Jump to content

Язык великих обезьян

(Перенаправлено с языка великих обезьян )

Выражения лица могут использоваться для передачи сообщения.

Исследования языка человекообразных обезьян включали обучение шимпанзе , бонобо , горилл и орангутанов общению с людьми и друг с другом, используя язык жестов , физические символы, лексиграммы и имитацию человеческой речи . Некоторые приматологи утверждают, что использование этих методов общения указывает на « языковые » способности приматов, хотя это зависит от определения языка. Гипотеза когнитивного компромисса предполагает, что человеческие языковые навыки развивались за счет возможностей кратковременной и рабочей памяти, потенциально наблюдаемых у других гоминидов .

В этом смысле современные исследования познания животных склоняются не к обучению обезьян человеческим формам общения, а скорее к наблюдению за обезьянами в их межвидовом общении. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Кроме того, более ранние выдающиеся тематические исследования в этой области исследований, такие как Ним Чимпски и Коко, подвергались критике за то, что испытуемые давали результаты, основанные на оперантном обусловливании . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Тем не менее, все еще есть свидетельства того, что некоторые обезьяны, такие как бонобо Канзи , понимают важные аспекты человеческого языка, такие как грамматика, обширный словарный запас и обратимые предложения. [ 8 ]

Обезьяны, демонстрирующие понимание

[ редактировать ]

Животные, не являющиеся людьми, демонстрируют поведение, напоминающее выработку человеческих предложений. Можно сказать, что некоторые животные следующих видов «понимают» ( получают ), а некоторые могут «применять» ( выдавать ) последовательные, уместные грамматические сообщения. Дэвид Премак и Жак Воклер процитировали исследования языка следующих животных (но см. «Критика исследований языка приматов» ниже):

В то время как все дикие животные, кажется, общаются, приматы общаются посредством автономного поведения и проявлений. Среди приматов было замечено, что такое поведение, как положение тела, выражение лица, вокализация и выделение запахов, передает информацию другим животным, выявляя эмоции или предупреждая о потенциальной опасности. Аффилиативное поведение, такое как уход, используется для повышения групповой сплоченности и индивидуального статуса, в то время как проявления агрессии создают разногласия между группами. [ 19 ] Люди, напротив, развили зависимость от вербального языка, навыка, который гоминидам, не являющимся человеком, может быть труднее воспроизвести из-за более высокой степени развитой врожденности у людей. Приматолог Тетсуро Мацудзава в своей гипотезе когнитивного компромисса люди обменивали кратковременную и рабочую память на улучшение языковых навыков. выдвигает гипотезу о том, что в ходе эволюции [ 20 ]

Использование языка жестов

[ редактировать ]

В исследованиях языка приматов используются язык жестов и компьютерные клавиатуры, поскольку у нечеловекообразных приматов меньше над языком и нижней челюстью. контроля [ 21 ] и их голосовые связки не могут полностью сомкнуться . [ 22 ] [ 23 ] Однако приматы обладают ловкостью рук, необходимой для использования клавиатуры.

Многие исследователи языка животных представили доказательства языковых способностей животных. Многие из их выводов были оспорены. [ 24 ] [ 25 ]

Сейчас это общепринято [ а ] что обезьяны могут научиться жестикулировать и общаться с людьми. [ 26 ] Однако остается спорным вопрос о том, могут ли они формировать синтаксис для управления такими знаками.

Уошо , обыкновенный шимпанзе , был пойман в дикой природе в 1966 году. Когда ей было около десяти месяцев, ее приняла исследовательская группа мужа и жены Беатрикс Т. Гарднер и Роберта Аллена Гарднера . [ 27 ] Шимпанзе полностью зависимы до двух лет и полузависимы до четырех лет. Полный взрослый рост достигается в возрасте от 12 до 16 лет. Соответственно, Гарднеры приняли ее в подходящем возрасте для исследования развития речи. Гарднеры пытались сделать окружающую среду Уошо как можно более похожей на ту, которую человеческий младенец глухих испытывает родителей. Когда Уошо бодрствовал, всегда присутствовал исследователь или ассистент. Каждый исследователь общался с Уошо, используя американский язык жестов (ASL), сводя к минимуму использование устного голоса. Исследователи выступили с Уошо как друзья и компаньоны, используя различные игры, чтобы сделать обучение максимально увлекательным.

