Брат Мани Сингх
Брат Мани Сингх | |
---|---|
![]() | |
Джатедар из Акал Тахта | |
В офисе 1721–1737 | |
Предшественник | Брат Гурдас |
Преемник | Дарбара Сингх |
Личные данные | |
Рожденный | Мани Рам 7 апреля 1644 г. Алипур Радж, Мултан , Пенджаб |
Умер | 14 июня 1738 г. Нахаас Чоук, Лахор , Пенджаб | (94 года)
Причина смерти | Расчленение |
Супруг | Сито Каур |
Дети | Читар Сингх Бачиттар Сингх Удай Сингх Анаик Сингх Аджаб Сингх |
Родители |
|
Известный |
|
Часть серии о |
сикхизм |
---|
![]() |
Бхаи Мани Сингх ученым и мучеником XVIII века (7 апреля 1644 г. - 14 июня 1738 г.) был сикхским . Он был товарищем детства Гуру Гобинд Сингха. [ 1 ] и принял обеты сикхизма , когда Гуру открыл Хальсу в марте 1699 года. Вскоре после этого Гуру отправил его в Амритсар, чтобы он возглавил Хармандир Сахиб , который с 1696 года оставался без опекуна. Судьба сикхов на критическом этапе истории сикхов. Он также был учителем Джаниан Бунга (учебного института), позже ставшего известным как «Амритсари Таксал», в настоящее время расположенного в Сато Ки Гали.
Описание его смерти , когда его расчленили на части, стало частью ежедневного сикхского Ардаса (молитвы).
Семья
Родословная
Мани Сингха первоначально звали Мани Рам, и он был сыном Май Даса из Алипура. У него было два старших брата: Джет (Бхаи Джета Сингх) и Даял Дас. [ 2 ]
Мани Сингх был одним из 12 сыновей Май Даса. Его дедом был Рао Баллу, уважаемый воин, генерал армии Гуру Харгобинда . Семья Мани Сингха состояла из выдающихся воинов, в том числе его двоюродный брат Бхагвант Сингх Бангешвар , который был правителем во времена Аурангзеба . Его брат Даяла был убит в Дели вместе с Гуру Тег Бахадуром . Мани Сингх провел значительную часть своей жизни на службе в Хармандир-Сахиб в Амритсаре .
Брак и дети
В возрасте 15 лет Мани Сингх женился на Сито Бай, дочери Раава Лакхи Рая Джадхауна Джадованши Раава (короля) Хайпура Тамевали , который сейчас находится в Пакистане .
Список сыновей Бхаи Мани Сингха:
- Читар Сингх, убит вместе с Мани Сингхом в Лахоре в 1734 году.
- Бачитар Сингх , погиб в битве при Нихане возле Анандпур-Сахиб в 1704 году.
- Удай Сингх , убит в Шахи-Тиби недалеко от Анандпур-Сахиб в 1704 году.
- Анаик Сингх, убитая в битве при Чамкауре в 1704 году.
- Аджаб Сингх, погиб в битве при Чамкауре в 1704 году.
- Аджаиб Сингх, убит в битве при Чамкауре в 1704 году.
- Гурбакш Сингх, убит вместе с Мани Сингхом в Лахоре в 1734 году.
- Бхагван Сингх
- Балрам Сингх
- Деса Сингх – автор Рехат Марьяды (Кодекса поведения) Хальсы.
Семь сыновей Мани Сингха были от его первой жены Сито Бай Джи, а остальные - от его второй жены Кхеми Бай Джи.
Жизнь и работа
Услуги Гуру Хар Рая
Когда Мани Сингху было 13 лет, его отец, Рао Май Дас, отвез его к Гуру Хар Рай в Киратпуре , чтобы воздать должное. [ 3 ] [ 4 ] Мани Сингх провел около двух лет в Киратпуре, служа Гуру Хар Раю, чистя кастрюли и посуду. Он также занимался другими делами. Когда Мани Сингху было 15 лет, его отец обратился к Гуру Хар Раю с просьбой предоставить Мани Сингху разрешение на короткий период. Мани Сингх и его отец вернулись в свою деревню Алипур, где он женился на Биби Ситобай. Впоследствии Мани Сингх в сопровождении своих старших братьев, Бхаи Джетха Сингха и Бхаи Диал Даса , отправился в Киратпур и предстал перед Гуру Хар Раем для служения в его святилище.
