Храм Аполлона Патроса
Храм Аполлона ( что Патроса означает «отцов») — небольшой разрушенный храм на западной стороне Древней Агоры в Афинах . Первоначальный храм представлял собой апсидальную структуру, построенную в середине шестого века до нашей эры и разрушенную в 480/79 году до нашей эры. Вероятно, это место оставалось священным для Аполлона. Новый шестистильный ионический храм был построен ок. 306-300 гг. до н.э., имеющий необычную Г-образную планировку. Сохранились некоторые фрагменты скульптурного декора этого сооружения. Колоссальная культовая статуя работы Евфранора также была обнаружена.
Рядом с храмом находилась крошечная святыня, построенная примерно в середине четвертого века до нашей эры. идентифицирован как Храм Зевса Фратриоса и Афины Фратрии; Возможно, изначально он был построен для размещения культовой статуи Евфранора.
История и описание
[ редактировать ]Нынешний храм является вторым сооружением на этом месте. Он расположен на западной стороне Агоры, под Колоносом Агораиосом (холмом Агоры) и храмом Гефеста . Стоя Зевса расположена сразу на севере. На юге было открытое пространство, а затем Метроон . Пространство на востоке было открыто до римского периода, когда Храм Ареса . здесь был построен [ 1 ] Идентификация этих археологических находок как храма Аполлона Патроса первоначально была основана на рассказе Павсания , который упоминает храм после Стои Зевса и до Метроона. [ 2 ]
Архаичный храм
[ редактировать ]О первом храме на этом месте свидетельствуют траншеи, вырезанные в скале, в которых удерживался фундамент из полевых камней в глине. Он был обращен на восток и имел апсиду диаметром около 8,50 метра на западном конце. На центральной оси этой апсиды находился серый блок из пороса , который, вероятно, поддерживал культовую статую или, возможно, колонну. [ 3 ] Керамика, найденная в траншеях фундамента, указывает на постройку примерно в середине шестого века до нашей эры. [ 4 ] Обломки парийского мрамора , найденные в насыпи, возможно, возникли во время строительства этого храма. [ 5 ] В яме на юге находились фрагменты формы, из которой была отлита бронзовая статуя обнаженного мужчины, возможно, культовая статуя храма. [ 6 ] Храм пришел в упадок еще до постройки Стои Зевса. Вероятно, он был разрушен во время персидского разграбления Афин в 480/79 г. до н.э. [ 4 ]
Чарльз Хедрик задается вопросом, было ли это здание на самом деле храмом, но не предлагает альтернативной реконструкции. [ 7 ]
Классический период
[ редактировать ]После этого территория осталась пустой, о чем свидетельствует набор скамеек, построенных за храмом в середине пятого века до нашей эры и смотрящих на восток, на Агору. [ 8 ] [ 9 ]
На пограничном камне ( хорос ) пятого века написано «пограничный камень Аполлона Патроса» ( Агора XIX № 11, инвентарный номер I 5569). Кажется, это указывает на то, что эта местность оставалась священной для бога. [ 8 ] Гомер Томпсон предполагает, что в настоящее время это убежище под открытым небом. [ 9 ] В первой половине четвертого века территория была выровнена и построена стена, которая проходит вдоль западной стороны территории на протяжении 11,5 метров, а затем идет на восток на протяжении 17 метров над остатками архаического храма. [ 10 ] Такое разделение архаической структуры пополам заставляет Чарльза Хедрика усомниться в том, что эта территория была священной в этот период или в архаический период. [ 11 ] В середине IV века ботрос (яма для скоропортящихся приношений). в северной части местности был вырыт [ 12 ] [ 10 ] крошечный храм Зевса Фратрия и Афины Фратрии . На вершине этого ботрос во второй половине четвертого века был построен [ 13 ] Ловалл и Стюарт предполагают, что изначально он был посвящен Аполлону Патросу. [ 14 ]
Алтарь святилища был позолочен Неоптолемом, сыном Антикла, в 330-320-х годах до нашей эры. ИГ II 2 № 4984 с надписью «Аполлона Патроса» может быть частью этого алтаря. [ 15 ]
Эллинистический храм
[ редактировать ]Нынешний храм обращен на восток и представлял собой шестистильный простильный храм, то есть у него было шесть колонн вдоль фасада. Считается, что он был построен в ионическом ордере на основе четырех архитектурных фрагментов, которые, кажется, соответствуют размерам храма. [ 16 ] Основная конструкция имеет ширину 10,13 метра и длину 16,76 метра. Из этой длины 4,88 метра составляет пронаос, а 9,28 метра — целла . На правой стороне целлы сзади находится дверной проем, ведущий в следующую камеру, ширина которой составляет 4,93 метра с севера на юг и 5,62 метра в длину с востока на запад. Эта комната функционировала как адитон , сокровенная святыня. [ 8 ] Крошечный храм Зевса Фратриоса и Афины Фратрии спрятан в пространстве перед задней комнатой. [ 17 ]
