Колдовство в Африке

Часть серии о |
Колдовство |
---|
В Африке колдовство . относится к различным верованиям и практикам Эти убеждения часто играют важную роль в формировании социальной динамики и могут влиять на то, как сообщества решают проблемы и обращаются за духовной помощью. Однако многое из того, что представляет собой колдовство в Африке, было подвержено недоразумениям и путанице, во многом благодаря тенденции западных ученых со времен Маргарет Мюррей подходить к этому предмету через призму сравнения с европейским колдовством. [ 1 ] Определение колдовства у африканцев и европейцев различается, что приводит к неправильному пониманию африканских практик колдовства среди европейцев. [ 2 ] В то время как некоторые колонизаторы пытались искоренить охоту на ведьм, приняв закон, запрещающий обвинения в колдовстве, некоторые страны, где это имело место, официально признали существование колдовства посредством закона. Это создало среду, которая поощряет преследование подозреваемых в ведьмах. [ 3 ]
В Камеруне среди народа мака колдовство известно как джамбе и включает в себя оккультные, преобразовательные, убийства и целительные аспекты. [ 4 ] В Центральноафриканской Республике ежегодно сотни людей осуждаются за колдовство, при этом поступают сообщения о насильственных действиях в отношении обвиняемых женщин. [ 5 ] Демократическая Республика Конго стала свидетелем тревожной тенденции обвинений детей в колдовстве в Киншасе , что привело к жестокому обращению и экзорцизму под руководством самозваных пасторов. [ 6 ] Гана борется с обвинениями в адрес женщин, что приводит к существованию лагерей ведьм , где обвиняемые могут искать убежища, хотя правительство планирует их закрыть. [ 7 ]
В Кении поступали сообщения о том, что толпы людей сжигали людей, обвиненных в колдовстве, что отражает глубоко укоренившуюся веру в сверхъестественное. [ 8 ] Малави сталкивается с аналогичной проблемой обвинений в детском колдовстве: традиционные целители и некоторые христианские коллеги участвуют в экзорцизме, что приводит к отказу от детей и жестокому обращению с ними. [ 9 ] В Нигерии пасторы -пятидесятники ради выгоды переплели христианство с верой в колдовство, что привело к пыткам и убийствам обвиняемых детей. [ 10 ] Сьерра-Леоне в Люди Менде считают осуждение за колдовство полезным, поскольку обвиняемые получают поддержку и заботу со стороны общества. [ 11 ] В зулусской культуре целители, известные как сангома , защищают людей от колдовства и злых духов посредством гадания и родовых связей. [ 12 ] Однако возникают опасения относительно подготовки и подлинности некоторых сангом.
Историк Джейкоб Олупано пишет о колдовстве и религии в Африке: «...Африканские религии не являются статичными традициями, они отреагировали на изменения внутри своих местных сообществ и на изменения, вызванные внешними влияниями, и распространились вместе с диаспорой и миграцией». Ведьмы в Африке «служат авторитетными фигурами и посредниками между социальным миром и космическим царством». [ 13 ]
История
[ редактировать ]
В доколониальной Африке существовала местная практика колдовства, при этом некоторые общества приписывали сверхъестественные способности определенным людям. Эти верования варьировались от благотворных сил, таких как исцеление, до злых сил, способных причинить вред. Приход европейских колониальных держав внес существенные изменения. Колониальные власти часто считали африканское колдовство суеверным и пытались подавить или искоренить обычаи коренных народов, что приводило к криминализации и преследованию подозреваемых в ведьмах. Это колониальное влияние вызвало сложное взаимодействие между традиционными верованиями и иностранными религиями, такими как христианство и ислам . [ 14 ] [ 15 ]
В эпоху после обретения независимости некоторые африканские страны продолжали бороться с проблемами, связанными с колдовством, включая обвинения и насилие. Колдовство остается важным аспектом жизни многих людей, с разным восприятием его силы и опасностей. В некоторых странах появились правовые меры для защиты людей от вреда и дискриминации из-за обвинений в колдовстве, но практика и убеждения продолжают развиваться в контексте модернизации и глобализации . [ 16 ] [ 17 ]
Формы
[ редактировать ]