Служение Гуру Хар Кришана
После кончины Гуру Хар Рая Мани Сингх начал служить Гуру Хар Кришану . [ 5 ] Когда Гуру Хар Кришан отправился в Дели, Мани Сингх был одним из сикхов, сопровождавших его.
Служение Гуру Тег Бахадура
Когда 30 марта 1664 года в Дели умер Гуру Хар Кришан, Мани Сингх сопровождал мать Гуру Хар Кришана Джи, Мату Сулахани, в Бакалу и предстал перед Гуру Тег Бахадуром для служения. [ 6 ] Старшие братья Мани Сингха, Бхаи Джета Сингх и Бхаи Диал Дас , также прибыли в Бакалу для служения гуру. Мани Сингху в то время было 20 лет. Прослужив некоторое время на служении Гуру Тег Бахадуру, Мани Сингх простился с Гуру и вернулся в свою деревню в Алипуре.
Позже Мани Сингх отправился в Анандпур Сахиб на фестиваль Вайсакхи в сопровождении своей семьи. [ 7 ] Гуру Тег Бахадур тогда только что прибыл в Анандпур Сахиб после проповеднического тура по Востоку. Когда Гуру Тег Бахадур прислушался к призыву кашмирских пандитов и их просьбе о помощи в спасении индуистской религии, [ 8 ] [ 9 ] Гуру Тег Бахадур решил отправиться в Дели. Бхаи Джета, Мани Сингх и несколько других сикхов остались в Анандпуре с Гуру Гобинд Сингхом, чтобы присматривать за ним. Бхаи Мати Дас , Бхаи Сати Дас и Бхаи Диал Дас сопровождали Гуру Тега Бахадура в Дели. [ 10 ] Их арестовали вместе с Гуру Тег Бахадуром и доставили в Дели, где всех казнили.
Служение Гуру Гобинд Сингха

Бхаи Мани Сингх был товарищем детства Гуру Гобинд Сингха . [ 11 ] Он был не ровесником Гуру Гобинд Сингха (в то время его звали Гобинд Рай), а намного старше. Мани Сингх оставался в его компании даже после того, как Гобинд Райджи занял религиозное место в качестве Гуру . Мани Сингх сопровождал Гуру в уединение Паонты , где Гуру Гобинд Сингх провел около трех лет, полностью посвятив себя литературной работе. [ нужна ссылка ]
Мани Сингх был не только великим знатоком священных писаний сикхов и писал книги о сикхи, но также был воином, который неоднократно сопровождал Гуру Гобинд Сингха в качестве одного из его телохранителей. Отважные поступки Мани Сингха в стольких сражениях снискали ему репутацию великого воина. Будучи Диваном (Министром) Гуру, ему приходилось заниматься многими делами в учреждении Гуру. Тем не менее, у него было время изучить сикхские писания под руководством Гуру и он стал опытным богословом. Он приобрел настолько много знаний и понимания Гурбани , что проводил Катху (экспозицию) Грант-Сахиба Сангату ( Конгрегации) как в Анандпур-Сахибе , так и позже в Хармандир-Сахибе .
В 1685 году, когда Гуру Гобинд Сингх отправился в Нахан , по приглашению раджи Медни Пракаша , Бхаи Мани Сингх был одним из сикхов, сопровождавших Гуру.
В 1687 году, когда Гуру получил просьбу о помощи от вдовы Бабы Рам Рая из-за того, что Масанды плохо с ней обращались, Гуру Гобинд Сингх в сопровождении Мани Сингха отправился в Дерах Дун, преподал Масандам хороший урок и поставил их в свои ряды. подходящее место.
