BAC One-Eleven
Один-Эйлнад | |
---|---|
![]() Тарум одиннадцатый один-из-за | |
Общая информация | |
Тип | Кромкий реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | |
Статус | Ушедший на пенсию [ 1 ] |
Основные пользователи | British Airways |
Номер построен | 244 |
История | |
Производится |
|
Дата введения | 1965 с British United Airways |
Первый полет | 20 августа 1963 [ 2 ] |
Ушедший на пенсию | 7 мая 2019 года |
BAC One-Eleven (или BAC-111 / BAC 1-11 )-это ранний реактивный авиалайнер, производимый британской авиационной корпорацией (BAC). Первоначально задуманный охотничьим самолетом как 30-местный самолет, до его слияния в BAC в 1960 году, он был запущен в качестве 80-местного авиалайнера с орденом British United Airways (BUA) 9 мая 1961 года. Прототип провел свой первый полет 20 августа 1963 года, и он был впервые доставлен в Буа 22 января 1965 года. В 1967 году была представлена 119-местная серия 500. Общее производство составило 244 до 1982 года в Соединенном Королевстве и в период с 1982 по 1989 год в Румынии , где лицензии был создан лицензионерский построен по Romaero .
Самолет с коротким перевозом , узкий кузов, питался от AFT-монтируемых Rolls-Royce Spey Turbions Low-Bypass, конфигурации, аналогичной более ранней авиации Sud Aviation Caravelle , а затем Douglas DC-9 . Он конкурировал с ранними вариантами Boeing 737 и использовался несколькими британскими, европейскими и американскими авиакомпаниями, включая румынских операторов. Он был заменен более новыми вариантами Airbus A320 , а затем 737 вариантов, а также региональным самолетом Bombardier CRJ200 . Ограничения на шум ускорили свой переход к африканским носителям в 1990-х годах, а последний из одного элевена BAC был вышел на пенсию в 2019 году.
Разработка
[ редактировать ]Раннее развитие
[ редактировать ]
В 1950 -х годах, хотя новаторская комета de Havilland пострадала от бедствий в службе, для реактивного движения был продемонстрирован сильный спрос на пассажиров. Несколько производителей мчались, чтобы выпустить пассажирские самолеты, в том числе предназначенные для рынка коротких домов, таких как Caravelle Sud Aviation Caravelle . [ 3 ] В июле 1956 года British European Airways опубликовал статью, призывающую к реактивному авиалайнеру «второго поколения работать рядом с существующими конструкциями турбовинтовых . Это привело к различным проектам британской аэрокосмической промышленности. Охотничьи самолеты начали дизайнерские исследования на замене реактивного питания для успешного виконта Vickers , разрабатывая 30-местную охоту 107 . Примерно в то же время Vickers начала аналогичную разработку 140-местного производного проекта VC10 , VC11 . Многие другие авиационные фирмы также создали дизайн. [ 4 ]
В 1960 году охота под давлением британского правительства объединилась с Vickers-Armstrongs , Bristol и English Electric для формирования British Aircraft Corporation (BAC). Новый BAC решил, что охотничий проект имеет заслуги, но будет мало рынка для авиалайнера с 30 местами. [ 5 ] Конструкция была переработана в BAC 107, 59-местный авиалайнер, работающий на два 7000 фунтов стерлингов 31 ( кв . [ 6 ] BAC также продолжил разработку более крупного 140-местного VC-11 разработки Vickers VC10, которую он унаследовал. [ 7 ] Другие конкурирующие внутренние проекты, такие как Bristol Type 200 , были быстро заброшены после поглощения охоты в BAC. [ 8 ]

Исследование рынка показало, что BAC 107 на 59 мест был слишком мал, а дизайн был переработан в 1961 году, а мощность пассажиров увеличилась до 80 мест, а BS75 отбрасывались в пользу Rolls-Royce Speys . [ 9 ] Пересмотренный дизайн был переименован в BAC 111 (позже известный как один из Eleven), а BAC отказывался от проекта VC11, чтобы сконцентрироваться на более многообещающем одном-элена. В отличие от современных британских авиалайнеров, таких как The Hawker Siddeley Trident , One-Eleven не был разработан специально для удовлетворения потребностей государственных британских европейских воздушных путей или британской корпорации Airways , но в отношении потребностей авиакомпаний по всему миру, и BAC ожидал Заказы за 400. [ 10 ]
9 мая 1961 года один из Eleven был публично выпущен, когда British United Airways разместил первый заказ на десять однолетных 200-х годов. [ 11 ] 20 октября Braniff International Airways в Соединенных Штатах заказал шесть. [ 12 ] Авиакомпании Mohawk отправили представителей в Европу, в поисках нового самолета, чтобы привести их в эпоху реактивного самолета, и 24 июля 1962 года заключил соглашение на четырех однолетней. [ 13 ] Заказы следовали из Kuwait Airways в течение трех, и Central African Airways в течение двоих. Впоследствии Бранифф удвоил свой заказ до 12, в то время как Ирландия Aer Lingus заказал четыре. Западные авиакомпании заказали десять, но позже отменены. [ 12 ] Bonanza Air Lines также заказал три в 1962 году [ 14 ] Но был остановлен Советом по гражданской аэронавтике США (CAB), который утверждал, что субсидии будут необходимы для эксплуатации самолета на маршрутах Bonanza, действие, утверждаемое некоторыми в то время для протекционизма . [ 15 ] Кабина также остановила Airlines Frontier Airlines и Ozark Air Lines заказать одноэлевину, хотя и позволил Озарку заказать аналогичные Douglas DC-9 и Frontier, чтобы заказать Boeing 727-100 . Кабина также безуспешно пыталась заблокировать заказы ирокезов. [ 12 ] [ 16 ]
В мае 1963 года BAC объявил об одном из Eleven 300 и 400. В новых версиях использовался MK. 511 Версия SPEY с повышенной мощностью, позволяющей больше загрузки топлива и, следовательно, более длительного диапазона. Разница между 300 и 400 лежала в оборудовании и авионике , 400, предназначенные для продаж в Соединенных Штатах и, таким образом, оснащены американскими инструментами. [ 12 ] 17 июля 1963 года American Airlines заказали 15 самолетов, в результате чего общее количество до 60 плюс варианты на 15. [ 17 ] [ 18 ] American Airlines в конечном итоге купила 30 из 400-й серии, что делает авиакомпанию крупнейшим клиентом One-Elevens.
Прототипы
[ редактировать ]
28 июля 1963 года прототип ( G-ASHG ) вышел из Hurn Hurn зала . 20 августа 1963 года прототип провел свой первый полет, нарисованный в Буа Ливреи. Первый рейс состоялся почти за год до Douglas DC-9, конкурирующего американского журналиста; BAC считал, что один из Eleven удерживает технологическое преимущество. [ 2 ] Лидерство в одном из Eleven имело значительное значение коммерчески, так как, как показано в случае с Air Lines Bonanza, власти США могли отказаться от одобрения продаж иностранных самолетов на внутренние авиакомпании, где существовала американская альтернатива (Bonanza заказал и эксплуатировал DC- 9). Тестовые полеты проводились лидером эскадрильи Дейвом Глазером .
