Генеральная классификация Тур де Франс
Спорт | Гонки на шоссейных велосипедах |
---|---|
Соревнование | Тур де Франс |
Награжден за | В целом лучшее время |
Местное название | Желтая майка (французская) |
История | |
Первая награда | 1903 |
Издания | 111 (по состоянию на 2024 г. ) |
Первый победитель | Морис Гарен ( Франция ) |
Наибольшее количество побед | Жак Анкетиль ( Франция ) Эдди Меркс ( БЕЛ ) Бернар Эно ( ОТ ) Мигель Индурайн ( ESP )
|
Самый последний | Тадей Погачар ( SLO ) |
Генеральная классификация Тур де Франс является наиболее важной классификацией гонки и определяет победителя гонки. С 1919 года лидер генеральной классификации носит жёлтую майку ( фр . Maillot jaune [majo ʒon] ).
История
[ редактировать ]Для первых двух гонок Тур де Франс общий зачет определялся на основе наименьшего совокупного времени. Победитель первых нескольких гонок Тур де Франс носил зеленую повязку вместо желтой майки. [ 1 ] После второго Тур де Франс правила были изменены, и генеральная классификация рассчитывалась уже не по времени, а по очкам. Эта система начисления очков сохранялась до 1912 года, после чего она снова изменилась на временную классификацию.
Есть сомнения относительно того, когда появилась желтая майка. Бельгийский гонщик Филипп Тис , выигравший Тур в 1913 , 1914 и 1920 годах , вспоминал в бельгийском журнале Champions et Vedettes , когда ему было 67 лет, что в 1913 году ему вручили желтую майку, когда организатор Анри Дегранж попросил его надеть цветной трикотаж. Тис отказался, заявив, что если он станет более заметным в желтом, это побудит других гонщиков выступить против него. [ 1 ] [ 2 ] Он сказал
Затем он выдвинул свою аргументацию с другой стороны. Несколько этапов спустя менеджер моей команды в Peugeot Альфонс Боже убедил меня сдаться. Желтая майка стала бы рекламой компании, и, как аргумент, я был вынужден уступить. Итак, в первом же магазине, в который мы пришли, была куплена желтая майка. Размер был как раз подходящего размера, хотя нам пришлось вырезать отверстие немного большего размера, чтобы пройти через него мою голову. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Он рассказал о гонке следующего года, когда «я выиграл первый этап, а на втором меня сбила шина Боссю. На следующем этапе желтая майка после аварии перешла к Жорже».
Историк Тура Жак Ожандр назвал Тиса «доблестным наездником… известным своим интеллектом» и сказал, что его утверждение «кажется свободным от всех подозрений». Но: «Ни одна газета не упоминает о желтой майке до войны. Не имея свидетелей, мы не можем разгадать эту загадку». [ 5 ]
Согласно официальной истории, первую желтую майку надел француз Эжен Кристоф на этапе Гренобль - Женева 19 июля 1919 года. [ 6 ] Кристофу не нравилось его носить, и он жаловался, что зрители всякий раз, когда он проходил мимо, подражали канарейкам. [ 7 ] Официальной презентации не было, когда Кристоф надел свою первую желтую майку в Гренобле , откуда гонка стартовала в 2 часа ночи на 325 км до Женевы. Ему подарили его накануне вечером, и позже он примерил его в своем отеле. [ 1 ]
Цвет был выбран либо для отражения желтой газетной бумаги газеты-организатора L'Auto , либо потому, что желтый был непопулярным цветом и, следовательно, единственным доступным, с помощью которого производитель мог создавать трикотажные изделия с опозданием. [ 1 ] Обе возможности продвигались в равной степени, но идея совместить цвет газеты Дегранжа кажется более вероятной, потому что Дегранж написал: «Сегодня утром я подарил доблестному Кристофу великолепную желтую майку. Вы уже знаете, что наш директор решил, что человек, возглавляющий гонку, [ de tête du classement général ] должен носить майку цветов L'Auto . Битва за эту майку будет страстной». [ 8 ]
На следующем Тур де Франс в 1920 году желтая майка изначально не вручалась, но после девятого этапа она была введена снова. [ 9 ]
После смерти Дегранжа к желтой майке были добавлены его стилизованные инициалы: [ 6 ] изначально на груди. В 1969 году они переехали на обложку, чтобы освободить место для логотипа, рекламирующего Virlux. Еще одна реклама компании по производству одежды Le Coq Sportif появилась внизу застежки-молнии на шее - первая дополнительная реклама на желтой майке. Инициалы Дегранжа вернулись на переднюю часть футболки в 1972 году. В 1984 году они были удалены, чтобы освободить место для коммерческого логотипа, но Nike добавила их снова в 2003 году в рамках празднования столетия Тура. Один набор инициалов теперь носится в правом верхнем углу груди майки. [ 1 ]
В 2013 году на Елисейских полях финального этапа был проведен ночной финиш в ознаменование 100-летия гонки. Лидер гонки Крис Фрум носил специальную желтую майку, покрытую небольшими полупрозрачными блестками, в Париже и на подиуме, чтобы его было лучше видно в свете фонарей.
