Jump to content

Васудева

(Перенаправлено с Кришны-Васудевы )

Васудева
Васудева на монете Агафокла Бактрийского , около 190–180 гг. до н.э. [ 1 ] [ 2 ] Это «самый ранний однозначный образ» божества. [ 3 ]
Оружие Сударшана Чакра
Каумодаки
Генеалогия
Рожденный
Родители Деваки (мать)
Васудева Анакадундубхи (отец)
Братья и сестры Самкаршана (брат)
Субхадра (сестра)
Дети Прадьюмна , Самба

Васудева ( санскрит : वासुदेव , IAST : Васудева ), позже преобразованный как Васудева-Кришна ( Васудева-Кришна , « Кришна , сын Васудевы »), [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Кришна-Васудева или просто Кришна , был сыном Васудевы Анакадундубхи , царя Вришни в области Матхуры . [ 8 ] Он был одним из ведущих представителей легендарных героев Вришни и вполне мог быть историческим правителем региона Матхура. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Васудевизм возник вместе с упадком ведизма в Индии, который произошел в 8-6 веках до нашей эры. [ 12 ] Затем Васудева стал объектом одной из самых ранних форм поклонения личному божеству в Индии, и это засвидетельствовано примерно в 4 веке до нашей эры. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] В то время Васудева уже считался божеством, поскольку он появляется в трудах Панини вместе с Арджуной как объект поклонения, поскольку Панини объясняет, что васудевака это преданный ( бхакта ) Васудевы. [ 16 ] [ 17 ]

К концу II века до нашей эры Васудева считался Девадевой , «Богом богов», Верховным Божеством, эмблемой которого была мифическая птица Гаруда , как известно из надписи на столбе Гелиодора . [ 18 ] [ 19 ] Этот столб, предложенный греческим послом и преданным Гелиодором , также показывает, что Васудева даже получил посвящения от индо-греков , которые также представляли его на чеканке Агафокла Бактрийского (190–180 гг. до н.э.). Считается, что столб Гелиодора , соединяющий землю, космос и небо, символизирует «космическую ось» и выражает космическую целостность Божества. [ 18 ] Рядом с колонной был обнаружен большой храм Васудевы, где его праздновали вместе со своими обожествленными родственниками, героями Вришни. [ 18 ]

Культ Васудевы был одним из крупнейших независимых культов наряду с культами Нараяны , Шри и Лакшми , которые позже объединились и образовали вайшнавизм . [ 1 ] После установления культа Васудевы племя Вришни слилось с племенем Ядавов , имевшим своего бога-героя по имени Кришна . [ 7 ] Ранний Кришна известен из Махабхараты , где он описан как вождь царства Ядавов в Двараке (современная Дварака в Гуджарате ). [ 7 ] Слитый культ Васудевы-Кришны стал одной из важных традиций ранней истории кришнаизма , став основным компонентом объединенного поклонения Кришне, 8-му воплощению Вишну . [ 9 ] Согласно вайшнавской доктрине аватаров , Вишну принимает различные формы , чтобы спасти мир, и Васудева-Кришна стал пониматься как одна из этих форм, и одна из самых популярных. [ 20 ] Этот процесс длился с 4 века до нашей эры, когда Васудева был независимым божеством, до 4 века нашей эры, когда Вишну стал гораздо более заметным как центральное божество интегрированного вайшнавского культа, а Васудева-Кришна теперь стал лишь одним из его проявлений. [ 20 ]

«Всудева» — это первое имя, которое появляется в эпиграфических записях и в самых ранних литературных источниках, таких как сочинения Панини . [ 5 ] Неизвестно, в какой момент именно Васудева стал ассоциироваться с «Кришной». [ 6 ] Связь между именами «Васудева» и «Кришна» начинает проявляться в « Махабхарате» и « Харивамсе» , оба из которых завершены в III веке н.э., где «Васудева» выступает как отчество Кришны, а его отца зовут Васудева Анакадундубхи. в этих писаниях . [ 5 ] «Васудева-Кришна» относится к «Кришне, сыну Васудевы », «Всудева» в удлиненной форме является вриддхи , производным от краткой формы «Васудева», обозначающей Васудеву Анакадундубхи, тип образования, очень распространенный на санскрите, означающий «из , принадлежащий, произошедший от». [ 21 ]

Эволюция

[ редактировать ]
Самкаршана , Васудева и женщина-богиня Эканамша, изображенные на наскальной живописи в Тикле , III–II века до нашей эры. [ 22 ]
Монета Агафокла Бактрийского (190–180 гг. До н. э.) с Самкарсаной на лицевой стороне и Васудевой на реверсе.

