Сентиентизм
Часть серии о |
Права животных |
---|
![]() |
Сентиентизм (или сентиоцентризм ) — это этический взгляд, который ставит разумных людей в центр моральных забот. Он утверждает, что как у людей, так и у других разумных личностей есть интересы, которые необходимо учитывать. [ 1 ] Постепенный сентиментизм приписывает моральное значение степени разумности. [ 2 ]
Сентиентисты считают, что произвольное придание разного морального веса разумным существам исключительно на основании принадлежности к их виду является формой неоправданной дискриминации, известной как спесишизм . Многие самопровозглашенные гуманисты считают себя «сентиентистами», где термин «гуманизм» контрастирует с теизмом и не описывает единственный фокус гуманистических проблем. Сентиентизм противостоит философии антропоцентризма . [ 3 ]
История
[ редактировать ]
XVIII века утилитарист Философ- Джереми Бентам был одним из первых, кто выступал за сентиментизм. [ 3 ] Он утверждал, что любого человека, способного к субъективному опыту, следует считать моральным субъектом. [ 4 ] Таким образом, в эту категорию включены представители видов, способных испытывать удовольствие и боль. [ 4 ] В своем «Введении к принципам морали и законодательства» Бентам сравнил рабство и садизм по отношению к людям и животным:
Французы уже обнаружили, что чернота кожи не является причиной того, что человека следует бросить без возмещения по капризу мучителя [см. « Нуар» Людовика XIV ]… Что еще должно прочерчивать непреодолимую линию? Это способность разума или, может быть, способность дискурса? Но взрослая лошадь или собака вне всякого сравнения является более разумным и более разговорчивым животным, чем младенец однодневного, недельного или даже месячного возраста. Но предположим, что дело обстоит иначе, какая от этого польза? Вопрос не в том, могут ли они рассуждать? ни « Могут ли они говорить?» но могут ли они страдать?
- Джереми Бентам , Введение в принципы морали и законодательства (1823 г.), 2-е издание, глава 17, сноска.
Американский философ конца 19-го и начала 20-го века Дж. Говард Мур в своей книге «Философия лучшего мира» (1899) описал каждое разумное существо как существующее в состоянии постоянной борьбы. Он утверждал, что то, что помогает им в их борьбе, можно назвать добром , а то, что им противостоит, можно назвать плохим . Мур считал, что только разумные существа могут выносить такие моральные суждения, поскольку они — единственные части вселенной, которые могут испытывать удовольствие и страдание. В результате он утверждал, что разум и этика неразделимы, и поэтому каждая разумная часть вселенной имеет внутреннюю этическую связь с каждой другой разумной частью, но не с неразумными частями. [ 5 ] : 81–82 Мур использовал термин «зооцентризм», чтобы описать веру в то, что всем разумным существам следует уделять всеобщее внимание и заботу; он считал, что людям на их нынешней стадии развития слишком сложно это понять. [ 5 ] : 144
Другие выдающиеся философы, обсуждающие или защищающие сентиментизм, включают Питера Сингера , [ 6 ] [ 1 ] Том Риган , [ 7 ] и Мэри Энн Уоррен . [ 8 ]
Концепция
[ редактировать ]Сентиентизм утверждает, что чувствительность является необходимым и достаточным условием принадлежности к моральному сообществу. [ 9 ] Следовательно, другие организмы, помимо человека, морально важны сами по себе. [ 10 ] Согласно концепции, существуют организмы, обладающие неким субъективным опытом , включающим самосознание, рациональность, а также способность испытывать боль и страдания. [ 11 ]
Есть источники, которые рассматривают сентиментизм как модификацию традиционной этики, согласно которой моральная забота должна распространяться и на разумных животных. [ 12 ]
Питер Сингер приводит следующее обоснование сентиментизма:
Способность страдать и получать удовольствие является предпосылкой наличия интересов вообще, условием, которое должно быть удовлетворено, прежде чем мы сможем говорить об интересах сколько-нибудь значимо. Было бы глупостью говорить, что не в интересах камня, чтобы ребенок пинал его по дороге. У камня нет интересов, потому что он не может страдать. Ничто из того, что мы можем с ним сделать, не может повлиять на его благополучие. Мышь, с другой стороны, заинтересована в том, чтобы ее не мучили, потому что мыши пострадают, если с ними обращаться таким образом. Если существо страдает, не может быть морального оправдания отказу принять это страдание во внимание. Независимо от природы существа, принцип равенства требует, чтобы страдания учитывались наравне с аналогичными страданиями – насколько можно провести грубые сравнения – любого другого существа. Если существо не способно страдать или испытывать удовольствие или счастье, то нечего принимать во внимание. Вот почему предел чувствительности (...) является единственной защищаемой границей заботы об интересах других.
