Иосиф Борисович Соловейчик
Раввин Др. Иосиф Борисович Соловейчик | |
---|---|
Заголовок | Рав |
Персональный | |
Рожденный | 27 февраля 1903 г. 12 Адара 5663 |
Умер | 9 апреля 1993 г. | ( 90 лет
Религия | иудаизм |
Национальность | Американский |
Супруг | Тоня Левитт, доктор философии. (1904–1967) |
Родители) | Moshe Soloveichik and Peshka Feinstein Soloveichik |
Номинал | Ортодоксальный иудаизм |
Позиция | Rosh yeshiva |
Yeshiva | |
Ярцайт | 18 Ниссан 5753 |
Похороненный | Кладбище Бет Эль , Вест Роксбери, Массачусетс, США |
Династия | Соловеитчик династии |
Джозеф Бер Соловейчик ( иврит : Йосеф Дов ха-Леви Соловейчик ; 27 февраля 1903 — 9 апреля 1993) — крупный американский ортодоксальный раввин , талмудист и современный еврейский философ . Он был потомком литовской еврейской раввинской династии Соловейчиков .
В качестве рош-ешивы ( Теологической семинарии раввина Исаака Эльханана RIETS) при Университете ешивы в Нью-Йорке , The Rav , [ 1 ] как он был известен, рукоположил около 2000 раввинов. за почти полвека [ 2 ] Некоторая раввинистическая литература, такая как Сефер Шиурей ХаГрид, [ 3 ] называет его הגרי"ד , сокращение от «Великий раввин Йосеф Дов».
он считается выдающейся фигурой. В современном ортодоксальном иудаизме [ 4 ] и служил руководством и образцом для подражания для десятков тысяч евреев, как знаток Талмуда, так и как религиозный лидер.
Наследство
[ редактировать ]Иосиф Бер Соловейчик родился 27 февраля 1903 года в Российской Пружанах империи (позже Польша , ныне Белоруссия ). Он происходил из раввинской династии, насчитывающей около 200 лет: его дедом по отцовской линии был Хаим Соловейчик , а его прадедом и тезкой был Йосеф Дов Соловейчик , Бейс ха-Леви . Его прапрадедом был Нафтали Цви Иегуда Берлин ( Нецив ), а прапрапрапрадедом — Хаим Воложин . Его отец, Моше Соловейчик (обратите внимание на разное написание фамилии), был до него главой раввинской школы RIETS в университете Ешива. По материнской линии Соловейчик был внуком Элияху Файнштейна и его жены Гуты Файнштейн, урожденной Давидович, которая, в свою очередь, была потомком длинной линии капулянских раввинов, а также Тосафота Йом Това , Шелаха , Махаршала , и Раши . Мать раввина Соловейчика, Пеша, приходилась двоюродной сестрой раву Моше Файнштейну .
Ранние годы, образование и иммиграция
[ редактировать ]Соловейчик получил традиционное образование в Талмуд-Торе , начальной ешиве , и у частных репетиторов, поскольку его родители осознавали его огромные умственные способности. Согласно автобиографии, написанной и подписанной собственноручно, [ 5 ] В 1922 году окончил гуманитарную «Гимназию» в Дубно . В 1924 году он поступил в Свободный польский университет в Варшаве , где провёл три семестра, изучая политологию. В 1926 году он приехал в Берлин , Германия , и поступил в Университет Фридриха Вильгельма . Он сдал экзамен по дополнительным предметам в Немецком институте обучения иностранцев, а затем получил полный зачисление в университет. Он начал изучать философию, экономику и предметы на иврите, одновременно соблюдая строгий график интенсивного изучения Талмуда .
Согласно резюме, среди его «высокозаслуженных» преподавателей в университете, носивших титул « Geheimrat » (буквально: тайный советник ), были профессор доктор Генрих Майер (1867-1933) и профессор доктор Макс Дессуар , а также профессор доктор и Ойген Миттвох профессор доктор Людвиг Бернхард . Он изучал работы европейских философов и всю жизнь изучал неокантианскую мысль .
Он написал докторскую степень. диссертацию по гносеологии и метафизике немецкого философа Германа Когена . Вопреки большинству биографий, в которых ошибочно утверждается, что он получил степень в 1931 году, на самом деле он сдал экзамен на врача-стоматолога 24 июля 1930 года, но получил докторскую степень только 19 декабря 1932 года, поскольку он просил отсрочку, чтобы позволить ему расширить свою диссертацию. Существуют документы, подтверждающие это утверждение, найденные Марком Б. Шапиро в архивах Берлинского университета. [ 6 ]
В 1931 году он женился на Тоне Левит (1904–1967), получившей докторскую степень. в сфере образования Йенского университета . Хаим Озер Гродзинский служил у него месадером-кидушином в Вильне .
За годы пребывания в Берлине Соловейчик стал близким учеником Хаима Геллера . [ 7 ] который основал в городе институт передовых иудаистских исследований с ортодоксальной точки зрения. Он также познакомился с другими молодыми учеными, идущими по тому же пути, что и он. Одной из таких фигур был Ицхак Хатнер , который впоследствии стал рош-ешивой ешивы раввина Хаима Берлина , также в Бруклине , Нью-Йорк . Оба они разработали систему мышления, которая соединила восточноевропейский образ традиционной науки с новыми силами современности в западном мире . Среди других личностей, с которыми он вступал в контакт, были Любавичский Ребе , профессор Александр Альтманн , Йехиэль Яаков Вайнберг , ректор раввинской семинарии Хильдесхаймера , и профессор Йешаягу Лейбовиц .
Бостон
[ редактировать ]В 1932 году Соловейчик эмигрировал в Америку и поселился в Бостоне, где называл себя «Бостонским Соловейчиком». В том же году он открыл ешиву, известную как Хейхал Рабейну Хаим ХаЛеви или Бостонская ешива. Первоначально он в основном обслуживал мирян и их детей, но начиная с 1939 года его пополнили продвинутые студенты и сотрудники, бежавшие из-за начала Второй мировой войны в Европе. [ 8 ]
В 1937 году Соловейчик основал школу Маймонида , одну из первых дневных еврейских школ в Бостоне . [ 9 ] Когда в конце 1940-х годов была основана средняя школа, он ввел ряд новшеств в учебную программу, в том числе преподавал Талмуд мальчикам и девочкам, обучавшимся в классах вместе. Он занимался всевозможными религиозными вопросами в районе Бостона. Временами он был одновременно и раввином, руководившим кошерным убоем скота ( шехитой ), и педагогом, с радостью принимая приглашения читать лекции по еврейской и религиозной философии в престижных колледжах и университетах Новой Англии . Раввин Соловейчик также был главой Совета православных синагог Бостона (также называемого Ваад Хаир). [ 10 ] Его зять, Исадор Тверски , был всемирно известным экспертом по трудам Маймонида и сменил профессора Гарри Острина Вольфсона на кафедре еврейской истории и литературы Натана Литтауэра в Гарвардском университете . [ 11 ]
Нью-Йорк
[ редактировать ]Соловейчик сменил своего отца, Моисея (Моше) Соловейчика, на посту главы раввинской школы РИЭТС при университете Ешива в 1941 году. Он преподавал там до 1986 года, когда болезнь не позволила ему продолжать работу, и считался лучшим рош-ешивой (однако никогда не официально признанная должность в YU) с момента, когда он начал преподавать там, до своей смерти в 1993 году. Он был первым человеком, занявшим кафедру заслуженного профессора Лейба Меркина по Талмуду и еврейской философии в RIETS.
