Jump to content

Аэрокосмический Алуэтт II

(Перенаправлено с Aerospatiale SA 315B Lama )

SE 313/SA 318 Алуэтт II
SE.3130 Alouette II (бывшие ВВС Швейцарии )
Общая информация
Тип Легкий вертолет
Национальное происхождение Франция
Производитель Суд Авиация
Аэрокосмическая промышленность
Статус Ограниченное обслуживание
Основные пользователи Французская армия
Количество построенных 1,300+
История
Изготовлено 1956–1975
Дата введения 2 мая 1957 г.
Первый полет 12 марта 1955 г.
Варианты Аэроспасьяль SA 315B Лама
Развитый в Аэрокосмический Алуэтт III
Sud Aviation SE.3130 Алуэтт II
ЗУ-АЛО; Частный оператор в Южной Африке
SA 318C Alouette II Astazou в Пограничном музее Айхсфельда в Центральной Германии.

Aérospatiale Alouette II (англ. Французское произношение: [alwɛt] , « жаворонок »; фирменные обозначения SE 313 и SA 318 ) — французский лёгкий вертолёт, первоначально выпускавшийся компанией Sud Aviation , а затем Aérospatiale . Это был первый серийный вертолет, оснащенный газотурбинным двигателем вместо более тяжелой традиционной поршневой силовой установки .

12 марта 1955 года прототип SE 3130 совершил свой первый полет . Alouette II был широко используемым типом и пользовался популярностью у операторов: в период с 1956 по 1975 год было построено более 1300 винтокрылых машин. Этот тип преимущественно использовался в военных целях для наблюдения, фотографирования, спасения в воздухе и на море , связи и обучения, но он также нес противотанковые ракеты и самонаводящиеся торпеды. В качестве гражданского вертолета Alouette II использовался для эвакуации раненых (с двумя внешними носилками), опрыскивания сельскохозяйственных культур и в качестве летающего крана с внешней подвешенной нагрузкой массой 500 кг (1100 фунтов).

Высотная модификация SA 315B Lama была разработана и принята на вооружение в июле 1971 года. Alouette II также получил дальнейшее развитие в более крупный и мощный Alouette III . В 1975 году производство этого типа было прекращено, и на смену ему пришли новые винтокрылые машины. Несмотря на то, что он давно снят с производства, в начале 21 века значительное количество Alouette II все еще находилось в эксплуатации.

Разработка

[ редактировать ]

Хотя предыдущий вертолет Sud-Est, SE 3120 Alouette , побил рекорды скорости и дальности полета в июле 1953 года, это был слишком сложный самолет для успешного продажи на рынке. Когда рекорды упали, французское правительство начало проявлять интерес, но при его финансовой поддержке государство выдвинуло ультиматум, согласно которому в течение двух лет вертолет должен быть запущен в производство, иначе вся деятельность по производству вертолетов будет прекращена. SNCASE предложила семь проектов вертолетов с турбовальными двигателями: X.310A – X.310G. Ранее Джозеф Шидловски , основатель Turbomeca , успешно разработал Artouste , одновальный газотурбинный двигатель мощностью 260 л.с. (190 кВт), созданный на основе его турбины Orédon . Была выбрана конструкция X.310G, которая вместе с улучшенной версией двигателя Artouste была ускорена к производству под названием SE 3130 Alouette II . [ 1 ]

Западногерманский Alouette II Astazou патрулирует границу с Восточной Германией , 1985 год.

12 марта 1955 года прототип SE 3130 совершил свой первый полет; [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] в течение трех месяцев, 6 июня, предсерийный Alouette II, которым пилотировал Жан Буле , установил новый рекорд высоты вертолета - 8 209 м (26 932 фута). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] По словам производителя, такие ранние демонстрации Alouette II послужили пропаганде характеристик и преимуществ турбинных вертолетов перед их аналогами с поршневыми двигателями. [ 1 ]

