BAC One-Eleven
Один-Одиннадцать | |
---|---|
![]() ТАРОМ One -Eleven | |
Общая информация | |
Тип | ближнего действия Реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | |
Статус | Ушедший на пенсию [ 1 ] |
Основные пользователи | Британские авиалинии |
Количество построенных | 244 |
История | |
Изготовлено |
|
Дата введения | 1965 год с British United Airways. |
Первый полет | 20 августа 1963 г. [ 2 ] |
Ушедший на пенсию | 7 мая 2019 г. |
BAC One-Eleven (или BAC-111 / BAC 1-11 ) — ранний реактивный авиалайнер, выпускаемый Британской авиастроительной корпорацией (BAC). Первоначально задуманный компанией Hunting Aircraft как 30-местный реактивный самолет, до его слияния с BAC в 1960 году он был запущен в эксплуатацию как 80-местный авиалайнер по заказу British United Airways (BUA) 9 мая 1961 года. Прототип совершил свой первый полет 20 августа 1963 года и впервые был доставлен в BUA 22 января 1965 года. 119-местная удлиненная серия 500 была представлена в 1967 году. Общий объем производства составил 244 экземпляра до 1982 года в Соединенном Королевстве и в период с 1982 по 1989 год в Румынии , где девять Rombac One-Elevens были построены по лицензии компанией Romaero .
Ближнемагистральный с узкофюзеляжный самолет был оснащен установленными в кормовой части турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Spey низким байпасом, конфигурация которых аналогична более ранней модели Sud Aviation Caravelle и более позднему Douglas DC-9 . Он конкурировал с ранними вариантами Boeing 737 и использовался многими авиакомпаниями Великобритании, Европы и США, включая румынских операторов. На смену ему пришли более новые Airbus A320 и более поздние варианты 737, а также региональный самолет Bombardier CRJ200 . Ограничения по шуму ускорили переход к африканским перевозчикам в 1990-х годах, а последний BAC One-Eleven был выведен из эксплуатации в 2019 году.
Разработка
[ редактировать ]Раннее развитие
[ редактировать ]
В 1950-х годах, хотя новаторский самолет de Havilland Comet потерпел катастрофу в эксплуатации, был продемонстрирован высокий спрос пассажиров на реактивные двигатели. Несколько производителей поспешили выпустить пассажирские самолеты, в том числе нацеленные на рынок ближнемагистральных перевозок, такие как Sud Aviation Caravelle . [ 3 ] В июле 1956 года компания British European Airways опубликовала документ, призывающий к использованию реактивного авиалайнера «второго поколения» наряду с существующими турбовинтовыми конструкциями. Это привело к появлению множества разработок британской аэрокосмической промышленности. Компания Hunting Aircraft приступила к проектированию реактивной замены успешного самолета Vickers Viscount , разработав 30-местный Hunting 107 . Примерно в то же время компания Vickers начала аналогичную разработку 140-местной модификации своего VC10 проекта — VC11 . Разработки производили и многие другие авиационные фирмы. [ 4 ]
В 1960 году Хантинг под давлением британского правительства объединился с компаниями Vickers-Armstrongs , Bristol и English Electric и образовал British Aircraft Corporation (BAC). Новый BAC решил, что проект «Хантинг» заслуживает внимания, но рынок для 30-местного реактивного авиалайнера будет небольшим. [ 5 ] Конструкция была переработана в BAC 107, 59-местный авиалайнер с двумя двигателями Bristol Siddeley BS75 турбовентиляторными мощностью 7000 фунтов силы (31 кН) . [ 6 ] BAC также продолжил разработку более крупного 140-местного самолета VC-11 на базе Vickers VC10 . унаследованного им самолета [ 7 ] Другие конкурирующие внутренние проекты, такие как Bristol Type 200 , были быстро заброшены после поглощения Hunting в BAC. [ 8 ]

Исследование рынка показало, что 59-местный BAC 107 был слишком мал, и в 1961 году его конструкция была переработана: пассажировместимость выросла до 80 мест, а от BS75 отказались в пользу Rolls-Royce Speys . [ 9 ] Пересмотренная конструкция была переименована в BAC 111 (позже известный как One-Eleven), при этом BAC отказалась от проекта VC11, чтобы сконцентрироваться на более многообещающем One-Eleven. В отличие от современных британских авиалайнеров, таких как Hawker Siddeley Trident , One-Eleven разрабатывался не специально для удовлетворения нужд государственной British European Airways или British Overseas Airways Corporation , а для нужд авиакомпаний по всему миру, и BAC ожидала, что заказы на сумму до 400. [ 10 ]
9 мая 1961 года самолет One-Eleven был публично представлен, когда British United Airways разместила первый заказ на десять самолетов One-Eleven 200. [ 11 ] 20 октября компания Braniff International Airways в США заказала шесть самолетов. [ 12 ] Mohawk Airlines отправила своих представителей в Европу в поисках нового самолета, который приблизит их к эпохе реактивных самолетов, и 24 июля 1962 года заключила соглашение на четыре One-Elevens. [ 13 ] Заказы последовали от Kuwait Airways на три и Central African Airways на два. Впоследствии Бранифф удвоил свой заказ до 12, а ирландская компания Aer Lingus заказала четыре. Western Airlines заказала десять самолетов, но позже отменила их. [ 12 ] Bonanza Air Lines также заказала три самолета в 1962 году. [ 14 ] но был остановлен Советом по гражданской авиации США (CAB), который заявил, что для эксплуатации самолета на маршрутах Bonanza потребуются субсидии, что некоторые в то время называли протекционизмом . [ 15 ] CAB также запретило Frontier Airlines и Ozark Air Lines заказывать самолеты One-Elevens, хотя позволило Ozark заказать аналогичный Douglas DC-9, а Frontier - Боинг 727-100 . CAB также безуспешно пыталось заблокировать приказы Мохока. [ 12 ] [ 16 ]
В мае 1963 года BAC анонсировала One-Eleven 300 и 400. В новых версиях использовались Mk. 511 версия Spey с увеличенной мощностью, позволяющая загружать больше топлива и, следовательно, увеличивать дальность полета. Разница между 300 и 400 заключалась в оборудовании и авионике , 400 предназначался для продажи в США и, следовательно, был оснащен американскими приборами. [ 12 ] 17 июля 1963 года American Airlines заказала 15 самолетов, в результате чего их общее количество достигло 60 плюс опционы на 15. [ 17 ] [ 18 ] American Airlines в конечном итоге купила 30 самолетов 400-й серии, что сделало авиакомпанию крупнейшим клиентом One-Elevens.
