Jump to content

Самарканд

Координаты : 39 ° 39′17 ″ с.ш. 66 ° 58′33 ″ E / 39,65472 ° N 66,97583 ° E / 39,65472; 66.97583
(Перенаправлен из Самарганда )
Самарканд
Самарканд / Самарканд   ( Узбек )
Самарканд   ( персидский )
Самарканд
Город
Clockwise from the top:
Registan square, Shah-i-Zinda necropolis, Bibi-Khanym Mosque, view inside Shah-i-Zinda, Sher-Dor Madrasah in Registan, Timur's Mausoleum Gur-e-Amir.
Официальная печать Самарканда
Самарканд расположен в Узбекистане
Самарканд
Samarkand
Location in Uzbekistan
Coordinates: 39°39′17″N 66°58′33″E / 39.65472°N 66.97583°E / 39.65472; 66.97583
Country Uzbekistan
VilayatSamarqand Vilayat
Settled8th century BCE
Government
 • TypeCity Administration
 • BodyHakim (Mayor)
Area
 • City120 km2 (50 sq mi)
Elevation
705 m (2,313 ft)
Population
 (1 January 2019)
 • City513,572[1]
 • Metro
950,000
DemonymSamarkandian / Samarkandi
Time zoneUTC+5
Postal code
140100
Websitesamarkand.uz
Official nameSamarkand – Crossroads of Cultures
CriteriaCultural: i, ii, iv
Reference603
Inscription2001 (25th Session)
Area1,123 ha
Buffer zone1,369 ha

Samarkand или Samarkand ( / æ ə ə ə ə n dd : kand ; - Uzbek Samarkand el Technical / Samarkand, IPA: [Samarˈqand, -Ant] ) -город на юго -восточном Узбекистане и среди самых старых постоянно населенных городов в Центральной Азии . Самарканд является столицей региона Самарканда и города окружного уровня, который включает в себя поселения городского типа Кимиогарлар , Фарход и Хишрав . [ 2 ] С 551 700 жителями (2021), [ 3 ] Это третий по величине город Узбекистан .

В районе города есть свидетельства человеческой деятельности, датируемой поздней палеолитической эпохой. Хотя нет прямых доказательств того, когда был основан Самарканд, несколько теорий предполагают, что он был основан между 8 -м и 7 -м веками до н.э. Процветая из своего расположения на шелковой дороге между Китаем , Персией и Европой , иногда Самарканд был одним из крупнейших [ 4 ] города в Центральной Азии , [ 5 ] и был важным городом империй Большого Ирана . [ 6 ] К моменту персидской империи ахеменидов это была столица Sogdian Satrapy . Город был завоеван Александром Великим в 329 г. до н.э., когда он был известен как Марканда, который был представлен на греческом языке как μαράκανδα . [7] В городе управлялось последовательность иранских и тюркских правителей, пока в 1220 году он не был завоеван монголами при Чингисхане .

The city is noted as a centre of Islamic scholarly study and the birthplace of the Timurid Renaissance. In the 14th century, Timur made it the capital of his empire and the site of his mausoleum, the Gur-e Amir. The Bibi-Khanym Mosque, rebuilt during the Soviet era, remains one of the city's most notable landmarks. Samarkand's Registan square was the city's ancient centre and is bounded by three monumental religious buildings. The city has carefully preserved the traditions of ancient crafts: embroidery, goldwork, silk weaving, copper engraving, ceramics, wood carving, and wood painting.[8] In 2001, UNESCO added the city to its World Heritage List as Samarkand – Crossroads of Cultures.

Modern Samarkand is divided into two parts: the old city, and the new city, which was developed during the days of the Russian Empire and Soviet Union. The old city includes historical monuments, shops, and old private houses; the new city includes administrative buildings along with cultural centres and educational institutions.[9] On 15 and 16 September 2022, the city hosted the 2022 SCO summit.

Samarkand has a multicultural and plurilingual history that was significantly modified by the process of national delimitation in Central Asia. Many inhabitants of the city are native or bilingual speakers of the Tajik language,[10][11] whereas Uzbek is the official language and Russian is also widely used in the public sphere, as per Uzbekistan's language policy.

Etymology

[edit]

The name comes from the Iranian languages Persian and Sogdian samar "stone, rock" and kand "fort, town."[12] In this respect, Samarkand shares the same meaning as the name of the Uzbek capital Tashkent, with tash- being the Turkic term for "stone" and -kent the Turkic analogue of kand borrowed from Iranian languages.[13]

According to 11th-century scholar Mahmud al-Kashghari, the city was known in Karakhanid as Sämizkänd (سَمِزْکَنْدْ‎), meaning "fat city."[14] 16th-century Mughal emperor Babur also mentioned the city under this name, and 15th-century Castillian traveler Ruy González de Clavijo stated that Samarkand was simply a distorted form of it.[15]

History

[edit]

Early history

[edit]

Along with Bukhara,[16] Samarkand is one of the oldest inhabited cities in Central Asia, prospering from its location on the trade route between China and Europe. There is no direct evidence of when it was founded. Researchers at the Institute of Archaeology of Samarkand date the city's founding to the 8th–7th centuries BCE.

Archaeological excavations conducted within the city limits (Syob and midtown) as well as suburban areas (Hojamazgil, Sazag'on) unearthed 40,000-year-old evidence of human activity, dating back to the Upper Paleolithic. A group of Mesolithic (12th–7th millennia BCE) archaeological sites were discovered in the suburbs of Sazag'on-1, Zamichatosh, and Okhalik. The Syob and Darg'om canals, supplying the city and its suburbs with water, appeared around the 7th–5th centuries BCE (early Iron Age).

From its earliest days, Samarkand was one of the main centres of Sogdian civilization. By the time of the Achaemenid dynasty of Persia, the city had become the capital of the Sogdian satrapy.

Hellenistic period

[edit]
Ancient city walls of Samarkand, 4th century BCE
Alexander the Great Slaying Cleitus in Samarqand, by Daniël de Blieck.
Ferens Art Gallery, Hull.

Alexander the Great conquered Samarkand in 329 BCE. The city was known as Maracanda (Μαράκανδα) by the Greeks.[17] Written sources offer small clues as to the subsequent system of government. [18] They mention one Orepius who became ruler "not from ancestors, but as a gift of Alexander."[19]

While Samarkand suffered significant damage during Alexander's initial conquest, the city recovered rapidly and flourished under the new Hellenic influence. There were also major new construction techniques. Oblong bricks were replaced with square ones and superior methods of masonry and plastering were introduced.[20]

Alexander's conquests introduced classical Greek culture into Central Asia and for a time, Greek aesthetics heavily influenced local artisans. This Hellenistic legacy continued as the city became part of various successor states in the centuries following Alexander's death, the Seleucid Empire, Greco-Bactrian Kingdom, and Kushan Empire (even though the Kushana themselves originated in Central Asia). After the Kushan state lost control of Sogdia during the 3rd century CE, Samarkand went into decline as a centre of economic, cultural, and political power. It did not significantly revive until the 5th century.

Sassanian era

[edit]

Samarkand was conquered by the Persian Sassanians c. 260 CE. Under Sassanian rule, the region became an essential site for Manichaeism and facilitated the dissemination of the religion throughout Central Asia.[21]

Hephtalites and Turkic Khaganate era

[edit]

Between AD 350 and 375, Samarkand was conquered by the nomadic tribes of Xionites, the origin of which remains controversial.[22] The resettlement of nomadic groups to Samarkand confirms archaeological material from the 4th century. The culture of nomads from the Middle Syrdarya basin is spreading in the region.[23] Between 457 and 509, Samarkand was part of the Kidarite state.[24]

Turkic officers during an audience with king Varkhuman of Samarkand. 648–651 CE, Afrasiyab murals, Samarkand.[25][26]

After the Hephtalites ("White Huns") conquered Samarkand, they controlled it until the Göktürks, in an alliance with the Sassanid Persians, won it at the Battle of Bukhara, c. 560 CE.[27]

In the middle of the 6th century, a Turkic state was formed in Altai, founded by the Ashina dynasty. The new state formation was named the Turkic Khaganate after the people of the Turks, which were headed by the ruler – the Khagan. From 557 to 561, the Hephthalites empire was defeated by the joint actions of the Turks and Sassanids, which led to the establishment of a common border between the two empires.[28]

In the early Middle Ages, Samarkand was surrounded by four rows of defensive walls and had four gates.[29]

An ancient Turkic burial with a horse was investigated on the territory of Samarkand. It dates back to the 6th century.[30]

During the period of the ruler of the Western Turkic Kaganate, Tong Yabghu Qaghan (618–630), family relations were established with the ruler of Samarkand – Tong Yabghu Qaghan gave him his daughter.[31]