В апреле 1956 года было завершено производство первого серийного вертолета Alouette II, что сделало его первым в мире серийным вертолетом с газотурбинным двигателем. [ 1 ] [ 4 ] После завершения несколько первоначальных серийных моделей были отправлены для серии оценочных полетов в Альпы . [ 1 ] 13 июня 1958 года одиночный SE 3130, снова пилотируемый Буле, повторно установил рекорд высоты, достигнув высоты 10 984 м (36 027 футов). [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] В 1964 году была представлена ​​новая версия Alouette II, SA 3180 Alouette II Astazou (первоначально называвшаяся «Alouette Astazou»), Turbomeca Astazou IIA в которой вместо Artouste II использовался двигатель . В 1975 году производство Alouette II прекратилось после того, как было построено более 1300 экземпляров; в 1969 году был разработан новый высотный вариант Aérospatiale SA 315B Lama, который заменил его в этой нише. [ 1 ] [ 10 ] В производство также поступил немного более крупный и мощный вертолет Aérospatiale Alouette III , что негативно сказалось на спросе на старую модель II. [ 11 ]

Aérospatiale Alouette II — французский легкий вертолет, вобравший в себя множество инноваций своего времени. [ 7 ] Он был оснащен одним двигателем Turbomeca Artouste II, турбовальным максимальная мощность которого составляла 400 л.с. Скорость несущего винта контролируется автоматическим регулятором подачи топлива , что устраняет необходимость в дроссельной заслонке с поворотной рукояткой и традиционной связи между дросселем и общим шагом. [ 7 ] Вместо этого в Alouette II используется простая конструкция рычага управления, которая напрямую регулирует общий шаг и приводит в действие регулятор, одновременно мгновенно и автоматически применяя правильный уровень мощности в соответствии с условиями полета. Без сцепления трансмиссия значительно упрощается как с точки зрения конструкции, так и с точки зрения обслуживания. [ 7 ]

Несмотря на то, что Alouette II является легким вертолетом, он обладает приемлемой грузоподъемностью и может перевозить подвешенные грузы на внешней подвеске; Во время одной громкой публичной демонстрации один вертолет смог без видимых затруднений поднять по воздуху компактный грузовик Citroen весом более полутонны. При полете на уровне моря Alouette II использует только 300 л.с. из имеющихся 400 л.с. силовой установки; соответственно, производительность может сохраняться при работе на большой высоте и в тропических условиях, где потребуется дополнительная мощность. [ 7 ] Он был способен летать на высоте до 2286 метров над уровнем моря, имея среднюю скорость набора высоты 250 метров в минуту и ​​типичную максимальную дальность полета 563 мили. [ 12 ] Могут быть установлены различные альтернативные конфигурации шасси , включая полозья, колеса или понтоны . [ 10 ]

Alouette II способен вместить до пяти человек, включая пилота; Доступ в кабину осуществлялся через пару распашных дверей. [ 7 ] Компактная кабина была оснащена куполообразным ветровым стеклом, обеспечивающим отличный внешний обзор. [ 12 ] В Alouette II также новаторски использовалось вооружение. Это был первый вертолет в мире, оснащенный противотанковыми боеприпасами в виде SS.11 MCLOS с проводным наведением противотанковой ракеты . [ 13 ] [ 3 ] В дополнение к противотанковым ракетам французская армия решила вооружить свои Alouette II пулеметами , а ВМС Франции оснастили свои самолеты воздушными торпедами для ведения противолодочной борьбы (ПЛО). [ 4 ]

В условиях эксплуатации Alouette II часто оказывался относительно трудоемким в обслуживании винтокрылым аппаратом. [ 14 ] Он требовал высокого уровня регулярной смазки: только головка несущего винта имела 20 смазочных ниппелей, которые приходилось смазывать каждые пять часов полета, в то время как приводной вал рулевого винта требовал таких же требований. Из-за высокой восприимчивости к попаданию пыли некоторым операторам придется снимать прямоугольные песочные фильтры Alouette после каждой посадки, чтобы очистить их. [ 14 ]

Операционная история

[ редактировать ]
У них Alouette II в полете, 2010 г.

