Рено 9 и 11
Рено 9/11 | |
---|---|
![]() Фаза 1 Рено 9 | |
Обзор | |
Производитель | Рено |
Также называется | Рено Люксмор (Тайвань) |
Производство | 1981–1989 (Франция) 1983–1987 (США) 1983–1996 (Тайвань) 1984–1997 (Аргентина) 1983–1999 (Колумбия) 1985–2000 (Турция) |
Сборка |
|
Дизайнер | Роберт Опрон |
Кузов и шасси | |
Сорт | Маленький семейный автомобиль ( С ) |
Тип кузова | |
Макет | Передний двигатель, передний привод |
Связанный | |
Хронология | |
Предшественник | Рено 14 |
Преемник | Рено 19 |
Renault 9 и Renault 11 — небольшие семейные автомобили, выпускавшиеся французским производителем Renault с 1981 по 1989 год в конфигурациях седан (Renault 9) и хэтчбек (Renault 11). Оба были разработаны французским автомобильным дизайнером Робертом Опроном .
Варианты производились American Motors Corporation (AMC) под названиями Renault Alliance и Renault Encore для рынка Северной Америки. Автомобиль выпускался в Турции до 2000 года.
В моделях используется поперечная переднеприводная конфигурация двигателя и независимая подвеска всех четырех колес. Они были выбраны европейским автомобилем года в 1982 году, а также автомобилем года по версии Motor Trend и одними из 10 лучших по версии Car and Driver в 1983 году.
Фазы
[ редактировать ]
За свою карьеру было три фейслифтинга Renault 9 и два фейслифтинга Renault 11. Выпущенный в 1983 году Renault 11 был оснащен двойными фарами, отличными от Renault 9. В 1985 году Renault 9 подвергся фейслифтингу, придав ему тот же вид передней части и двойные фары, что и Renault 11, но только в версиях GTS, GTD, Уровни TSE, TDE, TXE и GTX. Младшие модели C, TC, GTC, TL, GTL и TD сохранили фронт фазы 1. Более поздняя серия Renault 9 Broadway также имела 4 передние фары от Renault 11 фазы 1. Более аэродинамичная Phase 2 появилась в 1987 году, а модели 9 и 11 теперь различались только в задней части автомобилей.
Наконец, Phase 3, которая не продавалась в большинстве стран Европы, была выпущена в Турции в 1997 году. Эта последняя версия имела более закругленные передние и задние фонари, а также яйцевидную облицовку кузова вокруг бамперов и крышки багажника, которая была призвана придать машина приобрела более современный вид. Дизайн передней части изначально был разработан для фейслифтинговой модели 1993 года, собиравшейся на Тайване под названием « Рено Люксмор ». Эти более поздние автомобили турецкого производства имели значок «Бродвей», а также обозначение Renault 9, но учтите, что «Бродвей» уже использовался в специальных выпусках моделей более раннего этапа.
Обзор
[ редактировать ]

Renault 9 был выпущен в октябре 1981 года как четырехдверный седан (с правосторонним управлением для рынка Великобритании в марте 1982 года), а модель 11 была выпущена в начале 1983 года (в Великобритании с июня того же года) как трех- или пятидверный хэтчбек .
Оба были разработаны под кодовым названием Renault L42 и спроектированы Робертом Опроном . [ 2 ] Renault приступила к разработке концепции Renault 9 в 1977 году как «четырехметровой» модели (имеется в виду ее длина), которая могла бы поместиться между Renault 5 и Renault 14 .
Опрон разработал традиционную конструкцию с тремя коробками, чтобы привлечь традиционного покупателя и избежать плохого приема, который был свойствен стилю Renault 14 . Исчерпывающие потребительские исследования показали, что покупатели отвергли инновации, в результате чего дизайн получился довольно невзрачным, хотя и обладающим скромной элегантностью.