Он рукоположил более 2000 раввинов, многие из которых сегодня являются лидерами ортодоксального иудаизма и еврейского народа. Кроме того, он читал публичные лекции, которые посещали тысячи представителей еврейской общины, а также регулярно посещал занятия в других учреждениях Нью-Йорка.
Соловейчик выступала за более интенсивное изучение текстов Торы для еврейских женщин в Штерн-колледже для женщин , проведя первый урок по Талмуду, открытый в Штерн-колледже. Он привлек и вдохновил многих молодых мужчин и женщин стать духовными лидерами и педагогами в еврейских общинах по всему миру. Они, в свою очередь, получили образование в Университете Ешива и возглавили синагоги, школы и общины, где продолжают влиять на многих евреев, чтобы они оставались или стали приверженцами православия и его соблюдения. Меир Кахане находился под сильным влиянием его лекций. [ 12 ]
Философия и основные работы
[ редактировать ]Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
Нации Торы Синтез
[ редактировать ]Во время своего пребывания в университете Ешива, в дополнение к своим лекциям по Талмуду, Соловейчик углубил систему «синтеза», посредством которой лучшие религиозные знания Торы сочетались с лучшими светскими знаниями западной цивилизации. [ нужна ссылка ] Позже это стало известно как Тора Умадда - философия «Тора и светская мудрость» - девиз Университета ешива.
Однако рав Арон Соловейчик оспаривает это утверждение, говоря: «То, что рав имел положительное отношение к мирской мудрости, не подлежит сомнению. Такое же положительное отношение к мирской мудрости выражали все Гедолей Исраэль от рава Саадия Гаона до Виленского гаона. Талмид Г'ра [ а ] В переводе Евклидовой геометрии говорится, что Г'ра сказал: «Каашер йехсар ло И'Адам йад ачат б'Хохмат хаолам кеин йехсеру ло меа йадос баТора». Если человеку не хватает мирской мудрости, ему неизбежно будет недоставать ста мер мудрости Торы. Однако существует большое расхождение между позитивным отношением к мирской мудрости и приверженностью маде. Приверженность маде подразумевает веру в то, что мада — это икар в жизни. Мой брат не считал маду икаром в Яхадуте. На самом деле мой брат никогда в своих лекциях не упоминал выражение Тора Умада; и при этом он никогда не упоминал в своих эссе Иш Ха-Халача и Иш Эмуна. Если кто-то, кто положительно относится к мирской мудрости, пытается синтезировать Тору с философией, то рав Саадия Гаон, Ховат Халевавот, Рамбам и Виленский Гаон также пытались синтезировать Тору с философией. Очевидно, что такое обвинение будет отражать наглость и глупую чушь». [ 13 ] Он утверждает, что Рав использовал свои мирские знания для улучшения своей Торы и своего учения, но не согласен с тем, что Мада — это Икар, который должен быть синтезирован с Торой. (Подробнее по этому вопросу см. ниже «Дебаты по поводу мировоззрения» в разделе «Другие взгляды и разногласия».)
Посредством публичных лекций, сочинений и политических решений Соловейчика для современного православного мира он укрепил интеллектуальную и идеологическую основу современного православия.
В своих крупных неталмудических публикациях, изменивших ландшафт еврейской философии и еврейской теологии , Соловейчик подчеркивает нормативную и интеллектуальную центральность галахического корпуса. Он является автором ряда эссе и книг, предлагающих уникальный синтез неокантианского экзистенциализма и еврейской мысли, наиболее известной из которых является «Одинокий человек веры» , в которой рассматриваются такие вопросы, как готовность стоять в одиночестве перед лицом монументальных проблем, и Галахический Человек . [ 14 ] [ 15 ] Менее известное, хотя и не менее важное, эссе — «Галахический разум – эссе о еврейской традиции и современной мысли». [ 16 ] написана в 1944 году и опубликована лишь 40 лет спустя, без каких-либо изменений, как подчеркивает сам автор.
Одинокий человек веры
[ редактировать ]В «Одиноком человеке веры » Соловейчик рассматривает первые две главы Книги Бытия как контраст природы человеческого существа и выделяет два человеческих типа: Адам I, или «величественный человек», который использует свои творческие способности, чтобы овладеть своими среда; и Адам II, или «человек завета», который сдается в подчинении своему Учителю. Соловейчик описывает, как верующий человек объединяет оба этих аспекта.
В первой главе Адам I создается вместе с Евой, и им дается мандат подчинить природу, овладеть космосом и превратить мир «в область их власти и суверенитета». Адам I — величественный человек , который подходит к миру и отношениям (даже с божественным) с функциональной, прагматической точки зрения. Адам I, созданный по образу Бога, выполняет этот явно «светский» мандат, завоевывая вселенную, навязывая миру свои знания, технологии и культурные институты. Человеческое сообщество, изображенное в Бытие 1, является утилитарным, в котором мужчина и женщина объединяются, как самцы и самки других животных, для достижения целей своего вида.
С другой стороны , во второй главе Книги Бытия Адам II представляет собой одинокого человека веры, привносящего «искупительное толкование смысла существования». Адам II не подчиняет себе сад, а возделывает его и охраняет. Этот тип человеческого существа представлен словами: «Нехорошо человеку быть одному» — и через свою жертву (метафорического ребра) он обретает общение и облегчение своего экзистенциального одиночества — это заветное сообщество требует участие Божества.
Галахический человек
[ редактировать ]В «Галахическом человеке» Соловейчик подчеркивает центральную роль Галахи в еврейской мысли . Его богословское мировоззрение отличается постоянным вниманием к галахе, то есть исполнению и изучению божественного закона. Он представляет Галаху как априорную основу религиозной практики и теологическую основу еврейской мысли. Соловейчик подчеркивает «приземленность Галахи здесь и сейчас», в отличие от религиозных подходов, которые фокусируются на природе трансцендентного царства. В этой работе утверждается, что еврейское благочестие не соответствует привычным моделям западной религиозности , и представлена феноменология этого религиозного типа. Здесь у «галахического человека» в результате изучения Торы и соблюдения заповедей вырабатывается комплекс последовательных отношений к интеллектуальной деятельности , аскетизму , смерти, эзотерике , мистике , творчеству, покаянию и провидению . Он также подчеркивает необходимость индивидуального самотворения как божественно заданной задачи человека.