Первоначально объектом поклонения Васудеве был герой-воин из клана Вришни по имени Васудева. Васудева позже стал известен как Кришна , который является «Васудевой» (т.е. «сыном Васудевы», т.е. Васудевой Анакадундубхи ), царем клана Вришни в районе Матхуры . Исторически считается, что Васудева был частью племени Вришни или Сатвата, и, согласно им, его последователи называли себя Бхагаватами . м и 2-м веками до нашей эры (временами Патанджали ), согласно свидетельствам Мегасфена и Артхашастры Каутильи , Эта религия сформировалась между 4 - когда Васудеве поклонялись как верховному Божеству в строго монотеистическом формате, где верховное Существо было совершенный, вечный и полный благодати. [ 23 ] Во многих источниках, не относящихся к культу, преданный или бхакта определяется как Васудевака . [ 24 ]

Эволюция как божество

[ редактировать ]
Имя Васудева ( 𑀯𑀸𑀲𑀼𑀤𑁂𑀯𑀸 ) в письме брахми , в надписи Госунди , I век до н.э.

Культ Васудевы, возможно, развился из поклонения исторической личности, принадлежащей клану Вришни в районе Матхуры . [ 1 ] Он известен как член пяти « героев Вришни ». [ 1 ]

Считается, что божество-герой Васудева, возможно, постепенно превратилось в вайшнавское божество:
1. обожествление героев Вришни , предводителем которых был Васудева
2. общение с Богом Нараяной Вишну.
3. Включение в концепцию Вьюхи последовательных эманаций Бога. [ 25 ]

В литературе герои Вришни и Васудева упоминаются Панини в стихе 6.2.34 Астадхьяи примерно в 4 веке до нашей эры, а Кришна упоминается как Кришна Варшнея в стихе 3.187.51 Махабхараты . [ 26 ] Эпиграфически обожествленный статус Васудевы подтверждается его появлением на монетах Агафокла Бактрийского (190–180 гг. до н. э.) и религиозным характером надписи на столбе Гелиодора . [ 27 ] Позже связь с Нараяной ( Вишну ) подтверждается надписями Хатибады Госунди I века до нашей эры. [ 27 ] Принято считать, что «к началу христианской эры культ Васудевы, Вишну и Нараяны объединился». [ 28 ] Ко II веку нашей эры « концепция аватары находилась в зачаточном состоянии», и изображение четырех эманаций Вишну ( Чатур-вьюха ), состоящих из героев Вришни, включая Васудеву и минус Самбу, начинает становиться видимым в искусстве. Матхуры в конце кушанского периода . [ 29 ]

Харивамса описывает сложные отношения между Кришной Васудевой, Санкаршаной, Прадьюмной и Анируддхой , которые позже сформировали вайшнавскую концепцию первичной четверной экспансии, или чатур вьюха . [ 30 ]

Васудева также ассоциируется с мягкостью и силой. [ 31 ]

Слияние с другими традициями

[ редактировать ]

Традиция Васудевы-Кришны считается отдельной от других древних традиций, таких как традиция Гопала-Кришны , с которой она объединилась на более позднем этапе исторического развития. [ 9 ] Некоторые ранние учёные приравнивали это к Бхагаватизму . [ 32 ] Культ Кришны Васудевы в конечном итоге слился с различными традициями, такими как бхагаватизм , культ Гопала-Кришны или культ Бала-Кришны , чтобы сформировать основу нынешней традиции монотеистической религии Кришны :

«Сегодняшнее поклонение Кришне представляет собой смесь различных элементов. Согласно историческим свидетельствам, поклонение Кришне-Всудеве уже процветало в Матхуре и вокруг нее за несколько столетий до Рождества Христова. Вторым важным элементом является культ Кришны-Говинды. Еще позже – поклонение Бала- Кришна, Божественное дитя. Кришна – весьма выдающаяся черта современного кришнаизма. Последним элементом, по-видимому, был Кришна Гопиджанаваллабха, Кришна, возлюбленный гопи, среди которых Радха. занимает особое положение. В некоторых книгах Кришна представлен как основатель и первый учитель религии Бхагаваты».

- Клаус Клостермайер, Обзор индуизма [ 33 ] [ 34 ]

Индийский Геракл

[ редактировать ]
Столп Гелиодора, установленный в Видише во имя Васудевы.

Арриан в своей работе «Индика » цитирует более раннюю одноименную работу Мегасфена , в которой утверждается, что Геракл , сын Зевса, пришел в Индию и почитался местными жителями как «коренное» индийское божество. Под этим подразумевается Васудева. [ 35 ]

Но Геракла, который, по преданию, достиг Индии, сами индейцы называли «туземцем». Этого Геракла почитали главным образом сурасенцы, индейское племя, среди которого есть два великих города, Мефора и Клисобора, и по их территории протекает судоходная река Иобарес.

