Jump to content

Фетишизм

(Перенаправлено с «Фетиши» )
Девочек-подростков принимают в общество Санде , Сьерра-Леоне , Западная Африка . [ 1 ] Текст: «Все танцоры носили фетиши, свойственные этому ордену, каждый из которых имел особое значение. Они состояли из нескольких тростниковых веревок, разрезанных на бусины, и рядов семян, просверленных и наполненных лекарством Бунду (Санде)».

Фетиш сверхъестественными (происходит от французского fétiche , которое происходит от португальского feitiço , а это, в свою очередь, от латинского facticius — «искусственный» и facere — «делать») — это объект, который, как полагают, обладает способностями , или, в частности, человеческое существо. -созданный предмет, обладающий властью над другими . По сути, фетишизм — это приписывание объекту присущей ему нематериальной ценности или силы. Талисманы и амулеты связаны между собой. Фетиши часто используются в духовном или религиозном контексте.

Историография

[ редактировать ]

Термин «фетиш» превратился из идиомы, используемой для описания типа объекта, созданного в результате взаимодействия между европейскими путешественниками и коренными жителями Западной Африки в период раннего Нового времени, в аналитический термин, который играл центральную роль в восприятии и изучении незападного искусства. вообще и африканское искусство в частности.

Уильям Питц , который в 1994 году провёл обширное этноисторическое исследование. [ 2 ] фетиша, утверждает, что этот термин возник на побережье Западной Африки в шестнадцатом и семнадцатом веках. Пиц различает, с одной стороны, настоящие африканские объекты, которые в Европе можно назвать фетишами, вместе с местными теориями о них , и, с другой стороны, «фетиш», идею, и идею своего рода объекта. к которому применяется приведенный выше термин. [ 3 ]

По мнению Питца, постколониальная концепция «фетиша» возникла в результате встречи между европейцами и африканцами в очень специфическом историческом контексте и в ответ на африканскую материальную культуру.

Свою диссертацию он начинает с введения в сложную историю слова:

Мой аргумент, таким образом, заключается в том, что фетиш мог возникнуть только в сочетании с возникающей артикуляцией идеологии товарной формы, которая определяла себя внутри и против социальных ценностей и религиозных идеологий двух радикально разных типов некапиталистического общества, когда они сталкивались друг с другом. другие в продолжающейся межкультурной ситуации. Этот процесс отмечен в истории самого слова, поскольку оно развивалось от позднесредневекового португальского feitiço XVI века до пиджина Fetisso на африканском побережье и до различных североевропейских версий этого слова через текст голландца Питера де 1602 года. Марис... Таким образом, фетиш не только возник, но и остается специфичным для проблемы социальной ценности материальных объектов, как она проявляется в ситуациях, сформированных столкновением радикально гетерогенных социальных систем, и изучение истории идеи фетиша может быть направлено на выявление тех тем, которые сохраняются в различных дискурсах и дисциплинах, присвоивших этот термин. [ 4 ]

Сталлибрасс заключает, что «Питц показывает, что фетиш как концепция был разработан для демонизации якобы произвольной привязанности жителей Западной Африки к материальным объектам. Европейский субъект был создан в противовес демонизированному фетишизму посредством отрицания объекта». [ 5 ]

Первоначально португальцы разработали концепцию фетиша для обозначения предметов, используемых в религиозной практике туземцами Западной Африки. [ 4 ] Современный португальский feitiço может относиться к более нейтральным терминам, таким как очарование , чары или абракадабра , или к более потенциально оскорбительным терминам, таким как амулет , колдовство , колдовство , заклинание или колдовство . Средневековые лолларды выступали с полемикой, предвосхищающей фетишизм. [ 6 ]

Эта концепция была популяризирована в Европе примерно в 1757 году, когда Шарль де Бросс использовал ее, сравнивая религию Западной Африки с магическими аспектами древнеегипетской религии . Позже Огюст Конт использовал эту концепцию в своей теории эволюции религии , в которой он постулировал фетишизм как самую раннюю (наиболее примитивную) стадию, за которой следовали политеизм и монотеизм . Однако этнография и антропология классифицируют некоторые артефакты политеистических и монотеистических религий как фетиши.