Традиции африканского колдовства невероятно разнообразны и отражают богатое разнообразие культур и систем верований континента. Эти традиции охватывают широкий спектр практик: от исцеления и гадания до поклонения духам предков и божествам . Некоторые из наиболее известных африканских традиций колдовства включают Водун , Худу , Сантерию , религию Ифа/Ориша и Кандомбле , каждая из которых отличается уникальным сочетанием африканских, местных, а иногда и христианских или католических влияний. [ 19 ] [ 20 ] Ученые из Университета Дьюка обнаружили влияние банту-конго на чернокожее население Америки, такое как продолжение традиций нкиси и нкиси-нконди , а также традиций захоронения конго среди афроамериканцев на юге Соединенных Штатов . Эти практики из Конго в Америке применялись для защиты мест от злых духов, вызывания духов мертвых и духов предков, а также для духовной защиты от колдовства. Нкиси Нконди создан нгангой , а дух Нконди используется для охоты и наказания злых ведьм. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Колдовство в Африке и черной диаспоре можно использовать в негативных и позитивных целях. Позитивной целью колдовства была защита от злых ведьм, околдовывающих невинных людей. [ 24 ]
Многие из этих традиций уходят корнями в определенные африканские этнические группы и развивались на протяжении веков в диаспоре, особенно в Северной и Южной Америке и странах Карибского бассейна. Они часто включают в себя ритуалы, церемонии и использование трав , заклинаний и методов гадания для связи с духовным миром и решения различных аспектов жизни, включая здоровье, процветание и защиту. [ 25 ]
Традиции африканского колдовства играют жизненно важную роль в сохранении культурного наследия, предлагая духовное руководство и обеспечивая практикующим чувство общности и идентичности. Хотя некоторые традиции столкнулись со стигматизацией и преследованиями, они продолжают процветать и адаптироваться к меняющимся социальным контекстам. Чернокожие люди в диаспоре делятся опытом расизма и предрассудков в отношении своей религиозной практики. [ 26 ] [ 27 ] В черной диаспоре слово «джуджу» используется для описания всех форм колдовства и чар, созданных и используемых в религиях африканской диаспоры и традиционных африканских религиях, которые включают колдовство (колдовство) в свою религиозную практику. [ 28 ] В Карибском бассейне порабощенные африканцы использовали Обиа для нападения на своих поработителей. Практика Обиа была запрещена европейцами из-за страха и способности мужчин и женщин Обиа организовывать порабощенные общины для восстаний рабов . [ 29 ]
Влияние на колдовство в Латинской Америке
[ редактировать ]
Традиции африканского колдовства оказали глубокое влияние на практику колдовства, называемую брухерия, в Латинской Америке, особенно в регионах с приходом религий африканской диаспоры , таких как Бразилия, Куба и страны Карибского бассейна . Это влияние отмечено синкретизмом , когда африканские верования в колдовство слились с местными, европейскими и христианскими элементами. Например, в бразильском Кандомбле и кубинском Сантерии африканское поклонение Ориша смешано с католицизмом, что позволяет практикующим сохранять свое африканское духовное наследие, одновременно адаптируясь к доминирующей религиозной культуре. [ 30 ]
Влияние очевидно в различных аспектах латиноамериканского колдовства, включая ритуалы и церемонии, характеризующиеся игрой в барабаны, танцами, пением и подношениями духам или божествам , что отражает африканские практики. Травничество и методы лечения, часто уходящие корнями в африканские традиции, играют решающую роль в латиноамериканском колдовстве, где практикующие используют определенные растения и травы для очищения, защиты и исцеления. Методы гадания и общения с духами также имеют сходство с африканскими практиками, поскольку люди обращаются за помощью к медиумам и инструментам гаданий.
Более того, изготовление и использование магических предметов и талисманов , наделенных духовной энергией, распространены как в африканском, так и в латиноамериканском колдовстве. Эта общая традиция не только служит практическим целям, но и сохраняет культурную самобытность и общественные связи, предлагая чувство принадлежности и преемственности людям африканского происхождения. По сути, влияние африканских традиций колдовства обогатило и разнообразило картину колдовских практик в Латинской Америке, создав синкретические системы верований, которые чтят как наследие предков, так и местную духовность.