Прототип с одним из Eleven, пролетавший пилотом-испытателем Майком Литгоу , потерпел крах 22 октября 1963 года во время тестирования стойла , с потерей всего на борту. Расследование привело к открытию того, что стало известно как глубокий киоск явление, вызванное уменьшением воздушного потока до . плане , или суперзвезди хвостового нормального (носа вниз) полета. [ 19 ] Чтобы предотвратить такие киоски, BAC разработал и добавил устройства, известные как шейкеры и толкатели палки, к системе управления одним из Eleven. [ 20 ] крыла Он также переработал передний край в плавный воздушный поток в двигатели и над хвостовым планом. Специально модифицированный самолет, используемый для тестирования этой проблемы, теперь сохраняется в музее Бруклендса .
Несмотря на крушение, тестирование продолжалось, и доверие клиентов оставалась высокой. American Airlines и Braniff приняли свои дополнительные заказы и разместили больше в феврале 1964 года. Дальнейшие заказы поступили от Mohawk, Philippine Airlines и немецкого бизнесмена Хельмута Хортен , который заказал первую модификацию самолета. К концу 1964 года 13 самолетов снялись с производственной линии. Один-элевен был сертифицирован , и первая передача G-Asji в BUA была 22 января 1965 года. После нескольких недель рейсов по маршруту первая служба доходов пролетела 9 апреля от Гатвика до Генуи . Бранифф взял свой первый самолет 11 марта, в то время как Могавк получил свой первый 15 мая. Поставки продолжались, и к концу 1965 года авиакомпании получили 34 самолета. Спрос оставался оживленным, со второй производственной линией, созданной в Weybridge - производила 13 1-11 с 1966 по 1970 год.
Один-элевы 500, 510ed и 475
[ редактировать ]
В 1967 году была представлена более крупная версия на 119 мест в качестве однолетнего 500 (также известного как супер-элевы). Эта «растянутая» версия была отложена не менее года, в то время как ее клиент -клиент BEA оценил свои требования. Это дало конкурирующим самолетам в США (Douglas DC-9 и Boeing 737) возможность компенсировать раннее проникновение в один из Eleven на внутреннем рынке США. Первоначальное преимущество британского самолета теперь превратилось в годичную задержку, и растянутая серия 500 не смогла продать в США. Типная служба SAW с Cayman Airways и Heeward Islands Air Transport (LIAT) в Карибском бассейне с Cayman Airways, управляющими серией 500 на запланированных службах в Хьюстон, Техас (IAH) и Майами, Флорида (MIA), и LIAT, летящий в серии 500 в 500 Сан -Хуан, Пуэрто -Рико (SJU). Bahamasair также управлял моделью растянутой 500 с обслуживанием между Нассау (NAS) и Miami среди других маршрутов, в то время как гватемальский перевозчик Aviateca эксплуатировал свои самолеты серии 500 как в Майами, так и в Новом Орлеане, Луизиана (MSY). [ 21 ] Costa Rican Airline Lacsa управляла серией 500, а также в своих услугах в Майами. [ 22 ] Другим воздушным перевозчиком, который управлял серией 500 в Майами, был Belize Airways Ltd. [ 23 ]
По сравнению с более ранними версиями, один из Eleven 500 был длиннее на 8 футов 4 дюйма (2,54 м) впереди крыла и 5 футов 2 дюйма (1,57 м) позади. Распад крыла был увеличен на 5 футов (1,5 м), а последний MK. 512 Версия SPEY была использована. Новая версия продается достаточно хорошо по всему миру, особенно европейским чартерным авиакомпаниям. В 1971 году он получил постепенное обновление, чтобы уменьшить требования к перетаскиванию и снизить потребности в взлетно -посадочной полосе .

Самолеты серии BEA/British Airways 500 (обозначенный один из Eleven 510) значительно варьировались от других одноэтажных, по просьбе BEA. В однолетнем 510ED была модифицированная кабина , которая включала в себя инструменты и авионика из или аналогичной адаптации The Hawker Siddeley Trident , для лучшей общности с типом. Их дополнительное оборудование включало более сложный автопилот , который позволил Autoland в Cat II и включал автоттротт. Модификации зашли так далеко, что обратили вспять положение «на» большинства переключателей, чтобы соответствовать положению Trident; Действительно, 510ED настолько отличался от других самолетов с одним элевеном и 500 серий, что другое рейтинг типа для его летания потребовалось .
Столкнувшись с конкуренцией со стороны американских самолетов к 1966 году, к 1970 году один-элев также столкнулся с конкуренцией со стороны новых, небольших самолетов, таких как Fokker F28 Fellowship . F28 был легче, менее сложным и дешевле. Один-элевы 475 от 1970 года был запущен для конкурирования с F28. Он объединил 400 фюзеляж с более высокой мощностью и большим крылом 500 и предназначался для горячих и высоких , а также на грубых аэродроме; Однако только десять однолетных MK 475 были проданы с одной авиакомпанией, которая была Faucett Peru , которая управляла самолетами серии 475 на запланированных внутренних услугах в несколько аэропортов с плотными гравийными взлетно-посадочными полосами в Перу. [ 24 ] В 1977 году на внутреннем рынке японского рынка японского рынка, который также не продал, был предложен 670, который был представлен в тихом и обновленном 475 годах.
Предлагаемые события
[ редактировать ]
Общие поставки на 1965 год были 34 самолетами, [ 25 ] в то время как 200 самолетов были построены к концу 1971 года. [ 25 ] На этом этапе заказы замедлились до струйки, когда производство было приостановлено в 1975 году, хотя маркетинг и дизайн продолжались, и всегда планировалось перезагрузить производство, когда было получено достаточное количество заказов. [ 26 ] BAC возобновил производство в 1977 году в результате приказа на пять самолетов румынской авиакомпании . [ 27 ] Британское производство продолжалось до 1984 года, в общей сложности 235 самолетов построены в Британии. [ 25 ] Было две причины, по которой производственная линия оставалась открытой всего за 35 самолетов, доставляемых за 11 лет: во-первых, BAC надеялся, что Rolls-Royce разработает более тихую и более мощную версию двигателя Spey, что сделает возможными дальнейшими разработками в один из Eleven; Во-вторых, в начале периода Румыния ведет переговоры о покупке всей программы в один из Eleven и передачи типа в Bucharest .
