Jump to content

Пратт и Уитни JT3D

(Перенаправлено с JT3D )
ДЖТ3Д/ТФ33
JT3D-3B на Королевских ВВС Австралии Боинге 707
Тип ТРДД
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Пратт и Уитни
Первый запуск 1958
Основные приложения Боинг 707
Боинг B-52H Стратофортресс
Стратотанкер Boeing KC-135E
Дуглас DC-8
Локхид C-141 Старлифтер
Количество построенных в. 8600
Разработано на основе Пратт и Уитни J57/JT3C

Pratt & Whitney JT3D — ранний турбовентиляторный авиационный двигатель, созданный на основе Pratt & Whitney JT3C . Впервые он был запущен в 1958 году, а первый полет совершил в 1959 году на испытательном самолете B-45 Tornado . В период с 1959 по 1985 год было произведено более 8000 двигателей JT3D. Большинство двигателей JT3D, которые до сих пор находятся в эксплуатации, используются на военных самолетах, где двигатель обозначается военным обозначением TF33 в США .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Зная о конкуренции со стороны ТРДД Rolls-Royce Conway , Pratt & Whitney решила разработать ТРДД JT3D на основе турбореактивного двигателя JT3C для последующих поставок Boeing 707 и Douglas DC-8, которые тогда приближались к вводу в эксплуатацию. Двухступенчатый вентилятор заменил первые три ступени 9-ступенчатого компрессора JT3C LP. На турбине НД была увеличена вторая ступень и добавлена ​​третья ступень.

В отличие от GE с CJ805-23, Pratt & Whitney не проводила никаких исследований трансзвукового вентилятора до разработки JT3D, поэтому они не смогли включить в спецификацию одноступенчатый блок. [ 1 ] Вместо этого P&W разработала двухступенчатый агрегат на основе некоторых исследований, которые они провели для поддержки ядерного турбореактивного двигателя J91.

На Boeing 707 гондола вентилятора JT3D была относительно короткой, тогда как установка Douglas DC-8 имела кожух вентилятора во всю длину. Pratt & Whitney предоставила комплект, с помощью которого JT3C можно было преобразовать в соответствие со спецификацией и производительностью JT3D во время капитального ремонта. [ 2 ]

В 1959 году важными заказами на двигатель были Boeing 707-120B и Boeing 720B , когда American Airlines заказала один 707 с турбовентиляторными двигателями JT3D, а KLM с двигателем JT3D заказала Douglas DC-8 . Ранее самолеты 707 и DC-8 оснащались турбореактивными двигателями JT3C и JT4A , и повышенная эффективность турбовентиляторных двигателей вскоре привлекла авиакомпании. Самолеты 707-123B и 720-023B с двигателем JT3D (суффикс B обозначал самолет с турбовентиляторным двигателем) поступили на вооружение American Airlines в один и тот же день, 12 марта 1961 года.

Все стратотанкеры Boeing KC-135 изначально оснащались турбореактивными двигателями. После выхода из строя многих самолетов авиакомпании 707 ВВС США воспользовались возможностью купить излишки планеров и использовать двигатели для переоборудования KC-135A, используемых ВВС Национальной гвардии и резервных эскадрилий, на гражданские JT3D (обозначенные TF33- ПВ-102). Было модифицировано более 150 самолетов, а бывший KC-135A был переименован в KC-135E. [ 3 ]

JT3D от Boeing 707 используются для переоборудования ВВС США KC-135A, 1984 г.

После долгой службы как в авиакомпаниях, так и в военно-воздушных силах количество самолетов с двигателями JT3D неуклонно сокращается. Сто тридцать пять самолетов KC-135 используют JT3D, а 354 самолета были оснащены двигателями CFM International CFM56 , которые обеспечивают большую тягу, меньший расход топлива и повышенную эксплуатационную гибкость благодаря меньшему уровню шума. Шум JT3D является одной из причин, по которой НАТО обсуждает переоснащение своего парка систем АВАКС E-3 Sentry , поскольку на самолеты распространяются ограничения, которых нет на самолетах с современными двигателями. Эксплуатационная гибкость будет еще больше увеличена за счет способности двигателей более высокой мощности увеличивать потолок самолета, расширяя горизонт радиолокационного наблюдения; например, E-3 ВВС Великобритании , Франции и Саудовской Аравии обычно летают выше, чем аналоги НАТО/ВВС США.

