Jump to content

Социальный коллапс

(Перенаправлено из «Крах цивилизации» )

Запустение из книги Томаса Коула «Курс Империи» (1836)
Запустение из «Курс Империи» (1836) книги Томаса Коула

Социальный коллапс (также известный как цивилизационный коллапс или коллапс системы ) – это падение сложного человеческого общества, характеризующееся потерей культурной идентичности и социальной сложности как адаптивной системы , падением правительства и ростом насилия . [1] Возможные причины социального коллапса включают природные катастрофы, войны , эпидемии , голод , экономический коллапс , численности населения сокращение или переизбыток , массовую миграцию , некомпетентных лидеров и саботаж со стороны конкурирующих цивилизаций. [2] Разрушившееся общество может вернуться в более примитивное состояние, быть поглощено более сильным обществом или полностью исчезнуть.

Практически все цивилизации постигла такая судьба, независимо от их размера и сложности. Большинство из них так и не восстановились, например, Западная и Восточная Римские империи, цивилизация майя и цивилизация острова Пасхи . [1] Однако некоторые из них позже возродились и трансформировались, например Китай, Греция и Египет.

Антропологи, историки и социологи предложили множество объяснений коллапса цивилизаций, включая такие причинные факторы, как деградация окружающей среды, истощение ресурсов, издержки растущей сложности, вторжения, болезни, распад социальной сплоченности, растущее неравенство , экстрактивные институты и т. д. -длительное снижение когнитивных способностей , потеря творческих способностей и несчастье. [1] [3] [4] Однако полное исчезновение культуры не является неизбежным, и в некоторых случаях новые общества, возникающие на пепле старой, очевидно, являются ее потомками, несмотря на резкое снижение уровня сложности. [3] Более того, влияние распавшегося общества, такого как Западная Римская империя, может сохраняться еще долго после ее смерти. [5]

Исследование социального коллапса, коллапсологии , является темой для специалистов истории , антропологии , социологии и политологии . Совсем недавно к ним присоединились специалисты в области клиодинамики и исследования сложных систем . [6] [3]

Концепция

[ редактировать ]

Джозеф Тейнтер описывает социальный коллапс в книге «Коллапс сложных обществ» (1988), основополагающей работе академической дисциплины, посвященной социальному коллапсу. [7] Он уточняет, что «коллапс» — это «широкий термин», но в смысле общественного коллапса он рассматривает его как « политический процесс». [8] Далее он сужает социальный коллапс как быстрый процесс (в течение «нескольких десятилетий») «существенной потери социально-политической структуры», назвав падение Западной Римской империи «наиболее широко известным примером коллапса» в западном мире. [8]

Другие, особенно в ответ на популярный «Коллапс» (2005) Джареда Даймонда . [9] а совсем недавно они утверждали, что общества, рассматриваемые как случаи коллапса, лучше понимаются через устойчивость и социальную трансформацию , [10] или «реорганизация», особенно если под коллапсом понимать «полный конец» политических систем, которого, по мнению Шмуэля Эйзенштадта, не произошло ни на каком этапе. [11] Эйзенштадт также указывает, что четкое разграничение между полным или частичным упадком и «возможностями возрождения» имеет решающее значение для превентивных целей изучения социального коллапса. [11] Эта система взглядов часто отвергает термин «коллапс» и критикует идею о том, что культуры просто исчезают, когда это происходит с политическими структурами, которые организуют рабочую силу для крупных археологических проектов. Например, хотя древние майя часто преподносятся как яркий пример краха, на самом деле эта реорганизация была просто результатом устранения политической системы Божественного Царства, в основном в восточных низменностях, как это многие города в западных высокогорьях Мезоамерики. утверждали эта система божественного царства в 16 веке. Майя продолжают сохранять культурную и языковую преемственность и по сей день.

Социальное долголетие

[ редактировать ]

Социолог Люк Кемп проанализировал десятки цивилизаций, которые он определил как «общество с сельским хозяйством, множеством городов, военным доминированием в своем географическом регионе и непрерывной политической структурой» с 3000 г. до н. э. по 600 г. н. э., и подсчитал, что средняя продолжительность жизни Цивилизация существует около 340 лет. [1] Из них наиболее долговечными были Кушитское царство в Северо-Восточной Африке (1150 лет), Аксумская империя в Восточной Африке (1100 лет), Ведическая цивилизация в Южной Азии и ольмеки в Мезоамерике (обе — 1000 лет), а самые короткие — -жили империя Нанда в Индии (24 г.) и династия Цинь в Китае (14 г.). [12]

Статистический анализ империй, проведенный специалистом по сложным системам Сэмюэлем Арбесманом, предполагает, что крах, как правило, является случайным событием и не зависит от возраста. Это аналогично тому, что биологи-эволюционисты называют гипотезой Красной Королевы , которая утверждает, что для вида, находящегося в суровой экологии, вымирание является постоянной возможностью. [1]

Современные дискуссии о социальном коллапсе стремятся к устойчивости, предполагая социальную трансформацию. [13]

Причины коллапса

[ редактировать ]

Поскольку человеческие общества представляют собой сложные системы, их упадку могут способствовать общие факторы, которые являются экономическими, экологическими, демографическими, социальными и культурными, и они могут каскадно перетекать в другие и накапливаться до такой степени, что могут подавить любые механизмы, которые в противном случае поддерживали бы стабильность. Неожиданные и резкие изменения, которые эксперты называют нелинейностями , являются одними из предупреждающих знаков. [14] В некоторых случаях стихийное бедствие (например, цунами, землетрясение, пандемия , масштабный пожар или изменение климата) может спровоцировать коллапс. Другие факторы, такие как мальтузианская катастрофа , перенаселение или истощение ресурсов , могли бы способствовать коллапсу, но исследования прошлых обществ, похоже, предполагают, что эти факторы не были причиной коллапса сами по себе. [15] Significant inequity and exposed corruption may combine with lack of loyalty to established political institutions and result in an oppressed lower class rising up and seizing power from a smaller wealthy elite in a revolution. The diversity of forms that societies evolve corresponds to diversity in their failures. Jared Diamond suggests that societies have also collapsed through deforestation, loss of soil fertility, restrictions of trade and/or rising endemic violence.[16]

In the case of the Western Roman Empire, some argued that it did not collapse but merely transformed.[17]

Natural disasters and climate change

[edit]
The Indus Valley Civilization likely de-urbanized and shifted because of changes in crop patterns.[18]

Archeologists have identified signs of a megadrought which lasted for a millennium between 5,000 and 4,000 years ago in Africa and Asia. The drying of the Green Sahara not only turned it into a desert but also disrupted the monsoon seasons in South and Southeast Asia and caused flooding in East Asia, which prevented successful harvests and the development of complex culture. It coincided with and may have caused the decline and the fall of the Akkadian Empire in Mesopotamia and the Indus Valley Civilization.[19] The dramatic shift in climate is known as the 4.2-kiloyear event.[20]

The highly advanced Indus Valley Civilization took root around 3000 BC in what is now northwestern India and Pakistan and collapsed around 1700 BC. Since the Indus script has yet to be deciphered, the causes of its de-urbanization[18] remain a mystery, but there is some evidence pointing to natural disasters.[21] Signs of a gradual decline began to emerge in 1900 BC, and two centuries later, most of the cities had been abandoned. Archeological evidence suggests an increase in interpersonal violence and in infectious diseases like leprosy and tuberculosis.[22][23] Historians and archeologists believe that severe and long-lasting drought and a decline in trade with Egypt and Mesopotamia caused the collapse.[24] Evidence for earthquakes has also been discovered. Sea level changes are also found at two possible seaport sites along the Makran coast which are now inland. Earthquakes may have contributed to decline of several sites by direct shaking damage or by changes in sea level or in water supply.[25][26][27]

Volcanic eruptions can abruptly influence the climate. During a large eruption, sulfur dioxide (SO2) is expelled into the stratosphere, where it could stay for years and gradually get oxidized into sulfate aerosols. Being highly reflective, sulfate aerosols reduce the incident sunlight and cool the Earth's surface. By drilling into glaciers and ice sheets, scientists can access the archives of the history of atmospheric composition. A team of multidisciplinary researchers led by Joseph McConnell of the Desert Research Institute in Reno, Nevada deduced that a volcanic eruption occurred in 43 BC, a year after the assassination of Julius Caesar on the Ides of March (15 March) in 44 BC, which left a power vacuum and led to bloody civil wars. According to historical accounts, it was also a period of poor weather, crop failure, widespread famine, and disease. Analyses of tree rings and cave stalagmites from different parts of the globe provided complementary data. The Northern Hemisphere got drier, but the Southern Hemisphere became wetter. Indeed, the Greek historian Appian recorded that there was a lack of flooding in Egypt, which also faced famine and pestilence. Rome's interest in Egypt as a source of food intensified, and the aforementioned problems and civil unrest weakened Egypt's ability to resist. Egypt came under Roman rule after Cleopatra committed suicide in 30 BC. While it is difficult to say for certain whether Egypt would have become a Roman province if Okmok volcano (in modern-day Alaska) had not erupted, the eruption likely hastened the process.[28]