Гарднеры использовали множество различных методов обучения:

  • Подражание: после того, как Уошо выучила пару слов, она начала, как это обычно делают шимпанзе, естественным образом имитировать. Например, когда она вошла в ванную Гарднеров, она спонтанно указала на «зубную щетку» просто потому, что увидела одну.
  • Лепет: В данном случае «лепет» не означает голосовой лепет. Вместо этого Уошо использовал необученные жесты, чтобы выразить желание. Она использовала жест попрошайничества, который мало чем отличался от знаков ASL «дай мне» и «приди». (Человеческие младенцы, изучающие язык жестов, часто лепечут руками.)
  • Инструментальное кондиционирование: исследователи использовали стратегии инструментального кондиционирования с Уошо. Например, они учили слову «больше», используя в качестве награды щекотку. Позже этот метод был применен к множеству соответствующих ситуаций.

Результаты усилий Гарднеров были следующими:

  • Словарь: Когда о знаке сообщили три независимых наблюдателя, он был добавлен в контрольный список. Знак должен был произойти в соответствующем контексте и без подсказки. Контрольный список использовался для регистрации частоты появления знака. Знак должен был использоваться как минимум один раз в день в течение 15 дней подряд, прежде чем он считался приобретенным. В качестве альтернативы знак должен был использоваться как минимум 15 дней из 30 дней подряд. К концу 22-го месяца проекта было изучено тридцать четыре знака.
  • Дифференциация: Уошо использовал знак «больше» во многих различных ситуациях, пока не был выучен более конкретный знак. В какой-то момент она использовала знак «цветок», чтобы выразить идею «запаха». После дополнительного обучения Уошо в конце концов смог различать «запах» и «цветок».
  • Перенос: Хотя в каждом учебном испытании предъявлялся один и тот же объект (например, определенная шляпа), Уошо смог использовать этот знак для других подобных объектов (например, других шляп).
  • Комбинации: Уошо умел оригинально сочетать два или три знака. Например, «открыть еду, напиток» означало «открыть холодильник», а «пожалуйста, откройте скорее» означало «пожалуйста, откройте его быстрее».

Уошо также научил других шимпанзе, таких как Лулис , некоторым знакам ASL без какой-либо помощи со стороны людей.

Ним Шимпски

[ редактировать ]

Лингвистические критики потребовали от дрессировщиков доказать, что Уошо на самом деле использовал язык, а не символы. Нулевая гипотеза заключалась в том, что Гарднеры использовали обусловленность, чтобы научить шимпанзе использовать движения рук в определенных контекстах для достижения желаемых результатов, и что они не усвоили те же лингвистические правила, которые люди усваивают врожденно.

В ответ на этот вызов шимпанзе Ним Шимпски (чьё имя — пьеса лингвиста Ноама Хомского ) был обучен общаться с использованием языка жестов в исследованиях под руководством Герберта С. Терраса, описанных в его книге 1987 года.

Террас забрал Нима у матери в молодом возрасте и поместил его в семью людей, похожих на хиппи, которые не имели опыта работы с языком жестов и не использовали его. К Ниму относились скорее как к домашнему питомцу, чем к дикому животному. Во время его пребывания в доме семья Нима предоставила ему доступ как к незаконным, так и к легальным веществам, таким как марихуана и алкоголь, и не долго раздумывала, прежде чем позволить ему их употреблять. Опыт Нима начался не как наблюдение; На тот момент в его жизни не велось журналов учета.

Только когда Ним познакомился с Лорой-Энн Петитто , он начал свой путь с изучения языка жестов. Неудивительно, что Ним почти не реагировал на язык жестов, если только в нем не было что-то для него, если он делал жесты. Благодаря тому, что множество наблюдателей и тренеров помогали Ниму в его изучении языка жестов, наблюдения дали четкое представление о том, каков на самом деле был результат. Тренеры отметили, что Ним выполнил более 20 000 последовательностей, но Террас опроверг это, заметив, что Ним просто повторял жесты, сделанные его тренерами. Это наблюдение заставило Терраса поверить, что в общей сложности Ним знал около 125 знаков.