Интеллектуалы восемнадцатого века, сформулировавшие теорию фетишизма, столкнулись с этим понятием в описаниях «Гвинеи», содержащихся в таких популярных сборниках путешествий, как «Viaggio e Navigazioni де Бри » Рамузио (1550 г.), «Восточная Индия» Перчаса (1597 г.), «Hakluytus Posthumus» (1625 г.), Черчилля Сборник путешествий и путешествий (1732 г.), Эстли « Новый общий сборник путешествий и путешествий» Прево (1746 г.) и «Общая история путешествий» (1748 г.). [ 7 ]

Теория фетишизма была сформулирована в конце XVIII века Г.В.Ф. Гегелем в «Лекциях по философии истории» . По мнению Гегеля, африканцы были неспособны к абстрактному мышлению, их идеи и действия управлялись импульсом, и поэтому объектом фетиша могло быть все, что тогда было произвольно наделено «мнимыми силами». [ 8 ]

Упражняться

[ редактировать ]
A voodoo fetish market in Lomé , Togo , 2008

Использование этой концепции при изучении религии происходит из изучения традиционных религиозных верований Западной Африки, а также из Водуна , который, в свою очередь, вытекает из этих верований.

Фетиши широко использовались в некоторых религиях и обычаях коренных американцев . [ 9 ] Например, медведь олицетворял шамана , буйвол — добытчика, пума — воина, а волк — следопыта, причины войны . [ 9 ]

Като Генчи [ ja ] (1873–1965), синтоистский священник и ученый в области сравнительного религиоведения, применил термин «фетиш» к историческому изучению традиционной японской религии. Он привел украшения, мечи , зеркала и шарфы как примеры фетишизма в синтоизме. [ 10 ] По его словам, в сельских районах Японии можно найти множество следов анимизма , тотемизма , фетишизма и фаллицизма . [ 11 ] Он также утверждал, что Десять священных сокровищ [ ja ] были фетишами и императорские регалии Японии сохранили те же черты, и указывал на сходство с семейными реликвиями Пусака туземцев Ост-Индии и священными Тьюрунгами центральных австралийцев. [ 12 ] Он отметил, что божественный меч Кусанаги-но Цуруги , который, как считалось, обеспечивал сверхъестественную защиту («благословение»), был обожествлен и хранился (в том месте, где сейчас находится храм Ацута ). [ 12 ] Говорят, что Акарухимэ-но Ками , женское божество храма Хиюрикусо [ джа ] , изначально было красным шаром, а затем превратилось в красивую женщину. [ 12 ] Драгоценный камень на шее Идзанаги-но-Микото обожествлялся и назывался Микуратана-но-ками . [ 12 ]

Англо-ирландский дипломат и ученый Уильям Джордж Астон (1841–1911) также утверждал, что Кусанаги-но Цуруги можно рассматривать как пример фетишизма. Первоначально хранившийся в качестве подношения меч стал митамасиро ( букв . «представитель духа», «знак духа»), более известный как синтай ( букв. «тело бога»; священный объект, содержащий ками или «дух»). ). [ 13 ] Астон заметил, что люди склонны думать о митаме («духе») божества, во-первых, как о месте его реального присутствия, а во-вторых, как о самом божестве. На практике различие между митамой и синтаем было неопределенным, и синтай даже стали называть телом бога. [ 13 ] Например, самой печи для приготовления пищи ( камадо ) поклонялись как божеству. [ 13 ] Учитывая неопределённость таких различий – ещё более усугубляемую ограниченным использованием изображений (например, в живописи или скульптуре) – существовала тенденция приписывать особые достоинства определённым физическим объектам вместо божества. [ 13 ]

В наше время американский лингвист Рой Эндрю Миллер (1924–2014) заметил, что брошюра националистической прокламации Кокутай-но Хонги (1937 г.) и Императорский рескрипт об образовании (1890 г.) также часто почитались как «фетиши» и относились к ним с уважением. помещали и хранили в домашних алтарях ( камидана ). [ 14 ] [ н 1 ]

Ваша норка

[ редактировать ]

), созданное и используемое народом БаКонго на западе ДРК , Нкиси (множественное число минкиси представляет собой скульптурный объект, который обеспечивает местное жилище духовной личности. Хотя некоторые минкиси всегда были антропоморфными, они, вероятно, были гораздо менее «натуралистичными» или «реалистичными» до прихода европейцев в девятнадцатом веке; Фигуры Конго более натуралистичны в прибрежных районах, чем внутри страны. [ 3 ] Поскольку христиане склонны думать о духах как об объектах поклонения, идолы становятся объектами идолопоклонства, когда поклонение было адресовано ложным богам. Таким образом, европейские христианские колонизаторы считали минкиси идолами на основании религиозных предубеждений.

Иностранные христиане часто называли нкиси «фетишами», а иногда и « идолами », потому что они иногда изображаются в человеческом или получеловеческом облике. Современная антропология обычно называет эти объекты либо «объектами силы», либо «чарами».