Global average temperatures show that the Little Ice Age was not a distinct global time period but the end of a long temperature decline, which preceded the recent global warming.[29]

More generally, recent research pointed to climate change as a key player in the decline and fall of historical societies in China, the Middle East, Europe, and the Americas. In fact, paleoclimatogical temperature reconstruction suggests that historical periods of social unrest, societal collapse, and population crash and significant climate change often occurred simultaneously. A team of researchers from Mainland China and Hong Kong were able to establish a causal connection between climate change and large-scale human crises in pre-industrial times. Short-term crises may be caused by social problems, but climate change was the ultimate cause of major crises, starting with economic depressions.[30] Moreover, since agriculture is highly dependent on climate, any changes to the regional climate from the optimum can induce crop failures.[31]

The Mongol conquests corresponded to a period of cooling in the Northern Hemisphere between the thirteenth and fourteenth centuries, when the Medieval Warm Period was giving way to the Little Ice Age, which caused ecological stress. In Europe, the cooling climate did not directly facilitate the Black Death, but it caused wars, mass migration, and famine, which helped diseases spread.[31]

The Thirty Years' War devastated much of Europe and was one of the many political upheavals during the General Crisis of the Seventeenth Century, which is causally linked to the Little Ice Age.

A more recent example is the General Crisis of the Seventeenth Century in Europe, which was a period of inclement weather, crop failure, economic hardship, extreme intergroup violence, and high mortality because of the Little Ice Age. The Maunder Minimum involved sunspots being exceedingly rare. Episodes of social instability track the cooling with a time lap of up to 15 years, and many developed into armed conflicts, such as the Thirty Years' War (1618–1648),[30] which started as a war of succession to the Bohemian throne. Animosity between Protestants and Catholics in the Holy Roman Empire (in modern-day Germany) added fuel to the fire. Soon, it escalated to a huge conflict that involved all major European powers and devastated much of Germany. When the war had ended, some regions of the empire had seen their populations drop by as much as 70%.[32][note 1] However, not all societies faced crises during this period. Tropical countries with high carrying capacities and trading economies did not suffer much because the changing climate did not induce an economic depression in those places.[30]

Foreign invasions and mass migration

[edit]

Between ca. 4000 and 3000 BCE, neolithic populations in western Eurasia declined, probably due to the plague and other viral hemorrhagic fevers.[33] This decline was followed by the Indo-European migrations.[34] Around 3,000 BC, people of the pastoralist Yamnaya culture from the Pontic–Caspian steppe, who had high levels of WSH ancestry, embarked on a massive expansion throughout Eurasia, which is considered to be associated with the dispersal of the Indo-European languages by most contemporary linguists, archaeologists, and geneticists. The expansion of WSHs resulted in the virtual disappearance of the Y-DNA of Early European Farmers (EEFs) from the European gene pool, significantly altering the cultural and genetic landscape of Europe. EEF mtDNA however remained frequent, suggesting admixture between WSH males and EEF females.[35]

Barbarian invasions played an important role in the fall of the Western Roman Empire.

In the third century BC, a Eurasian nomadic people, the Xiongnu, began threatening China's frontiers, but by the first century BC, they had been completely expelled. They then turned their attention westward and displaced various other tribes in Eastern and Central Europe, which led to a cascade of events. Attila rose to power as leader of the Huns and initiated a campaign of invasions and looting and went as far as Gaul (modern-day France). Attila's Huns were clashing with the Roman Empire, which had already been divided into two-halves for ease of administration: the Eastern Roman Empire and the Western Roman Empire. Despite managing to stop Attila at the Battle of Chalons in 451 AD, the Romans were unable to prevent Attila from attacking Roman Italy the next year. Northern Italian cities like Milan were ravaged. The Huns never again posed a threat to the Romans after Attila's death, but the rise of the Huns also forced the Germanic peoples out of their territories and made those groups press their way into parts of France, Spain, Italy, and even as far south as North Africa. The city of Rome itself came under attack by the Visigoths in 410 and was plundered by the Vandals in 455.[note 2][36][better source needed] A combination of internal strife, economic weakness, and relentless invasions by the Germanic peoples pushed the Western Roman Empire into terminal decline. The last Western Roman Emperor, Romulus Augustulus, was dethroned in 476 by the German Odoacer, who declared himself King of Italy.[37][better source needed]

In the eleventh century AD, North Africa's populous and flourishing civilization collapsed after it had exhausted its resources in internal fighting and suffering devastation from the invasion of the Bedouin tribes of Banu Sulaym and Banu Hilal.[38] Ibn Khaldun noted that all of the lands ravaged by Banu Hilal invaders had become arid desert.[39]

Expansion of the Mongol Empire from 1206 to 1294

In 1206, a warlord achieved dominance over all Mongols with the title Genghis Khan and began his campaign of territorial expansion. The Mongols' highly flexible and mobile cavalry enabled them to conquer their enemies with efficiency and swiftness.[40][better source needed] In the brutal pillaging that followed Mongol invasions during the thirteenth and fourteenth centuries, the invaders decimated the populations of China, Russia, the Middle East, and Islamic Central Asia. Later Mongol leaders, such as Timur, destroyed many cities, slaughtered thousands of people, and irreparably damaged the ancient irrigation systems of Mesopotamia. The invasions transformed a settled society to a nomadic one.[41] In China, for example, a combination of war, famine, and pestilence during the Mongol conquests halved the population, a decline of around 55 million people.[31] The Mongols also displaced large numbers of people and created power vacuums. The Khmer Empire went into decline and was replaced by the Thais, who were pushed southward by the Mongols. The Vietnamese, who succeeded in defeating the Mongols, also turned their attention to the south and by 1471 began to subjugate the Chams.[42][better source needed] When Vietnam's Later Lê dynasty went into decline in the late 1700s, a bloody civil war erupted between the Trịnh family in the north and the Nguyễn family in the south.[43][note 3] More Cham provinces were seized by the Nguyễn warlords.[44] Finally, Nguyễn Ánh emerged victorious and declared himself Emperor of Vietnam (changing the name from Annam) with the title Gia Long and established the Nguyễn dynasty.[43] The last remaining principality of Champa, Panduranga (modern-day Phan Rang, Vietnam), survived until 1832,[45] when Emperor Minh Mạng (Nguyễn Phúc Đảm) conquered it after centuries of Cham–Vietnamese wars. Vietnam's policy of assimilation involved the forcefeeding of pork to Muslims and beef to Hindus, which fueled resentment. An uprising followed, the first and only war between Vietnam and the jihadists, until it was crushed.[46][47][48]

Famine, economic depression, and internal strife

[edit]

Around 1210 BC, the New Kingdom of Egypt shipped large amounts of grain to the disintegrating Hittite Empire. Thus, there had been a food shortage in Anatolia but not the Nile Valley.[49] However, that soon changed. Although Egypt managed to deliver a decisive and final defeat to the Sea Peoples at the Battle of Xois, Egypt itself went into steep decline. The collapse of all other societies in the Eastern Mediterranean disrupted established trade routes and caused widespread economic depression. Government workers became underpaid, which resulted in the first labor strike in recorded history and undermined royal authority.[50] There was also political infighting between different factions of government. Bad harvest from the reduced flooding at the Nile led to a major famine. Food prices rose to eight times their normal values and occasionally even reached twenty-four times. Runaway inflation followed. Attacks by the Libyans and Nubians made things even worse. Throughout the Twentieth Dynasty (~1187–1064 BC), Egypt devolved from a major power in the Mediterranean to a deeply divided and weakened state, which later came to be ruled by the Libyans and the Nubians.[49]

Between 481 BC and 221 BC, the Period of the Warring States in China ended by King Zheng of the Qin dynasty succeeding in defeating six competing factions and thus becoming the first Chinese emperor, titled Qin Shi Huang. A ruthless but efficient ruler, he raised a disciplined and professional army and introduced a significant number of reforms, such as unifying the language and creating a single currency and system of measurement. In addition, he funded dam constructions and began building the first segment of what was to become the Great Wall of China to defend his realm against northern nomads. Nevertheless, internal feuds and rebellions made his empire fall apart after his death in 210 B.C.[51]

In the early fourteenth century AD, Britain suffered repeated rounds of crop failures from unusually heavy rainfall and flooding. Much livestock either starved or drowned. Food prices skyrocketed, and King Edward II attempted to rectify the situation by imposing price controls, but vendors simply refused to sell at such low prices. In any case, the act was abolished by the Lincoln Parliament in 1316. Soon, people from commoners to nobles were finding themselves short of food. Many resorted to begging, crime, and eating animals they otherwise would not eat. People in northern England had to deal with raids from Scotland. There were even reports of cannibalism.