Оригинальные желтые майки были обычного стиля. Гонщикам приходилось натягивать их через голову на трибуну. В течение многих лет майка выпускалась только в ограниченных размерах, и многим гонщикам было трудно ее надеть, особенно когда они устали или намокли. Презентационный трикотаж теперь имеет молнию во всю длину сзади, и гонщик надевает его спереди, просовывая руки в рукава. Затем он получает еще три футболки каждый день, а также деньги (называемые «аренда») за каждый день, когда он лидирует в гонке.
Желтую майку в первый день Тура традиционно разрешается носить победителю гонки прошлого года; однако выбор его ношения остается за гонщиком, и в последние годы он вышел из моды. Если победитель не участвует в гонке, майка не надевается. Победителю прошлого года традиционно присваивается гоночный номер «1» (а его товарищам по команде присваиваются другие однозначные гоночные номера), а последующие наборы номеров определяются гонщиками с самым высоким рейтингом для этой команды в предыдущем Туре. Ведущие гонщики конкретной команды часто будут носить первый номер в серии (11, 21, 31 и т. д.), но эти гонщики не обязательно являются претендентами на общую классификацию - команды, возглавляемые спринтерами, часто назначают на классификацию по очкам. претендентов в качестве их ведущего гонщика.
На желтую майку не распространяется авторское право, и ее копировали во многих других гонках, хотя и не всегда для лучших гонщиков в целом: на Туре Бенилюкса желтую майку носит лучший молодой гонщик. В профессиональном серфинге нынешние лидеры Всемирной лиги серфинга мужчины и женщины носят желтые майки во время всех заездов тура.
В американском английском его иногда называют « мягким Джонни» , играя на его французском названии «maillot jaune» , первоначально принадлежащем Лэнсу Армстронгу , который носил его много раз во время гонок 1999–2005 годов. Армстронг также использует имя «Меллоу Джонни» для своего Техасе в магазина велосипедов . желтую майку Тур де Франс 2002 года Фонд Лэнса Армстронга подарил Национальному музею американской истории . [ 10 ]
19 июля 2019 года, по случаю столетия, на месте вручения первой желтой майки в Гренобле была открыта мемориальная доска . [ 11 ]
Правила
[ редактировать ]Тур де Франс и другие велосипедные многодневные гонки определяются путем суммирования времени, которое каждый гонщик тратит на ежедневные этапы. Время можно добавлять или вычитать из общего времени в качестве бонусов за победу на отдельных этапах или за первое достижение вершины подъема, а также в качестве штрафов за нарушение правил. Гонщик с наименьшим общим временем по итогам каждого этапа получает церемониальную желтую майку и право стартовать следующий этап Тура в желтой майке. [ 12 ] Гонщик, получивший желтую майку после последнего этапа в Париже, становится абсолютным победителем Тура.
Подобные майки лидера существуют и в других велогонках, но не всегда желтые. На Туре Калифорнии использовалось золото, на Джиро д'Италия - розовое, а на Туре Даун Андер - майка цвета охры . До 2009 года на Вуэльте Испании использовалось золото; с 2010 года майка лидера красная.
Исключения
[ редактировать ]Более одного гонщика лидируют в генеральной классификации.
[ редактировать ]В первые годы Тур де Франс время измерялось в минутах, хотя расстояние между велосипедистами обычно было секундами, а это означало, что несколько велосипедистов иногда делили одно и то же время. В 1914 году это произошло с двумя лидерами Филиппом Тисом и Жаном Россиусом . [ 13 ]
После введения желтой майки в 1919 году лидеры генеральной классификации дважды делили одно и то же время. Впервые в 1929 году три гонщика показали одинаковое время, когда гонка достигла Бордо . Николя Франц из Люксембурга и французы Виктор Фонтан и Андре Ледюк на этапе 18 выступали в желтой форме. [ 14 ] [ 15 ] В 1931 году Шарль Пелисье и Рафаэле ди Пако лидировали с одинаковым временем на шестом этапе. [ 16 ]
Организаторы решили проблему совместных лидеров, вручив майку тому гонщику, который ранее в гонке показал лучшие результаты за день. Введение короткой гонки на время в начале гонки в 1967 году создало разницу до доли секунды между общим временем гонщиков, за исключением гонок, которые не начинались с гонки на время, таких как 2008 , 2011 , Издания 2013 и 2024 годов . Согласно правилам ASO, [ 12 ]
- «В случае ничьей в общем зачете сотая доля секунды, зафиксированная хронометристами во время индивидуальных этапов гонок на время, будет включена в общее время, чтобы определить абсолютного победителя и того, кто возьмет желтую майку. в результате все равно должна получиться ничья, тогда места, полученные на каждом этапе, суммируются и, в крайнем случае, засчитывается место, полученное на финальном этапе».