Фундамент храма состоял из необработанных блоков известняка , лежащих на скале. Тойхобат эвтинтерий состоит из конгломерата, а - из твердых пор. Стены были из известняка. Обнаружены мраморные фрагменты надстройки: ступени крыльца, ионическое основание пилястры, фрагмент гейзона . [ 8 ]
Храм, вероятно, был построен около 306-300 гг. до н.э. Фасийская амфора , найденная в его фундаменте, относит дату строительства к 313 г. до н.э., а скульптуры фронтона стилистически датируются последним десятилетием четвертого века до н.э. [ 18 ] [ 14 ] [ примечания 1 ] Эндрю Стюарт предполагает, что строительство храма было частью попытки подчеркнуть связи Афин с ионическими городами западной части Малой Азии, которые они считали своими колониями , после того как они стали частью Антигона Монофтальма и Деметрия Полиоркета царства , которое было базировался в Малой Азии, в 306 г. до н. э. [ 19 ] Как отец Иона , Аполлон представлял ионическое наследие Афин. [ 20 ]
Культовая статуя
[ редактировать ]Писатель-путешественник II века нашей эры Павсаний Павсаний сообщает, что в храме находилась культовая статуя, вырезанная Евфранором . Его отождествили с колоссальной статуей Аполлона (Agora inv. S 2154), вероятно найденной возле храма, разделенной вертикально на две части. [ 2 ] [ 21 ] Эта статуя изображает мужскую фигуру в пеплосе и гиматии ; голова и обе руки утрачены, но длинные волосы статуи частично сохранились на левом плече. [ 22 ] В нынешнем виде его высота составляет 2,54 метра. [ 23 ] Первоначальный мраморный блок имел высоту около 2,8 метра, ширину 1,2 метра, глубину 0,75 метра и весил около 6,5 тонн. [ 23 ] Голова и левое предплечье (обе ныне утеряны) были сделаны из отдельных кусков мрамора. [ 24 ] В левой подмышке есть следы гнезда, которое, вероятно, использовалось для поддержки кифары , которую держала статуя. [ 25 ] По стилистическим соображениям его можно датировать серединой IV века. [ 26 ] Спина обработана грубо и не предназначена для показа, что указывает на то, что она стояла у стены. [ 14 ] Известны его имитации, в том числе современная вотивная статуэтка с Агоры и статуи римского периода. [ 26 ]
Вопрос о том, является ли это статуя работы Евфранора, вызывает бурные споры. Аргументом в пользу идентификации является то, что она стояла у стены, представляет собой произведение очень высокого качества, вероятно, найдена недалеко от храма, имеет очень большие размеры и часто копировалась. [ 27 ] Эндрю Стюарт предполагает, что он был построен, чтобы подчеркнуть связи Афин с городами Ионии в последние годы Второй Афинской лиги . [ 28 ] Статуя, вероятно, была повреждена во время герульского разграбления в 267 году нашей эры и впоследствии была разрублена пополам вертикально, вероятно, при подготовке к загрузке в печь для обжига извести . [ 23 ]
Павсаний упоминает еще две статуи Аполлона: одну, сделанную Леохаром , которая, вероятно, была бронзовой, [ 20 ] и Аполлон Алексикакос («отвратитель зла»), созданный Каламисом . Павсаний утверждает, что последний был посвящен в знак благодарения за окончание Афинской чумы в 427 г. до н.э. [ 29 ] но это трудно согласовать с другими свидетельствами, согласно которым его флоруит датируется серединой пятого века до нашей эры. [ 2 ] [ 30 ] Павсаний говорит, что эти статуи стояли «перед храмом»; неясно, означает ли это, что они располагались к востоку от сооружения или стояли в пронаосе, где на скамейках вдоль передней части поперечной стены могли разместиться основания статуй. [ 31 ] [ 8 ] [ 32 ]
Два мраморных омфалоя, найденные в юго-западном углу Метроона , и еще два, найденные на севере, могут быть вотивными подношениями, данными Аполлону Патросу. [ 33 ]
Фронтонная скульптура
[ редактировать ]Фронтон над восточной стороной храма должен был иметь ширину около 9 метров и высоту в центре 1,125 метра. [ 34 ] С этим фронтоном связаны две скульптуры, найденные на Агоре, которые, по-видимому, изображали прозрение Аполлона. [ 35 ] Один из них — нижняя часть женской фигуры в хитоне и гиматии, сидящей на скале и смотрящей влево (инв. С 1530). Томпсон определил ее как Музу . [ 36 ] и Стюарт встречается с ней ок. 310-300 гг. до н.э. [ 37 ] Другой — нижняя часть мужской фигуры в длинном хитоне и гиматии, восседающей на троне, возможно, с поднятыми руками (инв. 2110), которую Стюарт датирует ок. 310–300 гг. до н.э. и идентифицируется как Аполлон. [ 38 ] Они одного масштаба и, по-видимому, созданы теми же скульпторами, которые вырезали алтарь Асклепия на Косе ( вероятно, сыновьями Праксителя ). [ 39 ]
Акротерия
[ редактировать ]три из четырех акротерий Были идентифицированы . Они изображали убийство Ниобидов Аполлоном и Артемидой.