Прототипы
[ редактировать ]
Прототип ( G-ASHG ) выехал из сборочного цеха Хурна 28 июля 1963 года, после чего BAC получила заказы на этот тип от ряда операторов. 20 августа 1963 года прототип совершил свой первый полет, окрашенный в ливрею BUA. Первый полет состоялся почти за год до Douglas DC-9, конкурирующего американского реактивного лайнера; BAC считала, что One-Eleven обладает технологическим преимуществом. [ 2 ] Лидерство One-Eleven имело большое коммерческое значение, поскольку, как показал случай с Bonanza Air Lines, власти США могли отказать в разрешении продажи иностранных самолетов отечественным авиакомпаниям, где существовала американская альтернатива (в конечном итоге Bonanza заказала и эксплуатировала DC-11). 9). Испытательные полеты проводил командир эскадрильи Дэйв Глейзер .
Прототип One-Eleven, пилотируемый летчиком-испытателем Майком Литгоу , разбился 22 октября 1963 года во время испытаний на сваливание , в результате чего все находившиеся на борту погибли. Расследование привело к открытию того, что стало известно как глубокое сваливание или суперсваливание, явление, вызванное уменьшением потока воздуха в хвостовое оперение, вызванное комбинированным эффектом гашения крыла и установленных в кормовой части гондол двигателей на больших углах атаки , что предотвращает выход из строя. нормального (носом вниз) полета. [ 19 ] Чтобы предотвратить такие остановки, компания BAC разработала и добавила устройства, известные как шейкеры и толкатели палок . в систему управления One-Eleven [ 20 ] крыла Также была изменена конструкция передней кромки , чтобы сгладить поток воздуха в двигатели и над хвостовым оперением. Специально модифицированный самолет, использованный для тестирования этой проблемы, сейчас хранится в Бруклендском музее .
Несмотря на аварию, испытания продолжались, а доверие клиентов оставалось высоким. American Airlines и Braniff выполнили свои дополнительные заказы и разместили еще в феврале 1964 года. Дальнейшие заказы поступили от Mohawk, Philippine Airlines и немецкого бизнесмена Хельмута Хортена , который заказал первую представительскую модификацию самолета. К концу 1964 года с конвейера сошло 13 самолетов. Самолет One-Eleven был сертифицирован , и первая передача G-ASJI компании BUA состоялась 22 января 1965 года. После нескольких недель проверочных полетов 9 апреля первый коммерческий рейс вылетел из Гатвика в Геную . Braniff получил свой первый самолет 11 марта, а Mohawk получил свой первый 15 мая. Поставки продолжались, и к концу 1965 года авиакомпании получили 34 самолета. была открыта вторая производственная линия Спрос оставался высоким: в Вейбридже , производившая 13 самолетов 1-11 в период с 1966 по 1970 год.
One-Eleven 500, 510ED и 475
[ редактировать ]
В 1967 году была представлена более крупная 119-местная версия под названием One-Eleven 500 (также известная как Super One-Eleven). Выпуск этой «растянутой» версии был отложен как минимум на год, пока ее стартовый заказчик BEA оценил ее требования. Это дало конкурирующим самолетам США (Douglas DC-9 и Boeing 737) возможность компенсировать раннее проникновение One-Eleven на внутренний рынок США. Первоначальное годовое преимущество британских самолетов теперь обернулось годовой задержкой, и растянутая серия 500 не продавалась в США. Этот тип обслуживался авиакомпанией Cayman Airways и Подветренных островов (LIAT) в Карибском бассейне, при этом Cayman Airways эксплуатировала самолеты серии 500 на регулярных рейсах в Хьюстон, штат Техас (IAH) и Майами, Флорида (MIA), а LIAT летала на самолетах серии 500 в Сан-Хуан, Пуэрто-Рико (SJU). Bahamasair также эксплуатировала удлиненную модель 500, выполняя рейсы между Нассау (NAS) и Майами, а также другими маршрутами, в то время как гватемальский авиаперевозчик Aviateca эксплуатировал самолеты серии 500 как в Майами, так и в Новом Орлеане, штат Луизиана (MSY). [ 21 ] Коста-риканская авиакомпания LACSA также выполняла рейсы серии 500 в Майами. [ 22 ] Еще одним авиаперевозчиком, выполнявшим рейсы серии 500 в Майами, была компания Belize Airways Ltd. [ 23 ]
По сравнению с более ранними версиями One-Eleven 500 был длиннее на 8 футов 4 дюйма (2,54 м) перед крылом и на 5 футов 2 дюйма (1,57 м) позади него. Размах крыла был увеличен на 5 футов (1,5 м), а новейший Mk. 512 использовалась версия Spey. Новая версия достаточно хорошо продавалась по всему миру, особенно среди европейских чартерных авиакомпаний. В 1971 году он получил дополнительную модернизацию, чтобы уменьшить лобовое сопротивление и уменьшить к взлетно-посадочной полосе требования .

Самолеты серии 500 BEA/British Airways (обозначаемые One-Eleven 510ED) значительно отличались от других самолетов One-Eleven по запросу BEA. One-Eleven 510ED имел модифицированную кабину , в которую были включены приборы и авионика от Hawker Siddeley Trident или аналогичные им для большей унификации с этим типом. Их дополнительное оборудование включало более совершенный автопилот , который позволял осуществлять автоматическую посадку в категории CAT II , а также включал автомат тяги. Модификации дошли до того, что поменяли положение «включено» большинства переключателей, чтобы оно соответствовало положению Trident; действительно, 510ED настолько отличался от других самолетов серий One-Eleven и 500, что другой типовой рейтинг для полета на нем требовался .
Столкнувшись с конкуренцией со стороны самолетов США к 1966 году, к 1970 году One-Eleven также столкнулся с конкуренцией со стороны более новых самолетов меньшего размера, таких как Fokker F28 Fellowship . F28 был легче, проще и дешевле. One-Eleven 475 1970 года был выпущен для конкуренции с F28. Он сочетал в себе фюзеляж модели 400 с более мощным и большим крылом модели 500 и предназначался для полетов на жарких, высоких и суровых аэродромах; однако только десять самолетов One-Eleven Mk 475 были проданы, причем одной авиакомпанией была Faucett Peru , которая эксплуатировала свои самолеты серии 475 на регулярных внутренних рейсах в несколько аэропортов с грунтовыми гравийными взлетно-посадочными полосами в Перу. [ 24 ] В 1977 году на внутренний рынок Японии был предложен One-Eleven 670, тихий и обновленный 475, но его тоже не удалось продать.
Предлагаемые разработки
[ редактировать ]
Общий объем поставок за 1965 год составил 34 самолета. [ 25 ] а к концу 1971 года было построено 200 самолетов. [ 25 ] На этом этапе заказы сократились до минимума, и в 1975 году производство было приостановлено, хотя маркетинг и проектирование продолжались, и всегда планировалось возобновить производство, когда будет получено достаточное количество заказов. [ 26 ] BAC возобновил производство в 1977 году в результате заказа румынской авиакомпанией Tarom на пять самолетов . [ 27 ] Британское производство продолжалось до 1984 года, всего в Великобритании было построено 235 самолетов. [ 25 ] Было две причины, по которым производственная линия была открыта для всего 35 самолетов, поставленных за 11 лет: во-первых, BAC надеялась, что Rolls-Royce разработает более тихую и мощную версию двигателя Spey, что сделает возможным дальнейшие разработки One-Eleven; во-вторых, в начале периода Румыния вела переговоры о покупке всей программы One-Eleven и переносе производства этого типа в Бухарест .