- Пара VIII Арриана Индика , [ 36 ]

Однако сам Арриан не считает рассказы о Геракле достоверными, заявляя:

Если кто-то верит в это, то, по крайней мере, это должен быть какой-нибудь другой Геракл, не из Фив, а из Тира или Египта, или какой-нибудь великий царь из более высокой населенной страны близ Индии.

—  Para V, ibid [ 36 ]

Было высказано предположение, что Мегастен ошибочно расслышал слова «Хари-Кришна» как «Геракл». [ 35 ] По словам Упиндера Сингха , «Васудева-Кришна был индийским богом, наиболее похожим на греческого бога Геракла». [ 1 ]

Столп Гелиодора и храм Васудевы (около 115 г. до н.э.)

[ редактировать ]
Храм Васудевы
Первоначальные раскопки
Эллиптический план Храма
Раскопки огромного храма Васудевы рядом со столбом Гелиодора , датированные II веком до нашей эры, Видиша . [ 18 ] Размеры Храма составляли 30х30 метров, а толщина стен составляла 2,4 метра. [ 37 ] Более раннее и меньшее по размеру эллиптическое храмовое сооружение внизу, вероятно, датируется концом III века до нашей эры. [ 38 ]

Культ Васудевы вскоре распространился далеко за пределы Матхуры, о чем свидетельствует столб Гелиодора , установленный индо-греческим послом при дворе индийского царя в Видише во имя Васудевы. [ 1 ]

В колонне Гелиодора Васудева описывается как Дева дева , «Бог богов», Верховное Божество. [ 39 ] По мнению Гарри Фалька , посвящение чуждым богам было для греков логичной практикой с целью присвоить себе свою власть: «Почитание Васудевы, как это делал Гелиодор во времена Антиалкида, не должно рассматриваться как «обращение» в индуизм, а скорее в результате поиска наиболее полезных местных сил, поддерживающих собственные традиции в чужом обличии». [ 40 ]

Рядом со столбом Гелиодора в Видише был также обнаружен большой храм, вероятно, посвященный Васудеве или героям Вришни . [ 18 ] [ 41 ] Размеры Храма составляли 30х30 метров, а толщина стен составляла 2,4 метра. Находки керамики подтвердили, что Храм датируется II веком до нашей эры. [ 42 ] Более ранняя и меньшая по размеру эллиптическая храмовая конструкция под ней, вероятно, датируется концом III века до нашей эры. [ 43 ]

Надпись Нанегат (I век до н.э.)

[ редактировать ]

В надписи Нанегхат, датируемой I веком до нашей эры, упоминаются как Самкаршана , так и Васудева, а также ведические божества Индра , Чандра и четыре Локапалы стража Яма , Варуна , Кубера и Васава . [ 44 ] Это обеспечило связь между ведической традицией и традицией вайшнавов . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] он высечен на камне и датирован I веком до н Учитывая, что . 1-е тысячелетие нашей эры. Надпись представляет собой надежную историческую запись, дающую имя и цвет династии Сатавахана . [ 44 ] [ 46 ] [ 48 ]

Самкасана ( 𑀲𑀁𑀓𑀲𑀦 ) и Васудева ( 𑀯𑀸𑀲𑀼𑀤𑁂𑀯𑀸 ) в надписи в пещере Нанегхат

В первом посвятительном предложении надписи упоминается:

Хвала ( Сидхам ) Дхарме , поклонение Индре , поклонение Самкаршане и Васудеве, потомкам Луны (« Чандра »), наделенным величием, и четырем хранителям мира (« Локапала »), Яме, Варуне, Кубере и Васава ; хвала Ведисри, лучшему из царских принцев («кумара»)!

- Первая строка Нанегат надписи [ 49 ]

Надпись Госунди

[ редактировать ]

Васудева и Самкаршана также упоминаются в надписях Хатибады Госунди I века до нашей эры : [ 1 ]

(Бала)рама и Кришна со своими атрибутами в Чиласе . Надпись Харошти рядом гласит: Рама [кри]ша . 1 век нашей эры. [ 3 ]

(Эта) окружающая стена вокруг камня (объекта) поклонения, называемого Нараяна-ватика (Комплекс) для божеств Самкаршана-Васудевы, которые непобедимы и являются повелителями всего (была создана) (царем) Сарвататой, Гаджаяна и сын (женщины) Парасараготры, который является преданным Бхагавата ( Вишну ) и совершил Жертвоприношение Ашвамедха.

- Надписи Госунди Хатибады, I век до н.э. [ 50 ]

Петроглифы Чиласа

[ редактировать ]

На археологическом памятнике Чилас II, датируемом первой половиной I века нашей эры, на северо-западе Пакистана , недалеко от границы с Афганистаном, выгравированы два мужчины, а также множество буддийских изображений поблизости. Более крупный из двух самцов держит в двух руках плуг и дубину. На произведении также есть надпись письмом Кхарости, которое ученые расшифровали как Рама-Кришна и интерпретировали как древнее изображение двух братьев Баларамы и Кришны. [ 51 ] [ 52 ]

Храм Васудевы в Матхуре (около 15 г. н.э.)