3 июля 1956 года, еще до поступления на государственную службу, Alouette II открыл новые горизонты, став первым вертолетом, выполнявшим спасательную операцию в горах, который был задействован для эвакуации альпиниста, перенесшего остановку сердца на высоте более 4000 человек. м (13000 футов). [ 15 ] 3 января 1957 года «Алуэтт II» снова был вызван для спасения экипажа разбившегося Sikorsky S-58 , который искал пропавших без вести альпинистов Жана Винсендона и Франсуа Анри на Монблане . [ 1 ]

2 мая 1957 года, после серии летных испытаний, Alouette II получил внутренний французский сертификат летной годности , который позволил этому типу поступить на вооружение гражданских эксплуатантов. [ 4 ] Первоначальное производство было направлено на выполнение заказов французских военных, а также гражданских заказчиков. В 1957 году первые поставки Alouette II были осуществлены французской армии. [ 16 ] Вскоре после этого крупномасштабные заказы на этот тип были получены из нескольких зарубежных стран, включая Великобританию , Федеративную Республику Германия и Австрию . [ 10 ]

Почти сразу после вступления в строй французские войска начали активные боевые действия, используя свой молодой флот Alouette II; этот тип широко использовался во время войны в Алжире , во время которой он внес ценный вклад в деятельность Франции на театре военных действий. [ 17 ] При использовании в качестве военного транспорта одновременно можно было перебросить до четырех полностью экипированных солдат. Кроме того, ряд Alouette II были модифицированы и стали, как некоторые утверждают, первыми в мире боевыми вертолетами ; в этом качестве он обычно был вооружен Nord Aviation . производства SS.10 или SS.11 противотанковыми ракетами [ 17 ]

SE.3130 Alouette II, бывший V-54 ВВС Швейцарии , теперь внесен в реестр актов гражданского состояния Великобритании как G-BVSD. Он был построен в 1964 году.

Нация Родезия стала активным пользователем как Alouette II, так и его увеличенного брата Alouette III. [ 17 ] Первые операции проводились с упором на его использование армией и британской полицией Южной Африки , включая военизированные операции и операции воздушной разведки. На протяжении 1960-х годов этот тип постепенно распространялся на дополнительные функции, включая снабжение с воздуха , эвакуацию раненых , ретрансляторы связи и транспортировку войск. [ 18 ] Воздушные операции Родезии обычно включают полеты в относительно высоких и жарких условиях, что снижает эффективность самолетов в целом; однако Alouette II оказался одновременно выносливым и относительно устойчивым к боевым повреждениям. [ 12 ] Чтобы расширить недостаточную дальность полета этого типа, по всей стране были стратегически развернуты запасы топлива для использования в целях дозаправки. [ 18 ]

В целях улучшения характеристик родезийский флот Alouette II был подвергнут обширным модификациям, включая изменения в их дозаправочной аппаратуре, прицелах, оборудовании кабины, бронировании и вооружении. [ 19 ] Со временем силы безопасности Родезии разработали инновационную тактику развертывания быстрого окружения и охвата противника, известную как « Огневая сила» , для которой Alouette II служил основным компонентом. [ 17 ] Батальоны быстрого реагирования были сосредоточены у Сентенари и горы Дарвин ; упор был сделан на размещение винтокрылой техники и войск как можно ближе к текущему или предполагаемому театру военных действий, насколько это было возможно. [ 20 ]

К 1975 году, когда производство этого типа было прекращено, было построено более 1300 Alouette II. Винтокрылая машина также использовалась более чем в 80 странах мира, в том числе в 47 отдельных вооруженных силах. [ 15 ] Alouette II производился и продавался по лицензии в Бразилии, Швеции, Индии и США. [ 10 ] Хотя в некоторых отношениях его преемником стал SA 315B Lama , который сам по себе был производным от Alouette II; Французская армия в конечном итоге заменила свой парк Alouette II недавно разработанным вертолетом наблюдения и разведки Aérospatiale AS350 Écureuil . [ 21 ]

В июле 2018 года одиночный Alouette II участвовал в побеге из тюрьмы на вертолете французского гангстера Редуана Фаида . Винтокрылый аппарат, захваченный членами банды, державшими пилота в заложниках под дулом пистолета, влетел во двор тюрьмы Рео , а затем вылетел в Руасси в северо-восточном пригороде Парижа; Событие предположительно произошло менее чем за десять минут от взлета до побега. [ 22 ] [ 23 ]