К 1974 году BAC приложила значительные усилия для запуска One-Eleven 700. Он имел более длинный фюзеляж , салон на 134 места и проектируемый двигатель Spey 606 мощностью 16 900 фунтов силы (75 кН), обеспечивающий большую мощность и меньший шум. [ 28 ] [ 29 ] Модель 700J планировалась для японского рынка, с таким же удлиненным фюзеляжем и двигателями, что и у модели 700, а также новым механизированным крылом для эксплуатации в региональных аэропортах с короткими взлетно-посадочными полосами. [ 27 ] Модель 700 была примерно того же размера, что и последние DC-9 и 737, и должна была быть доступна вовремя, чтобы предотвратить крупномасштабный переход клиентов One-Eleven в McDonnell-Douglas и Boeing. Однако Rolls-Royce все еще оправлялся от банкротства, и завышенный Spey так и не был реализован. Совершенно менее амбициозный 700-й снова появился в 1978 году как 500 со специально «тихими» Speys, которые в середине 1980-х были заменены предложенным RB432. Это предложение было предложено British Airways в качестве конкуренции с Boeing 737-200, но в конечном итоге было отклонено.
В 1975 году BAC выпустила One-Eleven 800, еще более удлиненный самолет, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями CFM International CFM56 с высоким байпасом по 22 000 фунтов силы (98 кН) и вмещающий от 144 до 161 пассажира. [ 30 ] [ 29 ] но от этого проекта отказались в 1976 году в пользу новой модификации One-Eleven с более широким фюзеляжем, способным разместить шесть посадочных мест в ряд. Этот новый авиалайнер был представлен позже в том же году как X-Eleven, который будет оснащаться двумя двигателями CFM-56 или Pratt & Whitney JT10D и вмещать 166 пассажиров. [ 31 ] В 1977 году BAC объединилась с Hawker Siddeley и образовала British Aerospace (BAe), и новая компания оказалась перед выбором: разрабатывать X-Eleven или присоединиться к европейским усилиям по разработке совершенно нового самолета. В конце концов BAe стала полноправным членом Airbus, а от X-Eleven отказались, а европейской альтернативой стал Airbus A320. [ 32 ]
BAC Two-Eleven и Three-Eleven были исследованиями британских авиалайнеров, предложенными Британской авиастроительной корпорацией в конце 1960-х годов, но так и не дошедшими до производства.
Производство Ромбака
[ редактировать ]
9 июня 1979 года президент Румынии Николае Чаушеску подписал контракт на лицензионное производство One-Eleven в Румынии. Это должно было включать поставку трех полных самолетов One-Eleven (два самолета серии 500 и один самолет серии 475), а также строительство как минимум 22 самолетов в Бухаресте с сокращением британского (и, следовательно, увеличением румынского) содержания. Он также включал румынское производство двигателей Rolls-Royce Spey и сертификацию самолета по британским стандартам Управлением гражданской авиации . В то время прогнозировался рынок для 80 самолетов румынского производства, в основном в Китае и других развивающихся странах, а также, возможно, в Восточной Европе . Самолет получил новое обозначение Rombac 1-11 . [ 33 ] [ 34 ] Двигатели Spey 512-14 DW производились по лицензии компанией Turbomecanica Bucharest. [ 35 ]
Первый самолет Rombac One-Eleven (YR-BRA cn 401), серия 561RC, был выпущен на заводе Ромаэро Бэняса 27 августа 1982 года и совершил первый полет 18 сентября 1982 года. Производство продолжалось до 1989 года гораздо более медленными темпами, чем предполагалось в договор. Было поставлено девять самолетов, при этом 10-й и 11-й самолеты были брошены с производственной линии, когда они были готовы на 85% и 70%. [ 33 ] [ 36 ] Первый самолет был доставлен в ТАРОМ 29 декабря 1982 года. [ 36 ] Румынский авиаперевозчик принял все произведенные самолеты, кроме двух, оставшиеся два достались компании Romavia , последний из которых (YR-BRI cn 409) был доставлен 1 января 1993 года.
Было три причины, по которым инициатива Ромбака провалилась. Экономика и международное положение Румынии ухудшились до такой степени, что поставки, необходимые для производства One-Eleven, сократились до минимума, а ограничения в твердой валюте задержали поставки компонентов, произведенных за пределами Румынии; [ 33 ] [ 36 ] рынок, который предвидели румыны, не проявил интереса, хотя некоторые машины Rombac были сданы в аренду европейским операторам. Уровень шума и экономия топлива One-Eleven не смогли конкурировать с конкурентами в США и Западной Европе.
Принятие нового двигателя решило бы проблемы шума и экономии топлива. После падения режима Чаушеску планировалось возобновить производство с использованием Rolls-Royce Tay . Британская авиализинговая компания Associated Aerospace заключила сделку на сумму 1 миллиард долларов на покупку 50 самолетов One-Eleven с двигателями Tay, оснащенных новой электронной стеклянной кабиной , для дальнейшей сдачи в аренду западным клиентам. Ликвидация . Associated Aerospace в апреле 1991 года остановила эту сделку Несмотря на эту неудачу, Ромбак продолжал попытки продать One-Eleven, а американский оператор Kiwi International Air Lines разместил твердый заказ на 11 самолетов с двигателями Tay с возможностью приобретения еще пяти, но эти планы так и не осуществились. [ 33 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Попав на вооружение, One Eleven оказался в конкуренции с Douglas DC-9, и всего через год после его появления к нему присоединился другой конкурент, Boeing 737. [ 40 ] Преимущества перед DC-9 заключались в более низкой стоимости единицы продукции. В DC-9 было больше мест, а его двигатели были взаимозаменяемы с двигателями Боинга 727. Эти факторы привели к тому, что Trans Australia Airlines решила вместо этого приобрести DC-9. [ 40 ] В США Совет по гражданской авиации скептически отнесся к потребностям мелких операторов в реактивных самолетах и приостановил финансирование, что привело к тому, что несколько американских клиентов отменили свои заказы One-Eleven. [ 41 ]
Mohawk Airlines стала одновременно первым американским оператором этого типа и первой авиакомпанией в США, которая эксплуатировала реактивные самолеты на ближнемагистральных маршрутах. [ 42 ] 25 июня 1965 года компания Mohawk ввела в эксплуатацию свой первый One-Eleven для пассажирских перевозок; к концу десятилетия авиакомпания имела парк из 20 самолетов BAC One-Elevens. [ 43 ] Покупка самолетов привела Mohawk к долгам, и это, наряду с экономическим спадом и забастовками , привело к ее принудительному слиянию с Allegheny Airlines, которая, в свою очередь, продолжала эксплуатировать One-Eleven. [ 44 ] В июле 1963 года American Airlines разместила заказ на 15 самолетов One-Eleven 400-й серии за 14 миллионов фунтов стерлингов; это был первый раз, когда American Airlines приобрела самолет иностранного типа для своего парка. [ 45 ] Еще один крупный авиаперевозчик США Braniff International Airways также заказал One-Eleven. [ 46 ] Aloha Airlines выбрала One-Eleven в качестве своего первого типа самолета для межостровных рейсов на Гавайских островах .