[ редактировать ]
, Дверной косяк Васу посвященный Васудеве, «во времена правления Содаса », Матхура , ок. 15 год нашей эры . Музей Матхуры , GMM 13.367 [ 53 ]

Надпись Васу Дверного косяка важная ранняя санскритская надпись из Матхуры. Упоминание о временах Содасы , который, как утверждает Саломон, «с разумной уверенностью датируется первыми годами первого века нашей эры». [ 54 ] Упоминание Васу, храма, Ведики и Тораны (ворот) имеет важное значение, поскольку подтверждает, что традиция строительства больших храмов была в моде в регионе Матхура, по крайней мере, к началу нашей эры. Кроме того, это также свидетельствует о популярности традиции Васудевы в этот период. [ 55 ] [ 56 ] Надпись Васу Дорджамб в Содасе в Уттар-Прадеше, рассматриваемая вместе с другими эпиграфическими свидетельствами, такими как колонна Беснагара Гелиодора в Мадхья-Прадеше , надписи Хатибада Госунди в Раджастхане и надписи Нанегхат в Махараштре, позволяют предположить, что культ Васудевы распространился на обширный регион благодаря I век до нашей эры до начала нашей эры. [ 56 ] [ 57 ]

По словам Кинтанильи, дверной косяк Васу и надпись являются «одним из самых важных и красивых предметов» времен Содасы, вероятно, из «храма Васудевы». [ 58 ] Резьба на косяке представляет собой три тканые композиции. Вдоль косяка из красного песчаника тянется лиственная лоза. Вдоль стебля виноградной лозы расположены вьющиеся листья и цветы, которые обвиваются, как те, что встречаются в природе, а в месте соединения переплетающихся лоз добавлена ​​розетка. [ 59 ] [ 60 ] На более широкой полосе вырезано корневище лотоса с тонкими натуралистическими вариациями, где цветы лотоса показаны на всех стадиях цветения, утверждает Кинтанилья. [ 59 ]

Васудева в скульптуре II века н.э.

[ редактировать ]
Васудева в Чатурвьюхе
«Четыре эманации»
Деталь Васудевы
Чатурвьюха («Четыре эманации» ) : Васудева и другие члены клана Вришни . [ 10 ] Васудева (аватар Вишну ) четырехрукий и соответственно расположен в центре со своей тяжелой украшенной булавой сбоку и держит раковину, его старший брат Баларама справа от него под змеиным капюшоном, его сын Прадьюмна слева от него (потерянный) и его внук Анируддха сверху. [ 10 ] II век н.э., Музей Матхуры .

Некоторые скульптуры этого периода предполагают, что концепция аватаров начала появляться, когда изображения « Чатур-вьюхи » (четырех эманаций Вишну ). появляются [ 29 ] Знаменитая статуя «Чатурвьюха Вишну» в Музее Матхуры — попытка показать в одной композиции Васудеву (аватара Вишну ) вместе с другими членами клана Вришни системы Панчаратры : Самкаршаной , Прадьюмной и Анируддхой , при этом Самба отсутствует, а Васудева — центральное божество, от которого исходят остальные. [ 10 ] На обратной стороне рельефа вырезаны ветви дерева кадамба , что символически показывает взаимоотношения между различными божествами. [ 10 ] Изображение Вишну стилистически заимствовано из образа богато украшенных бодхисаттв с богатыми украшениями и богато украшенным головным убором. [ 61 ]

В честь Васудевы были названы два императора Кушанской империи : Васудева I (191–232 гг. Н. Э.) и Васудева II (275–300 гг. Н. Э.). [ 62 ]

Васудева на рельефе Кондамоту (4 век н.э.)

[ редактировать ]

Васудева занимает видное место на рельефе из Кондамоту, района Гунтур в Андхра-Прадеше , датируемом 4 веком нашей эры, на котором изображены герои Вришни, стоящие в генеалогическом порядке вокруг Нарасимхи . [ 63 ] [ 64 ] Васудева следует за Санкаршаной, будучи вторым слева по старшинству, с рукой в ​​абхая мудре и другой рукой на бедре, держащей раковину. [ 63 ] У Васудевы также есть корона, которая отличает его от других. [ 65 ] Затем следуют Прадьюмна , держащий лук и стрелы, Самба , держащий кубок с вином, и Анируддха , держащий меч и щит. [ 63 ] Тот факт, что они стоят вокруг Нарасимхи, предполагает слияние культа Сатваты с культом Вришни в этот момент. [ 63 ]

Васудева на рельефе Кондамоту (4 век н.э.)
Васудева
Рельеф героев Кондамоту Вришни, IV век н. э., Государственный музей Хайдарабада . Васудева — второй слева. [ 63 ] [ 64 ]

Переход от Васудевы к Вишну (4–5 века н.э.)