Сегодня по регионам
[ редактировать ]Они увеличиваются
[ редактировать ]
Колдовство играет значительную роль в верованиях и культуре народа азанде , проживающего в северной части Центральной Африки, особенно в таких регионах, как Южный Судан , Центральноафриканская Республика и Северная Демократическая Республика Конго . В обществе азанде колдовство воспринимается как мощная сила, причиняющая вред людям, и оно пронизывает все аспекты их жизни. Они считают, что колдовство передается по наследству и может передаваться только от родителя к ребенку того же пола. эта психическая Считается, что сила действует на близком расстоянии и может манипулировать природой, причиняя вред, например, используя животных или разрушая конструкции.
Азанде не приписывают колдовству человеческие ошибки, такие как ошибки в сельском хозяйстве, или моральные преступления, такие как ложь. Вместо этого они в первую очередь связывают это с негативными явлениями, такими как болезни и смерть. Ведьма будет использовать свои силы только против того, кто ей не нравится, при этом процесс включает передачу души жертвы группе ведьм. Хотя родственники жертвы могут подготовить защиту, они должны обратиться за советом к оракулу , прежде чем принять ответные меры.
Оракулы играют решающую роль в обществе азанде для выявления виновных в использовании колдовства и предсказания будущих трагедий. Они используют различные методы, такие как отравление оракула (с использованием отравленной курицы), чтобы определить, используется ли колдовство. Результат решения оракула влияет на ход действий сообщества. Помимо ядовитого оракула, существуют также термитный оракул и оракул натирающей доски , каждый из которых имеет свой уровень надежности.
Помимо оракулов, к знахарям также обращаются за помощью для предсказания бедствий и выявления ведьм. Они проходят обширную подготовку и проводят ритуалы, часто перед толпой жителей деревни, чтобы определить источник злой магии. Лекарственные травы играют решающую роль в силе знахарей.
Ранние колониальные наблюдатели часто считали колдовство азанде свойственным примитивным народам, но антрополога Э.Э. Эванс-Притчарда плодотворная работа «Колдовство, оракулы и магия среди азанде» бросила вызов этому восприятию. Он утверждал, что колдовство азанде представляет собой последовательную и логичную систему идей, аналогичную другим мировым религиям, вносящую значительный вклад в область антропологии путем проведения обширных полевых исследований и углубленного изучения верований и практик азанде. Работа Эванс-Притчарда оказала длительное влияние на изучение «примитивного мышления» и помогла последующим поколениям антропологов понять сложность колдовства в культуре азанде.
Камерун
[ редактировать ]
В восточном Камеруне термин, используемый для обозначения колдовства среди мака, — «джамбе» и относится к силе внутри человека; его полномочия могут сделать владельца более уязвимым. Оно включает в себя оккультизм, трансформацию, убийство и исцеление. [ 31 ]
Центральноафриканская Республика
[ редактировать ]
Ежегодно сотни людей в Центральноафриканской Республике осуждаются за колдовство. [ 32 ] Христианские ополченцы в Центральноафриканской Республике также похищали, сжигали и хоронили заживо женщин, обвиненных в том, что они были «ведьмами» на публичных церемониях. [ 33 ] Нганги — духовные целители в Центральной Африке. Они используют гадание , чтобы обнаружить злых ведьм, и проводят ритуалы по устранению колдовства, заставляя нкиси нконди охотиться и наказывать колдунов. [ 34 ]
Демократическая Республика Конго
[ редактировать ]
По состоянию на 2006 год [update] от 25 000 до 50 000 детей в Киншасе , Демократическая Республика Конго , были обвинены в колдовстве и изгнаны из своих домов. [ 35 ] Эти дети часто подвергались жестокому обращению во время изгнания нечистой силы , иногда под присмотром самозваных религиозных пасторов . Другие пасторы и христианские активисты решительно выступают против таких обвинений и пытаются спасти детей от недобросовестных коллег. [ 36 ] Обычный термин для этих детей — enfants sorciers («дети-ведьмы») или enfants dits sorciers («дети, обвиняемые в колдовстве»). В 2002 году USAID профинансировал производство двух короткометражных фильмов на эту тему, снятых в Киншасе журналистами Анжелой Никоара и Майком Ормсби .