Some parts of Samarkand have been Christian since the 4th century. In the 5th century, a Nestorian chair was established in Samarkand. At the beginning of the 8th century, it was transformed into a Nestorian metropolitanate.[32] Discussions and polemics arose between the Sogdian followers of Christianity and Manichaeism, reflected in the documents.[33]

Early Islamic era

[edit]
Coin of Sogdian ruler Turgar, last Ikhshid of Samarkand, Penjikent, 8th century CE, National Museum of Antiquities of Tajikistan.[34]

The armies of the Umayyad Caliphate under Qutayba ibn Muslim captured the city from the Tang dynasty c. 710 CE.[21]

During this period, Samarkand was a diverse religious community and was home to a number of religions, including Zoroastrianism, Buddhism, Hinduism, Manichaeism, Judaism, and Nestorian Christianity, with most of the population following Zoroastrianism.[35]

Qutayba generally did not settle Arabs in Central Asia; he forced the local rulers to pay him tribute but largely left them to their own devices. Samarkand was the major exception to this policy: Qutayba established an Arab garrison and Arab governmental administration in the city, its Zoroastrian fire temples were razed, and a mosque was built.[36] Much of the city's population converted to Islam.[37]

As a long-term result, Samarkand developed into a center of Islamic and Arabic learning.[36] At the end of the 740s, a movement of those dissatisfied with the power of the Umayyads emerged in the Arab Caliphate, led by the Abbasid commander Abu Muslim, who, after the victory of the uprising, became the governor of Khorasan and Maverannahr (750–755). He chose Samarkand as his residence. His name is associated with the construction of a multi-kilometer defensive wall around the city and the palace.[38]

Legend has it that during Abbasid rule,[39] the secret of papermaking was obtained from two Chinese prisoners from the Battle of Talas in 751, which led to the foundation of the first paper mill in the Islamic world at Samarkand. The invention then spread to the rest of the Islamic world and thence to Europe.[citation needed]

Gold dinar of caliph al-Mu'tazz, minted at Samarkand in AH 253 (867 CE). His reign marks the apogee of the decline of the Caliphate's central authority

Abbasid control of Samarkand soon dissipated and was replaced with that of the Samanids (875–999), though the Samanids were still nominal vassals of the Caliph during their control of Samarkand. Under Samanid rule the city became a capital of the Samanid dynasty and an even more important node of numerous trade routes. The Samanids were overthrown by the Karakhanids around 999. Over the next 200 years, Samarkand would be ruled by a succession of Turkic tribes, including the Seljuqs and the Khwarazmshahs.[40]

The 10th-century Persian author Istakhri, who travelled in Transoxiana, provides a vivid description of the natural riches of the region he calls "Smarkandian Sogd":

I know no place in it or in Samarkand itself where if one ascends some elevated ground one does not see greenery and a pleasant place, and nowhere near it are mountains lacking in trees or a dusty steppe... Samakandian Sogd... [extends] eight days travel through unbroken greenery and gardens... . The greenery of the trees and sown land extends along both sides of the river [Sogd]... and beyond these fields is pasture for flocks. Every town and settlement has a fortress... It is the most fruitful of all the countries of Allah; in it are the best trees and fruits, in every home are gardens, cisterns and flowing water.

Karakhanid (Ilek-Khanid) period (11th–12th centuries)

[edit]
Shah-i Zinda memorial complex, 11th–15th centuries

After the fall of the Samanids state in 999, it was replaced by the Qarakhanid State, where the Turkic Qarakhanid dynasty ruled.[41] After the state of the Qarakhanids split into two parts, Samarkand became a part of the West Karakhanid Kaganate and from 1040 to 1212 was its capital.[41] The founder of the Western Qarakhanid Kaganate was Ibrahim Tamgach Khan (1040–1068).[41] For the first time, he built a madrasah in Samarkand with state funds and supported the development of culture in the region. During his reign, a public hospital (bemoristan) and a madrasah were established in Samarkand, where medicine was also taught.

The memorial complex Shah-i-Zinda was founded by the rulers of the Karakhanid dynasty in the 11th century.[42]

The most striking monument of the Qarakhanid era in Samarkand was the palace of Ibrahim ibn Hussein (1178–1202), which was built in the citadel in the 12th century. During the excavations, fragments of monumental painting were discovered. On the eastern wall, a Turkic warrior was depicted, dressed in a yellow caftan and holding a bow. Horses, hunting dogs, birds and periodlike women were also depicted here.[43]

Mongol period

[edit]
Ruins of Afrasiab – ancient Samarkand destroyed by Genghis Khan.

The Mongols conquered Samarkand in 1220. Juvayni writes that Genghis killed all who took refuge in the citadel and the mosque, pillaged the city completely, and conscripted 30,000 young men along with 30,000 craftsmen. Samarkand suffered at least one other Mongol sack by Khan Baraq to get treasure he needed to pay an army. It remained part of the Chagatai Khanate (one of four Mongol successor realms) until 1370.

The Travels of Marco Polo, where Polo records his journey along the Silk Road in the late 13th century, describes Samarkand as "a very large and splendid city..."[44]

The Yenisei area had a community of weavers of Chinese origin, and Samarkand and Outer Mongolia both had artisans of Chinese origin, as reported by Changchun.[45] After Genghis Khan conquered Central Asia, foreigners were chosen as governmental administrators; Chinese and Qara-Khitays (Khitans) were appointed as co-managers of gardens and fields in Samarkand, which Muslims were not permitted to manage on their own.[46][47] The khanate allowed the establishment of Christian bishoprics (see below).

Timur's rule (1370–1405)

[edit]
Bibi-Khanym Friday Mosque, 1399–1404

Ibn Battuta, who visited in 1333, called Samarkand "one of the greatest and finest of cities, and most perfect of them in beauty." He also noted that the orchards were supplied water via norias.[48]

In 1365, a revolt against Chagatai Mongol control occurred in Samarkand.[49] In 1370, the conqueror Timur (Tamerlane), the founder and ruler of the Timurid Empire, made Samarkand his capital. Timur used various tools for legitimisation, including urban planning in his capital, Samarkand.[50] Over the next 35 years, he rebuilt most of the city and populated it with great artisans and craftsmen from across the empire. Timur gained a reputation as a patron of the arts, and Samarkand grew to become the centre of the region of Transoxiana. Timur's commitment to the arts is evident in how, in contrast with the ruthlessness he showed his enemies, he demonstrated mercy toward those with special artistic abilities. The lives of artists, craftsmen, and architects were spared so that they could improve and beautify Timur's capital.[citation needed]

Timur was also directly involved in construction projects, and his visions often exceeded the technical abilities of his workers. The city was in a state of constant construction, and Timur would often order buildings to be done and redone quickly if he was unsatisfied with the results.[51] By his orders, Samarkand could be reached only by roads; deep ditches were dug, and walls 8 km (5 mi) in circumference separated the city from its surrounding neighbors.[52] At this time, the city had a population of about 150,000.[53]

Henry III of Castile's ambassador Ruy Gonzalez de Clavijo, who was stationed at Samarkand between 1403 and 1406, attested to the never-ending construction that went on in the city. "The Mosque which Timur had built seemed to us the noblest of all those we visited in the city of Samarkand."[54]

Ulugh Beg's period (1409–1449)

[edit]
Many prominent astronomers worked at Ulugh Beg's observatory, which contained this mural sextant, constructed in Samarkand during the 15th century.

Between 1417 to 1420, Timur's grandson Ulugh Beg built a madrasah in Samarkand, which became the first building in the architectural ensemble of Registan. Ulugh Beg invited a large number of astronomers and mathematicians of the Islamic world to this madrasah. Under Ulugh Beg, Samarkand became one of the world centers of medieval science. In the first half of the 15th century, a whole scientific school arose around Ulugh Beg, uniting prominent astronomers and mathematicians including Jamshid al-Kashi, Qāḍī Zāda al-Rūmī, and Ali Qushji. Ulugh Beg's main interest in science was astronomy, and he constructed an observatory in 1428. Its main instrument was the wall quadrant, which was unique in the world.[55] It was known as the "Fakhri Sextant" and had a radius of 40 meters.[56] Seen in the image on the left, the arc was finely constructed with a staircase on either side to provide access for the assistants who performed the measurements.