К 1974 году BAC инвестировал значительные усилия в запуск 700-летнего 700. Это имел более длинный фюзеляж с 134-местным интерьером и прогнозируемым двигателем Spey 606 16 900 фунтов (75 кН), производящим большую мощность и меньшую шуму. [ 28 ] [ 29 ] 700J был запланирован для японского рынка, с таким же растянутым фюзеляжем и двигателями, что и 700 и новое крыло с высоким подъемом для эксплуатации в региональные аэропорты с короткими взлетно-посадочными полосами. [ 27 ] 700 составлял приблизительно такой же размер, что и последние DC-9 и 737, и были бы доступны вовремя для предотвращения крупномасштабных дефектов клиентами с одним элевеном в Макдоннелл-Дуглас и Боинг. Однако Rolls-Royce все еще восстанавливался после банкротства, и всплывший SPEY не смог материализоваться. В 1978 году в 1978 году в 1978 году было вновь менее амбициозные 700 в качестве 500 с специально «грязными» Speys, которые будут заменены предлагаемым RB432 в середине 1980-х годов. Это было предложено British Airways в конкуренции с Boeing 737-200S, но в конечном итоге было отвергнуто.
В 1975 году BAC запустил один из Eleven 800, еще один растянутый самолет, который будет работать на два 22 000 фунтов (98 кН) CFM International CFM56 Turbens And и Seating Seating 144-161, пассажиров, [ 30 ] [ 29 ] Но этот проект был отброшен в 1976 году в пользу новой производной одного из-за одного из Элена с более широким фюзеляжем, способным к шестисторсовым сидениям. Этот новый авиалайнер был представлен позже в том же году как X-Eleven, который будет питаться двумя двигателями CFM-56 или Pratt & Whitney JT10D и посадить 166 пассажиров. [ 31 ] В 1977 году BAC объединился с Hawker Siddeley, чтобы сформировать British Aerospace (BAE), и новая компания столкнулась с выбором разработки X-Eleven или присоединения к европейским усилиям по разработке новых самолетов. В конце концов, Bae стал полным членом Airbus, и X-Eleven был заброшен, а европейская альтернатива стала Airbus A320. [ 32 ]
BAC Two-Eleven и Three-Eleven были британскими исследованиями авиалайнеров, предложенных British Aircraft Corporation в конце 1960-х годов, которые никогда не добирались до производства.
Румбак Производство
[ редактировать ]
9 июня 1979 года президент Румынии Николае Коушеску подписал контракт на производство лицензий в Румынии в Румынии. Это должно было включить доставку трех полных одноэтажных (двух самолетов серии 500 и одного 475 серии) плюс строительство не менее 22 в Бухаресте, с уменьшением британского (и, следовательно, увеличения румынского) содержания. Он также включал румынское производство двигателей Rolls-Royce Spey и сертификацию самолетов по британским стандартам со стороны Управления гражданской авиации . Рынок до 80 самолетов, построенных в румын, был прогнозирован в то время, в основном в Китае и других развивающихся экономиках и, возможно, Восточной Европе . Самолет был переименован в Rombac 1-11 . [ 33 ] [ 34 ] Двигатели SPEY 512-14 DW были произведены по лицензии Turbomecanica Bucharest. [ 35 ]
Первый Rombac One-Eleven, (YR-BRA CN 401) серия 561RC, была развернута на фабрике Romaero Băneasa 27 августа 1982 года и впервые пролетел 18 сентября 1982 года. Производство продолжалось до 1989 договор. Девять самолетов были доставлены, а 10 -й и 11 -й самолеты на производственной линии были заброшены, когда они были завершены на 85% и 70%. [ 33 ] [ 36 ] Первый самолет был доставлен в Тарон 29 декабря 1982 года. [ 36 ] Румынский перевозчик взял на себя все, кроме двух произведенных самолетов, оставшиеся два отправились в Ромавию , последний из которых (YR-Bri CN 409) был доставлен 1 января 1993 года.
Было три причины, по которым инициатива Ромбака потерпела неудачу. Экономика Румынии и международное положение ухудшились до такой степени, что поставки, необходимые для производства одного из однонадцати, замедлились до струйки, с ограничениями с жесткими валютами, откладывающими доставку компонентов, полученных за пределами Румынии; [ 33 ] [ 36 ] Рынок, предвидясь румынцами, не проявил интереса, хотя некоторые машины Ромбака были сданы в аренду европейским операторам. Уровень шума в один из Eleven и экономия топлива не смогли идти в ногу с соревнованиями США и Западной Европы.
Внедрение нового двигателя решило бы проблемы с шумом и экономией топлива. После падения режима Ceaușescu были составлены планы по перезагрузке производства с использованием Rolls-Royce Tay . Британская лизинговая компания, связанная с аэрокосмической промышленностью, согласилась с соглашением на 1 млрд. Долл. США на покупку 50-й одноэтажной, оснащенной новой электронной стеклянной кабиной для дальнейшего аренды для западных клиентов. Ликвидация . ассоциированной аэрокосмической промышленности в апреле 1991 года остановила эту сделку Несмотря на эту неудачу, Ромбак продолжал пытаться продать один из Eleven, а американский оператор Kiwi International Air Lines разместил твердый заказ на 11 самолетов с двигателем Tay с вариантами дополнительных пяти, но эти планы никогда не произошли. [ 33 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
Оказавшись на службе, одиннадцать оказались в конкуренции с Douglas DC-9, и присоединился другой конкурент, Boeing 737, всего через год после его введения. [ 40 ] Преимущества по сравнению с DC-9 включали более низкую стоимость единицы. DC-9 предложил больше сидений, и его двигатели были взаимозаменяемы с двигателями Boeing 727. Эти факторы привели к тому, что Airlines Trans Australia решили купить DC-9. [ 40 ] В США Совет по гражданской аэронавтике скептически относился к потребностям небольших операторов в реактивных самолетах и удержании финансирования, что привело к тому, что несколько клиентов США отменили свои заказа в одномнадцать. [ 41 ]
Airlines Mohawk стала первым американским оператором типа и первой авиакомпанией в США, которая эксплуатировала самолеты реактивных самолетов на маршрутах на коротких перевозках. [ 42 ] 25 июня 1965 года Mohawk представил свой первый один-Eleven Service; К концу десятилетия авиакомпания эксплуатировала парк из 20 BAC One-Elevens. [ 43 ] Покупка самолетов подтолкнула ирокез в долг, и это, наряду с экономическим спадом и забастовками , привела к его принудительному слиянию с Allegheny Airlines, которые, в свою очередь, продолжали управлять одним элевеном. [ 44 ] В июле 1963 года American Airlines разместила заказ на 15-й серии 400 на 14 миллионов фунтов стерлингов; Это был первый раз, когда American Airlines приобрела тип иностранного самолета для своего флота. [ 45 ] Braniff International Airways, еще один крупный авиаперевозчик США, также заказал один-элевена. [ 46 ] Aloha Airlines выбрала один из Eleven в качестве своего первого реактивного типа для межслентного обслуживания на Гавайских островах .