Нет гонщиков в желтом
[ редактировать ]Многие гонщики, ставшие лидерами гонки по несчастью других, на следующий день проехали без желтой майки. [ 14 ]
- В 1950 году Ферди Кюблер из Швейцарии ехал в своей национальной майке, а не в желтой, когда лидер гонки Фиоренцо Маньи отказался от гонки вместе с итальянской командой в знак протеста против угроз, которые, как утверждается, исходили от зрителей.
- В 1971 году Эдди Меркс отказался от футболки после того, как предыдущий лидер Луис Оканья разбился на перевале Менте в Пиренеях . [ 17 ]
- В 1980 году Йооп Зетемельк не носил жёлтую майку, перешедшую к нему, когда его соперник Бернар Хино завершил карьеру из-за тендинита . [ 17 ]
- В 1991 году Грег ЛеМонд ехал без майки после того, как в результате аварии вылетел Рольф Сёренсен . [ 17 ]
- В 2005 году Лэнс Армстронг отказался стартовать в желтой майке после того, как предыдущий владелец Дэвид Забриски выбыл из строя в результате аварии, но надел ее после нейтральной зоны по требованию организаторов гонки. [ 18 ]
- В 2015 году на седьмом этапе не было желтой майки после того, как Тони Мартин разбился на предыдущем этапе. Мартин завершил предыдущий этап после аварии (и в результате официально сохранил за собой желтую майку), но сломал ключицу в результате аварии и не стартовал на седьмом этапе. Крис Фрум стал абсолютным лидером, поскольку Мартин не стартовал. [ 19 ]
В 2007 году на старте гонки не было ни желтой майки, ни номера 1; Победитель прошлого года Флойд Лэндис из США не прошел допинг-контроль после гонки, и организаторы отказались объявить официального победителя до завершения арбитражного разбирательства по делу Лэндиса. 20 сентября 2007 года Лэндис был официально лишен титула после обвинительного приговора арбитражного суда, а титул 2006 года перешёл к Оскару Перейро . В 2008 году , занявший второе место в предыдущем году, Кэдел Эванс получил номер гонки «1», когда победитель 2007 года Альберто Контадор не смог защитить свой титул из-за спора между организаторами ASO и его новой командой «Астана», за исключением эта команда участвовала в Туре.
Допинговые нарушения
[ редактировать ]В 1978 году бельгийский гонщик Мишель Поллентье стал лидером гонки после атаки на Альп д'Юэз . В тот же день его дисквалифицировали за попытку обмана на допинг-тесте.
В 1988 году Педро Дельгадо из Испании выиграл Тур, несмотря на то, что тест на наркотики показал, что он принимал наркотик, который можно было использовать, чтобы скрыть употребление стероидов . Новость об испытаниях слил в прессу бывший организатор Тура Жак Годде . [ 20 ] Дельгадо разрешили продолжить, поскольку препарат пробенецид не был запрещен Международным союзом велосипедистов . [ 1 ]
Победитель 1996 года Бьярне Риис рассказал в 2007 году, что употреблял наркотики во время гонки 1996 года. Его попросили не участвовать в Туре 2007 года, поскольку он был спортивным директором датской команды CSC .
Победитель 2006 года Флойд Лэндис был дисквалифицирован более чем через год после гонки. После того, как он провалил тест на допинг-контроль после своей потрясающей победы на 17-м этапе, в сентябре 2007 года арбитражная комиссия признала его виновным в употреблении допинга; Официальный титул Тура 2006 года перешел к Оскару Перейро . Лэндис подал апелляцию в Спортивный арбитражный суд , но проиграл эту апелляцию в конце июня 2008 года. [ 21 ] позволив Оскару Перейро начать Тур де Франс 2008 года в качестве безоговорочного чемпиона Тура 2006 года.