16th–18th centuries

[edit]

In 1500, nomadic Uzbek warriors took control of Samarkand.[53] The Shaybanids emerged as the city's leaders at or about this time. In 1501, Samarkand was finally taken by Muhammad Shaybani from the Uzbek dynasty of Shaybanids, and the city became part of the newly formed “Bukhara Khanate”. Samarkand was chosen as the capital of this state, in which Muhammad Shaybani Khan was crowned. In Samarkand, Muhammad Shaybani Khan ordered to build a large madrasah, where he later took part in scientific and religious disputes. The first dated news about the Shaybani Khan madrasah dates back to 1504 (it was completely destroyed during the years of Soviet power). Muhammad Salikh wrote that Sheibani Khan built a madrasah in Samarkand to perpetuate the memory of his brother Mahmud Sultan.[57]

Fazlallah ibn Ruzbihan [who?] in "Mikhmon-namei Bukhara" expresses his admiration for the majestic building of the madrasah, its gilded roof, high hujras, spacious courtyard and quotes a verse praising the madrasah.[58] Zayn ad-din Vasifi, who visited the Sheibani-khan madrasah several years later, wrote in his memoirs that the veranda, hall and courtyard of the madrassah are spacious and magnificent.[57]

Abdulatif Khan, the son of Mirzo Ulugbek's grandson Kuchkunji Khan, who ruled in Samarkand from 1540 to 1551, was considered an expert in the history of Maverannahr and the Shibanid dynasty. He patronized poets and scientists. Abdulatif Khan himself wrote poetry under the literary pseudonym Khush.[59]

During the reign of the Ashtarkhanid Imam Quli Khan (1611–1642) famous architectural masterpieces were built in Samarkand. In 1612–1656, the governor of Samarkand, Yalangtush Bahadur, built a cathedral mosque, Tillya-Kari madrasah and Sherdor madrasah.[citation needed]

Zarafshan Water Bridge is a brick bridge built on the left bank of the Zarafshan River, 7–8 km northeast of the center of Samarkand, built by Shaibani Khan at the beginning of the 16th century.[60][61]

After an assault by the Afshar Shahanshah Nader Shah, the city was abandoned in the early 1720s.[62] From 1599 to 1756, Samarkand was ruled by the Ashtrakhanid branch of the Khanate of Bukhara.

Second half of the 18th–19th centuries

[edit]
Khazrat Hizr mosque, 1854

From 1756 to 1868, it was ruled by the Manghud Emirs of Bukhara.[63] The revival of the city began during the reign of the founder of the Uzbek dynasty, the Mangyts, Muhammad Rakhim (1756–1758), who became famous for his strong-willed qualities and military art. Muhammad Rakhimbiy made some attempts to revive Samarkand.[64]

Russian Empire period

[edit]
Samarkand in 1890

The city came under imperial Russian rule after the citadel had been taken by a force under Colonel Konstantin Petrovich von Kaufman in 1868. Shortly thereafter the small Russian garrison of 500 men were themselves besieged. The assault, which was led by Abdul Malik Tura, the rebellious elder son of the Bukharan Emir, as well as Baba Beg of Shahrisabz and Jura Beg of Kitab, was repelled with heavy losses. General Alexander Konstantinovich Abramov became the first Governor of the Military Okrug, which the Russians established along the course of the Zeravshan River with Samarkand as the administrative centre. The Russian section of the city was built after this point, largely west of the old city.

In 1886, the city became the capital of the newly formed Samarkand Oblast of Russian Turkestan and regained even more importance when the Trans-Caspian railway reached it in 1888.

Soviet period

[edit]
Downtown with Bibi-Khanym Mosque in 1990s

Samarkand was the capital of the Uzbek SSR from 1925 to 1930, before being replaced by Tashkent. During World War II, after Nazi Germany invaded the Soviet Union, a number of Samarland's citizens were sent to Smolensk to fight the enemy. Many were taken captive or killed by the Nazis.[65][66] Additionally, thousands of refugees from the occupied western regions of the USSR fled to the city, and it served as one of the main hubs for the fleeing civilians in the Uzbek Soviet Socialist Republic and the Soviet Union as a whole.[citation needed]

Triumph by Vasily Vereshchagin, depicting the Sher-Dor Madrasa in Registan.

European study of the history of Samarkand began after the conquest of Samarkand by the Russian Empire in 1868. The first studies of the history of Samarkand belong to N. Veselovsky, V. Bartold and V. Vyatkin. In the Soviet period, the generalization of materials on the history of Samarkand was reflected in the two-volume History of Samarqand edited by the academician of Uzbekistan Ibrohim Moʻminov.[67]

On the initiative of Academician of the Academy of Sciences of the Uzbek SSR I. Muminov and with the support of Sharaf Rashidov, the 2500th anniversary of Samarkand was widely celebrated in 1970. In this regard, a monument to Ulugh Beg was opened, the Museum of the History of Samarkand was founded, and a two-volume history of Samarkand was prepared and published.[68][69]

After Uzbekistan gained independence, several monographs were published on the ancient and medieval history of Samarkand.[70][71]

Geography

[edit]
Samarkand from space in September 2013.[72]

Samarkand is located in southeastern Uzbekistan, in the Zarefshan River valley, 135 km from Qarshi. Road M37 connects Samarkand to Bukhara, 240 km away. Road M39 connects it to Tashkent, 270 km away. The Tajikistan border is about 35 km from Samarkand; the Tajik capital Dushanbe is 210 km away from Samarkand. Road M39 connects Samarkand to Mazar-i-Sharif in Afghanistan, which is 340 km away.

Climate

[edit]

Самарканд имеет холодный полузасушливый климат ( Климатическая классификация Köppen : BSK ) с горячим, сухим летом и относительно влажными, переменными зимами, которые чередуются периоды теплой погоды с периодами холодной погоды. Июль и август являются самыми жаркими месяцами года, причем температура достигает и превышает 40 ° C (104 ° F). Осадки редки с июня по октябрь, но с февраля по апрель увеличивается до максимума. Январь 2008 года был особенно холодным; температура снизилась до -22 ° C (-8 ° F). [ 73 ]

Климатические данные для Самарканда (1991–2020, крайности 1891 года - предложение)
Месяц Январь Февраль Марта Апрель Может Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Год
Запись высокой ° C (° F) 23.2
(73.8)
26.7
(80.1)
32.2
(90.0)
36.2
(97.2)
39.5
(103.1)
41.6
(106.9)
42.4
(108.3)
41.0
(105.8)
38.6
(101.5)
35.2
(95.4)
31.5
(88.7)
27.5
(81.5)
42.4
(108.3)
Средний ежедневный максимум ° C (° F) 7.3
(45.1)
9.5
(49.1)
15.2
(59.4)
21.4
(70.5)
27.0
(80.6)
32.4
(90.3)
34.5
(94.1)
33.3
(91.9)
28.6
(83.5)
22.0
(71.6)
14.4
(57.9)
9.1
(48.4)
21.2
(70.2)
Средний средний ° C (° F) 2.3
(36.1)
4.0
(39.2)
9.3
(48.7)
15.2
(59.4)
20.4
(68.7)
25.4
(77.7)
27.2
(81.0)
25.6
(78.1)
20.6
(69.1)
14.1
(57.4)
8.0
(46.4)
3.7
(38.7)
14.7
(58.4)
Средний ежедневный минимум ° C (° F) −1.3
(29.7)
−0.2
(31.6)
4.6
(40.3)
9.7
(49.5)
14.1
(57.4)
18.0
(64.4)
19.5
(67.1)
17.9
(64.2)
13.5
(56.3)
7.8
(46.0)
3.2
(37.8)
−0.2
(31.6)
8.9
(48.0)
Запись низкого ° C (° F) −25.4
(−13.7)
−22
(−8)
−14.9
(5.2)
−6.8
(19.8)
−1.3
(29.7)
4.8
(40.6)
8.6
(47.5)
7.8
(46.0)
0.0
(32.0)
−6.4
(20.5)
−18.1
(−0.6)
−22.8
(−9.0)
−25.4
(−13.7)
Среднее количество осадков мм (дюймы) 41
(1.6)
53
(2.1)
73
(2.9)
64
(2.5)
41
(1.6)
7
(0.3)
2
(0.1)
2
(0.1)
3
(0.1)
16
(0.6)
40
(1.6)
39
(1.5)
381
(15)
Средние дождливые дни 8 10 13 11 9 3 2 1 2 6 8 9 82
Средние снежные дни 9 7 3 0.3 0.1 0 0 0 0 0.3 2 6 28
Средняя относительная влажность (%) 76 74 70 63 54 42 42 43 47 59 68 74 59
Средняя точка росы ° C (° F) −2
(28)
−1
(30)
2
(36)
6
(43)
9
(48)
9
(48)
10
(50)
9
(48)
6
(43)
4
(39)
2
(36)
−1
(30)
4
(40)
Средние месячные солнечные часы 119.2 130.9 172.2 228.8 297.7 345.5 373.1 358.9 305.9 242.6 150.7 120.2 2,845.7
Средний ультрафиолетовый индекс 2 3 3 4 5 6 6 6 4 3 2 2 4
Источник 1: Pogoda.ru.net [ 74 ]
Источник 2: Погодные атлас (ультрафиолетовое излучение), [ 75 ] Время и дата (Dewpoints, 1985–2015), [ 76 ] Ноаа [ 77 ]

Согласно официальным сообщениям, большинство жителей Самарканда - Узбекс , в то время как многие источники называют город большинством Таджик , [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] до 70 процентов населения города. [ 82 ] Таджики особенно сосредоточены в восточной части города, где находятся основные архитектурные достопримечательности.