После многих лет пребывания в качестве подопытного Ним стал агрессивным и чрезвычайно опасным для окружающих. Он нападет на исследователей, отправив некоторых из них в больницу. Он несколько раз укусил Петтито, из-за чего в одном случае ей пришлось наложить 37 швов, а другой женщине он чуть не оторвал щеку. В последние годы жизни Ним жил на ранчо при поддержке Фонда защиты животных в Техасе, где у него был доступ внутрь дома, и во время одного инцидента на него лаял маленький домашний пудель, которого впоследствии разбили. смерть от шимпанзе.

В целом эксперимент, проведенный на Ниме, не дал много полезной информации. Из всех тестов видно, что Ним просто скопировал показанные ему знаки. Этот эксперимент также показал, что приматы, кроме человека, способны запоминать результат определенных действий, и если им нравится то, что они получают от этого, они с большей вероятностью будут повторять это, потому что их память показывает им, что они могут получить то, что хотят, с помощью определенных знаков. . В связи с тем, что этот проект практически не дал значимых результатов, ученые определили, что нечеловекообразные приматы имитируют, способны запоминать вещи с разными результатами и имеют более высокую вероятность стать опасными и агрессивными, если их вывести из естественного состояния. среда обитания в молодом возрасте. [ 28 ]

Франсин «Пенни» Паттерсон , ученица Гарднеров, в 1972 году начала постоянную программу по обучению ASL равнинной гориллы по имени Коко. В отличие от Гарднеров, она не ограничивала свою английскую речь вокруг Коко, и в результате сообщалось, что Коко понимала около 1000 знаков ASL и 2000 английских слов. Ее результаты были аналогичны результатам Гарднеров на шимпанзе; хотя горилла выучила большое количество знаков, она никогда не понимала грамматики или символической речи и не проявляла никаких когнитивных способностей, выходящих за рамки когнитивных способностей 2–3-летнего человеческого ребенка. [ 29 ]

Было снято около 72 часов видео, записывающее взаимодействие Коко и его поведение при обучении. В то время как способность Коко успешно производить речь обсуждается среди исследователей, поведение, которое кажется имитирующим речь, такое как тяжелое дыхание в телефон или другие заученные физические жесты, было названо преднамеренным, но в конечном итоге не коммуникативным. С биологической точки зрения у приматов, кроме человека, отсутствует правильная анатомия, необходимая для того, чтобы воспроизводить ту же слышимую речь, что и у людей; однако вокализация, жесты и выражения лица остаются распространенной формой общения в мире природы. Коко научилась компенсировать это, создавая сигналы для имитации звуков, воспроизводящих речь, и используя визуальные индикаторы. [ 30 ]

Пластиковые жетоны

[ редактировать ]

Сара и двое других шимпанзе, Элизабет и Пион, в исследовательских программах Дэвида Премака продемонстрировали способность производить грамматические сообщения при выборе токенов. Выбор осуществлялся из словаря, состоящего из нескольких десятков пластиковых жетонов; Каждому из шимпанзе понадобились сотни попыток, чтобы надежно связать токен с референтом, например яблоком или бананом. Токены были выбраны совершенно отличными по внешнему виду от референтов. Изучив эти протоколы, Сара смогла связать другие токены с последовательным поведением, таким как отрицание, имя и если-то. Пластиковые жетоны были размещены на магнитной доске в прямоугольной рамке в ряд. Жетоны нужно было выбрать и разместить в определенном порядке ( грамматике ), чтобы дрессировщики вознаградили шимпанзе.

Еще один шимпанзе, Гасси, обучался вместе с Сарой, но не смог выучить ни одного слова. Другие шимпанзе, участвовавшие в проекте, не были обучены использованию жетонов. Все девять шимпанзе могли понимать жесты, например, мольбу при просьбе о еде; Точно так же все девять могли указать на какой-то объект - жест, которого нельзя увидеть в дикой природе. В дикой природе мольба рассматривается как форма общения с другими шимпанзе. [ 31 ]

Молодого суматранского орангутанга Аазка (названного в честь Американской ассоциации смотрителей зоопарка), жившего в зоопарке Рединг-Парк (Фресно, Калифорния), с 1973 по 1975 год Гэри Л. Шапиро учил «читать и писать» пластиковыми детскими буквами, следуя тренировочные методики Дэвида Премака. Техника условного распознавания использовалась таким образом, что орангутан мог в конечном итоге различать пластиковые буквы (символы) как изображения референтов (например, объекта, действий) и «читать» все более длинные серии символов, чтобы получить референт (например, фрукт) или «Напишите» все более длинную серию символов, чтобы запросить или описать референт. Хотя никаких заявлений о лингвистической компетентности не было сделано, выступление Аазка продемонстрировало особенности языка, многие из которых аналогичны тем, которые продемонстрировал шимпанзе Премака Сара.