Несколько британских операторов, в том числе Dan Air и British Caledonian , широко использовали этот тип. Dan Air увеличила количество самолетов One-Eleven, находившихся в эксплуатации в 1970-х годах, в конечном итоге полностью заменив устаревшие de Havilland Comets на One-Eleven в 1980-х. Этот тип стал основным источником дохода авиакомпании. [ 47 ] Dan Air часто арендовала самолеты One-Elevens, в том числе самолеты производства Rombac, для удовлетворения краткосрочных потребностей. В периоды низкого спроса Dan Air сдавала в аренду свои самолеты One-Eleven другим операторам. Авиакомпании British Caledonian и Dan Air One-Elevens часто обменивались самолетами между двумя авиакомпаниями на временных и постоянных условиях. Спрос на пассажиров вырос на нескольких ключевых маршрутах One-Eleven, превысив большую вместимость Series 500 в 1980-х годах, что начало вынуждать авиакомпании использовать другие самолеты. [ 48 ]
До образования British Airways (BA) некоторые компании-предшественники, British European Airways и Cambrian Airways , эксплуатировали One-Eleven. Их флоты достались по наследству БА. Региональное подразделение British Airways сочло характеристики One-Eleven более чем адекватными и стремилось расширить операции с этим типом, включая дальнейшие приобретения, в начале 1970-х годов, частично для замены Vickers Viscounts . Все самолеты One-Eleven 400-й серии BA были названы в честь районов и мест в английском Мидлендсе , что отражает новую базу этого типа в аэропорту Бирмингема . [ 49 ] В конце 1970-х годов BA заказала еще несколько самолетов Series-500, и авиакомпания получила одни из последних самолетов One-Eleven британского производства. [ 50 ]
British Caledonian начала заменять свои One-Elevens на новый Airbus A320, когда в 1987 году она была объединена с British Airways из-за финансовых проблем. [ 51 ] Как в Caledonian, так и в British Airways самолеты One-Elevens были доминирующим типом на европейских маршрутах оператора. BA приступила к рационализации своего флота, отказавшись от многих пересекающихся типов, при этом One-Eleven постепенно заменялась более современными авиалайнерами A320 и Boeing 737. Последний самолет был выведен из регулярного обслуживания BA в октябре 1992 года. [ 52 ] Ряд самолетов бывшего BA эксплуатировался в Maersk Air, , в свою очередь, заменил Bombardier CRJ200 . прежде чем в конце 1990-х их [ 53 ]

В Ирландии Aer Lingus летала на самолетах One-Elevens в течение трех десятилетий как на регулярных, так и на чартерных рынках. Самолет использовался на менее загруженных европейских маршрутах до 1990-х годов. [ 53 ] One-Eleven играл важную роль в первые годы существования бюджетной авиакомпании Ryanair : она искала самолет для недорогих регулярных рейсов из региональных аэропортов и получила One-Elevens. Первый из них, самолет 500-й серии производства Rombac, поступил в эксплуатацию на маршруте Дублин – Лутон 1 декабря 1986 года. К 1988 году парк Ryanair расширился до шести самолетов, три из которых были арендованы у Румынии. [ 54 ] Эти арендованные самолеты позже были заменены бывшими BA One-Elevens. В конечном итоге в середине 1990-х годов Ryanair заменила One-Eleven на Boeing 737. [ 55 ]
В апреле 1966 года Philippine Airlines начала коммерческое обслуживание One Elevens. В конечном итоге они эксплуатировали 12 из более поздних моделей 500-й серии. Один из этих самолетов пострадал от двух отдельных взрывов бомб в полете, но каждый раз ремонтировался и продолжал эксплуатироваться до 1992 года. В другом громком инциденте, произошедшем 21 мая 1982 года, Джон Клирно пытался угнать филиппинский самолет One-Eleven, находясь на земле. , но в конечном итоге после нескольких часов переговоров был побежден экипажем кабины. Пассажиры и члены экипажа не пострадали. [ 56 ] Philippine Airlines заменила этот тип на Boeing 737 с 1989 года. [ 57 ]
Румыния была основным покупателем One-Elevens британского производства, получив несколько крупных заказов в 1970-х годах. Эти самолеты часто оснащались таким оборудованием, как « комплекты для шумоизоляции » двигателей. В мае 1977 года было подписано крупное соглашение о сотрудничестве между British Aerospace и румынским правительством, что привело к постепенной передаче технологий One-Eleven в Румынию. Полные контракты на лицензионное производство под маркой Rombac последовали два года спустя. Для помощи в этом предприятии были предоставлены полные планеры и компоненты. [ 58 ] Все Rombac One-Elevens производства Romaero были поставлены компаниям TAROM и Romavia , которые сдавали их в аренду авиакомпаниям как Восточной, так и Западной Европы. One-Elevens производства Rombac будут приняты на вооружение многими развивающимися операторами по всему миру, включая Lauda Air в Австрии и Aero Asia International в Пакистане. [ 59 ] Два самолета служили частными самолетами румынских коммунистических лидеров Николае Чаушеску и Иона Илиеску в период с 1986 по 1989 год. Поскольку самолеты являются «чрезвычайной редкостью и имеют большое значение для технической истории Румынии», они были добавлены в категорию «сокровищ» Румынии. мобильное культурное наследие в 2021 году не вывезено из страны. [ 60 ] По лицензии BAC в Румынии было произведено 9 самолетов. Некоторые из них работали в небольшой авиакомпании LAR, единственным пунктом назначения которой был Тель-Авив. [ 61 ]
One-Elevens широко использовался европейскими операторами до 1990-х годов. После ухода из крупных операторов их часто продавали более мелким авиакомпаниям, часто на Дальнем Востоке и в Африке. Нигерия была основным оператором до тех пор, пока этот тип не был запрещен после аварии в 2002 году. Основным фактором вывода из эксплуатации в Европе оставшихся One-Elevens были правила снижения шума Stage III , которые вступили в силу с марта 2003 года. Двигатели Royce Spey, соответствующие требованиям по шуму, с комплектами шумоглушения были дорогими, и многие европейские операторы предпочли избавиться от этого типа из своих автопарков. В 2010 году Европейское агентство авиационной безопасности удовлетворило запрос Airbus на отзыв сертификата типа для BAC One-Eleven. В результате самолеты BAC One-Eleven, зарегистрированные в любой стране-члене ЕС, больше не имеют права на получение обычного сертификата летной годности. В декабре 2012 года последний действующий самолет One-Eleven в Великобритании, который продолжал летать как военный самолет, был списан. [ 62 ] В конце концов, 7 мая 2019 года последний летный самолет One-Eleven был списан компанией Northrop Grumman после того, как служил испытательным стендом F-35 .