Согласно различным независимым источникам, Таджикс являются этнической группой Самарканда. Этнические Узбеки являются второй по величине группой [ 83 ] и наиболее сконцентрированы на западе Самарканда. Точные демографические цифры трудно получить, так как некоторые люди в Узбекистане идентифицируют себя как «Узбек», даже если они говорят на Таджики как на своем родном языке, часто потому, что центральное правительство зарегистрировано как Узбекс, несмотря на их язык и личность таджики. Как объяснил Пол Бергне :

Во время переписи 1926 года значительная часть населения Таджика была зарегистрирована как Узбек. Так, например, в переписи 1920 года в городе Самарканд таджики были зарегистрированы как нумерация 44 758, а Узбеки только 3301. Согласно переписи 1926 года, число Узбеков было зарегистрировано как 43 364, а Таджики - всего 10 716. В серии кишлак [деревни] в Ходжанд -Округе, чье население было зарегистрировано как Таджик в 1920 году, например, в Аште, Калача, Акджар I Таджик и другие, в переписи 1926 года они были зарегистрированы как Узбекс. Подобные факты могут быть приведены также в отношении Ферганы, Самарканда, и особенно в области Бухара. [ 83 ]

Самарканд также является домом для крупных этнических общин « иранцев » (старое, персидское , шиитское население Мерв -Сити и Оазис, депортированное в этом районе в конце 18 -го века), русские , украинцы , белоруссцы , армяне , азеры. , Татары , все из которых корейцы , поляки и немцы живут в основном в центре и западных районах города. Эти народы эмигрировали в Самарканд с конца 19 -го века, особенно в советскую эпоху; В целом, они говорят на русском языке .

В крайнем западе и к юго -западу от Самарканда находится население арабов Центральной Азии , которые в основном говорят в Узбекке; Только небольшая часть старшего поколения говорит на арабском языке в Центральной Азии . В Восточном Самарканде когда -то был большой махалла из бухарских (центральной азиатской) евреев , но начиная с 1970 -х годов, сотни тысяч евреев покинули Узбекистан для Израиля , Соединенных Штатов , Канады , Австралии и Европы . Сегодня в Самарканде осталось лишь несколько еврейских семей.

Также в восточной части Самарканда есть несколько кварталов, где центральная азиатская "цыган" [ 84 ] ( Lyuli , Djugi, Parary и другие группы) живут. Эти народы начали прибывать в Самарканд несколько веков назад из -за того, что сейчас является Индией и Пакистаном . Они в основном говорят на диалекте языка таджика, а также на своих собственных языках, в первую очередь, Пария .

Приветствие на двух языках: Узбек (латынь) и Таджик (Кириллик) у входа в одну из Махаллов (Бо'зи) Самарканда

Государственный и официальный язык в Самарканде, как и во всех Узбекистане, является узбекским языком . Узбек - один из туркских языков и родной язык Узбекс , туркменов , самаркандийских иранцев и большинство самаркандийских арабов, живущих в Самарканде.

Как и в остальной части Узбекистана, российский язык является де -факто вторым официальным языком в Самарканде, и около 5% знаков и надписей в Самарканде находятся на этом языке. Русские , белорусские , поляки , немцы , корейцы , большинство украинцев , большинство армян , греков , некоторых татаров и некоторых азербайджанцев в Самарканд, говорят по -русски. Несколько российских газет опубликованы в Самарканде, самая популярная из которых-« Самарканско-Вестник » (Русский: Самарканский Верник, Лит. Самарканд Геральд). Самаркандийский телеканал STV проводит некоторые трансляции на русском языке.

, наиболее распространенным языком в Самарканде является Таджик , который является диалектом или вариантом персидского языка Действительно Самарканд был одним из городов, в которых развился персидский язык. Многие классические первания посещали Самарканд на протяжении тысячелетий, самый известный Be Abulqasem Ferdowsi , Omar Khayam , Abdurahman Jami Абу Абдулла Рудаки Сьюзани Самарканди , и писатели живут или ,

Хотя официальная позиция заключается в том, что Узбек является наиболее распространенным языком в Самарканде, некоторые данные указывают на то, что только около 30% жителей говорят на нем как на родном языке. Для остальных 70%Таджик является родным языком, а Узбек - второй язык и русский третий. Однако, поскольку в Узбекистане не было проведено перепись населения, в этом вопросе нет точных данных по этому вопросу. Несмотря на то, что Таджик был вторым наиболее распространенным языком в Самарканде, он не пользуется статусом официального или регионального языка. [ 85 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 86 ] [ 81 ] [ 87 ] Тем не менее, в Университете штата Самарканд десять факультетов предлагают курсы в Таджики, а в отделе языка и литературы Таджик участвует более 170 студентов. [ 88 ] Только одна газета в Самарканде опубликована в Таджики, в кириллическом алфавите Tajik : Ovozi Samarqand (Tajik: Onvoshoshy -Samarқhand - голос Самарканда ). Местные самаркандийские STV и телеканалы "Samarkand" предлагают некоторые трансляции в Таджике, как и одна региональная радиостанция. В 2022 году в Самарканде был запущен ежеквартальный литературный журнал в Таджики, Durdonai Sharq . [ 88 ]

В дополнение к Узбекку, Таджику и русскому языку, родные языки, на Самарканде, включают украинский , армянский , азербайджанский , татар , крымский татар , арабский (для очень небольшого процента самаркандийских арабов) и других.

Modern Samarkand - яркий город, а в 2019 году в городе был проведен первый полумарафон Самарканда. [ 89 ] В 2022 году это также включало полный марафон впервые.

Ислам вошел в Самарканд в 8 -м веке, во время вторжения арабов в Центральную Азию ( Умайяд Халифат ). До этого почти все жители Самарканда были зороастрийцами , и многие несториан и буддисты в городе также жили . С этого момента, на протяжении всего правления многих мусульманских управляющих держав, многочисленные мечети , медресе , минареты , святыни и мавзолей в городе были построены . Многие были сохранены. Например, есть храм Имама Бухари , исламского ученого , который создал коллекцию хадисов, известную как Сахих аль-Бухари , которую мусульмане-сунниты считают одной из самых аутентичных ( Сахих ) Хадиса . Его другие книги включали аль-Адаб аль-Муфрад . Самарканд также является домом для храма Имам Матуриди , основателя зрелости и мавзолея Пророка Даниила , которого уважают в исламе , иудаизме и христианстве .

Большинство жителей Самарканда - мусульманин, в основном суннитские (в основном ханафи ) и суфий . Приблизительно 80–85% мусульман в городе составляют сунниты, в которых живут почти все таджикс , узбекс и самаркандийские арабы. Самые известные исламские священные линии Самарканда-потомки суфийских лидеров такие как Ходжа Ахрор Вали (1404–1490) и Махдуми Аазам (1461–1542), потомки Сайида Аты (первая половина 14 -го ок. [ 90 ] Либеральная политика президента Шавкат Мирзийоеев открыла новые возможности для выражения религиозной идентичности. В Самарканде, с 2018 года, увеличилось количество женщин в хиджабе. [ 91 ]

Шиа -мусульмане

[ редактировать ]

Самарканд Вилайат является одним из двух регионов Узбекистана (наряду с Бухара Вилайат ), в которых находится большое количество шиитов. Общая численность населения Самарканда Вилаята составляет более 3720 000 человек (2019).

Нет точных данных о количестве шиитов в городе Самарканд, но в городе есть несколько шиитских мечетей и медресе. Самым большим из них являются мечеть пенджаби, пенджабская медреса и мавзолей Мурад Авлия. Каждый год шииты Самарканда празднуют Ашуру , а также другие незабываемые шиитские даты и праздники.

Шииты в Самарканде в основном самаркандийские иранцы , которые называют себя Ирани . Их предки начали прибывать в Самарканд в 18 веке. Некоторые мигрировали там В поисках лучшей жизни другие были проданы как рабы , похитители туркменов , а другие были солдатами, которые были отправлены в Самарканд. В основном они приехали из Хорасана , Машхада , Сабжевара , Нишапура и Мерв ; и во -вторых, из иранского Азербайджана , Занджана , Табриза и Ардабила . Самаркандийские шииты также включают азербайджанцев , а также небольшое количество таджикс и узбеков.