Канзи выучил сотни произвольных символов, обозначающих слова, предметы и знакомых людей (включая общий «Посетитель»).

Канзи, бонобо Считается, что , понимает человеческий язык лучше, чем любое другое животное в мире, кроме человека. Канзи, по-видимому, учился, подслушивая уроки игры на клавиатуре, которые исследователь Сью Сэвидж-Рамбо давала своей приемной матери. Канзи научился общаться с помощью лексиграммной доски, нажимая на символы, обозначающие слова. Плата подключена к компьютеру, поэтому слово затем произносится компьютером вслух. Это помогает Канзи развивать свой словарный запас и дает ему возможность общаться с исследователями.

Однажды Рамбо воспользовался компьютером, чтобы сказать Канзи: «Сможешь ли ты заставить собаку укусить змею?» Считается, что Канзи никогда раньше не слышал этого предложения. Отвечая на вопрос, Канзи искал среди присутствующих предметов, пока не нашел игрушечную собаку и игрушечную змею, положил змею в пасть собаки и большим и указательным пальцами закрыл собачью пасть над змеей. В 2001 году Александр Фиск-Харрисон в статье для Financial Times заметил, что Канзи «невидимый следователь попросил через наушники (чтобы избежать подсказок) идентифицировать 35 различных предметов в 180 испытаниях. Его показатель успеха составил 93 процента». [ 32 ] В ходе дальнейших испытаний, начиная с того момента, когда он был Канзи 7 + 1 2 года задали 416 сложных вопросов, и он ответил правильно в 74% случаев. Было замечено, что Канзи произносит вслух значимое существительное своей сестре. [ 33 ]

Канзи во многом полагается на лексиграммы для общения и часто использует их, чтобы указать, куда он хочет пойти или какой предмет он хочет иметь. Он делает это, выражая свою цель (местоположение или объект) первым, а свое действие (идти, преследовать, нести, давать и т. д.) последним. Это уведомило исследователей о том, что способ общения Канзи отличался от разговорного английского, особенно потому, что Канзи передавал многие из своих действий, используя простые жесты. Кроме того, Канзи часто связывает два слова действия вместе, используя лексиграммы, такие как «Я щекочу», «Погоня за шкурой» или «Погоня за укусом». Эти словосочетания не обязательно структурированы так, как люди использовали бы разговорный английский, но они очень напоминают списки, состоящие из предпочтительных действий в предпочтительном порядке социальной игры Канзи. Из-за этого несоответствия использования языка Канзи с разговорным английским языком, многие задаются вопросом, «пересекает ли понимание Канзи английского языка границу истинного языка». [ 34 ]

Попытки имитировать человеческую речь и общение

[ редактировать ]

Человекообразные обезьяны, имитирующие человеческую речь, встречаются редко, хотя некоторые пытались это сделать, и Вики шимпанзе — одна из них. В 1940-х и 1950-х годах Кейт и Кэтрин Хейс из Лаборатории биологии приматов Йеркса начали работать с шимпанзе по имени Вики, пытаясь заставить ее имитировать человеческую речь. После нескольких месяцев логопеда Вики стала их историей успеха. Вики научилась произносить слова: «мама», «папа», «чашка» и «вверх». [ 35 ] С годами она научилась произносить до семи слов. Вики была чрезвычайно умна и, как и многие другие приматы, не относящиеся к человеку, могла вести людей туда, куда она хотела, а также перемещать руки людей на объекты, которыми она хотела, чтобы они манипулировали. Однако она редко указывала на нужные ей предметы; вместо этого она использовала знаки, чтобы указать, что она хочет сделать. Например, когда она хотела помочь с глажкой, она водила рукой вперед и назад над гладильной доской. Этот эксперимент с Вики вдохновит других исследователей на проведение подобных экспериментов. [ 34 ]