В апреле 2008 года в Киншасе полиция арестовала 13 подозреваемых колдунов, обвиненных в использовании черной магии или колдовства для кражи или уменьшения мужских пенисов. [ 37 ] Обвиняемые в похищении пениса часто обвиняются в том, что они делали это с целью вымогательства денег у своей жертвы в обмен на лечение, иногда на фоне или в результате волны паники. [ 38 ]
Согласно одному исследованию, вера в технологии магической войны (такие как «пуленепробиваемость») в Восточной Демократической Республике Конго выполняет функцию группового уровня, поскольку повышает групповую эффективность ведения войны, даже если она неоптимальна на индивидуальном уровне. [ 39 ] Авторы исследования утверждают, что это одна из причин, почему вера в колдовство сохраняется. [ 39 ]
Комплиментарные замечания о колдовстве коренного конголезского посвященного:
Благодаря колдовству [...] может быть создано лекарство ( кимбуки ), которое в наибольшей степени поможет поднять нашу страну. [ 40 ] Колдовство [...] заслуживает уважения [...] оно может приукрасить или искупить ( ketula evo vuukisa )». [ 41 ] Предки были вооружены защитным колдовством рода ( kindoki kiandundila kanda ). [...] Они также могли собирать силу животных в свои руки [...] всякий раз, когда им было нужно. [...] Если бы мы могли использовать эти виды колдовства, наша страна быстро прогрессировала бы в знаниях всех видов. [ 42 ] Вы, ведьмы ( зиндоки ), тоже вынесите свою науку на свет, чтобы она была записана, чтобы [...] ее преимущества [...] наполнили нашу расу. [ 43 ]
Гана
[ редактировать ]
В Гане женщин часто обвиняют в колдовстве и нападают на них со стороны соседей. [ 44 ] существует шесть лагерей ведьм, куда женщины, подозреваемые в том, что они ведьмы, могут бежать в поисках безопасности. По этой причине в стране [ 7 ] Считается, что в лагерях ведьм, существующих только в Гане, проживает около 1000 женщин. [ 7 ] Считается, что некоторые из лагерей были созданы более 100 лет назад. [ 7 ] Правительство Ганы объявило, что намерено закрыть лагеря. [ 7 ]
Аресты были произведены во избежание кровопролития, которое наблюдалось в Гане в 1997 году, когда двенадцать предполагаемых похитителей пенисов были забиты до смерти толпой. [ 45 ] Хотя современным людям легко отвергнуть подобные сообщения, Ученна Океджа утверждает, что система убеждений, в которой такие магические практики считаются возможными, дает много преимуществ африканцам, которые их придерживаются. Например, вера в то, что колдун «украл» мужской пенис, действует как механизм снижения тревоги для мужчин, страдающих импотенцией, одновременно давая объяснение, которое согласуется с африканскими культурными верованиями, а не апеллирует к западным научным представлениям, которые в глазах многих африканцев, запятнанных историей колониализма. [ 46 ]
Кения
[ редактировать ]Сообщалось, что в 2008 году толпа в Кении сожгла заживо по меньшей мере одиннадцать человек, обвиненных в колдовстве. [ 47 ] В культуре камба считается, что некоторые люди рождаются с духовными способностями исцелять или причинять вред. Историк Дейка Мохамед говорит следующее о колдовстве в Африке: «Практику колдовства часто разделяют на уве и уой , первое мягко переводится как колдовство для исцеления, а второе – как колдовство для причинения вреда. Уве , уой и кититу (принятие клятвы) обладают Помимо насилия, uoi может относиться к образу жизни, субстанции или силе, и uwe часто используется для устранения пагубных последствий uoi. Точно так же кититу может также обозначать предметы, используемые во время церемонии присяги или принятия самой клятвы; те, кто не подчиняется, лишаются жизни посредством проклятия. Изучая лексикографию колдовства, читатель осознает важную сложность эссенциализированного в противном случае. предмет". [ 48 ]
Малави