Несколько британских операторов, в том числе Dan Air и British Caledonian , широко использовали этот тип. Дэн Эйр увеличил количество однолетней, которые он имел в эксплуатации в 1970-х годах, в конечном итоге заменив свои стареющие кометы де Хавилланда на одну элевена полностью в 1980-х годах. Тип стал основным генератором доходов авиакомпании. [ 47 ] Дэн Эйр часто сдавал в аренду одноэтажные, в том числе самолеты, производимые Rombac, для удовлетворения краткосрочных требований. В периоды низкого спроса Дэн Эйр арендует своих собственных одноэтажных для других операторов. Британские Каледониан и Дэн Эйр Один-элевины часто обменялись между двумя авиакомпаниями по временным и постоянным договоренностям. Спрос пассажиров вырос на нескольких ключевых маршрутах с одним из них, превысив большую мощность серии 500 в течение 1980-х годов, которые начали заставлять авиакомпании использовать другие плоскости. [ 48 ]
Перед формированием British Airways (BA) некоторые компании-предшественники, британские европейские воздушные пути и Cambrian Airways , эксплуатировали один-элевы. Их флоты были унаследованы BA. Региональный дивизион British Airways обнаружил, что показатели одного элевы более чем адекватны и стремились расширить операции с типом, включая дальнейшие приобретения, в начале 1970-х годов, частично для замены висков Vickers . Все одноэлевины BA 400 были названы в честь районов и мест на английском Midlands , отражая новую базу типа в аэропорту Бирмингема . [ 49 ] BA заказал больше самолетов Series-500 в конце 1970-х годов, и авиакомпания получила некоторые из последних британских одноэтажных. [ 50 ]
Британский Каледонян начал заменить свои одноэлевники новым Airbus A320, когда он был объединен с British Airways в 1987 году из-за финансовых проблем. [ 51 ] Как в обслуживании Caledonian, так и в British Airways, один-элевины были доминирующим типом для европейских маршрутов оператора. BA начал рационализировать свои флоты, уходя на пенсию много перекрывающихся типов, один из Eleven постепенно вытекал на более современные дистанторы A320 и Boeing 737. Последний самолет был удален с регулярной службы с BA в октябре 1992 года. [ 52 ] ряд бывших самолетов BAAS увидел обслуживание с Air В конце Maersk 1990-х годов в конце 1990-х годов [ 53 ]

В Ирландии Aer Lingus пролетел на один элевенс в течение трех десятилетий, как на запланированных, так и на чартерных рынках. Самолет использовался на менее потребительных европейских маршрутах в 1990-х годах. [ 53 ] Один-элевенский был важен в бюджетных авиакомпании Ryanair в первые годы: он искал самолет для низкодобываемых запланированных услуг в региональных аэропортах и получил одну элевину. Первый из них, 1 декабря 1986 года, продуцированный Rombac 500-й серии, поступил на сервис на Дублин-Лутоне. [ 54 ] Эти арендованные самолеты были впоследствии заменены бывшими одноэлевщиками BA. В конечном итоге Ryanair заменил один-элевена на Boeing 737 в середине 1990-х годов. [ 55 ]
В апреле 1966 года Philippine Airlines начали эксплуатировать одну лифу службы доходов. В конечном итоге они управляли 12 из более поздних 500-й серии. Один из этих самолетов получил два отдельных взрыва бомбы в полете, но каждый раз был отремонтирован и продолжал на службе до 1992 года. В другом громком инциденте 21 мая 1982 года Джон Клирно попытался захватить Филиппинс одну элевена, находясь на земле , но в конечном итоге был одолел команда кабины после часов переговоров. Никакие пассажиры или экипаж не пострадали. [ 56 ] Филиппинские авиакомпании заменили тип на Boeing 737 с 1989 года. [ 57 ]
Румыния была крупным клиентом для британских производителей, с несколькими крупными заказывами в 1970-х годах. Эти самолеты часто были оснащены оборудованием, таким как двигатель « Hush Kits ». В мае 1977 года было подписано крупное соглашение о сотрудничестве между Британской аэрокосмической промышленностью и правительством Румынского языка, и это привело к постепенной передаче технологии в один из одиннадцати в Румынию. Полные контракты на производство лицензии под именем Rombac последовали два года спустя. Полные планеры и компоненты были предоставлены для оказания помощи в предприятии. [ 58 ] Все Rombac One-Elevens, изготовленные Romaero, были доставлены в Tarom и Romavia , которые арендовали их авиакомпаниям как по всей восточной, так и в Западной Европе. Производимый Rombac One-Elevens будет принят многими развивающимися операторами во всем мире, включая Lauda Air в Австрии и Aero Asia International в Пакистане. [ 59 ] Две самолеты служили частными самолетами румынских коммунистических лидеров Николы Коушеску и Ион Ильеску в течение 1986 по 1989 год. Из -за того, что самолеты являются «крайней редкостью и значением технической истории Румынии», они были добавлены в категорию «Сокровища» Румынии. Мобильное культурное наследие в 2021 году, не позволило покинуть страну. [ 60 ] Согласно лицензии BAC, в Румынии было сделано 9 самолетов. Некоторые из них подавали в небольшой авиакомпании, LAR, ее единственным пунктом назначения в Тель -Авив. [ 61 ]
Одно-элевины оставались в широком распространении с европейскими операторами в 1990-х годах. После выхода на пенсию от крупных операторов их часто продавали для небольших авиакомпаний, часто на Дальнем Востоке и в Африке. Нигерия была основным оператором, пока тип не был основан после аварии в 2002 году. Основным фактором для выхода из европейской службы оставшихся одноэтажных правил , которые вступили в силу с марта 2003 года. Ройс Спею в соответствии с правилами шума с наборами Hush были дорогими, и многие европейские операторы решили избавиться от типа из своих флотов. В 2010 году европейское агентство по безопасности авиации приняло запрос Airbus для отмены типового сертификата для BAC One-Eleven. В результате самолеты BAC One-Eleven, зарегистрированные в любом государстве-члене ЕС, больше не имеют права на обычный сертификат о летной годности. В декабре 2012 года последний операционный одиннадцать в Великобритании, который продолжал летать в качестве военного самолета, был вышел на пенсию. [ 62 ] В конце концов, 7 мая 2019 года, последняя летающая однолетняя была удалена Нортропом Грумманом после того, как выступил в качестве испытательного стенда F-35 .