Задавать вопросы

[ редактировать ]

Несмотря на свои впечатляющие (хотя иногда и оспариваемые) достижения, Канзи и другие обезьяны, участвовавшие в подобных экспериментах, не смогли сами задавать вопросы. Джозеф Жордания предположил, что способность задавать вопросы, вероятно, является центральным когнитивным элементом, отличающим когнитивные способности человека и животных. [ 36 ] (Однако попугай по имени Алекс, по-видимому, умел задавать простые вопросы. Он спросил, какого он цвета, и выучил слово «серый» после того, как ему шесть раз сказали ответ. [ 37 ] ) Инкультурированные обезьяны, прошедшие обширные программы языковой подготовки, успешно научились отвечать на довольно сложные вопросы и запросы (включая вопросительные слова «кто», «что», «когда», «где» и «почему»), хотя до сих пор они не научились задавать вопросы сами . Например, Дэвид и Энн Премак писали: «Хотя она [Сара] поняла вопрос, сама она не задавала никаких вопросов – в отличие от ребенка, который задает бесконечные вопросы, такие как: Что это? Кто шумит? Когда папа придет домой? Я пойти в дом бабушки? Где щенок? Сара никогда не задерживала уход своего дрессировщика после уроков, спрашивая, куда дрессировщик идет, когда она возвращается или что-то еще». [ 38 ] Умение задавать вопросы иногда оценивается по пониманию синтаксических структур . Жордания предположил, что такой подход не оправдан, так как (1) задавать вопросы – это прежде всего познавательная способность и (2) вопросы могут задаваться без использования синтаксических конструкций (только с использованием определенной интонации ). Широко распространено мнение, что первые вопросы люди задают в раннем детстве, на досинтаксической однословной стадии развития языка , с использованием вопросительной интонации . [ 39 ]

Критика исследований языка приматов

[ редактировать ]

Некоторые учёные , в том числе Массачусетского технологического института лингвист Ноам Хомский и учёный-когнитивист Стивен Пинкер , скептически относятся к заявлениям об исследованиях языка великих обезьян. [ 40 ] [ 41 ] Среди причин скептицизма — различия в легкости, с которой люди и обезьяны осваивают язык; Есть также вопросы о том, есть ли четкое начало и конец жестов, и действительно ли обезьяны понимают язык или просто проделывают хитрый трюк за вознаграждение.

Хотя словарные слова из американского языка жестов используются для обучения обезьян, носители ASL могут отметить, что простое знание словарного запаса ASL не приравнивается к знанию ASL.

См. также

[ редактировать ]

Исследователи

[ редактировать ]