Галахический Человек стал начитанным в ортодоксальной еврейской общине, но его психология и модель еврейского закона были отвергнуты большей частью неортодоксального иудаизма; одна из самых выдающихся критических статей принадлежит Аврааму Джошуа Хешелю , который писал:
Иш ха-галаха? Ло хая вело нивра эла машал хая! [Галахический человек? Такого еврея никогда не существовало!] Исследование Соловейчика, хотя и блестящее, основано на ложном представлении о том, что иудаизм — это холодное, логичное дело, в котором нет места благочестию. В конце концов, Тора говорит: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем, душой и силой». Нет, в иудаизме никогда не было такой типологии, как галахический человек. Был и есть Иш Тора [человек Торы], который сочетает в себе галаху и агаду, но это совсем другое дело. Когда я приехал в Берлин, я был потрясен, услышав, как мои сокурсники говорили о проблеме Галахи как о центральном вопросе. В Польше это выражение было для меня иностранным. Галаха не является всеобъемлющим термином, и использовать его как таковой — значит ограничивать иудаизм. «Тора» — более всеобъемлющее слово. [ 17 ]
Галахический разум
[ редактировать ]Галахический разум представляет собой четырехчастный анализ исторической корреляции между наукой и философией. Только в четвертой и последней части автор представляет последствия для Галахи анализа, проведенного в предыдущих трех частях.
Другие взгляды и разногласия
[ редактировать ]Отход от традиционного взгляда Брискера на сионизм
[ редактировать ]Несмотря на религиозные разногласия, Соловейчик гордился своими связями с раввинской династией Соловейчиков, с любовью отзываясь о своем «дяде» Ицхаке Зеве Соловейчике («Брискер Ров»). Его родственники и однофамильцы, которые теперь жили в Иерусалиме , где они основали свой собственный филиал оживленной иешивы , уважали его за его гений в талмудической учености, который мало кто мог оспаривать или унижать, несмотря на их очень разные взгляды на сионизм («Брискеры» «В Иерусалиме являются убежденными антисионистами). См. раздел «Сионизм» ниже, где обсуждается сионистская точка зрения Соловейчика. Недавнее исследование, опубликованное Шломо Пиком, показывает, что его отец Моше Соловейчик поддерживал тесные отношения с религиозных сионистов ( мизрахи кругами ) в Варшаве до отъезда отца в университет Ешива и отъезда сына в Берлинский университет в 1923 году. [ нужна ссылка ]
Отношения с Агудат Исраэль
[ редактировать ]После того как Соловейчик покинул Агудат Исраэль, руководство организации в основном хранило молчание, когда дело касалось публичных заявлений, касающихся Соловейчика. Моше Файнштейн , двоюродный брат Соловейчика, поддерживал с ним очень теплые и глубоко уважительные отношения. Они переписывались и общались (по крайней мере) накануне каждого еврейского праздника. Ицхак Хатнер называл его « гадолем » (выдающимся знатоком Торы того времени). [ 18 ] Аарон Котлер , чья государственная политика по отношению к американскому еврейству была гораздо более правой, чем политика Соловейчика, был представлен Соловейчиком на ужине в Чинух Ацмаи. [ 19 ] и это позже стало известно как пример единства среди православного руководства. Рупор Агудат Исраэль, «Еврейский обозреватель», также упомянул Соловейчика как одного из величайших раввинов поколения, подробно описывая телеграмму, отправленную различными ведущими раввинами бывшему премьер-министру Израиля Леви Эшколю с просьбой к правительству положить конец христианской миссионерской деятельности. деятельность в Израиле. В мае 1993 года Ниссон Вулпин написал некролог Соловейчику в газете «Jewish Observer» . [ 20 ] Статью раскритиковали за то, что она занимала всего лишь страницу вместо обычно сравнительно длинных некрологов «Еврейского обозревателя» , за то, что некролог не был упомянут в оглавлении, а Соловейчик изображался как недостаточно разъясняющий его взгляды. Моше Дэвид Тендлер , зять Моше Файнштейна, написал резкую атаку на статью Вольпина, которая была опубликована как в информационном бюллетене The Community Synagogue of Monsey, так и в Algemeiner Journal . [ 21 ]
Соловейчик не подписал предложенный Файнштейном запрет на межрелигиозный диалог. Вместо этого он опубликовал новаторское эссе, излагающее свои взгляды на эту тему, под названием «Противостояние». Он также не подписал запрет ведущих раввинов Америки на участие в Синагогальном совете Америки. Спорили, был ли его отказ подписать соглашение потому, что он верил в участие в SCA, или потому, что его не устраивал способ введения запрета. [ 22 ]
Несмотря на сравнительное молчание «Агуды» о Соловейчике и его позиции, « Jewish Observer» часто критиковал Совет раввинов Америки , в котором он служил, и его более современных учеников, включая раввина Нормана Ламма . [ 23 ] Шломо Рискин [ 24 ] и Лоуренс Каплан. [ 25 ]
Отношения с раввином Менахемом Менделем Шнеерсоном
[ редактировать ]Гершель Шактер , Шолом Ковальский , [ 26 ] [ 27 ] Юлиус Берман ; Менахем Генак и Фабиан Шенфельд [ 28 ] (все студенты Соловейчика) утверждали, что Менахем-Мендель Шнеерсон и Соловейчик встретились впервые, когда оба учились в Берлине. Соловейчик сказал Ковальскому, что он «был большим поклонником Ребе». [ 29 ] Шенфельд процитировал Соловейчика, который сказал ему, что, когда он учился в Берлинском университете, «я могу засвидетельствовать, что [Шнеерсон] ни разу не пропускал поход в микву». [ 30 ] В 1964 году Соловейчик нанес длительный визит, пока Шнеерсон оплакивал смерть своей матери. Их беседа во время этого визита длилась около двух часов. Позже Соловейчик посетил его снова после смерти тещи Шнеерсона. [ 31 ] В 1980 году в сопровождении своего ученика Гершеля Шактера Соловейчик посетил Шнеерсона в штаб-квартире Хабада в Бруклине по случаю празднования 30-летия его руководства. Визит длился около двух часов, после чего Соловейчик высказал Шахтеру свое мнение о Шнеерсоне: «Он гаон (гений), он великий, он лидер Израиля». [ 32 ]
В недавно опубликованной книге «Семьдесят бесед в пути» Р'Аарон Адлер рассказывает, что «Рав надеялся написать беглый комментарий к «Сефер Таня». В чем он чувствовал, что его понимание текста могло соперничать с пониманием Любавичского Ребе Зт'л».