К тому времени, когда модели были запущены в производство, Renault привлекла к проекту более 500 человек, которые потратили 14 500 000 часов на исследования и испытания, построили 44 прототипа, испытали 130 двигателей и проехали на прототипах более 2,2 миллиона км. [ 3 ]

Оба автомобиля также были спроектированы более консервативно, хотя они сохранили передний привод. Renault отказалась от трансмиссии Douvrin (или «Чемодан») в поддоне двигателя, которую она разделяла с Peugeot-Citroën в Renault 14, в пользу собственной мощности. агрегат – почтенный двигатель C-типа «Cléon» с навесной трансмиссией. Эта механическая схема, наряду с конструкцией подвески 11 сентября, должна была стать основой всех небольших автомобилей Renault в течение следующих 15 лет или около того.
Renault 9 был удостоен награды « Европейский автомобиль года» 1982 года , а Alliance вошел в автомобилей и водителей в десятку лучших 1983 году. [ 4 ] и был признан по версии Motor Trend автомобилем года в 1983 году. Хорошо оснащенный Renault 11 TSE Electronic 1983 года был первым автомобилем в своем классе, имевшим с синтетической озвучкой бортовой компьютер , но только потому, что Renault перенесла дату выпуска на несколько дней, чтобы опередить остинского Maestro Vanden Plas . [ 5 ]
Хотя автомобили 9 и 11 имели разные названия и стили кузова, внутри они были идентичны и предназначались для совместной замены более старого Renault 14. Модель 11 также отличалась от модели 9 по передней части, на которой были установлены сдвоенные квадратные фары. который был представлен Северо-Американскому Альянсу . Модель 9 также получила эту новую переднюю часть в конце 1985 года для модели 1986 года. [ 6 ]
Модель 11 намеренно подражала стилю своего старшего брата, выпущенного почти в то же время - представительского Renault 25 (также разработанного Робертом Опроном) - с фирменным задним стеклом с запахом и эффектным дизайном приборной панели с капюшоном, который имел опцию «Electronique». уровень отделки салона, который включал цифровую комбинацию приборов и бортовой компьютер с голосовым синтезатором - аналогичный тем, что был на 25. Модель 9, напротив, имела более простую и консервативную приборную панель, а цифровые инструменты никогда не были доступны. Обе модели были еще раз модернизированы для европейского рынка (этап 2) с соответствующими обновлениями носовой части и интерьера для модельного года 1987. На автосалоне в Брюсселе в январе 1985 года Renault показала 11 Société, легкую коммерческую версию трехместного автомобиля. дверной хэтчбек с грузовой платформой, заменяющей заднее сиденье. [ 7 ]
Версия 9 производилась и продавалась American Motors Corporation (AMC) в США под названием Renault Alliance и имела небольшой значок AMC. Выпустив 623 573 экземпляра 1982–1987 модельных годов, AMC предлагала Alliance как четырехдверный седан, двухдверный седан (с более высокими задними колесными арками, чем у четырехдверных) и как кабриолет , начиная с 1984 года.
Производство Renault 9 и 11 продолжалось во Франции до 1989 года, через год после запуска Renault 19. Однако производство продолжалось в других странах, и конец, наконец, наступил почти через двадцать лет, когда производство в Турции было прекращено в 2000 году.
Соревнование
[ редактировать ]Renault 11 Turbo широко использовался Renault Sport на автомобиле группы A на чемпионате мира по ралли 1987 года. Французу Алену Орейу удалось одержать победу в группе N на ралли Монте-Карло 1985 года . [ 8 ] за ней последовала победа в группе А в 1986 году (достаточно для восьмого места в общем зачете). [ 9 ] Однако Renault 11 Turbo занял второе и третье места на ралли Португалии и Сан-Ремо 1987 года соответственно с Жаном Рагнотти на месте водителя. Модель 11 Turbo также выиграла национальный чемпионат Польши по ралли в 1985 и 1988 годах, а также чемпионаты Швейцарии и Португалии по ралли в 1987 году. Его последним важным результатом стало четвертое место Орейля в общем зачете на ралли Монте-Карло 1988 года. [ 10 ]
Двигатели
[ редактировать ]
Renault Cléon-Fonte с верхним расположением клапанов На момент запуска в обоих автомобилях использовались устаревшие двигатели объемом 1,1 или 1,4 литра, а также базовая конструкция подвески, которая заслужила мало похвал за качество вождения. Исключением были 9 Turbo и 11 Turbo хот-хэтч , в которых использовался двигатель с турбонаддувом от Renault 5 .