Варианты
[ редактировать ]

- Уан-Элевен 200
- Первоначальная серийная версия, двигатели Spey Mk 506 мощностью 10 410 фунтов силы (46,3 кН); [ 63 ] индивидуальные обозначения заказчика в рамках этой серии. построено 56. [ 64 ]
- Один Одиннадцать 217
- Версия для RAAF с использованием фюзеляжа 200-й серии с двигателями RR Spey Mk511-14, шинами низкого давления, штурманским постом и секстантным люком в потолке кабины. Два построено. [ 65 ]
- Уан-Элевен 300
- Модернизированные двигатели (11 400 фунтов силы (51 кН) Spey Mk 511), больше топлива для большей дальности полета; [ 63 ] индивидуальные обозначения заказчика в рамках этой серии. 9 построено. [ 64 ]
- Уан-Элевен 400
- Серия 300 с американскими приборами и оборудованием; [ 63 ] индивидуальные обозначения заказчика в рамках этой серии. построено 69. [ 64 ]
- Уан-Элевен 475
- Корпус Series 400 с крылом и силовой установкой Series 500, а также шасси для суровых аэродромов и защитой корпуса. [ 66 ] 6 построено.
- Уан-Элевен 485ГД
- Аналогично 475,3 для Омана .
- Ромбак 1-11-495
- Планируемая румынская версия Series 475. [ 34 ] Ни одно не завершено. [ 36 ]
- Уан-Элевен 500
- Версия с удлиненным кузовом, вмещающая до 119 сидений, и крыльями с увеличенным размахом. Оснащен более мощными двигателями (Spey 512 с силой 12 550 фунтов силы (55,8 кН); [ 66 ] индивидуальные обозначения заказчика в рамках этой серии. построено 86. [ 64 ]
- Уан-Элевен 510ED
- Вариант серии 500, построенный для BEA/British Airways. Размер и двигатели такие же, как у других 500-х, кабина модифицирована для обеспечения большей унификации с HS.121 Trident и требует другого типового рейтинга, чем у всех других One-Eleven 500-й серии.
- Ромбак 1-11-560
- Румынская версия Series 500. [ 34 ] Девять завершено. [ 36 ]
- Уан-Элевен 670
- Серия 475 с улучшенной аэродинамикой и пониженным уровнем шума; один преобразован из Series 475. [ 67 ] [ 68 ]
Операторы
[ редактировать ]
BAC One-Eleven широко использовался гражданскими и военными операторами.
После того, как у One-Eleven был отозван сертификат типа, они летали как экспериментальные самолеты в категории исследований и разработок. [ 69 ]
6 мая 2019 года последний самолет, все еще находившийся в эксплуатации и использовавшийся Northrop Grumman в качестве испытательного стенда для программы F-35 , был списан.
Известные аварии и инциденты
[ редактировать ]Несчастные случаи со смертельным исходом
[ редактировать ]- 22 октября 1963 года прототип самолета разбился во время испытательного полета при проверке условий сваливания возле Чиклейда в Уилтшире , Англия. Все семь членов экипажа погибли. Это не была серийная модель самолета, и этот инцидент более подробно описан в разделе «Разработка» выше.
- 6 августа 1966 года рейс 250 компании Braniff Airways распался в воздухе после попадания в сильную грозу недалеко от Фолс-Сити, штат Небраска . Он направлялся в Омаху, штат Небраска , из Канзас-Сити, штат Миссури . В результате крушения погибли тридцать восемь пассажиров и четыре члена экипажа. Это был самолет BAC One-Eleven-203AE. [ 70 ]
- 23 июня 1967 года самолет One-Eleven-204AF Mohawk Airlines, выполнявший рейс 40 Mohawk Airlines, потерял контроль по тангажу из-за пожара на борту, который вызвал серьезные повреждения в хвостовой части. Рейс 40 был регулярным пассажирским рейсом между Эльмирой, Нью-Йорк , и Вашингтоном, округ Колумбия . Он разбился недалеко от Блоссбурга, штат Пенсильвания, в результате чего погибли все 34 пассажира и экипаж. [ 71 ] Возгорание произошло во вспомогательной силовой установке (ВСУ); В результате этой аварии использование ВСУ в воздухе было запрещено. [ 72 ]
- 12 сентября 1969 года самолет Philippine Airlines BAC One-Eleven с регистрационным номером PI-C1131, выполнявший рейс 158, следовавший из международного аэропорта Мактан-Себу в Себу в международный аэропорт Манилы (ныне аэропорт имени Ниноя Акино) в Маниле , Филиппины, врезался в манговое дерево на холм в пригороде Кула-ике, Антиполо , Ризал , в 12 морских милях (22 км) к востоку от места назначения, находясь на Подход VOR к взлетно-посадочной полосе 24. На борту находились 47 человек, из них 45 погибли. Один пассажир и один бортпроводник выжили, но оба были госпитализированы с ожогами. Катастрофа стала крупнейшей авиакатастрофой на Филиппинах с участием коммерческих самолетов до 1987 года . [ 73 ]
- 7 декабря 1970 года самолет TAROM One-Eleven 424EU, летевший из Тель-Авива в Бухарест, разбился при подлете к международному аэропорту Михаила Когэлничану после того, как его отклонили от первоначального пункта назначения. Авария произошла из-за ухудшения погоды, в результате чего 19 из 24 пассажиров погибли. [ 74 ]
- 6 сентября 1971 года самолет One-Eleven 515FB, выполнявший рейс 112 Paninternational, столкнулся с мостом во время аварийной посадки на автобане A7 в Гамбурге , оторвав оба крыла после отказа двух двигателей во время взлета. Система впрыска воды по ошибке была заполнена реактивным топливом вместо воды. Двадцать два из 121 человека, находившегося на борту, погибли. [ 75 ]
- 18 апреля 1974 года рейс 95 Court Line , которым управлял One-Eleven 528 G-AXMJ, столкнулся с землей с Piper PA-23 Aztec G-AYDE в лондонском аэропорту Лутон из-за того, что Aztec вышел на действующую взлетно-посадочную полосу без разрешения. Пилот «Ацтека» погиб, а его пассажир получил ранения. Все 91 человек на борту One-Eleven благополучно покинули самолет после прерванного взлета.