с двигателем TF33 В 1961 году на вооружение поступил Boeing B-52H Stratofortress . Модель B-52 «H» была единственным серийным вариантом тяжелого бомбардировщика, оснащенным турбовентиляторными двигателями, и единственной моделью, оставшейся на вооружении ВВС США. Ожидается, что он останется основой парка тяжелых бомбардировщиков ВВС как минимум до 2040 года, при этом рассматриваются варианты замены 8 двигателей TF33 на более современные эквиваленты. В апреле 2020 года ВВС США опубликовали запрос предложений на 608 коммерческих двигателей на замену, планируя заключить контракт в мае 2021 года. [ 4 ] В сентябре 2021 года ВВС США объявили, что TF33 будет заменен на Rolls-Royce F130 . [ 5 ]

Варианты

[ редактировать ]
Двигатель ТФ33-П-7 самолета С-141Б
ДЖТ3Д-1
Гражданская версия с тягой 17 000 фунтов силы (75,62 кН), (дополнительно впрыск воды) [ 6 ]
ДЖТ3Д-2
(TF33-P-3) 17000 фунтов силы (75,62 кН) [ 6 ]
ДЖТ3Д-3
18000 фунтов силы (80,07 кН), (впрыск воды опционально) [ 6 ]
ДЖТ3Д-3А
(TF33-P-5) 18000 фунтов силы (80,07 кН) [ 6 ]
ДЖТ3Д-3Б
Гражданская версия с тягой 18 000 фунтов силы (80,07 кН)
ДЖТ3Д-5А
(TF33-P-7) 18 000 фунтов силы (80,07 кН), (дополнительно впрыск воды) [ 6 ]
ДЖТ3Д-8А
(TF33-P-7) 18 000 фунтов силы (80,07 кН), (дополнительно впрыск воды) [ 6 ]
ДЖТ3Д-7
Гражданская версия с тягой 19 000 фунтов силы (84,52 кН)
ДЖТ3Д-15
Гражданская версия с тягой 22 500 фунтов силы (100,08 кН) для строящегося самолета 707-820.
ТФ33-П-3
Тяга 17000 фунтов силы (75,62 кН) для Boeing B-52H Stratofortress [ 6 ]
ТФ33-П-5
Тяга 18000 фунтов силы (80,07 кН) для стратотанкера Boeing KC-135. [ 6 ]
ТФ33-П-7
Тяга 21000 фунтов силы (93,41 кН) для Lockheed C-141 Starlifter [ 6 ]
ТФ33-П-9
Тяга 18000 фунтов силы (80,07 кН) для Boeing EC-135C и Boeing RC-135C.
ТФ33-П-11
Тяга 16000 фунтов силы (71,17 кН) для Martin RB-57F Canberra
TF33-PW-100A
Тяга 21500 фунтов силы (95,64 кН) для Boeing E-3 Sentry

TF33-PW-102/А

TF33-PW-103


Приложения

[ редактировать ]
JT3D на Дугласе DC-8
TF33/JT3D на Boeing VC-137B в Летном музее Сиэтла
Гражданский (JT3D)
Военный (TF33)

Технические характеристики (JT3D-8A/TF33-P-7)

[ редактировать ]

Данные авиационных двигателей мира 1966/67 г. [ 7 ]

Общие характеристики

Компоненты

  • Компрессор: Осевой поток , 2-ступенчатый вентилятор, 6-ступенчатый компрессор низкого давления и 7-ступенчатый компрессор высокого давления.
  • Камеры сгорания : трубчатые , 8 жаровых труб.
  • Турбина : осевая, одноступенчатая турбина ВД и трехступенчатая турбина низкого давления.
  • Тип топлива: Mil-J-5624 / JP-4 / JP-5
  • Масляная система: Возвратная система 50 фунтов на квадратный дюйм (340 кПа)

Производительность

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Сопоставимые двигатели

Связанные списки

  1. ^ Смит, Джордж Э.; Минделл, Дэвид А. (2000), «Появление турбовентиляторного двигателя» , Атмосферный полет в двадцатом веке , Kluwer Academic Publishers , стр. 107–155, ISBN  9789401143790 , заархивировано из оригинала 10 июня 2022 г. , получено 27 августа 2021 г.
  2. ^ на основе статьи в журнале Flight от 19 декабря 1958 г.
  3. ^ Тони Питер, Боинг 707 720 и C-135, Air-Britain (Историки), 1998, ISBN   0-85130-236-X
  4. ^ Гаррет Рейм (27 апреля 2020 г.). «ВВС США опубликовали проект запроса предложений по замене двигателей B-52» . Рейс Интернешнл. Архивировано из оригинала 28 апреля 2020 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
  5. ^ Янг, Сара (27 сентября 2021 г.). «США выбирают Rolls-Royce для двигателей B-52 в потенциальной сделке на 2,6 миллиарда долларов» . Рейтер. Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
  7. ^ Уилкинсон, Пол Х. (1966). Авиационные двигатели мира 1966/67 (21-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., с. 103.

Библиография

[ редактировать ]
  • Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5aa1c437a2e62b47f9b455b6562e67e3__1703729040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/e3/5aa1c437a2e62b47f9b455b6562e67e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pratt & Whitney JT3D - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)