Варианты
[ редактировать ]

- ОДИН-ЭЛЕВАНА 200
- Первоначальная производственная версия, 10 410 фунтов стерлингов (46,3 кН) двигатели Spey Mk 506; [ 63 ] Индивидуальные назначения клиентов в этой серии. 56 построено. [ 64 ]
- ОДИН-ЭЛЕВЕНД 217
- Версия для RAAF с использованием фюзеляжа 200 серий с двигателями RR Spey MK511-14, шинами низкого давления, станцией штурмана и секстантным люком в потолке кабины. Два построены. [ 65 ]
- ОДИН-ЭЛЕВАНВЕ 300
- Повышенные двигатели (11 400 фунтов стерлингов (51 кН) SPEY MK 511S), больше топлива для большего диапазона; [ 63 ] Индивидуальные назначения клиентов в этой серии. 9 построено. [ 64 ]
- ОДИН-ЭЛЕВЕНЬ 400
- Серия 300 с американскими инструментами и оборудованием; [ 63 ] Индивидуальные назначения клиентов в этой серии. 69 построено. [ 64 ]
- ОДИН-ЭЛЕВЕНЬ 475
- Серия 400 Body с крылом серии 500 и силовой установкой плюс шасси с грубыми полетами и защита тела. [ 66 ] 6 построено.
- ОДИН-ELEVEVE 485GD
- Похоже на 475, 3 для Омана .
- РОБМАК 1-11-495
- Запланированная румынская версия серии 475. [ 34 ] Не завершено. [ 36 ]
- ОДИН-ЭЛЕВАД 500
- Расширенная версия для тела с до 119 мест и более длинные крылья. Оснащен более мощными двигателями (12 550 фунтов стерлингов (55,8 кН) SPEY 512S); [ 66 ] Индивидуальные назначения клиентов в этой серии. 86 построено. [ 64 ]
- One-Eleven 510ed
- Вариант из 500 серий, построенных для BEA/British Airways. Размер и двигатели, так же, как и другие 500-е, кабину, модифицированная для обеспечения большей общности с HS.121 TRIDET , и потребовалось другое рейтинг типа от всех остальных 500 серий One-Elevens.
- Румб 1-11-560
- Румынская версия серии 500. [ 34 ] Девять завершен. [ 36 ]
- ОДИН-ЭЛЕВАВ 670
- Серия 475 с улучшенной аэродинамикой и уменьшенным шумом; Один преобразован из серии 475. [ 67 ] [ 68 ]
Операторы
[ редактировать ]
BAC One-Eleven широко использовался гражданскими и военными операторами.
После того, как сертификат типа «Один из» был отозван, они вылетели в качестве экспериментальных самолетов в категории исследований и разработок. [ 69 ]
6 мая 2019 года, последний самолет, все еще находящийся в эксплуатации, используемый Northrop Grumman в качестве воздушного испытательного стенда для программы F-35 , был вышел на пенсию.
Примечательные несчастные случаи и инциденты
[ редактировать ]Несчастные случаи с смертельным исходом
[ редактировать ]- 22 октября 1963 года самолет прототип разбился во время испытательного полета, в то время как тестировал условия стойла возле цыплята в Уилтшире , Англия. Все семь членов экипажа были убиты. Это не была самолета производственной модели, и этот инцидент более полно описан в разделе разработки выше.
- 6 августа 1966 года рейс 250 Braniff Airways распался в воздухе после вылета в сильную грозу недалеко от города Фолс, штат Небраска . Это было на пути в Омаху, штат Небраска , из Канзас -Сити, штат Миссури . Тридцать восемь пассажиров и четыре члена экипажа были убиты в результате крушения. Самолет был BAC One-Eleven-203ae. [ 70 ]
- 23 июня 1967 года Airlines Mohawk Airlines One-Eleven-204AF, в то время как полете 40 авиакомпании Mohawk потерпел потерю управления шагом после борта, который нанес большой ущерб в хвостовой области. Полет 40 был регулярно запланированным пассажирским рейсом между Эльмирой, Нью -Йорком и Вашингтоном, округ Колумбия . Он разбился возле Блоссбурга, штат Пенсильвания с потерей всех 34 пассажиров и команды. [ 71 ] Огонь был прослежен до вспомогательного энергопотребления (APU); В качестве прямого результата этой аварии в полете использование APU было запрещено. [ 72 ]
- 12 сентября 1969 года филиппинская авиакомпания BAC One-Eleven Registration PI-C1131, работающий в качестве рейса 158 по пути из международного аэропорта Мактан-Цебу в Себу в международный аэропорт Манилы (ныне аэропорт Ниной Акино) в Маниле , Филиппины ударили по дереву манго на дереве манго на Хилл в пригороде Кула-Эй-Эйй, Антиполо , Ризал , 12 морских миль (22 км) к востоку от места назначения, в то время как на подходе к ВОР к взлетно-посадочной полосе 24. На борту было 47 человек, из которых 45 были убиты. Один пассажир и один стюард выжил, но оба были госпитализированы с ожогами. Авария была худшей воздушной катастрофой на Филиппинах с участием коммерческих самолетов до 1987 года . [ 73 ]
- 7 декабря 1970 года, один-элевена 424 elever, летавший из Тель-Авива в Бухарест, потерпел крушение на подходе к международному аэропорту Михаил Когэльничеану после того, как был отведен из своего первоначального пункта назначения. Авария произошла из -за ухудшения погоды, и 19 из 24 пассажиров были убиты. [ 74 ]
- 6 сентября 1971 года 51515FB, работающий в одномнадцати, работал в качестве панинтернационального рейса 112, столкнулся с мостом во время аварийной посадки на A7 Autobahn в Гамбурге , сдвигая оба крылья после двойного отказа двигателя во время взлета. Система впрыска воды непреднамеренно была заполнена реактивным топливом вместо воды. Двадцать два из 121 человека на борту умер. [ 75 ]
- 18 апреля 1974 года полет 95 судебной линии , управляемый одним из Eleven 528 G-AXMJ, был вовлечен в наземное столкновение с Piper PA-23 Aztec G-ayde в лондонском аэропорту Лутона из-за ацтека, входящего в активную взлетно-посадочную полосу без разрешения. Пилот ацтека был убит, а его пассажир был ранен. Все 91 на борту «Один-эльва» в безопасности покинул самолет после прервания взлета.
