Купол

Кубба qubba ( ( арабский : قُبَّة , латинизированный : t) , мн. قُباب qubāb ), [ 3 ] также транслитерируется как Кубба , Куббет и Кубба , представляет собой купольную или куполообразную структуру, обычно гробницу или храм в исламской архитектуре . [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Во многих регионах, таких как Северная Африка, термин кубба обычно применяется к могиле местного вали (местного мусульманского святого или марабута ) и обычно состоит из камеры, покрытой куполом или пирамидальным куполом. [ 6 ] [ 7 ] [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Арабское слово «кубба» первоначально использовалось для обозначения шатра из шкур. [ 8 ] или вообще сборка такого материала, как ткань, в круг. [ 3 ] Вполне вероятно, что это первоначальное значение было расширено для обозначения куполообразных зданий после того, как последние развились в исламской архитектуре. [ 3 ] Теперь его также обычно используют для захоронений, если они являются местами паломничества. [ 9 ] В турецком и персидском языках слова кюмбет , кумбад или гунбад имеют аналогичное значение для обозначения купола или куполообразной гробницы. [ 3 ]
Историческое развитие
[ редактировать ]Хорошо известным примером исламской святыни с куполом является Купол Скалы , известный по-арабски как Куббат аш-Сахра (араб. قُبَّةُ ٱلْصَّخْرَة ), хотя этот конкретный монументальный пример является исключительным в ранней исламской архитектуре. [ 3 ] В ранней исламской культуре строительство мавзолеев и строений гробниц в память об умерших считалось неортодоксальным. По мнению многих мусульман, сам Мухаммед выступал против такой практики. они цитируют хадис В подтверждение своего утверждения , в котором Мухаммед приказал Али сровнять высокие могилы. [ 2 ] [ 3 ] Но сторонники поднятия могил утверждают, что эта директива применима только к неверным и многобожникам , а не к какому-либо мусульманину. [ 10 ] Однако исторические записи показывают, что начиная с 8-го века мавзолеи стали обычным явлением, отчасти благодаря их популярности среди шиитов , которые построили гробницы в память об имамах, которые, в свою очередь, стали местами религиозных церемоний и паломничества. [ 2 ] [ 3 ] Самый старый сохранившийся пример куполообразной гробницы в исламской архитектуре — Куббат аль-Сулайбия в Самарре , современный Ирак , датируемый серединой 9 века. [ 1 ] [ 2 ] Строительство куполообразных гробниц стало более распространенным среди шиитов и суннитов в десятом веке, хотя ранние суннитские мавзолеи в основном строились для политических правителей. [ 3 ] Примером последнего является мавзолей Саманидов в Бухаре , современный Узбекистан , построенный в Х веке. [ 3 ]
В езидизме
[ редактировать ]Езидские святыни называются куббе и священные здания обычно имеют конические шпили, которые по -курдски . [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
- Макам (святыня) , региональный термин: вали или вели
- Мазар (мавзолей)
- Исламское паломничество
- Мавзолей , Османские мавзолеи
- Гонбад
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 240. ИСБН 978-1134613663 .
- ^ Jump up to: а б с д и М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Могила». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 342. ИСБН 978-0195309911 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Таблица, Ясир (2017). «Купол» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 978-9004161658 .
- ^ Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. п. 338. ИСБН 978-0300088670 .
- ^ Петерсен (2001) , с. 326 .
- ^ Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье. Музей без границ и Министерство культуры, Тунис.
- ^ Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие в живом искусстве (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN 978-3902782311 .
- ^ Мери (2002) , с. 264–265.
- ^ Мери (2002) , с. 264.
- ^ «Гробницы и надгробные надписи на могилах: о чем говорят хадисы и чего не говорят ваххабиты» . Аль-и-Кутб Аль-е-Сайед Абдулла Шах Гази . 10 апреля 2018 г. Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Креенбрук, Филип (1995). Езидизм: его происхождение, обряды и текстовая традиция . Льюистон, штат Нью-Йорк: Э. Меллен Пресс. ISBN 0773490043 . OCLC 31377794 .
Библиография
[ редактировать ]- Джессап, Сэмюэл (1881). «Вади Барада» . Живописная Палестина, Синай и Египет, Дивизия II . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и Ко, стр. 444–452.
- Мери, Йозеф Ф. (2002). «Культ святых у мусульман и евреев в средневековой Сирии» . Оксфордские восточные монографии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199250783 .
- Диз, Э. (2010). «Кубба» . Энциклопедия ислама , 2-е изд. . Лейден: Брилл. . (требуется подписка)
- Петерсен, Эндрю (2001). Справочник зданий в мусульманской Палестине (Монографии Британской академии по археологии) . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0197270110 .