Юджин Эдин Потье

Эжен Эдин Потье (англ. Французское произношение: [øʒɛn pɔtje] ; 4 октября 1816 — 6 ноября 1887) — французский революционер , поэт , автор песен и масон . Самое известное произведение Потье, революционный гимн «Интернационал» , обычно исполняемый в декорациях Пьером Де Гейтером в 1888 году, гораздо более известно, чем он сам, поскольку оно было переведено с оригинального французского языка на многие языки, включая как минимум пять английских. версии, столько же на испанском языке, две на немецком, три на разных диалектах китайского и арабского языков, а также отдельные версии на языках от африкаанса до бенгали, каталанского, голландского, Эсперанто, финский, галисийский, индуистский, исландский, японский, корейский, латышский, норвежский, окинавский, польский, русский, шведский, тамильский, урду, вьетнамский, идиш, зулусский. [1] [2]
Жизнь и работа в Париже
[ редактировать ]Поттье вырос в семье упаковщика, но позже получил образование промышленного дизайнера текстиля — профессию, которую он прославил в стихотворении «Экспозиция» о Парижской выставке промышленного дизайна в 1861 году. [ 1 ] [ 2 ] Он начал писать песни уже в подростковом возрасте, вдохновленный примером Пьера-Жана де Беранже , чью книгу он, видимо, обнаружил в шкафу. [ 3 ] Ко времени Французской революции 1848 года и кратковременной Второй республики он написал и исполнил множество политических песен в компании других рабочих-песенников или шансонье , как их называли на французском языке. [ 4 ] [ 5 ] В то время, когда до семидесяти процентов французского населения было неграмотным, эти песни, называемые chansonssociales или социально-критическими песнями, предлагали политическую мобилизацию, а также развлечение трудящихся и часто настраивались на знакомые мелодии, чтобы побудить их подпевать. [ 6 ] Его песни этого периода имеют такие названия, как «Генеральные штаты труда» (лучше всего переводится как «Свобода, равенство, братство и веселье»). [ 7 ] [ 8 ]
После того, как переворот Луи-Наполеона Бонапарта, называвший себя Наполеоном III, разгромил Вторую республику в пользу Второй Империи , Потье работал промышленным дизайнером. Промышленная выставка 1861 года и распространение стиля Второй ампир принесли пользу таким ремесленникам, как Поттье, который утверждал, что в то время был «владельцем лучшей дизайнерской студии в Париже». [ 9 ] [ 10 ] Относительное процветание Потье не удерживало его от политической деятельности. Поскольку после 1867 года цензура была ослаблена, он присоединился к французскому филиалу Международной ассоциации рабочих , которая была основана Карлом Марксом и другими в Лондоне в 1864 году и стала неофициально известна как Первый Интернационал. Песни Потье этого периода, хотя и не были столь откровенно политическими, все же критиковали социальную и экономическую несправедливость с такими названиями, как «Ce que dit le Pain» («Что говорит хлеб») или разрушение окружающей среды «La mort d'un global» («Смерть»). мира]. [ 11 ] [ 12 ] Другие отразили его любопытство и интерес к науке и промышленным инновациям во Франции и во всем мире в таких песнях, как «La nouvelle ère» («Новая эра»), в которой прославлялся первый трансатлантический телеграфный кабель, а вместе с ним и мгновенный контакт между Европой и Севером. Америка. [ 13 ] [ 14 ]
Потье и Парижская коммуна 1871 года.
[ редактировать ]Как член Интернационала, Потье приветствовал отречение Наполеона III после краха его войны против Пруссии в сентябре 1870 года и последовавшую за этим декларацию Третьей республики и правительства национальной обороны. Он представлял второй округ Парижа в радикальном Центральном комитете республиканской партии во время попытки восстания в январе 1871 года. [ 15 ] Эта организация вместе с Интернационалом и Революционной социалистической партией, поддерживаемой последователями Луи-Огюста Бланки, выступала против передачи оружия и канонов Парижской национальной гвардии Правительству национальной обороны. Когда это консервативное республиканское правительство отступило в Версаль 18 марта, Потье был избран членом парижского муниципального совета, Парижской коммуны , 26 марта 1871 года, представляя сначала второй округ , а затем, после нападения французской армии из Версаля, одиннадцатый. [ 16 ] [ 17 ] Помимо представления этих округов, Потье также работал в Федерации художников Коммуны, которую возглавлял художник Гюстав Курбе , и все это оставляло ему мало времени для написания песен. [ 18 ] Только после того, как Коммуна пала перед армией 28 мая, он написал «L'Internationale» незадолго до того, как бежал из Франции сначала в Великобританию, а затем, в 1873 году, в Соединенные Штаты.