Двигатель C1E объемом 1,1 л был доступен только в трехдверном кузове R 11 и на Renault 9. Renault 11 TC и GTC с 5 дверями, где был доступен двигатель C1G объемом 1,2 л, с 1985 года. C1E был снят с производства. начиная с фазы 2, что делает C1G самым маленьким двигателем в серии.
Первым был представлен 11 Turbo, первоначально только с трехдверным кузовом. В отличие от 5 Turbo или 205 GTi , 11 Turbo больше ориентирован на комфорт. [ 11 ] Хотя автомобили были тяжелее, чем Renault 5, увеличенной мощности в более поздних моделях было достаточно, чтобы обеспечить более высокие характеристики благодаря мощности 115 л.с. (85 кВт; 113 л.с.). Версия, настроенная для ралли, была впечатляюще быстрой, производя около 220 л.с. (162 кВт; 217 л.с.).
Новый двигатель типа F , который был разработан в сотрудничестве с Volvo, появился в конце 1983 года в двухкарбюраторном исполнении объемом 1721 куб.см ( F2N ) и использовался в элитных версиях GTX, GTE, TXE и TXE Electronic (Electronique во Франции). Эти версии с более крупными двигателями были специально разработаны с учетом потребностей Америки, хотя они также хорошо подходили для меняющегося европейского рынка. [ 12 ]
Более поздние версии также получили двигатели с впрыском топлива. Alliance и Encore, хотя и были сравнительно недостаточно мощными, имели определенное преимущество в плавности хода и управляемости по сравнению с другими небольшими автомобилями, доступными в Америке в то время, и даже имели свою собственную гоночную серию SCCA - Alliance Cup.
Расстановка
[ редактировать ]- ТС – 1,1 л – 1108 куб.см; 48 л.с. (35 кВт)
- ГТК – 1,2 л – 1237 куб.см; 55 л.с. (40 кВт)
- TL – 1,4 л – 1397 куб.см; 60 л.с. (44 кВт)
- GTL – 1,4 л – 1397 куб.см; 68 л.с. (50 кВт)
- ГТС – 1,4 л – 1397 куб.см; 72 л.с. (53 кВт)
- ТСЭ – 1,4 л – 1397 куб.см; 72 л.с. (53 кВт)
- ТХ – 1,7 л – 1721 куб.см; 75 л.с. (55 кВт)
- ТХЕ – 1,7 л – 1,721 куб.см; 82 л.с. (60 кВт)
- GTX – 1,7 л – 1721 куб.см; 90 л.с. (66 кВт)
- ГТД – 1,7 л – 1721 куб.см; 95 л.с. (70 кВт)
- Турбо – 1,4 л – 1397 куб.см; 115 л.с. (85 кВт)
- Турбо – 1,4 л – 1397 куб.см; 105 л.с. (77 кВт)
- ГТД – 1,6 л – 1595 куб.см; 55 л.с. (40 кВт)
- ТДЭ – 1,6 л – 1595 куб.см; 55 л.с. (40 кВт)
Различные версии по всему миру
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]
Renault 11 производился с октября 1984 года по декабрь 1994 года на заводе Renault Argentina в Санта-Исабель в следующих комплектациях: GTL, RL, RN, TR, TS, TSE, TXE с двигателем 1,4 M1400 производства Renault Argentina и после него CIADEA . Производство Renault 9 началось с 1987 по 1997 год в тех же версиях и двигателях, плюс двигатель 1.6, такой как R11, и, по данным ADEFA, было выпущено 144 262 автомобиля (R9) и 79 037 (R11). Сегодня R9 – очень популярный автомобиль в стране, как в маленьких, так и в больших городах.
Все версии R11 и R9, произведенные в Аргентине, а также в Колумбии и Турции, страдали от проблем, связанных с тем, что материал, из которого изготовлена приборная панель, разрушался под воздействием ультрафиолетовых лучей и растрескивался (особенно с правой стороны, поскольку он не у меня нет рулевой колонки, которая его поддерживает).