- 21 ноября 1977 года Líneas Aéreas австралийский рейс 9, летевший из Буэнос -Айреса в Сан -Карлос де Барилош , испытывал проблемы с давлением, когда вылезали до 35 000 футов. Позже при подходе к международному аэропорту Сан -Карлос де Барилоше самолет пробил местность и потерпел крушение. Все пять экипажей и 41 из 74 пассажиров были убиты. [ 76 ]
- 7 мая 1981 года рейс 901 австралийского рейса Líneas Aéreas разбился в аэропорту Хорхе Ньюбери , Буэнос -Айрес , после перелета из Сан -Мигель -де -Тукуман . Вероятная причина была ошибка погоды и пилота . Все пять экипажей и 26 пассажиров были убиты. [ 77 ]
- 21 июля 1989 года рейс 124 Philippine Airlines переполнил взлетно -посадочную полосу, пытаясь посадить в международном аэропорту Ninoy Aquino , Манила . Ни один из 98 пассажиров на борту не был убит, но восемь человек на земле погибли, когда самолет остановился на соседней шоссе. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
- 18 сентября 1994 года рейс Airlines Oriental Airlines с нигерийской футбольной командой Iwuanyanwu Nationale Home из матча четвертьфинала Лиги чемпионов CAF в Тунисе потерпел крах с четвертой попыткой посадки в аэропорту Таманрассет . Пять человек на борту погибли, в том числе три команды и два пассажира, оба футболиста для команды. [ 81 ] [ 82 ]
- 4 мая 2002 года рейс 4226 Eas Airlines потерпел крушение в пригороде Кано , Нигерия , вскоре после взлета, убив 73 из 77 человек на борту и еще 30 на земле. Это остается худшей аварией в один из однолетнего BAC, в общей сложности 103 смерти. [ 83 ]
Другие инциденты
[ редактировать ]- 9 июля 1978 года рейс Allegheny Airlines 453 поступил в международный аэропорт Большого Рочестера , прибывая из международного аэропорта Бостона Логана . Самолет перевозил 77 человек. Согласно отчету NTSB, рейс приземлился на взлетно -посадочной полосе 28 на слишком высокой скорости, но с достаточной производительности для отклонения посадки. Пилоты решили продолжить посадку, самолет соскользнул с конца взлетно -посадочной полосы, и его шасси было срезан канавой. Там не было никаких смертельных случаев, но самолет был списан. [ 84 ]
- 4 августа 1984 года полете Filippine Airlines выстрелил взлетно -посадочную полосу 36 и оказался в море, когда пытался посадить в аэропорту Даниэля З. Ромуалдеза в городе Таклобан , Филиппины. Все 70 пассажиров и пять экипажей выжили. [ 85 ]
- 10 июня 1990 года в окне кабины British Airways вылетело окно кабины после того, как для его обеспечения неверно использовались неверные болты. Капитан Тим Ланкастер был выдут наполовину из кабины из -за разнообразия давления; Члены экипажа кабины цеплялись за его ноги, чтобы не дать ему взорвать из самолета. Самолет совершил аварийную посадку в аэропорту Саутгемптона . Пилот выжил, как и все экипаж и пассажиры. [ 86 ] [ 87 ] Расследование показало, что менеджер по техническому обслуживанию смены использовал неверные болты, так как они были похожи на болты, которые ранее использовались на самолете; Он заменил их на соотношение подобного. 84 из 90 болтов, используемых для защиты окна, были слишком малы в диаметре, а оставшиеся шесть были слишком короткими по длине.
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]
- ОДИН-ELEVEVE 475 утра G-ASYD в музее Брукленда, Суррей, Великобритания. [ 88 ]
- Один-Эйлена 510ed G-Avmu в Имперском военном музее в Дуксфорде , Кембриджшир, Великобритания. [ 89 ]
- Один-Элена 510 года G-Avmo в Национальном музее полета , Восточная Фортуна, Шотландия, Великобритания. [ 90 ]
- CC-цил-цил и CC-CYM в Национальном музее аэронавтики и в Сантьяго, Чили. [ 91 ]
- One-Eleven 510ed G-AVMN на востоке Panzemuseum, Slagelse , Дания . Бывшие AB Airlines . [ 92 ]
- Бывшая единая пехота Air Air Air BAC, регистрация N1117J, расположена недалеко от международного аэропорта Орландо и используется для упражнений по пожарной торговле. Самолет в основном пустая оболочка и находится в плохом состоянии.
- Бывший мод (PE) (позже Qinetiq) BAC One-Eleven 539GL Serial ZH763 расположен в Центре авиационного наследия Корнуолла в Ньюкуе, Корнуолл. [ 92 ] 25 ноября 2023 года фюзеляж был перенесен на внешний вид музея Solent Sky . [ 93 ] [ 94 ]
- Два Rombac One-Eleven 560 (YR-BRE и последний построенный, YR-Bri) хранятся в международном аэропорту Бухареста Анри Коандэ . Два самолета были классифицированы в Национальном культурном наследии Румынии ( культурный культурный патримониул Аль -Романи ) 11 февраля 2021 года. [ 95 ] [ 96 ]
- BAC One-Eleven TZ-BSC, принадлежащий Romaero, была восстановлена и выставлена на Международном авиасалоне Bucharest (BIAS) и Black Sea Defense & Aerospace (BSDA) 2018. [ 97 ]
- Бывший Aero America BAC One-Eleven, регистрация N1111RZ, расположена в помещениях конного центра Индийских холмов, штат Иллинойс. В самолете отсутствует боковое крыло порта. Последний пролетал Rotec. [ 98 ]
- 215AU, регистрация SX-BAR была переведена из бывшего аэропорта Афин в Лаврио. Последний пролетал эллинским воздушным силой.
- Кабина BAC One-Eleven выставлена и доступна в Музее Мальты Авиация [ 99 ]
Спецификации
[ редактировать ]
Модель | 200 [ 63 ] | 300/400 [ 63 ] | 475 [ 66 ] | 500 [ 66 ] |
---|---|---|---|---|
Команда кабины | 2 | |||
Предел сидения [ 100 ] | 89 | 119 | ||
Длина | 93 футов 6 в (28,50 м) | 107 футов 0 в (32,61 м) | ||
Область крыла | 88 футов 6 в (26,97 м) пролета, 980 кв. Футов (91 М 2 ) область | 93 футов 6 в (28,50 м) пролета, 1031 кв. Фута (95,8 м. 2 ) область | ||
Высота | 24 фута 6 дюймов (7,47 м) | |||
Ширина салона | 126 в (3,20 м) | |||
Длина кабины | 50 футов 0 в (15,24 м) | 56 футов 10 в (17,32 м) | 70 футов 4 в (21,44 м) | |
Пустой вес | 46 312 фунтов (21,007 кг) | 48 722 фунта (22 100 кг) | 51 731 фунт (23 465 кг) | 54 582 фунта (24 758 кг) |
Mtow | 78 500 фунтов (35 600 кг) | 87 000 фунтов (39 000 кг) | 98 500 фунтов (44 700 кг) | 104 500 фунтов (47 400 кг) |
Максимум полезная нагрузка | 17 688 фунтов (8023 кг) | 22 278 фунтов (10,105 кг) | 21 269 фунтов (9 647 кг) | 26 418 фунтов (11 983 кг) |
Двигатели (x2) | Rolls-Royce Spey Mk 506 | MK 511 | MK 512-14DW | |
Тяга (2x) | 10 410 фунтов (46,3 кН) | 11 400 фунтов (51 кН) | 12 550 фунтов (55,8 кН) | |
Максимум круиз | 476 кН; 882 км / ч | 470 кН; 871 км / ч | ||
Потолок | 35 000 футов (11 000 м) | |||
Показатель подъема | 2750 футов/мин (14,0 м/с) | 2450 футов/мин (12,4 м/с) | 2480 футов/мин (12,6 м/с) | 2280 футов/мин (11,6 м/с) |
Взлет (Mtow) | 6250 футов (1900 м) | 6700 футов (2000 м) | 5500 футов (1700 м) | 6500 футов (2000 м) |
Диапазон [ А ] | 720 нми; 1,340 км | 1100 нми; 2,040 км | 1621 нми; 3,001 км | 1,482 NMI; 2,744 км |
- ^ Типичная полезная нагрузка, 2 -часовой резерв
Смотрите также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Boeing 737
- Dassault Mercury
- Fokker F28 Fellowship
- Макдоннелл Дуглас DC-9
- Южная авиация Каравель
- Tupolev Tu-134
- Yakovlev Yak-42
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Барабан, Брюс (8 мая 2019 г.). «Northrop Grumman выходит на пенсию BAC 1-11 N164W, конец эры» .