[ редактировать ]

Иконографический переход

[ редактировать ]
Тип статуэтки, которую теперь приписывают Васудеве, с тремя атрибутами, рукой в ​​абхая мудре и без ореола, III–IV века. [ 66 ]

Различные ранние статуи, изображающие божество с атрибутами Васудевы, издавна приписывались Вишну. [ 66 ] Но сейчас считается, что статуи, посвященные поклонению Вишну, начали появляться только в IV веке нашей эры, в период Империи Гуптов, и они заимствованы из атрибутов Васудевы и используют их, но с добавлением ореола, начинающегося с плеч: Вишну Катуранана. Статуи («Четырехрукого Вишну»). [ 66 ] Статуи, созданные до 4-го века нашей эры, были повторно приписаны Васудеве, периоду, в течение которого Васудева, кажется, был гораздо более важным, чем Вишну. [ 66 ]

Другие статуи Вишну изображают его трехголовым (с подразумеваемой четвертой головой сзади), типа Вишну Вайкунтха Чатурмурти или Чатурвьюха («Четыре эманации»), где у Вишну человеческая голова, окруженная мордой кабана. (его аватар Вараха ) и голова льва (его аватар Нарасимха ), два из его самых важных и древних аватаров, лежали на его ореоле. [ 66 ] Недавние исследования считают, что эти статуи «Вишну» по-прежнему показывают эманацию Васудевы Кришны как центрального божества в форме человека, а не самого Верховного Бога Вишну. [ 67 ] [ 66 ]

Теологический переход

[ редактировать ]

На протяжении веков культ Васудевы трансформировался в вайшнавизм . [ 68 ] В целом, «считается, что вайшнавский индуизм зародился в 4 веке до нашей эры в культе Васудевы-Кришны, который затем во 2 веке нашей эры был привит к культу Нараяны . К 4 веку известность Вишну значительно возросла. теперь считается членом Тримурти , космической триады Богов, Брахмы, Вишну и Шивы». [ 20 ]

С 4–5 веков Васудева-Кришна отождествляется с Вишну и Нараяной и сливается с Гопалой-Кришной : [ 69 ]

В Кавьясах Калидаса мы находим не только Васудеву-Кришну, отождествляемого с Вишну и Нараяной, но Кришну также называют Гопала-Кришной. Он получил драгоценный камень Каустубха от змея Калии из Джамуны, «носит павлиньи перья, напоминающие облако, украшенное радугой», а его жена - Рукмини и его брат Баларама.

Радхакамал Мукерджи [ 69 ]

Васудева в Деогархе (6 век н.э.)

[ редактировать ]
Изображение Васудевы в Деогархе. Он держит колесо, раковину и приветствует в Абхая Мудре . [ 71 ]

Храм Дашаватара в Деогархе тесно связан со знаковой архитектурной храмовой структурой, описанной в Вишнудхармоттара-пуране , и может быть интерпретирован как архитектурное представление концепции Чатурвьюхи и доктрины Панчаратры , основанное на изображениях четырех основных эманаций Вишну : Васудевы. , Самкаршана , Прадьюмна и Анируддха . [ 71 ] По мнению Лубоцкого, вполне вероятно, что вход посвящен Васудевскому аспекту Вишну; сторона Ананташаяны — это его роль творца (Анируддха); мудрая форма стороны Нара-Нараяны символизирует его роль сохранения и хранителя в космическом существовании (Прадьюмна); а сторона Гаджендрамокши представляет его роль разрушителя (Самкаршана). [ 71 ]

Васудева

[ редактировать ]

По сей день группа религиозных нищих, известных как Васудевы, считается воплощением Кришны. [ нужна ссылка ]

«Васудевы, деревенские нищие, также живут за счет милостыни, которую они получают от жителей деревни. Религиозный культ, из которого зародился этот вид искусства, - это культ Васудэва-Кришны, существовавший в четвертом веке до нашей эры. Он приобрел популярность только после первого веке до нашей эры, а в последующие века оно было поглощено более широкой религиозной структурой вайшнавизма».