В 2007 году датский гонщик Михаэль Расмуссен был снят с гонки своей командой после жалоб на то, что он не смог пройти тесты на допинг в начале года. Расмуссен сообщил, что находился в Мексике, но были сообщения, что его видели тренирующимся в Италии. Позже он признался, что употреблял допинг более десяти лет. [ 22 ]
Морис Гарен выиграл Тур де Франс до того, как ему были вручены желтые майки; но в 1904 году он был дисквалифицирован как победитель после жалоб на то, что он и другие гонщики жульничали. Обвинения исчезли вместе с другими архивами Тур де Франс, когда в 1940 году их перевезли на юг, чтобы избежать немецкого вторжения. Но мужчина, знавший Гарина еще ребенком, вспоминает, что Гарин признался, что часть пути успел на поезд. [ 23 ]
В 2012 году Лэнса Армстронга лишил UCI семи титулов Тур де Франс после отчета Антидопингового агентства США , в котором выяснилось, что Армстронг систематически использовал допинг на протяжении большей части своей карьеры, включая все семь побед на Туре. [ 24 ]
Рекордные дни выделены желтым цветом
[ редактировать ]Гонщиком, который чаще всего носил желтую майку, является бельгиец Эдди Меркс , который носил ее 96 дней. Только четыре других гонщика носили его более 50 дней: Бернар Эно , Мигель Индурайн , Крис Фрум и Жак Анкетиль . До тех пор, пока его рекорды не были аннулированы в 2012 году из-за дисквалификации из-за допинга, Лэнс Армстронг был на втором месте с 83.
Грег ЛеМонд выигрывал тур трижды, Лоран Финьон выигрывал его дважды, а Йооп Зетемельк выигрывал его один раз, каждый из них лидировал в гонке по 22 дня.
Среди активных гонщиков лидирует Фрум с 59, Йонас Вингегор - 27, Тадей Погачар - 30, Джулиан Алафилипп - 18 и Герайнт Томас - 15.
Гонщиком, который будет носить майку в большинстве туров, является Хино с 8, то есть в каждом туре, в котором он участвовал. Меркс, Андре Дарригаде и Фабиан Канчеллара носили его в шести гонках, а Индурайн, Анкетил и Зотемельк носили его в пяти турах.
Наибольшее количество гонщиков, носивших эту майку на одной гонке Тур де Франс, - восемь, что произошло в 1958 и 1987 годах .
Отказ от синтетических материалов
[ редактировать ]Желтую майку на протяжении десятилетий шили, как и все другие велосипедные майки, из шерсти . Не существовало синтетических волокон, которые обладали бы одновременно теплотой и впитываемостью шерсти. Вышивка была дорогой, поэтому единственной надписью на майке были инициалы Дегранжа в формате HD. Гонщики добавляли название команды, за которую они выступали, или профессиональной команды, за которую они обычно выступали (в те годы, когда Тур проводился для национальных, а не спонсируемых команд), прикрепив полоску ткани с принтом к передней части майки с помощью булавки.
Хотя синтетических материалов не существовало для создания цельных трикотажных изделий, синтетические нити или их смеси были добавлены в 1947 году, после того, как Sofil стала спонсором. Sofil производит искусственную пряжу. [ 20 ] Наездники, особенно француз Луисон Бобе (Луи Бобе, как его еще называли), верили в чистоту шерсти. Бобет настаивал на том, что велосипедистам нужна шерсть на долгие дни, когда они потеют в жару и пыль. Это был вопрос гигиены. Искусственные ткани заставляли гонщиков сильно потеть. И на своем первом Тур де Франс он отказался носить майку, которую ему подарили.
Годде вспоминал:
- «Это произвело настоящую драму. Наш контракт с Sofil рушился. Если бы эта новость стала известна, коммерческий эффект был бы катастрофическим для производителя. Я помню, как обсуждал это с ним большую часть ночи. Луисон всегда был изысканно вежливый, но его принципы были такими же твердыми, как гранитные глыбы его родного побережья Бретани». [ 20 ]
«Элегантность в желтом»
[ редактировать ]Для ветерана-писателя и телеведущего Жана-Поля Оливье шерстяная желтая майка...