[ редактировать ]В Малави общепринятой практикой является обвинение детей в колдовстве, и в результате многие дети были брошены, подвергнуты насилию и даже убиты. Как и в других африканских странах, как ряд африканских традиционных целителей, так и некоторые их христианские коллеги пытаются зарабатывать на жизнь изгнанием нечистой силы из детей и активно участвуют в объявлении детей ведьмами. [ 49 ] Различные светские и христианские организации объединяют свои усилия для решения этой проблемы. [ 50 ]
По словам Уильяма Камквамбы , ведьмы и волшебники боятся денег, которые считают соперником зла. Любой контакт с деньгами разрушит их заклинание и оставит волшебника обнаженным и сбитым с толку, поэтому размещение денег, таких как квача , вокруг комнаты или коврика на кровати защитит жителя от их злых чар. [ 51 ]
Нигерия
[ редактировать ]
В Нигерии несколько пасторов -пятидесятников смешали свою евангелическую разновидность христианства с африканскими верованиями в колдовство, чтобы получить выгоду от прибыльного бизнеса по поиску ведьм и изгнанию нечистой силы, который в прошлом был исключительной прерогативой так называемых знахарей или традиционных целителей. Эти пасторы были причастны к пыткам и даже убийствам детей, обвиненных в колдовстве. [ 52 ] Только в штатах Аква-Ибом и Кросс-Ривер в период с 2000 по 2010 год были обвинены около 15 000 детей, из которых около 1000 были убиты. [ 53 ] [ 54 ] очень много церквей В Нигерии , и конкуренция за прихожан очень жесткая. Некоторые пасторы пытаются создать репутацию обладателя духовной силы, «обнаруживая» детей-ведьм, обычно после смерти или потери работы в семье или после обвинения пастора в финансовом мошенничестве. В ходе «экзорцизма» обвиняемых детей могут морить голодом, избивать, калечить, поджигать, заставлять потреблять кислоту или цемент или хоронить заживо. Хотя некоторые церковные лидеры и христианские активисты решительно выступили против этих злоупотреблений, многие нигерийские церкви причастны к злоупотреблениям, хотя церковные администрации отрицают, что знают об этом. [ 55 ]
В мае 2020 года пятнадцать взрослых, в основном женщины, были подожжены по обвинению в колдовстве, в том числе мать зачинщика нападения Томаса Оби Таво, местного политика. [ 3 ]
Сьерра-Леоне
[ редактировать ]
Среди менде в Сьерра -Леоне суд и осуждение за колдовство оказывают благотворное влияние на осужденных. «Искатель ведьм предупредил всю деревню, чтобы она обеспечила относительное благополучие обвиняемых, и приговорил... стариков. ... Шесть месяцев спустя все люди... обвиняемые были в безопасности, сыты и, возможно, более счастливы, чем в в любое [предыдущее] время их едва ли нужно было поманить, и люди приходили с едой или всем необходимым... Вместо того, чтобы таких старых и овдовевших людей оставляли беспомощными или (как в западном обществе) помещали в дома престарелых. реинтегрированы в общество и остаются в безопасности в старости... Старики являются «подходящими» кандидатами для такого рода обвинений в том смысле, что они изолированы и уязвимы, и они являются «подходящими» кандидатами на «социальное обеспечение» именно для те же причины». [ 56 ] На языке куранко колдовство называется сувайе. [ 57 ] речь идет о «чрезвычайных полномочиях».
Зулу
[ редактировать ]
В зулусской культуре травяные и духовные целители, называемые сангомами, защищают людей от злых духов и колдовства. Они занимаются гаданием и исцелением с духами предков и обычно тренируются со старейшинами в течение пяти-семи лет. [ 58 ] [ 12 ] В городах, однако, некоторые предлагают тренинги, которые занимают всего несколько месяцев, но есть опасения по поводу недостаточно обученных и мошеннических « сангом », эксплуатирующих и причиняющих вред людям, которые могут обратиться к ним за помощью. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Другой тип целителя — иньянга , который лечит людей с помощью частей растений и животных. Эта профессия передается по наследству и передается по семейным линиям. Хотя раньше между этими двумя типами целителей существовало большее различие, в современной практике эти термины часто используются как синонимы. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
См. также
[ редактировать ]- Бокор - жрец или жрица вуду.