В 1688 году, на Барси (годовщине смерти) Бабы Рам Рая, Гуру Гобинд Сингх послал Мани Сингха во главе Джатхи из 50 сикхов, чтобы тот представлял его в Барси.
Бхаи Мани Сингх сопровождал Гуру Гобинд Сингха, когда он пересек берега реки Ямуны в Паонту , штат Химачал . Бхаи Мани Сингх участвовал в битве при Бхангани в 1688 году. защитить Паонту от совместной атаки всех горных раджей. [ 12 ] Мани Сингх показал свое мастерство владения мечом. В этом бою погиб его младший брат Хати Чанд.
В 1690 году в битве при Надауне Мани Сингх проявил огромную храбрость и мастерство владения мечом; настолько, что после победы сил Гуру, [ 13 ] Гуру Гобинд Сингх даровал Мани Сингху титул Дивана (министра).
Создание Хальсы
В 1699 году, в день Вайсакхи , когда Гуру Гобинд Сингх основал Хальса Пантх , а Бхаи Мани Сингх взял Амрит из рук Гуру Гобинд Сингха и от Мани Рама он стал Мани Сингхом.
В этот день были посвящены братья Бхаи Мани Сингха, Рай Сингх, Руп Сингх и Ман Сингх, а пятеро сыновей Мани Сингха также были посвящены в Кхалсы. [ 14 ]
Они были:
- Бачитар Сингх
- Удай Сингх
- Анаик Сингх
- Аджаб Сингх
- Мэджик Сингх
В 1699 году, после того, как Хальса Пантх был создан со знаменитой церемонией Амрит и был рукоположен Рахит Марьяда (Кодекс поведения Хальсы), Гуру Гобинд Сингх отправил Бхаи Мани Сингха и пять других Кхалса в Амритсар с инструкциями завладеть Хармандиром Сахибом. . Бхаи Мани Сингх был назначен Грантхи Хармандира Сахиба, а Джатедар — Акал Тахата. [ 15 ] Таким образом, Мани Сингх стал третьим грантхи Хармандира Сахиба после Бабы Будды и Бхаи Гурдаса . Помимо пения киртана гимнов Грант Сахиб, Бхаи Мани Сингх исполнял Катху (экспозицию Гурбани), которая стала очень популярной ежедневной программой. Был распространен Рахит Марьяда, и были приняты меры для проведения Пахула (посвящения) новообращенным в общину Хальса. В результате усилий Бхаи Мани Сингха большое количество джатов (фермеров) из северного Пенджаба было инициировано как Хальса, число которых росло с каждым днем. Многие из них, вернувшись в свои деревни, уговаривали других взять пахула и стать Хальсасом. Периодически Бхаи Мани Сингх ездил в Анандпур Сахиб, чтобы воздать должное Гуру Гобинд Сингху и держать его в курсе дел и событий в Амритсаре. [ 16 ]
В первой битве, которую Гуру Гобинд Сингх провел после создания Хальса Панта в 1699 году, против Раджи Аджмера Чанда и его сторонников Великих Моголов, Бхаи Мани Сингх и его сыновья были в первой линии сил Гуру. Гуру был настолько доволен храбростью и действиями сыновей Мани Сингха, что после победы в Хальсе Гуру издал специальную Хукумнаму (Указ) в их честь. Сыновьями Мани Сингха, упомянутыми в Хукумнаме, были: Бачитар Сингх, Удай Сингх, Анаик Сингх, Аджаб Сингх и Аджаиб Сингх.