Несмотря на то, что в Узбекистане нет официальных данных о общем количестве шиитов, они оцениваются в «несколько сотен тысяч». Согласно просочившемуся дипломатическим кабелям , в 2007–2008 годах посол США по международной религиозной свободе провел серию встреч с суннитскими муллами и шиитскими имамами в Узбекистане. Во время одного из переговоров имам шиитской мечети в Бухаре сказал, что около 300 000 шиитов живут в Бухара -Вилайате и 1 миллион в Самарканде Вилайат. Посол слегка сомневался в подлинности этих цифр, подчеркивая в своем отчете, что данные о количестве религиозных и этнических меньшинств, предоставленных правительством Узбекистана, считались очень «деликатной темой» из -за их потенциала для провоцирования межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Все послы посла пытались подчеркнуть, что традиционный ислам, особенно суфизм и суннизм , в регионах Бухара и Самарканда характеризуется великой религиозной терпимостью к другим религиям и сектам, включая шиизм. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ]

христианство

[ редактировать ]
Провинции Церкви Востока в 10 веке

Христианство было представлено в Самарканд, когда оно было частью Согдианы, задолго до проникновения ислама в Центральную Азию. Затем город стал одним из центров несторианизма в Центральной Азии . [ 95 ] Большинство населения были тогда зороастрийцами , но, поскольку Самарканд был перекрестком торговых путей среди Китая , Персии и Европы , это было религиозно терпимым. Под Umayyad Caliphate зороастрийцы и несториан преследовали арабские завоеватели; [ Цитация необходима ] Оставшиеся в живых бежали в другие места или обратились в ислам. Несколько несторианских храмов были построены в Самарканде, но они не выжили. Их останки были найдены археологами на древнем месте Афрасияба и на окраине Самарканда.

За три десятилетия 1329–1359 гг. Евархия Самарканда римско -католической церкви подала несколько тысяч католиков, которые жили в городе. По словам Марко Поло и Иоганна Элемозина, потомка Чагхатай -хана , основателя династии Чагхатая , Элджиджи , обратился в христианство и был крещен. С помощью Eljigidey католическая церковь Святого Иоанна Крестителя была построена в Самарканде. Однако через некоторое время ислам полностью вытеснил католицизм.

Христианство появилось в Самарканде несколько веков спустя, с середины 19-го века, после того, как город был захвачен Российской империей . Русская ортодоксальность была представлена ​​в Самарканд в 1868 году, и было построено несколько церквей и храмов. В начале 20 -го века было построено несколько более православных соборов, церквей и храмов, большинство из которых были снесены, в то время как Самарканд был частью СССР .

В настоящее время христианство является второй по величине религиозной группой в Самарканде с преобладающей формой- русская православная церковь (Московский патриархат) . Более 5% жителей Самарканда являются православными, в основном русскими , украинцами и белорусами , а также некоторыми корейцами и греками . Самарканд является центром филиала Самарканда (в том числе Самарканд , Кашадарья и Суркхандарья в Узбекистане) Узбекистана и ташкентской епархии Центральной Азии столичного района Российской ортодоксальной церкви Московы Патриархата . В городе есть несколько активных православных церквей: собор Святого Алексии Московский , Церковь ходатайства Святой Девы и Церковь Святого Георгия, победившего . Есть также ряд неактивных православных церквей и храмов, например, церкви Святого Георгия Победоносет . [ 96 ] [ 97 ]

также есть несколько десятков тысяч католиков В Самарканде , в основном поляков , немцев и некоторых украинцев . В центре Самарканда находится католическая церковь Святого Иоанна Крестителя , которая была построена в начале 20 -го века. Самарканд является частью апостольской администрации Узбекистана . [ 98 ]

Третья по величине христианская секта в Самарканде - армянская апостольская церковь , за которой следует несколько десятков тысяч армянских самаркандийцев. Армянские христиане начали эмигрировать в Самарканд в конце 19 -го века, этот поток растут, особенно в советскую эпоху. [ 99 ] На западе Самарканда находится армянская церковь Surb Astvatsatsin . [ 100 ]

У Самарканда также есть несколько тысяч протестантов , в том числе лютеранцев , баптистов , мормонов , свидетелей Иеговы , адвентистов и членов Корейской пресвитерианской церкви . Эти христианские движения появились в Самарканде в основном после независимости Узбекистана в 1991 году. [ 101 ]

Достопримечательности

[ редактировать ]

Silk Road Samarkand (Вечный город)

[ редактировать ]

Silk Road Samarkand - это современный мультиплекс, который должен открыться в начале 2022 года в восточном Самарканде. Комплекс охватывает 260 гектаров и включает в себя деловые и медицинские отели мирового класса, закусочные, рекреационные объекты, площадку для парка, этнографический угол и большой конгресс-зал для проведения международных мероприятий. [ 102 ]

Вечный город, расположенный в комплексе Самарканда Silk Road. Этот сайт, который занимает 17 гектаров, точно воссоздает дух древнего города, поддержанный историей и традициями узбекских земель и узбекских людей для гостей Шелкового дороги Самарканд. Узкие улицы здесь дома несколько магазинов художников, ремесленников и мастеров. Павильоны Вечного города были вдохновлены настоящими домами и живописными квадратами, описанными в древних книгах. Здесь вы можете погрузиться в красивую восточную сказку: с бирюзовыми куполами, мозаиками на дворцах и высокими минаретами, которые пронзают небо.

Посетители вечного города могут попробовать национальные блюда из разных эпох и регионов страны, а также увидеть подлинные уличные выступления. Вечный город демонстрирует уникальное сочетание парфянских, эллинистических и исламских культур, чтобы гости могли представить себе универсальное наследие ушедших веков в полном великолепии. Проект был вдохновлен и спроектирован Бобуром Ишмуловом, известным современным художником. [ 103 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Строительство Великой мечети Самарканда. Иллюстрация Бихзада для Zafar-nameh . Текст скопировал в Герате в 1467–68 годах и освещался в конце 1480 -х годов. Коллекция Джона Работа Гаррета, библиотека Милтон С. Эйзенхауэр, Университет Джона Хопкинса, Балтимор.

Тимор инициировал строительство Биби Ханума после своей кампании 1398–1399 гг. В Индии. У Биби Ханум первоначально было около 450 мраморных колонн, которые были вывезены туда и созданы с помощью 95 слонов, которые Тимор вернул из Хиндустана. Ремесленники и каменщики из Индии разработали купол мечети, придавая ему свой отличительный вид среди других зданий. Землетрясение 1897 года уничтожило колонны, которые не были полностью восстановлены в последующей реконструкции. [ 51 ]

Самая известная достопримечательность Самарканда-мавзолей, известный как Гур-Амир. Он демонстрирует влияние многих культур, прошлых цивилизаций, соседних народов и религий, особенно на ислам. Несмотря на опустошение, вызванное монголами в до-тимуридную исламскую архитектуру Самарканда, при Тиморе эти архитектурные стили были возрождены, воссозданы и восстановлены. План и расположение самой мечети с их точными измерениями демонстрируют исламскую страсть к геометрии . Вход в Гур-и-Амир украшен арабской каллиграфией и надписями, последняя является общей чертой в исламской архитектуре. Тщательное внимание Тимора к деталям особенно очевидно внутри мавзолея: плиточные стены являются изумительным примером мозаичной фанатики , иранской техники, в которой каждая плитка вырезана, окрашена и вписывается на место индивидуально. [ 51 ] Плитки Гур-амира также были устроены так, чтобы они изложили религиозные слова, такие как « Мухаммед » и «Аллах». [ 51 ]

Украшение стен Гур-и-Амира включает в себя цветочные и растительные мотивы, которые означают сады; Плитка пола оснащена непрерывными цветочными узорами. В исламе сады являются символами рая, и, как таковые, они были изображены на стенах гробниц и выращены в самом Самарканде. [ 51 ] Самарканд мог похвастаться двумя крупными садами, новым садом и восторгом сада сердца, которые стали центральными районами развлечений для послов и важных гостей. В 1218 году друг Чингисхана по имени Йелу Чукаи сообщил, что Самарканд был самым красивым городом из всех, так как «он был окружен многочисленными садами. У каждого дома был сад, и все сады были хорошо спроектированы, с каналами и фондами воды Это снабжало воду в круглые или квадратные пруды. [ 104 ] Персидские ковры с цветочными узорами также были обнаружены в некоторых тимуридных зданиях. [ 105 ]

Элементы традиционной исламской архитектуры можно увидеть в традиционных домах из глиняного кирпика, которые построены вокруг центральных дворов с садами. [ 106 ] Большинство из этих домов нарисовали деревянные потолки и стены. Напротив, дома на западе города находятся в основном дома в европейском стиле, построенные в 19 и 20 веках. [ 106 ]

Влияние турко-монгола также очевидно в архитектуре Самарканда. Считается, что в форме дыни купола мавзолетов были разработаны, чтобы повторить Yurts или Gers , традиционные монгольские палатки, в которых тела мертвых были отображены до захоронения или другого расположения. Тмур построил свои палатки из более прочных материалов, таких как кирпичи и дерево, но их цели оставались в значительной степени неизменными. [ 51 ] Камера, в которой было заложено собственное тело Тимора, включала « буксиры », поляки, вершины которых были повешены с круглым расположением лошадей или хвостовых волосков. Эти баннеры символизировали древнюю тюркскую традицию жертвы лошадей, которые были ценными товарами, в честь мертвых. [ 51 ] Буксиры также были типом кавалерийского стандарта, используемого многими кочевниками, до времени османских турок.