In Continental Europe, things were at least just as bad. The Great Famine of 1315–1317 coincided with the end of the Medieval Warm Period and the start of the Little Ice Age. Some historians suspect that the change in climate was due to Mount Tarawera in New Zealand erupting in 1314.[52] The Great Famine was, however, only one of the calamities striking Europe that century, as the Hundred Years' War and Black Death would soon follow.[52][53] (Also see the Crisis of the Late Middle Ages.) Recent analysis of tree rings complement historical records and show that the summers of 1314–1316 were some of the wettest on record over a period of 700 years.[53]

Disease outbreaks

[edit]
The angel of death striking a door during the plague of Rome; engraving by Levasseur after Jules-Elie Delaunay (1828–1891).

Historically, the dawn of agriculture led to the rise of contagious diseases.[54] Compared to their hunting-gathering counterparts, agrarian societies tended to be sedentary, have higher population densities, be in frequent contact with livestock, and be more exposed to contaminated water supplies and higher concentrations of garbage. Poor sanitation, a lack of medical knowledge, superstitions, and sometimes a combination of disasters exacerbated the problem.[1][54][55] The journalist Michael Rosenwald wrote that "history shows that past pandemics have reshaped societies in profound ways. Hundreds of millions of people have died. Empires have fallen. Governments have cracked. Generations have been annihilated."[56]

From the description of symptoms by the Greek physician Galen, which included coughing, fever, (blackish) diarrhea, swollen throat, and thirst, modern experts identified the probable culprits of the Antonine Plague (165–180 AD) to have been smallpox or measles.[56][57] The disease likely started in China and spread to the West via the Silk Road. Roman troops first contracted the disease in the East before they returned home. Striking a virgin population, the Antonine Plague had dreadful mortality rates; between one third to half of the population, 60 to 70 million people, perished. Roman cities suffered from a combination of overcrowding, poor hygiene, and unhealthy diets. They quickly became epicenters. Soon, the disease reached as far as Gaul and mauled Roman defenses along the Rhine. The ranks of the previously formidable Roman army had to be filled with freed slaves, German mercenaries, criminals, and gladiators. That ultimately failed to prevent the Germanic tribes from crossing the Rhine. On the civilian side, the Antonine Plague created drastic shortages of businessmen, which disrupted trade, and farmers, which led to a food crisis. An economic depression followed and government revenue fell. Some accused Emperor Marcus Aurelius and Co-Emperor Lucius Verus, both of whom victims of the disease, of affronting the gods, but others blamed Christians. However, the Antonine Plague strengthened the position of the monotheistic religion of Christianity in the formerly-polytheistic society, as Christians won public admiration for their good works. Ultimately the Roman army, the Roman cities, the size of the empire and its trade routes, which were required for Roman power and influence to exist, facilitated the spread of the disease. The Antonine Plague is considered by some historians as a useful starting point for understanding the decline and fall of the Western Roman Empire. It was followed by the Plague of Cyprian (249–262 AD) and the Plague of Justinian (541-542). Together, they cracked the foundations of the Roman Empire.[57]

In the sixth century AD, while the Western Roman Empire had already succumbed to attacks by the Germanic tribes, the Eastern Roman Empire stood its ground. In fact, a peace treaty with the Persians allowed Emperor Justinian the Great to concentrate on recapturing territories belonging to the Western Empire. His generals, Belisarius and Narses, achieved a number of important victories against the Ostrogoths and the Vandals.[58] However, their hope of keeping the Western Empire was dashed by the arrival of what became known as the Plague of Justinian (541-542). According to the Byzantine historian Procopius of Caesarea, the epidemic originated in China and Northeastern India and reached the Eastern Roman Empire via trade routes terminating in the Mediterranean. Modern scholarship has deduced that the epidemic was caused by the bacterium Yersinia pestis, the same one that would later bring the Black Death, the single deadliest pandemic in human history, but how many actually died from it remains uncertain. Current estimates put the figure between thirty and fifty million people,[55] a significant portion of the human population at that time.[59] The Plague arguably cemented the fate of Rome.[55]

The epidemic also devastated the Sasanian Empire in Persia. Caliph Abu Bakr seized the opportunity to launch military campaigns that overran the Sassanians and captured Roman-held territories in the Caucasus, the Levant, Egypt, and elsewhere in North Africa. Before the Justinian Plague, the Mediterranean world had been commercially and culturally stable. After the Plague, it fractured into a trio of civilizations battling for power: the Islamic Civilization, the Byzantine Empire, and what later became known as Medieval Europe. With so many people dead, the supply of workers, many of whom were slaves, was critically short. Landowners had no choice but to lend pieces of land to serfs to work the land in exchange for military protection and other privileges. That sowed the seeds of feudalism.[60]

Распространение бубонной чумы по Европе.

Есть свидетельства того, что монгольские экспедиции могли распространить бубонную чуму по большей части Евразии, что способствовало возникновению Черной смерти в начале четырнадцатого века. [61][62][63][64] The Italian historian Gabriele de’ Mussi wrote that the Mongols catapulted the corpses of those who contracted the plague into Caffa (now Feodossia, Crimea) during the siege of that city and that soldiers who were transported from there brought the plague to Mediterranean ports. However, that account of the origin of the Black Death in Europe remains controversial, though plausible, because of the complex epidemiology of the plague. Modern epidemiologists do not believe that the Black Death had a single source of spreading into Europe. Research into the past on this topic is further complicated by politics and the passage of time. It is difficult to distinguish between natural epidemics and biological warfare, both of which are common throughout human history.[62] Биологическое оружие экономично, поскольку оно превращает раненого врага в средство доставки, и поэтому в вооруженных конфликтах прошлого его отдавали предпочтение. Более того, до недавнего времени от болезней погибло больше солдат, чем в боях. [примечание 4] [59] В любом случае, к 1340-м годам Черная смерть унесла жизни 200 миллионов человек. [55] Расширение торговых путей в позднем средневековье способствовало быстрому распространению чумы. [56] Населению Европы потребовалось более двух столетий, чтобы вернуться к уровню до пандемии. [55] Следовательно, это дестабилизировало большую часть общества и, вероятно, подорвало феодализм и авторитет церкви. [65]

В условиях дефицита рабочей силы переговорная сила рабочих резко возросла. Широкое распространение получили различные изобретения, снижавшие стоимость рабочей силы, экономившие время и повышавшие производительность, такие как трехпольный севооборот, железный плуг, использование навоза для удобрения почвы, водяные насосы. Многие бывшие крепостные, освободившиеся теперь от феодальных повинностей, переселились в города и сменили профессию на ремесла и ремесла. Наиболее успешными стали новый средний класс. Торговля процветала, поскольку рос спрос на множество потребительских товаров. Общество стало богаче и могло позволить себе финансировать искусство и науку. [60]

Ацтекские жертвы оспы из Флорентийского кодекса (1540–1585 гг.)

Встречи европейских исследователей с коренными американцами подвергли последних воздействию множества заболеваний необычайной вирулентности. Мигрировав из Северо-Восточной Азии 15 000 лет назад, коренные американцы не были знакомы с множеством заразных болезней, возникших после подъема сельского хозяйства в Старом Свете. Таким образом, их иммунная система была плохо приспособлена для борьбы с болезнями, к которым их собратья в Евразии стали устойчивыми. Когда европейцы прибыли в Америку, коренное население Америки вскоре столкнулось с оспой, корью , коклюшем и бубонной чумой, среди других. В тропических районах появились малярия, желтая лихорадка , лихорадка денге , речная слепота и другие. Большинство этих тропических болезней были обнаружены в Африке. [66] Оспа опустошила Мексику в 1520-х годах и убила 150 000 человек только в Теночтитлане , включая императора, и в Перу в 1530-х годах, что помогло европейским завоевателям. [67] Комбинация испанских военных атак и эволюционно новых болезней положила конец Империи ацтеков в шестнадцатом веке. [1] [66] Принято считать, что смерть 90–95% индейского населения Нового Света была вызвана болезнями Старого Света . [66] [68] хотя новые исследования показывают, что туберкулез, вызванный тюленями и морскими львами. значительную роль сыграл [69]

Подобные события произошли в Океании и на Мадагаскаре. [66] Оспа была завезена в Австралию извне. Первая зарегистрированная вспышка в 1789 году опустошила аборигенное население. Масштабы вспышки оспариваются, но некоторые источники утверждают, что от нее погибло около 50% прибрежных аборигенов восточного побережья. [70] Продолжаются исторические дебаты относительно двух конкурирующих и непримиримых теорий о том, как болезнь впервые проникла на континент (см. « История оспы »). Оспа по-прежнему оставалась смертельной болезнью: только в двадцатом веке она убила около 300 миллионов человек, но вакцина, первая в своем роде, была доступна с 1796 года. [59]