- 21 ноября 1977 года у рейса 9 компании Austral Líneas Aéreas, летевшего из Буэнос-Айреса в Сан-Карлос-де-Барилоче , возникли проблемы с давлением при наборе высоты на высоту 35 000 футов. Позже при подлете к международному аэропорту Сан-Карлос-де-Барилоче самолет врезался в землю и разбился. Все пять членов экипажа и 41 из 74 пассажиров погибли. [ 76 ]
- 7 мая 1981 года рейс 901 авиакомпании Austral Líneas Aéreas разбился при заходе на посадку в Хорхе Ньюбери аэропорт в Буэнос-Айресе после рейса из Сан-Мигель-де-Тукуман . Вероятная причина - погода и ошибка пилота . Все пять членов экипажа и 26 пассажиров погибли. [ 77 ]
- 21 июля 1989 года рейс 124 Philippine Airlines вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при попытке приземлиться в Ниной Акино международном аэропорту в Маниле . Ни один из 98 пассажиров на борту не погиб, но восемь человек на земле погибли, когда самолет остановился на соседнем шоссе. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
- 18 сентября 1994 года самолет Oriental Airlines, перевозивший домой нигерийскую футбольную команду Iwuanyanwu Nationale FC после матча четвертьфинала Лиги чемпионов CAF в Тунисе, разбился при четвертой попытке приземления в аэропорту Таманрассет . Находившиеся на борту пять человек погибли, в том числе трое членов экипажа и двое пассажиров, оба футболисты команды. [ 81 ] [ 82 ]
- 4 мая 2002 года рейс 4226 авиакомпании EAS Airlines разбился в пригороде Кано , Нигерия , вскоре после взлета, в результате чего погибли 73 из 77 человек на борту и еще 30 на земле. Это остается самой серьезной аварией среди самолетов BAC One-Eleven: в общей сложности погибло 103 человека. [ 83 ]
Другие инциденты
[ редактировать ]- 9 июля 1978 года рейс 453 авиакомпании Allegheny Airlines совершил аварийную посадку в международном аэропорту Большого Рочестера по прибытии из международного аэропорта Бостона Логан . На борту самолета находились 77 человек. Согласно отчету NTSB, самолет приземлился на взлетно-посадочной полосе 28 на слишком высокой скорости, но с достаточными летно-техническими возможностями, чтобы отказаться от посадки. Пилоты решили продолжить посадку, самолет выкатился за край взлетно-посадочной полосы, а его шасси оторвалось кюветом. Погибших нет, но самолет списали. [ 84 ]
- 4 августа 1984 года самолет Philippine Airlines пролетел мимо взлетно-посадочной полосы 36 и оказался в море при попытке приземлиться в аэропорту Дэниела З. Ромуальдеса в городе Таклобан , Филиппины. Все 70 пассажиров и пять членов экипажа выжили. [ 85 ]
- 10 июня 1990 года окно кабины рейса 5390 British Airways вылетело на высоте из-за того, что для его крепления были использованы неправильные болты. Капитан Тим Ланкастер наполовину вылетел из кабины из-за перепада давления; Члены бортпроводников цеплялись за его ноги, чтобы не дать ему вылететь из самолета. Самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту Саутгемптона . Пилот выжил, как и весь экипаж и пассажиры. [ 86 ] [ 87 ] Расследование показало, что начальник смены по техническому обслуживанию использовал неправильные болты, поскольку они были похожи на болты, которые ранее использовались на самолете; он заменил их в одинаковом соотношении. 84 из 90 болтов, которыми крепилось окно, были слишком малы по диаметру, а остальные шесть были слишком короткими по длине.
Самолет на выставке
[ редактировать ]
- One-Eleven 475AM G-ASYD в Бруклендском музее, Суррей, Великобритания. [ 88 ]
- One-Eleven 510ED G-AVMU в Имперском военном музее Даксфорд , Кембриджшир, Великобритания. [ 89 ]
- One-Eleven 510ED G-AVMO в Национальном музее авиации , Ист-Форчун, Шотландия, Великобритания. [ 90 ]
- One-Elevens CC-CYL и CC-CYM в Национальном музее авиации и космического пространства в Сантьяго, Чили. [ 91 ]
- One-Eleven 510ED G-AVMN в Восточном Панземузее, Слагельсе , Дания . бывшая авиакомпания AB Airlines . [ 92 ]
- Бывший американский самолет BAC One-Eleven, регистрационный номер N1117J, расположен недалеко от международного аэропорта Орландо и используется для учений по тушению пожаров. Самолет представляет собой практически пустой корпус и находится в плохом состоянии.
- Бывший MOD (PE) (позже QinetiQ) BAC One-Eleven 539GL с серийным номером ZH763 находится в Центре авиационного наследия Корнуолла в Ньюки, Корнуолл. [ 92 ] 25 ноября 2023 года фюзеляж был перенесен снаружи музея Solent Sky . [ 93 ] [ 94 ]
- Два самолета Rombac One-Eleven 560 (YR-BRE и последний построенный, YR-BRI) хранятся в международном аэропорту Бухареста имени Анри Коанды . эти два самолета были отнесены к национальному культурному наследию Румынии ( Patrimoniul культурный национальный аль României 11 февраля 2021 года [ 95 ] [ 96 ]
- BAC One-Eleven TZ-BSC, принадлежащий Romaero, был отреставрирован и выставлен на Бухарестском международном авиасалоне (BIAS) и Black Sea Defense & Aerospace (BSDA) 2018. [ 97 ]
- Бывший самолет Aero America BAC One-Eleven, регистрационный номер N111RZ, расположен на территории конного центра Indian Hills, штат Иллинойс. У самолета отсутствует левое крыло. Последний раз летал компанией Rotec. [ 98 ]
- 215AU, регистрация SX-BAR была перенесена из бывшего аэропорта Афин в Лаврион. Последний раз летал ВВС Греции.
