Республика F-84F Тандерстрик
F-84F Тандерстрик РФ-84Ф Тандерфлэш | |
---|---|
![]() | |
ВВС США F-84F Тандерстрик | |
Роль | Истребитель-бомбардировщик Самолет-разведчик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Республиканская авиация |
Первый полет | 3 июня 1950 г. |
Введение | 12 мая 1954 г. |
Ушедший на пенсию | 1972 (США) 1991 (Греция) |
Основные пользователи | ВВС США Немецкие ВВС Итальянские ВВС Бельгийские ВВС |
Количество построенных | 3,428 |
Разработано на основе | Республика F-84 Тандерджет |
Варианты | Республика XF-84H Громовой крик |
Republic F-84F Thunderstreak — американский со стреловидным крылом и турбореактивным двигателем истребитель-бомбардировщик . RF -84F Thunderflash представлял собой версию фоторазведчика .
Первоначально конструкция задумывалась как относительно простая модернизация F -84 Thunderjet , чтобы сделать его более конкурентоспособным с F-86 Sabre , во многом отличающимся использованием стреловидного крыла и хвостового оперения. Учитывая небольшое количество изменений, ему была присвоена следующая буква модели в серии F-84 - F. Прототипы продемонстрировали ряд проблем с характеристиками и управляемостью, что привело к незначительному улучшению по сравнению с предыдущими версиями. Производство неоднократно откладывалось, и была завершена еще одна партия Thunderjets с прямым крылом как модели G.
В поисках явного преимущества в производительности по сравнению с моделями G двигатель был модернизирован до гораздо более мощного британского Armstrong Siddeley Sapphire, построенного в США под названием Wright J65 . Для более крупного двигателя потребовалось вытянуть фюзеляж до овальной формы и изменить воздухозаборник. Благодаря этим и другим изменениям конструкция была наконец готова к запуску в производство, но можно было использовать только часть исходных производственных систем, и самолет фактически представлял собой новую конструкцию. Наконец, он поступил на вооружение в ноябре 1954 года, к тому времени Sabre также претерпел множество модернизаций, а Thunderstreak был переведен в роль истребителя-бомбардировщика. Его время в качестве фронтовой конструкции было недолгим, на второстепенные роли его стали переводить уже в 1958 году.
Затем F-84F были предложены странам-членам НАТО и другим союзникам, которые приняли их в больших количествах. В число операторов входили ВВС Бельгии , Королевские ВВС Дании , ВВС Франции , ВВС Западной Германии , ВВС Греции , ВВС Италии , , Королевские ВВС Нидерландов , Королевские ВВС Норвегии ВВС Китайской Республики , ВВС Турции и в течение короткого периода времени на бывших французских образцах ВВС Израиля .
Разработка
[ редактировать ]В 1948 году был создан вариант F-84 со стреловидным крылом с надеждой довести характеристики до уровня F-86 . Последний серийный F-84E был оснащен стреловидным хвостовым оперением, новым крылом со стреловидностью передней кромки 38,5 градусов и угловым углом 3,5 градуса , а также двигателем J35-A-25 5300 фунтов силы (23,58 кН) с тягой . [ 1 ] Самолет получил обозначение XF-96A . Он совершил полет 3 июня 1950 года под управлением Оскара П. Хааса. [ 2 ] Хотя самолет развивал скорость 602 узла (693 миль в час, 1115 км/ч), прирост в характеристиках по сравнению с F-84E считался незначительным. [ 1 ] Тем не менее, в июле 1950 года он был заказан в производство как F-84F Thunderstreak . Обозначение F-84 было сохранено, поскольку ожидалось, что истребитель станет недорогой модификацией прямокрылого Thunderjet с более чем 55-процентной унификацией оснастки. [ 1 ]
Тем временем ВВС США, надеясь на улучшение высотных характеристик за счет более мощного двигателя, организовали производство британского турбореактивного двигателя Armstrong Siddeley Sapphire в Соединенных Штатах под названием Wright J65 . Для установки более крупного двигателя YF-84F с британским двигателем Sapphire, а также серийные F-84F с J65 имели вертикально вытянутый фюзеляж с воздухозаборником, имеющим овальное поперечное сечение. Задержки в производстве F-84F вынудили ВВС США заказать несколько F-84G с прямым крылом в качестве временной меры. [ 1 ]
Производство быстро столкнулось с проблемами. Хотя унификация инструментов с Thunderjet должна была составлять 55 процентов, на самом деле только пятнадцать процентов инструментов можно было использовать повторно. [ 1 ] Что еще хуже, на F-84F использовались штампованные лонжероны и нервюры крыла. В то время только три пресса в США могли их производить, и приоритет отдавался бомбардировщику Boeing B-47 Stratojet, а не F-84. [ 1 ] Двигатель YJ65-W-1 считался устаревшим, а улучшенный J65-W-3 стал доступен только в 1954 году. Когда 22 ноября 1952 года первый серийный F-84F наконец поднялся в воздух, он отличался от служебного испытательного самолета. У него был другой фонарь, который открывался вверх и назад, а не сдвигался назад (уникальная конструкция: фонарь был установлен на паре гидравлических цилиндров и поворотном рычаге, который позволял ему подниматься вверх и назад, оставаясь при этом почти на одном уровне с фюзеляжа вместо более распространенного простого навесного фонаря), а также воздушные тормоза по бокам фюзеляжа вместо нижней части самолета. [ 1 ] Самолет был признан неготовым к оперативному развертыванию из-за проблем с управлением и устойчивостью. Первые 275 самолетов, оснащенных обычными стабилизаторами руля высоты, страдали ускоренным кабрированием и плохой маневренностью на боевых скоростях. Начиная с Блока 25, проблема была решена за счет введения цельного стабилизатора с гидравлическим приводом . Ряд самолетов также был оснащен интерцепторами для улучшения управления на высоких скоростях. В результате F-84F не был объявлен в эксплуатацию до 12 мая 1954 года. [ 1 ]
Громовая вспышка
[ редактировать ]
Второй прототип YF-84F комплектовался корневыми воздухозаборниками. На истребитель они не были приняты из-за потери тяги. Однако такое расположение позволило разместить камеры в носовой части, и конструкция была принята для разведывательной версии RF-84F Thunderflash . Первый YRF-84F был построен в феврале 1952 года. [ 1 ] Самолет сохранил вооружение из четырех пулеметов и мог нести до пятнадцати фотокамер. Инновации включали компьютеризированное управление, которое регулировало настройки камеры в зависимости от освещенности, скорости и высоты, перископ, позволяющий пилоту лучше видеть цель, и диктофон, позволяющий пилоту рассказывать о своих наблюдениях. Будучи во многом идентичным F-84F, Thunderflash страдал от тех же задержек в производстве и проблем с двигателями, из-за чего эксплуатационная эксплуатация была отложена до марта 1954 года. Самолет был выведен из боевой службы в 1957 году, но снова введен в эксплуатацию в 1961 году и, наконец, списан с вооружения. АНГ в 1972 году. [ 1 ]
Несколько модифицированных Thunderflash использовались в проекте FICON .