- Питер Сингер , Практическая этика (2011), 3-е издание, Cambridge University Press, стр. 50
Утилитарные философы, такие как Сингер, заботятся о благополучии разумных животных, а также людей. Они отвергают спесишизм , определяемый Сингером как «предубеждение или предвзятое отношение в пользу интересов членов своего собственного вида и против интересов представителей других видов». Сингер считает спесишизм формой произвольной дискриминации, аналогичной расизму или сексизму. [ 13 ] [ 14 ]
Постепенность
[ редактировать ]В животном мире существует градация нервной сложности , например, морские губки, у которых отсутствуют нейроны , кишечные черви с ~ 300 нейронами или люди с ~ 86 миллиардами. Хотя существования нейронов недостаточно для демонстрации существования разума у животного, это необходимое условие. [ 15 ] Постепенный сентентизм предполагает, что ценность разумных существ зависит от степени их разумности, которая, как предполагается, увеличивается с увеличением когнитивной, эмоциональной и социальной сложности. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хеттингер, Нед (1998). «Экологическая этика» (PDF) . В Бекоффе, Марк; Мини, Кэррон А. (ред.). Энциклопедия прав животных и благополучия животных . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 159. ИСБН 9780313352553 .
- ^ Jump up to: а б Аллегри, Франческо (июнь 2023 г.). «За пределами антропоцентризма? Да, но в каком направлении?» . Отношения. За пределами антропоцентризма . 11 . doi : 10.7358/rela-2023-01-allf .
- ^ Jump up to: а б Бабер, Уолтер Ф.; Бартлетт, Роберт В. (2015). Консенсус и глобальное управление окружающей средой: совещательная демократия в природном режиме . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 178. ИСБН 978-0-262-52722-4 .
- ^ Jump up to: а б Миллс, Д.С.; Маршан-Форд, Джереми Н. (2010). Энциклопедия прикладного поведения и благополучия животных . Оксфордшир: CABI. п. 27. ISBN 978-0-85199-724-7 .
- ^ Jump up to: а б Мур, Джон Ховард (1899). Философия лучшего мира: социологический синтез . Чикаго: Компания Ward Waugh.
- ^ Певец, Питер (2011). Практическая этика (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 50. ISBN 978-0521707688 .
- ^ Риган, Том (2004). Радикальный эгалитаризм в защиту прав животных . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 82–90.
- ^ Уоррен, Мэри Энн. Критика теории прав животных Ригана . стр. 90–97.
- ^ Эрдеш, Ласло (2020). Зеленые герои: от Будды до Леонардо Ди Каприо . Спрингер Природа. п. 87. ИСБН 978-3-030-31806-2 .
- ^ Бекофф, Марк (2009). Энциклопедия прав и благополучия животных, 2-е издание [2 тома]: Второе издание . Санта-Барбара, Калифорния: Издательская группа Greenwood. п. 221. ИСБН 978-0-313-35255-3 .
- ^ М.Кониски, Дэвид (2020). Справочник по экологической политике США . Челтнем: Издательство Эдварда Элгара. п. 392. ИСБН 978-1-78897-284-0 .
- ^ Бекофф, Марк; Мини, Каррон А. (1998). Энциклопедия прав животных и благополучия животных . Оксон: Рутледж. п. 159. ИСБН 978-1-135-93002-8 .
- ^ Хопстер, Йерун (01 декабря 2019 г.). «Дебаты о спесишизме: интуиция, метод и эмпирические достижения» . Животные . 9 (12): 1054. дои : 10.3390/ani9121054 . ISSN 2076-2615 . ПМК 6940905 . ПМИД 31805715 .
- ^ Певец, Питер (2015). Освобождение животных (5-е изд.). Интегрированные СМИ Open Road.
Расисты нарушают принцип равенства, придавая больший вес интересам представителей своей расы, когда возникает столкновение между их интересами и интересами представителей другой расы. Сексисты нарушают принцип равенства, отдавая предпочтение интересам своего пола. Точно так же спесишисты позволяют интересам своего вида преобладать над более важными интересами представителей других видов. Схема идентична в каждом случае.
- ^ Фрейтас, Р.А. младший (апрель 1984 г.). «Ксенопсихология». Аналоговая научная фантастика/научный факт . 104 : 41–53.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макклеллан, Джоэл П. (2012) «Забота о природе: защита сентиоцентрического подхода к экологической этике», Университет Теннесси .