- ^ Jump up to: а беременный Hill 1999, p. 31
- ^ Hill 1999, pp. 6-7.
- ^ Hill 1999, pp. 8-10.
- ^ Hill 1999, pp. 13-15.
- ^ Chorlton Airoplane ноябрь 2012, с. 68
- ^ Эндрюс, CF и EB Morgan. Самолет Виккерса с 1908 года . Лондон: Патнэм, 1988. ISBN 0-85177-815-1 , стр. 576-577.
- ^ Hill 1999, pp. 14-15.
- ^ Hill 1999, p. 15
- ^ Chorlton Airoplane ноябрь 2012, стр. 70–71.
- ^ Hill 1999, p. 16
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Чорлтон Айроплан ноябрь 2012, с. 71
- ^ Льюис 2000 с. 311
- ^ «World Air News: One-Elevens для Bonanza» . Flight International . Тол. 82, нет. 2800. 8 ноября 1962 г. с. 728. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года.
- ^ "Air Commerce: предложение Bonanza на DC-9s" . Flight International , Vol. 84 № 2836, 18 июля 1963 г. с. 84
- ^ Льюис 2000, с. 312
- ^ "Американские заказы Один-Элевена" . Flight International Vol. 84 № 2837, 25 июля 1963 г. с. 117
- ^ Willis Air International октябрь 2006 г., стр. 64.
- ^ Отчет об аварии на BAC One-Eleven G-Ashg в Кратт-Хилл, недалеко от Чика, Уилтшир 22 октября 1963 года , Министерство авиационной CAP 219, 1965
- ^ Sorlucco 2005, с. 77-78.
- ^ http://www.timetableImage.com , 1 ноября 1971 года.
- ^ http://www.timetableImage.com , 31 мая 1973 г.
- ^ Расписание TimeTableImage.com
- ^ «Авиационное фото № 2695729: BAC 111-476FM One-Eleven-Faucett» .
- ^ Jump up to: а беременный в Чорлтон Айроплан ноябрь 2012, с. 78
- ^ Air International январь 1979 г., с. 8, 10
- ^ Jump up to: а беременный Air International январь 1979 г., с. 10
- ^ Пейна Самолет , февраль 2021 г., с. 37
- ^ Jump up to: а беременный Тейлор 1975, с. 195.
- ^ Пейна Самолет , февраль 2021 г., с. 38
- ^ Пейна Самолет , февраль 2021 г., с. 38–39.
- ^ Пейна Самолет , февраль 2021 г., с. 400–401.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Chorlton Airoplane ноябрь 2012, стр. 80–81.
- ^ Jump up to: а беременный в Тейлор, Джон В.Р. Джейн «Все мировые самолеты» 1982–83 . Лондон: ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 , P. 173.
- ^ «История - Turbomecanica сегодня - начало турбомеканики» . Турбомеканика . Получено 8 мая 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Пивень, Марк. «Что случилось с румынским одним из однолетнего?». Air International , Vol. 43 № 4, октябрь 1992 г. с. 212–214. ISSN 0306-5634 , с. 213–214.
- ^ Бич, Эрик. «Rombac Tay 1-11, предлагаемый для аренды» . Flight International , Vol. 137, № 4209, 28 марта - 3 апреля 1990 года, с. 4–5.
- ^ «Коммерческие самолеты мира: Ромбак» . Flight International , Vol. 140 № 4283, 4–10 сентября 1991 г., с. 70–71.
- ^ Дейли, Кирон. «Киви банки на румынских наличных» . Flight International , Vol 143, № 4369, 12–18 мая 1993 г. с. 11
- ^ Jump up to: а беременный Ганн, Джон. «Оспаренное небо: транс-австралийские авиакомпании, австралийские авиакомпании». Университет Квинсленда Пресс , 1999. ISBN 0-702-3073-1 , стр. 203-205.
- ^ Hill 1999, p. 25
- ^ Sorlucco 2005, p. 76
- ^ Льюис, 2000 с. 314
- ^ Льюис, 2000. С. 317–318.
- ^ Hill 1999, pp. 28-30.
- ^ "Архививая копия" . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Получено 8 октября 2019 года .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - ^ Hill 1999, pp. 147, 159.
- ^ Hill 1999, pp. 160, 162.
- ^ Hill 1999, pp. 104-105.
- ^ Hill 1999, pp. 116-117.
- ^ Hill 1999, p. 147
- ^ Hill 1999, p. 148.
- ^ Jump up to: а беременный Hill 1999, p. 152
- ^ Hill 1999, pp. 152-153.
- ^ Hill 1999, pp. 153-154.
- ^ «Экипаж авиалайнера переживает угонщиков Филиппинского самолета». Lodi News-Sentinel , 21 мая 1982 г. с. 29
- ^ Hill 1999, pp. 156-157.
- ^ Hill 1999, pp. 115-117.
- ^ Hill 1999, pp. 118, 154-156.
- ^ «Самолет, построенный в Румынии, используемый Ceausescu, поднимающийся на аукцион» . Ассошиэйтед Пресс . 19 мая 2021 года.
- ^ «Самолет бывшего диктатора Румынии продан на аукционе» . АФП 27 мая 2021 года.
- ^ "Qinetiq BAC 1-11 летит в историю". Архивировано 25 июня 2013 года на машине Wayback Qinetiq , 29 апреля 2013 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Тейлор, Джон В.Р. Джейн «Все мировые самолеты» 1966–67 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, 1966, с. 138–139.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Willis Air International октябрь 2006 г., с. 66
- ^ «Музей RAAF: Королевские ВВС Австралии» .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Тейлор, Джон В.Р. Джейн «Все мировые самолеты» 1976–77 . Лондон: ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 , стр. 170-172.
- ^ Air International январь 1979 г., с. 12, 41.