По мере того как люди распространяются по всему земному шару, человеческие общества процветают и становятся все более зависимыми от торговли, а поскольку урбанизация означает, что люди покидают малонаселенные сельские районы и перебираются в густонаселенные районы, инфекционные заболевания распространяются гораздо легче. Вспышки часты даже в современную эпоху, но достижения медицины смогли смягчить их последствия. [55] На самом деле, в двадцатом веке человеческое население значительно выросло, как и популяция сельскохозяйственных животных, от которых болезни могут передаться человеку . инфекционных заболеваний, чем когда-либо прежде. Например, появление антибиотиков, начиная с пенициллина в 1928 году, привело к спасению жизней сотен миллионов людей, страдающих от бактериальных инфекций. Однако нет никакой гарантии, что так будет продолжаться, поскольку бактерии становятся все более устойчивыми к антибиотикам , а врачи и эксперты в области общественного здравоохранения, такие как бывший главный врач Англии Салли Дэвис, даже предупреждают о приближающемся «антибиотическом апокалипсисе». В 2019 году Всемирная организация здравоохранения предупредила, что распространение скептицизма в отношении вакцин сопровождается возрождением давно побежденных болезней, таких как корь. Это побудило ВОЗ назвать движение против вакцинации одной из 10 главных мировых угроз общественному здравоохранению. [59]

Институциональная безработица

[ редактировать ]

Во времена Римской империи занятость граждан в значительной степени заменялась рабским трудом. Рабы заменяли многие рабочие места, которые выполняли граждане. Рабы проходили обучение и образование и даже учились заменять работу квалифицированных мастеров. [71]

Поскольку рабы не платят налогов и заменяют гражданам большую часть рабочих мест, это снижает доходы, которые государство могло получить от своих граждан.

Этот высокий уровень безработицы также привел к высокому уровню бедности, что снизило спрос на предприятия, использующие рабский труд.

Когда налоги упали, уменьшились и государственные доходы. Чтобы компенсировать этот экономический спад и снизить высокий уровень бедности, римское правительство ввело форму социального обеспечения, называемую пособием по безработице , предоставляя гражданам бесплатные деньги и бесплатное зерно. [72]

Выплата пособий требовала высоких государственных расходов, что усугубляло римский долг, а также вызывало инфляцию. Поскольку рабство заменило большую часть рабочей силы, налоговые поступления также резко упали, что еще больше усугубило государственный долг.

Чтобы погасить огромный долг, римляне начали девальвировать валюту и производить больше монет. В конце концов, это сокрушило Римскую империю и частично способствовало ее распаду. [73]

Демографическая динамика

[ редактировать ]

Некоторые ключевые особенности коллапса человеческого общества могут быть связаны с динамикой населения. [74] Например, коренное население Куско, Перу, во время испанского завоевания страдало от несбалансированного соотношения полов . [75]

Есть убедительные доказательства того, что у людей также наблюдаются демографические циклы . [76] Столь разнообразные общества, как в Англии и Франции в эпоху Римской империи, Средневековья и раннего Нового времени, в Египте во времена греко-римского и османского правления, а также в различных династиях в Китае, все демонстрировали схожие модели политической нестабильности и насилия, которые стали значительно более распространенными после времена относительного мира, процветания и устойчивого роста населения. В количественном отношении периоды волнений включали во много раз больше событий нестабильности за десятилетие и происходили, когда население сокращалось, а не увеличивалось. Доиндустриальные аграрные общества обычно сталкивались с нестабильностью после одного или двух столетий стабильности. Однако одного лишь увеличения численности населения, приближающегося к своей несущей способности , недостаточно, чтобы спровоцировать общий упадок, если люди останутся едиными, а правящий класс сильным. Должны были быть задействованы и другие факторы, такие как наличие большего количества претендентов на позиции элиты, чем общество могло реально поддержать ( перепроизводство элиты ), что привело к социальной розни, и хроническая инфляция, которая привела к падению доходов и поставила под угрозу финансовое здоровье страны. состояние. [77] В частности, избыток особенно молодого взрослого мужского населения предсказуемо привел к социальным волнениям и насилию, поскольку сыновьям третьего и более высокого порядка было трудно реализовать свои экономические желания, и они стали более открытыми для крайних идей и действий. [78] Взрослые в возрасте от 20 лет особенно склонны к радикализации. [79] Большинство исторических периодов социальных волнений, в которых не было внешних причин, таких как стихийные бедствия, и большинство геноцидов можно легко объяснить результатом накопления молодежи. [78] По мере усиления этих тенденций они поставили под угрозу социальную структуру, что способствовало упадку. [77]

Погибшие военные и гражданские лица
Джаред Даймонд предположил, что острова Пасхи общество настолько разрушило окружающую среду , что примерно к 1600 году их общество впало в нисходящую спираль войн, каннибализма и сокращения численности населения.

Исторические теории превратились из чисто социальных и этических в идеологические и этноцентрические и, наконец, в междисциплинарные исследования. Они стали гораздо более совершенными. [49]

Когнитивный спад и потеря творческих способностей.

[ редактировать ]

Антрополог Джозеф Тейнтер предположил, что развалившиеся общества, по сути, исчерпали свои собственные замыслы и не смогли адаптироваться к естественному убывающему эффекту того, что они называли своим методом выживания. [80] Философ Освальд Шпенглер утверждал, что цивилизация «зимой» увидит не склонность к абстрактному мышлению. [49] Психологи Дэвид Рэнд и Джонатан Коэн предположили, что люди переключаются между двумя широкими способами мышления. Первый — быстрый и автоматический, но жесткий, а второй — медленный и аналитический, но более гибкий. Рэнд и Коэн считают, что это объясняет, почему люди продолжают вести себя разрушительно, хотя логические рассуждения могли бы предупредить их о предстоящих опасностях. Люди переключаются со второго на первый образ мышления после внедрения изобретения, резко повышающего уровень жизни. Рэнд и Коэн указали на недавние примеры чрезмерного использования антибиотиков, приводящего к появлению устойчивых бактерий и невозможности накопить на пенсию. Тейнтер отметил, что, согласно поведенческой экономике, процесс принятия решений человеком имеет тенденцию быть скорее иррациональным, чем рациональным, и что по мере снижения темпов инноваций, измеряемых количеством изобретений по отношению к сумме денег, потраченных на исследования и разработки , он становится все труднее найти технологическое решение проблемы социального коллапса. [5]

Социальная и экологическая динамика

[ редактировать ]
В 9 веке нашей эры центральный регион майя пережил крупный политический коллапс , отмеченный заброшенностью городов.

Современный оседлый образ жизни, в отличие от кочевых охотников-собирателей , порождает исключительную современную экономическую продуктивность. Тейнтер утверждает, что исключительная производительность на самом деле является скорее признаком скрытой слабости из-за зависимости общества от нее и его способности подорвать собственную основу для успеха, не будучи самоограничивающим , как это продемонстрировано в идеале постоянного роста западной культуры. [80]

Поскольку население растет, а технологии облегчают эксплуатацию истощающихся ресурсов, уменьшающаяся отдача окружающей среды скрыта от глаз. Социальная сложность тогда потенциально окажется под угрозой, если она выйдет за рамки того, что на самом деле является устойчивым, и за этим последует беспорядочная реорганизация. Модель мальтузианского коллапса «ножницы», в которой население растет без ограничений, но не ресурсы, представляет собой идею о том, что великие противостоящие силы окружающей среды врезаются друг в друга.

Полный распад экономических, культурных и социальных институтов, связанных с экологическими отношениями, является, пожалуй, наиболее распространенной чертой коллапса. В своей книге «Коллапс: как общества выбирают неудачу или успех » Джаред Даймонд предлагает пять взаимосвязанных причин коллапса, которые могут усиливать друг друга: неустойчивая эксплуатация ресурсов, изменения климата, уменьшение поддержки со стороны дружественных обществ, враждебные соседи и ненадлежащее отношение к изменять. [16] [81]

Возврат инвестиций в энергию

[ редактировать ]

Энергия играла решающую роль на протяжении всей истории человечества. Энергия связана с рождением, ростом и упадком каждого общества. Избыток энергии необходим для разделения труда и роста городов. Для повсеместного благосостояния и культурных благ необходим огромный избыток энергии. Экономические перспективы колеблются вместе с доступом общества к дешевой и богатой энергии. [82]

Политолог Томас Гомер-Диксон и эколог Чарльз Холл предложили экономическую модель, называемую энергетической рентабельностью инвестиций (EROI), которая измеряет количество избыточной энергии, которую общество получает от использования энергии для получения энергии. [83] [84] Дефицит энергии приводит к росту цен и, как таковой, дает стимул к разведке и добыче ранее неэкономичных источников, которых все еще может быть много, но потребуется больше энергии, и тогда EROI окажется не таким высоким, как первоначально предполагалось. [82]