- «...придавал наездникам редкую элегантность, даже если то, как он ловил воздух, оставляло желать лучшего. Шерсть, а затем Ровил — материал, используемый для изготовления нижнего белья, — вошёл в легенду о качестве тех, кто носил Это были годы национальных команд. В 1930 году организатор Тур де Франс решил, что коммерчески спонсируемые команды пытаются испортить ему гонку, и вместо этого выбрал команды, представляющие страны. 1962 год, когда он вернулся к коммерческим командам, за исключением 1967 и 1968 годов, и гонщики завязывали на своих майках запасное колесо [на плечах]. Узкая полоска белого хлопка, положенная на грудь, незаметно показывала имя спонсора за пределами Тура. : Ла Перль, Мерсье , Хелиетт..." [ 6 ]
Появление флокирующей печати, процесса, при котором хлопковый пух наносится распылением на трафаретный клей, а затем трафаретной печати, в сочетании с доминированием синтетических материалов для увеличения рекламы на трикотажных изделиях: доминирование, о котором Оливье сожалеет. «Всевозможные фантазии, такие как флуоресцентные майки или шорты», - сказал он. [ 6 ] в 1975 году , количество рекламы было настолько велико Когда Бернар Тевене принял желтую майку, когда Тур впервые завершился на Елисейских полях , что министр спорта Франции пересчитал все логотипы и выразил протест телекомпаниям. С тех пор количество людей, имеющих доступ на трибуну, было ограничено. [ 20 ]
Спонсорство
[ редактировать ]Французский банк Crédit Lyonnais спонсирует желтую майку с 1987 года. [ 25 ] Компания является коммерческим партнером Тура с 1981 года. [ 25 ] Он вручает игрушечного льва - le Lion en Peluche - победителю каждого дня, играя от его имени. В 2007 году спонсорство футболки было передано LCL , новому названию Crédit Lyonnais после его поглощения другим банком, Crédit Agricole .
Трикотаж производился разными производителями: Nike с 1996 по 2011 год, Le Coq Sportif с 2012 по 2021 год и Santini с 2022 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вудленд, Лес, изд. (2007). Желтая майка-компаньон на Тур де Франс . Желтый Джерси, Великобритания.
- ^ Перейти обратно: а б Чани, Пьер (1997) Невероятная история Тур де Франс , Эд де ла Мартиньер, Франция.
- ^ Чани, Пьер: Невероятная история езды на велосипеде , Натан, Франция.
- ^ " Это был 1913 год. Я был лидером генеральной классификации. Однажды ночью Дегранжу приснилась майка золотого цвета и предложила мне надеть ее. Я отказался, так как уже чувствовал себя центром внимания всех. Он настоял, но Я проявил упрямство, HD вернулся на касательную. Действительно, через несколько шагов именно мой спортивный директор марки Peugeot господин Бауже посоветовал мне сдаться. Поэтому мы купили в первом магазине желтую майку. Она как раз подходила по размеру, так как пришлось вырезать вырез побольше, чтобы можно было пройти через голову, и так я сделала несколько шагов по женскому вырезу, что меня не остановило. от победы в моем первом туре !
- ^ Ожандр, Жак: Тур де Франс, панорама века, Soc. Тур де Франс, 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Оливье, Жан-Поль (2001) Азбука Тур де Франс , Фламмарион, Франция.
- ^ Оливье, Жан-Поль: Майо Жон, Selection Reader's Digest, Франция, 1999
- ^ Дегранж, Анри, L'Auto, 1919.
- ^ Макганн, Билл; Макганн, Кэрол (2006). История Тур де Франс . Издательство Dog Ear. стр. 56–57. ISBN 1-59858-180-5 . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Лэнс Армстронг, велосипедист-исцелитель и чемпион Тур де Франс» . Национальный музей американской истории, Смитсоновский институт . Проверено 8 июля 2008 г.
- ^ «ФОТО – 100 лет назад в Гренобле была представлена первая желтая майка Тур де Франс» . здесь, от France Bleu и France 3 . 19 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Регламент гонки» (PDF) . АСО/letour.fr. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2006 г. Проверено 28 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Velo-news онлайн, США, 29 июня 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б с VeloNews.com (9 июля 2015 г.). «Фрум в желтом в пятницу? Это его выбор» . ВелоНьюс . Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ «Тур де Франс 2011: Армстронг отказывается от желтой майки, настаивают организаторы» .
- ^ «Новый лидер «Тур де Франс» в пятницу не наденет желтую майку» . 10 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Годде, Жак, L'Equipée Belle , Лаффон, Франция
- ^ «Апелляция о запрете Лэндиса отклонена» . Новости Би-би-си. 30 июня 2008 года . Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ Манье, Жаклин (31 января 2013 г.). «Датский велосипедист Михаэль Расмуссен признает, что употреблял допинг более десяти лет, и уходит из спорта» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г.
- ^ Вудленд, Лес: Неизвестный Тур де Франс, van de Plas Publishing, США
- ^ «Лэнс Армстронг лишился всех семи побед Тур де Франс от UCI» . Би-би-си . Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «LCL будет выступать в желтом цвете до 2028 года — Тур де Франс 2023» . www.letour.fr . Проверено 24 октября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с генеральной классификацией Тур де Франс, на Викискладе?