- Неоязычество в Южной Африке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Окея, Ученна (2011). «Африканский контекст веры в колдовство и магию», в журнале Rational Magic . Отпечатки Фишера. ISBN 978-1848880610 . [ нужна страница ]
- ^ Бахманн, Джудит (2021). «Африканское колдовство и религия среди йоруба: перевод как демаркационная практика в глобальной религиозной истории» . Метод и теория в изучении религии . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Игве, Лео (сентябрь – октябрь 2020 г.). «Обвиняемые ведьмы сожжены и убиты в Нигерии». Скептический исследователь . Амхерст, Нью-Йорк: Центр исследований .
- ^ Гешир, Питер (1997). Современность колдовства: политика и оккультизм в постколониальной Африке . Перевод Питера Гешира и Джанет Ройтман. Университет Вирджинии Пресс. п. 13. ISBN 0813917034 .
- ^ «Опасности колдовства» . Архивировано из оригинала 12 марта 2010 г. Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ «Колвези: Обвиненные родителями и церковью в колдовстве, дети в Демократической Республике Конго спасаются христианскими активистами» . Христианство сегодня . Сентябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2011 г. Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уитакер, Кэти (сентябрь 2012 г.). «Лагеря ведьм в Гане: жизнь вдов в изгнании» . Новости Би-би-си . Би-би-си. Архивировано из оригинала 20 октября 2018 года . Проверено 1 сентября 2012 г.
- ^ Канина, Ванги (21 мая 2008 г.). «Толпа сожгла заживо 11 кенийских «ведьм» » . Рейтер . Архивировано из оригинала 20 июня 2017 г. Проверено 15 сентября 2016 г.
- ^ Бирн, Кэрри, 2011. Охота на уязвимых: колдовство и закон в Малави; Консультационная компания Africa Intelligence (16 июня):
- ^ «Ступени Нигерии 2007. Поддержка жертв колдовства и беспризорных детей в Нигерии» . Humantrafficking.org . Архивировано из оригинала 17 октября 2012 г.
- ^ Уэст, Гарри Г. Этнографическое волшебство (стр. 24); 2007. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226893983 (пбк.).
- ^ Перейти обратно: а б Кумс, Дэвид (2004). Африка в моих костях . Клермонт: Новые книги Африки. п. 14. ISBN 978-0-86486-556-4 .
- ^ Олупано, Джейкоб (2014). Африканские религии: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199790586 .
- ^ Бонсу (2016). «Африканская традиционная религия: исследование терминологии, используемой для описания коренной веры африканского народа, с использованием афроцентрической парадигмы» (PDF) . Африкология: Журнал панафриканских исследований . 9 (9): 108–121 . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Бонгмба (2015). Африканское колдовство и инаковость. Философская и теологическая критика межсубъектных отношений . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 3, 58, 78–79. ISBN 9780791490501 .
- ^ Татира (2014). «Системы убеждений Шона: в поисках актуальности для нового поколения» (PDF) . Журнал панафриканских исследований . 6 (8): 106–118 . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Мавхунгу (2012). Колдовство в постколониальной Африке: верования, методы и стратегии сдерживания . Лангаа РПКИГ. стр. 1–8. ISBN 9789956728329 .
- ^ «Что за кукла?» . Университет Брауна . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Ракер, Уолтер (2001). «Колдовство, магия и сила. Влияние афроатлантических религиозных практик, сопротивление и восстание рабов» . Журнал исследований чернокожих . 32 (1): 84–103. дои : 10.1177/002193470103200105 . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Биди Норма (2023). Эволюция африканского колдовства как ответ на несчастье: качественное исследование африканской духовности в Найроби, Кения, и общинах черной диаспоры в Лондоне, Соединенное Королевство . Йоркский университет Святого Иоанна.
- ^ «Конго, Луизиана и Черный Юг» (PDF) . Университет Дьюка . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Влах (1990). Афро-американская традиция в декоративном искусстве . Издательство Университета Джорджии. стр. 20–28, 29–39, 40–42. ISBN 9780820312330 .
- ^ МакГаффи, Вятт (2000). Политическая культура Конго Концептуальный вызов частного . Издательство Университета Индианы. п. 88. ИСБН 9780253336989 .
- ^ Олупона, Джейкоб (2014). Африканские религии. Очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 52. ИСБН 9780199790586 .