Дебаты о мировоззрении
[ редактировать ]Многие из учеников Соловейчика стали лидерами современной православной общины. Эти студенты, как правило, придерживаются очень разных взглядов на мир.
Одним из наиболее иконоборческих является Дэвид Хартман из Иерусалима, чья поддержка плюрализма обеспечила ему серьезную поддержку в неправославных течениях и который донес идеи Соловейчика до неправославных. Основанное им учреждение, Институт Шалома Хартмана , является домом для серьезных мыслителей ортодоксального, консервативного/масортинского, реформистского и даже светского происхождения и ежегодно обучает сотни лидеров еврейских общин. Ави Вайс и Саул Берман , которые представляют либеральные современные православные институты, такие как ешиват Ховевей Тора и Эда , находятся несколько правее Ирвинга Гринберга , Рискина и Хартмана. [ нужна ссылка ] но все же очень либерален по сравнению с большинством православных мыслителей (Вайс классифицировал этот подход как « открытое православие »).
Многие ученики Соловейчика представляют центристский подход к современному православию (которое Ламм назвал « центристским православием »), например раввины Аарон Лихтенштейн , Бенджамин Блех , Генри Хошандер , Лоуренс Каплан и Норман Ламм . Журнал «Тора Умадда» , журнал «Традиция» , Совет раввинов Америки , Ефрат , Университет ешивы , Бней Акива , Ортодоксальный союз , а также различные ешивы и семинарии после окончания средней школы в Израиле (например, ешиват Хакотель и ешиват Хар-Эцион ) в основном, если не в основном (но почти никогда монолитно) населены «центристскими ортодоксальными» евреями.
Далее справа в спектре ортодоксальных взглядов находятся раввины Иегуда Парнес и Абба Броншпигель, оба ушли с преподавательских должностей в университете Йешива, чтобы присоединиться к правому альтернативному колледжу Ландер . Некоторые из студентов Соловейчика отождествляют себя и учение Соловейчика с миром харедим , например , Моше Мейзельман , племянник Соловейчика и Рош-ешива ешивы Торас Моше в Иерусалиме ; Моше Тверски , один из внуков Соловейчика и учитель Тораса Моше; Мишель Шуркин , также преподаватель Торас Моше.
Интеграция со светским обществом
[ редактировать ]После его смерти интерпретации убеждений Соловейчика стали предметом постоянных дебатов, в чем-то аналогичных давним спорам о Самсоне Рафаэле Хирше . Некоторые харедим и некоторые представители правого крыла современного православия считают, что Хирш хотел, чтобы евреи только сочетали соблюдающий еврейский образ жизни с изучением языка, истории и науки окружающего нееврейского общества, чтобы религиозный еврей мог действовать в окружающем светском обществе. Однако это не общепринятое мнение среди правых ортодоксальных евреев (см., например, труды Шимона Шваба и биографию Хирша Элияху Клугмана ). Точно так же некоторые исследователи философии Соловейчика утверждают, что Соловейчик придерживался и эклектичного прагматического подхода. Согласно этой точке зрения, Соловейчик не одобрял изучение евреями светской философии, музыки, искусства, литературы или этики, за исключением случаев, когда это делалось в целях получения средств к существованию или пропаганды.
Напротив, ученые-либералы считают такое понимание философии Соловейчика ошибочным. Этот вопрос обсуждался во многих статьях в журнале «Традиция: журнал ортодоксальной мысли» , издаваемом Раввинским советом Америки . [ нужна ссылка ] Согласно этой точке зрения, Соловейчик считал, что евреям разрешено изучать светскую философию, музыку, искусство, литературу и этику ради них самих, и поощрял это. [ нужна ссылка ]
Профессор Ицхак Тверски , зять Рава, в панегирике, опубликованном в журнале « Традиция» в 1996 году, отметил, что философию Соловейчика можно перефразировать следующим образом: «Когда ты знаешь свой [еврейский] Путь — свою отправную точку и цели — затем используйте философию, науку и гуманитарные науки, чтобы осветить свое изложение, отточить свои категории, исследовать глубины и тонкости масоры и раскрыть ее очарование и величие, при этом вы сможете завоевать уважение со стороны отчужденных и общаться с ними; тех, кто в противном случае мог бы быть враждебным или безразличным к вашему учению, а также для повышения чувствительности и духовности верующих». [ 33 ]
Собственная критика своих учеников
[ редактировать ]Соловейчик заявил, что, хотя он чувствовал, что успешно передал своим ученикам факты и законы иудаизма, он чувствовал, что ему не удалось передать опыт подлинной еврейской жизни. Он заявил, что многие из его учеников «ведут себя как дети и воспринимают религию как дети. Вот почему они принимают все виды фанатизма и суеверий. Иногда они даже готовы делать вещи, граничащие с аморальным. Им не хватает экспериментального компонента». религии и просто подменить ее мракобесием... Ведь я родом из гетто. Однако я никогда не видел такой наивной и некритической приверженности к людям и идеям, как в Америке... Сплошной экстремизм, фанатизм. , а мракобесие происходит от отсутствия безопасности. Человек, находящийся в безопасности, не может быть экстремистом». ( Спутник читателя к Иш Ха-Галаха: Вводный раздел , Дэвид Шац, Университет Иешива, Институт Джозефа Б. Соловейчика).
Ревизионизм
[ редактировать ]Вскоре после кончины Соловейчика Ламм в восхвалении Соловейчика, произнесенном 25 апреля 1993 года, призвал свою аудиторию «остерегаться... любого ревизионизма, любых попыток неправильно истолковать работу Рава в обоих мирах [мире Торы и мире Мадды (Науки)]. Рав не был ламданом, который имел и пользовался некоторой общей культурой, и он, конечно, не был философом, который оказался талмид хакхамом, знатоком Торы... Мы должны принять его. с его точки зрения, как очень сложной, глубокой и широкой личности... Некоторые растущие ревизионизмы вполне могут попытаться замаскировать и исказить уникальность Рава, упрощая тот или иной аспект его богатой личности и творчества, но они должны быть столкнулись сразу». (Лоуренс Каплан Ревизионизм и Рав: Борьба за душу современного православия , Иудаизм, лето 1999 г.).