- Кабина BAC One-Eleven выставлена и доступна в Мальтийском музее авиации. [ 99 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]
Модель | 200 [ 63 ] | 300/400 [ 63 ] | 475 [ 66 ] | 500 [ 66 ] |
---|---|---|---|---|
Экипаж кабины | 2 | |||
Ограничение количества мест [ 100 ] | 89 | 119 | ||
Длина | 93 фута 6 дюймов (28,50 м) | 107 футов 0 дюймов (32,61 м) | ||
Площадь крыла | Пролет 88 футов 6 дюймов (26,97 м), 980 квадратных футов (91 м) 2 ) область | Пролет 93 фута 6 дюймов (28,50 м), 1031 кв. Футов (95,8 м) 2 ) область | ||
Высота | 24 фута 6 дюймов (7,47 м) | |||
Ширина кабины | 126 дюймов (3,20 м) | |||
Длина кабины | 50 футов 0 дюймов (15,24 м) | 56 футов 10 дюймов (17,32 м) | 70 футов 4 дюйма (21,44 м) | |
Пустой вес | 46 312 фунтов (21 007 кг) | 48 722 фунта (22 100 кг) | 51 731 фунт (23 465 кг) | 54 582 фунта (24 758 кг) |
МВВ | 78 500 фунтов (35 600 кг) | 87000 фунтов (39000 кг) | 98 500 фунтов (44 700 кг) | 104 500 фунтов (47 400 кг) |
Макс. полезная нагрузка | 17 688 фунтов (8 023 кг) | 22 278 фунтов (10 105 кг) | 21 269 фунтов (9 647 кг) | 26 418 фунтов (11 983 кг) |
Двигатели (x2) | Роллс-Ройс Спей Мк 506 | Мк 511 | Мк 512-14DW | |
Упор (2x) | 10 410 фунтов силы (46,3 кН) | 11 400 фунтов силы (51 кН) | 12550 фунтов силы (55,8 кН) | |
Макс. круиз | 476 кун; 882 км/ч | 470 кун; 871 км/ч | ||
Потолок | 35 000 футов (11 000 м) | |||
Скорость набора высоты | 2750 футов/мин (14,0 м/с) | 2450 футов/мин (12,4 м/с) | 2480 футов/мин (12,6 м/с) | 2280 футов/мин (11,6 м/с) |
Взлет (МВВ) | 6250 футов (1900 м) | 6700 футов (2000 м) | 5500 футов (1700 м) | 6500 футов (2000 м) |
Диапазон [ а ] | 720 миль; 1340 км | 1100 миль; 2040 км | 1,621 морских миль; 3001 км | 1,482 миль; 2744 км |
- ^ Типичная полезная нагрузка, резерв 2 часа.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Боинг 737
- Дассо Меркюр
- Стипендия Fokker F28
- Макдоннелл Дуглас DC-9
- Суд Авиация Каравелла
- Tupolev Tu-134
- Yakovlev Yak-42
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Драм, Брюс (8 мая 2019 г.). «Northrop Grumman снимает с производства свой BAC 1-11 N164W, это конец эпохи» .
- ^ Перейти обратно: а б Хилл 1999, с. 31.
- ^ Хилл 1999, стр. 6-7.
- ^ Хилл 1999, стр. 8-10.
- ^ Хилл 1999, стр. 13-15.
- ^ Chorlton Airplane , ноябрь 2012 г., с. 68.
- ^ Эндрюс, К.Ф. и Э.Б. Морган. Vickers Aircraft с 1908 года . Лондон: Патнэм, 1988. ISBN 0-85177-815-1 , стр. 576–577.
- ^ Хилл 1999, стр. 14-15.
- ^ Хилл 1999, стр. 15.
- ^ Chorlton Airplane , ноябрь 2012 г., стр. 70–71.
- ^ Хилл 1999, стр. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д Chorlton Airplane , ноябрь 2012 г., с. 71.
- ^ Льюис 2000 стр. 311.
- ^ «World Air News: One-Elevens для золотого дна» . Рейс Интернешнл . Том. 82, нет. 2800. 8 ноября 1962. с. 728. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года.
- ^ «Воздушная торговля: предложение Bonanza на DC-9» . Flight International , Том. 84 № 2836, 18 июля 1963 г. с. 84.
- ^ Льюис 2000, с. 312.
- ^ "Американские заказы One-Elevens" . Международный рейс Том. 84 № 2837, 25 июля 1963 г. с. 117.
- ^ Willis Air International , октябрь 2006 г., стр. 64.
- ^ Отчет об аварии на самолете BAC One-Eleven G-ASHG в Крэтт-Хилл, недалеко от Чиклейда, Уилтшир, 22 октября 1963 г. , Министерство авиации CAP 219, 1965 г.
- ^ Сорлукко 2005, стр. 77-78.
- ^ http://www.timetableimages.com , 1 ноября 1971 г. Расписание системы Aviateca.
- ^ http://www.timetableimages.com , 31 мая 1973 г. Расписание системы LACSA
- ^ Расписания timetableimages.com
- ^ «Авиационное фото № 2695729: BAC 111-476FM One-Eleven — Faucett» .
- ^ Перейти обратно: а б с Chorlton Airplane , ноябрь 2012 г., с. 78.
- ^ Air International , январь 1979 г., стр. 8, 10.
- ^ Перейти обратно: а б Air International , январь 1979 г., с. 10
- ^ Payne Airplane , февраль 2021 г., с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1975, с. 195.
- ^ Payne Airplane , февраль 2021 г., с. 38.
- ^ Payne Airplane , февраль 2021 г., стр. 38–39.
- ^ Payne Airplane , февраль 2021 г., стр. 400–401.
- ^ Перейти обратно: а б с д Chorlton Airplane , ноябрь 2012 г., стр. 80–81.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всех стран мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 , с. 173.
- ^ «История - Turbomecanica сегодня - Начало Turbomecanica» . Турбомеханика . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пиллинг, Марк. «Что случилось с румынским One-Eleven?». Эйр Интернэшнл , Vol. 43 № 4, октябрь 1992 г., стр. 212–214. ISSN 0306-5634 , стр. 213–214.
- ^ Бич, Эрик. «В аренду предлагаются Rombac Tay 1-11» . Flight International , Том. 137, № 4209, 28 марта – 3 апреля 1990 г., стр. 4–5.
- ^ «Коммерческие самолеты мира: Ромбак» . Flight International , Том. 140, № 4283, 4–10 сентября 1991 г., стр. 70–71.
- ^ Дейли, Кирон. «Киви-банки на румынскую наличку» . Flight International , Том 143, № 4369, 12–18 мая 1993 г. с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Ганн, Джон. «Спорное небо: Транс-Австралийские авиалинии, Австралийские авиалинии». Университет Квинсленда Пресс , 1999. ISBN 0-7022-3073-1 , стр. 203–205.
- ^ Хилл 1999, стр. 25.
- ^ Сорлукко 2005, с. 76.
- ^ Льюис, 2000 стр. 314.
- ^ Льюис, 2000. стр. 317–318.
- ^ Хилл 1999, стр. 28-30.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 8 октября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Хилл 1999, стр. 147, 159.
- ^ Хилл 1999, стр. 160, 162.
- ^ Хилл 1999, стр. 104-105.
- ^ Хилл 1999, стр. 116-117.
- ^ Хилл 1999, стр. 147.
- ^ Хилл 1999, стр. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Хилл 1999, с. 152.
- ^ Хилл 1999, стр. 152-153.
- ^ Хилл 1999, стр. 153-154.
- ^ «Экипаж авиалайнера одолел угонщиков филиппинского самолета». Лоди Ньюс-Сентинел , 21 мая 1982 г. с. 29.
- ^ Хилл 1999, стр. 156-157.
- ^ Хилл 1999, стр. 115-117.
- ^ Хилл 1999, стр. 118, 154-156.
- ^ «Самолет румынской постройки, которым пользовался Чаушеску, выставят на аукцион» . Ассошиэйтед Пресс . 19 мая 2021 г.