Дизайн
[ редактировать ]
У Thunderstreak были такие же плохие взлетные характеристики, как и у Thunderjet с прямым крылом, несмотря на более мощный двигатель. На самом деле почти 700 фунтов силы (3,11 кН) или десять процентов общей тяги были потеряны из-за того, что J65 был установлен под углом, а его водометная труба не была идеально прямой (помимо обычных потерь тяги из-за длинной реактивной трубы). . В жаркий день для разбега при разбеге потребовалось 7500 футов (2285 м) взлетно-посадочной полосы. [ 3 ] Типичная скорость взлета составляла 160 узлов (185 миль в час, 300 км/ч). [ 3 ] Как и Thunderjet, Thunderstreak преуспел в крейсерском полете и имел предсказуемые характеристики управляемости в пределах своих характеристик. Как и его предшественник, он также страдал от ускоренного сваливания и потенциального отрыва крыльев от самолета. Кроме того, штопоры F-84F были практически неустранимы, а катапультирование было единственным выходом на высоте ниже 10 000 футов (3 000 м). [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]


Проект Run In завершил эксплуатационные испытания в ноябре 1954 года и обнаружил, что самолет удовлетворяет ВВС США и значительно лучше, чем F-84G. Однако продолжающиеся отказы двигателей привели к тому, что в начале 1955 года весь парк самолетов был остановлен. Кроме того, двигатель J65 продолжал страдать от возгорания при полете под сильным дождем или снегом. [ 1 ] Из-за проблем вывод из эксплуатации начался почти сразу после поступления на вооружение F-84F в 1954 году и был завершен к 1958 году. Рост напряженности в Германии, связанный со строительством Берлинской стены в 1961 году, привел к возобновлению эксплуатации F-84F. -84Ф флот. В 1962 году флот был остановлен из-за коррозии стержней управления. Всего 1800 человеко-часов . на вывод каждого самолета на полную работоспособность было затрачено [ 1 ] Коррозия под напряжением в конечном итоге привела к выводу из эксплуатации самолетов ANG F-84F в 1971 году.
9 марта 1955 года подполковник Роберт Р. Скотт на F-84F Thunderstreak установил рекорд продолжительностью три часа, 44 минуты и 53 секунды на перелете длиной 2446 миль (3936 км) из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. . [ 4 ]
С появлением Republic F-105 Thunderchief , который использовал воздухозаборники, установленные в корне крыла, аналогичной конструкции, что и на RF-84F, вариант фоторазведки Thunderflash стал известен как Thud's Mother . [ 3 ] Более ранний F-84A получил прозвище «Свинья», а F-84F — «Супер Свинья», а F-105 стал «Ультра Свиньей».
В ходе, вероятно, одного из очень немногих боев воздух-воздух с участием F-84F, два самолета F-84F Thunderstreak турецких ВВС сбили два иракских бомбардировщика Ил-28 «Бигль» , которые по ошибке пересекли турецкую границу во время бомбардировки Иракские курдские повстанцы. Эта помолвка состоялась 16 августа 1962 года. [ 5 ]
F-84F был выведен из эксплуатации в ВВС США в 1964 году и заменен североамериканским F-100 Super Sabre . RF-84F был заменен на RF-101 Voodoo в подразделениях ВВС США и переведен на службу в ВВС Национальной гвардии . Последний RF-84F Thunderflash сошел с вооружения ANG в 1971 году. Три RF-84F ВВС Греции , снятые с вооружения в 1991 году, были последними действующими F-84.
Варианты
[ редактировать ]


- ЯФ-84Ф
- Два прототипа F-84F со стреловидным крылом, первоначально получившие обозначение YF-96 .
- F-84F Тандерстрик
- со стреловидным крылом Версия и двигателем Wright J65 . Самолеты тактического воздушного командования были оснащены маловысотной бомбардировочной системой ( ЛАБС ) для доставки ядерных бомб. 2711 построено, 1301 передано НАТО в рамках Программы взаимной оборонной помощи (MDAP) .