Правый угловой акротерий представлял собой бегущую девушку в хитоне, аттическом пеплосе и гиматии (инв С 440). Она, наверное, Ниобид , [ 40 ] создан по образцу типа Уффици/Кьярамонти, известного по многим римским копиям; [ примечания 2 ] оригинал, вероятно, был частью Хорагического памятника Фрасилла , построенного в 320/19 г. до н. э. [ 41 ]
Остальные акротерии сохранились лишь в виде небольших фрагментов. Часть драпировки аргивско-дорического пеплоса другого бегущего Ниобида (инв. S 1877 г.) является частью левого углового акротериона. [ 39 ] Часть груди женской фигуры (инв. S 3330), вероятно, Артемиды , вероятно, составляла часть центрального акротерия, так как она несколько крупнее остальных. [ 42 ] Вероятно, ее сопровождала скульптура Аполлона, но никаких следов этого обнаружено не было. [ 43 ] Стилистически все эти скульптуры датируются последним десятилетием четвертого века до нашей эры. [ 44 ]
Культ
[ редактировать ]В Афинах было несколько святилищ различных аспектов Аполлона. Аполлон Патрос («отцов») представлял роль Аполлона как защитника семей, племен, генов , адфратрий , а также как прародителя афинян, как отца Иона , предка ионийцев . Литературные источники часто отождествляют его с Аполлоном Пифиосом (« Аполлоном Пифийским »), которому поклонялись в Афинах на Пифионе . [ 45 ] [ 46 ] [ 20 ] Афинских детей, принятых во фратрию (культовое объединение), приводили в святилище Аполлона Патроса в рамках церемонии, называемой Мейон , — вероятно, это происходило в отдельных святилищах, принадлежавших рассматриваемым фратриям. [ 2 ] [ 47 ] Некоторые гены (другой вид культовых объединений) и фратрии, как, например, гефиреи , терриклеиды и эласиды, имели свои собственные святилища и жрецов Аполлона Патроса; другие, как Саламинии , не звали, поэтому, вероятно, приносили ему жертвы в этом храме. [ 2 ] Афиняне, избранные архонтами, должны были доказать, что у них есть собственный культ Аполлона Патроса, и указать, где он находится, прежде чем они могли вступить в должность. [ 1 ] Во время правления императора Клавдия (41–54 гг. Н. Э.) культ императора был объединен с культом Аполлона Патроса. [ 48 ]
Количество священников храма засвидетельствовано в надписях:
- Утраченное имя (ок. 100 г. до н. э.: Агора XV 260 г.)
- Феодосий, сын Дия Лакиадского (ок. 100 г. до н. э., IG II). 2 2871)
- Полихарм, сын Евкла Марафонского (30–37 гг. н. э.: IG II 2 3530), одновременно священник императора Тиберия.
- Дионисодор, сын Софокла из Суния (41-54 гг. н.э.: IG II 2 3274)
- Потеряно имя Гаргетта (186 г. н. э.: Агора XV 411 г.)
- Филийского. Евдема Афродизий был сыном 2 3630)
- Публий Элий Зенон из Беренициды (ок. 230 г. н. э.: IG II 2 3697)
Жрец Аполлона Патроса также имел определенное место в Театре Диониса .