Колумбия
[ редактировать ]SOFASA начала производство Renault 9 в 1983 году, выпустив версию GTL с объемом двигателя 1400 куб.см и мощностью 60 л.с. (44 кВт; 59 л.с.). Объем двигателя этой модели был уменьшен до 1300 куб.см, и она стала моделью начального уровня, когда в 1985 году была выпущена более оснащенная модель GTS (1400 куб.см).
Следующие европейские обновленные версии Renault 9 в стране были известны как Gama 2. В 1987 году был представлен TL (1300 куб.см), а в 1988 году последовали более совершенные TSE 1.3 и GTX 1.4. Последний имел передние электрические стеклоподъемники, спойлер и улучшенный интерьер. Новая топовая модель TXE была выпущена в 1989 году и представила обновленные передние фары, зеркала с электроприводом и TIR – инфракрасный пульт дистанционного управления для управления замками. В 1990 году SOFASA выпустила на рынок 50 автомобилей 50-го специального выпуска Prestige с кожаными сиденьями и легкосплавными дисками.
В 1992 году производство этих версий было прекращено, и были представлены три модели: базовый Brío (1,3 л), средний класс Súper (1,3 л) и Máximo (1,6 л). В 1995 году Brío был переименован в Brío RN, чтобы его можно было отличить от более сложного Brío RT. Более мощный вариант RT назывался Optimo.
К середине 1996 года SOFASA решила экспериментировать с гораздо более гибким способом предложения автомобилей на рынке. Идея, получившая название R9 Personnalité, позволяла клиентам выбирать из различных двигателей и аксессуаров, чтобы они могли собрать автомобиль, который они хотели, в рамках своего бюджета. Это стало возможным благодаря специальному программному обеспечению в дилерских центрах. Год спустя обновленная версия получила впрыск топлива, гидроусилитель рулевого управления и совершенно новый интерьер.
После 16 лет производства Renault 9 был снят с производства в Колумбии и заменен Renault 19 и Renault Mégane . Он стал типичным семейным автомобилем в Колумбии: в период с 1983 по 1999 год было построено и продано более 115 000 единиц, что на тот момент было рекордом в автомобильной истории Колумбии. [ 13 ]
Тайвань
[ редактировать ]Sanfu Motors на Тайване собирала Renault 9 с 1983 по 1996 год. [ 14 ] Версия с автоматической коробкой передач стала доступна в январе 1985 года. [ 15 ] В 1985 году также стал доступен пятидверный Renault 11, первоначально только в спортивной комплектации GTX с легкосплавными дисками и оснащенный двигателем F2NA объемом 1721 куб. См (105,0 куб. Дюймов) мощностью 95 л.с. (70 кВт). По состоянию на апрель 1986 года Renault 9 получил конструкцию передней части с двумя фарами, как у модели 11, а модель 11 GTX была заменена на TXE. С октября 1986 года двигатель объемом 1397 куб.см, первоначально предназначенный для R9, стал доступен и для R11 GTS, что подорвало его позиции как более спортивной модели, а также был добавлен 1,7-литровый R9 TXE. В сентябре 1987 года модельный ряд подвергся обновлению Фазы 3.
После того, как в 1989 году производство во Франции было прекращено, Sanfu Motors пришлось вместо этого закупать детали в Аргентине и Колумбии. Хотя это позволило им снизить цену, это оказало негативное влияние на качество и, следовательно, на репутацию Renault на Тайване. [ 15 ] После появления Renault 19 на Тайване в 1990 году производство R11 было остановлено, а продажи прекратились в феврале 1991 года. [ 16 ] В 1993 году была представлена обновленная версия 9, которая теперь называется Renault Luxmore (雷諾銀鑽). Продававшийся только как седан, он имел обновленную переднюю часть в сочетании с задними фонарями Renault 19 Chamade , а также адаптировал большую часть интерьера 19. Двигатель Luxmore представлял собой 1,4-литровый агрегат Energy SOHC, позаимствованный у Clio , мощностью 72 л.с. (53 кВт). [ 15 ] Производство закончилось в 1996 году, и обновленная передняя часть стала использоваться для конструкции Фазы 4, построенной в Турции, начиная с 1997 года.