Предметы исследований

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Амичи, Федерика; Либал, Катя (1 апреля 2023 г.). «Проверка гипотез возникновения жестовой коммуникации у крупных и мелких человекообразных обезьян (Pan troglodytes, Pongo abelii, Symphalangus syndactylus)» . Международный журнал приматологии . 44 (2): 319–340. дои : 10.1007/s10764-022-00342-7 . ISSN   1573-8604 .
  2. ^ Амичи, Федерика; Либал, Катя (26 сентября 2022 г.). «Социальная динамика сложной жестовой коммуникации у человекообразных обезьян (Pan troglodytes, Pongo abelii, Symphalangus syndactylus)» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 377 (1860). дои : 10.1098/rstb.2021.0299 . ISSN   0962-8436 . ПМЦ   9358312 . ПМИД   35934967 .
  3. ^ Фрелих, Марлен; Виттиг, Роман М.; Пика, Симона (1 мая 2016 г.). «Остаться или уйти? Начало совместного путешествия в диадах мать-детёныш двух сообществ шимпанзе в дикой природе» . Познание животных . 19 (3): 483–500. дои : 10.1007/s10071-015-0948-z . ISSN   1435-9456 . ПМЦ   4824811 . ПМИД   26833496 .
  4. ^ Хобайтер, Кэтрин; Бирн, Ричард В. (1 сентября 2011 г.). «Жестовой репертуар дикого шимпанзе» . Познание животных . 14 (5): 745–767. дои : 10.1007/s10071-011-0409-2 . hdl : 10023/4445 . ISSN   1435-9456 . ПМИД   21533821 . S2CID   13793972 .
  5. ^ Петитто, Лаура А.; Зайденберг, Марк С. (1 сентября 1979 г.). «О доказательствах языковых способностей жестовых обезьян» . Мозг и язык . 8 (2): 162–183. дои : 10.1016/0093-934X(79)90047-6 . ISSN   0093-934X . ПМИД   487067 . S2CID   39620186 .
  6. ^ Пепперберг, Ирен М. (1 февраля 2017 г.). «Изучение языка животных: что произошло?» . Психономический бюллетень и обзор . 24 (1): 181–185. дои : 10.3758/s13423-016-1101-y . ISSN   1531-5320 . ПМИД   27368639 .
  7. ^ Нейссер, Арден (1990). Другая сторона молчания: язык жестов и сообщество глухих в Америке . Издательство Галлодетского университета. ISBN  9780930323646 .
  8. ^ Шенеманн, П. Томас (21 июля 2022 г.). «Свидетельства грамматических знаний у обезьян: анализ работы Канзи с обратимыми предложениями» . Границы в психологии . 13 . дои : 10.3389/fpsyg.2022.885605 . ISSN   1664-1078 . ПМЦ   9355523 . ПМИД   35936253 .
  9. ^ Plooij, FX (1978) «Некоторые основные черты языка диких шимпанзе?» в А. Локке (ред.) Действие, жест и символ Нью-Йорк: Academic Press.
  10. ^ Нисида, Т. (1968) «Социальная группа диких шимпанзе в горах Махали». Приматы 9 , 167-224
  11. ^ Премак, Д. (1985) «Гавагай!» или будущее споров о языке животных». Познание 19 , 207-296
  12. ^ Гарднер, Р.А. и Гарднер, Б.Т. (1969), «Обучение шимпанзе языку жестов», Science 165 , 664-672.
  13. ^ Гарднер, Р.А., Гарднер, Б.Т., и Ван Кантфорт, Т.Э. (1989), Обучение шимпанзе языку жестов , Олбани: SUNY Press.
  14. ^ Терраса, HS (1979). Ним: Шимпанзе, выучивший язык жестов. Нью-Йорк: Кнопф.
  15. ^ Jump up to: а б Сэвидж-Рамбо, Э.С., Рамбо, Д.М., Макдональд, К. (1985). «Изучение языка у двух видов обезьян». Неврологические и биоповеденческие обзоры 9 , 653-665.
  16. ^ Сэвидж-Рамбо, Э.С., Макдональд, К., Севчик, Р.А., Хопкинс, В.Д., и Руперт Э. (1986). «Спонтанное приобретение символов и коммуникативное использование карликовых шимпанзе (Pan paniscus) ». Журнал экспериментальной психологии : General 115 , 211–235.
  17. ^ Паттерсон, Ф.Г. и Линден Э. (1981), Образование Коко , Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  18. ^ Майлз, Х.Л. (1990) «Когнитивные основы для справки у поющего орангутанга» в книге С.Т. Паркера и К.Р. Гибсона (ред.) «Язык» и интеллект у обезьян и человекообразных обезьян : сравнительные перспективы развития. Кембриджский университет. Нажимать. стр.511-539.
  19. ^ Льюис, Барри (2012). Понимание людей: введение в физическую антропологию и археологию, 11-е издание . Cengage Обучение. п. 152. ИСБН  978-1111831776 .
  20. ^ {Мацудзава, Тетсуро. (2007). Сравнительное когнитивное развитие . Наука о развитии, 10(1), 97-103.}