Варианты

[ редактировать ]
  • SE 3130 Alouette II - первоначальная версия с двигателем серии Turbomeca Artouste II мощностью 300 кВт (400 л.с.) на взлете, с максимальным весом 1500 кг (3300 фунтов). [ 24 ] [ 25 ]
  • SE 313B Alouette II - версия SE 3130 с двигателем Turbomeca Artouste IIC5 или IIC6 мощностью 300 кВт (400 л.с.) на взлете, с максимальным весом, увеличенным до 1600 кг (3500 фунтов). [ 24 ] [ 25 ]
  • SE 3131 Gouverneur – изысканная представительская версия с закрытой хвостовой балкой, [ 26 ] от которого отказались в пользу Alouette III . [ 27 ]
  • SE 3140 Alouette II - предлагаемая версия, она должна была быть оснащена двигателем Turbomeca Turmo II мощностью 298 кВт (400 л.с.). Ни один не был построен.
  • HKP 2 Alouette II - шведская лицензионная версия SE 3130.
  • SA 3180 Alouette II Astazou - версия с двигателем Turbomeca Astazou IIA или IIA2 мощностью 390 кВт (523 л.с.) на взлете и 353 кВт (473 л.с.) в непрерывном режиме, но ограничена до 300 кВт (400 л.с.) из-за ограничений трансмиссии несущего винта, с максимальным вес 1500 кг (3300 фунтов). [ 24 ] [ 25 ] [ 28 ]
  • SA 318B Alouette II Astazou - версия SA 3180 с увеличенной максимальной массой до 1600 кг (3500 фунтов). [ 24 ] [ 25 ] [ 28 ]
  • SA 318C Alouette II Astazou - версия SA 3180 с увеличенной максимальной массой до 1650 кг (3650 фунтов) [ 24 ] [ 25 ] [ 28 ]
  • SA 315B Lama - разработан с учетом требований вооруженных сил Индии к эксплуатации в «жарких и высоких» условиях; он объединил силовую установку и несущую систему Artouste от Alouette III с усиленным планером Alouette II.
  • Republic Lark: предлагаемое производство в США компанией Republic Aircraft мощностью 600 л.с. (447 кВт). с двигателем AiResearch TSE-331-7 [ 29 ] турбовальный.

Операторы

[ редактировать ]
 Тунис
 Турция

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Австрия
 Бельгия
 Бенин
 Бразилия
 Биафра
 Камбоджа
 Камерун
SE 3130 Alouette II с прежней французской маркировкой.
 Центральноафриканская Республика
 Республика Конго
 Джибути
 Доминиканская Республика
 Франция
Aérospatiale SE 3130 Alouette II немецкой армии.
 Германия
 Гвинея-Бисау
 Индонезия
 Израиль
 Кот-д'Ивуар
 Катанга
 Кхмерская Республика
 Лаос
SAAF Алуэтт II
 Ливан
 Мадагаскар
 Мексика
 Нидерланды
 Перу
 Португалия
 Родезия
 Румыния
 Сенегал
Воздушный корпус британской армии Алуэтт II
 ЮАР
 Испания
 Швеция
 Швейцария
 Турция
 Великобритания
 Зимбабве

Технические характеристики (SE 313B Alouette II)

[ редактировать ]
Орфографическая проекция схемы Aérospatiale Alouette II.
Orthographically projected diagram of the Aérospatiale Alouette II
SA 318C Alouette II Astazou. Turbomeca Astazou IIA Крупный план турбовального двигателя

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1966–67 гг. [ 2 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Вместимость: 4 пассажира
  • Длина: 9,66 м (31 фут 8 дюймов) (общая, со сложенными лопастями)
  • Высота: 2,75 м (9 футов 0 дюймов)
  • Вес пустого: 895 кг (1973 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 1600 кг (3527 фунтов)
  • Запас топлива: 580 л (150 галлонов США; 130 имп галлонов)
  • Силовая установка: 1 Turbomeca Artouste IIC6 турбовальный , мощность 400 кВт (530 л.с.), пониженная до 269 кВт (360 л.с.)
  • Диаметр несущего винта: 10,20 м (33 фута 6 дюймов)
  • Площадь несущего винта: 81,7 м 2 (879 кв. футов)