- ^ Реддинг, Шон (2019). «Колдовство в Африке: политическая власть и духовная незащищенность от доколониальной эпохи до наших дней» . Африканская история . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Трош (2008). Установление связей между угнетением друг друга: охота на ведьм, колониализм и глобализация в диаспорах . Рутледж. стр. 179–194. дои : 10.4324/9780203891681-18 . ISBN 9780203891681 .
- ^ Тимоти (2002). «(Повторное) членство африканской религии и духовности в африканской диаспоре» . Журнал гаитянских исследований . 8 (1): 134–149. JSTOR 41715122 . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Хаззард-Дональд, Катрина (2013). Моджо работает над старой афроамериканской системой худу . Издательство Университета Иллинойса. стр. 32, 65, 207. ISBN. 9780252094460 .
- ^ Барима (2017). «Обиа Растафари: Ямайка как колония насмешек, угнетения и насилия, 1865–1939» (PDF) . Африкология: Журнал панафриканских исследований . 10 (1): 165–166, 169 . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Парес, Луис Николау; Санси, Роджер (2011). Колдовство в Черной Атлантике . Издательство Чикагского университета. дои : 10.7208/Чикаго/9780226645797.001.0001 . ISBN 978-0-226-64578-0 .
- ^ Гешир, Питер (1997). Современность колдовства: политика и оккультизм в постколониальной Африке . Перевод Питера Гешира и Джанет Ройтман. Университет Вирджинии Пресс. п. 13. ISBN 0813917034 .
- ^ «Опасности колдовства» . Архивировано из оригинала 12 марта 2010 г. Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ Эсслемонт, Том (26 ноября 2015 г.). «Повстанцы, сжигающие ведьм, разжигают насилие в Центральноафриканской Республике» . Рейтер . Архивировано из оригинала 4 февраля 2019 года . Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ Виккарс, Джон (1949). «Колдовство в Болобо, Бельгийское Конго» . Африка: Журнал Международного африканского института . 19 (3): 221. дои : 10.2307/1156972 . JSTOR 1156972 . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Ричард Дауден в Киншасе. «Тысячи детей-ведьм вышли на улицы, чтобы умереть от голода | Мировые новости» . Хранитель . Архивировано из оригинала 15 ноября 2016 г. Проверено 15 сентября 2016 г.
- ^ «Колвези: Обвиненные родителями и церковью в колдовстве, дети в Демократической Республике Конго спасаются христианскими активистами» . Христианство сегодня . Сентябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2011 г. Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ «Паника, связанная с кражей пенисов, охватила город». Рейтер . 09.11.2020. Архивировано из оригинала 09.11.2020 . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ «CNN – 7 человек убиты в Гане из-за эпизодов с «похищением пениса» – 18 января 1997 г.» . 05.10.2008. Архивировано из оригинала 5 октября 2008 г. Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нанн, Натан ; Сьерра, Рауль Санчес де ла (2017). «Почему быть неправым может быть правым: технологии магической войны и устойчивость ложных убеждений» . Американский экономический обзор . 107 (5): 582–587. дои : 10.1257/aer.p20171091 . S2CID 1039668 . Архивировано из оригинала 3 апреля 2021 г. Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Янзен и МакГаффи (1974) , с. 54б (13.9.12).
- ^ Янзен и МакГаффи (1974) , с. 54б (13.9.14).
- ^ Янзен и МакГаффи (1974) , стр. 54б–55а (13.9.16).
- ^ Янзен и МакГаффи (1974) , с. 55б (13.10.8).
- ^ «Моя мама не ведьма» . Архивировано из оригинала 8 января 2011 г. Проверено 15 сентября 2016 г.
- ^ 7 человек убиты в Гане из-за эпизодов с «похищением пениса». Архивировано 5 октября 2008 г. в Wayback Machine , CNN, 18 января 1997 г.
- ^ Окея, Ученна (2011). «Африканский контекст веры в колдовство и магию», в журнале Rational Magic . Оксфорд: Fisher Imprints. ISBN 978-1848880610 . [ нужна страница ]
- ^ Канина, Ванги (21 мая 2008 г.). «Толпа сожгла заживо 11 кенийских «ведьм» » . Рейтер . Архивировано из оригинала 20 июня 2017 г. Проверено 15 сентября 2016 г.
