиваль AJ Gail. Серта Адальберто Джоанни Гейл 65 посвященный имениннику его друзьями и однокурсниками. Под редакцией Герда Дж. Р. Мевиссена и Клауса Брюна. Берлин, 2006 г.; стр. 9–20.
- КУТЮР, Андре: Появление группы из четырех персонажей (Васудева, Самкаршана, Прадьюмна и Анируддха) в Харивамше: вопросы для рассмотрения . Журнал индийской философии 34,6 (2006) 571–585.
- Н. П. Чакраварти (1942). Эпиграфия Индика, Vol. XXIV . Археологическая служба Индии.
- Рамапрасад Чанда (1920). Археология и вайшнавская традиция в МАСИ, №5 . Археологическая служба Индии. OCLC 715446015 .
- Генрих Людерс; Клаус Людвиг Янерт (1961), Надписи Матхуры , Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht, OCLC 717966622
- Соня Ри Кинтанилья (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-15537-4 .
- Райчаудхури, Хемчандра (1972). Политическая история Древней Индии . Калькутта: Калькуттский университет. Первоначально опубликовано в 1923 году .
- Сахни, Дайя Рам (1917). «Ежегодный отчет о работе суперинтенданта индуистских и буддийских памятников Северного круга». Выпуски за 1920–1921 годы озаглавлены: Ежегодный отчет о работе суперинтенданта археологического исследования индуистских и буддийских памятников Северного круга за год, заканчивающийся . Правительственная пресса Пенджаб, Лахор. hdl : 2027/uc1.c2999464 .
- Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-535666-3 .
- Рамеш Чандра Шарма (1994). Великолепие искусства и музея Матхуры . ДК Принтмир. ISBN 978-81-246-0015-3 .
- Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- Джоанна Уильямс (1982). Искусство Гупты Индия: Империя и провинция . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-10126-2 .
- Майкл Уиллис (2000). Буддийские реликварии из Древней Индии . Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-1492-7 .