Нараяна Менон [ 72 ]

Преданность

[ редактировать ]

Популярная короткая молитва для поклонения Васудеве — ( Двадасакшари «двенадцатислоговая мантра»), состоящая в произнесении фразы « Ом Намо Бхагавате Васудевайа » ( слушать ) (на деванагари : ॐ नमो भगवते वासुदेवाय), которая является одной из самых популярных индуистских мантр и одной из самых важных мантр в вайшнавизме . Это означает « Ом , я склоняюсь перед Господом Васудевой», которого по-разному понимают как Кришну или Вишну . [ 73 ] [ 74 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
Вьюх Изображение Атрибуты Символ [ 78 ] [ 79 ] Направление Лицо Концепция
Нараяна
Вишну
Васудева Чакры Колесо
В Мейсе
Шанкха Конч
Гаруда Орел Восток Саумья
(Спокойный/доброжелательный)
Джнана Знание
Самкаршана Лангала плуг
Мусала Пестик
Бокал для вина
Говори веерную ладонь Юг Симха Лев Бала Сила
Прадьюмна Капа Лук
Бана Стрела
Макара Крокодил Запад Раудра Капила Айшварии Суверенитет
Анируддха Карма Щит
Кханга Меч
Рсия (ऋष्य) Белоногая антилопа Север Вараха Кабан Шакти Сила
  1. ^ «Гораздо более известный «синкретический» образ изображен на известной печати «николо» (....) Гиршман думал о составном божестве (Михира-Вишну-Шива, Там же: 55-58), хотя отождествление с богом Васудевой, возможно, более вероятно (Mitterwallner 1986: 10)» [ 70 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–438. ISBN  978-81-317-1120-0 .
  2. ^ Осмунд Бопеараччи , Появление изображений Вишну и Шивы в Индии: нумизматические и скульптурные свидетельства , 2016.
  3. ^ Перейти обратно: а б Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 215. ИСБН  978-90-04-10758-8 .
  4. ^ Райчаудхури 1972 , с. 124
  5. ^ Перейти обратно: а б с «Хотя самые ранние свидетельства еще не используют имя Кришны...» в Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и сын Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 23. ISBN  978-0-19-005411-3 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Во время посвящения колонны Гелиодора Васудеве в 115 г. до н.э.: «Однако остается главный вопрос: отождествлялся ли уже Васудева с Кришной?» Пушкаш, Ильдико (1990). «Магастен и «индийские боги» Геракл и Дионис». Средиземноморские исследования . 2 : 43. ISSN   1074-164X . JSTOR   41163978 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Флуд, Гэвин Д. (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 119–120. ISBN  978-0-521-43878-0 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Васудева и Кришна «вполне могли быть также царями этой династии» в Розенфилд, Джон М. (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 151–152 и рис.51.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН  978-90-04-06498-0 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 132–136, для фотографии стр.138. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756891 .
  11. ^ Смагур, Эмилия (2015). «Влияние вайшнавов на кушанскую чеканку» . Нумизматические заметки - Zapiski Numizmatyczne . Х : 67
  12. ^ «Теистический культ был сосредоточен на бхакти обожествленного героя Вришни Васудевы, который не упоминается ни в одном раннем тексте. С упадком ведизма культ стал значительной силой. Как ни странно, имеющиеся свидетельства показывают, что поклонение Васудеве, а не Вишну, знаменует собой начало того, что мы сегодня понимаем под вайшнавизмом». в Элиаде, Мирча; Адамс, Чарльз Дж. (1987). Энциклопедия религии . Макмиллан. п. 168. ИСБН  978-0-02-909880-6 .
  13. ^ Дорис Сринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 211–220, 236. ISBN.  90-04-10758-4 .
  14. ^ Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 119–120. ISBN  978-0-521-43878-0 .
  15. ^ Кристофер Остин (2018). Диана Димитрова и Татьяна Оранская (ред.). Обожествление в южноазиатских традициях . Тейлор и Фрэнсис. стр. 30–35. ISBN  978-1-351-12360-0 .
  16. ^ Мальпан, Варгезе (1992). Сравнительное исследование «Бхагавад-гиты» и духовных упражнений святого Игнатия Лойолы в процессе духовного освобождения . Григорианский библейский книжный магазин. стр. 57–58. ISBN  978-88-7652-648-0 .
  17. ^ «Аффикс vun появляется в значении «это его объект почитания» после слов «Васудева» и «Арджуна», давая Васудеваку и Арджунаку. Источник: Аштадхьяи 2.0 Панини 4-3-98.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Подходы к иконологии . Архив Брилла. 1985. с. 41. ИСБН  978-90-04-07772-0 .
  19. ^ Мальпан, Варгезе (1992). Сравнительное исследование «Бхагавад-гиты» и духовных упражнений святого Игнатия Лойолы в процессе духовного освобождения . Григорианский библейский книжный магазин. п. 58. ИСБН  978-88-7652-648-0 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с Курта, Флорин; Холт, Эндрю (2016). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН  978-1-61069-566-4 .