Отношения с неортодоксальным иудаизмом
[ редактировать ]Соловейчик на протяжении всей жизни был критиком всех форм неортодоксального иудаизма, включая реформистский иудаизм и консервативный иудаизм . Он считал, что эти конфессии допустили значительную ошибку в тех вопросах, в которых они отличались от ортодоксального иудаизма. Он сравнил религиозный диалог с лидерами реформистов и консерваторов с диалогом между фарисеями и караимами , посчитав его нелепым. Одно из главных различий заключалось в смешанной рассадке мест в синагоге. В соответствии с традиционным раввинским пониманием этого вопроса, Соловейчик постановил, что в синагоге запрещено молиться без разделения полов (ми-д'орайта, запрет Пятикнижия) и без использования мечицы , разделителя между полами. мужская и женская части (ми-дераббенан, раввинский запрет). [ 34 ] Результатом этого стал запрет молитвы в любой реформистской синагоге и во многих консервативных синагогах. Его ответ на этот вопрос был также направлен на небольшое количество ортодоксальных синагог, в которых использовались места для смешанного пола. Он был громогласен в этом вопросе. Соловейчик считал, что реформистские и консервативные раввины не имели должной подготовки в области галахи и еврейского богословия и что из-за их решений и действий они не могли считаться раввинами в традиционном понимании этого термина ортодоксальными евреями. Однако на практике он иногда предоставлял неортодоксальным раввинам некоторую степень законности в отношении общественных дел (см. примеры ниже).
Соловейчик развил идею о том, что евреи исторически были связаны между собой двумя разными заветами. Одним из них является брит йуд , «завет судьбы», который является заветом, которым евреи связаны друг с другом благодаря своей приверженности Галахе. Второе — брит горал , «завет судьбы», желание и готовность быть частью народа, избранного Богом для выполнения священной миссии в мире, и тот факт, что всех тех, кто живет в этом завете, разделяет одна и та же судьба. преследований и угнетения, даже если они не живут по Галахе. Соловейчик считал, что неправославные евреи нарушили завет судьбы, но они по-прежнему связаны с ортодоксальными евреями заветом судьбы.
В 1954 году Соловейчик опубликовал ответ о работе с неортодоксальными евреями, ортодоксальными, консервативными и реформистскими евреями в Соединенных Штатах: вторая статья из серии «Респонсы ортодоксального иудаизма в Соединенных Штатах» . В ответе признавалось лидерство неортодоксальных евреев в еврейских общинных учреждениях (но не их раввинов в ортодоксальном смысле этого слова) и был сделан вывод, что участие с неортодоксальными евреями в политических или социальных целях не только допустимо, но и обязательно.
Совет мудрецов Торы Агудат Исроэль ответил постановлением, что такое сотрудничество с неортодоксальными евреями равносильно поддержке неортодоксального иудаизма и, следовательно, запрещено. В 1956 году многие лидеры ешив , в том числе два раввина из его собственного университета ешивы , подписали и издали прокламацию, запрещающую любым раввинским выпускникам их ешив объединяться с реформистскими или консервативными раввинами в профессиональных организациях.
Соловейчик отказался подписать прокламацию, заявив, что существуют области, особенно те, которые касаются проблем, угрожающих всему иудаизму , которые требуют сотрудничества независимо от принадлежности. Его отказ придал смелости другим современным ортодоксальным раввинам, и Раввинский совет Америки и Союз ортодоксальных конгрегаций затем присоединились к Совету синагог Америки , группе, в которой ортодоксальные, реформистские и консервативные конфессии работали вместе над общими вопросами. (Синагогальный совет Америки прекратил свою деятельность в 1994 году.)
В 1950-х годах Соловейчик и Саул Либерман параллельно с другими членами Раввинского совета Америки консервативного иудаизма и Раввинской ассамблеи вели серию частных переговоров; их целью было основать совместный ортодоксально-консервативный бейт-дин , который стал бы национальным раввинским судом для всех евреев Америки; он будет контролировать общинные стандарты брака и развода. Он должен был быть создан по образцу Главного раввината Израиля , в нем должны были быть только ортодоксальные судьи, но с ожиданием, что он будет принят более широким консервативным движением как легитимный. Консервативные раввины в Раввинской ассамблее сформировали Совместную конференцию по еврейскому праву и посвятили этому год.
По ряду причин проект не увенчался успехом. По мнению ортодоксального раввина Бернштейна, основная причина неудач заключалась в том, что ортодоксальные раввины настаивали на том, чтобы Консервативная раввинская ассамблея изгнала некоторых консервативных раввинов за действия, предпринятые ими до формирования нового Бейт-Дина, а РА отказалась это сделать (Бернштейн, 1977). ). По словам ортодоксального раввина Эмануэля Ракмана , бывшего президента RCA, основной причиной его провала было давление со стороны правых ортодоксальных раввинов, которые считали, что любое сотрудничество между ортодоксальным и консерватизмом запрещено. В отчете, подготовленном в 1956 году, раввин Гарри Халперн Раввинской ассамблеи из Объединенной конференции написал, что переговоры между ортодоксами и консерваторами были завершены и согласованы, но затем RCA потребовало нового требования: чтобы РА «наложила суровые санкции» на Консервативным раввинам за действия, которые они предприняли до образования нового Бет Дина. РА «не могла согласиться на строгое дисциплинирование наших членов по указанию внешней группы». По словам Халперна, впоследствии были предприняты попытки сотрудничать с православными, но письмо от одиннадцати Рош-ешивы были распространены, в которых говорилось, что ортодоксальным раввинам запрещено сотрудничать с консервативными раввинами ( Труды CJLS консервативного движения 1927-1970 , том II, стр. 850–852).
До 1950-х годов евреям всех конфессий обычно разрешалось пользоваться одними и теми же общинными микватами (ритуальными банями) с целью обращения в иудаизм, соблюдения правил нидды в отношении законов супружеской чистоты, ритуального очищения посуды и т. д. Однако Движение харедим все чаще отказывало неортодоксальным раввинам в использовании миквата для обращения в веру. По словам Вальтера Вюрцбургера , Соловейчик отговаривал ортодоксальных раввинов от этой практики, настаивая на том, что неправославные имеют возможность использовать миквот (Wurzburger, 1994).
сионизм
[ редактировать ]Соловейчик был выдающимся лидером политически сознательного просионистского современного ортодоксального иудаизма. Из уважения к его авторитету многие лидеры и политики Израиля обращались к нему за советом и благословением в государственных делах. предложил ему должность главного раввина Израиля, По слухам, премьер-министр Бен-Гурион но он тихо отказался. Несмотря на его открытую и горячую поддержку современного государства Израиль , он посетил Израиль только один раз, в 1935 году, до того, как современное государство было создано. Йосеф Блау писал, что немессианский сионизм Соловейчика философски подобен сионизму Ицхака Яакова Рейнса (см. Традицию 33.2, «Сообщения»).