Цвета зданий в Самарканде также имеют значительные значения. Доминирующий архитектурный цвет - синий, который Темур использовал для передачи широкого спектра концепций. Например, оттенки синего в Гур-амире-это цвета траура; В эту эпоху синий был цветом траура в Центральной Азии, так как он все еще находится в различных культурах сегодня. Синий также считался цветом, который мог отразить « глаз » в Центральной Азии; Об этом понятии подтверждается количеством окрашенных в синие двери в городе и его окрестностях. Кроме того, синий представлял воду, особенно редкий ресурс на Ближнем Востоке и Центральной Азии; Стены, окрашенные в синий, символизировали богатство города.

Золото также имеет сильное присутствие в городе. Увлечение Тимора сводки объясняет чрезмерное использование золота в Гур-амире, а также использование вышитой золотой ткани как в городе, так и в его зданиях. Монголы имели большие интересы в китайском и персидском золотом шелковом текстиле, а также NASIJ [ 107 ] Плетено в Иране и Трансиане. Монгольские лидеры, такие как Огедей Хан, создали текстильные семинары в своих городах, чтобы сами производить золотые ткани.

Пригороды

[ редактировать ]

Suburbs of the city include: Gulyakandoz, Superfosfatnyy, Bukharishlak, Ulugbek, Ravanak, Kattakishlak, Registan, Zebiniso, Kaftarkhona, Uzbankinty. [ 108 ]

Транспорт

[ редактировать ]

Самарканд имеет сильную систему общественного транспорта. С момента советского времени до сегодняшнего дня муниципальные автобусы и такси ( GAZ-21 , GAZ-24 , GAZ-3102 , VAZ-2101 , VAZ-2106 и VAZ-2107 ) работали в Самарканде. Автобусы, в основном автобусы Samauto и Isuzu , являются наиболее распространенным и популярным видом транспорта в городе. Такси, которые в основном представляют собой Chevrolets и седаны Daewoo , обычно желтые по цвету. С 2017 года также было несколько самаркандийских трамвайных линий , в основном, чешские трамваи Vario Lf.S. С советской эры до 2005 года самарканцы также обошли через Trolleybus . Наконец, у Самарканда есть так называемая « Маршрутка », которая представляет собой Daewoo Damas и Gazelle микроавтобусы .

До 1950 года основными формами транспорта в Самарканде были вагоны и « Арабас » с лошадьми и ослами . Тем не менее, в городе был паровой трамвай с 1924 по 1930 год, и с 1947 по 1973 год было более современных трамваев.

Воздушный транспорт

[ редактировать ]

На севере города находится международный аэропорт Самарканда , который был открыт в 1930 -х годах под советами. По состоянию на весну 2019 года в международном аэропорту Самарканда есть рейсы в Ташкент , Нукус , Москва , Сент -Петербург , Екатеринбург , Казань , Стамбул и Душанбе ; Чартерные рейсы в другие города также доступны.

Железная дорога

[ редактировать ]

Современный Самарканд является важным железнодорожным перекрестком Узбекистана, и все национальные железнодорожные маршруты Восточного Востока проходят через город. Самым важным и самым длинным из них является Tashkent - Kungrad . Высокоскоростные высокоскоростные железнодорожные линии Tashkent-Samarkand Rail Line проходят между Ташкентом, Самаркандом и Бухарой. Самарканд также имеет международные железнодорожные связи: Саратов -самарканд, Москва -самарканд и Астана -самарканд.

В период с 1879 по 1891 год российская империя построила Транс-капскую железную дорогу , чтобы облегчить ее расширение в Центральную Азию. Железная дорога возникла в Красноводске (ныне Туркменбаши ) на Каспийском море -побережье. Первоначально его терминусом был Самарканд, чья станция впервые открылась в мае 1888 года. Однако, спустя десятилетие, железная дорога была продлена на восток до Ташкента и Андиджана , и его название было изменено на железные дороги Центральной Азии. Тем не менее, Самарканд оставался одной из крупнейших и наиболее важных станций Узбекской ССР и Советской Центральной Азии .

Международные отношения

[ редактировать ]

Самарканд с двойным с: [ 109 ]


Самарканд имеет дружеские отношения с: [ 109 ] [ 111 ]

В литературе

[ редактировать ]

В 2002 году Нобелевский лауреат Воле Сойинка назвал свою коллекцию поэзии Самарканд и другие рынки, которые я знал. [ 112 ]

Английский автор Джонатан Страуд опубликовал свою книгу «Амулет Самарканда» в 2003 году. Книга не содержит намеков на Самарканд, кроме тезки. [ Цитация необходима ]