- ^ "Самолет из флота экс-диктатора Румынии продан с аукциона" . АФП . 27 мая 2021 г.
- ^ «QinetiQ BAC 1-11 уходит в историю». Архивировано 25 июня 2013 г. в Wayback Machine QinetiQ , 29 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1966–67 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1966, стр. 138–139.
- ^ Перейти обратно: а б с д Willis Air International , октябрь 2006 г., с. 66.
- ^ «Музей RAAF: Королевские ВВС Австралии» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 , стр. 170–172.
- ^ Air International , январь 1979 г., стр. 12, 41.
- ^ Chorlton Airplane , ноябрь 2012 г., с. 82.
- ^ https://registry.faa.gov/aircraftinquiry/Search/NNumberResult?NNumbertxt=164W Запись FAA для N164W.
- ^ «Braniff Airways, Inc. BAC 1-11, N1553, Нир-Фолс-Сити, Небраска». Национальный совет по безопасности на транспорте , 18 апреля 1968 г.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии: Mohawk Airlines, Inc. BAC 1-11, N1116J, недалеко от Блоссбурга, Пенсильвания». [узурпировал] Национальный совет по безопасности на транспорте , 18 апреля 1968 г.
- ^ Сорлукко 2005, стр. 78-79.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN BAC One-Eleven 402AP PI-C1131 Международный аэропорт Манилы (MNL)» . Aviation-safety.net .
- ^ «Описание происшествий в Сети авиационной безопасности» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN BAC One-Eleven 515FB D-ALAR в аэропорту Гамбург-Фульсбюттель». Сеть авиационной безопасности , дата обращения: 23 октября 2010 г.
- ^ "Авиакатастрофа ASN BAC One-Eleven LV-JGY". Сеть авиационной безопасности , дата обращения: 30 ноября 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN BAC One-Eleven 529FR LV-LOX Аэропорт Буэнос-Айреса-Хорхе Ньюбери, BA (AEP)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 21 апреля 2005 года . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN BAC One-Eleven 516FP RP-C1193, международный аэропорт Манилы (MNL)» . Aviation-safety.net . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ «Филиппинский самолет пролетел мимо взлетно-посадочной полосы, погибло 8 человек». Deseret News , 21 июля 1989 г., с. 2.
- ^ «Крушение BAc 111-516FP в Маниле: 9 погибших | Архив Бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ «18 сентября 1994 года» . Aviation-safety.net.
- ^ «Нигерия: Хартленд вспоминает жертв авиакатастрофы 18 сентября» . allafrica.com. 16 сентября 2014 г.
- ^ «Нигерия; В отчете о катастрофе EAS Кано предъявлены обвинения пилоту». Africa News , 3 апреля 2003 г.
- ^ «DCA78AA017» . ntsb.gov . Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ Описание аварии для RP-C1182 в Сети авиационной безопасности . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ «Это ваш капитан Кричит». The Sydney Morning Herald , 5 февраля 2005 г.
- ^ «Отчет о происшествии с BAC One-Eleven, G-BJRT над Дидкотом, Оксфордшир, 10 июня 1990 года». Отделение по расследованию авиационных происшествий , 1992. с. 38.
- ^ Эллис 2012, с. 211
- ^ Эллис 2012, с. 23
- ^ Эллис 2012, с. 286
- ^ «Аэронавы» . museoaeronautico.gob.cl . Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «НОВОСТИ» . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Эджли, Тимоти (26 ноября 2023 г.). «Самолет буксируется по улицам Саутгемптона по пути к Музею неба Солент» . Южное ежедневное эхо .
- ^ «Самолет пролетел по улицам Саутгемптона» . Новости Би-би-си . 25 ноября 2023 г.
- ^ Дорин Тимонея (4 марта 2021 г.). «Две воздушные жемчужины, построенные во времена Чаушеску, внесены в список национального наследия. Что будет с самолетом ROMBAC» . Правда (на румынском языке).
- ^ Габриэль Бобон (28 мая 2021 г.). «Два ROMBAC 1–11 были проданы на аукционе за 285 тысяч евро» . BoardingPass.ro (на румынском языке).
- ^ Теодор Стефан (15 мая 2018 г.). «Вторая молодость: восстановленный ROMAERO BAC 1-11 можно увидеть на выставках BSDA и BIAS 2018» . aeronews.ro (на румынском языке).
- ^ «Досье планера по аэровизуальной технике» . airvisuals.ca .
- ^ { https://www.maltaaviationmuseum.com/:Мальтийский музей авиации|}
- ^ «Информационный листок сертификата типа FAA» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2020 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чорлтон, Мартин. «База данных: Британская авиастроительная корпорация One-Eleven». Самолет , Том. 40 № 11, ноябрь 2012. С. 67–82. ISSN 0143-7240 .
- Эллис, Кен. Затонувшие корабли и реликвии, 23-е издание . Манчестер, Англия: Crecy Publishing, 2012. ISBN 978-0-859-79172-4 .
- Хилл, Майкл. БАК One-Eleven . Кровуд Пресс, 1999. ISBN 1-86126-219-1 .
- Льюис, Уолтер Дэвид. Руководители авиакомпаний и федеральное регулирование: тематические исследования американского предприятия от эпохи авиапочты до зари эпохи реактивных самолетов . Издательство Университета штата Огайо, 2000. ISBN 0-8142-0833-9 .
- «Один одиннадцать для восьмидесятых». Эйр Интернэшнл , Vol. 16 № 1, январь 1980 г., стр. 7–12, 41–42.
- Пейн, Ричард. «X отмечает место». Самолет , Том. 49, № 2, февраль 2021 г. стр. 36–41. ISSN 0143-7240 .
- Сорлукко, Джерри. Хорошая палка: капитан авиакомпании рассказывает историю коммерческой авиации ХХ века. АвторДом, 2005. ISBN 1-4208-4843-7 .
- Тейлор, Джон В.Р. (редактор) «Все самолеты мира Джейн», 1975–76 . Лондон: Ежегодники Джейн, ISBN 0-354-00521-9 .
- Уиллис, Дэйв. «Профиль самолета: BAC One-Eleven». Эйр Интернэшнл , Vol. 70 № 4. Октябрь 2006. С. 64–66. ISSN 0306-5634 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Скиннер, Стивен. Вкратце: история великого прототипа британского авиалайнера BAC One-Eleven G-ASYD . Air Enthusiast 105, май/июнь 2003 г., стр. 44–51. ISSN 0143-5450
- «Внутри бизнес-джета Retro BAC 1-11» . Форбс , 17 сентября 2011 г.
- «БАК 1-11» . БАЕ Системы
- Ключевое издательство (2023). БАК One-Eleven . Серия исторических коммерческих самолетов, Том 9. Стэмфорд, Линкс, Великобритания: Key Publishing. ISBN 9781802823677 .