США изгнание и возвращение
[ редактировать ]Находясь в изгнании на востоке Соединенных Штатов, Поттье зарабатывал на жизнь преподаванием французского языка, но получал поддержку от других французских изгнанников и масонской ложи Les Égalitaires, которая была основана в Нью-Йорке французскими изгнанниками уже во времена Второй империи и которую он вступил в 1875 г. [ 19 ] [ 20 ] В своем сопроводительном письме он сказал, что масонство «состоит из группы вольнодумцев, которые, полностью отбросив традиции и не признавая ничего выше человеческого разума, сознательно посвятили себя поиску Истины и Справедливости». [ 21 ] Хотя Поттье не был широко известен в США, он произнес несколько речей в ознаменование первого собрания Социалистической рабочей партии США в Патерсоне, штат Нью-Джерси, в 1878 году, и годовщины основания Коммуны 18 марта 1878 года; последний был опубликован в виде брошюры в Нью-Джерси и даже в Сан-Франциско. [ 22 ] Во время своего изгнания в США Поттье также написал ряд песен и стихов, в том числе длинное французское стихотворение с английским названием «Рабочие Америки — рабочим Франции» (1876), к которому как будто бы обратилась американская рабочая делегация к Французские рабочие посещают выставку столетия в Филадельфии, которая сочетает в себе празднование выставки с критикой глобального капитализма и гегемонии США. [ 23 ] К тому времени, когда Потье смог вернуться в Париж в 1881 году, после того как Национальное собрание Франции приняло Закон об амнистии, он был стар и болен, но, тем не менее, продолжал писать песни. Когда «Chacun vit de son métier» («Каждому свое дело») выиграла серебряную медаль на La Lice Chansonnière (конкурсе рабочей песни) в 1883 году, Потье возобновил контакты со своими товарищами-коммунарами, особенно с Жаном Аллеманом и Жюлем Валесом . [ 24 ] Аллеман опубликовал эту и другие популярные песни Потье, такие как «Жан Мизер» (лучше всего переводится как «Джонни Мизери») и «Политическая экономия», в форме брошюры и в небольшой антологии с красноречивым названием « Poésies d'économie Sociale et chansons Socialistes Révolutionnaires». [ 25 ] [ 26 ]
L'Internationale , однако, не появлялся в печати до апреля 1887 года в сборнике песен Потье под названием Chants revolutionnaires , также отредактированном Аллеманом. В этом сборнике Поттье положил свою песню на мотив гимна 1792 года «Марсельеза» . [ 27 ] собралось до 10 000 скорбящих в северо-восточной части кладбища Пер-Лашез . В такой форме его пели на похоронах Потье в ноябре 1887 года, когда, по словам очевидца Эрнста Мюзе, [ 28 ] [ 29 ] Обстановка, которую обычно поют сегодня, была сочинена только в июле 1888 года Пьером Де Гейтером для рабочего певческого клуба Le Lyre Travailleur после того, как молодой учитель-социалист Шарль Гро поделился ею с будущим мэром промышленного города Лилль Гюставом Делори . [ 30 ] «Интернационал» был исполнен Parti ouvrier français (Французская рабочая партия) и впервые переведен на английский язык американским издателем Чарльзом Х. Керром . После того, как немецкий социалист Вильгельм Либкнехт и другие члены Немецкой социалистической партии посетили международную встречу социалистов в Лилле в 1896 году, она была переведена на немецкий язык Эмилем Лукхардтом и принята Вторым Интернационалом . [ 31 ] Первый русский перевод последовал в 1902 году Аркадием Яковьевичем Коцем , изучавшим металлургию во Франции. Впервые « Интернационал» услышал в Лилле в 1899 году. Эта версия служила гимном Советского Союза в 1919-40 годах, а Владимир Ильич Ульянов , он же Ленин, восхищался Коммуной, отметил 25-летие со дня смерти Потье в статье 1913 года в «Правде» .