В Йом ха-Ацмаут (День независимости Израиля) 1956 года Соловейчик выступил с публичной речью в университете Ешива под названием «Коль Доди Дофек. Голос моей любимой стучится». В обращении, ставшем классикой религиозной сионистской философии, перечисляются и подробно рассматриваются случаи реального присутствия Бога в новейшей истории еврейского народа и государства Израиль. Он также призывает американское православие принять Государство Израиль и посвятить себя и свои ресурсы его развитию.
Дочерние организации
[ редактировать ]В начале своей карьеры в Америке Соловейчик присоединился к традиционным движениям, таким как «Агудат Исраэль Америки» и « Агудат Харабаним» — Союз ортодоксальных раввинов Северной Америки. Фактически, Соловейчик участвовал в первой в Америке Моэцес Чачмей ХаТора. [ 35 ] Однако позже он вышел из прежних организаций и вместо этого присоединился к Мизрахи Религиозным сионистам Америки (RZA) и стал председателем Комиссии Галахи центристского ортодоксального раввинского совета Америки (RCA) (два других члена - время были раввинами Хайимом Хеллером [ он ] и Сэмюэл Белкин ).
Семья и последние годы
[ редактировать ]В 1950-е и 1960-е годы, вплоть до смерти своей жены в 1967 году, Соловейчик и некоторые из его учеников проводили лето недалеко от Кейп-Кода в Онсете, штат Массачусетс , где они молились в Конгрегации Бет-Исраэль . [ 36 ]
После кончины жены в 1967 году Соловейчик начал читать дополнительные лекции, открытые для публики, в летние месяцы в Бостоне.
Дочери Соловейчика вышли замуж за выдающихся ученых и знатоков Талмуда: его дочь Това вышла замуж за Аарона Лихтенштейна , бывшего Рош-ешивы в RIETS, который сделал алию , чтобы стать Рош-ешивой ешивы Хар -Эцион в Израиле; его дочь Атара (умерла 24 февраля 2023 г.) [ 37 ] вышла замуж за Исадора Тверски , бывшего заведующего кафедрой иудаики Гарвардского университета (который также служил Талнерским Ребе в Бостоне ) . Его сын Гайм Соловейчик — профессор еврейской истории в Университете Иешива . Среди его братьев и сестер были Самуэль Соловейчик (1909–1967), Арон Соловейчик (1917–2001), Суламифь Мейзельман (1912–2009) и Энн Гербер (1915–2011). Его внуки сохранили его наследие, а также занимают выдающиеся научные позиции, такие как Моше Лихтенштейн , Ицхок Лихтенштейн , Эсти Розенберг и Майер Тверски . [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Когда он стал старше, он перенес несколько приступов серьезного заболевания ( болезнь Альцгеймера). [ 42 ] предшествует болезни Паркинсона ).
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Работает
[ редактировать ]Работы Иосифа Соловейчика
[ редактировать ]- Галахическая мораль: очерки этики и месоры [ постоянная мертвая ссылка ] Под редакцией Джоэла Б. Воловельски и Реувена Зиглера . Книги Маггида, 2016.
- Конфронтация и другие эссе под редакцией Реувена Зиглера , Maggid Books, 2016.
- Три письма Соловейчика о сидячих местах в синагоге содержатся в «Святости синагоги» под ред. Барух Литвин. Фонд Сперо, Нью-Йорк, 1959. Расширенное третье издание этой книги под редакцией Жанны Литвин. Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 1987 г.
- Противостояние , Традиция 6:2, стр. 5–9, 1964 г. Перепечатано в «Сокровищнице традиций», Jewish Publishing Co, Нью-Йорк, 1967 г.
- Одинокий человек веры , Традиция, т. 7 # 2, стр. 56, 1965. Это эссе было опубликовано в виде книги издательством Doubleday в 1992 году, переиздано Джейсоном Аронсоном в 1997 году и перепечатано в исправленном издании издательством Koren Publishers в Иерусалиме в 2011 году.
- Священное и мирское, Кодеш и Чол в мировой перспективе , Гешер, Том. 3 № 1, стр. 5–29, 1966. Эта статья была перепечатана с расширенными примечаниями в журнале «Еврейская мысль» , том 3 № 1, стр. 55–82, 1993 г.
- Сообщество , стр. 7–24; Величие и смирение , стр. 25–37; Катарсис , с. 38-54; Искупление, молитва и Талмуд Тора , стр. 55–73; Дань уважения ребецину Тальне , с. 73–83 напечатаны в Традиции 17:2, весна 1978 г.
- Некоторые ответы Соловейчика комиссии RCA Галаха содержатся в книге « Вызов и миссия: появление англоязычного православного раввината» , Л. Бернштейн, Шенгольд, Нью-Йорк, 1982.
- Галахический человек , перевод Л. Каплана, Еврейское издательское общество Америки, Филадельфия, Пенсильвания, 1983 г.
- Галахический разум Сет Пресс, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 1986 г.
- Судьба и судьба: от Холокоста до государства Израиль Издательство Ktav , Хобокен, штат Нью-Джерси, 1992 и 2000 гг.
- «Голос моего возлюбленного Нокета» Перевод Лоуренса Каплана в «Богословских и галахических ответах на Холокост» , ред. Бернхард Х. Розенберг и Фред Хьюман. Ктав/RCA, Хобокен, Нью-Джерси, 1993 г.
- Искупленная семья: очерки семейных отношений под редакцией Дэвида Шаца и Джоэла Б. Воловельски. Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2004 г.
- Из вихря: очерки траура, страданий и состояния человека под редакцией Дэвида Шаца, Джоэла Б. Воловельски и Реувена Зиглера . Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2004 г.
- Поклонение сердцу: Очерки еврейской молитвы , под редакцией Шалома Карми , Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2004.
- Появление этического человека , под редакцией Майкла Бергера, Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2005.
- Сообщество, завет и обязательства - избранные письма и сообщения , под редакцией Натаниэля Хелфгота , Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2005 г.
- Фестиваль свободы: очерки о Песах и Агаде под редакцией Джоэла Б. Воловельски и Реувена Зиглера . Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2006 г.
- Кол Доди Дофек , перевод Дэвида З. Гордона. Под редакцией Джеффри Вульфа , Нью-Йорк: Университет Ешива и Хобокен, Нью-Джерси: Ктав, 2006.
- Господь праведен во всех путях Своих: размышления о Тишаа Беав Кинот , под редакцией Джейкоба Дж. Шахтера , Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2006.
- Дни избавления: очерки о Пуриме и Хануке под редакцией Эли Д. Кларка, Джоэла Б. Воловельски и Реувена Зиглера . Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2006 г.
- Путешествие Авраама: размышления о жизни патриарха-основателя , под редакцией Дэвида Шаца, Джоэла Б. Воловельски и Реувена Зиглера . Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2007 г.