- ^ Chorlton Airoplane ноябрь 2012, с. 82
- ^ https://registry.faa.gov/aircraftinquiry/search/nnumberresult?nnumbertxt=164w FAA запись для N164W
- ^ "Braniff Airways, Inc. BAC 1-11, N1553, около Фолс-Сити, штат Небраска". Национальный совет по безопасности на транспорте , 18 апреля 1968 года.
- ^ «Отчет о авиационных авариях: Mohawk Airlines, Inc. BAC 1-11, N1116J, недалеко от Блоссбурга, Пенсильвания». [узурпировал] Национальный совет по безопасности на транспорте , 18 апреля 1968 года.
- ^ Sorlucco 2005, с. 78-79.
- ^ Рантер, Харро. «Авария ASN Arting BAC One-Eleven 402AP PI-C1131 Международный аэропорт Манилы (MNL)» . Aviation-sfeepety.net .
- ^ «Описание аварии авиационной безопасности» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Получено 1 декабря 2015 года .
- ^ «Авария ASN Artain BAC One-Eleven 515FB D-Alar Hamburg-Fuhlsbüttel аэропорт». Авиационная сеть безопасности , извлеченная: 23 октября 2010 года.
- ^ «Авария ASN Arting BAC One-Eleven LV-JGY». Авиационная сеть безопасности , извлеченная: 30 ноября 2022 года.
- ^ Рантер, Харро. «Авария ASN Arting BAC One-Eleven 529FR LV-LOX BUENOS AIRES-HORGE NEWBERY, BA (AEP)» . Aviation-sfeepety.net . Авиационная сеть безопасности . Архивировано из оригинала 21 апреля 2005 года . Получено 10 мая 2020 года .
- ^ «Авария ASN Arting BAC One-Eleven 516FP RP-C1193 Международный аэропорт Манилы (MNL)» . Aviation-sfeepety.net . Получено 24 февраля 2024 года .
- ^ "Филиппинская реактивная нагрузка пропускает взлетно -посадочную полосу, убивает 8." Deseret News , 21 июля 1989 г. с. 2
- ^ «Авария BAC 111-516FP в Маниле: 9 убитых | Архив Бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Получено 24 февраля 2024 года .
- ^ «18 сентября 1994 года» . Aviation-sfeepety.net.
- ^ «Нигерия: Хартленд помнит 18 сентября жертв авиационной аварии» . allafrica.com. 16 сентября 2014 года.
- ^ «Нигерия; отчет об аварии eas Kano подразумевает пилота». Африканские новости , 3 апреля 2003 года.
- ^ "DCA78AA017" . ntsb.gov . Национальный совет по безопасности на транспорте . Получено 5 июля 2020 года .
- ^ Описание аварии для RP-C1182 в авиационной сети безопасности . Получено 26 октября 2023 года.
- ^ «Это твой капитан кричит». Sydney Morning Herald , 5 февраля 2005 года.
- ^ «Отчет об аварии BAC One-Eleven, G-Bjrt Over Didcot, Оксфордшир 10 июня 1990 года». Исследование воздушных аварий , 1992. с. 38
- ^ Ellis 2012, с. 211
- ^ Ellis 2012, с. 23
- ^ Ellis 2012, с. 286
- ^ "Aeronaves" . MuseoAeronautico.gob.cl . Архивировано с оригинала 3 января 2018 года . Получено 12 июня 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Новости" . Получено 8 мая 2023 года .
- ^ Эджли, Тимоти (26 ноября 2023 г.). «Самолеты отбуксировались по улицам Саутгемптон на пути в музей Солент Скай» . Южный ежедневный эхо .
- ^ «Самолеты протянули по улицам Саутгемптона» . BBC News . 25 ноября 2023 года.
- ^ Дорин ţimonea (4 марта 2021 г.). «Два воздушных украшения, построенных во времена Ceausescu, ранжированы в национальном наследии. Что произойдет с самолетом Rombac » . Правда (на румынском языке).
- ^ Габриэль Бобон (28 мая 2021 г.). «Два 1-11 Ромбака были проданы на аукционе за 285 тысяч евро » . BoardingPass.ro (в румынском языке).
- ^ Теодор Стефан (15 мая 2018 г.). «Второй молодежь: BAC 1-11, восстановленного Romaero, можно восхищаться на BSDA и BIAS 2018» . Aeronews.ro (в румынском языке).
- ^ "Aerovisuals Досье планера" . Aerialvisuals.ca .
- ^ { https://www.maltaaviationmuseum.com/:malta Aviation Museum |}
- ^ «Лист данных сертификата FAA типа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2020 года . Получено 15 апреля 2016 года .
Библиография
[ редактировать ]- Чорлтон, Мартин. «База данных: Британская авиационная корпорация Один-Элена». Самолет , вып. 40 № 11, ноябрь 2012. С. 67–82. ISSN 0143-7240 .
- Эллис, Кен. Wreck & Relics 23 -е издание . Манчестер, Англия: Crecy Publishing, 2012. ISBN 978-0-859-79172-4 .
- Хилл, Майкл. BAC One-Eleven . Crowood Press, 1999. ISBN 1-86126-219-1 .
- Льюис, Уолтер Дэвид. Руководители авиакомпании и федеральное регулирование: тематические исследования на американском предприятии от эпохи Airmail до рассвета реактивного возраста . Издательство Университета штата Огайо, 2000. ISBN 0-8142-0833-9 .
- "Один-Эйвен для" восьмидесятых ". Air International , Vol. 16 № 1, январь 1980 года. С. 7–12, 41–42.
- Пейн, Ричард. «X отмечает место». Самолет , вып. 49, № 2, февраль 2021 года. С. 36–41. ISSN 0143-7240 .
- Сорлукко, Джерри. Хорошая палка: капитан авиакомпании живет историей коммерческой авиации 20 -го века. Authorhouse, 2005. ISBN 1-4208-4843-7 .
- Тейлор, Джон В.Р. (ред.) Все мировые самолеты 1975–76 . Лондон: ежегодники Джейн, ISBN 0-354-00521-9 .
- Уиллис, Дэйв. «Профиль самолета: BAC One-Eleven». Air International , Vol. 70 № 4. Октябрь 2006 г. с. 64–66. ISSN 0306-5634 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Скиннер, Стивен. Долго и от этого: история великого британского прототипа авиалайнера, BAC One-Eleven G-Asyd . Энтузиаст воздуха 105, май/июнь 2003 г., с. 44–51. ISSN 0143-5450
- «Внутри ретро BAC 1-11 Business Jet» . Forbes , 17 сентября 2011 г.
- "BAC 1-11" . BAE Systems
- Ключевая публикация (2023). BAC One-Eleven . Исторические коммерческие самолеты, том 9. Стэмфорд, Линкс, Великобритания: Key Publishing. ISBN 9781802823677 .