Наследие
[ редактировать ]После смерти Потье, когда « Интернационал» стал гимном Второго, а затем и Третьего Интернационала , часто без указания его имени, многие другие его песни распространялись в отдельных брошюрах и в многочисленных изданиях его «Революционных песнопений» в период с 1908 года, когда камень, который Сейчас отмечается возведение его могилы, а в 1937 году — пятидесятилетие со дня его смерти. [ 32 ] [ 33 ] Собрание его сочинений, включающее речи и письма, а также песни и стихи, было опубликовано тогдашним премьер-министром французской левой прессы Франсуа Масперо в 1966 году, а его песни, в том числе « Интернационал» , были записаны на нескольких пластинках, напечатанных в честь столетия Коммуны в 1966 году. 1971 год — звукозаписывающие компании, отдающие предпочтение социальным шансонам, таким как Le Chant du monde . Подборка его стихов была опубликована в карманном издании, посвященном двухсотлетию со дня рождения Потье, в 2016 году издательством Le Temps de cerises в честь знаменитого Commuong Жана-Батиста Клемана . Помимо « Интернационала», который поют как минимум на восьмидесяти языках по всему миру , а также известных певцов середины 20-го века от Пита Сигера до Наны Мускури, а также более поздних групп, от французских поющих из Бруклина Les Sans Culottes до Сенегальский духовой оркестр Eyo'Nile, другие песни Потье, такие как La mort d'unglobe [Смерть мира]; Жан Мизер [Джонни Мизери], Elle [Коммуна] n'est pas morte [Коммуна не умерла], Политическая экономия и когда она вернется? {Когда вернется Коммуна?] появится в альбоме La Commune refleurira [Коммуна снова расцветёт], выпущенном в ознаменование полуторасотлетия Коммуны коллективом Les Ogres de Barback в 2021 году. [ 34 ]
Ключевая песня этого альбома, «The Commune not die », написанная в Париже в мае 1886 года, возможно, прославляет не только погибших коммунаров и их французских социалистических наследников, но и активистов Международной ассоциации трудящихся, погибших в результате инцидента на Хеймаркете в Чикаго в том же месяце. . Даже если Потье не упоминает Хеймаркет, его младший современник Жюль Жуи написал по крайней мере две песни о Хеймаркете в 1887 году, после того как несколько человек предстали перед судом и в четырех случаях были казнены за свои политические взгляды. Песня Потье начинается с упоминания некоторых из них, таких как Эжен Варлен и Теофиль Ферре , которые были застрелены в последние дни Коммуны, но заканчивается вызовом, в терминах, которые, как и альбом, посвященный 150-летнему юбилею, предвосхищают его возвращение:
- Короче говоря, все это доказывает бойцам
- У Марианны коричневая кожа
- Собака в животе и пора
- Кричать «Да здравствует Коммуна!»
- И это доказывает всем Иудам
- Что если это работает вот так,
- Они скоро почувствуют
- Имя Бога!
- Что Коммуна не умерла! [ 35 ]
По-английски:
Короче говоря, это доказывает тем, кто воевал
Наша Марианна хорошо загорела
И что пришло время кричать
Да здравствует Коммуна! снова.
И это доказывает каждому Иуде
Что это придет постепенно
Что они скоро это увидят, Боже мой,
Коммуна не умерла! [ 36 ]
Работает
[ редактировать ]- Социально-экономические стихи и революционные социалистические песни. Эд. Жан Аллеман. Париж: Ориоль, 1884 г.
- Кто дурак? Песни. Эд. Жан Аллеман . Предисловие Гюстава Надо . Париж; Ориол, 1884 г.
- Революционные песни . Предисловие Анри Рошфора . Комментарии Гюстава Надо и Жюля Валлеса . Париж: Дентю, 1887 г.
- Полное собрание сочинений Эжена Потье . Собран, отредактирован и аннотирован Пьером Бришионом. Париж: Франсуа Масперо, 1966 год.
- Стихи, песни и песни. Предисловие Жюля Валеса. Иллюстрировано Стейнленом , Виллеттом , Грюн и др. Works-&-Valsery: Resouvenances, 1997.
- Стихи и песни. Выбрано и отредактировано Жаком Гошероном. Париж; Вишневое время , 2016
- За пределами Интернационала: революционное письмо Эжена Потье. Отредактировано и переведено Лорен Крюгер . Чикаго: Чарльз Х. Керр , 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Потье, Эжен (1966). Брошон, Пьер (ред.). Полное собрание сочинений Эжена Потье [ Полное собрание сочинений Эжена Потье ] (на французском языке). Париж: Франсуа Масперо. п. 83.
- ^ Поттье, Юджин (1861). Крюгер, Лорен (ред.). За пределами Интернационала: революционные сочинения Эжена Потье . Чикаго: Чарльз Х. Керр (опубликовано в 2024 г.). стр. 62–64. ISBN 9780882860329 .