Турция
[ редактировать ]
Построенный компанией Oyak-Renault в Бурсе начиная с 1985 года, Renault 9 сохранял первоначальный стиль кузова «Фаза 1» до 1993 года. Renault 9 Фаза 2 там не производился, хотя за эти годы был внесен ряд незначительных внешних и внутренних изменений. . В 1986 году дизельный GTD присоединился к GTL в местном производстве, став первым легковым автомобилем с дизельным двигателем, построенным в Турции. [ 17 ] За ним последовал GTC с бензиновым двигателем (1987 г.), а Broadway заменил GTL в 1988 г. Примерно в это же время появилась модель Broadway GTE. Весной 1991 года GTC был заменен новой базовой моделью под названием Renault 9. Мощность варьировалась от 60 до 72 л.с. (44 и 53 кВт) в зависимости от модели и года выпуска. В апреле 1993 года модельный ряд был обновлен за счет фейслифтинга передней части Phase 2. 1,4-литровый Broadway мощностью 72 л.с. заменил Spring и другие модели, а была добавлена 1,6-литровая модель Fairway мощностью 80 л.с. (59 кВт) с аргентинским двигателем C2L с двухкамерным карбюратором Weber . [ 17 ] В сентябре 1994 года Fairway получил фары и различные детали отделки от 11 Flash S, но был снят с производства в первой половине 1996 года из-за падения продаж.
Модернизированный, более яйцевидный дизайн (этап 3) был выпущен в Турции в 1997 году под названием Renault Broadway и продавался там до 2000 года. С 1996 года 1,4-литровый двигатель (теперь единственный доступный размер) получил систему впрыска топлива, чтобы соответствовать европейским стандартам. стандарты выбросов. Эти поздние модели первоначально продавались как RNi, позже просто 1.4i, и имели мощность 80 л.с. (59 кВт).
Пятидверный Renault 11 был построен в Турции в 1,4-литровом исполнении GTS с 1987 года. В следующем году была добавлена 1,7-литровая версия TXE мощностью 92 л.с. (68 кВт), более известная как 11 Flash. Трехдверный 11 никогда не собирался Ояк-Рено. Чтобы отпраздновать выход «Галатасарая» в полуфинал Кубка европейских чемпионов 1989 года , была выпущена специальная серия из 500 автомобилей под названием Flash Galatasaray. В 1990 году вышло специальное издание «Фенербахче» . Оба из них имели элементы в цветах команды и различное другое специальное оборудование. В 1993 году модель 11 подверглась фейслифтингу (этап 3), при этом GTS был заменен 1,6-литровым двигателем 11 Rainbow, соответствующим Renault 9 Fairway. Модель 11 Flash S заменила более раннюю модель Flash, предложив черты внешнего дизайна 11 Turbo с колесами Speedline Renault 5 GT Turbo (но производимыми колесами CMS) и модернизированным двигателем мощностью 103 л.с. (76 кВт). Производство 11 автомобилей в Турции было прекращено в 1995 году.
США и Канада
[ редактировать ]
Автомобиль малолитражного размера производился и продавался в Северной Америке компанией American Motors Corporation (AMC) под названием Renault Alliance с 1983 по 1987 модельные годы, а с трех- и пятидверным хэтчбека вариантом Renault Encore продавался начиная с 1984 года. В 1987 году AMC предлагала только один год GTA Sedan и Convertible , которые включали двигатель объемом 2,0 л, спортивную подвеску, аэродинамический обвес ZENDER GmbH и Ronal. колеса. В том же году Encore был переименован в Alliance Hatchback.
Производство Alliance и GTA было прекращено после выкупа компанией Chrysler компании AMC в 1987 году. Всего было произведено 623 573 единицы.
В культуре
[ редактировать ]В фильме о Джеймсе Бонде 1985 года « Вид на убийство » значительную роль играет такси Renault 11 TXE. Известный каскадер Реми Жюльен координирует сцену, в которой у Renault 11 срывается крыша и автомобиль разрезается пополам во время столкновения с Renault 20 . [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хомола, Питер (7 февраля 1985 г.). «Zastava en cie» [Застава и компания]. АвтоГиды (на фламандском языке). Том. 6, № 140. Брюссель, Бельгия: Автожурнал Uitgeverij. п. 53.