Профицита не будет, если EROI приблизится к 1:1. Холл показал, что реальное ограничение значительно превышает это значение, и подсчитал, что соотношение 3:1 необходимо для поддержания основных накладных расходов на электроэнергию в современном обществе. EROI наиболее предпочтительного источника энергии, нефти , упал за последнее столетие со 100:1 до диапазона 10:1, что ясно свидетельствует о том, что все кривые естественного истощения представляют собой кривые нисходящего затухания. Тогда EROI более ~3 представляется необходимым для обеспечения энергией социально важных задач, таких как поддержание государственных, юридических и финансовых учреждений, транспортной инфраструктуры, производства, строительства и обслуживания зданий, а также образа жизни всех членов общества. данное общество. [84]

Социолог Люк Кемп отметил, что альтернативные источники энергии, такие как солнечные панели, имеют низкий EROI, поскольку они имеют низкую плотность энергии, а это означает, что для их производства требуется много земли и значительное количество редкоземельных металлов. [1] Холл и его коллеги пришли к такому же выводу. Загрязнения на месте нет, но EROI возобновляемых источников энергии может быть слишком низким, чтобы их можно было считать жизнеспособной альтернативой ископаемому топливу, которое продолжает обеспечивать большую часть энергии, используемой человеком. [82]

Математик Сафа Мотешаррей и его сотрудники показали, что использование невозобновляемых ресурсов, таких как ископаемое топливо, позволяет населению расти на один порядок больше, чем при использовании только возобновляемых ресурсов, и, таким образом, способно отсрочить социальный коллапс. Однако когда наконец наступает коллапс, он оказывается гораздо более драматичным. [5] [85] Тейнтер предупредил, что в современном мире, если поставки ископаемого топлива каким-либо образом будут прекращены, возникнет нехватка чистой воды и продуктов питания, а в худшем случае миллионы людей умрут через несколько недель. [5]

Гомер-Диксон утверждал, что снижение EROI было одной из причин упадка и падения Римской империи. Историк Джозеф Тейнтер сделал то же самое в отношении Империи майя. [1]

Модели реакции общества

[ редактировать ]

По словам Джозефа Тейнтера [86] (1990), слишком многие ученые предлагают поверхностные объяснения социального коллапса, предполагая одну или несколько из следующих трех моделей перед лицом коллапса:

  1. Динозавр . , крупномасштабное общество, в котором ресурсы истощаются с экспоненциальной скоростью, но ничего не делается для решения проблемы, потому что правящая элита не желает или не может адаптироваться к сокращению доступности этих ресурсов В обществе такого типа правители склонны выступать против любых решений, которые расходятся с их нынешним курсом действий, но выступают за интенсификацию и выделяют все больше ресурсов на свои нынешние планы, проекты и социальные институты.
  2. « Поезд-беглец» — общество, дальнейшее функционирование которого зависит от постоянного роста ( см. » Фредерика Джексона Тёрнера ) «Пограничный тезис . Этот тип общества, основанный почти исключительно на приобретении (например, грабеже или эксплуатации), не может поддерживаться бесконечно. не . удалось добиться новых завоеваний Например, Ассирийская, Римская и Монгольская империи раскололись и рухнули, когда
  3. , Карточный домик общество, которое выросло до таких размеров и включает в себя так много сложных социальных институтов, что оно по своей сути нестабильно и склонно к коллапсу. Этот тип общества особенно часто наблюдался среди стран Восточного блока и других коммунистических стран, в которых все социальные организации являются оружием правительства или правящей партии, так что правительство должно либо полностью подавлять ассоциации (поощряя инакомыслие и подрывную деятельность ), либо авторитет, чем он утверждает (подрывая его легитимность в глазах общественности).

Обзор Тейнтера

[ редактировать ]

Тейнтер утверждает, что эти модели, хотя и внешне полезны, не могут по отдельности или совместно объяснить все случаи социального коллапса. Зачастую они рассматриваются как взаимосвязанные явления, которые усиливают друг друга.

Тейнтер считает, что социальная сложность — это недавнее и сравнительно аномальное явление, требующее постоянной поддержки. Он утверждает, что коллапс лучше всего понять, усвоив четыре аксиомы. По его собственным словам (с. 194):

  1. человеческие общества — это организации, решающие проблемы;
  2. социально-политические системы требуют энергии для своего поддержания;
  3. увеличение сложности влечет за собой увеличение затрат на душу населения; и
  4. инвестиции в социально-политическую сложность как ответ на решение проблем достигают точки снижения предельной отдачи.

Учитывая эти факты, коллапс можно просто понимать как потерю энергии, необходимой для поддержания социальной сложности. Таким образом, коллапс — это внезапная потеря социальной сложности, стратификации, внутренней и внешней коммуникации и обмена, а также производительности.

Теория распада Тойнби

[ редактировать ]

В своем знаменитом 12-томном труде «Исследование истории» (1934–1961) британский историк Арнольд Дж. Тойнби исследовал взлет и падение 28 цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизации обычно разрушались под действием внутренних факторов, факторов их собственные разработки, но внешнее давление также сыграло свою роль. [1] Он предположил, что все цивилизации проходят несколько отдельных стадий: зарождение, рост, смутное время, универсальное состояние и распад. [87]

По мнению Тойнби, цивилизация рождается, когда «творческое меньшинство» успешно реагирует на вызовы, создаваемые его физической, социальной и политической средой. Однако фиксация на старых методах «творческого меньшинства» приводит к тому, что оно в конечном итоге перестает быть творческим и вырождается в просто « господствующее меньшинство » (которое заставляет большинство подчиняться, не заслуживая повиновения), которое не признает новых способов мышление. Он утверждает, что творческие меньшинства деградируют из-за поклонения своему «прежнему я», из-за чего они становятся гордыми и не могут адекватно решить следующую проблему, с которой они столкнутся. Точно так же немецкий философ Освальд Шпенглер обсуждал переход от культуры к цивилизации в своей книге «Закат Запада» (1918). [87]

Тойнби утверждает, что окончательным признаком распада цивилизации является то, что доминирующее меньшинство образует Универсальное Государство , которое подавляет политическое творчество. Он заявляет:

Сначала господствующее меньшинство пытается удержать силой - вопреки всем законам и разуму - положение унаследованных привилегий, которых оно перестало заслуживать; и тогда Пролетариат платит за несправедливость негодованием, за страх ненавистью и за насилие насилием, когда он осуществляет свои акты отделения. Однако все движение заканчивается позитивными актами созидания – и это со стороны всех участников трагедии дезинтеграции. Господствующее меньшинство создает универсальное государство, Внутренний Пролетариат — универсальную церковь, а Внешний Пролетариат — сборище варварских военных банд.

Он утверждает, что по мере распада цивилизаций они образуют «Внутренний пролетариат» и «Внешний пролетариат». Внутренний пролетариат находится в подчинении у доминирующего меньшинства внутри цивилизации и становится озлобленным; внешний пролетариат существует вне цивилизации в нищете и хаосе и растет завистлив. Он утверждает, что по мере распада цивилизаций происходит «раскол в социальном теле», в результате чего самоотверженность и самоконтроль вместе заменяют творчество , а прогулы и мученичество вместе заменяют ученичество со стороны творческого меньшинства.

Он утверждает, что в этой среде люди прибегают к архаизму (идеализации прошлого), футуризму (идеализации будущего), отстранению (отстранению себя от реалий разлагающегося мира) и трансцендентности (решению проблем загнивающей цивилизации) . с новым пониманием, как пророк). Он утверждает, что те, кто выходит за пределы в период социального упадка, рождают новую Церковь с новыми и более сильными духовными познаниями, вокруг которой может начать формироваться последующая цивилизация после смерти старой. Использование Тойнби слова «церковь» относится к коллективным духовным связям общего богослужения или к тому же единству, которое обнаруживается в каком-то социальном порядке .

Историк Кэрролл Куигли подробно изложил эту теорию в «Эволюции цивилизаций» (1961, 1979). [88] Он утверждал, что социальная дезинтеграция предполагает метаморфозу социальных инструментов, созданных для удовлетворения реальных потребностей, в институты, которые служат своим собственным интересам за счет социальных потребностей. [89] Однако в 1950-х годах подход Тойнби к истории, его стиль цивилизационного анализа, начал сталкиваться со скептицизмом со стороны основных историков, которые считали, что он придает чрезмерный акцент на божественном, что привело к ухудшению его академической репутации. Тойнби Однако какое-то время исследование оставалось популярным за пределами научных кругов. Интерес возобновился десятилетия спустя после публикации книги «Столкновение цивилизаций» (1997) политолога Сэмюэля П. Хантингтона , который рассматривал человеческую историю в широком смысле как историю цивилизаций и утверждал, что мир после окончания «холодной войны» будет многополярным и многополярным. одна из конкурирующих крупных цивилизаций, разделенных «линиями разлома». [87]

Системная наука

[ редактировать ]

Разработка комплексной теории социального коллапса, учитывающей сложность человеческого общества, остается открытой проблемой. [49] В настоящее время у исследователей очень мало возможностей идентифицировать внутренние структуры больших распределенных систем, таких как человеческие общества. Подлинный структурный коллапс во многих случаях кажется единственным правдоподобным объяснением, подтверждающим идею существования таких структур. Однако до тех пор, пока они не будут конкретно идентифицированы, научные исследования будут ограничиваться построением научных повествований. [90] [49] использование системного мышления для тщательного повествования о системной организации и изменениях.

