Пратт и Уитни JT3D
ДЖТ3Д/ТФ33 | |
---|---|
![]() | |
JT3D-3B на Королевских ВВС Австралии Боинге 707 | |
Тип | ТРДД |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Пратт и Уитни |
Первый запуск | 1958 |
Основные приложения | Боинг 707 Боинг B-52H Стратофортресс Стратотанкер Boeing KC-135E Дуглас DC-8 Локхид C-141 Старлифтер |
Количество построенных | в. 8600 |
Разработано на основе | Пратт и Уитни J57/JT3C |
Pratt & Whitney JT3D — ранний турбовентиляторный авиационный двигатель, созданный на основе Pratt & Whitney JT3C . Впервые он был запущен в 1958 году, а первый полет совершил в 1959 году на испытательном самолете B-45 Tornado . В период с 1959 по 1985 год было произведено более 8000 двигателей JT3D. Большинство двигателей JT3D, которые до сих пор находятся в эксплуатации, используются на военных самолетах, где двигатель обозначается военным обозначением TF33 в США .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Зная о конкуренции со стороны ТРДД Rolls-Royce Conway , Pratt & Whitney решила разработать ТРДД JT3D на основе турбореактивного двигателя JT3C для последующих поставок Boeing 707 и Douglas DC-8, которые тогда приближались к вводу в эксплуатацию. Двухступенчатый вентилятор заменил первые три ступени 9-ступенчатого компрессора JT3C LP. На турбине НД была увеличена вторая ступень и добавлена третья ступень.
В отличие от GE с CJ805-23, Pratt & Whitney не проводила никаких исследований трансзвукового вентилятора до разработки JT3D, поэтому они не смогли включить в спецификацию одноступенчатый блок. [ 1 ] Вместо этого P&W разработала двухступенчатый агрегат на основе некоторых исследований, которые они провели для поддержки ядерного турбореактивного двигателя J91.
На Boeing 707 гондола вентилятора JT3D была относительно короткой, тогда как установка Douglas DC-8 имела кожух вентилятора во всю длину. Pratt & Whitney предоставила комплект, с помощью которого JT3C можно было преобразовать в соответствие со спецификацией и производительностью JT3D во время капитального ремонта. [ 2 ]
В 1959 году важными заказами на двигатель были Boeing 707-120B и Boeing 720B , когда American Airlines заказала один 707 с турбовентиляторными двигателями JT3D, а KLM с двигателем JT3D заказала Douglas DC-8 . Ранее самолеты 707 и DC-8 оснащались турбореактивными двигателями JT3C и JT4A , и повышенная эффективность турбовентиляторных двигателей вскоре привлекла авиакомпании. Самолеты 707-123B и 720-023B с двигателем JT3D (суффикс B обозначал самолет с турбовентиляторным двигателем) поступили на вооружение American Airlines в один и тот же день, 12 марта 1961 года.
Все стратотанкеры Boeing KC-135 изначально оснащались турбореактивными двигателями. После выхода из строя многих самолетов авиакомпании 707 ВВС США воспользовались возможностью купить излишки планеров и использовать двигатели для переоборудования KC-135A, используемых ВВС Национальной гвардии и резервных эскадрилий, на гражданские JT3D (обозначенные TF33- ПВ-102). Было модифицировано более 150 самолетов, а бывший KC-135A был переименован в KC-135E. [ 3 ]
После долгой службы как в авиакомпаниях, так и в военно-воздушных силах количество самолетов с двигателями JT3D неуклонно сокращается. Сто тридцать пять самолетов KC-135 используют JT3D, а 354 самолета были оснащены двигателями CFM International CFM56 , которые обеспечивают большую тягу, меньший расход топлива и повышенную эксплуатационную гибкость благодаря меньшему уровню шума. Шум JT3D является одной из причин, по которой НАТО обсуждает переоснащение своего парка систем АВАКС E-3 Sentry , поскольку на самолеты распространяются ограничения, которых нет на самолетах с современными двигателями. Эксплуатационная гибкость будет еще больше увеличена за счет способности двигателей более высокой мощности увеличивать потолок самолета, расширяя горизонт радиолокационного наблюдения; например, E-3 ВВС Великобритании , Франции и Саудовской Аравии обычно летают выше, чем аналоги НАТО/ВВС США.
с двигателем TF33 В 1961 году на вооружение поступил Boeing B-52H Stratofortress . Модель B-52 «H» была единственным серийным вариантом тяжелого бомбардировщика, оснащенным турбовентиляторными двигателями, и единственной моделью, оставшейся на вооружении ВВС США. Ожидается, что он останется основой парка тяжелых бомбардировщиков ВВС как минимум до 2040 года, при этом рассматриваются варианты замены 8 двигателей TF33 на более современные эквиваленты. В апреле 2020 года ВВС США опубликовали запрос предложений на 608 коммерческих двигателей на замену, планируя заключить контракт в мае 2021 года. [ 4 ] В сентябре 2021 года ВВС США объявили, что TF33 будет заменен на Rolls-Royce F130 . [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]- ДЖТ3Д-1
- Гражданская версия с тягой 17 000 фунтов силы (75,62 кН), (дополнительно впрыск воды) [ 6 ]
- ДЖТ3Д-2
- (TF33-P-3) 17000 фунтов силы (75,62 кН) [ 6 ]
- ДЖТ3Д-3
- 18000 фунтов силы (80,07 кН), (впрыск воды опционально) [ 6 ]
- ДЖТ3Д-3А
- (TF33-P-5) 18000 фунтов силы (80,07 кН) [ 6 ]
- ДЖТ3Д-3Б
- Гражданская версия с тягой 18 000 фунтов силы (80,07 кН)
- ДЖТ3Д-5А
- (TF33-P-7) 18 000 фунтов силы (80,07 кН), (дополнительно впрыск воды) [ 6 ]
- ДЖТ3Д-8А
- (TF33-P-7) 18 000 фунтов силы (80,07 кН), (дополнительно впрыск воды) [ 6 ]
- ДЖТ3Д-7
- Гражданская версия с тягой 19 000 фунтов силы (84,52 кН)
- ДЖТ3Д-15
- Гражданская версия с тягой 22 500 фунтов силы (100,08 кН) для строящегося самолета 707-820.