Храм Зевса Фратриоса и Афины Фратрии
[ редактировать ]Храм Зевса Фратриоса и Афины Фратрии — небольшая святыня ( наикос ), построенная во второй половине четвертого века до нашей эры, раньше эллинистического храма Аполлона Патроса, окружающего его с западной и южной сторон. [ 8 ] [ 13 ] Стоя Зевса находится в 4 метрах к северу. [ 13 ] Это было небольшое прямоугольное строение, обращенное на восток, длиной 5,2 метра и шириной 3,65 метра. Остатки состоят из конгломератных фундаментов и серых пористых блоков тойхобата . Основание шириной 1,5 метра в задней части целлы могло поддерживать пару культовых статуй. [ 49 ] Первоначальный пол был сделан из коричневого раствора с выкрашенной в красный цвет галькой. Позже его заменили полом из известкового раствора с пентелийской мраморной крошкой. [ 49 ] К фасаду храма было пристроено крыльцо глубиной 4 метра и шириной 4,8 метра ок. 150 и 86 гг. до н.э. [ 50 ] Он был вымощен мрамором, и к нему вели несколько ступенек. [ 49 ] [ 8 ]
Идентификация храма является спорной. [ 51 ] В его основе лежит небольшой квадратный мраморный алтарь с надписью «Зевса Фратриоса и Афины Фратриоса». Он был обнаружен на другой стороне Агоры, но, похоже, соответствует основанию из пороса, найденному перед храмом. [ 52 ] [ 8 ] Хедрик подвергает сомнению идентификацию, предпочитая разместить алтарь перед северным концом Стоа Атталоса , где он был найден. Он отмечает, что в этом районе также был найден пограничный камень с надписью «посвященный Зевсу Фратриосу и Афине». [ 53 ] Липполис и Греко предполагают, что вместо этого храм был посвящен Зевсу Элевтериосу , Лаволл - что это был Аполлон Патрос. [ 14 ] Эндрю Стюарт подробно останавливается на этом, предполагая, что первоначально он был построен для колоссальной статуи Аполлона, снесен, чтобы переместить статую в новый храм Аполлона Патроса, а затем перестроен и заново посвящен Зевсу Фратриосу и Афине Фратрии. [ 54 ]
История раскопок
[ редактировать ]Храм был впервые раскопан Вильгельмом Дёрпфельдом для Немецкого археологического института в 1895 и 1896 годах, который идентифицировал его как Стоа Базилейос . [ 55 ] [ 56 ] Греческое археологическое общество провело дальнейшие раскопки в 1907 и 1908 годах, в ходе которых была найдена колоссальная статуя Аполлона. [ 57 ] [ 56 ] Исследование Фуллера было предпринято в рамках раскопок Агоры Американской школой классических исследований в Афинах с 1931 по 1935 год. [ 58 ] Впервые он был идентифицирован как храм Аполлона Патроса в 1935 году. [ 59 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ранее, Шир 1935 , с. 353 Травлос 1971 , с. 96 датировал храм Ликурганским периодом (338-326 гг. до н.э.).
- ↑ Stewart 2017 , стр. 298–300, 312 перечисляет Кьярамонти Ниобид ( Museo Gregoriano Profano № 1035), Бегущую Ниобиду (найденную в Риме, ныне Galleria degli Uffizi № 72), статую, найденную на вилле Марка Валериуса. Мессалла Корвин в Чампино в 2013 году и фрагмент первого века нашей эры, найденный на Агоре (инв. S 1046).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уичерли 1957 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д и Уичерли 1957 , с. 51.
- ^ Томпсон 1937 , с. 79-81.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1937 , с. 84.
- ^ Томпсон 1937 , с. 81.
- ^ Томпсон 1937 , с. 82-83.
- ^ Хедрик 1988 , с. 189-190.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Травлос 1971 , стр. 96.
- ^ Jump up to: а б Хедрик 1988 , с. 188-189.
- ^ Jump up to: а б Томпсон в Хедрике 1988 , с. 187
- ^ Хедрик 1988 , с. 189.
- ^ Томпсон 1937 , с. 86-88.
- ^ Jump up to: а б с Хедрик 1988 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б с д Стюарт 2017 , с. 277.
- ^ Уичерли 1957 , с. 52.
- ^ Стюарт 2017 , с. 276 н. 5.
- ^ Травлос 1971 , с. 98.
- ^ Ловалл 2009 , с. 391-392.
- ^ Стюарт 2017 , с. 306.
- ^ Jump up to: а б с Стюарт 2017 , с. 279.
- ^ Стюарт 2017 , с. 308-311.
- ^ Стюарт 2017 , с. 281.
- ^ Jump up to: а б с Стюарт 2017 , с. 308.
- ^ Стюарт 2017 , с. 309-310.
- ^ Стюарт 2017 , с. 308-309.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2017 , с. 278.
- ^ Стюарт 2017 , с. 310.