- ГРФ-84Ф
- 25 RF-84F были переоборудованы для переноски и запуска из бомбового отсека бомбардировщика GRB-36F в рамках проекта FICON . Позже самолет получил новое обозначение RF-84K .
- РФ-84Ф Тандерфлэш
- Разведывательная версия F-84F с перенесенными в корни крыла воздухозаборниками, построено 715 штук.
- RF-84K Thunderflash (FICON)
- RF-84F с выдвижным штоком для соединения с носителями GRB-36D и хвостовым оперением с маркированным анэдральным хвостовым оперением, 25 переименовано из RF-84F. [ 6 ]
- XF-84H
- Два F-84F были переоборудованы в экспериментальные самолеты. Каждый из них был оснащен двигателем Allison XT40-A-1 турбовинтовым мощностью на валу 5850 лошадиных сил (4365 кВт), приводящим в движение сверхзвуковой винт. Наземные бригады прозвали XF-84H « Громовой крик» из-за его чрезвычайного уровня шума. [ 1 ]
- YF-84J
- Два F-84F были переоборудованы в прототипы YF-84J с увеличенными носовыми воздухозаборниками и заглубленным фюзеляжем под двигатель General Electric J73 ; 7 апреля 1954 года YF-84J достиг скорости 1,09 Маха в горизонтальном полете. [ 1 ] Проект был отменен из-за чрезмерной стоимости переоборудования существующих F-84F.
Операторы
[ редактировать ]


- ВВС Бельгии - с 1955 г. эксплуатировались 197 x F-84F, 34 x RF-84F. [ 7 ]
- Королевские ВВС Дании - получены 23 RF-84F, находились на вооружении с 1957 по 1971 год. [ 8 ]
- ВВС Франции - с 1955 г. получено 328 F-84F и 88 RF-84F. [ 9 ]
- ВВС Западной Германии - получено 450 F-84F и 108 RF-84F. [ 10 ] На вооружении с 1956 по 1966 год. [ 11 ]
- ВВС Израиля — 18 французских F-84F вместе со своими пилотами были временно переданы ВВС Израиля во время Суэцкого кризиса . [ 12 ]
- Итальянские ВВС - с 1956 по 1974 год эксплуатировали 194 Republic F-84F Thunderstreak и 78 RF-84F Thunderflash. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Королевские ВВС Нидерландов (180 × F-84F, 24 × RF-84F 1955–1970)
- Королевские ВВС Норвегии (35 × RF-84F 1956–1970)
- ВВС Китайской Республики - с 1954 года эксплуатировалось около 25 RF-84F. [ 16 ]
- ВВС США (1496 × F-84F, 388 × RF-84F 1952–1972)
Самолет на выставке
[ редактировать ]
Бельгия
[ редактировать ]- F-84F Тандерстрик
- 52-6584 - FU-197, аэродром Бален-Кейевель [ 17 ]
- 52-7169 - FU-30, Королевский музей вооруженных сил и военной истории в Брюсселе. [ 18 ]
- 53-6677 - FU-66, авиабаза Кляйне Брогель [ 19 ]
- 53-6888 - FU-177, аэродром Леопольдсбург/Беверло. [ 20 ]
- РФ-84Ф Тандерфлэш
- 51-1922 – FR-27 Gate Guardian на аэродроме аэропорта Спа-Ла Совеньер. [ 21 ]
- 51-1945 – FR28, Королевский музей вооруженных сил и военной истории , Брюссель.
Дания
[ редактировать ]- РФ-84Ф
- C-581 - Музей исторического общества Flyvestation Karup , Каруп [ 22 ]
- C-264 - Датская коллекция старинных самолетов, Скьерн [ 23 ]
Франция
[ редактировать ]- Ф-84Ф
- Неизвестный - Музей авиации и космонавтики
- Тактический номер 4-SA — Сен-Леже-су-Бёвре в деревушке Монтанде.
Германия
[ редактировать ]- F-84F Тандерстрик
- тактический номер BF-106 - Музей ВВС Гатов - Военно-исторический музей аэродрома Берлин-Гатов
- тактический номер DD-313 - Музей ВВС Гатов - Военно-исторический музей аэродрома Берлин-Гатов
- тактический номер DE 254 (sn51-1702) – летная выставка Питера Джуниора, Хермескейль
- тактический номер BF 105 (sn52-6778) – летная выставка Peter Junior, Хермескейль
- РФ-84Ф Тандерфлэш
- тактический номер EB-344 - Музей ВВС Гатов - Военно-исторический музей Бундесвера
- тактический номер EA 241 (sn52-7663) – Летная выставка Питера Джуниора, Хермескейль
Греция
[ редактировать ]- F-84F Тандерстрик
- РФ-84Ф Тандерфлэш
- тактический номер 17-011 (серийный номер 51-17011 - бывший Люфтваффе) - Музей ВВС Греции. [ 24 ]
- F-84F Тандерстрик
- тактический номер неизвестен - Рентина Аграфон
Италия
[ редактировать ]- Ф-84Ф
- 53-6892 – Музей ВВС Италии , Винья-ди-Валле недалеко от Рима. [ 26 ]
- Д1003 [ 27 ] - Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи , Милан
- РФ-84Ф Тандерфлэш
- 52-7458 – Музей ВВС Италии, Винья-ди-Валле. [ 28 ]
- 52-7456 - частная выставка Пип Лидо, Via Roma Destra, 30016 Венеция.
Нидерланды
[ редактировать ]- Ф-84Ф
- 52-7174 - P-119, выставлен перед школой JTAC в Схарсбергене.