Отвечая на вопрос, является ли нкиси фетишем, Уильям Макгаффи пишет, что ритуальная система Конго в целом

имеет отношение, подобное тому, которое, по мнению Маркса, «политическая экономия» имела с капитализмом как его «религией», но не по причинам, выдвинутым Босманом, мыслителями Просвещения и Гегелем. Иррациональный «живой» характер символического аппарата ритуальной системы, включая минкиси , приспособления для гаданий и испытания на ведьм, косвенно выражал реальные властные отношения между участниками ритуала. «Фетишизм» касается отношений между людьми, а не объектов, которые опосредуют и маскируют эти отношения. [ 3 ]

Таким образом, заключает Макгаффи, называть нкиси фетишем — значит переводить «определенные реалии Конго в категории, разработанные в зарождающихся социальных науках девятнадцатого века, в Европе после эпохи Просвещения». [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В своем обсуждении мифа о японской идентичности, окружающего национальный язык ( Нихонго ), Миллер описал котодаму («дух» языка) как «самый важный фетиш-термин во всем современном мифе о Нихонго». [ 15 ]
  1. ^ Ти Джей Олдридж, Шербро ) и его внутренние районы , (1901
  2. ^ Питц, Уильям (1988). Происхождение фетишизма: вклад в историю теории (докторская диссертация). Калифорнийский университет, Санта-Круз. ПроКвест   303717649 .
  3. ^ Jump up to: а б с д МакГаффи, Вятт (весна 1994 г.). «Африканские предметы и идея фетиша». RES: Антропология и эстетика . 25 : 123–131. дои : 10.1086/RESv25n1ms20166895 . S2CID   191127564 .
  4. ^ Jump up to: а б Питц, Уильям (весна 1985 г.). «Проблема фетиша Я». RES: Антропология и эстетика . 9 (9). Президент и члены Гарвардского колледжа, действующие через Музей археологии и этнологии Пибоди: 5–17. дои : 10.1086/RESv9n1ms20166719 . JSTOR   20166719 . S2CID   164933628 .
  5. ^ Сталлибрасс, Питер (2001). Дэниел Миллер (ред.). Потребление: критические концепции в социальных науках (1-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN  0415242673 .
  6. ^ Стэнбери, С. (2015). Визуальный объект желания в позднесредневековой Англии . Серия «Средние века». Университет Пенсильвании Пресс, Инкорпорейтед. п. 31. ISBN  978-1-5128-0829-2 . Проверено 14 июня 2023 г.
  7. ^ Питц, Уильям (весна 1987 г.). «Проблема фетиша, II: Происхождение фетиша». RES: Антропология и эстетика . 13 (13): 23–45. дои : 10.1086/RESv13n1ms20166762 . JSTOR   20166762 . S2CID   151350653 .
  8. ^ МакГаффи, Вятт (1993). Удивление и сила, Глаза понимания: Конго Минкиси . Национальный музей африканского искусства.
  9. ^ Jump up to: а б «Животные: факт и фольклор». Журнал Нью-Мексико . Август 2008 г., стр. 56–63.
  10. ^ Хилькема-Вос, Наоми (1990). «Като Генчи: забытый пионер сравнительного религиоведения» . Японский журнал религиоведения . 17 (4): 375–395. ISSN   0304-1042 .
  11. Монументальный труд доктора Генчи Като по синтоизму, Мемориальное общество Дэниела С. Холтома, том 47, Сёва 12, 1937/04/ стр. 7-14.
  12. ^ Jump up to: а б с д Исследование синтоизма: религия японской нации, Генчи Кату, Copyright Year 2011, ISBN 9780415845762, опубликовано 27 февраля 2013 г. издательством Routledge, глава III «Фетишизм и фаллизм».
  13. ^ Jump up to: а б с д СИНТО (ПУТЬ БОГОВ), У.Г. АСТОН, КМГ, Д.Лит., ЛОНГМАНС, ГРИН И К°. 39 ПАТЕРНОСТЕР РОУ, ЛОНДОН, НЬЮ-ЙОРК И БОМБЕЙ, 1905, стр.65-75, стр.73, стр. 159
  14. ^ КОКУТАЙ - ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИНТО ОТ РАННЕГО СОВРЕМЕННОГО ДО СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ, Клаус Антони, Университет Эберхарда Карлса Тюбинген: Tobias-lib Tübingen 2016, стр. 259
  15. ^ Чу, Джон Дж. (1984). «Японский язык глазами послевоенной Японии – обзорная статья» . Журнал азиатских исследований . 43 (3): 475–480. дои : 10.2307/2055759 . ISSN   0021-9118 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a0d85381365afd80a3033ab5d2097e1__1722151200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/e1/7a0d85381365afd80a3033ab5d2097e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fetishism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)