- ^ Мохамед, Дейка. «обзор колдовства и колониального правления в Кении, 1900-1950 годы» . Обзоры в истории . Издательство Кембриджского университета . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Бирн, Кэрри, 2011. Охота на уязвимых: колдовство и закон в Малави; Консультационная компания Africa Intelligence (16 июня):
- ^ Ван дер Меер, Эрвин 2011. Проблема колдовства в Малави, Ежеквартальный журнал евангелических миссий (47:1, январь): 78–85.
- ^ Камквамба, Уильям. Мальчик, который обуздал ветер . Харпер Коллинз. 2009. с. 14. [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Ступени Нигерии 2007. Поддержка жертв колдовства и беспризорных детей в Нигерии» . Humantrafficking.org . Архивировано из оригинала 17 октября 2012 г.
- ^ «Жестокое обращение с детьми-ведьмами растет, сообщает группа помощи – CNN.com» . www.cnn.com . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ «Дети подверглись насилию и были убиты как ведьмы в Нигерии — CNN.com» . www.cnn.com . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^ Хурелд, Кэтрин (2009) Церковь сжигает «колдовских» детей . Ассошиэйтед Пресс.
- ^ Гиттинс 1987, с. 199.
- ^ Уэст, Гарри Г. Этнографическое волшебство (стр. 24); 2007. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226893983 (пбк.).
- ^ Кэмпбелл, Сьюзен Шустер (1998). Призван исцелить . Дом на полпути: Zebra Press. п. 38. ISBN 978-1-86872-240-2 .
- ^ Сигал, я; Соломон А; Мирвис Дж. (ноябрь 1981 г.). «Рентгенологические проявления ритуально-клизменного колита». Клин Радиол . 32 (6): 657–662. дои : 10.1016/s0009-9260(81)80334-0 . ПМИД 7307437 .
- ^ Льюис, Эстер (13 ноября 2012 г.). «Традиционные целители: что нужно знать» . ИОЛ Образ жизни . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ «Богатые женщины втянуты в аферы с сангомой» . Независимый онлайн . ЮАР. 6 декабря 2010 года . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Бойс, Афиве (21 января 2013 г.). «Сангома не может сделать вас богатым» . Посмотрите локально . Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ ван Вик, Бен-Эрик; ван Оудсхорн, Босх; Герике, Найджел (1999). Лекарственные растения Южной Африки . Претория: Публикации Бризы. п. 10. ISBN 978-1-875093-37-3 .
- ^ Либхаммер, Несса (2007). Дунгаманзи (Беспокойные воды) . Йоханнесбург: Издательство WITS University Press. стр. 196. ИСБН 978-1-86814-449-5 .
- ^ Преториус, Энгела (1999). Крисп, Николас; Нтули, Антуанетта (ред.). САХР 1999 . Дурбан: Фонд систем здравоохранения. стр. 249–257. ISBN 978-1-919743-53-0 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Янзен, Джон М.; МакГаффи, Вятт (1974). «Антология религии Конго: первичные тексты из Нижнего Заира». Публикации Канзасского университета по антропологии (5). Лоуренс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адинкра, М. (2015). Колдовство, ведьмы и насилие в Гане . Германия: Книги Бергана. ISBN 978-1785335167 .
- Эшфорт, Адам (2000). Мадумо, «Околдованный человек ». Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226029719 .
- Эшфорт, А. (2005). Колдовство, насилие и демократия в Южной Африке . Соединенное Королевство: Издательство Чикагского университета. ISBN 0226029735 .
- Бристоль, JC (2007). Христиане, богохульники и ведьмы: афро-мексиканская ритуальная практика в семнадцатом веке . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0826337993 .
- Широ, Ю.П. (2006). Черная магия: религия и афроамериканская традиция колдовства . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520249887 .
- Мур, Генриетта; Сандерс, Тодд (2001). Магические интерпретации, материальные реальности: современность, колдовство и оккультизм в постколониальной Африке . Лондон: Рутледж. ISBN 0415258677 .
- Рио, Кнут; Маккарти, Мишель; Бланес, Руй (2017). Пятидесятничество и колдовство: духовная война в Африке и Меланезии . Международное издательство Спрингер. ISBN 978-3319560670 .