- ТФ33-П-3
- Тяга 17000 фунтов силы (75,62 кН) для Boeing B-52H Stratofortress [ 6 ]
- ТФ33-П-5
- Тяга 18000 фунтов силы (80,07 кН) для стратотанкера Boeing KC-135. [ 6 ]
- ТФ33-П-7
- Тяга 21000 фунтов силы (93,41 кН) для Lockheed C-141 Starlifter [ 6 ]
- ТФ33-П-9
- Тяга 18000 фунтов силы (80,07 кН) для Boeing EC-135C и Boeing RC-135C.
- ТФ33-П-11
- Тяга 16000 фунтов силы (71,17 кН) для Martin RB-57F Canberra
- TF33-PW-100A
- Тяга 21500 фунтов силы (95,64 кН) для Boeing E-3 Sentry
TF33-PW-102/А
TF33-PW-103
Приложения
[ редактировать ]
- Гражданский (JT3D)
- Военный (TF33)
- Боинг B-52H Стратофортресс
- Боинг С-18
- Серия Боинг С-135
- ЕС-135
- KC-135D/E Stratotanker (переоборудованный из снятых с вооружения авиалайнеров-доноров)
- OC-135B Открытое небо
- RC-135
- туалет-135
- Боинг СС-137
- Боинг Е-3 Сентри
- Боинг VC-137B/C Стратолайнер
- Northrop Grumman E-8 Joint STARS
- Локхид C-141 Старлифтер
- Мартин / General Dynamics RB-57F Канберра
Технические характеристики (JT3D-8A/TF33-P-7)
[ редактировать ]Данные авиационных двигателей мира 1966/67 г. [ 7 ]
Общие характеристики
- Тип: Турбовентиляторный
- Длина: 142,3 дюйма (3610 мм)
- Диаметр: 53 дюйма (1300 мм)
- Сухой вес: 4605 фунтов (2089 кг)
Компоненты
- Компрессор: Осевой поток , 2-ступенчатый вентилятор, 6-ступенчатый компрессор низкого давления и 7-ступенчатый компрессор высокого давления.
- Камеры сгорания : трубчатые , 8 жаровых труб.
- Турбина : осевая, одноступенчатая турбина ВД и трехступенчатая турбина низкого давления.
- Тип топлива: Mil-J-5624 / JP-4 / JP-5
- Масляная система: Возвратная система 50 фунтов на квадратный дюйм (340 кПа)
Производительность
- Максимальная тяга : взлетная 17 000 фунтов силы (76 кН) (по стандарту ISA ); частичное восстановление тяги с закачкой воды
- Общий коэффициент давления : в целом 16:1.
- Коэффициент байпаса : 1,42:1
- Массовый расход воздуха: 500 фунтов/с (230 кг/с)
- Температура на входе в турбину: 1150 К (880 °C; 1610 °F) при взлете, SLS , ISA.
- Удельный расход топлива : 0,78 фунта/(фунт-сила-час) (22 г/(кН⋅с)) при тяге 4000 фунтов-силы (18 кН), M 0,82, 35 000 футов (11 000 м), ISA
- Тяговооруженность : двигатель 3,9 голый.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, Джордж Э.; Минделл, Дэвид А. (2000), «Появление турбовентиляторного двигателя» , Атмосферный полет в двадцатом веке , Kluwer Academic Publishers , стр. 107–155, ISBN 9789401143790 , заархивировано из оригинала 10 июня 2022 г. , получено 27 августа 2021 г.
- ^ на основе статьи в журнале Flight от 19 декабря 1958 г.
- ^ Тони Питер, Боинг 707 720 и C-135, Air-Britain (Историки), 1998, ISBN 0-85130-236-X
- ^ Гаррет Рейм (27 апреля 2020 г.). «ВВС США опубликовали проект запроса предложений по замене двигателей B-52» . Рейс Интернешнл. Архивировано из оригинала 28 апреля 2020 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Янг, Сара (27 сентября 2021 г.). «США выбирают Rolls-Royce для двигателей B-52 в потенциальной сделке на 2,6 миллиарда долларов» . Рейтер. Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
- ^ Уилкинсон, Пол Х. (1966). Авиационные двигатели мира 1966/67 (21-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., с. 103.
Библиография
[ редактировать ]- Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
Внешние ссылки
[ редактировать ]