Производительность

  • Максимальная скорость: 185 км/ч (115 миль в час, 100 узлов) на уровне моря.
  • Крейсерская скорость: 170 км/ч (110 миль в час, 92 узла)
  • Дальность: 565 км (351 миль, 305 миль) (с максимальным запасом топлива)
  • Выносливость: 4,1 часа
  • Практический потолок: 2300 м (7500 футов)
  • Скорость набора высоты: 4,2 м/с (820 футов/мин)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж "1955: SE3130 "Алуэтт II"." Архивировано 22 декабря 2015 года на Wayback Machine Eurocopter , дата обращения: 20 декабря 2015 года.
  2. ^ Jump up to: а б Тейлор 1966, с. 61.
  3. ^ Jump up to: а б Бойн 2011, с. 74.
  4. ^ Jump up to: а б с д Макгоуэн 2005, с. 74.
  5. ^ « Идентификатор записи FAI № 9876 - Высота без полезной нагрузки. Класс E-1 (Вертолеты), турбина. Архивировано 17 декабря 2014 года в Wayback Machine » Международная авиационная федерация (FAI). Проверено: 21 сентября 2014 г.
  6. ^ Jump up to: а б «История мировых рекордов винтокрылых машин, подкласс: E-1 (вертолеты), категория: общие, группа 2: турбины». Архивировано 11 июня 2007 г. на archive.today . Международная авиационная федерация (ФАИ) . Проверено 3 ноября 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Рейс 8 июля 1955 г., с. 54.
  8. ^ « Идентификатор записи FAI № 9874 - Высота без полезной нагрузки. Класс E-1 (Вертолеты), турбина. Архивировано 17 декабря 2014 года в Wayback Machine » Международная авиационная федерация (FAI). Проверено: 21 сентября 2014 г.
  9. ^ Тейлор 1966, с. 2.
  10. ^ Jump up to: а б с д Макгоуэн 2005, с. 75.
  11. ^ Макгоуэн 2005, с. 227.
  12. ^ Jump up to: а б с Петухи 2015, с. 19.
  13. ^ Вертолеты на войне - Blitz Editions, с. 63, ISBN   1-85605-345-8 .
  14. ^ Jump up to: а б Петухи 2015, стр. 22–23.
  15. ^ Jump up to: а б Бойн 2011, с. 101.
  16. Cocks 2015, стр. 18–19.
  17. ^ Jump up to: а б с д Петухи 2015, с. 18.
  18. ^ Jump up to: а б Петухи 2015, с. 20.
  19. ^ Cocks 2015, стр. 20–22.
  20. Cocks 2015, стр. 21–22.
  21. ^ Макгоуэн 2005, с. 124.
  22. ^ Сейдж, Энди. «Испытание заложника пилота вертолета, использованного для побега из тюрьмы Редуана Фаида». thetimes.co.uk , 4 июля 2018 г.
  23. ^ «Побег из тюрьмы: французский пилот угнанного вертолета рассказывает об ужасающих испытаниях». thelocal.fr . 4 июля 2018 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д и Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ) (10 января 2014 г.). «Паспорт типа сертификата № 7Н1» .
  25. ^ Jump up to: а б с д и Главное управление гражданской авиации (DGAC) (май 1977 г.). «Летная годность № 24» (на французском языке).
  26. ^ "Деловые и туристические самолеты: Sud-Aviation" . Рейс , 11 октября 1957 г., с. 585.
  27. ^ «Вертолеты мира: SE.3160 ​​Alouette III» . Рейс , 15 мая 1959 г., с. 684.
  28. ^ Jump up to: а б с Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) (14 февраля 2017 г.). «Паспорт типа сертификата № EASA.R.124» (PDF) .
  29. ^ Уилкинсон, Пол Х. (1964). Авиационные двигатели мира 1964/65 (20-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., с. 43.
  30. ^ «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018 . Проверено 4 августа 2018 г.
  31. ^ @emniyetgm (14 марта 2019 г.). «Вертолет полиции авиационного департамента, Гельбаши/Анкара, 1990 г. #Tbt» ( Твит ) . Проверено 22 ноября 2020 г. - через Twitter .
  32. ^ «полис» .
  33. ^ "æreichische Luftstreitkräfte SE3130 Alouette II" . Проверено 12 марта 2013 г.
  34. ^ «Легкая авиация сухопутных войск Алуэтт II» . Проверено 12 марта 2013 г.
  35. ^ «Жандармерия Алуэтт II» . Проверено 12 марта 2013 г.
  36. ^ «ВВС мира, 1981 г., стр. 328» . Проверено 14 марта 2013 г.
  37. ^ Jump up to: а б с «ВВС мира, 1971 г., стр. 924–925» . Проверено 14 марта 2013 г.