- ^ Брошон, Пьер, Введение, Полное собрание сочинений Эжена Потье , 8.
- ^ Поттье, Полное собрание сочинений , 43-56.
- ^ Поттье, Beyond the Internationale , 47–55.
- ^ Диллаз, Серж (1973). политическая песня ( Французская на французском языке). Париж: Зегерс. п. 15.
- ^ Поттье, Полное собрание сочинений , 46-48.
- ^ Поттье, Beyond the Internationale , 50–53.
- ↑ Потье, «Письмо Полю Лафаржу», Полное собрание сочинений , 217.
- ^ Поттье, Beyond the Internationale , 29.
- ^ Поттье, Полное собрание сочинений , 85–86, 63–64,
- ^ Потье, Beyond the Internationale , 64–65, 58–59.
- ^ Поттье, Полное собрание сочинений , 80-81.
- ^ Потье, Beyond the Internationale , 61–62.
- ^ Джонсон, Марк Патрик (1996). Рай объединения: политическая культура и народная организация в Парижской Коммуне . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. п. 51. ИСБН 0472107240 .
- ^ Джонсон, Рай объединения , 105.
- ^ Годино, Лор (2010). Парижская Коммуна от тех, кто ее пережил . Париж: Париграмма. стр. 53, 74. ISBN 9782840966210 .
- ^ Поттье, Полное собрание сочинений , 204–205.
- ^ Масонство Жан Массико (изд. Жана Массико - 2010)
- ^ Поттье, Полное собрание сочинений , 206–207; За пределами Интернационала , 25-26
- ^ Запрос о приеме от Эжена Потье, Нью-Йорк , 2 декабря 1875 г.
- ^ Поттье, Полное собрание сочинений , 208–216; За пределами Интернационала, 31-39
- ^ Поттье, Полное собрание сочинений , 113–16; Потье, За пределами Интернационала , 74–82.
- ^ Поттье, Полное собрание сочинений 149–50 Поттье, Beyond the Internationale , 94–95.
- ^ Потье, Эжен (1883). Аллемейн, Жан (ред.). экономические стихи и революционные песни Социально - . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Поттье, Полное собрание сочинений 141–44; Потье, «За пределами Интернационала» , 87–91; 94-95
- ^ Потье, Эжен (1887). песни Революционные ( 1-е изд.). Париж: Аллеман. стр. 13–16.
- ^ Музе, Эрнест (1898). «Защитники пролетариата: Эжен Потье» . BNF Gallica (Национальная библиотека Франции) . Проверено 14 августа 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Тартаковский, Даниэль (1997). Мы споем над вашими могилами: веках кладбище Пер-Лашез в XIX и XX . Париж: Заболонь. стр. 225, н.41.
- ^ Ферро, Марк (1996). : история песни Потье и Де « Интернационал Гейтера» . Париж: Ноэзис. п. 29. ISBN 2911606027 .
- ^ Ферро, The International , 37; Поттье, Beyond the Internationale 14, 138–41.
- ^ Поттье, Полное собрание сочинений , 226–27.
- ^ Тартаковский, Мы пойдем и споем на ваших могилах , 72
- ^ Бенуа Бревиль и Доминик Видаль (август 2011 г.). «Все это не мешает, Николя…» le Monde Diplomatique . Проверено 20 января 2012 г.
- ^ Потье, Полное собрание сочинений, 166.
- ↑ Поттье, Beyond the Internationale , 97–98.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Эженом Эдин Потье, в Wikiquote
Работы Эжена Потье или о нем в Wikisource
СМИ, связанные с Эженом Эдин Потье, на Викискладе?
- https://data.bnf.fr/12180984/eugene_pottier/
- Работы Эжена Эдина Потье или о нем в Интернет-архиве
- https://www.marxists.org/history/france/paris-commune/index.htm
- Интернационал на многих языках: https://www.antiwarsongs.org/canzone.php?lang=en&id=2003&all=1
- Работы Эжена Эдин Потье в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Эжен Эдин Потье в Find a Grave
- 1816 рождений
- 1887 смертей
- Писатели из Парижа
- Французские социалисты
- Члены Международной ассоциации рабочих
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Французские масоны
- Французские писатели-мужчины
- Коммунары
- Французский писатель незавершенный
- Европейские активисты незавершены
- Незавершенные статьи о французских политиках