Бхаи Мани Сингх принял активное участие в битве при Надуане в 1704 году. Когда Гуру Гобинд Сингх Джи покинул Анандпур в ночь на 20 декабря 1704 года, его семья разделилась у реки Сирса в замешательстве, вызванном нападением Великих Моголов . Бхаи Мани Сингх отвез Мату Сундри и Мату Сахиб Девана в Дели через Амбалу . [ нужна ссылка ]
В 1704 году Бхаи Мани Сингх сопровождал жену Гуру Сахиба и Мату Сахиба Девана в Талванди Сабо. [ 17 ] где остановился Гуру после победы над армией Великих Моголов при Мукцаре . Здесь Гуру Гобинд Сингх по памяти читал текущую версию Гуру Грантх Сахиб, а Бхаи Мани Сингх записывал ее. [ 18 ]
Когда Гуру Сахиб покинул Агру с императором Бахадур Шахом в Нандед в 1707 году, его сопровождали Мата Сахиб Деван и Бхаи Мани Сингх. После этого Бхаи Мани Сингх сопровождал Мату Сахиба Девана обратно в Дели, где она прожила с Матой Сундри до конца своей жизни. [ нужна ссылка ]
Служба Банда Сингха Бахадура
После Банда Сингха Бахадура казни в 1716 году Хальса покинули свои дома и бежали в джунгли Пенджаба , горы Сивалик-Хиллз и пустыни Раджпутаны . [ 19 ]
Роль в истории сикхов
Ученый

Бхаи Мани Сингх выступал в роли писца, когда Гуру Гобинд Сингх Джи диктовал Шри Гуру Грантху Сахибу . [ 20 ]
Бхаи Мани Сахиб собрал Гурбани (буквально «Слово Гуру») Гуру Гобинд Сингха Джи и собрал его в Гуру Грантх. Сахиб (живой гуру сикхов). [ 21 ] [ 22 ] Сочинения, включенные в Дасам Грантх, были написаны в разное время самим Гуру.
Он расширил первый из Вааров Бхаи Гурдаса до жизни Гуру Нанака, которую называют Гьян Ратнавали. [ сломанный якорь ] . [ 23 ] Мани Сингх написал еще одну работу, « Бхагат Ратнавали» (иногда называемую «Сикхан ди Багхат Мала» ), расширение одиннадцатого «Ваара» Бхаи Гурдаса, которое содержит список известных сикхов до времен Гуру Хар Гобинда. [ нужна ссылка ]
Утверждается, что в качестве гранти Дарбара Сахиба в Золотом храме Бхаи Мани Сингх также составил Ардас (Мольба) в его нынешнем формате; он также положил начало традиции упоминать деяния различных гурсихов . с мольбами [ нужна ссылка ]
Лидерство в Хармандир Сахиб

Бхаи Мани Сингх, который находился под руководством Гуру Гобинд Сингха в 1690-х годах, принял Хармандир-Сахиб в Амритсаре в середине 1699 года из Минаса. [ 24 ] После посвящения жителей Маджхи в Хальса Пантх Бхаи Мани Сингх вернулся в Анандпур Сахиб . чтению Гурбани Бхаи Мани Сингх активно обучал сикхов и ее философии.
По данным некоторых Хукамнам , Бхаи Мани Сингх возглавлял храм в 1716 году. Период жесточайших преследований он провел после 1716 года в деревне Баганвала в районе Джанг .
В 1720 году Мата Сундер Каур узнал о разногласиях, которые назревали между военными группировками Тат Хальса (секта Хальса, которые были строгими последователями Гуру Гобинд Сингха) и Бандай Хальса (секта Хальса, которая считала Банда Сингха Бахадура своим гуру). из сикхов. Она назначила Бхаи Мани Сингха грантхи Хармандира Сахиба и отправила его в Амритсар вместе с мамой Кирпал Сингхом (Чанд), дядей по материнской линии Гуру Гобинд Сингха Джи. По прибытии в Амритсар в 1721 году Бхаи Мани Сингх восстановил мир между Хальсами, бросив жребий, и Тат Хальса был объявлен победителем, и привел в порядок дела Хармандира Сахиба. [ нужна ссылка ]
После казни Бхаи Мани Сингха следующим видным лидером сикхов стал Наваб Капур Сингх (1697–1753).