  21. ^ Фортсон (2004 : 116f)
  22. ^ Гупта, Винай К. (январь 2019 г.). «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 70–72.
  23. ^ Гастингс 2003 , стр. 540–42.
  24. ^ СИНГХ, Р.Р. (2007). Бхакти и философия . Лексингтонские книги. ISBN  978-0-7391-1424-7 . :с. 10: «Термин [Панини] Васудевака, объясненный комментатором второго века до нашей эры Патанджали, как относящийся к« последователю Васудевы, Бога богов »».
  25. ^ Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:50 . JSTOR   20111096 .
  26. ^ Джоанна Готфрид Уильямс (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. стр. 127–131. ISBN  90-04-06498-2 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:51 . ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111096 .
  28. ^ Суббурадж, ВВК (2004). Основные факты общего знания Книги Суры. п. 68. ИСБН  978-81-7254-234-4 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 439. ИСБН  978-81-317-1677-9 .
  30. ^ «Господь Баларама, источник Вишну Мурти» . ИСККОН Вриндаван . 8 августа 2019 года . Проверено 3 ноября 2020 г. .
  31. ^ «Мягкость и сила связаны с Васудевой, знание - с Самкаршаной, женская сила (Нарасимха) - с Прадьюмной (Вараха), а свирепость и владычество - с Анируддхой (Капила)». Камалакар, Г.; Верендер, М. (1993). Вишну в искусстве, мысли и литературе . Бирлаский археолого-культурный научно-исследовательский институт. п. 92.
  32. ^ Гастингс 2003 , с. 540
  33. ^ КЛОСТЕРМАЙЕР, Клаус К. (2005). Обзор индуизма . Государственный университет Нью-Йорка Пресс; 3 издание. п. 206. ИСБН  0-7914-7081-4 . Современное поклонение Кришне представляет собой смесь различных элементов. Согласно историческим свидетельствам, поклонение Кришне-Васудеве уже процветало в Матхуре и ее окрестностях за несколько столетий до Рождества Христова. Вторым важным элементом является культ Кришны Говинды. Еще позже — поклонение Бала-Кришне, Божественному Младенцу Кришне — весьма выдающаяся черта современного кришнаизма. Последним элементом, по-видимому, был Кришна Гопиджанаваллабха, Кришна, возлюбленный гопи, среди которых Радха занимает особое положение. В некоторых книгах Кришна представлен как основатель и первый учитель религии Бхагаваты.
  34. ^ БАШАМ, А.Л. «Обзор: Кришна: мифы, обряды и отношения. Милтона Сингера; Дэниел Х. Х. Ингаллс, Журнал азиатских исследований, том 27, № 3 (май 1968 г.), стр. 667-670». JSTOR   2051211 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  35. ^ Перейти обратно: а б Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. стр. 5–6. ISBN  978-0-19-803400-1 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Арриан, Тр. Э. Илифф Робсон (1933). Анабасис Александри, Книга VIII (Индика) . Проверено 24 сентября 2021 г.
  37. ^ Гош, А. (1967). Индийская археология 1963–64, обзор . АСИ. п. 17. дои : 10.5281/zenodo.3416858 .
  38. ^ Археологическое исследование Индии (1965). Индийская археология -- обзор 1964-65 . стр. 19–20, БСН-3. дои : 10.5281/zenodo.1442629 .
  39. ^ Барнетт, Лайонел (2017). Индуистские боги и герои . Юпитер Пресс. п. 40. ИСБН  978-1-5378-1391-2 .
  40. ^ Фальк, Гарри. Посвящения в греческом стиле . п. 40.
  41. ^ Блёртон, Т. Ричард (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. п. 50. ISBN  978-0-674-39189-5 .
  42. ^ Гош, А. (1967). Индийская археология 1963–64, обзор . АСИ. п. 17. дои : 10.5281/zenodo.3416858 .
  43. ^ Археологическое исследование Индии (1965). Индийская археология -- обзор 1964-65 . стр. 19–20, БСН-3. дои : 10.5281/zenodo.1442629 .
  44. ^ Перейти обратно: а б Чарльз Аллен 2017 , стр. 169–170.
  45. ^ Джоанна Готфрид Уильямс (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 129–130. ISBN  90-04-06498-2 .
  46. ^ Перейти обратно: а б Мираши 1981 , стр. 131–134.
  47. ^ Эдвин Ф. Брайант (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. стр. 18, примечание 19. ISBN  978-0-19-972431-4 .
  48. ^ Винсент Лефевр (2011). Портретная живопись в ранней Индии: между быстротечностью и вечностью . БРИЛЛ Академик. стр. 33, 85–86. ISBN  978-90-04-20735-6 .
  49. ^ Берджесс, Джас (1883). Отчет о пещерных храмах Элура, брахманских и джайнских пещерах в Западной Индии . стр. 60–61.
  50. ^ Д. Р. Бхандаркар , Надпись Хати-бада Брахми в Нагари , Epigraphia Indica Vol. XXII, Археологическая служба Индии, стр. 198–205.
  51. ^ Дорис Сринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 214–215 со сносками. ISBN  90-04-10758-4 .
  52. ^ Джейсон Нилис (2010). Ранние буддийские сети передачи и торговли: мобильность и обмен внутри и за пределами северо-западных границ Южной Азии . БРИЛЛ Академик. стр. 271–272. ISBN  978-90-04-18159-5 .