В 1990-х годах эволюционный антрополог и количественный историк Питер Турчин заметил, что уравнения, используемые для моделирования популяций хищников и жертв, также могут использоваться для описания онтогенеза человеческих обществ. Он специально исследовал, как социальные факторы, такие как неравенство доходов, связаны с политической нестабильностью. Он обнаружил повторяющиеся циклы беспорядков в исторических обществах, таких как Древний Египет, Китай и Россия. Он специально выделил два цикла: длинный и короткий. Длинный цикл, который он называет «вековым циклом», длится примерно два-три столетия. Общество начинается довольно равноправным. Население растет, а стоимость рабочей силы падает. Появляется богатый высший класс, и жизнь рабочего класса ухудшается. По мере роста неравенства общество становится более нестабильным: низший класс становится несчастным, а высший класс вовлечен в борьбу. Обострение социальной турбулентности в конечном итоге приводит к коллапсу. Более короткий цикл длится около 50 лет и состоит из двух поколений: одного мирного и одного неспокойного. Взглянув на историю США, например, Турчин выделил времена серьезной социально-политической нестабильности в 1870, 1920 и 1970 годах. Он также предупредил, что США — не единственная западная страна, испытывающая трудности. [5]

Однако модель Турчина может нарисовать лишь более широкую картину и не может точно определить, насколько плохими могут стать события и что именно вызывает коллапс. Математик Сафа Мотешаррей также применил модели «хищник-жертва» к человеческому обществу, где высший класс и низший класс являются двумя разными типами «хищников», а природные ресурсы являются «добычей». Он обнаружил, что либо крайнее неравенство, либо истощение ресурсов способствуют коллапсу. Однако коллапс необратим только в том случае, если общество испытывает и то, и другое одновременно, поскольку они «подпитывают друг друга». [5]

См. также

[ редактировать ]
Темы мальтузианства и экологического коллапса
Темы культурного и институционального коллапса
Системная наука