- ^ Байарс, Мел (2004). Энциклопедия дизайна . Музей современного искусства. п. 544. ИСБН 978-0-87070-012-5 .
- ^ «Histoire de la Renault 9» [Рено 9: История] (на французском языке). Renault 9 и 11 Клуба Франции. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г.
- ^ «Альянс AMC/Renault 1983 года – 10 лучших автомобилей» . Автомобиль и водитель . Январь 1983 года . Проверено 25 августа 2012 г.
- ^ Рено, Жан-Жак (10 марта 1983 г.). «BL ставит его на третье место». Автомобильный монитор (на французском языке). 34 (764). Брюссель, Бельгия: Издания Auto-Magazine: 10.
- ^ «Рено 9» (на французском языке). Renault 9 и 11 Клуба Франции. Архивировано из оригинала 10 февраля 2014 г.
- ^ Верхелле, Тони (7 февраля 1985 г.). «63-я выставка коммерческого транспорта: Ничего шокирующего». АвтоГиды (на фламандском языке). 6 (140). Брюссель, Бельгия: Автожурнал Uitgeverij: 18.
- ^ Бридье, Жерар (апрель 1985 г.). «Ален Орей: а-ля сила запястья» [О силе запястья]. Выхлоп (на французском языке) (198). Париж, Франция: Майкл Хоммель: 139.
- ^ Тинкканен, Йоуни. «Ралли Монте-Карло 1986, окончательные результаты» . Архив мирового ралли Jonkka . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ Тинкканен, Йоуни. «Ралли Монте-Карло 1988, окончательные результаты» . Архив мирового ралли Jonkka . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ Де Леенер, Филипп (19 апреля 1984 г.). «Рено 11 Турбо». Автомобильный монитор (на французском языке). 35 (793). Брюссель, Бельгия: Editions Auto-Magazine: 129–130.
- ^ Пиротт, Марсель (23 февраля 1984 г.). «Рено 11 ТХЕ». Автомобильный монитор (на французском языке). 35 (789). Брюссель, Бельгия: Editions Auto-Magazine: 34–35.
- ^ «Рено 9 (1983–2000)» (на испанском языке). 7 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2007 г.
- ^ Клеман-Коллен, Поль (21 июня 2016 г.). «Renault Luxmore: R9, сделанный на Тайване!» [Renault Luxmore: Renault 9, сделанный на Тайване!] (на французском языке). КарДжегер. Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сяо Ци (Сяо Ци) (24 августа 2012 г.). «Мимолетная французская Мимолетная французская слава: Sanfu Motors Renault 9 и 11]. Sanfu Motors Renault 9 и 11» [ слава : .
{{cite web}}
: Проверять|archive-url=
ценность ( помощь ) - ^ Фокс (12 декабря 2011 г.). «Che You Street Shot: Sanfu Renault Renault 11 Автомат» [Che You Street Shot: Sanfu Renault Renault 11 Автомат] (на китайском языке. Архивировано из оригинала , 2016-04) . -27.
- ^ Перейти обратно: а б «Renault 9 Türkiye Tarihi (1985-2000)» [История Renault 9 Турция (1985-2000)]. Рено 9 (на турецком языке). 03.05.2015. Архивировано из оригинала 3 июня 2016 г.
- ^ «Джеймс Бонд: Продается Renault 11 из фильма «Твои опасны»» . Аргус .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Renault 9, на Викискладе?
СМИ, связанные с Renault 11 , на Викискладе?
- Автомобили Рено
- Компактные автомобили
- Хэтчбеки
- Седаны
- Кабриолеты
- Автомобили, представленные в 1981 году.
- Автомобили снятые с производства в 2000 году
- автомобили 1980-х годов
- автомобили 1990-х годов
- автомобили 2000-х годов
- Автомобили Аргентины
- Автомобили Турции
- Автомобили с поперечно расположенными 4-цилиндровыми двигателями.
- Раллийные автомобили