  38. ^ Джоуэтт, Филип (2016). Современные африканские войны (5): Нигерийско-биафрская война 1967-70 гг . Оксфорд: Издательство Osprey Publishing Press. п. 18. ISBN  978-1472816092 .
  39. ^ "ВВС мира, 1981 г. стр.329" . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  40. ^ "ВВС мира, 1981 г. стр.330" . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  41. ^ «ВВС мира, 1981 г., стр. 332» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  42. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 50» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  43. ^ «ВВС мира, 1981 г., стр. 333» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  44. ^ «Алуэтт II ВВС» . Проверено 12 марта 2013 г.
  45. ^ «Легкая авиация армии Алуэтт II» . Проверено 12 марта 2013 г.
  46. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 56» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  47. ^ «Мировой рынок вертолетов, стр. 51» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  48. ^ «ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» . helisecours.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  49. ^ «Гражданская безопасность Юг-СА-318С» . Спрос на СМИ . Проверено 14 марта 2013 г.
  50. ^ «Хересфлигер Алуэтт II» . Проверено 12 марта 2013 г.
  51. ^ «Бундесполиция Алуэтт II» . Проверено 12 марта 2013 г.
  52. ^ «ВВС мира, 1975 г., стр. 298» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  53. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 59» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  54. ^ Jump up to: а б «ВВС мира, 1981 г., стр. 347» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  55. ^ «ВВС мира, 1975 г., стр. 302» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  56. ^ «ВВС мира, 1981 г., стр. 351» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  57. ^ «Конго, Часть 1; 1960–1963» . АКИГ. 2003 . Проверено 9 августа 2013 г.
  58. ^ «ВВС мира, 1971 г., стр. 932» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  59. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 68» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  60. ^ «ВВС мира, 1975 г., стр. 305» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  61. ^ «ВВС мира, 1975 г., стр. 305» . Flightglobal.com . Проверено 2 февраля 2014 г.
  62. ^ «Королевские ВВС SA 313» . Проверено 14 марта 2013 г.
  63. ^ «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013 . Проверено 14 марта 2013 г.
  64. ^ Jump up to: а б «Португальские ВВС Алуэтт II» . Проверено 12 марта 2013 г.
  65. ^ Нельсон, Гарольд. Зимбабве: Страновое исследование . стр. 237–317.
  66. ^ «Алуэтт II» . Арипи Аргинти (на румынском языке). Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года.
  67. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 81» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  68. ^ «Алуэтт II ВВС ЮАР» . Проверено 12 марта 2013 г.
  69. ^ Юг, Европа (6 марта 2016 г.). «Альхесирас станет базой для полицейского вертолетного подразделения» . Южная Европа (на европейском испанском языке) . Проверено 30 июля 2023 г.
  70. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 91» . Flightglobal.com . Проверено 14 марта 2013 г.
  71. ^ «Алуэтт II» ВВС Швейцарии . Проверено 12 марта 2013 г.
  72. ^ «Армейский авиационный корпус Алуэтт II» . Проверено 12 марта 2013 г.
  73. ^ «Типы самолетов ВВС Зимбабве» .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2076f9531e73accf313f7bea17d1227c__1725897360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/7c/2076f9531e73accf313f7bea17d1227c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aérospatiale Alouette II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)