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. в конце раздела « Демографическая динамика » диаграмму смертности (на 100 000 человек) в Тридцатилетней войне по сравнению с другими вооруженными конфликтами между 1400 и 2000 годами.
  2. Таким образом, вандалы стали источником современного английского слова « вандализм ».
  3. ^ Север и юг здесь относятся к реке Зянь , которая находится недалеко от реки Бон Хой , или примерно 17-й параллели , которая использовалась для раздела Вьетнама после Первой Индокитайской войны и перед Второй Индокитайской войной, широко известной как Вьетнамская война .
  4. ^ Например, во время наполеоновских войн на каждого британского солдата, погибшего в бою, восемь умерли от болезней. Во время Гражданской войны в США две трети из почти 700 000 погибших были жертвами оспы, дизентерии, брюшного тифа, малярии и пневмонии, которых все вместе называли «Третьей армией».
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кемп, Люк (18 февраля 2019 г.). «Мы на пути к коллапсу цивилизации?» . BBC Будущее . Проверено 5 сентября 2020 г.
  2. ^ Брозович, Данило (2023). «Социальный коллапс: обзор литературы» . Фьючерсы . 145 : 103075. doi : 10.1016/j.futures.2022.103075 .
  3. ^ Jump up to: а б с Спинни, Лаура (18 февраля 2020 г.). «Паника по поводу общественного коллапса? Разграбьте книжные полки» . Природа . 578 (7795): 355–357. Бибкод : 2020Natur.578..355S . дои : 10.1038/d41586-020-00436-3 .
  4. ^ Шеффер, Мартен; ван Нес, Эгберт Х.; Кемп, Люк; Колер, Тимоти А.; Лентон, Тимоти М.; Сюй, Чи (28 ноября 2023 г.). «Уязвимость стареющих государств: анализ выживания в досовременных обществах» . Труды Национальной академии наук . 120 (48): e2218834120. Бибкод : 2023PNAS..12018834S . дои : 10.1073/pnas.2218834120 . ПМЦ   10691336 . ПМИД   37983501 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Спинни, Лаура (17 января 2018 г.). «Конец дней: Западная цивилизация находится на грани краха?» . Новый учёный .
  6. ^ Паша-Робинсон, Люси (7 января 2017 г.). « Общество может погибнуть менее чем через десять лет», предсказывает академик» . Независимый . Проверено 21 мая 2019 г.
  7. ^ Бен Эренрайх (4 ноября 2020 г.). «Как узнать, что общество вот-вот развалится?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 февраля 2021 г.
  8. ^ Jump up to: а б Джозеф А. Тейнтер (1988). Коллапс сложных обществ . Новые исследования в археологии. Издательство Кембриджского университета. «Что такое коллапс? «Коллапс» — это широкий термин, который может охватывать многие виды процессов. Это значит другое вещи разным людям. Некоторые считают, что коллапс может случиться только с обществами, организованными на самом сложном уровне. Им идея распада племенных обществ или деревенских садоводов покажется странной. Другие рассматривают крах с точки зрения экономическая дезинтеграция, результатом которой является предсказанный конец индустриального общества. предельное выражение. Третьи подвергают сомнению саму полезность этой концепции, указывая на то, что художественные стили и литературные традиции часто переживают политическую децентрализацию. Коллапс, как рассматривается в данной работе, является политическим процессом. Возможно, и часто имеет последствия в таких областях, как экономика, искусство и литература, но это принципиально вопрос социально-политической сферы. Общество разваливается, когда оно демонстрирует быструю и значительную утрату установленного уровня социально-политической сложности. термин «установленный уровень» важен. Квалифицировать как пример коллапса общества должен был находиться на уровне сложности или приближаться к нему для более чем одного или два поколения. Таким образом, распад Каролингской империи не является случаем краха. - всего лишь неудачная попытка построения империи. Коллапс, в свою очередь, должен быть быстрый - занимающий не более нескольких десятилетий - и должен повлечь за собой существенные потери социально-политическая структура. Убытки, которые являются менее серьезными или наступление которых занимает больше времени, должны быть возмещены. считались случаями слабости и упадка. [...] Падение Римской империи является на Западе наиболее широко известным примером коллапс, тот, который наиболее легко приходит в голову народной мысли» (страницы 4-5).
  9. ^ Патрисия А. Макэнани; Норман Йоффи, ред. (2009). Ставя под сомнение крах: человеческая устойчивость, экологическая уязвимость и последствия империи .
  10. ^ Рональд К. Фолсайт, изд. (2016). За пределами коллапса: археологические перспективы устойчивости, возрождения и трансформации в сложных обществах . Случайная бумага. Издательство Университета Южного Иллинойса.
  11. ^ Jump up to: а б Шмуэль Эйзенштадт (1991). «За пределами краха». У Нормана Йоффи; Джордж Л. Каугилл (ред.). Распад древних государств и цивилизаций . п. 242.
  12. ^ Кемп, Люк (19 февраля 2019 г.). «Продолжительность жизни древних цивилизаций» . BBC Будущее . Проверено 6 сентября 2020 г.
  13. ^ Леони Дж. Пирсон; Крейг Дж. Пирсон (24 июля 2012 г.). «Общественный коллапс или трансформация и устойчивость» . Труды Национальной академии наук . 109 (30). Национальная академия наук : E2030–E2031. Бибкод : 2012PNAS..109E2030P . дои : 10.1073/pnas.1207552109 . ПМК   3409784 . ПМИД   22730464 .
  14. ^ Нувер, Рэйчел (18 апреля 2017 г.). «Как западная цивилизация может рухнуть» . BBC Будущее . Проверено 6 сентября 2020 г.
  15. ^ Джозеф А. Тейнтер (2006). «Археология перерегулирования и обрушения». Ежегодный обзор антропологии . 35 : 59–74. дои : 10.1146/annurev.anthro.35.081705.123136 .
  16. ^ Jump up to: а б Джаред Даймонд , «Коллапс: как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха» , издательство Penguin Books , 2005 и 2011 гг. ( ISBN   978-0-241-95868-1 ).
  17. ^ Марк Дэмен (28 января 2017 г.). «Миф о «падении» Рима» . Проверено 9 февраля 2021 г.
  18. ^ Jump up to: а б Пиллаламарри, Ахилеш (2 июня 2016 г.). «Раскрыто: правда о« крахе цивилизации долины Инда » » . The Diplomat – The Diplomat – это журнал о текущих событиях в Азиатско-Тихоокеанском регионе, содержащий новости и анализ политики, безопасности, бизнеса, технологий и жизни во всем регионе . Проверено 10 апреля 2022 г.
  19. ^ Чой, Чарльз (24 августа 2020 г.). «Древняя мегазасуха может объяснить «пропавшие тысячелетия» цивилизации в Юго-Восточной Азии» . Научный журнал . Проверено 31 августа 2020 г.
  20. ^ «Коллапс цивилизаций во всем мире определяет самую молодую единицу геологической шкалы времени» . Новости и встречи. Международная комиссия по стратиграфии . Проверено 15 июля 2018 г.
  21. ^ National Geographic 2007 , стр. 48–49.
  22. ^ Роббинс-Шуг, Г.; Грей, КМ; Мушриф, В.; Санхян, А.Р. (ноябрь 2012 г.). «Мирное царство? Травма и социальная дифференциация в Хараппе» (PDF) . Международный журнал палеопатологии . 2 (2–3): 136–147. дои : 10.1016/j.ijpp.2012.09.012 . ПМИД   29539378 . S2CID   3933522 .
  23. ^ Роббинс-Шуг, Г.; Блевинс, К. Элейн; Кокс, Бретт; Грей, Келси; Мушриф-Трипати, Вина (декабрь 2013 г.). «Инфекция, болезнь и биосоциальный процесс в конце индийской цивилизации» . ПЛОС ОДИН . 0084814 (12): e84814. Бибкод : 2013PLoSO...884814R . дои : 10.1371/journal.pone.0084814 . ПМЦ   3866234 . ПМИД   24358372 .
  24. ^ Лоулер, А. (6 июня 2008 г.). «Коллапс Инда: конец или начало азиатской культуры?». Научный журнал . 320 (5881): 1282–1283. дои : 10.1126/science.320.5881.1281 . ПМИД   18535222 . S2CID   206580637 .
  25. ^ Грихальва, Калифорния; Ковач, ЛР; Нур, А.М. (1 декабря 2006 г.). «Свидетельства тектонической активности во время зрелой Хараппской цивилизации, 2600–1800 гг. до н. э.» . Тезисы осеннего собрания АГУ . 2006 : T51D–1553. Бибкод : 2006AGUFM.T51D1553G .
  26. ^ Прасад, Маника; Нур, Амос (1 декабря 2001 г.). «Тектоническая активность во время Хараппской цивилизации» . Тезисы осеннего собрания АГУ . 2001 : U52B–07. Бибкод : 2001AGUFM.U52B..07P .
  27. ^ Ковач, Роберт Л.; Грихальва, Келли; Нур, Амос (1 октября 2010 г.). Землетрясения и цивилизации долины Инда: вызов археосейсмологии . Специальные статьи Геологического общества Америки. Том. 471. стр. 101-1. 119–127. дои : 10.1130/2010.2471(11) . ISBN  978-0-8137-2471-3 .
  28. ^ Уилсон, Р. Марк (1 сентября 2020 г.). «Вулкан Аляски, изменение климата и история Древнего Рима» . Физика сегодня . 73 (9): 17–20. Бибкод : 2020PhT....73i..17W . дои : 10.1063/PT.3.4563 .
  29. ^ Хокинс, Эд (30 января 2020 г.). «2019 год» . климат-лаборатория-book.ac.uk . Архивировано из оригинала 2 февраля 2020 года. («Данные показывают, что современный период сильно отличается от того, что произошло в прошлом. Часто цитируемые средневековый теплый период и малый ледниковый период являются реальными явлениями, но небольшими по сравнению с недавними изменениями. ")
  30. ^ Jump up to: а б с Чжан, Дэвид Д.; Ли, Гарри Ф.; Ван, Конг; Ли, Баошэн; Пей, Цин; Чжан, Джейн; Ан, Юлун (18 октября 2011 г.). «Причинно-следственный анализ изменения климата и масштабного человеческого кризиса» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 108 (42): 17296–17301. дои : 10.1073/pnas.1104268108 . ПМК   3198350 . ПМИД   21969578 . S2CID   33451915 .
  31. ^ Jump up to: а б с Чжан, Дэвид Д.; Брекке, Питер; Ли, Гарри Ф.; Он, Юань-Цин; Чжан, Джейн (4 декабря 2007 г.). Эрлих, Пол Р. (ред.). «Глобальное изменение климата, войны и сокращение населения в новейшей истории человечества» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 104 (49): 19214–19219. Бибкод : 2007PNAS..10419214Z . дои : 10.1073/pnas.0703073104 . ПМК   2148270 . ПМИД   18048343 .
  32. ^ National Geographic 2007 , стр. 190–191.
  33. ^ Раскован, Н; Шегрен, КГ; Кристиансен, К. (2019). «Появление и распространение базальных линий Yersinia pestis во время упадка неолита» . Клетка . 176 (1): 295–305.e10. дои : 10.1016/j.cell.2018.11.005 . ПМИД   30528431 .
  34. ^ «Степные бандиты-мигранты, усмиренные крестьянками каменного века» . ScienceDaily . Факультет естественных наук Копенгагенского университета. 4 апреля 2017 г.
  35. ^ Хаак, Вольфганг; Лазаридис, Иосиф; Паттерсон, Ник; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Пламя, Бастьен; Брандт, Гвидо; Норденфилд, Сюзанна; Харни, Эдаоин; Стюардсон, Кристина; Фу, Цяомэй (11 июня 2015 г.). «Массовая миграция из степей явилась источником индоевропейских языков в Европе » Природа 522 (7555): 207–211. arXiv : 1502.02783 . Бибкод : 2015Nature.522..207H . дои : 10.1038/nature14317 . ISSN   0028-0836 . ПМК   5048219 . ПМИД   25731166 .