- 52-7185 - P-134, на хранении в аэропортовом колледже ROCvA, Хофддорп. [ 29 ]
- 53-6582 — Р-229, хранится в Рике ; окрашен как П-312
- 53-6584 — P-248, охранник ворот на авиабазе Фолькель.
- 53-6600 — Р-254, на хранении в Национальном военном музее , Зёстерберг. [ 30 ]
- 53-6604 — P-224, хранится в Рике.
- 53-6612 - P-226, выставлен в Национальном военном музее, Зостерберг. [ 31 ]
- 53-6726 - П-230, только носовая часть; хранится в Национальном военном музее в Зостерберге.
- 53-6742 — P-231, охранник ворот на авиабазе Эйндховен.
- 53-6916 — P-191, охранник ворот на авиабазе Гильзе-Риен.
- РФ-84Ф
- 51-11253 - ТП-19, на хранении в Национальном военном музее, Зостерберг. [ 32 ]
- 53-7644 - ФР31, бывш. Бельгийские ВВС . Сейчас отображается как P-7 в Схарсбергене.
Норвегия
[ редактировать ]- РФ-84Ф Тандерфлэш
- 51-17055 - T3-H, восстановлен до оригинальной схемы из чистого алюминия, Учебный центр ВВС, Кьевик. [ нужна ссылка ]
- 51-17045 – T3-N, AZ-N, Музей истории авиации, Сола , Аэропорт Ставангера, Сола , недалеко от Ставангера [ 33 ]
- 51-17047 – AZ-A, Норвежский музей авиации , Будё (только носовая часть)
- 51-17053 - AZ-G, Коллекция оборонных самолетов Гардермуэн , аэропорт Осло, Гардермуэн недалеко от Осло. [ 34 ]
- 52-8723 — AZ-X, аэропорт Сандефьорд, Торп , недалеко от Сандефьорда.
Польша
[ редактировать ]- Ф-84Ф
- 52-7157 (бывшая Бельгия) – Музей польской авиации , Краков [ 35 ]
Россия
[ редактировать ]- Ф-84Ф
- ?-3033 (бывшая Бельгия) – Технический музей, Москва
Турция
[ редактировать ]- Ф-84Ф
- 52-8733 – Стамбульский музей авиации. [ 36 ]
- 52-8941 – Аэропорт Ататюрк , Стамбул [ 37 ]
- РФ-84Ф
- 51-1860 – Стипендия университета [ 38 ]
- 51-1901 – Стамбульский музей авиации. [ 36 ]
- 51-1917 – Стамбульский музей авиации. [ 36 ]
- 51-1924 - (бывший ВВС Нидерландов как P-24) Музей TUAF, Этимесгут
Великобритания
[ редактировать ]- Ф-84Ф
- 52-6541 – Северо-восточный музей авиации , Сандерленд [ 39 ]
- 52-7133 - Музей холодной войны в Бентуотерсе [ 40 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- XF-84F
- 49-2430 – Национальный музей ВВС США , Дейтон, Огайо. [ 41 ]
- Ф-84Ф



- Неизвестно - На придорожной выставке (частный владелец) в Блэксвилле, Западная Вирджиния. [ 42 ]
- 51-1386 – Музей глобальной энергетики Барксдейла , авиабаза Барксдейл , Луизиана [ 43 ]
- 51-1620 – Музей аэронауки Эмпайр-Стейт в Гленвилле, Нью-Йорк. [ 44 ]
- 51-1639 - Аэропорт Спрингфилд-Даунтаун, Спрингфилд, Миссури. [ 45 ]
- 51-1640 – Аэрокосмический музей Хилл , авиабаза Хилл , Юта [ 46 ]
- 51-1659 - Музей боевой авиации , региональный аэропорт Топика в Форбс Филд , Топика, Канзас. [ 47 ]
- 51-1713 - Аэропорт округа Дельта в Эсканабе, Мичиган. [ 48 ]
- 51-1714 - Музей стратегического авиационного командования и аэрокосмической техники в Эшленде, Небраска. [ 49 ]
- 51-1739 – Корейской войны Мемориал , Саут-Уитли, Индиана. [ 50 ]
- 51-1772 – Калифорнийский аэрокосмический музей в Макклеллане, Калифорния. [ 51 ]
- 51-1786 – Центр авиации и космонавтики Вирджинии в Хэмптоне, Вирджиния. [ 52 ]
- 51-1797 – Огайо. База в Спрингфилде, штат Огайо. [ 53 ]
- 51–1817 – Кэмп Робинсон в Литл-Роке, Арканзас. [ 54 ]
- 51-1818 – КАРТА Фэрфилда в Айове [ 55 ]
- 51-1822 – База ANG штата Иллинойс в Спрингфилде, штат Иллинойс. [ 56 ]
- 51-9350 - Музей летно-испытательного центра ВВС на авиабазе Эдвардс , Калифорния. [ 57 ]
- 51-9396 — авиабаза Холломан , Нью-Мексико. [ 58 ]
- 51-9430 — Объединенная база Макгуайр-Дикс-Лейкхерст , Нью-Джерси . Нанесена ложная маркировка 52-7066. [ 59 ]
- 51-9432 - Музей авиации Марч-Филд в Риверсайде, Калифорния. [ 60 ]
- 51-9433 - Музей авиации замка в Этуотере, Калифорния. [ 61 ]
- 51-9444 - Парк Семинол-Вэлли в Сидар-Рапидс, Айова. [ 62 ]
- 51-9451 - Парк Уилсон в Гранит-Сити, Иллинойс. [ 63 ]
- 51-9480 – Музей американской авиации , Ист-Фармингдейл, Нью-Йорк. [ 64 ]
- 51-9495 – Музей вооружения ВВС , авиабаза Эглин , Флорида. [ 65 ]
- 51-9501 – Музей авиации Янки , Бельвиль, Мичиган [ 66 ]
- 51-9514 - Военный мемориальный Колизей округа Аллен в Фортах. Уэйн, Индиана [ 67 ]
- 51-9522 - Музей авиации и космонавтики Evergreen в Макминнвилле, штат Орегон. [ 68 ]
- 51-9531 - Музей авиации Палм-Спрингс , Палм-Спрингс, Калифорния , ранее находился в Аэрокосмическом музее Октава Шанюта в Рантуле, Иллинойс. [ 69 ] [ 70 ]
- 52-6379 - Парк ветеранов Уочула в Уочуле, Флорида.