  21. ^ Боллс, Эдмунд Блэр (1 октября 2006 г.). «Ген FOXP2 человека» . Вавилонский рассвет .
  22. ^ Борода, Роберт. «Могут ли шимпанзе говорить?» . Офис доктора Гудворда . AlphaDictionary.com.
  23. ^ Фальк, Дин (июль 1975 г.). «Сравнительная анатомия гортани человека и шимпанзе: значение для языка неандертальца» (PDF) . Американский журнал физической антропологии . 43 (1): 123–132. дои : 10.1002/ajpa.1330430116 . hdl : 2027.42/37553 . ПМИД   1098478 .
  24. ^ «Общение животных» . Департамент лингвистики Университета штата Огайо. 1994. Архивировано из оригинала 7 февраля 2008 года . Проверено 21 февраля 2008 г.
  25. ^ Уоллман, Джоэл (1992). Обезьяний язык . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-40666-6 .
  26. ^ Бауман, Дирксен (2008). Открой глаза: Глухие учатся говорить . Университет Миннесоты Пресс. ISBN  978-0-8166-4619-7 .
  27. ^ «Знакомство с семьей - биография Уошо» . Друзья Уошо. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 21 февраля 2008 г.
  28. ^ «Языковой журнал » Ним: непроект» . Проверено 13 ноября 2019 г. .
  29. ^ Ристау, Кэролайн А.; Роббинс, Дональд (1 января 1982 г.), Розенблатт, Джей С.; Хинде, Роберт А.; Пиво, Колин; Буснель, Мари-Клер (ред.), Язык человекообразных обезьян: критический обзор , Достижения в изучении поведения, том. 12, Academic Press, стр. 141–255 , номер документа : 10.1016/s0065-3454(08)60048-0 , ISBN.  9780120045129
  30. ^ Перлман, Маркус; Кларк, Натаниэль (июль 2015 г.). «Изучение вокала и дыхательного поведения у инкультурированной гориллы». Познание животных . 18 (5): 1165–1179. дои : 10.1007/s10071-015-0889-6 . hdl : 11858/00-001M-0000-002B-870F-C . ПМИД   26139343 . S2CID   13689291 . ПроКвест   1705400699 EBSCO Хост   108998387 .
  31. ^ Премак и Премак, Разум обезьяны .
  32. Фиск-Харрисон, Александр «Разговор с обезьянами» , Financial Times , выходные, 24–25 ноября 2001 г.
  33. Сью Сэвидж-Рамбо , Smithsonian , ноябрь 2006 г. журнал
  34. ^ Jump up to: а б Марлер, Питер (июнь 1999 г.). «Насколько человеческая среда очеловечивает шимпанзе?». Американский антрополог . 101 (2): 432–436. дои : 10.1525/aa.1999.101.2.432 . JSTOR   683228 . ПроКвест   198206524 .
  35. ^ Экстрем, Аксель Г. (февраль 2023 г.). «Первые слова Вики: пример сравнительной фонетики» . Международный журнал приматологии . 44 (2): 249–253. дои : 10.1007/s10764-023-00350-1 . S2CID   257046483 .
  36. ^ Жордания, Джозеф (2006). Кто задал первый вопрос? Истоки человеческого хорового пения, интеллекта, языка и речи . Тбилиси: Логос. ISBN  978-99940-31-81-8 .
  37. ^ Уайз, Стивен М. (2002). Рисование линии . Кембридж, Массачусетс: Книги Персея. п. 107. ИСБН  978-0-7382-0340-9 .
  38. ^ Премак, Дэвид; Премак, Энн Дж. (1983). Разум обезьяны . Нью-Йорк, Лондон: WW Norton & Company . п. 29.
  39. ^ Кристал, Дэвид (1987). Кембриджская энциклопедия языка . Кембридж. Стр. 241, 143: Кембриджский университет. ISBN  9780521424431 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  40. ^ «К мифу об обезьяньем языке» . 2007–2008 гг. Архивировано из оригинала 30 сентября 2015 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  41. ^ Пинкер, Стивен (2004). «Языковой инстинкт» (PDF) . Проверено 24 марта 2011 г.
  • Воклер, Жак (1996). Познание животных: введение в современную сравнительную психологию . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-03703-8 .
  • Хилликс, Вашингтон; Рамбо, Дуэйн (2013) [2004]. Тела животных, человеческие умы . Развитие приматологии: прогресс и перспективы. Спрингер. ISBN  978-1441934000 .
  • Премак, Дэвид (2015). Интеллект у обезьян и людей . Психологическое возрождение. Психология Пресс. ISBN  978-1848722644 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d2b27a7d31760e00c1e7d303445d37c__1722697500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/7c/5d2b27a7d31760e00c1e7d303445d37c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Great ape language - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)