Исполнение
Около 1737 года Бхаи Мани Сингх обратился к губернатору Лахора Закарии Хану с просьбой разрешить провести фестиваль Дивали в честь Банди Чхор Дивас в Хармандир-Сахиб . Разрешение было получено за дань в размере рупий. 5000. [ 25 ] Он надеялся, что сможет выплатить эту сумму из пожертвований, которые будут сделаны сикхами, приглашенными приехать, и с этой целью давал посвящения различным сикхам. Губернатор вместе с Диваном Лакпат Раем [ 26 ] У него были другие намерения, и он послал секретный приказ своим войскам совершить внезапное нападение на сикхов во время фестиваля. Бхаи Мани Сингх узнал об этом плане и отправил сообщение сикхам, чтобы они не приходили; те, кто это сделал, ушли из-за присутствия военных сил и подозрительных перемещений офицеров. [ 27 ] Таким образом, никакие деньги не могли быть собраны или выплачены правительству; и Бхаи Мани Сингха было приказано казнить.
Бхаи Мани Сингха в цепях доставили в Лахор; когда он не смог заплатить взносы, которые он согласился заплатить Моголам (чтобы законно провести мероприятие), ему было приказано принять ислам. Отказавшись отказаться от своих убеждений, он был приговорен к смерти через расчленение . [ 28 ] Когда палач начал начинать с запястий, Бхаи Мани Сингх напомнил палачу о приговоре, напомнив палачу о его наказании и о том, чтобы начать с суставов рук. [ 29 ]
Бои Бхаи Мани Сингха
- Битва при Бхангани (1688 г.)
- Битва при Надауне (1691 г.)
- Битва при Анандпуре (1699 г.)
- Битва при Амритсаре (1709 г.)
См. также
- Брат Нанд Лал
- Банда Сингх Бахадур
- Брат Тара Сингх Ван
- Наваб Капур Сингх
- Сарбат Халса
- Бхагвант Сингх Бангешвар
Ссылки
- ^ Сингх, Патвант (2007). Сикхи . Случайный дом в цифровом формате. ISBN 9780307429339 .
- ^ Сурджит Сингх Ганди (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1606-1708 гг. н.э., Атлантика. п. 588.ISBN 978-81-269-0858-5 .
- ^ Чаухан, Гурмит (2005). Евангелие сикхских гуру . Хемкунт Пресс. п. xi. ISBN 9788170103530 .
- ^ Осборн, Эйлин (2006). Священные книги Б. Фоленс Лимитед. п. 32. ISBN 9781843036135 .
- ^ Ралхан, ОП (1997). Великие гуру сикхов: Банда Бахадур, Ашт Ратнас и т. д.: Том 5 книги «Великие гуру сикхов», «Великие гуру сикхов» . Anmol Publications Pvt Ltd. с. 64. ИСБН 9788174884794 .
- ^ Ганди, Сурджит (1987). «Брат Мани Сингх». Сикхское обозрение . 35 (397–408): 12.
- ^ Тезисы сикхских исследований . 4 : 24. 2002.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Кашмирские пандиты: взгляд в будущее . Издательство АПХ. 2001. с. 184. ИСБН 9788176482363 .
- ^ Читкара, М.Г. (2002). Кашмирский шиваизм: в осаде . Издательство АПХ. п. 208. ИСБН 9788176483605 .
- ^ Сингха, HS (2000). Энциклопедия сикхизма . Хемкунт Пресс. п. 56. ИСБН 9788170103011 .
- ^ Сингх, Патвант (2007). Сикхи . Случайный дом в цифровом формате. ISBN 9780307429339 .
- ^ Найар, Гурабаджан (1992). Сикхи в ферментации: битвы сикхских гуру . Мичиган: Национальная книжная организация. п. 12. ISBN 9788185135571 .
- ^ Ганди, Сурджит (1999). Сикхи в восемнадцатом веке: их борьба за выживание и превосходство . Братья Сингх, с. 98. ИСБН 9788172052171 .