- 52-6385 – Почта VFW 2503, Омаха, Небраска. [ 71 ]
- 52-6438 - Государственный парк ветеранов Джорджии в Корделе, Джорджия. [ 72 ]
- 52-6455 - пост № 490 Американского легиона , Хьюстон, Техас. [ 73 ]
- 52-6456 - Пост ветеранов зарубежных войн № 6791, Западный Чикаго, Иллинойс. [ 74 ]
- 52-6461 – авиабаза Лэкленд , Техас. [ 75 ]
- 52-6470 – авиабаза Маунтин-Хоум , Айдахо [ 76 ]
- 52-6476 – Центр истории и технологий авиации , Мариетта, Джорджия [ 77 ]
- 52-6497 - Музей Золотой звезды Айовы в Джонстоне, Айова [ 78 ]
- 52-6526 - Национальный музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо. [ 79 ]
- 52-6553 - Музей «Окно в равнины» в Дюма, штат Техас. [ 80 ]
- 52-6555 - Музей авиации Wings of Freedom в Хоршаме, Пенсильвания. [ 81 ]
- 52-6563 - Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона. [ 82 ]
- 52-6634 - Центр оборонного снабжения Ричмонд в Ричмонде, Вирджиния [ 83 ]
- 52-6701 — Музей авиации , авиабаза Робинс , Джорджия. [ 84 ]
- 52-6782 – авиабаза Люк , Аризона. [ 85 ]
- 52-6993 – Уилбура Райта Место рождения и музей недалеко от Милвилля, Индиана. [ 86 ]
- 52-7019 - Муниципальный аэропорт Шайенн в Вайоминге [ 87 ]
- 52-7080 — авиабаза Англии , Луизиана. [ 88 ]
- 52-8837 – Аэропорт Ричмонд, Вирджиния [ 89 ]
- 52-8886 - Музей авиации и космонавтики Южной Дакоты на авиабазе Эллсуорт , Южная Дакота. [ 90 ]
- 52-9089 – Музей авиации Канзаса , Уичито, Канзас [ 91 ]
- РФ-84Ф Тандерфлэш
- 51-1929 – Нели, Небраска. [ 92 ]
- 51-1944 – Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона. [ 93 ]
- 51–1948 — аэропорт Харлан (HNR) в Харлане, штат Айова . [ 94 ]
- 51-11259 – Авиационная база Национальной гвардии Линкольн , Небраска [ 95 ]
- 51-17046 – Аэрокосмический музей Хилл , авиабаза Хилл , Юта (только носовая часть)
- 52-7249 – Дэннелли Филд Коллекция , Монтгомери, Алабама [ 96 ]
- 52-7259 – Национальный музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо. [ 97 ]
- 52-7265 - Музей самолетов славы в Чино, Калифорния. [ 98 ]
- 52-7409 – Бирмингем ANGB , Бирмингем, Алабама [ 99 ]
- 52-7421 – Музей авиации Янки , Бельвиль, Мичиган [ 100 ]
- 53-7529 – Берри Филд ANGB, Нэшвилл, Теннесси [ 101 ] ]
- 53-7570 – Средняя школа Энка, Кэндлер, Северная Каролина
- 53-7595 – Музей американской авиации , Ист-Фармингдейл, Нью-Йорк. [ 102 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 7 июля 1954 года один F-84F из четырех человек, следовавших на базу ВВС Бергстром в Остине, штат Техас, врезался в деловой район Канзас-Сити, штат Канзас, вскоре после вылета из муниципального аэропорта Фэрфакс , Канзас-Сити, Канзас. В результате крушения погиб 2-й лейтенант Джон Х. Капелес, пилот 27-го истребительного эскортного авиаполка. Трое мирных жителей погибли на земле, когда самолет врезался в их дома. Самолет только что сошел с конвейера сборочного завода General Motors в Фэрфаксе и совершил испытательный полет. Очевидцы сообщили, что самолет на высокой скорости рухнул на землю после того, как самолет накренился на запад с востока. Три оставшихся самолета вернулись в муниципальный аэропорт Фэрфакса . [ 103 ]
- 9 декабря 1955 года на самолете ВВС США F-84F, выполнявшем тренировочный полет по приборам из Королевских ВВС Скалторп в Норфолке, произошло возгорание , и пилот катапультировался. Самолет врезался в Лодж Мур больницу в Шеффилде . В результате аварии один пациент погиб, еще семеро получили ранения.
- 4 апреля 1957 года капитан ВВС США Ричард В. Хиггинс погиб после катапультирования вблизи авиабазы Фюрстенфельдбрук . Он летал на одном из первых F-84F немецких ВВС .