- Видение и лидерство: размышления об Иосифе и Моисее , под редакцией Дэвида Шаца, Джоэла Б. Воловельски и Реувена Зиглера . Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2012 г.
- И оттуда вы будете искать (U-Vikkashtem mi-Sham) , перевод Наоми Голдблюм. Ктав, Хобокен, Нью-Джерси, 2008 г.
- О покаянии (ивр. « Аль хаТешува », Иерусалим, 1979 г.); основные положения учения раввина Соловейчика о тшуве (покаянии), основанные на его ежегодной серии лекций на эту тему под редакцией профессора Пинхаса Пели .
Адаптации
[ редактировать ]- Шиурей Арав — Конспект публичных лекций раввина Джозефа Б. Соловейчика , Ред. Джозеф Эпштейн. Хамевасер, Университет Ешива, 1974 г.
- Корен Месорат ха-Рав Кинот , Издательство Корен, Иерусалим и Православный союз, 2010.
- Коран Месорат ха-Рав Сидур , Издательство Корана в Иерусалиме и Ортодоксальный союз,
Наследие его хашкафы (мировоззрение)
[ редактировать ]- Раввин Норман Ламм , Похвальная речь Раву , Традиция 28.1, 1993 г.
- Раввин Вальтер С. Вюрцбургер , рав Йозеф Б. Соловейчик как Посек постмодернистского православия , Традиция, том 29, 1994 г.
- Иосиф Соловейчик , статья в Энциклопедии Иудаика , издательство «Кетер Паблишинг»
- Сет Фарбер , Упрек, признание и уважение: раввин Джозеф Б. Соловейчик и отношение православия в середине века к неортодоксальным конфессиям. Американская еврейская история, Том. 89, № 2 193–214, 2001.
- Противостояние Цви Колица : экзистенциальная мысль раввина Дж. Б. Соловейчика Ктава, Хобокен, Нью-Джерси, 1992 г.
- Симха Краусс , Рав о сионизме, универсализме и феминистской традиции 34:2, 24–39, 2000 г.
- Алан Тодд Левенсон, «Галахический разум» Джозефа Б. Соловейчика: либеральная критика и признание», CCAR Journal 41,1 55–63, 1994 г.
- Аарон Зиглер, Галахические позиции раввина Джозефа Б. Соловейчика Джейсона Аронсона, 1998.
- Аарон Зиглер Галахические позиции раввина Джозефа Б. Соловейчика, Том II Jason Aronson Inc., 2001 г.
- Авиезер Равицкий , раввин Дж. Б. Соловейчик о человеческом знании: между маймониданской и неокантианской философией , Современный иудаизм 6:2 157–188, 1986.
- Дэвид Хартман , Любовь и ужас во встрече с Богом: теологическое наследие раввина Джозефа Б. Соловейчика, Издательство Jewish Lights, 2001 г.
- Эфраим Шамиэль, Между религией и разумом - диалектическая позиция в современной еврейской мысли, Academic Studies Press, Бостон, 2020, часть I, стр. 16–55.
- Джеффри Р. Вульф , «В поисках Рава», BaDaD , 18 (2007) 5-28.
- Джеффри Р. Вульф, «Осознание времени как источник духовности в мыслях раввина Джозефа Б. Соловейчика», Современный иудаизм , 32,1 (2012), 54–75.
Сотрудничество с неправославными евреями
[ редактировать ]- Раввин Норман Ламм, Семьдесят лиц , Момент Том. II, №6, июнь 1986 г. - Сиван 5746 г.
- Комментарии раввина Майера Э. Рабиновица к конференции Агунот в Иерусалиме , июль 1998 г., и на веб-сайте Learn@JTS.
- Раввин Луи Бернштейн. Появление англоязычного ортодоксального раввината , 1977, Университет ешивы.
- Раввин Эммануэль Ракман, письмо в «Еврейскую неделю» от 8 мая 1997 г., стр. 28.
- Джозеф Соловейчик Ортодоксальные, консервативные и реформистские евреи в Соединенных Штатах: вторая статья из серии «Ответы ортодоксального иудаизма в Соединенных Штатах» , 1954 г.
- Джек Вертхаймер, редактор, Обновленная традиция: история еврейской теологической семинарии Америки , Vol. II, с. 450, 474, JTS, Нью-Йорк, 1997 г.
- Труды Комитета по еврейскому закону и стандартам консервативного движения 1927-1970 гг ., Vol. II, Ред. Давид Голинкин, Раввинская ассамблея, 1997 г.
Награды
[ редактировать ]- 1985: Национальная еврейская книжная премия в категории «Еврейская мысль» за галахического человека. [ 43 ]
- 2010: Национальная еврейская книжная премия в области современной еврейской мысли и эксперимента за «Корен Месорат ха-Рав Кинот». [ 44 ]
Библиография
[ редактировать ]- Величие и смирение: мысль раввина Йозефа Б. Соловейчика, Реувен Зиглер , 2012, Маймонид/OU/Урим.
- Раввин в Новом Свете, Влияние раввина Дж. Б. Соловейцика на культуру, образование и еврейскую мысль , под ред. Авиноама Розенака и Нафтали Ротенберга . Иерусалим 2010: Издательство Еврейского университета Магнеса
- Последний раввин: Джозеф Соловейчик и талмудическая традиция Уильяма Колбренера, 2016, Indiana University Press
- Дор-Шав (Дершовиц), Захария (2022). «Личный опыт общения с великими раввинами моего поколения». Сага о семье Дершовиц . ISBN 9781510770232 .
См. также
[ редактировать ]- Еврейский экзистенциализм
- Школа Маймонида — школа, основанная Соловейчиком в Бруклине.
- Университет Ешива
- Берель Соловейчик
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соловейчик., Майзельман, Шуламит (1995). Соловейчикское наследие: воспоминания дочери . Хобокен, Нью-Джерси: KTAV Pub. стр. обложка, сестра Рава называла его Равом. ISBN 0881255254 . OCLC 32429343 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Иосиф Соловейчик» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «Галахический человек» . Сефорим Плейс . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «Раввин Йозеф Б. Соловейчик» . Ешиват Хас Эцион . Получено 16 . июля
- ^ Леманн, Манфред (2003). «Переписывание биографии рава Соловейчика» . Проверено 6 июня 2006 г.
- ^ «Марк Б. Шапиро — ответы на комментарии и уточнения к предыдущим сообщениям» . seforimblog.com . 7 ноября 2007 г.
- ^ «Университет Ешива – Университет Ешива» . ю.еду .
- ^ Бостонская партия Торы
- ^ Американский православный мечтатель: раввин Джозеф Б. Соловейчик и бостонская школа Маймонида, Сет Фарбер, University Press of New England, 2003
- ^ Закон, раввин Нахман (июнь 2003 г.). Еврейский опыт: 2000 лет: сборник значимых событий (второе изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Шаар Пресс. п. 190. ИСБН 1-57819-496-2 .