Примечательные люди

[ редактировать ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ «Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике» . Архивировано из оригинала 2020-04-29 . Получено 2020-04-26 .
  2. ^ «Система классификации территориальных подразделений Республики Узбекистан» (в Узбекке и русском языке). Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Июль 2020 года.
  3. ^ «Городское и сельское население по округу» (в Узбеке). Самаркандский региональный департамент статистики. Архивировано из оригинала (PDF) на 2022-02-13.
  4. ^ Варадасджан, Punku (24 октября 2009 г.). "Столичная слава " Wall Street Journal
  5. ^ Руководство по истории Самарканда », ISBN   978-9943-01-139-7
  6. ^ Niktalab, Poopak (2019). От переулков Самарканда до Средиземного побережья (эволюция мира детской и подростковой литературы) . Тегеран, Иран: Фарадид издательство. С. 18–27. ISBN  9786226606622 .
  7. ^ «История Самарканда» . Сезамтравел. Архивировано с оригинала 3 ноября 2013 года . Получено 1 ноября 2013 года .
  8. ^ Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.
  9. ^ «История Самарканда» . www.advantour.com . Архивировано с оригинала 2018-05-16 . Получено 2018-05-15 .
  10. ^ «Персидские города Бухара и Самарканд, справедливо считая сегодняшние Таджики как исторические центры цивилизации Таджик», Фольц, Ричард. История Таджикс: иранцы Востока. IB Tauris, 2019. С.9
  11. ^ Di Kertzer/d. Арел, перепись и идентификация архивирована 2022-11-17 в The Wayback Machine , издательство Кембриджского университета, 2001, с. 186–188.
  12. ^ Комната, Адриан (2006). Плоцены мира: происхождение и значения названий для 6600 стран, городов, территорий, природных особенностей и исторических мест (2 -е изд.). Лондон: Макфарланд. п. 330. ISBN  978-0-7864-2248-7 Полем Самарканд Сити, юго -восточный Узбекистан. Город здесь уже был назван Мараканда , когда его захватил Александр Великий в 329 году до нашей эры. Его собственное имя происходит от согдийских слов Самар , «Стоун, Рок» и Канд , «Форт, город».
  13. ^ Сахау, Индия Эдварда С. Альберани: отчет о религии. Философия, литература, география, хронология, астрономия, обычаи, законы и астрология Индии о 1030 году нашей эры, вып. 1 Лондон: Кеган Пол, Тренч, Trtjbnbr & Co. 1910. С.298.
  14. ^ Аль-Кашгари, Махмуд (1074). Сборник туркских диалектов . Часть 1. Перевод Данкоффа, Роберта ; Келли, Джеймс Майкл. Гарвардское университетское типография (опубликовано 1982). п. 270 - через Archive.org . Sämiz känd, означающий «толстый город (Balda Samina)», называется таким образом из -за его большого размера; Это на персидском, Самарканд.
  15. ^ Рагагнин, Элизабетта (2020). «О Марко Поло Самарканд» . Узбекистан: язык и культура . 3 (3). Алишер Намои Ташкент Государственный университет Узбекского языка и литературы [ UZ ] : 79–87. ISSN   2181-922X .
  16. ^ Владимир Бабак, Демиан Вайсман, Арие Вассерман, политическая организация в Центральной Азии и Азербайджане: источники и документы , с. 374
  17. ^ Columbia-Lippincott Gazetteer (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1972 Перепечатка) с. 1657
  18. ^ Вуд, Фрэнсис (2002). Шелковый путь: две тысячи лет в самом сердце Азии . Лондон {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  19. ^ Shichkina, GV (1994). «Древний Самар: столица Согд» Бюллетень Азиатского института 8 : 83.
  20. ^ Shichkina, GV (1994). «Древний Самар: столица Согд» Бюллетень Азиатского института 8 : 86.
  21. ^ Jump up to: а беременный Dumper, Stanley (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: историческая энциклопедия . Калифорния: ABC-Clio. С. 319–320.
  22. ^ Гренет Франц, Региональное взаимодействие в Центральной Азии и Северо-Западной Индии в периоды Kidarite и Hephtalites в индоиранских языках и народах. Под редакцией Николаса Симса-Уильямса. Издательство Оксфордского университета, 2003. р.219–220
  23. ^ Buryakov Y.F. Iz istorii arkheologicheskikh rabot v zonakh oroshayemogo zemledeliya Uzbekistana // Arkheologicheskiye raboty na novostroykakh Uzbekistana. Tashkent, 1990. pp. 9–10.
  24. ^ Etienne de la Vaissiere, Sogdian Traders. История. Перевод Джеймса Уорда. Брилль Лейден. Бостон, 2005, с. 108–111.
  25. ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Центральной Азии, набор 4-объема . Bloomsbury Publishing. п. 243. ISBN  978-1-83860-868-2 .
  26. ^ Grenet, Frantz (2004). «Мараканда/Самарканд, мирополис до монгола» . Аннал. История, социальные науки . 5/6 : рис. B.
  27. ^ Бивар, Adh Encyclopedia Iranica, Vol. 2 ​Лондон и др. стр. 198–201.
  28. ^ История цивилизаций Центральной Азии: перекресток цивилизаций, от 250 до 750 года. Vol. 3. ЮНЕСКО, 1996. с. 332
  29. ^ Belenitskiy A.M., Bentovich I.B., Bolshakov O.G. Srednevekovyy gorod Sredney Azii. L., 1973.
  30. ^ Sprishevskiy V.I. Pogrebeniye s konem serediny I tysyacheletiya n.e., obnaruzhennoye okolo observatorii Ulugbeka. // Tr. Muzeya istorii narodov Uzbekistana. T.1.- Tashkent, 1951.
  31. ^ Klyashtornyy S. G., Savinov D. G., Stepnyye imperii drevney Yevrazii. Sankt-Peterburg: Filologicheskiy fakul'tet SPbGU, 2005 god, s. 97
  32. ^ Masson M.Ye., Proiskhozhdeniye dvukh nestorianskikh namogilnykh galek Sredney Azii // Obshchestvennyye nauki v Uzbekistane, 1978, №10, p. 53.
  33. ^ SIS-WLIAMS NICHOLAS, христианская полемика Согдиан против Маничан // Религиозные темы и тексты доислаических Иранов и Центральной Азии. Под редакцией Карло Дж. Черети, Мауро Магги и Элио Proverse. Висбаден: доктор Ludwig Reicchert Verlag, 2003, стр. 399–4
  34. ^ Таджикистан: В земле Золотых рек . Париж: музей Гимета. 2021. П. 152. ISBN  978-9461616272 .
  35. ^ Dumper, Stanley (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: историческая энциклопедия . Калифорния {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  36. ^ Jump up to: а беременный Wellhausen, J. (1927). Вейр, Маргарет Грэм (ред.). Арабское королевство и его падение . Университет Калькутты. С. 437–438. ISBN  9780415209045 Полем Архивировано из оригинала 2019-04-21 . Получено 2019-05-04 .
  37. ^ Уитфилд, Сьюзен (1999). Жизнь вдоль шелкового пути . Калифорния: издательство Калифорнийского университета. п. 33.
  38. ^ Bartold V. V., Abu Muslim//Akademik V. V. Bartol'd. Sochineniya. Tom VII. Moskva: Nauka, 1971
  39. ^ Quraishi, Силим «Обзор развития работы в исламских странах», Bookbinder , 1989 (3): 29–36.
  40. ^ Dumper, Stanley (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: историческая энциклопедия . Калифорния п. 320. {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  41. ^ Jump up to: а беременный в Kochnev B. D., Numizmaticheskaya istoriya Karakhanidskogo kaganata (991—1209 gg.). Moskva «Sofiya», 2006
  42. ^ Nemtseva, N.B., Shvab, IU. Ansambl Shah-i Zinda: istoriko-arkhitektymyi ocherk. Tashent: 1979.
  43. ^ Karev, Yury. Караханидные настенные картины в Цитадели Самарканда: Первый отчет и предварительные наблюдения в Muqarnas 22 (2005): 45–84.
  44. ^ "Samarkand Travel Guide" . Караванистан . Получено 2021-03-20 .
  45. ^ Жак Гернет (31 мая 1996 г.). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. С. 377 -. ISBN  978-0-521-49781-7 Полем Архивировано с оригинала 15 июня 2016 года . Получено 25 января 2020 года .
  46. ^ Мемориальная серия EJW GIBB . 1928. с. 451.
  47. ^ E. Bretschneider (1888). «Путешествия Чан Чан Чун на Запад, 1220–1223, записанные его учеником Ли Чи Чан». Mediæval Researchs из восточно -азиатских источников . Барнс и Нобл. С. 37–108. Архивировано с оригинала 2018-04-30 . Получено 2018-04-26 .
  48. ^ Батта, Ибн (2002). Путешествия Ибн Баттта Лондон: приповедник. п. 143. ISBN  9780330418799 .
  49. ^ Энциклопедия Британская , 15 -е изд, с. 204
  50. ^ Маликов Азим, Культурные традиции городского планирования в Самарканде во время эпохи Тимора. В: Баумер, С., Новак М. и Рутишаузер С., культуры в контакте. Центральная Азия как фокус торгов, культурный обмен и передачу знаний. Harrassowitz. 2022, с.343
  51. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Марефат, Роя (лето 1992). «Небесный город Самаркан». Уилсон ежеквартально . 16 (3): 33–38. JSTOR   40258334 .
  52. ^ Вуд, Фрэнсис (2002). Шелковые дороги: два тысячи уша в самом сердце Азии . Беркли. С. 136–7. {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  53. ^ Jump up to: а беременный Columbia-Lippincott Gazetteer , p. 1657
  54. ^ Ле Стрэндж, Гай (Транс) (1928). Клавиджо: Посольство Тамбурлен 1403–1406 . Лондон п. 280. {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  55. ^ "Ulugh Beg - Биография" . Математическая история .
  56. ^ Ulugh Beg. Словарь научной биографии .
  57. ^ Jump up to: а беременный Mukminova R. G., K istorii agrarnykh otnosheniy v Uzbekistane XVI veke. Po materialam «Vakf-name». Tashkent. Nauka. 1966
  58. ^ Fazlallakh ibn Ruzbikhan Isfakhani. Mikhman-name-yi Bukhara (Zapiski bukharskogo gostya). M. Vostochnaya literatura. 1976, p. 3