- 1 августа 1960 года капитан финн Эрик Андерсен. [ 104 ] Королевских ВВС Норвегии, летавший на F-84F Thunderflash регистрации T3-S, врезался в пик Стигманн в Скримфьелле на юге Норвегии. Пилот погиб. [ 105 ] По состоянию на 2023 год на горе остались некоторые обломки. [ 106 ]
- 20 ноября 1960 года F-84F Thunderstreak Королевских ВВС Нидерландов в 19:50 врезался в ферму в Лутьелоллуме между Вьелсрипом и Франекером , Нидерланды . Пилот и семья из шести человек, проживавших на ферме, погибли. Ферма была разрушена и сожжена, скот погиб. [ 107 ]
- 14 сентября 1961 года два западногерманских F-84F ВВС Западной Германии пересекли Восточной Германии воздушное пространство из-за навигационной ошибки и в конечном итоге приземлились в берлинском аэропорту Тегель , уклонившись от большого количества советских истребителей. Это событие произошло в исторически трудное время холодной войны , через месяц после строительства Берлинской стены . [ 108 ]
- 28 января 1962 года лейтенант ВВС США Дональд Слэк погиб после удара о гору высотой 6188 футов (1886 м) (над уровнем моря) в центральной Франции на своем F-84F Национальной гвардии ВВС Нью-Джерси. книга «Незнакомец на земле» . Ричарда Баха Ему была посвящена
Технические характеристики (Ф-84Ф)
[ редактировать ]Данные истребителей ВВС США, [ 109 ] Боевой самолет с 1945 года. [ 110 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 43 фута 4,75 дюйма (13,23 м)
- Размах крыльев: 33 фута 7,25 дюйма (10,25 м)
- Рост: 14 футов 4,75 дюйма (4,39 м)
- Площадь крыла: 325 кв. футов (30 м 2 )
- Пустой вес: 13 830 фунтов (6 200 кг)
- Максимальный взлетный вес: 28 000 фунтов (12 701 кг)
- Силовая установка: 1 Wright J65-W-3 турбореактивный двигатель , тяга 7220 фунтов силы (32,1 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 695 миль в час (1119 км/ч, 604 узла) на уровне моря.
- Дальность: Боевой радиус 810 миль (1304 км, 704 морских миль) с двумя десантными баками.
- Практический потолок: 46 000 футов (14 000 м)
- Скорость набора высоты: 8200 футов/мин (42 м/с).
- Нагрузка на крыло: 86 фунтов/кв. футов (423 кг/м). 2 )
Вооружение
- 6 калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) , четыре установлены в носовой части над воздухозаборником, два установлены в корнях крыла, всего 1800 патронов. Browning M3 пулеметов
- До 6000 фунтов (2727 кг) ракет и бомб, включая одну ядерную бомбу Mark 7.
Авионика
- Прицел А-1СМ или А-4 с радиолокационной станцией АПГ-30 или МК-18.
Коммуникационное оборудование
- Радиостанция командного состава AN/ARC-33 или 34
- Комплект IFF AN/APX-6 или 6A
- Радиокомпас АН/АР-6
- РЛС AN/APW-11 или 11А
- АН/АПН-21 ТАКАН Комплект
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Ричард Бах , который позже написал бестселлер « Чайка Джонатана Ливингстона» , был пилотом ANG F-84F, который когда-то был задействован для службы в Европе. В его первой книге « Незнакомец на земле » подробно описывалось, каково было летать на «Тандерстрике» в ходе оперативного перелета ночью из Англии во Францию в неблагоприятную погоду.
F-84F также использовались для изображения северокорейских истребителей МиГ-15 в киноверсии романа Джеймса Солтерса «Охотники» 1958 года, поскольку во время продолжающейся холодной войны ни один из советских истребителей не был доступен для съемок. Они были окрашены в серый цвет с красными звездами.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Республика F-84 Тандерджет
- Республика F-105 Тандерчиф
- Республика XF-84H Громовой крик
- Республика XF-91 Громовержец
- РФ-84К ФИКОН
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кнаак 1978, с. 42.
- ^ «Хронология: 1950-1959 годы» . Журнал ВВС . Ассоциация ВВС. 24 ноября 2018 года . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хайэм, Робин и Кэрол Уильямс. Летающие боевые самолеты USAAF-USAF (Том 2) . Роквилл, Мэриленд: Исторический фонд ВВС, 1978. ISBN 0-8138-0375-6 .
- ^ «Неделя в истории» . ВВС США. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 4 марта 2013 г.
- ^ Купер, Том. «База данных Европы и холодной войны: Кипр, 1955–1973». Информационная группа воздушного боя , 26 октября 2003 г. Дата обращения: 8 сентября 2009 г.
- ^ Кнаак, Марсель Сайз (1988). Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США . Том. 2, Бомбардировщики после Второй мировой войны, 1945–1973 гг. Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. стр. 38–39. ISBN 0-912799-59-5 .
- ^ Stafrace 2014, стр. 32–33.
- ^ Шредер, Ганс (1991). «Королевские ВВС Дании». Эд. Кей С. Нильсен. Тойхусмусеет, 1991, стр. 62. ISBN 87-89022-24-6 .
- ^ Stafrace 2014, с. 37.
- ^ Stafrace 2014, с. 42.
- ^ Stafrace 2014, с. 47.
- ^ «Суэцкая война: ВВС Израиля — ВВС (1956)» . Проверено 23 октября 2021 г.
- ^ «Типы самолетов ВВС Италии» . www.aeroflight.co.uk .
- ^ «Республика Ф-84» . Аэронавтика Милитаре . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Республика РФ 84Ф» . Аэронавтика Милитаре . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ Stafrace 2014, с. 67.