  36. ^ National Geographic 2007 , стр. 94–97.
  37. ^ National Geographic 2007 , стр. 82–83.
  38. ^ Великая мечеть Тлемсена , мусульманское наследие.com
  39. Демографические кризисы и демографические циклы. Архивировано 27 мая 2013 г. в Wayback Machine , Клэр Рассел и WMS Рассел.
  40. ^ National Geographic 2007 , стр. 166–167.
  41. ^ Путешествие Ибн Баттуты: Часть третья - Персия и Ирак (1326–1327). Архивировано 23 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
  42. ^ National Geographic 2007 , стр. 176–177.
  43. ^ Jump up to: а б National Geographic 2007 , стр. 244–245.
  44. ^ Элайджа Коулман Бриджмен; Сэмюэл Уэллс Уильямс (1847). Китайский репозиторий . собственники. стр. 584 –.
  45. ^ Вебер, Н. (2012). Разрушение и ассимиляция Чампы (1832–1835 гг.), Как видно из источников Кампа. Журнал исследований Юго-Восточной Азии, 43 (1), 158–180. Получено 3 июня 2020 г. с сайта www.jstor.org/stable/41490300.
  46. ^ Жан-Франсуа Юбер (8 мая 2012 г.). Искусство Чампа . Паркстоун Интернэшнл. стр. 25-. ISBN  978-1-78042-964-9 .
  47. ^ Дхарма, По. «Восстания Катипа Сумата и Джа Тхак Ва (1833-1835)» . Чам сегодня . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 25 июня 2015 г.
  48. ^ Чой Бён Ук (2004). Южный Вьетнам под властью Минь Монга (1820-1841): центральная политика и местная реакция . Публикации ПДУЭР. стр. 141–. ISBN  0-87727-138-0 .
  49. ^ Jump up to: а б с д и ж Батцер, Карл В. (6 марта 2012 г.). «Коллапс, окружающая среда и общество» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 109 (10): 3632–3639. дои : 10.1073/pnas.1114845109 . ПМК   3309741 . ПМИД   22371579 .
  50. ^ Марк, Джошуа Дж. (2 сентября 2009 г.). «Народы моря» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 1 октября 2020 г.
  51. ^ National Geographic 2007 , стр. 100–103.
  52. ^ Jump up to: а б Джонсон, Бен. «Великий потоп и великий голод 1314 года» . Историческая Великобритания . Проверено 1 октября 2020 г.
  53. ^ Jump up to: а б Фриттс, Рэйчел (13 декабря 2019 г.). «Один из самых страшных голодов в Европе, вероятно, вызван разрушительными наводнениями» . Науки о Земле. Физика.орг . Проверено 1 октября 2020 г.
  54. ^ Jump up to: а б Кокран, Грегори; Харпендинг, Генри (2009). «Глава 4: Последствия сельского хозяйства». 10 000-летний взрыв: как цивилизация ускорила эволюцию человека . Соединенные Штаты Америки: Основные книги. ISBN  978-0-465-02042-3 .
  55. ^ Jump up to: а б с д и ж ЛеПан, Николас (14 марта 2020 г.). «Визуализация истории пандемий» . Визуальный капиталист . Проверено 11 сентября 2020 г.
  56. ^ Jump up to: а б с Розенвальд, Майкл С. (7 апреля 2020 г.). «Самые смертоносные пандемии в истории: от Древнего Рима до современной Америки» . Вашингтон Пост . Проверено 1 октября 2020 г.
  57. ^ Jump up to: а б Хорган, Джон (2 мая 2019 г.). «Антонинова чума» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 1 октября 2020 г.
  58. ^ National Geographic 2007 , стр. 84–85.
  59. ^ Jump up to: а б с д Уолш, Брайан (25 марта 2020 г.). «Covid-19: История пандемий» . BBC Будущее . Проверено 19 сентября 2020 г.
  60. ^ Jump up to: а б Лэтэм, Эндрю (1 октября 2020 г.). «Как три предыдущие пандемии вызвали масштабные социальные сдвиги» . Разговор . Проверено 1 октября 2020 г.
  61. ^ Роберт Тиньор и др. Миры вместе, миры отдельно История мира: от истоков человечества до наших дней (2-е изд. 2008 г.), гл. 11 стр. 472–75 и карта стр. 476–77.
  62. ^ Jump up to: а б Баррас, Винсент; Греуб, Гилберт (июнь 2014 г.). «История биологической войны и биотерроризма» . Клиническая микробиология и инфекции . 20 (6): 498. дои : 10.1111/1469-0691.12706 . ПМИД   24894605 . В средние века известным, хотя и противоречивым примером является осада монголами Кафы (ныне Феодосия на Украине/Крым), генуэзского форпоста на побережье Черного моря. В 1346 году атакующая армия испытала эпидемию бубонной чумы. Итальянский летописец Габриэле де Мусси в своей «Истории морбо sive Mortalitate quae fuit Anno Domini 1348 » вполне правдоподобно описывает, как чума передавалась монголами, бросая с помощью катапульт больные трупы в осажденный город, и как корабли, перевозившие генуэзских солдат, бежавшие оттуда блохи и крысы занесли его в средиземноморские порты. Учитывая чрезвычайно сложную эпидемиологию чумы, эта интерпретация Черной смерти (которая могла убить более 25 миллионов человек в последующие годы по всей Европе) как обусловленная специфическим и локализованным происхождением Черной смерти, остается спорной. Точно так же остается сомнительным, мог ли эффект от бросания зараженных трупов стать единственной причиной вспышки эпидемии в осажденном городе.
  63. ^ Эндрю Дж. Робертсон и Лаура Дж. Робертсон. «От аспидов к обвинениям: биологическая война в истории», Военная медицина (1995), 160 № 8, стр. 369–73.
  64. ^ Ракибул Хасан, «Биологическое оружие: скрытые угрозы глобальной безопасности здравоохранения». Азиатский журнал междисциплинарных исследований (2014) 2 № 9 с. 38. онлайн. Архивировано 17 декабря 2014 г. в Wayback Machine.
  65. ^ «BBC - История - Подробная британская история: Черная смерть: длительное воздействие» . Би-би-си.
  66. ^ Jump up to: а б с д Кокран, Грегори; Харпендидинг, Генри (2010). «Глава 6: Расширения». 10 000-летний взрыв: как цивилизация ускорила эволюцию человека . Соединенные Штаты Америки: Основные книги. ISBN  978-0-465-02042-3 .
  67. ^ «BBC - История - Подробная британская история: Оспа: искоренение бедствия» . Би-би-си.
  68. ^ «Оружие, микробы и сталь: переменные. Оспа» . ПБС.
  69. ^ Бос, Кирстен И.; Харкинс, Келли М.; Хербиг, Александр; Косколла, Мирейя; Вебер, Нико; Комас, Иньяки; Форрест, Стивен А.; Брайант, Жозефина М.; Харрис, Саймон Р. (23 октября 2014 г.). «Доколумбовые микобактериальные геномы показывают, что тюлени являются источником туберкулеза человека в Новом Свете» . Природа . 514 (7523): 494–497. Бибкод : 2014Natur.514..494B . дои : 10.1038/nature13591 . ISSN   0028-0836 . ПМК   4550673 . ПМИД   25141181 .
  70. ^ Оспа в истории . Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года.
  71. ^ Дункан, Майк (2017). Буря перед бурей . Общественные дела. п. 29. ISBN  9781610397216 .
  72. ^ «Государство всеобщего благосостояния: история, стоящая за ним - государственная политика: плюсы и (Е) минусы» . сайты.psu.edu . Проверено 4 августа 2024 г.
  73. ^ «Безудержная инфляция в Риме: девальвация валюты в четвертом и пятом веках | Институт Мизеса» . сайт mises.org . 5 января 2023 г. Проверено 4 августа 2024 г.
  74. ^ Демографические кризисы и циклы в истории. Архивировано 5 апреля 2011 года в Wayback Machine . Обзор книги Демографические кризисы и демографические циклы» . Клэр Рассел и WMS Рассел «
  75. ^ Динамика демографических колебаний коренных народов: уроки Куско шестнадцатого века, Перу. Архивировано 25 июня 2021 года в Wayback Machine. Р. Алан Кови, Джефф Чайлдс, Ребекка Киппен Источник: Current Anthropology, Vol. 52, № 3 (июнь 2011 г.), стр. 335–360: Издательство Чикагского университета.
  76. ^ «Демографические кризисы и циклы в истории — OzIdeas» . 5 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 г.
  77. ^ Jump up to: а б Турчин, Питер (2 июля 2008 г.). «Восстань «клиодинамика» » . Природа . 454 (7200): 34–5. Бибкод : 2008Natur.454...34T . дои : 10.1038/454034а . ПМИД   18596791 . S2CID   822431 .
  78. ^ Jump up to: а б «Почему решение о создании двух государств не гарантирует мира на Ближнем Востоке» . Вашингтонский экзаменатор . Проверено 5 апреля 2017 г.
  79. ^ Турчин, Петр (2013). «Моделирование социального давления, ведущего к политической нестабильности» . Клиодинамика . 4 (2). дои : 10.21237/C7clio4221333 .
  80. ^ Jump up to: а б Тейнтер, Джозеф А. (1990). Коллапс сложных обществ (1-е изд. в мягкой обложке). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-38673-Х .
  81. ^ Джаред Даймонд о том, почему общества распадаются. Архивировано 13 февраля 2014 г., на выступлении Wayback Machine TED, февраль 2003 г.
  82. ^ Jump up to: а б с Холл, Чарльз А.С.; Ламберт, Джессика Г.; Балог, Стивен Б. (январь 2014 г.). «EROI различных видов топлива и последствия для общества» . Энергетическая политика . 64 : 141–152. Бибкод : 2014EnPol..64..141H . дои : 10.1016/j.enpol.2013.05.049 .
  83. ^ Гомер-Диксон, Томас (2007), «Перевернутая сторона: катастрофа, творчество и обновление цивилизации» (Кнопф, Канада)
  84. ^ Jump up to: а б Холл, Чарльз, 2009 г. «Каков минимальный EROI, который должно иметь устойчивое общество» ЭНЕРГИИ [1]
  85. ^ Сафа Мотешаррей, Хорхе Ривас, Евгения Калнай, Гассем Р. Асрар, Антонио Дж. Бусалакки, Роберт Ф. Кахалан, Марк А. Кейн, Рита Р. Колвелл, Куйшуанг Фенг, Рэйчел С. Франклин, Клаус Хубачек, Фернандо Мираллес-Вильгельм, Такемаса Миёши, Матиас Рут, Роальд Сагдеев, Адель Ширмохаммади, Джагадиш Шукла, Елена Сребрич, Виктор М. Яковенко, Нин Цзэн (декабрь 2016 г.). «Моделирование устойчивости: население, неравенство, потребление и двусторонняя связь Земли и человеческих систем» . Национальный научный обзор . 3 (4): 470–494. дои : 10.1093/nsr/nww081 . ПМЦ   7398446 . ПМИД   32747868 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  86. ^ Тейнтер, Джозеф (1990), Коллапс сложных обществ (Издательство Кембриджского университета), стр. 59-60.
  87. ^ Jump up to: а б с Кумар, Кришан (3 октября 2014 г.). «Возвращение цивилизации и Арнольда Тойнби?» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 56 (4): 815–843. дои : 10.1017/S0010417514000413 .
  88. ^ «Эволюция цивилизаций - Введение в исторический анализ (1979)» - через Интернет-архив.
  89. ^ Гарри Дж. Хоган в предисловии (стр. 17) и Куигли в заключении (стр. 416) к Кэрролл Куигли (1979). Эволюция цивилизаций: введение в исторический анализ . Либерти Пресс. ISBN  0-913966-56-8 . Проверено 26 мая 2013 г.
  90. ^ Т.Ф. Аллен, Дж.А. Тейнтер и др. 2001 Экология Драгнета: привилегия науки в постмодернистском мире. Бионауки

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 324c00b6cacad043884e77eab470b94e__1722802740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/4e/324c00b6cacad043884e77eab470b94e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Societal collapse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)