- ^ Стюарт 2017 , с. 280-281.
- ^ Павсаний, Описание Греции 1. 3. 4
- ^ Хедрик 1988 , с. 196.
- ^ Томпсон 1937 , с. 99, 109.
- ^ Хедрик 1988 , с. 195-196.
- ^ Томпсон в Хедрике 1988 , с. 194
- ^ Стюарт 2017 , с. 81.
- ^ Стюарт 2017 , с. 304.
- ^ Томпсон 1952 , с. 109-110.
- ^ Стюарт 2017 , с. 283-284.
- ^ Стюарт 2017 , с. 281-283, 287.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2017 , с. 288-290.
- ^ Стюарт 2017 , с. 292-294.
- ^ Стюарт 2017 , с. 299-300.
- ^ Стюарт 2017 , с. 297-298, 303.
- ^ Стюарт 2017 , с. 303.
- ^ Стюарт 2017 , с. 299.
- ^ Демосфен 18.141; Платон , Евтидем 302c-d
- ^ Уичерли 1957 , с. 50-52.
- ^ Хедрик 1988 , с. 193-194.
- ^ Уичерли 1957 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон 1937 , с. 84-86.
- ^ Стюарт 2017 , с. 307.
- ^ Ловалл 2009 , стр. 390, 399–401.
- ^ Томпсон 1937 , с. 106.
- ^ Хедрик 1988 , с. 193.
- ^ Стюарт 2017 , с. 277, 310.
- ^ Шир 1935 , с. 353.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1937 , с. 77.
- ^ Шир 1935 , с. 354.
- ^ Томпсон 1937 , с. 79.
- ^ Шир 1935 , с. 352-354.
Библиография
[ редактировать ]- Шир, Т. Лесли (1935). «Кампания 1934 года» . Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 4 (3): 352–354. дои : 10.2307/146457 . ISSN 0018-098X . JSTOR 146457 .
- Томпсон, Гомер А. (1937). «Здания на западной стороне Агоры» . Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 6 (1): 77–115. дои : 10.2307/146486 . ISSN 0018-098X . JSTOR 146486 .
- Томпсон, Гомер А. (1952). «Раскопки на Афинской Агоре: 1951 год» . Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 21 (2): 109–110. дои : 10.2307/146780 . ISSN 0018-098X . JSTOR 146780 .
- Уичерли, RE (1957). Афинская Агора III: литературные и эпиграфические свидетельства . Принстон, Нью-Джерси: Американская школа классических исследований в Афинах.
- Адам, Шейла (1966). Техника греческой скульптуры в архаический и классический периоды . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 94–97.
- Травлос, Джон (1971). Иллюстрированный словарь древних Афин: Иоанн Травлос . Прегер. стр. 96–99. ISBN 978-0-500-05012-5 .
- Палагия, Ольга (1980). Эвфранор . Лейден: Брилл.
- Хедрик, Чарльз В. (1988). «Храм и культ Аполлона Патроса в Афинах» . Американский журнал археологии . 92 (2): 185–210. дои : 10.2307/505629 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 505629 .
- Кэмп, Джон МакК; Мози, Крейг А. (2003). Афинская Агора: Краткое руководство . АСКСА. ISBN 978-0-87661-643-7 .
- Кроми, Р.Д. (2006). «Аполлон Патр и фратрии» . Классическая античность . 75 : 41–69. ISSN 0770-2817 . JSTOR 41665278 .
- Ловалл, Марк Л. (2009). «Храм Аполлона Патроса, датированный маркой амфоры» . Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 78 (3): 387–403. ISSN 0018-098X . JSTOR 25622701 .
- Стюарт, Эндрю (2017). «Элинистическая скульптура с Афинской Агоры, часть 4: Восточный фронтон и акротерия храма Аполлона Патроса» . Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 86 (2): 273–323. дои : 10.2972/гесперия.86.2.0273 . ISSN 0018-098X . JSTOR 10.2972/гесперия.86.2.0273 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американская школа классических исследований в Афинах. «Памятник Агоре: Храм Аполлона Патроса» . Раскопки Агоры . Проверено 12 ноября 2023 г.
- Американская школа классических исследований в Афинах. «Памятник Агоре: Храм Зевса Фратрия и Афины Фратрии» . Раскопки Агоры . Проверено 12 ноября 2023 г.
- Американская школа классических исследований в Афинах. «Объект Агора: S 2154» . Раскопки Агоры . Проверено 12 ноября 2023 г.
37 ° 58'32 "N 23 ° 43'20" E / 37,975542 ° N 23,722099 ° E