- ^ «Republic F-84F Thundertreak FU-197 — Летающий ангар» . www.luchtvaarterfgoed.be . Архивировано из оригинала 07 августа 2017 г. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ «Республика F-84F Тандерстрик» . Бельгийские крылья . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Республика F-84F Тандерстрик» . Бельгийские крылья . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Poortwachter Thunderstreak FU177 — Летающий ангар» . www.luchtvaarterfgoed.be . Архивировано из оригинала 6 августа 2017 г. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ «FR-27 | Республика RF-84F Thunderflash | Бельгия — ВВС | Сотос» .
- ^ "Аэропорт Каруп ХИСТОРиске-Федеральный музей" . 10 января 2016 года . Проверено 23 июня 2016 г.
- ^ «Датский музей полетов» . 10 января 2016 года . Проверено 23 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Авиация, Военные. «Экспонат внутри сарая ЛЕРОС — ВВС» . haf.gr.
- ^ Republic F-84F Thunderstreak (37050/050) - ВВС Греции stanakshot.free.fr
- ^ «Исторический музей ВВС: Республиканский F-84F» . aeronautica.difesa.it . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «Каталог коллекций - Самолет Republic F-84F Thunderstreak - museoscienza» . www.museoscienza.org . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ «Исторический музей ВВС: Республика РФ-84Ф» . aeronautica.difesa.it . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «Республика F-84F 'Тандерстрик' Р-134» .
- ^ «Истребитель-бомбардировщик Republic F-84F 'Тандерстрик', регистрационный номер P-254» .
- ^ «Истребитель-бомбардировщик Republic F-84F 'Тандерстрик', регистрационный номер Р-226» .
- ^ «Самолет-разведчик Республика РФ-84Ф «Тандерфлэш» регистрационный номер ТП-19» .
- ^ "RF-84F Thunderflash / 51-17045." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "RF-84F Thunderflash / 51-17053." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-7157." skrzydla.org. Проверено: 7 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с УЗАР, Вебмастер: Celal. "www.tayyareci.com REPUBLIC RF-84F THUNDERFLASH.. 1951 - 2006 Период TUAF AIRCRAFT 1951 - 2006 Период Turk HvKK AIRCRAFT" . www.tayyareci.com .
- ^ «Фотографии авиации Republic F-84F Thunderstreak - Planespotters.net Just Aviation» . www.planespotters.net .
- ^ «Университет Бурсы Улудаг» .
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6541." Северо-восточный музей авиации. Проверено: 7 мая 2013 г.
- ^ « Побег в Бентуотерс». Самолет . Том. 47, нет. 11. Ноябрь 2019. с. 12. ISSN 0143-7240 .
- ^ "F-84 Thunderstreak/49-2430." Национальный музей ВВС США. Проверено: 16 июля 2017 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/неизвестно." flickr.com. Проверено: 17 июня 2013 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1386." 8-й музей ВВС. Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1620." Архивировано 24 июня 2016 г. в Государственном музее аэронаук Wayback Machine Empire. Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1639." aerialvisuals.ca Дата обращения: 12 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1640." Архивировано 7 октября 2012 г. в Аэрокосмическом музее Wayback Machine Hill. Проверено: 11 октября 2012 г.
- ^ «Республика Ф84» . www.combatairmuseum.org . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1713." aerialvisuals.ca Дата обращения: 12 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1714." Стратегический музей авиации и космонавтики. Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1739." Coastcomp.com
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1772." Архивировано 21 апреля 2016 г. в Wayback Machine Калифорнийском аэрокосмическом музее . Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1786." Архивировано 18 марта 2017 г. в Центре авиации и космонавтики Wayback Machine в Вирджинии. Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1797." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1817." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1818." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-1822." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9350." Архивировано 2 января 2017 г. в Wayback Machine музее Летно-испытательного центра ВВС . Проверено: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9396." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9430." airvusuals.ca Дата обращения: 12 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9432." Архивировано 1 августа 2016 г. в Музее авиации Wayback Machine March Field. Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9433." Архивировано 14 ноября 2016 г. в Музее авиации Wayback Machine Castle. Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9444." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9451." aerialvisuals.ca Дата обращения: 14 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9480." aerialvisuals.ca Дата обращения: 4 апреля 2016 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9495." Архивировано 12 октября 2014 г. в Wayback Machine Музее вооружения ВВС . Проверено: 11 октября 2012 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9501." Архивировано 14 апреля 2015 г. в Музее авиации Wayback Machine Yankee. Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9514." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/51-9522." aerialvisuals.ca Дата обращения: 15 июля 2018 г.
- ^ «Поиск серийного номера ВВС США (51-9531)» . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ «Досье планера с аэрофотоснимками (51-9531)» . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ «Пост vfw 2503 – Омаха, Небраска» . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6438." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ «Наш F-84F». Архивировано 6 августа 2017 г. на Wayback Machine . Дата обращения: 28 марта 2017 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6456." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6461." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6470." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ «Досье на планер — Republic F-84F-35-RE Thunderstreak, серийный номер 52-6476 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6497." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6526." Национальный музей ВВС США. Проверено: 16 июля 2017 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6553." Архивировано 12 января 2015 г. в музее Wayback Machine Window on the Plains Museum . Дата обращения: 12 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6555." Музей авиации «Крылья свободы». Проверено: 4 мая 2020 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6563." Музей авиации и космонавтики Пима. Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6634." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6701." Архивировано 14 марта 2016 г. в Wayback Machine Музее авиации . Проверено: 11 октября 2012 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6782." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-6993." aerialvisuals.ca Дата обращения: 13 мая 2016 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-7019." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-7080." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-8837." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "F-84 Thunderstreak/52-8886." Музей авиации и космонавтики Южной Дакоты. Проверено: 7 апреля 2015 г.