  53. ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 171. ИСБН  978-90-04-15537-4 .
  54. ^ Ричард Саломон 1998 , стр. 87–88.
  55. ^ Рамапрасад Чанда 1920 , с. 170.
  56. ^ Перейти обратно: а б Упиндер Сингх 2008 , с. 437.
  57. ^ Рамапрасад Чанда 1920 , стр. 169–173.
  58. ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 205. ИСБН  978-90-04-15537-4 .
  59. ^ Перейти обратно: а б Соня Ри Кинтанилья 2007 , стр. 205–206.
  60. ^ Рамеш Чандра Шарма 1994 , с. 72.
  61. ^ Баутце-Пикрон, Клодин (2013). «Забытый аспект иконографии Вишну и других богов и богинь» . Журнал Индийского общества восточных искусств . XXXVIII–XXIX: 81–92.
  62. ^ Монеты Индии Калькутты: Association Press; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1922 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д и Гупта, Винай К. (январь 2019 г.). «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 74–75.
  64. ^ Перейти обратно: а б Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и сын Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 27. ISBN  978-0-19-005411-3 .
  65. ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 217. ИСБН  978-90-04-10758-8 .
  66. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Краткое содержание на английском языке см. на стр. 80. Шмид, Шарлотта (1997). «Гупта Вайкунтхи Матхуры: Вишну или Кришна?» . Азиатское искусство . 52 :60–88. дои : 10.3406/arasi.1997.1401 .
  67. ^ Перейти обратно: а б «Поскольку они датируются периодом, когда секта Панчаратра была наиболее влиятельной, эти два изображения, вероятно, лучше всего идентифицировать как Чатурвьюха (или Четырехвьюха) Вишну. Центральное лицо — это лицо самой высшей, самой трансцендентной вьюхи, или эманации Вишну, известной как Васудева. Последующие, менее абстрактные вьюхи, в форме льва и вепря, появляются по обе стороны, а другая вьюха подразумевается в конце. на спине положение голов льва и кабана в этих двух произведениях различается, что указывает на некоторые разногласия по поводу того, как зрителю следует читать такую ​​икону». «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org .
  68. ^ «Происхождение вайшнавизма как теистической секты ни в коем случае не может быть связано с ригведическим богом Вишну. На самом деле, вайшнавизм ни в каком смысле не имеет ведического происхождения. (...) Как ни странно, имеющиеся свидетельства показывают, что поклонение Васудева, а не Вишну, знаменует начало того, что мы сегодня понимаем под вайшнавизмом. Этот васудевизм, который представляет собой самую раннюю известную фазу вайшнавизма, должно быть, уже стабилизировался во времена Панини (шестой-пятый века до нашей эры)». в Элиаде, Мирча; Адамс, Чарльз Дж. (1987). Энциклопедия религии . Макмиллан. п. 168. ИСБН  978-0-02-909880-6 .
  69. ^ Перейти обратно: а б Мукерджи, Радхакамал; Мадан, Гурмукх Рам; Гупта, Вишвапракаша (2006). История индийской цивилизации: древние и классические традиции . Публикации Радхи. п. 242. ИСБН  978-81-7487-402-3 .
  70. ^ Искусство и археология Шелкового пути: Журнал Института исследований Шелкового пути, Камакура . Институт. 1994. с. 170.
  71. ^ Перейти обратно: а б с Лубоцкий, Александр (1996). «Иконография храма Вишну в Деогархе и Вишудхармоттарапурана». Арс Ориенталис . 26 : 65–80. ISSN   0571-1371 . JSTOR   4629500 .
  72. ^ Менон, Нараяна (1983). Исполнительское искусство . Гуманитарная пресса. п. 112. ИСБН  978-0-391-02917-0 .
  73. ^ Свами Кришнананда. «Значение мантра-джапа садханы» . сайт swami-krishnananda.org . Проверено 14 апреля 2012 г.
  74. ^ Дж. Дональд Уолтерс (1 марта 2002 г.). Искусство и наука раджа-йоги: четырнадцать шагов к высшему осознанию: на основе учения Парамхансы Йогананды . Издательство Crystal Clarity. стр. 251–. ISBN  978-1-56589-166-1 . Проверено 24 июня 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  75. ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . Брилл. п. 78. ИСБН  978-90-04-10789-2 .
  76. ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
  77. ^ Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN  978-2-84050-464-1 .
  78. ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с фигурой «рсьи» или белой антилопы на вершине, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
  79. ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 80–81.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51651e90894c7067296133d0b103392a__1720294200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/2a/51651e90894c7067296133d0b103392a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vāsudeva - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)