- ^ «Тверски назвал Литтауэра профессором гебраистики | Новости | The Harvard Crimson» . www.thecrimson.com . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Кахане, Либби (2008). Раввин Меир Кахане: его жизнь и мысли, том первый: 1932–1975 . Израиль: Публикации Урима. п. 31. ISBN 978-965-524-008-5 .
Меир очень любил и восхищался раввином Йозефом Довом Соловейчиком из Университета Ешива и время от времени приходил слушать его лекции, особенно его знаменитые мемориальные лекции.
- ^ Соловейчик, Арон (23 июля 1993 г.). «В защиту моего брата раввина Йосефа Бер Соловейчика» . Журнал Algemeiner - через Google Диск.
- Марк Б. Шапиро (4 августа 2020 г.). «Р. Арон Соловейчик: «В защиту моего брата» » . Блог Seforim .
- ^ Findarticles.com. Архивировано 6 декабря 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ «Архив выпусков» .
- ^ Соловейчик, Джозеф Б. (октябрь 1998 г.). Галахический разум: очерк еврейской традиции и современной мысли . Сет Пресс. ISBN 978-0-684-86372-6 .
- ^ Хешель, Авраам Джошуа , Дреснер, Сэмюэл Х (редактор), Хешель, Хасидизм и Галаха , Fordham University Press , стр. 102 .
- ^ Взгляд до и после - YUdaica. Архивировано 7 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Памятные встречи» Иосифа Каминецкого
- ^ «Фотографии&.blogger.com» .
- ^ «Открытое письмо раввина Тендлера Мецам Агудас Исраэль» » . Архивировано из оригинала 20 марта 2009 г. Проверено 6 августа 2007 г.
- ↑ Раввин Джозеф Соловейчик о межрелигиозном диалоге. Архивировано 19 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Давайте учиться – Том I, № 8» . israelvisit.co.il .
- ^ «Приближение к Авось — через подъем или опускание», март 1991 г.
- ^ «Два письма и ответ» Лоуренса Каплана и Новоминского Ребе.
- ^ Ребе и рав
- ^ «Отношения от Берлина до Нью-Йорка - 1980» . Хабад.орг .
- ^ «Ребе в Берлине, Германия — 1929 год» . Хабад.орг .
- ^ «Ребе и рав» . www.chabad.org .
- ^ JewishMedia (16 мая 2007 г.). «Рав и Ребе: отрывок из ранних лет» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. – на YouTube.
- ^ «Ребе и рав» . www.chabad.org .
- ^ JewishMedia (5 февраля 2007 г.). «Отрывок: Ребе и рав» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. – на YouTube.
- ^ Тверски, Ицхак (1996). «Ров» . Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли . 30 (4, 1996): 13–44. JSTOR 23261235 .
- ^ Сьюзен Гроссман, Ривка Хаут, Дочери короля: женщины и синагога. Обзор истории, Галахи и современных реалий , стр. 132 примечание 8
- ^ Хапардес , сентябрь 1941 г., с. 16.
- ^ Резник, Эллиот. contentId = 33340 & mode = a & sectionId = 17 & contentName = пляжи%2C_Cottages _..._ и_SHUL_DRAW_VACATIONERS_TO_ONSET%2C_MASSACHUSETTS & RecNUM = 12 & Subid = 20740 »пляжи, коттеджи ... и Shul притягивают отделители, в начало, Massachusetts , еврея .
- ^ Доктор Атара Тверски, дочь раввина Йозефа Соловейчика, скончалась в возрасте 90 лет.
- ^ кипа (05.05.2019). «Образовательный коллектив» . Женская семинария Мигдал Оз (на иврите) . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «Факультет | Университет Ешива» . www.yu.edu . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «Факультет – ешива Тора Водаат» . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «Арав Моше Лихтенштейн | Иешиват Хар-Эцион» . etzion.org.il . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ См.: «О языке и нюансах. Разговор с известным Посеком и Рош ешивой Равом Гершелем Шахтером, Шлитой». Мишпача, выпуск 288, 29 кислева 5770/16 декабря 2009 г., с. 42.
- ^ «Прошлые победители» . Еврейский книжный совет . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ «Прошлые победители» . Еврейский книжный совет . Проверено 24 января 2020 г.
- ↑ Эта популярная характеристика Баруха Шика из Шклова по большей части необоснованна. Идеология Шика и ограниченная связь с Илией Виленским исследуются в книге Дэвида Фишмана « Первые современные евреи в России», гл. 2 (стр. 22 и далее).
Внешние ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Краткая биография и бесплатные лекции в формате MP3 от раввина Джозефа Б. Соловейчика
- Его жизнь
- Введение в философию Соловейчика
- Учение Рава
- Рав Йозеф Б. Соловейчик как Посек постмодернистского православия
- Американское «центристское» православие
- Книги рава Джозефа Б. Соловейчика
Ресурсы
[ редактировать ]- Симпозиум «Одинокий человек веры»
- Аудиосериал «Одинокий человек веры» с сайта WebYeshiva.org (архив на YUTorah.org)
- Институт раввина Джозефа Б. Соловейчика
- Classes given by Rav Soloveitchik in MP3 format
- Видеолекция доктора Генри Абрамсона о раввине докторе Соловейчике
- Конспекты лекций и живое аудио
- Частичная библиография произведений раввина Джозефа Б. Соловейчика и о нем
- Библиография его произведений и ресурсов в Интернете.
- Средняя школа Маймонида, основанная Соловейчиком в 1937 году.
- Опубликованные тома занятий Соловейчика по Талмуду.
- Фонд Тораса Горава
- Аудио Шиурим рава Соловейчика на bcbm.org
- Шиурим Рава на Брахосе
- Некролог: Еврейский обозреватель
- Некролог: Нью-Йорк Таймс
- Статья: «Мое долгое одинокое путешествие к Раву» , Исраэль Кашкин
- TheRav.Site: Ресурсы о раввине Джозефе Б. Соловейчике zt'l
- 1903 рождения
- 1993 смертей
- Люди из Пружан
- Жители Пружанского уезда.
- Белорусские православные раввины
- Религиозные сионистские ортодоксальные раввины
- Американские раввины 20-го века
- Американский народ белорусско-еврейского происхождения
- Американские ортодоксальные раввины
- Американские философы 20-го века
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Еврейские философы
- Американские еврейские богословы
- Левиты
- Современный православный поским
- Моец Гедолей а-Тора
- Раввины из Бостона
- Духовенство из Бруклина, Массачусетс
- Философы иудаизма
- Философы религии
- Династия раввинов Соловейчиков
- Талмудисты
- Рош иешивы Университета ешива