  59. ^ B.V. Norik. Rol' shibanidskikh praviteley v literaturnoy zhizni Maverannakhra XVI veka. Sankt-Peterburg: Rakhmat-name, 2008. p. 233.
  60. ^ «Мост Зарафшан Саулдер» . uzsart.uz . Получено 2023-11-14 .
  61. ^ "МОСТ ШЕЙБАНИ-ХАНА" . www.centralasia-travel.com . Retrieved 2023-11-14 .
  62. ^ Британская . 15 -е изд, с. 204
  63. ^ Columbia-Lippincott Gazetteer . п. 1657
  64. ^ Materialy po istorii Sredney i Tsentral'noy Azii X—XIX veka. Tashkent: Fan, 1988, рр. 270—271
  65. ^ "Советское Поле Славы" . www.soldat.ru . Archived from the original on April 13, 2020.
  66. ^ Rustam Qobil (2017-05-09). «Почему в 1942 году были убиты 101 Узбекс в Нидерландах?» Полем Би -би -си. Архивировано из оригинала 2020-03-30 . Получено 2017-05-09 .
  67. ^ Монтгомери Дэвид. Самарканд Таарихи (История Самарканда) Иммуманови, Американский исторический обзор, том 81, № 8 (октябрь 1976 г.), с. 914–915
  68. ^ Istoriya Samarkanda v dvukh tomakh. Pod redaktsiyey I. Muminova. Tashkent, 1970
  69. ^ Montgomery David, обзор Samarkand Taarikhi, Im Muminov et al. // Американский исторический обзор, том 81, нет. 4 (октябрь 1976 г.)
  70. ^ Shirinov T.SH., Isamiddinov M.KH. Arkheologiya drevnego Samarkanda. Tashkent, 2007
  71. ^ Malikov A.M. Istoriya Samarkanda (s drevnikh vremen do serediny XIV veka). Tom. 1. Tashkent: Paradigma, 2017.
  72. ^ "Самарканд, Узбекистан" . EarthObservatory.nasa.gov. 23 сентября 2013 года. Архивировано с оригинала 2015-09-17 . Получено 2014-08-23 .
  73. ^ Samarkand.info. «Погода в Самарканде» . Архивировано из оригинала на 2009-06-04 . Получено 2009-06-11 .
  74. ^ «Погода и климат-климат Самарканда» (на русском языке). Погода и климат . Получено 18 января 2021 года .
  75. ^ «Самарканд, Узбекистан - подробная информация о климате и ежемесячный прогноз погоды» . Погода Атлас . Получено 1 августа 2022 года .
  76. ^ «Средние значения климата и погоды в Самарканде» . Время и дата . Получено 24 июля 2022 года .
  77. ^ «Самаркандские нормы климата 1991–2020» . Национальное управление океанического и атмосферного . Получено 1 ноября 2023 года .
  78. ^ Акинер, Ширин; Джалили, Мохаммад-Резу; Grare, Frederic (2013). Таджикистан: испытания независимости. Routledge. ISBN   978-1-136-10490-9 с. 78, «Бухара и Самарканд, населенный отмеченным большинством Таджика (...)»
  79. ^ Jump up to: а беременный Лена Джонсон (1976) «Таджикистан в новой Центральной Азии», Ibtauris, p. 108: «Согласно официальной Узбекской статистике, в Узбекистане насчитывается чуть более 1 миллиона Таджикс или около 3% населения. Неофициальная цифра составляет более 6 миллионов таджиков. Они сосредоточены в регионах Сухандарья, Самарканд и Бухара».
  80. ^ Jump up to: а беременный "Узбекистан: Таджикский язык подавляется" . catoday.org — ИА "Озодагон" . Archived from the original on 22 March 2019 . Retrieved 22 March 2019 .
  81. ^ Jump up to: а беременный "Таджики – иранцы Востока? Рецензия книги от Камолиддина Абдуллаева" . «ASIA-Plus» Media Group / Tajikistan — news.tj . Archived from the original on 27 March 2019 . Retrieved 22 March 2019 .
  82. ^ Ричард Фолц (1996). «Таджики Узбекистана». Опрос Центральной Азии . 15 (2): 213–216. doi : 10.1080/02634939608400946 .
  83. ^ Jump up to: а беременный Пол Бергне : Рождение Таджикистана. Национальная идентичность и происхождение Республики . Международная библиотека исследований Центральной Азии. Ib tauris . 2007. стр. 106
  84. ^ Марушиакова; Попов, Судно (январь 2014 г.). Миграции и личности центральной азиатской «цыгане» . Конференция по социологической ассоциации Азиатско -Тихоокеанского региона (APSA) «Преобразующие общества: затеснения и конвергенции в Азии и Тихоокеанском регионе». doi : 10.1057/ces.2008.3 . S2CID   154689140 . Получено 2022-02-28 .
  85. ^ Карл Корделл, «Этническая принадлежность и демократизация в новой Европе», Routledge, 1998. с. 201: «Следовательно, число граждан, которые считают себя таджиками, трудно определить. Таджикис внутри и за пределами Республики, академические и международные комментаторы Самаркандского государственного университета (Самгу) предполагают, что в Узбекистане может быть от шести до семи миллионов таджиков. составляют 30% из 22 миллионов населения Республики, а не официального показателя 4,7% (Foltz 1996: 213; Carlisle 1995: 88).
  86. ^ "Статус таджикского языка в Узбекистане" . Лингвомания.info — lingvomania.info . Archived from the original on 29 October 2016 . Retrieved 22 March 2019 .
  87. ^ "Есть ли шансы на выживание таджикского языка в Узбекистане — эксперты" . "Биржевой лидер" — pfori-forex.org . Archived from the original on 22 March 2019 . Retrieved 22 March 2019 .
  88. ^ Jump up to: а беременный Фольц, Ричард (2023). История Таджикс: Иранцы Востока, 2 -е издание . Bloomsbury Publishing. п. 186. ISBN  978-0-7556-4964-8 .
  89. ^ Самарканд Марафон .
  90. ^ Маликов Азим, Священные линии Самарканда: история и идентичность в антропологии Ближнего Востока, том 15, выпуск 1, лето 2020 г., р.36
  91. ^ https://www.ajol.info/index.php/ijma/article/view/218533 Маликов А. и Джураева Д. 2021. Женщины, Ислам и политика в Самарканде (1991–2021), Международный журнал современной антропологии Полем 2 (16): 561
  92. ^ "Шииты в Узбекистане" . www.islamsng.com . Archived from the original on October 3, 2017 . Retrieved April 3, 2019 .
  93. ^ "Ташкент озабочен делами шиитов" . www.dn.kz . Archived from the original on 2019-04-03 . Retrieved April 3, 2019 .
  94. ^ "Узбекистан: Иранцы-шииты сталкиваются c проблемами с правоохранительными органами" . catoday.org . Archived from the original on September 5, 2017 . Retrieved April 3, 2019 .
  95. ^ Диккенс, Марк «Несторское христианство в Центральной Азии. С. 17
  96. ^ В. А. Нильсен. У истоков современного градостроительства Узбекистана (ΧΙΧ — начало ΧΧ веков). —Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1988. 208 с.
  97. ^ Голенберг В. А. «Старинные храмы туркестанского края». Ташкент 2011 год
  98. ^ Католичество в Узбекистане. Ташкент, 1990.
  99. ^ Армяне. Этнический атлас Узбекистана, 2000.
  100. ^ Назарьян Р.Г. Армяне Самарканда. Москва. 2007
  101. ^ Бабина Ю. Ё. Новые христианские течения и страны мира. Фолкв, 1995.
  102. ^ «Туристический комплекс Silk Road Samarkand» . www.advantour.com . Получено 2023-01-20 .
  103. ^ "Вечный город" . www.silkroad-samarkand.com . Получено 2023-01-20 .
  104. ^ Лю, Синру (2010). Шелковый путь в мировой истории . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-516174-8 .
  105. ^ Cohn-Wiener, Ernst (июнь 1935 г.). «Неизвестное здание Тиморида». Журнал Burlington для ценителей . 66 (387): 272–273+277. JSTOR   866154 .
  106. ^ Jump up to: а беременный «Самарканд - перекресток культур» . Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано с оригинала 2018-05-16 . Получено 2018-05-15 .
  107. ^ «Текстиль в« мире Кубилай -хана » @ Метрополитен -музей, Нью -Йорк» . Alain.R.truong . 25 декабря 2010 года. Архивировано с оригинала 2019-11-18 . Получено 2020-05-23 .
  108. ^ "Superfosfatnyy · Uzbekistan" . Superfosfatnyy · Uzbekistan .
  109. ^ Jump up to: а беременный "Самарканд и Валенсия станут городами-побратимами" . podrobno.uz (in Russian). 2018-01-27 . Retrieved 2020-11-15 .
  110. ^ «Братство было подписано между городами Нара и Самарканда» .
  111. ^ "Внешнеэкономическое сотрудничество" . bobruisk.by (in Russian). Babruysk . Retrieved 2020-11-15 .
  112. ^ «Самарканд и другие рынки, которые я знал | Поэзия Сойинка | Британская» . Encyclopædia Britannica . Получено 2023-09-17 .

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
  • Азим Маликов, «Культ святых и святынь в провинции Самарканд Узбекистан». Международный журнал современной антропологии . № 4. 2010, с. 116–123.
  • Азим Маликов, «Политика памяти в Самарканде в постсоветский период». Международный журнал современной антропологии . (2018) Vol. 2. Выпуск № 11. С. 127–145.
  • Азим Маликов, «Священные линии Самарканда: история и идентичность». Антропология Ближнего Востока , том 15, выпуск 1, лето 2020, то. 34–49.
  • Александр Моррисон, Российское правление в Самарканде 1868–1910 гг.: Сравнение с Британской Индией (Оксфорд, Оуп, 2008) (Оксфордские исторические монографии).
[ редактировать ]
Предшествует
-
Столица Саманидской империи
819–892
Преуспевает
Предшествует Столица Хваразмианской империи
1212–1220
Преуспевает
Предшествует
-
Столица Империи Тмурида
1370–1405
Преуспевает
Предшествует Столица Узбекского ССР
1925-1930
Преуспевает
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5d0b41a0b15a492a42b17c4660de0dc__1726719300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/dc/c5d0b41a0b15a492a42b17c4660de0dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samarkand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)