- ^ «Республика Ф-84» .
- ^ "Данные о самолете 51-1929" . www.airport-data.com Дата обращения: 29 апреля 2021 г.
- ^ "RF-84 Thunderflash/51-1944." Музей авиации и космонавтики Пима. Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ "Республика RF-84F Thunderflash № 51-1948." Путеводитель по музею авиации Айовы. Проверено: 17 января 2019 г.
- ^ "RF-84 Thunderflash/51-11259." aerialvisuals.ca Дата обращения: 12 января 2015 г.
- ^ "RF-84 Thunderflash/52-7249." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "RF-84 Thunderflash/52-7259." Национальный музей ВВС США. Проверено: 16 июля 2017 г.
- ^ "RF-84 Thunderflash/52-7265." Архивировано 6 августа 2017 г. в Wayback Machine Музее славы самолетов . Проверено: 11 октября 2012 г.
- ^ "RF-84 Thunderflash/52-7409." aerialvisuals.ca Дата обращения: 7 апреля 2015 г.
- ^ "RF-84 Thunderflash/52-7421." Архивировано 14 апреля 2015 г. в Музее авиации Wayback Machine Yankee. Проверено: 14 января 2015 г.
- ^ [ https://www.aerialvisuals.ca/LocationDossier.php?Serial=3683 "RF-84 Thunderflash/53-7529"
- ^ "RF-84 Thunderflash/53-7595." aerialvisuals.ca Дата обращения: 4 апреля 2016 г.
- ^ Звезда Канзас-Сити, основное издание, стр. 1, 7 июля 1954 г.
- ^ «Финн Эрик Андерсен» . Музей Flyhistorisk Сола (по-норвежски Нюнорск). 14 мая 2020 г. Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Эйрик, Веум (29 марта 2014 г.). «Эти норвежские летчики погибли» . NRK (на норвежском букмоле) . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «Сообщение в Твиттере о крушении в 2023 году» . Твиттер . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «Истребитель разбился: 7 погибших» (на голландском языке). Лейдш Дагблад . 22 ноября 1960 г. с. 1 – через Leiden.courant.nu.
- ^ «Орден Штрауса: Пивной заказ 61» (на немецком языке) . Der Spiegel , 9 мая 1962 г. Дата обращения: 30 ноября 2010 г.
- ^ Дорр и Дональд 1990, с. 134.
- ^ Уилсон 2000, с. 119.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, Питер М. и Энцо Анджеллуччи. Американский истребитель . Нью-Йорк: Книги Ориона, 1987. ISBN 0-517-56588-9 .
- Дональд, Дэвид и Лейк, Джон, ред. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN 1-880588-24-2 .
- Дорр, Роберт Ф. и Дэвид Дональд. Истребители ВВС США . Лондон: Temple Press Aerospace, 1990. ISBN 0-600-55094-X .
- Форрер, Фриц Т. Удовольствие от полета . Галф Бриз, Флорида: Слава Голландии, 1992. ISBN 0-9714490-3-1 .
- Гордон, Дуг (январь – февраль 2000 г.). « Пролетая над Европой: республиканский F-84F Thunderstreaks на службе USAFE». Энтузиаст авиации (85): 54–61. ISSN 0143-5450 .
- Гордон, Дуг (июль – август 2001 г.). «Tac Recon Masters: 66-е тактическое разведывательное крыло в Европе, часть первая». Энтузиаст авиации (94): 31–39. ISSN 0143-5450 .
- Хильтерманн, Гийс. «Республика F-84F Тандерстрик». Полет в Нидерландах 1 (на голландском языке). Эйндховен, Нидерланды: Flash Aviation , 1988. ISBN 978-90-71553-04-2 .
- Кивени, Кевин. Republic F-84/варианты со стреловидным крылом (Aerofax Minigraph, № 15) . Лондон: Аэрофакс, 1987. ISBN 0-942548-20-5 .
- Кнаак, Марсель Сайз (1988). Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США . Том. 2, Бомбардировщики после Второй мировой войны, 1945–1973 гг. Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. стр. 38–39. ISBN 0-912799-59-5 .
- Кнаак, Марсель Сайз. Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США: Том 1. Истребители после Второй мировой войны 1945–1973 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1978. ISBN 0-912799-59-5 .
- Ланде, Кнут (2021). «Вспышка! Летаем на «Айроне» - Республика RF-84F в службе Королевских ВВС Норвегии». Историк авиации (35): 36–45. ISSN 2051-1930 .
- Миллер, Джей. «Тип Тау и Том-Том». Air Enthusiast , № 9, февраль – май 1979 г., стр. 40–42. ISSN 0143-5450 .
- Стафрейс, Чарльз. Republic F-84F Thunderstreak и RF-84F Thunderflash . Серия Warpaint № 100. Денби-Ист, Великобритания: Warpaint Books Ltd., 2014. OCLC 898151300 .
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Военные самолеты США с 1909 года . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1989. ISBN 0-87474-880-1 .
- Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Дейтон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975.
- Вагнер, Рэй. Американские боевые самолеты, третье расширенное издание . Нью-Йорк: Даблдей, 1982. ISBN 0-385-13120-8 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
- Прета, Сэмюэл. «Республика F-84F Thunderstreak и RF-84F Thunderflash». «Республика F-84F Thunderstreak и RF-84F Thunderflash». Издания Минимонд76, 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]