- ^ Ганди, Сурджит (2007). Пересказ истории сикхских гуру, 1606–1708 гг. Н. Э. Том № 2 . Atlantic Publishers & Dist. п. 1092. ИСБН 9788126908585 .
- ^ Дилагир, Хараджиндар (1995). Акал Тахт Сахиб (издание 2) . Сикхский образовательный фонд. п. 99.ISBN 9780969596417 .
- ^ Ганди, Сурджит (2007). Пересказ истории сикхских гуру, 1606–1708 гг. Н. Э. Том № 2 . Atlantic Publishers & Dist. п. 1092. ИСБН 9788126908585 .
- ^ Мерфи, Энн (2012). Существенность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. п. 32. ISBN 9780199916290 .
- ^ Маколифф, Макс (2013). Религия сикхов: ее гуру, священные писания и авторы . Издательство Кембриджского университета. п. 223. ИСБН 9781108055475 .
- ^ Сингх, Маунтин (2001). Сикхи в истории . Нью-Дели: необычные книги. п. 96. ИСБН 8190065025 .
- ^ Маколифф, Макс (2013). Религия сикхов: ее гуру, священные писания и авторы . Издательство Кембриджского университета. п. 223. ИСБН 9781108055475 .
- ^ Джохар, Суриндер (1999). Гуру Гобинд Сингх Многогранная личность . MD Publications Pvt. ООО с. 119. ИСБН 9788175330931 .
- ^ Сингх, Никки-Гуниндер (2011). Сикхизм: Введение . ИБТаурис. п. 46. ИСБН 9781848853218 .
- ^ Сингх, Бхупендер (23 декабря 2022 г.). Баба Нанак Шах Факир (1-е изд.). Издательство Blue Rose. п. 23. ISBN 9789357046602 .
4. Бхагат/Гьян Ратнавали Мани Сингха: Эта работа была написана примерно в восемнадцатом веке (между 1675 и 1708 годами нашей эры) Бхаем Мани Сингхом, преданным Гуру Гобинда, и представляет собой лишь изложение первой песни Бхаи Гурдаса. Он не претендует на добавление информации о Гуру Нанаке. Историческая ценность «Бхагат Ратнавали» огромна, поскольку он основан на первом Варе Бхаи Гурдаса и не содержит воображаемых событий. Также он записывает все эпизоды в хронологическом порядке и позволяет избежать ошибок других джанамсахи. Бхагат Ратнавали важен в том смысле, что в списке спутников и учеников Гуру Нанака, содержащемся в этой книге, нет упоминания о Бала Сандху.
- ^ Дханоа, Сурейн (2005). Радж Карега Хальса . Издательство Санбун. п. 146.
- ^ Джохар, Суриндер (1998). Святыни сикхов . MD Publications Pvt. ООО с. 27. ISBN 9788175330733 .
- ^ Ситал, Сохан (1971). Расцвет власти сикхов и махараджа Ранджит Сингх . Мичиган: Дханпат Рай. п. 183.
- ^ Ситал, Сохан (1971). Расцвет власти сикхов и махараджа Ранджит Сингх . Мичиган: Дханпат Рай. п. 183.
- ^ Ситал, Сохан (1971). Расцвет власти сикхов и махараджа Ранджит Сингх . Мичиган: Дханпат Рай. п. 184.
- ^ Сахота, Сохан (1971). Судьба сикхов . Мичиган: Стерлинг Паблишерс. п. 14.
Дальнейшее чтение
- История сикхских гуру, пересказанная С. Сурджитом Сингхом Ганди: 1606–1708 гг. Н. Э.
- Шахид Билас: Бхаи Мани Сингх, автор Джани Гарджа Сингх
- Прачин Пантх Паркаш, (редактор) Бхаи Вир Сингх, издание для Нью-Дели, стр. 222–223, Раттан Сингх Бхангу.
- Энциклопедия сикхской литературы, Махан Кош, 1974, сноска, стр. 951.
- Гурмат Судхакар, Бхаша Вибхаг, 1970, стр. 221, Бхаи Кан Сингх Набха.